В. Беринг — А. Чириков: первая Камчатская экспедиция. Что открыли беринг и чириков


что открыли В. Беринг и А. Чириков?

что открыли В. Беринг и А. Чириков?

  • Любовь друг к другу
  • загрузка...

  • беренгов пролив . остров святого петра
  • Берингов пролив
  • Алеутские острова, Аляску
  • пролив
  • БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота. По происхождению датчанин. На службе в России с 1703. Возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию (1725-30) в Тихий океан для поиска перешейка или пролива между Азией и Америкой. На судне "Святой Гавриил" экспедиция Беринга открыла о. Святого Лаврентия, прошла через пролив (назван впоследствии именем Беринга) , не зная этого, и вернулась обратно. Руководил 2-й Камчатской экспедицией (1733-41), открыл некоторые из Алеутских о-вов, умер во время зимовки на острове, позже названном его именем. Результаты открытий были опубликованы первым помощником Беринга -А. И. Чириковым. Источник: Энциклопедия "Отечество"

    (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725 30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне Св. Гавриил , обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора. В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский) . В 1740 пакетботы Св. Петр (командир Беринг) и Св. Павел (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга) , рядом с которым Св. Петр потерпел крушение. Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в Атласе Российском (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии. Л. Н. Вдовина Алексей Ильич Чириков (13 24 декабря 1703, с. Лужное, Тульская область 24 мая 4 июня 1748, Москва) русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (17251730 и 17331741). Морозным январским днем 1715 г. приехали в Москву двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы. Вскоре принесли в Московскую адмиралтейскую канцелярию челобитную, в которой пожелали зачислить их в "школу математико и навигацких наук". После проверки знаний началась учеба, а через год способных учеников перевели в Морскую академию, что была открыта в городе на Неве. Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, "корабдеведения" и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии.

  • 1733 год. Витусу Берингу и Алексею Чирикову, как особо отличившимся в первой Камчатской экспедиции, было поручено возглавить вторую Камчатскую экспедицию. Е цель: пересечь Сибирь и от камчатки морским путем отправиться к берегам Северной Америки. Они готовили снаряжение, корабли почти 8 лет. 4 июня 1741 года, будучи уже в весьма преклонном возрасте (60 лет) Витус Беринг вместе с Алексеем чириковым отправляются на кораблях Св. Павел и Св. Петр к берегам Америки. Что ждало их впереди? Сильнейший шторм, туман, ветер. Корабли потеряли друг друга. 17 июля беринг достиг Южного берега Аляски. Запасли продовольствием и стали двигаться вдоль берега. Но зима, нехватка витаминов и сильный ветер сделали свое дело: команда стала болеть, у моряков развивалась цинга. Еще 4 месяца путешествовали они в поисках камчатки. Витус Беринг был уже так слаб, что не мог управлять кораблем. И вот однажды, увидев берег и заснеженные вершины гор они решили, что вернулись домой, на Камчатку. но это были лишь острова, позднее названные Командорскими в честь Витуса Беринга. Перезимовав на острове, похоронив здесь своего капитана (на месте его гибели установили крест) и еще несколько членов команды, корабль отправляется в путь, наперекор смерти. Лишь 27 августа 1742 года они дошли до берегов Камчатки.Заслуги экспедиции Беринга не сразу признали. Лишь спустя годы, англичанин Джеймс Кук подтвердил точнейшие расчеты в исследованиях Беринга и предложил назвать пролив между С. Америкой и Азией - Беринговым.
  • Открыли Алеутские и Командорские остова. Экспидиция прошла от Охотска до Чукотки и описала пролив, который сейчас называется Беренговым.
  • БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота. По происхождению датчанин. На службе в России с 1703. Возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию (1725-30) в Тихий океан для поиска перешейка или пролива между Азией и Америкой. На судне "Святой Гавриил" экспедиция Беринга открыла о. Святого Лаврентия, прошла через пролив (назван впоследствии именем Беринга) , не зная этого, и вернулась обратно. Руководил 2-й Камчатской экспедицией (1733-41), открыл некоторые из Алеутских о-вов, умер во время зимовки на острове, позже названном его именем. Результаты открытий были опубликованы первым помощником Беринга -А. И. Чириковым. Источник: Энциклопедия "Отечество"

    (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725 30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне Св. Гавриил , обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора. В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский) . В 1740 пакетботы Св. Петр (командир Беринг) и Св. Павел (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга) , рядом с которым Св. Петр потерпел крушение. Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в Атласе Российском (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии. Л. Н. Вдовина Алексей Ильич Чириков (13 24 декабря 1703, с. Лужное, Тульская область 24 мая 4 июня 1748, Москва) русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (17251730 и 17331741). Морозным январским днем 1715 г. приехали в Москву двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы. Вскоре принесли в Московскую адмиралтейскую канцелярию челобитную, в которой пожелали зачислить их в "школу математико и навигацких наук". После проверки знаний началась учеба, а через год способных учеников перевели в Морскую академию, что была открыта в городе на Неве. Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, "корабдеведения" и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии

  • БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота. По происхождению датчанин. На службе в России с 1703. Возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию (1725-30) в Тихий океан для поиска перешейка или пролива между Азией и Америкой. На судне "Святой Гавриил" экспедиция Беринга открыла о. Святого Лаврентия, прошла через пролив (назван впоследствии именем Беринга) , не зная этого, и вернулась обратно. Руководил 2-й Камчатской экспедицией (1733-41), открыл некоторые из Алеутских о-вов, умер во время зимовки на острове, позже названном его именем. Результаты открытий были опубликованы первым помощником Беринга -А. И. Чириковым. Источник: Энциклопедия "Отечество"

    (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725 30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне Св. Гавриил , обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора. В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский) . В 1740 пакетботы Св. Петр (командир Беринг) и Св. Павел (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга) , рядом с которым Св. Петр потерпел крушение. Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в Атласе Российском (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии. Л. Н. Вдовина Алексе#769;й Ильи#769;ч Чи#769;риков (13 24 декабря 1703, с. Лужное, Тульская область 24 мая 4 июня 1748, Москва) русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (17251730 и 17331741). Морозным январским днем 1715 г. приехали в Москву двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы. Вскоре принесли в Московскую адмиралтейскую канцелярию челобитную, в которой пожелали зачислить их в "школу математико и навигацких наук". После проверки знаний началась учеба, а через год способных учеников перевели в Морскую академию, что была открыта в городе на Неве. Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, "корабдеведения" и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии.

  • открытие пролива между азией и америкой
  • info-4all.ru

    Вторая Камчатская экспедиция Беринга. Историческая справка.

    Великая Северная экспедиция («Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская», «Сибирская») — ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти 18 века. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733 – 1743 годах.

    Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.

    Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегииНиколаем Федоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

    В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Исследования подразумевалось проводить несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

    Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

    Экспедиция отряда Беринга—Чирикова

    В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

    Письмо Беринга сыну Ионасу, написанное в Охотске в 1740.

    Письмо Беринга сыну Ионасу, написанное в Охотске в 1740.

    Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Петр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский. Беринг и Чириков в бухте Петропавловска на Камчатке.

    А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты на месте основания будущего Петропавловска. Боты "Святой Петр" и "Святой Павел".

    А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты на месте основания будущего Петропавловска. Боты "Святой Петр" и "Святой Павел".

    Поход «Святого Петра»

    4 июня 1741 «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке отправились к берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

    «Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св.Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.

    Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года

    Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года

    В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова. 6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца,4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

    К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

    Могила Витуса Беринга

    Могила командора Беринга

    Наперекор смерти

    Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

    Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.

    Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа1742, вышли к Петропавловску.

    Поход «Святого Павла»

    После того, как корабли разошлись 20 июня 1741, Чириков отказался от поисков земли Делиля и пошёл прямо на восток. 15 июля увидели землю с высокими горами, покрытыми лесом - Америку - на двое суток раньше Беринга, у земель тлинкитов, около острова, впоследствии названного островом Чирикова.

    Для поиска места, куда можно было бы поставить корабль, была отправлена шлюпка, но подходящего места не нашлось. Тогда корабль снялся и пошёл дальше на восток вдоль берега.

    Вторая попытка высадки была предпринята 17 июля под руководством штурмана Абрама Дементьева. Шлюпка не вернулась. 23 июля был замечен огонь, по предположению, зажжённый моряками, которые не могут вернуться на корабль. Им на помощь была направлена вторая, маленькая шлюпка с 4 людьми на борту, из которых двое были плотниками. Лодка пристала к берегу и исчезла так же, как и первая. Предположительно, с ними произошло то же, что и с лодками Лаперуза в 1786 - потоплены водоворотом приливно-отливных течений. Но доказательств этой версии нет, так же как и другой, связаной с нападением индейцев.

    После потери обеих шлюпок высадка и пополнение воды стало невозможным. Тем не менее, была предпринята последняя попытка высадиться на плотах. Но подходящей бухты в течение ближайших 2 дней так и не было обнаружено, и Чириков созвал совет, на котором было решено немедленно возвращаться обратно.

    Во время возвращения дважды встретили местных жителей. Первый раз - как только корабли развернулись на запад, показались лодки, плывущие навстречу. Индейцы приближаться к кораблю не стали. Второй раз - около одного из Алеутских островов - алеуты подошли вплотную к кораблю, но не стали подниматься. Тем не менее, они помогли морякам - узнав, что на корабле не хватает воды, они привезли воду в пузырях в обмен на ножи в соотношении один к одному. От такой сделки на корабле отказались, и пузыри были увезены обратно. Так продолжалось всё время, что "Святой Павел" находился у этого острова.

    Потребление воды всё сокращалось, и 21 августа Чириков приказал варить кашу раз в 2 дня, а вода раздавалась раз в день равными порциями. В середине сентября эта мера была ещё урезана - каша раз в неделю, воды 5 кружек на человека в день, остальное время питались солониной, варёной в морской воде.

    После этого начались массовые заболевания, заболел и Чириков. Командование перешло к штурману Елагину.

    В октябре начались смерти от истощения, среди умерших - лейтенанты Чихачёв и Плаутинг.

    8 октября корабль вернулся на Камчатку. Из 68 человек, отправившихся в плаванье, вернулось всего 49.

    Плаванье 1742 года

    25 мая 1742, с целью обнаружения корабля Беринга, Чириков снова вышел с Петропавловска с уменьшенной командой. Из офицеров с ним отправился только Елагин. Но встречные ветры позволили ему дойти только до острова Атту, после чего он повернул обратно. На обратном пути Чириков нанёс на карту остров святого Юлианна, на котором и находилась экспедиция Беринга, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.

    1 июля Чириков вернулся в Петропавловск. В августе он прибыл в Охотск.

    Итоги и историческое значение

    В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

    Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции

    Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции

    Вторая Камчатская экспедиция была предприятием, грандиозным даже на современный масштаб. Работы ее охватили всю Сибирь, вплоть до Камчатки, Курильские острова, Японию, Америку. Результатом экспедиции явились: открытия северо-западной Америки, описание Камчатки С.П. Крашенинниковым и Г. Стеллером, работы И.Г. Гмелина по изучению Сибири, чрезвычайно важные материалы по исторической географии Сибири, собранные Г.Ф. Миллером, и, наконец, совершенно исключительный в истории географических открытий подвиг- описание северных берегов Сибири.

    К XVIII веку ни одно государство не организовывало подобной экспедиции: масштабной по задачам, обширной по территории охвата, представительной по составу ученых, затратной в материальном плане, и значимой для развития мировой науки.

    Основные результаты экспедиции, определенные академиком Карлом Бэром как «памятник мужества русских», заключались в открытии морских путей и описании северо-западных берегов Америки, Алеутской гряды, Командорских, Курильских, Японских островов. Положенные на карту, русские открытия поставили точку в истории географических мифов, созданных многими поколениями западно-европейских картографов – о землях Иезо, Кампании, Штатов, Хуана да Гама, о таинственной и сказочной Северной Тартарии.

    По некоторым данным, картографическое наследство Второй Камчатской экспедиции составляет порядка 100 общих и региональных карт, составленных мореходами, геодезистами, студентами академического отряда. По результатам экспедиции в 1745 был издан «Атлас Российский», опубликованный под именем известного французского картографии и астронома Ж.Н. Делиля, работавшего над ним по заданию Петербургской Академии наук. Это был первый атлас, охватывавший всю территорию России и вошедший в золотой фонд мировой географии. Он состоял из общей карты России и девятнадцать карт более мелких частей страны, покрывающих совместно всю ее территорию. Современники были очень высокого мнения об этом атласе. В него вошли не все данные беринговой экспедиции, поэтому он не претендовал на совершенство, но, тем не менее, был достаточно точным для своего времени...

    Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

    Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии. Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

    Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

    Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

    Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

    Витус Беринг. Краткая биография

    Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

    После школы поступил в Морской кадетский корпус. В 1695—1696 гг. участвовал в Азовском походе Петра I, в 1701— 1703 гг. — в плавании к берегам Ост-Индии. Тогда же встретился с вице-адмиралом российского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), при содействии которого вскоре был зачислен унтер-лейтенантом в состав русского военно-морского флота. В 1706 г. был произведён в лейтенанты.

    Позднее Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

    В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив), вышел в Чукотское море и достиг широты 67° 18′.

    В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.

    Смерть настигла капитан-командора 8 декабря 1741 г.

    Оставшаяся часть команды летом 1742 г. возвратилась на Камчатку. Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

    history-kamensk.ru

    что открыли В. Беринг и А. Чириков?

    1
    • Авто и мото
      • Автоспорт
      • Автострахование
      • Автомобили
      • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
      • Сервис, уход и ремонт
      • Выбор автомобиля, мотоцикла
      • ГИБДД, Обучение, Права
      • Оформление авто-мото сделок
      • Прочие Авто-темы
    • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
      • Искусство и развлечения
      • Концерты, Выставки, Спектакли
      • Кино, Театр
      • Живопись, Графика
      • Прочие искусства
      • Новости и общество
      • Светская жизнь и Шоубизнес
      • Политика
      • Общество
      • Общество, Политика, СМИ
      • Комнатные растения
      • Досуг, Развлечения
      • Игры без компьютера
      • Магия
      • Мистика, Эзотерика
      • Гадания
      • Сны
      • Гороскопы
      • Прочие предсказания
      • Прочие развлечения
      • Обработка видеозаписей
      • Обработка и печать фото
      • Прочее фото-видео
      • Фотография, Видеосъемка
      • Хобби
      • Юмор
    • Другое
      • Военная служба
      • Золотой фонд
      • Клубы, Дискотеки
      • Недвижимость, Ипотека
      • Прочее непознанное
      • Религия, Вера
      • Советы, Идеи
      • Идеи для подарков
      • товары и услуги
      • Прочие промтовары
      • Прочие услуги
      • Без рубрики
      • Бизнес
      • Финансы
    • здоровье и медицина
      • Здоровье
      • Беременность, Роды
      • Болезни, Лекарства
      • Врачи, Клиники, Страхование
      • Детское здоровье
      • Здоровый образ жизни
      • Красота и Здоровье
    • Eда и кулинария
      • Первые блюда
      • Вторые блюда
      • Готовим в …
      • Готовим детям
      • Десерты, Сладости, Выпечка
      • Закуски и Салаты
      • Консервирование
      • На скорую руку
      • Напитки
      • Покупка и выбор продуктов
      • Прочее кулинарное
      • Торжество, Праздник
    • Знакомства, любовь, отношения
      • Дружба
      • Знакомства
      • Любовь
      • Отношения
      • Прочие взаимоотношения
      • Прочие социальные темы
      • Расставания
      • Свадьба, Венчание, Брак
    • Компьютеры и интернет
      • Компьютеры
      • Веб-дизайн
      • Железо
      • Интернет
      • Реклама
      • Закуски и Салаты
      • Прочие проекты
      • Компьютеры, Связь
      • Билайн
      • Мобильная связь
      • Мобильные устройства
      • Покупки в Интернете
      • Программное обеспечение
      • Java
      • Готовим в …
      • Готовим детям
      • Десерты, Сладости, Выпечка
      • Закуски и Салаты
      • Консервирование
    • образование
      • Домашние задания
      • Школы
      • Архитектура, Скульптура
      • бизнес и финансы
      • Макроэкономика
      • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
      • ВУЗы, Колледжи
      • Образование за рубежом
      • Гуманитарные науки
      • Естественные науки
      • Литература
      • Публикации и написание статей
      • Психология
      • Философия, непознанное
      • Философия
      • Лингвистика
      • Дополнительное образование
      • Самосовершенствование
      • Музыка
      • наука и техника
      • Технологии
      • Выбор, покупка аппаратуры
      • Техника
      • Прочее образование
      • Наука, Техника, Языки
      • Административное право
      • Уголовное право
      • Гражданское право
      • Финансовое право
      • Жилищное право
      • Конституционное право
      • Право социального обеспечения
      • Трудовое право
      • Прочие юридические вопросы
    • путешествия и туризм
      • Самостоятельный отдых
      • Путешествия
      • Вокруг света
      • ПМЖ, Недвижимость
      • Прочее о городах и странах
      • Дикая природа
      • Карты, Транспорт, GPS
      • Климат, Погода, Часовые пояса
      • Рестораны, Кафе, Бары
      • Отдых за рубежом
      • Охота и Рыбалка
      • Документы
      • Прочее туристическое
    • Работа и карьера
      • Обстановка на р

    woprosi.ru

    Витус Беринг. Биография. Что открыл

    Витус Ионассен Беринг

    Биография Витуса Беринга

    Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. — смерть 8 (19) декабря 1741 г.) — мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь — на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

    Служба на голландском и российском флотах

    Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год — в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год — капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе Петра 1 (1711 г.) В 1712—1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля — ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

    Причины экспедиций

    Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

    Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

    Витус Ионассен Беринг, карта

    Первая камчатская экспедиция

    Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

    Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

    Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

    Витус Ионассен Беринг-1

    Вторая камчатская экспедиция

    По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

    Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

    Несмотря на то что уже царствовала Анна Иоанновна, Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

    Витус Ионассен Беринг-2

    1741 год, 5 июня — плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

    «Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

    Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

    Витус Ионассен Беринг-3

    Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

    Смерть

    В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

    Витус Ионассен Беринг-4

    Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов — 1741 год

    Наследие

    Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению Джеймса Кука, завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

    И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.

     

     

     

    ред. shtorm777.ru

    ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

    shtorm777.ru

    В. Беринг — А. Чириков: первая Камчатская экспедиция

    Почти перед самой смертью, в конце 1724 г., Петр I вспомнил «то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..» Именно в «исследованиях», а не в «отыскании», т. е. открытии. На географических чертежах начала XVIII в. Чукотка показывалась как полуостров.

    Петр I и его советники знали о существовании пролива между Азией и Америкой. Начальником экспедиции царь поставил капитана 1-го ранга (позднее он стал капитан-командором) Витуса Йонассена (он же Иван Иванович) Беринга, выходца из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявшего на русской службе. Первая Камчатская экспедиция в составе 34 человек отправилась из Петербурга в Охотск (через Сибирь) 24 января 1725 г. Участники два года шли на лошадях, пешком, на судах по рекам. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали.

    В Охотск передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл I октября 1726 г. Так как в Охотске разместиться было негде, пришлось строить избы и сараи, чтобы дотянуть до конца зимы.

    В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, в результате многие из них были разорены и обречены на голод. В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

    В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, в результате многие из них были разорены и обречены на голод. В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

    В. Беринг направил судно на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка. В результате заснято более 600 км восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноименным островом (на карте экспедиции эти объекты не названы, а их очертания сильно искажены). Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене. У южного берега Чукотского полуострова 31 июля — 10 августа они открыли залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. Беринг не стал высаживаться на острове и не подошел к чукотскому побережью, а двинулся к северо-востоку. Погода стояла ветреная и туманная. Землю на западе моряки усмотрели лишь днем 12 августа. Вечером следующего дня, когда судно находилось южнее широты мыса Лежнёва. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту лейтенантов А. Чирикова и М. Шпанбсрга. Он приказал им письменно изложить свое мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко.

    Далее Беринг решил двигаться к северу. Днем 14 августа, когда ненадолго прояснилось, на юге была усмотрена земля, очевидно, остров Ратманова, а чуть позже почти на западе — высокие горы (скорее всего, мыс Лежнёва). 16 августа моряки прошли пролив и находились уже в Чукотском море. В Беринговом проливе и (ранее) в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин — всего 26 промеров. Затем Беринг повернул назад, проявив разумную предусмотрительность.

    Еще одну зиму провел Беринг в Нижнекамчатске. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня, через три дня после выхода в море, пройдя, в общем, на восток чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться. Вскоре, правда, установилась ясная погода, но капитан-командор не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск. Во время этого плавания экспедиция описала южные берега полуострова на протяжении более 1000 км между реками Камчатка и Большая, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. С учетом работ 1728 г. съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названого Беринговым.

    geographyofrussia.com

    Экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова. » Детская энциклопедия (первое издание)

    ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

    В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее государственное учреждение того времени, и, когда зашла речь о границах России с Китаем, велел показать карты Сибири.

    Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что достоверных карт нет, а имеются только отдельные чертежи, на которые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А когда Кирилов выполнил этот приказ, Петр увидел, что показать на карте крайний северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было даже точно известно, соединены ли Азия и Америка перешейком или разделены проливом. И хотя якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы постепенно забылись. В учебнике географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сказано: «Кажется, Азия и Америка к северу либо вместе смежны или токмо узкою проливою отделены».

    Витус Беринг.

    Витус Беринг.

    Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Азия и Америка, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., посылая геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им выяснить,  есть ли пролив между Азией и Америкой. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, разумеется, не могли в то же время разрешить и эту задачу.

    Известный немецкий ученый Лейбниц и члены Парижской академии наук еще за несколько лет до того просили Петра I послать экспедицию, чтобы установить, есть ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Россия вела войну со Швецией и Петр не мог заняться этим делом. Когда же война кончилась победой и Российская империя распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора точно установить ее границы н очертания берегов.

    Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил послать экспедицию на Тихий океан.

    Такая экспедиция нужна была не только для того, чтобы узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. Россия уже стала морской державой и вела обширную торговлю с другими странами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые корабли. Надо было узнать морские пути в Америку и в Японию, чтобы выяснить, можно ли начать с ними торговлю. Наконец, важно было собрать сведения о самой дальней окраине Российского государства и выяснить, нет ли там еще неизвестных мест, откуда можно получать в большом количестве меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.

    Петр приказал отправить из Петербурга в Охотск или на Камчатку капитана с двумя лейтенантами и штурманами, с корабельным мастером, матросами и опытными плотниками. Они должны были построить там два небольших судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не выяснят окончательно, есть ли пролив между Азией и Америкой. Петр хотел, чтобы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.

    «Самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,— предписывал Петр.

    Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила начальником экспедиции капитана Витуса Беринга.

    Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в российском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, тоже родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но груб и очень жесток с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и способный офицер, всегда до конца выполнявший свой долг.

    Жители Уналашки на байдарках.

    Жители Уналашки на байдарках.

    В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, канатами, парусами, якорями для судов, которые намечалось строить на берегу Охотского моря или Камчатки. Особенно труден был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней могли пройти только верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках сперва по Лене, потом по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а затем зимой перетаскивать на нартах до рек Охоты или Урака, впадающих в Охотское море.

    Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и нередко в пути умирали. Только спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.

    В начале 1728 г. Беринг поехал со своими спутниками на собаках в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.

    В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и пошел на север: сперва вдоль берега Камчатской, а потом — Чукотской земли. 8 августа (ст. ст.) с судна увидели, что к ним плывет большая байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их земле.

    Идя проливом между Азией и Америкой, Беринг открыл остров, который назвал именем святого Лаврентия, но противоположного берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Азией и Америкой в самом узком месте пролива составляет около 90 км.

    16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их земля «обращается к устью Колымы». Беринг решил, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Только Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, или до льдов, которые всегда ходят в Ледовитом океане. Это смелое предложение было отвергнуто. На обратном пути заметили остров, который назвали о-вом Св. Диомида.

    Беринг беседует с чукчами. Убедившись, что русские путешественники ничего плохого им не сделают, чукчи стали не только подходить к кораблям, но и подниматься на палубу. (Гравюра В. Н. Ростовцева.)

    Беринг беседует с чукчами. Убедившись, что русские путешественники ничего плохого им не сделают, чукчи стали не только подходить к кораблям, но и подниматься на палубу. (Гравюра В. Н. Ростовцева.)

    Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. снова вышел в море и направился прямо на восток. Он надеялся дойти до Америки, не зная, что этот материк находится на очень большом расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, вернулось назад к Камчатской земле, обогнуло ее и с трудом добралось до Охотска. В начале марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Петербург.

    ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

    Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Азия и Америка разделены проливом. Но это не было окончательно доказано, потому что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не увидев берегов Аляски.

    В 1732 г. было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию: двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим — к Японии.

    Одновременно решили построить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, чтобы, послав их в Ледовитый океан, выяснить, можно ли пройти вдоль его берегов до пролива между Азией и Америкой, а затем выйти в Тихий океан.

    До тех пор еще ни в одном государстве не осуществлялся такой обширный план исследований одновременно на двух океанах. Поэтому вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки под названием Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).

    Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга — в капитаны. Беринг и Чириков должны были вести корабли к Америке, а Шпанберг — к Японии.

    Петропавловская гавань на Камчатке. Это одна из лучших в мире гаваней, названная по имени зимовавших в ней кораблей экспедиции Беринга и Чирикова «Св. Петр» и «Св. Павел)). Теперь здесь находится город и крупнейший порт Петропавловск-Камчатский. (Старинный рисунок.)

    Петропавловская гавань на Камчатке. Это одна из лучших в мире гаваней, названная по имени зимовавших в ней кораблей экспедиции Беринга и Чирикова «Св. Петр» и «Св. Павел)). Теперь здесь находится город и крупнейший порт Петропавловск-Камчатский. (Старинный рисунок.)

    В Камчатской экспедиции принимала участие Академия наук. В Сибирь поехали ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астроном проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными послали и несколько студентов, в том числе солдатского сына Степана Крашенинникова, который стал потом замечательным исследователем Камчатки.

    В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Петербурга. На этот раз предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря большое количество грузов. Для того чтобы тащить бечевой против течения тяжело нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и другим рекам, нужно было множество людей. Сибирские власти отправляли на эту работу ссыльных и крестьян, которые нередко были вынуждены покидать свои дома на несколько лет.

    Летом 1738 г. два новых судна, построенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», которые должны были идти к Америке.

    В начале осени Беринг и Чириков вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заранее была выбрана прекрасная естественная гавань, в которой корабли стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь своих кораблей Петропавловской.

    Петропавловск-Камчатский теперь один из лучших портов в Тихом океане.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Плавание В. Беринга к Америке

    .

    de-ussr.ru

    Алексей Чириков – легендарный капитан-командор русского флота

    А.И. ЧириковА.И. Чириков

    13 (24) декабря 1703 года — родился Алексей Ильич Чириков. К сожалению, точные даты рождения и смерти этого выдающегося русского мореплавателя, исследователя северной части Тихого океана за давностью времен пока не установлены. Зато хорошо известен его огромный вклад в русскую науку. С 1725 года и почти до самой смерти вся его деятельность была посвящена решению важнейшей государственной проблемы — разведке и описанию дальневосточных границ нашей страны. О таком же выдающемся энтузиасте и подвижнике в этой области — адмирале Невельском Читайте подробнее.

    Болезни, лишения и невзгоды во время плаваний подорвали здоровье А.И. Чирикова. В 1748 году на 46-м году жизни он скончался, оставив долги, семью, которая с трудом добывала себе средства к существованию, да добрую славу бескорыстного и скромного труженика во благо Отечества и русской науки.

    Цена успеха

    «А с 14 сентября принужден был приказать варить и давать людям кашу токмо один раз в неделю. Пришла на многих болезнь цинготная. И с 16 числа сего месяца по возврат наш в гавань умерло шесть человек. В то же время и я весьма от цинги изнемог и уже по обычаю был приготовлен к смерти. В управлении судном остался один штурман Иван Елагин, да и тот был весьма ж болен, которому от меня только вспоможения было, что приказывал ему, какой иметь курс». Эти выдержки из документа, написанного Чириковым 7 декабря 1741 года, весьма красноречиво говорят о трудностях, которые пришлось перенести экипажу его судна.

    Несмотря на это его Пакетбот «Св. Павел» первым в цивилизованном мире вышел к северо-западному побережью Америки. С тех пор А.И. Чириков, которому выпала честь стать русским Колумбом, по праву вошел в число легендарных мореплавателей XVIII столетия. Это плавание с самого начала было очень трудным, а произошедшее вскоре после открытия Аляски загадочное и роковое событие вынудило экипаж вести тяжелейшую борьбу за выживание и стало причиной многих смертей.

    Сознание долга, железная воля первооткрывателя и исследователя, полная уверенность в правильности своих действий, и превосходное знание навигации позволили Чирикову в самых тяжелых условиях выполнить все поручения Адмиралтейств-коллегии. Просвещенный мореплаватель, смелый новатор, самоотверженно и полностью выполнивший свой долг, таким знали капитан-командора Алексея Ильича Чирикова его современники, таким вошел он в историю нашей страны.

    Талант и трудолюбие определили его путь

    Алексей Ильич родился в старинной дворянской семье в селе Аверьково недалеко от Тулы. В 12 лет поступил в московскую Навигацкую школу, в следующем году был переведен в только что созданную в Петербурге Морскую академию. Об истории этого самого престижного морского учебного заведения читайте здесь. Вместе с ним выпускались такие известные офицеры русского флота, как С. Малыгин, А. Нагаев, Лаптевы и Челюскин. На выпускных экзаменах Чириков продемонстрировал столь глубокие знания и отличные практические навыки, что присутствовавший при этом император Петр I повелел произвести гардемарина сразу в унтер-лейтенанты, минуя первый офицерский чин мичмана.

    После трех лет службы на кораблях Балтийского флота он в 1724 году вернулся в Морскую Академию, но уже в качестве преподавателя. Представляя Петру I ходатайство о досрочном присвоении Чирикову звания лейтенанта, Адмиралтейств-коллегия указала на его педагогические способности и отличное знание теории военно-морского дела, характеризуя его как лучшего воспитателя будущих командиров флота.

    Это ходатайство вновь обратило внимание Петра I на талантливого моряка при подборе в 1725 году офицеров для участия в Первой Камчатской экспедиции. Формально экспедицию посылали для выяснения «сошлася ль Америка с Азиею». Однако, по существу, Петр I мыслил гораздо шире. За время его царствования Россия прочно закрепилась на берегах Баренцева, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.

    Настала пора определяться с границами империи в Восточной Сибири, исследовать и положить на карту берега прилегающих морей. Надо было подумать и о защите российских интересов в этом регионе, поскольку Англия и Франция уже приступили к колонизации Северной Америки и с большим интересом присматривались к богатым в промысловом отношении землям и водам северной части Тихого океана.

    Алексей Чириков в Первой Камчатской экспедиции

    По рекомендации Адмиралтейств-коллегии и по просьбе В. И. Беринга Чириков был назначен в эту экспедицию в качестве помощника начальника. Так началась его тернистая дорога моряка-исследователя. Экспедиция в составе 69 человек 24 января 1725 отправилась из Санкт-Петербурга и к апрелю 1727 года прибыла в Охотск. Летом того же года на шитике «Фортуна» ее участники перешли на западней берег Камчатки, а зимой на собачьих упряжках добрались до восточного берега полуострова в Нижний Камчатский острог в устье реки Камчатка. О роли Беринга в этой экспедиции читайте в статье Первая Камчатская экспедиция.

    Пакетботы Беринга и ЧириковаПакетботы Беринга и Чирикова

    Только 13 июля 1728 года на боте «Св. Гавриил» Беринг вышел в море для решения основной задачи экспедиции. Следуя на северо-восток вдоль берегов Камчатки и Чукотки, мореплаватели 13 августа прошли проливом между Азией и Америкой и вышли в Северный Ледовитый океан. Здесь Беринг пригласил офицеров на совет. Чириков решительно высказался за продолжение плавания, чтобы в соответствии с заданием дойти до устья Колымы. Однако Беринг заявил, что продолжение плавания будет сопряжено с большими опасностями, и решил возвращаться.

    Собрав ценные сведения о северо-востоке Сибири, экспедиция 2 сентября 1728 года благополучно вернулась в Нижний Камчатский острог. После зимовки в июне 1729 года Беринг вышел в море на поиски земли к востоку от Камчатки, но никакой земли не нашел. Он обогнул Камчатку с юга и 23 июля прибыл в Охотск, после чего Беринг и Чириков вернулись в Санкт-Петербург.

    Алексей Ильич был произведен в капитан-лейтенанты и назначен начальником придворных яхт императрицы Анны Иоанновны. В декабре 1732 года по указу сената началась подготовка Великой Северной экспедиции с целью нанесения границы России от Белого до Японского моря. Важной частью этого грандиозного научного проекта была 2-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга. Алексей Чириков вновь был назначен помощником Беринга и внес большой вклад составление плана и подготовку экспедиции.

    Вторая Камчатская экспедиция

    В 1740 году моряки построили в Охотске пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», первым командовал В. И. Беринг, вторым — А. И. Чириков. Обогнув Камчатку, корабли пришли в Авачинскую губу. Здесь был заложен город Петропавловск, увековечивший названия их судов. Посмотрите статью о героической обороне Петропавловска во время Крымской войны. В начале июня 1741 года мореплаватели вышли на поиски берегов Америки. Через две недели, 20 июня, во время сильного тумана суда потеряли друг друга, и их дальнейшее плавание проходило самостоятельно.

    Карта плаваний Беринга и ЧириковаКарта плаваний Беринга и Чирикова

    Ранним утром 15 июля 1741 года на широте 55 градусов 21 минута с пакетбота «Св. Павел» увидели землю. Чириков определил, что это Северо–Западный берег Американского континента, и записал в вахтенный журнал пакетбота. Позднее выяснилось, что он находился в районе архипелага Александра, один из мысов которого сейчас носит имя Чирикова. Это было Великое географическое открытие, но каких жертв, трудов и страданий оно стоило.

    После открытия земли «Св. Павел» пошел вдоль побережья на север. На широте 58° пропали без вести 15 моряков, которые были посланы на двух шлюпках для обследования побережья и поиска места для якорной стоянки. Людей ждали 10 суток, а затем прошли еще 230 миль вдоль американского берега и 27 июля были вынуждены взять курс на Камчатку. Пропажа людей значительно ухудшила положение экипажа, поскольку каждому из оставшихся пришлось теперь работать за двоих. Кроме того, на пакетботе больше не было шлюпок для съезда на берег и пополнения запасов продовольствия и пресной воды.

    Экипаж мужественно переносил острый недостаток воды, продуктов и последовавшие за этим болезни. Тяжело заболел и сам Чириков. К этому периоду относится его запись, которая приведена в начале статьи. Преодолев все эти трудности, 10 октября 1741 года мичман Елагин, единственный из офицеров еле державшийся на ногах, и больной Чириков, которого уже приготовили к смерти, точно ввели в Авачинскую губу пакетбот «Св. Павел» — вершина штурманского искусства! Это плавание потребовало нечеловеческих усилий и больших жертв, но оно показало мореходное искусство и высокую выучку русских моряков.

    Весной 1742 года А. И. Чириков вновь предпринял попытку совершить плавание к берегам Америки и найти В.И. Беринга, который в 1741 году не вернулся в Петропавловск. Однако из-за болезни он вынужден был возвратиться в Охотск и завершить работу экспедиции. В Санкт-Петербург Алексей Ильич вернулся только в 1746 году, после чего составил точную карту и подробный отчет об экспедиции.

    Итоги

    Проведя два десятка лет в плаваниях и экспедициях, Алексей Чириков, наконец-то, получил признание своих заслуг. Его приняла императрица Елизавета Петровна. Чириков получил высокое звание капитан-командора флота, такое же, которое имел Витус Беринг. При этом Алексей Ильич отличался удивительной скромностью. Сам он ни разу не присвоил свою фамилию ни одному из десятков новооткрытых островов, гор, мысов и прочих географических объектов

    Пакетботы Святой Петр и Святой ПавелПакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел»С картины Е.В. Войшвилло

    Авторитетный морской историк А. П. Соколов подчеркивал, что Чириков превосходил своего начальника, как в области морского искусства, так и в научном и нравственном отношениях. Эту же мысль развил в своих трудах М. В. Ломоносов, который писал, что Чириков был главным, и не потому, что он достиг Америки на 1-1,5 суток раньше Беринга, а потому, что он еще до первой экспедиции правильно определил местоположение Америки и указал кратчайший путь к ней.

    Чириков внес большой вклад в составление карт русских открытий в Тихом океане. В целом, его труды создали предпосылки для более быстрого освоения края, для укрепления дальневосточных границ и отражения посягательств на наши земли. Они стали основой для последующих экспедиций русских моряков северные районы Тихого океана.

    При написании статьи были использованы следующие материалы:

    • Русский биографический словарь. Санкт-Петербург. 1905 г.
    • Дивин В.А. Великий русский мореплаватель А.И. Чириков. Москва. 1953 г.
    • Вахтин В. Русские труженики моря. Санкт-Петербург. 1890 г.
    • Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. Москва. 2004 г.
    • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

    Как Вы думаете, достаточно ли сейчас сделано для увековечивания памяти об Алексее Ильиче Чирикове?

    Изложите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

    www.korvet2.ru