Буря (ракета). Буря ракетная система


Буря (ракета) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350, Ла-Х) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А..

История создания[1]

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3.2—3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.

Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Хрущеву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель тем «Буря» и «Буран» академик Келдыш и министр обороны Малиновский. Хрущев заявил что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после себя лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 километров в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 километров в час». Черняков понял, что технические аргументы бесполезны. Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашёл ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

Вот на таком высоком правительственном и низком научном и военно-техническом уровне решалась судьба межконтинентальных крылатых ракет.

— Б. Е. Черток, «Ракеты и люди»

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

Краткое техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней. Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты Характеристика Первая ступень Маршевая ступень
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4 000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7 650
Компоненты топлива Окислитель —азотная кислота. Горючее — амины Керосин
Крейсерская скорость, число М 3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8 500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла. Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

См. также

Напишите отзыв о статье "Буря (ракета)"

Примечания

  1. ↑ [airbase.ru/sb/russia/lavochkin/la/350/index.htm Стратегическая крылатая ракета Ла-350 «Буря»]

Литература

  • Евстафьев М. Д. [epizodsspace.no-ip.org/bibl/evstafiev/evstafiev_0.htm Долгий путь к «Буре»]. — М.: Вузовская книга, 1999. — 112 с. — 1000 экз.

Ссылки

  • [www.testpilot.ru/russia/lavochkin/la/350/burya.htm Изделие «350» «Буря»]
  • [www.testpilot.ru/russia/lavochkin/la/350/burya_1.htm Описание конструкции ракеты «Буря»]
  • [rutube.ru/tracks/351991.html?v=a4565ed23079f39b837af997798d1b97 Видео: Тайны забытых побед. «Буря».]
  • [www.astronaut.ru/bookcase/books/evstafiev/text/10.htm Работы по ПВРД и крылатым ракетам дальнего действия с ПВРД в СССР (1947—1960)]

Отрывок, характеризующий Буря (ракета)

– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись? – Нет не слыхать. А то палить бы стал. – То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые! – То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши. – Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер. – Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой. – Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант. – Осьмнадцатой. – Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете. – Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал. Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то. – Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов! – В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон. И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев. Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать. Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом. Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах. В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа. Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела. Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце. Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину.

В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность. Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной». Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск. Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.

wiki-org.ru

Буря (ракета) — WiKi

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3,2—3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовая масса ракеты 95 т, масса маршевой ступени 33 т, масса полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр. ПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчётный.

Реально полученное КВО — 4—7 км.

Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Хрущёву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель тем «Буря» и «Буран» академик Келдыш и министр обороны Малиновский. Хрущёв заявил что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после себя лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 километров в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 километров в час». Черняков понял, что технические аргументы бесполезны. Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашёл ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

Вот на таком высоком правительственном и низком научном и военно-техническом уровне решалась судьба межконтинентальных крылатых ракет.

— Б. Е. Черток, «Ракеты и люди»

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней. Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М ≈ 3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр) и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты Характеристика Первая ступень Маршевая ступень
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7650
Компоненты топлива окислитель —азотная кислота,горючее — амины керосин
Крейсерская скорость,число М 3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла.Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

ru-wiki.org

Крылатая ракета "Буря"

МКР "Буря"
Межконтинентальная крылатая ракета "Буря". Задолго до того как американцы задумали и осуществили свою «Бурю в пустыне» российская «Буря» появилась в волжских степях. Об этом долго было известно только узкому кругу специалистов и военных, причастных к разработке носителей ядерного оружия. Только в 1992г. на московской научной конференции, посвященной Международ- ному году космоса, впервые прозвучали названия «Буря» и «Буран» (еще один проект МКР, не путать с советским космическим кораблем многоразового использования). Предисловие В 1949г. когда еще не была принята на вооружение ракета Р-1 встал вопрос о межконтинентальном носителе ядерного заряда. Каким он должен быть - баллистической или крылатой ракетой, или может быть стратегическим бомбардировщиком? С.П. Королев представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с даль- ностью стрельбы 3000км. В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является раз- работка крылатых ракет (Королев занимался ими еще в 30-е годы). Не все в совете Главных конструкторов поддерживали идею работы над межконтинентальными крылатыми ракетами (МКР). Королев собрал группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем таких ракет. Так в структуре королевского ОКБ-1 появилась лаборато- рия И.М.Лисовича. Основной проблемой было создание системы управления для МКР. Б.Е.Черток предложил создать систему ориентации по звездам (систему астронавигации) для чего необходимо было решить ряд серьезных проблем. Ориентация по звездам ослож- нялась тем, что сильное влияние оказывали световые помехи (полярные сияния, сереб- ристые облака, другие, «ненужные», звезды, солнце). Необходимо было создать прибор который не только бы «находил», «опознавал», но и надежно удерживал звезду в поле зрения прибора. Эта проблема была решена применением гироскопической стабилизации оптической системы которая позволяла удерживать направление на звезду, даже если она на время исчезала из поля зрения. Для определения угловой высоты звезды над горизонтом была впервые создана гировертикаль. Было разработано программное устрой- ство на основе кулачкового механизма, выдающее команды на автопилот. Сейчас, когда компьютеры вошли в нашу жизнь, эта конструкция может показаться смешной. Но прибор, несмотря на свою простоту, давал прекрасные результаты: погрешность по углу не пре- вышала одной угловой минуты. Действующий макет системы управления был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952г. В течение 1952–1955гг. система была испытана сначала в 10 полетах на самолете Ил-12 по маршруту Москва – Даугавпилс протяженностью 700км. а затем было выполнено четыре высотных полета на реактивном Ту-16 дальностью 4000 км. Испытания показали, что за 5–6 часов полета система накапливала ошибки в пределах 3–7км. что по тем временам было хорошим результатом. Работы подстегивались сообщениями из-за океана о начале разработки американ- ской фирмой «Норт Американ» в 1950г. МКР «Навахо». Данные разведки подтверждали, что «Навахо» – это сверхзвуковая МКР с дальностью полета до 6500км. Приходилось торопиться с ответом. Выполненные к началу 1952г. в НИИ-88 исследования и разработки позволяли говорить о возможности, в случае создания мощного сверхзвукового прямоточного воз- душно реактивного двигателя (СПВРД) с удельной тягой не менее 1700 кгс/кг, разра- ботки и построения двухступенчатой МКР с дальностью полета до 8000км. при старто- вом весе 90–120т. Первая ступень МКР должна иметь мощный ЖРД, который при верти- кальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на высоту 15-20 км, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью СПВРД совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. В 1954г. Королев вынужден был отказался от дальнейших работ над МКР и сосре- доточить все силы на разработке первой советской МБР Р-7. Все материалы вместе с лабораторией Лисовича были переданы в Министерство авиационной промышленности. В мае вышло постановление Совета Министров СССР о разработке межконтинентальных носи- телей ядерного заряда. Вместе с МБР Р-7, разработка которой поручалась Королеву, предусматривалась разработка «легкой» МКР «Буря» и «тяжелой» МКР «Буран». Разра- ботка первой ракеты поручалась КБ С.А.Лавочкина, а второй - КБ В.М.Мясищева. Рождение «Бури» Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С.Черняков. «Буря» представляла собой двухступенчатую МКР со стартовым весом 98т. способную доставить боевую часть массой 2350кг/ на расстояние 8500км. 1-ю ступень «Бури» составляли два ускорителя, состоящие из топливных баков и четырехкамерного ЖРД Р-11 разработки ОКБ-2 Исаева. В топливные баки каждого ускорителя заправлялось 20840кг. окислителя и 6300кг. горючего. В струе газов ЖРД располагались газовые рули, обеспечивающие управление ракетой на начальном участке полета. После набора скорости газовые рули сбрасывались и управление полетом осуществлялось воздушными рулями и стабилизаторами, установленными на ускорителях. Ускорители симметрично располагались под крыльями маршевой (второй) ступени и крепились к ее фюзеляжу на четырех узлах каждый. Вторая ступень представляла собой крылатую ракету со средне- расположенным тонким треугольным крылом малого удлинения (стреловидность по перед- ней кромке 70градусов). В носовом отсеке располагалась боевая часть, а в середине корпуса в охлаждаемом отсеке располагллась система управления. Датчики астронави- гационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Астро- навигационную систему управления разработал филиал НИИ-1, руководимый Р.Чачикяном. Ступень была оснащена СПВРД РД-012У конструкции М.М.Бондарюка. Стартовала «Буря» вертикально с железнодорожной платформы, и после разгона стартовыми ускорителями до скорости М=3 на высоте 18–20км. СПВРД выходил на режим максимальной тяги и уско- рители сбрасывались. Далее полет до района цели происходил с постоянной скоростью М=3,15–3,2 и плавным набором высоты (по мере выработки топлива) до 25,5км. На мар- шевом участке полет корректировался с помощью системы автоматической астронавига- ции «Земля». При приближении к цели маршевая ступень должна была переводиться автопилотом в крутое пикирование на цель с отделением боевого ядерного заряда на высоте около 18км. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10км. В конструкции «Бури» впервые нашел применение титан. Этот металл сохранял высокие механические свойства при значительных темпера- турах, возникающих в условиях д лительного полета на больших сверхзвуковых скорос- тях. Для обеспечения возможности его применения в ОКБ-301 Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также неко- торые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметиза- ции, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой. Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954г. После рассмотрения заказ- чиком эскизный проект ракеты был доработан вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отра- зилось на сроках. Вес МКР несколько увеличился. Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 Исаева с 1954г. разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957г. и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Парал- лельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения лет- ных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет.     Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Капустин Яр. При попытке первого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случай- ности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась от пускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулей ракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта. При втором пуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81. В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и не успел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту- пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скорости М=2,95–2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окон- чания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-за отказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля – пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмом полете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-за нештатного отделения ускорителей. В восьмом полете 10 сентября удалось запустить СПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался 309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом - 29 марта 1959г. была достигнута продолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запуск состоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполнена полностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской ско- рости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полеты по короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились. На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись на максимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигации по звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут. В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизиро- ванными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У. Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16 М.Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было при- нято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими раке- тами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летать опоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по про- екту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фоторазвед- чика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго. В июне 1960г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО «Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18–24,5км. при скорости М=3,2–3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декаб- ря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков. «Буран», который не поднялся МКР «Буран» начала создаваться в ОКБ-23 Мясищева позже «Бури». И когда «Буря» уже совершила свой первый полет «Буран» был еще только в чертежах. Главным конс- труктором первого «Бурана» был Г.Н.Назаров. По своей схеме «Буран» практически не отличался от «Бури». Первая ступень состояла из четырех ускорителей с двига- телями Глушко. Разделение первой и второй ступеней. происходило на высоте 18200м. Вторая ступень, собственно крылатая ракета, строилась по классической схеме с треугольным крылом стреловидностью 70° с тонким сверхзвуковым профилем. Корпус был выполнен из титановых сплавов. Оперение – крестообразное, с аэродинамическими рулями. Онаоснащалась СПВРД РД-018 конструкции того же Бондарюка. Расчетная даль- ность стрельбы для «Бурана» составляла 9000км. Подтвердить характеристики ракеты не удалось т.к. полет ее так и не состоялся. К тому времени уже начала летать «Буря» – страна не могла себе позволить два проекта МКР с близкими характеристи- ками. Программа МКР «Буран» была закрыта в ноябре 1957 г. КБ Мясищева полностью переключилось на работу над стратегическим бомбардировщиком. За океаном. Когда в СССР начались работы над «Бурей» и «Бураном», в США уже велfсь раз- работка МКР "Навахо". Характеристики этих разработок как и их судьба были схожими. Так же как и «Буря»,«Навахо» полетела, но не была доведена до конца. В июле 1957г. работы над МКР были прекращены. К крылатым ракетам вернулись через двадцать лет, но это уже другая история... ТТХ МКР «Навахо» «Буря» «Буран» Стартовая масса т. - 66,2 - 98,3 - 175 Полная длина м. - 25,1 - 19,9 - 27 Дальность полета км. - 5400 - 8500 - 9000 Высота полета км. - 22-24 - 18-25 - 18-20 Скорость полета км/час. - 3450 - 3350 - 3350 Масса ГЧ кг. - 2250 - 2350 - 3500 КВО км. - 10 УСКОРИТЕЛИ Количество шт. - 1 - 2 - 4 Стартовая тяга т. - 128,45 - 2х68,6 - 4х70 Стартовая масса т. - 2х27 Длина м. - 23,1 - 18,9 - 19,1 Диаметр м. - 1,83 - 1,45 - 1,2 Горючее спирт ТГ-02 керосин Окислитель жидкий азотная жидкий кислород кислота кислород МАРШЕВАЯ СТУПЕНЬ Взлетная масса т. - 40,9 Число СПВРД шт. - 2 - 1 - 1 Тяга кг. - 2х3940 - 7750 - 13500 Длина м. - 20,7 - 18,0 - 23,3 Диаметр м. - 1,83 - 2,2 - 2,4 Размах крыла м. - 8,72 - 7,75 - 10,6 Площадь крыла кв.м. - 38,9 - 60 - 98 По другим данным в качестве окислителя в ускорителях «Бурана» использовалась азотная rислота (пусковое горючее ТГ-02) Наверх

rocketpolk44.narod.ru

Буря (ракета) — Википедия

Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350, Ла-Х) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А..

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3.2—3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.

Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Хрущеву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель тем «Буря» и «Буран» академик Келдыш и министр обороны Малиновский. Хрущев заявил что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после себя лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 километров в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 километров в час». Черняков понял, что технические аргументы бесполезны. Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашел ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

Вот на таком высоком правительственном и низком научном и военно-техническом уровне решалась судьба межконтинентальных крылатых ракет.

— Б. Е. Черток, «Ракеты и люди»

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

Краткое техническое описание[править]

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней. Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты Характеристика Первая ступень Маршевая ступень
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4 000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7 650
Компоненты топлива Окислитель —азотная кислота. Горючее — амины Керосин
Крейсерская скорость, число М 3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8 500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла. Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

wp.wiki-wiki.ru

Буря (ракета) - это... Что такое Буря (ракета)?

Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А..

История создания[1]

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3.2 −3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 на полигоне Капустин Яр.

Между тем, ещё в 1957 года успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

Краткое техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней.Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД.Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты Характеристика Первая ступень Маршевая ступень
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4 000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7 650
Компоненты топлива Окислитель —азотная кислота.Горючее — амины Керосин
Крейсерская скорость,число М 3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8 500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла.Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Шторм (зенитный ракетный комплекс) — Википедия с видео // WIKI 2

М-11 «Шторм» (Индекс ГРАУ — 4K60, по классификации МО США и НАТО — SA-N-3 Goblet, буквально «Кубок») — советский зенитно-ракетный комплекс корабельного базирования.

Впервые установлен на противолодочном крейсере «Москва», спущенном в 1967 году. Официально принят в эксплуатацию в 1969 году. Наземного аналога не существует, комплекс разрабатывался исключительно для ВМФ.

К концу 1980-х годов ЗРК «Шторм» был присвоен псевдоним «Шквал».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    903

  • Шторм в Алуште! Море разбушевалось!

Содержание

Пусковые установки

ПУ комплекса М-11 «Шторм» на авианесущем противолодочном крейсере «Киев»

  • Б-189 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в барабанах под ПУ, на двух ярусах, по 2 вращающихся вертикальных барабана на каждом ярусе. Барабан вмещал 6 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком.(ПКР проект 1123 «Кондор» и ТАКР проект 1143)
  • Б-187 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 6 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. (БПК проект 1134А «Беркут-А»)
  • Б-187А — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Устройство хранения одноярусное контейнерного типа под ПУ. (БПК проект 1134Б «Беркут-Б»)

Универсальная управляемая ракета

Тип Разработчик Принятие на вооружение Основные технические характеристики
ЗУР
ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»)
1969 год

Дальность поражения 7-55 км;Высота поражения 0,1-30 км;Max. скорость ракеты 1200 м/с;Средняя скорость ракеты 800 м/с;Max. скорость цели 750 м/с;Длина ракеты 6,1 м;Диаметр ракеты 0,655 м;Размах крыльев 2,2 м; Масса БЧ 125 кг; Масса ракеты 1844 кг.

 Изображения на Викискладе

Ракета М-11 «Шторм» вид спереди

Ракета М-11 «Шторм» вид сзади

Ракета В-611 (4К60) — зенитная управляемая средней дальности, одноступенчатая, с двухрежимным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. Двухрежимный твердотопливный двигатель ракеты обеспечивал её интенсивный старт с короткой направляющей со скоростью 1200 м/с (3,6М) и поддерживал высокую среднюю скорость полета 800 м/с. Время работы двигателя было соизмеримо со временем полета ракеты на максимальную дальность до 55 км, что обеспечивало отсутствие пассивного участка траектории полета и увеличивало маневренность и управляемость ракеты при выполнении ей интенсивных маневров в районе цели. На тех же дистанциях поражалась и надводная цель.

Метод наведения ракет — радиокомандный с последующим сопровождением 1 цели через 2 ракеты на траектории их полёта.

Подрыв боевой части осуществлялся радиовзрывателем при подлёте ракеты к цели, либо по команде поступающей от станции наведения.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления

Корабельная система управления (КСУ) УЗРК «Гром» включала:

  • Центральный прибор управления ракетной стрельбой (ЦПУРС), который обеспечивал управление предстартовой подготовкой, наведение ПУ, одиночную или залповую стрельбу из ПУ и автоматический поворот барабанов для подачи очередных ракет.
  • Вычислительное устройство (ВУ), которое обеспечивало приём и обработку информации от двух радиолокационных каналов (антенн), выработку данных стрельбы по одной цели, выработку команд управления для коррекции наведения до 2 ракет на 1 цель одновременно.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Гирокомпаса от которого данные о курсе своего корабля автоматически поступали в систему управления.
  • Лаг выдавал данные о скорости самого корабля.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные радиолокационные средства освещения воздушной и надводной обстановки.
  • Сопровождение цели, подсветка 2 ракет и передача на них радиокоманд осуществлялась через многофункциональный антенный пост 4Р60.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.

Корабельная система управления (КСУ) «Гром» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, обеспечивала приём одной цели от корабельных радиолокационных средств освещения воздушной и надводной обстановки, предстартовую 220-секундную подготовку ракет В-611 перед пуском, за время которой выполнялась проверка бортовых систем ракет и выдавалось разрешение на пуск до двух ракет. Автоматическое сопровождение одной цели на дальности до 55 км осуществлялось в секторном режиме с помощью двух радиолокационных каналов (две больших параболических антенн), которые работали для повышения помехозащищённости в различных диапазонах волн и использовали моноимпульсный метод пеленгации (сканирования) цели.

Перемещение сектора сканирования проводилось вращением антенного поста. Полученные координаты цели поступали в вычислительное устройство (ВУ), которое учитывало курс и скорость своего корабля, а также параметры бортовой и килевой качки и решало триангуляционную задачу на вычисление дальности до цели и элементов её движения, причём вычисленные данные с течением времени непрерывно обновлялись и уточнялись. Оператор сообщал ВУ о необходимости пуска и количестве ракет, прибор управления стрельбой производил предстартовую подготовку ракет и осуществлял пуск 1 или 2 ракет. Подача ракет из устройств хранения производилась принудительно с помощью заряжающего устройства при этом балки ПУ поворачивались перпендикулярно палубе для приёма ракет. После разворота ПУ в направлении цели и подачи оператором команды «Пуск» запускались твердотопливные двигатели двух ракет и они сходили с направляющих, с интервалом в 40 секунд, устремляясь в точки встречи с целью.

После схода ракет с направляющих ПУ они захватывались двумя радиолокационными каналами (две малые параболические антенны) телеуправления, которые работали на разных частотах и располагались над большими антеннами сопровождения цели. На одну цель одновременно выводилось до двух ракет. Радиокоманды наведения на две ракеты передавались радиолокационным каналом (одна рупорная антенна) передачи команд, которая размещалась снизу между большими антеннами передней части постамента антенного поста. Точка встречи каждой ракеты с целью рассчитывалась ВУ и постоянно уточнялась исходя из текущего положения цели относительно ракеты по информации поступающей от двух малых параболических антенн. При подлёте ракет к цели (на конечном участке полёта) включались радиовзрыватели ракет, режим работы которых задавался командами поступающими на борт ЗУР от рупорной антенны системы управления «Гром» в зависимости от параметров движения цели.

Радиолокационная станция наведения

РЛС наведения 4Р60 сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, азимут и угол места, сопровождать воздушные и надводные цели и управлять 1 или 2 ракетами в полёте с помощью радиокоманд.

РЛС работала в секторном 90-градусном режиме по данным от корабельных радиолокационных средств освещения воздушной и надводной обстановки и целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные или надводные цели и управляла ракетами в полёте на дальности до 55 км, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления УЗРК М-11 «Шторм».

Модификации

  • 4К60 М-11 «Шторм» (по классификации НАТО SA-N-3A): с ракетой В-611
  • 4К60 М-11 «Шторм-М»: с СУО Гром-М.
  • 4К65 М-11 «Шторм-Н» (классификации НАТО SA-N-3B).: с модернизированной ракетой В-611М, с улучшенными характеристиками поражения низковысотных целей.

Литература

  • В. Коровин. Ракеты «Факела». Под общ. ред. В. Г. Светлова.
  • Ангельский Р., Коровин В. Зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм» // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. — 2013. — Декабрь (№ 12). — С. 22—27.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 8 сентября 2018 в 11:37.

wiki2.org

Буря (ракета) — википедия фото

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3,2—3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовая масса ракеты 95 т, масса маршевой ступени 33 т, масса полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр. ПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчётный.

Реально полученное КВО — 4—7 км.

Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Хрущёву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель тем «Буря» и «Буран» академик Келдыш и министр обороны Малиновский. Хрущёв заявил что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после себя лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 километров в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 километров в час». Черняков понял, что технические аргументы бесполезны. Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашёл ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

Вот на таком высоком правительственном и низком научном и военно-техническом уровне решалась судьба межконтинентальных крылатых ракет.

— Б. Е. Черток, «Ракеты и люди»

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней. Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М ≈ 3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр) и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты Характеристика Первая ступень Маршевая ступень
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7650
Компоненты топлива окислитель —азотная кислота,горючее — амины керосин
Крейсерская скорость,число М 3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла.Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

org-wikipediya.ru