Эскадренный броненосец "Три Святителя" 1891 - 1923 (10 фото). Броненосец три святителя


Броненосец Три Святителя (1893) - история создания и службы корабля Российского Императорского флота

tsv.jpg

Служба

Российский императорский флот

Исторические данные

15 ноября 1891 года Заложен
12 ноября 1893 года Спущен на воду
1895 год Выход на испытания
1896 год Введен в строй
уничтожен в 1922 году Гибель

Общие данные

13318 / 13350 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
115,2 / 22,3 / 8,7 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 вертикальных паровых машины тройного расширения / 11308 л.с Главная ЭУ(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
16,5 / узл. Скорость хода(полная/экономичная)
2400 / миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)

1

2 вертикальных паровых машины тройного расширения / 11308 л.с Главная ЭУ(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
16,5 / узл. Скорость хода(полная/экономичная)
2400 / миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)

Экипаж

731 чел. Общая численность
26 чел. Офицеры
705 чел. Матросы

Бронирование

16"-18" / 406 - 457 мм. Пояс/борт
76 - 229 мм. Палуба
14-16" (356 - 406) мм. Барбеты
406 / 406 / 406 / мм. Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша)
305/76 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия

  • x4 — 305-мм/40;
  • x8 — 152-мм/45;
  • x4 — 120-мм/45;
  • x10 — 47-мм/43;
  • x10 — 37-мм;
  • x2 — 64-мм.

Минно-торпедное вооружение

  • x6 - 18" (457-мм) ТА.

Однотипные корабли

Двенадцать Апостолов

История создания

Эскадренный броненосец «Три Святителя» после вступления в строй

Началу постройки Трёх святителей предшествовала переписка вице-адмирала А.А. Пещурова с петербургским начальством. В своём рапорте он выразил обеспокоенность слишком большой осадкой (8,5 м) существующих в настоящее время, а также строящихся броненосцев. Пещуров поручил младшему судостроителю Николаевского порта К. К. Ратнику, который в то время наблюдал за строительством броненосца Двенадцать Апостолов, составить эскиз броненосца с осадкой в полном грузе не более 7,5 метров. Также броненосец должен был иметь главную артиллерию, как и у Двенадцати Апостолов, и ещё более развитую вспомогательную. Ходатайствуя о немедленном рассмотрении проекта, который был приложен к рапорту, Пещуров просил отдать разработку детальных чертежей Ксаверию Ксавериевичу Ратнику, для того чтобы до конца 1890 года их утвердить и вовремя заказать все нужные для постройки корабля материалы.

В 1889 году эскиз нового броненосца с водоизмещением 9250 т для Черноморского флота поступил члену Морского тех. комитета (МТК) Э. Е. Гуляеву. Сравнение проекта К. К. Ратника со строящимися Наварином и Двенадцатью Апостолами, а также тщательная проверка всех расчетов заняла более 8 месяцев, и только 11 июля 1890 года судостроительный отдел МТК зачитал «справку» конструкторского бюро по этому вопросу. В документе сообщалось, что при равенстве водоизмещения и осадка, весовую нагрузку Ратника распределили иначе: добавлено 300 т на механическую установку и топливо, 60 т на артиллерию, а масса бронирования снижена на 250 т за счет ослабления брони нижнего каземата — до 127 против 305 мм на Наварине. Запас водоизмещения, который принял К. К. Ратник, посчитался сомнительным ввиду неоправданного уменьшения массы некоторых статей о нагрузке. После уточнения последней, из статей выяснилось, что перегрузка составляет 166 т.

Спустя год, 4 сентября 1891 в Николаевском адмиралтействе было начато строительство броненосца.

Описание конструкции

Длина броненосца составляла 113,1 м по ватерлинии, 115,2 м - полная, ширина составляла 22,3 м, осадка 8,7 м. Водоизмещение броненосца было 13318 т., это было на 800 т больше, чем разрабатывалось для её передвижения.

Эскадренный броненосец «Три Святителя»: а — продольный разрез; б — план верхней палубы.

Три Святителя был значительно больше чем Наварин, будучи длиннее на 7, 2 м, шире на 1, 8 м, а также имел водоизмещение на 3000 т больше.

Энергетическая установка

Три Святителя имел на своём борту две трехцилиндровых вертикальных паровых машины, которые были сделаны британской фирмой «Humphreys & Tennant». Обе машины вместе имели проектную мощность в 10 600 лошадиных сил. 14 цилиндрических котлов обеспечивали работу двигателя при давлении 883 кПа; 9 кг/с см 2, который управлял 4 лезвиями гребных винтов.

На ходовых испытаниях, максимальная производительность достигла 11 308 МГП, а также максимальная скорость равнялась 16, 5 узлам. Броненосец был загружен на 1000 т угля при полном грузе, что предлагало 2250 миль.

Три Святителя имел генератор на 305 кВт, но этого не хватало для предоставления полной мощности для одновременной работы всего электрооборудования.

Бронирование

Три Святителя был первым из русских кораблей, имевших гарвеевскую броню. Она была сделана компанией «Vickers» в Великобритании, а также французскими фирмами «Schneider ET CIE» и «Saint Chamond». Максимальная толщина брони на ватерлинии в поясе составляла 457 мм, которая сводилась к 406 мм на траверзе. Это была самая толстая броня из всех, которые когда-либо имели российские линкоры.

Схема бронирования и вооружения броненосца, приведенная в британском альманахе Brassey’s Naval Annual 1896

Вооружение

Главный калибр

Вооружение ГК составляли четыре 305-мм орудия, созданные на Обуховском заводе. Расположены они были в двух башенных артиллерийских установках. Каждая башня имела угол в 270°. Пушки имели скорострельность 1 выстрел за 1 минуту 45 секунд, боезапас по 75 выстрелов на ствол.

Средний калибр

Вооружение среднего калибра состояло из восьми 152-мм орудий 45-го калибра, которые располагались в каземате на верхней палубе. Углы вертикальной наводки составляли +20° и -5°. Максимальная дальность выстрела составляла 11 500 м.

Вспомогательный калибр

Противоторпедное вооружение состояло из орудий нескольких калибров: четыре 119-мм скорострельных орудия (от 12 до 15 выстрелов в минуту), которые были установлены на углах надстройки. Снаряд такой пушки весил около 20 кг. Максимальная дальность выстрела составляла 10 000 м. Скорострельность от 12 до 15 выстрелов в минуту.

Также, в количестве десяти штук имелись 47-калиберные пушки, они располагались: шесть между 119 мм орудиями, две на переднем конце надстройки и ещё две в амбразуре кормовой части конкурса. Они выпускали снаряд, весивший 1, 5 кг на 1850 м.

Сорок 37-мм орудий находились: восемь в каждой из боевых вершин, восемь в верхней части надстройки двенадцать в малых корпусах бойниц на носу и на корме. Расположение ещё четырёх орудий является неопределённым. Снаряд весил всего лишь 0, 5 кг. Макс. дальность выстрела 2778 м.

Торпедные аппараты

На броненосце имелись также и шесть 457-мм ТА, выпускавшие торпеды на 900 метров при скорости 25 узлов, а также 600 метров при скорости 29 узлов. Но в скоре они были сняты.

Модернизации и переоборудования

Значительное переоборудование в 1911-1912 гг.

4 июня 1908 года состоялось совещание под председательством адмирала Дикова по вопросу перевооружения линкоров Черноморской эскадры Двенадцать Апостолов, Георгий Победоносец, Синоп и Три Святителя. Выслушав доклад врио главного корабельного инженера полковника А. Н. Крылова, пришли к заключению о целесообразности замены артиллерии только на последнем, чтобы ввести его в состав бригады линейных кораблей, в которой вполне боеспособным был лишь Пантелеймон, а Евстафий и Иоанн Златоуст еще достраивались. Накануне (3 июня) выполнили опытное определение остойчивости Трех Святителей, нормальное водоизмещение которого определили в 13415 т (запас угля 750 т) при средней осадке 8,7 м, что соответствовало фактической перегрузке «только» 935 т и переуглублению 0,4 м. Начальная поперечная метацентрическая высота оказалась при этом равной 1,7 м, ее признали удовлетворительной.

В период с ноября 1911 г. и до августа 1912 г. было множество различных предложений по реконструированию корабля, в том числе и предложение о замене устаревшей гарвеевской брони на так называемую Крупповскую броню, а также любую другую новую броню. Это было предложено для того, чтобы усилить бронирование основных орудий и башен. Но оно было отклонено, так как стоимость всего переоборудования была слишком велика. Изменились следующие параметры:

Мачты и боевые вершины были заменены полюсными мачтами и все лёгкие пушки и торпедные аппараты были сняты, кроме двух 47-мм пушек.

4, 7-мм орудия были заменены четырьмя экранированными 152-мм орудиями на крыше верхнего каземата

Общий вид корабля после перевооружения

Верхний каземат был изменён для того, чтобы вместить две дополнительных 152-мм пушки и была уменьшена в размерах надстройка.

Максимальная высота орудий была изменена до 25°, а их бриджи и грузоподъёмные механизмы модернизированы для повышения скорости стрельбы, чтобы уменьшить перезарядку до 45 секунд за выстрел.

Все эти изменения имели эффект понижения водоизмещения почти на 100 т, и поэтому броненосец мог развивать лишь скорость в 16 узлов на её пост-реконструкционных испытаниях.

История службы

Первая мировая война

Утром 17 ноября 1914 года Три Святителя в сопровождении преддредноутов Евстафий, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Ростислав обстреляли Трапезунд и был перехвачен немецким тяжёлым крейсером SMS Goeben и лёгким крейсером SMS Berslau на их обратном пути в Севастополь. Этот бой стал известен, как «Бой у мыса Сарыч».

18 марта 1915 года, Три Святителя и Ростислав подвергли бомбардировке укрепления в устье Босфора, но выстрелили только 105 снарядов перед отплытием на север. На следующий день броненосцы хотели повторить бомбардировку, но сильный туман помешал сделать это.

Линейный корабль «Три Святителя» на рейде Севастополя

25 апреля броненосцам наконец удалось повторить бомбардировку фортов Босфор. В дальнейшем Три Святителя вместе с другими броненосцами блокировали форт Босфор, поддерживали операцию в Трапезунде, а также обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке.

К сожалению, для подписания Брестского мира русским войскам было необходимо сдать Севастополь немецкой армии. Goeben вошёл в центральную базу флота, считая себя победителем и на всех броненосцах в бухте были подняты кайзеровские флаги. Больше линкоры в море не выходили.

Командиры корабля

Годы службы Командир
1899-1901 капитан 1-го ранга Данилевский Михаил Александрович
13.10.1903-23.12.1903 капитан 1-го ранга Сарнавский Владимир Симонович
1904-хххх Веницкий. И.А.
02.01.1906—22.01.1907 капитан 1-го ранга Егормышев Константин Львович
1907-1908 капитан 1-го ранга Васильев Иван Григорьевич
1908-1911 капитан 1-го ранга Зражевский Иван Григорьевич
19.12.1911-1913 капитан 1-го ранга князь Путятин Николай Сергеевич
1913-1916 Лукин Вениамин Константинович
22.11.1916-хххх Римский- Корсаков. Михаил Романович

См. также

Статья о броненосном корабле "Наварин"

Статья про броненосец "Двенадцать апостолов", по которому был сделан чертёж "Трех Святителей"

Статья про броненосец "Ростислав"

Источники информации

Статья В.Ю. Усова "Три Святителя"

Статья в Википедии на русском языке

Статья в Википедии на английском языке

Перевод английской статьи

Галерея изображений

  • Корабль в доке

  • Общий вид корабля после перевооружения

  • План спардека линейного корабля «Три Святителя» после перевооружения

  • «Три Святителя» с флагами расцвечивания

wiki.wargaming.net

История корабля «Три Святителя» | www.korabli.eu

В начале 90-х годов основу Черноморского флота составляли 5 барбетных броненосца (4 типа «Екате­рина II» плюс «Двенадцать Апостолов»). Эти корабли быстро старели, поэтому в сентябре 1891 г. на Нико­лаевской верфи был заложен башенный броненосец по «английской» схеме («Trafalgar» и его потомки).

Прототипом послужил балтийский «Наварин», не­достатки которого в новом проекте удалось в значи­тельной мере преодолеть.

Во-первых, отказались от надуманного ограниче­ния размеров.

Во-вторых, намучившись с отечественными по­ставщиками брони, корпус «Трех Святителей» одели в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода «Виккерс», более прочную и своевременно доставленную; траверзные плиты, броню казематов и башен изготовили французские фирмы.

В-третьих, уже в ходе строительства предусмот­ренные проектом 35-калиберные 12-дюймовые пушки заменили новыми 40-калиберными.

Главные и вспомогательные механизмы изготови­ла лондонская фирма «Хэмфрис, Тэннант и К». Две

вертикальные машины тройного расширения общим весом 1570 тонн размещались в двух машинных отде­лениях. Четырнадцать главных цилиндрических огне-трубных котлов так называемого «шотландского» ти­па расположили в четырех котельных отделениях, причем в носовых кочегарках установили побортно по три котла, а в кормовых — по четыре.

Английские машины показали себя прекрасно: на испытаниях броненосец развил скорость на пол-узла больше проектной. И это несмотря на почти 900-тон­ную перегрузку и переуглубление на 0,44 м.

Главный броневой пояс корабля достиг небыва­лой в российской практике толщины 457 мм (в оконечностях 406 мм). Башни ГК защищала 406-мм броня. Нижняя палуба из листов никелевой стали тол­щиной 76 мм имела скосы к нижней кромке главногопояса, бронировалась и крыша каземата — 53 мм.

305-мм орудия разместили в башнях, 152-мм — в бронированном нижнем каземате, 120-мм — по углам небронированного верхнего каземата, десять 47-мм скорострельных пушек Гочкиса — в средней части верхнего каземата, 18 пятиствольных 37-мм пушек — на его крыше и боевых марсах.

В результате к моменту ввода в строй новый чер­номорский броненосец мог по праву считаться одним из силь­нейших кораблей мира.

После русско-японской вой­ны встал вопрос о модерниза­ции существующих броненос­цев. Еще четыре года длилось обсуждение, пересмотр различ­ных

раты, добавив вместо них шесть 152-мм орудий. Прежними остались гидравлические башенные уста­новки с тем же углом возвышения 15 градусов, но скорострельность удалось увеличить.

Технические элементы энергоустановки не изме­нились: на ходовых испытаниях в 1912 г. скорость составила 16 узлов.

 «Три Святителя» участвовал в боях с германо-ту­рецким крейсером «Goeben» у мыса Сарыч 5 ноября 1914 г. и у Босфора 27 апреля 1917 г.; прикрывал мин­ные постановки у пропива и обстреливал его укрепле­ния, а также действовал в угольном районе Зонгулдак.

С вступлением в строй дредноутов «Три Святите­ля», зачисленный во 2-ю бригаду, к совместным действиям с новыми линейными кораблями не привле­кался. 23.06.1916 г. его направили в Новороссийск для усиления обороны порта. Позже он участвовал в конвоировании транспортов к пунктам высадки войск на турецком побережье.

Летом 1917 г. «Три Святителя» вернулся в Севас­тополь, где у причала Южной бухты разделил судьбу других кораблей 2-й бригады: исключение из состава флота и сдачу в порт в марте 1918 г., германскую и англо-французскую интервенцию.

По приказу английского командования в марте 1919 г. на корабле были взорваны цилиндры машины и он окончательно утратил боеспособность.

В 1923 г. его сдали на слом.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Эскадренный броненосец «Три Святителя», реалистичная альтернатива. Часть7.

Для более полного понимания альтернативы вначале стоит рассмотреть предшественников «Трех Святителей» – балтийские броненосцы «Император Александр II», «Император Николай I» и «Наварин». Конструктивные решения для создания «Трех святителей» взяты именно у последнего.

Начиная осуществление 20-летней программы 1883 – 1902 годов, Управляющий морским министерством вице-адмирал Шестаков видел в первых балтийских броненосцах тип сильных, способных действовать в европейских водах кораблей, превосходящих по своим возможностям существующие на Балтийском море корабли вероятных противников – Германии и Швеции. В результате глубокой проработки начал осуществляться проект первых броненосцев: «Имп. Александр II» и «Имп. Николай I», ставший основой для всех последующих кораблей. Так, именно в этих проектах выработано принципиальное решение – увеличение толщины бортового бронирования должно сопровождаться соответствующим ростом водоизмещения и пропор­ци­онально с ним сочетаться. А также полного пояса для всех последующих российских броне­носцев.

В январе 1888 года началось проектирование пятого балтийского броненосца программы 1881 года - «Наварин». Проект разрабатывался кораблестроителем Э.Е. Гуляевым и инженерами общества Франко-русских заводов. К маю 1888 года получены сведения о проектировании новых германских броненосцев типа «Вёрт», вооруженных 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 тыс. тонн и скорости 16 узлов. Требовалось принять срочные меры. Управляющий морским министерством выдвинул жёсткое требование: новый корабль, сохраняя вооружение «Имп. Александр II», должен иметь чуть большее водоизмещение, скорость равную германским кораблям и максимально полное бронирование.

Препятствием росту водоизмещения были размеры кронштадских доков, не позволяющие ремонт кораблей шириной более 20,4 метров. Но требование времени и рост водоизмещения ино­стран­ных боевых кораблей вынудили морское министерство приступить к реконструкции доков. Таким образом, оказалась снято ограничение на рост водоизмещения будущего «Наварина». Прото­типом послужил английский низкобортный броненосец «Трафальгар». Сознавая низкую мореходность корабля, инженеры Франко-русских заводов во главе с главным уполномоченным общества П. К. Дю Бюи приняли решение повысить носовую оконечность корабля на одну палубу. К тому времени возвышенный фор-дек был принят на германских броненосцах, но нашим инженерам удалось здесь разместить носовую башню главного калибра, где у немцев установлен барбет. В этом помог опыт такой возвышенной башенной установки на броненосцах «Император Александр II» и «Император Николай I». Проектное водоизмещение «Наварина» возросло до 12 480 тонн; проектная мощность 10 600 л.с. при скорости 16 узлов.

В соответствии с кораблестроительной программой 1881 года в Николаеве и Севастополе зало­жили четыре броненосца и утверждена постройка пятого. Началу постройки предшествовала продолжительная работа по анализу существующих прототипов и разработке проекта, наиболее полно отвечающего черноморскому театру военных действий. Предлагались различные варианты, как высокобортного барбетного броненосца, так и низкобортного башенного. Разработка деталь­ных чертежей поручена младшему судостроителю Николаевского порта К. К. Ратнику, с тем чтобы закончить их до конца 1890 года.

На 18 сентября 1889 года эскизный проект был готов и поступил на отзыв МТК. В ходе обсуж­де­ния этого и предыдущих проектов, МТК высказал окончательное единодушное мнение – предпочтение отдать «Наварину». На его основе разработать улучшенный проект пятого черноморского броненосца.

Уже к 5 ноября 1889 года МТК одобрил чертежи, а 31 января 1891 года начата постройка.

Итак, Ратник спроектировал корабль, своими чертами напоминающий балтийский «Наварин», с высоко расположенной носовой палубой и главной артиллерией в башнях. Официальная дата закладки 2 августа 1891 года. Попытки изменить конструктивный тип, исходящие от командо­вания Черноморским флотом, не привели к серьезным изменениям конструкции, но стали поводом для внесения изменений: замены огнетрубных котлов водотрубными, увеличения запаса угля до 1035,2 тонн, усиления артиллерии четырьмя 203-мм орудиями в открытых установках; освобождения избытка массы брони в пользу распространения ее поверхности, в том числе снижение толщины верхнего пояса до 102 мм; снижение толщины бронирования верхнего каземата с 152 до 127 мм. Не все из изменений были приняты к исполнению.

 

Параметры                               Три Святителя (РИ)                    «Три Святителя» (АИ)ВодоизмещениеПроект./факт. –                         12480/13318 тонн.                       Проект. – 12480 тонн.Длина                  115,1 наибольшая х22,3 наибольшаях8,6 м      115,1 наибольшая с тараном, 113,1 по

                                                                                                            ватерлинии, 109 между перпендикулярами х22,7х8,3 средняя м

Бронирование                                                Никелевая броня

«Виккерс»,Англия,борт от 406 до 457 мм, по моим данным вертикальные броневые плиты обработаны по способу Гарвеябашни от 406 мм,палубы от 76 до 229 мм,боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм

                                                                                                      Гарвеированая.Борт – 356 мм – средняя часть; 305 мм – оконечности главного пояса; 76 мм – носовая и кормовая оконечности вне цитадели.верхний пояс – 152 мм.Казематы – 127 ммбашни от 356 мм.палубы от 51 мм плоская часть, 76 мм скосы.боевая рубка — 305 мм; казематы — 127 мм; крыша – 51 мм.

Двигатели:         2 ПМ ВТР,

                 14 цилиндрических котлов 

                                                                                                            2 ПМ ВТР                                                                                                          20 водотрубных котлов Бельвиля. Изменение на водотрубные котлы внесено и принято 10.10.1891

Мощность        10 600 л.с. проектная                          11 308 л.с. фактическая                                                                                                10 600 л.с. проектная                                                                                                11 308 л.с. фактическая

Скорость хода                         16 узлов проектная                         16,5 узлов средняя на испытаниях.                         17,5 узлов максимальная на испытаниях.

                                                                                                16 узл. проектн.                                                                                                                    16,7 узлов, средняя на испытаниях.

                                                                                                17,5 максимальная на испытаниях.

Артиллерия                        2х2х305 мм.                        8х1х152 мм.                         4х1х120 мм.                                         2х2х305 мм.                                                                                     4х1х203 мм.                                                                                     12х1х152 мм. Кане                                                                                      2хТАх357 мм. Подводных минных аппаратов                                                                                      10х47 мм Гочкиса.                                                                                      10х76 мм Кане

 

 

Можно заметить, наружный вид Трех Святителей несколько изменился. Появилась навесная палуба. Мне кажется, так броненосец выглядит аутентично. То есть в большей мере соответствует духу времени. Да и сохраняются более высокие трубы, что сбережет тягу.

На АИ броненосце «Три Святителя» 152-мм орудия среднего калибра не все защищены броней. Из них восемь в бронированном каземате, в средней части корпуса. Четыре орудия – открыто на батарейной палубе, в носовой части. Их защита: 51 мм подшив борта. Четыре 203-мм орудия расположены на верхней палубе за щитами толщиной 114 мм.

Машины проектной мощностью 10 600 л.с. построены в Англии, котлы во Франции. Машины расположены в двух машинных отделениях. Общий вес механической установки 1570 тонн. Вместимость угольных ям 1035,2 тонн, из расчета дальности плавания 2400 миль 10-узловым ходом. 20 главных водотрубных котлов Бельвиля расположены в четырех котельных отделениях. Модель 1891 года, рабочее давление 17 атм. на выходе котлов. После понижающего редуктора 12 атм. Поверхность нагрева 2680 м2. Габаритные размеры: 2,7х2,3х4,6 метров с фундаментом. Котельные отделения и котлы в них расположены перпендикулярно диаметральной плоскости, по пять котлов в отделении. Между котельными отделениями устроены боевые угольные ямы, которые используются при наглухо задраенных бортовых. Относительно изначального проекта длина котельных отделений значительно сократилась, что позволило выделить отдельные дополнительные крюйт-камеры для артиллерии среднего калибра и облегчить подачу снарядов в казематы. Кормовая камера среднего калибра расположена между котельными и машинными отделениями. Носовая – между котельными отделениями и носовой крюйт-камерой главного калибра.

Бронирование: главный пояс в средней части 356 мм; главный пояс в оконечностях 305 мм; траверзы 305 мм; пояс в носовой и кормовой оконечностях вне цитадели 76 мм; верхний пояс 152 мм; траверзы верхнего пояса 127 мм. Стенки каземата 127 мм; крыша каземата 51 мм. Башни 356-305 мм; крыша 51 мм. Боевая рубка 254 мм; крыша 51 мм. Карапасная палуба в оконеч­ностях, за пределами траверзов, в плоской части 51 мм; на скосах 76 мм. Карапасная палуба на своих скосах опускается ниже ватерлинии и на протяжении носовой и кормовой оконечностей примыкает к нижней кромке 76-мм пояса.

Эскадренный броненосец «Три Святителя»

Распределение масс:                     АИ                                      РИКорпус                                     4392 тонн.                                 -\\-Бронирование                        3419 тонн                                3215 тонн.Вооружение                           1285 тонн                                    -\\-Механизмы                            1570 тонн                               1570 тонн.Уголь                                      1035,2 тонн                               800 тонн.Экипаж                                    474 тонн                                     -\\-Запас                                        215 тонн                                      -\\-Водоизмещение проектное 12480 тонн                             12480 тонн.Фактическое                          12390 тонн.                           13318 тонн.

«Три Святителя» послужили источником вдохновения для проектирования таких броненосцев российского флота, как «Сисой Великий», «Полтава», «Князь Потемкин-Таврический».

Дальнейшая судьба броненосца

Эскадренный броненосец «Три Святителя» участвовал в подавлении волнений на флоте в 1905 и оставался в составе действующего флота вплоть до революционных событий 1917 года. Участвовал в Первой Мировой войне: в действиях черноморского флота по блокаде Босфора и обстреле береговых батарей. Принимал непосредственное участие в бою с германо-турецким крейсером «Гебен». После революции и гражданской войны поставлен на прикол, но в 1930 году переоборудован в учебный корабль. Потоплен немецкой авиацией в 1942 году на рейде Севастополя, при обороне города. После войны поднят и предназначался на слом. По счастливой случайности начало разделки затянулось. В 1948 году броненосец восстановлен и обращен в музей. Сейчас эскадренный броненосец «Три Святителя» – часть музейного комплекса обороны Севастополя. Установлен на вечную стоянку в плавучей док-камере, напротив морской казармы Севастополя.

alternathistory.com

Эскадренный броненосец "Три Святителя" 1891 - 1923 - Разное > Корабли  - ЭтоРетро.ru

Заложен 4 сентября 1891 года на эллинге Николаевского адмиралтейства и 15 ноября 1891 года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 31 октября 1893 года, вступил в строй в августе 1897 года. 1 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 27 сентября 1907 года - в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1912 годах в Севастопольском порту. Кроме того был установлен броневой каземат для 152 мм орудий и щиты для 4 - 152 мм орудий на спардеке. На башнях орудий главного калибра было подготовлено место для 4 - 75 мм орудий противоминной, или зенитной артиллерии. Участвовал в первой мировой войне. 17 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами, 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА 15 ноября 1920 года в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Водоизмещение 13318 т. Размерения 115,4x22.25x8.86 мВоружение 4 - 305/40, 14 - 152/45, 4 - 120 мм, 10 - 47/43, 10 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 - ТА 381 ммС 1912 года - 4 - 305/40, 8 - 152/45, 2 - 47 мм салютных и 4 пулемета.Бронирование - сталежелезная броняборт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм, палубы от 76 до 229 мм,боевая рубка - 305/76 мм, казематы - 406 ммМеханизмы 2 вертикальных машины тройного расширения 11308 л.с. 14 огнетрубных котлов 2 винтаСкорость 16,5 узла Дальность плавания 2433 миль. Экипаж 26 офицеров и 705 матросов

www.etoretro.ru

Три Святителя (броненосец) - это... Что такое Три Святителя (броненосец)?

«Три святителя» Служба: Класс и тип судна Организация Изготовитель Строительство начато Спущен на воду Введен в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Минно-торпедное вооружение
 Россия
Броненосец
Черноморский флот
Николаевское адмиралтейство
4 сентября 1891 года
31 октября 1893 года
1895 год[1]
Разобран на металл
13 300 тонн
115,1 м
22,2 м
8,6 м
сталеникелевая броня («Виккерс»,Англия), борт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм, палубы от 76 до 229 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм
2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов
11 300 л. с. (8,3 МВт)
17 узлов (31,5 км/ч)
2400 морских миль
26 офицеров и 705 матросов
4 — 305-мм/40,8 — 152-мм/45,4 — 120-мм,10 — 47-мм/43,10 — 37-мм,2 — 64-мм
Шесть 18-дюймовых торпедных аппаратов

«Три Святителя» — линкор Черноморского флота додредноутного типа. Является развитием балтийского броненосца «Наварин», с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891, спущен на воду в 1893, вступил в строй в 1895 году[2]. Модернизирован в 1911—1912 годах. Принимал участие в боевых действиях на Чёрном море в 1914—1916. В 1922 был разобран на металл.

Постройка

В начале 90-х годов XIX в. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов». При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.

Прототипом его послужил балтийский «Наварин». В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неразумного ограничения размеров — в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, намучившись с отечественными поставщиками брони для «Наварина» (Ижорский завод не только сорвал оговоренные контрактом сроки, но и вообще не смог изготовить 4 крупногабаритные броневые плиты для башен, из-за чего их пришлось перезаказывать заводу «Сен-Шамон» во Франции), «Три Святителя» «одели» в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода «Виккерс» — более прочную и своевременно доставленную.

Наконец, в-третьих, уже в ходе строительства предусмотренные проектом 35-калиберные пушки главного калибра в круглых неуравновешенных башнях заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. И это несмотря на всё же имевшую место почти 900-тонную перегрузку и переуглубление на 0,44 м! В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец по праву мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира[3][источник не указан 1021 день].

Участие в Первой мировой и Гражданской войнах

Чертежи бронененосца, приведенные в британском альманахе Brassey’s Naval Annual 1896

В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (англ. SMS «Goeben») у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года, однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием».

10 мая 1915 Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор. 20-минутный бой шёл на дистанции 16 км. Большая дальность предопределила низкую результативность — в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие[4]. В результате боя «Гебен» был вынужден отойти.

В дальнейшем русские линкоры блокировали Босфор, поддерживали десантную операцию в Трапезунде, обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке.

Последняя встреча черноморских линкоров с «Гебеном» произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошёл в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги[5]. В море линкоры додредноутного типа больше не выходили[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ Моделист-конструктор № 3 1993 с.7 С. Балакин («Старики» принимают бой).
  2. ↑ Апальков Ю.В. Российский императорский флот 1914 - 1917 // Морская коллекция. — 1998. — № 4. — С. 18.
  3. ↑ Моделист-конструктор № 3 1993 с.6 С. Балакин («Старики» принимают бой).
  4. ↑ По другим данным «Три Святителя» и «Златоуст» получили серьёзные повреждения; «Гебен» также получил попадания в броневой пояс и каземат левого борта (Gary Staff «German Battlecruisers 1914-18» — Osprey Publishing, 2006)
  5. ↑ По другим данным на кораблях Черноморского флота в период немецкой оккупации Крыма были подняты украинские флаги (УКРАЇНСЬКИЙ ЧОРНОМОРСЬКИЙ ФЛОТ (1918—1919))
  6. ↑ Два линкора («Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец»), ушли с Русской эскадрой в Бизерту.

Источники

  • [1] С.Балакин, «Старики принимают бой»

dic.academic.ru

Три Святителя (броненосец) — википедия фото

«Три Святителя» — линкор Черноморского флота додредноутного типа. Является развитием балтийского броненосца «Наварин», с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891, спущен на воду в 1893, вступил в строй в 1895 году[2]. Модернизирован в 1911—1912 годах. Принимал участие в боевых действиях на Чёрном море в 1914—1916. В 1922 был разобран на металл.

«Три святителя»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияМинно-торпедное вооружение Изображения на Викискладе
Россия Россия
Собор трёх святителей
Эскадренный броненосец
Черноморский флот
Николаевское адмиралтейство
4 сентября 1891 года
31 октября 1893 года
1895 год[1]
Разобран на металл
проектное 12 480 тонн, фактическое 13 318 тонн
115,1 м
22,2 м
8,6 м
никелевая броня («Виккерс»,Англия), борт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм, палубы от 76 до 229 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм
2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов
11 308 л. с. (8,3 МВт)
16,5 узлов (31,5 км/ч)
2400 морских миль
26 офицеров и 705 матросов
4 — 305-мм/40, 8 — 152-мм/45, 4 — 120-мм/45, 10 — 47-мм/43, 10 — 37-мм, 2 — 64-мм
Шесть 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппаратов

В начале 90-х годов XIX в. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов». При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.

Прототипом его послужил балтийский «Наварин». В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неоправданного ограничения размеров — в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, с учетом негативного опыта отечественных поставок брони для «Наварина»[Прим. 1], броня для корабля была заказана в Англии на заводе компании «Виккерс». Более прочная никелевая броня была доставлена своевременно. В-третьих, уже в ходе строительства 35-калиберные орудия главного калибра заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец мог считаться[прояснить] не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира[3].

  Схема бронирования и вооружения броненосца, приведенная в британском альманахе Brassey’s Naval Annual 1896

В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (англ. SMS «Goeben») у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года, однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием».

10 мая 1915 Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор. 20-минутный бой шёл на дистанции 16 км. Большая дальность предопределила низкую результативность — в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие[Прим. 2]. В результате боя «Гебен» был вынужден отойти.

В дальнейшем русские линкоры блокировали Босфор, поддерживали десантную операцию в Трапезунде, обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке.

Последняя встреча черноморских линкоров с «Гебеном» произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошёл в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги[Прим. 3]. В море линкоры додредноутного типа больше не выходили[Прим. 4].

org-wikipediya.ru

Фотографии эскадренного броненосца "Три Святителя"

Эскадренный броненосец Три СвятителяЭскадренный броненосец "Три Святителя" [2400X1344] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЭскадренный броненосец "Три Святителя" [1937X2400] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяПогружение водолаза. На заднем плане - эскадренный броненосец "Три Святителя" [2400X1368] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя". Купание команды [2400X120] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2000X1331] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяКорабли Черномоского флота в Севастопольской бухте. В центре - линейный корабль "Три Святителя", слева - "Ростислав" [2000X1299] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2000X1289] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2000X1294] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" в Севастополе, 20 июля 1914 года [2000X1277] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2400X1234] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2000X1270] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" в доке Севастополя [2000X1466] Фотография из коллекции Виталия Костриченко

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2000X1466] Фотография из коллекции Анатолия Одайника

Эскадренный броненосец Три СвятителяКорабли Черноморского флота. На переднем плане - линейный корабль "Три Святителя" [2400X1419] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2400X1700] Фотография из коллекции Юрия Чернова

Эскадренный броненосец Три СвятителяЛинейный корабль "Три Святителя" [2400X1504] Фотография из коллекции Юрия Чернова

tsushima.su