Советский лёгкий бронетранспортёр БТР-40. Бтр 40


БТР-40 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БТР-40 - средний двухосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Горьковского автомобильного завода в конце 1947 года. В 1949 году бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а в конце 1950 года началось его серийное производство. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были удостоены Государственной премии. Компоновочная схема бронетранспортера являлась дальнейшим развитием компоновочной схемы советских бронеавтомобилей.

БТР-40 - видео

Она включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса в направлении от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управления, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями.Бронетранспортер БТР-40 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу машины за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части серийного грузового автомобиля ГАЗ-63. Для корпуса бронетранспортера, броневые листы которого соединялись между собой электросваркой, были характерны большие углы наклона лобовых листов к горизонтальной плоскости, большая их толщина, доходившая до 15 мм, отсутствие крыши в десантном отделении, наличие амбразур, прикрытых броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников, и дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения.

В отделении управления БТР-40 предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — восемь человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора. Бронетранспортер был вооружен пулеметом СГМВ образца 1949 года (конструкции известного советского оружейника П. М. Горюнова, талантливого ученика В. А. Дегтярева), заменившим собой пулеметыДТи ДТМ, предназначенным для уничтожения живой силы и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Этот пулемет, обладавший маневренностью и трудоемкостью изготовления пулемета В.А. Дегтярева и безотказностью действия X. С. Максима, в послевоенный период по решению Советского правительства был принят на вооружение бронетанковых и механизированных войск /5/. Благодаря ленточному питанию боевая скорострельность пулемета СГМБ (250-300 выстр/мин) была выше, чем у пулеметов ДТ и ДТМ (100 120 выстр. /мин). Пулемет мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленном над отделением управления, бортовом и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом кронштейне, составляли от -15 до +43‘ Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (пять лент) и десять ручных гранат (из них две противотанковые).

Бронетранспортер БТР-40 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113, имеющей дальность действия при отсутствии радиопомех до 20 км. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 600 мм), чем обеспечивалась незначительная габаритная длина машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирования по частоте вращения коленчатого вала, была повышена до 58,8 кВт (80 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоящая из продольно расположенных полуэллиптических рессор и гидравлических поршневых двустороннего действия амортизаторов, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 25 км/ч. Бронетранспортер оборудовался лебедкой, расположенной в передней части, являвшейся надежным средством восстановления потерянной проходимости (самовытаскиванием) в тяжелых дорожных условиях. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.

В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-40А, вооруженная двумя спаренными пулеметами КПВ калибра 14,5 мм образца 1944 года конструкции известного советского оружейника С. В. Владимирова. Они предназначались для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных наземных целей на расстоянии до 1000 м, и устанавливались на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 . Боевая скорострельность спаренной крупнокалиберной и пулеметной установки была достаточно высокой — 300 выстр/мин. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Экипаж этой модификации состоял из четырех человек. Боевая масса бронетранспортера составляла 5600 кг.В 1958 году была разработана модификация бронетранспортера БТР-40Б с бронированной крышей корпуса, позволившей защитить от огня сверху личный состав, находившийся в десантном отделении и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись два люка с двойными крышками для посадки (высадки) десантников и четыре лючка для ведения огня. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до шести человек.

Модификации

БТР-40

БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.

 

БТР-40А

БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5-мм пулемётами КПВ, боевая масса 5,6 т.

 

БТР-40Б

БТР-40Б (1958) — с броневой крышей корпуса, серия в 1957-60 гг. Лоб корпуса — 6-8 мм. Экипаж — 2+6 чел. Вес — 5,3 т. Создана по итогам событий в Венгрии.

 

БТР-40РХ

БТР-40РХ — машина химической разведки. С ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б

 

БТР-40А ж.д.

БТР-40А ж.д. (1969) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.

БТР-40 (1948) — опытный с 14,5-мм пулемётом КПВ

БТР-40В (1956) — опытный, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтровентиляционной системой. Небольшая серия в 1957 г.

Тактико-технические характеристики БТР-40

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 8Производитель: ГАЗГоды производства: 1950—1960Количество выпущенных, шт.: около 8500

Вес БТР-40

- 5,3 тонн

Размеры БТР-40

- Длина корпуса, мм: 5000- Ширина корпуса, мм: 1900- Высота, мм: 1750 (1830 с тентом)- База, мм: 2700- Колея, мм: 1600- Клиренс, мм: 275—400

Броня БТР-40

- Лоб корпуса, мм/град.: 11—15- Борт корпуса, мм/град.: 8—9- Корма корпуса, мм/град.: 7- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 0—6

Вооружение БТР-40

- Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ

Двигатель БТР-40

- Тип двигателя: ГАЗ-40- Мощность двигателя, л. с.: 78

Скорость БТР-40

- Скорость по шоссе, км/ч: 78- Запас хода по шоссе, км: 285- Удельная мощность, л. с./т: 15,1- Колёсная формула: 4 × 4- Тип подвески: на полуэллиптических рессорах

- Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,47- Преодолеваемый ров, м: 0,35- Преодолеваемый брод, м: 0,9

 

Фото БТР-40

 

Внутри БТР-40

Добавить комментарий

oruzhie.info

Краткое ТТХ БТР-40 | БТР-40

БТР-40 (объект 141)

БТР-40Б

Бронетранспортер разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 (укоротив базу на 600мм., добавили огня в шестирядный мотор и сделали кузов несущим). Прототипами являлись Бронетранспортёты разгромленной Германии(например Sd.Rfz.247) и отчасти бронеавтомобиль Scout Car M3A1 , который поставлялся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу. Уже в 1948 году было изготовлено два опытных образца бронетранспортера (фото1). Впоследствии был изменён силуэт бронекорпуса, отчасти он упростился(отказались от боковых наклонных бронелистов), но и приобрёл определённое совершенство(фото2).

Принят на вооружение Советской Армии в 1950 году с обозначением БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1960 год на Горьковском автозаводе. Снят с вооружения в 1993 году.

ГАЗ-40 №1

БТР-40 производился по лицензии в Китае и Восточной Европе. Состоял на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

ГАЗ-40 №2

Сравнительная тактико-техническая характеристика бронетранспортёров БТР-40 БТР-40А БТР-40Б

Боевой вес в кг. 5300 5600 5300Вес без экипажа и десанта, кг. 4300 5200 4500Экипаж и десант 10чел.4чел.8чел.Длина, мм: 5000Ширина, мм: 1900Высота с тентом, мм: 1830 2289 1880без тента,мм. 1750 2225Низшие точки,мм.картера и мостов 275днище корпуса 400База,мм. 2700Колея передних колёс,мм. 1588задних 1600Число осей:всего 2ведущих 2Вооружение Пулемёт системы Зенитная турельная Пулемёт системыСГМБ пулемётная установка СГМБЗПТУ-2 под пулемёты КПВкалибр 7,62 14,5 7,62количество 1шт. 2шт. 1шт.Места установок На двух бортовых, На постаменте в десантном На лобовом и бортовомна лобовом и кормовом отделении кронштейнахкронштейнахСкорость максимальная, км/ч: 78-80 70-75 78-80Преодолеваемые препятствия:подъём 30′ 28′ 30′крен 25′ 20′ 25′брод,м. 0.9Радиус поворота,м. 7.5Углы въезда: передний 40′задний 37’30Ёмкость баков(45+75),л. 120Расход топлива при 40км/час на 100км. 26 28 26Радиостанция 10РТ-12ДвигательТип 4-тактный, бензиновыйЧисло цилиндров 6Диаметр и ход поршня,мм. 82″110Рабочий объём,л. 3,48Степень сжатие 6,2Мощность,л.с. 78-80 при 3400 об/мин.Крутящий момент,кгм. 20,5Удельный расход топлива на эффективнуюлошадиную силу в час,г. 270(минимальный)Порядок работа цилиндров 1,5,3,6,2,4Топливо А-70Шины Пневматические или пулеустойчивые, размер 9,75Х18,давлениевоздуха 4,0 кг/смЛебёдка Тяговое усилие 4500кг. Длина троса-50м.Коробка отбора мощности до 1954 года имела 2передачи для наматывания и одну для разматывания троса. После 54-года по одной передачи.

ГАЗ-40 №2

БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, телескопический оптический прицел ОП-1-14БТР-40Б с закрытым броневым корпусомБТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинахБТР-40жд навесное оборудование комбинированного хода, для движения по ж.д.БТР-40рх машина химической разведки

Это интересно:

btr40.ru

Колесный бронетранспортер «Объект 141» | БТР-40

Год выпуска: 1948Год принятия на вооружение: 1950

Описание

Колесный бронетранспортер «Объект 141» разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом создаваемой машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, который поставлялся во время ВОВ в СССР по лэнд-лизу. Уже в 1948 году было выпущено два варианта опытных образцов бронетранспортера. Один из них отличался башенной пулеметной установкой на крыше. В дальнейшем конструкторы остановились на первом образце, не имевшем жесткого верха, как и у заокеанского прототипа.

БТР имел компоновочную схему с передним расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери и одну кормовую, двухстворчатую.

На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.

Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18″.

При принятии на вооружение Советской Армии в 1950 году бронетранспортер получил обозначение БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Впервые БТР-40 были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.

БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина — БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

Характеристики

Колесная формула — 4х4Боевая масса, кг — 5300Боевой расчет, чел — 2+8Длина, мм — 5000Ширина, мм — 1900Высота, мм — 1830База, мм — 2700Колея передних/задних колес, мм — 1588/1600Дорожный просвет, мм — 276Бронирование, мм:— лоб корпуса — 11..15— борт — 8..9— корма — 7— днище — 4Вооружение (боезапас) — 7,62-мм пулемет СГМБ (1250)Двигатель (тип) — ГАЗ-40 (К, I6)Рабочий объем двигателя, см3 — 3480Мощность двигателя, л.с. (при об/мин) — 78 (3400)Максимальная скорость, км/ч — 79Запас хода по шоссе, км — 285Преодолеваемые препятствия:— ширина рва — 0,75 м— глубина брода — 0,9 м— высота стенки — 0,47 м— подъем — 28-30°— крен — 20-25°Радиостанция — 10-РТ-12 (Р-113)

Фотографии

Схемы

Модификации

БТР-40А

Бронетранспортер БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2. в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения -5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный ВК-4.

БТР-40Б

Бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1956 году был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 году и выпускался до 1960 года. Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Высота корпуса увеличена на 130 мм. В десантном отделении размещалось 6 человек. В связи с введением броневой крыши были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Пулемет СГМБ мог устанавливаться на переднем или заднем кронштейне корпуса, но стрельба из него была возможна только при открытых люках. В некоторых источниках эта модификация бронетранспортера носит обозначение БТР-40К.

БТР-40В

Бронетранспортер БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1957 году была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи, через ступицу.

БТР-40ЖД

В 1969 году бронетранспортеры БТР-40 и БТР-40А испытывались с «навесным оборудованием комбинированного хода». Стальные катки с внутренними ребордами, укрепленные на откидных рычагах с пружинными амортизаторами спереди и сзади корпуса, обеспечивали устойчивое движение основных колес машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 3-5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам. Масса комплекта оборудования составляла 520 кг. Было выпущено несколько машин, часть из которых еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

БТР-40РХ

БТР-40 (SPW-40) химической разведки армии Восточной Германии

На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40рх. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

Источник

Это интересно:

btr40.ru

Бронетранспортер БТР-40 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский бронетранспортер БТР-40 на базе полноприводного грузовика ГАЗ-63. История создания, особенности конструкции и эксплуатации»

Бронетранспортер БТР-40 без тента

История создания БТР-40

В 1947 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова и ведущего конструктора В.К. Рубцова на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 началась разработка легкого бронетранспортера под названием «Объект 141«.

В 1948 г. были готовы два опытных экземпляра бронетранспортера, один из них изготовили с полностью бронированным корпусом и башенной установкой. По результатам заводских испытаний было принято решение готовить к представлению государственной комиссии и последующему серийному производству вариант машины с открытым верхом.

Бронетранспортер под названием БТР-40 был принят на вооружение Советской армией в 1950 г., и в том же году на Горьковском автомобильном заводе началось его серийное производство. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках и использовался в качестве транспортного средства мотострелкового отделения, разведывательно-дозорной машины, тягача противотанковых орудий. Он был неприхотлив в эксплуатации, прост в обслуживании и имел довольно неплохие характеристики, в целом отвечая всем войсковым требованиям.

Чертеж БТР-40

Модернизация и дальнейшая служба БТР-40

В 1951 г. на базе БТР-40 производился БТР-40А, на котором в десантном отделении разместили зенитную установку ЗПТУ-2, спарку 14,5-мм пулеметов КПВ, способную поражать как воздушные, так и наземные цели.

В 1956г., учитывая опыт боевых действий в Венгрии, был разработан и выпускался по 1960г. вариант машины БТР-40Б с полностью бронированным корпусом.

В 1957 г. разработана и выпущена незначительной серией машина БТР-40В, оборудованная внешней системой регулирования давления воздуха в шинах (система самоподкачки), с целью повышения проходимости бронетранспортера.

С 1957 г. выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ, оборудованная приборами радиационной и химической разведки. По внешнему виду практически не отличалась от базовой модели.

Также на основе БТР-40 создана БРДМ.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, Израиль, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии.

Производство бронетранспортера БТР-40 велось с 1950 по 1958 год, с вооружения был снят только в 1993 году.

Характеристики бронетранспортера БТР-40

Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1950 г.
Длинна: 5000 мм (корпус)
Ширина: 1900 мм
Высота: 1830 мм
Броня, лоб: 7 - 15 мм
Броня, борт: 7 - 15 мм
Броня, башня: 7 - 15 мм
Экипаж: 2 человека + 8 десантников
Двигатель: ГАЗ-40, 78 л.с.
Дальность хода: 285 км
Максимальная скорость: 79 км/ч
Масса:5,3 тонны
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

БТР-40 | Статьи | Фото | Заметки

В 1947 году на Горьковском автозаводе (ГАЗ) был создан лёгкий бронетранспортёр БТР-40, который стал первым серийным в Советском Союзе и использовал отдельные агрегаты полноприводного советского грузовика ГАЗ-63. Толщина брони машины составляла 6-8 мм. Необходимо отметить, что броневик использовал агрегаты массового полноприводного грузовика ГАЗ-63. Согласно западной классификации эта машина в отдельных случаях именуется как бронеавтомобиль.

Появление БТР-40 в Советском Союзе является прямым следствием влияния, оказанного в годы Второй мировой войны бронетранспортёром американского производства M3. Будучи на вооружении советских вооружённых сил эта машина использовалась параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от своего тяжёловесного «родственника» БТР-40 зачастую использовался для перевозки личного состава мотострелковых армейских частей, а также в качестве командирской, связной, разведывательной машины или же в роли армейского тягача.

Серийный выпуск бронетранспортёров БТР-40 осуществлялся на Горьковском автозаводе с 1950 по 1960 год – за это время в общей сложности с заводского конвейера сошли порядком 8500 машин, представленных в 2-х основных вариантах: базовый многоцелевой бронетранспортёр и лёгкая пулёмётная зенитная установка.  В период с 1950 по 1960 года БТР-40 стоял на вооружение армейских частей Советского союза, однако, начиная с 1958 года, он начал вытесняться более современной машиной – БРДМ, которая была сконструирована на его основе. Как бы то ни было, с вооружения армейских частей Российской Федерации этот бронетранспортёр был окончательно снят относительно недавно – в 1993 году.

Нельзя не отметить тот факт, что в 50 годы ХХ века Советский Союз активно экспортировал бронетранспортёр собственного производства БТР-40 – в основном это были дружественные страны, входившие в социалистический блок держав (страны Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Латинской Америки). Несмотря на то, что с момента выпуска первого бронетранспортёра БТР-40 прошло уже почти 65 лет, в ряде отдельных стран земного шара их всё ещё можно встретить на вооружении (Афганистан, Вьетнам, Индонезия, Йемен, КНДР, Куба, Лаос, Сирия и прочие) – это ещё раз наочно доказывает о неприхотливости и сверх долговечности использования этих машин в различных целях. В других странах они или уже списаны, или являются экспонатами музеев армейской техники.

Экипаж бронетранспортёра БТР-40 составляет 2 человека, которые загружались вовнутрь через боковые бронедверцы. Кроме того, в салоне машины могли помещаться 8 десантников в полном боевом обмундировании и снаряжении, который могли вести прицельный огонь из автоматического огнестрельного оружия сквозь специальные бойницы в бортах. В случае возникновения необходимости подобного рода солдаты покидали БТР-40 как через дверь, так и через борта бронированной армейской машины.

 

btr40.ru

БТР-40 киностудии «Ленфильм»

Коллеги, представляю вашему вниманию свою очередную работу, первую, законченную в новом 2013 году. С одной стороны она не совсем типична для меня по тематике, так как современная БТТ не входит в сферу основных интересов, но с другой, имеет самое непосредственное отношение ко второй мировой войне, на которой, зачастую и сфокусировано мое внимание как моделиста.

Техника, снимавшаяся в фильмах про Великую отечественную войну, интересует меня уже не первый год и мысль построить что-нибудь «киношное» посещала меня уже давно. Началось все с небольшой диорамы, которую я увидел на страницах тамиевской книги Diorama Giude book лет пятнадцать назад. Диорама была создана по мотивам американского фильма The Kelly`s Heroes (Герои Келли). Помню, что гибрид Тигра и тридцатьчетверки тогда показался мне каким-то бредом. Только через несколько лет я узнал, что это киношный тигр, «построенный» на Т-34\85. Именно тогда я и загорелся идеей построить «Мосфильмовского» Тигра и начал собирать информацию, которой оказалось совсем не много. Однако, остановило меня не это, а отсутствие модели танка Т-44 из которого и были изготовлены Мосфильмовские тигры. Решил дождаться, пока кто-нибудь выпустит модель Т-44 в пластике. Время шло, но кроме смолы от Зебрано на рынке так ничего и не появилось, поэтому появилась мысль построить что-нибудь другое из киношной тематики, пусть это будет даже не танк, а бронетранспортер. Но и здесь крылась проблема. Самый любимый киношниками БТР-152 выпускает лишь Скиф, а ввязываться в такую авантюру, как постройка Скифовской модели, мне никак не хотелось. К счатью, вскоре Трампетер анонсировал выход модели БТР-40 и я решил начать не с «Мосфильмовского Тигра», а с «Ленфильмовского Ханомага» )))) Почему именно ленфильмовского? Да потому что прототипом стал БТР-40, который исполнял роль не то SdKfz 250/251, не то SdKfz 263 в первой серии кинофильма Блокада, снимавшегося на киностудии Ленфильм в 1970е годы и посвященного битве за Ленинград.

ИСТОРИЯ (немного о боевой и кинематографической карьере БТР-40)

Не стану цитировать информацию из общедоступных источников. Любой желающий сможет прочитать о создании и применении БТР-40 в той же Википедии. Вкратце можно сказать, что БТР-40, созданный с учетом опыта применения ленд-лизовских колесных бронеавтомобилей Скаут и их полугусеничных собратьев в различных модификациях, а также богатого опыта борьбы подобной техникой Вермахта, быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, как командирская, связная, разведывательная машина и для многих других целей. «Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистана, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Израиля, Индонезии, Ирана, Йемена, Камбоджи (Лаос), Китая (Type 55), Кубы, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судана, Танзании и Уганды – веселая такая компания государств )))))По мере устаревания, 40ые списывались из военных частей и многие из них продолжили свою жизнь в качестве реквизита на нескольких советских киностудиях. Основная роль, которую приходилась играть этим машинам – некий собирательный образ немецкого броневика в фильмах про Великую отечественную войну, коих снималось очень большое количество.Удалось составить небольшую фильмографию БТР-40. Уверен, что список далеко не полный, так что если есть что добавить — пишите.Жаворонок. 1964г., Ленфильм.Отец Солдата. 1964г., Грузия-фильмБлокада. 1 часть. Пулковский Рубеж. 1974г., Ленфильм.Диверсант. 2004г., ОАО»Первый канал.На Безымянной Высоте. 2004г., Беларусьфильм.Последний Бронепоезд. 2006г., БелпартнёрТВ.Охота На Вервольфа. 2008г., Film.UA.

Фотография Ленфильмовского БТР-40, принимавшего участие в съемках фильма блокада и вдохновившего меня на постройку модели

На этой серии кадров можно примерно оценить размеры балкенкройца и место его нанесения на БТР-40. Крупные планы люков "немецких танков" очень помогли с выбором схемы нанесения пятен, так на общих планах ничего толком не разобрать из-за низкого качества.

Кадры из фильма Блокада, позволяющие разобрать принцип нанесения пятен камуфляжа. Хорошо заметно, что на разных "немецких танках" камуфляж немного различается, но пятнистость нанесения везде выполнена в едином ключе. Кроме того, примерно идентичны и оттенки.

Фото 1 и 2. БТР-40 киностудии Ленфильм на съемках первой части киноэпопеи Блокада (Лужский рубеж). Особенно колоритно смотрятся флаги на второй фото. Как на параде! На Фото №3 представлен БТР-40 Киностудии имени Довженко участвующий то ли в съемках кино, то ли в реконструкции. Фото №4 - мосфильмовский БТР-40 прибывает в плачевном состоянии. На этот бэтэр установлено орудие, делая его чем-то вроде SdKfz 251/10 )))

Фото 1-2. БТР-40 киностудии Беларусьфильм. На первой фото машина с любопытным камуфляжем, а на 2ом снимке интересный агрегат с имитацией рамочной антенны, которая сразу делает его похожим на SdKfz 223. Фото №3. Довольно редкая версия БТР-40 с устройством для движения по железнодорожным рельсам тоже приглянулась киношникам.Фото №4. Судя по стоящему рядом "Тигру", этот БТР может принадлежать Мосфильму. Занятный облезлый зимний камуфляж

СБОРКА

Постройка этой модели начиналась как своего рода отдых от более серьезных проектов без сколь-нибудь серьезного углубления в матчасть. Я планировал собрать этого бэтэра быстро и сугубо из коробки, чтобы оттянуться на киношной окраске и прибамбасах и не застрять с постройкой на долгое время. Но, в очередной раз не вышло ))))) На первоначальном этапе сборки стал собирать информацию по этой машине и о самом ките фирмы Trumpeter, который, к слову, на тот момент только что вышел в продажу. Даже при поверхностоном рассмотрении было видно, что Трампетер заметно упростил свою модель. Особенно это касалось интерьера.В общем, чем дальше двигалась постройка, тем глубже приходилось погружаться в матчасть, чтобы хоть что-то исправить и немного довести модель до ума. Пару раз работа замораживалась. Сначала в ожидании смоляных колес фирмы Hobby Planet с правильным протектором, а затем в ожидании свежевышедшей в продажу травленки фирмы Eduard.

В итоге, было иправлено следующее:1. Китайцы не воспроизвели боковых штатных сидений сразу за сидениями водителя и командира, а также мягких спинок к большой скамье возле задних дверок. Пришлось сидушки и спинки вырезать из пластика, подходящей толщины.2. Сделали переразмеренным основание антенны на правом крыле, которюе было необходимо сточить.3. Зачем-то водрузили снаружи корпуса крепление топора и кривого стартера, хотя для них должны быть крепления в салоне.4. Отлили справа на панели приборов большой циферблат, хотя он встречался только на машинах с регулировкой подкачки колёс и в модели не совсем уместен. Это лечится довольно легко, банально удаляя ненужный сегмент панели.5. производитель не сделал сварного шва по периметру верхнего края бортовых бронелистов, где они сварены с трубой и даже не намекнул на какое-либо скругление ( а ведь это труба). Из-за этого борта смотрятся очень массивными и толстыми. Пришлось сначала проходить по этому месту скрайбером, чтобы задать небольшое скругление, а затем имитировать сварной шов по всему периметру.6. На этой трубе, идущей по периметру боевого отделения, совершенно невнятно имитированы пазы для дуг тента. Они были вырезаны, а вместо них вклеены колечки, нарезанные из металлической трубки подходящего диаметра.7. Лувры вентиляции двигателя и крылья имеют очень толстые края. Их пришлось стачивать острым ножом до приемлемой толщины.8. Пришлось растачивать смотровые отверстия в подъемных бронещитках лобовых стекол, так как Трамп сделал их глухими, без отверстий!9. В наборе представлены колеса с нетипичным для БТР-40 протектором. Они были заменены на колеса от смоляного БТР-40 фирмы Hobby Planet, любезно предоставленные Иваном Сысуевым. Хотя, по правде сказать, именно в киношном исполнении эти неправильные трампетеровкие покрышки могли быть более-менее уместны, ведь теоретически ленфильмовский сороковой мог быть обут во все, что угодно.10. Ну и не могу смолчать про сварные швы и много всякой мелочевки, о которых Трампетеровцы видимо просто забыли. Имитация всего этого добра заняла добрую часть работы над моделью. Сварные швы я имитировал из расплавленного супержидким клеем литника, по которому наносилась фактура часовой отверткой.Но самой главной проблемой оказалось, что производитель сделал 40ой несколько растянутым в длину и этот косяк уже никак не исправить, потому как растянут он равномерно. Есть информация что длина корпуса модели равна длине оригинала вместе с фаркопом (в масштабе естственно ))) Видимо китайцы немного перепутали результаты измерений. Обидно, но радует, что визуально эта диспропорция не заметна и не режет глаз.Таким образом, модель выходного дня превратилась в многомесячную эпопею с ожиданием прихода доп.наборов, что, в свою очередь, вылилось в угасание интереса к проекту практически на полгода. Но в итоге, я все-таки заставил себя закончить с постройкой и перешел к самому интересному в этом проекте — окраске.

Основные нюансы деталировки

Фото модели до окраски

ОКРАСКА

Откровенно говоря, вопрос подбора оттенков несколько озадачил меня, ведь качество изображения в фильме заметно хромает. К тому же, единственный момент ленты, где БТР-40 проезжает крупно в кадре, снят против света и тона бронетранспортера просто сливаются. Благо, что в фильме довольно крупно и долго показаны танки, изображающие то ли тройки, то ли четверки. На них очень хорошо можно разобрать рисунок камуфляжа, который хоть и немного отличался на разных машинах, но в целом был схож и самое главное – нанесен одинаковыми оттенками, представляя из себя, темно-желтые и черные пятна поверх зеленого. Эту схему я и нанес на свой БТР. Перед окраской, как и всегда, загрунтовал модель Тамиевским аэрозольным грунтом. Базовый оттенок был намешан из красок XF-58, XF-81 и XF-62 в пропорции примерно 3:2:1 соответственно. Затем были нанесены камуфляжные пятна красками XF-60 и XF-69. Я постарался воспроизвести неаккуратность ленфильмовского сотрудника, который наносил пятна камуфляжа краскопультом и нарочно сделал некоторые желтые и черные пятна с опылом, а затем подрисовал стекающие струйки краски кисточкой. На том месте, где хранится пила был оставлен непрокрас, подразумевая, что она сыграла роль своеобразного трафарета. Подходящие по размеру кресты были найдены в загашниках, причем первоначальный вариант был удален через несколько месяцев после неанесения, так как не подходил по размеру. После окраски сидушек, ковриков, рычагов и другой мелочевки, были нанесены сколы и царапины. Перед тем, как наносить загрязнение, был нанесен фильтр и сделана не очень контрастная смывка. Порсле этого на бортах модели были имитированы следы пыли, слегка смытой дождем. Затем была нанесена свежая пыль. Отмечу, что в этом проекте я впервые использовал пигменты новой фирмы Wilder и остался очень доволен результатом. После запыления я долго думал, что модели чего-то не хватает, и она выглядит незавершенной. В результате, решил усилить эффект недавнего дождя засохшими брызгами, которые были намешаны из пигментов подходящих тонов, гипса и растворителя. Эта довольно жидкая смесь набрызгивалась на модель с помощью старой кисточки, причем делал я это не струей воздуха из аэрографа, а просто пальцем, чтобы капельки были поменьше. Кроме того, брызги и засохшие струйки грязи были нанесены и на колеса, подразумевая, что мокрая грязь стекала с рабочей поверхности покрышки, оказываясь наверху, когда та делает оборот вокруг свей оси.

Иллюстрации процесса окраски и тонировки.

БАРАХЛИШКО

Как обычно, не обошлось и без всяких аксессуаров, призванных оживить модель. Я снабдил БТР всяким хабаром, который мог быть у киношников того периода: хопушка была вырезана из подходящего по толщине кусочка пластика от старой модели , рупор режиссера склеен из токого полистирола 0,2 мм, старый магнитофон взят из академовского набора танковых аксессуаров, советская канистра и киношные «Штурмгеверы» — АКМы позаимствованы из набров фирмы Танк, щетка, пассатижи и отвертка взяты из набора утвари фирмы Diopark. Изолента для поддержания самоходного реквизита в рабочем состоянии была сделана из просверленного тянутого литника. Ведро с надписью Ленфильм — травленка фирмы PlusModel. Газета Правда распечатана на принтере, а бутерброды с колбасой сделаны из листового пластика и нарезанного литника, приятного аппетита!!!)))) Не обошлось и без Беломора! Пачку раскрашивал тонкой кистью от руки, глядя на фото настоящей пачки. Она получилась несколько переразмерена, чтобы суметь воспроизвести характерный рисунок. Сами папиросы сделаны из пластикового прутка подходящего диаметра.После того, как весь хабар был окрашен, довольно долго пришлось примерять все по месту, чтобы выглядело логично и не резало глаз. После нескольких попыток, удалось расположить все так как хотелось и модель покинула лакокрасочный цех!

Различные киношные аксессуары, которыми будет начинен "ленфильмовский ханомаг".

На этом все. Работа, над изкоробочной моделью «выходного дня» переросла в привычный долгострой растянулась больше чем на год, с декабря 2011 по январь 2013 года. Не смотря на все тернии, в итоге я остался очень доволен, что связался с этим проектом и поставил на полку столь необычный образец военно-кинематографической мысли )))

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:Trumpeter 05517 – сам наборEduard – фототравлениеHobby Planet — колесаDiopark — отвертка, пасатижи и щеткаAcademy — магнитофонТАНК — советская канистраТАНК — автоматы АКМ5,45 — немецкие каскиPlusModel — дубовые листочки

Хочу выразить большую благодарность Ивану Сысуеву за то, что по своей инициативе предоставил колеса для моего проекта и Игорю Перепелице aka Tankist за отличный валк БТР-40 из Черноголовки, который очень помог мне при постройке модели.

Владимир ЯшинНовосибирск 2013www.ost-front.ruwww.genscher-shop.ru

ost-front.ru

Советский лёгкий бронетранспортёр БТР-40

МЗА1 широко использовались е качестве штабных машин, для разведки, связи и сопровождения Все предпосылки для создания отечественного варианта такой машины уже были – с 1944 года проходил испытания новый полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75×18 и односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние При движении по грязи, снегу, песку нее колеса шли след в след, не испытывая дополнительного сопротивления качению за счет разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчете Главного автотракторного управления Красной Армии, рекордные показатели проходимости. 

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода началось проектирование легкого двухосного бронетранспортера «объект 141». Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с. Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверку брезентовым тентом. Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов НПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе и позволявшей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причем в нижней части были обратные углы, как у немецких бронетранспортеров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпус с вертикальными бортами – более вместительные и простые в производстве, хотя и менее пулестойкие. 

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря почти равной нагрузке на оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их сначала четырьмя, а потом восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебедками. 

Бронетранспортёр успешно прошел государственные испытания и 17 апреля 1949 под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В 1950 году на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а ее создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса для БТР-40 изготавливал Муромский паровозоремонтный завод. Компоновка БТР-40 – автомобильная классическая (с кабиной за двигателем). В бронетранспортере имелись три отделения – моторное, управления и боевое (десантное). 

Моторное отделение было расположено в передней части корпуса. В нём были размещены двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору – через верхний люк, к лебёдке – через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячею воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения – жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления БТР-40 

Отделение управления находилось за моторным отделением в открытой части корпуса. В нём были размещены органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, банок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу. Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемет СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП. аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус БТР-40 

Корпус БТР-40 был сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляла 10 – 15 мм. бортовых 8 – 9 мм. кормовых – 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проёмами имелись смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе перед водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стёкла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь. 

7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюге, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки на бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (основной), размещённый на лобовом листе, боковые – на правом и левом бортах и задний – на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна – в гнезде корзинки на вертлюге пулемётной установки На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 – 80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультиппикатором, две главные передачи с дифференциалами и полностью разгруженные полуоси передних и задних колёс. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса. Ручной дисковый или барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм – глобоидальный червяк с двойным роликом. Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8". Колёсная формула 4x4. Подвеска состоит из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия. 

В передней части бронетранспортёра была установлена лебёдка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебёдки – 4500 кгс, длина троса – 75 м. Внешняя связь поддерживалась при помощи радиостанции 10-РТ-12. Боевая масса машины составляла 5,3 т. Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек. Максимальная скорость движения – 80 км/ч, запас хода по шоссе – 285 км. 

Первая демонстрация нового бронетранспортера общественности состоялась во время военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортёры довооружили, видимо, для придании более внушительною вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК. а на двух боковых – пулемёты СГМБ. Практически одновременно с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку. 

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14.5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90\ склонения – 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14. по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект – 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчёта входили два заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 – 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.

БТР-40А 

БТР-40А был принят на вооружение в 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках. Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После них появилась ещё одна модификация БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. 

Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран – участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, например, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана. Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. 

Краткая техническая характеристика 

Боевая масса – 5,3 т. Экипаж – 2 человека; десант – 8 человек; двигатель: число цилиндров – 6, рабочий объем – 3485 см, мощность – 78 л. с. при 3400 об/мин; длина – 5000 мм; ширина – 1900 мм; высота – 1830 мм; дорожный просвет – 270 мм; Бронирование: 6–15 мм. Вооружение – 7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. скорость – 80 км/ч.

3mv.ru