Легенда о верблюде Буре защитнике Бурабая. Бура гора


«Легенда о верблюде Буре защитнике Бурабая» Просмотр краеведческой информации :: точка «Бурабай» :: Акмолинская область :: Казахстан на карте

Бура был молчаливым, замкнутым, не тревожил напрасно степняков. Любил он вольно гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озёрной водой.

Но как только беда, джут или война надвигались на родной край, или народу грозило какое-либо несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рёва содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду.

Народ почитал, боготворил Буру, берёг его от дурного глаза, ядовитой стрелы, освобождал его от всяких мирских забот. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит, сын одного из ханов Касым. Узнав о том, что здесь есть необыкновенное животное, он заявил во всеуслышание, что именно белоголовый Бура является достойной мишенью для его лука, и несмотря на то, что мудрые люди отговаривали его совершать этот необдуманный поступок, он ждал с нетерпением встречи с Бурой. И вот  когда ханский сынок  в сопровождении себе подобных путешествовал по одной из лесных тропинок, навстречу ему выходит белоголовый верблюд. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Кровь и слёзы его сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро.

Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову священного животного. На месте гибели красавца Буры образовалась гора, своими очертаниями напоминающая два горба верблюда. Гора эта и поныне называется Бурабай.

Бура был вещим, это знал народ,

Бура все беды чуял наперёд.

И всякий раз о том трубил тревожно,

Предупреждая и будя народ.

( из поэмы известного поэта Сакена Сейфуллина "Кокшетау")

kzmap.ru

Волшебные легенды Борового - Yvision.kz

Не могу спокойно слушать, когда экскурсовод, турист или даже учитель географии называет Боровое «казахстанской Швейцарией». Наша природа: животные, флора, ландшафты – никогда не шла в сравнение с природой европейской, в том числе швейцарской. Давно уже пора отойти от вредной привычки равняться на Запад там, где это не нужно и не имеет смысла. Акмолинскую жемчужину Боровое и Швейцарские Альпы объединяет лишь их суть – горы. Так пусть лучше швейцарцы называют свои изъезженные туристами горные склоны «швейцарским Казахстаном». А почему нет? Я отнюдь не против швейцарцев, но категорически против ярлыков типа «казахстанская Швейцария», которым, кстати, и Баянаул иногда обозначают.

Окжетпес и Жумбактас

Давным-давно всякое диковинное явление природы у людей объяснялось мифами и легендами. И у каждого народа – своими. По дороге от озера Щучье к селу Боровое мой знакомый педагог-организатор республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» Арман Омаров рассказал несколько легенд, связанных с горными вершинами этих мест. В восемнадцатом веке здесь кочевали казахи среднего жуза, которым управлял хан Абылай. Мы остановились у памятника правителю, который был установлен летом 2004 года чуть в стороне от дороги. Здесь находилась ставка хана. В таком окружённом горными кряжами и лесными массивами районе тактически очень удобно было держать оборону в частых боях за эту обетованную землю.

– Когда Абылай хан, совершив набег на калмыков, вернулся с битвы, и его войска начали делить завоёванное, среди трофеев была обнаружена неописуемой красоты семнадцатилетняя девушка-калмычка. Каждый из воинов хотел взять её себе в жёны. Хан позволил красавице самой выбрать жениха. Но у неё на родине остался любимый человек, поэтому красавица не желала выходить замуж ни за одного из них. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: «Чья стрела попадёт в него, за того я и выйду замуж». Но никто так и не попал: ни одна стрела просто не смогла достичь высоты, на которой была красавица. В отчаянии девушка бросилась со скалы. С тех пор скала, где, согласно этой легенде, стояла с платком в руках безымянная калмыцкая девушка, носит название Окжетпес – «Не долетит стрела».

У подножия Окжетпеса находится озеро Боровое. И там, где в воду упала красавица, выросла удивительной формы скала Жумбактас – Скала-загадка. Если взглянуть на Жумбактас с так называемого голубого залива, то можно увидеть в нём девушку, если посмотреть с обратной стороны – страшную ведьму. Основание скалы вообще похоже на крокодила. Скала (по сути – каменный остров) Жумбактас находится в западной части озера Боровое, в заливе, который иногда называется голубым.

 

В своей поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин это озеро описывает так:

Вода в Бурабае прозрачнее рос,

А берег его добрым лесом оброс.

Вкруг озера стала густая стена

Из сосен высоких и стройных берёз…

Вершину Окжетпеса сегодня за внешнюю схожесть с животным называют ещё Слоником.

– С этим именем связана другая легенда, – продолжил Арман. – По-моему, у хана Абылая был любимый слоник. Слон – животное для Казахстана диковинное, поэтому, когда в очередной раз наступал враг, глава орды велел самому могучему из своих батыров спасать слона. И тогда силач поднял слоника вверх над собой и застыл в такой позе навеки. Это и есть гора Окжетпес, она же Слоник.

Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающими громадные матрацы и подушки, как в нашем Баянауле. Её высота от подножия до вершины составляет около 300 метров.

Уш-Кыз и Жеке батыр

С горой Окжетпес связано поразительное количество легенд. Знаменитый путешественник, исследователь Азии Чокан Валиханов собрал пятнадцать. Согласно одной из них, у неких трех сестёр был единственный брат, батыр Жеке, который в битве защищал их от врагов. Но противников было очень много, они плотной стеной окружили трёх сестер и их брата-воина. И чтобы не попасть в плен, все четверо встали друг за другом стеной и окаменели, преградив тем самым доступ иноземцам в родной край. Арман указал рукой на цепь горных вершин Три Сестры (Уш-Кыз) – три скалы: большую, среднюю и малую. Все горы Борового фигурируют в легендах. Кстати, от Ч. Валиханова нам достался очередной миф о том самом Жеке батыре (одиноком батыре), который защищал трёх своих сестёр от джунгар.

…Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы, который был ещё и большим мечтателем. Он был молод, песни пел, не знал забот. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился. С востока и юга аул тревожили набеги джунгар, с запада – волжских калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи: дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды. Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на всё рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче одарю сородича добром. Может, тогда утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу соотечественники, думал он. Выковал батыр себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился за счастьем на край света. В пути батыр встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шёл добывать счастье для своего рода. Один из тех батыров уговаривал остальных, мол, не надо ходить за счастьем одному, надо идти всем вместе. Дорога, мол, к счастью трудна, и, чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, попутчик-жолдас. Но каждый воин думал только о себе, о своём счастье. И каждый пошёл своей дорогой. Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился он с врагами, но они взяли его количеством. Как саранча, насели они на него; ослеп и оглох могучий батыр. И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, побеждённый воин упал посреди степи и окаменел, уснув вечным сном. Лежит камнем одинокий Жеке батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. А в сердце народном осталось горе, горькое, как полынь.

В той же поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин упоминает и о Жеке батыре:

Об этом батыре рассказ был таков:

Он гору одну охранял от врагов.

Стоя на посту, он случайно вздремнул

И спящим остался на веки веков.

Глаза он закрыл, словно тайну хранит.

Зовётся гора эта Жеке батыр.

Туристы увозят с собой фотографии на фоне горы, похожей на спящего батыра. Мой попутчик Арман Омаров так и называл её – Спящий батыр. Многие камни и скалы Борового в награду за причудливость очертаний и назвали когда-то местные жители этими именами. Но легенды не всегда – вымысел. Акылбаевский перевал, например, назван так в память о местном проводнике по имени Акылбай.

Бурабай

С того места, где стоит памятник Абылай хану, видны и другие интересные вершины. Например, гора Бурабай. Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец-верблюд Бура. Он был могучим и практически неуязвимым, невероятно быстроногим. Бура любил гулять, пастись у подножия горы Кокше (ещё одно имя – Синюха), утолять жажду холодной озёрной водой. Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война – надвигались на родную землю, Бура преображался. Он птицей взлетал над Кокше и трубил.Гора Буробай В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали белые рубахи и готовились к бою с врагом. Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая –надменный Касым хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил её в самое сердце двугорбого предсказателя. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокий Касым хан, смеясь, вонзал одну ядовитую стрелу за другой в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд завыл настолько громко и гневно, что народ услышал его и теперь. Люди поняли вещий глас: скоро наступит конец ханскому роду Абылая Кровь и слёзы Буры сливались в один ручеек и стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро. Трубя и стеная, он полз к озеру, чтобы глотнуть

yvision.kz

Легенда о горе Бурабай. | silkadv.com

Отдых и прогулки в парке Боровое.

«Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня - книгу пишет одинокий сумасшедший»

Гилберт Кит Честертон.

Туризм в парке Боровое.

Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец верблюд Бура. Он был могучим, вещим и бессмертным, быстроногим как тулпар. Бура любил гулять, пастись у подножия Кокше, утолять жажду холодной озерной водой.Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война - надвигались на родную землю, Бура преображался.Он птицей взлетал над Кокше и трубил. В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест, разбегались звери.Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились к бою с врагом.Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая надменный Касым-хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна.Бура взвыл от боли, и упал на передние ноги. Жестокому Касым-хану были отрадны предсмертные муки верблюда: он, смеясь, вонзал одну ядовитую стрелу за другой в голову, в глаза, в живот умирающего Буры.Верблюд завыл настолько громко и гневно, что народ услышал его и теперь. Люди поняли вещий глас: скоро наступит конец ханскому роду Абылая. Кровь и слезы Буры сливались в один ручеек и стекали в помрачневшее разбуженное горем озеро.Трубя и стеная, он полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касым-хан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. Бура не дополз до живой воды, превратился в камень и стал горой. 

Источник:https://infourok.ru

ФотографииАлександра Петрова.

www.silkadv.com

Урок литературы "Гора Бура (казахская легенда)" 3 класс

Литература Класс: 3 Дата проведения: 12.09.16 Урок № 7

Цель обучения (когнитивная): Познакомиться с легендой; развивать навыки чтения, навыки работы с текстом; развивать умение находить главную мысль произведения, выделять и озаглавливать части; воспитывать бережное отношение и любовь к животным и другим людям, патриотическое отношение к родным просторам.

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

I.

Мотивационный этап.

Тренинг «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

«Жужжащее чтение»

«Знаешь сам, расскажи другому»

Актуализация знаний

- Скажите, в какой стране мы живем? - Кто путешествовал по Казахстану? - Какие красивые природные места есть у нас в стране? Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных мест Казахстана, это край Бурабай. С этим краем нас познакомит казахская легенда. - Кто знает, что такое легенда? Легенда – одна из разновидностей несказанного фольклора. Легенды, устные рассказы, передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказателями. Позднее их начали записывать. Существует много легенд.

Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с казахской легендой.

Я узнаю… Я смогу… Я научусь…

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).

5 минут читают

Пересказывают в парах

Высказывания детей

Самооценка.

«Словесная оценка»

Техника «20 секунд».

«Сигналы

рукой».

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

II.

Операционный этап.

Направленное чтение

Будем читать легенду «Гора Бура», а потом вы скажите: Почему гору назвали Бура? Начинает учитель, затем хорошо подготовленные дети Проверка первичного восприятия Почему гору назвали Бура? Кто главный герой легенды? Когда вам было жалко главного героя? Повторное чтение Анализ I части Будем читать легенду по частям.

Вопросы: Почему Бурабай считают удивительным краем? Какое слово в тексте говорит о том, что природа очень красивая? Как бы вы описали это волшебное место? Кто выразительно прочитает эту часть? Молодцы! О чем говорится в первой части? Как можно озаглавить эту часть? Добиваться полного ответа от детей.

Анализ II части Будем читать II часть.

Вопросы: Почему народ любил верблюда? Какими словами автор говорит, что верблюд очень быстро бежал людям на помощь? Найдите эти слова. Найдите сравнение: с чем автор сравнивает верблюда? Каким был верблюд? Как бы вы его охарактеризовали? Как нужно читать эту часть? Кто прочитает? Молодец! О чем говорится во второй части? Как можно озаглавить эту часть?

Анализ III части Будем читать III часть.

Вопросы: Почему хан убил верблюда? Найдите слово, которое характеризует, что хан плохой? Как вы относитесь к поступку хана? Какое чувство у вас вызвал верблюд? Как будем читать эту часть? Кто прочитает выразительно? О чем говорится в III части? Как модно ее озаглавить?

Физкультминутка

Фронтальная работа

Читаем I часть по цепочке, начинает 1 ряд.

План 1. Удивительный край

Продолжим читать по цепочке.

План 2. Добрый верблюд

Продолжаем цепочку.

План 3. Поступок хана

«Словесная оценка»

«Сигналы

рукой».

Техника «20 секунд».

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

III.

Рефлексия.

стикеры

Почему народ бережно хранит эту легенду? Ребята, чему учит нас эта легенда?

На этом уроке…

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Домашнее задание: с.10-12 пересказ

Отвечают на вопросы.

Высказывания детей

hello_html_472b547.jpg

НП

ОдО

УиЛ

ВО

ТиО

infourok.ru

Тора -Бора - 70-я Отдельная Гвардейская Мотострелковая Бригада

Тора-Бора Или Тура-Бура (пушту توره بوړه‎ — «чёрная пещера»), известная в пределах своего района какСпингар (пушту سپین غر‎ — «белая гора») — пещерный комплекс, расположенный в хребте Сафедхох (надари — «белые горы») на востоке Афганистана в районе Пачир Ва Агам[en] в провинции Нангархар, к юго-западу от Джелалабада, примерно в 50 км от Хайберского прохода и примерно в 10 км севернее Зоны племён в Пакистане. Известен как лагерь радикального исламского движения «Талибан» и международной террористической организации «Аль-Каида» в периоды правления «режима Талибов» и вводамеждународных сил содействия безопасности (ISAF) и укрепрайон афганских моджахедов в Афганской войне в 80-х годах. В горах Тора-Бора и окружающим хребте Сафедхох находятся карстовые пещеры, образованные естественным путем при растворении известняка.Укрепрайон Тора-Бора — «Укреплённый район», «Базовый район» — значительное по территории долговременное оборонительное сооружение, «опорный пункт и перевалочная база» многочисленного вооружённого формирования афганской оппозиции афганских моджахедов в составе «восточной объединённой группировки» в зоне ответственности крупного полевого командира, одного из лидеров«Пешаварской семёрки» — Юнуса Халеса.Расположен в труднодоступном горном массиве на высоте - 4000 м.(над уровнем моря) в 85 км к югу г.Джелалабад провинции Нангархар.Важный военный стратегический объект афганских моджахедов в период Афганской войны (1979-1989) и движения Талибан, фортификационное сооружение с мощными оборонительными коммуникациями из защитных сооружений и укреплений, организованных по единому плану управления (взаимодействия) «системы огня» с целью ведения продолжительных оборонительных действий с превосходящими силами противника. Стратегический перевалочный и опорный пункт — ключевое звено в партизанской деятельности афганских моджахедов в приграничном с Пакистаномрайоне, восточной части республики Афганистан в зоне ответственности командующего «восточной объединённой группировкой» моджахедов — Юнуса Халеса.Использовался Афганскими моджахедами и международными террористами во главе с Усамой бин Ладеном, Муллой Омаром, Юнусом Халесом и другими полевыми командирами пуштунских племён в период Афганской войны 1979-1989 гг. и позже, с целью ведения боевых действий в устойчивой обороне с превосходящими силами «Северного Альянса» и «войсками западной антиталибской коалиции».Представляет собой лабиринт тоннелей, уходящий на глубину 400 м, с множеством галерей, хранилищ, жилых помещений и укрытий, бункеров, складов вооружения и боеприпасов. Общая протяжённость сообщений составляет более 25 км.Укрепрайон «Тора-Бора» - один из трёх наиболее крупных базовых районов афганских моджахедов периода Афганской войны (1979-1989), таких как: «Джавара» и «Кокари-Шаршари» — на Иранской границе. Расположен в провинции Нангархар республика Афганистан в зоне афгано-пакистанскойграницы.

Войсковые операции в Тора -Бора 

В октябре — ноябре 1980 г. при проведении операции «Шквал» этот комплекс был взят[1], подразделением спецназа КГБ СССР отрядом «Каскад» совместно с подразделениями 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й армии. Как писал полковник Валентин Герасименко о первом штурме, «К тому времени Тора-Бора была еще малоизвестной, но уже покрытой флером таинственности базой душманов. Только потом по своей славе и известности, по количеству штурмов и уничтожений она превзойдёт Панджшерское ущелье»[2].18 — 19 июня 1981 — в провинции Нангархар, в 85 км к югу от Джелалабада, в районе афгано-пакистанской границы, части советской 66-й мотострелковой бригады (3 мсб и 1 мсб) и афганской 11-й джелалабадской пехотной дивизии берут штурмом укрепрайон моджахедов Тора-Бора.22 — 29 июля 1983 — операция в Тора-Бора 66-й мотострелковой бригады.В декабре 2001 года в ходе военной операции против движения Талибан комплекс был взят Объединённым антиталибским фронтом при поддержке международной коалиции 

ТОРА - БОРА. ПЕРВЫЙ ЗАХОД.Воспоминания полковника Герасименко Валентина Дмитриевича        В 1979-1981 годах советник начальника Войск связи и РТО ВВС и ПВО ДРА

     Работая в своих штабах, мы уже привыкли к тому, что рано или поздно, как сигнал общего сбора, до нас сначала должна дойти информация о том, что генерал Шкидченко готовит новые задачи, а потом и команда - быть готовым к убытию в составе его оперативных групп. Приведу только один из фрагментов нашей совместной работы, который достаточно рельефно отражает его человечность и военную мудрость.     К тому времени Тора-Бора была еще малоизвестной, но уже покрытой флером таинственности базой душманов. Только потом по своей славе и известности, по количеству штурмов и уничтожений она превзойдет Панджшерское ущелье.     База размещалась в труднодоступной местности. Доподлинно было известно, что она хорошо оборудована в инженерном отношении и надежно укреплена. База постоянно подпитывалась из недалеко расположенных душманских центров с территории Пакистана. В свою очередь Тора-Бора была постоянно действующим органом снабжения бандформирований в центральном и восточном регионах Афганистана. Неоднократные самостоятельные попытки правительственных войск, и в частности Джелалабадской дивизии, как и эпизодические наскоки усиленных групп 1-го армейского корпуса, захватить и тем более разгромить базу успеха не имели и заканчивались на дальних или ближних подступах ощутимыми потерями живой силы и техники.     Настало время, когда и аппарат главного военного советника был вынужден вплотную заняться душманской базой. Всем было известно, что почти каждый документ афганского командования становился известен противнику в течении суток. Поэтому группа планирования боевых действий подготовила два варианта плана. С одним из них познакомили афганское руководство, а другой, по которому предстояло реально действовать, - свозили в Москву на утверждение. Между тем сыграл свою роль и первый вариант плана. Он дезинформировал вездесущего противника об истинных целях и важнейших деталях операции, и в то же время обеспечил подготовку афганских частей к предстоящим действиям.     Оба варианта утвержденных планов передали, как эстафету, группе руководства боевыми действиями генерал - лейтенанта Петра Ивановича Шкидченко. Хотя ни для самого П.И. Шкидченко , ни для офицеров его группы план проведения операции не был тайной. От самого замысла операции и до утверждения плана все они принимали самое непосредственное участие и досконально знали все детали. Более того, часть офицеров группы уже работала в афганских частях, намеченных к участию в операции. Их задача состояла в том, чтобы определить реальную боеспособность частей и, не показывая деталей операции, подготовить части к реальным боевым действиям.     В авиационных частях вопрос соблюдения режима секретности о предстоящей операции представлял менее острую проблему. Бомбо-штурмовые удары по базе Тора - Бора авиация наносила часто. Это был "дежурный" объект для регулярных авиаударов. Тем не менее, график авиаударов на период операции был доведен только до узкого круга советников-авиаторов.     Наступил день, когда полная ответственность за проведение операции легла на плечи П.И. Шкидченко. После совещания, на котором участникам операции официально поставили общие боевые задачи, Петр Иванович нашел время, чтобы лично побеседовать с советскими и афганскими командирами, которым предстояло работать на главных направлениях. Что конкретно он говорил каждому, осталось "за кадром", но люди уходили от него, настроенные на успех.   Объединенный советско-афганский командный пункт размещался на плато над глубоким каньоном. Он начинался у самого входа в ущелье Тора - Бора, а заканчивался почти у самого Джалалабада на равнине. Вход в ущелье образовывали две горы. Их склоны на разных уровнях были оборудованы бетонированными позициями ДШК и горных орудий. С объединенного КП эти укрепления хорошо были видны в бинокль. Глядя на них, вопроса о том, почему в ущелье Тора Бора еще ни разу не ступала нога советского, а тем более афганского солдата - не возникало. Все как бы дышало мощью и основательностью.     Перед генерал-лейтенантом Шкидченко стояла сложная задача: силами выделенной группировки войск в течение одного светового дня занять и уничтожить базу противника.     Операцию начала авиация 40-й армии. С больших высот самолеты сбрасывали бомбы на "входные ворота" в ущелье Тора - Бора и позиции в глубине ущелья. Дыма и пыли было много. Но в итоге объекты обороны противника оказались малоповрежденными, однако вины авиаторов в этом не было. Вооружения для точечного бомбометания у авиации 40-й армии тогда еще не было. С высот больше 4000 м вероятность поражения целей на склонах гор снижалась значительно, а снижаться ниже летчикам строжайше запретил Главком ВВС главный маршал авиации Кутахов П.С. За месяц до описываемых событий он прилетал в ДРА разобраться в причинах высоких потерь авиации и принятия мер по их предотвращению. "Стингеров" у душманов тогда еще не было. Поэтому Главком определил, что причиной больших потерь самолетов и вертолетов стала высокая интенсивность огня душманских ДШК, дальность действенного огня которых достигала 4000 м. Соответственно советским летчикам запретили снижаться ниже 4000 м.     Оценив шумное и зрелищное, но в целом бесполезное "авиадейство" под руководством авиационного генерала от ВВС 40-й армии, Шкидченко П.И. явно расстроился и начал рассматривать в бинокль какой-то объект на склоне горы. Претензий к авиагенералу он предъявить не мог. Понимал неэффективность действа и сам генерал-авиатор, но делал то, что было приказано.     Следующей по графику нанесения ударов эстафету приняла артиллерия. Почувствовав свою стихию, П.И. Шкидченко вызвал к себе начальника артиллерии и включился в процесс руководства огнем.     Непосредственно перед штурмом удары должны была наносить афганская авиация. После небольшой паузы на объединенном советско-афганском пункте управления авиации из динамиков авиационной радиостанции громко понеслось: "...Арча, Арча...я Мирванд, на боевом...". Переговоры афганских пилотов на русском языке было трудно разобрать. Дальше - еще хуже. Радиообмен пошел на родном для пилотов языке. Генерал, представлявший авиацию 40 -й армии раздраженно приказал: "Как старший авиационный начальник приказываю прекратить этот гвалт! Выключите свою радиостанцию!"     Я как советник начальника оперативной группы ВВС ДРА деликатно попытался объяснить советскому генералу-авиатору, что началась работа афганской авиации и придется потерпеть временные неудобства: такой уж порядок радиообмена в воздушных радиосетях ДРА. К диалогу подключился и командующий ВВС ДРА полковник Мир Гаусуддин: "Мы ведь вас терпели, когда вы бомбили - теперь мы будем работать, и нам нужна радиосвязь!". Генерал не унимался: "Это не базар, а пункт управления авиации и я приказываю убрать этот балаган!".     Учитывая динамику процесса, Шкидченко П.И. решительно вмешался в конфликт: "Товарищ генерал! У вас такой совершенный и мобильный пункт управления! Переместите его на 25 - 30 метров от этой шумной компании и спокойно руководите своими высотными полетами. У афганцев на подлете ударная группа и перемещать их пункт управления уже поздно!".     Под ворчание недовольного генерала-авиатора и урчанье двинувшейся с места авиационной командно-штабной машины (АКШМ) как-то неожиданно над "воротами" ущелья появилась четверка афганских истребителей - бомбардировщиков СУ- 7. На малой высоте они пронеслись вдоль бетонных сооружений и скрылись за грядой гор. В наступившей тишине из динамика авиационной радиостанции афганской ГБУ (группы боевого управления) прозвучал доклад на чистом русском: "337. Сброс выполнил. Возвращаюсь на базу". Перед входными воротами в ущелье, на высоте около ста метров раздался сухой треск разрывов. Разрывы наблюдались и визуально.     За улетевшими самолетами на высоте около 100 м образовалась полоса из белых облачков. Раздался чей то возбужденный выкрик: "Это "Эрликоны"! У душманов появились "Эрликоны!" (немецкая 20-мм автоматическая зенитная пушка образца 1934 года - прим.составителя). Автор этого "открытия" обнаружился быстро. Им оказался недавно прибывший по замене ветеран "Арбатского военного округа". Это был его первый выход на настоящую войну.     П.И. Шкидченко мягко поправил автора, разъяснив, что это сработали кассетные бомбы, сброшенные афганскими пилотами. А "Эрликоны" хороши были на судах союзных конвоев "PQ". Для горной местности они не годятся - слишком тяжелы и громоздки. Позже выяснилось, что за штурвалами двух из четырех "сушек" были не афганские, а советские пилоты-советники. Ведущим группы был советник командира авиаполка, а ведущим второй пары - советник комэска.     Затем где-то внизу со стороны Джалалабада появилась четверка вертолетов МИ-25 с афганскими опознавательными знаками. Визуально необнаруженные противником они пронеслись по каньону и с набором высоты атаковали эресами "ворота" ущелья. Душманские расчеты ДШК не успели сделать по ним ни единого выстрела. Вертолеты парами разошлись влево и вправо от "ворот". Вслед им запоздало понеслись трассы пуль душманских ДШК. Но по ДШК тут же начали работать артиллеристы 40-й армии, у которых ранее была возможность пристреляться к бетонированным позициям "духов".     Авиационно-артиллерийская огневая подготовка штурма закончилась. И теперь непосредственное управление движением войск полностью перешло к группе генерала Шкидчено. Четкие команды и распоряжения, как в вате, вязли в афганской системе управления. Афганские пехотинцы и десантники без всякого энтузиазма, понукаемые своими командирами, а больше всего советскими советниками, медленно двинулись к "воротам" Тора-Боры. Их задача в операции состояла в том, чтобы сразу после авиационно-артиллерийской подготовки прорваться в ущелье и, не дав возможности ожить обороне, захватить базу.     По плану операции советские десантники должны были лишь страховать действия своих афганских коллег, поэтому на пехотную дивизию и парашютно-десантную бригаду афганцев был выделен всего один батальон витебской воздушно-десантной дивизии.     Из-за задержки афганцев с выдвижение ожили не полностью подавленные огневые точки душманов. Афганская пехота, а вслед за нею и десантники залегли. Время шло, но поднять афганцев на штурм не удавалось. Командир афганской парашютно-десантной бригады попросил выделить вертолеты, которые по его предложению должны были постоянно висеть над его воинами, и чтобы вперед выдвинулись советские десантники.     Понимая, что эта заминка может привести к большим потерям и срыву выполнения боевой задачи, Шкидченко П.И. принял новое решение. По его команде артиллерия 40-й армии подавила ожившие душманские огневые точки и нанесла мощный удар по объектам базы в глубине ущелья. Под прикрытие огня артиллеристов советские десантники первыми ворвались в ущелье. К этому времени с джелалабадкого аэродрома подошли вызванные нами боевые афганские вертолеты. Афганские десантники и пехота оживились и вслед за советским десантом вошли в ущелье.     На базе были сосредоточены большие запасы оружия и боеприпасов. По плану операции предполагалось вывезти все пригодные к использованию боеприпасы и оружие, а все оставшееся уничтожить. К тому времени в афганских вертолетных частях и частично у вертолетчиков 40-й армии начала сказываться нехватка патронов к 12,7 мм бортовым пулеметам. Душманские запасы патронов к ДШК помогли бы решить эту проблему.     Пока советский десант проверял покинутые душманами объекты, афганцы устроили настоящий грабеж базы. Выросшие в нищете полуголодные афганские солдаты, да и внешне благополучные офицеры тоже тащили все, что попадало им под руку: ковры, бытовую электронику, продукты, одежду, обувь...     Понимая, что остановить погром базы афганцами будет трудно, Петр Иванович Шкидченко убедил афганских командиров, что в первую очередь нужно вынести и вывезти 12,7 мм патроны и установил каждому афганскому батальону и полку количественную квоту. После чего все оставшееся должно быть приведено в такое состояние, чтобы противник не мог им воспользоваться. Но и после такого компромисса уничтожением душманских запасов занимались в основном советские десантники...     К наступлению темноты пещеры и бетонные казематы душманской базы пылали огнем и громыхали взрывами. Войска покидали ущелье Тора-Бора, в надежде, что туда больше никогда не ступит нога советского или афганского солдата. Увы, впоследствии и тем, и другим пришлось еще не раз возвращаться в те края... Документальный фильм ТОРА-БОРА ЗДЕСЬ

www.kandagar.su

Легенды Бурабая: миф или реальность

Казахстанский курорт Бурабай, что находится в 95 километрах от Кокшетау, известен далеко за пределами нашей страны. Чтобы полюбоваться необычными красотами природы этого региона, в летние месяцы (по официальным данным) сюда стекается до полумиллиона туристов. Экскурсоводы приезжим гостям курорта рассказывают множество легенд, сложенных об этом удивительном крае. Мы же, в свою очередь, задумались: а есть ли под этими легендами реальная подоплека? Или, все же, эти красивые истории о Бурабае являются фантазией его жителей?

Легенда о происхождении поселка Бурабай

Бог сотворил Землю. Каждому народу он даровал природные богатства: густые заросли лесов, кристально чистые глубины озер, холодные реки и выси гор. Только казахскому народу достались от Всевышнего бескрайние степи. Огорчились казахи такому дару и стали просить Создателя, чтобы он обогатил их природу. Тогда Бог огляделся и понял, что действительно обделил казахский народ. Глянул он в свой мешок, где хранились богатства природы – но там осталась только горсточка скал и гор, щепотка хвойных лесов, да малость рек и озер. Высыпал он все это посреди казахских степей, и образовался на этом месте удивительный край с разнообразием природы,  именуемый Бурабай.

Как было на самом деле

Конечно, такая красивая история о происхождении поселка не имеет ничего общего с его реальным происхождением. С научной точки зрения этот регион возник 5 миллионов лет назад в результате горообразований, которые проходили в три этапа. Когда-то вся территория поселка была покрыта бескрайним морем, но в какой-то момент на дне моря начались образовываться горы. И происходило это трижды, прежде чем появилась вся данная природа: в позднеюрском периоде, позднемеловом и четвертичном. В результате этих горообразований море мелело и в итоге совсем высохло, оставив на поверхности лишь малые воды в виде озер. А бурабайские скалы и камни приняли свои причудливые формы в ледниковую эру, кода ветер и лед с кропотливой точностью скульптора медленно, но верно делали сою работу – обтачивали камни, придавая им этот живописный вид.

Легенда о троне Абылай хана

Если ехать по трассе вглубь курортной зоны, то перед вами раскроются все красоты природы Бурабая. Здесь же, недалеко от скалы «Окжетпес», расположена поляна Абылай хана, на которой величественно и в гордом одиночестве стоит естественный гранитный «трон». У жителей это место считается священным, так как по преданию этот трон неразрывно связан с восхождением на престол хана Абылая. Легенда гласит, что представители Среднего жуза провозгласили Абылая своим ханом, затем, усадили его на белую кошму и понесли к этому гранитному трону.

Как было на самом деле

Действительно, история становления Абылая ханом неразрывно связана с этим краем. Около трехсот лет назад, у самого подножья гор, на пустыре, который ныне именуют поляной Абылай хана, была его ставка. В этом удачно расположенном месте казахи скрывались от джунгар. Высокие горы и чаща леса служили естественным укрытием. А вершина горы Окжетпес была круглосуточным наблюдательным пунктом, чтобы неприятель не настиг ставку в неожиданный момент. По историческим сводкам именно после битвы с джунгарами в 1734 году на территории, где ныне располагается поселок Бурабай, Абылая (Абильмансура по происхождению) признали ханом Среднего жуза. Но воспользовался ли Абылайхан гранитными глыбами в качестве своего трона, доподлинно неизвестно.

Легенда о пещере Кенесары

Близ санатория «Окжетпес», с юга от озера Аулиеколь в лесу среди сосен спрятана от людского взора небольшая пещера, названная в честь хана Кенесары Касымова. Пещера имеет удачное расположение – у ее подножья расположен отлогий камень, с выси которого можно наблюдать за всей округой. Сама пещера по форме напоминает юрту, в которой предусмотрен даже дымоход – отверстие вверху пещеры, ведущее наружу. Эта пещера особа знаменита среди туристов тем, что с нею связана легенда о Кенесары. Когда Кенесары был юным батыром, очень любил со своей дружиной выезжать в бурабайские леса поохотиться на водившихся здесь зверей. Чтобы в ночи не возвращаться в ставку, Кенесары укрывался от ночного мрака и непогоды в пещере. Именно эту историю рассказывает экскурсовод, когда водит по данному маршруту туристов. У пещеры не так давно установили мемориал с начерченной выдержкой из поэмы Магжана Жумабаева: 

В эту ночь в пещере среди горЗадумался Кенесары-ханО судьбе своего угнетенного народа.

Как было на самом деле

Эта легенда вполне могла оказаться истиной. Ведь Кенесары Касымов, который являлся внуком Абылай хана и сыном Касыма, родился в 1802 году в этом урочище. То, что он любил охоту – это общепризнанный факт. Посему и эта пещера могла служить ему ночлегом в вылазках.

Легенда скалы Окжетпес 

Эта легенда рассказывает о происхождение названия «Окжетпес», что в переводе означает «Не долети стрела». Из глубины времен до нас дошла следующая история, связанная с этой скалой. Во времена правления Абылай хана, когда его ставка располагалась у подножья гор Бурабая, после одного набега на калмыков привезли пленных. Среди них находилась и калмычка, чья красота была просто неописуема. Каждый батыр из ханского войска захотел взять себе в жены красавицу. Чтобы среди воинов не было разлада, Абылай хан разрешил девушке самой выбрать себе жениха. Но у нее на родине уже был суженый, которого она любила, поэтому не желала стать женой чужака. Тогда красавица взобралась на самую вершину скалы, что была неподалеку, вытянула в руке белый платок и сказала войску: «Чья стрела пронзит мой платок, тому я буду верной женой». Но как не старались батыры, их стрелы не долетали до вершины скалы. А калмычка, чтобы не достаться никому, спрыгнула вниз со скалы в озеро. На месте ее падения вскоре посреди озерной глади образовался необычный камень «Жумбактас» (Скала-загадка). Его уникальность кроется в том, что если на камень смотреть с разных ракурсов, то можно увидеть сначала молодую девушку, затем женщину, а потом и старуху. А скалу, как вы уже поняли, прозвали «Окжетпес».

Как было на самом деле

Факт о калмычке и скале в истории Казахстана не зафиксирован. Но, как мы уже знаем, возле «Окжетпеса» действительно располагалась ставка Абылай хана. История ведь не способна зафиксировать каждую деталь. К тому же легенды на пустом месте не рождаются. Но что касается «Жумбактаса», то все горы, скалы и камни в урочище появились одним путем – в результате горообразования, который был описан выше.

Легенда о пляшущей роще

На берегу озера Аулиеколь есть еще одна достопримечательность курорта – «Роща танцующих берез». Прозвали ту рощу из-за берез, которые все как на подбор имеют причудливые изогнутые формы. И этому природному феномену тоже нашли объяснение в виде легенды. В давние времена на месте рощи был пустырь, на котором любили собираться молодые девушки и юноши, чтобы устраивать веселье с танцами, конкурсами и песнями. Об этой забаве узнал хан здешних земель. Ему очень захотелось тоже побывать на празднике, посмотреть на озорную молодежь. Но хан понимал, что стоит ему там  появиться – люди станут смущаться и уже не смогут вести себя так раскрепощенно. Поэтому хан решил переодеться в простолюдина и незаметно попасть на праздник. Его затея увенчалась успехом. Хан получил немалое удовольствие от забав, которые устраивали юные батыры. Но когда в пустырь вышли девушки в белых одеяниях и начали ладно танцевать, то тут уж хан не удержался. Он вышел к девушкам, чтобы восхититься их красотой, но те узнали в простолюдине своего хана и так испугались, что тут же окаменели и прямо в танцевальном движении превратились в березки.

Как было на самом деле

Может быть, пару сотен лет назад эта легенда и сошла бы за правду, но сейчас в наш просвещенный век эти легенды остаются просто красивыми сказками. На самом деле бурабайские березы приняли свою чудную форму в результате неблагоприятных погодных условий в этих краях. Сильный ветер и снежные сугробы изменили привычную форму берез, которые только начинали произрастать из-под земли.

Легенда об Акылбаевском перевале

Давным-давно жил вместе со своей большой семьей в лесах Бурабая очень добрый человек по имени Акылбай. Знал он лес и все его тропы как свои пять пальцев. Вдоль обрыва шла опасная узенькая дорога, по которой все время проходили караванные пути. Чтобы странники безопасно миновали этот перешеек, Акылбай сопровождал их, указывая правильное направление. Впоследствии этот перевал и прозвали Акылбаевским.

Как было на самом деле

Действительно, некогда в урочище проживал человек по имени Акылбай, который был известным в округе проводником. После смерти Акылбай был захоронен там же, на лесном кордоне, который тоже теперь зовется Акылбаевским. 

el.kz

Гора Бура (Казахская легенда) » Қазақстан ұстаздарына арналған

1.Орг. момент

Здравствуйте ребята!

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

 

2. Проверка домашнего задания

Проверим домашнее задание.

Вспомните, какое произведение вы изучали на прошлом уроке? Какое задание было задано на дом?

Кто выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно? Какую оценку поставим? Почему?

Выразительно прочитать стихотворение Выучить его наизусть

Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Почему я люблю свою родину?

 

3. Постановка цели и задач

- Сегодня на уроке мы познакомимся с казахской легендой.

  1. Подготовка к восприятию

Беседа.

-  Скажите, в какой стране мы живем?

Кто путешествовал по Казахстану?

Какие красивые природные места есть у нас в стране?

Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных мест Казахстана, это край Бурабай.

С этим краем нас познакомит казахская легенда.

Кто знает, что такое легенда?

Легенда – одна из разновидностей несказанного фольклора. Легенды, устные рассказы, передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказателями. Позднее их начали записывать. Существует много легенд. Мы прочитаем одну из них.

5. Работа со словарем

Ребята, посмотрите на доску. Прочитаем слова хором.

Кто знает значение этих слов?

Бурабай – это государственный национальный парк Казахстана. Хан – это титул главного правителя, человек, который правит.

Составьте с этими словами предложения.

6.Первичное восприятие текста

- Будем читать легенду «Гора Бура», а потом вы скажите: Почему гору назвали Бура? Начинает учитель, затем хорошо подготовленные дети

7. Проверка первичного восприятия

- Почему гору назвали Бура?

- Кто главный герой легенды?

- Когда вам было жалко главного героя?

8. Повторное чтение

анализ I части

Будем читать легенду по частям. Читаем I часть по цепочке, начинает 1 ряд.

Вопросы:

Почему Бурабай считают удивительным краем?

Какое слово в тексте говорит о том, что природа очень красивая?

Как бы вы описали это волшебное место?

Кто выразительно прочитает эту часть?

Молодцы!

О чем говорится в первой части?

Как можно озаглавить эту часть?

На доске

План

Удивительный край

9.Анализ II части

Будем читать II часть. Продолжим читать по цепочке.

Вопросы:

Почему народ любил верблюда?

Какими словами автор говорит, что верблюд очень быстро бежал людям на помощь? Найдите эти слова.

Найдите сравнение: с чем автор сравнивает верблюда?

Каким был верблюд?

Как бы вы его охарактеризовали?

Как нужно читать эту часть? Кто прочитает? Молодец!

О чем говорится во второй части?

Как можно озаглавить эту часть?

На доске

План

Добрый верблюд

Физминутка

Сейчас немного отдохнем.

Проведем физминутку.

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети.

А теперь мы дружно встали

Великанами мы стали.

10. Анализ III части

Будем читать III часть. Продолжаем цепочку.

Вопросы:

Почему хан убил верблюда?

Найдите слово, которое характеризует, что хан плохой?

Как вы относитесь к поступку хана?

Какое чувство у вас вызвал верблюд?

Как будем читать эту часть? Кто прочитает выразительно? Молодец!

О чем говорится в III части? Как модно ее озаглавить?

На доске

 План

1.      Поступок хана

 

12.Соотношение картинки с планом

Посмотрите на картинку на стр. 11

К какой части легенды можно отнести эту картину?

Найдите в тексте подходящие слова к картинке.

Зачитайте.

Составьте свой рассказ по картине. Молодцы!

13.Подготовка к пересказу

Вот мы познакомились с казахской легендой «Гора Бура». А сейчас приготовьтесь к пересказу. Прочитаем план, который у нас получился.

Даю 2 минуты на повторение.

Кто пойдет и перескажет 1 часть? Что упустил (а)?

Кто пойдет и перескажет 2 часть? Что упустил (а)?

Кто пойдет и перескажет 3 часть? Что упустил (а)?

Молодцы!

14.Обобщающая беседа

Почему народ бережно хранит эту легенду?

Ребята, чему учит нас эта легенда?

На земле Казахстана много красивых мест, но существует еще много таких уголков страны. В свободное время поищите и почитайте, потом расскажите.

15. Итог урока

Сегодня на уроке хорошо работали, отвечали на вопросы точно, правильно …, поэтому получаете 5, … получаете 4, потому что отвечали на вопросы не полно. А все остальные активнее работайте и получайте оценки. Домашнее задание

Стр. 10-12 пересказ, научиться быстро читать легенду.

www.sabaqtar.kz