Воинские звания в армии Российской империи. Чины в армии


Воинские звания в армии Российской империи

Та́бель о ра́нгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе» — Пётр I 24 января 1722 г.

Табель о рангах

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Описание

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на личное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года повысил планку: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах

Уставное обращение соответственно классу
I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Военные чины ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

Примечания

  1. ↑ Низший чин, дававший право на потомственное дворянство для гражданских лиц по Закону от 9 декабря 1856
  2. ↑ До 1856 VIII класс давал гражданским лицам право на потомственное дворянство. В 1809—1834 для перехода в VIII класс требовалось предоставить свидетельство об окончании университета или выдержать экзамен на чин
  3. ↑ До 1860 и в 1882—1917 — учащийся старших классов Морского училища

См. также

Ссылки

Издания

Литература

  • Алексушин Г. В. Партикулярная Россия. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2001.
  • Волков С. В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.
  • Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. С. 564—568.
  • Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. С. 14 и след.
  • Соловьев С. М. [История России с древнейших времён. Т. XVIII.] Глава 3. Окончание царствования императора Петра Великого // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. — Кн.9. — М.: Голос; Колокол—Пресс, 1998.
  • Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв.. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1
  • Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М.,1974.
  • Шепелёв Л. Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М., 2005.
  • Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 4-е. — М.: Флинта, Наука, 2001. — Гл. 6-7.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Воинские звания в армии Российской империи

Та́бель о ра́нгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе» — Пётр I 24 января 1722 г.

Табель о рангах

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Описание

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на личное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года повысил планку: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах

Уставное обращение соответственно классу
I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Военные чины ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

Примечания

  1. ↑ Низший чин, дававший право на потомственное дворянство для гражданских лиц по Закону от 9 декабря 1856
  2. ↑ До 1856 VIII класс давал гражданским лицам право на потомственное дворянство. В 1809—1834 для перехода в VIII класс требовалось предоставить свидетельство об окончании университета или выдержать экзамен на чин
  3. ↑ До 1860 и в 1882—1917 — учащийся старших классов Морского училища

См. также

Ссылки

Издания

Литература

  • Алексушин Г. В. Партикулярная Россия. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2001.
  • Волков С. В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.
  • Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. С. 564—568.
  • Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. С. 14 и след.
  • Соловьев С. М. [История России с древнейших времён. Т. XVIII.] Глава 3. Окончание царствования императора Петра Великого // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. — Кн.9. — М.: Голос; Колокол—Пресс, 1998.
  • Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв.. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1
  • Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М.,1974.
  • Шепелёв Л. Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М., 2005.
  • Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 4-е. — М.: Флинта, Наука, 2001. — Гл. 6-7.

Wikimedia Foundation. 2010.

dis.academic.ru

История воинских званий в России и СССР — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Воинское звание определяет служебно-правовое положение или статус (права, обязанности) военнослужащего по отношению к другим военнослужащим.

Воинские звания при­сваиваются военнослужащим в соответствии с их служебным положением, военной или специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к виду вооруженных сил, роду войск(службы) и заслугам. Воин­ские звания являются важным условием правильной организации прохождения личным составом военной службы, расстановки кад­ров и их наиболее целесообразного использования. Наличие воин­ских званий создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения военнослужащих. По ним в вооруженных силах устанавливаются отношения подчиненности и стар­шинства между военнослужащими. Воинские звания имеют существенное значение в определении конкретных прав на материальное и денежное довольствие, на государственное обеспечение и льготы как самих военнослужащих, так и их семей.

Знаками различия военнослужащих по званию в различных армиях являются погоны (эполеты, контрпогоны), шевроны, петлицы, реже — кокарда и другие знаки и эмблемы на головном уборе.

В русской армии знаками различия военнослужащих в различные периоды времени были

Звание или чин?[править]

В ряде публикаций, в том числе и специалистов, серьезно занимающихся историей воинских званий, периодически вместо термина звание используется термин чин. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • Слово чин вплоть до начала XX века в русском языке было многозначным, оно обозначало как вообще некий «порядок» (отсюда слова чиниться, чинно и т. д.), так и человека, этому порядку подчиненного, и должность, этим человеком занимаемую.
  • Во многих случаях в документах XVII—XIX веков, регламентирующих звания различных ведомств, под словом чины в действительности имеются ввиду не звания, а их носители, например «чины военного ведомства».
  • В XIX веке в официальных документах уже четко разделяется понятие чина и звания, в чем несложно убедиться просто прочитав приказы по ведомствам. В то же время в быту, особенно в малообразованных слоях населения, эти понятия отождествляются.
  • Уже к началу XIX века в ряде ведомств существовали и чины, и звания, существовало их четкое разделение. Некоторые чины официально превращались в звания. Так, например, произошло с придворными чинами камер-юнкера, камергера, пажа и камер-пажа, которые стали почетными и придворными званиями.
  • При уже состоявшемся четком разделении понятий чина и звания в практике делопроизводства продолжали использоваться устоявшиеся архаичные формулировки типа «старшинство в чине», «чинопроизводство», «тем же чином», «против чина» и т. д., сохранившиеся в неизменности с петровских времен.
  • Вплоть до начала XX века носители придворных званий именовались «чинами Двора» при том, что указами им присваивались именно звания, а не чины.
  • Помимо «чинов Двора» при императорском дворе состояли «служащие Двора», которые при этом имели придворные чины.
  • Вплоть до 1930-х годов в России и СССР термин звание использовался и в значении «сословное положение», «социальное происхождение».

С середины XIX века в обществе считается неуважительным или даже прямо оскорбительным для офицера поздравить его с присвоением очередного чина, а не звания. И наоборот, присвроение воинских или придворных званий чиновникам (даже на несколько классов ниже их чина, например присвоение звания генерал-майора действительному тайному советнику или почетному опекуну) рассматривалось как форма поощрения, монаршей милости.

В современном русском языке, в том числе и в законодательстве, четко разделяется понятие звания (почетного, воинского, специального, ученого и т. д.) и понятие чина. Классные чины в настоящее время присваивают исключительно чиновникам государственной службы, причем только в том случае, если государственный служащий не имеет права на получение по службе воинского или специального звания. Таким образом, употреблять термин чин вместо термина звание не только безграмотно, но и может ввести читателя в заблуждение.

Воинские звания на Руси[править]

Первоначально понятия воинского звания не существовало — воинов называли (отсюда и термин «звание») исключительно по занимаемой ими должности, название которой было производным от количества людей («воев»), находящихся под командой конкретного командира. При этом в IX—XII веках многие командные должности изначально были выборными (во всяком случае в городском ополчении), и совмещали командные и чисто административные муниципальные функции. Уже к XIII веку стала складываться ситуация, когда отдельные дружинники и военачальники вынуждены были выполнять определенные задачи помимо своей службы в составе дружин, например темников и тысяцких все чаще использовали в качестве руководителей временной военной администрации (так было к примеру при осаде Киева Батыем). Таким образом впервые воинское звание отделилось от должности и стало самостоятельным понятием. Для большинства русских дружин, как великокняжеских, так и удельных, в результате сформировалась следующая иерархия воинских званий:

  • молодь (собирательное название младших по положеннию, но не по возрасту, воинов дружины)
  • дружинник
  • десятник (аналог современного командира отделения)
  • сотник (аналог командира роты, капитана)
  • тысяцкий, тысячник (аналог командира полка)
  • темник (аналог генерала, от древнерусского числительного тьма — 10 000)

В дальнейшем на базе этой иерархии с определенными изменениями возникла система стрелецких званий. Интересно, что звание сотник в неизменном виде сохранилось вплоть до первых десятилетий XX века.

Воинские звания в России XV—начала XVIII веков[править]

В начале этого исторического периода в России появились такие своеобычные военно-сословные структуры, как стрелецкое войско и казачьи войска. Это закономерно привело к появлению новых воинских званий. Затем введение системы полков иноземного строя вызвало к жизни новые воинские звания, частично аналогичные общеевропейским, этот процесс завершился с принятием в 1647 году первого Русского Воинского Устава.

Следует учитывать, что до воцарения Романовых в России стрелецкое войско состояло из стрелецких сотен, ни стрелецких, ни казачьих полков не существовало, а само слово «полк» обозначало не армейское подразделение (воинскую часть определенного тактического уровня), а группировку зачастую разнородных сил, предназначенную для решения определенной тактической задачи, например засадный полк, сторожевой полк, осадный полк и т. д.. Соответственно, в войске не было подразделений крупнее сотни, а наемные войска сводились в «иноземные роты», по численности равные сотням.

В правление Михаила Федоровича стрелецкие сотни были сведены в стрелецкие приказы, по пять сотен в каждом, приказом командовал голова, кроме того сотни стали делить на полусотни, таким образом в стрелецком войске появились новые звания. В правление Алексея Михайловича стрелецкие приказы преобразуются в полки, при этом их штатная численность увеличивается до десяти сотен. Впервые появляется воинское звание «полковник», а увеличение численности подразделений приводит к появлению звания полуголовы или полуполковника.

С 1630 года в России все иноземные роты сводятся в шесть полков иноземного строя, для которых устанавливается своя иерархия званий, отличающаяся от стрелецкой, в полки на службу направляются и русские подданные. В 1642 году формируются первые два чисто русские полка иноземного строя со схожими званиями.

В 1647 году первый Русский Воинский Устав определил и первую законодательно закрепленную систему воинских званий. Впервые в ней военнослужащие были разделены на категории — рядовые и урядники («нижние», «средние» и «высокие урядники»). Данное разделение с некоторыми вариациями, хоть и под иными наименованиями, сохраняется до настоящего времени.

Уставные звания большой полковой поручик и полковой сторожеставец не прижились в силу своей громоздкости, на практике продолжали пользоваться более короткими и привычными «иноземными» званиями.

В 1680 году царь Федор Алексеевич издал Указ о чинах воинских, который предусматривал унификацию воинских званий — отныне стрельцам под страхом бесчестия и наказания было велено именоваться по чинам иноземного строя. Этим же указом закреплялось новое звание из категории младших урядников (унтер-офицерское) — подпрапорщик.

Существенным изменениям система воинских званий подверглась в самом конце XVII века когда в ходе начавшихся петровских реформ был введен новый «Воинский Устав», автором которого был австрийский генерал на русской службе А. А. Вейде. Устав был официально издан в 1698 году, но применять его начали несколько ранее — как минимум с 1696 года. По неясным причинам уставом был упразднено звание капрала (хотя оно и продолжало существовать и присваиваться), впервые введено звание бригадира (поскольку впервые было введено бригадное построение корпусов и дивизий), также введены специфические генеральские звания по родам войск.

Звание генерала в Указе отсутсвовало, но активно применялось на практике. Звания комиссариусов присваивались только офицерам и генералам финансовой службы армии. Ряд званий был жестко привязан к конкретным должностям, например генерал-инженер по должности был заместителем генерал-фельдцейхмейстера. Звания подполковника и полуполковника являлись по сути не разными званиями, а вариантами одного и того же звания, как ни странно носитель звания просто выбирал наиболее приятный ему вариант.

В период после принятия «Устава» Вейде воинские звания в армии плавно эволюционировали, вновь создавались флотские звания, которые неоднократно пересматривались вплоть до принятия первого морского устава. Следует учитывать, что и до этого в России существовали отдельные корабли, но команды их формировались на основе структуры стрелецких приказов и носили стрелецкие звания. Например, флотилия, оперировавшая на Волге против разбойников, официально именовалась стрелецким полком, матросы — стрельцами, а ее командующий — полковником.

Эволюция флотских званий в целом следовала за развитием флота — так, строительство крупных кораблей вызвало появление звания капитан-командора, потребовалось повышение статуса квалифицированных матросов и некоторых младших специалистов, которые получили статус, равный армейским ефрейторам (официально появившимся несколько позже). С ростом числа кораблей различных типов, в особенности множества мелких парусно-гребных, потребовалось разделить единое ранее звание капитана по рангам, а для многочисленных подготавливаемых кадров ввести звание капитан-лейтенанта как кандидата на занятие капитанской вакансии. Массовое строительство кораблей потребовало привлечения квалифицированных кораблестроителей для осуществления общего надзора, для их привлечения в определенный период были введены звания сюрвайеров с достаточно высоким статусом.

Последними изменениями в системе воинских званий русской армии и флота перед введением Табели о рангах были изменения, установленные петровскими армейским Уставом от 1716 года и морским Уставом от 1720 года, которые приведены в следующем разделе.

До введения в действие в 1722 году Табели о рангах, установившей взаимно однозначное соответствие воинских званий, некоторых военных и статских должностей, классных чинов статской службы и придворных званий, в Российской империи присваивались воинские звания, установленные петровскими армейским Уставом от 1716 года и морским Уставом от 1720 года. В дальнейшем до 1917 года использовались воинские звания, предусмотренные действующей редакцией Табели о рангах, которая неоднократно пересматривалась на протяжении почти двух столетий. При этом следует учитывать, что некоторые звания так и остались неразрывно связанными с должностями, например звание фельдфебеля или генерал-кригс-комиссара присваивалось только в случае назначения на соответствующую должность (подобно тому, как в статской службе чин канцлера присваивался только главе внешнеполитического ведомства, что потребовало в результате введения дополнительного чина действительного тайного советника 1-го класса).

Воинские звания ниже обер-офицерских не вошли в Табель и их статус определялся только соответствующими уставами или указами, при этом некоторые из унтер-офицерских званий, например лейб-гвардии или лейб-кампании, в некоторые периоды времени относились к определенным классам Табели, но в Табель не включались, что впрочем не влияло на правовой статус их обладателей.

Одни звания жестко привязывались к соответсвующим должностям, в то время как другие уже были достаточно универсальными. Так, например, звание мичмана, ставшее универсальным в последующие годы, в 1720 году было все еще связано с исполнением конкретной должности, в то время как шкипер 2-го ранга уже рассматривается как универсальное. В то же время совершенно очевидно нарастает неразбериха в старшинстве и статусах званий. Так, секунд-майор морской пехоты оказывается равен армейскому подполковнику, капитан флотской артиллерии равен армейскому капитану, но вот сержант флотской артиллерии считается ниже, чем армейский сержант. Констапели флотской артиллерии соответствующих рангов оказываются на ранг ниже шкиперов флота и т. д.. Разумеется в этом только с большим трудом могли разобраться и образованные офицеры, не говоря уже о «детях дворянских» и безграмотных новобранцах. Даже в переписке Петра I просматривается нарастающее раздражение от всей этой чехарды. Видимо в совокупности все это и стало побудительным мотивом для принятия Табели о рангах.

В лейб-гвардии с момента введения в действие Табели о рангах все звания считались на две ступени выше, чем в армии, то есть рядовой гвардии по статусу и окладу был равен армейскому фурьеру и т. д.. В 1813 году были сформированы первые полки т. н. молодой гвардии, в которых старшинство было установлено только «в один чин против армии», то есть младший унтер-офицер был равен армейскому подпрапорщику (до реформы 1826 года). После реформы 1884 года старая и молодая гвардия уравниваются в правах и далее имеют старшинство только на одну ступень, то есть гвардейский фельдфебель равен армейскому подпрапорщику и т. д.. До реформы 1826 года сержанты, вахмитстры и фельдфебели гвардии по своему статусу приравнивались к чинам соответствующих классов Табели о рангах, но обер-офицерами не считались, хотя и могли быть выпущены в армию прапорщиками и подпоручиками соответственно. При этом гвардейский сержант относился к XIV классу Табели, гвардейский фельдфебель к XIII классу и это положение сохранялось до реформы 1798 года, после которой звание сержанта было упразднено, а фельдфебели были переведены в XIV класс. С 1826 года было установлено, что унтер-офицеры не могут быть относимы к классам Табели и это положение сохранялось до 1907 года, когда было введено звание зауряд-прапорщика, вновь отнесенное в гвардии к XIV классу Табели.

Также до 1884 года на одну ступень выше по статусу считались артиллеристы, поскольку от них для эксплуатации достаточно сложных по тем временам артиллерийских систем требовался в целом более высокий уровень военной квалификации. На пионерные части в составе артиллерии это не распространялось.

Кроме того, к воинским званиям относилось (в отличии от современной российской армии) звание кадета, его статус в определенные периоды варьировался в зависимости от учебного заведения и принадлежности кадетского корпуса по роду войск. Так, в определенные периоды времени на одну ступень выше считались кадеты 1-го и 2-го кадетских корпусов, Морского кадетского корпуса, Артиллерийского, Инженерного и Пионерного корпусов (в трех последних — только по артиллерийской службе). В этом случае кадеты носили форму с унтер-офицерскими знаками различия и приравнивались до 1826 года к младшим унтер-офицерам.

Помимо лейб-кампании, солдаты и унтер-офицеры котрой хоть и относились по статусу к соответствующим классам Табели о рангах, но штаб- и обер-офицерами не считались, с 1827 года существовало особое подразделение — рота дворцовых гренадер, в котором имелись свои специфические звания:

  • гренадер 2 статьи — соответствовал рядовому, но по статусу был равен армейскому унтер-офицеру, а денежное довольствие получал вдвое против чинов XIV класса Табели
  • гренадер 1 статьи — соответствовал ефрейтору, но по статусу был равен армейскому отделенному унтер-офицеру, а денежное довольствие получал вдвое против чинов XII класса Табели

При этом в роте не было званий отделенных (затем — старших) унтер-офицеров, и вплоть до ее ликвидации в марте 1917 года существовало единое звание — унтер-офицер. Реорганизация лейб-гвардии 1884 года роту не затронула, и до 1907 года она оставалась единственной гвардейской частью, где унтер-офицеры были приравнены к обер-офицерам соответствующих классов Табели - унтер-офицер к армейскому прапорщику (XIV класс Табели), а фельдфебель к армейскому подпоручику (XII класс Табели). Также в роте с момента создания не было предусмотрено звания подпрапорщика (а затем и зауряд-прапорщика).

Следует учитывать, что большинство несинхронных унтер-офицерских званий сопоставляются между собой весьма условно, реальный статус их носителей может различаться достаточно существенно. Так, изначально первичным унтер-офицерским званием было звание капрала, чтобы получить которое (кроме гвардии) надо было иметь под командованием капральство — тактическую единицу, состоявшую из более чем двадцати солдат, то есть приближавшуюся по численности к позднейшему плутонгу (взводу). При этом младший унтер-офицер более поздних времен не имел под командованием даже отделения из десяти бойцов — это звание присваивалось кандидатам на должность командира отделения или младшим специалистам унтер-офицерского ранга. То же относится и к прочим званиям, например по штату полка конца XVIII века начальником артиллерии полка был артиллерии сержант, равный по статусу скажем вахмистру, в то время как в конце XIX века эту должность уже замещал штаб-офицер в звании подполковника.

Кроме того, зачастую даже в серьезных исследованиях по истории воинских званий как звания ошибочно трактуются некоторые специальные именования и должности военнослужащих. Так, например, не существовало званий портупей-прапорщиков и портупей-юнкеров — так именовались подпрапорщики и юнкера соответственно, назначенные исполнять обязанности обер-офицеров, они при соответствующей общей форме носили обер-офицерскую портупею и пояс-шарф. Позднее портупей-прапорщики стали именоваться зауряд-прапорщиками, но до 1907 года это было не звание, а только именование, также случалось назначение и на другие обер-офицерские вакансии «зауряд», но преимущественно из числа иностранных волонтеров (например, были зауряд-поручики). Точно также не были самостоятельными званиями вольноопределяющийся и охотник — так называли соответственно лиц, имевших достаточное для сдачи экзамена на юнкера или даже обер-офицера образование, и лиц, добровольно поступивших на военную службу помимо призыва. При этом вольноопределяющиеся носили форму рядовых с некоторыми различиями, как правило не производились в ефрейторы, но зачастую назначались для исполнения должностей подпрапорщиков или кондукторов.

Воинские звания в Российской республике и армиях Белого движения[править]

После событий февраля 1917 года в России сохранялось действие Табели о рангах за одним изъятием — по понятным причинам были упразднены придворные чины и звания, пожалование ими прекратилось, но оставшиеся носители их сохранили свой статус, льготы и привилегии. При переходе на службу в статские и военные ведомства носители придворных чинов и званий как правило переаттестовывались в соответствующие их классу Табели статские чины или (реже) воинские звания. Казусная ситуация сложилась с воспитанниками Пажеского корпуса, из неё вышли, передав корпус в военное ведомство и постепенно переаттестовав их в юнкеров. По тем же причинам были ликвидированы свитские воинские звания, а их носители получили равные им общеармейские (если еще не имели их ранее).

Аналогичное положение сохранялось и на большинстве территорий, оказавшихся под контролем белых армий.

В октябре 1918 года в белых частях на юге России было упразднено звание подполковника, все подполковники были переаттестованы в полковники. В 1919 году было отменено звание прапорщика, прапорщики подлежали переаттестации в корнеты и подпоручики, но вновь принимаемые в армию добровольцы-прапорщики некоторое время оставались в этом звании. В 1920 году во ВСЮР звание подполковника было восстановлено. Тогда же в Кубанском казачьем войске было отменено звание подъесаула.

Ситуация с воинскими званиями в РККА 1918—1935[править]

Воинские звания в РККА СССР 1935—1942[править]

Российские вооружённые силы с 1992 года[править]

В Вооруженных Силах Российской Федерации установлены следующие воинские звания:

Примечания[править]

1. Маршал Российской Федерации — высшее воинское звание Российской Федерации. Установлено Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года. 11 ноября 1997 года звание Маршала Российской Федерации было присвоено Министру обороны Российской Федерации Игорю Сергееву.

2. Адмирал Флота Российской Федерации — чисто теоретическое, высшее возможное воинское звание в Военно-Морском Флоте Российской Федерации, разработанное службой тыла и геральдическим советом в 1994 году и предусмотренное военной доктриной 1994 года на случай крупномасштабной глобальной войны. Номинально соответствует высшему воинскому званию Маршал Российской Федерации. Проект мундира со знаками отличия для Адмирала Флота Российской Федерации был разработан также службой тыла и геральдическим советом в 1994 году и находится в музее Вооруженных Сил России в Москве.

traditio.wiki