Стало известно, чем заменят российский ракетный поезд" «Баргузин» . Бжрк баргузин последние новости 2018


«Ядерные поезда» России отправляются в путь

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Картинка

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.

Картинка

Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Картинка

Советский БЖРК – шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Картинка

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Картинка

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Картинка

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

Картинка

«Баргузин» – главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

Картинка

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

tvzvezda.ru

Ракеты на рельсы не встанут

Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу. Об этом сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.

Напомним хронологию начала и окончания службы советского БЖРК стратегического назначения "Молодец", или "Скальпель", по западной классификации, а также несложившуюся биографию российского "Баргузина".

Приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком назначили КБ "Южное", находившееся в Днепропетровске. Весь железнодорожный ракетный комплекс назвали РТ-23 УТТХ и дали имя "Молодец". Первый полк ракетных поездов встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии БЖРК. В США, проведя множество "шпионских" исследований, убедились в том, что уверенно отследить перемещение таких поездов, несмотря на ряд демаскирующих факторов, и гарантированно их уничтожить - не в состоянии.

И еще до развала СССР по настоянию Запада БЖРК стали нести боевое дежурство только в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. То есть их главное преимущество - мобильность и скрытность обнулились.

В январе 1993 года Борис Ельцин и Джордж Буш (старший) подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно его условиям, Россия должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК - всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. В начале мая 2005 года тогдашний командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов официально объявил, что БЖРК сняты с боевого дежурства в РВСН. К 2007 году были утилизированы все поезда и пусковые установки. Осталось два музейных полностью демилитаризованных экспоната.

Так закончилась жизнь стратегических "Молодцов".

Однако в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В 2014 году командование РВСН, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся.

И наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для российского БЖРК "Баргузин". Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты "Ярс", адаптированной к железнодорожному комплексу.

А в конце 2017 года выяснилось, что "Баргузин" уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено. И дело, скорее всего, в финансах - на все их сейчас не хватает.

Вот что говорит по этому поводу начальник вооружения Вооруженных Сил с 1994 по 2000 год генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. Именно он имел непосредственное отношению к сохранению оборонного могущества страны в мутные девяностые. При его участии создавались ракетные комплексы "Искандер", "Булава", "Тополь-М" и "Ярс". Более авторитетного специалиста найти трудно.

По словам А.П. Ситнова, Россия сегодня обладает вполне достаточной ракетно-ядерной мощью, чтобы нанести любому агрессору сокрушительный ответный удар. Причем стратегические ядерные силы за последние годы значительно обновились. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения, оснащенные ракетами "Булава". РВСН заменило устаревшие "Тополи" на новейшие "Тополь-М", ставит на боевое дежурство еще более современные "Ярсы". ВВС испытывает крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. Поэтому затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы сейчас просто неразумно.

Тем не менее, отметил Ситнов, опытно-конструкторские работы по "Баргузину" проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы.

РГ / Леонид Кулешов / Сергей Птичкин

rg.ru

Стало известно, чем заменят российский ракетный поезд" «Баргузин» 

Появилась информация о том, чем планируется заменить боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" в новой госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы.

Как сообщает ТАСС, "атомный поезд" не попал в программу по финансовым соображениям. Ссылаясь на источник в ОПК, агентство информирует о том, что в качестве альтернативы принято решение развивать проекты межконтинентальных баллистических ракет "Сармат" и "Рубеж". Впрочем, при этом отмечается, что БЖРК "пожертвовали" временно.

"Атомный поезд" не войдет и в новую ГПВ до 2027 года. Причиной такого положения дел стала нехватка финансовых средств — на все ракетные программы для РВСН денег нет, пришлось временно пожертвовать "Баргузином" ради "Сармата" и РС-26 "Рубеж", включенных в новую госпрограмму", — цитирует агентство своего собеседника. 10-тонный "Сармат" является тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой шахтного базирования. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов отметил глобальную дальность ее действия, поскольку "Сармат" сможет долететь до цели даже через Южный полюс. Предполагается, что новая ракета придет на смену Р-36М2 "Воевода".

В свою очередь подвижный грунтовый ракетный комплекс РС-26 "Рубеж" стал развитием проекта РС-24 "Ярс". "Рубеж" может поражать цели на дальности от 2000-6000 километров до 12 000 километров, а его управляемые боевые блоки позволяют прорывать противоракетную оборону.

Напомним, ранее "РГ" сообщила о прекращении разработки боевых железнодорожных комплексов. Но хотя "Баргузин" не успел стать полноценным БЖРК, опытно-конструкторские работы по этому проекту все же уже осуществлены. Кроме того, бросковые испытания ракеты для "атомного поезда" охарактеризованы как успешные. Была запущена массогабаритная модель ракеты "Ярс", специально адаптированная к "Баргузину".

Читайте также

news.rambler.ru

Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс «Баргузин» 

Фото: ОАО "РЖД"

Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в 2010-х году, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне не отличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так". Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и повышает его маскировку. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает.

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор".

Боевой ракетный железнодорожный комплекс

Читайте также

news.rambler.ru

Стало известно, чем заменят российский ракетный поезд "Баргузин"

Фото: Сергей Казак/ РИА Новости

Появилась информация о том, чем планируется заменить боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» в новой госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы.

Как сообщает ТАСС, «атомный поезд» не попал в программу по финансовым соображениям. Ссылаясь на источник в ОПК, агентство информирует о том, что в качестве альтернативы принято решение развивать проекты межконтинентальных баллистических ракет «Сармат» и «Рубеж». Впрочем, при этом отмечается, что БЖРК «пожертвовали» временно.

«Атомный поезд» не войдет и в новую ГПВ до 2027 года. Причиной такого положения дел стала нехватка финансовых средств — на все ракетные программы для РВСН денег нет, пришлось временно пожертвовать «Баргузином» ради «Сармата» и РС-26 «Рубеж», включенных в новую госпрограмму», — цитирует агентство своего собеседника.

10-тонный «Сармат» является тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой шахтного базирования. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов отметил глобальную дальность ее действия, поскольку «Сармат» сможет долететь до цели даже через Южный полюс. Предполагается, что новая ракета придет на смену Р-36М2 «Воевода».

В свою очередь подвижный грунтовый ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» стал развитием проекта РС-24 «Ярс». «Рубеж» может поражать цели на дальности от 2000-6000 километров до 12 000 километров, а его управляемые боевые блоки позволяют прорывать противоракетную оборону.

Напомним, ранее «РГ» сообщила о прекращении разработки боевых железнодорожных комплексов. Но хотя «Баргузин» не успел стать полноценным БЖРК, опытно-конструкторские работы по этому проекту все же уже осуществлены. Кроме того, бросковые испытания ракеты для «атомного поезда» охарактеризованы как успешные. Была запущена массогабаритная модель ракеты «Ярс», специально адаптированная к «Баргузину».

Руслан Мельниковhttps://rg.ru

comments powered by HyperComments

www.nasha-strana.info

работы над БЖРК "Баргузин" будут продолжены

В российском министерстве обороны заявили, что разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин" приостановлена на неопределенный срок.

Ракетный поезд: от него никто не отказывался. 380255.jpeg

mil.ru

Тем не менее военные не планируют полностью отказываться от данного проекта, заявил высокопоставленный представитель ведомства. По его словам, "проект будет приостановлен, но речи о полном отказе не идет - просто приостановлен на неопределенное время".

Как пишут СМИ, в 2016 году "Баргузин" успешно прошел первый этап проверки ракет - бросковые испытания, тестировавшие правильность алгоритмов подготовки ракеты к пуску, как она покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование.

Напомним, главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев заявлял в 2015 году, что в 2017 году президенту России должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК.

"Правда.Ру" ранее писала о том, что российская промышленность готова к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин". "На уровне абсолютной готовности промышленности к созданию - в случае, если решение будет принято и включено в государственную программу вооружений", - сказал Рогозин журналистам, отвечая на вопрос, на какой стадии создания находятся БЖРК "Баргузин" и 100-тонная тяжелая баллистическая ракета.

Во времена Советского Союза в составе ракетных войск стратегического назначения находились три дивизии БЖРК "Молодец" (по классификации НАТО - СС-24 "Скальпель"). Они дислоцировались в Костромской области, Пермском и Красноярском краях. Всего было 12 "ядерных поездов", в каждом из них - по три ракеты, которые несли по десять боевых блоков.

Комплексы были приняты на вооружение буквально за несколько лет до развала СССР, в 1987 году. И стали настоящим сюрпризом: на Западе новые комплексы назвали "поездами-призраками". Каждая из них несла десять боевых блоков.

 

www.pravda.ru

«Сармат» ждет своего часа — Рамблер/новости

Тяжелая МБР «Сармат» и железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» будут созданы, если их включат в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Ранее сроки создания этого оружия, которое должно прийти на замену образцам, созданным в кооперации с украинскими предприятиями, неоднократно сдвигались на более поздние. Российская промышленность готова к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» и 100-тонной тяжелой баллистической ракеты в случае включения их в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы, заявил РИА «Новости» курирующий оборонную промышленность вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Перспективная жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат», о которой говорил Рогозин, способна нести до 16 боезарядов, достаточных, чтобы стереть с лица Земли европейскую страну размером с Францию или Англию. Такие данные были опубликованным разработчиком оружия «ГРЦ Макеева». Согласно заявленным характеристикам, ракета сможет преодолевать расстояние в 17 тыс. км. В прошлом году заместитель министра обороны России Юрий Борисов пообещал первые поставки «Сармата» в 2018-2019 годах.

По словам генерала, новая ракета сможет донести до 10 тонн «полезной нагрузки» в любую точку мира «как через Северный, так и через Южный полюс».

Ранее в сообщении на сайте «ГРЦ Макеева», подписанном генеральным конструктором предприятия Владимиром Дегтярем и главным конструктором Юрием Кавериным, говорилось, что к разработке ракеты было поручено приступить в 2010 году в соответствии с постановлением правительства России «О государственном оборонном заказе на 2010 год и плановый период 2012-2013 годов». В июне 2011 года с Министерством обороны был подписан госконтракт на выполнение опытно-конструкторских работ. По первоначальным планам в 2015 году должен был начаться этап «бросковых испытаний» ракеты, когда она выбрасывается из шахты и летит без поражения цели. Однако уже летом ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «бросковые испытания» «Сармата» перенесены на ноябрь — декабрь 2016 года из-за проблем с огневыми испытаниями двигателя первой ступени. «Летно-конструкторские испытания „Сармата“ начнутся не раньше конца первого квартала 2017 года», — сообщал тогда собеседник агентства. Теперь, по данным газеты «Коммерсантъ», Минобороны проведет бросковые «Сармата» не ранее четвертого квартала 2017 года. Причиной переноса сроков называется, по данным издания, необходимость проведения дополнительных испытаний на стендах Красноярского машиностроительного завода. Сейчас самыми мощными межконтинентальными баллистическими ракетами России остаются Р-36М2 «Воевода», разработанные в советское время конструкторском бюро «Южное» из украинского Днепропетровска под руководством академика Алексея Уткина и поставленные на боевое дежурство в конце 1980-х годов.

Изделия весом 211 тонн способны нести 10 ядерных боевых блоков по 0,5 мегатонны на расстояние до 11 тыс. км (с моноблочной головной частью — 16 тыс. км). При этом точность стрельбы составляет ±0,5 км.

«Воевода», как отмечала ранее «Газета.Ru», предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, причем даже в условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району, обеспечивая гарантированный ответный удар. В советское время МБР Р-36М2 поступили на вооружение трех ракетных дивизий РВСН: 13-й в поселке Домбаровский Оренбургской области, 38-й в Державинске Тургайской области Казахской ССР и 62-й в городе Ужур Красноярского края.

Сейчас они остаются на боевом дежурстве в двух позиционных районах в Домбаровском и Ужуре в варианте с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, которые планируется сохранить на боевом дежурстве до начала 2020-х годов.

Как ранее писала «Газета.Ru», в 2010 году благодаря кооперации российских и украинских предприятий гарантийный срок эксплуатации комплекса был продлен с первоначальных 15 до 23 лет. Сейчас же дальнейшее научно-техническое сопровождение изделия специалистами с Украины не представляется возможным.

Размещение ракетных комплексов РС-28 «Сармат» планируется в прежних позиционных районах — Ужуре и Домбаровском.

Испытания новейшей жидкостной ракеты изначально планировалось провести в 2016 году, однако, по данным газеты «Коммерсантъ», сроки постоянно корректировались и сдвигались. Следующая попытка была назначена на март 2017 года, но к этому моменту специалисты не успевали завершить работы по оборудованию шахтной пусковой установки на полигоне космодрома Плесецк.

Сроки передвинули на апрель, но и тогда в ходе прочностных испытаний на Красноярском машиностроительном заводе проблемы возникли с самой ракетой. Для устранения неисправностей отводилось примерно два месяца. В последний раз «Интерфакс» сообщал, что испытания перенесены на июнь. Но и в июне провести их не удалось. Проведение бросковых испытаний состоится не ранее четвертого квартала 2017 года.

Ситуация с боевым железнодорожным ракетным комплексом «Баргузин» еще сложнее, чем с РС-28 «Сармат».

В России на вооружение уже ранее состоял один БЖРК (15П961) «Молодец», созданный в 1980-е годы, однако он был выведен из боевого состава в начале 2000-х годов в связи с исчерпанием ресурса ракет РТ-23УТТХ, выпускавшихся в советское время в Днепропетровске. Одновременно (и по той же причине) были сняты с вооружения и шахтные версии этих ракет.

Планировалось, что БЖРК «Баргузин» планируется разработать до 2018 года. Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Сергей Каракаев в декабре 2015 года сообщил, что к тому времени было завершено эскизное проектирование БЖРК, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса.

В конце 2016 года ряд российских СМИ сообщил, что в 2016 году успешно прошли бросковые испытания ракеты для «Баргузина». Бросковые испытания — первый этап проверки любых ракет. В ходе этих испытаний проверяется, в частности, правильно ли разработаны алгоритмы подготовки ракеты к пуску, как ракета покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование.

В январе нынешнего года источник в оборонно-промышленном комплексе России сообщил РИА «Новости», что летные испытания ракеты намечены на 2019 год. В декабре 2015 года источник в оборонной промышленности проинформировал ТАСС о том, что «вследствие сложной финансовой ситуации и вызванных ею бюджетных ограничений» развертывание «Баргузина» отнесено как минимум на 2020 год.

В 2014-2015 годах срок завершения работ по БЖРК устанавливался сперва на 2018, а затем и на 2019 год.

По мнению источника «Газеты.Ru» в оборонной промышленности, успешное завершение испытаний и принятие на вооружение РВСН МБР РС-28 — лишь вопрос времени, а по «Баргузину» необходимых решений пока не принято.

news.rambler.ru