Эволюция класса броненосных крейсеров. Броненосный крейсер


Эволюция класса броненосных крейсеров. Броненосные крейсера Германии. Часть I

Эволюция класса броненосных крейсеров

Вверху: крейсер «Кайзерин Аугуста»

История броненосных крейсеров начинается с середины XIX века с появлением железного кораблестроения, когда стало возможно защищать жизненно важные части деревянного корвета или же крейсера с железным корпусом — более толстыми листами сначала кованого железа, а позднее закаленной стали. Во всех странах, кроме России, горизонтальное бронирование на крейсерах возникло раньше вертикального — уже с конца 1870-х годов появляются первые бронепалубные крейсера. Очень скоро наметились две ветви развития кораблей этого класса: большой бронепалубный крейсер с максимальным числом орудий среднего калибра и малый бронепалубный крейсер с несколькими орудиями такого же калибра. Развитие первой ветви проходило более быстрыми темпами до тех пор, пока в военно-морских кругах, в одних странах раньше, в других позже, не пришли к пониманию необходимости быстроходных разведчиков при эскадре.

Эти крейсера обычно в 5000-6000 т водоизмещения, несли орудия 6-8-дм калибра. Однако при наличии броневой палубы и орудийных щитов, они не имели никакой бортовой брони. Поначалу вертикальная защита ограничивалась лишь побортно расположенными целлюлозными или пробковыми коффердамами да угольными ямами. Конструкторы полагали, что от снарядов крейсерского калибра такая защита должна быть достаточной, а от таранного удара или мины не спасет никакая броня.

Пренебрежение бортовой броней на больших крейсерах было свойственно не только Германии, но и другим морским державам — Англии и Франции. Так английские крейсера 1880-х гг. постройки (при всем уважении к Владычице морей) трудно назвать броненосными, в лучшем случае — крейсера с броневой защитой: на «Шенноне» узкий пояс защищал лишь 78% протяженности ватерлинии (ВЛ), на последующих кораблях — 66%, 57%. В дальнейшем англичане и вовсе перестали защищать борта крейсеров броней.

В России полагали иначе. Уже в 1873 г. был спущен на воду броненосный крейсер «Генерал-Адмирал», имевший сплошной броневой пояс по ватерлинии толщиной 150-175 мм. И в дальнейшем в России броненосные крейсера регулярно сходили со стапелей.

Между тем технический прогресс привел к внедрению на флотах фугасного снаряда, ощутимому увеличению дистанции боя и скорострельности орудий. Теперь таранный удар становился и вовсе маловероятным, а вот фугасный же снаряд наносил множественные пробоины в борту, и при неповрежденной броневой палубе крейсер противника мог затонуть от потери плавучести. И отставание от России в развитии броненосных крейсеров тогда стало очевидным даже для Запада.

Первыми в конце 1880-х гг. спохватились французы, в 1891 г. спустившие на воду свой первый броненосный крейсер со сплошным броневым поясом по ватерлинии («Дюпюи де Лом», 6780 т). Вслед за Францией и остальные страны берут на вооружение и развивают принципы броненосного крейсера.

Но в то время не была однозначной и сама концепция развития броненосного крейсера. В конце XIX в. возобладало понимание этого класса кораблей как оперативной единицы при линейном флоте, и поэтому его характеристики полностью диктуются требованиями флота, а именно: обезопасить быструю разведку. Первыми крейсерами, отвечающими этому принципу, считаются английские типа «Монмут» (1904 г., 9900 т), у которых превосходство в скорости (23 уз.) достигалось за счет вооружения (орудия только 6-дм калибра). На следующем типе «Девоншир» (в строю с 1905 г.) при сохраненной скорости 23 уз. и вооружении, состоящем теперь не только из 6-мм, но и 190-мм орудий, уже усиливается бортовая броня (152 мм против 102 мм у предшественников). В противоположность Англии во Франции броненосный крейсер понимался прежде всего как инструмент торговой войны. Поэтому, начиная с «Жанны д’Арк» (в строю с 1902 г., 11270 т., борт-150 мм, 2-194, 14 138-мм орудий), повышенное внимание уделяется дальности плавания (до 13500 миль при скорости 10 узлов). Тем понятнее, почему во Франции броненосный крейсер не нашел своего признания как разведчик линейного флота.

Крейсер-корвет «Ирене»

Точка зрения, схожая с английской, разделялась также в американском флоте. Броненосные крейсера типа «Теннесси» (в строю с 1906-08 гг., 15715 т, 22,5 уз.) получали на вооружение 4 254-мм и 16 152-мм орудий и были аналогичны построенным в то же время английским крейсерам типа «Минотавр» (в строю с 1908-09 гг., 16100 т, 23 уз.). Конечно, толщина бортовой брони на американских кораблях (127 мм) была несколько слабее вновь вступающих в строй английских броненосных крейсеров, однако и на последних она не превышала 152 мм.

С наступлением XX века стало очевидным, что эволюция броненосного крейсера зашла в тупик. Подтверждением этому и накоплением опыта стали все морские войны конца XIX-начала XX вв.: японо-китайская, испано-американская и особенно русско-японская. Ни в одной из этих войн броненосный крейсер не был эскадренным разведчиком, также малорезультативной дорогой оказалась и идея использования крейсера в качестве истребителя торговли. Фактически эти корабли были либо при линейном флоте, что-то вроде броненосцем второго ранга, либо автономными единицами, действующими отдельно от флота, но теми же броненосцами второго ранга. Так происходили события перед устьем Ялу в сентябре 1894 г. перед Сант-Яго в июле 1898 г. н при Цусиме в мае 1905 г.

От Цусимы начали свое развитие японские концепции броненосного крейсера. Япония начала ставить на свои корабли типа «Икома» (в строю с 1907-08 гг.) 12-дм орудия, а следующий тип «Ибуки» вместе с 12-дм орудиями «линейного» калибра получал еще традиционный крейсерский калибр 8-дм. Оба типа стали японскими предшественниками классического линейного крейсера.

Два слова собственно о терминах. В Германии не существовало класса «броненосный крейсер». До 1899 г. было разделение на крейсера 1,2, 3, и 4 классов, с 1899 г. крейсера 1 и 2 классов становятся большими крейсерами. Следовательно, большими крейсерами были не только т. н. броненосные (10-15 тыс. т водоизмещения), но также и бронепалубные типа «Кайзерин Аугуста» — «Виктория Луизе» (6 тыс. т водоизмещения) и линейного типа «Фон дер Танн» — «Гинденбург» (20-30 тыс. т). Мало того, броненосные фрегаты 60-х годов XIX века постройки водоизмещением по 9000 т и скоростью, в лучшем случае, 10 узлов, после модернизации 1897 г. также стали большими крейсерами, хотя более походили на учебные суда.

Итак, от 6 до 30 тысяч тонн — таков тоннажный разбег немецкого большого крейсера.

Но вернемся в Англию. Первый лорд Адмиралтейства Фишер видел свою задачу в создании «быстрого броненосного крейсера». Скорость по-прежнему была определяющим критерием нового корабля. Первый проект предусматривал от 14000 до 15000 т водоизмещения, вооружение из 4 234-мм, 12 190-мм орудий, защиту бортовой брони лишь 152-мм плитами. Но скорость хода должна быть не менее 25 уз. Словом, это был типичный крейсер отжившего класса. Поиски лучшего привели к развитию проекта «Дредноута»: к 17400 т водоизмещения, восьми 12-дм орудиям и 25-узловой скорости. Толщина бортовой брони оставалась прежней —152 мм. Так родился первый линейный крейсер «Инвинсибл». С его постройкой все броненосные крейсера оказывались безвозвратно устаревшими. Для английского же флота это было особенно чувствительно, так как в его строю насчитывалось как минимум около 30 броненосных крейсеров против 9 кораблей аналогичного класса в германском флоте.

Этот вывод убедительно подтвердила начавшаяся первая мировая война. Броненосный крейсер с его слабой броневой защитой и несколькими орудиями «крейсерского» калибра попадал в отчаянное положение, если сталкивался с линейным крейсером. В течение первых же нескольких месяцев войны немецкий флот потерял три самых лучших броненосных крейсера, и все они стали жертвами английских линейных крейсеров.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Броненосные крейсера типа «Асама» (Япония)

Японские броненосные крейсера типа «Асама» по вооружению, схеме бронирования и даже внешнему виду - скорее похожи на маленькие броненосцы, чем на крейсеры

Японские броненосные крейсера типа «Асама» по вооружению, схеме бронирования и даже внешнему виду — скорее похожи на небольшие броненосцы, чем на крейсеры

История создания броненосных крейсеров типа «Асама»

Изначально само понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную роль в морской войне. Задача крейсера — «встать» на морские коммуникации противника, и свести на нет его морскую торговлю. Соответственно идеальный крейсер имеет хорошую мореходность, высокую автономность, он вооружен достаточно для того, чтобы в морском сражении потопить вооруженный торговый пароход или миноносец, и достаточно скороходен, чтобы «убежать» от любого опасного преследователя. Крейсер — это дальний разведчик и, если хотите, «корсар». Кораблю такого типа даже серьезное бронирование не обязательно — задачи у него совсем другие.

С этой точки зрения, японские крейсеры «Асама» и «Токива» выглядят какими-то антиподами устоявшихся традиций. Не слишком мореходные и автономные, эти корабли были вооружены громадными (по крейсерским меркам) 203-мм орудиями и несли броню, дающую им возможность вести бой в составе эскадры броненосцев, без риска пойти ко дну от близкого разрыва 305-мм снаряда. Все дело в том, что «Асама» и «Токива» действительно были не совсем крейсерами… это были охотники за крейсерами.

Если основной задачей классического крейсера была охота на «купцов», то «Асама» охотился уже на самих морских охотников, а также оказывал поддержку «старшим товарищам» — броненосцам в эскадренном бою. Любопытно, что если рассматривать непосредственно схему бронирования «Асамы» и его систершипа, то сразу бросается в глаза очевидная деталь: по размещению броневого пояса, его толщине и длине, «Асама» — это скорее «маленький броненосец», чем «большой крейсер». Также считали и японские адмиралы.

Проект крейсеров типа «Асама» создал английский корабел Филип Уаттс на основе проекта чилийского крейсера «О’Хиггинс», но с лучшей защитой, более мощным и лучше расположенным вооружением. «Асама» стал одним из последних и самых мощных английских «эльсвикских» крейсеров — громадного семейства «экспортных» английских крейсеров строившихся преимущественно для не самых богатых, но весьма амбициозных заказчиков. И нужно отметить, что конструкторам удалось создать действительно уникальный во многих отношениях проект — создать корабль близкий по вооружению и бронированию к броненосцам, а по скорости не уступающий «обычным» крейсерам — к этому стремились многие, однако первыми достичь таких результатов на практике, удалось, пожалуй, именно англичанам.

Как уже говорилось, в отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей японских кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами. Фактически именно «Асама» и подобные ему, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров-дредноутов, появившихся вскоре после завершения русско-японской войны.

Главный калибр «Асамы» - башня с двумя 203-мм орудиями

Главный калибр «Асамы» — башня с двумя 203-мм орудиями

Конструкция броненосных крейсеров типа «Асама»

Главной особенностью японских крейсеров «Асамы» и «Токивы» стало их бронирование: главный броневой пояс по длине достигал 66% от длины судна, а толщина составляла от 178 мм (в центре) до 89 мм (в оконечностях). Для сравнения: у мощнейшего японского эскадренного броненосца «Микаса» эти показатели составляли: 50% при толщине 178-229 мм. Неплохо для крейсера, верно?

Горизонтальную защиту цитадели крейсеров обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей. Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии. Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля.

Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Полную скорость эти крейсера показали на 4-часовом пробеге с форсированной тягой. Реальная продолжительная скорость составляла 19-19.5 уз.

Относительно небольшая дальность плавания и невысокая мореходность отчасти объясняются предназначением крейсеров для действий на закрытом театре.Размещение части средней артиллерии в казематах ниже верхней палубы при низком надводном борте могло привести к невозможности ведения из них огня на волнении. Это подтвердилось впоследствии в ходе I мировой войны в сражении у мыса Коронель, когда британские броненосные крейсера с подобным расположением артиллерии не могли вести огонь из орудий нижних казематов.

Вооружение крейсеров типа «Асама» состояло из 4-х орудий калибра 203 мм (8 дюймов) в двухорудийных башнях на носу и корме. Боекомплект башен главного калибра находился непосредственно в самих башнях (80 выстрелов на орудие). Хотя это и ставило под угрозу безопасность всего крейсера при пробивающем броню попадании в башню, но, вместе с стем, позволяло добиться неплохой скорострельности, достигающей трех выстрелов в минуту.

Промежуточный калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм (150 выстрелов на ствол). 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 — в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Характеристики

Броненосные крейсера типа «Асама» (Япония)
Страна:
Тип:
Год выпуска:
Экипаж:
Двигатель:
Максимальная скорость:
Практический потолок:
Дальность полета:
Масса пустого:
Максимальная взлетная масса:
Размах крыльев:
Длина:
Высота:
Площадь крыла:
Вооружение:

История службы броненосных крейсеров типа «Асама»

Броненосный крейсер «Асама»

Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., укомплектован 18 марта 1899 г. (Англия)

9 февраля 1904 г. «Асама» был «главным калибром» японской эскадры атаковавшей российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского Чемульпо. Даже без учета остальных 5-и японских крейсеров, для уничтожения «Варяга» хватило бы одного «Асамы», чей броневой пояс снарядами «Варяга» даже не пробивался. 3 попадания с «Асамы» были самыми чувствительными для русского крейсера. В ответ, по русским данным на «Асама» был разрушен задний мостик и случился пожар, однако японская сторона эти сведения не подтверждает.

Впоследствии, весь 1904 г. «Асама»  действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море 28.07.1904 г., где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».

Серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где вынужден был в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана. Получил 12 попаданий от броненосца «Император Николай I» (3 — 305-мм, 2 — 254-мм), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма, имел обширные затопления. В общей сложности «выпадал» из боя примерно на три часа.

В качестве вспомогательного боевого корабля нес службу вплоть до 1920- х г.г.

С 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны, частично разоружен (4х203, 4х152, 2х80 зен., 2х450-мм ТА). С 1937 г. — учебный корабль.

Исключен из списков флота и разобран на металл в 1947 г.

Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Броненосный крейсер «Токива»

Заложен в январе 1898 г., спущен на воду 6 июля 1898 г., укомплектован 18 мая 1899 г. (Англия)

Участвовал в русско-японской войне в составе 2-го боевого отряда 2-й эскадры японского императорского флота. Участник блокады Владивостока, 14 августа 1904 в ходе боя с владивостокским отрядом крейсеров получил повреждения у о. Ульсан, и ушел на ремонт.

27-28 мая 1905 г. принял участие в Цусимском сражении, где получил 7 попаданий, однако в целом сохранил боеспособность. После войны прошел модернизацию и был переоснащен новыми котлами Бельвиля, после чего вернулся в строй.

Во время Первой Мировой войны участвовал в блокаде порта Циндао, осенью 1914 г в составе японско-английской эскадры адмирала Тотиная Сёдзиро искал германские рейдеры в Индийском океане, затем вплотьб до 1917 г. нес преимущественно патрульную службу в районе Гавайских островов.

С 1917 по 1919 г. выполнял задачи учебного судна, в 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны.

С 30.09.1922 г. переоборудован в минный заградитель (300 мин) и частично разоружен — сняты орудия из нижних казематов, кормовая башня. При взрыве мин 1.08.1927 г. на его борту погибло 35 и ранено 68 человек.

Потоплен американской авиацией 8.08.1945 г. в Майдзуру и исключен из списков флота. Корпус корабля разобран на металл в 1947 г.

Крейсер «Токива» типа «Асама», 1906 г.

Крейсер «Токива» типа «Асама», 1906 г.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.

Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.

Ликвидация мачт и парусов как средств пе­редвижения повлияла не только на очертания и форму корпуса, но прежде всего на размещение вооружения. Как оказалось, на броненосных крейсерах не было явно выраженного стремления переместить все орудия из бортовых позиций в поворотные башни и казематы. Одним из наиболее любо­пытных примеров размещения орудий во время этого периода могут служить четыре немецких броненосных крейсера класса «Захсен», официально числив­шиеся броненосными корветами второго ранга; благодаря их 7 400 т водоизмещению и макси­мальной скорости в 14 узлов их вполне обосно­ванно можно отнести к категории броненосных крейсеров.

Броненосные крейсера имели два 10,2-дюймовых (260 мм) орудия на барбете на носу и четыре также 10,2-дюймовых (260 мм) на каждом крыле бронированной главной башни в центре палубы. Броненосные крейсера, построенные между 1890 и 1905 гг., обычно имели вооружение, как у пред- дредноутных линейных кораблей, а именно: пушки в поворотных башнях и казематах. Первым суд­ном, которое можно считать настоящим броне­носным крейсером, был французский «Дюпюи де Лом», построенный в 1888-1893 гг. Он имел два 7,6-дюймовых (194 мм) орудия на двух симмет­рично расположенных барбетах в центре палубы и шесть 6,4-дюймовых (154 мм) орудий в пово­ротных башнях: три на носу и три на корме (по одной башне на центральной оси кормовой и носовой палубы и по две башни по бокам).

Как и линейные корабли этого периода, бро­неносные крейсера обычно имели небольшое чис­ло орудий главного калибра в индивидуальных или спаренных поворотных башнях на носу и на корме, и значительное количество орудий сред­них калибров в казематах как на батарейной палубе, так и в надстройках на главной палубе.

Австрийский «Кайзерин унд Кенигин Мария Терезия» (1895) имел два 9,4-дюймовых орудия (240 мм) на двух барбетах на носу и на корме и восемь 5,9-дюймовых (150 мм) орудий в казе­матах, четыре в надстройке и четыре на пушеч­ной палубе. Чилийский панцирный крейсер «Эс­меральда» (1897) имел такую же планировку с двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в защи­щенных броневых капонирах — одно на носу, другое на корме — и шестнадцатью 6-дюймовы­ми (152 мм) орудиями, двенадцать из которых располагались по обоим бортам главной палубы и четыре на надстройке. Французский «Жанн д'Арк» был еще одним судном с двумя крупно­калиберными орудиями в индивидуальных пово­ротных башнях на носу и на корме. У него было два 7,6-дюймовых орудия (194 мм) в двух пово­ротных башнях на каждом конце палубы и че­тырнадцать 5,4-дюймовых (139 мм) орудий в ка­зематах, восемь в главной башне и шесть на верхней палубе.

Итальянские броненосные крейсера «Гарибаль­ди», «Варезе» и «Ферруччо» (1901) имели подо­бное расположение. У них было одно 10-дюймо- вое (254 мм) орудие в одиночной поворотной башне на носу и два 8-дюймовых (203 мм) в спаренной поворотной башне на корме, плюс че­тырнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, десять из которых располагались в казематах нижней палубы, а четыре на главной палубе.

Артиллерия немецкого крейсера «Фюрст Бис­марк» располагалась в основном в двух спарен­ных поворотных башнях — одной на носу и одной на корме. Крейсер имел четыре 9,4-дюй- мовых (150 мм) орудия, установленных в этих башнях, плюс двенадцать 5,9-дюймовых (150 мм) пушек, шесть из которых располагались в казе­матах и шесть в одиночных поворотных башнях на главной палубе. Размещение поворотных ба­шен на носу и на корме отмечается также у британских крейсеров «Минотаур», «Дефенс» и «Шэннон» (1908) с четырьмя 9-дюймовыми (230 мм) и десятью 7,4-дюймовыми (190 мм) орудия­ми в одиночных башнях, и у французских крей­серов типа «Леон Гамбетта» (1905) с четырьмя 7,6-дюймовыми (194 мм) и шестнадцатью 6,4-дюй­мовыми (164 мм) орудиями в шести спаренных башнях и четырех казематах.

Размещение орудий главных калибров в че­тырех поворотных башнях не было общеприня­тым на броненосных крейсерах. Такое размеще­ние имело место на чилийском крейсере «Гене­рал О'Хиггинс» (1898) с четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в четырех одиночных пово­ротных башнях, одной впереди и одной на кор­ме по осевой линии и по одной с каждой сторо­ны в центре судна, и еще с десятью 6-дюймовы­ми (152 мм) орудиями, шесть из которых были расположены в казематах, а четыре в поворот­ных башнях. Шведский «Фюльгия» (1906) и аме­риканский «Бруклин» (1896) имели четыре спа­ренных башни, расположенные в том же по­рядке.

Итальянский броненосный крейсер «Веттор Пизани» (1898), русский «Громобой» (1901) и три американских крейсера класса «Чарлстон» (1906) имели осо­бое расположение артиллерии. «Пизани» имел двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по шесть с каждого борта; «Громобой» имел шестнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по семь с каждой стороны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме, и вдобавок еще четыре 8-дюймовых (203 мм) орудия на крыльях главной башни. У судов типа «Чарлстон» было четырнадцать 6-дюй- мовых (152 мм) орудий, по шесть с каждой сто­роны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме.

Итальянский «Сан Джорджио» и «Сан Марко» (1910) и японские «Ибуки» и «Кумара» (1909) располагали свою главную артиллерию из 10-дюй- мовых (224 мм) и 12-дюймовых (305 мм) орудий соответственно в двух спаренных поворотных башнях — одной кормовой и одной носовой, а свое второстепенное вооружение ИЗ 7,4-ДЮЙМО­ВЫХ (190 мм) и 8-дюймовых (203 мм) пушек со­ответственно размещали в четырех спаренных поворотных башнях, симметрично расположенных в центральной части палубы. Как указывалось выше, благодаря калибру своих орудий оба суд­на типа «Ибуки» классифицировались так же, как линейные крейсера, но поскольку у них было всего четыре крупнокалиберных орудия, более правильно было бы отнести их к броненосным крейсерам. Немецкий «Блюхер» (1909) был еще одним крейсером, который можно было бы от­нести к линейным крейсерам из-за числа его крупнокалиберных орудий. Он был вооружен две­надцатью 8,2-дюймовыми орудиями (210 мм) в шести поворотных башнях, расположенных как на «Сан Джорджио» и «Ибуки». Поскольку ка­либр этих орудий был равен всего 8,2 дюймам (210 мм), а не 12 дюймам (305 мм), 13,5 дюй­мам (343 мм) или 15 дюймам (381 мм) линей­ных крейсеров, «Блюхер» был отнесен к более низкой категории.

Все броненосные крейсера обычно оснащались подводными торпедными аппаратами, число ко­торых было от двух до шести. Эти крейсера были также хорошо защищены. Вертикальная броневая защита прикрывала пояс по ватерлинии, борта, главную артиллерийскую башню и палу­бу, окружая вдобавок орудийные башни, а так­же мостик — башенную мачту. Горизонталь­ная защита по-прежнему в форме защитной бро­невой палубы распространялись также на глав­ную палубу и крышу главной артиллерийской башни.

Немецкие «Шарнхорст»и «Гейзенау» имели 5,9- дюймовую (150 мм) броню на поясе, 5,9-дюймо­вую броню на главной башне, 2,3-1,5-дюймовую (60-49 мм) на защитной палубе, 6,6-дюймовую (170 мм) на башнях и 7,8-дюймовую (200 мм) на башенной мачте. Итальянский «Веттор Пиза- ни» имел 4,3-5,9-дюймовую (110-150 мм) бро­ню по ватерлинии, 5,9-дюймовую (150 мм) на главной башне, 1,4-0,8-дюймовую (37-22 мм) на защитном поясе и 5,9-дюймовую (150 мм) на мостике. Оба крейсера типа «Сан Джорджио» имели почти такую же защиту, какую должен иметь линейный корабль, и были обеспечены горизонтальной защитой на всех трех палубах. Броня на поясе достигала 7,8 дюймов (200 мм) толщины, на главной башне 7 дюймов (180 мм), на защитной палубе 1,5-1,1 дюйма (40-30 мм), на нижней палубе 0,3-1,3 дюйма (10-35 мм), на главной палубе 1,7-0,3 дюйма (45-10 мм), на башнях 7 дюймов (180 мм) и на боевой руб­ке 9,8 дюймов (250 мм). Эта защита была со­лиднее, чем броня на «Ибуки», где она достига­ла 7 дюймов (178 мм) на поясе и 8 дюймов (203 мм) на боевой рубке. Немецкий «Блюхер» тоже был весьма хорошо защищен. У него была 7,3-4-дюймовая (180-100 мм) броня на поясе, 5,5-дюймовая (140 мм) на главной артиллерийс­кой башне и 9,8-дюймовая (250 мм) на боевой

рубке. Другие крейсера обычно имели бортовую броню, состоявшую всего из броневого пояса и горизонтальную броню — только на палубе.

На всех судах, пользовавшихся углем для топки котлов, бортовые угольные бункеры час­тично служили защитой как от осколков снаря­дов, так и от подводного оружия. В самом деле, полные бункеры над ватерлинией и за бортовой броней создавали дополнительную преграду для осколков и снижали вред, наносимый разрыв­ными бомбами и снарядами. Бункеры под ва­терлинией могли в значительной мере снизить опасность затопления в результате торпедного удара.

Подводная защита крейсеров оказалась почти совершенно неэффективной, что было доказано в самом начале первой мировой войны, когда в ночь на 22 сентября 1914 г. в течение всего тридцати минут были потоплены три британских броненосных крейсера «Хог», «Абукир» и «Крес- си», торпедированные немецкой подводной лод­кой «и-9».

Почти все броненосные крейсера имели кот лы, нагревавшиеся углем, и поршневые паровые машины. Единственным исключением был «Сан Марко», который будучи родственным судном «Сан Джорджио» имел тем не менее силовую установку из четырех паровых турбин, приво­дивших в действие четыре гребных винта, тогда как последний в противоположность ему имел две поршневые машины на два винта. Японские «Ибуки» и «Курама», представлявшие собой не­что среднее между броненосным крейсером и линейным крейсером, имели две турбины на два винта.

Нагревавшиеся углем котлы требовали нали­чия по меньшей мере двух дымовых труб, кото­рые должны были быть очень высокими, чтобы обеспечить приличную тягу и, следовательно, нормальное горение в топках. На британских крейсерах типа «Кресси» (1901), русском «Гро­мовое» (1901), американских судах типа «Чарлс­тон» (1906), шведском «Фюльгия» (1906), аме­риканском «Бруклин», чилийском «О'Хиггинс» (1898) и двух японских типа «Ибуки» (1909) было по три дымовых трубы. Первенство по числу ды­мовых труб следует отдать французскому крей­серу «Жанн Д'Арк», у которого их было шесть. Причина наличия всех этих труб заключалась в большом количестве паровых котлов: тридцать на британских судах типа «Кресси», двадцать че­тыре на судах типа «Минотаур», сорок восемь на французском «Жанн д'Арк», двадцать четыре на итальянских судах типа «Гарибальди», трид­цать на русском «Громобое» и чилийском «О'Хиггинс» и двадцать восемь на американских крейсерах типа «Бруклин». Несмотря на то, что силовая установка крейсеров «Ибуки» развивала мощность до 24657 л. с. (25000 кВт), у них было всего восемнадцать котлов, которые однако мог­ли нагреваться как углем, так и нефтью.

flotil.ru

Броненосный крейсер

Бронено́сный кре́йсер — класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX — начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев. Наиболее характерной чертой броненосных крейсеров был броневой пояс по ватерлинии.

Греческий «Авероф» — единственный броненосный крейсер, сохранившийся до наших дней.

Как правило, они уступали броненосцам в огневой мощи и защищённости, но превосходили в скорости и дальности плавания[1]. На корабли этого класса возлагались задачи борьбы на коммуникациях, ведения эскадренной разведки, а на последнем этапе развития они ещё должны были составлять быстроходное крыло главных сил флота. Развитие броненосных крейсеров прекратилось перед Первой мировой войной в связи с радикальными изменениями в военно-морской технике. Их роль перешла к линейным и тяжёлым крейсерам.

Британский «Нельсон» — один из первых броненосных крейсеров. Германский «Шарнхорст» — один из самых знаменитых броненосных крейсеров.

www.wikiplanet.click

Броненосный крейсер Википедия

Бронено́сный кре́йсер — класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX — начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев. Наиболее характерной чертой броненосных крейсеров был броневой пояс по ватерлинии.

Греческий «Авероф» — единственный броненосный крейсер, сохранившийся до наших дней.

Как правило, они уступали броненосцам в огневой мощи и защищённости, но превосходили в скорости и дальности плавания[1]. На корабли этого класса возлагались задачи борьбы на коммуникациях, ведения эскадренной разведки, а на последнем этапе развития они ещё должны были составлять быстроходное крыло главных сил флота. Развитие броненосных крейсеров прекратилось перед Первой мировой войной в связи с радикальными изменениями в военно-морской технике. Их роль перешла к линейным и тяжёлым крейсерам.

Британский «Нельсон» — один из первых броненосных крейсеров. Германский «Шарнхорст» — один из самых знаменитых броненосных крейсеров.

ru-wiki.ru

Асама (броненосный крейсер) Википедия

«Асама» (яп. 浅間) — броненосный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама». Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войне. Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Конструкция

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс. В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Вооружение

Чертёж башни главного калибра

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия[1]. Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор. Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных. Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

История службы

Русско-японская война

Бой у Чемульпо

9 февраля во время боя у Чемульпо был главной огневой мощью эскадры контр-адмирала Уриу, хотя и не был флагманом.

За время получасового боя крейсер выпустил 27 — 8", 103 — 6" и 9 — 3" снарядов с дистанции 20-45 каб, то есть всего 139 снарядов, при этом «Варяг», по которому вёл огонь «Асама», получил 3 попадания 8" (только у «Асама» с японской стороны были 203-мм пушки), то есть 11 % снарядов главного калибра достигли цели, что является выдающимся результатом для того времени, правда надо принимать во внимание крайне низкую скорость «Варяга» и незначительную дистанцию боя. Именно эти попадания были самыми серьёзными для русского крейсера (кормовой мостик, подводная пробоина, пожар на корме).

В. Ф. Руднев в своём рапорте писал «Одним из выстрелов 6-дюймового орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера „Асама“ и произведен пожар, причем „Асама“ прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более… Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере „Асама“ был виден большой пожар и сбит кормовой мостик…».

Вместе с тем, эти данные не подтверждаются как самими японцами (они вообще не зафиксировали ни одного попадания по своим кораблям, а кормовая башня не могла вести огонь, так как «Асама» преследовал «Варяг»), так и документами нейтральных военных кораблей, стоявших в порту.

Сообщение Трубриджа, наблюдавшего японскую эскадру во время боя и сразу после, подтверждает отсутствие повреждений и потерь с японской стороны.

Рапорт Руднева недостоверен и во многих других отношениях: он также приписывает себе потопление крейсера "Такачихо", после того прослужившего еще 10 лет и принявшего активное участие в РЯВ, и миноносца, хотя в этом бою ни один японский миноносец не принимал непосредственное участие и не был потерян. Расход боезапаса "Варягом" по рапорту Руднева многократно превосходит недостачу боезапаса, реально установленную при последовавшем обследовании крейсера. Примечательно, что в его рапорте отсутствуют сколько-нибудь конкретные указания (фамилия, должность и т.п.) на тех лиц, на которых Руднев как-бы-ссылается в подтверждение своих якобы попаданий, притом что со всеми коллегами в Чемульпо Руднев был знаком лично.

Цусимское сражение

Достаточно серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где сражался в одной линии с эскадренными броненосцами и в отдельные эпизоды сражения даже выполнял роль флагмана, ведя за собой броненосцы. В бою с русской эскадрой получил 12 попаданий, в основном от броненосца «Император Николай I» (3 — 12", 2 — 9" снарядов), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма (в общей сложности выпал из боя ~3 часа), на нём было 3 убитых, 12 раненых (в ряде публикаций[источник не указан 939 дней] указывается, что было 11 убитых и 13 раненых).

Первая мировая война

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Симадзаки Ёситада (яп. 島崎好忠) — с 1 декабря 1897 года по 17 июня 1899 года[2].
  • капитан 1-го ранга Мукаяма Синкити (яп. 向山慎吉) — с 17 июня 1899 года по 20 мая 1900 года[3].
  • капитан 1-го ранга Хосоя Сакэдзи (яп. 細谷資氏) — с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года[3].
  • капитан 1-го ранга Накао Юи (яп. 中尾 雄) — с 13 марта 1901 года по 12 января 1903 года[3].
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (яп. 寺垣猪三) — с 12 января по 7 июля 1903 года[4].
  • капитан 1-го ранга Ясиро Рокуро (яп. 八代六郎) — с 7 июля 1903 года по 12 декабря 1905 года[5].
  • капитан 1-го ранга Коидзуми Котаро (яп. 小泉鑅太郎) — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года[5].
  • капитан 1-го ранга Миядзи Садатоки (яп. 宮地貞辰) — с 22 ноября 1906 года по 28 сентября 1907 года[6].
  • капитан 1-го ранга Ямасуми Тародзо (яп. 山澄太郎三) — с 15 мая по 10 декабря 1908 год]а[7].

Галерея

  • Крейсер «Асама» после ввода в строй в 1899 году

  • Крейсер «Асама» на параде, около 1900 года

  • Крейсер «Асама» в 1901 году

  • Вид на верхнюю палубу крейсера «Асама»

Примечания

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Александров А.С., Балакин С.А. «Асама» и другие Японские броненосные крейсера программы 1895—1896 гг. (рус.) // Морская кампания : журнал. — Москва: ООО «Коллекция», 2006. — № 1. — С. 48.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0.
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2.
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3.

wikiredia.ru

Потюо (броненосный крейсер) — WiKi

Малые броненосные крейсера типа «Амираль Шарне», являвшиеся удешевленной версией броненосного крейсера «Дюпуи де Лом», все же казались французскому адмиралтейству излишне крупными и дорогими. Кроме того, стремление сохранить на адекватном уровне вооружение и защищенность меньших кораблей привело к потере скорости. Это вызывало сомнения в способности кораблей выполнять свою основную задачу — в случае войны, осуществлять рейдерские операции против британской торговли.

В 1893 году было принято решение заложить новый броненосный крейсер, который бы являлся более быстроходной и дешевой версией крейсеров типа «Амираль Шарне». Этим крейсером стал «Потюо», названный в честь французского адмирала XIX века Луи Пьера Алексиса Потюо.

Корпус крейсера имел традиционную для французских кораблей сигарообразную форму с сильным завалом бортов внутрь в верхней части, и выступающим тараном в носу. Из-за необходимости достижения высокой скорости, «Потюо» получился несколько длиннее и шире предшествующих крейсеров — его длина составляла 110 метров, ширина по миделю 15,3 метра и осадка — 6,5 метра. Водоизмещение крейсера составляло 5374 тонны.

Его корпус имел характерный прогиб в центральной части, из-за чего нос и корма казались задранными вверх. Надстройка представляла собой единое целое с бортами крейсера. В отличие от предшествующих крейсеров, «Потю» имел только легкие сигнальные мачты, между которыми располагались три трубы и многочисленные вентиляторы.

Вооружение

Основное вооружение крейсера состояло из двух 194-мм 40-калиберных орудий образца 1893 года; по одному такому орудию стояло в броневой башне на носу и на корме соответственно. Существенно изменилась батарея вспомогательной артиллерии — теперь она состояла из восьми 138-мм 45-калиберных орудий, установленных в казематах за броневыми щитами (а не в вращающихся башнях, как на предшествующих крейсерах) побортно. Казематы были расположены так, что крайние (ближайшие к носу или корме) пары не перекрывали погонного/ретирадного огня ближайшим к центру корпуса. Ещё два таких же орудия были установлены в центре корпуса, на выступающих бортовых спонсонах, и могли стрелять как вперед, так и назад по курсу.

Таким образом, полный бортовой залп крейсера составлял два 194-мм и пять 138-мм орудий, а погонный и ретирадный — одно 194-мм и шесть 138-мм орудий. Однако, такое усиление залпа было достигнуто ценой значительного ослабления защиты скорострельной артиллерии — орудия стояли в небронированных казематах, прикрытые только противоосколочными щитами.

Противоминное вооружение состояло из десяти 3-фунтовых орудий Гочкисса и восьми 1-фунтовых пятиствольных револьверных орудий Гочкисса. В качестве торпедного вооружения, крейсера этого типа несли по два 450-мм торпедных аппарата с каждого борта.

Бронирование

Бронирование крейсера «Потюо» было существенно ослаблено по сравнению с предшествующими кораблями типа «Амираль Шарне» — что позволило ряду специалистов классифицировать этот корабль как «бронепалубный» крейсер. Его броневой пояс тянулся на всю длину корабля; его высота составляла 4 метра, из которых 1,5 метров находились под водой. Пояс был изготовлен из никелевой стали, его толщина составляла всего около 60 миллиметров, и к нижней кромке пояс утоньшался до 35 миллиметров.

Основную защиту корабля представляла выпуклая броневая палуба, проходившая на уровне ватерлинии. Её края спускались под воду, образовывая скосы, соединявшиеся с нижними краями броневого пояса. Толщина палубы составляла 35 миллиметров в плоской части, и 85 миллиметров на скосах. Таким образом, скосы палубы подкрепляли броневой пояс, защищая подводную часть корабля от попаданий.

Две башни крейсера были защищены броневыми плитами толщиной 140 миллиметров. Казематы не были бронированы, но орудия в них имели противоосколочные щиты.

Силовая установка

Силовая установка была двухвальной. Две вертикальные паровые машины получали пар от 18 котлов Белльвиля и развивали до 10000 л.с. Этого хватало для достижения скорости в 19 узлов. Запас хода на экономичной скорости в 10 узлов составлял порядка 7400 км.

Про «Pothuau» капитан 1 ранга A.M. Абаза писал, что посещая его, «всякий раз радовался, что это французский крейсер, а не русский», поскольку являл собой образец того, как не надо строить боевые корабли.[1] Хотя эта оценка может быть излишне резкой, в целом, крейсер «Потю» не был впечатляющим представителем французского кораблестроения. Построенный, скорее, как попытка усилить бронепалубный крейсер добавлением броневого пояса, он все же имел слишком слабую защиту для своих значительных размеров и водоизмещения. Главный броневой пояс крейсера был слишком тонким, и не давал надежной защиты от огня 150-мм орудий английских кораблей на большинстве боевых дистанций. Хотя мощная броневая палуба делала поражение жизненно важных частей корабля в бою маловероятным, главное преимущество французских броненосных крейсеров — надежная защита борта у ватерлинии — не была достигнута. Кроме того, скорострельная артиллерия корабля была защищена довольно слабо по сравнению с башенными установками на предыдущих проектах.

С другой стороны, «Потю» был весьма хорошо вооружен для своих размеров, и имел хорошие ходовые качества. Кроме того, в отличие от других французских крейсеров, он не был сильно перегружен и был весьма остойчив. Тем не менее, французы сочли его положительные качества недостаточными для столь дорогого корабля, и в дальнейшем не пытались развивать это направление, переключившись на серийное строительство крупных броненосных крейсеров.

ru-wiki.org