«Царь-бомба»: как Советский Союз показал «Кузькину мать». Бомба кузькина мать


как СССР показал миру "Кузькину мать" » Военное обозрение

55 лет назад, 30 октября 1961 г., Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство - экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте ("изделие 602"; неофициальные названия: "Царь-бомба", "Кузькина мать"). Термоядерный заряд был сброшен с переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.

Ядерное и термоядерное оружие

В основу ядерного (атомного) оружия положена неуправляемая цепная реакция деления тяжелых ядер атомов.

Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239 (реже - уран-233). Термоядерное оружие (водородные бомбы) предусматривает использование энергии неуправляемой реакции ядерного синтеза, то есть преобразования легких элементов в более тяжелые (например, двух атомов "тяжелого водорода", дейтерия, в один атом гелия). Термоядерное оружие имеет большую возможную мощность взрыва по сравнению с обычными ядерными бомбами.

Разработка термоядерного оружия в СССР

В СССР разработка термоядерного оружия началась в конце 1940-х гг. Андреем Сахаровым, Юлием Харитоном, Игорем Таммом и другими учеными в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, известен как Арзамас-16; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ; город Саров, Нижегородская обл.). В 1949 г. был разработан первый проект термоядерного оружия. Первая советская водородная бомба РДС-6с мощностью 400 килотонн, была испытана 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР, ныне - Казахстан). В отличие от США, испытавших первое термоядерное взрывное устройство Ivy Mike 1 ноября 1952 г., РДС-6с была полноценной бомбой, пригодной к доставке бомбардировщиком. Ivy Mike весило 73,8 т и по своим габаритам больше напоминало небольшой завод, однако мощность его взрыва составила на тот момент рекордные 10,4 мегатонны.

"Царь-торпеда"

В начале 1950-х гг., когда стало ясно, что наиболее перспективным по мощности энергии взрыва является термоядерный заряд, в СССР началась дискуссия о способе его доставки. Ракетное вооружение на тот момент было несовершенным; бомбардировщиками, способными доставлять тяжелые заряды, ВВС СССР не располагали.

Поэтому 12 сентября 1952 г. председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление "О проектировании и строительстве объекта 627" - подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Первоначально предполагалось, что она будет носителем торпеды с термоядерным зарядом Т-15 мощностью до 100 мегатонн, основной целью которой будут базы ВМС и портовые города противника. Главным разработчиком торпеды был Андрей Сахаров.

Впоследствии в своей книге "Воспоминания" ученый писал, что контр-адмирал Петр Фомин, который отвечал за проект 627 со стороны флота, был шокирован "людоедским характером" Т-15. По словам Сахарова, Фомин говорил ему, "что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою" и что для него "отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве". Впоследствии этот разговор повлиял на решение Сахарова заняться правозащитной деятельностью. Т-15 так и не была принята на вооружение из-за неудачных испытаний в середине 1950-х гг., а подводная лодка проекта 627 получила обычные, неядерные торпеды.

Проекты сверхмощных зарядов

Решение о создании авиационного сверхмощного термоядерного заряда было принято правительством СССР в ноябре 1955 г. Первоначально разработкой бомбы занимался Научно-исследовательский институт №1011 (НИИ-1011; известен как Челябинск-70; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ-ВНИИТФ; город Снежинск Челябинской области).

С конца 1955 г. под руководством главного конструктора института Кирилла Щёлкина велись работы по "изделию 202" (расчетная мощность - примерно 30 мегатонн). Однако в 1958 г. высшее руководство страны закрыло работы по этому направлению.

Спустя два года, 10 июля 1961 г., на совещании с разработчиками и создателями ядерного оружия первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев объявил о решении руководства страны начать разработку и провести испытание водородной бомбы в 100 мегатонн. Работы были поручены сотрудникам КБ-11. Под руководством Андрея Сахарова группой физиков-теоретиков было разработано "изделие 602" (АН-602). Для него был использован корпус, уже изготовленный в НИИ-1011.

Характеристики "Царь-бомбы"

Бомба представляла собой баллистическое тело обтекаемой формы с хвостовым оперением.

Габариты "изделия 602" были такими же, как и у "изделия 202". Длина - 8 м, диаметр - 2,1 м, масса - 26,5 т.

Расчетная мощность заряда составляла 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Но после оценки экспертами влияния такого взрыва на экологию было решено испытывать бомбу с уменьшенным зарядом.

Для транспортировки авиабомбы был переоборудован тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95, получивший индекс "В". Из-за невозможности ее размещения в бомбовом отсеке машины было разработано специальное устройство на подвеске, обеспечивавшее подъем бомбы к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

Безопасность экипажа самолета-носителя обеспечивала специально разработанная система из нескольких парашютов у бомбы: вытяжных, тормозных и основного площадью 1,6 тыс. кв. м. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса один за другим, замедляя падение бомбы (до скорости примерно 20-25 м/с). За это время Ту-95В успевал отлететь от места взрыва на безопасное расстояние.

Руководство СССР не скрывало намерение провести испытание мощного термоядерного устройства. О предстоящем испытании Никита Хрущев объявил 17 октября 1961 г. на открытии XX съезда КПСС: хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем".

Генеральная ассамблея ООН приняла 27 октября 1961 г. резолюцию, в которой призвала СССР воздержаться от проведения испытания сверхмощной бомбы.

Испытание

Испытание экспериментального "изделия 602" состоялось 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля. Ту-95В с экипажем из девяти человек (ведущий летчик - Андрей Дурновцев, ведущий штурман - Иван Клещ) вылетел с военного аэродрома Оленья на Кольском полуострове. Сброс авиабомбы был осуществлен с высоты 10,5 км на площадку Северного острова архипелага, в районе пролива Маточкин Шар. Взрыв произошел на высоте 3,7 км от земли и 4,2 км над уровнем моря, на 188 сек. после отделения бомбы от бомбардировщика.

Вспышка длилась 65-70 сек. "Ядерный гриб" поднялся на высоту 67 км, диаметр раскаленного купола достиг 20 км. Облако долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии нескольких сотен километров. Несмотря на сплошную облачность, световая вспышка наблюдалась на расстоянии более 1 тыс. км. Ударная волна трижды обогнула земной шар, из-за электромагнитного излучения на 40-50 мин. прервалась радиосвязь на многие сотни километров от полигона. Радиоактивное загрязнение в районе эпицентра оказалось небольшим (1 миллирентген в час) поэтому исследовательский персонал смог работать там без опасности для здоровья через 2 часа после взрыва.

По оценкам специалистов, мощность супербомбы составила около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно в три тысячи раз мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 г. (13 килотонн).

Съемка испытания велась как с земли, так и с борта Ту-95В, который на момент взрыва успел отойти на расстояние более 45 км, а также с самолета Ил-14 (на момент взрыва был на расстоянии 55 км). На последнем за испытаниями наблюдали маршал Советского Союза Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения СССР Ефим Славский.

Реакция в мире на советскую супербомбу

Демонстрация Советским Союзом возможности создания неограниченных по мощности термоядерных зарядов преследовала цель установления паритета в ядерных испытаниях, прежде всего с США.

После продолжительных переговоров 5 августа 1963 г. в Москве представители США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в космическом пространстве, под водой и на поверхности Земли. С момента его вступления в силу СССР производил только подземные ядерные испытания. Последний взрыв был проведен 24 октября 1990 г. на Новой Земле, после чего Советский Союз объявил об одностороннем моратории на испытания ядерного оружия. В настоящее время этого моратория придерживается и Россия.

Награды создателям

В 1962 г. за успешное испытание самой мощной термоядерной бомбы члены экипажа самолета-носителя Андрей Дурновцев и Иван Клещ были удостоены звания Героя Советского Союза. Восьми сотрудникам КБ-11 присвоено звание Героя Социалистического Труда (из них Андрей Сахаров получил его в третий раз), 40 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии.

"Царь-бомба" в музеях

Полноразмерные макеты "Царь-бомбы" (без систем управления и боевых частей) хранятся в музеях РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове (первый отечественный музей ядерного оружия; открылся в 1992 г.) и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске.

В сентябре 2015 г. саровская бомба экспонировалась на московской выставке "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха" в Центральном Манеже.

topwar.ru

Смотрины «Кузькиной матери». Как СССР сделал и взорвал «Царь-бомбу» | История | Общество

Мощнее, ещё мощнее...

В начале «атомного века» Соединённые Штаты и Советский Союз вступили в гонку не только по количеству атомных бомб, но и по их мощности.

СССР, который обзавёлся атомным оружием позже конкурента, стремился выравнять положение за счёт создания более совершенных и более мощных устройств.

Разработка термоядерного устройства по кодовым названием «Иван» была начата в середине 1950-х годов группой физиков под руководством академика Курчатова. В группу, занимавшуюся данным проектом, входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.

В ходе исследовательских работ учёные также пытались нащупать пределы максимальной мощности термоядерного взрывного устройства.

Проектные изыскания длились в течение нескольких лет, а финальный этап разработки «изделия 602» пришёлся на 1961 год и занял 112 дней.

Бомба АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала так называемую ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Однако первоначальный вариант был отклонён, поскольку в таком виде взрыв бомбы вызвал бы чрезвычайно мощное радиационное загрязнение (которое, однако, по расчётам всё равно серьёзно уступало бы тому, которое было вызвано куда менее мощными американскими устройствами).

«Изделие 602»

В итоге было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчётную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).

Ещё одним ограничением для разработчиков были возможности авиатехники. Первый вариант бомбы весом в 40 тонн был отвергнут авиаконструкторами из КБ Туполева — самолёт-носитель не смог бы доставить подобный груз до цели.

В итоге стороны достигли компромисса — атомщики уменьшили вес бомбы вдвое, а авиационные конструкторы готовили для неё специальную модификацию бомбардировщика Ту-95 — Ту-95В.

Оказалось, что поместить заряд в бомболюке не удастся ни при каких условиях, поэтому донести АН602 до цели Ту-95В должен был на специальной внешней подвеске.

Фактически самолёт-носитель был готов в 1959 году, однако физикам-атомщикам было дано указание не форсировать работы по бомбе — как раз в этот момент в мире наметились признаки снижения напряжения в международных отношениях.

В начале 1961 года, однако, обстановка вновь обострилась, и проект реанимировали.

Время для «матери Кузьмы»

Окончательный вес бомбы вместе с парашютной системой составил 26,5 тонн. У изделия оказалось сразу несколько названий — «Большой Иван», «Царь-Бомба» и «Кузькина мать». Последнее приклеилось к бомбе после выступление советского лидера Никиты Хрущёва перед американцами, в котором он посулил им показать «кузькину мать».

О том, что Советский Союз планирует в ближайшее время испытать сверхмощный термоядерный заряд, в 1961 году Хрущёв вполне открыто говорил иностранным дипломатам. 17 октября 1961 года о предстоящих испытаниях советский лидер заявил в докладе на XXII съезде партии.

Местом испытаний был определён полигон «Сухой Нос» на Новой Земле. Подготовка к взрыву была завершена в последних числах октября 1961 года.

Самолёт-носитель Ту-95В базировался на аэродроме в Ваенге. Здесь же в специальном помещении производилась окончательная подготовка к испытаниям.

Утром 30 октября 1961 года экипаж лётчика Андрея Дурновцева получил приказ вылететь в район полигона и произвести сброс бомбы.

Взлетев с аэродрома в Ваенге, Ту-95В через два часа достиг расчётной точки. Бомба на парашютной системе была сброшена с высоты 10 500 метров, после чего лётчики сразу стали уводить машину из опасного района.

В 11:33 по московскому времени на высоте 4 км над целью был произведён взрыв.

Был Париж — и нет Парижа

Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Свидетели испытания говорят, что ничего подобного в своей жизни им более наблюдать не приходилось. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров, световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.

Наблюдатели сообщали, что в эпицентре взрыва скалы приняли удивительно ровную форму, а земля превратилась в некое подобие военного плаца. Полное уничтожение было достигнуто на площади, равной территории Парижа.

Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Отсутствие радиосвязи убедило учёных — испытания прошли как нельзя лучше. Ударная волна, возникшая в результате взрыва «Царь-бомбы», трижды обогнула земной шар. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.

Несмотря на сильную облачность, свидетели видели взрыв даже на расстоянии тысячи километров и могли его описать.

Радиоактивное заражение от взрыва оказалось минимальным, как и планировали разработчики, — более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.

Это позволило учёным приступить к исследованию результатов испытаний на опытном поле уже через два часа после взрыва.

«Людоедский» проект Сахарова

Взрыв «Царь-бомбы» действительно произвёл впечатление на весь мир. Она оказалась мощнее самой мощной американской бомбы в четыре раза.

Существовала теоретическая возможность создания ещё более мощных зарядов, однако от реализации таких проектов было решено отказаться.

Как ни странно, главными скептиками оказались военные. С их точки зрения, практического смысла подобное оружие не имело. Как прикажете его доставлять в «логово врага»? Ракеты у СССР уже были, но долететь до Америки с таким грузом им было не под силу.

Стратегические бомбардировщики также были не в состоянии долететь до США с такой «поклажей». К тому же они становились лёгкой мишенью для средств ПВО.

Учёные-атомщики оказались куда большими энтузиастами. Выдвигались планы размещения у берегов США нескольких сверхбомб мощностью в 200–500 мегатонн, взрыв которых должен был вызвать гигантское цунами, которое смыло бы Америку в прямом смысле слова.

Академик Андрей Сахаров, будущий правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира, выдвинул другой план. «Носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния нескольких сот километров должны стать порты противника. Война на море проиграна, если уничтожены порты, — в этом нас заверяют моряки. Корпус такой торпеды может быть очень прочным, ей не будут страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов — как надводным взрывом „выскочившей“ из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом — неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами», — писал учёный в своих воспоминаниях.

О своей идее Сахаров рассказал вице-адмиралу Петру Фомину. Бывалый моряк, возглавлявший «атомный отдел» при Главкоме ВМФ СССР, пришёл в ужас от замысла учёного, назвав проект «людоедским». По словам Сахарова, он устыдился и более никогда к данной идее не возвращался.

Учёные и военные за успешное проведение испытаний «Царь-бомбы» получили щедрые награды, но сама идея сверхмощных термоядерных зарядов стала уходить в прошлое.

Конструкторы ядерного оружия сосредоточились на вещах менее эффектных, но куда более эффективных.

А взрыв «Царь-бомбы» и по сей день остаётся самым мощным из тех, что когда-либо были произведены человечеством.

www.aif.ru

«Царь-бомба»: как Советский Союз показал «Кузькину мать»

Более 55 лет назад, 30 октября 1961 года, случилось одно из самых знаменательных событий Холодной войны. На полигоне, расположенном на Новой Земле, Советский Союз испытал самое мощное термоядерное устройство в истории человечества – водородную бомбу мощностью 58 мегатонн тротила. Официально этот боеприпас назывался АН602 («изделие 602»), но в исторические анналы она вошла под своим неофициальным названием – «Царь-бомба».

Эта бомба имеет еще одно название – «Кузькина мать». Оно родилось после знаменитой речи генерального секретаря Хрущева, во время которой он обещал показать США «кузькину мать» и стучал башмаком по трибуне.

Над созданием «изделия 602» работали лучшие советские физики: Сахаров, Трутнев, Адамский, Бабаев, Смирнов. Руководил этим проектом академик Курчатов, работы над созданием бомбы начались в 1954 году.

Советская «Царь-бомба» была сброшена со стратегического бомбардировщика Ту-95, который был специально переоборудован для выполнения этой миссии. Взрыв произошел на высоте 3,7 тыс. метров. Сейсмографы по всему миру зафиксировали сильнейшие колебания, а взрывная волна трижды обогнула земной шар. Взрыв «Царь-бомбы» серьезно напугал Запад, и показал, что с Советским Союзом лучше не связываться. Был достигнут мощный пропагандистский эффект, а потенциальному противнику наглядно продемонстрированы возможности советского ядерного оружия.

Но самым важным было другое: испытания «Царь-бомбы» позволили проверить теоретические выкладки ученых, и было доказано, что мощность термоядерных боеприпасов практически не ограничена.

И это, кстати, было правдой. После успешно проведенных испытаний Хрущев пошутил, что хотели взорвать 100 мегатонн, но побоялись выбить стекла в Москве. Действительно, изначально планировали подорвать стомегатонный заряд, но потом не захотели наносить слишком большой урон полигону.

История создания Царь-бомбы

Первая ядерная бомба была взорвана 6 августа 1945 года над японским городом Хиросима, и мир ужаснулся разрушительной мощи нового оружия. С этого момента военная мощь государства определялась не только численностью вооруженных сил или размером оборонного бюджета, но и наличием у него ядерных зарядов и их количеством.

Советскому Союзу пришлось включиться в ядерное соревнование с США в качестве догоняющего, но уже в 1949 году были проведены успешные испытания первой советской ядерной бомбы РДС-1. Однако мало просто создать ядерное оружие, его еще надо доставить к месту применения. В 1951 году была изготовлена первая советская авиационная атомная бомба РДС-3, которую теоретически можно было применить для удара по территории США. Однако основная проблема была со средствами доставки.

Ту-4 – первый советский стратегический бомбардировщик, несмотря на то что был практически полностью скопирован с американского «стратега» В-29, значительно уступал оригиналу. Кроме того, их количество было явно недостаточным для нанесения по противнику массированного ядерного удара. Американцы же, кроме того, что обладали огромным флотом стратегической авиации, имели и большое количество военных баз, находящихся рядом с границами СССР. Находясь в таком невыигрышном положении, руководство страны приняло решение делать ставку на качественном превосходстве советских ядерных боеприпасов над американскими аналогами. Позже эту концепцию назовут «ядерной доктриной Хрущева-Маленкова» и она станет первым из многих советских «асимметричных ответов» США.

Согласно этой доктрине, советские ядерные заряды должны были обладать значительной мощностью, чтобы даже в случае единичного удара наносить врагу неприемлемый для него ущерб. Грубо говоря, планировалось создать бомбы такой мощности, чтобы даже единственный советский бомбардировщик, прорвавшийся через систему ПВО США, мог уничтожить крупный американский мегаполис или даже целый промышленный район.

С середины 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием ядерного оружия второго поколения – термоядерной бомбы. В ноябре 1952 года США взорвали первое подобное устройство, через восемь месяцев аналогичные испытания провел и Советский Союз. При этом советская термоядерная бомба была гораздо совершеннее своего американского аналога, ее вполне можно было вместить в бомбовый отсек самолета и использовать на практике. Термоядерное оружие идеально подходило для реализации советской концепции единичных, но смертоносных ударов по врагу, ибо теоретически мощность термоядерных зарядов неограничена.

В начале 60-х годов в СССР приступили к разработке огромных (если не сказать чудовищных) по мощности ядерных зарядов. В частности, планировалось создать ракеты с термоядерной боевой частью массой 40 и 75 тонн. Мощность взрыва сорокатонной боеголовки должна была составлять 150 мегатонн. Параллельно шли работы над созданием сверхмощных авиационных боеприпасов. Однако разработка подобных «монстров» требовала проведения практических испытаний, в ходе которых бы отрабатывалась техника бомбометания, оценивался ущерб от взрывов и, самое главное, проверялись теоретические выкладки ученых-физиков.

Вообще, следует отметить, что до появления надежных межконтинентальных баллистических ракет проблема доставки ядерных зарядов стояла в СССР очень остро. Существовал проект огромной самоходной торпеды с мощнейшим термоядерным зарядом (около сотни мегатонн), которую планировали подорвать у побережья США. Для запуска этой торпеды проектировалась специальная подводная лодка. По мнению разработчиков, взрыв должен был вызвать сильнейшее цунами и затопить важнейшие мегаполисы США, находящиеся на побережье. Руководил проектом академик Сахаров, но по техническим причинам он так и не был реализован.

Первоначально разработкой сверхмощной ядерной бомбы занималось НИИ-1011 (Челябинск-70, в настоящее время РФЯЦ-ВНИИТФ). На этом этапе боеприпас носил название РН-202, однако в 1958 году проект был закрыт решением высшего руководства страны. Существует легенда, что «Кузькина мать» была разработана советскими учеными в рекордно короткие сроки – всего лишь 112 дней. Это не совсем соответствует действительно. Хотя, действительно, финальный этап создания боеприпаса, который проходил в КБ-11, занял всего 112 дней. Но не совсем правильным будет утверждение, что «Царь-бомба» — это просто переименованная и доделанная РН-202, на самом деле в конструкцию боеприпаса были внесены существенные усовершенствования.

Изначально мощность АН602 должна была составлять более 100 мегатонн, а ее конструкция иметь три ступени. Но из-за значительного радиоактивного заражения места взрыва от третьей ступени решили отказаться, что уменьшили мощность боеприпаса практически вдвое (до 50 мегатонн).

Еще одной серьезной проблемой, которую пришлось решать разработчикам проекта «Царь-бомбы», стала подготовка самолета-носителя для этого уникального и нестандартного ядерного заряда, так как серийный Ту-95 не подходил для выполнения этой миссии. Этот вопрос поднимался еще в 1954 году в разговоре, который состоялся между двумя академиками – Курчатовым и Туполевым.

После того как были сделаны чертежи термоядерной бомбы, оказалось, что размещение боеприпаса требует серьезной переделки бомбоотсека самолета. Из машины были убраны фюзеляжные баки, а для подвески АН602 на самолет был установлен новый балочный держатель с гораздо большей грузоподъемностью и тремя бомбардировочными замками вместо одного. Новый бомбардировщик получил индекс «В».

Чтобы обеспечить безопасность экипажу самолета, «Царь-бомба» была оборудована сразу тремя парашютами: вытяжным, тормозным и основным. Они замедляли падение бомбы, позволяя самолету после сброса отлететь на безопасное расстояние.

Переоборудования самолета для сброса супербомбы начались еще в 1956 году. В том же году самолет был принят заказчиком и испытан. С Ту-95В даже сбрасывали точный макет будущей бомбы.

17 октября 1961 года Никита Хрущев на открытии XX съезда КПСС заявил, что СССР успешно проводит испытания нового сверхмощного ядерного оружия, и вскоре будет готов боеприпас мощностью 50 мегатонн. Также Хрущев сообщил, что Советский Союз располагает и 100 мегатонной бомбой, но взрывать ее пока не собирается. Через несколько дней Генассамблея ООН обратилась к советскому правительству с просьбой не проводить испытания новой мегабомбы, но этот призыв не был услышан.

Описание конструкции АН602

Авиационная бомба АН602 представляет собой цилиндрическое тело характерной обтекаемой формы с хвостовыми стабилизаторами. Ее длина составляет 8 метров, максимальный диаметр – 2,1 метра, весит она 26,5 тонны. Габариты этой бомбы полностью повторяют размеры боеприпаса РН-202.

Первоначальная расчетная мощность авиабомбы составляла 100 мегатонн, но потом она была уменьшена почти в два раза. «Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой: первой ступенью являлся ядерный заряд (мощность порядка 1,5 мегатонны), она запускала термоядерную реакцию второй ступени (50 мегатонн), которая, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию Джекила-Хайда третьей ступени (также 50 мегатонн). Однако подрыв боеприпаса такой конструкции практически гарантировано приводил к значительному радиоактивному загрязнению испытательного полигона, поэтому от третьей ступени решили отказаться. Уран, находящийся в ней, был заменен свинцом.

Проведение испытаний Царь-бомбы и их итоги

Несмотря на проведенную ранее модернизацию, непосредственно перед самими испытаниями самолет все равно пришлось переделывать. Вместе с парашютной системой реальный боеприпас оказался больше и тяжелее запланированного. Поэтому с самолета пришлось снять створки бомболюка. Кроме того, он был предварительно покрашен белой светоотражающей краской.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту взлетел с аэродрома Оленья и направился в сторону полигона на Новой Земле. Экипаж бомбардировщика состоял из девяти человек. В испытаниях также принимал участие самолет-лаборатория Ту-95А.

Бомба была сброшена через два часа после взлета на высоте 10,5 тыс. метров над условной целью, расположенной на территории полигона «Сухой нос». Подрыв осуществлялся баротермически на высоте 4,2 тыс. метров (по другим источникам, на высоте 3,9 тыс. метров или 4,5 тыс. метров). Парашютная система замедлила падение боеприпаса, поэтому до расчетной высоты А602 опускалась 188 секунд. За это время самолет-носитель успел отойти от эпицентра на 39 км. Ударная волна догнала самолет на расстоянии 115 км, однако он сумел продолжить свой полет и благополучно вернулся на базу. По информации некоторых источников, взрыв «Царь-бомбы» вышел гораздо мощнее запланированного (58,6 или даже 75 мегатонн).

Результаты испытания превзошли все ожидания. После взрыва образовался огненный шар диаметров более девяти километров, ядерный гриб достиг высоты 67 км, а диаметр его «шляпки» составил 97 км. Световое излучение могло наносить ожоги на дистанции в 100 км, а звуковая волна дошла до острова Диксон, расположенного на 800 км восточнее Новой Земли. Сейсмическая волна, порожденная взрывом, трижды обогнула земной шар. При этом испытания не привели к значительному загрязнению окружающей среды. Ученые высадились в точке эпицентра уже через два часа после взрыва.

После испытаний командир и штурман самолета Ту-95В были награждены званиями Героя Советского Союза, восемь сотрудников КБ-11 получили звания Героев Социалистического труда, а еще несколько десятков ученых конструкторского бюро получили Ленинские премии.

В ходе испытаний были достигнуты все предварительно запланированные цели. Были проверены теоретические расчеты ученых, военные получили опыт практически использования невиданного ранее оружия, а руководство страны получило мощнейший внешнеполитический и пропагандистский козырь. Было четко показано, что Советский Союз может достичь паритета с США по смертоносности ядерного оружия.

Бомба А602 изначально не предназначалась для практического военного использования. По сути, это был демонстратор возможностей советской военной промышленности. Ту-95В просто не мог долететь с такой боевой нагрузкой до территории США – ему банально не хватило бы топлива. Но, тем не менее, испытания «Царь-бомбы» произвело на Западе нужный результат – уже через два года, августа 1963 года, в Москве между СССР, Великобританией и США был подписан договор о запрете проведения ядерных испытаний в космосе, на земле или под водой. С тех пор проводились только подземные ядерные взрывы. В 1990 году СССР объявил об одностороннем моратории на проведение любых ядерных испытаний. До настоящего времени его придерживается и Россия.

Кстати, после успешного испытания «Царь-бомбы» советские ученые выдвинули несколько предложений о создании еще более мощных термоядерных боеприпасов, от 200 до 500 мегатонн, но они так и не были реализованы. Главными противниками подобными планов выступили военные. Причина была проста: такое оружие не имело ни малейшего практического смысла. Взрыв А602 создал зону полного уничтожения, равную по площади территории Парижа, зачем же создавать еще более мощные боеприпасы. Кроме того, для них просто не было необходимого средства доставки, ни стратегическая авиация, ни баллистические ракеты того времени поднять такой вес просто не могли.

militaryarms.ru

Испытание водородной бомбы, она же "Кузькина мать". История России.

30 октября 1961 года на советском ядерном полигоне на Новой Земле прогремел самый мощный взрыв в истории человечества. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров, а диаметр «шляпки» это гриба составил 95 километров. Ударная волна трижды обогнула земной шар (а взрывной волной сносило деревянные постройки на расстоянии нескольких сотен километров от полигона). Вспышку взрыва было видно с расстояния в тысячу километров, невзирая на то, что над Новой Землей висела густая облачность. В течение почти часа во всей Арктике не работала радиосвязь. Мощность взрыва по разным данным составила от 50 до 57 мегатонн (миллионов тонн тротила).

Впрочем, как пошутил Никита Сергеевич Хрущев, мощность бомбы не стали доводить до 100 мегатонн, только потому, что в этом случае в Москве выбило бы все стекла. Но, в каждой шутке есть доля шутки – первоначально планировалось взорвать именно 100 мегатонную бомбу. И взрыв на Новой Земле убедительно доказал, что создание бомбы мощностью хоть в 100 мегатонн, хоть в 200, - вполне осуществимая задача. Но и 50 мегатонн – это почти в десять раз больше мощности всех боеприпасов, истраченных за всю Вторую Мировую войну всеми странами - участницами. К тому же, в случае испытания изделия мощностью в 100 мегатонн от полигона на Новой Земле (да и от большей части этого острова) остался бы только оплавленный кратер. В Москве стекла, скорее всего, уцелели бы, но вот в Мурманске могли и вылететь.

Макет водородной бомбы. Историко-мемориальный Музей ядерного оружия в Сарове

Устройство, взорванное на высоте 4200 метров над уровнем моря 30 октября 1961 года, вошло в историю под именем «Царь-Бомба». Еще одно неофициальное название - «Кузькина Мать». А официальное название этой водородной бомбы было не столь громким – скромное изделие АН602. Военного значения это чудо-оружие не имело – не тоннах тротилового эквивалента, а в обычных метрических тоннах «изделие» весило 26 тонн и его было бы проблематично доставить до «адресата». Это была демонстрация силы – наглядное доказательство того, что Стране Советов по силам создать оружие массового уничтожения любой мощности. Что же заставило руководство нашей страны пойти на столь беспрецедентный шаг? Разумеется, не что иное, как обострение отношений с Соединенными Штатами. Еще совсем недавно казалось, что США и Советский Союз достигли взаимопонимания по всем вопросам – в сентябре 1959 года Хрущев посетил США с официальным визитом, планировался и ответный визит в Москву президента Дуайта Эйзенхауэра. Но 1 мая 1960 года над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик U-2. В апреле 1961 года американские спецслужбы организовали высадку на Кубу отрядов хорошо подготовленных и обученных кубинских эмигрантов в заливе Плайя-Хирон (эта авантюра завершилась убедительной победой Фиделя Кастро). В Европе великие державы не могли определиться со статусом Западного Берлина. В итоге,13 августа 1961 года столица Германии оказалась перегороженной знаменитой Берлинской стеной. Наконец, в том 1961 году США разместили в Турции ракеты PGM-19 «Юпитер» - европейская часть России (включая Москву) находилась в пределах дальности действия этих ракет (годом позже Советский Союз разместит ракеты на Кубе и начнется знаменитый Карибский Кризис). Это не говоря уж о том, что паритета по числу ядерных зарядов и их носителей тогда между Советским Союзом и Америкой тогда не было – 6 тысячам американских боеголовок мы могли противопоставить всего триста. Так что, демонстрация термоядерной мощи была в сложившейся ситуации совсем не лишней.

Советский короткометражный фильм про испытание Царь-бомбы

Существует популярный миф, что сверхбомбу разработали по приказу Хрущева все в том же 1961 году в рекордно короткие сроки – всего за 112 дней. На самом деле разработку бомбы вели с 1954 года. А в 1961 разработчики просто довели уже имеющиеся «изделие» до нужной мощности. Параллельно КБ Туполева занималось модернизацией самолетов Ту-16 и Ту-95 под новое оружие. По первоначальным расчетам вес бомбы должен был составить не менее 40 тонн, но авиаконструкторы объяснили ядерщикам, что на данный момент носителей для изделия с таким весом нет и быть не может. Ядерщики пообещали снизить вес бомбы до вполне приемлемых 20 тонн. Правда, и такой вес и такие габариты требовали полной переделки бомбовых отсеков, креплений, бомболюков.

Взрыв водородной бомбы

Работа над бомбой велась группой молодых физиков-ядерщиков под руководством И.В. Курчатова. В эту группу входил и Андрей Сахаров, который в ту пору еще не помышлял о диссидентстве. Более того, он был одним из ведущих разработчиков изделия.

Такой мощности удалось добиться благодаря применению многоступенчатой конструкции – урановый заряд, мощностью в «всего» полторы мегатонны запускал ядерную реакцию в заряде второй ступени, мощностью в 50 мегатонн. Не меняя габаритов бомбы можно было сделать ее и трехступенчатой (это уже за 100 мегатонн). Теоретически – число зарядов ступеней могло быть ничем не ограниченным. Конструкция бомбы была уникальной для своего времени.

Хрущев торопил разработчиков – в октябре в только что построенном Кремлевском Дворце Съездов отрывался XXII съезд КПСС и огласить новость о самом мощном взрыве в истории человечества надо бы именно с трибуны съезда. И 30 октября 30 октября 1961 года Хрущев получил долгожданную телеграмму за подписью министра среднего машиностроения Е. П. Славского и Маршала Советского Союза К. С. Москаленко (руководителей испытания):

"Москва. Кремль. Н. С. Хрущеву.

Испытание на Новой Земле прошло успешно. Безопасность испытателей и близлежащего населения обеспечена. Полигон и все участники выполнили задание Родины. Возвращаемся на съезд".

Взрыв Царь-Бомбы почти сразу же послужил благодатной почвой для разного рода мифов. Некоторые из них распространялись … официальной печатью. Так, например, «Правда» называла «Царь-Бомбу» не иначе как вчерашним днем атомного оружия и утверждала, что сейчас уже созданы более мощные заряды. Не обошлось и без слухов о самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Снижение мощности взрыва, по мнению некоторых, было вызвано страхом расколоть земную кору или … вызвать термоядерную реакцию в океанах.

Но, как бы то ни было, годом позже, во время Карибского кризиса США все еще имели подавляющее превосходство по числу ядерных зарядов. Но применить их так и не решились.

Кроме того, считается, что этот мега-взрыв помог сдвинуть с мертвой точки переговоры о запрете ядерных испытаний в трех средах, которые велись в Женеве с конца пятидесятых годов. В 1959-60 все ядерные державы, за исключением Франции, приняли односторонний отказ от испытаний, пока идут эти переговоры. Но о причинах, которые заставили Советский Союз не соблюдать взятые на себя обязательства, мы говорили ниже. После взрыва на Новой Земле переговоры возобновились. И 10 октября 1963 года в Москве был подписан «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». Пока этот Договор соблюдается, советская Царь-Бомба останется самым мощным взрывным устройством в человеческой истории.

Современная компьютерная реконструкция

Просмотров: 73627

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года

30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы, (устаревшее название — водородная бомба), принцип действия которой основан на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза легких ядер. Поражающими факторами при ее взрыве являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.

Бомбу разработала в середине 1950-х годов группа физиков под руководством академика Игоря Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.

У бомбы, помимо официального обозначения АН602, было еще кодовое "Ваня" или "Иван", а также есть широко распространенные неофициальные названия — "Царь-бомба" и "Кузькина мать". Название "Царь-бомба" подчеркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название "Кузькина мать", как считается, появилось под впечатлением от известных слов советского лидера Никиты Хрущева, который в 1959 году заявил вице-президенту США Ричарду Никсону: "В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!".

Решение о разработке и изготовлении авиабомбы-гиганта с термоядерным зарядом не менее 100 мегатонн тротилового эквивалента было принято правительством СССР в ноябре 1955 года. 12 марта 1956 года был принят проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания "изделия 202".

Изначально эта разработка была поручена новому ядерному центру на Урале НИИ-1011 (ныне Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ — ВНИИТФ), где она получила обозначение "изделие 202" и велась с конца 1955 года по 1958 год.http://www.biblioatom.ru/evolution/dostizheniya/samaya-moshnaya-vodorodnaya-bomba/

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными. После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй. На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

история самой мощной «царь-бомбы» в мире

30 октября 1961 года, разгар холодной войны. Сейсмографы по всему миру фиксируют сильнейшие колебания. Планета трижды содрогнулась от ударной волны, вызванной взрывом невиданной силы.

Паника накрыла не только «загнивающий Запад», но и советских ученых, ужаснувшихся тому, что они натворили. «Царь-бомба», она же «Кузькина мать», она же «Иван», она же «Изделие 602», до сих пор остается самым мощным взрывным устройством из всех, что доводилось испытывать человечеству.

На то, чтобы утереть капиталистам нос, ушли долгие семь лет на исследования, проектирование и разработку страшного оружия. Созданием невиданной доселе 100-мегатонной супербомбы (для сравнения: мощность самой большой на то время американской водородной бомбы достигала «всего» 15 мегатонн, что уже было в тысячи раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) занималась группа ученых под руководством Игоря Курчатова.

Вообще-то испытать супербомбу могли уже в конце 1950-х, однако устрашать явных и мнимых противников не торопились из-за кратковременной оттепели, охватившей холодные сердца первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и американского президента Дуайта Эйзенхауэра. В начале 1960-х пурга холодной войны закружила с новой силой: под Свердловском сбили разведывательный самолет U-2, неспокойно было в разделенном Берлине, революция на Кубе привела к острой конфронтации с США.

Никита Хрущев

 

В последнюю, активную фазу работы над супероружием вступили летом 1961 года, после того, как советский руководитель узнал о возможности создания группой, уже возглавляемой Андреем Сахаровым, 100-мегатонной термоядерной бомбы. Вождь не мог пройти мимо невиданных перспектив и дал отмашку — подавай, мол, бомбу к XXII съезду КПСС, то есть к октябрю.

Сегодня физики, участники тех событий, утверждают, что своей работой хотели остановить ядерную войну. Какими мотивами они действительно руководствовались тогда, неизвестно, однако Сахаров написал Хрущеву записку, в которой высказался против проведения испытаний сверхмощной бомбы во время действующего моратория на испытания ядерного оружия. Первый секретарь назвал все страхи и сомнения «слюнтяйством», а в конце лета не выдержал и пригрозил капиталистическим недругам 100-мегатонной бомбой. Делать из нее секрета не стали.

Андрей Сахаров и Игорь Курчатов

 

Западный мир содрогнулся от одного только заявления Никиты Хрущева. Прокатилась волна антисоветских движений, в США по телевидению запустили серию роликов о мерах защиты во время ядерной атаки, газеты пестрели заголовками с обвинениями в репетиции Третьей мировой войны.

Тем временем создание «Кузькиной матери» шло своим чередом. Разрабатывали оружие в закрытом городе, в разные времена известном под названиями Кремлев, Арзамас-16 и Саров. Секретное поселение, в котором жили сплошь физики-ядерщики, было закрыто от внешнего мира и напоминало о том самом коммунизме, который так грозились построить по всей планете. Здесь даже летом не отключали горячую воду, магазины ломились от сырокопченых колбас, а каждой семье полагалось просторное бесплатное жилье чуть ли не в райских кущах. Правда, советский рай строго охранялся солдатами и колючей проволокой — ни приехать сюда, ни выехать без разрешения было невозможно.

Пока физики-практики ломали голову, как сделать самое разрушающее в истории человечества оружие, теоретики придумывали сценарии его использования. А предназначался «Иван», конечно же, в первую очередь для уничтожения «империи зла» в лице США.

Вопрос заключался в том, как доставить «царь-бомбу» на территорию ненавистного противника. В качестве варианта рассматривалась подводная лодка. Бомбу предполагалось взорвать у берегов Соединенных Штатов на глубине в 1 км. Мощность взрыва в 100 млн тонн тротила должна была породить цунами полукилометровой высоты и 10-километровой ширины. После расчетов, однако, оказалось, что Америку спасла бы материковая отмель — опасность угрожала бы только сооружениям на расстоянии не более 5 км от берега.

Даже сегодня это звучит фантастически, но физики всерьез просчитывали возможность вывода бомбы на орбиту Земли. Направить ее на США можно было бы прямо из космоса. Говорят, теоретически проект был вполне осуществим, хотя и оказался бы невероятно дорогостоящим.

Андрей Сахаров смотрел еще дальше и вместо 100-мегатонной видел уже 200-мегатонную бомбу-корабль. Судно должно было курсировать у берегов США и стращать противника.

Впрочем, все это были вопросы далекого и угрюмого будущего. Пока же надо было собрать саму бомбу. «Изделие 602» имело трехступенчатую конструкцию. Ядерный заряд первой ступени имел мощность полторы мегатонны и был призван запустить термоядерную реакцию во второй, мощность которой достигала 50 мегатонн. Еще столько же обеспечивала третья ступень при делении ядер урана-238.

Просчитав последствия от взрыва такого заряда и площадь последующего радиоактивного загрязнения, урановые элементы в третьей ступени решили заменить свинцом. Таким образом расчетная мощность бомбы снизилась до 51,5 мегатонны.

Хрущев объяснил это со свойственным ему специфическим юмором: «Если мы взорвем бомбу мощностью 100 млн тонн там, где это нужно, она и нам может окна побить».

Результаты работы ученых впечатляют! Длина оружия превысила 8 метров, диаметр составил 2, вес — 26 тонн. Для транспортировки «Ивана» не нашлось подходящего крана, поэтому прямо в цех, где собирали бомбу, пришлось провести отдельную железнодорожную ветку. Оттуда изделие и отправилось в свое предпоследнее путешествие — к суровому заполярному Оленегорску.

Неподалеку от города, на авиабазе Оленья, «царь-бомбу» поджидал специально под нее доработанный Ту-95. Оружие в самолет не помещалось, поэтому пришлось вырезать часть фюзеляжа. Чтобы подвезти «Кузькину-мать» под бомболюк, под ним вырыли котлован. Полностью скрыться в недрах судна бомба все равно не смогла и на две трети выглядывала наружу.

Большая опасность грозила экипажу. Вероятность того, что в результате испытаний он останется полностью невредимым, составляла всего 1%. Чтобы увеличить шансы летчиков на выживание, самолет покрасили белой свет

quibbll.com

Царь-бомба — Википедия

АН602 (она же «Царь-бомба» "Кузькина Мать", а также (ошибочно) РДС-202 и РН202 — см. раздел Название) — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. Полная энергия взрыва, по разным данным, составляла от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте, или около 2,4·1017Дж, что соответствует дефекту массы 2,65 кг.

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев, Ю. Н. Смирнов, Ю. А. Трутнев и другие.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «РДС-202»[1] и «изделие В»[2], причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ — «изделие 602»[3]). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как некоторые люди ошибочно отождествляют AH602[кто?] с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202[источник не указан 874 дня]). Название же «Царь-бомба» изделие получило как самое мощное и разрушительное (из испытанных посредством подрыва) оружие в истории.

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки — якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет — с осени 1954 г.[4] по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959—1960 гг.). При этом в 1954—1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011[5](недоступная ссылка).

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики/РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае — только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее — АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений — в результате чего, например, заметно изменилась её центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн[6].

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать[7] — было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы — электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

12 марта 1956 года был принят проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202[8]:

Принять проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202.

Включить в проект постановления пункты, обязывающие:

а) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) и Министерство обороны СССР (т. Жукова) по окончании подготовительных работ к проведению испытания изделия 202 доложить ЦК КПСС о положении дел;

б) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить ЦК КПСС.

Поручить тт. Ванникову и Курчатову окончательную редакцию текста данного постановления.

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний[9].

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека — реальная бомба по массе (26,5 т[10], в том числе вес парашютной системы — 0,8 т[11]) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС[12].

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев[13], штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос»(73°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.850° с. ш. 54.500° в. д. / 73.850; 54.500 (G) (O)). Бомба опускалась на парашюте площадью 1600 кв. м, общей массой 800 кг.[14] Подрыв бомбы был осуществлён барометрически в 11 часов 33 минуты, через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью)[13] (однако есть и другие данные о высоте взрыва — в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м[15]). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 км, а самолёт-лаборатория — на 53,5 км. Самолёт-носитель был сброшен ударной волной в пике и потерял 800 м высоты, до восстановления управления. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн[16].

В самолёте-лаборатории действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде лёгкого встряхивания, без влияния на режим полета самолёта[17].

Результаты испытания[править]

Сравнение размеров огненных шаров ядерных взрывов Радиус зоны сплошного поражения при взрыве, для наглядности наложенный на карту Парижа

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

  • Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая низ шара и отбросившая шар от земли.
  • Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
  • Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров[5]; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров[18].
  • Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.[19]
  • Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
  • Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма[20] и посёлке Белушья Губа[21] источники не сообщают.
  • Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут[16]
  • Радиоактивное загрязнение опытного поля радиусом 2-3 км в районе эпицентра составило не более 1 мР/час, испытатели появились на месте эпицентра через 2 часа после взрыва. Радиоактивное загрязнение практически не представляло опасности для участников испытания.[22]

Последствия испытания[править]

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем[23]. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно[6]. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно — урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг[24], свинцовая же оболочка того же объёма — исходя из меньшей плотности свинца — около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.

Нельзя также утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» — первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны[6], что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой — более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.

Слухи и мистификации, связанные с АН602[править]

Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно на 20 % (на самом деле — на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее — 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда», на страницах которой было официально заявлено, что «Она <АН602> — вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды»[15]. На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы — например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82; известная ракета-носитель «Протон» является её модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались[25], но так и остались на чертёжных досках.

В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного деления) уже высказывались ранее — при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта. Тогда дошло до того, что одного из учёных не только отстранили от испытаний, но и отправили на попечение врачей[26].

Фантастами и физиками высказывались также опасения (порождённые главным образом фантастикой тех лет: эта тема часто фигурировала в книгах Александра Казанцева; так, в его романе «Фаэты»[27] утверждалось, что таким образом погибла гипотетическая планета Фаэтон, от которой остался пояс астероидов), что взрыв может инициировать термоядерную реакцию в морской воде, содержащей некоторое количество дейтерия, и таким образом вызвать взрыв океанов, который расколет планету на куски.

  1. ↑ Отчет НИИ-1011 по обоснованию конструкции и расчетам изделия РДС-202
  2. ↑ Военный паритет. Россия — номенклатура вооружений. Авиационное бомбовое вооружение. Ядерные авиабомбы.
  3. ↑ Константин Чуприн, Бомбы с ласковыми именами, «Независимое военное обозрение», 10 июня 2005 г.
  4. ↑ На такую дату начала работ указывается в частности в Военный паритет. Супербомба.
  5. ↑ 5,05,1 А. В. Веселов, Царь-бомба, «Атомпресса» № 43 (726), октябрь 2006 г., c.7.
  6. ↑ 6,06,16,2 Испытание заряда 50 Мт — «Кузькина мать» на www.nweapon.ru (рус.). Ядерное и термоядерное оружие(недоступная ссылка — история). Проверено 28 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 22 октября 2009.
  7. ↑ Sakharov Andrei. Memoirs. — New York: Alfred A. Knopf, 1990. — P. 215–225. — ISBN 0-679-73595-X..
  8. ↑ Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2: Постановления. 1954–1958/ Гл. ред. А.А. Фурсенко. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 1120 с.
  9. ↑ Уголок неба — Большая авиационная энциклопедия. Ту-95В.
  10. ↑ В различных источниках вес АН602 указывается от 24 т до 27 т. Здесь приведены данные из: А. В. Веселов. Царь-бомба // «Атомпресса» № 43 (726), октябрь 2006. — С. 7.
  11. ↑ Широкорад А. Б. Вооружение советской авиации 1941—1991. — Минск: Харвест, 2004. — С. 420. — ISBN 985-13-2049-8
  12. ↑ XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчёт. Т. 1. — М.: Политиздат, 1962. — С. 55.
  13. ↑ 13,013,1 Дурновцев Андрей Егорович: биография (рус.) (в материале также приведены подробности испытаний АН602).
  14. ↑ The World's Largest Nuclear Weapon
  15. ↑ 15,015,1 Царь-бомба (Большой Иван) — испытания термоядерной авиабомбы мощностью 50 мегатонн на полигоне Новая Земля // www.nationalsecurity.ru
  16. ↑ 16,016,1 Широкорад А. Б. Вооружение советской авиации 1941—1991. — Минск: Харвест, 2004. — С. 423. — ISBN 985-13-2049-8
  17. ↑ Рекордный советский взрыв. Зам. научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ по технологиям испытаний А. К. Чернышев
  18. ↑ Дурновцев Андрей Егорович: биография. Для сравнения: средний диаметр Москвы в границах кольцевой дороги составляет менее 35 км.
  19. ↑ E. Farkas, «Transit of Pressure Waves through New Zealand from the Soviet 50 Megaton Bomb Explosion» Nature 4817 (24 February 1962): 765—766.  (англ.)
  20. ↑ Ядерные испытания СССР. Том II. Глава 4.4. Северный испытательный полигон «Новая земля».
  21. ↑ Дурновцев Андрей Егорович: биография.
  22. ↑ А. К. Чернышев (зам. научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ по технологиям испытаний) РЕКОРДНЫЙ СОВЕТСКИЙ ВЗРЫВ
  23. ↑ Вернее сказать, ограничена некоторым порогом мощности, после которого наступают необратимые тектонические последствия.
  24. ↑ Мгновенное деление 1000 кг урана обеспечивает взрыв мощностью примерно 18 мегатонн (См. Водородная бомба // Онлайн энциклопедия Кругосвет). Следовательно, для взрыва мощностью 50 мегатонн (расчетный «вклад» третьей ступени бомбы) необходимо около 2800 кг урана.
  25. ↑ Михаил Первов. Ракетные комплексы РВСН, «Техника и вооружение», № 5-6/2001, с.44.
  26. ↑ Лоуренс У. Л. Люди и Атомы. — М.: Атомиздат, 1967, с.137.
  27. ↑ Казанцев А. П. Кусок шлака.
Фильмография
  • д/ф «Кузькина мать. Царь-бомба. Апокалипсис по-советски» (реж. Игорь Чернов, 2011)

wp.wiki-wiki.ru