Военно-морской флот накануне Второй мировой войны. Британский флот во второй мировой войне


Военно-морской флот во Второй мировой войне

Вторая мировая война, продолжавшаяся практически 6 лет, обозначила существование в мире 5 сильнейших морских государств, среди которых первое место по-прежнему отводилось Великобритании, а второе Германии. В пятерку сильнейших вошли также Советский Союз, Соединенные Штаты и частично Франция, пытавшаяся с помощью флота оказать влияние на положение дел союзников в Африке.

О скором приближении войны знали многие из правительственных чинов, уже в конце 30- годов в большинстве крупных государств начались экстренные работы по переоснащению армии и флота, строительству новых моделей военных кораблей и подводных лодок.

Во Франции, Англии, Германии и Соединенных Штатах в экстренном порядке приступили к постройке тяжелых военных кораблей и эскадренных подводных лодок, предназначенных сопровождать суда с целью их защиты от нападения надводных и подводных сил противника.

Французский подводный крейсер «Сюрку»

Так, в 1934 году Франция приступила к постройке современного подводного крейсера «Сюрку», на вооружении которого стояли 14 торпедных аппаратов и две 203-миллиметровые пушки. Палуба и командная рубка корабля были покрыты прочной броней, способной выдержать несколько мощных выстрелов.

В начале 40-х годов английский флот оснастили подводными мониторами, часть из которых ближе к началу войны была переоборудована в подводные крейсера, с заменой орудийной башни ангаром для гидросамолета, способного совершать посадку прямо на воду. В принципе, английский флот к началу Второй мировой войны все еще был самым мощным в мире, корабли флота были самыми быстрыми и технически оснащенными, способными передвигаться с хорошей скоростью на большие расстояния. К примеру, английская военная подводная лодка «Х-1» была оборудована дизелем, способным придать ей скорость до 20 узлов в час.

Не отставала от Великобритании и Америка, стремившаяся превзойти все другие государства по силе и мощности своего надводного и подводного флота, для чего в нем постоянно происходили технические изменения, внедрялись технические новинки военной техники и оборудования. Практически на каждом американском военном корабле и подводной лодке имелась система кондиционирования отсеков и кают матросов и офицеров, в этом американцы брали пример с голландцев, давно уже обеспечивающих собственные экипажи свежим притоком воздуха.

На подводных лодках Великобритании были установлены гидролокаторы, позволяющие обнаружить противника и измерить расстояние до него еще до вступления в визуальный контакт. Подобное устройство, кроме всего прочего, облегчило поиск якорных мин. Также, практически на всех современных тому времени подводных лодках были установлены аппараты, уменьшающие количество пузырьков, подымающихся над водной поверхностью после нанесения лодкой подводного удара, и позволяющие тральщикам и самолетам обнаружить ее расположение. Практически все субмарины получили новое вооружение в виде 20-миллиметровых зениток, позволяющих обстреливать воздушные цели.

Гидролокатор подводной лодки

Для оказания помощи подводным лодкам в плане подвоза продовольствия, воды и топлива в открытом море началось массовое строительство танкеров и других транспортных судов. На подводных лодках были установлены мощные электромоторы и аккумуляторные батареи, что совместно с особым оснащением двигателя существенно повышало время нахождения лодки под водой.

Постепенно подводная лодка превращалась в настоящий корабль, способный находиться под водой уже не несколько минут, а нескольких часов. Для улучшения системы наблюдения за противником подводные лодки оборудовались совершенно новыми перископами а радиолокационными антеннами. Лодку с таким перископом было обнаружить достаточно непросто, тогда как она находила противника без особого труда. Связь между судами поддерживалась специальными радиотелефонами.

По мере развития подводного мореходства численность экипажа подводных лодок росла, исключением являлись немецкие субмарины, где предпочтение отдавалось размещению большого количества вооружения, а не людей. Новейшая немецкая субмарина «U-1407» была оснащена сразу тремя парогазовыми турбинами, благодаря которым могла развить скорость до 24 узлов в час. Но из-за технических ошибок эта модель лодки не была пущена в массовое производство.

Одновременно с немцами и англичанами подводные лодки строили также и японцы. Впрочем, субмарины последних, были настолько несовершенными, что шум и вибрация ими производимые были слышны на достаточно большом расстоянии, что заставило правительство практически полностью отказаться от их использования и перейти к строительству авианосцев, первых кораблей подобного типа в мировом флоте. Авианосцы японского флота отличались хорошей маневренностью, но были плохо вооружены и практически не имели брони, потому нуждались в защите со стороны крейсеров и миноносцев.

Англичане, вступая во Вторую мировую войну, также запаслись современным авианосцем. «Арк Роял» — именно так назывался корабль, мог развить скорость в 30 узлов и разместить на своей палубе до 72 самолетов. Авианосец был оборудован большим количеством ангаров, подъемниками, катапультами и сетями для отлавливания самолетов, не сумевших сесть самостоятельно, при этом длина посадочной палубы достигала 244 метров. Подобной палубы не было ни на одном авианосце в мире. Стремясь ни в чем не отставать от европейских государств, японцы к началу 1939 года произвели полное переоснащение и переделку старых кораблей, превратив многие из них в современные авианосцы. К началу войны у Японии имелось целых два авианосца, способных вместить по 92 самолета каждый.

Английский авианосец «Арк Роял»

Тем не менее, несмотря на старания англичан и японцев первенство в авианосном строении принадлежало американцам, авианосцы которых оказались способными размещать на своем борту свыше 80 само

sea-man.org

Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия

Авианосцы «Арк Ройял» и «Викториес» входили в состав корабельно-авиационной группы, которая осуществляла поиск и уничтожила германский линкор «Бисмарк» в мае 1941 г. 13 ноября 1941 года немецкой подводной лодкой «U-81» под командованием Гуггенбергера к востоку от Гиб- р:штара был потоплен авианосец «Арк Ройял».

Англичане понесли тяжелые потери на Средиземном море, куда осенью 1941 г.гросс-адмирал К. Дениц послал 25 подводных лодок.

Двенадцать дней спустя после гибели «Арк Ройяла» тремя торпедами, выпущенными подводной лодкой «U-331» (командир Тизенгаузен), потоплен линкор «Бархэм». Погибло 500 человек. Эту лодку англичанам удалось найти и пустить ко дну через год. Ее торпедировали самолеты с авианосца «Формидебл». Сигнал лодки о сдаче в плен не был замечен англичанами.

15 декабря 1941 года у берегов Ливии торпедирован и потоплен крейсер «Галатея». Через три дня на минах, поставленных лодками в гавани Александрии, подорвались линкоры, корабли Великобритании,  «Куин Элизабет» и «Вэлиант». Кораблям потребовался большой ремонт.

19 декабря вблизи Триполли на минном поле погиб крейсер «Нептун». Из экипажа в 700 чел. спасся только один матрос, попавший в плен к немцам. Здесь же наскочил на мину и затонул эсминец «Кэндахар».

Авианосец «Игл» стал жертвой четырехторпедного залпа подводной лодки «U-73» (командир Розенбаум) в августе 1942 года. Из 1160 чет экипажа эсминцами спасено 900, включая командира капитала 1 ранга Макинтоша.

Эсминец «Бигль»

Из состава охранения английского конвоя, следовавшего 12 августа на Мальту, поврежден авианосец «Индомитебл». В него попало три бомбы, а «Викториес» получил легкое повреждение. Один эсминец и пароход потоплены самолетами. Применив немецкий метод «волчьей стаи», двенадцать итальянских подводных лодок ночью потопили крейсер «Каир» и четыре парохода. Были повреждены также крейсера «Нигери» и «Кения», один танкер.

Линкор «Вэлиант»

После лодок конвой атакован итальянскими и немецкими торпедными катерами. Им удалось потопить крейсер «Манчестер» и несколько пароходов.

Все известное в мире оружие есть на нашем сайте!

world-weapons.ru

Вторая мировая война: борьба флотов Англии и США с подводными лодками фашистской Германии в 1945 г

На завершающем этапе второй мировой войны в Европе главной зада­чей военно-морских сил Великобритании и США оставалась защита океанских и морских коммуникаций, по которым в Западную Евро­пу перебрасывались войска, боевая техника, военное снаряжение и продо­вольствие, а также стратегическое сырье.

Другой не менее важной зада­чей, решавшейся в основном английским военно-морским флотом, было нарушение коммуникаций вдоль побережий Норвегии, Голландии и в проливе Скагеррак, по которым противник осуществлял переброску войск и перевозку железной руды из Норвегии. Основная часть аме­риканского военно-морского флота действовала на Тихом океане. В Атлан­тике находилось 11 авианосцев, 9 крейсеров, 101 эскадренный миноносец и 45 подводных лодок.

Около 60 процентов британских военно-морских сил было сосредоточено в водах метрополии. Здесь имелось 4 тяжелых и 27 эскортных авианосцев, 8 линейных кораблей, 30 крейсеров, 76 эскадренных миноносцев, 95 под­водных лодок, а также ряд других кораблей и различных вспомогательных судов. Английская авиация берегового базирования располагала 47 эс­кадрильями (735 самолетов), из них 32 противолодочные эскадрильи и 15 — для действий на коммуникациях противника. В феврале ее состав увеличился до 54 эскадрилий (818 самолетов). На Балтийском, Северном и Баренцевом морях немецко-фашистский флот имел 2 линейных корабля (один поврежденный), 8 тяжелых и легких крейсеров, 53 эскадренных миноносца и миноносца, около 800 сторожевых кораблей, тральщиков, десантных барж, различных вспомогательных судов и катеров. Оставшиеся крупные надводные корабли гитлеровское командование опасалось использовать не только в Северной Атлантике, но даже в Баренцевом море, так как любой их выход из портов и баз был бы неминуемо обречен на неудачу. Такилг образом, в 1945 г. Великобритания и США имели в Атлантике значительно превосходящие военно-морские силы. К этому следует добавить еще один фактор — господство в воздухе союзной авиации.

Особое значение немецко-фашистское командование придавало под­водным лодкам. До последних дней войны оно было уверено, что массовое применение новых типов лодок с более высокой подводной скоростью и продолжительным пребыванием в подводном положении может существен­но повлиять на ход войны. К 1945 г. в германском военно-морском флоте насчитывалось 408 подводных лодок

На характер боевого использования военно-морского флота Германии огромное влияние оказывали события на сухопутных фронтах. Еще в 1944 г. Германия лишилась портов и баз в Бискайском зали­ве, на Средиземном море, а также на побережье Бельгии, Голландии, Финляндии и севере Норвегии. В период наибольшего распространения фашистской агрессии и территориальных захватов развивалась и система базирования германского флота. В это время он имел для подводных лодок 60 баз и опорных пунктов. К началу 1945 г. количество их резко сократилось. Балтийская зона базирования (главная база флота — Киль, а также базы Штеттин, Гдыня, Данциг, Пиллау, Мемель и Лиепая) сох­раняла первостепенное значение, так как здесь располагались основные центры судостроения и районы боевой подготовки личного состава подвод­ных лодок. 21 января адмирал Дениц, докладывая Гитлеру обстановку на Балтийском море, подчеркнул, что Данцигская бухта как район подго­товки подводных лодок имеет решающее значение для ведения войны на море и с потерей ее активные действия подводных лодок будут парализо­ваны. Подобным образом оценивались порты Штеттин и Свинемюнде. С переходом Советских Вооруженных Сил в наступление в январе 1945 г. балтийская зона базирования оказалась под угрозой. Вскоре ряд военно-морских баз был занят советскими войсками.

Северное море являлось второй зоной базирования, а Вильгельмсхафен — главной базой подводного флота. Кроме того, для лодок были оборудованы базы на острове Гельголанд, а также в портах Гельголандской бухты. Крупнейший порт Гамбург — основной судостроительный центр их в этом районе — использовался для подготовки личного со­става лодок и формирования новых флотилий. Однако и эта зона бази­рования, систематически подвергавшаяся авиационным бомбардировкам, оказалась под ударом войск западных союзников с суши. Анализируя положение германского военно-морского флота, английский историк Эрман писал, что исход борьбы на коммуникациях «был предрешен в большей мере развитием военных действий на суше, чем на море».

Немецко-фашистское командование вынуждено было держать часть подводных лодок в норвежских базах. Отсюда они продолжали действовать на западных и юго-западных подходах к Британским островам, в Норвежском и Баренцевом морях. Отдельные лодки осуществляли постановку мин у побережья Англии, США и Канады.

Немаловажное значение для германского военно-морского флота имело и другое обстоятельство. Освобождение советскими войсками нефтяных промыслов в Румынии и систематические бомбардировки американо-английской авиацией германских нефтеперегонных заводов и топливных складов привели к острому дефициту жидкого топлива для кораблей, особенно для подводных лодок. Все корабли, работавшие на жидком топ­ливе, вынуждены были бездействовать. Для того чтобы в январе 1945 г. в море вышли 27 подводных лодок, им было передано дизельное топливо с крейсеров «Адмирал Шеер» и «Лютцов». В конце этого же месяца штаб верховного главнокомандующего отмечал, что для ведения боевых действий подводными лодками следует подготовить необходимое количество горючего.

В 1945 г., как и в предшествующие годы, перед флотом фашистской Германии стояла задача нарушения коммуникаций союзников, а также защита своих морских сообщений.

На завершающем этапе войны в Европе с особой очевидностью подтвердилось несоответствие качественных характеристик подводных лодок постройки 1939—1943 гг. новым условиям борьбы на коммуникациях. Ши­рокое привлечение англичанами и американцами противолодочных над­водных кораблей и авиации, оснащенных средствами радио- и гидролока­ции, а также использование ими авианосных поисково-ударных групп значительно снижали эффективность действий находившихся в строю немецких лодок. В основу конструкций всех лодок было положено стре­мление сохранить по возможности высокие надводные маневренные элементы и главным образом иметь большую дальность плавания в надводном положении. В этом отношении немецкие конструкторы до­бились определенных успехов, особенно у лодок серии IXC (дальность надводного плавания 11 450 миль, максимальная надводная скорость 18,2 узла). Однако подводным маневренным элементам отводилось второсте­пенное значение, и лодки не отвечали условиям их применения (скорость под водой 7,3 узла, дальность плавания 63 мили).

Германское морское командование пыталось снизить эффективность использования противолодочных сил и средств союзников различными аехническими усовершенствованиями. Например, было осуществлено оборудование подводных лодок шнорхелем, который позволял идти в под­водном положении на перископной глубине под дизелями, заряжать акку­муляторы и пополнять запасы воздуха без выхода на поверхность, а также поддерживать устойчивую связь между собой, с береговыми радиостан­циями и разведывательной авиацией с помощью выдвижных антенн. В условиях боевых действий и в походах, продолжавшихся целыми не­делями, лодкам требовалось всплывать на поверхность лишь для мелкого ремонта.

Еще с апреля 1943 г. началась работа над проектом лодки с улучшен­ными подводными маневренными элементами, с большей подводной ско­ростью, дальностью плавания в подводном положении и глубиной погру­жения. Планировалось строительство лодок двух серий: XXI — крейсер­ские для действий в отдаленных районах (водоизмещение надводное — 1621 тонна, подводное — 1819 тонн; дальность плавания надводная эконо­мическим ходом 10 узлов — 15,5 тыс. миль, подводная при скорости 6 узлов — 285 миль; максимальная подводная скорость — 17,5 узла) и XXIII — малого водоизмещения для использования в прибрежных рай­онах (водоизмещение надводное — 232 тонны, подводное — 256 тонн; ско­рость хода надводная — до 9,5 узла, подводная — до 12,5 узла; даль­ность плавания подводная — 175 миль (4 узла). Подводные лодки новых серий имели увеличенную глубину погружения и оснащались гидроакусти­ческими локаторами, а также поисковым радиолокационным приемником ультракоротковолнового диапазона для обнаружения работы радио­локационных станций противника, что позволяло своевременно погру­жаться при появлении сил противолодочной обороны. Однако проек­тирование и строительство их затянулось до 1945 г. Всего до конца войны было построено 123 лодки XXI серии и 59 — XXIII, но к бое вым действиям подготовлено 3 лодки XXI серии (с апреля) и 8 — XXIII серии (с января). Это объяснялось серьезными конструктивными недостатками подводных лодок, медленным их освоением личным составом. В дневнике штаба верховного главнокомандования вермахта в записи от 29 марта отмечалось, что «вошла в строй лишь одна большая из новых подводных лодок, остальные войдут в строи только лишь в ап­реле и позже».

Создание новых подводных лодок в Германии вызвало серьезную тре­вогу в Англии: морское министерство подсчитало, что к началу 1945 г на коммуникациях будут действовать 25 таких лодок. Накануне Крымской конференции Рузвельту и Черчиллю был представлен доклад, составлен ный представителями фтотов США и Англии, в котором говорилось «Воз­можность того, что немецкие подводные лодки снова создадут серьезную опасность дня союзного судоходства в Северной Атлантике, вызывает сильное беспокойство». В этом документе предлагалось увеличить чис­ло кораблей и самолетов противотодочной обороны, продолжать бомбар­дировки судостроительных верфей, повысить процент применения авиаци­онных мин.

Полагая, что америкапо-английской авиации и надводному флоту предстоит трудная борьба против новых подводных лодок, представители Великобритании подчеркивали на Крымской конференции необходимость быстрейшего занятия Данцига советскими войсками, где, по имеющимся у них сведениям, осуществляюсь сборка этих лодок. Однако прогно­зы западных союзников не оправдались. Несмотря на принятые немец­ко-фашистским командованием меры, планы строительства новых под­водных лодок и подготовка их к боевым действиям не выполнялись из-за дезорганизации в работе промышленности и на транспорте. Кроме того, вследствие больших потерь немецко-фашистскии подводный флот остро нуждался в кадрах. Для комптектования экипажей привлекался личный состав надводных кораблей и даже военно-воздушных сил. Наряду с этим в связи с быстрым продвижением советских войск вдоль побережья Бал­тийского моря командование германского флота было вынуждено переда­вать военных моряков для формирования дивизий и бригад морской пехоты.

В апреле в составе флота фашистской Германии насчитывалось 429 подводных лодок, из них 166 боевых, а 263 находились на испытаниях и боевой подготовке. Вплоть до конца воины подводные лодки продолжали оставаться серьезной опасностью для американо-английского судоходства в бассейне Атлантического океана.

В 1945 г. количество немецких подводных лодок, в среднем ежедневно действовавших на коммуникациях противника, составляло: в январе — 36, феврале — марте — 48, в апреле — 50 и начале мая — 43. По сравнению с первыми годами второй мировой войны число лодок, находившихся: в море, по отношению к имевшимся в строю значительно сократилось. Адмирал Дениц, объясняя причины снижения интенсивности использо­вания подводных лодок, писал впоследствии: «После прорыва русскими фронта в январе 1945 г., когда территория, верфи, учебные полигоны и опорные пункты в восточной части Балтийского моря оказались под угрозой или были вовсе потеряны, стало окончательно ясно, что уже не удастся в широком масштабе использовать подводные лодки нового типа, способные противостоять современным средствам противолодочной обороны. Подводная война перестала являться главной задачей военно- морских сил. Крупные морские части были переключены на поддержку восточного фронта». Далее он констатировал, что за последние месяцы войны 50 тыс. моряков были переброшены на сухопутный фронт против советских войск.

В условиях сильно возросшей противолодочной обороны германское морское командование вынуждено было в начале 1945 г. изменить такти­ку действий подводных лодок. Поскольку сосредоточение большого числа их в группах и завесах приводило к облегчению поиска и атаке пре­восходящими силами противолодочной обороны, пришлось отказаться от группового использования и вернуться к методам, применявшимся в начале войны. Теперь одиночным подводным лодкам, которые действова­ли у побережья Англии и Канады, отводились небольшие позиции на под­ходах к базам, портам и в местах пересечения важнейших морских путей. Лодки стали применять тактику своеобразных засад. Для обеспечения скрытности каждая лодка занимала позицию между объектом атаки и бе­регом. Чтобы затруднить обнаружение противником, она ложилась на грунт, где часами ожидала появления транспортов или кораблей. С обнаружением цели шумопеленгатором лодка снималась с грунта и производила атаку, а затем снова отходила к побережью.

В первое время изменение тактики действий подводных лодок несколь­ко повысило их результативность. Так, если во второй половине 1944 г. среднемесячные потери союзников в Атлантике от подводных лодок против­ника составили 44 тыс. брт, то за четыре месяца 1945 г. они возросли до 54 тыс. брт. Основная часть этих потерь приходилась на одиночные транс­порты в прибрежных водах. Всего за январь—май 1945 г. немецкие под­водные лодки потопили 55 судов общим тоннажем 270,3 тыс. брт. От ударов авиации союзники потеряли 6 судов (44.3 тыс. брт), торпед­ные катера потопили 5 судов (10,2 тыс. брт), и на минах погибло 24 судна общим тоннажем 79,2 тыс. брт, по неизвестным причинам — 7 судов (около 7,4 тыс. брт). Однако эти потери уже не могли оказать сущест­венного влияния на обеспечение Англии стратегическим сырьем, воору­жением и продовольствием.

Характерно, что из 97 единиц общего количества погибших судов 70 потоплены на подходах к Британским островам и только 19 в Северной Атлантике. Это свидетельствует о том, что в 1945 г. главные усилия гитлеровцев в борьбе на морских коммуникациях были направлены на бли­жайшие подступы к Британским островам. В январе на подходах к ним действовало 10—12 подводных лодок, в феврале их число возросло до 25, остальные действовали в Атлантике вдали от берегов.

Еще в конце 1944 г. англо-американское командование располагало 20 авианосными противолодочными поисково-ударными группами. Каждая из них состояла из эскортного авианосца и 3—5 эскортных миноносцев В защите конвоев теперь использовалось 20 эскортных авианосцев с 400 самолетами на борту. Авианосно-поисковая группа как самостоя­тельное тактическое соединение представляла серьезную опасность для подводных лодок.

В 1945 г. для увеличения полосы поиска и более надежного поражения лодводных лодок разнородные противолодочные силы объединяли во вре­менные маневренные соединения. Они состояли из авиационных и кора­бельных поисково-ударных групп и образовывали противолодочные подвиж­ные барьеры (рубежи). Принцип действия противолодочного подвижного барьера заключался в следующем. Около 20 эскортных миноносцев сле­довали строем фронта, контролируя полосу шириною 120 миль. За ними на расстоянии 40—50 миль шли 2 эскортных авианосца, каждый в охра­нении 4 эскортных миноносцев. Самолеты с авианосцев вели непре­рывную разведку на расстоянии до 150 миль от линии патрулирования эскортных миноносцев. Обнаружив подводную лодку, авиация и кораб­ли атаковали ее еще до того, как она успевала выйти на прибрежные коммуникации. Когда в конце марта немецко-фашистское командование направило из норвежских баз 6 подводных лодок для действия у Атлан­тического побережья США, американцы, полагая, что лодки вооружены ракетами, создали в Центральной Атлантике для их поиска и унич­тожения два таких подвижных противолодочных барьера. В состав авиа­носных поисково-ударных групп, обслуживавших эти барьеры, были включены 4 эскортных авианосца, до 75 эскадренных и эскортных мино­носцев. Этим силам удалось обнаружить подводные лодки еще на пере­ходе и 5 из них потопить.

Средством активной борьбы с подводными лодками врага по-прежне­му являлась авиация, которая наносила удары по судостроительным вер­фям Гамбурга, Бремена, Киля и Данцига. В результате с 30 марта по 9 апреля было уничтожено 24 и сильно повреждено 12 подводных лодок, в том числе потоплено 9 лодок серии XXI, причем 4 из них готовились выйти в море.

Активизируя борьбу, корабли и авиация наносили удары по подводным лодкам на выходах их из баз и маршрутах переходов. Около баз в большом количестве ставились минные заграждения. В январе — марте самолеты союзников поставили в проливах Скагеррак и Каттегат 3220 мин, в том числе на выходах из баз Хортен и Осло-фьорд — 300 мин. Против подводных лодок, находившихся в специально построенных базовых же­лезобетонных укрытиях, применяли 10-тонные авиабомбы. В результате некоторые такие укрытия были разрушены.

Для уничтожения обнаруженных в море немецких подводных лодок бомбометание с кораблей из многоствольных бомбометов производилось таким образом, чтобы одновременно выпущенные глубинные бомбы на­крывали большую площадь моря. Если в январе 1945 г. было потоплено 12 немецких подводных лодок, то в апреле уже 64. 7 апреля адмирал Дениц вынужден был отметить, что вслед за концентрацией немецких подвод­ных лодок в прибрежных водах Англии противник тут же значительно усилил противолодочную оборону. Чтобы избежать серьезных потерь, подводные лодки необходимо было отвести из опасного района к западу от Британских островов Вскоре 7 подводных лодок перешли в Цент­ральную Атлантику.

Всего с 1 января по 8 мая 1945 г. была потоплена 151 немецкая лодка, при этом надводными кораблями 46, базовой авиацией 39, авианосной авиацией 1, совместными действиями кораблей и авианосной авиации 2, подводными лодками 3, при ударах авиации по базам 36, погибло на ми­нах 7 и по неизвестным причинам 17 подводных лодок. Из общего ко­личества английскими силами было уничтожено 95, американскими 39 подводных лодок.

Сравнение потерь немецких подводных лодок с потерями американо- английского транспортного флота показывает, что в условиях сильной противолодочной обороны союзников подводные лодки уже не смогли до­стигнуть былых успехов. Если в 1942 г. на каждую потопленную подвод­ную лодку противника приходилось 13,6 уничтоженных судов союзников, то в 1945 г. только 0,3. Это соотношение было явно не в пользу Герма­нии и свидетельствовало о том, что результативность боевых действий не­мецких подводных лодок к концу войны по сравнению с 1942 г. снизилась в 45 раз. Ясно обозначилось несоответствие между находившимися в строю немецкими подводными лодками и резко возросшими к тому времени про­тиволодочными силами и средствами союзников. Характерно, что в на­чале войны на одну уничтоженную подводную лодку приходилось около 16 обнаружений лодок противолодочными силами. К концу войны число обнаружений лодок на одну потопленную уменьшилось до 1,5.

Таким образом, рост числа потопленных немецких лодок по годам, сокращение числа обнаружений, приходившихся на одну потопленную лодку, и уменьшение их эффективности достаточно убедительно показали, что в единоборстве подводных лодок и противолодочных средств на Ат­лантическом океане перевес оказался на стороне последних. Следова­тельно, подводная война потеряла свою эффективность, а оживить ее пу­тем использования подводных лодок новых серий не удалось в связи с ка­питуляцией фашистской Германии. Решающее значение в успешной борьбе союзников с немецкими подводными лодками имело значительное превос­ходство в силах, а также хорошо отработанное взаимодействие надводных кораблей, авианосной и базовой авиации, осуществлявших поиск и унич­тожение лодок противника.

После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии адмирал Дениц приказал всем находившимся в море подводным лодкам прекратить боевые действия и вернуться в базы. Из 407 подводных лодок, числившихся к этому времени в составе военно-морского флота, 221 была затоплена своими экипажами, 30 разделены между союзниками и 156 в соответствии с условиями перемирия уничтожены позднее.

agesmystery.ru

Великобритания во Второй Мировой войне

Великобритания во Второй Мировой Войне.

Великобритания принимала участие во Второй Мировой войне с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945, т.е. практически с первого до последнего дня. Хотя страна избежала войны на своей территории и оккупации, в конечном итоге участие в конфликте лишило её статуса сверхдержавы.

После победы в Первой Мировой войне Британская империя была фактически сильнейшей европейской и мировой державой. Её колониальные интересы распространялись по всему миру. Для поддержания своего положения Великобритания попеременно помогала различным континентальным странам, сохраняя их паритет между собой. Однако приход к власти в Германии нацистов разрушил стройную систему британской внешней политики.

Во второй половине 30-х годов XX века Великобритания активно шла на уступки Германии, считая, что немцы смогут служить противовесом все возрастающей "советской угрозе", оставаясь подконтрольными западным союзникам. Результатом этой политики стало подписание Мюнхенского соглашения 1938 года, которое касалось передачи Чехословакией Судетской области Германии. Однако Гитлер уже играл в свои игры и не ограничился Судетской областью. В марте 1939 года им была разделена и захвачена Чехословакия, а в августе того же года подписан Договор о ненападении между Германией и СССР. Великобритания стремительно теряла контроль над ситуацией. 3 сентября 1939 года, после нападения на Польшу Великобритания объявила войну Германии. Во многом объявление войны было сделано под давлением США, которые требовали от Британии исполнения обещанных договорённостей.

Могущество Британии строилось на мощном военно-морском флоте, в войнах на континенте она привыкла полагаться на союзников, обладающих сухопутной армией. Войска Великобритании к началу войны насчитывали около 900 тысяч человек без учёта колоний или 1260 тысяч с колониальными войсками. В метрополии имелось 9 регулярных дивизий, 16 территориальных, 6 пехотных, 2 кавалерийские и 9 танковых бригад. Стратегическим резервом служила англо-индийская армия из 7 регулярных дивизий и большого количества отдельных бригад.

С 1938 года особое внимание уделяется развитию авиации, которая должна решать задачи обороны острова с воздуха. За год с небольшим число эскадрилий было доведено до 78. Количество боевых самолётов составляло 1456 единиц, из которых 536 - бомбардировщики. По большей части это были новые и современные машины. Основу военно-морского флота составляли линкоры времён Первой Мировой войны, а так же более современные линкоры поздних проектов. Однако реалии новой войны показали смещение линкоров с позиций основной ударной силы флота. Помимо линкоров Великобритания обладала значительным авианесущим флотом.

За время Второй Мировой Британия принимала участие в боях на многих фронтах войны:

  • Странная война - нерешительные действия англо-французских войск против гитлеровской Германии во время захвата Польши.
  • Битва за Атлантику - защита своей международной торговли и поддержка импорта необходимых ресурсов.
  • Сражение за Скандинавию - поражение союзнических войск при захвате Германией Дании и Норвегии.
  • Французская компания - тяжёлое поражение англо-французских сил в 1940 году во Франции.
  • Битва за Британию - воздушное сражение при обороне острова, когда англичанам удалось предотвратить высадку немецких войск в Британию.
  • Война на Среднем Востоке - защита своих владений в Африке и акватории Средиземного моря.
  • Битва в Индийском океане - защита от Японского вторжения, в этом регионе Британский флот потерпел серьёзные потери.
  • Высадка англо-американских войск в Италии.
  • Освобождение Франции - долгожданный второй фронт.

Итоги Второй Мировой для Великобритании оказались не однозначны. С одной стороны была сохранена независимость страны и фактически одержана победа над противником. С другой - Британия лишилась статуса сверх державы в пользу набирающей силу США. Экономика страны понесла огромные потери всвязи с утерей торговых рынков. Большая часть колоний обрела независимость, хотя многие из них сохранили связи с Центром. Восстановить производство до довоенного уровня удалось лишь в 1948 году. Внутри страны была введена карточная система, которая сохранялась вплоть до 1953 года. Однако развитие высокотехнологичного производства позволило стране вернуть некоторые позиции в мире.

weapon2.ru

Как британцы воевали во Второй мировой

И снова Европа

6 июня 1944 года с открытием Второго фронта британским войскам представилась возможность реабилитироваться за постыдное бегство с континента четыре года назад. Общее руководство союзными сухопутными войсками было возложено на опытного Монтгомери. Тотальное превосходство союзников уже к концу августа подавило сопротивление немцев во Франции.

В ином ключе разворачивались события в декабре 1944 года под Арденнами, когда немецкая бронетанковая группировка буквально продавила рубежи американских войск. В арденнской мясорубке армия США потеряла свыше 19 тысяч солдат, британцы - не более двухсот.

Подобное соотношение потерь привело в стане союзников к разногласиям. Американские генералы Брэдли и Паттон угрожали уйти в отставку, если Монтгомери не оставит руководство армией. Самоуверенное заявление Монтгомери на пресс-конференции 7 января 1945 года, что именно британские войска спасли американцев от перспективы окружения, поставили под угрозу проведение дальнейшей совместной операции. Только благодаря вмешательству главнокомандующего союзными силами Дуайта Эйзенхауэра конфликт был улажен.

К концу 1944 года Советский Союз освободил значительную часть Балканского полуострова, что вызвало в Британии серьезную обеспокоенность. Черчилль, не желавший терять контроль над важным Средиземноморским регионом, предложил Сталину раздел сферы влияний, в результате чего Москве досталась Румыния, Лондону – Греция.

Фактически с молчаливого согласия СССР и США Великобритания подавила сопротивление греческих коммунистических сил и 11 января 1945 года установила полный контроль над Аттикой. Именно тогда на горизонте британской внешней политики отчетливо замаячил новый противник. «В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага», – вспоминал Черчилль в мемуарах.

Согласно 12-томной «Истории Второй мировой войны» Великобритания вместе с колониями потеряла во Второй мировой войне 450 000 человек. Расходы Британии на ведение войны составили более половины иностранных капиталовложений, внешний долг Королевства к концу войны достиг 3 миллиардов фунтов стерлингов. Со всеми долгами Великобритания рассчиталась только к 2006 году.

russian7.ru

Великобритания во Второй мировой Войне

Великобритания участвовала во Второй мировой войне с самого её начала 1 сентября 1939 года (3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну) и до её конца (2 сентября1945 года).

Содержание

  [убрать] 

  • 1 Политическая ситуация накануне войны

  • 2 Военные приготовления Соединённого Королевства и империи

  • 3 Период неудач

  • 4 Военный союз с СССР и США

  • 5 Перелом в войне

  • 6 Победа над Германией

  • 7 Победа над Японией

  • 8 Итоги войны

  • 9 Потери

  • 10 Примечания

  • 11 Источники

Политическая ситуация накануне войны

Мюнхенское соглашение (1938 год):Невилл Чемберлен привёз Великобритании «мир на все времена»

Великобритания была одной из стран — творцов международной политической системы после Первой мировой войны. В то же время, как сильнейшая европейская «великая держава», Великобритания традиционно стремилась сохранять паритет сил на континенте, попеременно поддерживая те или иные страны. Новая полномасштабная война на европейском континенте была для Великобритании крайне нежелательна как с экономической, так и с политической точки зрения.

В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, одним из основных лозунгов которых был реванш за поражение в Первой мировой войне. Параллельно происходила форсированная индустриализация и милитаризация СССР. Считая «советскую угрозу» достаточно серьезной, во второй половине 1930-х годов британское правительство Невилла Чемберлена шло на уступки нацистской Германии, что вело к ее усилению в качестве «противовеса» СССР. Вершиной этой политики стало Мюнхенское соглашение (1938 год). При этом предполагалось, что усилившаяся Германия, тем не менее, останется под контролем «великих держав» и, в первую очередь, Великобритании.

В августе 1939 года был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, ставший полной неожиданностью для Великобритании.

Решающую роль в объявлении Англией войны Германии сыграли США, осуществляя на Англию давление. Посол США в Англии в 1938—1940 годах, позднее вспоминал: «Ни французы, ни англичане никогда бы не сделали Польшу причиной войны, если бы не постоянное подстрекательство из Вашингтона»[3]. Оказавшись перед фактом заключения Пакта Молотова — Риббентропа, находясь под давлением США, угрожавших в случае отказа Англией выполнения своих обязательств в отношении Польши лишить её своей поддержки, Англия пошла на объявление войны Германии.

Военные приготовления Соединённого Королевства и империи[править | править исходный текст]

Великобритания была преимущественно морской державой с мощным военно-морским флотом. Основой её стратегии в европейских войнах было наличие одного, а лучше нескольких союзников на континенте, которые бы несли основную тяжесть войны на суше. В соответствии с этим, Великобритания не обладала мощными сухопутными войсками. Ядро линейного флота Великобритании составляли прошедшие модернизацию достаточно удачные линкоры времён Первой мировой войны типа Queen Elizabeth (5 штук) и их упрощённая версия линкоры типа R (5 штук). Вместе с тем, во флоте имелись более современные линкоры послевоенной постройки. В строю также находились авианосцы: «Аргус»,«Корейджес», «Глориес», «Фьюриес», «Игл», «Гермес», «Арк Ройал». На стапеле было шесть авианосцев типа «Илластриос».

Период неудач

«Странная война»

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу (см. Польская кампания). В этот же день правительство Н. Чемберлена направило Германии ноту протеста, 3 сентября за ней последовал ультиматум, затем объявление войны Германии. Однако всё время, пока германские войска были заняты на Востоке, в действиях против Польши, союзные англо-французские войска никаких активных боевых действий на суше и в воздухе не предпринимали. А быстрое поражение Польши сделало временно́й период, во время которого можно было заставить Германию воевать на два фронта, очень коротким. В итоге переброшенные во Францию с сентября 1939 по февраль 1940 года Британские экспедиционные силы в составе 10 дивизий бездействовали. В американской печати этот период получил название «Странная война».

Война на море

 Битва за Атлантику (1939—1945)

Корабль, торпедированный немецкой подлодкой

В то же время боевые действия на море начались сразу же после объявления войны. Уже 3 сентября был торпедирован и затонул британский пассажирский пароход «Атения». 5 и 6 сентября у берегов Испании были потоплены корабли «Босния», «Ройал Сетр» и «Рио Кларо». Великобритании пришлось ввести конвоирование судов. 14 октября 1939 года германская подводная лодка U-47 под командованием капитана Прина потопила британский линкор «Ройал Оук», находившийся на стоянке в военно-морской базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Вскоре действия немецкого флота и авиации поставили под угрозу международную торговлю и само существование Великобритании.

Передвижения флота, начиная с 7 апреля1940 года

Сражение за Скандинавию

 Датско-норвежская операция

Великобритания и Франция, установившие экономическую блокаду Германии, были заинтересованы в привлечении к этой блокаде максимального количества стран.

8 апреля 1940 года 4 британских эсминца поставили минное заграждение у входа в залив, ведущий к норвежскому порту Нарвик. Правительство Норвегии вручило Англии ноту протеста. Но уже на следующий день, 9 апреля, Германия напала на Норвегию (до того она без сопротивления оккупировала Данию). 12 апреля Великобритания направила в поддержку норвежским войскам свои силы. Позже в Норвегию были направлены французские и польские войска. Однако вследствие нерешительности и несогласованности действий союзные англо-французско-польско-норвежские войска потерпели поражение и 8 июня 1940 года были эвакуированы из Норвегии.

Единственным положительным итогом сражения для Великобритании стали большие потери в Норвежской операции немецкого флота.

Поражение Франции

 Французская кампания

Неудачи внешнеполитического курса привели к смене правительства в Англии. 10 мая 1940 года новым премьер-министром стал У. Черчилль. В этот же день началось вторжение германских войск во Францию, Бельгию и Нидерланды.

Прорыв немецкого бронетанкового клина через Арденны к Булони поставил союзные англо-французские силы в тяжёлое положение.  Оставшиеся во Франции британские войска возглавил генерал А. Брук. Он сделал вывод, что положение безнадёжно.

16 июня новый французский премьер-министр маршал Петен направил Гитлеру просьбу о перемирии.

Нейтрализация французского флота

Операция «Катапульта»

После падения Франции перед Великобританией встала задача не позволить Германии поставить французский военный флот под свой контроль. 3 июля 1940 года Великобритания захватила французские корабли в своих портах. В этот же день французский флот был атакован англичанами в Оране и некоторых других местах и понёс большие потери. В ответ французское правительство Виши разорвало отношения с Великобританией.

После поражения во Франции Великобритания, по сути, лишилась сухопутной армии.

Битва за Британию

 Битва за Британию, Операция «Морской лев»

Воздушный бой в небе над Британией

13 августа 1940 года начались массированные налёты немецкой авиации на Англию. Однако сопротивление британской авиации не было сломлено, и 17 сентября Гитлер отложил, а 12 октября отменил операцию «Морской лев». Немецкая авиация продолжала атаковать британские города. 14-19 ноября немецкая авиация совершила разрушительные налёты наБирмингем и Ковентри, 29 декабря был нанесён большой ущерб Лондону. Но эти атаки уже служили целью скрыть подготовку Германии к войне с СССР. Германское руководство приняло решение, что «если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду»[7].

16 мая 1941 года основные силы люфтваффе были отправлены на Восток для подготовки вторжения в Россию.

На Среднем Востоке

 Североафриканская кампания

Танковое сражение между британцами и немцами в Северной Африке

Ещё 10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании. Основные действия велись на Средиземном море и в Африке. Началась переброска британских войск в Африку. 9 июля 1940 года на пути от Мальты до Александрии произошло первое столкновение британского и итальянского флота, но в целом итальянский флот мало препятствовал британцам сосредотачивать силы в Африке.

13 сентября итальянские войска . 28 октября 1940 года Италия напала на Грецию, британские войска взяли под контроль остров Крит. 11 ноября английская авиация нанесла удар по итальянскому флоту в Таранто и потопила 3 итальянских линкора.

9 декабря 1940 года началось британское наступление в пустыне у Сиди-Баррани. Итальянские войска потерпели тяжёлое поражение и были изгнаны из Египта. В январе 1941 года британские войска заняли Эритрею и продолжили наступление в Эфиопии.

Однако в феврале-марте 1941 года в Северную Африку прибыл немецкий экспедиционный корпус генерала Э. Роммеля. Кроме того, часть британских сил была отвлечена на операцию на Балканах.

Сражение за Балканы

Югославская операция, Греческая операция

Подбитый британский танк в Греции

Английское командование приняло решение о переброске большей части Нильской армии с авиацией в Грецию; 7 марта в Грецию прибыли первые английские войска. 28 марта 1941 года в морском сражении у мыса Матапан с итальянским флотом господство английского флота было укреплено, что сделало переброску войск беспрепятственной.

1 марта 1941 года немецкие войска вступили в Болгарию

Тогда 6 апреля немецкие войска напали на Югославию и Грецию. Югославские и греческие войска были разгромлены, 

20 мая 1941 года началась немецкая операция по захвату острова Крит. Британские войска понесли тяжёлое поражение, их остатки вынуждены были эвакуироваться.

Военный союз с СССР и США

Черчилль, Рузвельт, Сталин на Ялтинской конференции. Февраль 1945

10 мая 1941 года заместитель Гитлера по партии Р. Гесс приземлился на парашюте в Великобритании. От имени фюрера он предложил заключить мир между Великобританией и Германией. Тяжёлое положение Великобритании, тем не менее, не заставило её пойти на уступки Германии и признать собственное поражение.

Только две страны могли реально помочь Англии в её борьбе: США и СССР. Правительство США поддерживало Англию, однако всеми силами стремилось избежать участия в войне. 11 марта 1941 года президент США Ф. Рузвельт подписал принятый Конгрессом закон о ленд-лизе. 18 апреля США объявили о расширении своей зоны безопасности в Атлантике, таким образом, оставаясь невоюющей стороной, начали патрулировать воды Западной Атлантики.

СССР до последнего не вмешивался в войну Германии и Великобритании. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года способствовало ослаблению давления на Великобританию. Премьер-министр Англии У. Черчилль в тот же день сделал заявление:

«…мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем… Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций… Если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решились уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это ещё больше укрепит и поощрит наши усилия спасти мир от его тирании… …Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова… Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединённым Штатам…»

Великобритания получила нового союзника, который призван был нести основную тяжесть войны на суше.

Британская помощь СССР

 Арктические конвои

Крейсер Шеффилд сопровождает конвой

12 июля 1941 года в Москве было подписано советско-британское соглашение о совместных действиях против Германии. 16 августаВеликобритания предоставила СССР военный кредит. 31 августа в Архангельск прибыл первый британский конвой, а уже в сентябре первые британские самолёты приняли участие в боевых действиях на советско-германском фронте.

Оккупация Ирана

 Иранская операция

Британские солдаты в Багдаде после битвы

Для обеспечения контроля над Иранскими нефтяными промыслами, а также для создания прямого сообщения британских владений с СССР. 17 сентября был занят Тегеран

11 октября 1941 года аналогичную советско-британскую ноту получило правительство Афганистана.

Гибель авианосца «Арк Ройал»

В Северной Африке

 Североафриканская кампания

18 ноября 1941 года британские войска перешли в наступление в Северной Африке.

Так как во многом это было следствием господства британцев над коммуникациями в Средиземноморье, Германия перебросила в Средиземное море подводные лодки. 13 ноября1941 года был торпедирован и на следующий день затонул вблизи Гибралтара авианосец «Арк Ройал». Впереди были новые потери, которые привели к утрате господства британского флота в Средиземноморье.

На Дальнем Востоке

 Малайская операция

Британские солдаты сдаются японским войскам в Сингапуре

На Дальнем Востоке столкнулись интересы Японии, которая желала развязать себе руки в Китае, и западных держав: США, Великобритании и Нидерландов, которые этому всячески препятствовали.

7 декабря 1941 года Япония нанесла удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор. На следующий день она объявила войну США и Великобритании.

Англо-американский военный союз

Учитывая, что Германия и Италия объявили 14 декабря 1941 года войну США, окончательно оформились два лагеря противоборствующих сторон: СССР, США, Великобритания с доминионами и некоторые другие страны с одной стороны, и Германия, Италия и Япония, с другой (важное исключение: Великобритании (Япония не объявила войну СССР).

Британские ВВС на Мадагаскаре

Перелом в войне

Перелом в битве за Атлантику

Битва за Атлантику (1939—1945)

Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение

Важнейшее значение для Великобритании имело обеспечение устойчивости морских коммуникаций, в первую очередь, в Северной Атлантике. До сих пор потери британского торгового флота, несмотря на все усилия, превышал тоннаж вводимых в строй судов. В мае-октябре 1942 года действия немецких подводных лодок были самыми результативными.

Только начиная с апреля 1943 года отмечен качественный и количественный рост противолодочных сил союзников, сокращение их потерь в тоннаже и рост потерь немецких подводных лодок, при этом прирост союзного тоннажа стал превышать потери.

Налёты британской авиации на Германию

Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны

Avro Lancaster над Гамбургом

В марте 1942 года британская авиация начала бомбардировки германских городов.

Основное усилие в конце 1942 — начале 1943 годов британская авиация сосредоточила на бомбардировке германских судоверфей, морских объектов и военно-морских баз. С весны 1943 акцент был смещён на бомбардировку промышленных объектов, особенно Рурского района.

Победа в Северной Африке

Североафриканская кампания, Мароккано-алжирская операция, Тунисская кампания

Британский танк Валентайн с пехотой на броне

8-10 ноября 1942 года в Северной Африке (в Алжире, Оране и Касабланке) высадились американские и британские войска.

31 января американский генерал Д. Эйзенхауэр объединил под своим командованием все союзные войска в Северной Африке. 13 мая 1943 года немецко-итальянские войска в Тунисе капитулировали.

Высадка в Италии

Итальянская кампания (1943—1945)

Британские войска на Сицилийском побережье

10 июля 1943 года англо-американские войска, объединённые в 15-ю группу армий, высадились на Сицилии и к середине августа полностью заняли остров, 3 сентября они высадились на юге Апеннинского полуострова, что привело к падению правительства Б. Муссолини и выходу Италии из войны. В ответ немецкие войска разоружили почти всю итальянскую армию и заняли большую часть страны.

В декабре 1943 года зоны ответственности США и Великобритании в Европе были разделены: Верховным командующим союзными войсками на северо-западе Европы стал американский генерал Д. Эйзенхауэр, Верховным командующим союзными войсками в Средиземноморье — британский генерал Г. Уилсон.

Победа над Германией

С 22 июня 1941 года основные силы вермахта сражались на Восточном фронте против СССР. Советский Союз настаивал на открытии второго фронта против Германии в Европе. Однако У. Черчилль всеми силами оттягивал высадку во Франции. В итоге она не состоялась ни в 1942 году, ни в 1943 году.

Освобождение Франции

Британские войска высаживаются на побережье Нормандии

Нормандская операция

6 июня 1944 года началась высадка англо-американских войск во Франции. Успеху десантной операции способствовало полное господство англо-американского флота и авиации. 25 июля началось наступление союзных войск в северо-западной Франции. К этому времени были сосредоточены силы 1-й американской, 2-й британской и 1-й канадской армий; вскоре в бой вступила 3-я американская армия. Общее руководство сухопутными войсками осуществлял британский генерал Б. Монтгомери, Верховное командование союзными войсками оставалось за американским генералом Д. Эйзенхауэром. К концу августа немецкие войска на севере Франции потерпели тяжёлое поражение.

Высадка союзных (американских и французских) войск на юге Франции 15 августа заставила немецкие войска покинуть юг страны. К 10 сентября 1944 года союзные войска, наступавшие с севера и с юга Франции, соединились.

Положение на Балканах

В результате разгрома Румынии (в августе 1944 года), оккупации Болгарии (в сентябре), продвижения советских войск в Югославию иВенгрию (в сентябре—октябре) влияние СССР на Балканах возросло. Это не могло не обеспокоить правительство Великобритании.

Опасаясь усиления коммунистического влияния в Греции, У. Черчилль настоял на высадке в Греции британских войск, которая началась 4 октября 1944 года. Однако греческое коммунистическое движение подняло восстание, которое охватило всю столицу. Дело дошло до прямого столкновения британских и греческих коммунистических войск. В декабре в Грецию из Италии прибыл фельдмаршал Х. Александер, который вскоре сменил Уилсона на посту Верховного командующего на Средиземноморье. К середине января 1945 года британские войска взяли под контроль всю Аттику. 11 января было подписано перемирие, по которому прокоммунистические вооружённые силы были распущены.

Нарастание разногласий между Великобританией и СССР

В то время как вопрос о влиянии на Балканах был решён достаточно быстро, по крайней мере на бумаге, первым большим камнем преткновения в отношениях между западными союзниками, в первую очередь Великобританией, и СССР, стал вопрос о Польше. Основные разногласия вызвал принцип формирования польского правительства. Советская сторона настаивала на создании по сути марионеточного просоветского правительства, лояльность которого должна быть гарантией от продолжения политики, проводившейся до войны. Ялтинская конференция союзников в феврале 1945 года не решила окончательно этот вопрос.

У. Черчилль писал в своих мемуарах:[14]

Вторжение в Германию

Арденнская операция (1945), Маас-Рейнская операция, Центрально-Европейская операция

Британский танк Шерман Файрфлай в Намюре

16 декабря 1944 года немецкие войска перешли в генеральное наступление в Арденнах. 24 декабря американские и британские войска остановили наступление противника на подступах к реке Маас. К 24 декабря в результате сопротивления англо-американских войск немецкое наступление окончательно выдохлось и немецкие войска начали отступать на исходные позиции. Немецкое наступление в Арденнах как стратегическая операция закончилось полным провалом. Стратегическая инициатива безвозвратно перешла к союзникам и они начали наступать на Германию.

Британский танк в Гамбурге

В начале 1945 года британская авиация возобновила воздушные налёты на германские города с целью терроризировать население и посеять панику среди гражданского населения и беженцев. В середине февраля состоялся опустошительный налет на Дрезден, который практически стёр с лица земли центр города (см. Бомбардировка Дрездена).

В феврале-марте 1945 года союзные британские, американские и французские войска отбросили немецкие войска за Рейн. У. Черчилль настаивал на быстрейшем продвижении на Берлин. Однако 2 мая после штурма столица Германии Берлин был взят советскими войсками.

Окончание войны в Италии[править | править исходный текст]

Основная статья: Итальянская кампания (1943—1945)

Тяжёлая и кровопролитная кампания в Италии продолжалась с сентября 1943 года до самого конца войны. 

2 мая 1945 года Верховный командующий союзными войсками в Средиземноморье фельдмаршал Х. Александер принял капитуляцию немецкой группы армий «C».

Окончание войны в Германии

В ночь на 7 мая в ставке Д. Эйзенхауэра в Реймсе генерал А. Йодль от имени германского командования подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Советская сторона выразила категорический протест против таких односторонних действий, и 8 мая в предместье Берлина Карлхорсте в присутствии представителей СССР, США, Великобритании и Франции был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооружённых сил Германии.

Однако в зоне британской оккупации немецкими войсками продолжали командовать немецкие генералы: Г. Линдеман в Дании, Г. Блюментритт в северо-западной Германии и Й. Бласковиц в Голландии и к западу от реки Везер. В Норвегии немецкие войска сдали оружие, при этом не были признаны военнопленными и сохранили свою структуру. Как писал Черчилль в своих мемуарах,

«В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага»[15].

Победа над Японией

На Дальнем Востоке

Великобритания хотела участвовать во всё большем числе кампаний завершающего периода войны. В ноябре 1944 года был сформирован британский Тихоокеанский флот. Однако Япония капитулировала гораздо раньше, чем британские войска прибыли на Дальний Восток

Итоги войны

Основным итогом войны с точки зрения Великобритании стало сохранение независимости страны. В то же время, Великобритания израсходовала на войну более половины своих иностранных капиталовложений, внешний долг к концу войны достиг 3 млрд фунтов стерлингов. Она крайне нуждалась во внешней помощи для своего восстановления. Многие международные рынки были ею утеряны. Таким образом, Великобритания утратила роль мирового лидера, а в первый ряд сверхдержав вышли США и СССР.

К итогам Второй мировой войны можно отнести распад Британской империи. Падение престижа Британской империи в период неудач дорого ей обошлось. В послевоенный период большая часть британских колоний обрела независимость, хотя определённые связи с бывшей метрополией сохраняются в рамках Содружества. Потери и расходы во время войны привели к огромному дефициту платёжного баланса. Заграничные капиталовложения сократились на четверть. Торговый флот сократился более чем на четверть, а доход от него в послевоенные годы в реальном выражении так и не достиг довоенного уровня. Дефицит платежного баланса на долгие годы стал хроническим. Приходилось экономить, и уже в начале 1948 года был запрещен рост заработной платы, несмотря на рост цен и налогов. В 1949 году были отменены школьные бесплатные завтраки и бесплатный проезд школьников в автобусах. После войны производство в Великобритании стало расти, главным образом за счет наукоёмких отраслей промышленности: электроники и, в частности, производства ЭВМ, самолетостроения, производства реактивных двигателей, химии. В первые послевоенные годы Великобритания производила до 2/3 всех автомобилей Западной Европы. Все это имело на мировом рынке большой спрос. В 1948 году общий индекс промышленной продукции достиг довоенного уровня. Великобритания восстановила свою долю в мировом экспорте. Послевоенное лейбористское правительство отменило антипрофсоюзный закон 1927 года, ввело новую систему здравоохранения, социального страхования и ограничило права палаты лордов, которая впредь могла задержать принятие закона не более чем на год. Зарплата женщин в послевоенный период составляла 52-55 % от зарплаты мужчин. Нормирование продуктов после войны не только не было отменено, но и было распространено на хлеб (июнь 1946 г.) и на картофель (ноябрь 1947 г.), чего не было даже во время войны. Нормы отпуска продуктов по карточкам были сокращены. Карточки на продукты сохранялись вплоть до 1953 года.

studfiles.net

военно-морской флот перед второй мировой войной

Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные же флоты  становились скорее орудием политики чем действенной силой, а иметь мощные линкоры считалось престижным. Но позволить реально это имели всего 13 государств в мире. Дредноутами располагали : Англия, Германия, США, Япония, Франция, Россия, Италия, Австро-Венгрия, Испания, Бразилия, Аргентина, Чили и Турция (турки захватили и отремонтировали брошенный немцами в 1918 году «Гебен»).

 

После Первой мировой войны желание заиметь собственные линкоры высказывали Голландия, Португалия и даже Польша (с ее 40-километровым побережьем) и Китай, однако эти мечты так и остались на бумаге. Построить линкор своими силами могли лишь богатые и  индустриально развитые страны, в числе которых была и царская Россия.

 

Первая Мировая война оказалась последней, в которой происходили масштабные морские сражения между воюющими сторонами, самым масштабным из которых было  Ютландское морское сражение между английским и немецким флотом. С развитием авиации крупные корабли становились  уязвимыми и в дальнейшем ударная сила перешла авианосцу. Тем не менее линкоры продолжали строить и только Вторая Мировая война показала бесперспективность этого направления в военном кораблестроении.

 

После окончания Первой мировой войны на стапелях стран-победителей застыли корпуса гигантских кораблей. По проекту, например, французский «Лион» должен был иметь шестнадцать 340-мм пушек. Японцы заложили корабли, рядом с которыми английский линейный  крейсер «Худ» выглядел бы подростком. Итальянцы достраивали четыре суперлинкора типа «Франческо Кораччоло» (34 500 т, 28 узлов, восемь 381-мм пушек).

 

Но дальше всех пошли англичане — их проект линейных крейсеров 1921 года предусматривал создание монстров водоизмещением 48 000 тонн со скоростью 32 узла и 406-мм пушками. Четыре крейсера подкреплялись четверкой линкоров, вооруженных 457-мм орудиями.

 

Однако утомленная войной экономика государств требовала не новой гонки вооружений, а паузы. Тогда за дело взялись дипломаты.

 

США решили зафиксировать соотношение военно-морских сил на достигнутом уровне и принудили пойти на это другие страны Антанты (Японию пришлось «уговаривать» очень жестко). 12 ноября 1921 года в Вашингтоне состоялась конференция. 6 февраля 1922 года, после ожесточенных споров был подписан «Договор пяти держав», установивший следующие мировые реалии:

 

никаких новостроек в течение 10 лет, кроме двух линкоров для Англии;

 

соотношение сил флотов между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией должно составлять 5:5:3:1,75:1,75;

 

по истечении десятилетней паузы никакой линкор не может быть заменен новым, если он моложе 20 лет;

 

максимальное водоизмещение должно составлять: для линкора— 35 000 тонн, для авианосца — 32 000 тонн и для крейсера — 10 000 тонн;

 

максимальный калибр орудий должен составлять: для линейных кораблей — 406 миллиметров, для крейсера — 203 миллиметра.

Флот Великобритании сокращался на 20 дредноутов. По поводу этого договора известный историк Крис Маршалл написал: «Как бывший британский премьер-министр А. Бельфур мог подписать такой договор — решительно не укладывается в моем сознании!»

 

Вашингтонская конференция определила ход истории военного кораблестроения на четверть века и имела для него самые пагубные последствия.

 

Прежде всего, десятилетняя пауза в строительстве, и особенно ограничение водоизмещения, остановила нормальную эволюцию крупных кораблей. В договорных рамках создать сбалансированный проект крейсера или дредноута было нереально. Жертвовали скоростью -возникали хорошо защищенные, но тихоходные корабли. Жертвовали защитой — спускались на воду «картонные» крейсера. Создание корабля — результат усилий всей тяжелой промышленности, поэтому искусственное ограничение на качественное и количественное совершенствование флота привело к тяжелейшему кризису.

 

В середине 1930-х годов, когда стала очевидной близость новой войны, вашингтонские соглашения были денонсированы (расторгнуты). Начался новый этап в строительстве тяжелых кораблей. Увы, система кораблестроения была нарушена. Пятнадцатилетнее отсутствие практики иссушило творческую мысль конструкторов. В результате вначале создавались корабли с серьезными дефектами. К началу Второй мировой войны флоты всех держав устарели морально, а большинство кораблей устарели физически. Многочисленные модернизации судов не изменили положения дел.

 

За все время вашингтонской паузы были построены только два линкора — английские «Нельсон» и «Родней» (35 000 т, длина — 216,4 м, ширина — 32,3 м, 23 узла; бронирование: пояс — 356 мм, башни — 406 мм, рубка — 330мм, палуба — 76—160мм, девять 406-мм, двенадцать 152-мм и шесть 120-мм пушек). По Вашингтонскому договору Британии удалось выторговать себе некоторое преимущество: она сохранила возможность построить два новых корабля. Конструкторам пришлось поломать голову, как вместить максимум боевых возможностей в корабль водоизмещением 35 000 тонн.

 

В первую очередь отказались от высокой скорости. Но одного ограничения веса двигателя оказалось мало, поэтому англичане пошли на коренное изменение компоновки, расположив всю артиллерию главного калибра в носовой части. Такое расположение позволило заметно сократить длину броневой цитадели, зато она получилась очень мощной. Кроме того, 356-мм плиты помещались с наклоном 22 градуса вовнутрь корпуса и были перенесены под наружную обшивку. Наклон резко увеличил сопротивляемость брони при больших углах падения снаряда, что имеет место при стрельбе с большого расстояния. Внешняя обшивка срывала со снаряда «макаровский» наконечник. Цитадель закрывалась толстой броневой палубой. С носа и кормы установили 229-мм траверсы. Зато вне цитадели линкор оставался практически незащищенным — классический образец системы «всё или ничего».

 

«Нельсон» не мог вести огонь главным калибром прямо по корме, но необстреливаемый сектор ограничивался 30 градусами. Носовые углы почти не прикрывались противоминной артиллерией, ибо все шесть двухорудийных башен с 152-мм пушками занимали кормовую оконечность. Механическая установка перекочевала ближе к корме. Все управление кораблем сосредоточили в высокой башнеподобной надстройке -еще одно новшество. Последние классические дредноуты «Нельсон» и «Родней» заложили в 1922 году, спустили на воду в 1925-м, а ввели в строй в 1927-м.

 

 Кораблестроение перед Второй Мировой войной

 

Вашингтонский договор ограничил строительство новых линкоров, но не смог остановить прогресс в кораблестроении.

 

Первая мировая война вынудила специалистов пересмотреть взгляды на ведение морских операций и на дальнейшее техническое оснащение боевых кораблей. Военное кораблестроение должно было, с одной стороны, использовать все производственные достижения современной промышленности, а с другой— выставляя свои требования, побуждать промышленность работать над усовершенствованием материалов, конструкций, механизмов и вооружения.

 

Броня

 

В отношении изготовления броневых цементированных плит большой толщины в послевоенный период было внесено мало улучшений, так как качество их почти достигло предела еще в начале XX века. Однако удалось все-таки улучшить палубную броню, применив специальные вязкие стали. Это новшество было особенно важно ввиду увеличения дистанции боя и появления новой угрозы — авиации. Палубная броня в 1914 году весила около 2 тысяч тонн, а на новых линкорах ее вес довели до 8—9 тысяч тонн. Это связано со значительным усилением горизонтальной защиты. Броневых палуб стало две: главная — по верхней кромке броневого пояса, а под ней — противоосколочная. Иногда выше главной ставилась третья тонкая палуба — взводная, для срывания со снарядов бронебойного наконечника. Ввели новый тип брони-- противопульную (5— 20-мм), которую применяли для местного прикрытия личного состава от осколков и пулеметного огня с самолетов. В военном кораблестроении для постройки корпусов были введены высокоуглеродистые стали и электросварка, что позволяло значительно уменьшить вес.

 

Броня по своему качеству осталась почти равноценна броне Первой мировой войны, но калибр артиллерии на новых кораблях вырос. Для бортовой брони существовало простое правило: ее толщина должна быть больше или примерно равна калибру стрелявших по ней орудий. Пришлось снова увеличивать защиту, но сильно утолщать броню было уже невозможно. Общий вес брони на старых линейных кораблях был не больше 10 тысяч тонн, а на новейших - около 20 тысяч! Тогда стали делать броневой пояс наклонным.

 

Артиллерия

 

Во время Первой мировой войны, как и в предвоенные годы, бурно развивалась артиллерия. В 1910 году в Англии сходят на поду корабли типа «Орион», вооруженные десятью 343-мм пушками. Данное орудие имело вес 77,35 тонны и выпускало 635-кг снаряд на дистанцию 21,7 километра. Моряки поняли, что «Орион» только начало в повышении калибра, и промышленность стала работать в этом направлении.

 

В 1912 году США переходят на 356-мм калибр, одновременно 14-дюймовки ставят на свои линкоры Япония («Конго») и даже Чили («Адмирал Кохрейн»). Орудие весило 85,5 тонны и стреляло 720-кг снарядом. В ответ англичане в 1913 году заложили сразу пять линкоров типа «Куин Элизабет», вооруженных восемью 15-дюймовыми (381-мм) пушками. Эти уникальные по своим характеристикам корабли заслуженно считались самыми грозными участниками Первой мировой войны. Их орудие главного калибра весило 101,6 тонны и посылало 879-кг снаряд со скоростью 760 м/с на расстояние 22,5 километра.

 

Немцы, спохватившиеся позже других государств, успели в самом конце войны построить линкоры «Байэр» и «Баден», вооруженные 380-мм орудиями. Германские корабли были почти аналогичны английским, но к этому времени американцы установили на своих новых линкорах по восемь 16-дюймовых (406-мм) пушек. На подобный калибр вскоре переходит и Япония. Орудие весило 118 тонн и стреляло 1015-кг снарядом.

 

Но последнее слово все-таки осталось за Владычицей морей -заложенный в 1915 году большой легкий крейсер «Фьюриэс» предназначался для установки двух 457-мм орудий. Правда, в 1917 году, так и не вступив в строй, крейсер был переоборудован в авианосец. Носовая одноорудийная башня была заменена взлетной палубой длиной 49 метров. Пушка весила 150 тонн и могла раз в 2 минуты посылать 1507-кг снаряд на 27,4 километра. Но даже и этому монстру не суждено было стать самым большим орудием за всю историю флота.

 

В 1940 году японцы свой суперлинкор «Ямато» вооружили девятью 460-мм пушками, установленными в трех огромных башнях. Орудие весило 158 тонн, имело длину 23,7 метра и стреляло снарядом весом от 1330 до 1630 килограммов (в зависимости от типа). При угле возвышения 45 градусов эти 193-сантиметровые изделия улетали на 42 километра, скорострельность — 1 выстрел в 1,5 минуты.

 

Примерно в это же время очень удачную пушку для своих последних линкоров удалось создать американцам. Их 406-мм орудие с длиной ствола 52 калибра выпускало 1155-кг снаряд со скоростью 900 км/ч. Когда пушка использовалась как береговая, то есть исчезало ограничение угла возвышения, неизбежное в башне, то дальность стрельбы достигала 50,5 километра.

 

Аналогичные по мощности орудия были спроектированы в Советском Союзе для планируемых к постройке линейных кораблей. 15 июля 1938 года в Ленинграде был заложен первый великан (65 000 т), его 406-мм  пушка могла выбрасывать тысячекилограммовые снаряды на 45 километров. Когда осенью 1941 года немецкие войска приблизились к Ленинграду, одними из первых с дистанции в 45,6 километра их встретили снаряды опытного орудия-- прототипа пушек главного калибра так и не построенного линкора, установленного на Морском научно-исследовательском артиллерийском полигоне.

 

Значительно совершенствуются и корабельные башни. Во-первых, их конструкция позволила придавать орудиям большие углы возвышения, что стало необходимым для увеличения дальности выстрела. Во-вторых, основательно улучшились механизмы заряжания орудий, что позволило довести скорострельность до 2— 2,5 выстрела в минуту. В-третьих, улучшается система наводки. Для того чтобы правильно навести орудие на движущуюся цель, надо иметь возможность плавно поворачивать башни, весящие более тысячи тонн, одновременно это нужно делать довольно быстро. Перед Второй мировой войной наибольшая скорость вращения была доведена до 5 градусов в секунду. Совершенствуются и противоминные орудия. Их калибр остается прежним — Ш5— 152 мм, но вместо палубных установок или казематов их помещают в башни, это приводит к возрастанию боевой скорострельности до 7—8 выстрелов в минуту.

 

Линейные корабли стали вооружать не только орудиями главного калибра и противоминной  (правильнее было бы сказать -противоминоносной) артиллерией, но и зенитными пушками. По мере того как росли боевые качества авиации, усиливалась и умножалась зенитная артиллерия. К концу Второй мировой войны количество стволов доходит до 130—150. Зенитная артиллерия была принята двух видов. Во-первых, это орудия универсального калибра (100—130 мм), то есть способные вести огонь как по воздушным, так и по морским целям. Таких пушек ставили 12—20. Они могли доставать самолет на 12-километровой высоте. Во-вторых, для стрельбы по быстро маневрирующим на малой высоте самолетам применялись малокалиберные автоматические зенитки калибром от 40 до 20 миллиметров. Эти системы обычно монтировались в многоствольные установки кругового вращения.

 

Противоминная защита

 

Большое внимание уделили конструкторы и защите линейных кораблей от торпедного оружия. При взрыве нескольких сот килограммов сильнейшей  взрывчатки, заполняющей боевую часть торпеды, образуются газы с колоссальным давлением. Но вода не сжимается, поэтому корпус корабля получает мгновенный удар, словно молотом из газов и воды. Этот удар наносится снизу, под водой, и опасен тем, что в пробоину немедленно врывается огромное количество воды. К началу Первой мировой войны считалось, что такая рана смертельна.

 

Идея устройства подводной защиты зародилась в русском флоте. В начале XX века молодой инженер Р. Р. Свирский пришел к мысли о своеобразной «подводной броне» в виде промежуточных камер, отделяющих место взрыва от жизненно важных частей корабля и ослабляющих силу удара по переборкам. Однако проект на какое-то время затерялся в бюрократических канцеляриях. Впоследствии на линейных кораблях появилась именно такого типа подводная защита.

 

Были выработаны четыре системы бортовой защиты от взрыва торпеды. Наружная обшивка должна быть тонкой, чтобы не давать массивных осколков, за ней имелась камера расширения — пустое пространство, дававшее возможность взрывным газам расшириться и уменьшить давление, далее - камера поглощения, принимавшая оставшуюся энергию газов. За камерой поглощения ставилась легкая переборка, образовывавшая фильтрационный отсек, на случай если предыдущая переборка будет пропускать воду.

 

В германской системе бортовой защиты камера поглощения состояла из двух продольных переборок, причем внутренняя — 50-мм броневая. Пространство между ними заполнялось углем. Английская система заключалась в установке булей (выпуклые полусферические наделки из тонкого металла на бортах), наружная часть которых образовывала камеру расширения, затем имелось пространство, заполненное целлюлозой, затем две переборки-- 37-мм и 19-мм, образовывавшие пространство, залитое нефтью, и фильтрационный отсек. Американская система отличалась тем, что позади тонкой обшивки поставили пять водонепроницаемых переборок. Итальянская система основывалась на том, что вдоль корпуса шла цилиндрическая труба из тонкой стали. Пространство внутри трубы было заполнено нефтью. Дно кораблей стали делать тройным.

 

Само собой все линкоры имели системы управления огнем, позволяющими автоматически вычислять углы наводки орудий в зависимости от дальности до цели, скорости своего корабля и корабля противника и связь позволяющую передавать сообщения из любой точки океана, а также пеленговать корабли противника.

 

Помимо надводного флота быстро развивался и подводный. Подводные лодки были значительно дешевле, быстро строились и наносили серьезный ущерб противнику. Самых впечатляющих успехов во Второй Мировой войне достигли немецкие подводники потопив за годы войны 5861 торговое судно (учитывались водоизмещением свыше 100т.) общим тоннажем 13 233 672 тонны. Кроме того, ими было потоплено 156 боевых кораблей, среди которых 10 линкоров.

 

К началу Второй мировой Англия, Япония и США имели на своем вооружении авианосцы. Один авианосец имела и Франция. Строила свой авианосец и Германия, однако при высокой степени готовности проект был заморожен и некоторые  историки полагают, что к этому приложил руку шеф Люфтваффе Герман Геринг, не пожелавший получить неподконтрольную ему палубную авиацию.

 

 

 

vspomniv.ru