Browning Auto-5. Почему это самозарядное ружьё называют «Великое Ружьё»? Шествие по миру. Браунинг авто 5


Самозарядное ружье Browning Auto-5 » Военное обозрение

Джон Мозес Браунинг разработал множество образцов стрелкового оружия и предложил ряд технических решений, до сих пор пользующихся большой популярностью. Кроме того, ряд образцов оружия Дж.М. Браунинга и сейчас состоят на вооружении разных армий, а также продолжают эксплуатироваться стрелками. Одним из подобных изделий, используемых до сегодняшнего дня, является самозарядное гладкоствольное ружье Browning Auto-5. Это было первое самозарядное ружье в мире, которому удалось дойти до серийного производства.

В конце XIX века армии и стрелки-любители осваивали новые магазинные винтовки с ручной перезарядкой, а автоматические системы только делали первые шаги. Тем не менее, это не мешало конструкторам пытаться создавать системы совершенно новых классов. В деле создания самозарядных гладкоствольных ружей первопроходцем стал Дж.М. Браунинг. Первый вариант нового проекта он создал в самом конце столетия.

Работы по перспективной тематике начались в 1898 году, и вскоре Браунинг подготовил конструкторскую документацию по новому образцу. Вскоре он собрал опытный образец ружья и проверил его на практике. В течение нескольких следующих лет появились еще два варианта проекта, которые так же проверялись с помощью ружей-прототипов. Три варианта оружия должны были использовать ружейные патроны с бездымным порохом и работать за счет отката ствола с длинным ходом, однако в конструкции этих образцов присутствовали заметные отличия.

Общий вид ружья Browning Auto-5 фирмы FN позднего выпуска. Фото Wikimedia Commons

По результатам испытаний трех опытных ружей конструктор остановился на последней версии. Она отличалась от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.

Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.

Новое самозарядное ружье было разработано с использованием опыта создания иных систем с ручной перезарядкой. В частности, общая компоновка в целом была заимствована у других образцов. К передней части ствольной коробки предлагалось крепить ствол и трубчатый магазин, на котором располагалось цевье. Сзади к коробке присоединялся приклад требуемой формы. Подобная архитектура ружья, среди прочего, позволила в дальнейшем провести ряд модернизаций, затрагивающих эргономику системы без значительных изменений внутренней механики.

Винтовка бельгийского производства и запасной ствол. Фото Icollector.com

Основной деталью оружия, предназначенной для монтажа прочих механизмов, стала ствольная коробка, выполненная в виде агрегата с прямоугольной нижней частью и закругленной верхней. От задней стенки коробки отходила наклонная трубка, выполнявшая функции кожуха возвратной пружины. В передней стенке коробки имелись отверстия для установки ствола и магазина, а вместо дна предлагалось монтировать рамку ударно-спускового механизма и приемное устройство магазина. На правой стенке коробки предусматривалось окно для выброса стреляных гильз с небольшой елью в задней части.

Ружье Browning Auto-5 получало гладкий ствол длиной 711 мм. В казенной части ствола крепилась специальная накладка для взаимодействия с другими механизмами оружия. В центральной части ствола имелось кольцо для контакта с возвратной пружиной. Цилиндрическая возвратная пружина ствола, в свою очередь, должна была надеваться на корпус магазина и находиться внутри цевья. В системе отката ствола были предусмотрены средства для дополнительного торможения. С головной частью возвратной пружины должно было контактировать кольцо с переменным сечением. Кольцо ствола, надвигаясь на коническую часть кольца пружины, должно было сжимать его и увеличивать сцепление с корпусом магазина. Изменение конструкции системы торможения позволяло сравнительно быстро и просто адаптировать самозарядное ружье под разные боеприпасы.

Реклама ружья "Авто-5" в российском каталоге, 1910 г. Фото World.guns.ru

Под стволом нового ружья Дж.М. Браунинг разместил трубчатый магазин простой конструкции. Он имел цилиндрический корпус требуемого диаметра, на передней части которого предусматривалась резьба для крышки. Подача патронов должна была осуществляться при помощи толкателя и витой пружины, помещенных в передней части магазина. Снаряжение магазина производилось через окно на нижней части ружья, прикрытое подпружиненной крышкой. Поверх магазина на ружье закреплялось деревянное цевье U-образного профиля. Ружья Browning Auto-5 некоторых серий получали специальный рычаг на левой передней части ствольной коробки. При повороте он блокировал перемещение патронов из магазина к подавателю, что позволяло быстро поменять боеприпас без полного и длительного снаряжения магазина.

Затвор ружья был выполнен в виде металлического блока сложной формы. Обводы затвора были рассчитаны так, чтобы он мог плотно сопрягаться с задней накладкой ствола. Также на затворе предусматривались средства сцепления со стволом в виде набора рычагов и качающейся личинки. Внутри затвора имелся цилиндрический канал для ударника и боевой пружины. Своей задней частью затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом кожухе. Для взведения оружия следовало использовать рукоятку затвора, выведенную на правую сторону ружья.

Ружье Auto-5 получило ударно-спусковой механизм куркового типа. Все основные агрегаты этого устройства располагались в задней нижней части ствольной коробки. Конструкция УСМ обеспечивала взведение курса с последующим его спуском при помощи крючка, выведенного на нижнюю часть оружия. В задней части скобы спускового крючка была помещена подвижная кнопка предохранителя. С ее помощью можно было блокировать перемещение деталей УСМ и тем самым предотвращать нежелательный выстрел.

Схема ружья из пользовательского руководства. Рисунок Stevespages.com

Первым проектом Дж.М. Браунинга предусматривалось оснащение ружья деревянной фурнитурой. Применялись цевье, закрепляемое под стволом и магазином, а также приклад с пистолетным выступом. В шейке приклада предлагалось проделывать канал небольшого диаметра, входящий глубоко в деталь. В нем должен был располагаться кожух возвратной пружины затвора.

Базовый вариант ружья «Авто-5» получал ствол 12-го калибра (18,5 мм) и мог использовать соответствующие патроны для гладкоствольных систем. В дальнейшем были созданы варианты оружия, рассчитанные и под другие боеприпасы. Выпускались ружья, оснащенные стволами 16- и 20-го калибров. Возможность создания таких модификаций была обусловлена удачной автоматикой, которую можно было адаптировать для применения разных патронов с отличающимися характеристиками.

Неполная разборка ружья. Фото Wikimedia Commons

Ружье получило самые простые прицельные приспособления в виде открытого механического прицела, помещенного над передней частью ствольной коробки, и мушки над дульной частью ствола.

При длине ствола 711 мм ружье базовой модификации имело полную длину 1270 мм и весило 4,1 кг. В дальнейшем доработки конструкции и переделка различных агрегатов неоднократно приводили к изменению габаритов и веса. Одни модификации были короче и легче базового ружья, другие – крупнее и тяжелее.

Принципы работы автоматики нового самозарядного ружья были достаточно простыми. В то же время, проект Browning Auto-5 стал настоящим прорывом в деле разработки и строительства стрелкового оружия. Заложенные в нем идеи в дальнейшем неоднократно применялись при создании новых ружей, как модификаций «Авто-5», так и самостоятельных разработок.

Ружье L23A1, использовавшееся британской армией. Фото World.guns.ru

Подготовка ружья к стрельбе была достаточно простой. Снаряжение магазина производилось при помощи окна с подпружиненной крышкой на нижней поверхности ствольной коробки. В магазин последовательно следовало загружать четыре патрона (в базовой конфигурации 12-го калибра). После этого производилось взведение механизмов путем отведения рукоятки затвора назад и возвращения обратно. Отключив предохранитель, можно было начинать стрельбу.

Нажатие на спусковой крючок приводило в действие курок, который бил по ударнику и производил выстрел. Под действием отдачи ствол, сцепленный с затвором, должен был двигаться назад, сжимая обе возвратные пружины. За счет специфической конструкции системы отката ствола производилось некоторое поглощение импульса отдачи с сокращением скорости движения агрегатов. После прохождения расстояния, равного длине стреляной гильзы, автоматика производила расцепку затвора и ствола, после чего последний мог вернуться в крайнее переднее положение.

Во время перемещения ствола вперед производилось извлечение стреляной гильзы из патронника. После полного извлечения гильза выбрасывалась через окно в стенке коробки. В это же время производилось взведение курка и отведение ударника в нейтральное положение. Затем подпружиненный подаватель должен был выталкивать новый патрон из магазина на линию досылания. Под действием собственной возвратной пружины затвор должен был уходить вперед, проталкивать патрон в патронник и вновь сцепляться со стволом. После этого ружье было готово к новому выстрелу.

Ружье на станке, предназначенное для обучения стрелков. Фото World.guns.ru

Изначально Дж.М. Браунинг планировал, что перспективное самозарядное ружье Auto-5 будет выпускаться фирмой Winchester, которая уже выпускала множество образцов его разработки. Тем не менее, руководитель компании Т.Дж. Беннетт отказался от заключения контракта на выпуск ружья. У такого решения было две предпосылки маркетингового и экономического характера. Руководство «Винчестера» сомневалось в перспективах нового оружия. Кроме того, впервые в истории совместной работы конструктор отказался просто продать проект и затребовал процент с продаж серийных ружей. Все это не устроило руководителей оружейной фирмы, что привело к прекращению сотрудничества с Дж.М. Браунингом.

Далее конструктор предложил свою разработку компании Remington, однако и в этот раз контракт не был заключен. Появлению договора помешала неожиданная смерть главы фирмы и последовавшая за ней смена руководства. Дж.М. Браунингу вновь пришлось искать потенциального производителя первых в мире самозарядных ружей.

В 1902 году оружейник предложил новую систему бельгийской компании Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты его разработки. Коммерсанты из Бельгии заинтересовались предложением, результатом чего стало появление нового контракта и дальнейшее развертывание серийного производства. В это же время произошла любопытная история, показавшая ошибочность суждений Т.Дж. Беннетта. За собственные деньги Дж.М. Браунинг заказал партию из 10 тыс. новых ружей, которые отправил в США. Примерно за год все ружья были распроданы, что показало реальные перспективы самозарядного оружия. Продажи в Европе также позволили выявить крупный интерес со стороны стрелков.

Ружье Remington Model 11 американского производства. Фото Wikimedia Commons

В 1906 году официальный Вашингтон поднял импортные пошлины на стрелковое оружие, что оказало значительное влияние на рынок. Не желая терять прибыльный бизнес, Дж.М. Браунинг и компания Fabrique Nationale решили продать лицензию на производство ружей Auto-5 американской компании Remington. Вскоре после этого на рынке Соединенных Штатов появились новые ружья под названием Browning Model 11. О базовой системы их отличали некоторые незначительные детали. В частности, ружья американского выпуска не оснащались системой блокировки подачи патронов.

Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.

Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей «Авто-5» бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись «окопные метлы», британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями. В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.

Схема ружья Remington Mod.11. Рисунок Okiegunsmithshop.com

Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков. Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.

Время от времени обе фирмы-производителя проводили модернизацию самозарядного ружья с целью повышения характеристик, упрощения эксплуатации, удешевления производства и т.д. Кроме того, создавались варианты «Авто-5», рассчитанные под новые патроны иных калибров. Как и базовая система, новые модификации привлекали внимание заказчиков и продавались большими партиями.

По имеющимся данным, ружья семейства Browning Auto-5 производились фирмами Fabrique Nationale и Remington в течение нескольких десятилетий, почти на всем протяжении XX века. За это время было выпущено более двух миллионов ружей всех вариантов и модификаций. Так, бельгийские оружейники, с постоянными модернизациями, выпускали ружья Browning Auto-5 до 1974 года, после чего производство по лицензии передали японскому предприятию Miroku. Японские лицензии ружья производились до конца девяностых годов. Американское производство продолжалось до 1967 года, причем в конце сороковых годов на рынок выпустили модернизированное ружье Model 11-48, отличавшееся облегченной конструкцией и формой различных деталей.

Маркировка на ружье фирмы "Ремингтон". Фото Rockislandauction.com

Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.

Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.

По материалам сайтов:http://world.guns.ru/http://browning.com/http://remington.com/http://stevespages.com/https://all4shooters.com/http://militaryfactory.com/

topwar.ru

Ружьё Браунинг Авто-5 ТТХ, Фото, Видео, Размеры, Прицельная дальность, Вес

Автоматическое ружье Browning Auto-5 было разработано Джоном Браунингом в 1898 г., запатентовано в 1900 г., а серийный выпуск наладили к 1902 году. Сказать, что конструкция ружья Браунинг авто-5 была новаторской, будет явно недостаточно. Даже сейчас разработки Джона Мозеса Браунинга выглядят достаточно современно, а в то время были настоящим техническим чудом, особенно если учесть, что первая по-настоящему надежная автоматическая винтовка появилась на поле боя лишь в 1918 году.

Браунинг Авто-5 - видео

Появление охотничьего полуавтоматического ружья вызвало необычайный интерес; надо учесть, что использование газоотводной схемы для работы автоматики перезаряжания в то время еще не было распространено повсеместно; только-только стали появляться автоматические боевые винтовки.

В отличие от современных ему боевых образцов, разработанных под винтовочный патрон, ружье Browning Auto-5 показало себя неприхотливым и надежным оружием. Оно безотказно функционировало в условиях как низких температур, так и жарких влажных джунглей. К сожалению, не сохранилось фотографических свидетельств использования Browning Auto-5 американским Корпусом морской пехоты в ходе Первой мировой войны. Свою боевую службу ружье продолжило и во время Второй мировой. Ружье чрезвычайно нравилось солдатам американских вооруженных сил, сражавшихся на всех театрах военных действий. И понять их восторг можно: ведь именно безотказное оружие ближнего боя было тем самым условием, которое очень часто отделяло жизнь от смерти.

В ходе Второй мировой войны ружье Browning Auto-5 проявило себя с наилучшей стороны не только в условиях умеренного европейского лета, но и в условиях чрезвычайно холодной зимы 1944 г., в ходе наступления в Арденнах. Так же хорошо, как и в Европе, это оружие показало себя на Тихоокеанском театре военных действий. Высокие влажность и температура, а также постоянная грязь угнетали солдат, которых убивали не только японцы, но и изнурительные болезни, вызванные вирусами, бактериями и паразитами. Можно сказать, что в этих тяжелейших условиях по-настоящему хорошо работало только ружье Browning Auto-5.Свой боевой путь ружье продолжило и во время войны в Корее. Последним конфликтом, в котором массово использовались эти ружья, была война во Вьетнаме.

Среди охотников всего мира ружье Browning Auto-5 стало популярным буквально с момента своего появления на рынке. За время выпуска, т. е. с 1902 по 1998 г., оно производилось не только силами завода Browning Arms. Также ружье собирали на заводах Fabrique Notionale (Бельгия), Remington Arms и Savage Arms (США).К сожалению, сегодня данные ружья уже не производят. Однако благодаря техническому гению Джона Браунинга ружья Browning Auto-5, сделанные даже сто лет назад, продолжают радовать своих хозяев. Есть немало свидетельств, что охотники всего мира до сих пор используют это оружие, выпущенные еще до начала Первой мировой войны.

Тактико-технические характеристики Браунинг Авто-5

- Принят на вооружение: 1905- Конструктор: Браунинг, Джон Мозес- Разработан: 1898- Производитель: Browning Arms Co. Fabrique Nationale. Remington Arms Co.- Годы производства: 1902—1998

Вес Браунинг Авто-5

- 4,1 кг

Размеры Браунинг Авто-5

- Длина, мм: 1270- Длина ствола, мм: 508, 660, 711 или 812

Калибр Браунинг Авто-5

- 12, 16, 20

Прицельная дальность Браунинг Авто-5

~40 метров

Емкость магазина Браунинг Авто-5

- подствольный трубчатый магазин на четыре патрона

Принципы работы: отдача ствола при его длинном ходе

 

Фото Браунинг Авто-5

Добавить комментарий

oruzhie.info

Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / BrowningAuto-5 / A5, Remington model 11 (Бельгия, США)

 Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / Browning Auto-5 бельгийского выпуска, ранний вариант.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / Browning Auto-5 бельгийского выпуска, ранний вариант.

 

 Реклама ружья Браунинга из Российского каталога охотничьих товаров, 1910 год.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / Browning Auto-5 бельгийскоговыпуска, "облегченная модель 12 калибра" выпуска 1970х годов.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / Browning Auto-5 бельгийскоговыпуска, армейский вариант, использовавшийся в 1950-60х годах в английской армии под индексом L32A1.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Браунинг Ауто-5 / Browning Auto-5 бельгийскоговыпуска, специальный "полицейский" вариант с магазином на 8 патронов.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Remington model 11 shotgun, ранний вариант.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Remington model 11"Riot" — вариант для полиции и служб охраны и безопасности.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Remingtonmodel 11 с дульным компенсатором системы Каттса (Cutts),использовавшееся в первоначальном обучении бортстрелков ВВС США в годы2й Мировой войны.

 

 Гладкоствольное самозарядное ружье Remingtonmodel 11 в специальной установке, имитирующей авиационный пулемет,использовавшееся в первоначальном обучении бортстрелков ВВС США в годы2й Мировой войны.

 

 

Тип: самозарядное, с использованием энергии отдачи при длинном ходе стволаКалибр: 12, 16, 20Длина: варьируется в зависимости от моделиДлина ствола: варьируется в зависимости от моделиВес варьируется в зависимости от моделиМагазин: 4 патрона в трубчатом подствольном магазине

 

Легендарный (и вероятно самый плодовитый в мире) американский конструктор-оружейник Джон Браунинг (JohnMoses Browning) начал разработку самозарядного гладкоствольного охотничьего ружья в 1898 году. Нужно отметить, что в тот период и магазинные-то ружья с ручной перезарядкой были сравнительной новинкой, а о самозарядных дробовиках никто фактически и не помышлял. При этом, помимо отсутствия какого-либо общего технического опыта в мире задачу конструктору существенно осложняла ситуация с патронами — в тот период происходил постепенный переход с патронов на дымном порохе на патронына бездымном, да и качество патронов тех времен было, по нынешним меркам, невысоким. Для начала Браунинг придумал и воплотил в железе своими руками сразу три варианта ружей, использовавших для перезарядки энергию отдачи подвижного ствола, в процессе отработки получив на элементы их конструкции четыре патента. После проверки всех трех систем он остановился на третей, последней по времени. как наиболее перспективной. Убедившись на собственном опыте, что ружье работает, и работает успешно, он отправился в Нью Хэйвен, на завод фирмы Winchester, с 1886 года являвшейся единственным американским покупателем его конструкций. Однако на сей раз, в отличие от предыдущих 44 (сорока четырех!) систем, охотно купленных компанией Винчестер, дело не заладилось. Тому были две причины — во первых, директор завода Беннет (T.G.Bennett) был изрядным консерватором и не верил. что такая новинка как самозарядное ружье найдет своего массового покупателя, а во вторых, Браунинг впервые запросил за права выпуска своей конструкции нефиксированную сумму, а процент от стоимости каждого выпущенного ружья, а это было против правил фирмы Винчестер. В результате разногласий пути конструктора и фирмы навсегда разошлись, что, несомненно, стало большой неудачей для фирмы Винчестер, пусть и не очевидной в тот момент.Следующей остановкой для Браунинга стал город Иллион, где располагалась не менее известная оружейная компания Remington, однако и здесь конструктора ждала неудача — президент компании Ремингтон скончался отсердечного приступа на своем рабочем месте за несколько минут до назначенной встречи с Браунингом. Не найдя покупателя на свою систему в США, в 1901 году Браунинг решил обратиться к европейцам — бельгийской компании Fabrique Nationale (FN), совсем недавно (и весьмауспешно) наладившей выпуск пистолетов его системы. В начале 1902 года Браунинг прибыл в Бельгию, имея при себе опытный образец нового ружья.Директора компании Fabrique Nationale встретили его с большим энтузиазмом, а после изучения авторского образца инженерами фирмы без разговоров приняли все его условия по передаче прав на выпуск и продажу нового ружья. Нужно отметить, что вера самого Браунинга в успех своего нового детища была настолько велика, что он сразу же из собственных (немалых, заметим) средств заказал партию в 10 000 ружей для продажи вСША. Нужно отметить. что предвидение не обмануло конструктора — все десять тысяч ружей разошлись в США менее чем за год, что было более чем значительным успехом для того времени. Выпуск ружей в Бельгии шел весьма бодрыми темпами, однако вскоре в США были повышены импортные тарифы, и ввоз бельгийских ружей для продажи в США стал экономически невыгоден. Тогда в 1906 году Браунинг обратился к бельгийцам с просьбой передать часть прав на выпуск и продажу нового ружья на территории США компании Ремингтон, что и было сделано, и в том же году на рынок США вышло самозарядное ружье Remington Model 11, имевшее минимальные отличия от бельгийского прототипа. Ружье системы Браунинга, получившее название Browning Auto-5 (иногда название сокращалось до A-5) оказалось одним из самых успешных и массовых ружей не только своего времени, но и всего 20 века. Компания Remington до 1947 года выпустила более 800 000 ружей модели 11, а с 1949 по 1967 годы многотысячными тиражами выпускала несколько облегченную модель 11-48, имевшую более "обтекаемую" форму ствольной коробки. Выпуск "европейской" модели Браунинг Ауто-5 (до 1974 года ружья выпускались в Бельгии, с 1974 года и до полного окончания выпуска в 1999 м — по лицензии в Японии на заводе Miroku) превысил два миллиона экземпляров. При этом надежность и живучесть оружия такова, что и сегодня в руках охотников можно встретить самозарядные ружья Браунинга, выпущенные и проданные еще до Первой Мировой войны. Клоны и более или менее точные копии ружья системы Браунинга в разное время выпускали в Италии компании Franchi и Breda, в США — Savage, в СССР и России до сих пор выпускается имеющее изрядное сходство с Браунингом ружье МЦ 21-12. Если говорить об использовании ружей Browning Auto-5 и Remington model 11 как оружия боевого, а не охотничьего, то тут первенство принадлежит пожалуй что американцам (они в принципе гораздо чаще использовали гладкоствольные ружья как боевое оружие нежели европейцы). Ружья Remington model 11 массово выпускались в вариантах для полиции и служб охраны со сравнительно короткими стволами с цилиндрической сверловкой. Кроме того, в годы Второй Мировой войны ружья Remington model 11 использовались для первоначального обучения бортстрелков бомбардировщиков стрельбе по быстродвижущимся мишеням. Для этого они стреляли на стенде по тарелочкам как из более или менее обычных ружей,так и из ружей, установленных в станки, имитирующие турельные пулеметы бомбардировщиков. В Европе основными пользователями "военных" Браунингов стала Британская армия, в пятидесятых годах использовавшая ружья Browning Auto-5 бельгийского выпуска под индексом L32A1 в ходе действий против партизан в джунглях Малайи (здесь британцы явно опирались на опыт американцев, успешноиспользовавших дробовики в джунглях архипелагов Тихого океана против японцев в 1941-45 годах).

Гладкоствольное самозарядное ружье Browning Auto-5 использует для работы автоматики энергию отдачи при длинном ходе ствола. После выстрела ствол, жесткосцепленный с затвором, откатываются назад на полную длину хода, затем затвор останавливается в заднем положении, расположенная в нем запирающая личинка освобождает ствол, и тот под воздействием своей возвратной пружины (расположенной под стволом. вокруг трубки магазина) начинает движение вперед. Стреляная гильза остается на зеркале затвораи после того, как ствол уйдет вперед на достаточное расстояние она выбрасывается наружу через окно в ствольной коробке. После приходаствола в переднее положение он воздействует на задержку затвора, освобождая тот. Под действием расположенной в шейке ложи возвратной пружины затвор начинает движение вперед, подхватывая с подавателя очередной патрон и досылая его в ствол. В конце наката затвора расположенная в нем запирающая личинка качается вверх, так что расположенный на ней сверху боевой упор входит в зацепление с вырезом в хвостовике ствола, жестко запирая патронник. В конструкции ружья Браунингом предусмотрена система торможения ствола, обеспечивающая более или менее стабильную скорость отката подвижной системы для достаточно широкого диапазона зарядов и снарядов патронов. Эта система состоит из нескольких фрикционных колец, расположенных между охватывающим трубку подствольного магазина направляющим кольцом ствола и возвратной пружиной ствола. Чем выше энергия отдачи патрона (а значити начальная скорость отката ствола) — тем сильнее фрикционное кольцо сжимается находящим на его конусную часть снаружи регулировочным кольцом, увеличивая тем самым трение между кольцом и магазином, а значит и вводя дополнительную силу, тормозящую откат. В ружьях, рассчитанных на патроны "Магнум" таких фрикционных колец как правило два, при этом для надежной стрельбы обычными патронами одно из колец рекомендуется удалять. Такая система также критична к смазке фрикционного узла (смазке наружной поверхности трубки магазина), однако при должном уходе и регулировке обеспечивает весьма надежную работу оружия. Ударно-спусковой механизм ружья курковый, предохранитель имеет вид кнопки и расположен в основании спусковой скобы. Питание патронами осуществляется из подствольного трубчатого магазина, снаряжаемого черезокно в дне ствольной коробки. Емкость магазина — 4 патрона, пятый може тбыть заряжен в ствол. В ружьях бельгийского выпуска на левой стороне ствольной коробки расположен рычаг отсечки магазина, при включении которой прекращается подача патронов из магазина на лоток подавателя.Это позволяет быстр сменить патрон в стволе на другой, скажем с дробовым снарядом вместо пулевого или наоборот. В ружьях компании Ремингтон такого механизма не предусматривалось. В зависимости отвремени выпуска и модификации ружья Браунинга могли оснащаться стволамис прицельной планкой или без нее, с фиксированными либо сменными дульными сужениями (чоками), различной длины. Деревянная ложа также могла отличаться формой шейки приклада (прямой "английской" или полупистолетной), качеством и отделкой дерева и т.п.

modernfirearms.net

Browning Auto-5. Почему это самозарядное ружьё называют «Великое Ружьё»? Шествие по миру | Законы и безопасность

Шел 1901 год. Самую удачную, третью, модель он предложил оружейной фирме Winchester, которая до этого купила уже 44 его изобретения. Однако при этом Браунинг отказался от фиксированного платежа и запросил немалую сумму отчислений с каждого проданного ружья. Руководство фирмы отказало изобретателю, назвав его оружие «неперспективным». Говорят, Джон Браунинг пришел в бешенство, услышав такой отзыв. Он прекратил сотрудничество с этой фирмой. Позже эксперты скажут, что это был главный коммерческий провал за всю историю существования Winchester Repeating Arms Company.

А сам Джон Браунинг начал искать других покупателей. Договорился о встрече с генеральным директором фирмы Remington Arms, но вмешалась судьба — президент компании Ремингтон скончался от сердечного приступа именно в день, на который были назначены переговоры. Не найдя понимания в США, Джон Браунинг обратился к руководству бельгийской фирмы Fabrique Nationale, которая уже выпускала его автоматические пистолеты. Торг был недолог, и с 1902 г. ружьё стало выпускаться серийно.

Сам Джон Браунинг так верил в своё «детище», что заказал партию из 10 000 ружей для продажи в США за свои личные деньги. Кстати, эти ружья были распроданы менее чем за год, хорошо поправив материальное положение самого изобретателя. Но поскольку в США уже тогда были высокие ввозные пошлины, Джон обратился к руководству Fabrique Nationale с просьбой передать права на производство ружья в США, на фирму Remington Arms, с которой он несколько лет вёл переговоры. Такое разрешение было получено в 1906 г., а ружьё Браунинга (с минимальными доработками) назвали Remington Model 11. Так и пишут теперь во многих каталогах и справочниках: ружьё Browning Auto-5/Remington Model 11.

Интересные исторические факты

В Бельгии стволы и детали механизма для Auto-5 делали из той же стали, что и для армейского оружия. Контроль качества на фирме Fabrique Nationale тоже был один для военной и гражданской продукции. Видимо, поэтому особенно ценятся Auto-5 именно бельгийского производства.

На Олимпийских играх в 1924 году в Париже с помощью Auto-5 были поставлены несколько рекордов и завоёвана золотая медаль.

Ружьё Remington Model 11 использовалось во время Второй мировой войны как тренировочное оружие бортстрелков «летающих крепостей». Ружьё закрепляли в турель, имитировавшую ручки управления авиационным крупнокалиберным пулемётом Browning M2 (тоже конструкции Джона Браунинга), и стрелок стрелял по обычным «летающим тарелочкам» для стендовой стрельбы.

Browning Auto-5 под индексом L32A1 (военный английский вариант с коротким, хромированным внутри стволом) использовался английскими спецгруппами по борьбе с партизанами в джунглях Малайзии в 50-х годах 20-го века.

Редкая модификация ружья с патронником на 7 патронов, по идее, должна была называться Browning Auto-8 (по количеству заряженных патронов — 7 в магазине и 1 в стволе) и была изготовлена в Бельгии для полиции африканской страны Родезии (ныне Зимбабве).

Компания Remington до 1947 года произвела более 800 000 ружей 11-й, а с 1949 по 1967 годы многотысячными тиражами выпускала «облегченную модель» Remington Model 11−48, имевшую более современную, «зализанную» форму ствольной коробки, и некоторые детали механизма были не такими массивными и прочными, как в оригинальной модели. Говорят, главная причина выпуска «облегченной модели» заключалась в том, что оригинальный, «не облегчённый» Auto-5 практически не ломался. Ружьё переходило по наследству от отца к сыну, затем к внуку, то есть всегда находилось в «деле». А кто будет покупать новое ружьё, если и старое отлично работает.

В Бельгии выпуск «бельгийского варианта Ауто-5» продолжался до 1974 г. Далее Ауто-5 выпускался по лицензии в Японии на заводах фирмы Miroku. Специалисты отмечают, что именно японский вариант был самым недорогим и практичным, ствол хромирован, в комплекте несколько дульных насадок. Хотя начало продаж японских клонов Ауто-5 в США пришлось на время неприязни ко всем японским товарам, японцы выпускали это ружьё более 20 лет, до 1998 г.

Тут бы сказать: вот всё, ушел столетний «дедушка» на покой. Ан нет! Популярность этого ружья пока ещё так высока, что его производство продолжается. Правда, уже в единичных экземплярах, по индивидуальным заказам. А ещё бельгийская фирма Browning регулярно выпускает к круглым датам «мемориальные» экземпляры Ауто-5, которые затем продаются на аукционе. А новейшее ружьё этой фирмы А5 полностью повторяет «внешность» легендарного Ауто-5. А вот «внутренности» — сверхсовременная инерционная система перезарядки, точно такая же используется в знаменитых автоматических ружьях итальянской фирмы Benelli Armi.

После того как истёк срок действия патента, некоторые оружейные фирмы стали делать практически клоны пятого Браунига. Так, российское ружьё МЦ 21−12 (почти полный клон, запчасти для ремонта МЦ 21−12 российские владельцы Auto-5 используют для ремонта своих ружей) выпускается тульским оружейным заводом и в настоящее время.

Да и ранее сделанные за сто лет пятые браунинги и одиннадцатые ремингтоны продолжают работать и радовать своих владельцев. Ещё бы. Это ж ружьё-легенда. Великое Ружьё!

shkolazhizni.ru

Browning Auto-5 - На охоту

В мире охотничьего оружия существуют настоящие легенды, в которых воплотилась сама суть романтики в мужском понимании этого слова. Это знаменитые старые системы, чья конструкция оказалась настолько удачной и надежной, что пользуется любовью охотников и популярностью среди ценителей огнестрельного оружия и до сегодняшнего дня. Самозарядный гладкоствол Browning Auto-5 не отличается ни заоблачной ценой, ни феноменальной точностью попаданий. Однако сама модель считается самым продаваемым ружьем ХX века. Тем интереснее узнать историю столь долгого успеха Auto-5.

Зарождение

Талантливый конструктор-оружейник (и, наверное, самый плодовитый изобретатель) Джон Браунинг начал разработку своего гладкоствольного самозарядного ружья для охоты в 1898 году. Стоит отметить, что в тот период даже ружья с ручной перезарядкой были этаким ноу-хау. Еще одна проблема, которая очень досаждала инженеру, — некачественные патроны (пороха того времени не отличались высокими показателями при испытаниях).

Изначально Браунинг придумал три варианта ружья, которое могло бы использовать для процесса перезарядки энергию от отдачи подвижно закрепленного ствола. Но вскоре решил остановиться на одном из вариантов, как наиболее перспективном. После того как действующий прототип был испытан, инженер направил свои стопы в сторону оружейных компаний.

Первым был завод фирмы Winchester, с 1886 года бывший единственным на территории США покупателем конструкций авторства Браунинга. Фирма, охотно скупавшая до этого все системы талантливого инженера (около 44), в какой-то момент отказалась верить в успех предприятия. Директор завода был довольно консервативным человеком и не верил, что ружье сможет занять свою нишу на рынке. К тому же Браунинг просил не фиксированную сумму за свое изобретение, а процент от каждого проданного ружья. Поговаривают, что конструктор пришел в бешенство, услышав отказ руководства, и полностью прекратил сотрудничество с компанией. Позже, специалисты назовут это самым большим провалом в истории Винчестера.

Следующей попыткой продать свое изобретение для Браунинга стал визит в известную оружейную компанию Remington, однако ее директор умер за столом своего кабинета за несколько минут до встречи с конструктором.

К сожалению, в США Браунинг не нашел покупателя, поэтому, в 1901 году он обращается к руководителям бельгийской компании Fabrique Nationale (FN), которая в недавнем прошлом (и очень успешно) начала производить пистолеты по его конструкции. В первой половине 1902 года Браунинг приехал в Бельгию, где руководство компании без лишних разговоров приняло все его условия по факту передачи юридических прав на производство и продажу нового ружья, получившего имя Browning Auto-5.

Вера инженера свое детище была настолько велика, что он заказывает партию в 10 тысяч единиц оружия для продажи на территории США. На американском рынке ружья разошлись как горячие пирожки. Но через некоторое время в США повышают импортные тарифы, и ввоз ружей из заграницы становится невыгодным.

В 1906 году Браунинг написал руководству компании FN письмо, в котором попросил частично передать права на изготовление и реализацию ружья новой системы в США фирме Ремингтон. В этом же году на оружейный рынок США выходит ружье самозарядной системы Remington Model 11 (практически точная копия Browning Auto-5).

Факты из истории

На бельгийских заводах все детали механизма и ствол Auto-5 изготовлялись из одной марки стали как для гражданских, так и для армейских заказов. Нормы по контролю качества в Fabrique Nationale совпадали для всех типов продукции. Именно поэтому бельгийские А-5 так ценятся в среде знатоков.

Ружье Remington Model 11 было очень популярным в годы Второй мировой войны в качестве оружия для тренировки бортовых стрелков тяжелых бомбардировщиков, называемых «летающими крепостями». Ружье закреплялось в турели, игравшей роль ручки для управления крупнокалиберным авиационным пулеметом Browning M2 (тоже конструкции Браунинга), и стрелок упражнялся в меткости на обычном стенде.

Выпускавшийся в Англии вариант с укороченным, хромированным изнутри стволом — Browning Auto-5 с индексом L32A1 - использовался спецгруппами туманного Альбиона для борьбы с партизанами в джунглях Малайзии в 50-х годах бурного двадцатого века.

Существует также достаточно специфическая и редкая конструкция Browning Auto-8 (7-патронный магазин плюс патрон в стволе в сумме дают восемь). Эта винтовка производилась для полицейский сил Южной Родезии (теперь Зимбабве).

Массовое производство винтовки было прекращено сравнительно недавно — в 1998 году. Но бельгийские мастера оружия высшей квалификации в Херстале продолжают выпускать ружья Browning Auto-5 В единичных экземплярах строго по индивидуальным заказам. А компания Browning регулярно к круглым датам выпускает «мемориальные» экземпляры Auto-5 — эти подарки ценителям хорошего оружия уходят с молотка на специальных торгах.

Технические характеристики

  • Тип: самозарядное, использует энергию отдачи на длинном ходе ствола.
  • Калибр: 12, 16, 20.
  • Ствол, длина (мм): 508, 660, 711 или 812.
  • Вес: различный у разных вариантов.
  • Магазин: трубчатый, подствольный, емкостью 4 патрона, 1 В стволе.

Автоматика ружья функционирует на принципе использования энергии отдачи от выстрела, осуществляющей длинный ход подвижно закрепленного ствола. После произведенного выстрела соединенный с затвором ствол движется назад на полную дистанцию хода, после чего затвор фиксируется в заднем положении, а ствол возвращается вперед. Стреляная гильза находится в затворе, в специальном зажиме.

Когда ствол выдвигается вперед на нужную длину, гильза отцепляется и выбрасывается в специальное окно в стенке ствольной коробки. Когда ствол приходит в крайнее переднее положение, затвор подает из магазина следующий патрон, досылая его в магазин на обратном ходу. Когда затвор прекращает движение, специальная личинка жестко запирает патронник.

Для более равномерного движения ствола Браунинг сконструировал специальную тормозную систему, благодаря которой откат ствола происходит стабильно для патронов с разным зарядом дроби и пороха. Механизм работает по принципу: чем больше энергия отдачи, тем сильнее замедляется ствол. При постоянной регулировке и смазке эта система гарантирует высокую надежность работы винтовки.

Разные модели автоматических винтовок Браунинга оснащались стволами с планкой прицела или без нее. Также есть модификации со сменными или фиксированными чоками (дульными сужениями).

На левой стороне винтовки находится особый рычажок — он отвечает за закрытие подачи патронов из магазина. Благодаря этому стрелок может быстро разрядить ружье и сменить пулевой заряд в стволе на дробовой или наоборот.

Оружейный триумф

Browning Auto-5 (A-5) является одним из наиболее массово продаваемых и успешных конструкций огнестрельного оружия не только своей эпохи, но и богатого военными конфликтами XX века. Компания Remington до 1948 года изготовила более 800 тысяч ружей Model 11, а с 1949 по 1967 годы огромными партиями выпускала облегченную модель 11−48. Поговаривают, что главной причиной выпуска «облегченки» было то, что классическая модель напрочь отказывалась ломаться. Такое ружье переходило от деда к внуку, а зачем покупать новое ружье, если старое отлично стреляет?

Выпуск бельгийской модели достиг отметки в два миллиона экземпляров. При этом живучесть этого оружия и надежность его конструкции такие, что и сегодня у охотников можно увидеть самозарядные ружья системы Браунинга, изготовленные и проданные еще до Первой Мировой войны.

Клоны или копии ружья выпускали компании Franchi и Breda, Savage. А на территории РФ до сих пор выпускается очень похожее на Browning Auto-5 ружье МЦ 21−12.

Комментарий владельца

Любовь к этой фирме мне привил старый охотник. Изначально у меня было полуавтоматическое ружье МЦ 21−12. Казалось бы — оба полуавтоматы, и с тем и другим можно охотиться. Но через какое то время понял, что веслоподобное МЦ мне не нравится буквально всем, не чувствовал я к этому охотничьему оружию трепета и уважения.

А после того, как подержал в руках Браунинг, понял, что хочу приобрести именно это ружье. В последнее время с ним не очень-то и охочусь, у ружья солидный возраст — 101 год. Так, изредка на утку беру. Стараюсь беречь, будет жаль, если работа старых мастеров выйдет из строя.

Единственное, на что могу пожаловаться: ружье принимает патроны длиной 65 мм. Приходиться в магазине покупать 70-ки и обрезать лишние пять миллиметров. А из плюсов отмечу то, что у ружья достаточно слабая и комфортная отдача. Почти вся энергия, толкающая приклад в обычном ружье, в Auto-5 использована для работы автоматического механизма.

naohoty.net

Дробовое ружьё Browning Auto5 - Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях

Именно дробовому ружью Browning Auto5 принадлежит слава самого массового и успешного охотничьего оружия за всю историю. Оно выпускалось на протяжении всего 20 века. Общее количество экземпляров превысило 2 миллиона ружей. И многие из них до сих пор являются залогом успешных охот.

История Auto5

В 1898легендарный конструктор оружия Джон Браунинг приступил к разработкепринципиально новой системы самозарядных ружей. В США гений понимания не нашёл.Такие оружейные монстры, как Винчестер и Ремингтон, посчитали конструкцию нежизнеспособной.Но сам конструктор-то понимал перспективность разработки, и нашёл производителяв Европе. Бельгийская Fabrique Nationale судовольствием воспользовалась плодами гения, заработав состояние.

Дабы утеретьзлопыхателям нос, Браунинг заказал для рынка США 10000 единиц Auto5, и за годвсе продал. Первой из гигантов сориентировалась фирма Ремингтон. По личнойпросьбе Джона Браунинга, ей была передана часть прав на выпуск оружия новойконструкции. Модель получила название Remington 11. До 1947 продано 800000данных ружей. Затем модель улучшили, и до 1967 выпускали под маркой Remington11-48.

Бельгийцы радовалиружьём Browning Auto5европейских охотников до 1974. Затем лицензию перекупили вездесущие японцы. ЗаводMiroku выпускал Automatic5 до 1998 включительно. Естественно, легендарное ружьёпородило своих клонов. Похожие или точные копии выпускали Breda, Franchi(Италия), Savage (США), да и течественное ружьё МЦ 21-12 подозрительно похожена Browning Auto5.

Использоваласьмодель и для боевых операций армиями США, Великобритании и др. До сих пориспользуется силовыми ведомствами и полицией в ряде стран. Правда, оружиенемного доработано: уменьшена длина ствола, выполнена цилиндрическая сверловка.

Самый точныйтестер чего-либо, это время. Практика показывает, что до сих пор тысячи ружей,произведённых полвека назад, активно используются на охотах по всему миру. Дробовоеружьё славится невероятной живучестью, надёжностью, классными стрелковымихарактеристиками.

Конструкция Browning Auto5

Чем же такудивил Браунинг оружейников и охотников? В гладкостволке Авто5 для работыавтоматики Джон предложил использовать теряющуюся впустую огромную энергиюотдачи, получаемую после сгорания пороха в патроне. При этом роль «пружины» выполняетствол. После выстрела боеприпаса сцепленный с затвором ствол отбрасываетсяотдачей назад. Энергии достаточно для выполнения всего цикла перезарядки.

Откатив затворв заднее положение, ствол отсоединяется от затвора. Для этого предусмотренаспециальная запирающая личинка. Встроенная в стволе мощная пружина (размещаетсявокруг трубки магазина) толкает ствол вперёд в первоначальное положение. Одновременносрабатывает механика, отвечающая за удаление стреляной гильзы через прорезьствольной коробки.

Полезная работаствола ещё не закончена. Возвращаясь, ствол «включает» задержку затвора. Освобождаетсяфиксатор, удерживающий затвор. Пружина, спрятанная в шейке ложи, начинаетперемещать затвор вперёд. Он подхватывает с подавателя нестреляный патрон,досылает его в канал ствола. Теперь ружьё заряжено. В конце цикла наката запирающаяличинка затвора перемещается вверх. На ней есть боевой упор: он сцепляется соспециальным вырезом хвостовика ствола, жёстко запирая патронник.

В ружье курковыйударно-спусковой механизм. Кнопочный предохранитель размещён у основанияспусковой скобы. Магазин трубчатый, подствольный, снаряжается через окошкоснизу ствольной коробки. Рассчитан на 4 патрона, 5-й заряжается в ствол. Вбельгийских модификациях на ствольной коробке слева предусмотрен рычаг дляотсечки магазина. Это полезно для оперативной смены патрона в стволе. Например,пулевой на дробовой. В американских модификациях Ремингтона отсечка непредусмотрена. Существуют Browning Auto5различных модификаций: со стволами различной длины, сменными и фиксированнымичоками, с прицельной планкой и без планки. Могут различаться деревянные ложа:качеством древесины, отделкой, полупистолетной или английской прямой формамишейки приклада.

Система торможения ствола

Перед конструкторомвстала проблема. Невозможно (и коммерчески не целесообразно) заставитьохотников использовать один тип боеприпасов. В зависимости от добываемого зверяили птицы приходится применять более слабые и более сильные по мощностибоеприпасы. При этом у каждого патрона своя сила отдачи. Было решено снабдитьмеханизм ружья системой торможения ствола, чтобы обеспечить стабильную скоростьотката, не взирая на мощность патронов. Определены минимальная мощностьбоеприпасов, которой достаточно для перезарядки механизма, и максимальнаямощность, с которой справится система торможения.

Для торможенияствола применяются фрикционные кольца. Они размещены между возвратной пружинойствола и направляющим кольцом ствола (охватывает трубку подствольного магазина).Чем мощнее применяется патрон, тем большая скорость отката ствола. Механизм такнастроен, что от силы отдачи напрямую зависит коэффициент трения, создаваемыйфрикционными кольцами. То есть, при стрельбе маломощными патронами кольца несжимаются и сила трения минимальна. С повышением мощности боеприпаса линейновозрастает коэффициент трения, притормаживающий движение ствола назад. Пристрельбе обычным патроном для эффективного притормаживания ствола достаточноодного фрикционного кольца. При охоте с мощными патронами типа «Магнум»требуется установка двух колец.

Так как кольцаперемещаются по наружной поверхности трубки магазина, необходимо обеспечить смазкуфрикционного узла. Это уязвимый узел ружья Browning Auto5. Если ружьё вовремя не чиститьи не смазывать фрикционный узел, подклинивающие кольца будут мешать откатуствола. Между тем, при рекомендованном уходе ружьё очень надёжное.

Похожие статьи по выживанию:

survinat.ru

Browning Auto-5. Почему это самозарядное ружьё называют «Великое Ружьё»? Ч 2. Шествие по миру.

Работы по разработке нового, автоматического ружья Джон Браунинг начал в 1898 году. Запатеновав в 1900 г. конструкцию автоматического ружья Джон Браунинг приступил к воплощению идеи в «металле».

Всего было изготовлено три варианта автоматического ружья. Подробнее о конструкции ружья читайте в первой части статьи. После проверки работоспособности и надёжности конструкции Джон Браунинг был готов показать своё новое изобретение миру.

Самую удачную, третью модель, он предложил оружейной фирме Winchester, которая до этого купила уже 44 его изобретения. Однако, при этом Браунинг отказался от фиксированного платежа и запросил немалую сумму отчислений с каждого проданного ружья. Руководство фирмы отказало изобретателю, назвав его оружие «неперспективным». Говорят, Джон Браунинг пришел в бешенство, услышав такой отзыв. Он прекратил сотрудничество с этой фирмой. Позже эксперты скажут, что это был главный коммерческий провал за всю историю существования Winchester Repeating Arms Company.

А сам Джон Браунинг начал искать других покупателей. Договорился о встрече с генеральным директором фирмы Remington Arms, но вмешалась судьба — президент компании Ремингтон скончался от сердечного приступа именно в день, на который были назначены переговоры. Не найдя понимания в США, Джон Браунинг обратился к руководству бельгийской фирмы Fabrique Nationale, которая уже выпускала его автоматические пистолеты. Торг был недолог, и с 1902 г. ружьё стало выпускаться серийно. Сам Джон Браунинг, так верил в своё «детище», что заказал партию из 10 000 ружей для продажи в США за свои личные деньги. Кстати, эти ружья

были распроданы менее чем за год, хорошо поправив материальное положение самого изобретателя. Но поскольку в США уже тогда были высокие ввозные пошлины, Джон обратился к руководству Fabrique Nationale с просьбой передать права на производство ружья в США, на фирму Remington Arms, с которой он несколько лет вёл переговоры. Такое разрешение было получено в 1906 г., а ружьё Браунинга (с минимальными доработками) назвали Remington Model 11. Так и пишут теперь во многих каталогах и справочниках: ружьё Remington Model 11. Интересные исторические факты.

В Бельгии стволы и детали механизма для Auto-5 делали из той же стали, что и для армейского оружия. Контроль качества на фирме Fabrique Nationale тоже был один для военной и гражданоской продукции. Видимо поэтому особенно ценятся Auto-5 именно бельгийского производства.

На Олимпийских играх в 1924 году в Париже с помощью Auto-5 были поставлены несколько рекордов и завоёвана золотая медаль.

Ружьё Remington Model 11 использовалось во время второй мировой войны, как тренировочное оружие бортстрелков «летающих крепостей». Ружьё закрепляли в турель, имитировавшую ручки управления авиационным крупнокалиберным пулемётом (тоже конструкции Джона Браунинга) и стрелок стрелял по обычным «летающим тарелочкам» для стендовой стрельбы. 

Browning Auto-5 под индексом L32A1 (военный английский вариант с коротким, хромированным внутри стволом) использовался английскими спецгруппами по борьбе с партизанами в джунглях Малайи в 50-х годах 20-го века. Редкая модификация ружья с патронником на 7 патронов и по идее должна была называться Browning Auto-8 (по количеству заряженных патронов 7 в магазине и 1 в стволе) была изготовлена в Бельгии по заказу для полиции африканской страны Родезии (ныне Зимбабве). Компания Remington до 1947 года произвела более 800 000 ружей 11-й, а с 1949 по 1967 годы многотысячными тиражами выпускала «облегченную модель» Remington Model 11-48, имевшую более современную, «зализанную» форму ствольной коробки и некоторые детали механизма были не такими массивными и прочными, как в оригинальной модели. Говорят, главной причиной выпуска «облегченной модели» заключалась в том, что оригинальный, «необлегчённый» Auto-5 практически не ломался. Ружьё переходило по наследству от отца к сыну, затем к внуку, то есть всегда находилось в «деле». А кто будет покупать новое ружьё, если и старое отлично работает.

В Бельгии выпуск «бельгийского варианта Ауто-5» продолжалася до 1974. Далее Ауто-5 выпускался по лицензии в Японии на заводах фирмы Miroku. Специалисты отмечают, что именно японский вариант был самым недорогим и практичным, ствол хромирован, в комплекте несколько дульных насадок. Хотя начало продаж японских клонов Ауто-5 в США пришлось на время неприязни ко всем японским товарам, японцы выпускали это ружьё более 20 лет, до 1998 г.

Тут бы сказать вот всё, ушел столетний «дедушка» на покой. Ан нет! Популярность этого ружья пока ещё так высока, что его производство продолжается. Правда, уже в единичных экземлярах, по индивидуальным заказам. А ещё бельгийская фирма Browning регулярно выпускает к круглым датам «мемориальные» экземпляры Ауто-5, которые затем продаются на аукционе. А новейшее ружьё этой фирмы А5 полностью повторяет «внешность» легендарного Ауто-5. А вот «внутренности» — сверхсовременная инерционная система перезарядки, точно такая же используется в знаменитых автоматических ружьях итальянской фирмы Benelli Armi. После того, как истёк срок действия патента, некоторые оружейные фирмы стали делать практически клоны пятого Браунига. Так, российское ружьё МЦ 21-12 (почти полный клон, запчасти для ремонта МЦ 21-12 российские владельцы Auto-5 используют для ремонта своих ружей) выпускается тульским оружейным заводом и в настоящее время.

Да и ранее сделанные за сто лет пятые браунинги и одиннадцатые ремингтоны продолжают работать и радовать своих владельцев. Ещё бы. Это ж… ружьё-легенда. Великое Ружьё!

Автор: Груздев Михаил.Mailto: [email protected]

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://maleglance.blogspot.ru/2013/03/browning-auto-5-1.html

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.

Mailto: [email protected]

Фото и рисунки с сайтов 

 

Зарегистрированные товарные знаки являются собственностью их владельцев.

maleglance.blogspot.com