Камуфляж танков РККА западное направление. Цвет 4бо


Сборная модель танка т-26, цвет 4БО из красок Tamiya.

Сборная модель танка т-26. Нанесение грунта

Сборная модель танка т-26. Нанесение грунта

Смотри также:Сборная модель танка Т-26, 1/35, Звезда. СтройкаСборная модель танка Т-26. Фильтры, масляные точки, смывка, пигментыСборная модель танка Т-26. Готовая работа

После длительного перерыва я наконец-то вернулся к постройке танка т-26. После того, как положил грунтовку, обнаружил единственный косяк, щели на маске пушки.

Сборная модель танка т-26. Щели на маске пушки после грунтовки

Сборная модель танка т-26. Щели на маске пушки после грунтовки

В качестве жидкой шпаклевки использовал тамиевский грунт. Т.к. он хорошо усаживается, необходимо промазать щель в несколько приемов с высыханием предыдущего слоя.

Сборная модель танка т-26. Tamiya surface primer используем как жидкую шпаклевку

Сборная модель танка т-26. Tamiya surface primer используем как жидкую шпаклевку

На литник приклеил небольшой кусочек наждачки, получился миниатюрный напильник. Шкурка 400, быстро забивается и также быстро очищается зубной щеткой с укороченной щетиной. Получилось удобно, можно аккуратно зачищать небольшие поверхности, не боясь повредить мелкие детали, находящиеся рядом.

Сборная модель танка т-26. Самодельный инструмент для шкурения

Сборная модель танка т-26. Самодельный инструмент для шкурения

Сборная модель танка т-26. Щели заделаны, можно повторно грунтовать

Сборная модель танка т-26. Щели заделаны, можно повторно грунтовать

Повторный слой грунта на маску дал отличный результат.

Сборная модель танка т-26. Загрунтованная башня, окончательный вариант

Сборная модель танка т-26. Загрунтованная башня, окончательный вариант

Сборная модель танка т-26. Грунтование тележек катков

Сборная модель танка т-26. Грунтование тележек катков

Подбор базового цвета 4БО из красок Tamiya для окраски танка т-26

В начале я использовал смесь XF-67 и XF-49 в пропорции 2:1. Цвет получается по тону достаточно похожим на многочисленные фотографии моделей в сети, но по яркости он темноват. Учитывая опыт работы над моделью ГАЗ-ММ, последующие обработки поверхности в конечном итоге могут привести к еще большему затемнению окраски. Это нужно учитывать при подборе цвета 4БО. Кроме того, замечено, что цвет краски в баночке выглядит существенно светлей, чем нанесенная краска. Тамиевский акрил темнеет при высыхании.

Краски для получения 4БО. Первый вариант

Краски для получения 4БО. Первый вариант

Поразмыслив немного, я все же решил получить более светлый и насыщенный базовый слой. В конечном итоге, сделать базовую окраску немного темнее можно при помощи наложения фильтров, а вот наоборот — задача сложнее.

В группе AllModels нашел интересный рецепт «4БО» из тамиевских красок. На основе него смешал новый оттенок, на мой взгляд получилось то что надо. XF-58, X-8 (или XF-3), XF-2 в пропорции 2:1:1. Желтую краску можно использовать как глянцевую, так и матовую — по тону они идентичны (на мой взгляд).

Краски для получения 4БО. Второй вариант

Краски для получения 4БО. Второй вариант

Сделал на «дошираке» пробники для сравнения цвета. В общем, результаты вполне приличные, но пока я не заполучу «аутотентичный 4БО» от Акана — не успокоюсь :)

4БО из Tamiya. Варианты

4БО из Tamiya. Варианты

Фото модели, окрашенной первым вариантом 4БО. Снимал при искусственном и интенсивном освещении. При дневном цвете выглядит сильно темнее.

Сборная модель танка т-26. Окраска башни в базовый цвет

Сборная модель танка т-26. Окраска башни в базовый цвет (вариант 1)

Сборная модель танка т-26. Окраска корпуса в базовый цвет

Сборная модель танка т-26. Окраска корпуса в базовый цвет (вариант 1)

Покрасил кисточкой резиновые бандажи на катках. Использовал XF-69, Nato black. На мой взгляд получилось замечательно!

Сборная модель танка т-26. Окраска резины катков

Сборная модель танка т-26. Окраска бандажей катков

Сборная модель танка т-26. Окраска резины катков

Сборная модель танка т-26. Окраска бандажей катков

После окраски первым вариантом, я нанес второй вариант 4БО, причем сделал это не равномерно, попробовал поработать с свето-тенью. На выступающих элементах больше, в тенях меньше, либо вообще не наносил. Получилось как-то так, но для первого раза, решил больше не экспериментировать с модуляцией через аэрограф. Жалко запороть работу.

Для оценки результата выкладываю два фото-сета: при дневном и искусственном освещении. Истина где-то посередине :)

Базовый цвет 4БО, танк т-26, съемка

Снимки сделал в RAW формате на старенькую зеркалку CANON, при обработке в RAW-редакторе выставил одинаковую цветовую температуру и баланс белого для всех снимков серии. Для каждого снимка подогнал параметр композиции, чтобы выронить их по яркости. Больше никаких обработок не делал.

Модель танка т-26. Съемка модели танка при естественном освещении

Окно располагается справа от рабочего стола, поэтому имеем приличные тени слева

Модель танка т-26. Съемка при искусственном освещении, холодный свет

Источник — энергосберегающая лампа в светильнике типа NL-201-G23-11W-BK, приближенный к модели на минимальное расстояние.

В этом режиме съемки видны мои попытки сделать светотень, выступающие участки танка выглядят несколько светлее.

Кошка для экспериментов

Так как у меня фактически нулевой опыт в сборке и окраске моделей, многое приходится делать в первый раз, я завел себе «кошку». Отобрал у детей тяжелый танк КВ-1 в масштабе 1/100. Звезда выпускает наборы игр и к ним всякие танчики, самолетики и фигурки, которые собираются без клея из нескольких деталей.Ну и перед тем как что-то делать на модели, тренируюсь на ней :)

Весь процесс экспериментов над «кошкой» документирую, возможно сделаю по ней отдельный пост.

"Кошка" для Т-26

«Кошка» для Т-26

Продолжение стройки:Сборная модель танка Т-26. Фильтры, масляные точки, смывка, пигменты

izkorobka.ru

4 БО - наше всё

 В мире масштабного моделизма этот цвет стал известен под № 320 в палитре АКАН с 27 ноября 1998 года. После этой даты было много вопросов и споров. Например, говорили: «…нельзя сделать оригинальный 4 БО, потому что пигмент «Журавская охра» уже давно не добывают!»… (Кстати, добывают, и по сей день). Но после таких смелых утверждений можно было прекратить выпуск моей краски – ведь  серьёзные аргументы "против"! Кстати, это обычное дело на просторах нашей Родины. Либо никто «не против», но так же никто и не «за».

  А в чём дело то было? В оригинальном рецепте для реальной техники. Первоначально для изготовления краски цвета 4БО применялись только три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый. Никаких изменений и замен не допускалось. Иначе нарушался главный принцип краски - не дешифрируемость. Но какое отношение оригинальный рецепт имеет к масштабному моделизму? Главный фактор – точный цвет.

 Если вернуться в ноябрь 1998 года, то мне посчастливилось быть знакомым с очень известным моделистом, танкистом и историком. Знаком я с ним до этого был давно, но именно в ноябре звёзды сложились благоприятно, и я имел возможность работать с оригинальными образцами цвета различных маскировочных оттенков, используемых для испытаний камуфляжных окрасок летом 1939 года. К началу этих испытаний цвет 4БО уже применялся и, в отличие от других предложенных, уже имел своё окончательное название. Цель испытаний - было рекомендовано изучить особенности различных камуфляжных схем «…деформирующего окрашивания гусеничных и колесных машин…» В это же время аналогичные испытания проводились на другом полигоне для изучения малой заметности при базировании на аэродроме авиационной техники. Важно ещё отметить, что и с Михаилом Орловым, кропотливо изучавшим цвета авиации РККА-СССР, я так же был знаком, и мы общались на тему соответствия данных цветов для использования в этих испытаниях и пришли к выводу, что эти наработки могли быть применены и к авиации. 

  Почему было нужно создавать именно 4БО? До него применялся «Защитный» (№83063) с середины 1920х годов до начала 1930х. Его сменил достаточно тёмный 3Б (№83070 и 83078), который применялся до 1938 года. Эти цвета были так же базовыми, то есть для окраски любой техники. В то время специалисты по камуфляжу задавались вопросом незаметности защищаемых объектов при визуальном наблюдении, а так же при проведении воздушной разведки. Но ещё одна поставленная задача должна была быть решена – недешифрируемость, при наблюдении с помощью оптических приборов и применения светофильтров. Давайте сравним их оцифрованное изображение цвета:

 Достаточно очевидно, что 4БО был скорее продолжением развития более раннего защитного цвета на новых пигментах. Так же надо отметить небольшую разницу между двумя образцами 3Б,  которые мне довелось изучать. Один был получен с фрагмента ТБ-3 (№370 - 8370), а другой - с каски (№ 378 - 83078).

 

 Частично поставленная задача была решена созданием краски цвета 4БО. По моим сведениям, полученным из архива, на тот момент краска цвета 4БО выглядела так, как я предложил моделистам в виде моей краски № 320 (позднее № 83020). На изображении предложены цвета моих красок с испытаний 1939 года. № 363, № 370 и № 378 не принимали участия в тех испытаниях (насколько мне на сегодня это известно), но для общего понимания я привожу и их.

 

  Из этого изображения на данном этапе представляют интерес два чипа и я приведу их цифровые характеристики, полученные спектрофотометром.

            № 73020 - 4БО - sRGB: 89, 83, 54   L* a*b*: 35,6  -4,2    18,3

           № 73084 - "24ng" (его оригинальное название при испытаниях) - sRGB: 109, 97, 62  L* a*b*: 42,2  -1,8 22,1

В таком виде мне посчастливилось их увидеть и создать цвета в своей палитре. Сравнивая два этих цвета можно сказать, что они достаточно похожи, но 73084 имеет почти одинаковый оттенок и отличается светлостью. По состоянию на 1948 год произошли некоторые изменения, и поиск в архивах принес обновлённую информацию, а именно

   в этом источнике 4БО отображается так: 

            и значения промеров этого чипа sRGB: 97, 85, 44   L* a*b*: 37,2  -2,3  26,7

 То есть, по состоянию на 1947 год, когда альбом верстался, уже произошли изменения и цвет 4БО немного посветлел и пожетел. И стал примерно посередине между  № 73020 и 83084. В какое точно время произошёл сдвиг цвета в жёлтую сторону на сегодня мне не известно. Возможно, это объясняется постепенным уменьшением зазора между двумя эталонами цвета, по которым и изготавливалась краска цвета 4БО. Уместно заметить, что в просторах интернета есть процентные соотношения, предписанные для создания краски 4 БО, но это не более чем приблизительные ориентиры для начала работы. Краска, выходящая с завода, должна была соответствовать вилочным эталонам для данного цвета.

 Не так давно была оживлённая дискуссия на одном из форумов, где неподготовленная аудитория совершенно не могла понять смысл слов, обращённых для них. Я обратил внимание форумчан, что не возможно создать краску с заданными параметрами, не имея образца цвета. Он может быть в виде эталонов цвета, принятых в СССР и России, либо другим, подтверждённым должным образом, образцом. 

 Давайте исследуем это должным образом. Итак, для проверки соответствия цвета действительности, нужно всего ничего - уточнить, насколько произошли изменения образцов цвета в альбоме, хранившимся в прекрасных условиях архива при постоянной влажности и температуре с эталонами цвета, по которым их в тот период производили на ЛКЗ.

 и два вилочных эталона из неё для 4БО

 

 

 

и мои промеры матовых накрасок эталонов

№ 734: sRGB: 96, 87, 55   L* a*b*: 37,7  -2,9  20,7                                                 № 735: sRGB: 103, 91, 61   L* a*b*: 39,8  -1,5  20,4

 Выдержка из документа (смотрите ниже) " Нормирование цвета эмалей и красок": "Нормирование цвета эмали или краски двумя эталонами (при этом в нормативном документе указываются два номера картотеки) означает пределы оттенка, в которых может находиться цвет выпускаемого лакокрасочного материала...Картотека дает возможность ОТК (Отделу Технического Контроля) предприятия контролировать поступающие на завод эмали и краски по цвету и при их несоответствии эталонам браковать лакокрасочную продукцию и возвращать её изготовителю. Цвет должны проверять при дневном отражённом свете, визуально сравнивая высушенную накраску лакокрасочного материала с соответствующим эталоном картотеки или двумя эталонами, определяющими допускаемое отклонение по цвету." Примечание добавлено 2 мая 2011 года.

Если кому нибудь из вас посчастливиться держать эту пару эталонов, то вы поймете, насколько мала разница между ними. Скорее всего ваша реакция будет выражать растерянность и для вас станет совершенно очевидно, что невозможно дать даже два цвета по этим эталонам, сколь нибудь серьёзно отличающиеся. Но все краски, не укладывающиеся по цвету в вилку этих эталонов, должны называться по другому. Либо это должно быть подтверждено серьёзным исследованием и документами.

 Для полноты картины можно ещё привести пару документов из нормативной части:

 и величина вилочных значений диапазона эталонов цвета для данной краски 

 

 Позволю себе повторить ранее написанное. В 1952 году был прекращён выпуск краски цвета 4БО. А в 1992 году эти эталоны были исключены из ассортимента картотеки. Справедливости ради надо заметить, что уже в 1974 году по этим эталонам в СССР не выпускалась краска этого цвета, Это подтверждается аналогичными нормативными документами.

 Возникает законный вопрос: "чем же тогда красилась техника для парадов, в том числе и в юбилейном параде 9 мая 2010 года?". Был на одной из вечерних тренировок этого парада достаточно случайно и не имел возможности сравнить инструментально или визуально - просто гулял, и с собой ничего не было. По ощущениям - похожа... Защитная... Но вряд ли 4 БО. Как-то отрицательно к этому цвету относится армейская верхушка - "некрасивый, мол,  и всё такое..." В современной картотеке есть достаточно близкие цвета, и они называются похоже - "Защитные", но нормируются другими парами эталонов и неподготовленный обыватель легко может принять их за 4БО...

 Хочется ещё поговорить о самом названии. Долгое время я выпускал краску и называл её 4БО - Базовый, Основной - Защитный; тёмно-зелёный. Не так давно, после небольших наблюдений, я пришёл к выводу, что буква "О" в этой аббревиатуре носит совершенно другой смысл. Давайте посмотрим вместе на фрагменты альбома:

Вот!!! "О" - олифа; "Г" - глифталевая; "Н" - нитроцеллюлозная. Как всё оказалось просто! И ещё надо уточнить, что названия "4БО", "4БН" и "4БГ" не означают, что эти краски делались по одним эталонам цвета, хотя и было бы это логичным. Соответственно, у каждой из этих красок была своя область применения и вряд ли они пересекались. Первая - для бронированной техники и артиллерии. Вторая и третья - для металлических и деревянных частей автомобилей. Танк, покрашенный нитроэмалью - это очень смело!!! Но я такое встречал у зарубежных коллег... Грустно. Нельзя подменять целевое назначение красок и цвет , даже если этого очень хочется.

Собственно, можно остановиться в повествовании на сегодня. Вам всё это надо усвоить, а мне - если посчастливиться, ещё надо уточнить некоторые моменты в архиве и при очередном удачном раскладе звёзд, я получу дополнительную информацию и постараюсь дополнить статью.

P.S.: на ваши возможные вопросы, заданные здесь, постараюсь ответить по мере возможностей, но с учётом времени для написания этой статьи, не обещаю это сделать быстро.

3ч.00 мин.  19 апреля 2011 года . 

С уважением и благодарностью к Михаилу Орлову за предоставленные материалы для статьи.

 Небольшое добавление к моей статье связано с выпуском краски № 73122 по эталонам цвета, приведённым в этой статье.

 Долгое время у меня в каталоге была краска 4БО под № 320, а позднее изменилась нумерация и в новом обозначении этот цвет я предлагал вам под № 73020 и № 83020. Этот вариант был изготовлен мной с образца архивной выкраски из отчёта по испытаниям камуфляжа - 1939 года.

 Прошло более 12 лет с момента выпуска моих первых флаконов № 320. Появилась дополнительная информация про цвет 4БО: один вариант - архивная выкраска в "Альбоме накрасок..." 1948 года и второй вариант - карточки эталонов цвета на 4БО.  Между этими образцами нет принципиальной разницы и образец из "Альбома..." прекрасно укладывается в цветовой диапазон карточек допуска на этот цвет. Но между более ранним есть небольшое расхождение. Это не означает, что прежний цвет неверен. Он применялся - в этом нет никаких сомнений.

 После окончания Великой Отечественной войны происходила систематизация всех рабочих и заводских образцов, по которым изготавливалась данная краска. По итогам этой работы были определены допустимые отклонения данного цвета.

 Я предлагаю вам вариант цвета 4 БО под № 73122, который укладывается в определённые двумя эталонами границы цвета. Все оттенки, выходящие за эти значения не могут называться 4БО!!! В наших армейских цветах было и есть достаточное количество оттенков, близких и похожих на 4БО, но они называются по другому и область их применения строго определена директивными документами.

 1ч.10 мин. 7 августа 2011 года.

 

akan.ru

Исторические армии: 4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)

4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)

Для тех, кого интересует история советской наземной техники периода Второй Мировой, цвет 4БО очень важен. Поэтому сегодня я представляю вам статью Александра Аканихина по 4БО, на перепечатку которой Александр любезно согласился.__________________________________________________________

Много ли мы знаем о этой краске?

Конечно!

А вы уверены?

Да его у нас где угодно можно найти...

Адресочек не дадите?

Ой, я так спешу! Давайте в другой раз…

4 БО - четвёртый базовый...

Вопреки устоявшемуся мнению обывателей, видели его совсем не многие. Хотя многие, очень многие про эту аббревиатуру слышали. А вот так, чтобы увидеть танк, времён Великой Отечественной войны с табличкой тактико-технических данных, в которых было бы указано «окрашен в цвет 4 БО» в музее или, на постаменте, мне лично не посчастливилось. И оставалось только радостно всматриваться в цвет и осознавать себя немного познавшим тайну. С другими наверняка было так же.

В мире масштабного моделизма этот цвет стал известен под № 320 в палитре АКАН с 27 ноября 1998 года. После этой даты было много вопросов и споров. Например, говорили: «…нельзя сделать оригинальный 4 БО, потому что пигмент «Журавская охра» уже давно не добывают!»… (Кстати, добывают, и по сей день). Но после таких смелых утверждений можно было прекратить выпуск моей краски – ведь серьёзные аргументы "против"! Кстати, это обычное дело на просторах нашей Родины. Либо никто «не против», но так же никто и не «за».

А в чём дело то было? В оригинальном рецепте для реальной техники. Первоначально для изготовления краски цвета 4БО применялись только три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый. Никаких изменений и замен не допускалось. Иначе нарушался главный принцип краски - не дешифрируемость. Но какое отношение оригинальный рецепт имеет к масштабному моделизму? Главный фактор – точный цвет.

Если вернуться в ноябрь 1998 года, то мне посчастливилось быть знакомым с очень известным моделистом, танкистом и историком. Знаком я с ним до этого был давно, но именно в ноябре звёзды сложились благоприятно, и я имел возможность работать с оригинальными образцами цвета различных маскировочных оттенков, используемых для испытаний камуфляжных окрасок летом 1939 года. К началу этих испытаний цвет 4БО уже применялся и, в отличие от других предложенных, уже имел своё окончательное название. Цель испытаний - было рекомендовано изучить особенности различных камуфляжных схем «…деформирующего окрашивания гусеничных и колесных машин…» В это же время аналогичные испытания проводились на другом полигоне для изучения малой заметности при базировании на аэродроме авиационной техники. Важно ещё отметить, что и с Михаилом Орловым, кропотливо изучавшим цвета авиации РККА-СССР, я так же был знаком, и мы общались на тему соответствия данных цветов для использования в этих испытаниях и пришли к выводу, что эти наработки могли быть применены и к авиации. 

Почему было нужно создавать именно 4БО? До него применялся «Защитный» (№83063) с середины 1920х годов до начала 1930х. Его сменил достаточно тёмный 3Б (№83070 и 83078), который применялся до 1938 года. Эти цвета были так же базовыми, то есть для окраски любой техники. В то время специалисты по камуфляжу задавались вопросом незаметности защищаемых объектов при визуальном наблюдении, а так же при проведении воздушной разведки. Но ещё одна поставленная задача должна была быть решена – недешифрируемость, при наблюдении с помощью оптических приборов и применения светофильтров. Давайте сравним их оцифрованное изображение цвета:

Достаточно очевидно, что 4БО был скорее продолжением развития более раннего защитного цвета на новых пигментах. Так же надо отметить небольшую разницу между двумя образцами 3Б, которые мне довелось изучать. Один был получен с фрагмента ТБ-3 (№370 - 8370), а другой - с каски (№ 378 - 83078)

Частично поставленная задача была решена созданием краски цвета 4БО. По моим сведениям, полученным из архива, на тот момент краска цвета 4БО выглядела так, как я предложил моделистам в виде моей краски № 320 (позднее № 83020). На изображении предложены цвета моих красок с испытаний 1939 года. № 363, № 370 и № 378 не принимали участия в тех испытаниях (насколько мне на сегодня это известно), но для общего понимания я привожу и их.

Из этого изображения на данном этапе представляют интерес два чипа и я приведу их цифровые характеристики, полученные спектрофотометром.

№ 73020 - 4БО - sRGB: 89, 83, 54 L* a*b*: 35,6 -4,2 18,3

№ 73084 - "24ng" (его оригинальное название при испытаниях) - sRGB: 109, 97, 62 L* a*b*: 42,2 -1,8 22,1

В таком виде мне посчастливилось их увидеть и создать цвета в своей палитре. Сравнивая два этих цвета можно сказать, что они достаточно похожи, но 73084 имеет почти одинаковый оттенок и отличается светлостью. По состоянию на 1948 год произошли некоторые изменения, и поиск в архивах принес обновлённую информацию, а именно

В этом источнике 4БО отображается так:

Значения промеров этого чипа sRGB: 97, 85, 44 L* a*b*: 37,2 -2,3 26,7

То есть, по состоянию на 1947 год, когда альбом верстался, уже произошли изменения и цвет 4БО немного посветлел и пожетел. И стал примерно посередине между № 73020 и 83084. В какое точно время произошёл сдвиг цвета в жёлтую сторону на сегодня мне не известно. Возможно, это объясняется постепенным уменьшением зазора между двумя эталонами цвета, по которым и изготавливалась краска цвета 4БО. Уместно заметить, что в просторах интернета есть процентные соотношения, предписанные для создания краски 4 БО, но это не более чем приблизительные ориентиры для начала работы. Краска, выходящая с завода, должна была соответствовать вилочным эталонам для данного цвета.

Не так давно была оживлённая дискуссия на одном из форумов, где неподготовленная аудитория совершенно не могла понять смысл слов, обращённых для них. Я обратил внимание форумчан, что не возможно создать краску с заданными параметрами, не имея образца цвета. Он может быть в виде эталонов цвета, принятых в СССР и России, либо другим, подтверждённым должным образом, образцом. 

Давайте исследуем это должным образом. Итак, для проверки соответствия цвета действительности, нужно всего ничего - уточнить, насколько произошли изменения образцов цвета в альбоме, хранившимся в прекрасных условиях архива при постоянной влажности и температуре с эталонами цвета, по которым их в тот период производили на ЛКЗ.

и два вилочных эталона из неё для 4БО

и мои промеры матовых накрасок эталонов

№ 734: sRGB: 96, 87, 55 L* a*b*: 37,7 -2,9 20,7 

№ 735: sRGB: 103, 91, 61 L* a*b*: 39,8 -1,5 20,4

Выдержка из документа (смотрите ниже) " Нормирование цвета эмалей и красок": "Нормирование цвета эмали или краски двумя эталонами (при этом в нормативном документе указываются два номера картотеки) означает пределы оттенка, в которых может находиться цвет выпускаемого лакокрасочного материала...Картотека дает возможность ОТК (Отделу Технического Контроля) предприятия контролировать поступающие на завод эмали и краски по цвету и при их несоответствии эталонам браковать лакокрасочную продукцию и возвращать её изготовителю. Цвет должны проверять при дневном отражённом свете, визуально сравнивая высушенную накраску лакокрасочного материала с соответствующим эталоном картотеки или двумя эталонами, определяющими допускаемое отклонение по цвету." (Примечание: добавлено 2 мая 2011 года.)

Если кому нибудь из вас посчастливиться держать эту пару эталонов, то вы поймете, насколько мала разница между ними. Скорее всего ваша реакция будет выражать растерянность и для вас станет совершенно очевидно, что невозможно дать даже два цвета по этим эталонам, сколь нибудь серьёзно отличающиеся. Но все краски, не укладывающиеся по цвету в вилку этих эталонов, должны называться по другому. Либо это должно быть подтверждено серьёзным исследованием и документами.

Для полноты картины можно ещё привести пару документов из нормативной части:

и величина вилочных значений диапазона эталонов цвета для данной краски

Позволю себе повторить ранее написанное. В 1952 году был прекращён выпуск краски цвета 4БО. А в 1992 году эти эталоны были исключены из ассортимента картотеки. Справедливости ради надо заметить, что уже в 1974 году по этим эталонам в СССР не выпускалась краска этого цвета, Это подтверждается аналогичными нормативными документами.

Возникает законный вопрос: "чем же тогда красилась техника для парадов, в том числе и в юбилейном параде 9 мая 2010 года?". Был на одной из вечерних тренировок этого парада достаточно случайно и не имел возможности сравнить инструментально или визуально - просто гулял, и с собой ничего не было. По ощущениям - похожа... Защитная... Но вряд ли 4 БО. Как-то отрицательно к этому цвету относится армейская верхушка - "некрасивый, мол, и всё такое..." В современной картотеке есть достаточно близкие цвета, и они называются похоже - "Защитные", но нормируются другими парами эталонов и неподготовленный обыватель легко может принять их за 4БО...

Хочется ещё поговорить о самом названии. Долгое время я выпускал краску и называл её 4БО - Базовый, Основной - Защитный; тёмно-зелёный. Не так давно, после небольших наблюдений, я пришёл к выводу, что буква "О" в этой аббревиатуре носит совершенно другой смысл. Давайте посмотрим вместе на фрагменты альбома:

Вот!!! "О" - олифа; "Г" - глифталевая; "Н" - нитроцеллюлозная. Как всё оказалось просто! И ещё надо уточнить, что названия "4БО", "4БН" и "4БГ" не означают, что эти краски делались по одним эталонам цвета, хотя и было бы это логичным. Соответственно, у каждой из этих красок была своя область применения и вряд ли они пересекались. Первая - для бронированной техники и артиллерии. Вторая и третья - для металлических и деревянных частей автомобилей. Танк, покрашенный нитроэмалью - это очень смело!!! Но я такое встречал у зарубежных коллег... Грустно. Нельзя подменять целевое назначение красок и цвет , даже если этого очень хочется.

Собственно, можно остановиться в повествовании на сегодня. Вам всё это надо усвоить, а мне - если посчастливиться, ещё надо уточнить некоторые моменты в архиве и при очередном удачном раскладе звёзд, я получу дополнительную информацию и постараюсь дополнить статью.

С уважением и благодарностью к Михаилу Орлову за предоставленные материалы для статьи.

Александр Аканихин

19 апреля 2011 года 

Обновлено 02.05.2011

__________________________________________________

yarosarmies.blogspot.com

Камуфляж танков РККА западное направление » Военное обозрение

(22 июня - 31 декабря 1941 года)

Перед войной, после долгих экспериментов, для бронетанковой техники Красной Армии, наконец, была разработана система камуфляжа, состоящая из желто-зеленых (7К) и темно-коричневых (6К) пятен, нанесенных по зеленому (4БО) фону. Но широкого распространения подобная камуфляжная схема так и не получила.

Система защитной окраски, камуфляжа и тактических обозначений, используемая бронетанковыми частями Красной Армии на данном ТВД была достаточно однообразна, наиболее приближена к требованиям уставов и претерпела свои самые незначительные изменения за весь вышеописанный период.

Такое положение было обусловлено рядом факторов. В первую очередь, это то, что основные боевые ^ действия на советско-германском фронте (до середины весны 1942 года) разворачивались именно на западном направлении. Следовательно, новые формирования и продукция танковых заводов поступала в первую очередь на данный ТВД для восполнения высокой "естественной" убыли материальной части. Во-вторых, в условиях интенсивных боев и быстрой замены материальной части у экипажей не имелось особой мотивации к созданию дополнительных камуфляжных схем и сложных тактических обозначений. В-третьих, основная зеленая краска советских бронетанковых соединений 4БО разрабатывалась именно под цветовой ландшафт смешанных лиственно-хвойных лесов Белоруссии и Центральной России, поэтому окрашенные в зеленый цвет танки и бронемашины в летний период не требовали дополнительного камуфляжа. Система зимнего камуфляжа, разработанная военными специалистами Красной Армии, также наиболее подходила для ландшафтных изменений, вызванных климатическими условиями зимы Центральной России.

Соединения 6 мк РККА выдвигаются к государственной границе СССР. На одном из БТ-7 на задней стороне башни виден тактический номер "22". Западный фронт, 22 июня 1941 года (АВЛ).

К 22 июня 1942 года в составе Западного Особого военного округа, который был развернут в Западный фронт, находилось 6 механизированных корпусов РККА (6, 11, 13, 14, 17, 20 мк) из которых 4 (6, 11, 13, 14 мк) были вполне боеспособны, а 2 (17, 20 мк) имели только учебно-боевой танковый парк, состав которого колебался в пределах 100 машин для каждого механизированного корпуса. В течение 22-23 июня 1941 года большинство вышеописанных соединений было вынуждено вступить в бой с немецкими войсками, предельно сократив срок мобилизационных мероприятий.

Брошенный вследствие полученных технических повреждений танк артиллерийской поддержки БТ-7А. На башне видна красная звезда общегосударственной идентификации. Западный фронт, 14-й мехкорпус, июнь 1941 года (РГАКФД).

Разбитые советские танки Т-26 различных модификаций (образца 1933 и 1939 годов) из состава 6-го механизированного корпуса РККА. Один из них имеет старую маркировку 1932-1938 годов, а на Т-26 выпуска 1939 года виден тактический номер "1". фотографии были сделаны в 1944 году, уже после освобождения Белоруссии советскими войсками. На заднем плане видны проходящие на запад танки Т-34/85, экипажи которых отдают честь героям 1941 года (АВЛ).

Танки мехкорпусов ЗапОВО были окрашены в зеленый цвет 4БО. Система тактических обозначений не предусматривалась, однако бронетехника старых выпусков, состоявшая ранее в танковых и кавалерийских подразделениях, дислоцировавшихся на территории Белоруссии, до 1939 года имела тактические обозначения образца 1932 года из сплошных и прерывистых полос, цветных квадратов и цифр. На бортах башен некоторых машин были красные звезды.

Танки Т-26 образца 1939 года из состава 18-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса РККА. Боевые машины имеют трехцветный зеброобразный камуфляж из светло-зеленых и коричневых полос, нанесенных по серо-зеленому фону. Западный фронт, начало июля 1941 года (АВЛ).

Самым подготовленным к боям из мехкорпусов Западного фронта являлся 6 мк. В бой он вступил днем 23 июня 1941 года, выполняя задачу по предотвращению флангового охвата советской группировки на территории Белоруссии. Часть танков, в первую очередь командирские, все-таки получили тактические номера. Их наносили белым цветом на заднюю часть башни или в отдельных случаях на борта башни или подбашенной коробки.

Остальные танковые соединения и части (кроме вышеперечисленных механизированных корпусов, бронетанковые части имелись в 6-й и 36-й кавалерийских дивизиях 6-го кавалерийского корпуса в составе танковых полков по 64 танка БТ в каждом, а также в отдельной танковой роте (танки БТ-7, бронеавтомобили БА-10) 1-го отдельного мотострелкового полка НКВД, который 23 июня 1941 года был переброшен в Белоруссию из Литвы. - Прим. ред.) были окрашены в зеленый цвет 4Б0 и в большинстве не имели тактических обозначений.

Уже к концу июня 1941 года подавляющая часть танков механизированных корпусов Западного фронта была потеряна в боях и окружении, в котором западне Минска оказались соединения 3-й и 10-й армии РККА. Фронт, где остались 4-я и 13-я армии, по существу пришлось восстанавливать заново. Для того чтобы развернуть прибывающие на фронт 19, 20, 21-ю и 22-ю армии, необходимо было хоть на несколько дней задержать германское наступление. Эту задачу возложили на 5-й и 7-й механизированные корпуса Красной Армии, которые прибыли на фронт в начале июля 1941 года.

7-й механизированный корпус Московского военного округа был одним из самых мощных соединений РККА. К началу войны в нем находилось 715 танков и бронеавтомобилей различных марок в двух танковых (14, 18 тд) и известной моторизованной (1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии) дивизиях. Но на фронт перебросили только исправные, боеготовые машины и даже с учетом прибывающей прямо с заводов материальной части количество участвующих в боях танков не превышало 500.

14-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 192 танка: 176 БТ-7 и 16 огнеметных машин на базе Т-26.

18-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 236 танков: 178 Т-26, 47 огнеметных танков на базе Т-26 и 11 БТ-7.

Разбитые танки БТ-7 различных модификаций из состава 14-го механизированного корпуса Красной Армии. Хорошо видны красные звезды на некоторых башнях танков. Белоруссия, июль 1941 года (АВЛ).

Наиболее распространенный вариант окраски советских танков в начале войны. Цвет - травянисто-зеленый 4БО без каких-либо тактических обозначений. На снимке - KB, подбитый в районе Зельвы (33 км от Слонима). Белоруссия, 6-й мехкорпус РККА, июль 1941 года (АВЛ).

1-я Московская Пролетарская мотострелковая дивизия - элитное соединение РККА, демонстрировавшее мощь сухопутных войск на парадах в Москве, имело в своем составе до 100 танков, из них около 50 БТ-7М и 40 Т-34 и КВ.

Перед отправкой на фронт техника 7-го мехкорпуса согласно требованиям инструкций была окрашена в трехцветный камуфляж. Причем видимо очень торопились: команду нанести камуфляж дали, красками обеспечили, а с типовыми схемами окраски танкистов не ознакомили, понадеявшись на способности экипажей. Поэтому в зависимости от конкретных подразделений, танки имели различный камуфляжный рисунок: от полосатых в 3 краски (зелено-желто-коричневых или в отдельных случаях - коричневый, светло- и темно-зеленые цвета) до пятнистых машин. Тактические обозначения на бронетанковой технике 7 мк отсутствовали.

Необходимо отметить, что материальная часть танковых полков 7-го мехкорпуса с 6 июля ежедневно пополнялась прибывающими с заводов и ремонтных баз новыми танками KB и Т-34, которые немедленно распределялись между частями. Эти танки были окрашены зеленой краской 4Б0, камуфляж на них не наносился.

5-й мехкорпус, прибывший в западную часть СССР из Забайкальского военного округа, первоначально предназначался для Юго-Западного фронта (109-я моторизованная дивизия 5-го механизированного корпуса даже успела повоевать на нем. - Прим. авт.) однако из-за сложного положения в Белоруссии 5 мк был переброшен на Западный фронт. В трех танковых и одной моторизованной дивизиях корпуса (кроме 2 штатных танковых дивизий 5 мк была оперативно подчинена 57-я отдельная Краснознаменная танковая дивизия ЗабВО. -Прим. авт.) находилось 924 танка. Эта техника была окрашена в зеленый цвет 4БО, без использования сложного камуфляжа. В 109-й моторизованной дивизии использовались большие тактические белые трехзначные номера, которые наносили на борта башен танков БТ-5.

Отважный экипаж танка Т-34/76 (слева направо): башенный стрелок К.Л. Левин, радист Ф.Ф. Ишков, механик-водитель А. Прошин и командир взвода лейтенант И. Чувашев. Они уничтожили 5 танков и 2 противотанковые пушки противника. На башне видны 2 белые вертикальные метки. Западный фронт, 107-я танковая дивизия, июль 1941 года (АВЛ).

5 и 7 мк с 6 июля вступили в бой, пытаясь разгромить группировку противника в районе населенных пунктов Лепель-Сенно. 1-я Пролетарская Московская мотострелковая дивизия вела боевые действия самостоятельно в районе Орши. Несмотря на то, что наши танкисты сражались храбро и даже немного продвинулись на запад, контрудар механизированных корпусов не получил развития. Под непрерывными ударами вражеской авиации, неся большие потери, мехкорпуса прикрыли отход общевойсковых армий на новые рубежи обороны.

Со второй декады июля до середины сентября 1941 года на Западном фронте обороны советских армий развернулось Смоленское сражение (10 июля - 10 сентября 1941 года. - Прим. авт.). Опасаясь новых окружений, командование Красной Армии настойчиво стремилось перехватить инициативу на ТВД. Однако для контрударов нужны были свежие бронетанковые соединения, которые формировались в тылу на базе 25-го механизированного корпуса из Харьковского военного округа, 23-го механизированного корпуса из Орловского военного округа и 27-го механизированного корпуса Среднеазиатского военного округа. Управления этих мехкорпусов после прибытия на фронт были расформированы, а на базе наиболее укомплектованных техникой танковых дивизий (в 23,25,27 мк имелись только старые изношенные танки учебно-боевого парка. - Прим. ред.) сформировали новые бронетанковые соединения: 104-ю (из 9 тд 27 мк), 105-ю (из 53 тд 27 мк), 110-ю (из 51 тд 23 мк), 50-ю (25 мк), 55-ю (25 мк). 101-я и 102-я танковые дивизии, которые также сформировали на базе 52-й и 56-й танковых дивизий 26-го мехкорпуса Северо-Кавказского округа, 107-я танковая дивизия, переименованная из 69-й моторизованной дивизии, 108-я танковая дивизия (ранее 59 тд Дальневосточного округа) появились на Западном фронте в качестве отдельных в середине июля 1941 года.

109-я отдельная танковая дивизия появилась на Западном фронте несколько позже - 30 августа 1941 года. Сама же типовая отдельная танковая дивизия по штату № 010/44 от 6 июля 1941 года имела в своем составе 215 танков, из них 20 KB, 42 Т-34, 153 Т-26 и БТ.

Т-34/76 101-й танковой дивизии РККА при поддержке 45-мм противотанковых пушек (образца 1932 года) готовятся атаковать противника. На башне танка виден тактический номер "11". Западный фронт, июль 1941 года (РГАКФД).

В реальности состав новообразованных соединений колебался в пределах 180-220 танков и бронемашин на каждую бронетанковую дивизию. В них были танки как старых, так и новых марок. Например, в 109 тд на 30 августа 1941 года было 7 KB, 20Т-34, 82Т-26, 13ХТ-130, 22 БТ-2-5-7, 10 Т-40, 10 БА-10 и 13 легких бронемашин. Большинство техники было окрашено зеленой краской 4БО, изредка на танки или бронемашины белой краской наносили тактические номера (например "11" или "365") или надписи-лозунги: "Бей фашистов!", "Бей фашистскую гадину!", "Победа будет за нами!" и т.д. Существовали и неразгаданные ныне тактические системы в виде двух вертикальных прямоугольников (может быть 2-й батальон), нанесенных на каждый борт башни танка белой краской...

В августе 1941 года некоторые танковые соединения из-за больших потерь стали переводить на штаты мотострелковых дивизий. Танковый полк такой дивизии по сокращенному штату от 6 июля 1941 года имел 93 танка: 7 KB, 22 Т-34, 64 БТ и Т-26. Мотострелковыми стали 1-я Московская Пролетарская дивизия, 101-я и 107-я танковые дивизии. 82-я мотострелковая дивизия довоенного формирования, которая имела в составе не танковый полк, а танковый батальон прибыла на западное направление в сентябре 1941 года.

Также в конце августа 1941 года начали формироваться первые отдельные танковые бригады, имевшие согласно штата № 010/78 в своем составе отдельный танковый полк трехбатальонного состава: 7 KB, 22 Т-34, 64 Т-26, БТ. И если в начальной фазе Смоленского сражения принимали участие только отдельные танковые дивизии, то в начале сентября 1941 года в ударную бронетанковую группу Брянского фронта, который наряду с Западным и Резервным фронтами с 16 августа действовал против немцев на западном направлении, входили 108-я танковая дивизия, 141-я танковая бригада и 113-я танковая бригада 3-й армии, а также 50-я танковая дивизия и 43-я танковая бригада в 13-й армии. Этой группе была поставлена задача разбить 2-ю танковую группу (танковую армию) "подлеца Гудериана", которая могла прорваться в тыл войскам Юго-Западного фронта. Но сил и умения было явно недостаточно - танковые дивизии Гудериана сумели выдержать удар и обойти с фланга войска огромного Юго-Западного фронта. Первая победа пришла к советским войскам на другом участке - 30 августа 24-я и 43-я армии Резервного фронта возобновили наступление на ельницком направлении. В составе 24-й армии находились 102, 105-я танковые дивизии и 103-я моторизованная дивизия, а в составе 43-й армии - 104-я и 109-я танковые дивизии. 5 сентября противник, не выдержав ударов советских войск, начал поспешное отступление. 24-я армия РККА освободила Ельню и к 8 сентября ликвидировала опасный ельницкий выступ. 10 сентября войска Западного, Резервного и Брянского фронтов перешли к обороне. Смоленское сражение завершилось, обе стороны стали готовиться к битве за Москву.

Тяжелый танк КВ-1 выпуска осени 1940 года. Оснащен 76,2-мм пушкой Л-11. Боевая машина принадлежит 104-й танковой дивизии РККА, которой командовал полковник В.Г. Бурков. Танк "Бей фашистов!", вероятно, принадлежал комиссару 104 тд А.С. Давиденко. Центральный фронт, группа Качалова, июль-август 1941 года (АВЛ).

Несмотря на грандиозность проводимых операций танки и бронеавтомобили Красной Армии в ходе сражения за Москву (2 октября 1942 года) были окрашены довольно однообразно. И этому факту есть объяснение - высокая динамика происходящих событий.

Основным бронетанковым соединением, использовавшимся в ходе битвы под Москвой, являлась танковая бригада. Часть таких бронетанковых бригад (17, 18, 19, 20, 21, 22, 25 тбр) формировалась по штату № 010/87, согласно которому танковый полк состоял из двух танковых батальонов и имел 61 танк: 7 KB, 22 Т-34, 32 Т-26, БТ-5/7, Т-40. Но танков катастрофически не хватало, поэтому 9 октября 1941 года появился новый штат № 010/306, по которому бригада состояла из двух танковых, мотострелкового батальона и 4 отдельных рот, всего 46 танков: 10 KB, 16 Т-34, 20 Т-26, БТ, Т-40. По такой структуре переформировывалась знаменитая 4-я танковая бригада (впоследствии 1-я гвардейская танковая бригада. - Прим. ред.) под командованием полковника М.Е. Катукова. На 3 октября 1941 года сформированный в сентябре 1941 года танковый полк бригады (штат № 010/87) имел 2 батальона и всего 49 танков (приближенно к штату № 010/306?) KB, Т-34, Т-60, БТ-7. Подобные несоответствия штата и реальности имелись во многих бронетанковых бригадах, что затрудняет установление системности в тактических и опознавательных знаках.

Танкисты перед отправкой на фронт покрывают легкие плавающие танки Т-40 маскировочными сетями. 28 августа первые эшелоны 109-й танковой дивизии прибыли на Резервный фронт, в состав 43-й армии. Конец августа 1941 года (АВЛ).

Большинство материальной части отдельных танковых бригад, сражавшихся на Западном, Резервном и Брянском фронтах, а впоследствии на Западном, Брянском и Калининском (создан 19 октября 1941 года. - Прим. ред.) фронтах было окрашено зеленой краской 4БО и камуфляжа не имело, за исключением трехцветных немногочисленных 57-мм САУ ЗиС-ЗО. Зима на западном ТВД наступила необычно рано. Уже в середине октября выпал первый снег, а в конце месяца из-за устойчивого снежного покрова возникла необходимость окрашивать бронетанковую технику в белый цвет или наносить специальный зимний камуфляж.

Пятна и рисунки при зимней камуфляжной окраске наносили, руководствуясь следующими правилами.

При зимней камуфляжной окраске по предварительно закамуфлированной поверхности все зеленые пятна ровно закрашивали белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна наносили белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, наносились главным образом только наклонные полосы.

Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки предусматривалось следующими нормативами (см. таблицу 1):

ТАБЛИЦА 1

Ширина белой полосы в см

Расстояние промежутков между белыми полосами в см

На темно-коричневых пятнах

На желто-землистых пятнах

1

6,5

3,5

1,5

10,0

5,0

При зимней камуфляжной окраске по гладко окрашенной зеленой поверхности, когда материальную часть не успели окрасить в 3 цвета летними камуфляжными красками, поступали следующим образом.

Разметку для трехцветного камуфляжа наносили мелом на броню танка. Пятна, которые размечались под зеленый цвет, закрашивались белой краской; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрывались белой ромбовидной сеткой. Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки должны были быть следующие (см. таблицу 2):

ТАБЛИЦА 2

Ширина белых полос в см

Расстояние между краями белых полос в см

На пятнах, предназначенных для темно-коричневого цвета

На пятнах, предназначенных для желто-землистого цвета

1

8,5

2,5

1,5

13

4

Окраска производилась в зависимости от характера местности, где велись боевые действия. В случае, если это были открытые места, покрытые белым снегом, допускалась окраска объекта в сплошной белый цвет или уменьшалось расстояние между белыми полосами ромбовидной сетки путем нанесения дополнительных полос.

С переходом частей с открытых мест на закрытые (лес, кустарник, населенный пункт) предусматривалось удаление дополнительно нанесенного сплошного белого покрытия и дополнительно нанесенных полос.

С переходом частей в бесснежные районы и с наступлением весны (после таяния снега), белую краску полностью удаляли, протирая тряпками, смоченными водой или керосином.

В реальности с наступлением зимы в белый цвет или зимний камуфляж окрасили только часть танков. Больше всего фотоматериалов имеется о 1-й гвардейской танковой бригаде, известной своими подвигами и танкистами-асами (Лавриненко, Бурда, Любушкин) соединению.

Тяжелый танк KB (с надписью на башне "Бей фашистскую гадину!") и средний танк Т-34/76 (с надписью на башне "Бей фашистов") проводят учения по преодолению противотанковых рвов и естественных препятствий. Резервный фронт, 43-я армия, 109-я танковая дивизия, сентябрь 1941 года (АВЛ).

В один и тот же период в 1-й гвардейской танковой бригаде зафиксировано 3 типа зимней окраски: по наставлению - белые и "сетчатые" пятна (так было окрашено большинство танков Т-34), в белый цвет (танки KB) и темно-зеленые машины (бронеавтомобиль разведроты БА-10). В частности, на неокрашенном в белый камуфляж БА-10 видны тактические обозначения, характерные именно для 1-й гвардейской танковой бригады, а впоследствии развернутых на ее базе 1-го гвардейского танкового корпуса и 1-й гвардейской танковой армии. Этот знак представлял собой ромб, разделенный на 2 треугольника. В верхней части такой "дроби" находилась цифра, обозначающая номер батальона, роты или взвода (в разведроте бригады было 6-7 бронеавтомобилей), а в нижней - тактический номер танка. Таким образом, изображенный на фотографии БА-10, вероятно был 2-й машиной 3-го бронеавтомобильного взвода разведроты. Также на данном броневике, на крыше башни виден белый прямоугольник - знак воздушного опознавания. В других бригадах, например, в 5-й танковой, знаком воздушного опознавания был треугольник, реже использовался круг. На зеленой машине знаки воздушного опознавания наносили белой краской, а на белой, наоборот, оставляли зелеными или рисовали красной краской. Красная краска также использовалась в 1-й гвардейской танковой бригаде, ей на бортах башен, окрашенных в зимний камуфляж танков, иногда наносили тактические обозначения. В других же бронетанковых соединениях использовались тактические номера белого, желтого или красного цветов. Например, на танках-истребителях (Т-34 с длинноствольной 57-мм пушкой ЗиС-4. - Прим. авт.) Т-34/57 из состава 21-й танковой бригады двузначные тактические номера наносили белой краской на борта корпуса танка. Машина командира танкового полка 21 тбр майора Лукина имела тактический номер "20".

Из трех воевавших под Москвой танковых дивизий (58, 108, 112 тд) больше всего фотографий имеется по 112-й танковой дивизии.

112-я танковая дивизия была сформирована на Дальнем Востоке в августе 1941 года. Базой для формирования этого соединения послужил 112-й танковый полк 239-й моторизованной дивизии 30-го механизированного корпуса Дальневосточного фронта (именно так, несмотря на отсутствие, войны называлось объединение советских войск на Дальнем Востоке. - Прим. ред.). В октябре 1941 года вместе с 58-й танковой дивизией, 112-я танковая дивизия была отправлена на Западный фронт под Москву. 5 ноября 1941 года, имея 210 танков Т-26, а также бронеавтомобили БА-10, БА-6 и БА-20, дивизия начала боевые действия в районе Подольска в составе подвижной группы Западного фронта. Часть своей техники она передала другим частям и соединениям. Впоследствии, сражалась в районе Тулы, нанося удары по 17-й танковой дивизии вермахта, в составе 50-й армии участвовала в наступлении советских войск под Москвой, 21 декабря ее танки первыми ворвались в Калугу. В начале января 1942 года вместе с другими танковыми дивизиями, действовавшими на Западном фронте, была переформирована в 112-ю танковую бригаду.

Танки Т-26 и бронеавтомобили БА-20 имели камуфляж из зеленых и белых пятен, вероятней всего эти полосообразные пятна наносили кистью по прибытию на фронт.Бронеавтомобили БА-10 были грубо покрыты белой краской целиком - на них хорошо видны "мазки" кисти. Танки Т-34/76, прибывшие для пополнения, окрашивались зеленой краской 4Б0 и имели трехзначные тактические номера, нанесенные белой краской по бортам башни.

Тяжелый танк KB "Победа будет за нами" и его героический экипаж (слева направо): красноармейцы А.В. Катышев, Н.И. Паленый, сержант И.А. Пиляев и воентехник 2-го ранга К.Е. Хохлов. Надписи на бортах башни не идентичны. Резервный фронт, сентябрь 1941 года (АВЛ).

Кроме бронетанковых соединений в битве под Москвой участвовали 4 мотострелковые дивизии 1-я (впоследствии 1-я гвардейская) и 82-я довоенного формирования, 101-я и 107-я, переформированные из танковых соединений сокращенного состава. Как уже упоминалось выше, в их структуре также имелись бронетанковые части и подразделения.

В составе отдельных мотострелковых бригад танковый батальон имел 32 танка - 12 Т-34 и 20 Т-26, БТ, Т-40. Таких бригад в битве под Москвой участвовало 3: 151, 152-я и отдельная мотострелковая.

Отдельные танковые батальоны (танков советского производства) формировались по штату № 010/85, утвержденному 23 августа 1941 года и имели в своем составе 3 танковые роты и три отдельных взвода, всего 29 танков: 9 Т-34 и 20 легких различных марок. Кроме того, в структуре некоторых стрелковых дивизий имелись отдельные танковые роты охраны штаба, насчитывавшие 15 машин Т-37, Т-38, реже Т-27, Т-26 или бронеавтомобилей. Аналогичные роты входили и в состав батальонов охраны штабов армий, но они имели чуть больше техники - 17-21 танк или бронеавтомобиль.

Танк КВ-1 ведет бой в лесу. Окрашен в зеленый 4БО. Какие-либо обозначения отсутствуют. Западный фронт, 9-я танковая бригада, конец октября 1941 года (АВЛ).

Маскировка ветками танка Т-26 образца 1938 года. Западный фронт, 112-я танковая дивизия, ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Экипаж танка Т-34/76 из состава 8-й танковой бригады уточняет боевую задачу. Боевая машина уже покрашена белой краской. Внизу та же машина. На башне видно подобие красного треугольника для воздушного опознавания. Калининский фронт, октябрь 1941 года (РГАКФД).

Что касается матчасти танковых частей, то состав ее был довольно пестрым. В ходе боев использовалась вся гамма бронетанковой техники, производившейся в СССР до начала войны: Т-26 всех типов, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-38, Т-40, Т-27 (в качестве тягачей для 45-мм орудий), Т-28 (в небольшом количестве), Т-50, Т-34, KB, БА-3, БА-6, БА-10, БА-20, ФАИ, бронированные тягачи Т-20 "Комсомолец" и даже такие "раритеты" как танки МС-1 и бронеавтомобили БА-27. В общем, в дело шло все, что могло ездить и стрелять, даже опытные образцы танков, находившиеся на полигоне в Кубинке, например А-20 и Т-29. Кроме того, бои под Москвой стали первыми, в которых использовались новые образцы танков, созданных в условиях военного времени - это Т-30 и Т-60. Причем, если танки Т-60 впоследствии в больших количествах применялись и на других фронтах, то по числу участвовавших в боях Т-30 (и его плавающего собрата Т-40) в битве за Москву не было равных. В августе-ноябре 1941 года в танковые части РККА, действовавшие на московском направлении, поступило не менее 40% Т-40 и 80% Т-30 из числа всех изготовленных.

Танк Т-34/57 с 57-мм пушкой ЗиС-4, подбитый у деревни Тургиново 17 октября 1941 года. Машина принадлежала командиру танкового полка 21-й танковой бригады Герою Советского Союза майору Лукину. Московское направление, район Калинина, октябрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20М ведет разведку местности. Западный фронт, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

В канун декабрьского контрнаступления советских войск под Москвой на фронтах появилась бронетанковая техника английского производства: 145 танков МК II "Матильда II", 216 МК III "Валентайн II/1V", а также 330 легких бронетранспортеров МК I "Универсал". Первые машины (не более 50 танков. - Прим. ред.) пошли в бой в ноябре 1941 года, а в последующем английские танки широко использовались в боях на данном ТВД. Так на Западном фронте на 31 декабря 1941 года британские танки имелись в составе 146-й (2 Т-34, 10 Т-60, 4 МК III), 20-й (1 Т-34, 1 Т-26, 1 Т-60, 2 МК III, 1 БА-20), 23-й (1 Т-34, 5 МК III) танковых бригад, действовавших в боевых порядках 16. 49-й и 3-й армий, а также в составе 112-й танковой дивизии (1 KB, 8 Т-26, 6 МК III), приданной 50-й армии. Танки МК II "Матильда" находились в 136-м отдельном танковом батальоне.

Экипаж танка KB: В.А. Щекатуров - командир танка, И.Я. Малышев - моторист, И.А. Скачков - механик-водитель, И.А. Кочетков - командир орудия, И.И. Иванов - стрелок-радист. Западный фронт, 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Колонна танков Т-34/76 производства СТЗ (машина на переднем плане с тактическим номером "211") выдвигается на исходные рубежи для атаки. Западный фронт, октябрь 1941 года (АВЛ).

На Северо-Западном фронте, который действовал в рамках единой операции в ходе контрнаступления советских войск под Москвой, находились 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны, также оснащенные бронетанковой техникой английского производства.

Легкий танк БТ-7 в засаде. Западный фронт, 1941 года (АВЛ).

Экипажи танков KB занимают места в своих боевых машинах. На башнях танков красной краской нанесены тактические номера "204" и "201". Боевые машины окрашены белой краской. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

170 отб (10 Т-60, 13 МК II) был придан 3-й Ударной армии, а 171 отб (10 Т-60, 12 МК II и 9 МК III) - 4-й Ударной армии, которые с конца февраля были переданы в состав Калининского фронта. Бронетранспортеры МК I "Универсал" распределялись в разведроты танковых бригад (в том числе и оснащенных только советской техникой) из расчета 2-3 машины на бригаду.

На советско-германском фронте британскую технику окрашивали белой краской (белили) двумя способами: полностью, с закрашиванием британских регистрационных знаков и частично, когда для экономии краски окрашивали верхнюю часть корпуса и башню. Иногда при зимней побелке британские регистрационные знаки прикрывали прямоугольным трафаретом. Что касается зеленой краски Bronze Green, которой окрашивали британские танки, то она вполне удовлетворяла советских военных - 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь перекраска на 4БО производилась только при капитальном ремонте.

Бронеавтомобиль БА-10 ведет разведку местности. Камуфляжная окраска состоит из белых амебообразных пятен, нанесенных на защитную зеленую окраску 4Б0. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20 из состава 112-й танковой дивизии РККА. Камуфляжная схема состоит из белых полос, нанесенных на базовый зеленый фон 4БО. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Касаясь нанесения пятен, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам, искажая в наибольшей степени привычный вид материальной части.

Соотношение цветовых пятен: зеленая (4БО) - 45-55% всей площади окрашиваемого объекта, желто-землистая (7К) - 15-30% всей площади поверхности объекта, темно-коричневая (6К) - 15-30% поверхности объекта.

Характерные части танка - прямые линии и углы, башня, корпус, ствол орудия, катки и т.п. должны были быть окрашены пятнами различных цветов.

Общее направление пятна (удлиненного) не должна быть параллельным контуру объекта, а должно было составлять с ним комбинацию углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны были располагаться симметрично.

Пятна должны были быть замкнутые, находиться внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

Открытые пятна должны обязательно переходить соседние грани объекта, то есть захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

Вершина выступающего угла не должна совпадать с центром пятна.

На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов - желтые и коричневые.

Правильная схема нанесения камуфляжа на объект. Пятно 1 - замкнутое, пятна 2, 3, 4,5- открытые.

Неправильная схема нанесения камуфляжа на объект. Пятна 1, 2 - одинаковые по форме и цвету, пятно 3 - параллельно грани объекта.

Правильное расположение пятна на нескольких гранях объекта.

Неправильное расположение пятна на нескольких гранях объекта (центр угла совпадает с вершиной угла).

При расположении пятна на нескольких гранях центр пятна не должен совпадать с вершиной пятна.

В зависимости от намечаемой заранее расчетной дальности (как правило, от 300 до 1000 м) и действия окраски по таблице определяется размер пятен.

При нанесении зимнего камуфляжа (как уже упоминалось выше) все зеленые пятна должны были быть ровно закрашены белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна "закрашивались белой ромбовидной сеткой". Направление белых полос, образующих сетку должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, необходимо было делать главным образом наклонные полосы.

Если позиции танковых подразделений располагались на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно было закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.

Танки Т-26 различных годов выпуска, принадлежащие 112-й танковой дивизии РККА. Все они имеют двухцветный бело-зеленый камуфляж. Западный фронт, декабрь 1941 года.

Танки Т-34/76 на позициях и в цехе ремонтного предприятия. Они окрашены в зимний маскирующий камуфляж согласно регламентирующим документам - часть зеленой поверхности 4БО покрыта побелкой, а часть "сеткой" из белых тонких полос. Скорее всего, танки принадлежат 1-й гвардейской (4-й танковой) танковой бригад. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Тяжелый танк КВ-2 каким-то чудом "доживший" до зимы 1941 года. Боевая машина окрашена в бело-зеленый камуфляж, несмотря на который уже подбита немцами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Легкий танк Т-30 лейтенанта Иванова в засаде. Он окрашен белой краской и замаскирован выпиленными из снега кирпичами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Танки Т-40 на марше. Машины имеют белую камуфляжную окраску без каких-либо опознавательных знаков. Западный фронт, предположительно 5-я армия, январь 1942 года (РГАКФД).

57-мм самоходная установка ЗиС-ЗО. Она окрашена в стандартный трехцветный камуфляж из зеленых (4Б0), желто-землистых (7К) и темно-коричневых (6К) пятен. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Британские танки МК III "Валентайн II" в битве за Москву. По зеленой краске Bronze Green кистью нанесена белая краска. Регистрационный английский номер, как правило, сохранялся (на одной из фотографий виден номер - "Т27685"). Западное направление, ноябрь-декабрь 1941 года (АВЛ).

Танки МК II "Матильда II" на советско-германском фронте. Машины закамуфлированы белой краской. Видно, что окраска - побелка производилась кистью. Западное направление, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Подбитый советский танк Т-34/76 с дополнительной экранировкой передней части корпуса. Скорее всего, боевая машина была выпущена на заводе 183. Танк окрашен согласно наставлениям о зимней маскировке. Западный фронт, начало 1942 года (АВЛ).

topwar.ru

Модель танка Т-26. Техники окраски

Модель танка Т-26. Смывка

Фильтры, масляные точки, смывка и пигменты. Модель танка Т-26

Смотри так же:Сборная модель танка Т-26 от звезды. Начало стройкиСборная модель танка Т-26. Окраска в базовые цвета, подбор цвета 4БОСборная модель танка Т-26. Готовая работа

После покраски модели в базовый цвет приступил к завершающему этапу окраски. Окраске гусениц и шанцевого инструмента. Нанесению декалей, фильтров, масляных точек, смывки, сколов и пигментов.

Перед окраской гусениц сделал сборку нижней части траков. Для подгонки пришлось отрезать пару секций, что бы гусеница легла на катки.

Модель танка Т-26

Для подгонки отрезал пару звеньев.

Модель танка Т-26

Нижние части траков

Подгонка траков заняла достаточно большое время. Если ставить танк на катки, то один из них оказывался немного в воздухе. Пришлось аккуратно подогнуть штырьки крепления катков. Ну и немного поведенный корпус в результате не дал гусеницам нормально состыковаться, пришлось повозится.

Модель танка Т-26. Примерка траков

Примерка нижней части траков

Модель танка Т-26. Сборка траков

Модель танка Т-26. Окончательная примерка нижней части траков

Задул гусли xf 58. Развел 1 к 3. Можно было и меньше. Краску нужно перемешивать, иначе металлик оседает и даёт больший блеск местами. Так же покрасил кистью верхнюю часть траков. Достаточно трудоемкое занятие. В следующий раз буду стараться красить детали перед склейкой.

Модель танка Т-26. Окраска

Покраска верхней и нижней части гусеницы

Начитавшись статей и советов про покраску решил выделить заклепки и некоторые выступающие места более светлой краской. Для этого добавил в базовый цвет 20% белого. Посмотрим, как это будет выглядеть в итоге.

Модель танка Т-26. Окраска

Модель танка Т-26. Высветление заклепок

Модель танка Т-26. Окраска

Высветление заклепок

Покрасил шанцевый инструмент, металл — Tamiya XF-84, деревянные части — намешал цвет из темперной краски.

Модель танка Т-26. Окраска

Модель танка Т-26. Окраска шанцевого инструмента.

Модель танка Т-26. Окраска

Окраска шанцевого инструмента.

Черенок лопаты получился немного темнее. Ну, его сделали из другого куска дерева, например.

Модель танка Т-26. Окраска

Окраска шанцевого инструмента.

Решетку так же покрасил Тамиевским темным металлом.

Модель танка Т-26. Окраска

Модель танка Т-26. Окраска решетки

Для начала задул глянцевым лаком места нанесения декалей. Декали нужно обязательно наносить на глянцевую поверхность, иначе под ними будет наблюдаться эффект «серебрения», который дают оставшиеся пузырьки воздуха.

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Места для декалей покрыты глянцевым лаком

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Места для декалей покрыты глянцевым лаком

Декали перед нанесением нужно обрезать ножом точно по краю, что бы была не видна подложка по краям. Приваку и подгонку делал раствором уксуса. Для декалей от Звезды этого более чем достаточно. Результат получается превосходный.

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Декаль на башне

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Декали на башне и корпусе

На заднюю дверцу башни декали наносил из оставшихся кусочков.

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Декаль на торце башни

На корпусе звезду сделал только на люке мехвода, не стал обрезать, перевел как есть. в результате видна ступенька, но, думаю что после дальнейшей обработки она уйдет.

Модель танка Т-26. Нанесение декалей

Декаль на люке мехвода, небольшой косяк

После нанесения декалей покрыл их матовым лаком

Сделал 3 фильтра серо-зеленый, светло-коричневый и темно-коричневый. Покрыл модель серо-зеленым фильтром на 3 слоя. В результате цвет стал немного темнее и мягче, причем тон остался достаточно насыщенным.

Модель танка Т-26. Фильтры.

Масляная краска для серо-зеленого фильтра

Обратил внимание, что пинен в качестве разбавителя ведет себя более агрессивно по отношению к акриловому лаку чем тиккуриловский уайт-спирит. Так что в следующий раз масло буду разбавлять только Тиккурилой.

Фильтры для 4БО

Фильтры для 4БО

После чего покрыл модель еще светло-коричневым, что бы сделать ее немного теплее. После нанесения фильтров оставил модель для просушки на сутки.

Для масляных точек подготовил несколько цветов смешивая масляные краски: теплый бежевый, сине-зелёный,  тёмно-зелёный, коричневый, охра.

Расппределяем точки по модели. сине-зеленой краски поменьше.

Модель танка Т-26. Масляные точки

Нанесение масляных точек

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки на башне

Далее плоской кистью, смоченой в уайт-спирите и промокунтой на салфетке, растушевываем краску на боковых гранях — сверху вниз, а на плоскостях — круговыми движениями.

Модель танка Т-26. Масляные точки

Растираем масляные точки

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

После общей обработки, адресно добавил еще коричневых и охристых точек и повторил процедуру. Использовал разные кисти. Важно, что бы кисть была немного смочена в растворителе и что бы была чистой, ее нужно время от времени вытирать о салфетку или даже промывать. Иногда, чтобы аккуратно сделать подтек, кисть была вообще сухая.

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

Модель танка Т-26. Масляные точки

Масляные точки. Результат

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка на катках и рессорах

В очередной раз убедился, что базу нужно делать светлее, обработки сильно затемняют общий тон. Для первого раза результатом в общем доволен.

Смывку сделал не очень темную, смешивал охру с черной краской с добавлением белого, что бы швы не получились сильно контрастными.

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка. Результат

После нанесения и подсыхания смывки стирал излишки в направлении стекания каплей дождя, что бы дополнительно подчеркнуть грязевые подтеки.

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка. Результат

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка. Результат

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка. Результат

Модель танка Т-26. Смывка

Смывка. Результат

Получилось достаточно реалистично.

Сколы делал второй раз в жизни и очень хорошо, что решил не рисковать и использовать масляную краску. Сохнет она долго, так что всегда можно исправить результат и стереть лишнее ватной палочкой, смоченной в растворителе.

На фото видно что со сколами местами явный перебор и, самое главное, что они нанесены не логично.

Модель танка Т-26. Сколы

Нанесение сколов. Неудачная попытка

Модель танка Т-26. Сколы

Нанесение сколов. Неудачная попытка

В результате эту попытку я благополучно стер и сделал их заново.

К сожалению в этом месте я увлекся и совсем забыл, что нужно шаги документировать на фото :(.

Пигменты Wilder. Ржавчина

Пигменты Wilder. Ржавчина

У меня есть довольно обширный набор пигментов от Wilder, которым я и пользовался. Сразу решил пылить не сильно. Если буду делать виньетку или небольшую диораму, тогда и допылю модель под обстановку.

Гусеницы тонировал разными оттенками ржавчины, после чего, после чего по выступающим местам прошелся пигментом Track and Brouwn и в завершении — сухой кистью с Тамией X-11 сделал металлический блеск на выступающих местах и зубцах таков.

Окраска траков модели танка Т-26

Окраска траков модели танка Т-26

Окраска траков танка Т-26. Сухая кисть

Окраска траков танка Т-26. Сухая кисть

Глушитель, запасные траки и рессоры обработал разными оттенками ржавчины, копоть на глушитель нанес пигментом Old Grease.

Окраска танка Т-26. Глушитель и запасные траки

Окраска танка Т-26. Глушитель и запасные траки

Окраска танка Т-26. Рессоры

Окраска танка Т-26. Рессоры

Корпус и башню танка тонировал пигментами Brown, Black и Grey Dust, смешивая их в разных пропорциях. В процессе увлекся и модель почти потеряла контрастность и цвет :). Для исправления использовал пигмент Field Green — это позволило адресно вернуть насыщенность зеленого цвета краски на корпусе и сделать общий вид интересней.

Пигмент Wilder Field Green

Пигмент Wilder Field Green

Для убирания «пластиковости» использовал пигмент Bright Steel. Растер его по выступающим деталям и углам модели пальцем. Важно, чтобы было небольшое количество пигмента на пальце, иначе можно легко переборщить. Результат очень хороший, на мой взгляд,  пластиковость проходит и моделька выглядит как будто она сделана из металла.

В завершении, для увеличения контрастности, прошелся по всем крупным граням модели сухой кистью с высветленной белым базовой краской.

Решил дополнить модель цепью, которая скорее всего использовалась как трос для буксировки. Звенья цепи сделал из проволоки, в качестве шаблона использовал два сверла подходящего диаметра.

Изготовление цепи для танка Т-26

Изготовление цепи для танка Т-26

После чего сделал из звеньев цепь необходимой длинны, спаял звенья, покрасил тамиевской краской XF-84 Dark Iron, обработал пигментами ржавчины и пигментом Bright Steel для придания реалистичности металлу. Получилось не плохо.

Буксировочная цепь для танка Т-26

Буксировочная цепь для танка Т-26

На этом работы по модели танка Т-26 решил закончить. Не сказал бы что я на все сто доволен результатом работ по окраске и тонированию модели, но опыта получил достаточно много.

Смотри продолжение:Сборная модель танка Т-26. Готовая работа

izkorobka.ru

Танки-невидимки. Летние цвета камуфляжа | Общие

С ростом численности армий и усложнением их структуры военные всё яснее видели знак равенства между словами «разнообразие» и «кошмар». Поэтому ещё в позапрошлом веке вооружённые силы пошли по пути унификации вооружения, техники и амуниции. В ХХ веке им пришлось уже не идти, а бежать. Среди прочего стандартизация коснулась и базовой окраски военной техники.

Что значит «базовой»? Если собрать на одной большой палитре цвета всех регионов и местностей Земли, где когда-либо велась сухопутная война, то больше всего места займут оттенки зелёного. Где-то рядом окажутся коричневый, серый и грязно-жёлтый. Именно эти цвета формируют стандарт окраски для танков (и других военных машин), покидающих завод. На их же основе строятся, пожалуй, самые распространённые группы расцветок — «лес» и «джунгли». 

«Сплошные» стандарты

Как правило, камуфляж наносится не на заводе. Поэтому для начала стоит рассказать о базовых заводских цветах военной техники. Различие между стандартными окрасками машин разных наций хорошо заметно в World of Tanks. Правда, с одним нюансом: в игре танки одной ветки имеют одинаковый цвет, чего в реальности было очень трудно добиться.

Например, советская краска 4БО. Её выпускали в двух видах: готовой к использованию либо в форме пасты-концентрата, которую надо было разбавлять растворителем (обычно бензином). Даже готовый пигмент мог быть разных оттенков, в зависимости от времени выпуска и завода-производителя. С концентратом было сложней: чтобы в танковой части знали, как получить нужный оттенок, была разработана инструкция. А где есть инструкция, там будут и нарушения — из-за дефицита растворителя или по небрежности. И результаты таких малярных работ неизбежно будут отличаться друг от друга. Но это в жизни, а в игре все танки советской ветки окрашены в один и тот же оттенок краски 4БО.

worldoftanks.ru