Давыдов Д. П. Биографический очерк. Д давыдов


Д. Давыдов Википедия

Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Принадлежность Род войск Звание Командовал Сражения/войны Награды и премии
Денис Васильевич Давыдов
Денисъ Васильевичъ Давыдовъ
Портрет Дениса Васильевича Давыдовамастерской[1]Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
16 (27) июля 1784[2]
Москва
22 апреля (4 мая) 1839 (54 года)
село Верхняя Маза, Сызранский уезд,Симбирская губерния
Российская империя
кавалерия
генерал-лейтенант
Ахтырский гусарский полк
Война четвёртой коалицииРусско-шведская война (1808—1809)Русско-турецкая война (1806—1812)Отечественная война 1812 годаВойна шестой коалицииРусско-персидская война (1826—1828)Польское восстание (1830—1831)

ru-wiki.ru

Денис Давыдов. Дневник партизана. Д. Давыдов

Денис Давыдов

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва — 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии) — поэт «Пушкинской плеяды», генерал-лейтенант, партизан.

Биография и военная карьера

Родился в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова (1747 —- 1808), служившего под командованием А. В. Суворова. Получил блестящее для своего времени домашнее воспитание.

В 1801 г. поступил юнкером в Кавалергардский полк и в 1802 г. получил чин корнета. В 1804 г. «за писание возмутительных стихов» был переведён в Белорусский гусарский полк, в 1806 г. зачислен в Гусарский лейб-гвардии полк поручиком.

1807 г. был началом боевого поприща Давыдова: назначенный адъютантом к кн. Багратиону, он участвовал почти во всех сражениях этой кампании.

Зимой 1808 г. состоял в русской армии, действовавшей в Финляндии, прошёл вместе с Кульневым до Улеаборга, занял с казаками о-в Карлоэ и, возвратясь к авангарду, отступил по льду Ботнического залива.

В 1809 г., состоя при кн. Багратионе, командовавшем войсками в Молдавии, Давыдов участвовал в различных боевых операциях против турок, а затем, когда Багратион был сменен гр. Каменским, поступил в авангард молдавской армии под начальство Кульнева.

При начале войны 1812 г. Давыдов состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках ген. Васильчикова. 21 августа 1812 года, в виду деревни Бородино, где он вырос, где уже торопливо разбирали родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Из письма Давыдова князю, генералу Багратиону: "Ваше сиятельство! Вам известно, что я, оставя место адъютанта вашего, столь лестное для моего самолюбия, вступая в гусарский полк, имел предметом партизанскую службу и по силам лет моих, и по опытности, и, если смею сказать, по отваге моей... Вы мой единственный благодетель; позвольте мне предстать к вам для объяснений моих намерений; если они будут вам угодны, употребите меня по желанию моему и будьте надеждны, что тот, который носит звание адъютанта Багратиона пять лет сряду, тот поддержит честь сию со всею ревностию, какой бедственного положение любезного нашего отечества требует..."

Быстрые его успехи убедили Кутузова в целесообразности партизанской войны, и он не замедлил дать ей более широкое развитие. Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд ген. Ожеро; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно.

С переходом границы Давыдов поступил в корпус ген. Винцингероде, участвовал в поражении саксонцев под Калишем и, вступив в Саксонию с передовым отрядом, занял предместье Дрездена.

В 1814 г. Давыдов, командуя Ахтырским гусарским полком, находился в армии Блюхера, участвовал с нею во всех крупных делах и особенно отличился в сражении при Ла-Ротьере.

В 1815 г. Давыдов был произведён в генерал-майоры; потом занимал место начальника штаба сначала в 7-м, а потом в 3-м корпусе.

В 1827 г. с успехом действовал против персов, а в 1831 г. — против польских мятежников.

Последние 10 лет жизни Д.В. Давыдов провел в с. Верхняя Маза, принадлежавшей жене поэта, Софье Николаевне Чирковой. Здесь он продолжал заниматься творчеством, вел обширную переписку с А.Ф. Воейковым, М.Н. Загоскиным, А.С. Пушкиным,В.А. Жуковским, другими писателями и издателями. Бывал в гостях у соседей - Языковых, Ивашевых, А.В. Бестужева, Н.И. Поливанова. Посещал Симбирск. Занимался воспитанием детей и домашним хозяйством: выстроил винокуренный завод, устроил пруд и т.д. В с. Верхная Маза установлен памятник Д.В. Давыдову.

Умер в своей усадьбе, прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичего монастыря.

Как человек, Давыдов пользовался большими симпатиями в дружеских кружках. По словам кн. П. А. Вяземского, Давыдов до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна; он был душой и пламенем дружеских бесед.

Примечателен тот факт, что двоюродными братьями Дениса Давыдова были и легендарный генерал Алексей Петрович Ермолов, покоривший Кавказ, и Василий Львович Давыдов, декабрист, видный деятель Южного общества, осужденный в 1825 году и приговоренный к 20 годам каторжных работ. Младший сын — Вадим Денисович — был генерал-майором и участвовал в Крымской войне и Кавказских походах.

Творчество

Лирика

Бюст Дениса Давыдова в Пензе

Литературная деятельность Д. выразилась в целом ряде стихотворений и в нескольких прозаических статьях.

Успешные партизанские действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает себе репутацию «певца-воина», действующего в поэзии «наскоком», как на войне. Эта репутация поддерживалась и друзьями Давыдова, в том числе и Пушкиным. Однако «военная» поэзия Давыдова ни в какой мере не отражает войны: он воспевает быт тогдашнего гусарства. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь — вот содержание их.

В таком духе написаны «Послание Бурцову», «Гусарский пир», «Песня», «Песня старого гусара». Важно заметить что именно в вышеперечисленных работах своих Д. проявил себя как новатор русской литературы, впервые использовав в рассчитанном на широкий круг читателей произведении профессионализмы (например в описании гусарского быта используются гусарские названия предметов одежды, личной гигиены, названия оружия). Это новаторство Д. напрямую повлияло на творчество А. Пушкина, который продолжил эту традицию.

Наряду с стихотв. вакхического и эротического содержания у Д. были стихотворения в элегическом тоне, навеянные, с одной стороны, нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой, с другой — впечатлениями природы. Сюда относится большая часть лучших его произведений последнего периода, как-то: «Море», «Вальс», «Речка».

Кроме оригинальных произведений, у Д. были и переводные — из Арно, Виже, Делиля, Понс-де-Вердена и подражания Вольтеру, Горацию, Тибуллу.

Проза

Прозаические статьи Давыдова делятся на две категории: статьи, носящие характер личных воспоминаний, и статьи историко-полемические. Из первых наиболее известны: «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Тильзит в 1807 г.», «Дневники партизанских действий» и «Записки о польской кампании 1831 г.». По ценности сообщаемых данных эти военные воспоминания и до сих пор сохраняют значение важных источников для истории войны той эпохи. Ко второй категории относятся: «Мороз ли истребил французскую армию», «Переписка с Вальтер-Скоттом», «Замечания на некрологию H. H. Раевского» и некоторые другие.

Собрания сочинений Давыдова выдержали шесть изданий; из них наибольшею полнотой отличаются трёхтомные изд. 1860 и 1893, под ред. А. О. Круглого (прил. к журн. «Север»)

Библиография

  • Русский биографический словарь, изд. Русского исторического общества, - СПб., 1905 (ст. А. Петрова).
  • Садовский Б., «Русская Камена», - М., 1910
  • Жерве В. В., Партизан-поэт Давыдов, СПб., 1913.
  • Розанов И. Н., Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца, - М., 1914.
  • Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. II, - СПб., 1902.
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей, т. II, - СПб., 1910.
  • Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. // Российский архив : Сб. — М.: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Т. VII. — С. 374-375.
  • Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Давыдов, Денис Васильевич // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е изд. — Л.: Искусство, 1981. — С. 100-102.
  • Геннадий Серебряков Денис Давыдов (ЖЗЛ)

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Примечания

  1. ↑ Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог / под ред. В.Ф. Левинсона-Лессинга; ред. А.Е. Кроль, К.М. Семенова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Л.: Искусство, 1981. — Т. 2. — С. 256, кат.№ 8130. — 360 с.

Источник: Денис Давыдов

dic.academic.ru

1784 - 1839

Д. В. Давыдов

Денис Васильевич Давыдов, известный поэт-партизан (Д. Давыдов первый подал мысль о выгоде партизанских действий в 1812 г. и первый же начал их в тылу неприятеля), как видно в его автобиографии, родился 16-го июля 1784 г., в Москве. Участвуя почти во всех войнах Александрийского времени и некоторых военных событиях царствования императора Николая 1-го, он описал многие эпизоды своей боевой жизни в напечатанных им воспоминаниях, считающихся и до сих пор довольно ценными источниками для истории войн тогдашней эпохи. Автобиография Давыдова доведена до 1831 г., когда, по усмирении польского мятежа, поэт, награжденный чином генерал-лейтенанта, вышел в отставку и поселился в своем имении — Верхней Мазе, Сызранского уезда, Сибирской губернии. Здесь он провел последние годы своей жизни и здесь же скончался 22-го апреля 1839 г.

Поэтическая деятельность Давыдова выразилась в ряде стихотворений, из которых наибольшую известность приобрели те, где автор воспевает разгул и удалую жизнь современного ему гусарства. «Давыдов, говорится в автобиографии, не много писал, еще менее печатал; он, по обстоятельствам, из числа тех поэтов, которые довольствовались рукописною или карманного славой. Карманная слава, как карманные часы, может пуститься в обращение, миновав строгость казенных осмотрщиков. Запрещенный товар — как запрещенный плод: цена его удваивается от запрещения. Большая часть стихов Давыдова пахнет бивуаком. Они были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн; это — пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов начальникам, приказаний подкомандующим».

Помимо стихотворений вакхического содержания (как, например, «Песня старого гусара», «Послание Бурцеву» и другие), Давыдов писал стихи и в элегическом тоне. Громкую известность получили также — «Современная песня» («Был век бурный, дивный век»), представляющая образец сатирического таланта поэта-партизана, и многие из эпиграмм, которые, по тону своему, имели сходство с эпиграммами Пушкина. Великий поэт придавал большую цену самобытному дарованию Давыдова; он даже говорил: «в молодости я старался подражать Д. Давыдову в кручевии стиха и усвоил его манеру навсегда».

Русские поэты за сто лет (с Пушкинской эпохи до наших дней) в портретах, биографиях и образцах. Сост. А.К. Сальников. 1901 г.

scanpoetry.ru

Давыдов Денис Васильевич

Давыдов Денис Васильевич

Давыдов Денис Васильевич

ДАВЫДОВ Денис Васильевич родился [16(27).VII.1784, Москва] в старинной дворянской семье — поэт.

Отец Дениса Васильевича в 1796 был осужден (вероятно, несправедливо), имение его ото­шло в казну, и семья впала в нищету

Первоначальное образование получил до­ма. Воспитывался в духе национально- патриотических традиций, связанных в военных кругах с именами Румянцева и Суворова. Нерасположение высшей вла­сти к старинному русскому воинству оп­ределило оппозиционные настроения в среде офицеров, к которой относились Давыдовы. Молодой Денис Васильевич проникся глубокой нена­вистью к пруссачеству и считал себя жерт­вой «тирана».

В 1801 он стал юнкером кава­лергардского полка.

С этого же времени начинается и его литературная деятель­ность. Как офицер Давыдов выступил за демо­кратическое отношение к солдатам, про­тестовал против палочной дисциплины, а впоследствии против аракчеевщины. Как литератор он проявил свои оппозиционные настроения в баснях и эпиграммах, ос­меивая царя и высшую петербургскую знать. Таковы его басни

«Голова и Ноги»,

«Река и Зеркало»,

«Орлица, Турухтан и Тетерев»,

сатира «Сон».

В них содер­жатся смелые и ядовитые намеки. Например,

Ноги говорят Голове:

И можем иногда, споткнувшись,—как же быть,—

Твое Величество об камень расшибить.

Стихотворения Дениса Васильевича быстро расходились в списках, передавались изустно, при­обретая широкую известность. Его юноше­ское вольномыслие скоро исчерпа­лось, но в глазах начальства и передо­вой русской общественности поэт-офицер сохранил репутацию оппозиционера и фрондера. Этим, очевидно, объясняется перевод Давыдова из гвардии в Белорусский гу­сарский полк, стоявший в Киевской губернии.

В 1806 Денис Васильевич был переведен в лейб-гвардии гусарский полк и переехал в Петербург. В том же году он участвовал в войне с французами в качестве адъютанта Баг­ратиона.

В 1808, во время войны со Шве­цией, он снова в действующей армии, на сей раз под командой Кульнева.

В 1809 Давыдов воюет с турками в Задунайской армии и находится при Багратионе. Бое­вой опыт трех войн помог ему блиста­тельно проявить свой выдающийся военный талант в 1812. Отечественную войну он начал в чине подполковника Ахтырского гусарского полка. Он первый подал мысль «о выгоде партизанского действия», которая была поддержана Ку­тузовым. Опираясь на широкое патрио­тическое движение крестьян, он создал большой партизанский отряд, выполняв­ший сложные военные операции в тылу французской армии. Слава о Давыдове— на­родном герое распространилась далеко за пределы России. Однако высшее на­чальство настороженно отнеслось к на­родной партизанской войне, боясь широ­кого движения вооруженных крестьян и видя в идее партизанских действий от­ступление от «правил» военного искус­ства. Апологеты военно-бюрократиче­ской системы впоследствии пытались при­уменьшить или вовсе зачеркнуть значе­ние партизанского движения и заслуги Давыдова.

После войны 1812 Денис Васильевич служил в глу­хой провинции на незначительных долж­ностях.

В 1823, не выдержав притесне­ний, он выходит в отставку.

В 1826 и 1831 участвовал в персидской и поль­ской кампаниях, но его военная карь­ера, по существу, закончилась.

Лите­ратурная деятельность Давыдова Д.В. продол­жалась до самой его смерти. После Оте­чественной войны поэт сближается с Пуш­киным, Вяземским, Жуковским, Языко­вым и Баратынским. Это произошло в 1816, когда он был принят в «Арзамас». Еще раньше, в начале 1810-х гг., он поддер­живал дружеские, «короткие отношения» с будущими декабристами. Однако он на­отрез отказался впоследствии вступить в тайное общество.

Литературное творчество Дениса Васильевича включает стихи, прозу, мемуары. Начав с сатири­ческого жанра эпиграмм и басен, поэт вскоре переходит к новым для него жан­рам — посланию и песне, наполняя их необычным для русской лирики содержа­нием.

После 1806 основной темой его поэзии становится гусарство, с которым связан целый комплекс чувств и понятий. Поэт создал пластически выразительный и психологически глубокий образ лихо­го гусара, певца-воина, открыто прояв­ляющего свои чувства, прямого и храб­рого, озорного и бесшабашного, чуж­дого лести и чванства. В «залетных» посланиях Бурцову поэт раскрыл этот жи­вописный образ удалого рубаки, «еры и забияки», «дорогого собутыльника». Мо­лодечество, пирушки, известное позер­ство не заслоняют то человечески ценное, что есть в герое Давыдова, который не знает трусости, презирает всякую искусствен­ность и ложь, ханжество и чопорную свет­скую условность. Веселый гусар обла­дает благородным сердцем воина-патриота, сознающего свой долг и готового отдать жизнь за Россию:

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия!..

Так тема гусарства, неизмеримо расши­ряясь, становится патриотической те­мой, выходящей за рамки анакреонтики.

В «гусарских» стихах Дениса Васильевича современники ви­дели проявление внутренней свободы че­ловека, несовместимой с официально свет­скими нормами поведения. «Своевольное казачество в понятиях и нравах» (Вяземский) справедливо казалось им выражением вольнолюбия.

В «гусарской» лирике поэт порвал с традициями баталь­ной поэзии классицизма. Он отказался от приподнятого, повышенно-эмоционального стиля, от одической интонации, он не прибегал к мифологии для прослав­ления подвигов и военных походов. Поэт использовал иную традицию — «домаш­ней», интимной лирики XVIII в. Чуж­дый парадности од и героических поэм, он увлекся бытовыми подробностями, жи­вописными деталями, создавшими фон, на котором развертывались переживания героя. Денис Васильевич не изображает войну, его ин­тересует быт военного человека с его непременными принадлежностями — труб­кой, пуншевыми стаканами, саблей, «ухар­ским конем». Им противостоят предме­ты светской гостиной — зеркала, вазы, картины, диваны, курильницы. Герой Давыдова заговорил особым языком. Поэт, хотя и остался в пределах «малых» жанров, пре­небрег условным стилем карамзинистов, отошел от условно-поэтической речи. Давыдов опирался на просторечие и вводил воен­ный жаргон, солдатский фольклор. Речь героя — живая и разговорная по своей интонационной окраске, несколько гру­боватая, но эмоциональная и темпера­ментная. Все это оправдывалось типо­выми и индивидуальными особенностями лирического героя. Современники высо­ко оценили оригинальность и богатство поэтической речи поэта, напряженность, стре­мительность, энергичность его стиха.

С ли­рическим героем ранней поэзии свя­зан образ партизана. В нем, однако, нет уже бесшабашного и пустого молоде­чества, эффектного позерства. Война стер­ла случайные черты, обнаружив истин­ные и глубокие.

В «Дневнике партизан­ских действий» поэт рассказал о вольной жизни партизан, об их презрении к опас­ности и смерти, о мудрой опытности и юношеской горячности, о беспримерном мужестве и предприимчивости.

В позд­нейших произведениях Дениса Васильевича появляется образ старого гусара, которого судьба «губит забвеньем». Особое место среди стихотворений последних лет занимает «Современная песня» (1836). Написанная с консервативных позиций, она вскоре была переосмыслена и воспринималась совре­менниками, а позднее революционными демократами как антилиберальное про­изведение, приобретя популярность.

В последние годы жизни Денис Васильевич много пи­шет о войне. Как военный прозаик и ме­муарист он пользовался заслуженной из­вестностью. Белинский поставил его в один ряд «с лучшими прозаиками русской лите­ратуры».

В 1832 Давыдов Д.В. издал сборник сти­хотворений. Он не потерял связи со ста­рыми арзамасскими друзьями, поддер­живал «Литературную газету» Дельвига и «Современник» Пушкина. Его творчество оказало заметное воздействие на рус­скую поэзию, в частности на Пушкина, который, по собственному признанию, подражал Давыдову в «кручении стиха», «прино­равливался к его слогу». «Давыдов, как поэт, решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии» (Белинский).

Умер —[22.IV(4.V),1839], Верхняя Маза Симбирской губернии.

www.znaniy.com

Давыдов Д. П. Биографический очерк | ИРКИПЕДИЯ

Дмитрий Павлович Давыдов (1811, г. Ачинск, Енисейская губерния [по другим сведениям — г. Каинск, ныне г. Куйбышев Новосибирской области] – 1 июня 1888, г. Тобольск) — поэт, литератор, этнограф.

Д.П. Давыдов: биографическая справка

С 15 лет служил канцеляристом в окружном суде родного города. В 1829 был принят в иркутскую губернскую гимназию «кандидатом учительского звания», а через год, выдержав экзамен, назначен учителем I класса Троицкосавского уездного училища. Восемь лет учительствовал в Кяхте. Он был членом литературного кружка местной интеллигенции, которая издавала рукописный журнал «Кяхтинский литературный цветник» и в шестьдесят экземпляров газету «Кяхтинская стрекоза». В этих изданиях Д.П. Давыдов публиковал свои первые поэтические опыты. Дальнейшая его судьба была связана с просвещением: он был смотрителем училищ Якутской области, Верхнеудинского округа. На севере пишет и издает первый выпуск «Якутско-русского словаря». Отважный путешественник исходил таежными тропами сотни верст, побывал во многих неизвестных местах, принимал участие в работе Северо-Восточной сибирской экспедиции А. Ф. Миддендорфа, проводил геотермические и метеорологические исследования, получившие высокую оценку в академических кругах, был членом Сибирского отдела Русского географического общества, который находился в Иркутске. В «Записках» Общества им опубликованы интереснейшие исследования по этнографии и археологии (О начале и развитии хлебопашества в Якутской области. 1858. Кн. 5; О древних памятниках аборигенов Забайкальской области. 1856. Кн. 2; и др).

Первый поэтический сборник Д.П. Давыдова, который стал известен далеко за пределами России, вышел в Петербурге в 1858. В нем было опубликовано стихотворение «Думы беглеца на Байкале». О байкальской одиссее каторжника просвещенная Европа впервые узнала в переводе Дюпре де Сен Мора «Славное море...». В книге «Образцы русской поэзии», переведенной на английский Джоном Баурингом, имя Давыдова стоит рядом с Жуковским, Крыловым и Пушкиным.

После тридцати лет службы по министерству народного просвещения Д.П. Давыдов ушел в отставку и поселился в Иркутске на ул. Баснинской. Когда он неожиданно ослеп, поехал в Тобольск для лечения. Под его диктовку была завершена поэма «Поэтические картины», изданная в Иркутске в 1871. Стихотворения и поэмы поэта «Якутские силуэты», «Тунгус», «Жиганская Аграфена», «Думы о покорении Сибири», «Ширэ Гуйлуху, или Волшебная скамеечка», автобиографическая «Поэтические картины» составили содержание книг, переданных его правнучкой Иркутскому краеведческому музею.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — 2011

Сочинения Д.П. Давыдова

  1. Амулет: Поэма. — Казань, 1856.
  2. Ширэ Гуйлгуху, или Волшебная скамеечка: Поэма. — Верхнеудинск, 1859.
  3. Поэтические картины. — Иркутск, 1871.
  4. Стихотворения. — Иркутск, 1937.
  5. Думы беглеца на Байкале. Сибирский поэт. Тунгус : стихи // Сибирские строки. Русские и советские поэты о Сибири / сост. А. Преловский. – М., 1984. – С. 44–48.

Дмитрий Павлович Давыдов. Биографичекий очерк

К сожалению, не все факты его биографии достоверно установлены до сих пор, и не всё его творческое наследие опубликовано. Неизвестна точная дата рождения (число и месяц), достоверно не установлено и место рождения. Большинство источников (энциклопедии, словари, интернет) указывают на то, что Давыдов родился в г. Ачинске. Историки и литературоведы в своих исследованиях опирались на немногочисленные архивные материалы и публикации, в частности, на статью первого биографа поэта С. И. Гашинского. Его статья "Памяти Д. П. Давыдова" опубликована в 20–м номере "Тобольских губернских ведомостей" за 1893 г. Определённые уточнения в биографию поэта внёс иркутский учёный–литературовед В.П. Трушкин. На основании служебного аттестата, подлинник которого хранится в историческом музее Санкт–Петербурга, а копия – в Икутском областном краеведческом музее, он сделал вывод, что поэт родился не в Ачинске, а в г. Каинске (ныне г. Куйбышев Новосибирской области).

Отец поэта, Павел Васильевич Давыдов, происходил из обедневших дворян Рязанской губернии и был родственником героя Отечественной войны 1812 г. поэта–партизана Д. В. Давыдова. Павел Васильевич был командирован в Сибирь, чтобы исследовать "возможности соединения Енисея с  Обью и для приучения инородцев к употреблению в пищу хлеба".

На пути в Сибирь, в г. Каинске, по мнению не только В. П. Трушкина, но и других исследователей, (Н. Сухарчука, В. Андреева и др.) и родился у Павла Васильевича сын Дмитрий. Детские годы его действительно прошли в г. Ачинске. В 15–тилетнем возрасте он поступил на службу канцеляристом в окружной суд этого уездного города. Служба длилась около трёх лет, а в 1829 г. он поступает в иркутскую гимназию "кандидатом учительского звания".  В те годы в иркутской гимназии велась подготовка учителей для уездных училищ, которые содержались как стипендиаты "за казённый кошт", т. е. обучались бесплатно. Но "казённокоштные" учащиеся после курса обучения должны были прослужить на учительских должностях не менее 8 лет.

В 1830 г. Д. П. Давыдов успешно выдержал экзамены на "кандидата учительского звания" и был направлен в Троицкосавск (г. Кяхту). Началась его учительская деятельность, которая длилась без малого 30 лет. Кяхта в ту пору не походила на забытое богом и людьми провинциальное захолустье. Она пользовалась известностью в России как главный пункт торговли с Китаем и была своеобразными воротами в Центральную Азию, через которые проходили многие известные русские и иностранные учёные и путешественники.

Много лет спустя, вспоминая о годах жизни в Троицкосавске – Кяхте, Давыдов писал:

"Я юношей в семнадцать лет В Троицкосавске поселился. Учил детей и сам учился Как математик и поэт".

В "песчаной Венеции", как называли иногда Кяхту, были почитатели российской словесности, творчества Пушкина, Крылова, Гоголя. Свои ранние литературные опыты Д. П. Давыдов начал с подражания А. С. Пушкину. В 1830 г. он приступает к "сибирским романам в стихах". В 1832 г. был окончен роман "Наташа". Наташа – простая  сибирячка, которая росла,

"Не хвастая красою стана, Какою Ларина Татьяна У Пушкина одарена... "

В преклонном возрасте Давыдов весьма сурово отзывался о своих первых поэтических опытах:

"Эта ребячья забава, – писал он в 1875 г., – не стоит внимания, ровно как и множество больших и малых баллад, тогда же мною написанных".

В эти годы в Кяхте подолгу находились востоковеды О. М. Ковалевский и П. Л. Шиллинг. Встречи и беседы с О. М. Ковалевским стали определённым толчком к формированию у Давыдова глубоких и устойчивых интересов к этнографии и фольклору бурят и монголов. И в какой бы уголок Сибири не заносила позднее судьба Д. П. Давыдова, он неизменно собирал сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки местного населения. Он также широко использовал их в своих поэтических  произведениях. Работы по этнографии и фольклору Давыдов  пересылал О. М. Ковалевскому, вначале в Казань, а затем в Варшаву, где Осип Михайлович преподавал в университете и был известен как учёный–востоковед с мировым именем. Предполагалось, что О. М. Ковалевский издаст этнографические работы Д. П. Давыдова. Но замыслу не суждено было осуществиться. В Варшаве, в доме, где жил Ковалевский, случился пожар, и вместе с имуществом учёного сгорели рукописи сибирского краеведа.

Мечтой Давыдова было получить высшее образование, но не было средств для осуществления мечты. Между тем в Кяхте он много занимался самообразованием, готовился к сдаче экзаменов экстерном за полный университетский курс по математике и физике. В эти же годы он вынашивал дерзкие для провинциального учителя идеи открытия электрических способов воздухоплавания, создания аппарата для преодоления силы земного тяготения, телеграфа  "без непрерывных проводников".

В 1833 г. Д. П. Давыдов перехал в Якутск, где работал учителем второго класса уездного училища, а с 5 октября этого же года стал исполнять обязанности смотрителя училища и одновременно продолжал преподавательскую деятельность. В Якутске он прожил до 1845 года.

Давыдов принимал активное участие в работе Северо–Восточной сибирской экспедиции, организованной Российской Академией наук под руководством академика А. Ф. Миддендорфа. Выполняя поручения экспедиции, он с увлечением проводил геотермические и метеорологические исследования на территории Якутии, пробивал шурфы, бурил артезианские колодцы. Результаты этих исследований получили высокую оценку в научной среде. "Господин Миддендорф, – вспоминал позднее Давыдов, – мои изыскания напечатал в своей книге "Sibirische Reise" и, кроме того, упомянул о моих трудах в записке, читанной им 13 августа 1847 г. в заседании императорской Академии наук и помещённой в академическом бюллетене".

Деятельность Давыдова в Якутске была весьма плодотворной. Он неоднократно получал благодарности за свой педагогический труд, в частности, в 1845 г. от ревизировавшего Сибирь и учебные заведения в ней сенатора Толстого.

В Якутске Давыдов начал работу над поэмой "Покорённая Сибирь", главным действующим лицом которой стал Ермак. Работа над поэмой подходила к концу, когда в январе 1846 г. случился пожар, уничтоживший дом, имущество и рукописи поэта.  Очевидно, пожар стал определённым толчком к переезду Давыдова в августе 1846 г. в Верхнеудинск (ныне –  г .Улан–Удэ).

Как пишет в статье "Эй, баргузин, пошевеливай вал...", опубликованной в журнале "Байкал", исследователь творчества поэта Н. Ким: 

"В истории Бурятии 30–60 годов прошлого столетия, пожалуй, трудно найти другого педагога, кто сделал бы больше для развития просвещения в крае, особенно в бурятских улусах, чем Д.П. Давыдов – педагог, стоявший на уровне передовых идей своего времени..».  В педагогической деятельности Д. П. Дывадова особо привлекательной стороной является его гуманистическое отношение к судьбам бурят, искренняя забота о развитии просвещения и культуры среди них".

Новый смотритель уездных училищ начал с того, что добился разрешения Министерства просвещения на приобретение нового здания для училища. В конце 1848 года уездное и приходское училище перешли из "жалкой развалины", по словам Д.П. Дывадова, в новое двухэтажное кирпичное здание, купленное с торгов. Стараниями Давыдова училище имело хорошо оборудованную метеорологическую станцию, библиотеку, пополнявшуюся лучшими журналами того времени ("Отечественные записки", "Современник", "Библиотека для чтения" и др.), произведениями отечественных и зарубежных поэтов и прозаиков.

Здание училища сохранилось до наших дней. Ныне в нем находится детская республиканская экскурсионно–туристическая станция. На здании, одном из немногих старинных зданий первой трети XIX века, открыта мемориальная доска, информирующая, что здесь с 1846 по 1860 год жил и работал Д. П. Давыдов.

В круг служебных обязанностей  Д.П. Давыдова входило попечение над тремя сельскими приходскими училищами Верхнеуденского округа – Онинским бурятским близ Хоринской степной думы, русским и бурятским училищами в Баргузинском крае.

Годы жизни в Верхнеудинске были наиболее плодотворны и для литературного творчества Давыдова. До нас дошло двадцать одно произведение поэта, включая оставшиеся в рукописи два романа в стихах. Семнадцать стихотворений при жизни поэта были опубликованы в различных газетах того времени, большинство, в том числе "Славное море", в петербургском еженедельнике "Золотое руно". В газете "Золотое руно" Давыдов рассказал о событиях, которые стали основой для  его стихотворения:

"Беглецы из заводов и поселений с необыкновенной смелостью преодолевают естественные препятствия в дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком–нибудь обломке дерева, и были случаи, что они рисковали переплыть Байкал в бочках, которые иногда находят на берегах моря, в которых обыкновенно рыболовы солят омулей".

В феврале 2011 г. в иркутских СМИ появилась удивительная новость: пенсионер из байкальского посёлка Култук Н. Лупынин намерен переплыть этим летом Байкал, сидя в бочке. Идея эта, судя по публикации, навеяна ему песней "Славное море, священный Байкал".

Живя в Нижнеудинске, Давыдов занимался и научной деятельностью. Широта интересов поражает: метеорология, астрономия, мерзлотоведение, физика и математика, история, этнография, археология и фольклористика – вот те отрасли знаний, которые интересовали его. В 1851 г. в Иркутске открылся Сибирский отдел Русского географического общества. Д.П. Давыдов стал одним из первых его действительных членов. В "Записках СОРГО" он опубликовал несколько интереснейших исследований по этнографии, археологии, истории материальной культуры Якутии и Забайкалья. 2 августа 1855 г. Д. П. Давыдов отослал в Сибирский отдел найденные им при археологических раскопках вблизи Верхнеудинска артефакты: золотую спираль весом в два с половиной золотника, несколько камней с надписями, железные наконечники стрел и др. В советское время недалеко от того места, где проводил раскопки Давыдов, археологи открыли знаменитое Нижне–Иволгинское городище хунну.

В 1859 г. в Верхнеудинске была опубликовано его шутливо–сатирическая поэма "Шире гуйлгуху" или "Волшебная скамеечка". Используя одно из ламаистских поверий  о самодвижущейся волшебной скамеечке, с помощью которой  путём заклинаний якобы можно отыскать украденные вещи, поэт в юмористических тонах живописует переживания бедного учителя, у которого украли последние сапоги – его единственное достояние.  Он пишет о чванливости богачей, в чьих домах приходится учителю давать уроки, о его бесправии и полуголодном существовании, его униженности и зависимости от сильных мира сего. В поэме немало метких афористических замечаний о социальной несправедливости, царящей в мире:  "Но пред начальством глуп  и  гений, – оно не терпит возражений", "Известно издавна, что завсегда у педагога желудок на диете строгой, а грудь желаньями полна". Или: "Жрецов науки и искусства, нас не считают за людей".

В сюжетном развитии поэмы причудливо сплавлены элементы вымысла и самой трезвой, доподлинной реальности, подчёркнут бытовой антураж, в котором живёт и действует лирический герой Давыдова.  Таковы реалистически выписанные сцены в бурятской юрте у старика ламы Гомбоя Дабанова, таково начало поэмы да и некоторые другие эпизоды.

В 1859 г. Давыдов подаёт на имя военного губернатора Забайкальской области прошение об отставке, мотивируя своё решение необходимостью поправить здоровье и желанием заняться краеведением, изданием накопившихся краеведческих и литературных материалов.

На первых порах после выхода в отставку всё шло так, как было задумано. Ему удалось подготовить к печати новый вариант поэмы "Покорённая Сибирь", обработать часть краеведческого материала. Горизонт казался безоблачным. Свои чувства и настроения тех лет он выразил в поэме "Поэтические портреты":

"Мои заветные мечты Уже сбываться начинали, Плоды тяжёлого труда Довольно радостей сулили. Мне было весело тогда, Надежды светлые живили В дохнувшую свободно грудь... О, кончился тернистый путь".

Давыдов намеревался переехать в Европейскую часть России, но, как вспоминал он потом, "на пути в Россию болезнь внезапно поразила меня в Иркутске". Паралич рук и ног приковал его к постели на долгие восемь лет, он стал плохо видеть.

Поправившись, Давыдов берётся за большую работу, "монографию", по его выражению, о Баргузинском крае. Извлечение из неё, в котором описан глетчер (курган) близ Баргузинской степной думы, было опубликовано в одном из номеров иркутской газеты "Амур". Помогала ему в работе старшая дочь Зинаида – она писала под диктовку отца.

Но тут его подстерегла новая беда. В январе 1870 г. в Иркутске случилось небывалой силы наводнение.  Как отмечено в работах Задониной Н. В. и Леви К. Г. "Хронология природных феноменов в Сибири и Монголии",  – "5 января  Ангара начала разливаться на прибрежные улицы... Дом губернатора, институт благородных девиц были окружены водой...".

Вода залила и квартиру Д. П. Давыдова на Харлампиевской улице (ныне ул. Горького). "Все вещи, книги, бумаги, физические и астрономические инструменты, всё было захвачено страшным потоком", – писал потом Давыдов. Погибли все краеведческие материалы, подготовленный к печати второй вариант "Покорённой Сибири" и другие рукописи.

Несмотря на очередную обрушившуюся на него беду, писатель продолжал работу и подготовил к изданию небольшую книгу стихов "Поэтические картины". К тому времени он почти полностью ослеп и диктовал стихи дочери. В 1871 г. книга вышла в Иркутске.

По своему содержанию это его автобиография в стихах. Верный манере облекать в романтическую оболочку реалистическое содержание, поэт с помощью волшебного шара воскрешает память о людях, с которыми сталкивала его судьба за долгие годы жизни. По воле автора произведения на поверхности шара возникают образы Ковалевского, Бичурина, Миддендорфа и его спутников по экспедиции по Северо–Востоку Сибири, жившей в Селенгинске Сары Сталибрас, жены английского миссионера, астронома Шварца, Фуса, секретаря Петербургской Академии наук, и многих других деятелей науки и культуры.

Давыдов в Иркутске написал несколько пьес, мемуары, предполагая разместить их в столичных журналах и газетах, но у него не было средств на оплату почтовых расходов.

Он прожил слепым около 30 лет. В 1879 г., после страшного иркутского пожара, Давыдов с семьёй переехал в Тобольск, где прожил до конца дней своих – 1888 года.

"Я много жил, я много видел, страдал, любил и ненавидел...", – эти строки из "Поэтических картин" могли быть высечены на его могильной плите. Но не было ни эпитафии, ни некролога. Только спустя пять лет после смерти Давыдова в "Тобольских губернских ведомостях" появилась статья С. И. Ганинского о жизни и творчестве поэта.

Вся жизнь Давыдова прошла в непрестанном труде, в бескорыстном служении родной Сибири, которую он знал и любил.

"Скажи мне, есть ли где в подлунном мире Страна подобная Сибири", – писал он в одном из своих поизведений.

Более двадцати лет Д. П. Давыдов прожил в нашем городе, здесь жили его потомки. В 1960–х годах журналистка Л. В. Тихонова встречалась с внучкой поэта, 75–летней Евстолией Вячеславовной Клепцовой. В статье "Автор Байкальского гимна", опубликованной в альманахе "Ангара" (1961, № 3) журналистка рассказала:

"Евстолия Вячеславовна и сегодня бережно хранит старинные издания его стихов, зачитанные томики Пушкина и Жуковского, принадлежащие поэту... Недавно она передала в фонды Ленинградского исторического музея служебный аттестат Дмитрия Павловича Давыдова...". 

А в статье "Сбережённые потомками", опубликованной в газете "Восточно–Сибирская правда" 14 декабря 1976 г., сообщается, что правнучка поэта Наталья Петровна Клепцова передала сохранившиеся памятные вещи поэта и фотокопии отдельных его документов в Иркутский краеведческий музей.

Возможно, потомки поэта продолжают жить в нашем городе. О семейной жизни Д. П. Давыдова известно немного. Он был дважды женат. Вторым браком на Людмиле Петрове Обуховой. О ней известно только то, что она происходила из купеческой семьи. Вышла замуж за Давыдова в 1855 или в 1856 г., подарила мужу троих детей: Зинаиду, которая родилась в 1857, Цецилию, родившуюся в 1859 году и Михаила, родившегося в 1861 году. После смерти мужа, Людмила Петровна переехала в Иркутск.

Имя автора "Славного моря"  известно и за пределами России. В Англии издана книга "Образцы русской поэзии». Переводчик Джон Бауринг включил "Славное море" Д. Давыдова в этот сборник наряду со стихами Жуковского, Крылова и Пушкина.

Русские и советские поэты неоднократно использовали в своём творчестве образы «Думы беглеца на Байкале» Д. П. Давыдова. В 1938 г. в Иркутске вышел сборник «Стихи и легенды о Байкале». В нём приведено несколько стихотворений: В. Михеева «Бочка» (1884), М. Скуратова «Бродяжьи россказни» (1926). С. Елпатьевского «Побег» (1926), А. Ольхона «Славный корабль – омулёвая бочка» (1938), написанных под влиянием стихотворения д. П. Давыдова.

Римма Михеева

Читайте в Иркипедии:

  1. "Славное море, священный Байкал" — гимн Байкала

Литература о Давыдове

  1. Кудрявцев Ф. А. Забытый сибирский поэт Д. Давыдов // Сиб. лит.-краевед. сб. — Иркутск, 1928.
  2. Андреев В. И. Выдающиеся учителя и просветители Бурятии. — Улан-Удэ, 1961.
  3. Ким Н. Эй, Баргузин, пошевеливай вал // Байкал. — 1989. — № 1.
  4. Андреева Р. Сбережённые потомками // Вост.–Сиб. правда. – 1976. – 14 дек. – С. 3.
  5. Давыдов Д. П. // Сибирская советская энциклопедия. Т. 1. – Новосибирск, 1929. – С. 765.
  6. Давыдов Д. П. // Иркутск: энцикл. слов.. – Иркутск, 2006. – С. 94–95.
  7. Ким Н. "Эй, Баргузин, пошевеливай вал..." // Байкал. – 1989. – № 1. – С. 76–84.
  8. Кудрявцев Ф. А. Д. П. Давыдов // Литературная Сибирь. Писатели Восточной Сибири. – Иркутск, 1971. – С. 40–42.
  9. Луняка О. 350+350=Гимн городу // Иркутск. – 2011. – 7 мая. – С. 4.
  10. Первый и единственный гимн озера Байкал // Иркутская область. Книга рекордов. – Иркутск, 2007. – С. 35.
  11. Стихи и легенды о Байкале. – Иркутск: Иркут. обл. изд–во, 1938. – 85 с.
  12. Тихонова Л. Автор Байкальского гимна // Ангара. – 1961. – № 3. – С. 26–27.
  13. Трушкин В. П. Д. П. Давыдов // Литературная Сибирь: критико–биобиблиогр. слов. писателей Восточной Сибири. Вып. 1. – Иркутск, 1986. – С. 86–89.
  14. Трушкин В. П. Послужной список Дмитрия Давыдова (Новые материалы к биографии автора "Славного моря") // Сибирь. – 1984. – № 3. – С. 91–95.

 

irkipedia.ru

Давыдов - это... Что такое Давыдов?

Давы́дов (-а) (иногда — Давыдо́в) — фамилия, происходит от мужского имени Давид (русский вариант — Давыд).

Известные носители:

Мужчины

A

  • Александр Давыдов (род. 1953, псевдоним Александра Давидовича Кауфмана) — писатель, литературный деятель.

Б

В

  • Владимир Михайлович Давыдов — экономист, историк и латиноамериканист.
  • Владимир Михайлович Давыдов — журналист, автор книг о группе «Вымпел».
  • Владимир Михайлович Давыдов — советский боксер, чемпион Европы среди юниоров.

Г

Д

  • Давыдов, Денис Васильевич (1784—1839) — поэт «Пушкинской плеяды», генерал-лейтенант, партизан.
  • Давыдов, Денис Юрьевич (р. 1984) — украинский хип-хоп исполнитель, фронтмэн группы «Тайный Заговор».

Е

И

  • Давыдов, Иван Васильевич (1893—1945) — советский военачальник, Герой Советского Союза.
  • Давыдов, Иван Евгеньевич (1906—1963) — советский майор, Герой Советского Союза.
  • Давыдов, Иван Иванович (1794—1863) — русский педагог, академик Петербургской академии наук [1].
  • Давыдов, Иван Лукич (род. 1918) — советский государственный деятель, заместитель министра торговли СССР в период с 1969 по 1987 год.
  • Давыдов, Иван Никитович (1933—1981) — советский шахтёр, Герой Социалистического Труда.
  • Давыдов, Иван Николаевич (1923—1995) — советский режиссёр мультипликационных фильмов.[2]
  • Давыдов, Иван Фёдорович (род. 1975) — российский журналист, политконсультант, литератор.

К

Л

М

Н

П

Р

С

Т

Ю

Псевдонимы

  • Ядов, Яков Петрович (1873—1940), настоящая фамилия Давыдов — поэт, драматург, автор юмористических куплетов времен НЭПа.

А

Б

В

Г

  • Давыдова, Гюльбоор Шауловна — (1892-1983 гг.). Виноградарь колхоза им. Кагановича. Удостоена звания Героя Социалистического труда в 1966 г. за выращивание высоких урожаев винограда. В Великой отечественной войне погибли два сына Давыдовой - Давид и Рувин. Именем Гюльбоор Давыдовой названа Агроферма.[1] , [2]

Е

Л

М

Н

С

  • Давыдова, Светлана Владимировна (род. 1968) — российская биатлонистка.

Примечания

См. также

dic.academic.ru

Давыдов, Василий Васильевич - это... Что такое Давыдов, Василий Васильевич?

Васи́лий Васи́льевич Давы́дов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

Биография

В 1953 году заканчивает психологическое отделение философского факультета МГУ. С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе №91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.

Кроме того, Давыдов профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др. Его дружба с известными философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике — Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким и др., дала возможность поставить и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др. «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под редакцией В.В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в 1983 был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.

В 1991 году В. В. Давыдов по приглашению Н. Г. Алексеева включается в работу Научного Совета по философии образования при Президиуме Российской Академии Образования, совместно с такими ведущими философами, психологами и педагогами как: Ю. В. Громыко, И. И. Ильясов, В. А. Лекторский, В. С. Мухин, Н. И. Непомнящая, В. А. Петровский, А. П. Огурцов, В. М. Розин, Б. В. Сазонов, В. И. Слободчиков, И. Н. Семенов, В. С. Швырев, П. Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и другими.

Вклад в развитие психологии и педагогики

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В, В. Давыдова

В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным), В.В. Давыдов выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. [1]

Критика традиционного обучения. По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.[2] Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников.Традиционное начальное образование не создает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. С точки зрения В.В. Давыдова , ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе - не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание.[3]

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают прежде всего с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности.В процессе ее осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает происходящее, становление и развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществляется движением мысли от абстрактного к конкретному.Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.[3]

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимым в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явле¬ния, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

Основные принципы

Ход обучения

  • знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
  • ориентировка в ней;
  • образец преобразования материала;
  • фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
  • определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
  • наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Основные методические подходы

  • Отрицание концентрического построения учебных программ.
  • Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
  • Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:

  • Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
  • Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
  • Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.
  • Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
  • Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
  • Контроль за выполнением предыдущих действий.
  • Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.[4]

Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-90-х годах XX столетия.В 1996 году Решением коллегии министерства образования РФ система Эльконина-Давыдова утверждена в качестве официальной системы начального образования (наряду с традиционной системой и системой Занкова).[5]

Память

  • Зинченко В.П. Саморазвитие духа (памяти друга) // Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1998. — № 5. — С. 4-11. — ISSN 0042-8841.
  • Заседание памяти Василия Давыдова на IV Международном конгрессе по Теории Деятельности (Дания, Орхус, июнь 1998 г.), - выступали Л. В. Берцфаи — вдова В. В. Давыдова, И. Ломпшер (Германия), С. Веджетти (Италия), В. П. Зинченко, К. Амано (Япония), М. Коул (США), Ю. Энгерстём (Финляндия), В. В. Рубцов, Ю. В. Громыко (Россия), Ж. Карпей (Нидерланды) и другие. На пленарном заседании конгресса был зачитан доклад В. В. Давыдова “Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности”, который он успел подготовить до своей кончины.
  • Турнир памяти В.В. Давыдова для учащихся старшей ступени образования "Знатоки чтения"
  • Московский городской турнир памяти В. В. Давыдова, ГОУ ЦО № 548 "ЦАРИЦЫНО" 11.08.2008
  • Конгресс памяти В.В. Давыдова в Научно Исследовательском Институте Инновационных Стратегий Развития Общего Образования (НИИ ИСРОО). Ю.В. Громыко: "...мы продолжаем традицию Василия Васильевича Давыдова". Программа В.В. Давыдова в деятельности ИОИ и НИИ ИСРОО
  • Громыко Ю. В. Метод Давыдова. Пушкинский институт, АО «Московские учебники», М.2003.
  • Международный научный симпозиум «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики» 16-17 сентября 2010 года - Психологический институт РАО и МГППУ
  • Юбилейная конференция к 80-летию со дня рождения В.В. Давыдова «Теоретическое отношение к действительности: природа, развитие, образовательная поддержка» в РГГУ, 20 - 21 сентября. Организаторы Институт психологии им. Л.С. Выготского, Психологический институт РАО, Научно-Исследовательский Институт Инновационных Стратегий Развития Общего Образования, Фонд им. Л.С. Выготского.

Сочинения

  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  • Давыдов В.В., Громыко Ю.В. "Концепция экспериментальной работы в сфере образования". - Вопросы психологии.- 1994.- №6.- С.31-37.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
  • Давыдов В.В., Громыко Ю.В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.- С.353.
  2. ↑ Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
  3. ↑ 1 2 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
  4. ↑ Конжаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С.87.
  5. ↑ Кудрявцев В.Т. В.В. Давыдов. Вехи и этапы жизненного пути//Вопросы психологиию.-2010.- №4.- С. 109-118.

dic.academic.ru