Пионеры XXI века. Что такое Российское движение школьников. Что такое российское движение школьников


Доклад на тему "Российское движение школьников"

Доклад

Российское движение школьников

29 октября 2015 года президент России В.В. Путин подписал указ О создании Общероссийской общественно­-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Согласно указу,

учредителями стали:

Учредители организации

  • Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) (учредитель Организации от имени Российской Федерации).

  • Общероссийское общественное движение Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество» (АУМ РСМ).

  • Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»

  • Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта».

  • Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО).

  • Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»

  • Совета проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России.

Физические лица:

  • Садовничий, Виктор Антонович, ректор МГУ им.Ломоносова.

  • Волохов Алексей Васильевич, председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО)

  • Громова Галина Герасимовна - заслуженный учитель Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации.

  • Пильдес Майя Борисовна - директор «Академической гимназии №56», член Общественного совета при Минобрнауки России, Народный учитель Российской Федерации.

18 мая 2016 года. В Москве начал свою работу Съезд на базе МГУ. Участниками Съезда стали представители региональных министерств образования, председатели региональных отделений Движения, директора школ, заместители по воспитательной работе, кандидаты в региональные координаторы «Росдетцентра» и сами учащиеся — школьники.

19 мая 2016 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова подвели итоги первого съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). 

Приветствуя участников, Дмитрий Ливанов отметил символичность проведения съезда в День пионерии.

«Это говорит о возрождении лучших традиций ученического самоуправления», – сказал глава Минобрнауки России.

По мнению Министра, каждый ребенок талантлив, и крайне важно создать все условия и возможности для его развития.

 

«Задача Российского движения школьников именно в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны», – заявил Дмитрий Ливанов.

Были определены следующие направления деятельности движения:

  • «Личностное развитие» (творческое развитие, развитие детских творческих проектов, а также популяризации здорового образа жизни в молодежной среде, профориентация)

Творческое развитие:

Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;

Развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;

Проведение культурно-образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов

Проведение культурно-досуговых программ: посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;

Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

Популяризация ЗОЖ среди школьников:

Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов;

Организация туристических походов и слетов;

Организаций мероприятия, направленных на популяризацию комплекса ГТО;

Поддержка работы школьных спортивных секций;

Развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;

Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми

Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

Популяризация профессий:

Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

Популяризация научно-изобретательской деятельности;

Поддержка и развитие детских проектов;

Организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

  • «Гражданская активность (волонтерство, поисковая работа, изучение истории и краеведения и воспитании культуры безопасности среди детей и подростков)

Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, акций и флешмобов;

Поддержка детских проектов;

Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

В рамках нескольких блоков направления:

Волонтерство:

Экологическое волонтерство: изучение родной природы, совмещенное с экскурсиями и экологическими походами, участие в различных инициативах по охране природы и животных.

Социальное направление: оказание помощи социально-незащищенным группам населения ("тимуровцы") - формирование ценностей доброты, милосердия и сострадания.

Культурное волонтерство: оказание содействия в организации мероприятий культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.

Волонтерство Победы – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти (благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации Всероссийских акций и праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы).

Событийное волонтерство: участие волонтеров в спортивных, образовательных, социокультурных мероприятиях.

Поисковая работа, направленная на сохранение памяти о подвигах Героев

Изучение истории и краеведения

Школа Безопасности – воспитание культуры безопасности среди детей и подростков

существляется при координации с Всероссийским военно-патриотическим движением «ЮНАРМИЯ»

Работа военно-патриотических клубов и вовлечение в нее детей

Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями России и ветеранами;

Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций и военно-патриотических клубов.;

  • Взаимодействие СМИ, государственных и общественных институтов.

  • Перспективы развития направления в рамках деятельности РДШ.

  • Информационное развитие: создание школьных газет, подготовка материалов для местных газет и журналов, а также TV, освещение деятельности в социальных сетях, включая съемку видеороликов;

  • Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций;

  • Подготовка информационного контента для детей.

Кроме этого, на съезде из более 1000 предложений, поступивших со всей страны, выбрали символику Российского движения школьников и провели выборы членов координационного и попечительского советов.

25 июля 2016 года на федеральном образовательном форуме "Балтийский Артек" была открыта профильная смена "Молодые учителя", посвященная развитию организации "Российское движение школьников". Участниками смены стали представители всех субъектов Российской Федерации: молодые учителя, вожатые, заместители директоров по воспитательной работе, координаторы пилотных школ, региональные кураторы и председатели региональный организаций движения.

Наш Лицей принял участие в областном конкурсе общеобразовательных организаций по включению в перечень опорных площадок для популяризации и развития в Калининградской области «Российского движения школьников» в 2016-2017 учебном году.

По итогам конкурса мы стали опорной площадкой наряду с другими девятью образовательными учреждениями.

29 июля в Янтарь-холле на межрегиональной конференции «Воспитание человека будущего» нам торжественно вручили табличку.

В отборочной работе мы заявили, что цели РДШ совпадают с воспитательной направленностью деятельности Лицея. Основные направления внеучебной деятельности Лицея соответствуют направлениям деятельности Российского движения школьников, а именно:

Направление «Личностное развитие», включающее в себя развитие творческих проектов, творческую деятельность, популяризацию ЗОЖ, профориентирование. Для реализации данного направления в Лицее ежегодно организовываются и действуют различные организации- кружки, секции, студии. Результатами плодотворного взаимодействия ребенка и педагогов являются различного рода достижения (см. Приложение 1).

Юные любители литературного творчества пробуют свои силы в конкурсах и олимпиадах. Работа педагогов и учащихся в рамках внеурочной деятельности, в рамках театральной лицейской студии «Художественное слово» также приносит свои результаты. Ежегодно лицеисты являются победителями и   призерами конкурса вокалистов «Звезды Балтики».

Спортивные достижения лицеистов давно известны за пределами области. Помимо успехов в спортивных мероприятиях, проводимых в рамках муниципалитета и региона (в текущем году в рамках Спартакиады лицеисты стали победителями в районе и призерами в регионе), наша футбольная команда дважды являлась участницей Всероссийских соревнований по программе «Мини- футбол в школу», в прошлом году став призером, а в текущем- победителем соревнований среди Северо- Западного Федерального округа, представив регион на высшем уровне.

Направление «Гражданский активность», включающее в себя деятельность по воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, ответственности, также развито в Лицее. Инициативные группы и волонтерские группы постоянно организовывают различные акции социальной значимости (поддержка ветеранов, недели добра в поддержку детей- сирот и детей, находящихся на лечении), группа участников клуба «ФОРПОСТ» уже давно взяла на себя обязательства по благоустройству и содержанию в порядке мест воинских захоронений, по благоустройству памятников павшим в ВОВ. Отдельное внимание уделено обучению основам безопасности дорожного движения, лицеисты регулярно принимают участие в конкурсе «Безопасное колесо», проводится собственная акция «Перекресток», турниры и конкурсы по указанной тематике.

Отдельное внимание следует уделить военно- патриотическому направлению. И хотя в Лицее нет кадетских классов, данное направление развито на очень высоком уровне. В Лицее имеется военно - патриотический поисковый клуб «ФОРПОСТ», действующий более 13 лет. В состав клуба входят ученики Лицея, бывшие выпускники. Руководит ВПК преподаватель- организатор ОБЖ Синявский Эдуард Альбертович. У ВПК «ФОРПОСТ» имеется собственный устав, программа деятельности. У участников клуба высокая личная мотивация, все ребята занимаются в клубе только на добровольной основе. Основными задачами клуба являются:

  • патриотическое воспитание юношей и девушек;

  • изучение военной истории, военных традиций России;

  • организация и создание краеведческого музея;

  • совершенствование физической подготовки участников клуба;

  • организация стрелковой подготовки юношей и девушек;

  • организация поисковой работы в области краеведения и Великой Отечественной войны;

  • развитие партнерских связей с военно-патриотическими и военно-историческими объединениями зарубежных стран, а также и иную деятельность военно-исторического характера не запрещенную действующим законодательством Российской Федерации.

Результатом деятельности ВПК является не только реализация основных задач. Участниками клуба обнаружены и самостоятельно благоустроены места захоронений погибших во время ВОВ солдат. В лицее есть музей, неоднократно являющийся победителем конкурса школьных музеев, который посещают не только в целях расширения познаний и воспитания патриотизма. Экспонаты музея служат основой для написания научных работ многими студентами, в т.ч. БФУ им. И. Канта, ВУЗов, находящихся за пределами области. Все экспонаты музея без исключения - результат поисковой работы клуба. На основании этого можно сказать, что для деятельности ВПК созданы оптимальные условия: помимо музея участники задействуют актовый зал, спортивный зал, спортивную площадку, для занятий на полосе препятствий заключен договор с одной из воинских частей Черняховска. Участники клуба регулярно принимают участие в различных мероприятиях спортивной, патриотической, туристкой направленности, неизменно становясь призерами и победителями. но участие в конкурсах не является самоцелью клуба. Зачастую деятельность ФОРПОСТа не видна общественности, т.к. ребята не кичатся своими молчаливыми заслугами. Просто они растут патриотами, просто глубоко уважают свою Родину, чтят память подвигов нашего народа. Руководитель клуба, Синявский Э.А., дважды являлся победителем регионального конкурса «Учитель года» в своей номинации, а также является лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель здоровья 2014».

Также в Лицее работает Совет старшеклассников – Лицейский парламент, который активно участвует во внеучебной деятельности Лицея.

Мероприятия, созданные по инициативе Парламента Лицея, ставшие традиционными.

1 сентября в пилотных школах начнётся работа движения «Российское движение школьников»

infourok.ru

Зачем нужно Российское движение школьников

В минувший вторник редакция «Учительской газеты» увеличилась ровно вдвое. Причем вторая ее половина оказалась тоже весьма профессиональной, но достаточно юной: посмотреть, чем сегодня живет самое опытное педагогическое издание страны, пришли участники XVI Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных».На утренней редколлегии всего четверо новичков - это одиннадцатиклассники из газеты «Антирутин» школы №38 из Ростова-на-Дону и их сверстники из газеты «Горностай», которую издает одноименный образовательный центр в Новосибирске. Это те, кто в ближайшем будущем планирует связать свою профессиональную жизнь с управлением медиа.Главный редактор «Учительской  газеты» Петр Положевец вводит новичков в курс дела: когда, кем и в каких обстоятельствах была создана «Учительская газета», какие важнейшие вехи она прошла и почему сегодня по прошествии более 90 лет она остается ведущим российским СМИ, на высоком экспертном уровне освещающим сложнейшие вопросы современного образования. В экспресс-лекцию по истории журналистики органично вплетаются элементы методики управления издательским домом. Пожалуй, о лучшем профессиональном мастер-классе нельзя и мечтать. ...Разбор вышедшего номера «Учительской газеты», планирование следующего - гости редакции участвуют во всем: оценивают способы и особенности верстки (как здесь и как у нас), думают над тем, как продолжить темы текущего номера и что добавить, чтобы газета стала визуально еще интереснее и полнее содержательно... Острый взгляд юных журналистов подмечает многое, и скорее всего взять на вооружение что-то из прозвучавшего в ходе обсуждений стоит не только им.Во второй половине дня к коллегам из Ростова-на-Дону и Новосибирска присоединяется команда «Переменки» - газеты лицея №11 из города Челябинска. Все вместе занимаемся перспективным планированием «Эпицентра» - эта рубрика с начала года вновь появилась в газете. Выбор темы, материала, формы подачи - всё исключительно в руках юных журналистов.В качестве проблемного вопроса, который в самое ближайшее время подлежит рассмотрению, выбрали Российское движение школьников. Ну а кому как не его потенциальным участникам знать, что это такое и зачем это нужно их сверстникам?! Но блицопрос показывает, что лишь немногие из присутствующих в курсе, что это за организация... Домашнее, то есть редакционное, задание - узнать и написать. Редактор отдела образования и воспитания «Учительской газеты» Светлана Руденко обещает, что эти материалы войдут в ближайший номер.Огромное впечатление на гостей производит первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года.Когда вместе собираются журналисты, начинающие и опытные, - это не только дискуссия в рамках единого профессионального кода, но и просто доброе человеческое общение... И, пожалуй, лучше, чем выпускающий редактор «Антирутина» Виктория Глущенко, не скажешь:- Я очень рада, что мы пришли именно в «Учительскую газету». Шли на серьезный мастер-класс, а попали к таким светлым и дружелюбным людям. ​

Егор ВИНОГРАДОВ, 10-й класс, школа №91, Нижний Новгород:В скауты принимают не всех Я скаут. В нашей школе расположен региональный штаб Российского скаутского движения. Я с детства мечтал стать скаутом, как мой двоюродный старший брат. Он во всем был и остается для меня примером. Даже родителей упросил отдать меня в школу, где есть скауты, потому что ближе к нашему дому совсем другая, а сюда пришлось проситься. Сначала меня, конечно, привлекала лишь внешняя сторона: форма, галстуки, возможность ездить в походы, в загородный лагерь, где учат сплаву по реке и основам выживания с минимумом подручных средств. Потом я постепенно увидел и внутреннюю привлекательность скаутского движения. Мне нравится, что это организация неформальная, хотя и жестко построенная в смысле дисциплины - новички во всем подчиняются старшим и опытным инструкторам. С одной стороны, это может внушить сомнения, но они рассеиваются, когда узнаешь, что плохой и непорядочный человек никогда не станет инструктором. Такого человека не допустят к власти - это невозможно в скаутском движении, его просто выгонят из организации. Жизнь здесь построена таким образом, что сущность человека проявляется если не сразу, то вскоре - в трудных испытаниях человек показывает характер, узнает, на что способен. Мне нравится, что в скауты принимают не всех подряд, что нужно подготовиться, пройти испытания и доказать, что ты достоин. Я не понимаю смысла организаций, в которые всем классом можно вступить. Мне кажется, что такие общедоступные массовые организации не имеют никакого смысла. Мне бы было неинтересно в такой.

Ярослав Р., девятиклассник, Московская область: Каждый в ответе за себя

К сожалению, я не слышал о такой организации. Не думаю, что она нужна, сегодня объединить всех вместе практически невозможно - люди, и школьники в том числе, очень разные, я, к примеру, никакой общественной работой не занимаюсь, мне это неинтересно. Да и нет времени на это - учусь в 9-м классе, так что приходится готовиться к ОГЭ, каждый день по 6-7 уроков, а потом занятия с репетиторами. К сожалению, сейчас не то время, когда можно жить по принципу «Один за всех, и все за одного». Мне кажется, что организовать нечто подобное пионерии и комсомолу сегодня нереально. В моем классе не только я, но и многие мои товарищи про Российское движение школьников даже не слышали. Встает вопрос - стоит тогда ломать копья и искусственно создавать организацию, которая никогда не станет массовой?

Петр РОГАЧЕВ, шестиклассник, школа №50, Нижний Новгород:Нравится быть тимуровцем

В нашем классе есть тимуровская организация. Мы помогаем старшим в добрых делах. И в общешкольных делах, и дома. Мы с моим братом помогаем убираться соседу, он инвалид, и ему трудно двигаться. Мне нравится быть тимуровцем. Маша П., 9-й класс, школа №7, Павлово, Нижегородская область:Личное дело каждого

Когда я училась в начальной школе, у нас была «Маленькая страна», мы все входили в эту организацию, как я понимаю, что-то вроде октябрят. Но потом детство кончилось, и ни в каких организациях больше я не состояла. Я знаю несколько девочек из нашей школы, которые ходят во Дворец пионеров, там собирают активистов из каждой школы. У них все время какие-то мероприятия, они во всем участвуют, к чему-то готовятся. Одноклассники к ним относятся по-разному. Кто-то уважает, а кто-то считает выскочками. Я отношусь спокойно: если людям это нравится, пусть ходят и участвуют. Это личное дело каждого.

Светлана К., выпускница школы, Нижний Новгород:Не могу тратить время на общественную работу

О Российском движении школьников слышу впервые. Активные мои одноклассники проявляют себя по-разному. Например, один мальчик с пятого класса участвует в акциях молодежного экологического клуба «Зеленый парус», а одна девочка из нашего класса ходит во Дворец детского творчества - там есть городской совет старшеклассников. У них много мероприятий, самых разных, то спортивных, то экологических, то концерт готовят и едут с ним куда-то, то просто развлекаются вместе. За свою активность она получила путевку в «Артек» в прошлом году. Это, конечно, здорово! Я бы тоже поехала с радостью. Но я не могу, как она, столько времени тратить на общественную работу. Хочу поступить в один из вузов Москвы или Питера, поэтому мне приходится много заниматься и самостоятельно, и с репетиторами. Может быть, в студенчестве у меня будет больше времени, и я смогу в чем-то поучаствовать. Моя подруга, например, учится на первом курсе университета. Недавно она вместе с другими студентами получила приглашение в Кремль - там собирали молодую гвардию «Единой России». Им сразу сказали, что из них будут готовить кадровый резерв партии. Она была приятно удивлена открывающимися перед ней возможностями.

Наталья ГАЕВСКАЯ, ученица 10-го класса школы №16, Воронеж: Привлекает масштабность

Мы совсем недавно начали сотрудничать с Российским движением школьников. В нашей школе с 2013 года работает молодежный интернет-канал «Винегрет», он существует на базе медиацентра «Реактив». В декабре 2016 года мы подписали партнерский договор с РДШ и начали активно с ними взаимодействовать - освещаем мероприятия, которые проводит эта организация, сами в них участвуем и оказываем информационную поддержку. В нашей школе штаба РДШ пока нет, но до мая этого года он у нас будет сформирован, выберем и его руководителя, который станет участвовать в собраниях Российского движения школьников - такое представительство будет от каждой школы. Сейчас наш штаб потихоньку собирается, люди проявляют большую активность, хотят участвовать в движении. Мы на нашем интернет-канале стараемся поддерживать этот интерес, рассказываем о том, что такое Российское движение школьников, чем оно занимается, каковы перспективы и как именно каждый может в нем себя проявить. Сама я не являюсь пока официальным членом РДШ, но так как я возглавляю детскую организацию - наш медиацентр и от моего имени мы заключили партнерское соглашение, то я буду одной из первых участниц движения в нашей школе. Чем привлекательно это движение? Своей масштабностью прежде всего. У РДШ огромный охват мероприятий в различных направлениях, есть где развернуться и применить свои силы - и спортивное направление, и Юнармия, и медиа, и волонтерство - все! Думаю, что в нашей стране обязательно нужна большая детская общественная организация или движение. У нас очень много небольших объединений, например, таких как мы, и должно быть что-то, охватывающее всех, потому что все мы занимаемся по сути одним делом - развиваем нашу молодежь.  Лично для меня проявление активности в общественном движении - это хороший способ найти себя.

Вероника ДЕРЮГА, ученица 10-го «А» класса школы №1, Воронеж: У меня свой социальный проект

Я не являюсь членом РДШ, хотя об этом движении знаю и знаю, по каким направлениям они работают. Я уже четвертый год вхожу в другую детскую общественную организацию, которая существует в нашем городе целых 50 лет! Это Воронежская региональная общественная детская организация «Искра». Мне всегда было интересно делать что-то полезное, быть участником какого-нибудь хорошего проекта, просто быть активным человеком. Мне этого хотелось, но я не понимала, с чего начать. «Искра» научила меня этому. Мне было интересно проходить тренинги, узнавать новое и развиваться. Теперь я понимаю, что очень изменилась за годы, которые провела в «Искре». Я научилась свободно общаться с людьми, даже с малознакомыми, могу договариваться с ними о чем-то, а главное - у меня сейчас свой социальный проект. Он направлен на то, чтобы показать современной молодежи, как можно интересно и с пользой проводить свободное время. Мы организуем в школах различные мероприятия, в основном для средних и старших классов. Сейчас у нас три формата: «Дозор» - это подвижная игра на местности с использованием шифров и кодов, вторая игра - ролевая, где у каждого участника есть своя роль и свои цели, которые зачастую не совпадают с целями других игроков. Участники погружаются в определенное игровое пространство и там взаимодействуют, чтобы достичь этой цели. Третья игра - «Фрисби», в ней мы используем летающую тарелку, но есть добавленные правила, которые делают игру интереснее и сложнее. Вообще деятельность детских общественных организаций во многом похожа, и цели тоже примерно одинаковы - сделать молодежь более активной, организовать ее. Но у всех есть свои проекты. Например, «Искра» уже несколько лет проводит фестиваль молодежной прессы «Репортер», я тоже в нем участвую. Я пишу в свою школьную газету и в прошлом году была на «Репортере» как участник, а в этом году уже как организатор. Но журналистика - это скорее мое хобби, после школы я собираюсь поступать в университет на прикладную математику. Участие в общественных движениях делает нас смелее и увереннее.

Стефания И., ученица 7-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:Фундамент будущей карьеры

РДШ для меня - это фундамент для моей будущей карьеры. Здесь можно проявить себя в разных областях общественной жизни, найти единомышленников, сформировать свою точку зрения, попробовать себя в разных социальных ролях. Без общественной деятельности уже не представляю свою жизнь, так как она глубоко вошла в мой образ жизни.Конечно, про учебу забывать нельзя. Я изучаю политическую теорию и подкрепляю ее практикой на деле через мероприятия, проводимые РДШ. Выбор есть у каждого: жить бесцельно, без идей или наполнять свою жизнь яркими красками, знакомствами и новыми знаниями. Именно поэтому мой выбор - Российское движение школьников.

Илья Ч., ученик 10-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:Движение очень интересное

Я в РДШ с первых дней. Движение молодое, но очень интересное. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях и уже побывали на  форуме «Дети! Россия! Будущее!», участвовали в  финале 2-го Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, на днях были в Черноголовке на  1-й ассамблее РСМ Московской области. Интересная идея - дни единых действий.  В эти дни все школы живут одной идеей и одним форматом действий - мероприятия «День здоровья», «День Земли» и многие другие. Провели день книгодарения. Ребята дарили и получали в подарок любимые книги. К нам присоединились предприятия города и подарили гимназии сборники сочинений великих писателей.

Соня АТАМАНОВА, 11-й класс, гимназия №1, Челябинск: Открытые двери - новые возможности

В прошлом году в нашей стране начало набирать обороты Российское движение школьников. Моя школа тоже стала пилотной, поэтому у меня появилась возможность оказаться на форуме новой журналистики «Мед», где ведущие SMMщики области рассказывали о ведении групп в социальных сетях.  Именно с этого форума началось мое знакомство с РДШ.  Вообще, хороший вопрос: зачем нужно РДШ? Столько лет жили без каких-либо школьных движений, а сейчас - здравствуйте! - появилось. Какой смысл во всем этом? Изначально многие относились к этому проекту скептически, вспоминая пионеров (хотя не понятно, почему пионеры здесь рассматриваются в негативном ключе), однако сейчас мнение кардинально изменилось. РДШ имеет массу положительных качеств. Во-первых, РДШ открывает закрытые двери. То есть не будь РДШ, я бы не познакомилась с волонтерским корпусом города Челябинска, не обрела бы новых знакомых среди молодых журналистов, с которыми мы продолжили взаимодействие после форума. Открытые двери - новые возможности. Можно сказать, что перед нами, школьниками, все пути, надо только пользоваться возможностями. Во-вторых, с появлением движения стали развиваться и школьные мероприятия. Приятно слышать от знакомых из других школ о том, как у них поменялся формат школьной жизни. От полного отсутствия к полномасштабным действиям, потому что РДШ проводит массу мастер-классов, форумы, флешмобы, в которых можно принять участие. В-третьих, деятельность РДШ делится на 4 направления, для каждого из которых есть свои тематические мероприятия. Для молодых журналистов, например, был организован день журналистики, в течение которого проводились занятия, можно было задать интересующие вопросы о профессии на пресс-конференции. РДШ - это интересный, а самое главное - важный проект для самореализации школьников, поиска их пути. Кто-то скажет, что это отголосок «совка», но, чтобы им не быть голословными и поменять свое мнение об этом движении, надо «вариться» в этом всем, участвовать в мероприятиях движения. Люди в РДШ не кусаются, а на форумах зачастую становится тепло, как дома.

Елизавета ЛЕБЕДЕВА, 9-й класс, средняя школа №107, Челябинск: Современная версия пионерии

РДШ - довольно неоднозначное явление для меня. Несмотря на то что все представители РДШ уверяют нас в том, что Российское движение школьников нисколько не похоже на пионерию и имеет совсем другую идею и смысл, надо признать, что на самом деле РДШ и есть самая настоящая современная версия пионерских отрядов. Немного модернизированная, но суть в принципе осталась та же - занять делом детей, развить их способности и таланты и заодно патриотизм привить, чтобы потом, в будущем, лучшие из лучших оставались жить и работать во благо нашей страны, а не уезжали за рубеж. Звучит довольно странно, но когда я брала интервью у представителя РДШ от нашей школы, то мне объяснили суть дела примерно так.И в принципе я считаю, что сама концепция проекта неплоха. Ведь у ребят, вступивших в движение, появляется больше возможностей развить свой талант, показать его всей России. Многочисленные форумы, конкурсы, сборы и многое-многое другое проходит в РДШ практически ежедневно. И я, безусловно, поддерживаю это. Я сама обрела новых друзей, набралась опыта, побывала на интересных мероприятиях благодаря этому проекту. Но, конечно же, все не может быть идеальным, и у РДШ есть свои минусы. Например, у нас в школе тоже есть свое движение РВО - разновозрастные отряды, которые существуют уже огромное количество лет, но с приходом РДШ все, кто состоял в разновозрастных отрядах, автоматически стали еще и участниками Российского движения школьников. Таким образом, я хочу подвести итоги. РДШ - это, безусловно, интересный проект, который может помочь некоторым ребятам показать себя на всю страну, сделать из них будущих успешных и талантливых людей. Но все же у движения есть минусы, и их достаточно. Но пока что представители сего проекта не особо торопятся исправлять все недочеты. Что ж, время покажет.

Андрей УРАНОВ, 10-й класс, Тайцкая школа, Ленинградская область: Не орган самоуправления, а волонтерский кружок

Моя школа в поселке Тайцы Гатчинского района стала одной из пилотных для Ленинградской области. Все начиналось привлекательным представлением: харизматичный спикер два часа рассказывал о том, как простые люди могут совершить великие дела и на местном уровне, и на уровне страны, как начать заниматься самообразованием, как проявлять инициативу, чтобы быть впереди других, и т. д. После его речи первые участники объединения выступили с концертом, закрепляющим впечатление, а потом торжественная церемония принятия первых членов в ряды РДШ. И вот организаторы уезжают и оставляют проект РДШ на саму школу, назначив координатора. Во время представления организация позиционировалась как орган самоуправления школой, с помощью которого школьники смогут влиять на жизнь и устройство своей школы. Спикер предлагал менять привычный распорядок дня, способ преподавания и  мероприятия школы. Конечно же, все на какой-то момент загорелись идеями, но через пару дней у большинства все затухло. РДШ же какое-то время не давало о себе знать, но где-то через месяц актовый зал все чаще стал оккупироваться школьниками в белых футболках, а через месяца три деятельность РДШ в нашей школе оформилась и  организация создала представление о себе. Основным направлением в нашей школе стала организация местных мероприятий. Теперь в  каждый значимый праздник была создана программа празднования: утром на входе в школу всегда стоит примечательный стенд и волонтеры приглашают на дальнейшие события. Все проходит чаще всего в актовом зале на двух больших переменах с разными интерактивами и концертной программой. Во время праздников члены РДШ снимают репортажи, которые оперативно монтируют и выкладывают в свою группу ВКонтакте. В нашей школе РДШ работает, и работает хорошо, но нам обещали орган самоуправления, а мы получили просто волонтерский кружок с креативом и концертами. Не создано никакой структуры, нет скомпонованной и ясной информации для простых учеников. Нельзя четко сказать, кто лидер организации, так же как нельзя сказать, в каком направлении она развивается: праздники есть, свежее СМИ есть, но главного элемента, который обещали изначально, нет. Конечно, часть вины за это лежит на коллективе школы, который не проявляет инициативы и не стремится к развитию самоуправления, но организаторы и администрация не предоставили необходимой информации и возможности для удобной коммуникации и начала деятельности. В нашей школе могут быть социально активные ученики, готовые заниматься самоуправлением, но не готовые заниматься организацией людей.

От редакции

Надеемся, что такие встречи в «Учительской газете» станут регулярными, ведь «Эпицентр» - газета для школьников и о школьниках, нам очень важно ваше мнение, дорогие ребята. Ждем ваших писем и предложений по электронному адресу [email protected]

www.ug.ru

О создании Российского движения школьников » Военное обозрение

29 октября в России появилась новая детско-юношеская организация, названная Российским движением школьников. Соответствующий указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Подчёркивается, что новая организация будет общественно-государственной.

Указ №536 от 29 октября 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников».

Из текста президентского указа:

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей постановляю:

1. Считать целесообразным создание с участием общественных объединений и граждан (…) «Российского движения школьников».

2. Установить, что учредителем «Российского движения школьников» от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодёжи.

3. Предусмотреть в уставе организации (…), в частности, чтоа) высшим органом управления организации «Российское движение школьников» является съезд, который созывается по решению координационного совета названной организации,б) руководство координационным советом организации «Российское движение школьников» осуществляет её председатель и два сопредседателя, избираемые съездом сроком на 3 года,в) Федеральное агентство по делам молодёжи обеспечивает представительство РФ в координационном совете организации (…), принимает участие через координационный совет организации «Российское движение школьников» в формировании основных направлений её деятельности, оказывает поддержку в реализации целей названной организации и контролирует выполнение возложенных на неё задач.

С полным текстом президентского указа №536 от 29 октября 2015 года можно познакомиться на сайте президента РФ.

Как только президент РФ Владимир Путин указ подписал, журналисты поинтересовались у главы пресс-службы Кремля Дмитрия Пескова о том, каковы будут условия приёма детей в РДШ, и кто на первом этапе будет выступать создателями, если так можно выразиться, генеральной линии Российского движения школьников. Дмитрий Песков ответить на эти вопросы затруднился, сказав лишь о том, что предстоит достаточно большая работа для того, чтобы все эти задачи были решены в ближайшее время.

А это комментарий создания «Российского движения школьников» от министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова (цитата «Интерфакс»):

«Российское движение школьников» будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования - воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России.

При этом было отмечено, что «Российское движение школьников» - это внепартийная организация и ассоциировать её исключительно с советской пионерией «не совсем правильно».

По большому счёту, не так и важно, будет ли РДШ российской вариацией советского пионерского движения или не будет, главное в другом. Главное в том, что это, по сути, первая с момента распада СССР детско-юношеская организация, способная охватить сотни тысяч (если не миллионы) школьников, начинающая работу в России. И если работа будет вестись, как сказано в президентском указе, на основании присущей российскому обществу системы ценностей, то позитивные результаты вряд ли заставят себя долго ждать. Главное, что называется, без «пятилетки за две недели» и прочих перегибов, которыми в нашей стране начальствующие персоны способны придушить даже самую благую идею.

Итак, де-юре Российское движение школьников в нашей стране создано. И если, как сказано в указе президента, создаётся оно «с участием общественных объединений и граждан», то можно себе позволить с гражданской позиции поразмышлять на тему того, от чего детско-юношескую организацию необходимо оградить как минимум на этапе её становления.

Помимо упомянутых выше чиновничьих гиперинициатив, которые могут быть направлены не столько на развитие самого РДШ, сколько на самопиар, ограждать организацию придётся и, как говорится, с другого фронта. О чём речь? А речь о том, что сама попытка создания работоспособной и масштабной детско-юношеской организации в России – это откровенный щелчок по носу тем структурам, которые все последние годы только и заняты тем, чтобы подрастающее поколение вдруг не обрело крепкий стержень, позволяющий каждому, как говорили во времена оные, вырасти в полноправного человека и гражданина. Это всё о разросшихся как грибы после дождя бесчисленных «правозащитных» и псевдообразовательных структурах типа гипотетических «Родительский комитет против произвола учителей», «Сексуальное воспитание с пелёнок», «Подросток! Знай права, коси от обязанностей» или «Ассоциация психологически травмированных одиннадцатиклассников на уроках российской истории».

С некоторых пор сама образовательная среда в России выстраивается таким образом, что у нас, видите ли, индивидуальность превыше всего. Не дай бог, кто-то из педагогов в школе заявит о каком-то там духе коллективизма, взаимопомощи или товарищеском плече – это ж явное нарушение ультралиберального принципа «Думай о себе и только о себе». Успело вырасти целое поколение, которому с молодых ногтей не без помощи так называемой соросовской литературы прививали понятие «Ты – венец творения, окружающие – говно». Простите великодушно за столь резкое выражения, но на деле это и есть завуалированный лозунг неолиберализма, который всеми силами проталкивался и местами продолжает проталкиваться в нашей стране среди молодёжи.

Успело вырасти и целое поколение, для многих представителей которого сверхзадача – получение двух дипломов о высшем образовании (один непременно – юриста, другой, конечно же, экономиста), а главной идеей является идея о том, что «мне все вокруг должны», должны только за то, что «я осчастливливаю людей своим взглядом и присутствием». Школа «должна», родители «должны», государство «должно», а «я»… а что «я» - «я никому ничего не обязан – нашли лоха» вкалывать на заводе или корпеть над инженерными чертежами…

И вот теперь государство на законодательном уровне предпринимает попытку сменить, что называется, ключевой воспитательный вектор. Сменить на тот, который может позволить ребёнку проходить социализацию с учётом того, что социализацию проходят и его сверстники, с учётом того, что твоя свобода действий должна соизмеряться со свободой действий других.

Кто первыми завыли от такой инициативы? Да всё те же либеральные «партнёры». Определённые группы в социальных сетях и элементы либеральной прессы переполнены криками о «возврате совка», «хождении строем», «идеях Чучхе» и подобных вещах. Оно и понятно. Те, кто, как говорится, ни разу не был замечен в созидании не могут себе позволить, чтобы у них из-под носа увели благодатный для посева либеральной идеологии материал – детей.

В общем, если Российское движение школьников – проект, который создаётся не для галочки, и от которого будут вилами отгонять «либеральных правозащитников», то шанс для развития у детско-юношеской организации есть. Будем надеяться…

topwar.ru

Российское движение школьников

В состав учредителей вошли Федеральное агентство по делам молодежи, ряд общественных организаций:- Общероссийское общественное движение «Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи «Содружество»;- Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;- Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта»;- Межрегиональная общественная организация «Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования»;- Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды»;- Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание»и физические лица: - Волохов Александр Васильевич - председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций»;- Садовничий Виктор Анатольевич - президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова;- Громова Галина Герасимовна - заслуженный учитель Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации;- Пильдес Майя Борисовна - директор академической гимназии №56, член Общественного совета при Минобрнауки России, народный учитель Российской Федерации.Своими целями Российское движение школьников видит содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, а также содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Председателем координационного совета был избран Сергей Николаевич Рязанский - летчик-космонавт, Герой Российской Федерации. Сопредседателями стали заместитель директора по учебной работе лицея «Иннополис» Алла Николаевна Головенькина и журналист, телеведущая и общественный деятель Яна Алексеевна Чурикова. Деятельность Российского движения школьников направлена на формирование социальной активности детей и молодежи за счет облегчения доступа к государственным и общественным услугам на этапе взросления, развития способностей принимать обоснованные жизненные решения. Основными направлениями деятельности в рамках Российского движения школьников становятся следующие: 1. Личностное развитие,  включающее такие виды детской активности, как художественное творчество, научно-техническое творчество, физкультурно-спортивное направление, профессиональная ориентация и популяризация профессий.2. Гражданская активность -  краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, поисковая работа, волонтерская и добровольческая деятельность, школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления, деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение социально значимых задач.3. Военно-патриотическое направление - военно-патриотические клубы, кружки и секции, деятельность по организации и проведению военных сборов, детские организации ДОСААФ и «Юнармия».4. Информационно-медийное направление - детские газеты, радио, телевидение, а также сайты, социальные сети и мобильные приложения. Кроме того, данное направление призвано популяризировать детский контент в средствах массовой информации. С одной стороны, это продвижение медийных продуктов, созданных самими детьми, а с другой - это поддержка создания фильмов, книг, журналов, газет, радиопередач для детей.

Исторические предпосылкиЕсли посмотреть на основные этапы развития детского движения в России в историческом разрезе и проанализировать влияние данного воспитательного феномена на процесс социализации подрастающего поколения, то актуальность и необходимость создания именно общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации на современном историческом этапе становится очевидной.   1-й этап - 10-е годы ХХ века, когда силами педагогов и врачей-энтузиастов, одержимых идеями просвещения, социализации, удовлетворения познавательных и развивающих потребностей детей бедных слоев общества, появляются первые летние площадки, летние школы, детские клубы. Примером может служить педагогическая деятельность Станислава Теофиловича Шацкого.2-й этап - 20-е годы ХХ века: формирование пионерской организации как самоуправляемого и саморегулируемого движения, состоящего из детей и молодежи, ориентированных на идеалы нового социалистического государства. Целью движения становится воспитание общественников с активной жизненной позицией на основе ценностей демократического общества. Яркий тому пример - педагогическая деятельность Антона Семеновича Макаренко.3-й этап - 30-80-е годы ХХ века: развитие пионерского движения как общегосударственной, единой, массовой детской организации, основанной на коммунистической системе воспитания подрастающего поколения, которой присущи строгая иерархическая регламентация воспитания в духе коммунистической идеологии, доминирование коллективизма над личностным ростом каждого. Первостепенной ролью детской организации становится идейно-политическое руководство деятельностью пионерской и комсомольской организаций.4-й этап - 1990-2015 годы: переход детских организаций в иное качественное состояние - от единой государственной организации к множеству разноплановых общественных. Данный этап характеризуется восстановлением демократических основ в воспитательной практике детских и молодежных объединений как институтов социализации с учетом интересов и потребностей личности школьника.5-й этап - 2015 г. - по настоящее время - характеризуется развитием государственной политики в области молодежного и детского движения. В целом Российское движение школьников - государственный тренд, который направлен на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.

Партнерство и развитиеРоссийское движение школьников может и должно стать тем связующим звеном, каркасом, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы обучающихся, их родителей, учителей, школы и государства. Для ребенка Российское движение школьников дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности и определиться с приоритетным направлением, при этом приоритеты обучающегося могут меняться в зависимости от возраста, ведь в деятельности Российского движения школьников обучающийся может начать принимать участие уже с 8 лет. За весь период обучения школьник может ознакомиться со всеми направлениями деятельности в различных ролях: где-то выступить организатором и лидером, где-то поучаствовать и поделиться своим опытом или перенять опыт у старших, научиться чему-то новому или показать свое мастерство, тем самым оказаться в ситуации успеха. Характерной особенностью Российского движения школьников становится то, что в нем может найти себя каждый обучающийся независимо от его успеваемости, предпочтений, состояния здоровья или особенностей поведения. Кроме того, РДШ - это отличный ресурс для создания разновозрастных коллективов по интересам, для развития и работы в системе наставничества, партнерства и развития.Для педагогов, организующих и реализующих воспитательную деятельность в образовательной организации, Российское движение школьников может стать методической и кадровой площадкой. Здесь сосредоточены специалисты в разных областях воспитательной деятельности, а также реализуется большое количество проектов совершенно разной направленности. Педагог, курирующий деятельность Российского движения школьников, становится связующей нитью между школьником и спектром активностей и возможностей, которые открывает перед ним Российское движение школьников для максимального раскрытия потенциала и предпочтений каждого ребенка. Российское движение школьников помогает построить единую воспитательную систему, делает каждую школу более открытой за счет предоставления каждому школьнику равных возможностей участия в проектах, мероприятиях и программах. При этом речь идет не только о программах, реализующихся на территории Москвы, но и на всероссийском уровне. Это форумы, конференции, слеты по различным направлениям деятельности, которые проходят в городах России, профильные смены во всероссийских детских центрах, таких как «Орленок», «Артек», «Океан», «Смена», «Сириус». В таком ключе Российское движение школьников становится посредником между школой и различными ведомствами, которые также занимаются воспитанием подрастающего поколения, и является неким знаком качества, гарантом, что предложенная школьникам деятельность будет полезной, продуктивной и качественно организованной.  Российское движение школьников сегодня призвано интегрировать в единую общую систему воспитания все существующие позитивные практики неформального образования и как современный феномен воспитания может быть полезным для всех участников образовательного процесса. Важной особенностью Российского движения школьников становится его общественно-государственный характер, что позволяет интегрировать самые разнообразные социальные практики и привлечь к решению вопроса воспитания подрастающего поколения все заинтересованные стороны.Российское движение школьников становится диалоговой площадкой в решении актуальных вопросов воспитания и социализации подрастающего поколения, открытой для всех заинтересованных представителей государственных и общественных организаций, частных лиц, средств массовой информации, представителей науки и органов государственной власти, деятелей системы образования, культуры, спорта, туризма и других. Такая система взаимодействия открывает перед школьниками безграничные возможности самореализации, самоопределения и личностного роста, дает возможность включаться в самые разнообразные социальные практики и быть активными участниками жизни общества.

Надежда КУРАНИНА, председатель Московского отделения Российского движения школьников, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

www.ug.ru

Российское движение школьников

 

Презентация РДШ

 

Информационная справка

Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ). От имени Российской Федерации учредителем РДШ выступило Федеральное агентство по делам молодёжи.

28 марта 2016 года прошел Съезд учредителей РДШ. Первый съезд с участием делегатов из регионов России состоялся 19 мая 2016 года. В состав Координационного совета вошли представители большинства организаций, имеющих отношение к воспитанию и работе со школьниками. Председателем РДШ избран Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Рязанский Сергей Николаевич, сопредседателями РДШ – российская журналистка и телеведущая Чурикова Яна Алексеевна и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» Головенькина Алла Николаевна. Утвержден логотип организации.

В настоящее время региональные отделения РДШ созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Избраны председатели и Советы региональных отделений, в которые вошли представители организаций – учредителей движения, осуществляющие свою деятельность в субъекте.

Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности РДШ при Федеральном агентстве по делам молодёжи на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года № 746-р создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (далее – Росдетцентр), директором которого является Крюкова Алиса Анатольевна.

В каждом субъекте Российской Федерации определён кандидат на должность регионального координатора РДШ – сотрудника Росдетцентра, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации обеспечивает взаимодействие с Российским движением школьников, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодёжи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Процедура трудоустройства завершится в августе текущего года.

В органах исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по решению Министерства образования и науки Российской Федерации определены сотрудники, курирующие вопросы создания, дальнейшей работы РДШ и деятельности пилотных школ движения. В каждом субъекте Российской Федерации определены пилотные школы, которые 1 сентября 2016 года начнут свою деятельность по созданию школьных организаций РДШ.

Созданная общероссийская детско-юношеская организация в первую очередь консолидирует в себе уже существующие детские движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.

При участии Московского педагогического государственного университета совместно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и экспертными комиссиями РДШ разработаны методические рекомендации для работы по основным направлениям деятельности.

На базе высших учебных заведений педагогического профиля запланировано сформировать программу подготовки вожатых и педагогов-организаторов для работы в школах.

В части брендирования школьных организаций РДШ и обеспечения участников атрибутикой разработана и утверждена основная символика организации и необходимый пакет атрибутики.

Определены основные направления деятельности РДШ: личностное развитие (в том числе творческое развитие, популяризация профессий, популяризация здорового образа жизни среди школьников), гражданская активность (экологическое, культурное, социальное, событийное, медицинское добровольчество, волонтерство Победы, участие в поисковых экспедициях, создание школьных музеев), информационно-медийное направление (освещение деятельности школьных организаций РДШ, обучение и практика юных журналистов, создание и распространение информационных материалов согласно целям РДШ), а также военно-патриотическое направление деятельности.

Военно-патриотическое направление деятельности Российского движения школьников отдельно определено в рамках указаний Президента Российской Федерации № Пр-464 от 14.03.2016 г. и № Пр-1136 от 11.06.2016 г. и представлено деятельностью общественных структур от силовых ведомств: всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», военно-патриотического центра «Вымпел», профильными клубами юных пограничников, юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и помощников полиции, а также движениями российского казачества и военно-исторического центра «Ратники Отечества».

Межведомственное взаимодействие в этом направлении осуществляется под эгидой Администрации Президента Российской Федерации.

С 25 по 31 июля 2016 года в Калининградской области проходил Всероссийский молодежный образовательный форум «Балтийский Артек», в котором приняли участие представители 70 субъектов Российской Федерации. В рамках образовательной программы по основным направлениям деятельности «Российского движения школьников» прошли обучение более 300 человек, в том числе региональные координаторы, председатели региональных отделений, представители пилотных школ. Участниками программы были разработаны основные аспекты стратегии развития движения в регионах, пути реализации школьных проектов, а также озвучены предложения участников о работе Организации в целом.

Дополнительно участниками были проработаны и утверждены Дни единых действий, внесены дополнения в проект методических рекомендаций, составлен список с часто задаваемыми вопросами, на которые были сформулированы ответы.

С 21 по 24 августа 2016 года в стенах МПГУ прошел Всероссийский семинар-совещание региональных координаторов и представителей пилотных школ по развитию РДШ. Участниками стали 327 человек из 80 субъектов Российской Федерации.

В ходе работы семинар-совещания: разработаны модели ознакомительных мероприятий по основным направлениям работы РДШ, а также выстроен механизм развития военно-патриотического направления; проработаны понедельные планы работы региональных координаторов, председателей, пилотных школ; определены функции координатора и председателя, а также простроена система их взаимодействия.

Все проекты разработаны совместно с экспертами, привлеченными к реализации образовательной программы.

В настоящий момент «Российское движение школьников» работает в тесном контакте с представителями федеральных и региональных СМИ. Освещение мероприятий РДШ осуществляется на страницах социальных сетей – Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте, а также на официальном сайте Организации – РДШ.РФ, полная версия которого будет запущена 29 августа 2016 года.

chernozemnensckaiashcool.ru

Что думают о Российском движении школьников сами школьники? |

Совсем недавно начала свою деятельность организация «Российское движение школьников». Что же это такое? Отвечают сами школьники и те, кто уже не сможет войти в РДШ.

РДШ – общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В совершенно новой организации существуют такие направления как личностное развитие, волонтёрство, поисковая работа, изучении истории, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление, куда входят создание газет, освещение в СМИ и работа в социальных сетях. Каждое из направлений преследует общую цель – вызвать заинтересованность учащихся школ и вовлечь их в сплоченную команду, где каждый сможет проявить свои таланты и способности.

Несомненно, такое движение может вызвать различные отклики и отзывы. Мы решили узнать, что думают об организации сами школьники.

Мария Уляшева, ученица 9 класса:

Мария Уляшова

— Я учусь в сыктывкарской школе №25. Она является одной из пилотных школ РДШ. Я считаю, что РДШ очень важно в современном обществе, так как сейчас школьники действуют своими группками. РДШ же сможет всех объединить в одну команду. Это даст сильный толчок в формировании волонтёрского движения. А значит, и добра в России прибавится. Я являюсь делегатом Республики Коми на втором съезде РДШ, и хотела бы подчеркнуть один важный момент. Если дети проявляют активную гражданскую позицию, то проблем с курением, алкоголем и наркотиками станет меньше. Надеюсь, Российское Движение Школьников продолжит развиваться.

Арина Хидченко, ученица 11 класса:

Арина Хидченко

— Честно скажу, что первый раз о таком слышу, но меня это впечатлило и заинтересовало. Думаю, что это очень полезное движение и нужное для современной молодежи, так как оно поможет адаптироваться в общественной деятельности, как-то понять себя, развить в себе какие-то способности и, в общем-то, это круто, и я тоже вступлю обязательно.

Софья Туголукова, ученица 11 класса:

Соня Туголукова

— Данная организация может быть полезной современным детям. Вступила бы, если бы увидела результаты работы движения ну или хотя бы маленькую выгоду со стороны их участников.

Валерий Ильинов, ученик 11 класса:

Валера Ильинов

— Как я понимаю, организация направлена на помощь процесса социализации и воспитания школьников. Но я считаю, что подобное должно обеспечивать образовательное учреждение, а не общероссийское движение. К тому же, «Российское движение школьников» — это организация, а значит, что в неё нужно вступать. Движение предлагает самые разные направления деятельности, но эти же направление может предложить и образовательное учреждение: творческие кружки, спортивные секции, волонтёрские движения и т.п. И в этом случае не нужно будет вступать ни в какие организации. Вместе с «Российским движением школьников» также была создана «Юнармия». Сразу возникает вопрос: а с кем мы собираемся воевать? С другой стороны, предлагаемые направления (творческие, волонтёрские, патриотические и т.д.) могут привлечь школьников с разными наклонностями, но польза будет примерно такой же, если бы организацией внеурочной деятельности занималось образовательное учреждение.

Бывшие школьники также высказали своё мнение о новом общественном движении:

Ольга Вечерская, студентка СГУ им. Питирима Сорокина:

Оля Вечерская

— Я положительно отношусь к созданию РДШ. На мой взгляд, создание этого движения будет на пользу современным школьникам. Ведь нужно направлять свою энергию в правильное русло. Молодежи нужна динамика и увлеченность. Если они будут видеть в РДШ положительную динамику, то это должно вызвать неподдельный интерес у школьников.

Наталья Крюкова, учитель изобразительного искусства Лицея №1:

Наталья Капитоновна

— Очень нужное и позитивное дело для развития и воспитания школьников! Полезное дело для подрастающего поколения, мне бы очень хотелось, чтоб в Лицее было больше ребят в РДШ!

Алёна Матвеева, учитель Зеленецкой средней общеобразовательной школы:

Алена Матвеева

— К созданию такого движения отношусь крайне положительно! Уверена, что участие в этом движении будет способствовать разностороннему развитию школьников! Безусловно, такая организация будет полезной, т.к. современные дети в своём большинстве не умеют общаться в социуме, ведь их общение ограничивается общением с гаджетами, а не живыми людьми. Развитие детей в разных направлениях способствует их устройству, адаптации в современном обществе. Если движение будет шагать в ногу со временем, считаться с интересами школьников, знакомить их с чем-то новым, интересным, захватывающим, то, безусловно, заинтересует современных школьников.

Вера Пружинская, преподаватель Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа:

Пружинская

— Создание общенациональной детско-юношеской организации — дело хорошее и нужное. Знакомясь с опубликованными о РДШ материалами, понимаешь, что задачи движения значимы для российского общества и его юных граждан. Вызовет ли оно интерес у школьников, будет зависеть от того, каким содержанием будет наполнена деятельность РДШ, и какая роль, степень самостоятельности и возможность для творчества будет предоставлена членам организации. Однако вопросов пока остается много. Эти вопросы волнуют меня, как преподавателя, который готовит кадры для системы образования. Я не знаю, как объяснить своим студентам, почему организация называется «движением»? Понятно ли будет это название самим школьникам? Каким будет взаимоотношение уже существующих детских организаций и вновь созданной? Кто и как будет готовить кадры для работы в РДШ? Новой организации пригодится опыт пионерской организации. Было бы неправильно игнорировать позитивные формы и методы воспитания, рожденные в советский период. Но самое главное сегодня сделать все, чтобы не повторить ошибки прошлого, не превратить организацию в формальное сообщество, которое будет заниматься погоней за количеством детей и мероприятий.

Наталья Степанова, директор Костромского областного Центра «Одаренные школьники»:

Наталья Степанова

— Безусловно, я отношусь к этому движению положительно, т.к. это деятельное проявление интереса государства к социальной активности детей и подростков. Думаю, что это важно и для семьи, поможет взаимопониманию разных ее поколений, ведь Российское движение школьников, прежде всего, объединено идеей коллективизма. Конечно, такая организация будет полезна детям! Ведь это бесценный реальный опыт коллективной жизни, где важны интересы каждого. Умение отстаивать свое мнение, организовать любое дело. Это понимание, что в разных субъектах нашей необъятной Родины живут такие же ребята, которыми тебя объединяют общие ценности и идеи движения. Движение способно заинтересовать школьников неформальным образованием: есть такие вещи, которым интересно (а значит, наиболее эффективно) учиться у сверстников или вожатого, это общение, творчество (ведь любое дело творчески). Интересные дела, насыщенная жизнь, где нет места скуке и одиночеству! Это чудесная атмосфера лагерей актива и сборов движения. Волонтерство! Это встречи с интересными людьми и понимание, что твоя деятельность в РДШ важна государству».

Светлана Потапова, главный библиотекарь центральной библиотеки «Светоч»:

Светлана Потапова

— К созданию РДШ отношусь положительно. Такая организация будет очень полезна для современных детей. Думаю, что движение способно заинтересовать современных школьников, тут главное найти хорошего лидера, за которым ребята пойдут. А чем? Много чего можно объединить из уже существующего: волонтерское движение, журналистские пресс-центры, поисковые отряды, фестивали для одаренных детей в различных сферах деятельности, спорт, творчество, кружки и клубы, не забывать про детей с ограниченными возможностями… Можно много интересного перенять из деятельности пионерской организации в Советском Союзе: тимуровское движение, сбор макулатуры и металлолома, военно-патриотические игры «Зарницы» и т.д.

Ирина Маратканова, заместитель директора МУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г.Воркуты:

Маратканова Ирина

— Я отношусь к движению положительно, это позволит вовлечь детей в различные виды деятельности с учетом их интересов, способностей и желаний. Это отличный проект, чтобы увлечь и отвлечь такую категорию детей, которую называют «группой риска». Это будет отличная альтернатива «дворовому» воспитанию, в которую погружена молодежь. Современные дети из-за большого количества социальных сетей разучились общаться, посредством вовлечения их в самостоятельную активную деятельность можно решить эту проблему. К тому же движение будет способствовать воспитанию вежливости, уважению, взаимопомощи, патриотизму. Движение сможет заинтересовать детей, когда будет четко структурировано и правильно организовано, и обязательно должно видеть и ощущать поддержку не только на уровне администрации учреждения, но и на местном и региональном уровне. Я говорю об обеспечении пилотных площадок элементарным — символикой движения, потому как, чтобы ребята почувствовали свою сопричастность к такому масштабному и значимому всероссийскому проекту.

Анастасия Корзун,корреспондент детского пресс-центра «СМЭЖ»

tvoyaparallel.ru

Пионеры XXI века. Что такое Российское движение школьников | ОБРАЗОВАНИЕ: Школы | ОБРАЗОВАНИЕ

Чуть больше года назад в стране появилась организация Российское движение школьников. Что это — попытка возродить пионерию или площадка для общения, где каждый школьник может проявить свои таланты и способности?

Анна Спицына, председатель кировского регионального отделения Российского движения школьников, - о том, что даёт участие в этом проекте кировским школьникам, какие проекты активисты РДШ сумели реализовать за год своей работы, а что пока в планах?

От пилотов – к добровольцам

Юлия Ивакина, АиФ-Киров: Анна, многие сегодня сравнивают РДШ с пионерией. Сходство действительно есть или у движения другие цели и задачи?

Анна Спицына: Во многом РДШ действительно похоже на пионерию: по атрибутам, традициям, общему посылу. Однако у нас нет идеологической и политической составляющей, которая была раньше, да и участие в этом движении добровольно для всех школьников в возрасте от 8 до 18 лет.

Стать участником движения можно, зарегистрировавшись на сайте рдш.рф. Чтобы ребята подходили к своему выбору более ответственно и осмысленно, мы придумали торжественную процедуру посвящения, во время которой звучит девиз РДШ, ребятам повязывают галстук и вручают значок.

- Проект стартовал пока в нескольких пилотных школах города и области. Почему именно они стали первыми? Планируется ли расширять географию проекта?

- Пилотными площадками РДШ в Кировской области стали средние школы №27, 40, 47, 70 г. Кирова, Кировский лицей естественных наук, средние школы с. Бурмакино и с. Кстинино Кирово-Чепецкого района, средняя школа им. В.И.Десяткова в Белой Холунице. Ещё в двух районах - Немском и Уржумском - проект реализуется во всех школах. Во многих смыслах эти образовательные учреждения образцовые, в течение многих лет в них выстраивалась чёткая воспитательная система, которая принесла определённые результаты. Кроме того, они хорошо оборудованы в техническом плане.

Мы стремимся воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.

География проекта уже начала расширяться. Многие школы выходят на нас с инициативой, чтобы и их учащиеся вступили в ряды Российского движения школьников, поэтому стараемся принять всех желающих.

Бонус - инициативным

- Что даёт РДШ школьникам? Есть уже результаты, поводы для гордости?

- Главная задача РДШ – показать школьникам, что инициатива в их руках, как было в пионерии, когда целые классы становились отрядами, создавались дружины и звенья, которые выполняли социально значимую и общественно полезную работу. Мы стремимся воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.

Что касается результатов, мы пока делаем упор на «дни единых действий» - это наш главный формат, который определён на федеральном уровне. В основном они приурочены к каким-то праздникам или памятным датам, акцентируют внимание на определённой проблеме или ценности: патриотизм, ЗОЖ и т.д. В рамках этих мероприятий учащиеся разных школ могут встретиться на одной площадке, пообщаться, узнать что-то новое и применить эти знания на практике.

Ребята, ставшие победителями всероссийских проектов и конкурсов, имеют возможность поехать во всероссийские детские центры: «Смена», «Орлёнок», «Артек», «Океан». Путёвки им оплачиваются, что для многих становится хорошим бонусом и мотивацией для дальнейшей работы.

Снежный десант

- Расскажите о новых проектах, которые стартовали в этом году. Имеют ли они социальную направленность?

- В начале февраля стартовал социальный проект «Снежный десант», реализуемый совместно с кировской организацией «Российские студенческие отряды». Суть его в том, что несколько студенческих отрядов выезжает в районы области и в течение недели осуществляют трудовой десант - шефскую помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан. Ребята помогают в благоустройстве социально значимых объектов, работают с младшими школьниками, проводят профориентационные и спортивные встречи, а вечером в каждом населённом пункте устраивают бесплатный концерт.

Много мероприятий будет приурочено к 9 Мая. Некоторые уже стартовали, например, акция «Письмо Победы», когда ветераны пишут письма своим однополчанам, а волонтёры РДШ помогают доставить эти письма адресатам. Дети пишут письма ветеранам с благодарностью за то, что они подарили нам всем возможность жить под мирным небом. Таких акций в этом году будет много, они имеют большой успех и очень любимы школьниками и студентами.

- Насколько меняются дети, став участниками РДШ? Есть ли своего рода «кодекс чести» для них, как в пионерии?

- Пока такого кодекса нет, но планируем его создать, причём при участии самих школьников. Главное, чтобы они сами определили, какими чертами характера должен обладать их сверстник, который вступает в ряды РДШ. А пока очень радует то, что ребята, ставшие участниками этого движения, действительно очень достойно и осознанно несут своё звание. В основном в наши ряды вступают старшеклассники, поскольку для них это более осмысленный выбор. РДШ только добавляет им уверенности в себе, дарит новые возможности, помогает раскрыть их таланты и способности, открывает перед ними целый мир, помимо их школы и сверстников.

Первостепенная задача - создание своего рода «ступеней роста», чтобы каждый школьник, вступая в ряды РДШ, понимал, что его старания, активность и труд будут вознаграждены.

Что касается внутренней работы в школе, многие участники РДШ становятся главными помощниками педагогов-организаторов, участниками школьных пресс-центров: сами создают видеоролики, пишут статьи, делают сюжеты и фотоотчёты. Это полноценные личности, которые многое умеют, постоянно учатся и совершенствуются, им можно доверить любое дело.

Российское движение школьников в некоторых моментах похоже на пионериюю. Российское движение школьников в некоторых моментах похоже на пионериюю. Фото: Из личного архива/ Анна Спицына

- Расскажите о направлениях, в которых ребята могут проявить свои таланты и способности, став участниками РДШ.

- На федеральном уровне у нас определены четыре направления, которые охватывают всю деятельность школьников в процессе обучения: личностное развитие, информационно-медийное и военно-патриотическое направления, гражданская активность. Обычно школьники выбирают как минимум два направления работы.

Заповедные уроки

- Знаю, что для участников РДШ проводится много конкурсов. Расскажите о тех, которые уже стартовали или планируются в 2017 году.

- В течение года мы стараемся устраивать различные мини-конкурсы и проекты, начиная от конкурсов рисунков и заканчивая написанием статей. Один из масштабных проектов будет посвящён Году экологии. В январе в кировских школах стартовала акция «Всероссийский заповедный урок».

Планируем провести конкурс среди школьных музеев. И надеемся, что многие школы, особенно сельские, примут в нём активное участие. В районах есть музеи, которые можно сравнить с музеями областного уровня.

- Расскажите о планах на 2017 год. Появятся ли в РДШ новые направления работы, какие?

- Сейчас мы работаем по тем направлениям, которые есть на данный момент. Главная задача на сегодня – обобщить весь опыт, накопленный за 2016 г. и составить планы на текущий год.

Первостепенная задача - создание своего рода «ступеней роста», чтобы каждый школьник, вступая в ряды РДШ, понимал, что его старания, активность и труд будут вознаграждены.

Во-вторых, планируем разработать так называемый «Кодекс чести российского школьника»: определить, какими чертами характерами должен обладать участник РДШ. Третья задача – создание городского или областного совета школьников, который будет работать наравне с советом взрослых, а также детского пресс-центра, которые есть уже во многих регионах России.

Пока мы ставим перед собой эти четыре задачи на год. Их выполнение станет, на мой взгляд, очень хорошим результатом. Лично я считаю, что сильно торопиться не стоит, иначе можно наделать много ошибок, которые придётся потом исправлять. Понятно, что стоять на месте не будем - мы двигаемся и стараемся успевать за тем, что предлагает нам федеральное руководство, но стараемся делать это вдумчиво и не спеша.

www.kirov.aif.ru