Где сейчас советский шаттл? Фото из заброшенного ангара с "Буранами". Буран космический корабль где сейчас находится


Где сейчас советский шаттл? Фото из заброшенного ангара с "Буранами"

К 60-летию космодрома Байконур (2 июня) российский фотограф и исследователь труднодоступных и секретных объектов под ником Ralph Mirebs опубликовал у себя в ЖЖ уникальные снимки. Они сделаны внутри закрытого больше 20 лет назад монтажно-заправочного комплекса (МЗК), где остались брошенными 2 многоразовых космических корабля, созданных в рамках знаменитой советской программы «Буран».

В России эту галерею едва ли заметили, зато у иностранных СМИ она вызвала огромный интерес. Вот только некоторые кричащие заголовки.

«Печальные останки советской программы космических челноков» - Gizmodo.

«Призрачные изображения двух брошенных советских шаттлов, гниющих в гигантском бесхозном ангаре» - Daily Mail.

«Покинутый советский космический центр – это как сцены из кино» - Bold Ride.

«Фотосвидетельство руин российской программы космических челноков» - Futurezone.at

«Фото: великая космическая база бывшего СССР в состоянии разорения» - ABC.es.

«Казахстан: два космических корабля на 20 лет брошены в ангаре» - Le Figaro.

Давайте посмотрим, что же вызвало такой «эмоциональный шок».

«Ушла романтика...»

1. Перед вами фасад МЗК. Как пишет автор снимков, это «едва ли не самое большое здание на территории космодрома».

2. Внутри стоят 2 корабля: настоящий «Буран» и его технологический полноразмерный макет для отработки предстартовых операций.

Нужно пояснить, что настоящий – это так называемый «Буран 1.02», который хотели назвать «Бурей» (у иностранцев он почему-то прославился как «Птичка»). Это второй летный экземпляр советской программы шаттлов, который мог бы отправиться в полет в 1992 году, если бы программу не закрыли из-за нехватки денег. К тому моменту корабль был готов на 95-97%.

Второй челнок в ангаре, макет ОК-МТ, снаружи и внутри выглядит как реальный корабль, за исключением некоторых деталей. По иронии, «место рождения тех, что должны были бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом», грустно замечает владелец ЖЖ.

3. «Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащенных гидроприводами, - пишет Ralph Mirebs. - Эти конструкции необходимы для всевозможных работ на разных высотах, без прикосновения к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей».

4. Сами челноки установлены не на шасси, а на транспортные тележки, которые могут перемещаться по утопленным в пол рельсам. Желтые конструкции – это технологические платформы для доступа к кабинам и двигателям. Как и корабли, они могут передвигаться по рельсам.

5. «Нынешнее состояние кораблей весьма плачевно, - рассказывает очевидец. - Часть плиток теплозащиты отвалилась, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помета, скопившегося за 20 с лишним лет».

6. «В хвостовой части «Буря» лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой».

7. «У макета ОК-МТ носовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало».

8. «Внутри макета почти все так же, как и на «взрослом» корабле».

9. «Непонятно, что стало с отсутствующим оборудованием – не было установлено или было выдрано на драгоценные металлы», - размышляет автор.

10. «В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто».

Пост заканчивается такими словами: «Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесет прибыли за обозримое время?»

«У русских все в порядке!»

А вот как отреагировали иностранные читатели на эти снимки и рассказ.

«А, Россия… Мировой Детройт».

«Черт, это и правда печально. Как-то стыдно, что космическая гонка между Россией и США давно закончилась из-за «астрономических» затрат. И все же поразительно, как много из этой гонки вышло техники, которую мы сегодня считаем чем-то обыденным».

«Учитывая, насколько незначительна стоимость космических программ по сравнению с национальными бюджетами, я никогда не понимал, как можно оправдать вот такой бесхозный распад».Реплика в ответ: «Даже по сравнению с военными бюджетами».

«Удивительно, как нечто настолько потрясающее можно вот так запросто бросить. Как будто в пятницу люди, как обычно, ушли на выходные, а в понедельник решили не возвращаться».

«Можете себе представить, чтобы сотрудники NASA после закрытия программы «Спейс шаттл» заперли бы здание сборки в Космическом центре им. Кеннеди с кораблями внутри и просто свалили?»

«Между тем Байконур – все еще крупнейший космодром на планете и каждый год запускает больше ракет, чем когда-либо в истории! Не стал бы я слишком сочувствовать русским. Все у них в порядке».

«Возможно, эти челноки брошены гнить потому, что русским как-то не по себе беречь столь очевидные копии американских шаттлов. Русские инженеры способны на большее. Они абсолютно точно могут спроектировать свой собственный космический корабль отличного качества, и им лучше бы сосредоточиться на этом, чем ухаживать за старыми челноками и отвечать на бесконечные вопросы туристов, почему они так похожи на американские шаттлы».

«NASA – российской космической программе:

Реплика в ответ: «Учитывая, что мы сейчас полагаемся на «Союзы», чтобы попасть на МКС, думаю, именно русские смеются последними».

«Возникла мысль: какую кучу денег они могли бы заработать на продаже плиток керамической обшивки? Я бы встал в очередь».

«Надо было предложить их музеям, чтобы весь мир мог ими любоваться!»

А что стало с первым «Бураном»?

Первый и единственный полет оригинального «Бурана», при котором он в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, состоялся 15 ноября 1988 года. После закрытия программы этот челнок хранился в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре, но в 2002 году был разрушен при обрушении кровли здания. А вот никогда так и не летавший «Буран 1.02», который вы видели на фото, при этом не пострадал, поскольку стоит в особо прочном, взрывоустойчивом ангаре.

Что касается макетов «Бурана», то один такой, если помните, долгое время стоял в Парке Горького в Москве. Но когда парк реконструировали и убрали аттракционы, то и макет «Бурана» перевезли на ВДНХ.

www.anews.com

БУРАН - триумфальный полёт | С Днём космонавтики!

 

12

 

 

Космический корабль "Буран"

 

15 ноября 1988 года в Советском Союзе были проведены успешные испытания космического корабля "Буран" – корабля многоразового использования. После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия", орбитальный космический корабль "Буран" вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и вернулся обратно, приземшись в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.

 

Космический корабль «Буран» был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров. Длина Космического корабля Бурана 36.4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.

 

Очень важной особенностью космического корабля "Буран" является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе. В хвостовой части корабля расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Бортовой комплекс управления состоит более чем из пятидесяти систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.

 

Первый полет космического корабля "Буран" продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Это событие стало выдающимся вкладом в освоение космоса, советская наука и техника тогда одержали блестящую победу.

 

источник: kosmos19.narod.ru

 

67

 

И «Буран» распилят?!...

 

Из Парка Горького хотят убрать «Буран» – как крупный аттракцион, не вписывающийся в новую концепцию этого места. Официальное распоряжение уже есть, но нет ясности: как вывозить гигантский корпус космического корабля и куда вывозить. Есть риск, что этот символ отечественных технических достижений попросту распилят.

 

«Буран» , который изгоняют сейчас с набережной Парка Горького, – макет космического корабля «Буран БТС-001». В своё время его собрали из некондиционных запчастей на НПО «Молния» в Тушино и доставили сюда баржей в 1993 году. В космосе он не был, но внешне полностью повторяет оригинал, совершивший беспилотный полёт «к звёздам» и вернувшийся на землю. Эта машина – памятник великой стране, Советскому Союзу.

 

Один из последних, Буран демонстрирует наши достижения в науке и технике, не в пример нынешним, – уверен Валерий Рашкин, депутат Государственной думы от фракции КПРФ. – Мы – страна, которая первой вышла в космическое пространство. Нынешняя власть пытается стереть из памяти людей всё, что связано с СССР. Между тем американцы до сих пор не смогли создать беспилотник наподобие нашего. А прошло, между прочим, уже около 30 лет.

 

Я 17 лет проработал на саратовском заводе «Корпус», который выполнял заказы советской космической программы, и могу с уверенностью сказать – мы лидировали в космической гонке. В 1980-е годы СССР в пять раз опережал США по числу космических запусков и общей массе выводимой полезной нагрузки, в четыре раза – по объёму работы космонавтов на орбите. Наши ракеты-носители были вдвое надёжнее американских и намного дешевле в производстве. А чем мы можем гордиться сейчас? Очевидно, тем, что затопили орбитальную станцию «Мир», провалили несколько запусков ракет и не можем связаться, впервые за 15 лет, с межпланетной научной станцией «Фобос-грунт».

 

Макет из Парка Горького ценен ещё и тем, что оригинал, слетавший в космос, погиб. При развале СССР он отошёл Казахстану и стоял на одном из складов «Байконура». Однажды зимой после сильного снегопада в помещении обрушилась крыша, бетонная плита упала на топливный бак, и взрыв уничтожил космический корабль.

 

Ещё один корабль, полностью сделанный, но в космосе не бывавший, находится в экспозиции Музея космодрома «Байконур». Третью действующую модель в Тушино не успели собрать до конца, как кончились советские времена и самая затратная из космических программ была свёрнута. Недоделанный аппарат отвезли ржаветь на один из причалов Химкинского водохранилища. Недавно с большим трудом его удалось перевезти на барже в Жуковский: планируется, что космический корабль-челнок отремонтируют и покажут на авиасалоне МАКС-2013.

 

Ну а самая счастливая судьба выпала кораблю, сделанному для испытаний в атмосфере. За 10 млн. евро его продали Германии. Сейчас немцы заканчивают его реставрацию... «Буран», вставший на прикол в центре Москвы, – конечно, всего лишь макет. Но он стал одним из символов Парка Горького. В нём долгое время находился научно-познавательный аттракцион. Посетители могли посмотреть фильм о достижениях отечественной космонавтики, а сиденья для зрителей и имитировали состояние невесомости.

 

«Новая метла» – против

Но, согласно новой политике руководства парка, все крупные аттракционы с Пушкинской набережной нужно убрать. «А зачем? – спрашивает Валерий Рашкин. – Я согласен, там много нарушений, многие постройки незаконны. Так сносите их, но при чём тут аттракционы? Посещаемость парка резко снизилась, это признают сами работники. Дирекция говорит, что аттракционы изношены, но при этом отмечается, что после демонтажа они будут перевезены в другие города…

 

Не вижу логики. Если они и правда не в лучшем состоянии, переезд им ничем не поможет. Зачем всё это было сделано, я думаю, скоро все узнают. Есть разная информация – и о том, что там построят гигантское, крупнейшее в мире колесо обозрения, которое легко может изуродовать облик столицы, а заодно возведут и огромный торговый центр – творчество очередного олигарха».«Из-за того, что парк теперь принадлежит товарищу Абрамовичу, борьба за «Буран» идёт не на жизнь, а на смерть, – рассказывает космонавт Игорь Волк. – В крайнем случае место для него можно найти в Жуковском. Я хочу, чтобы у нас появился национальный музей авиации и космонавтики страны. Желательно бы эту задачу передать в руки общественной организации, в данном случае Клубу Героев Советского Союза города Жуковский».

 

Действительно, места у них хватит – целых 12 гектаров. Проблема в том, как его перевезти. В своё время этот летательный аппарат транспортировали с предприятия «Молния» по реке. Везли на специальных плотах, и то с большими проблемами. А потом уже специальными кранами поднимали.

Убрать его из Парка Горького можно аналогичным способом. Вертолётом это невозможно. Везти по дорогам? Невероятно. А самое простое – оставить «Буран» там, где он стоял, и передать какой-нибудь организации. Если перевозка слишком затянется, его распилят, и всё.

 

Нет пути назад?

Сейчас собственником звездолёта является самый крупный в Парке Горького арендатор – ООО «Чудо- град». Теоретически именно эта компания должна изыскать средства, чтобы освободить набережную от модели космического корабля. Но вряд ли они у неё найдутся. Слишком это дорого. Если везти «Буран» сухопутным путём, по Ленинскому проспекту, то предстоит перекрывать движение, а кроме того, убирать троллейбусные провода, а кое-где разбирать мосты... Предпочтительнее водный путь, но для этого нужны баржа и спонсор, который её оплатит, а также судоходное время года. В этом, 2011-м, уже явно не успеть, и «Буран», скорее всего, простоит на набережной до весны.

 

За это время, может быть, появятся другие варианты, куда перемещать макет космического корабля, поближе, чем Жуковский. «Сейчас хотят возрождать ВДНХ. Выгонять торговцев, начинать реконструкцию. Можно было бы «Буран» там поставить, – предлагает полковник ВВС Александр Брусницын. – Это же достижение, да ещё какое, именно нашего народного хозяйства».

 

«Мы нашли возможность отремонтировать планетарий, сделать какие-то другие добрые вещи. А почему не можем разобраться с «Бураном»? – недоумевает депутат МГД Сергей Гончаров. – Неужели мы не в силах найти ему нормальное место, для примера, каких успехов мы достигли в космонавтике? Я думаю, что команда мэра всё же изыщет возможность найти более достойное место для этого символа нашей космической победы. Или спонсоры отыщутся для этого...»

 

Мэр мог бы помочь

Не слишком полагается на спонсоров и меценатов гендиректор РОСНИИТа, в прошлом советник генерального директора НПО «Молния» Александр Золотов. Он готов возглавить это движение за сохранение великой истории и великого космического проекта. «В нашем бесконечном нефтегазовом бюджете есть деньги на Олимпиаду, на бесконечные чемпионаты мира по фигурному катанию, по хоккею, футболу, по борьбе нанайских мальчиков. У нас есть деньги на строительство горнолыжных трасс. Но вот позаботиться об истории великой страны, преемником которой является Российская Федерация, – на это денег нет».

 

«Буран» – это не просто кусок металла! – подчёркивает Николай Безбородов, генерал-майор авиации, депутат ГД четырёх созывов. – Не просто некое изделие, а способ воспитания патриотизма, гордости за свою страну, любви к ней, и сплочения нации. Ему надо найти где-то место, и желательно в центре!»

 

В данном случае, для того чтобы принять решение, не обязательно апеллировать к президенту или премьеру. Достаточно полномочий мэра, чтобы выбрать для «Бурана» новое доступное для людей место, оплатить транспортировку. Или, что заметно дешевле, оставить макет космического корабля стоять там, где он стоял...

 

Валерий БУЛДАКОВ

источник  -  Аргументы.ру http://www.argumenti.ru/

7 декабря 2011

Буран - триумфальный полёт.

 

 

06.07.2014

Космический корабль «Буран» переехал из парка Горького на ВДНХ Макет космического корабля «Буран», находившегося более 20 лет в парке имени Горького, переехал на ВДНХ. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.Космический экспонат весом 50 тонн перевозили в течение пяти часов. Корабль вместе с экипажем ДПС преодолел расстояние в 15 километров. Для транспортировки макет был разобран на несколько частей.Для транспортировки космического корабля была задействована специальная техника, обслуживающая космодромы, а именно — 8 машин, перевозящих крупногабаритные грузы, платформы и самоходные краны грузоподъемностью до 100 тонн.Проследовав через главный вход на территорию ВДНХ, автоколонна отвезла «Буран» на площадь Промышленности, где теперь рядом с самолетом Як-42 и ракетой-носителем «Восток» будет «обитать» космический корабль.

www.znakomoeo.ru

СКОЛЬКО "БУРАНОВ" БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО И КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?

Судьба экземпляров нашего "шаттла" такова.

К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти летных экземпляров корабля "Буран":изделие 1.01 - корабль совершил космический полет в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. Является собственностью Казахстана.изделие 1.02 - должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир". Также находится на космодроме Байконуре и также является собственностью Казахстана.изделие 2.01 - степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. В настоящее время находится в цехах Тушинского машиностроительного завода.изделие 2.02 - был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.изделие 2.03 - задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода. 

Кроме этого были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний. Именно эти макеты сейчас и путешествуют по миру, а один "приземлился" в Москве в парке имени М.Горького. Возможно и на аукцион выставлен один из этих экземпляров.Теоретически возможно использование изделий 1.01 и 1.02 для осуществления космических полетов, а также достройка изделия 2.01, но с технической точки зрения это представляется малореальным, так как практически полностью ликвидирована стендовая база, необходимая для проверки кораблей и их оборудования. А авария может свести на нет и теоретическую возможность.К моменту закрытия программы в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей "Энергия". Две из них в не заправленном состоянии до сих пор хранятся на космодроме Байконур и являются собственностью Казахстана. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО "Энергия" (ныне РКК "Энергия"), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих.

www.astro.websib.ru

Эпопея «Бурана». Почему в СССР не пригодился космический челнок | Наука | Общество

Совершив в беспилотном режиме два оборота вокруг Земли, он благополучно приземлился на бетонную посадочную полосу. И больше не взлетал. О том, почему так вышло, «АиФ» рассказал Станислав Аксёнов, высокопоставленный участник проекта.

Космическая гонка

- В начале 70-х гг. в СССР появилась информация об американской программе космических челноков «Спейс ­шаттл», и военных аналитиков она не обрадовала. По всему выходило, что корабль противника способен спуститься с орбиты, например, над Москвой, провести бомбометание, и никакие наши средства ПВО помешать этому будут не в силах.

Станислав Аксенов родился в 1937 г. В 1962 г. окончил МАИ. Работал в КБ химавтоматики (Воронеж). В 1985 г. стал первым заместителем руководителя КБ по научной работе. Сейчас преподаёт в Военно-воздушной академии.

Решили строить собственный многоразовый корабль. Подготовили проект, его рассмотрела и одобрила Военно-промышленная комиссия, но до 1981 г. работы шли ни шатко ни валко. А 12 апреля 1981 г. американцы запустили «Колумбию». И началось! Всем предприятиям, работавшим по программе «Энергия-Буран», было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу.

Я вместе со своим КБ занимался кислородно-водородными двигателями для «Энергии». Вспоминаю теперь ту безумную гонку, работу на износ... как лучшее время своей жизни! За 8 лет я и мои коллеги ни разу не были в отпуске, в год имели по 2-3 выходных дня: на Новый год и Первомай. Душой, мозгом и генератором этой работы был Александр Дмитриевич Конопатов, главный конструктор и руководитель предприятия.

Восемь лет «каторжного» труда закончились 15 ноября ­1988-го. На Байконур я не полетел, мы смотрели запуск в Воронеже по телевизору. На радостях было выпито немало шампанского и не только. Были награждения и поздравления. А потом случилось то, что случилось. Программу «Энергия-Буран» закрыли.

Приказано забыть

Почему она стала не нужна нашим генералам? По моей субъективной оценке, дело в том, что первоначально «Буран» был чисто военным проектом. Содержать и обслуживать его было невероятно дорого! Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать ­бетонный лоток, куда уходят раскалённые до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске - больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты...

К тому же после потепления отношений с США надобность в «Буране» отпала - он, как я уже сказал, был заточен под военные нужды. К выполнению гражданских космических программ «Буран» был не готов, кроме того, для этих целей нашей стране вполне хватало «Протонов» и «Союзов».

Такой показатель, как стоимость вывода на орбиту 1 кг полезного груза, в СССР никого не интересовал. Зато есть данные по американскому «Шаттлу»: перед окончательным закрытием программы челноков в 2011 г. она ниже 20 тыс. долл. не опускалась. Для справки, у одноразовых носителей этот показатель ниже - от 6 до 15 тыс. долл. Видимо, и у нас соотношение было бы примерно таким же. Наконец, многоразовый корабль не получился в полном смысле... многоразовым. После полёта в камерах сгорания и на лопатках турбин возникали трещины, двигатели требовали переборки, ремонта. Тем не менее этот проект войдёт в число величайших достижений инженерной мысли ХХ в.

Смотрите также:

www.aif.ru

Космический корабль БУРАН

"БУРАН" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внешняя конфигурация

Орбитальный корабль "Буран" выполнен по самолетной схеме: это "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом  двойной стреловидности по передней кромке; аэродинамические органы управления включают элевоны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, "расшепляясь" по задней кромке (рис. справа), выполняет также функции воздушного тормоза; посадку  "по-самолетному" обеспечивает трехопорное (с носовым колесом) выпускаюшееся шасси.

Внутренняя компоновка, конструкция

В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы  для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы. В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания орбитального корабля сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция орбитального корабля не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса орбитального корабля. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Двигательная установка и бортовое оборудование

Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение орбитального корабля на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию орбитального корабля, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых).  Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс, который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики

Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м,площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса орбитального корабля до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева  (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Выведение на орбиту

Запуск "Бурана" осуществляется с помощью универсальной двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия", к центральному блоку которой крепится пирозамками Буран. Двигатели 1-й и 2-й ступеней ракеты-носителя запускаются практически одновременно и развивают суммарную тягу 34840 кН при стартовой массе ракеты с "Бураном" около 2400 т (из них около 90% составляет топливо). В первом испытательном запуске беспилотного варианта орбитального корабля, состоявшемся на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года, ракета-носитель "Энергия" вывела Буран за 476 сек. на высоту около 150 км (блоки 1-й ступени ракеты отделились на 146-й сек. на высоте 52 км). После отделения орбитального корабля от 2-й ступени ракеты был осуществлен двухкратный запуск его двигателей, что обеспечило необходимый прирост скорости до достижения первой космической и выход на опорную круговую орбиту. Расчетная высота опорной орбиты "Бурана" составляет 250 км (при грузе 30 т и заправке топливом 8 т). В первом полете "Буран" был выведен на орбиту высоту 250,7/260,2 км (наклон орбиты 51,6╟) с периодом обращения 89,5 мин. При заправке топливом в количестве 14 т возможен переход на орбиту высотой 450 км с грузом 27 т.

При отказе на этапе выведения одного из маршевых ЖРД 1-й или 2-й ступени ракеты-носителя ее ЭВМ "выбирает" в зависимости от набранной высоты либо варианты выведения орбитального корабля на низкую орбиту или на одновитковую траекторию полета с последующей посадкой на одном из запасных аэродромов, либо вариант выведения ракеты-носителя с кораблем на траекторию возврата в район старта с последующим отделением орбитального корабля и посадкой его на основной аэродром. При нормальном запуске орбитального корабля 2-я ступень ракеты-носителя, конечная скорость которой меньше первой космической, продолжает полет по баллистической траектории до падения в Тихий океан.

Возвращение с орбиты

Для схода с орбиты Буран разворачивается двигателями газодинамического управления на 180º (хвостом вперед), после чего на непродолжительное время включаются основные ЖРД и сообщают ему необходимый тормозной импульс. Буран переходит на траекторию спуска, снова разворачивается на 180º (носом вперед) и выполняет планирование с большим углом атаки. До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэродинамическое управление, а на заключительном этапе полета используются только аэродинамические органы управления. Аэродинамическая схема "Бурана" обеспечивает ему достаточно высокое аэродинамическое качество, позволяющее осуществить управляемый планирующий спуск, выполнить на трассе спуска боковой маневр протяженностью до 2000 км для выхода в зону аэродрома посадки, произвести необходимое предпосадочное маневрирование и совершить посадку на аэродром. В то же время конфигурация ЛА и принятая траектория спуска (крутизна планирования) позволяют аэродинамическим торможением погасить скорость Бурана от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300 - 360 км/ч. Длина пробега составляет 1100 - 1900 м, на пробеге используется тормозной парашют. Для расширения эксплуатационных возможностей "Бурана" предусматривалось использование трех штатных аэродромов посадки (на космодроме (ВПП посадочного комплекса длиной 5 км и шириной 84 м в 12 км от старта), а также в восточной (Хороль Приморского края) и западной (Симферополь) частях страны). Комплекс радиотехнических средств аэродрома создает радионавигационное и радиолокационное поля (радиус последнего около 500 км), обеспечивающие дальнее обнаружение корабля, его выведение к аэродрому и всепогодную высокоточную (в том числе автоматическую) посадку на ВПП.

Первый испытательный полет беспилотного варианта Бурана завершился после выполнения немногим более двух витков вокруг Земли успешной автоматической посадкой на аэродром в районе космодрома. Тормозной импульс был дан на высоте Н=250 км, на расстоянии около 20000 км от аэродрома приземления, боковая дальность на трассе спуска составила около 550 км, отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 3 м от оси полосы.

Разработка орбитального корабля "Буран" продолжалась более 10 лет

Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию орбитального корабля и его систем с обширными теоретическими и экспериментальными исследованиями по определению аэродинамических, акустических, теплофизических, прочностных и других характеристик орбитального корабля, моделированием работы систем и динамики полета орбитального корабля на полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой новых материалов, отработкой методов и средств автоматической посадки на самолетах - летающих лабораториях, летными испытаниями в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном варианте) БТС-02, натурными испытаниями теплозащиты на экспериментальных аппаратах БОР-4 и БОР-5, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т. д.

Всего по программе "Энергия-Буран" было построено три летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний

skybox.org.ua

"Буран".

15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени мощная ракета "Энергия" с четырьмя двигателями высотой 60 метров с челноком "Буран" (общий вес 2200 тонн) взмыли в небо. На корабле не было людей, хотя в носовой части "Бурана" размещались уютная цельносварная герметичная кабина и каюта общей площадью 70 квадратных метров, рассчитанная на 10 человек. Поверхность корабля покрывали 38 тысяч теплозащитных плиток. Грузовой отсек мог вместить орбитальную станцию "Мир". Всего он способен был поднять до 30 тонн груза. Полет проходил нормально. Ракета-носитель выполнила свою задачу и в заданное время отделила все ступени, которые упали в степи Казахстана. Корабль вышел на рабочую орбиту на высоте 260 километров и, сделав два витка вокруг Земли, пошел на посадку. Его можно было наблюдать с Земли, как летящий метеорит. Первый полет "Бурана" длился 205 минут. Приземлившийся корабль обследовали пожарные и химические команды. Осмотр показал, что все в норме. Со стартового комплекса прибыли большая группа руководителей, конструкторы, министры и генералы. Потом приехала инженерная группа. Многие плакали от счастья. Многолетняя работа этих людей была вознаграждена. Все пожимали друг другу руки и обнимались. За триумфом на космодроме "Байконур" наблюдал по телевидению весь мир.

Но при всех достоинствах советского космического челнока первый его полет оказался последним.

Продолжение...

К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»:изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома На карте: Изделие 1.01 «Буран», полностью уничтожен 12 мая 2002 года. Являлся собственностью Казахстана.изделие 1.02 «Буран-2» или, неофициально "Птичка" — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Также находится на космодроме Байконур и также является собственностью Казахстана. В апреле 2007 этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2) На карте: Изделие 1.02 «Буран-2» («Птичка»).изделие 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения На карте: Изделие 2.01.изделие 2.02 — был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.

Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний.

Описание устройства Бурана

Итак, получается что в Москве, по адресу ул. Лодочная, д. 16, на набережной Химкинского водохранилища, лежит недостроенный аналог "Бурана", то самое изделие 2.01

На охраняемом причале в Тушино находятся фюзеляж и комплектующие так называемого третьего летного экземпляра, который по замыслу конструкторов должен был полететь в космос, но из-за приостановки финансирования программы «Энергия-Буран» так и не был достроен. Имени у него не было, будущий корабль успели лишь промаркировать номером 2.01. Его собирали на Тушинском машиностроительном заводе и успели закончить на 30-50 процентов.

В октябре 2004 года этот недоделанный корабль перевезли из цехов завода на причал, который также принадлежал заводу. Также там теперь хранятся и некоторые комплектующие корабля. Они лежат в ящиках под фюзеляжем. Рядом хранятся крылья. Никакого навеса над несостоявшимся челноком нет.Источник.

Макетно-технологический образец орбитального корабля, обозначенный как 1М ОК-М 0.01, и предназначавшийся для повторно-статических прочностных испытаний, должен был стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости.

После наработки материалов для первого полета и последующего фактического закрытия программы, оказавший неудел образец, ориентировочно в конце навигации 1993 года, был перевезен водным путем на спецбарже, и установлен на территории ЦПКиО им. Горького в Москве, где сначала в корпусе корабля разместили кафе-ресторан, а затем переоборудовали в аттракцион "Буран: космическое путешествие".

По этому, многие ошибочно считают что этот "Буран" побывал в космическом простанстве. Источник.

На карте: Макет 1М ОК-М 0.01

Еще один макетно-технологический образец орбитального корабля, обозначенный как 2М ОК-ГЛИ (БТС-002) 0.02, и предназначался для горизонтальных летных испытаний, и в период 1984-89 г.г. совершил 25 полетов на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном городе Жуковский.

После завершения программы летных испытаний и отработки автоматической посадки длительное время находился на консервации в ЛИИ им. Громова, периодически экспонируясь на авиасалоне МАКС, затем в октябре 1999 г. был передан в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился и "Буран" продали в Бахрейн.

Проводкой баржи, осуществляляла английская фирма Brambles Project Services, причем при проходе под некоторыми мостами на Москве-реке зазор составлял всего несколько сантиметров. "Буран" из Жуковского по Москва-реке, Каналу Москвы, Волге, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому и Ладожскому озерам был доставлен в морской порт Санкт-Петербурга, где перегружен на морское судно. Перевозку "Бурана" по Москва-реке, Каналу Москвы и Волге, осуществляли два речных буксира-толкача, раньше работавших в "Спецморпроводке": "РТ 802" и "Донат Барачевский", проекта 1741 АМИсточник

Этот Буран БТС-002 в 2008-м году был продан немецкому музею в городе Шпейер. Вот ещё инфа.

А вот, кстати, официальный сайт музея Technik Museum Speyer. Вот он, БТС-002 у немцев. Ему там явно лучше чем Изделию 2.01, которое под открытым небом ржавеет...

Фотки постю тут, на память.

Кстати, вот тут инфа о судьбе всех построенных (и недостроенных) экземплярах.

На последок ещё фото "Бурана". Именно "Бурана", самого первого, который летал в космос.

Ну и видео старта связки Энергия-Буран и приземление "Бурана" 15 ноября 1988 года (всё в автоматическом режиме).

Смотреть видео buran/buran.flvКороче, я уже знаю куда в следующий раз поедем с Серёгой кататься на великах...

www.g0l.ru

советский шаттл "Буран" на космодроме Байконуре

Орбитальный корабль-ракетоплан многоразового использования «Буран» — это настоящая легенда отечественной космонавтики, советский ответ американским шаттлам. Однако, вскоре после успешного беспилотного полёта в 1988 году, программа космических кораблей многоразового использования была свёрнута и несколько недостроенных «Буранов» было просто брошено. Смотрите в нашем фоторепортаже — во что превратилась гордость советской космонавтики сейчас.

12 ФОТО

советский шаттл 1советский шаттл 1

1. Космодром Байконур в пустынях Казахстана является первым и до сих пор крупнейшим в мире. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal). 

советский шаттл 2советский шаттл 2 2. Построенный в 1950-х годах Советским Союзом, космодром до сих пор используется в качестве единственного места запуска всех рейсов космических кораблей Союз к Международной космической станции. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 3советский шаттл 3 3. Многие объекты на космодроме давно заброшены, являясь реликвиями советской космической программы. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 4советский шаттл 4 4. Одни из них — некогда недостроенные космические корабли многоразового использования «Буран». (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 5советский шаттл 5 5. Когда НАСА начало свою программу космических кораблей многоразового использования «Спейс шаттл» в 1972 году, Советский Союз был вынужден ответить собственным проектом. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 6советский шаттл 6 6. Уже в 1973 году началась разработка «советских шаттлов» по программе «Энергия — Буран». Работы в рамках этой программы продолжались даже после развала СССР, вплоть до 1993 года. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 7советский шаттл 7 7. За эти годы был осуществлён всего один успешный беспилотный запуск космического аппарата. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 8советский шаттл 8 8. В 1988 году корабль Буран (Изделие 1.01) совершил успешный полёт и приземление в беспилотном режиме, что подтверждало его преимущество над американским аналогом. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 9советский шаттл 9 9. В 2002 году этот легендарный летательный аппарат был уничтожен при обрушении ангара, в котором он хранился. В этой катастрофе тогда погибло 7 человек. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 10советский шаттл 10 10. Фотограф Ralph Mirebs недавно посетил космодром Байконур и нашёл остатки двух тестовых космических челноков «Буран». (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 11советский шаттл 11 11. Во время работы программы оба этих корабля использовались для различных наземных тестов и только они сохранились до сегодняшнего дня на Байконуре. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 12советский шаттл 12 12. Грустно наблюдать то, в каком состоянии они находятся. Будем надеяться, что благодаря обнародованию этой темы, славное наследие эпохи интенсивного освоения космоса будет сохранено. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

fullpicture.ru