Способ установки бойницы в бронестекле (варианты). Бойница в бронемашине


Небольшой, но объёмный анализ БТР-3. Часть 2: harly_c

Продолжение, предыдущая часть здесь: Часть 1.

Продолжая повествование переходим самой главной части трилогии о БТР-3. Эту трилогию можно было сразу ограничить этим постом, но тогда бы всё было сильно скомкано, с огромной кучей картинок и постоянными скачками между разными машинами и деталями.

В первой части было показано, что положительных доказательств существования производства корпусов БТР-3 нет. В приложении была показана эволюция БТР из Арзамаса. В этой части с помощью фактов будет показано, что подобная преемственность у БТР-3 с другими колёсными бронемашинами ХКБМ им. Малышева отсутствует, и вопреки утверждениям Тарасенко о «полностью с нуля самостоятельно» существует целый перечень фактов, что вероятнее всего БТР-3 являются обычными арзамасскими БТР-80, прошедшими очень хорошую модернизацию.

Перечисление будет коротким и только по самым ярким и простым признакам.

Если найдутся несогласные, то всегда буду рад прочитать обоснованную противоположную точку зрения, но с логичными доказательствами без эмоций и голословных утверждений.

Для удобства ориентирования в дальнейшем описании ниже приведены рисунки-схемы корпуса БТР-80 ранней модификации. Большинство имеющихся у Украины в наличии машин отличаются от рисунков четырьмя вместо трёх приборов наблюдения водителя, наличием длинных верхних поручней и некоторой мелочью.

Общий вид корпуса БТР-80 первых версий спереди слева. Расшифровка. Общий вид корпуса БТР-80 первых версий сзади справа.Расшифровка.

Вид сверху с расшифровкой можно посмотреть здесь .

Основной принцип любого производства выражается в некой преемственности опыта, квалификации и оборудования, а так же в стремлении к рациональности и экономии с целью снижения расходов. На любом нормальном предприятии одномоментно потенциал накопленного опыта может теряться лишь при фактическом прекращении существования. Кроме того, любое нормальное производство стремится к минимизации затрат и экономии всех ресурсов, включая трудовые. Одно и то же сырье, детали или схожие техпроцессы с целью унификации и снижения затрат будут использоваться в производстве разной продукции. Поэтому странно, если при производстве ранней машины повсеместно использовались сложные детали, дающих преимущества по сравнению с иными решениями, но существенно усложняющие производство и требующие для изготовления высокой квалификации работников, а в последующей продукции вместо них используют более простые и грубые технологии. Такой диссонанс сразу вызывает вопросы и сомнения у клиентов и подтолкнёт их к поиску других поставщиков.

Именно в свете этих свойств любого производства мы и будем рассматривать конструкцию БТР-3.

Бойницы-амбразурыБойницы (или амбразуры) есть почти в любой легкой бронетехнике и предназначены для ведения огня изнутри из личного оружия. Это та самая «дырка для ружья». Они бывают разные по форме и размеру, но принцип один – сдвигается броневая пластина и в образовавшееся отверстие высовывается ствол.

БТР-80 обладает характерными бойницами, оснащёнными шаровыми опорами, имеющими направление вперёд по курсу. точно такие же бойницы имеет и БТР-3, за исключением отсутствия двух боковых амбразур под пулемёты и бойницы командира (см. схему с разъяснениями).

Пулемётные амбразуры расположены у БТР-80 имеют характерное большое углубление. Рациональность отказа от пулемётных точек на БТР-3 обсуждать сложно. Возможно создателям и морской пехоте ОАЭ огневая мощь пулемёта в сторону от направления движения показалась излишней, а может это снижало мореходность. Кто знает?...

Подобная коллизия произошла и с бойницей командира. На первом экспериментальном образце и поставленных в Мьянму БТР-3У она была, затем на первом БТР-3Е её заварили, а позже она и вовсе пропала. Как показывает фотография ниже, данная бойница пропадает не на стадии производства, а путем трудоёмкого вырезания, заваривания отверстия заплаткой и последующей шлифовкой швов. Видимо, бронелисты для новых БТР приходят с бойницами прямо от металлургов.

Удивительно и то, что на более позднем и «более передовом» серийном БТР-4 аналогичная бойница командира вернулась, правда в сильно упрощённом виде и без возможности вести стрельбу при закрытых щитках смотровых люков.

Все остальные бойницы БТР-3 были «скопированы» ХКБМ в полной точности оригиналу с соблюдением не только мест расположения, но и углов установки. «Скопирована» оказалась даже оригинальная бойница на стыке двух бронелистов со стороны командира. Именно эта угловая бойница на БТР-3М1, а точнее непонятность логики конструкторского решения, и побудила написание данной серии постов.

Дело в том, что по фотографиям чётко видна мягко говоря неудобность стрельбы автоматчика через данную угловую бойницу (сзади находится боеукладка миномёта и сам миномёт). Нерациональна данная бойница и в свете наличия на крыше турели тяжелого пулемёта. Почему угловую бойницу не передвинули или вовсе не отказались от нее, как от «лишних» бойниц пулемётчиков и командира? В условиях мелкосерийного производства такие операции очень легко провести. А если машины производятся с нуля, то отказ от дополнительных усложняющих элементов и вовсе сэкономит несколько человеко-дней.

А как в этой области обстоит дело с преемственностью? Бойницы с шаровой опорой недешевы, осваивать их производство только для заведомо промежуточной машины глупо. Но исследуя в этом плане другую технику ХКМБ сталкиваешься с еще большей неожиданностью. Бойницы БТР-3 полностью идентичны конструктивно сложным бойницам БТР-80 с шаровыми опорами, но даже более поздние выставочные БТР-4 и Дозор-Б имеют одинаковые абсолютно простейшие бойницы в виде сдвижных заслонок, как у БТР-60. Даже на БТР-70 заслонки были выполнены более сложными с подпружиниванием ручки.

Устройство бойницы БТР-80, такие же установлены на БТР-3. Конструкция явно не отличается простотой. Убранство БТР-4 Национальной гвардии Украины. Бойница видна прямо над головой лежащего бойца. Десантный отсек Дозор-Б, незатейливые бойницы по типу БТР-4 видны над спинками сидений.
Довольно странный отказ ХКМБ от использования «достигнутых» технологий. Или от накопленного опыта уровень конструкторской мысли неожиданно упал на порядок вниз? Ко всему прочему, в ходе «копирования» корпуса БТР-80 харьковские инженеры позабыли учесть опыт эксплуатации данной машины в горячих точках:На съемке видно, что находящиеся в БТР бойцы ВСУ (дело под Красным Лиманом Донецкой обл. весной 2014 г.) практически не ведут бой, тем более через бортовые бойницы. Дело в том, что машина делалась для встречного боя, бойницы направлены в сторону движения и они абсолютно бесполезны при обстреле сбоку и сзади. В этой ситуации нет других способов вести огонь, кроме как высунувшись в верхний люк или через открытую верхнюю створку бокового люка. Поэтому, инженерами АМЗ на БТР-90 и БРЭМ-К при общем отказе от направленных бойниц были сделаны простые сдвижные бойницы по типу БТР-70.

Что харьковским инженерам мешало упростить бойницу на створке бокового люка? Маловероятно, что заказчики. Скорее то, что бойницы там уже были еще до момента попадания в руки рабочих.

ПодножкиТрубчатые подножки БТР-152, БТР-60, БТР-70 и последующего БТР-90 были гнутые, они проще в изготовлении, могут изготавливаться на простейшем трубогибочном станке в одну-три операции.

Но подножки БТР-80 и поздних версий БТР-70 имеют особую угловатую форму с четкой линией стыка труб, какую могут иметь только сварные элементы (См. прошлый пост). Для их изготовления нужно было обрезать трубки под углом, закрепить их и потом все три элемента сварить вместе (думаю, контактной стыковой сваркой), и только после этого отправить на приваривание к корпусы машины на линии. Т.е. изготовление такой подножки займет до десятка операций у одного-двух рабочих и обойдётся в несколько раз дороже гнутого аналога. Чаще всего такая роскошь делается лишь для понта, как признак высокого уровня и отработанности производства. Ну или если у Вас на складе таких железяк лежит на еще 10 лет производства вперёд. Но даже нижегородцы, освоив такие подножки, предпочли отказаться от них на БТР-90 и поставить более дешевые гнутые, на что имеют полное право. Они свою квалификацию доказали.

В противовес этому, ХКБМ, при его финансовом и техническом положении, проще было изготовить гнутую подножку и тем самым доказать оригинальность машины. Но Тарасенко твёрдо утверждает, что ХКМБ освоили производство всех элементов БТР-80, включая дорогостоящие сварные подножки. Встречаются ли подобные сварные элементы на более поздних машинах ХКБМ, тех же серийных БТР-4 или Дозор-Б? Нет. Более поздние оригинальные машины ХКБМ не имеют преемственности с БТР-3, а значит нет и доказательств оригинальности этой «копии» БТР-80.

Поэтому, подножки БТР-3 скорее самосоздались и самоприварились к корпусу, нежели были сделаны в Харькове.

Мелочь и «фурнитура»В свете разбора бойниц и подножек разбор более мелких деталей уже не так интересен. Но всё же стоит отметить, что у БТР-3 не только удивительно схожее с БТР-80 расположение, число и форма почти всей «фурнитуры», но и полностью отсутствует преемственность с БТР-4 практически по всему спектру элементов:- размеры и расположение поручней;- число и расположение приборов наблюдения (т.н. «триплексов») водителя и командира и «триплексов» у дверей десанта;- все люки, технические крышки и капоты точно соответствуют таким же у БТР-80 не только формой, но и мелкими деталями ("грибки", петли, углы установки и направление открытия). Судя по конструкции, данные люки получены дорогостоящей прессовкой, однако они не встречаются на последующих машинах ХКБМ;- выходной канал заднего хода на плаву так же абсолютно идентичен БТР-80 наклоном, размером и числом щелей;- ограждение фар БТР-3 полностью идентично БТР-80, но отлично от ограждения БТР-4;- ободья колёс БТР-3 и БТР-4 имеют по шесть мест под бонки для крепления бронеколпаков, как у первых советских версий БТР-80.

Правда такой набор «заимствований» не особо впечатляет в свете следующих особенностей.

Наклонные люки командира и водителяПервый БТР-3У «Гардиан» не имел характерных наклонных люков, имея простой вертикальный переход к высокой крыше десантного отсека. Т.е. машина уже имеет новый десантный отсек, новый МТО с характерной вертикальной верхней стенкой, но сохранила в полной неприкосновенности площадку с люками командира и механика-водителя от БТР-80. Не изменилось не только расположение передник люков и призменных смотровых приборов, но даже сохранился советский прибор наблюдения командира ТКН-3 с ИК-прожектором ("фара-искатель").

На последующих сериях это недоразумение было исправлено путём замены плоской площадки с люками на наклонную, о чем явно свидетельствуют сварные швы справа и слева от приборов наблюдения.
Шов на правой стороне возле места командира от приваривания конструкции наклонных люков (на уровне верхнего края наблюдательных приборов) Шов на левой стороне возле места механика-водителя от приваривания конструкции наклонных люков (на уровне нижнего края наблюдательных приборов)
Как получилось, что первая опытная машина сразу имела более высокий корпус, но имела непонятную ступеньку возле люков? Скорее всего это говорит о простой нехватке у занимавшихся разработкой арабов и харьковчан времени и возможностей переделывать люки в наклонные, так как необходимо было срочно сделать машину для участия в выставках и испытаниях. Поэтому люки оставили на потом. Но, если даже некий нулевой корпус был сделан абсолютной копией БТР-80, то эта копия где-то должна была засветиться. Но, как сказано выше, такой корпус и доказательства его оригинальности не представлялись. А вот старых корпусов БТР-80 на Украине предостаточно.

«Новый» высокий корпусБТР-70/80 специально делались как можно ниже по сравнению с БТР-60 при сохранении клиренса, но основной отличительной особенностью корпуса БТР-3 стала именно его высота.

Желающих предлагается самостоятельно подумать на следующими фактами. И так уже простучал всю клавиатуру.

Во-первых. На передней верхней части левого борта БТР-3 присутствуют две интересные стальные проушины, установленные, как подъемные. Они слишком слабые для подъема БТРа, но они вполне соответствуют тому, как если бы они предназначались для подъема только самой надстройки, дающей разницу в высоте, и её установки на уже готовый корпус для приваривания.

Во-вторых. Некоторые пытаются утверждать, что доказательство оригинальности корпуса БТР-3 - отсутствие шва над «триплексами» и основанием длинного поручня над боковым десантным люком. Т.е. там, где начинается среза крыши БТР-80. Для адептов таких сказок советую обратиться к любому знакомому жестянщику, а за неимением такового посмотреть на фото изготовления БТР-4 и его вариации БТР-4МВ.

Не смущает шов на корпусе БТР-4МВ в форме двери серийного БТР-4? А на фотографии загрунтованной или выставочной машины данный шов виден? Могли ли аналогично зачистить швы на БТР-3? Да, именно этим и занимался рабочий с УШМ на фотографиях корпусов БТР-3 с ЛКМЗ.

Как говорится, ЧТД (Что и Требовалось Доказать).

ВЫВОДЫ

1) По правилам логики однозначных доказательств отсутствия производства корпусов БТР-3 на Украине нет (см. первую часть). Таковым могут быть только фото- или видеоматериалы, показывающие незагрунтованные корпуса БТР-3 и процесс их создания. Подобные фотографий БТР-4 с ЛКМЗ и ХКБМ существуют, а вот БТР-3 в неглиже ни разу не показан.

2) Легенда про «полную оригинальность» никак не стыкуется с перечисленной в этой части массой фактов, свидетельствующих, что:

2а) технологически и конструктивно корпус БТР-3 стоит на ступеньку выше последующих машин ХКБМ. Поразительным образом БТР-4 и Дозор-Б не имеют никаких конструктивных заимствований от БТР-3, что особенно странно в свете параллельного серийного производства этих машин;

2б) корпус БТР-3 до миллиметра повторяет корпус БТР-80 и кроме надстройки и трёх убранных бойниц не имеет никаких иных усовершенствований конструкции.

3) На 2004 год Украина имела почти 450 БТР-80, из которых официально на экспорт ушло только 159 машин. Данное изменение в The Military Balance не отображается. Помимо этого на экспорт ушло около 174 машин БТР-3 (данные ООН). В ходе АТО на востоке Украины в 2014 году лоялистские силы после первых серьезных боев в июня-июля начали испытывать сильную нехватку в БТР-80. Окончательно нехватка БТР обозначилась в июле-августе, и с сентября новые и прошедшие переформирование подразделения практически полностью обеспечиваются БТР-70/60, БРДМ-2 и эрзац-броневиками. Это дает право утверждать, что нехватка БТР-80 вызвана не столько потерями, сколько тем, что все экспортные украинские машины «класса БТР-80», делались из имеющихся в наличии бронетранспортеров, а не производились с нуля.

Эти фаты дают очень серьёзное основание утверждать, что БТР-3 никак не полностью оригинальная машина, а серьезная модернизация первых версий БТР-80, имевших на Украине в большом количестве. Или, для желающих потешить украинский шовинизм – новый БТР с использованием корпуса БТР-80.

Я был бы рад получить на перечисленные замечания комментарии того же Тарасенко, а еще лучше профессиональный опровергающий ответ с доказательствами. Но понимаю, что такое невозможно, так как в сети по этому вопросу нет ничего, кроме хамских истерик барона Харконнена-Тарасенко, постоянно соскакивающего на националистическую колею в стиле знаменитого stailker (он же kotobood). Печально, что знаменитая харьковская школа представлена сегодня такими неадекватами, которые, по всей видимости, являются восторженными любителями с гуманитарным складом мышления.

А ведь нет ничего постыдного в том, что находясь в более сложном финансовом положении ХКБМ сумело раньше АМЗ сделать глубокую модернизацию БТР-80, проделав огромную работу:- заменив ходовую- установив собственный необитаемый боевой модуль- и даже предложив на полученной базе целый спектр машин, включая фактически колёсный танк с башней Cockerill CSE 90LP!

И это неплохой повод для гордости. Да – модернизация, но зато какая!

Но кому-то этого кажется мало и они начинают приукрашивать и даже в открытую лгать. Вот только ложь уничтожает репутацию. С чего можно верить утверждениям Тарасенко, что БТР-4 делается с нуля? БТР-3 он уже так рекламировал.

Так что, берегите репутацию и думайте головой.

Важный PS1Занятное фото из фоторепортажа о Киевском бронетанковом заводе.

Занятно в фото то, что рабочий ведет сварочные работы на зачищенном корпусе, но с уже установленной крышкой ниши аккумуляторных батарей и окрашенным поручнем возле этой ниши. Грунтовать машину, когда по ней еще предстоят сварочные работы, потом очистить от грунтовки несколько квадратных метров корпуса ради приваривания разной мелочи, а затем опять всё загрунтовать покрасить. Рациональность на каждом шагу.

Важный PS2Видео с экскурсии журналистов на Киевский бронетанковый завод в начале августа 2014 года. Самое интересное признание на 00:28

Фотографии с этой экскурсии: Бронетранспортеры БТР-3 и новости завода-изготовителя » Военное обозрение. Отсюда и фото заваренной бойницы командира. Там есть еще много интересных фото, но больше сказанного здесь они ничего не открывают.

Содержание:Часть 1. Есть ли доказательства производства корпусов БТР-3?Приложение. Обзор эволюции машин АМЗ и ХКБМ.Часть 3. Детальный разбор БТР-3 и возможностей ХКБМ.

harly-c.livejournal.com

Небольшой, но объёмный анализ БТР-3. Часть 2

Продолжение, предыдущая часть здесь: Часть 1.

Продолжая повествование переходим самой главной части трилогии о БТР-3. Эту трилогию можно было сразу ограничить этим постом, но тогда бы всё было сильно скомкано, с огромной кучей картинок и постоянными скачками между разными машинами и деталями.

В первой части было показано, что положительных доказательств существования производства корпусов БТР-3 нет. В приложении была показана эволюция БТР из Арзамаса. В этой части с помощью фактов будет показано, что подобная преемственность у БТР-3 с другими колёсными бронемашинами ХКБМ им. Малышева отсутствует, и вопреки утверждениям Тарасенко о «полностью с нуля самостоятельно» существует целый перечень фактов, что вероятнее всего БТР-3 являются обычными арзамасскими БТР-80, прошедшими очень хорошую модернизацию.

Перечисление будет коротким и только по самым ярким и простым признакам.

Если найдутся несогласные, то всегда буду рад прочитать обоснованную противоположную точку зрения, но с логичными доказательствами без эмоций и голословных утверждений.

Для удобства ориентирования в дальнейшем описании ниже приведены рисунки-схемы корпуса БТР-80 ранней модификации. Большинство имеющихся у Украины в наличии машин отличаются от рисунков четырьмя вместо трёх приборов наблюдения водителя, наличием длинных верхних поручней и некоторой мелочью.

Общий вид корпуса БТР-80 первых версий спереди слева. Расшифровка. Общий вид корпуса БТР-80 первых версий сзади справа.Расшифровка.

Вид сверху с расшифровкой можно посмотреть здесь .

Основной принцип любого производства выражается в некой преемственности опыта, квалификации и оборудования, а так же в стремлении к рациональности и экономии с целью снижения расходов. На любом нормальном предприятии одномоментно потенциал накопленного опыта может теряться лишь при фактическом прекращении существования. Кроме того, любое нормальное производство стремится к минимизации затрат и экономии всех ресурсов, включая трудовые. Одно и то же сырье, детали или схожие техпроцессы с целью унификации и снижения затрат будут использоваться в производстве разной продукции. Поэтому странно, если при производстве ранней машины повсеместно использовались сложные детали, дающих преимущества по сравнению с иными решениями, но существенно усложняющие производство и требующие для изготовления высокой квалификации работников, а в последующей продукции вместо них используют более простые и грубые технологии. Такой диссонанс сразу вызывает вопросы и сомнения у клиентов и подтолкнёт их к поиску других поставщиков.

Именно в свете этих свойств любого производства мы и будем рассматривать конструкцию БТР-3.

Бойницы-амбразурыБойницы (или амбразуры) есть почти в любой легкой бронетехнике и предназначены для ведения огня изнутри из личного оружия. Это та самая «дырка для ружья». Они бывают разные по форме и размеру, но принцип один – сдвигается броневая пластина и в образовавшееся отверстие высовывается ствол.

БТР-80 обладает характерными бойницами, оснащёнными шаровыми опорами, имеющими направление вперёд по курсу. точно такие же бойницы имеет и БТР-3, за исключением отсутствия двух боковых амбразур под пулемёты и бойницы командира (см. схему с разъяснениями).

Пулемётные амбразуры расположены у БТР-80 имеют характерное большое углубление. Рациональность отказа от пулемётных точек на БТР-3 обсуждать сложно. Возможно создателям и морской пехоте ОАЭ огневая мощь пулемёта в сторону от направления движения показалась излишней, а может это снижало мореходность. Кто знает?...

Подобная коллизия произошла и с бойницей командира. На первом экспериментальном образце и поставленных в Мьянму БТР-3У она была, затем на первом БТР-3Е её заварили, а позже она и вовсе пропала. Как показывает фотография ниже, данная бойница пропадает не на стадии производства, а путем трудоёмкого вырезания, заваривания отверстия заплаткой и последующей шлифовкой швов. Видимо, бронелисты для новых БТР приходят с бойницами прямо от металлургов.

Удивительно и то, что на более позднем и «более передовом» серийном БТР-4 аналогичная бойница командира вернулась, правда в сильно упрощённом виде и без возможности вести стрельбу при закрытых щитках смотровых люков.

Все остальные бойницы БТР-3 были «скопированы» ХКБМ в полной точности оригиналу с соблюдением не только мест расположения, но и углов установки. «Скопирована» оказалась даже оригинальная бойница на стыке двух бронелистов со стороны командира. Именно эта угловая бойница на БТР-3М1, а точнее непонятность логики конструкторского решения, и побудила написание данной серии постов.

Дело в том, что по фотографиям чётко видна мягко говоря неудобность стрельбы автоматчика через данную угловую бойницу (сзади находится боеукладка миномёта и сам миномёт). Нерациональна данная бойница и в свете наличия на крыше турели тяжелого пулемёта. Почему угловую бойницу не передвинули или вовсе не отказались от нее, как от «лишних» бойниц пулемётчиков и командира? В условиях мелкосерийного производства такие операции очень легко провести. А если машины производятся с нуля, то отказ от дополнительных усложняющих элементов и вовсе сэкономит несколько человеко-дней.

А как в этой области обстоит дело с преемственностью? Бойницы с шаровой опорой недешевы, осваивать их производство только для заведомо промежуточной машины глупо. Но исследуя в этом плане другую технику ХКМБ сталкиваешься с еще большей неожиданностью. Бойницы БТР-3 полностью идентичны конструктивно сложным бойницам БТР-80 с шаровыми опорами, но даже более поздние выставочные БТР-4 и Дозор-Б имеют одинаковые абсолютно простейшие бойницы в виде сдвижных заслонок, как у БТР-60. Даже на БТР-70 заслонки были выполнены более сложными с подпружиниванием ручки.

Устройство бойницы БТР-80, такие же установлены на БТР-3. Конструкция явно не отличается простотой. Убранство БТР-4 Национальной гвардии Украины. Бойница видна прямо над головой лежащего бойца. Десантный отсек Дозор-Б, незатейливые бойницы по типу БТР-4 видны над спинками сидений.
Довольно странный отказ ХКМБ от использования «достигнутых» технологий. Или от накопленного опыта уровень конструкторской мысли неожиданно упал на порядок вниз? Ко всему прочему, в ходе «копирования» корпуса БТР-80 харьковские инженеры позабыли учесть опыт эксплуатации данной машины в горячих точках:На съемке видно, что находящиеся в БТР бойцы ВСУ (дело под Красным Лиманом Донецкой обл. весной 2014 г.) практически не ведут бой, тем более через бортовые бойницы. Дело в том, что машина делалась для встречного боя, бойницы направлены в сторону движения и они абсолютно бесполезны при обстреле сбоку и сзади. В этой ситуации нет других способов вести огонь, кроме как высунувшись в верхний люк или через открытую верхнюю створку бокового люка. Поэтому, инженерами АМЗ на БТР-90 и БРЭМ-К при общем отказе от направленных бойниц были сделаны простые сдвижные бойницы по типу БТР-70.

Что харьковским инженерам мешало упростить бойницу на створке бокового люка? Маловероятно, что заказчики. Скорее то, что бойницы там уже были еще до момента попадания в руки рабочих.

ПодножкиТрубчатые подножки БТР-152, БТР-60, БТР-70 и последующего БТР-90 были гнутые, они проще в изготовлении, могут изготавливаться на простейшем трубогибочном станке в одну-три операции.

Но подножки БТР-80 и поздних версий БТР-70 имеют особую угловатую форму с четкой линией стыка труб, какую могут иметь только сварные элементы (См. прошлый пост). Для их изготовления нужно было обрезать трубки под углом, закрепить их и потом все три элемента сварить вместе (думаю, контактной стыковой сваркой), и только после этого отправить на приваривание к корпусы машины на линии. Т.е. изготовление такой подножки займет до десятка операций у одного-двух рабочих и обойдётся в несколько раз дороже гнутого аналога. Чаще всего такая роскошь делается лишь для понта, как признак высокого уровня и отработанности производства. Ну или если у Вас на складе таких железяк лежит на еще 10 лет производства вперёд. Но даже нижегородцы, освоив такие подножки, предпочли отказаться от них на БТР-90 и поставить более дешевые гнутые, на что имеют полное право. Они свою квалификацию доказали.

В противовес этому, ХКБМ, при его финансовом и техническом положении, проще было изготовить гнутую подножку и тем самым доказать оригинальность машины. Но Тарасенко твёрдо утверждает, что ХКМБ освоили производство всех элементов БТР-80, включая дорогостоящие сварные подножки. Встречаются ли подобные сварные элементы на более поздних машинах ХКБМ, тех же серийных БТР-4 или Дозор-Б? Нет. Более поздние оригинальные машины ХКБМ не имеют преемственности с БТР-3, а значит нет и доказательств оригинальности этой «копии» БТР-80.

Поэтому, подножки БТР-3 скорее самосоздались и самоприварились к корпусу, нежели были сделаны в Харькове.

Мелочь и «фурнитура»В свете разбора бойниц и подножек разбор более мелких деталей уже не так интересен. Но всё же стоит отметить, что у БТР-3 не только удивительно схожее с БТР-80 расположение, число и форма почти всей «фурнитуры», но и полностью отсутствует преемственность с БТР-4 практически по всему спектру элементов:- размеры и расположение поручней;- число и расположение приборов наблюдения (т.н. «триплексов») водителя и командира и «триплексов» у дверей десанта;- все люки, технические крышки и капоты точно соответствуют таким же у БТР-80 не только формой, но и мелкими деталями ("грибки", петли, углы установки и направление открытия). Судя по конструкции, данные люки получены дорогостоящей прессовкой, однако они не встречаются на последующих машинах ХКБМ;- выходной канал заднего хода на плаву так же абсолютно идентичен БТР-80 наклоном, размером и числом щелей;- ограждение фар БТР-3 полностью идентично БТР-80, но отлично от ограждения БТР-4;- ободья колёс БТР-3 и БТР-4 имеют по шесть мест под бонки для крепления бронеколпаков, как у первых советских версий БТР-80.

Правда такой набор «заимствований» не особо впечатляет в свете следующих особенностей.

Наклонные люки командира и водителяПервый БТР-3У «Гардиан» не имел характерных наклонных люков, имея простой вертикальный переход к высокой крыше десантного отсека. Т.е. машина уже имеет новый десантный отсек, новый МТО с характерной вертикальной верхней стенкой, но сохранила в полной неприкосновенности площадку с люками командира и механика-водителя от БТР-80. Не изменилось не только расположение передник люков и призменных смотровых приборов, но даже сохранилась советская фара-искатель командира.

На последующих сериях это недоразумение было исправлено путём замены плоской площадки с люками на наклонную, о чем явно свидетельствуют сварные швы справа и слева от приборов наблюдения.
Шов на правой стороне возле места командира от приваривания конструкции наклонных люков (на уровне верхнего края наблюдательных приборов) Шов на левой стороне возле места механика-водителя от приваривания конструкции наклонных люков (на уровне нижнего края наблюдательных приборов)
Как получилось, что первая опытная машина сразу имела более высокий корпус, но имела непонятную ступеньку возле люков? Скорее всего это говорит о простой нехватке у занимавшихся разработкой арабов и харьковчан времени и возможностей переделывать люки в наклонные, так как необходимо было срочно сделать машину для участия в выставках и испытаниях. Поэтому люки оставили на потом. Но, если даже некий нулевой корпус был сделан абсолютной копией БТР-80, то эта копия где-то должна была засветиться. Но, как сказано выше, такой корпус и доказательства его оригинальности не представлялись. А вот старых корпусов БТР-80 на Украине предостаточно.

«Новый» высокий корпусБТР-70/80 специально делались как можно ниже по сравнению с БТР-60 при сохранении клиренса, но основной отличительной особенностью корпуса БТР-3 стала именно его высота.

Желающих предлагается самостоятельно подумать на следующими фактами. И так уже простучал всю клавиатуру.

Во-первых. На передней верхней части левого борта БТР-3 присутствуют две интересные стальные проушины, установленные, как подъемные. Они слишком слабые для подъема БТРа, но они вполне соответствуют тому, как если бы они предназначались для подъема только самой надстройки, дающей разницу в высоте, и её установки на уже готовый корпус для приваривания.

Во-вторых. Некоторые пытаются утверждать, что доказательство оригинальности корпуса БТР-3 - отсутствие шва над «триплексами» и основанием длинного поручня над боковым десантным люком. Т.е. там, где начинается среза крыши БТР-80. Для адептов таких сказок советую обратиться к любому знакомому жестянщику, а за неимением такового посмотреть на фото изготовления БТР-4 и его вариации БТР-4МВ.

Не смущает шов на корпусе БТР-4МВ в форме двери серийного БТР-4? А на фотографии загрунтованной или выставочной машины данный шов виден? Могли ли аналогично зачистить швы на БТР-3? Да, именно этим и занимался рабочий с УШМ на фотографиях корпусов БТР-3 с ЛКМЗ.

Как говорится, ЧТД (Что и Требовалось Доказать).

ВЫВОДЫ

1) По правилам логики однозначных доказательств отсутствия производства корпусов БТР-3 на Украине нет (см. первую часть). Таковым могут быть только фото- или видеоматериалы, показывающие незагрунтованные корпуса БТР-3 и процесс их создания. Подобные фотографий БТР-4 с ЛКМЗ и ХКБМ существуют, а вот БТР-3 в неглиже ни разу не показан.

2) Легенда про «полную оригинальность» никак не стыкуется с перечисленной в этой части массой фактов, свидетельствующих, что:

2а) технологически и конструктивно корпус БТР-3 стоит на ступеньку выше последующих машин ХКБМ. Поразительным образом БТР-4 и Дозор-Б не имеют никаких конструктивных заимствований от БТР-3, что особенно странно в свете параллельного серийного производства этих машин;

2б) корпус БТР-3 до миллиметра повторяет корпус БТР-80 и кроме надстройки и трёх убранных бойниц не имеет никаких иных усовершенствований конструкции.

3) На 2004 год Украина имела почти 450 БТР-80, из которых официально на экспорт ушло только 159 машин. Данное изменение в The Military Balance не отображается. Помимо этого на экспорт ушло около 174 машин БТР-3 (данные ООН). В ходе АТО на востоке Украины в 2014 году лоялистские силы после первых серьезных боев в июня-июля начали испытывать сильную нехватку в БТР-80. Окончательно нехватка БТР обозначилась в июле-августе, и с сентября новые и прошедшие переформирование подразделения практически полностью обеспечиваются БТР-70/60, БРДМ-2 и эрзац-броневиками. Это дает право утверждать, что нехватка БТР-80 вызвана не столько потерями, сколько тем, что все экспортные украинские машины «класса БТР-80», делались из имеющихся в наличии бронетранспортеров, а не производились с нуля.

Эти фаты дают очень серьёзное основание утверждать, что БТР-3 никак не полностью оригинальная машина, а серьезная модернизация первых версий БТР-80, имевших на Украине в большом количестве. Или, для желающих потешить украинский шовинизм – новый БТР с использованием корпуса БТР-80.

Я был бы рад получить на перечисленные замечания комментарии того же Тарасенко, а еще лучше профессиональный опровергающий ответ с доказательствами. Но понимаю, что такое невозможно, так как в сети по этому вопросу нет ничего, кроме хамских истерик барона Харконнена-Тарасенко, постоянно соскакивающего на националистическую колею в стиле знаменитого stailker (он же kotobood). Печально, что знаменитая харьковская школа представлена сегодня такими неадекватами, которые, по всей видимости, являются восторженными любителями с гуманитарным складом мышления.

А ведь нет ничего постыдного в том, что находясь в более сложном финансовом положении ХКБМ сумело раньше АМЗ сделать глубокую модернизацию БТР-80, проделав огромную работу:- заменив ходовую- установив собственный необитаемый боевой модуль- и даже предложив на полученной базе целый спектр машин, включая фактически колёсный танк с башней Cockerill CSE 90LP!

И это неплохой повод для гордости. Да – модернизация, но зато какая!

Но кому-то этого кажется мало и они начинают приукрашивать и даже в открытую лгать. Вот только ложь уничтожает репутацию. С чего можно верить утверждениям Тарасенко, что БТР-4 делается с нуля? БТР-3 он уже так рекламировал.

Так что, берегите репутацию и думайте головой.

Важный PS1Занятное фото из фоторепортажа о Киевском бронетанковом заводе.

Занятно в фото то, что рабочий ведет сварочные работы на зачищенном корпусе, но с уже установленной крышкой ниши аккумуляторных батарей и окрашенным поручнем возле этой ниши. Грунтовать машину, когда по ней еще предстоят сварочные работы, потом очистить от грунтовки несколько квадратных метров корпуса ради приваривания разной мелочи, а затем опять всё загрунтовать покрасить. Рациональность на каждом шагу.

Важный PS2Видео с экскурсии журналистов на Киевский бронетанковый завод в начале августа 2014 года. Самое интересное признание на 00:28

Фотографии с этой экскурсии: Бронетранспортеры БТР-3 и новости завода-изготовителя » Военное обозрение. Отсюда и фото заваренной бойницы командира. Там есть еще много интересных фото, но больше сказанного здесь они ничего не открывают.

Содержание:Часть 1. Есть ли доказательства производства корпусов БТР-3?Приложение. Обзор эволюции машин АМЗ и ХКБМ.Часть 3. Детальный разбор БТР-3 и возможностей ХКБМ.

mihalchuk-1974.livejournal.com

Как устроена инкассаторская машина

Мы видим автомобили инкассации каждый день. Все же помнят эти светлые фургончики с зеленой полоской на бортах? Они ездят по городу, собирают деньги в магазинах и отвозят в банк. Вряд ли вам разрешат посидеть внутри такой машины, поэтому мало кто вообще догадывается, как устроен транспорт инкассаторской службы. Корреспондент Onliner.by побывал в месте, где переоборудуют обычные гражданские фургоны в настоящие бронеавтомобили, и пообщался с сотрудниками предприятия. О некоторых секретах и особенностях инкассаторских машин читайте в нашем репортаже!

Крупнейший в Беларуси производитель бронированных автомобилей находится в городе Сморгонь Гродненской области. Компания «ПрактикСервис» с 2005 года являлась дилером российского предприятия ООО НПФ «Практик» и поставляла в Беларусь бронированные «Газели», УАЗы и «Соболи». Заказчиками выступали белорусские банки. Но в 2008-м (когда официально в РБ ввезли 46 бронеавтомобилей из России) руководство сморгонской фирмы решило создать собственное производство. И сегодня компания является самостоятельным производителем специальных бронированных машин. Линейка предприятия включает 22 модели. В качестве шасси выступают автомобили Volkswagen, Ford и Peugeot.

— На самом деле мы можем выпустить бронеавтомобиль на любой платформе, которая подходит по грузоподъемности. Будь то легковая или грузовая машина. Однажды мы даже бронировали кабину КамАЗа по заказу МЗКТ. Они делали грузовик для охраны президента Туркменистана, — рассказал директор «ПрактикСервис» Павел Ширковец. Его компания уже выпустила на свет 352 пуленепробиваемых автомобиля.

Все бронеавтомобили, которые заказывают банки, должны соответствовать белорусскому СТБ, который расписан на 22 страницах и включает в себя сотни параметров от нормативов сварочных швов до цвета кузова. Машины инкассации могут быть только светлого оттенка, который будет контрастировать с безальтернативной зеленой полоской по бокам. Практически все такие автомобили имеют белый, бежевый или светло-серый основной цвет.

При этом банк, когда создает тендер на выпуск партии бронеавтомобилей для инкассации, может добавлять свои пункты в требования. Некоторым банкам необходимы дополнительные пульты управления для старшего инкассатора (сидит за водителем), другим же эта опция не нужна. Есть заказчики, которые хотят усиленную систему обогрева, уникальную технологию запирания дверей и др. Все выпущенные компанией бронеавтомобили получают новые названия. Например, на базе Volkswagen Crafter строят три модификации: «Практик-PR1920», «Практик-PR1921», «Практик-PR1922». В техпаспорте машины написано «Практик-PR1920 на базе Volkswagen Crafter». Автомобилю присваивается дополнительный VIN-код, но заводской остается на месте (у инкассаторских машин — два VIN-кода).

Все современные способы бронирования автомобилей можно разделить на три группы: установка на серийную платформу цельносваренного бронированного кузова, установка брони снаружи и скрытое бронирование базовой серийной модели. В Сморгони выполняют как раз скрытое бронирование, что позволяет сохранить эстетический вид машины. Вся защита скрыта внутри, поэтому внешне инкассаторские фургоны практически не отличаются от обычных серийных автомобилей. Элементы бронирования, в свою очередь, могут быть прикреплены с помощью соединительных болтов либо цельносварочным соединением. Эксплуатируемые в нашей стране банковские бронеавтомобили имеют винтовые и болтовые соединения, которые сохраняют ремонтопригодность машин. «ПрактикСервис» применяет на своей технике металлическую броню из сплавов Ц85 и А3, которые привозят к нам из России.

Листы брони, которые позже будут установлены на инкассаторские автомобили

— Пластины брони мы заказываем в России. Это высокопрочная сталь, которая прошла специальную обработку. Вообще, состав этого сплава держится в секрете, и даже мы не знаем, как отливают эти листы. Мы получаем партию бронематериала и сертификат, свидетельствующий о том, что он прошел испытание настоящим оружием. Потом мы проводим аналогичные тесты в Беларуси — есть специальный тир, где по случайно выбранному из партии листу брони производятся выстрелы из огнестрельного оружия. Таким образом, материал проходит проверку пулями дважды — в России и у нас. Аналогичные тесты проводятся для многослойных пулестойких стекол, — рассказал сотрудник предприятия.

Так выглядит скрытая бойница, через которую люди могут вести перестрелку из бронеавтомобиля

Все стекла машины заменяются на бронированные, а оригинальные отправляются в утиль. Конечно, их можно было бы продавать, но найти покупателя непросто — из последней партии (45 Volkswagen Caddy) получилось 45 ненужных лобовых стекол и 90 боковых. Пытались отдавать их обратно дилеру Volkswagen, но тот отказывается принимать. Да и зачем столько стекол? Приходится просто утилизировать. Кроме того, лобовые стекла часто получают повреждения при демонтаже.

Такими листами защищается бензобак. Это необязательная часть бронирования, но многие банки предпочитают заказывать и ее

Есть шесть условных классов стойкости бронеавтомобилей: 1-й — самый слабый, 6-й — самый сильный. Банки, как правило, заказывают машины 2-го класса. Он выдерживает выстрелы из пистолета Токарева. Но если собираетесь защищаться от хулиганов с АК-74, придется брать 4-й класс брони. Хотя банки иногда просят сделать «микс». Например, весь автомобиль — с броней 2-го класса, а стекла — 3-го (выдерживают выстрелы из АКМ).

Стекло, соответствующее 2-му классу защиты. Есть три слоя, которые выдерживают выстрелы из большинства моделей пистолетов

Резонный вопрос, почему банки не объявляют тендер на автомобиль самого высокого класса брони? Все дело в том, что очень важно сохранить максимальную допустимую массу машины. Все инкассаторские модели имеют доработанную усиленную подвеску (на Caddy, например, ставят дополнительный лист рессоры сзади), которая выдерживает постоянную большую нагрузку. И если делать бронирование по стандартам высших классов, придется полностью переделывать подвеску, что, в свою очередь, увеличит стоимость автомобиля. Да и страна у нас спокойная, никто инкассаторов не грабит. Это в России иногда пропадают целые машины с деньгами. У нас, слава богу, с этим проблем нет, поэтому делать инкассаторские «танки» с 6-й броней нет необходимости.

Этот Volkswagen Caddy уже отслужил свое в банке (обратите внимание на заваренное смотровое окно), и теперь его сдали по схеме вроде «тред-ина» обратно на предприятие. Специалисты «ПрактикСервис» снимают всю броню и восстанавливают обычный грузовой Caddy. Позже его продают

Ресурс у бронеавтомобилей — меньше, чем у обычных фургонов. Как правило, в инкассации машины служат не больше семи лет. «ПрактикСервис» дает гарантию на свои модели, но что касается технической части, то ее обслуживают у автомобильного дилера. Последний для сохранения своей гарантии выдает разрешение на доработку машины. Есть подписанные разделительные перечни, где указано, за что отвечает автомобильный дилер, а за что — компания, делавшая бронирование.

— Для переоборудования автомобиля мы согласовываем с дилером полный перечень элементов, куда будем вмешиваться. Мы составляем этот список, отправляем и только после получения разрешения приступаем к доработке. Некоторые дилеры имеют полномочия для самостоятельной выдачи такого разрешения и сохранения гарантии на машину. А некоторые, в частности Peugeot, отправляют перечень будущих доработок на завод и только от производителя получают разрешение на доработку, которое и передают нам, — объяснил ситуацию с гарантией руководитель предприятия.

Самой популярной инкассаторской машиной в Беларуси является «Практик-19277» на базе Volkswagen Caddy Maxi. На ее примере нам и показали, как выглядит бронеавтомобиль изнутри. Как уже говорилось выше, абсолютно все стекла в машинах инкассации заменены на бронированные (2-го или 3-го классов защиты). Боковые стекла не опускаются. Видели черные круглые отверстия в дверных стеклах инкассаторских автомобилей? Это так называемые бойницы, через которые водитель или передний пассажир в случае чего будут отстреливаться от грабителей.

Боковые стекла не открываются. Черное отверстие — это бойница, которую можно открыть только в случае перестрелки

Снаружи каждой инкассаторской машины возле водительской двери есть небольшая колонка с микрофоном. Это переговорное устройство (похоже на маленький домофон), через которое водитель общается, например, с сотрудниками ГАИ. По инструкции открывать машину водителю банковского бронеавтомобиля запрещено даже представителям правоохранительных органов. Документы показываются через стекло. Бойницу можно открывать исключительно в случае перестрелки.

Ковролином покрыты листы брони. Выглядит мягко, но на ощупь — металл

Салон во многом похож на интерьер обычного Caddy. Правда, есть ряд визуальных отличий. Клавиши стеклоподъемников здесь не работают (но их оставили, чтобы не было отверстий в двери). На центральном тоннеле возле рычага коробки передач — кнопки запирания всех трех дверей. Вообще, запереть двери здесь можно с любого места (их в машине четыре) и несколькими способами. Есть в банковском бронеавтомобиле обязательная радиостанция и дополнительное освещение, чтобы можно было работать с документами в темное время суток. Инкассаторские машины обязательно оборудованы кондиционером — стекла-то не открываются. Представленный нам Caddy дооборудован еще и продвинутой системой навигации с клавишей экстренного вызова.

Кроме водителя, в автомобиле могут передвигаться еще три человека. На переднем пассажирском кресле сидит инкассатор-сборщик, на втором ряду — старший инкассатор. Эти люди должны обязательно присутствовать в инкассаторской машине. Покидать автомобиль разрешено только сборщику, когда тот выходит за деньгами. Водитель и старший инкассатор наблюдают за ним из салона. Иногда в таких машинах есть четвертый человек — это дополнительный охранник. Он может выходить из автомобиля, сопровождая сборщика. У каждого человека здесь есть оружие.

На этом месте сидит старший инкассатор. Рядом место обычно свободно, но иногда его занимает дополнительный охранник.Обратите внимание на прямоугольный вырез под смотровым окном. Это скрытая бойница, которая открывается изнутри, — внешний слой кузова в данном месте лишен брони и легко пробивается любой пулей. Снаружи это место не видно 

Инкассаторские машины строятся на базе грузовых модификаций фургонов. Но сзади устанавливаются дополнительные два кресла (для старшего инкассатора и охранника), а также вырезается смотровое окно. Вы наверняка его видели — небольшое по размеру, сразу за водительской дверью (есть и с другой стороны). Здесь тоже пулестойкое стекло, а под окном расположена еще одна бойница, которая не видна грабителям, — она открывается изнутри и легко пробивается выстрелом.

— По правилам инкассаторская машина может останавливаться в местах, где остановка запрещена. По тротуару нам ездить нельзя, но есть объекты, до которых иначе не доедешь. В идеале мы должны ставить автомобиль на минимальном расстоянии до инкассируемой точки. Но сами понимаете, иногда это невозможно — то запарковано все, то точка эта находится далеко от дороги. В общем, приходится проявлять смекалку,— рассказал водитель инкассаторской машины.

Деньги в банковском бронеавтомобиле хранятся сзади — там, где у обычного Caddy багажник. Отсек вмещает до 4,2 кубометра купюр. В задней части машины есть распашная дверь, которая облегчает работу с банкоматами. Имеется сзади и небольшой хозяйственный отсек, где хранятся инструменты и запасное колесо. Он не бронированный. Пуленепробиваемые листы идут дальше — где дверь в «денежный отсек». Сама броня видна при открытых дверях, но для красоты она украшена серым ковролином. На крыше имеется вентиляционный люк. В инкассаторской машине две аптечки и дополнительный отопитель.

Представители компании, создающей бронеавтомобили, отказались раскрыть тайну и сказать, сколько стоит подобная доработка. Но намекнули, что иногда цена брони превышает стоимость самой базовой машины. Кроме инкассаторских автомобилей, в «ПрактикСервис» создавались некоторые другие интересные модели. Так, два года назад здесь выпустили тактический бронеавтомобиль на базе Ford F-350 для ОМОНа. При желании поставить броню можно на любую машину — главное, чтобы подвеска выдержала вес.

 

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

4kolesa.mirtesen.ru

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 16. Бронеавтомобиль Bedford OXA

Если бы проводился конкурс на самый некрасивый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны, то британский Bedford OXA определенно мог бы побороться в нем за первое место. Данная бронемашина, по сути, являлась импровизированным образцом бронетехники, который англичане создали не от хорошей жизни. Дюнкерская катастрофа, которая привела к потере огромного количества бронетехники, стала своеобразным толчком к созданию большого количества эрзац-машин. Бронеавтомобиль Bedford OXA, созданный в 1940 году на базе шасси обычного коммерческого грузовика Bedford OXD 1.5, стал одной из таких машин.

Удивительно, но даже этот импровизированный бронеавтомобиль по количеству выпущенных экземпляров превосходил любой из серийных бронеавтомобилей Германии периода Второй мировой войны. Всего в Великобритании с 1940 по конец 1941 года было изготовлено 948 бронемашин Bedford OXA, так что бронеавтомобиль был выпущен довольно значительной серией. Такая бронетехника активно шла на вооружение частей ополчения LDV и территориальной обороны, также известных под прозвищем «Армия отцов». Возраст бойцов этих подразделений ополчения был весьма немолодым. И если армейские части британской армии старались вооружать полноценной бронетехникой, то ополченцам очень часто приходилось довольствоваться лишь импровизированными боевыми машинами.

Bedford OXD

При этом иллюзий насчет боевых качеств подобной бронетехники никто в Англии не питал. У ополченцев были достаточно простые боевые задачи — обнаружение авиационных и морских десантов противника и их блокировка до подхода основных частей британской армии (армейских соединений). В рамках короткого времени задержать немецкие войска могли и эрзац-бронеавтомобили. Другой задачей, которую предстояло решать силам ополчения, было прикрытие британских аэродромов от возможных десантов противника. Стоит отметить, что к концу 1940-го года на этой почве у англичан развилась настоящая паранойя. Ничем другим нельзя было объяснить созданием многочисленных еще более примитивных бронемашин, чем Bedford OXA, построенных на базе коммерческого автомобиля Bedford MSC. На некоторых таких машинах, известных под названием Armadillo, британцы вообще не использовали никакой брони при изготовлении боевой рубки. К примеру, она могла быть прикрыта щитами из твердых пород дерева, между которыми засыпалась обычная галька — вот и вся бронезащита членов экипажа. Таких эрзац-бронемашин до 1942 года британцы наклепали аж 877 штук, что также представляется весьма значительным количеством.

Выбор в качестве базы для бронеавтомобилей шасси коммерческих грузовиков компании Bedford объяснялся достаточно просто. По некоторым узлам и агрегатам конструкции они были унифицированы с армейскими грузовыми автомобилями этой же марки. Это в свою очередь было достаточно удобно и должно было упрощать процесс обслуживания подобной техники британскими военными.

Корпус импровизированного бронеавтомобиля производился из листов котельного железа, обладающих толщиной 9 мм, эти листы приклепывались к каркасу, который был закреплен на раме. По периметру корпуса конструкторами машины были предусмотрены бойницы, которые в случае необходимости можно было прикрыть стальными заслонками. Для посадки и высадки из бронемашины в ее кормовой части располагалась дверь. В одной из бойниц передней стенки боевого отделения (открытого сверху) было установлено 13,97-мм противотанковое ружье Boys. В качестве дополнительного вооружения на бронемашине использовался 7,7-мм пулемет Bren, его можно было использовать и для борьбы с воздушными целями. В боевом отделении находилось до 6 солдат, которые могли также вести огонь из личного стрелкового оружия через бойницы, находившиеся в стенках рубки. В полностью бронированной кабине Bedford OXA находилось еще 2 члена экипажа: механик-водитель и командир боевой машины. Для наблюдения за местностью в лобовом листе, а также в боковых стенках кабины были расположены небольшие смотровые щели.

В передней части бронемашины под бронированным капотом, а также дополнительной бронезащитой радиатора находился 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения разработки компании Bedford рабочим объемом чуть более 3,5 литра. Он развивал максимальную мощность в 72 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Данный двигатель позволял бронеавтомобилю массой порядка 6,5 тонн разгоняться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 64 км/ч, что было достаточно хорошим показателем. В качестве трансмиссии использовалась четырехскоростная коробка переключения передач, колеса бронемашины были оборудованы гидравлическими тормозами. Заднеприводная ходовая часть бронемашины, заимствованная от коммерческого грузовика, сохранила колесную формулу 4х2, в ней использовалась подвеска на полуэллиптических листовых рессорах, колеса бронеавтомобиля оснащались шинами размерности 10,50-16 дюймов.

Bedford OXA

Бронированные грузовики «Бедфорд» использовались в качестве вооруженных бронетранспортеров, легких мобильных противотанковых средств и тягачей в частях территориальной обороны на протяжении двух лет, в основном до конца 1942 года. Чаще всего они использовались именно в качестве бронетранспортеров, хотя оснащение их 13,97-мм противотанковым ружьем и давало машине хоть какие-то шансы в борьбе с легкой бронетехникой противника, неслучайно у машины было даже официальное название Lorry 30cwt Anti-Tank. В экспериментальном порядке одна бронемашина Bedford OXA был оснащена пластмассовой броней. К концу войны все эти импровизированные образцы бронетехники были списаны. Ни один из них не принимал участие в реальных боевых действиях.

Тактико-технические характеристики Bedford OXA:Габаритные размеры: длина корпуса — 4,68 м, ширина — 1,63 м, высота — 2,14 м.Боевая масса — 6,5 т.Бронирование — до 9 мм.Силовая установка — 6-цилиндровый, карбюраторный двигатель Bedford жидкостного охлаждения мощностью 72 л.с.Максимальная скорость — 64 км/ч.Запас хода — до 380 км.Вооружение — 13,97-мм противотанковое ружье Boys и 7,7-мм пулемет Bren.Колесная формула — 4х2.Экипаж — 2+6 человек.

Источники информации:http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/Bedford_OXA.htmlhttp://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_bedford.htmhttp://amonov.livejournal.com/323369.htmlМатериалы из открытых источников

topwar.ru

Способ установки бойницы в бронестекле (варианты)

Группа изобретений относится к специальным транспортным средствам, имеющим бойницы для стрелкового оружия. В бронестекле выполняют сквозное отверстие, а корпус бойницы выполняют из цельной детали, имеющей с одного из торцов утолщение в виде фланца, превышающего размер отверстия. Корпус бойницы помещают в отверстие бронестекла со стороны возможного нападения и закрепляют в нем посредством клеящего вещества. Фланец корпуса приклеивают либо к внешней поверхности бронестекла, либо в углублении, выполненном в бронестекле соосно отверстию. С внутренней стороны бронестекло по периметру может быть закрыто защитным кольцом, улавливающим сколы, которое может быть выполнено, например, из резины. Изобретения обеспечивают упрощение изготовления и монтажа бойницы в бронестекле, повышение надежности крепления, а также повышение стойкости бронестекла с бойницей к поражающему воздействию. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Техническое решение относится к области бронирования и отражения нападений на защищаемое пространство, а именно к бойницам для стрелкового оружия, в частности, используемым на специальных транспортных средствах.

Известны бойницы, устанавливаемые в бронепанелях рядом с обзорными бронестеклами (см., например, патент РФ №38682 U1, опубл. 10.07.2004).

Однако подобная конструкция повышает сложность установки бойницы и, что особенно важно, снижает обзорность, мешая прицельной стрельбе.

Из патента РФ №39695 U1, опубл. 10.08.2004, известна бойница, устанавливаемая в бронестекле, включающая в себя корпус, состоящий из двух колец с фланцами. В процессе установки в бронестекле выполняют сквозное отверстие, в которое с обеих сторон вставляют по кольцу корпуса бойницы. Кольца свинчивают между собой посредством выполненной на них резьбы до совмещения их фланцев с внешней и внутренней поверхностью бронестекла.

Недостатком подобной конструкции является сложность в изготовлении и при монтаже корпуса бойницы, а также возможность проворота бойницы в отверстии бронестекла после ее установки. Кроме того, при попадании в бойницу, например, из стрелкового оружия внешнее кольцо корпуса передаст ударное воздействие на край отверстия бронестекла, что может привести к его сколу.

Наиболее близкое техническое решение описывает патентный документ Европейского патентного ведомства №0854349 А1, опубл. 22.07.1998, согласно которому бойницу, выполненную в виде единой детали, имеющей по периметру одного из торцов утолщение в виде фланца, размещают в многослойном бронестекле транспортного средства. В процессе установки в бронестекле выполняют отверстие, в которое вклеивают корпус бойницы. При этом корпус бойницы помещают в отверстие бронестекла изнутри транспортного средства, приклеивая его утолщение к внутренней поверхности бронестекла.

Недостатком подобного способа установки является то, что при ударном воздействии на установленную бойницу от выпадения из отверстия бронестекла ее удерживает только слой клеящего вещества, который при этом работает на разрыв. Т.е. в случае попадания в бойницу, например, из стрелкового оружия возможно ее выпадение. Кроме того, край отверстия в бронестекле, являющийся частью, наиболее подверженной сколам, не защищен со стороны возможного нападения. В результате при попадании из стрелкового оружия в край отверстия бронестекла возможно возникновение обширных сколов, которые в соответствии с описанной конструкцией могут привести, в том числе, и к выпадению бойницы.

Технический результат, на достижение которого направлено данное техническое решение, заключается в упрощении изготовления и монтажа бойницы в бронестекле, повышении надежности крепления корпуса бойницы в отверстии бронестекла, а также в повышении стойкости бронестекла с бойницей к поражающему воздействию в результате демпфирования и перераспределения по большей поверхности ударной нагрузки.

Согласно заявленному техническому решению корпус бойницы выполнен в виде единой цельной детали и имеет выполненное по периметру одного из торцов утолщение в виде фланца. В процессе установки бойницы в бронестекле выполняют сквозное отверстие, в которое помещают корпус бойницы, закрепляя его в отверстии при помощи клеящего вещества, в качестве которого может быть использован, например, герметик. Утолщение корпуса бойницы, превышающее размер отверстия в бронестекле, также приклеивают к бронестеклу при помощи клеящего вещества. При этом корпус бойницы помещают в отверстие бронестекла со стороны возможного нападения, таким образом утолщение корпуса закрывает собой край отверстия, защищая его от поражающего воздействия, чем снижается вероятность его сколов. Также вероятность сколов края отверстия бронестекла снижается благодаря расположенному между ним и утолщением корпуса бойницы слою клеящего вещества, который, работая на сжатие, обеспечивает демпфирование ударной нагрузки и распределение ее по большей поверхности бронестекла. При этом в зависимости от толщины бронестекла, его формы и расположения утолщение корпуса бойницы может быть приклеено либо к внешней поверхности бронестекла, либо в специально предусмотренном углублении бронестекла. Во втором случае с внешней стороны бронестекла соосно отверстию выполняют углубление, в котором размещают утолщение корпуса бойницы.

Для дополнительной защиты от сколов и предотвращения возможных ранений осколками бронестекла край отверстия с внутренней стороны бронестекла по периметру закрывают защитным кольцом, улавливающим сколы, которое может быть выполнено, например, из резины. Для установки защитного кольца корпус бойницы может быть выполнен и размещен в отверстие бронестекла таким образом, что он частично выступает с внутренней стороны бронестекла, при этом защитное кольцо устанавливают на этой выступающей части корпуса.

Предложенное техническое решение поясняется графическими материалами, на которых изображено:

на фиг.1 - первый вариант размещения бойницы;

на фиг.2 - второй вариант размещения бойницы;

на фиг.3 - фронтальный вид на бойницу.

Корпус 1 бойницы располагается в отверстии бронестекла 2, например, специального бронированного транспортного средства. С внешней стороны корпуса 1 выполнено утолщение в виде фланца, предотвращающее выпадение бойницы при попадании в нее из стрелкового оружия. При этом в зависимости от толщины бронестекла 2 и его расположения (стекло может быть плоским либо криволинейным) утолщение корпуса 1 бойницы может быть расположено как над внешней поверхностью бронестекла 2 (см. фиг.1), так и утоплено в нем в специально предусмотренном углублении (см. фиг.2). Таким образом, корпус бойницы может находится, например, на одном уровне с наружной поверхностью стекла, что удобно, например, при размещении бойницы в лобовом стекле транспортного средства для нормальной работы стеклоочистителей.

Корпус 1 бойницы крепится к бронестеклу 2 посредством слоя 3 герметика, которым заполняют зазор между корпусом 1 и бронестеклом 2. Утолщение корпуса 1, выполненное в виде фланца, также приклеивается к бронестеклу 2. При этом слой 3, расположенный между утолщением и бронестеклом 2, при ударном воздействии на бойницу работает на сжатие, что благоприятно сказывается на его целостности и обеспечивает распределение ударной нагрузки по периметру утолщения корпуса 1, предотвращая сколы края отверстия в бронестекле 2.

В целях упрощения изготовления и монтажа корпус 1 бойницы предпочтительно изготовляют в виде единой детали с поперечным сечением, периметр которого имеет форму окружности. При этом в теле корпуса 1 бойницы эксцентрично его оси выполняют отверстие 4 для ведения стрельбы, а параллельно ему в наиболее широкой части корпуса бойницы выполняют отверстие, предназначенное для размещения оси 5 заслонки 6. Ось 5 заслонки 6 одним концом жестко связана с заслонкой 6, а противоположным концом с ручкой 7, расположенной с внутренней стороны бронестекла 2. На оси 5 между корпусом 1 и ручкой 7 размещена пружина 8, обеспечивающая удержание заслонки 6 в закрытом положении. При нахождении заслонки 6 в закрытом положении она размещается в проточке, выполненной во внешнем торце корпуса 1 бойницы.

1. Способ установки бойницы в бронестекле, согласно которому в бронестекле выполняют отверстие, в которое помещают корпус бойницы, закрепляя его в отверстии при помощи клеящего вещества, корпус бойницы, выполненный в виде единой детали, имеет выполненное по периметру одного из торцов утолщение в виде фланца, превышающее размер отверстия в бронестекле, которое также приклеивают к бронестеклу при помощи клеящего вещества, отличающийся тем, что отверстие в бронестекле выполняют сквозным, корпус бойницы помещают в отверстие бронестекла со стороны возможного нападения, а утолщение корпуса бойницы приклеивают к внешней поверхности бронестекла таким образом, что оно закрывает собой край отверстия в бронестекле со стороны возможного нападения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве клеящего вещества использован герметик.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что с внутренней стороны бронестекла периметр края отверстия закрывают защитным кольцом, улавливающим сколы.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что корпус бойницы размещают в отверстие бронестекла таким образом, что он частично выступает с внутренней стороны бронестекла, а защитное кольцо устанавливают на этой выступающей части корпуса.

5. Способ установки бойницы в бронестекле, согласно которому в бронестекле одного из торцов утолщение в виде фланца, превышающее размер отверстия в бронестекле, которое также приклеивают к бронестеклу при помощи клеящего вещества, отличающийся тем, что отверстие в бронестекле выполняют сквозным, с внешней стороны бронестекла соосно отверстию выполняют углубление, корпус бойницы помещают в отверстие бронестекла со стороны возможного нападения, при этом размещая и приклеивая утолщение корпуса бойницы в углублении бронестекла.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что в качестве клеящего вещества использован герметик.

7. Способ по п.5, отличающийся тем, что с внутренней стороны бронестекла периметр края отверстия закрывают защитным кольцом, улавливающим сколы.

8. Способ по п.7, отличающийся тем, что корпус бойницы размещают в отверстие бронестекла таким образом, что он частично выступает с внутренней стороны бронестекла, а защитное кольцо устанавливают на этой выступающей части корпуса.

www.findpatent.ru

Немецкие бронетранспортёры Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

В немецкой концепции молниеносной войны, которая была значительно дополнена в 30-е годы прошлого века, большое внимание уделялось подвижности пехотных подразделений.

Один из видных германских теоретиков использования танковых войск генерал Гудериан в своем классическом труде «Внимание, танки!» так описывал функции пехоты в грядущей войне: «Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха».

Эта цитата показывает, что немецкие военачальники четко понимали, что без мощного пехотного прикрытия применение танков не будет эффективным. Однако сразу возникла проблема, как повысить подвижность пехоты до уровня танковых подразделений.

В Германии существует машиностроительная компания Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG), которой вскоре исполнится 150 лет. На протяжении своей истории она занималась выпуском легковых и грузовых автомобилей, тракторов и паровозов. У граждан бывшего СССР название Hanomag всегда ассоциировалось только с Великой Отечественной войной, вернее, с двумя образцами техники, которые изготавливались на заводах этой компании: с бронетранспортерами SdKfz 250 и SdKfz 251. Наряду с пистолетом-пулеметом МП-40 эти машины стали настоящей визитной карточкой сухопутных войск гитлеровской Германии.

Немецкий БТР «Ханомаг» (или «Ганомаг») был действительно массовой машиной, которая активно применялась на всем протяжении войны, в том числе и на Восточном фронте. Всего было выпущено 15252 бронетранспортеров Hanomag SdKfz 251 и 7326 единиц SdKfz 250. Эти машины были настоящими «рабочими лошадками» вермахта: они использовались не только для перевозки пехотных подразделений, но и для эвакуации раненых, транспортировки артиллерийских орудий и минометов, подвоза боеприпасов, осуществления разведки, в качестве штабных машин и машин связи. На базе этих БТР были созданы самоходные артиллерийские и зенитные установки. Для каждого из бронетранспортеров было разработано большое количество модификаций.

Немцы не только сами использовали «Ханомаги», но и поставляли (в небольших количествах) их своим союзникам. После войны производство этих бронетранспортеров наладили чехи, он находился на вооружении армии Чехословакии вплоть до середины 80-х годов.

Бронетранспортеры SdKfz 250 и SdKfz 251 отличались высокой надежностью и отличной проходимостью. Наиболее массово они применялись на Восточном фронте и в Африке, то есть там, где немецкой армии больше всего приходилось сталкиваться с бездорожьем. Их с удовольствием использовали не только солдаты вермахта: бронетранспортер Hanomag был любимым командным пунктом командира Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля.

Кстати, название «Ханомаг» является полностью советским, в немецких документах этот бронетранспортер так никогда не называли.

История создания Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

Активно использовать автомобили для транспортировки пехоты начали во время Первой мировой войны. Чуть позже англичане на базе танка базе Mk I создали первый в мире бронетранспортер, в задачи которого входило не только доставить солдат до линии фронта, но и поддержать их огнем на поле боя. В период между мировыми войнами вопрос сопровождения танков и поддержки пехоты пытались решить по-разному. В СССР активно занимались созданием бронеавтомобилей, вооруженных пушками и пулеметами. Обычной тактикой Красной армии был так называемый танковый десант, когда группу пехотинцев просто размещали на броне танка.

Немцы пошли несколько иным путем: имея мощную тракторную и автомобильную промышленность, они занялись разработкой бронетранспортеров. Первые модели немецких полугусеничных автомобилей появились еще в период Первой мировой войны. Имея более высокую проходимость по сравнению с обычными колесными машинами, они использовались для транспортировки пехоты, артиллерийских орудий и других армейских грузов. В 1919 году в качестве эксперимента на полугусеничный тягач «Крафтпротце» была установлена броневая защита, затем он был передан полиции Веймарской республики.

Позже на бронетранспортеры начали устанавливать вооружение: на артиллерийский тягач фирмы «Рейнметалл-Борзиг» установили 37-мм орудие KwK L/70 и 7,92-мм пулемет. В 1934 году был разработан полугусеничный артиллерийский тягач HK 600p, принятый на вооружение в следующем году.

В середине 30-х годов в Германии началась разработка полугусеничных бронетранспортеров на базе артиллерийских тягачей. На базе шасси однотонного Sd.Kfz.10 и трехтонного Sd.Kfz.11 были созданы соответственно БТР Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251.

Работы над Sd.Kfz.251 вела компания Ганза-Ллойд из Гамбурга, после их успешного завершения патент на машину был выкуплен ганноверской компанией Hanomag. Она занималась изготовлением ходовой части нового БТР, броневой корпус поставляла компания Bussing, а окончательная сборка производилась на других предприятиях.

Первые прототипы «Ханомага» появились в 1936 году, в войска новая техника стала поступать в начале 1939 года.

В конце тридцатых годов Управление вооружения подготовило техническое задание на разработку легкого бронетранспортера на полугусеничном шасси. Новая машина должна была дополнить Sd.Kfz.251, выпускавшиеся в тот момент уже серийно.

Работы над новым БТР были закончены уже во время войны (в 1940 году), а в 1941 году Sd.Kfz.250 начал поступать в войска. За время серийного производства были созданы более десяти модификаций этого полугусеничного броневика.

Sd.Kfz.251

БТР Sd.Kfz.251 имел открытый бронекорпус, состоящий из каркаса, на котором при помощи болтов крепились броневые плиты. Они имели значительный наклон и толщину от 6 до 14 мм (лобовая часть). В передней части корпуса находился моторный отсек, за ним располагалось отделение управления, а в задней части машины размещались десантники.

В моторном отделении находился двигатель, топливный бак и система управления колесами. Сразу за ним располагались места командира и механика-водителя, от моторного отсека их отделяла противопожарная перегородка. Для управления «Ханомагом» водитель использовал руль, стандартные педали и рычаг переключения скоростей. Отделение управления Sd.Kfz.251 имело крышу, на некоторых модификациях машины место командира находилось не рядом с водителем, а в ее кормовой части.

В боевом отделении под обеими стенками устанавливались скамьи для пехотинцев, на надгусеничных полках находились ящики со снаряжением и ЗИП. На стенках были предусмотрены крепления для личного оружия десантников. Для защиты от непогоды боевое отделение машины можно было сверху закрыть брезентовым тентом. Десантирование осуществлялось через двустворчатую дверь, находящуюся на корме машины. Бойниц в корпусе не было, бойцы могли вести огонь поверх бортов.

Немецкий бронетранспортер «Ханомаг» оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM с шестью цилиндрами и мощностью в 100 л. с. Радиатор системы охлаждения располагался перед блоком цилиндров в носовой части машины. БТР Hanomag имел трансмиссию планетарного типа, с четырьмя передачами вперед и одной назад.

Отличительной чертой бронетранспортеров «Ханомаг» являлась их ходовая часть. Для управления машиной использовались колеса, которые находились в ее носовой части. Гусеницы обеспечивали «Ханомагу» высокую проходимость. Преимуществом подобной схемы являлась ее сравнительная простота (фрикционы и бортовые передачи были не нужны), при сохранении достоинств гусеничного шасси.

Поворот бронетранспортера в большинстве случаев осуществлялся с помощью рулевого механизма, как на обычном автомобиле. Только на слишком крутых поворотах (более 15 градусов) необходимо было тормозить одну из гусениц.

Подвеска БТР Sd.Kfz.251 была смешанной: колесный мост имел листовую рессору, а гусеничная часть – независимую торсионную. Бронетранспортер имел по три ряда опорных катков на каждый борт: наружный ряд состоял из трех катков, средний – из шести, в состав внутреннего ряда также входило три катка. Задние опорные катки были направляющими, а передние – ведущими.

Стандартное вооружение «Ханомаг» состояло из 7,92-мм пулемета MG 34, прикрытого броневым щитом. Он был установлен над отделением управления. При желании пулемет можно было переставить на вертлюг, расположенный на корме. В этом случае огонь можно было вести и по воздушным целям.

Бронетранспортер имел большое количество модификаций, которые имели некоторые отличия в конструкции и вооружении. Основными модификациями были Ausf. А, В, С и D, кроме них, существовали еще 23 узкоспециализированных вариантов машины.

Sd.Kfz.250

Sd.Kfz.250 был запущен в серийное производство несколько позже, чем БТР Sd.Kfz.251, в конструкции этих двух машин очень много общего. У них одинаковая схема и компоновка, оба бронетранспортера оснащались одним и тем же двигателем Maybach HL 42 TURKM.

Последнее обстоятельство обусловило несколько большую удельную мощность Sd.Kfz.250. Он относился к легким полугусеничным бронетранспортерам, весил 5,8 т (вместо 9,14 т у Sd.Kfz.251), его корпус был несколько уже и короче, чем у Sd.Kfz.251.Sd.Kfz.250 имел два варианта конструкции корпуса: старый (alt) и новый (neu), последний из которых был несколько проще. Так же как и его более массивный аналог, Sd.Kfz.250 имел бронированный корпус, открытое десантное отделение и экипаж из двух человек.

Обычно Sd.Kfz.250 применялся для транспортировки половины пехотного отделения. Бронетранспортер имел более десяти модификаций. Основным вооружением стандартной модификации машины являлся пулемет MG 34 со щитком.

Гусеничная часть ходовой состояла из пяти опорных катков на каждый борт.

На базе стандартной модификации были разработаны машины для выполнения самых разных функций: машина связи, которая могла оснащаться различными видами радиостанций, самоходный миномет с 81-мм минометом, установленным в середине десантного отделения, машины для перевозки боеприпасов. Также можно отметить модификацию, вооруженную легкой пушкой Kwk 37 или противотанковый вариант с 37-мм орудием.

На базе Sd.Kfz.250 было создано несколько разведывательных машин, бронетранспортер для корректировки огня и укладчик кабелей связи в прифронтовой зоне.

Характеристики Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

НазваниеSdKfz 251SdKfz 250
Год выпуска, год19391940
Всего произведено, шт.152527326
Масса, т9,14 т5,8
Экипаж, чел.2+102+4
Высота, м2,251,66
Ширина, м2,151,95
Длина, м5,764,56
Вооружениеодин или два 7,92-мм MG 34
ДвигательMaybach HL 42TKRM
Мощность, л. с.100 л. с.
Скорость, км/ч5076
Запас хода, км275320

militaryarms.ru

Броневик «Каратель» срисован с игры?

Несколько дней назад Владимиру Путину показали новый российский броневик «Каратель». Пользователи Сети быстро обнаружили сходство броневика с машиной из компьютерной игры Arma 3. Так кто же у кого «срисовал»?

«Каратель» разработан специально для российских спецслужб и напоминает «Бэтмобиль», хотя своё название, похоже, позаимствовал у другого известного супергероя. Внутри машины может разместиться до 10 бойцов — спина к спине — и вести огонь через бойницы. Машина бронирована по шестому классу (защищает даже от бронебойно-зажигательной пули винтовки СВД, выпущенной с дистанции 5−10 метров).

Но многочисленные пользователи Сети устроили штурм новостей о «Карателе», указывая на чёткое сходство российского броневика и броневика NATO из компьютерной игры Arma 3.

На деле в игре действительно задействован «Каратель». Но впервые броневик именно в этом дизайне представлен в 2012 году (заходной зимний снимок «Карателя» сделан именно тогда), а третья часть Arma в бета-версии вышла весной 2013-го (а в полной версии — даже осенью). В игру было добавлено несколько концептов, на тот момент не стоявших на вооружении и даже не всегда официально представленных — в их число вошёл и смоделированный по фотоснимкам «Каратель».

Так что это дизайнеры игры позаимствовали автомобиль у ЗИЛа, а не наоборот.

www.popmech.ru