Что такое святые мощи и почему их почитают. Что такое свт


Что такое Святой

Что такое Святой?

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Святой, духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божес

Толковый словарь Ожегова

Святой, -ая, -ое; свят, свята, свято.

В религиозных представлениях:обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода(освященная).

Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный(высок.). Святая любовь к Родине.

Истинный, величественный иисключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность.

святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек,посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцомправедной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить клику святых. * Святая истина - о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святаясвятых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место вИерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места -места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизнисвятых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.)- о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг.ирон.) - всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившеесяместо,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающеесебя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба.|| ж. святая, -бй (к 4 знач.). ||сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

СВЯТОЙ (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято.

В религиозных представлениях - обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь.

В тех же представлениях - праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин.

в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе - человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький.

В христианском культе - прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин.

в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский.

В христианском культе - наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие).

перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь… святые волнения! Гончаров. || Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров. || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). …Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества - святая обязанность трудящихся. Святой долг. Он пал героем …он в сечу ринулся - и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе - вещь святая. Крылов. Соглашение - святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. …Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти… Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) - перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) - праздник пасхи у христиан. Святая простота! - см. простота. Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) - название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина. Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) - что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) - почтительное обращение к служителю культа. - И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка. Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом - см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг.) - поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный

xn--80aaptscyb6b.xn--p1ai

Что такое святое причастие? Что означает святое причастие? Для чего оно нужно?

Уважаемая Алена, Причащение есть Таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Спасителя нашего - Господа Иисуса Христа, и тем самым соединяются с Творцом. Человек создан по образу и подобию Божию - это величайшее творение призвано из небытия к бытию для участия в вечном об`ожении. В таинстве Евхаристии образ (в известных границах этого понятия) соединяется с Первообразом. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8), поэтому всю полноту Своей Природы Он отдает на соучастие в соцарствии с природой человека. Вне Святой Евхаристии нам не дано постичь всю полноту любви Творца к Своему творению. Евхаристия для правоверного христианина - это краеугольный камень всей его разумно-духовной жизни. Задолго до Своих крестных страданий Господь начал готовить народ к пониманию этого величайшего Таинства. После насыщения пятью хлебами нескольких тысяч Спаситель дал им учение о вкушении пречистого Тела и Крови Его для участия в вечной жизни: "Я есмь хлеб живый" - учил Господь, -.сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя есть пища, и Кровь Моя есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня, жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так как отцы ваши ели манну и умерли; ядущий хлеб сей, жить будет вовек" (Ин. 6, 48-58). Еще определенней о сем высказался Спаситель перед Своими учениками на Тайной Вечере. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" ( Мф. 26, 26-28). Очевидно, что тот, кто не участвует в святой Евхаристии, не получит своей части в вечной блаженной жизни. Еще в пору Своего земного странствия Господь указывал на медленное духовное умирание не участвующих в Таинстве (Ин. 6, 53).Смысл и задача христианского делания заключается в соединении (через жизнь по воле Божией) со своим Творцом, а Евхаристия есть Таинство, через которое человек получает возможность жизни в Боге. <a rel="nofollow" href="http://blagosobor.ru/node/6172" target="_blank">http://blagosobor.ru/node/6172</a> <a rel="nofollow" href="http://blagosobor.ru/node/3755" target="_blank">http://blagosobor.ru/node/3755</a> <a rel="nofollow" href="http://blagosobor.ru/node/4277" target="_blank">http://blagosobor.ru/node/4277</a> <a rel="nofollow" href="http://www.wco.ru/biblio/books/slep1/Mai" target="_blank">http://www.wco.ru/biblio/books/slep1/Mai</a>...

причастие - алкоголизм под маской культуры)

Святое причастие-это когда ты ешь плоть бога своего и запиваешь его кровью! А нужно оно только некоторым, очень большим грешникам!

Не правда, что это нужно только грешникам, это нужно всем верующим христианам.

<a rel="nofollow" href="http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/index.shtml" target="_blank">http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/index.shtml</a> Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Ее пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку. Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись. Иннокентий (Ивлев) , иеромонах <a rel="nofollow" href="http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/5g7_2_2.shtml" target="_blank">http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/5g7_2_2.shtml</a> Опыт построения исповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Значит объясняю: феномен "святого причастия" состоит из двух половин "святого" и "причастия". Сначала разберемся с причастием Википедия говорит нам: Вопрос о статусе причастия неоднозначно решался и решается в русистике, однако большинство [источник не указан 162 дня] лингвистов сходятся во мнении о том, что причастия образованы от глагола. Образование причастий тесно связано с категорией вида и переходностью. (далее по тексту) Теперь более сложная материя: "святое" не вдаваясь в сложные умозрительные концепции и построения могу сказать Вам, что слово "святое" однозначно тождественно понятию "фуфло", то есть полная и абсолютная куета. Поясню на примерах: 1. Грааль (большая чаша - вообще то ночная ваза но этот смысл уже утерян) функционал как бы непригляден, но хотя бы существует. Святой Грааль 1) истинно верующий не станет справлять нужду в святой грааль - то есть полная потеря функционала. 2 никто его не видел, но все о нём мечтают. Фильмы даже снимают. О поисках таинственной святой ночной вазы. Иначе как "полная и абсолютная куета" ситуацию со святым граалем назвать нельзя. 2. Мощи. засушенные кусочки мёртвой плоти (ужас и погань хотя бы потому что останки не упокоены по обычаю) . Святые мощи. те же засушенные кусочки мертвой плоти. Но их почему то необходимо использовать для религиозных отправлений. Христианские религиозные отправления в этом смысле отвратительное глумление над телами умерших. С уклоном в некрофилию. Наверное хватит.

Евхаристия. История обряда ПО ВСЕМУ миру люди регулярно соблюдают один обряд. Они совершают его ежедневно, еженедельно или несколько раз в год. Этот обряд называется таинством веры, и многие из тех, кто участвует в нем, не понимают его смысла. Он считается священным и даже расценивается как чудо. Этот обряд называется Евхаристией, или причащением. Он является составной частью Божественной литургии (мессы) , во время которой священник благословляет хлеб и вино и приглашает верующих принять Христа через Святое причастие. Папа Римский Бенедикт XVI, имея в виду католиков, сказал, что этот обряд служит «итогом и сутью нашей веры» . Несколько лет назад Католическая церковь отмечала «Год Евхаристии» с целью «возродить и углубить веру в Евхаристию» . Даже те католики, которым трудно следовать учениям своей Церкви, свято чтят этот обряд. Например, недавно в журнале «Тайм» одна молодая прогрессивная католичка написала: «Как бы мы ни относились к догмам католицизма, мы продолжаем твердо придерживаться того, что объединяет нас в католической вере, — преданно соблюдаем Евхаристию» . Что же такое «Евхаристия» ? Обязаны ли последователи Христа совершать ее? Для начала давайте узнаем, как появился этот обряд. Это позволит нам сосредоточиться на обсуждении более важного вопроса: можно ли назвать Евхаристию обрядом, который около 2 000 лет назад установил Иисус Христос? Евхаристия и христианство Нетрудно понять, почему Евхаристию считают чудом. Кульминационный момент этого обряда наступает во время Евхаристической молитвы. Тогда, согласно «Катехизису Католической церкви» , благодаря «силе слов и действий Христа, а также силе Святого Духа» наступает «сакраментальное присутствие» тела и крови Иисуса. Священник, вкусив хлеба и вина, приглашает верующих принять причастие — обычно это только хлеб, или облатка. Католическая церковь учит, что хлеб и вино чудом превращаются в буквальное тело и кровь Христа. Это учение называется «пресуществлением» . Оно развивалось постепенно. Впервые определение слову «пресуществление» было дано в XIII веке, после чего оно стало использоваться официально. В период Реформации некоторые аспекты католической Евхаристии были поставлены под вопрос. Лютер отверг догмат о пресуществлении в пользу учения о консубстанциации. Однако разница между ними была едва заметной. Лютер учил, что хлеб и вино не превращаются в плоть и кровь Иисуса, а сосуществуют с ними. Со временем в христианских конфессиях появились различные толкования Евхаристии, а также того, каким образом и насколько часто ее следует совершать. Тем не менее во всем христианском мире этот обряд — в том или ином виде — по-прежнему остается основополагающим. Но каким был обряд, который установил сам Христос? «Вечеря Господня» Именно Иисус ввел обычай отмечать «вечерю Господню» , или воспоминание своей смерти (1 Коринфянам 11:20, 24, Синодальный перевод) . Но был ли этот обычай таинством, во время которого последователи Христа в буквальном смысле ели его тело и пили его кровь? Иисус отметил еврейскую Пасху и отпустил Иуду Искариота — апостола, который собирался предать его. Матфей, один из тех одиннадцати апостолов, оставшихся с Иисусом, пишет: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, помолившись, разломил его, дал ученикам и сказал: „Возьмите его и ешьте. Это означает мое тело“. Он взял также чашу и, воздав благодарность [греческое эухаристе&#769;сас] Богу, подал ее им, сказав: „Пейте из нее все, потому что это означает мою „кровь соглашения“, которая прольется за многих для прощения грехов“» (Матфея 26:26—28). Для Иисуса, как и для всех Божьих служителей, было обычным благодарить Бога за пищу (Второзаконие 8:10; Матфея 6:11; 14:19; 15:36; Марка 6:41; 8:6; Иоанна 6:11, 23; Деяния 27:35; Римлянам 14:6). Но есть ли какие-то основания считать, что, воздавая благодарность, Иисус совершил чудо и его последователи в буквальном смысле ели его плоть и пили его кровь? кому интересно могу продолжение статьи скинуть...

Причастие - помощь душе человека в единении с Творцом...

Видели фильм о том, что вода может сохранять информацию? А вино обладает ещё большим свойством хранить в себе информацию, годами не портиться. Вино, над которым читали молитвы, содержит в себе энергию освящения, энергию устремления к Божественному. Причащающийся такого вина человек очищается душой, если в этот момент его душа раскрыта Божественному... Может даже телом исцелиться, если душа сильно очистилась от негатива.. . Ведь телесные болезни - это блокировка агрессии души.. . греха, проще говоря...

Дань каннибализму ...Так как подразумевается поедание тела и крови ...

touch.otvet.mail.ru

Что такое Троица Святая? Церковь Святой Троицы. Иконы Святой Троицы

Христианское Триединство – едва ли не один из самых спорных вопросов веры. Многозначность толкования привносит немало сомнений в классическое понимание. Символика числа "три", треугольника, чаш и других знаков по-разному толкуются богословами и исследователями. Кто-то связывает этот символ с масонами, кто-то - с язычеством.

Противники христианства намекают на то, что эта вера не может быть цельной, и упрекают в наличии трех основных ветвей – православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся – сам символ един и неделим. А Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме.

Что такое Святая Троица

Святая Троица – три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории, в данном случае - числа. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями Господа нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство.

Материальное воплощение Святой Троицы

Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси – форма абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в уме, духе и слове, которые присущи людям как основные сферы бытия.

Хоть три существа и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух – без начала. Он исходит, а не рождается. Сын – подразумевает рождение, а Отец – извечное существование.

Три ветви христианства по-разному воспринимают каждую из ипостасей.

Троица в католицизме и православии

Трактовка тройственной природы Бога в разных ответвлениях христианской веры обусловлена историческими вехами развития. Западное направление не было долго под влиянием устоев империи. Быстрый переход к феодализации общественного уклада жизни исключил необходимость связывать Всевышнего с первым человеком государства – императором. Потому и исхождение Святого Духа не привязывалось исключительно к Богу-Отцу. В католической Троице нет главенствующего лица. Святой Дух исходил теперь не только от Отца, но и от Сына, о чем свидетельствует добавленное в постановление второго вселенского собора слово «филиокве». Дословный перевод обозначает целую фразу: «И от сына».

Православная же ветвь долго находилась под влиянием культа императора, потому Святой Дух, по мнению священников и богословов, напрямую связывался с Отцом. Таким образом, Бог-Отец стоял во главе Троицы, и уже от него происходили Дух и Сын.

Но при этом не отрицалось и происхождение Духа от Иисуса. Но если от Отца он исходит постоянно, то от Сына – только временно.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

  • лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;

  • западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй – «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.

Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах - Даждьбог, Хорс и Ярило.

Церкви и соборы Святой Троицы. Разногласия в изображении

Таких соборов во всем христианском мире множество, ведь они возводились во славу Господа в любом его проявлении. Едва ли не в каждом городе строился собор Святой Троицы. Самыми известными являются:

  1. Троице-Сергиева лавра.

  2. Церковь Живоначальной Троицы.

  3. Каменный Троицкий храм.

Свято-Троицкая Сергиева лавра, или Троице-Сергиева, построена в 1342-м году в городе Сергиев Посад. Церковь Святой Троицы чуть было не снесли с лица земли большевики, но в итоге ее просто лишили статуса исторического наследия. В 1920-м ее закрыли. Работу свою лавра возобновила только в 1946 году и открыта для посещений по сей день.

Церковь Живоначальной Троицы находится в Басманном районе в Москве. Когда основана эта церковь Святой Троицы, достоверно не известно. Впервые письменные воспоминания о ней датируются 1610 годом. Вот уже 405 лет храм не прекращает свою работу и открыт для посещений. Эта церковь Святой Троицы, помимо богослужений, проводит также и ряд мероприятий для знакомства людей с Библией, историей праздников.

Храм Святой Троицы существовал не дольше, чем до 1675 года. Поскольку выстроен он был из дерева, то до наших дней не дожил. Вместо старого здания с 1904 по 1913 год строится новый храм с тем же именем в псевдорусском стиле. Во времена фашистской оккупации он не прекращал работу. Посетить храм можно и сегодня.

Частично воплощение славы и величия Святой Троицы соборы, церкви передают. Но насчет графического изображения триумвирата до сих пор мнения расходятся. Многие священники утверждают, что изображать Святую Троицу нельзя, поскольку человеку не дано постичь природу существа и увидеть материальное олицетворение.

fb.ru

Что такое святые мощи и почему их почитают

О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались

Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21). 

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора  называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и   Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

 

Примечание:

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

 

pravlife.org

Что такое святой, что значит святой.

СВЯТОЙ, духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный

Толковый словарь Даля

- СВЯТОЙ: святая любовь к Родине- СВЯТОЙ: В христианстве и некоторых других религиях:человек, посвятивший свою жизнь церкв и и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силыКульт святых. Причислить к лику святых.- СВЯТОЙ: В религиозных представлениях:обладающий божественной благодатьюС. праведник. Святая вода.- СВЯТОЙ: Poetистинный, величественный и исключительный по важностиСвятое дело. Святая обязанность.

Толковый словарь Ожегова

Святой - (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях - обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях - праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин. 3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе - человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький. 4. В христианском культе - прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин. 5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский. 6. В христианском культе - наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие). 7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь… святые волнения! Гончаров. || Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров. || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). …Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества - святая обязанность трудящихся. Святой долг. Он пал героем …он в сечу ринулся - и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе - вещь святая. Крылов. Соглашение - святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. …Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти… Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) - перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) - праздник пасхи у христиан. Святая простота! - см. простота. Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) - название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина. Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) - что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) - почтительное обращение к служителю культа. - И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка. Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом - см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг.) - поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный;

Толковый словарь Ушакова

1. м. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.2. прил.1) Преисполненный святости; божественный.2) Употр. как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.3) Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.4) а) Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. б) Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.5) а) перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). б) Благородный, возвышенный.6) перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.7) перен. Нерушимый, незыблемый.8) перен. Чрезвычайно важный, высокий, почетный.

Толковый словарь Ефремовой

slovarsbor.ru

Что такое СВЯТОЙ - Толковый словарь В.Даля - Словари

СВЯТОЙ , духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную. | о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе. | Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый - что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место - Господь над нами - садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи! | Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово - аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. Седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник. | Новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. Святая неделя, пасхальная, пасха. Святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. Наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. Свят Бог, или: как свят Бог! божба. Святая ж. пасха, светлое Христово воскресенье, велик-день. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу - а Дмитриев по голу, и Святая по тому. Святая пришла, благодать Божью принесла. На Святой да на Блоговещенье солнышко на восходе играет. Не навеки и Святая. В заутреню на Святой можно застать и увидать домового в хлеву. От Святой до Вознесенья люди христосуются. Святость ж. состоянье святого. Святость присяги; - церкви. | Стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. Святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. Помни день субботний, еже святити его, Исх . | Освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. На Иордань пошли, воду святить. Новые знамена святили. Священные, свяченые просвиры. Несвяченной иконе не молятся. Ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. Хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. Да святится имя Твое! | Освящаться или быть святиму. Священье, действ. по глаг. Святец м. стар. святой, праведный муж Святче Божий! привет монаху. | Святоша, ханжа, лицемер. Святки м. мн. время от Рождества до Крещенья. Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани. Славят Христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. Гадают о зиме, по печени и селезенке. О Святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. Темные Святки - молочные коровы; светлые Святки-ноские куры. Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить-уродится слепой. Святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. Святочные игры, песни. Святочничать, праздновать Святки. | Святочные, сущ. м. мн. Окрутни, наряженные, которые, по святочному обычаю, ходят по домам, святочник м. -ница. Святилище ср. святое место; дом, здание, посвященное святому делу: храм, церковь. | Святилище наук, высшее ученое или же учебное заведенье. Святилищный, к сему относящ. Святитель м. священноначальник, архиерей, епископ. -телев, что лично его; -тельский, к нему относящ. -тельство, сан, звание это; -ствовать, быть святителем. Святок м. стар. свято, великий праздник, святдень. Дати причастие о святку, в святок. Я ношу платьице это только в святдень до обеда! берегу его. Святье, собират. ниж. святые, боги, иконы, образа, домашняя святыня. | Арх. вят. святки. Святина ж. сиб. освященье храма, церкви. Быть на святине. Святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. Береги совесть, как святыню. Священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. Святынный, к святыне относящ. Святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы. | Двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. Он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. Не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! Святик влад. святой ключ, родник, колодезь. Святиковой водицы испить. Над святиком ставят часовенку. У нас медведь пить ходит на святик. Святоша об. стар. святой или угодник, праведник. | Ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек. | Святоша, орл. нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое Богопочитание. Святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. Святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. Святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. Священный, святой; | освященный; | заветный, нерушимый. Священное писанье. Слово Божье, Ветхий и Нов. Завет. Священная утварь, церковная. Священник, иерей, пресвитер, поп, рукоположенный служитель алтаря, совершающий св. тайны. -ничий, -ческий, к нему относящ. -ничество ср. сан, звание, состоянье это; священство, то же; | вообще священнослужители. Священство встретило царя со крестами и хоругвями. Священье твер. освященье, напр. церкви. Священничать, быть священником; священствовать, то же; | собственно священнодействовать. Священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. Наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. Муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа Св. Василия. Святожительные монахи. Монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. Святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. Святопомазанный, -ник, православный государь. Святопочивший, блаженной памяти. Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ. | *Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства; | ругаться над ними, кощунить. Святохульначество, -хульство, различные действия святохульника, -ницы, того, кто -хульничает, или -чанье, порицанье или отрицанье святыни, и поруганье, обесчещенье кощунство. Священноархамандрит, архимандрит настоятель монастыря, -блаженный, ублажаемый свт. церковью святитель. Священнограбитель, святотать. Священнодиаконская ж. стар. священнодействие (некогда допущенное) диакона, ныне запрещенное. -достояние, сан священства. -действовать, отправлять литургию и совершать таинства, или вообще священную, духовную службу, -ся, страдат. -вованье, -действие, -действо, отправленье литургии, самая служба Божественная, по уставу. -действенник, -действитель, -вователь, -детель, совершитель священнослуженья. -действенный, к сему относящ. священноинок, иеромонах; -иночество, званье и состоянье это. -иноческий, к сему относящ. -исповедник, священнослужитель, потерпевший мученья за веру. Священноиерей, священник, иерей. -мученик, священник, пострадавший за веру. -мученичество, состоянье это. -ческий венец. -началие, -начальство ср. иерархия, церковная власть. -ник или иерарх. -одеяние, одежда служителей церкви, по уставу. Священнопомазанье, помазание святым елеем. -предстоятель, всякий глава и старший из священников. -проповедник, говорящий духовные речи, проповедник слова, -протопоп, протоиерей. -родный, в духовном звании рожденный. -служитель, ставленый в чин, иерей и диакон; -льский, к ним относящ.-тельство, -жение, отправленье священной службы. Церковное священнопение. Священносподвижник м. кто ратует за истины веры. -страдалец, -мученик. -страдальческий, к нему, или к -честву относящ. -тайный, ко свящнм. тайнам относящ.; | получивший откровение тайн сих. - ученик, последователь -учителя, наставника веры.

www.slovopedia.com

Святая святых - это... Что такое Святая святых?

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма.

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета.[1]Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу.[2] В Иерусалимском храме, Святая святых называлась также двир (ивр. דְּבִיר‎) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Считается,[3] что с него Господь начал Сотворение мира.

Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божье (см. Шехина).

Ритуал

Как в Скинии собрания, так и в Иерусалимском храме, входить в Святая святых разрешалось исключительно первосвященнику, и то раз в году в Судный день. Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных (быка и козла, принесённых в жертву на жертвеннике во внешнем дворе Храма) и воскуривал благовония перед Ковчегом Завета. Там же располагались золотые курильницы. Во время этого действа первосвященник произносил тетраграмматон, сокровенное имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух. По преданию, лицо первосвященника при этом излучало сияние.[источник не указан 913 дней]

В Христианстве

Христианский Храм также имеет своё Святое Святых, но в него могут входить и Архиереи (как Первосвященник), и Иереи (как Священники), и Диаконы (как Левиты)

Современный смысл

«Святая святых» — в общем смысле — наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях различных религий, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым традиционно связывается физическое присутствие божественных сил.

Примечания

biograf.academic.ru