Дисциплинарный устав ВС РФ (2007)/Глава 6. Дисциплинарный устав вс


Дисциплинарный устав ВС РФ (2007)/Глава 6 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Глава 6. Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах)

106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).

108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребов

ru.wikisource.org

Дисциплинарный устав ВС РФ (2007)/Глава 3 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Глава 3. Дисциплинарная ответственность военнослужащих

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командир

ru.wikisource.org

Дисциплинарный устав ВС РФ (2007)/Глава 5 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Глава 5. Учет поощрений и дисциплинарных взысканий

102. Непосредственные командиры (начальники) должны докладывать по команде о применении ими поощрений и дисциплинарных взысканий:

на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им равным ежедневно;

на прапорщиков, мичманов и офицеров (кроме высших офицеров) — командирам воинских частей еженедельно;

на командиров воинских частей, а также высших офицеров — в вышестоящий штаб (орган военного управления) ежемесячно.

103. Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частях.

Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, в том числе поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу воинской части (подразделения), заносятся в служебную карточку (приложение № 3) не позднее чем в семидневный срок.

При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания», делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.

Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание (за исключением предусмотренных статьей 36 настоящего Устава) по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

Служебные карточки ведутся:

а) в роте — на солдат и сержантов;

б) в штабе воинской части — на офицеров и прапорщиков;

в) на кораблях 1 и 2 ранга: на матросов и старшин — в боевых частях, службах и отдельных командах; на офицеров и мичманов — помощником командира корабля;

г) на кораблях 3 ранга — помощником командира корабля на весь личный состав корабля;

д) на боевых катерах и кораблях 4 ранга — в штабе дивизиона на весь личный состав дивизиона.

Служебные карточки на командиров воинских частей и соединений, а также на высших офицеров ведутся в вышестоящем штабе (органе военного управления).

104. Каждая запись в служебную карточку на солдат, матросов, сержантов и старшин должна быть заверена командиром роты (соответствующего подразделения), на офицеров и прапорщиков — начальником штаба воинской части, на командиров воинских частей, соединений и высших офицеров — начальником вышестоящего штаба (органа военного управления).

105. Командиры батальонов, полков, кораблей и им равные обязаны периодически просматривать служебные карточки для проверки правильности применения поощре

ru.wikisource.org

"Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации"

КОММЕНТАРИЙ К ДИСЦИПЛИНАРНОМУ УСТАВУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПод общей редакцией доктора юридических наук, профессораА.В. КУДАШКИНАи доктора юридических наукК.В. ФАТЕЕВААвторский коллектив:Журавлев Сергей Иванович, доцент кафедры Московского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук - комментарий к ст. ст. 69 - 79;Кудашкин Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета - комментарий к преамбуле, ст. ст. 1 - 9, ст. ст. 17 - 33, ст. ст. 47 - 54 (в соавторстве с К.В. Фатеевым), общая редакция;Кузурманова Ирина Владимировна, доцент кафедры Московского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук - комментарий к ст. ст. 106 - 120, Приложениям 4, 5;Соколов Михаил Сергеевич, преподаватель кафедры Московского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук - комментарий к ст. ст. 90 - 99, Приложениям 6 - 8;Терешина Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры Московского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук - комментарий к ст. ст. 55 - 68, Приложениям 1 - 3;Туганов Юрий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент - комментарий к ст. ст. 10 - 16, 34 - 46;Фатеев Константин Валерьевич, полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета - комментарий к ст. ст. 80 - 89, ст. ст. 47 - 54 (в соавторстве с А.В. Кудашкиным), общая редакция;Шульпина Ирина Юрьевна, старший преподаватель кафедры Калининградского пограничного института ФСБ России - комментарий к ст. ст. 100 - 105.УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙГК РФ - Гражданский кодекс Российской ФедерацииГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской ФедерацииДУ ВС РФ - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской ФедерацииКоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхТК РФ - Трудовой кодекс Российской ФедерацииУВС ВС РФ - Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской ФедерацииУГ и КС ВС РФ - Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской ФедерацииУИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской ФедерацииУК РФ - Уголовный кодекс Российской ФедерацииУПК РСФСР - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической РеспубликиУПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской ФедерацииУтвержденУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 10 ноября 2007 г. N 1495ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКомментарий к преамбуле1. 1 января 2008 г. введены в действие новые общевоинские уставы, в том числе Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.Одновременно утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", которым был утвержден предшествующий новому Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.В настоящем издании будет дан научно-практический комментарий нового Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.2. Военно-дисциплинарные отношения являются разновидностью военно-служебных отношений, которые имеют административно-правовую природу, т.е. строятся на основе власти и подчинения. Их назначение - поддержание воинской дисциплины среди военнослужащих средствами, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.3. Субъектами военно-дисциплинарных отношений по общему правилу являются военнослужащие, т.е. граждане, призванные на военную службу и проходящие ее по призыву или поступившие на нее в добровольном порядке, т.е. по контракту (об исключениях см. п. 8 комментария к преамбуле). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся:- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.Таким образом, исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две группы: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Военнослужащие, являющиеся руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, проходят военную службу без заключения контракта. К ним относится, например, Министр обороны Российской Федерации.В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал судам разъяснение о том, что в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах.Ранее статус военнослужащих имели также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ в ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г., согласно которым утратил силу институт прикомандирования военнослужащих к перечисленным органам и организациям. Следовательно, круг субъектов военно-дисциплинарных отношений сузился.Также не являются субъектами военно-дисциплинарных отношений военнослужащие, которым военная служба приостановлена согласно ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные с воинскими званиями или аналогичные им, не являются военнослужащими и, таким образом, также не являются субъектами военно-дисциплинарных отношений.4. Согласно указанному выше Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации граждане, проходящие военные сборы, также относятся к военнослужащим (п. 1), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Так, согласно п. 32 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их прохождения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих.Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" являются формой исполнения гражданами воинской обязанности и осуществляются в целях подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54). Порядок проведения военных сборов регулируется вышеуказанным Положением. Граждане, проходящие военные сборы, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считаются исполняющими обязанности военной службы.Гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге в порядке, установленном ст. ст. 40, 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.5. Объектом военно-дисциплинарных отношений является поведение их субъектов, связанное с соблюдением воинской дисциплины, применением командирами (начальниками) поощрений и дисциплинарных взысканий, а также подачей и рассмотрением предложений, заявлений и жалоб.6. Содержание военно-дисциплинарных отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов, которые в совокупности образуют дисциплинарную власть командира (начальника).Каждый военнослужащий обязан соблюдать воинскую дисциплину (ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых (ст. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации).Командир (начальник) имеет право и обязан применять все предоставленные ему средства стимулирования (поощрения), а в необходимых случаях и в установленном порядке применять дисциплинарные взыскания.Особенность военно-дисциплинарных отношений заключается в том, что права одновременно являются и обязанностями, т.е. образуют единую правообязанность.7. Возникновение военно-дисциплинарных отношений связано с началом военной службы, а прекращение - с ее окончанием.Начало военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина (лицо, не имеющее гражданства (подданства) иностранного государства, иностранного гражданина) статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности, в том числе дисциплинарной, с некоторыми ограничениями.Военнослужащие до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) не могут привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов), и к ним не могут применяться дисциплинарные взыскания в виде дисциплинарного ареста (ст. 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается:- для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;- для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;- для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;- для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением о порядке прохождения военной службы, о чем издается соответствующий приказ;- для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения. День зачисления в военно-учебное заведение определяется приказом его начальника.Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений, в том числе военно-дисциплинарных, и на него не распространяется статус военнослужащего.Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", когда:- военнослужащий находится на стационарном лечении;- военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;- военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;- военнослужащий участвует в походах кораблей;- военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;- военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;- военнослужащий находится под следствием.Положением о порядке прохождения военной службы установлены и иные случаи, когда день исключения из списков личного состава воинской части может не совпадать с днем окончания военной службы:- при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы - исключение из списков личного состава воинской части в этом случае производится по окончании

'Комментарий к Федеральному закону 'О развитии сельского хозяйства' (постатейный) (Галиновская Е.А.) ('Юстицинформ', 2009)  »

www.lawmix.ru

Дисциплинарный устав ВС РФ (1993)/Глава 5 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Глава 5. О предложениях, заявлениях и жалобах

109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федераций, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

  • лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
  • знакомиться с материалами проверки по жалобе;
  • представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
  • требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и под

ru.wikisource.org