Большие десантные корабли российского флота. Большой десантный корабль


Большие десантные корабли российского флота » Военное обозрение

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода — 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина — 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» — это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина — 113,1 метра, ширина — 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей — 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лацпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров (Экипаж 83 человека из них 7 офицеров и 11 мичманов для БДК "Николай Вилков", ТОФ, 1990-е годы). По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 6х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» — 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину — 15 метров, осадку — 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода — 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания — до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 6х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) — это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания — до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания — до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 6х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Источники информации:http://tass.ru/armiya-i-opk/2028399http://lenta.ru/news/2015/06/16/priboyhttp://www.rg.ru/2015/06/16/analog-site.htmlhttp://navalcadet.narod.ruhttp://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/265-zalozhitbdk.html

topwar.ru

Большие десантные корабли российского флота

Большие десантные корабли российского флота

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали».

В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода — 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина — 25 метров.

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Большие десантные корабли российского флотаМакет УДК «Прибой».

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» — это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду.

Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана.

За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Большие десантные корабли российского флота

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина — 113,1 метра, ширина — 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей — 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны.

Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

Большие десантные корабли российского флота

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами.

В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лццпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров. По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С.Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.

Большие десантные корабли российского флота

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование.

Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 4х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

Большие десантные корабли российского флота

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов.

Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК.

В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» — 16.

Большие десантные корабли российского флота

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК.

БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину — 15 метров, осадку — 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода — 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания — до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 4х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Большие десантные корабли российского флота

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) — это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов».

Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

Большие десантные корабли российского флота

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами.

Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания — до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания — до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Большие десантные корабли российского флота

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 4х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

/Сергей  Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

Большой десантный корабль проекта 775 » Военное обозрение

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабли были заложены и построены на судоверфи "Stocznia Polnocna" в Гданьске (Польша) в период с 1974 по 1985 годы. Всего построено 17 кораблей данного проекта.

БДК проекта 775 - многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В имеется танковый трюм. Его длина составляет 95 м, ширина и высота - по 4,5 м.

Имея нормальное водоизмещение, составляющее 4080 тонн, корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.). Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую сходню, которая опускается с помощью гидравлического привода.

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и боекомплектом в 1000 снарядов. Скорострельность - 100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть оснащены как контактными, так и бесконтактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей типа MR-302, двумя навигационными РЛС и развитыми средствами радиосвязи. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух дизельных двигателей мощностью до 10500 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора мощностью до 500 кВт.

Дальность плавания корабля скоростью хода 18 узлов при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль. Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 30 суток. Экипаж насчитывает около 75 человек.

Тактико-технические характеристики большого десантного корабля проекта 775Длина, м - 112,5Ширина, м - 15Осадка, м - 3,7Экипаж, чел - 75Десант, чел - 190Грузоподъёмность, тонн -480Водоизмещение, тонн - 4080Скорость максимальная, узлов - 18Дальность при максимальной скорости, миль - 4000Автономность, суток - 30

Большой десантный корабль Азов (фото)

Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I по классификации НАТО) — серия советских БДК. Предназначены для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Корабли серии являются основой российского десантного флота. На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.

topwar.ru

Большие десантные корабли проекта 775

Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I по классификации НАТО) — серия советских БДК. Предназначены для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Корабли этого проекта являются основой российского десантного флота. На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.

История разработки

Для ВМФ СССР нужен был новый десантный корабль для замены стареющих БДК проекта 1171. Корабль должен был стать специально спроектированным для десантных операций, иметь более мощное вооружение и живучесть, в отличие от проекта 1171, сделанных на основе сухогруза. Корабли проекта должны были занимать промежуточное значение между «Носорогами» и СДК. Проектирование осуществлялось в Польше. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, а главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б. Н. Молодожников, потом гражданский специалист М. И. Рыбников.

Конструкция

Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.

Десантные возможности

Корабли проекта рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95×4,5×4,5 м, масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.

Вооружение

Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Гроза», способную вести огонь с интервалом 0,5 секунды и дальностью стрельбы 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением. Управление механизмами наведения осуществляется при помощи приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии МР-103. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-174, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой. Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.

Состав серии

Головной корабль «СДК-47» (строительный № 1) пр. 775 был построен на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше в 1974 г. В общей сложности произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 модернизированных проекта 775М (отличаются вооружением), которыми была завершена серия. БДК этого проекта строились в 1975—1985 гг. Один корабль проекта 775 в 1979 был экспортирован в Йемен.Цвета таблицы:Красный — Списан или утилизированЗелёный — Действуйщий в составе ВМФЖёлтый — Действующий как гражданское судно или принадлежит другому государству

Название Заводской номер Введён в состав флота Текущий статус Примечания
Проект 775 — 12
СДК-47(БДК-47) № 775/1 01.07.1974 Списан 17.12.1994 года
СДК-48(БДК-48) № 775/2 30.06.1975 Списан 05.07.1994 года
СДК-63(БДК-63) № 775/3 30.06.1975 Списан 05.07.1994 года
СДК-90(БДК-90) № 775/4 30.11.1975 Списан 05.07.1994 года
СДК-91(БДК-91) № 775/5 30.06.1976 В составе СФ с 2000 — Оленегорский горняк
СДК-181(БДК-181) № 775/6 09.10.1976 Списан 05.07.1994 года
СДК-182(БДК-182) № 775/7 30.11.1976 В составе СФ с 9.02.1999 — Кондопога
СДК-183(БДК-183) № 775/8 15.03.1977 Списан 22.06.2005 года с 10.04.2003 — Котлас
СДК-197(БДК-197) № 775/9 21.09.1977 Списан 05.07.1994 года
СДК-200(БДК-200) № 775/10 1977 Списан 30.06.1993 года
СДК-55(БДК-55) № 775/11 30.07.1978 В составе СФ с 2001 — Александр Отраковский
СДК-119(БДК-119) № 775/12 27.02.1979 Отдан Йемену, списан в 2002 С 2002 года сухогруз
Проект 775/II — 13
БДК-14 № 775/13 31.08.1981 Списан 03.05.2001 года
БДК-101 № 775/14 19.12.1981 В составе ТОФ с 24.01.2006 — Ослябя
БДК-105 № 775/15 02.03.1982 Списан 10.04.2002 года
БДК-98 № 775/16 28.09.1982 В составе ТОФ c 25.07.2011 — Адмирал Невельской
БДК-32 № 775/17 1982 Списан 10.04.2002 года
БДК-43 № 775/18 30.05.1983 В составе БФ с 16.09.2000 — Минск
БДК-58 № 775/19 09.12.1984 В составе БФ с 30.04.1999 — Калининград
БДК-45 № 775/20 05.03.1985 В составе СФ с 2002 — Георгий Победоносец
БДК-56 № 775/21 1985 Отдан Украине с 1991 — Константин Ольшанский
БДК-60 № 775/22 31.12.1985 В составе БФ с 1986 — Александр Шабалин
БДК-64 № 775/23 30.09.1986 В составе ЧФ с 10.05.1989 — Цезарь Куников
БДК-46 № 775/24 30.11.1987 В составе ЧФ с 07.2002 — Новочеркасск
БДК-67 № 775/25 30.04.1988 В составе ЧФ с 3.01.2002 — Ямал
Проект 775/III — 3
БДК-54 № 775/26 12.10.1990 В составе ЧФ с 23.11.1998 — Азов
БДК-11 № 775/27 10.04.1991 В составе ТОФ с 24.01.2006 — Пересвет
БДК-61 № 775/28 10.07.1991 В составе БФ с 30.08.2000 — Королёв

История службы

Корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден. В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра. Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине, Курилах. Участвовали в оказании интернациональной помощи иностранным государствам в зонах боевых действий бассейна Индийского океана. Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек. 12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

Ссылки

dic.academic.ru

Большие десантные корабли проекта 775

На Западе большие десантные корабли (БДК) проекта 775 получили условное наименование Ropucha, что в переводе с польского означает «Жаба». Но несмотря на столь несимпатичное прозвище, эти корабли оказались одними из самых удачных в своем классе.

Опыт крупномасштабных учений советского ВМФ 60-х годов прошлого века показал, что десантные суда, спроектированные на основе гражданских сухогрузных теплоходов, не вполне удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Флоту был необходим корабль с повышенными боевыми возможностями, способный принять на борт усиленную роту морской пехоты с полным комплектом вооружения, включая бронетехнику.

ПРОЕКТ

Проектирование нового корабля осуществлялось по советскому техническому заданию в Польше. Его главным конструктором стал польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Проекту был присвоен номер 775. Первоначально десантные корабли относились к подклассу средних (СДК), но вскоре их переклассифицировали в БДК океанской зоны. Серийная постройка кораблей также осуществлялась в Польше, на Северной верфи («Сточня Полночна») в Гданьске.

Всего в период с 1974 по 1991 год было сдано 28 БДК проекта 775; все они вошли в состав ВМФ СССР. Еще два корабля, заложенных по усовершенствованному проекту 778, остались недостроенными, и в 1992 году их разобрали на металл.

ОПИСАНИЕ

Особенности конструкции БДК проекта 775 — переменная осадка, сквозная танковая палуба и развитая надстройка. Танковая палуба размерами 95 х 4,5 х 4,5 м оборудована кормовым герметичным откидным лацпортом для погрузки техники с пирса при швартовке кормой и носовой аппарелью, позволяющей высаживать боевые машины на берег или в море при волнении до четырех баллов. Расчетная десантовместимость корабля — 300 человек с оружием и 10 основных боевых танков. Личный состав десантной роты размещается в кубриках и офицерских четырехместных каютах. Благодаря малой осадке и расположению гребных винтов внутри туннелей БДК может действовать на мелководье и совершать внутренние переходы по рекам.

Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 57-мм артустановок АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой МР-105 (дальность стрельбы — до 16 км, скорострельность — 100 выстрелов в минуту). Последние девять кораблей серии уже в ходе постройки дополнительно вооружили реактивной системой залпового огня (РСЗО) МС-73 «Град-М» с системой управления «Гроза» (две установки, дальность стрельбы — 21 км). РСЗО предназначалась для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника перед высадкой десанта. Наконец, три последних корабля (БДК-11, БДК-54 и БДК-61) строились по проекту 775/III (или 775М): вместо 57-мм артиллерии они получили одну 76-мм артсистему АК-176М и две шестиствольные 30-мм автоматические установки АК-630М. Кроме того, часть БДК была оснащена переносными зенитными ракетными комплексами самообороны «Стрела» или «Игла». БДК проекта 775 оборудованы радиолокационными станциями (РЛС) общего обнаружения МР-302 «Рубка» (на проекте 775/III — МР-352 «Позитив»), двумя навигационными РЛС, развитыми средствами радиосвязи и пассивными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Корабли проекта 775 входили в состав всех четырех флотов ВМФ СССР. Первоначально они имели литерно-цифровые обозначения,впоследствии им были присвоены названия: «Александр Шабалин» (бывший БДК-60), «Цезарь Куников» (БДК-64), «Калининград» (БДК-58), «Ямал» (БДК-67),«Азов»(БДК-54) и др. БДК принимали участие в учениях и маневрах, обеспечивали снабжение флотских гарнизонов на Камчатке, Сахалине, Курилах. В 1986 году они эвакуировали советских граждан из охваченного гражданской войной Йемена, в 1991 году участвовали в аналогичных операциях в Эфиопии. В августе 1999 года пять кораблей проекта 775 за два рейса доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию — всего 650 человек и 260 единиц техники.

12 августа 2008 года БДК «Ямал» принимал участие в высадке российского десанта в грузинском порту Поти. В 1979 году только что полученный флотом БДК-119 был передан Южному Йемену. Впоследствии он входил в состав ВМС объединенного Йемена, а в 2002 году был разоружен и переоборудован в сухогрузный теплоход.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БДК ПРОЕКТА 775 (1-Я СЕРИЯ)

  • Водоизмещение, т:— стандартное: 2768— полное: 4000
  • Размерения, м:— длина максимальная: 112,5— ширина максимальная: 15,0— осадка кормой: 3,7
  • Энергетическая установка: 2 дизеля «Згода-Зульцер» общей мощностью 19 200 л. с.
  • Скорость максимальная, узлы: 18 (33,3 км/ч)
  • Дальность плавания: 6000 миль на скорости 12 узлов
  • Вооружение: 4 х 57-мм орудия AK-725
  • Экипаж, чел.: 87 (включая 8 офицеров)
    6451      

warfor.me

Большие десантные корабли проекта 775 — Википедия

Большие десантные корабли проекта 775 (по кодификации НАТО — Ropucha, польск. жаба) — серия больших десантных кораблей (БДК) построенных в Польше на верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске для ВМФ СССР. Корабли предназначены для высадки морского десанта на необорудованное побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Корабли этого проекта являются основой российского десантного флота. До 1977 года классифицировались как «средние десантные корабли».

На смену десантным кораблям проекта 775 должны были прийти корабли нового проекта 778, первые два корабля были заложены также на верфи в Гданьске. После распада СССР в 1992 году оба недостроенных корабля нового проекта были разрезаны на стапелях.

Проект

ВМФ СССР нужен был новый десантный корабль для замены стареющих БДК проекта 1171. Корабль должен был стать специально спроектированным для десантных операций, иметь более мощное вооружение и живучесть, в отличие от проекта 1171, сделанных на основе сухогруза. Корабли проекта должны были занимать промежуточное значение между «Носорогами» и СДК. Проектирование осуществлялось в Польше. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, а главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1-го ранга Б. Н. Молодожников, потом — гражданский специалист М. И. Рыбников.

Видео по теме

Конструкция

Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.

Вооружение

Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют две ПУ МС-73 РСЗО А-215 «Град-М» калибра 122-мм, способные вести огонь с интервалом 0,5 секунды на дальность 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм АУ АК-725 с дистанционным наведением. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775М вместо двух АК-725 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-176 и две установки АК-630М.

Радиотехническое вооружение

Управление механизмами наведения на кораблях проекта 775 и 775/II осуществляется при помощи приборов управления стрельбой МР-103 «Барс», а на кораблях проекта 775/III для управления артиллерийским вооружением установлена единая система управления огнём МР-123/176 «Вымпел». Для управления огнём реактивной артиллерии устанавливалась СУО ПС-73 «Гроза».Также корабли проекта оборудованы радиолокационной станцией общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км (на кораблях пр. 775/III вместо МР-302 установлена МР-352 «Позитив») и двумя навигационными РЛС МР-212/201 с дальностью действия до 64 км (в ходе постройки и модернизаций на корабли могли устанавливаться различные НРЛС: «Дон», «Вайгач», «Миус»).

Десантные возможности

Десантовместимость:

Либо:

  • вариант 1 - 13 средних (основных) танков;
  • вариант 2 - 13 БТР;
  • вариант 3 - 20 грузовых автомобилей;
  • личный состав десанта (при всех вариантах загрузки) — 150 чел.  

Размеры грузового отсека 55 × 6,5 × 4,5 м + 40 × 4,5 × 4,5 м., масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.

Служба

За время своей службы корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях не понеся потерь:

В 1986 году с началом очередного витка гражданской войны в Йемене эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден[источник не указан 475 дней].

В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра[источник не указан 475 дней].

Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине и Курилах[источник не указан 475 дней].

Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999 года, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек личного состава[источник не указан 475 дней].

12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием МПК «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМС Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября[источник не указан 475 дней].

22 марта 2011 года, десантный корабль Военно-Морских Сил Украины «Константин Ольшанский» прибыл в Ливию, где разгоралась гражданская война, для эвакуации граждан Украины. На борт были приняты 193 человека, из них 85 граждан Украины и 108 граждан из 14 других стран мира. 4 апреля корабль прибыл на Мальту, где были высажены 79 человек. 11 апреля корабль прибыл в Севастополь, доставив туда граждан Украины и стран СНГ[источник не указан 475 дней].

С начала военного противостояния в Сирии и по сей день (декабрь 2015), БДК данного проекта, трёх флотов Российской Федерации, принимают активное участие в доставке грузов сирийскому правительству (Сирийский экспресс), через российскую базу материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартус[источник не указан 475 дней].

В ночь с 5 на 6 марта 2014 года путём затопления на входе в бухту Донузлав (АР Крым) Черноморским флотом РФ своих старых кораблей БДК «Константин Ольшанский» был заблокирован на своей стоянке. После 18 дней обороны корабль был захвачен российскими военнослужащими. На начало августа 2014 года корабль входит в состав 197 бригады десантных кораблей Черноморского флота России[источник не указан 475 дней].

Состав серии

БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.

Цвета таблицы:Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян Серый  — находится на хранении

Фотографии

  • БДК «Минск» Балтийского флота ВМФ России, 2011 год.

  • БДК «Константин Ольшанский» высадка морского десанта

  • БДК «Цезарь Куников».

  • БДК «Королев».

  • БДК «Кондопога»

Примечания

Литература

  • Щербаков Владимир. Десантные корабли ВМФ России. Часть 2 (рус.) // Техника и вооружение. — М.: Техинформ, 2014. — № 01. — С. 4-7. — ISSN 1682-7597.

Ссылки

wikipedia.green

Большие десантные корабли проекта 775

История появления и проектирования десантных судов проекта 775

Теория применения морского десанта в СССР предполагала 3 типа десантных судов:

  • Большие десантные корабли (БДК), для перевозки и десантирования батальона морской пехоты с боевыми машинами.
  • Средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты.
  • Малые десантные корабли (МДК), обеспечивающие боевые действия взвода морской пехоты.

К началу 1970-х в составе флота имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К), а вот с СДК вышла накладка — существующие суда проектов 770, 771 и 773 выполнить возложенные на них задачи были не способны и их требовалось заменить.

В 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по заданию на проектирование нового СДК. Серия получила индекс «проект 775» и должна была стать первой серией десантных кораблей специальной постройки — до этого для целей высадки десанта использовались в основном переделанные сухогрузы.

Большой десантный корабль проекта 775

Большой десантный корабль проекта 775

Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия «Северная верфь» («Stocznіa Polnocna») в г. Гданьске. Руководителем проекта был инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина.

Уже в ходе проектных работ разрабатываемый средний десантный корабль из-за постоянного роста водоизмещения, бsk переквалифицирован в большой десантный корабль. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Конструкция и серийная постройка десантных судов проекта 775

Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта.

В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 кораблей. Вторая серия состоящая из 16 кораблей строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения  и радиолокационным оборудованием. Строительство третьей серии не было даже начато в связи с развалом СССР. В настоящее время практически все БДК проекта 775 выведены из состава флота.

Десантный корабль проекта 775 это многопалубное, плоскодонное судно океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По всей длине корабля проходит танковая палуба, в носовой части судна размещена аппарель для спуска на сушу техники и пехотинцев, а на корме — кормовой лацпорт для выгрузки и загрузки плавающей техники.

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Также БДК проекта 775 могут использоваться для постановки минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров.

Применение десантных судов проекта 775

  • 1986 г. БДК проекта 775 приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене.
  • В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии.
  • В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой  российского миротворческого контингента на территории Югославии.
  • В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота «Ямал» (БДК-67 проект 775) и «Саратов» (проект 1171) высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты.

источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет

armedman.ru