Европейские доспехи и оружие XV-XIX веков. Доспехи 18 века


Зачем нужны полные доспехи в 18 веке?: evan_gcrm

Источник: apxiv

При исследовании темы оспы как первого оружия массового поражения, возник побочный вопрос почему в 18 веке английский генерал Джеффри Амхерст изображен на портрете в полном рыцарском доспехе? Первое пришедшее в голову объяснение - сильно он боялся индейцев, дорожил своим начальственным телом. А против индейских стрел и дротиков такой индивидуальный танк-тотальный бронежилет очень даже хорошо помогал. Вообще, для завоеваний отсталых народов отличная штука - для них страшный как Кащей Бессмертный, а внутри вполне комфортно, только поглядываешь вокруг как в смотровую щель танка и наслаждаешься неуязвимостью, так сказать, полный доспех - признак повышенной ссыкливости.

Портрет генерала Джеффри Амхерста, командовавшего во 2-й половине 18 века английскими войсками в Северной Америке

Полный доспех у рыцаря и лошади, причем у лошади ноги скрыты занавеской чтобы затруднить прицеливание, получается реальный танк:

Везде пишутЪ что полные рыцарские доспехи стали сходить на нет в 15-16 веках, а тут оказывается и в 18 веке искусство изготовления и потребность в них существует. Но также пишутЪ будто на портретах изображали доспехи как некий символ, а так будто бы их и не было. Быстренько нагуглил небольшую подборку аналогичных портретов 18 века в доспехах:

Фридрих Вильгельм 1 в доспехах

Кристиан Август (князь Ангальт-Цербста) :Fürstbischof Christian August

портреты Петра-1 в латах

Алексей (сын Петра-1)

портреты императора Петра II в парике и латах

портреты Петра-3 в латах

граф Борис Петрович Шереметев

портреты гетмана Мазепы

портрет графа Г.Г. Орлова в латах. 1762–1763.

Эрнст Иоганн Бирон

Это что, весь мир был под влиянием некоей моды на доспехи? В Петербурге при Екатерине-2 дважды проводили так называемые карусели, где дамы метали дротики с колесниц, а мужчины сражались в разных боевых костюмах, в том числе и полных доспехах!

Не многовато ли средневековья для 18 века? Наверное, где-то этот вопрос обсосан до косточек, но мне навскидку удовлетворительного объяснения найти не удалось.

Кольчуга уральского казака 18-19 века

Табличка с легендой крупным планом

Почему на табличке написано 18й - 19й век, а, не 5й-10й спросите? Да, очень просто! Сфотографировал я эту кольчугу в маленьком городке Верхнеуральске, где, согласно традиционной истории, ни русских, ни цивилизации не было до 1734го года, когда этот городок и был основан как небольшая пограничная крепость. То есть, кольчуга никак не могла сюда попасть и сохраниться до середины 18 века. Ну, и, соответственно, значит и изготовлена примерно в это же время, а, не древними ассирийцами. Большое спасибо сотрудникам Верхнеуральского музея!

И вот еще в Судане даже во второй половине XIX века все еще производились кольчуги для всадников. Такая кольчуга весила 13,4 килограмма. В Московии кольчуги были в ходу даже при Петре Первом. Башкирские лучники использовали этот вид доспехов в дни Отечественной войны 1812 года. В кольчуги, шлемы и стальные налокотники долгое время был одет российский императорский конвой, состоявший из горцев Кавказа.

Похоже это совсем не аллегория, а совершенно натуральное изображение формы военных того времени на медали «Занятие Тавриза» 1827 года. Музей истории Азербайджана, Баку:

evan-gcrm.livejournal.com

Доспехи рыцарей Средневековья: фото и описание

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий – идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков – излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция – начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей – ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В Средние века подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток – вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество – доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи – вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя – настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия – родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на рыцарские турниры. На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром. Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

  • Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
  • Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
  • Шоссы - кольчужные чулки.
  • Рондаш - щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

fb.ru

Доспехи самураев. Выставка японских доспехов.

Доспехи самураев всегда привлекали внимание своей яркостью, и красочностью и своей необычностью — они не похожи больше ни на какие другие. Тем не менее по совокупности своих защитных качеств они мало чем отличались от куда более прозаических доспехов стран Запада. Сила самурайской брони была в деталях: доспехи — функциональны и даже самая небольшая деталь имела свое назначение.

На одиннадцатый день первого месяца каждого года, шлем и доспехи даймё (феодального князя) обычно выставлялись в шоин его резиденции, комнате для приема гостей. Его знамена и штандарты, или личные флаги, развевались в саду, чтобы обеспечить благоприятный год. Давайте, как гости князя, прогуляемся по шоин и посмотрим на доспехи — не только как средства защиты, но и символы силы и власти, а также на редкость красивые творения.

  • Конные самураи

    В конце 4 — начале 5 века в Японию из Китая завезли лошадей. Если раньше в сражениях участвовала только пехота, то теперь к ним добавилась еще и конница, что создало решающий перевес над местными владыками. Лошади были также важны в мирный период Эдо (1615 — 1868). Только самураям определенного ранга разрешалось ездить верхом. Во время парадов, шествий и церемоний животные демонстрировали престиж и мощь своих владельцев.

  • Самурайские доспехи Тати-до тосэй-гусоку, XVII век

    В доспехах Тати-до торс был защищен жесткой клеткой, состоящей из двух частей, которые соединялись под левой рукой. Доспехи собирались из отдельных железных пластин (хон-кодзанэ), которые были покрыты лаком, позолочены и стянуты вместе с шелковой тесьмой.

  • Мелкие пластинки, из которых собраны доспехи

    Из всех видов доспехов, эти был самый трудоемкими, но являлись хорошей защитой от стрел.

  • Самурай в доспехах Татидо тосэй-гусоку на лошади, XVII век

    В этих доспехах, кираса (до), наплечники (содэ) и латная юбка (кусазури) строятся из рядов горизонтальных железных полос, которые были покрыты черным и золотистым лаком. Пластины скреплялись вместе шелковыми шнурами. По сравнению с более старыми доспехами, собранными из небольших отдельных пластинок, эти доспехи были легче и проще в обслуживании.

  • Конные доспехи

    До семнадцатого века лошади самураев не защищены броней. В живописи этих ранних периодов, на лошадях можно увидеть только вожжи, упряжь и функционально-красивые седла и стремена. В 1600 годы стали появляться картины с изображением более сложных воинских лат, а также маски и лакированно-кожаные доспехи для лошадей. В период Эдо (1615 — 1868) для участия в торжественных процессиях, лошадей наряжали в более роскошные и изысканные доспехи.

  • Лошадиная маска, XIX век

    Бамен (bamen) — лошадиная маска, — которая защищает голову лошади, не закрывая глаза животного, впервые появилась в семнадцатом веке и использовалась в основном в военных шествиях. Бамен часто были сделаны из вареной кожи, которая была сформована и лакированна. Это восхитительно устрашающая маска в комплекте с рогами и золотыми клыками превращала лошадь в мифическое существо.

  • Ёкохаги-до — кираса с горизонтально расположенными планками, XVIII век

    Эти доспехи яркий пример того, как цвет — красно-лакированных пластины и синяя шнуровка кирасы — и впечатляющий шлем ( XVII век) помогает воину выделиться на поле боя. Золотые санскритские символы на рукавах, и дракон, охваченный огнем на шлеме, являются эмблемами буддийского божества Фудо Мёо. Буддийские мотивы часто появляются на латах самураев для божественной защиты.

  • Доспехи Нимайтати-до тосэй-гусоку 18 века, шлем 16 века

    В доспехах нимайтати-до кираса состоит из двух частей и немного сужается в талии, так чтобы основной вес ложился на бедра. Китайский лев (шиши) из лакированной древесины присел в прыжке на шлеме. Нарукавники украшены драконом, обвившимся вокруг обоюдоострого меча (кен), который является атрибутом буддийского божества Фудо Мёо, грозного Недвижимого. Герб из мальвы на плечах, свидетельствует, что доспехи были сделаны для рода Мацудайра.

  • Доспехи Могами-до, середина XIX века

    После войны годов Онин — Буммэй (1467 — 1477) появились первые экземпляры доспеха могами-до (по названию местности Могами, где впервые начали его производить), ставшего прообразом доспехов нового образца — тосэй-гусоку, «современных доспехов». Кираса новых доспехов, в отличии от старых состояла из цельнометаллических полос на груди и спине. Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или домару.

  • Сложная шнуровка на доспехах могами-до

    Эти доспехи могами-до были созданы двумя мастерами школы Мётин. Мётин — это старейшая прославленная школа по изготовлению доспехов. Свою благородную фамилию, которая обозначает «светлое сокровище», они получили от императора Коноэ правившего в 12 веке. Оружейный мастер, который создал шлем, Мётин Мунэкару, известен как создатель доспехов, которые сёгун Токугава подарил королеве Виктории.

  • Остроконечный шлем судзибати кабуто 14 — 16 века и полумаска 16 — 17 века

    Этот традиционный шлем состоит из шестидесяти двух пластин, усатой полумаски и скульптурной фигуры Фудо Мёо, грозного Недвижимого. В учении эзотерических школ буддизма, Фудо Мёо описывается как гневная форма Великого Будды, всемогущее божество, который разрушает все препятствия на пути просветления.

  • Налобное украшение маедате, XVIII век

    Это уникальное маедате, украшение для налобной части шлема, напоминает главу мифического животного, частично свирепой птицы, частично рыбы. Украшение было смоделировано с использованием техники сухого лака — лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо на деревянную основу (мокусин-кансицу) чтобы создать форму. Белый конский волос, мелкие зубы и крылья придают налобному украшению устрашающий вид.

  • Шлем, имитирующий голову (зунари-кабуто), 1600 год

    Этот шлем имитирует человеческую голову с пучком волос (мотодори), как носили японские воины. Мех медведя был выбран для имитации человеческих волос.

  • Остроконечный шлем с большими заклепками, 1730 год

    Шлем Судзибати кабуто состоит из радиальных пластинок железа, соединенных крупными заклепками (хоси) и приподнятыми швами (содзи). Шлем украшен посеребренными железными стрекозами на решетке из золотой листвы и гербом рода Мацудайра. В период Эдо (1603 — 1868 год) представители этого рода контролировали немало удельных владений (ханов), благодаря своим родственным связям с домом сёгунов — семьёй Токугава.

  • Украшение на шлеме самурая

  • Доспехи Окэгава-до, конец 16 — начало 17 века

    Эта кираса и внушительный сасимоно (высокое украшение, которое крепилось в специальных гнездах на спинной пластине панциря) характерны для конца 16 века, когда межклановая вражда достигла небывалого накала и воины стремились выделиться на поле боя. Сасимоно изготовлен из позолоченной, лакированной японской бумаги (васи), и представляет собой три пера. Видимый издалека, но слишком хрупкий для боя, он, вероятно, одевался когда самураи обозревали поле битвы или принимали участие в процессии или церемонии.

  • Доспехи Нуинобэ-до тосэй-гусоку, 1600 год

    Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые соединялись на шарнирах слева, и закрывались при помощи шнуровки на правой стороне. Лобовое украшение на шлеме представляет собой два листа кири (павловнии) с имперской хризантемы в центре. Нарукавники украшены гербом рода МориСамурайский командный сигнальный двусторонний веер дополняет доспехи самурая.В 16 веке род Мори был одним из многих небольших самурайских родов провинции Аки. Его политический курс менялся в зависимости от движения могущественных войск западного или южного соседа. Ситуация изменилась к 17 веку — род завоевал земли южного и северного соседей, а в 1868 род Мори стал одним из инициаторов реставрации Мэйдзи, основал новое правительство, которое положило начало созданию Японской империи. Хотя военная организация Мори распалась, сам род сохранился по сей день.

  • Доспехи до-мару, кираса 17 века, шлем 1550 года

    Название до-мару в приблизительном переводе значит «огибающий туловище». Этот доспех предназначался для воинов низшего ранга — «рядовых» самурайских дружин. В доспехе до-мару спину и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок, что делало доспех подвижным и подходящим для пешего боя на ближней дистанции. Собранная из отдельных пластин, кираса до-мару легко подгонялась под владельца.

    Кираса выполнена из сочлененных пластинок с прошивкой из оленьей кожи, и шлем украшен стрелками из сплава золота и меди (сякудо). Эта броня несет фамильный герб рода Мизуно.

  • Шнуровка на броне до-мару

  • Кукла-воин, изображающая легендарного императора пятого века Одзин, Япония, 19 век

    Фамильные доспехи и куклы, изображающие знаменитых воинов из японской истории были выставлены на обозрение в самурайских домах каждую весну во время фестиваля, известного как Танго-но сэкку. Сегодня это событие стало ежегодным Праздником мальчиков, куклы, одетые в самурайскую броню с миниатюрными мечами, выставляют на показ, чтобы выразить пожелания здоровья, счастья и долгих лет жизни.

  • Хитатарэ, Япония, 19 век

    Хитатарэ, рубашка, и хакама, мешковатые брюки, традиционно одевались под доспехи. Это хитатарэ было пошито из красновато-коричневой парчи украшенной тканым узором из пионов, символа богатства, удачи и храбрости.

  • Японский колчан (юми-дай) с двумя луками и стрелами, 18 век

    Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука — 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть — деревянная, а внутренняя — бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы — около 60 метров, для мастера — до 120 метров.Луки, стрелы и колчан украшены гербом рода Токугава, воинского клана, который правил Японией в период Эдо.

  • photowanderers.com

    Европейские доспехи и оружие XV-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

    Зал 3. Витрины 22,23,24. В Оружейной палате представлены оборонительные и турнирные доспехи, холодное и огнестрельное оружие работы западноевропейских мастеров XV-XIX веков. Рыцарские доспехи обычно изготовлялись по фигуре человека, части их скреплялись ремнями и шарнирами. Вес доспеха достигал 30-35 килограммов, поэтому бой в нем можно было вести только на лошади. Самый ранний экспонат коллекции - немецкий готический доспех XV века, отличающийся красотой формы и соразмерностью всех частей. Вытянутые носки поножей, прикрывающие стопы, соответствовали форме обуви того времени. Под такой доспех надевали кольчугу, сплетенную из тонких колец. Интересен максимилиановский доспех начала XVI века. Своим названием он обязан германскому императору Максимилиану I (1459-1519), которому приписывали его усовершенствование: чеканку желобов, заставляющих скользить меч и копье противника. Форма доспеха изменилась в соответствии с модой одежды. Пышные простеганные кафтаны сделали округлыми нагрудник и оплечье. Тупые носки поножей соответствовали новой моде. В XV-XVI веках в Европе большой популярностью пользовались рыцарские состязания - турниры, которые походили на театральные представления. Турнирный доспех отличался от боевого большим весом, а также чеканными гравированными и золочеными украшениями. В Оружейной палате хранится турнирный доспех XVI века французской работы для пешего состязания. Широкие пластины, образующие юбку, не стесняли движения. Турнир был пышным красочным зрелищем, но участие в нем было сопряжено с опасностью. Жизнь рыцаря, участвующего в турнире, зависела от выносливости и защищенности его коня, поэтому рыцарь заказывал доспех и для своего боевого коня. Большой популярностью у рыцарей XVI века пользовались доспехи знаменитого нюрнбергского художника-металлиста Кунца Лохнера. Его работа - полный парадный доспех на рыцаря и лошадь - выставлена в отдельной, 23 витрине. Это подарок польского короля Стефана Батория русскому царю Федору Ивановичу в 1584 году, о чем в архивных документах имеется запись: «В лето 1584 июня 22 посол короля Стефана Батория Лев Сапега в дарах поднес сбрую позлатистую на коня и человека». Доспех украшают выпуклые медальоны с чеканным изображением мифологических фигур и полосами некогда золоченого орнамента. Кроме Оружейной палаты работы Кунца Лохнера сохранились в музеях Стокгольма, Дрездена, Мадрида, Парижа и Берлина. Надо сказать, что практического применения на Руси рыцарские доспехи не получили. Они хранились у царей и бояр как заморские диковинки. В витрине представлены двуручные рыцарские мечи. Длина их - до полутора метров, вес - от 2 до 4 килограммов, поэтому держали их двумя руками за длинную рукоять. Мечи с волнообразными клинками обладали большей силой удара и меньше скользили по поверхности доспеха. В витрине экспонируются образцы огнестрельного оружия XV-XVII веков. Древнейшим ручным огнестрельным оружием является кулеврина, выполненная мастерами XV века. Заряд в ружье воспламенялся длинным горящим фитилем, похожим на ужа. От французского couleuvre ("уж") идет и его название. На смену простому фитилю появляется фитильный замок - механизм для воспламенения заряда. Он просуществовал до конца XVII века. Голландские мушкеты начала XVII века, снабженные такими замками, были главным вооружением пехоты. Весили они от 6 до 8 килограммов, поэтому при стрельбе ствол клали на подставку, которую втыкали в землю. В конце XV века появился другой способ воспламенения заряда - кремневый колесный замок. Его появление связано с именем Леонардо да Винчи - великого художника и ученого эпохи Возрождения, в трудах которого найдена схема нового механизма. Появление новой конструкции имело большие последствия в военном деле: огнестрельное оружие получила кавалерия. Пружину, вращавшую колесико-огниво, заводили ключом. Это было неудобно, но тем не менее в начале XVI века появились карабины, пистолеты, аркебузы с подобными замками. К 80-90-м годам относятся пистолеты (слева в витрине) с кремнево-колесным замком, выполненные мастерами Нюрнберга и Аугсбурга. Но уже в середине XVI века распространяется более надежный механизм для воспламенения заряда - кремнево-ударный замок. Искра высекалась при ударе кремня о стальную пластинку. Замки новой конструкции имеют карабин и пара пистолетов, подаренные царю Михаилу Федоровичу в 1630 году голландским торговым агентом К.Демулином. Со второй половины XVII и до конца XVIII века и по техническому совершенству, и по художественному оформлению выделяется оружие, созданное парижскими мастерами. В Оружейной палате хранятся произведения известных парижских мастеров, таких, как Шасто и Пироб. Бертран Пироб работал в королевской мастерской Лувра. В конце XVIII века изготовление подарочного оружия производилось в мастерских Версаля, руководил мастерскими художник-оружейник Никола Ноэль Бутэ. В 1814 году русскому генерал-фельдмаршалу Ф.В.Остен-Сакену (губернатор Парижа по 1818 год) парижанами был подарен набор оружия: двуствольный штуцер, пара пистолетов и шпага в белых ножнах с лазуритовой рукоятью, украшенной крупным бриллиантом. Набор был выполнен в стиле ампир мастером Н.Н.Бутэ в начале XIX века. Для стиля ампир было характерно изображение символов военно-героического характера, античных воинов, грифонов, орлов. Здесь же охотничьи ружья и карманные пистолеты конца XVIII - начала XIX века, сработанные английскими и бельгийскими мастерами, к которым переходит первенство в оружейном деле.
    Расскажи друзьям :
    Недорогие гостиницы в Москве

    www.armoryhall.ru

    Куда исчезли доспехи?

    Страшила мудрый 25-10-2006 19:31

    Что вы думаете по этому поводу, знатоки военной истории?Обычно исчезновение доспехов объясняется развитием огнестрельного оружия. Но ведь это нелепое объяснение. Ещё в 1-й половине 19-го века, до появления скорострельных винтовок, пехота после первого залпа решала исход боя штыком. А кавалерия даже в начале 20-го века основным оружием имела пику и саблю. От них доспехи прекрасно защищали, почему же людей лишили защиты?Я не предлагаю одеть будёновца в музейную кольчугу. Небольшой шлем, кираса, маленький щит на левую руку для отражения сабельных ударов. А у пехотинца ещё дешевле и проще: мягкий нагрудник из 10-ти слоёв прочного брезента. Компактно, удобно, и удар штыка выдержит, и на кочку можно подстелить, чтобы на мокром не сидеть.Вы скажете: это нелепо? Доспехи рядом с танками и пулемётами. А скакать с голым пузом на пики лепо? А каски, которые появились, когда припёрло? От винтовочной пули они ведь тоже не защищали, однако живы и сейчас, в век высокоточного оружия. А армейские бронежилеты?У кого какое мнение?

    Mosinman 25-10-2006 20:10

    Тактика поменялась, потому и доспехи пропали, не побегаешь в них. А вот в окопной войне, где расстояния малы, опять появились, в первую мировую.

    SePo 25-10-2006 20:38

    Заджаржавели все, да и металлолом ныне в цене )))а сер.езно - утратили былую актуальность, и "вымерли". Правда - не до конца - вон и "броники", и "сферы", и прочий кевлар-титан-керамика - чам не наследнички?

    Student 25-10-2006 20:51

    Грабенпанцеры тоже не особо прижились - тяжелы. Носили их с сильной неохотой, полагая, что подвижность важнее, и груз переносимый лучше увеличивать не засчет брони, а засчет боезапаса. В окопе дежурному - ладно. Хотя от осколка снаряда (основная причина потерь с начала прошлого века) спасет только бронеколпак.

    Советские нагрудники полегче были, поудобнее. Но тоже не подходили для долгого ношения. Одно дело рыцарю на коне, другое дело солдату на своем горбу...

    Проблема та же абсолютно - брезент, намокнув, весить буде-ет! Много. Кольчуга и доспех защищали только при скользящем ударе копья или пики. А сила его велика - масса всадника с конем пополам, на квадрат скорости коня, а результат на площадь острия пики. Это, конечно, грубо, система не жесткая, но... Щит для отражения сабельных ударов - хорошо. Но револьвер или пистолет для недопущения таковых - лучше. Рук-то две, вот и выбираем наиболее нужное.Плюс масса защиты.

    Даже советские бронежилеты времен Афганистана из-за своей массы нередко не находили применения. Теперь же, кто побагаче, применяют противоосколочную "броню", противопульная остается довольно тяжелой. Правда, применение новых материалов дает надежду на широкое внедрение легого бронежилета с защитой от пуль автоматного калибра и винтовочных пуль со средних дистанций.

    С уважением, Студент

    п-ф 25-10-2006 20:52

    Ну допустим нарезной винт середины 19 века пробивал любые доспехи и то что за ними. Крепостные ружья со стальными пулями тоже, только на расстоянии километра. Тем не менее вопрос защиты пехотинца с помощью ранца вногократно поднимался. Ранец с барахлом - 75 патрон, ложка, кружка и пр., поставленный перед лежащим солдатом, пуля не пробивала. Если пробивала, то не убивала. 43й прусский полк в битве при Гэ..., Гы..., блин забыл, применили носку ранцев на груди в целях защиты от пуль. (как только стреляли из своих дрейзе - хз. небось от пуза. Гы.) Но уже появились ложемент(стрелковая ячейка) и МСЛ. Правда в 70е годы вес снаряги, патроноф, оружия и еще плюс лопаты, считался обременительным для солдата, хотя окоп уже начал рулить....Доспехи в русской армии присутствовали чуть не до революции. В кацстве парадного атрибута, в царском Конвое, но зато по полной - кольчуга до колен, стальная шапка с кольчужным шлейфом, наручи...

    Mower_man 25-10-2006 22:05

    завершение атаки ударом в штыки - заблуждение, как и сабля кавалериста...уже при Наполеоне, основные потери пехты и кавалерии на полях сражений были от артиллерии... подзабыл порядок цифр, если не соврал, больше 50%, далее - потери по болезням (вши, дизентерия, стертые ноги, инфекции раневые и проч атисанитария), а на штыки и сабли приходилось несколько процентов, меньше 10...

    Mosinman 25-10-2006 22:45

    Я читал, что в Гражданскую, в США, впервые в истории, боевые потери войск, превысили небоевые.Боевые же были от артиллерии в основном и ружейного огня.

    Student 25-10-2006 22:53

    Дрейзе и вс безоболочка - легко деформируемая пуля, могла и в ранце засесть. Оболочечные уже шили навлет и лошадь, и кавалерста с ранцем на всех разумных дистанциях винтовочного огня.

    Потому и стали рулить ложменты и пехотные лопаты, принятые, кстати, еще в конце позапрошлого века повсеместно. Но даже небрежно утрамбованный тонкий бруствер пуля шила на ура, вспомним НСД по любому оружию под винтовочный патрон.

    Если при Наполеоне были десятки процентов потерь от ХО, то уже в РЯВ - проценты и их доли, в ПМВ копейки, позднее и вовсе ничтожное число.

    Но снова-таки, сабельный удар и укол пикой на всем скаку различаются по энергетике почти так же, как удар газетой по уху и молотком по зубам. В первом случае сила всадника, хотя и дополненная движенем коня, во втором энергия идущих на приличной скорости нескольких сот килограммов, размазанная на квадратные сантиметры площади копья. При уколе (сабли английские начала прошлого века и американские того же периода больше напоминают колющее, чем рубящее оружие) примерно то же. С тем ограничением, что кисть не железная.Русская шашка хороша при рубке, но менее пригодна для укола, в целом, более универсальна, чем ее английский аналог. Но даже от шашечного укола вряд ли спасет брезент. Зато огромное количество людей, получивших сабельный удар, остается в живых, нередко даже в строю. Несмотря на длинные и пугающего вида шрамы.После пики выживших немного. Но магазинка и пулемет сняли вопрос с повестки дня, так как до удара пикой и работы шашкой еще доскакать надо, живым. Эффективность же брезента или ранца против оболочечной малокалиберной пули конца XIX-начала XX века нулевая.

    Хотя батин друг, служивший в Афгане, рассказывал, что его сослуживца спас ранец и нагрудник, так как пули не остановил, но отклонил их, отобрал часть энергии, и по нагруднику с магазинами пришелся более слабый удар. Человек был ранен, но излетная автоматная пуля не проникла глубоко и не повредила внутренних органов. Случай удивительный, и расчитывать на его постоянное повторение неразумно.

    Парадная форма другое дело. Чего стоит гвардия "бифитеров" в Англии и королевская гвардия Монако, с их древними костюмами.Самое забавное, что кирассиры французской армии кирассы применили последний раз в 14 году. Само собой, без успеха.

    С уважением, Студент

    Страшила мудрый 26-10-2006 13:54

    Насчёт кавалерии согласиться не могу - кавалерия занималась именно РУБКОЙ и КОЛКОЙ до середины 20-го века. На всех кадрах хроники кавалеристы идут в атаку с шашками и пиками, карабин за спиной. И доспехи здесь необходимы. Насчёт прочности - вопрос другой, здесь дело за инженерами, пусть думают, кираса может быть с наклонными листами, как лоб у тридцатьчетвёрки, например, чтобы пика соскальзывала.

    Keeper 26-10-2006 17:19

    Только давайте учтем - как часто кавалерии приходилось атаковать в конном строю "до середины 20-го века". Когда уже в начале этого самого века кавалерия в массе превратилась в "ездящую пехоту". Знаменитая атака поляков под Краянтами в сентябре 1939, наша - на завершающем этапе ликвидации корсуньского "котла", еще когда? Широко растиражированы кадры кинохроники декабрьского 1941 г. наступления под Москвой (кавкорпус Доватора или Белова?) - где там вообще шашки? Хотя в принципе не слишком понятно - куда там скачет по чистому полю вся эта масса конницы, противодействия противника, по крайней мере, не наблюдается. Про пики вообще молчу. Разная легкая кавалерия, типа гусар, также имела задачи, далекие от нанесения таранных ударов. Штатным образом действий для кавалерии был пеший строй. Какой был смысл, заради почти гипотетической ситуации встречи "конник на конника" (чтобы "пика соскальзывала" надо ведь, чтобы на тебя противник выехал именно с пикой, а не с пулеметом?), таскать на себе тяжеленную кирасу? впридачу неэффективную.

    Страшила мудрый 26-10-2006 17:33

    Ну ладно, не до середины 20-го, я имел в виду Первую Мировую и Гражданскую - только не говорите мне, что уже и тогда кавалерия была "ездящей пехотой".

    Дмитрий74 26-10-2006 17:53

    Ну ладно, не до середины 20-го, я имел в виду Первую Мировую и Гражданскую - только не говорите мне, что уже и тогда кавалерия была "ездящей пехотой". +++Рогатки с колючкой,МЗП, стрелковая цепь в окопе и пара пулемётов на фланге- и смысл кавалерийской атаки равен нулю. А уж если при этом во второй линии стоит хотя бы пара лёгких орудий или ротный миномёт- кавалерии вообще финиш ещё на старте. ПМВ это неплохо доказала.

    Страшила мудрый 26-10-2006 18:03

    Ну ладно, убедили, в эпоху пулемётов и скорострельных винтовок доспехи не нужны по причине невозможности сабельно-пико-штыковых атак. Но 17-18-19 век?

    Jerreth 26-10-2006 19:11

    17 век - доспехи имеются у тех родов войск, которым они нужны (кирасиры). Для пехоты, при массовом использовании мушкетов, признаны нецелесообразными и сохранилась только каска.18 век - доспехи потихоньку отмирают с развитием упомянутого огнестрела. Тем не менее, еще попадаются.19 век - доспехи отмерли окончательно.

    Вопрос не в скорострельности винтовок, а в количестве пуль-осколков на поле боя на единицу конкретного солдата...

    Student 26-10-2006 19:38

    Не говрите? А придется...

    к 1915 году кавалерия перешла либо к банальной окопной службе, либо выполяла функцию посыльных, охранения, дозоров, заслонов. Глубокая разведка в конном строю при слошной линии фронта стала невозможной.В наступлении ситация была чуть лучше - конница вводилась в прорыв, как позднее танки и мотомехота. Но и тут она оставалась крайне уязвимой, т.к. появившиеся и занявшие прочное место полевая фортификация и авиация не позволяли работать по старнике. Перепрыгивать на коне даже через порядком разрушенное трех-пятирядное препятствие из проволки или рогаток - разновидность самоубийства при жестоком обращении с животными. Любой лихой авиатор, выявив группу кавалерии, без единого выстрела мог обратить ее в толпу, т.к. лошади пугались шума мотора. Неэффективные по окопам флешетты были как раз противокавалерийским средством. Да и пулеметный огонь применялся авиаторами с 1915 года широчайше.Самое же важное, что обнаруженная с воздуха разведка теряла всякий смысл.

    Не видя возможности все это предвидеть, военные аналитики еще перед ПМВ обратили живейшее внимание на пешие действия кавалерии, снабдив устав подробнейшими инструкциями на этот счет. Переформирование конца XIX-го начала ХХ го веков улан, кирасир, гусар в драгуны много о чем говорит. Возвращение исторических названий и регалий полкам имело лишь воспитательное значение, дань славным традициям.

    Сравнительно большое значение кавалерия имела на Восточном фронте, на Западном же ее роль свеласть практически к нулю - скакать на укрепленные линии по "лунной поверхности" невозможно. А стратегические прорывы со стабилизацией фронта стали несбыточной мечтой, реализованной отчасти только с появлением танков.Но и на относительно спокойном и подвижном Восточном фронте кавалерия чаще использовалась как мобильная пехота. Даже 8 пулеметов на полк в 1914 году делали ее применение маловозможным, чему пример события с конной атакой казаков на Стоходе. К 1916 году плотность пулеметов на километр фронта значительно возросла...

    С чем трудно не согласится, так это с ренессансом кавалерии в Гражданскую. Все благоприятствовало: нет сплошной линии фронта, противник растянул войска на огромной территории, не всегда есть артиллерия и в достатке боеприпасов, дисциплинка ниже плинтуса, и резня наскочившми на село конниками пьяного до одури "цветного" воинства никого не удивляла. Стали возможны глубокие рейды, причем поймать рейдеров было очень трудно из-за их мобильности. Во многом повторились события гражданской войны в США.И все равно, возросший процент убитых холодным оружием оставался крайне низким. Лошадь более олицетворяла средство передвижения, а не ведние боя. Потому что стоящий за баней пулемет или телега, оказавшаяся вдруг тачанкой, будучи выведнной во во фланг атакующей кавалерии, быстро срывали атаку и наносили неприемлемые потери.

    А 17-18 и самое начало 19-го века как раз и есть расцвет кавалерии, в том числе и тяжелой, с кирассами и шлемами. Конечно, без полного рыцарского доспеха.

    С уважением, Студент

    Granbuxa 28-10-2006 15:42

    Мне тоже думается скорострельно оружие обесценило холодное в ближнем бою.Разного рода кирасы и другая броня(даже бронежилет),мешают и отнимают драгоценные секунды в ближнем бою.И сам солдат мало верит в бронежилет,более уповая на собственную подвижность.Это самое неверие думаю угробило применение кирас в начале века.Их могли носить,но уже по приказу а не по личной инициативе.Но думаю если идею бронежилета развить,до состояния что солдат Его(броник) не замечает.То она еще поработает..Получается дело в недоработках относительно солдатской психологии.Броник не должен мешать инстинктивному импульсу "бежать" двигаться во время угрозы и опасности.

    Student 28-10-2006 16:25

    Американский кевларовый броник как раз то, о чем сказно.Осколки - основная проблема. На них приходится не менее 70-80 проц. поражений. Пуля пробьет, но так бронежилет от пули 7,62 создать можно. И есть уже. Да вот кроме массы есть куда сложнее проблема - куда деть те самые костоломные джоули? Подсладка-демпфер? Тогда вспоминается дешевый китайский пуховик - так же удобно, плюс снаряги понавешано.Противоосколочная защита пока компромисс между удобством, ценой, эффективностью. Кстати, это и от ХО защита неплохая, вот только получить удар ножом в корпус (спящему часовому и пленному режут горло, там брони нет) в наши дни большая и редкостная неудача. Имею в виду армию, а не уличную драку.

    С уважением, Студент

    Большой ус 28-10-2006 16:36

    Granbuxaновый posted 28-10-2006 15:42 --------------------------------------------------------------------------------Мне тоже думается скорострельно оружие обесценило холодное в ближнем бою

    Мне кажется,что впервые об этом написал Буссенар в "Капитане Сорви-Голова".Когда отряд английских кавалеристов был растрелян в конном бою из маузеров(винтовок,а не пистолетов).Конечно художественное произведение,но все же.

    apple 28-10-2006 17:57

    Абсолютно верно отмечено многими форумчанами, что потери от ХО уже в наполеонику - ничтожны. И во многом потому, что пехота совсем не заканчивала бой штыковым ударом, хотя это и распространенное заблуждение.

    apple 28-10-2006 17:58

    Хочется также напомнить, что возвращение кирасы в тяжелую кавалерию связано исключительно с романтикой наполеоновского периода - ведь от нее отказались еще во второй половине 18 века.

    apple 28-10-2006 18:00

    Применение панцирей и касок в пеших частях 19 века связано исключительно с ведением осадных работ, где есть опасность сдвига грунта или применения бомб и подрывных работ.

    apple 28-10-2006 18:00

    То есть, они, как и в ПМВ, и в ВМВ, были призваны защитить от контузий комьями земли. Таким образом доспехи были действительно вытеснены огнестрельным оружием.

    apple 28-10-2006 18:01

    Извините за многократный ответ, но у форума не движок, а ТОРМОЗ какой-то!!!!!!!!!!!!!

    BP_TOR 29-10-2006 12:27

    ИМХО поскольку носимый вес в принципе определен и ограничен, вес доспеха заменяется весом носимого боекомплета как более важным для боеспособности

    Student 29-10-2006 01:17

    Абсолютно верно.Со времен появления вониов ограничение это давлело над всеми желающими иметь всего больше. Это только в игре можно отдновременно таскать АК, СВД, пару пистолетов, мешок гранат и два РПГ, выбирая оружие скроллером.А реально груз уже в половину своего веса для человека тяжел, для боя непригоден, только для похода.Потому и возникают проблемы с новым оружием - автоматом-автоматическим гранатометом, т.к. пехотинец просто не потянет все, что на него хотят навешать.Пока противоосколочный жилет, кевларовый шлем, автомат с 150-300 патронами и гранаты (в т.ч. для подствоьника). И то тяжеловато.

    С уважением, Студент

    schurawi 31-10-2006 12:02

    а вы не задумывались о стоимости таких доспехов ? ведь в старину такое могла себе позволить либо знать , либо дружина - тоесть государственная армия . представьте себе 20 тысяч казаков в доспехах с финансовой стороны . по поводу бронников :мы носили обычные армейские бронники . у них были вставленны пластины спереди и сзади и пах был защищен . общий вес - 18 кг поначалу туго , но потом привыкаеш . благо марш броски в них не приходилось делать - с транспортом все отлично было . кстати эти бронники выдерживали в упор короткую очередь из пулемета - МГ-3 с десяти метров . после третьей или четветрой пули пластины начинали трескаться .

    BP_TOR 31-10-2006 01:15quote:Originally posted by schurawi:а вы не задумывались о стоимости таких доспехов ? ведь в старину такое могла себе позволить либо знать , либо дружина - тоесть государственная армия . представьте себе 20 тысяч казаков в доспехах с финансовой стороны . доспех доспеху рознь, во все эпохи существовал как высококачественный так и массовый доспех и вполне можно представить 20 тысяч предположим как вариант в стеганых халатах "армированных" металлическими пластинами- вставками, большого мастерства такой эрзац-доспех не требует quote:Originally posted by schurawi:. общий вес - 18 кг поначалу туго , но потом привыкаеш . благо марш броски в них не приходилось делать - с транспортом все отлично было . .

    то то и оно, а пришлось бы тащить его даже не одетым на своих двоих?

    Student 31-10-2006 01:31

    Качество призывного контингента - раз. Ограничение по общей массе - два.Удобство действий - три.

    18 кг брони и 18 кг в разгрузке в виде патронов-гранат-воды (ДА!) и сухпая - любой выберет второе. Тем более, все равно и БК, и сухпай, и воду таскать придется не вместо, а ВМЕСТЕ с броником. А вот на технике - да. Полезно, и фото из "точек" это тольо подтверждают. Хотя ныряние в люк в армейском бронике... Хм... Трудно представить, хотя и можно.

    С уважением, Студент

    guns.allzip.org

    История рыцарских доспехов | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

    С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.

    В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.

    Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.

    В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.

    Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.

    Кольчуга XII века

    С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.

    Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.

    Шлем XII века

    Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.

    Рыцарь XII века

    Первые пластинчатые латы появились в XIII веке.

    Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.

    В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными.

    Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.

    Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.

    Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII - посеребренные и украшенные гравировкой.

    В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода.

    Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.

    К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение.

    А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.

    Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.

    Пластинчатые доспехи XV века

    С 1500 года на некоторых элементах доспехов (кроме поножен) появляются желобки и рифления.

    Такое новшество сделало доспех более прочным, при том, что его вес не поменялся. Такие доспех стали называть «максимилиановскими доспехами», в честь Максимилиана I, который любил проводить реформы по преобразованию вооружения.

    В XVI веке максимилиановский доспех активно используют в турнирах и сражениях, его надевают для участия на праздничных торжествах, где он преображается в богато украшенную одежду. В то время рыцарь должен был иметь несколько видов доспехов – для турниров, для сражений и для «парадного» выхода – богато украшенный. Все вместе они стоили неимоверных денег, потому оружейные мастера старались сделать доспехи универсальными, дополняя их различной гарнитурой. В это период из употребления выходит кольчуга, которую ранее носили под доспехом.

    С начала XVII века каждый кавалер надевал кожаные колеты под нагрудник, полы которого доходили до половины бедра. И лишь императорские кирасиры носили еще слишком тяжелое снаряжение, напоминавшее старые пластинчатые латы. Но хоть они и были толстыми, все равно оставались бесполезными против набиравшего распространения огнестрельного оружия.

    И хоть доспехи с изобретение огнестрельного оружия стали бесполезны, дворяне продолжали питать к ним глубокое уважение и любовь.

    На рыцарских турнирах XVII-XVIII века доспехи были неотъемлемым атрибутом дворянского достоинства, а на парадных портретах тех времен дворяне изображались исключительно в доспехах.

    Парадный портрет Людовика XIII в доспехах

    retrobazar.com

    доспехи на портретах 16 - 17 веков.

    после детализированных нарядов королевы елизаветы, справедливо обратить внимание и на мужские костюмы той эпохи.здесь - решила сосредоточиться на портретах с изображением такого вида чисто мужской одежды, который был принят в те времена, и совершенно ныне ушел в прошлое – как доспехи.

    в ролике собраны мужские портреты 16 – 17 веков, общего у которых только то, что все изображенные на них лица позировали в одежде из стали.

    портреты - это не фотографии, и манера художника накладывает отпечаток на степень детализации, но все-таки доспехи, показанные на этих портретах отличаются, на мой взгляд от тех, которые можно увидеть в музейных залах.прежде всего – в большинстве своем, это очень дорогие предметы, сделанные на заказ. кроме того – на портретах они новые. и выглядят именно так, как их видели современники.

    старинные доспехи в полном виде, даже и самые скромные - сохранились в очень малых количествах и стоят сегодня соразмерно своей редкости.уже в 19 веке на них был большой спрос среди романтически настроенных толстосумов - и на всех их не хватало. начиная с того периода производятся копии старинных доспехов, часто весьма высокого качества. но... это все не то)

    так что на портретах мы имеем удовольствие созерцать совершенно уникальные и уже навсегда утраченные шедевры мастерства  европейских оружейников эпохи возрождения и начала нового времени.

    в самих доспехах я совершенно не разбираюсь.

    меня привлекают они в данном случае – как последний след рыцарства, который еще можно распознать на картинах 16 – 17 веков. лица изображенных еще мужественны и несмотря на щеголеватость и декоративность продемонстрированных одеяний – вполне с ними гармонируют.на портретах , к примеру, 18 века, эта гармония утрачена – женообразные, напомаженные, напудренные герои с пухлыми щечками странно смотрятся в железных латах. да и сами латы присутствуют на изображениях уже в урезанном и символическом виде.здесь же все писалось с натуры, и показывает реальное искусство оружейников той эпохи.

    доспехи в рассматриваемый период, как я почерпнула из недр интернета, можно разделить на несколько групп.- боевые - турнирные - парадные

    как деталь боевого снаряжения они были востребованы в те времена, когда войны велись с применением холодного оружия. соответственно, как раз примерно с 14 века, по мере распространения оружия огнестрельного – постепенно теряют свою актуальность. к середине 18 века они исчезают из обмундирования европейских армий. (оставшись, как атавизм, лишь в некоторых видах кавалерии - напримар - у французских кирасир).

    в 19 веке, как ни странно, они вернулись - в качестве церемониальной одежды. в боевых условиях их использовали во время гражданской войны в сша.

    в годы первой мировой - некоторые подразделения немецкой армии снаряжались нательной броней и усиленными касками. вообще - каски военных в 20 веке - последний привет от  средневековых доспехов.

    в стародавние рыцарские времена, в приукрашенном виде боевые доспехи использовались и как турнирные. о парадных тогда никто не слышал)

    турнирные доспехи – были особенно популярны в 15 – 16 веках, на закате рыцарства. они были, как понятно из названия, чем то вроде спортивной формы и для боя совершенно непригодными.

    внутри они еще более узкоспециализированно делились на доспехи для конных турниров и доспехи для пеших турниров.

    парадные доспехи – предназначались для представительских целей. пик их расцвета – 16 век. они были как правило богато украшены и ни на войну ни на турнир одевать их никому в здравом уме и в голову бы не пришло – это была чистая декорация. но стоили они – дороже всех остальных – и вообще были очень дорогими.

    как подвид парадного доспеха в 16 веке появляется доспех костюмный – имитирующий одеяния 16 века, или даже античные, что было модно. стоимость здесь была и вовсе фантастической. главная цель такого доспеха – произвести впечатление на окружающих – чтобы глянули – и в обморок попадали от зависти и восторга. если уж денег у владельца было совершенно некуда девать, и находился подходящий мастер, способный на такую работу (что тоже было редкостью) – костюмный доспех мог быть изготовлен так, что обеспечивал реальную защиту на турнире. но позволить себе подобное могли единицы.

    и, наконец, существовали так называемые доспешные гарнитуры. это когда один мастер, в одном стиле, для конкретного человека изготавливал доспехи с заменяемыми составными частями, благодаря чему комплект, при некоторых предусмотренных изменениях годился, что называется – и в пир и в мир… тоже – не конвейерной выделки была вещь…

    внутри все эти виды делились на множество внутренних стилей и подвидов, но это уже тема не моя.

    все представленные в ролике портреты, по моему скромному разумению, относятся к категории парадных. штучно изготавливавшихся под конкретного заказчика, который, собственно, в них и щеголяет на холсте.и только оливер кромвель изображен в скромном боевом облачении...

    в истории моды я не спец - во временной последовательности написания портретов могла промахнуться - но, надеюсь - не на много)

    в музыкальном сопровождении использовались произведения стефано ланди - который был известен в основном как оперный композитор и новатор.

    музыку выбрала именно эту поскольку она мне понравилась.на мой взгляд - она неизбито представляет в целом музыку конца 16 - начала 17 века, т.е. она подходит и по времени, кроме того - она лирична. военный марш к доспехам - очень концентрированно. особенно к парадным)

    history-of-art.livejournal.com