Наварин (броненосец). Броненосец наварин


Броненосец Наварин (1891)- история создания и службы российского корабля

Служба

Российская Империя

Исторические данные

1 июля 1889 Заложен
8 октября 1891 Спущен на воду
1895 Введен в строй
28 мая 1905 Гибель

Общие данные

9476 / 10206 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
105,9 / 20,4 / 8,4 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 , 12 / 9140 Главная ЭУ(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
15,85 / 10 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
/ 3050 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
1200 т. Запас топлива

1

/ 9144 Главная ЭУ(тип/мощность)
15,85 / узл. Скорость хода(полная/экономичная)
1200 т. Запас топлива

Экипаж

596 чел. Общая численность
26 чел. Офицеры

Бронирование

406 / мм. Пояс/борт
51-76 мм. Палуба
75—150 мм. Барбеты
305 / / / мм. Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша)
254 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2х2) — 305-мм/32 орудий;
  • 8 (8х1) — 152-мм/32 орудий обр. 1877.

Противоминная артиллерия:

  • 2 (2×1) — 64-мм/17 орудий Барановского;
  • 8 (8×1) — 47-мм/40 орудий Hotchkiss;
  • 15 (15×1) — 37-мм/20 орудий Hotchkiss.

Минно-торпедное вооружение

NAVARIN.gif«Наварин» — российский броненосец. В целом повторял английские броненосцы типа «Трафальгар» с неполным поясом по ВЛ, мощной цитаделью над ним и карапасной палубой в оконеч­ностях. Послужил прототипом для нескольких последующих русских броненосцев. Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток). Погиб в Цусимском сражении.

История Создания

Август 1881 года, Санкт-Петербург. Под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича работает Особое совещание, образованное указом императора Александра III. Перед управляющими министерствами Военным, Морским и Иностранных дел поставлена сложная задача: определить основы морской политики России и программу судостроения на ближайшие двадцать лет. Идет напряженная работа — это диктуется сложностью военно-политической обстановки.

На юге реальна угроза захвата Великобританией Босфора: английские войска уже бомбардировали Александрию и оккупировали Египет; на Дальнем Востоке назревающая война между Японией и Китаем грозит нарушить существующее равновесие. Недоброжелательная позиция Германии на Берлинском конгрессе 1878 года, где Россию лишили плодов ее победы над Турцией, и активный рост германского флота создали угрозу интересам Российской империи на западе. Работу по созданию флота приходилось начинать, можно сказать, с нуля. «Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну.

Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море» — таков был главный вывод совещания.Особым совещанием, предусматривала постройку в течение 20 лет шестнадцати новых броненосцев для Балтийского моря. Наиболее сильными кораблями германского флота являлись в то время казематированные броненосцы типа «Заксен» водоизмещением 7400 т, со скоростью около 14 уз, вооруженные шестью 260-мм орудиями. Поэтому совещание признало возможным ограничить водоизмещение планируемых броненосцев 8400 тоннами, вооружив их 305-мм орудиями.

В январе 1888 года началось проектирование третьего броненосца программы 1881 года — будущего «Наварина». Главный морской штаб получил сведения о проектировании в Германии новых броненосцев типа «Вёрт», вооруженных шестью 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 тысяч тонн и скорости хода 16 уз. Эти корабли превзошли бы по своей силе любой из русских броненосцев. Требовалось предпринять срочные ответные меры. Увеличив длину броненосца на 20 м, ширину на 2 м и водоизмещение на 2500 т, П. А. Титов, руководивший разработкой проекта, предусмотрел достаточно мощное вооружение из четырех 305-мм орудий в двух броневых башнях и четырех 152-мм орудий в каземате. Скорость хода составляла 16 уз, а при форсированной тяге — до 17 уз. МТК, рассмотрев проект 13 октября, рекомендовал усилить артиллерию среднего калибра, увеличить толщину бортовой, траверзной и казематной брони.

После переделок количество 152-мм орудий увеличилось вдвое, броня траверзов и каземата достигла 254— 305 мм, а водоизмещение возросло еще на 500 т. Работа на верфи шла своим чередом. К 19 июля 1890 года на стапеле установили уже более 2,5 тысяч т стали. Задержек практически не было, хотя МТК 24 сентября преподнес очередной «сюрприз», распорядившись борт каземата «для упрочения сделать прямым, а не изогнутым», а порты четырех 152-мм орудий перенести в углы каземата для усиления продольного огня.

Рассмотрев создавшееся положение, временно управляющий Морским министерством генерал-адъютант О. К. Кре-мер высказал руководству Общества пожелание, чтобы спуск состоялся хотя бы не позднее 15 августа, но через три недели главный корабельный инженер порта А. Л. Грехнев доложил, что даже при принятии самых действенных мер «Наварин» не сойдет на воду ранее 30 августа. Но и этот срок оказался нереальным. Установку броневых плит ниже ватерлинии смогли закончить лишь в самом конце сентября.

История службы

Фактически постройка начата 1 июля 1889 г., официально заложен 21 мая 1890 г. одновременно с закладкой крейсера «Рюрик» в присутствии императора Александра III., спущен на воду 8 октября 1891 г. Реально вступил в строй к лету 1896 г.

5 октября 1893 г. корабль начал свою первую кампанию, готовясь к переходу в Кронштадт, где его предстояло достраивать. Сам переход состоялся спустя 10 дней, броненосцем к этому времени командовал капитан 1 ранга П. А. Безобразов, а экипаж состоял из 382 человек.

14 июня 1894 г. машины «Наварина» были испытаны на швартовах, а 27-го броненосец начал свою вторую кампанию, хотя строительные работы так и не были полностью завершены (не хватало части брони и артиллерии). Ходовые испытания состоялись через два дня, 29 июня. Выяснилось, что машины не развивают контрактной мощности в 9000 л.с. из-за недостаточной паропроизводительности котлов, вызвана недостаточной тягой. Общество предложило либо увеличить высоту труб (сразу на 10 метров), либо установить нагнетающие воздух вентиляторы. Остановились на втором варианте, планируя выполнить необходимые работы к следующему году. После испытаний достройку продолжили. Все работы, кроме установки артиллерии закончили только в ноябре 1894 года, ну а пушки появились лишь летом следующего.

Летом 1896 года, закончив испытания артиллерии и машин, броненосец ушел на Средиземное море. Действуя совместно с эскадренными броненосцами «Сисой Великий» и «Император Александр II», конец 1896-го и почти весь 1897 год находился в водах острова Крит, осуществляя его блокаду в связи с непрекращающимися на острове беспорядками.

Большую часть 1898-99 гг. провел стационаром в Порт-Артуре, совершая время от времени непродолжительные походы во Владивосток, порты Японии, Кореи и Китая.

22 апреля 1902 года вернувшийся с Тихого океана броненосец бросил якорь в Либаве, и на нём сразу же произвели традиционный смотр. Комиссия нашла, что механизмы корабля не имеют серьёзных дефектов, а котлы после замены некоторых трубок и прочеканки можно эксплуатировать ещё пять лет. После смотра корабль включили в Учебно-артиллерийский отряд, а зиму «Наварин» провёл в Либаве.

2 октября 1904 г. вышел из Либавы в составе 5-го отряда Второй эскадры Тихого океана.

14 мая 1905 г. в дневном бою пострадал сравнительно мало. Получил шесть попаданий 8- и 12-дюймовыми снарядами, был смертельно ранен командир корабля капитан 1 ранга барон Б.А. Фитингоф, убиты или ранены еще 17 человек. Около 22 ч. 14 мая 1905 г. первая японская торпеда попала в кормовую часть левого борта и произвела большие разрушения. Броненосец задрожал и погрузился в воду кормой до башни. Пробили водяную тревогу, и члены команды заняли свои места. Чтобы избежать вражеских атак, броненосец пошел к корейскому берегу, развив четырехузловой ход. Комендоры стреляли из орудий, почти не целясь. А японские миноносцы наглели, кружась вокруг "Наварина". Японцы пускали торпеды, стреляли из орудий и винтовок.

Затем вторая торпеда попала в середину правого борта. Броненосец продолжал крениться на правый борт. На корабле царила паника. Часть команды стала готовить шлюпки к спуску, но кто-то второпях перерезал тали, на которых висел катер, и он упал в море и утонул. Во второй спущенный катер ринулась масса людей, и он тоже утонул под их весом. В это время вражеский миноносец подошел к левому борту тонущего "Наварина" и выпустил третью торпеду. Раздался взрыв, пламя которого ослепило тонущих.

Столб воды поднялся выше мачт броненосца. "Наварин" перевернулся и, накрыв своей палубой две переполненные людьми шлюпки, пошел на дно. Уцелевшие члены экипажа, которых не накрыл перевернувшийся броненосец и не засосал образовавшийся на месте гибели корабля водоворот, оказались в воде и пытались спастись, используя всплывшие бревна, доски, деревянные ящики, которые разбрасывали волны, калеча плавающих людей в темноте ночи. Из 700 членов экипажа в живых осталось 30 человек.

В 8 ч. утра на расстоянии двух кабельтовых от мести гибели "Наварина" прошел японский миноносец. Японские офицеры цинично рассматривали в бинокли обессилевших в борьбе со стихией русских героев. Но спасать тонущих русских моряков не собирались. Пытающиеся спастись матросы провожали уходящий миноносец врага глазами, полными отчаяния.

Постепенно от холода и безысходности матросы стали сходить с ума и тонуть. Одни ругались, другие молились, а третьи цеплялись друг за друга. Когда сигнальщик Седов в последний раз окинул взглядом горизонт, он увидел приближавшуюся к нему дымящуюся точку. Матросу показалось, что прямо на него идет "Наварин", но почему-то трехтрубный. Седова вытащили из воды, в которой он провел 14 часов, и подняли на палубу японского миноносца, принятого Седовым за "Наварин". Еще двух матросов - Порфирия Деркача и Степана Кузьмина, плававших на крышке ящика, подобрал английский пароход, капитан которого сдал их русскому консулу в Тянь-Цзине. Деркач вернулся на Украину, а Кузьмин - в Кинешму. Для остальных моряков с броненосца "Наварин" братской могилой стали свинцовые воды Японского моря.

См.Также

Литература

  • С. Сулига. Корабли Русско–Японской войны 1904-1905 гг. Часть 1. Российский флот. — 1995. — 48 с. — (Арсенал). — ISBN 5-85250-077-0

Галерея

  • Эскадренный броненосец «Наварин». Открытка Апостоли. (Фотография из коллекции Юрия Чернова)

  • Эскадренный броненосец «Наварин» в составе учебно-артиллерийского отряда, 1902 год. (Фотография из коллекции Юрия Чернова)

  • Офицеры эскадренного броненосца «Наварин». (Фотография из коллекции Юрия Чернова)

  • Эскадренный броненосец «Наварин» в Кронштадте. (Фотография из коллекции Юрия Чернова)

  • Эскадренный броненосец «Наварин» на Дальнем Востоке. (Фотография из коллекции Юрия Чернова)

wiki.wargaming.net

Эскадренный броненосец «Наварин» | Альтернативная История

 

Август 1881 года, Санкт-Петербург. Под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича работает Особое совещание, образованное указом императора Александра III. Перед управляющими министерствами Военным, Морским и Иностранных дел поставлена сложная задача: определить основы морской политики России и программу судостроения на ближайшие двадцать лет. Идет напряженная работа это диктуется сложностью военно-политической обстановки. На юге реальна угроза захвата Великобританией Босфора: английские войска уже бомбардировали Александрию и оккупировали Египет; на Дальнем Востоке назревающая война между Японией и Китаем грозит нарушить существующее равновесие. Недоброжелательная позиция Германии на Берлинском конгрессе 1878 года, где Россию лишили плодов ее победы над Турцией, и активный рост германского флота создали угрозу интересам Российской империи на западе. Требовалось иметь сильный военно-морской флот и хорошо оборудованные базы, а у России практически ничего этого нет, кроме нескольких мониторов на Балтике и двух «поповок» на юге. Работу но созданию флота приходилось начинать, можно сказать, с нуля.

24 августа Особое совещание закончило работу. 

«Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море» 

– таков был главный вывод совещания. Для морских сил Балтийского моря основная задача заключалась в 

«обеспечении за нами первенствующего значения сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а, если возможно, иметь над ним перевес в открытом морс». 

Исходя из этого, судостроительная программа, разработанная Особым совещанием, предусматривала постройку в течение 20 лет шестнадцати новых броненосцев для Балтийского моря. Наиболее сильными кораблями германского флота являлись в то время казематированные броненосцы типа «Заксен» водоизмещением 7400 т, со скоростью около 14 уз, вооруженные шестью 260-мм орудиями. Поэтому совещание признало возможным ограничить водоизмещение планируемых броненосцев 8400 тоннами, вооружив их 305-мм орудиями. Согласно этим требованиям строились два первых корабля – «Император Александр II» и «Император Николай I». В январе 1888 года началось проектирование третьего броненосца программы 1881 года – будущего «Наварина».

Проект нового корабля разрабатывался одновременно Морским техническим комитетом (МТК), известным кораблестроителем Э. Е. Гуляевым и Обществом франко-русских заводов. Управляющий Морским министерством генерал-адъютант И. А. Шестаков выдвинул довольно жесткие требования: новый корабль, сохраняя вооружение «Императора Александра II», должен был иметь 

«как можно меньшее водоизмещение и осадку»,

разрешалось ограничиться скоростью 14 уз и дальностью плавания 3500 миль.

Первым был готов проект Общества франко-русских заводов. Главный уполномоченный Общества П. К. Дю Бюи представил его И. А. Шестакову уже 11 февраля 1888 года. Проект броненосца водоизмещением 6431 т удовлетворял, казалось, всем требованиям министерства.

21 мая Морской технический комитет рассмотрел представленные в трех вариантах чертежи и расчеты. Так как во всех случаях прототипом являлись «Александр II» и «Николай I», проекты получились весьма схожими. Через четыре дня их одобрил с небольшими изменениями генерал-адмирал. Казалось бы, оставалось выбрать наилучший вариант и приступить к постройке, но... неожиданно Главный морской штаб получил сведения о проектировании в Германии новых броненосцев типа «Вёрт», вооруженных шестью 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 тысяч тонн и скорости хода 16 уз.

Эти корабли превзошли бы по своей силе любой из русских броненосцев. Требовалось предпринять срочные ответные меры. П. К. Дю Бюи понял, что у Общества франко-русских заводов есть возможность получить крупный выгодный заказ: необходимо лишь быстро переработать проект. Инженеры Общества работали старательно, ровно через четыре месяца Дю Бюи представил в МТК чертежи нового корабля. Увеличив длину броненосца на 20 м, ширину на 2 м и водоизмещение на 2500 т, П. А. Титов, руководивший разработкой проекта, предусмотрел достаточно мощное вооружение из четырех 305-мм орудий в двух броневых башнях и четырех 152-мм орудий в каземате. Броневой пояс толщиной 406 мм утоньшался к оконечностям до 203 мм, скорость хода составляла 16 уз, а при форсированной тяге – до 17 уз. МТК. рассмотрев проект 13 октября, рекомендовал усилить артиллерию среднего калибра, увеличить толщину бортовой, траверзной и казематной брони. После переделок количество 152-мм орудий увеличилось вдвое, броня траверзов и каземата достигла 254-305 мм, а водоизмещение возросло еще на 500 т.

Однако несмотря па очевидную необходимость постройки нового броненосца, МТК пребывал в нерешительности: давать ли частной фирме заказ на постройку столь крупного корабля, выкупить проект и строить корабль на казенной верфи, или вообще не мудрствуя вернуться к отработанному проекту «Императора Николая I», В конце концов, новые немецкие броненосцы еще не заложены, и кто знает чем все это кончится... И лишь после того, как П. К. Дю Бюи сумел получить разрешение на заключение контракта о постройке «броненосца в 9476 тонн» от самого императора, МТК вынужден был одобрить проект. Канцелярская волокита продолжалась еще около трех недель, и только 12 апреля 1889 года исполняющий обязанности начальника Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) контр-адмирал В. И. Попов и главный уполномоченный Общества франко-русских заводов П. К. Дю Бюи заключили контракт на постройку нового броненосца. Спуск корабля предполагалось осуществить в июле 1891 года, а сдача в казну намечалась на август следующего 1892 года.

1 июля на эллинге «Галерного островка», арендованного в те годы Обществом франко-русских заводов, начались работы по постройке броненосца, получившего 19 августа название «Наварин». Торжественная же церемония закладки состоялась почти через год, 19 мая 1890 года.

Печальным правилом постройки кораблей российского флота являлось внесение в проект в ходе строительства переделок и исправлений. Не избежал этой участи и «Наварин». Уже 21 сентября 1889 года управляющий Морским министерством Н. М. Чихачев приказал на всех кораблях, начиная с броненосца «Наварин», ставить 305-мм орудия с длиной ствола 35 калибров, вместо планировавшихся ранее 30 калибров. Правда, была сделана оговорка 

«если к тому нет каких-либо особых препятствий», 

позволявшая при желании отказаться от установки новых орудий, но дирекция Общества, понимая важность усиления огневой мощи корабля, решилась пойти на необходимые переделки. Переработку чертежей закончили к концу января 1890 года.

Работа на верфи шла своим чередом. К 19 июля 1890 года на стапеле установили уже более 2,5 тысяч т стали. Задержек практически не было, хотя МТК 24 сентября преподнес очередной «сюрприз», распорядившись борт каземата 

«для упрочения сделать прямым, а не изогнутым», 

а порты четырех 152-мм орудий перенести в углы каземата для усиления продольного огня. Уже начали перерабатывать чертежи, когда Н. М. Чихачев приказал угловых казематов не делать. Подобная история произошла и с рангоутом «Наварина». По первоначальному проекту он имел одну мачту, в ноябре 1889 года Н. М. Чихачев приказал установить две мачты, однако уже в сентябре следующего года он же одобрил вариант, которым предусматривалась установка только грот-мачты.

Все это, конечно, мешало нормальному ходу работ, однако главные трудности были впереди. Узким местом в постройке корабля оказались поставки брони, заказанной Ижорскому заводу. Требовалось изготовить 125 плит, не считая башенной брони, толщиной от 51 до 406 мм. Ижорский завод, являясь основным поставщиком брони для всего российского флота, явно не мог, по своей производственной мощности, удовлетворить всех заказчиков. Вина за создавшуюся ситуацию лежала на Морском министерстве, не сумевшем, разрабатывая судостроительную программу, своевременно позаботиться либо о налаживании производства необходимого количества брони на казенных заводах, либо о заключении договоров с частными подрядчиками. То, что с поставками брони возникнет много трудностей, выяснилось уже в конце 1890 года. Лихорадочные попытки исполняющего должность командира Санкт-Петербургского порта контр-адмирала В. П. Верховского исправить положение увенчались успехом только в одном случае: 9 января 1891 года удалось заказать Невскому заводу плиты броневой палубы. Основной проблемой оставалась, однако, поставка брони для пояса ниже ватерлинии. Ее отсутствие задерживало спуск практически готового корабля.

К концу июня стало ясно, что уложиться в контрактный срок не удастся. Рассмотрев создавшееся положение, временно управляющий Морским министерством генерал-адъютант О. К. Кремер высказал руководству Общества пожелание, чтобы спуск состоялся хотя бы не позднее 15 августа, по через три недели главный корабельный инженер порта А. А. Грехнев доложил, что даже при принятии самых действенных мер «Наварин» не сойдет на воду ранее 30 августа. Но и этот срок оказался нереальным. Установку броневых плит ниже ватерлинии смогли закончить лишь в самом конце сентября. К этому времени комиссия, назначенная В. П. Верховским, освидетельствовала корпус и спусковое устройство; большинство отсеков испытали на водонепроницаемость. Наконец, 8 октября корабль благополучно сошел на воду.

К середине 1891 года напряженная ситуация возникла не только на эллинге, но и на расположенном рядом с «Галерным островком» заводе Франко-русского общества. Здесь шла работа над механизмами «Наварина». Подписанный 11 октября 1889 года контракт предусматривал изготовление двух паровых машин тройного расширения мощностью 9000 л.с., 14 котлов, дейдвудных труб, валов и гребных винтов. Работы шли достаточно успешно до мая 1891 года, когда настала пора проводить испытание на установленное давление первых четырех котлов. Окончилось оно полной неудачей, а разбор происшедшего выявил возмутительные факты: мало того, что изготовление котлов велось с отступлениями от утвержденных чертежей, делалось это буквально на глазах у наблюдающих за постройкой портового инженера и портовой инспекции. II. М. Чихачев, указав на неудовлетворительность работы служб порта, обязал при этом Франко-русский завод изготовить за свой счет четыре новых котла.

Это решение осталось неизменным, несмотря на неоднократные просьбы о его пересмотре главного уполномоченного Общества Г. Коха (сменившего на этом посту П. К. Дю Бюи). Получив категорический отказ, Г. Кох уехал во Францию, не сделав распоряжений даже о заготовке стальных листов для новых котлов. Об этом факте не преминул сообщить в ГУКиС и МТК командир Санкт-Петербургского порта контр-адмирал В. П. Верховский. Разразился скандал, и, чтобы выйти из неловкого положения, правление Общества срочно заказало котельную сталь Александровскому заводу и сообщило в МТК и ГУКиС, что для успешного выполнения заказа увеличит время работы мастеровых на четыре часа в сутки и введет работу в праздничные дни.

Строительство корабля нового типа, каким являлся «Наварин», непрерывно ставило перед заводом сложные задачи. Одной из них стало создание башенных установок 305-мм орудий с длиной ствола 35 калибров. Положение усугублялось тем, что сами башни разрабатывались Обуховским заводом, а установка брони и деревянной подкладки выполнялась Франко-русским заводом. Броневые плиты прокатывал Ижорский завод, а подкладку под броню изготавливали два завода – Франко-русский и Обуховский. Кроме того, Ижорский завод сообщил МТК о невозможности изготовить четыре широких броневых плиты. И в довершение всех бед Обуховский завод получил от МТК техническое задание, согласно которому наружный диаметр башен составлял 7,42 м, а Франко-русский завод разрабатывал подкрепления палуб под башнями, исходя из диаметра 7,32 м. Сложный клубок этих проблем мог разрешиться только в результате быстрых и эффективных совместных действий МТК и заводов-изготовителей, чего, однако, не произошло. Лишь Обуховский завод взял на себя изготовление обоих слоев деревянной рубашки под броню башен. Что же касается широких броневых плит для башен «Наварина», то в ГУКиСе вспомнили о необходимости их изготовления только в январе 1894 года. К концу месяца все же удалось пристроить заказ французскому заводу Сен-Шамон.

Но вернемся в заканчивающийся 1891 год. По всему чувствовалось, что Общество не сумеет сдать корабль к контрактному сроку. Мешали и ранние сильные морозы, замедлившие проведение работ и не позволившие даже вынуть из-под корабля спусковые полозья.

Весь 1892 год прошел в напряженной переписке между Франко-русским заводом, ГУКиСом, Ижорским заводом и Санкт-Петербургским портом по поводу поставок брони для «Наварина». Франко-русский завод обвинял Ижорский в нарушении сроков, указывая на недопоставку брони как на главную причину задержки строительства броненосца. ГУКиС и Санкт-Петербургский порт, напротив, во всем винили Общество. Командир порта контр-адмирал В. П. Верховский заявил, что «претензии Общества... неосновательны, не заслуживают никакого снисхождения и не подлежат удовлетворению», что являлось, несомненно, слишком суровым приговором. Конечно, задержка поставок брони не могла не мешать установке других деталей и механизмов, но не следует забывать, что Обуховский завод к тому времени еще не закончил разработку чертежей башен, что контракт с Путиловским заводом на поставку минных (торпедных) аппаратов ГУКиС подписал только 22 февраля 1892 года, а чертежи общего расположения по минной части МТК так и не удосужился утвердить.

Не удалось завершить строительство «Наварина» и в следующем, 1893 году. Единственно, что сумел сделать Франкорусский завод – это перевести корабль в октябре, после настоятельного требования Н. М. Чихачева, в Кронштадт. Причины задержки оставались прежними: недопоставка брони и артиллерии. 

«До сих пор неизвестно, когда эти предметы будут доставлены и нельзя определить срок сдачи корабля в казну, тем более, что работы придется производить в Кронштадте», 

– заявил в ответ на запрос ГУКиСа главный уполномоченный Общества 28 сентября. Одновременно главное управление послало запрос на Ижорский завод и получило малоутешительный ответ, что 152-мм орудия 

«будут готовы к началу навигации» 

1894 года, а сборка башен не может быть начата ранее мая того же года.

Не лучше обстояли дела и с механизмами броненосца. 29 июля приемная комиссия провела испытания, во время которых выяснилось, что машины способны развить мощность 9000 л.с., но котлы 

«недостаточны, при давлении в 135 фн [1] для производства потребного количества пара».

Согласно контракту Общество должно было найти способ исправить создавшееся положение, против чего не возражало, но просило, ввиду большого объема предстоящих работ, перенести официальные испытания механизмов на весну 1895 года. Так как шансов окончить постройку «Наварина» в 1894 году практически не было, Н. М. Чихачев просьбу Франко-русского завода удовлетворил.

Тем временем председатель МТК вице-адмирал П. П. Пилкин и младший флагман Практической эскадры контр-адмирал С. О. Макаров осмотрели новый броненосец. В рапорте Макарова командиру Кронштадтского порта Степан Осипович указал, что «Наварим» имеет 

«много несовершенства по части непотопляемости». 

Главным недостатком С. О. Макаров считал то, что водонепроницаемые переборки доходили только до жилой палубы, поэтому «при затоплении отсека жилой палубы вода может свободно распростраияться по кораблю». Адмирал наметил ряд неотложных работ по обеспечению непотопляемости, которые МТК поручил выполнить Франко-русскому заводу и Кронштадтскому порту, 

«не задерживая готовности броненосца к плаванию». 

Эта оговорка оказалась чрезвычайно выгодной и заводу и порту, да и МТК она развязала руки. В течение первой половины 1895 года комитет удовлетворил ходатайства завода и порта об отказе почти от всех работ из списка

С. О. Макарова под предлогом того, что они могут задержать готовность корабля. 20 июня Н. М. Чихачев разрешил заводу не устанавливать дополнительные водонепроницаемые переборки, 

«дабы не задержать готовность броненосца». 

Список работ по обеспечению непотопляемости, составленный С. О. Макаровым, так и остался невыполненным.

10 ноября 1895 года в 9 ч 40 мин «Наварин» вышел в море на испытания механизмов, показав в результате четырех пробегов на Кронштадтской мерной миле среднюю скорость 15,85 уз. Машины работали исправно, без стука и нагревания. Правда, испытания проводились в течение шести часов, а не двенадцати, как полагалось по контракту, но подобное сокращение их продолжительности МТК разрешал уже неоднократно (на канонерской лодке «Грозящий», броненосцах «Двенадцать Апостолов», «Гангут» и других кораблях). Комиссия вполне удовлетворилась достигнутым результатом и 30 ноября подписала акт о приеме механизмов в казну.

К 13 декабря 1895 года Обуховский завод закончил, наконец, почти все работы по установке башен и механизмов заряжания; правда, оставалось еще смонтировать компрессоры орудий и тормоза у зарядников. Весной 1896 года «Наварин» перевели в Ревельский порт, где работа шла еще в течение двух месяцев. Окончательно корабль вступил в строй только в июне 1896 года.

Завершение постройки «Наварина» совпало по времени с необходимостью немедленного усиления эскадры Средиземного моря, созданной согласно решению Особого совещания 1895 года и резолюции Николая II. Соединение кораблей российского флота в этом районе представляло собой резерв, предназначенный к посылке на Дальний Восток в случае возникновения угрозы войны с Японией. Кроме того, сложный клубок проблем, возникший в связи с обострением греко-турецких отношений и критскими событиями, затрагивал интересы многих европейских держав. Англия. Франция. Германия, Италия направили свои корабли в восточную часть Средиземного и Эгейское море. Россия, естественно, не могла оставаться безучастным наблюдателем, и Главный морской штаб принял решение направить в Средиземное море два броненосца, преследуя одновременно две цели: создать сильный отряд из трех броненосцев (включая «Императора Николая I», уже находившегося в составе эскадры) для возможного усиления военно-морских сил на Тихом океане и поддержать престиж империи у берегов Греции. Вопрос же, кого послать, решался просто: выбирать было, практически, не из чего. «Петр Великий» к тому времени устарел, «Гангут» строился только для прибрежных операций, «Сисой Великий» – еще не был окончен постройкой. Оставались только «Император Александр II» и «Наварин». Их и включили в отряд контр-адмирала П. П. Андреева, назначенного начальником эскадры Средиземного моря.

После полуторамесячного перехода, посетив Киль, Христианзанд, Портленд, Кадис и Алжир, корабли отряда 19 сентября 1896 года бросили якорь на рейде Пирея. Отсюда началось 15-месячное плавание «Наварина» в водах Эгейского и Средиземного морей. Броненосец посетил ряд греческих и критских портов, где выполнялся необходимый ремонт и одновременно проводилось обучение команды.

В конце 1897 года новый очаг напряженности возник на Дальнем Востоке. Столь же рьяно, как полтора года назад в Средиземном море, ведущие державы мира стягивали свои морские силы к берегам Китая и Кореи, стремясь поделить их на сферы влияния. Российскую эскадру Тихого океана, состоявшую из крейсеров и канонерских лодок, срочно потребовалось усилить хотя бы двумя броненосцами, причем переброску кораблей следовало осуществить в кратчайшие сроки. Выбор командования пал на «Наварин» и «Сисой Великий», находившиеся в Средиземном море. Обстоятельства заставили корабли, проектировавшиеся и строившиеся в противовес германским броненосцам, использовать вдалеке от Балтийского моря.

Прибыв в Порт-Артур 16 марта 1898 года, «Наварин» оставался там до апреля 1900 года в качестве флагманского корабля контр-адмирала О. В. Старка, командира Порт-Артурского порта и младшего флагмана эскадры.

В апреле 1900 года броненосец действовал во время совместных маневров эскадры и сухопутных войск, а с 28 мая в составе отряда контр-адмирала М. Г. Веселаго начал перевозку в китайский порт Таку десантных отрядов, предназначенных для действий в составе международных сил против участников боксерского восстания. Переброска сухопутных войск на боевых кораблях являлась из-за острой нехватки транспортов вынужденной мерой.

«Транспортировка войск, с лошадьми и обозом на военных судах, лишая их боевой способности, возможна была только с китайцами [2], при полном бездействии их флота и, конечно, немыслима с более энергичным противником»,

– сообщал в рапорте на имя генерал-адмирала наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев. Так или иначе, перевозка войск завершилась благополучно, и в конце кампании, в сентябре 1900 года, «Наварин» вошел в состав международной эскадры, штурмовавшей Шанхай-Гуань. Тринадцать человек – четырех убитых и девять раненых – потеряла десантная партия броненосца.

После окончания «китайской кампании» «Наварин» оставался в составе эскадры Тихого океана до 12 декабря 1901 года. В этот день из Порт-Артура вышел отряд контр-адмирала Г. П. Чухнина, направлявшийся на Балтику для ремонта и модернизации кораблей. В его состав вошел и «Наварин» вместе с броненосцами «Сисой Великой» и «Император Николай I» и четырьмя крейсерами («Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Корнилов»).

Ремонтные работы, начатые в середине 1902 года, продолжались без особой спешки вплоть до начала русско-японской войны и ускорились лишь во второй половине марта 1904 года, после включения корабля в состав 2-й эскадры. Самым слабым местом броненосца являлась его устаревшая артиллерия, предназначенная для стрельбы дымным порохом. Но, несмотря на продолжительный срок, прошедший со времени начала военных действий и выяснившуюся невозможность закончить снаряжение новых кораблей ранее осени 1904 года, вопрос о замене артиллерии даже не поднимался.

Здесь сыграли свою роль и нехватка производственных мощностей Кронштадтского пароходного завода, и опасение задержать отправку эскадры, и желание вице-адмирала А. А. Бирилева, руководившего подготовкой эскадры, как можно быстрее доложить руководству Морского министерства об окончании работ. В итоге уже в начале июня 1904 года «Наварнн» как

«закончивший ремонт»

вышел на Большой Кронштадтский рейд, где и находился до ухода эскадры в плавание 29 августа.

В составе 2-го броненосного отряда контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама «Наварин» совершил беспримерный поход через три океана и шесть морей. Штормы и тропическую жару, изнурительные угольные погрузки и томительное ожидание нападения японского флота – все преодолели российские моряки.

14 мая 1905 года. Около семи часов утра в тумане показался неизвестный корабль. Через некоторое время удалось определить, что это японский крейсер «Идзуми». Эскадра не открывала огня: слишком большая дистанция (60 кабельтовых), туман и серый, сливающийся с волнами, цвет корпуса «Идзуми» сделали бы стрельбу малоэффективной. Русские корабли продолжали свой роковой путь через Корейский пролив. Спустя шесть часов они встретили главные силы японского флота под командованием адмирала X. Того. Начался бой, ставший для «Наварина» последним. Из команды броненосца осталось в живых всего три человека: сигнальщик И. Седов, кочегар П. Деркач и комендор С. Кузьмин. Поэтому все, что произошло на корабле во время боя, известно лишь со слов этих людей, каждый нз которых имел весьма ограниченные сведения об обстановке на броненосце. Наиболее осведомленным являлся сигнальщик И. Седов. Стоя у входа в боевую рубку, он слышал распоряжения командира корабля капитана 1 ранга Б. А. Фитингофа и доклады офицеров. По показаниям Седова «Наварин» получил повреждения в самом начале боя, когда 305-мм японский снаряд попал в левый борт у ватерлинии в районе носового минного аппарата. Это случилось около 15 ч, сразу после гибели «Осляби». Несколько позже «Наварин», пытаясь прикрыть вышедшего из строя «Суворова», получил еще два попадания крупными снарядами в корму. Смертельно ранило Б. А. Фитингофа, и в командование кораблем вступил старший офицер капитан 2 ранга В. Н. Дуркин.

Вплоть до наступления темноты броненосцу удавалось поддерживать эскадренный ход, но затем носовые переборки не выдержали давления воды, поступавшей через пробоину в носовой части, н «Наварнн», постепенно садясь носом, стал отставать от эскадры. Для него, стрелявшего дымным порохом, опаснее всего было остаться в одиночестве во время торпедных атак. И беда не замедлила прийти: японские миноносцы, атаковав одинокий корабль сразу с трех сторон, добились своего. Торпеда, попавшая в кормовую часть левого борта около 22 ч, произвела настолько большие разрушения, что броненосец погрузился кормой до башни. Борьба с заливающей корабль водой продолжалась еще около четырех часов, пока во время очередной атаки торпеда не попала в середину правого борта. Через несколько минут, получив еще одно торпедное попадание уже в левый борт, броненосец перевернулся и затонул. Уцелевшая часть команды оказалась в воде... До утра продержались около тридцати человек. Один за другим умирали потерявшие надежду на спасение моряки. Лишь после четырнадцатнчасовых страданий И. Седова подобрал японский миноносец, а П. Деркача и С. Кузьмина – английский пароход. Для остальных семисот моряков броненосца «Наварин» братской могилой стали свинцовые воды Японского моря.

  • [1] Давление 135 фунтов на кв. дюйм соответствует 9,5 кгс/см².
  • [2] То есть при отсутствии какого-либо противодействия со стороны китайских боевых кораблей.

По материалам ЦГАВМФ: ф. 417. 421, 427.

источник: М. А. БОГДАНОВ ««Сисой Великий»» сборник «Гангут» вып.4

alternathistory.com

Эскадренный броненосец "Наварин" - Warfields.ru

 

 Проектирование.

Эскадренный броненосец "Наварин" на ходовых испытанияхПосле постройки первых броненосцев по программе 1881 г. ("Двадцатилетняя программа") морские чиновники задумались о разработке более крупных кораблей, способных долгое время действовать в открытом море и совершать дальние переходы.

Этому способствовало как обострение обстановки на Дальнем Востоке, так и состав флотов европейских держав, при этом ранее построенные в России броненосцы являлись кораблями относительно небольшого водоизмещения и предназначались для действий вблизи своих берегов.

Прямое указание заняться проектирование нового крупного броненосца пришло в Морской технический комитет в 1888 г.. Корабль должен был иметь водоизмещение более 8 000 тонн и вооружаться 305-мм орудиями. Вскоре Франко-русский завод представил эскизный проект, разработанный на основе английского броненосца "Трафальгар", с аналогичной прототипу схемой бронирования и схожими обводами корпуса.

В МТК потребовали усилить защиту артиллерии, увеличить запас угля, внести ряд изменений в структуру корпуса, а также поднять скорость хотя бы до 16 узлов. Проект оперативно доработали и в начале 1889 г. был подписан официальный контракт на постройку. В окончательном виде броненосец должен был иметь водоизмещение в 9 476 тонн. 

Постройка и испытания.

Эскадренный броненосец "Наварин", 1904 г.21 мая 1889 г. "Наварин" был официально заложен на Галерном островке. Поначалу строительство шло весьма быстро, несмотря на регулярные изменений проекта. В частности Морской технический комитет отказался от подводных торпедных аппаратов, потребовал увеличить сектор стрельбы 152-мм орудий, изменить форму верхнего каземата, установить более современные 12-дюймовые орудия главного калибра.

Тем не менее, корпус "Наварина" был спущен на воду уже в октябре 1891 г., что было неплохим результатом для отечественного кораблестроения. Основные проблемы начались при достройке броненосца: смежные предприятия сорвали сроки поставки практические всего, что было возможно: от броневых плит и торпедных аппаратов, до орудийных башен и элементов энергетической установки.

На первые испытания недостроенный "Наварин" удалось вывести лишь весной 1894 г., т.е. через пять лет с начала постройки. Ходовые испытания выявили массу проблем, в том числе недостаточную мощность котлов, что не позволяло достичь проектной скорости. Для устранения этого недостатка были установлены дополнительные вентиляторы, после чего "Наварин" превысил рубеж в 16 узлов, хотя средняя скорость хода составляла около 15,8 узлов. Достройка, испытания и устранение многочисленных недостатков нового броненосца продолжались еще два года и лишь в середине 1896 г. "Наварин" вступил в строй.

 

 

Эскадренный броненосец "Наварин"Эскадренный броненосец "Наварин" при фактическом водоизмещении более 10 000 тонн представлял собой весьма интересную конструкцию: низкий борт, характерный скорее для броненосцев береговой обороны, четыре расположенные попарно трубы и большая коробообразная надстройка, несущая в себе вспомогательную артиллерию.

При всем этом размеры корабля были невелики: длина составляла около 105,9 м., ширина 20,4, осадка доходила 8,4 м. Корпус с двойным дном делился на водонепроницаемые отсеки 9 поперечными и 2 продольными переборками с магистральной водоотливной системой.

Быстро выяснилось, что конструкция корпуса неудачная: из-за низкой высоты переборок и столь же низкого корпуса затопление даже одного отсека приводило к поступлению воды на жилую палубу, а это вело к неминуемой гибели броненосца. Не блистал "Наварин" и мореходными качествами, все из-за того же низкого борта. Если для прибрежных броненосцев подобные недостатки (точнее - особенности) можно было счесть терпимыми, то для корабля, предназначенного для действий в открытом море, такие конструктивные просчеты были неприятными.

В то же время были у конструкции и несомненные достоинства: низкий борт и короткий корпус уменьшали уязвимость "Наварина" для вражеских снарядов, а хорошая броневая защита позволяла надеяться, что ему не придется проверять непотопляемость на практике.

Бронирование.

На палубе "Наварина" во время императорского смотраБронирование корабля состояло из главного бронепояса толщиной 406 мм в центральной части. К оконечностям пояс утончался до 305 мм и завершался броневыми траверсами той же толщины.

Оконечности "Наварина" не были прикрыты бронепоясом, их защита обеспечивалась скосами (до 76 мм) карапасной бронепалубы. Над цитаделью палуба была плоской и имела толщину 50,8 мм. Над главным поясом брони по ватерлинии располагался верхний бронепояс толщиной до 305 мм, замыкавшийся 152-мм траверсами. 

Еще выше, в надстройке, был устроен хорошо бронированный каземат (толщина бортов - до 127 мм), в котором размещалась 6-дюймовая артиллерия, разделенная перегородками. Боевая рубка прикрывалась 254-мм броней, а башни и барбеты защищались 305-мм плитами. Основная часть брони была сталежелезной, но на отдельных участках (в том числе, на башнях) применили сталеникелевую броню, которая была примерно на 10 % прочнее.

В целом бронирование "Наварина" было беспрецедентным: корабль практически не имел незащищенных участков, вертикальный борт имел сплошную броню, которая к тому же была незаурядной толщины. Единственным слабым местом были оконечности, но, как считалось, это не имеет существенного значения. Увы, подобное представление становится очевидно ошибочным если вспомнить о недостатках конструкции корпуса: затопление оконечностей легко могло привести к гибели всего корабля, даже если других повреждений не было.

Энергетическая установка и ходовые качества.

"Наварин" на Кронштадтском рейдеЭнергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов. Подобная схема была традиционной для русских кораблей, разработанных в 80-х годах XIX века и везде демонстрировала хорошую надежность при приемлемой мощности.

Скорость хода доходила до 16 узлов, а дальность плавания экономическим ходом составляла 3 050 миль.

Вооружение.

Вооружение "Наварина" включало в себя 4 орудия калибром 305 мм в двух башнях. Сами орудия были неплохи, чего нельзя сказать об их механизмах: устаревшие гидравлические приводы и несовершенные системы подачи снарядов вкупе с фиксированным углом заряжания не позволяли стрелять чаще, чем один раз в 2,5 минуты.

Еще одной проблемой было то, что центр тяжести 35-калиберных орудий сильно отходил от оси вращения платформы башни. Из-за этого создавались дополнительные нагрузки как на стволы, так и на подъемные механизмы. При проектировании всерьез рассматривался вариант оснащения "Наварина" орудиями с длинной ствола 30 калибров, но от этого в итоге отказались.

Второй калибр состоял из 8 орудий системы Бринка калибром 152 мм. Орудия располагались в верхнем каземате и при необходимости полностью убирались внутрь корпуса. Количество орудий было явно недостаточным для корабля такого водоизмещения, кроме того пушки, как и главный калибр, не отличались высокой скорострельностью.

Противоминный калибр состоял из 18 47-мм орудий Гочкиса и 12 37-мм пушек. Эти орудия располагались на верхней палубе, мостиках и боевом марсе. Завершали комплекс вооружения шесть надводных торпедных аппаратов (381 мм).

Оборудование и вспомогательные системы.

"Наварин" был неплохо электрифицирован: помимо освещения была электрическая индикация для управления огнем и телефонная связь с электрическими колоколами. В то же время условия службы на броненосце оставляли желать лучшего: размеры корабля просто не позволяли создать комфортные условия обитания.

 

До Русско-японской войны.

Эскадренный броненосец "Наварин" на ученияхПервый дальний поход "Наварина" начался в 1896 г. почти сразу после его вступления в строй: вместе с четырьмя другими кораблями он направился в Средиземное море, где посетил ряд иностранных портов.

Здесь же броненосец ждало первое серьезное испытание: по дороге в Пирей "Наварин" попал в семибальный шторм. Хотя все недостатки конструкции проявились в полной мере, корабль получил минимальные повреждения и обошелся без затоплений, доказав свою способность действовать в тяжелых погодных условиях.

В начале 1897 г. "Наварин" в составе международных сил участвовал в блокаде Крита, а после вернулся на Балтику. В 1898 г. броненосец отправляется на Дальний Восток и, пройдя гигантское расстояние прибывает в Порт-Артур через четыре месяца с начала похода.

Как и другие русские корабли на Дальнем Востоке, "Наварин" участвовал в подавлении Восстания Боксеров, перебрасывая десантные части.  До отбытия в европейскую часть России броненосец неоднократно посещал Владивосток и Нагасаки, участвовал в многочисленных маневрах, в том числе совместно с британскими и немецкими кораблями. В Либаву "Наварин" вернулся в в апреле 1902 г., после чего вошел в состав учебно-артиллерийского отряда.

Русско-японская война.

К началу Русско-японской войны броненосец требовал основательного ремонта: котлы и машины были сильно изношены. Кроме того сам корабль к этому времени ощутимо устарел и уже не был той несокрушимой бронированной машиной, которой он вступил в строй восемь лет назад.

К сожалению, из-за многочисленных неудач русских войск и флота, "Наварин" оказался в составе обреченной Второй Тихоокеанской эскадры. При этом пройти ремонт броненосец так и не успел.

"Наварин" в Нагасаки, 1902 г.Дневной бой в Корейском проливе сложился для "Наварина" относительно удачно: огонь японцев был сосредоточен на более современных кораблях. Но не обошлось и без повреждений: тяжелые снаряды разрушили слабозащищенную корму, уничтожив кают-компанию и вызвав поступление забортной воды.

Позже снарядами была сбита одна из труб, что уменьшило и без того невысокий ход броненосца, а осколками был тяжело ранен командир корабля - барон Бруно Александрович фон Фитингоф. К счастью, пробоины удалось заделать, а возникший пожар потушить, что позволило "Наварину" остаться в строю.

Ночью броненосец шел вместе с силами адмирала Небогатова, но из-за лопнувшего паропровода и продолжавшегося (хотя и контролируемого) поступления забортной воды он отстал от остальных. Японские миноносцы обнаружили "Наварин" около 22 часов вечера. Первая торпеда поразила и без того сильно пострадавшую корму, увеличив ее разрушения и приведя к сильному затоплению.

По существу, судьба броненосца была предрешена - корабль осел и вода начала заливать жилую палубу, не имея перед собой никаких преград. "Наварин" оставался на плаву около четырех часов, пытаясь дотянуть до берега, но еще две японские торпеды, попавшие в броненосец, не позволили этого сделать. См. Цусимское сражение. По другой версии "Наварин" подорвался на минах, которые по его курсу выставили японские миносносцы. Так или иначе после третьего взрыва корабль затонул почти мгновенно, спастись смогли лишь три члена экипажа. 

warfields.ru

Наварин (броненосец) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Наварин. «Наварин»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаЭкипажВооружениеАртиллерияМинно-торпедное вооружение Изображения на Викискладе
Россия Россия
Наваринское сражение
Эскадренный броненосец
Балтийский флот
Адмиралтейские верфи
1 (13) июля 1889 года
8 (20) октября 1891 года
июнь 1896 года
Погиб в Цусимском сражении
проектное 9476 тонн, 10 206 тонн
105,9 м
20,4 м
8,4 м
Пояс по ватерлинии до 406 мм, верхний пояс — 305 мм, каземат — 127 или 127…152 мм, палуба — 51…76 мм, башни — 305 мм, рубка — 254 мм
2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов
9144 л. с.
2
15,85 узла
26 офицеров и 596 матросов
4 × 305-мм/35 орудия, 8 × 152-мм/35 орудий, 14 × 47-мм орудий, 12 × 37-мм орудий, 2 × 63,5-мм десантных орудия
6 × 381 мм торпедных аппаратов

«Навари́н» — первый российский броненосец, имевший классическое вооружение из четырёх тяжёлых (305-мм) орудий главного калибра в двух башнях в носу и корме и батареи пушек среднего (152 мм) калибра в центральной части. Он стал четвёртым броненосцем на Балтийском флоте из построенных по принятой в 1881 г. «Двадцатилетней программе», и первым, в проект которого с самого начала закладывалась возможность дальних океанских походов, в том числе и на Дальний Восток. При его создании учитывался как российский опыт (заканчивающийся постройкой броненосца «Император Александр II»), так и европейский — прототипами служили новейшие на то время английские броненосцы типа «Трафальгар».

Основные характеристики[

ru-wiki.ru

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Водоизмещение 10206 т. Размерения 112,3/105,9/103 х 20,4 х 7,7/8,4. мВоружение 4 - 305/35, 8 - 152/35, 18 - 47/43, 12 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 НТАБронирование - компаунд. пояс 356-406 (203)-356 мм, верхний пояс 305 мм,траверзы 305 мм, башни 305/51 мм, батарея 127-152 мм, рубка 254 мм,палубы 51-63-76 мм, 51 мм.Механизмы 2 вертикальных машины тройного расширения 9144 л.с. 12 циллиндрических котлов 2 винтаСкорость 15,85 узла Дальность плавания 3050 миль. Экипаж 26 офицеров и 596 матросов

Номер Фото Размер файла / Контрольная сумма Описание Источник Номер Фото Размер файла / Контрольная сумма Описание Источник
1. 140k / 21C8AC609777C38CD142C102F8666F4B Эскадренный броненосец "Наварин" в составе учебно-артиллерийского отряда, 1902 год(подробнее) Фотография Н. АпостолиСергей Мягковhttp://community.webshots.com//
2. 111k / 15B39710EB8BDEB6D94A3AD3529E362E Эскадренный броненосец "Наварин" на Большом Кронштадтском рейде, август 1904 года(подробнее) Фотография Я. ПерепелкинаАрбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
3. 100k / 14C0B9294C6363EDFDCF1DAD5E8FFC7E Эскадренный броненосец "Наварин" во время Императорского смотра перед уходом на Дальний восток, август 1904 года (подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
4. 100k / 9AE0276233FACA6DA66B5A8C02C57297 Эскадренный броненосец "Наварин"(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
5. 116k / DD0CD919C0C9ABFF45B122D40BA27785 Эскадренный броненосец "Наварин" во время ходовых испытаний, 10 ноября 1895 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
6. 77k / 6677DC03D69AB16B8BE7EEEDA01658AE Эскадренный броненосец "Наварин" на Средиземном море(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
7. 76k / 08DBEEDDD7057BD74ADCF57F1E05A8F0 Эскадренный броненосец "Наварин" на Средиземном море(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
8. 162k / 1AC999894C1F85578EF8A6D1848FD760 Эскадренный броненосец "Наварин" в Порт-Артуре(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
9. 101k / 50260361003FF9BAA4DDB31EF8F9D9FE Эскадренный броненосец "Наварин" в Алжире, сентябрь 1896 года(подробнее) Фотография Ж. ГейзераАрбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
10. 110k / E416ADB48A3BBD0699A4DCF72F4627A5 Эскадренный броненосец "Наварин" в Нагасаки перед уходом в Россию, декабрь 1901 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
11. 114k / 2A72819BD63558A9D9260C4B5E478932 Эскадренный броненосец "Наварин" в составе эскадры адмирала Г.П. Чухнина во время перехода из Порт-Артура в Кронштадт. Алжир, март 1902 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
12. 129k / 33A53C4F671D151595960FC660B67217 Эскадренный броненосец "Наварин" в составе эскадры адмирала Г.П. Чухнина во время перехода из Порт-Артура в Кронштадт. Алжир, март 1902 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
13. 251k / EFCD0CC6677408A6152B6A88359FECEF Эскадренный броненосец "Наварин" на рейде Владивостока, сентябрь 1901 года (подробнее) Губер К.П.Эскадренные броненосцы Балтийского флота. Фотоальбом из фондов РГАВМФ. Санкт Петербург 2004 годDanila77
14. 109k / 0F9364890D81CF39ED4B5957EAE1D901 Эскадренный броненосец "Наварин" на Большом Кронштадтском рейде, август 1904 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
15. 132k / 55957981043FD41A2E13A92E8867E880 Эскадренный броненосец "Наварин" на Большом Кронштадтском рейде, август 1904 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
16. 106k / D5E35FC1153EA4734CB3080E2AB60A8B Эскадренный броненосец "Наварин" на Кронштадтском рейде, июнь 1902 года(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
17. 125k / 0E3CC3454418E1DE7D5BF26B9AEFBBC2 Эскадренный броненосец "Наварин" в составе учебно-артиллерийского отряда(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
18. 115k / A67ACA35CABB61AAC8558D64D848DF50 Эскадренный броненосец "Наварин" в составе учебно-артиллерийского отряда(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
19. 113k / 19A69A6A541C36AA17C600490CA4A1BB Эскадренный броненосец "Наварин" в составе учебно-артиллерийского отряда(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
20. 146k / CF55AA5B445247864AD067CD5D8F060D Эскадренный броненосец "Наварин" в парадном строю(подробнее) Арбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
21. 126k / B7CDF8FF29E0C547D274846D88C9FB3A Посещение императором Николаем II эскадренного броненосца "Наварин", Ревель 27 сентября 1904 года(подробнее) Фотография К. фон ГанаАрбузов В. Эскадренный броненосец "Наварин"http://www.navalcollection.ru/
22. 127k / 2809A5D418C565013BD243AE10F55A5C Броненосец "Наварин" в начале XX века (подробнее) Фотоальбом "The Russo-Japanese war", 1905 год Collier & Son, New York.Вячеслав Калашников
23. 245k / 40FE71D6E35441650ACF40F2153A0210 Эскадренный броненосец "Наварин" (подробнее) Валерий Вильяльдhttp://balancer.ru

navsource.narod.ru