Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото. Боевой раскрас


Боевой раскрас индейцев: история, значение, фото

Раскрашивать тело и, в том числе, лицо человек, как «животное» стадное и социальное, начал с древнейших времен. У каждого племени ритуальный макияж различался, но производился он в одних и тех же целях:

  • Обозначение племенной (семейной) принадлежности;
  • Определение и подчеркивание своего статуса внутри племени;
  • Объявление особых достижений и заслуг;
  • Обозначение уникальных качеств и умений, присущих данному индивиду.
  • Определение рода занятий в данный момент (боевые действия, охота и снабжение племени, разведка, мирный период и так далее).
  • Получение магической или мистической защиты для поддержки своих действий, как во время ведения военных действий, так и при участии в особых обрядах.
боевой раскрас индейцев детей

Помимо раскраски собственного тела (а фото раскраса индейца можно увидеть в нашей статье), североамериканские индейцы чертили соответствующие узоры и на лошадях. Причем практически в тех же целях, что и на себе.

Боевой раскрас индейцев

Как можно догадаться из названия, в раскрасе играла роль не только графика, но и цвет, который обозначал разные явления:

  • Красный – кровь и энергия. Согласно поверьям, он приносил удачу и успех в бою. В мирное время оттенял красоту и семейное счастье.
  • Черный – готовность к войне, бьющая агрессивность и сила. Этот цвет был обязательным при возвращении с победой.
  • Белый – означал скорбь или мир. Эти два понятия у индейцев были очень близки.
  • Голубым или зеленым раскрашивала себя интеллектуальная элита племени: мудрые и просвещенные, а также умеющие общаться с духами и богами люди. Зеленый цвет также нес данные о наличии гармонии.

Выход на «тропу войны»

«Отличный день для смерти» – с таким девизом североамериканские индейцы встречали весть о начале военного похода и начинали наносить боевой раскрас лица. Он подтверждал свирепую отвагу и непоколебимую храбрость воина, его статус и былые заслуги. Он должен был внушать ужас врагу, в том числе поверженному или взятому в плен, вселять в него страх и отчаяние, давать магическую и мистическую защиту носителю. Полосы на щеках подтверждали, что их хозяин неоднократно убивал врагов. При нанесении боевой раскраски учитывались факторы, не только устрашающие врага, но и дающие дополнительную защиту, в том числе и камуфляж.

Изображение ладони могло означать хорошие навыки рукопашного бой или владение оберегом, дающим владельцу скрытность и невидимость на поле боя. Неодинаковый, но однотипный боевой раскрас давал ощущение единства и родства в битве, как сейчас – современная армейская форма. Также он подчеркивал статус бойца, как знаки различия и ордена в наши дни.

боевой раскрас индейцев для детей

Боевой раскрас индейцев оказывался действенным средством для поднятия их боевого духа. Он же помогал справляться со страхом смерти, так как умирать следовало, как герою, с жаждой крови, переполняющей сердце. Нельзя было дать ему наполниться страхом смерти и желанием жить, ибо это позор для воина.

Особенности боевого раскраса лошадей

После окончания церемонии своего раскраса, если индеец сражался не в пешем порядке, переходили к лошадям. Светлой краской мазали коней темной масти, а животных светлой расцветки – красной краской. Белые окружности у конских глаз наносили в целях улучшения их зрения, а места ранений, как и у себя, помечали красным.

Символизм

Практически каждый индеец с самого начала юношества досконально знал особенности обычного и боевого раскраса как членов своего племени, так и родственных и союзных ему племен, а также всех известных врагов. Несмотря на то, что значение и смысл одного и того же символа или сочетания цветов у разных племен, в разное время, могло существенно отличаться, индейцы прекрасно ориентировались в этом практически бескрайнем море значений, чем вызывали неподдельное удивление и зависть контактировавших с ним белых. Некоторые откровенно восхищались, но большинство «белокожих» только сильнее ненавидели индейцев за такие качества, как верность слову и неписанному кодексу поведения, честность и откровенность в демонстрации своих намерений индейцами, что подтверждал боевой раскрас на их лицах.

Интересный факт: в настоящее время сложился устойчивый стереотип, будто прозвание «краснокожие» североамериканские индейцы получили за свой цвет кожи, якобы имеющий красноватый оттенок. На самом деле кожа у них чуть желтоватая и немного отливает светло-коричневым (у разных, тем более живущих далеко друг от друга, племен этот оттенок может разниться). А вот термин «краснокожие» возник и укоренился из-за раскраски лиц индейцев, в которой преобладал красный цвет.

боевой раскрас индейцев для

Отметим еще один любопытный факт. Только воины, отличившиеся в бою, имели право наносить краску на лицо своих жен.

Роль «бледнолицых» в осуществлении раскраса

Естественно, что индейцы и до появления белых, с их возможностями в промышленных масштабах производить и, соответственно, снабжать кого-либо красками любых оттенков, наносили боевой раскрас. Индейцам были известны разные сорта глины, сажа, жир животных, древесный уголь и графит, а также красители растительного происхождения. Но с появлением в племенах бродячих торговцев, а также после начала визитов индейцев в фактории, единственным товаром, который мог конкурировать с алкоголем (огненной водой) и оружием, стали краски.

раскрас индейца фото

Значение отдельных элементов

Каждый элемент боевой, и не только, раскраски индейцев обязательно означал что-то конкретное. Иногда – одинаковое у разных племен, но чаще просто очень и очень похожее. Кроме того, будучи нарисованным отдельно, узор мог означать одно, а в совокупности с другими элементами таких «татуировок», что-либо обобщающее или уточняющее, а в отдельных случаях – прямо противоположное. Значение боевого раскраса индейцев:

  • Отпечаток ладони, изображенный на лице, как правило, означал, что воин успешен в рукопашной схватке или очень хороший разведчик-невидимка. Для женщин своего или союзного племени данный элемент служил ориентиром надежной защиты.
  • Вертикальные красные линии на щеках и выше у многих племен означали число убитых врагов. У некоторых племен об этом же говорили черные горизонтальные полосы на одной из щек. А вертикальные отметины на шее означали количество боевых схваток.
  • Одни из племен раскрашивали лицо черной краской, полностью или частично, перед боем, а большинство уже после победоносной схватки, перед возвращением домой.
  • Очень часто закрашивалась область лица вокруг глаз, либо они обводились кругами. Обычно это означало, что враг не сможет спрятаться и воин нападет на него и победит с помощью духов или магии.
  • Красной краской отмечались следы ранений.
  • Поперечные линии на запястье или руках означали успешный побег из плена.
  • На бедрах раскрас параллельными линиями означал, что воин бьется в пешем порядке, а перекрещивающимися – в конном.
боевой индейцев для детей

Особенности

Индейцы, как правило, очень желали подчеркнуть в боевом раскрасе все свои достижения, но не приписывали себе лишнего, а переходили с одного статусного уровня на другой только по факту побед, убийств, наличия скальпов, признания соплеменниками и так далее. Боевой раскрас индейцев, вместе с тем, по минимуму наносили и только что пришедшие в соответствующий возраст юноши, а также молодые воины, еще не получившие возможности отличиться в боевых схватках. Иначе духи предков могли не узнать своих и не оказать им нужной помощи, а то и того хуже.

индейцев для детей

Индейцы, конечно, очень хорошо разбирались в социальной иерархии и знали своих вождей, в том числе и военных. Но это не означало, что вожди не подчеркивали свой высокий статус одеждой, головным убором и боевым раскрасом. Так, изображение квадрата говорило о том, что его носитель – вождь данного военного отряда.

Рисунки в виде голов хищных животных

Отдельно надо сказать о татуировках или рисунках красками в виде голов хищных животных, которые изображались на голове или теле и которые было очень сложно заслужить. В частности, они означали:

  • койот – хитрость;
  • волк – свирепость;
  • медведь – мощь и силу;
  • орел – отвагу и зоркость.

Раскраске подлежали предметы одежды и боевое оружие. На щитах, если воин пользовался им, места было много, и на него можно было наносить не только уже имеющиеся достижения, но те, к которым он стремился. А уж по пошиву, отделке и раскраске мокасинов даже ребенок мог определить племенную принадлежность его владельца.

Боевой раскрас лица военных

В наше практичное время и боевой раскраске придается сугубо практическое приземленное значение. Военным, в том числе разведке или спецназу, необходимо уменьшить заметность лица и открытых участков тела, в том числе век, ушей, шеи и рук. «Макияж» также должен решать важную задачу по защите от:

  • Комаров, гнуса и других насекомых, неважно кровососущие они или нет.
  • Солнечных и иных видов боевых и (не боевых) ожогов.

Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств. Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос. Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти). Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален.

боевой раскрас для детей

Детский раскрас

Боевой раскрас индейцев для детей сейчас делают очень часто, особенно мальчикам. Поэтому, раскрасив лицо и воткнув в шевелюру перо любой птицы, они весело гоняются друг за дружкой, размахивая игрушечным томагавком и громко крича, методом ритмичного прижимания ко рту открытой ладони. Такой макияж отлично годится для детских карнавалов и вечеринок. Безопасный аквагрим отлично имитирует боевой раскрас индейцев с фото оригинальных рисунков и легко смывается мылом и водой.

Заключение

Итак, мы рассмотрели суть и особенности боевого раскраса индейцев. Как видите, каждый цвет и рисунок имеет свое значение. На данный момент увидеть подобным образом раскрашенных индейцев будет сложно (разве что на карнавалах), но несколько сотен лет назад этому нюансу уделялось огромное внимание, а раскрас имел свою силу.

fb.ru

Боевая раскраска | Si vis pacem, para bellum!

В этом материале постараемся поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также изучить короткую инструкцию по её нанесению. 

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из растения вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо — вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки. 

maori2

Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными.

indeec

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

indeec1

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации — красоту и счастье, — если подобными цветами раскрашивали лица. Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращаясь в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение — мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Боевая раскраска

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа — подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

индейцы

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят тёмную краску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

boevaya raskraska

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев — видит их уже как лес.

Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей. 

boevaya raskraska2

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции.

boevaya raskraska4

Блестящие части тела — лоб, скулы, нос, уши и подбородок — окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица — вокруг глаз, под носом и под подбородком — в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

boevaya raskraska5

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют.

Battalion4th

На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

boevaya raskraska10

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

boevaya raskraska6

Современные тенденции

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Существуют разработки раскраски для лица, которые отражают инфракрасные лучи и защищают солдат от москитов и других насекомых. Обычно солдат сперва наносил защитный слой крема против насекомых, защищающий открытые участки кожи от укусов, а после того как крем впитается в кожу, наносилась защитная краска для лица. Сегодня существуют разработки, в которых эти две функции уместились в одном флаконе.

Цифровая защита CV (Computer Vision, или система распознавания лиц) разрабатывается в военных институтах, но существует и гражданская версия, которая называется CV Dazzle. За её основу взят военно-морской камуфляж Dazzle времён Первой мировой войны — чёрные и белые линии наносятся на кожу лица, что не позволяет компьютерной системе распознать лицо. Проект стартовал в 2010 году и направлен на цифровую защиту человека от городских камер, которых становится всё больше год от года. 

CV DAZZLE

 Инструкцию по нанесению на лицо

Инструкцию по нанесению на лицо Инструкцию по нанесению на лицо Инструкцию по нанесению на лицо Инструкцию по нанесению на лицо

И, наверное, не случайно в инструкции изображено лицо Арнольда Шварценеггера, ведь Арни, несомненно, знает толк в боевой раскраске. 

Predator

 

Источник: http://www.furfurmag.ru/furfur/all/culture/165701-boevaya-raskraska

paraparabellum.ru

История и правила нанесения боевой раскраски » Военное обозрение

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.

В этом материале мы постарались поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо — вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.

Вайда красильная

Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации — красоту и счастье, — если подобными цветами раскрашивали лица.

Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение — мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа — подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев — видит их уже как лес.

Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела — лоб, скулы, нос, уши и подбородок — окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица — вокруг глаз, под носом и под подбородком — в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Существуют разработки раскраски для лица, которые отражают инфракрасные лучи и защищают солдат от москитов и других насекомых. Обычно солдат сперва наносил защитный слой крема против насекомых, защищающий открытые участки кожи от укусов, а после того как крем впитается в кожу, наносилась защитная краска для лица. Сегодня существуют разработки, в которых эти две функции уместились в одном флаконе.

Цифровая защита CV (Computer Vision, или система распознавания лиц) разрабатывается в военных институтах, но существует и гражданская версия, которая называется CV Dazzle. За её основу взят военно-морской камуфляж Dazzle времён Первой мировой войны — чёрные и белые линии наносятся на кожу лица, что не позволяет компьютерной системе распознать лицо. Проект стартовал в 2010 году и направлен на цифровую защиту человека от городских камер, которых становится всё больше год от года.

topwar.ru

Раскраска, татуировка, прически. Индейцы Великих равнин

Раскраска, татуировка, прически

Боевая раскраска индейцев всегда привлекала повышенное внимание. Вот что пишет путешественник и художник Дж. Кэтлин, который в 1930-х годах посетил множество североамериканских племен.

Название «красных индейцев», вероятно, было дано им вследствие употребления охры и киновари, их любимых красок при разрисовывании тела и лица.

Этот обычай одинаков у всех племен. Они мешают краски с медвежьим жиром и, смотрясь в маленькое зеркало, которое покупают у торговцев, мажутся, употребляя вместо щеток свои пальцы. Раскраска считается частью костюма, и мало кто из индейцев покажется утром, не просидев целого часа или более за своим туалетом, не намазав и не расчесав волосы, не раскрасив лицо и члены.

Раскраски были индивидуальные и общие для какого-либо военного общества или племени.

Раскраска означает, что воин вернулся с воины, принеся много скальпов. Красное пятно — ранение в лоб. Палочка в волосах — убил врага одним выстрелом.

Индивидуальные зачастую отражали воинские заслуги. Так, пятна или полоски могли соответствовать количеству ку; лицо, выкрашенное черным, было знаком победы над врагом. Различные символы солнца, радуги, звезд, луны воплощали магические силы, которые защищали воина в бою. Каждое военное общество имело свою раскраску, нередко символизирующую его название. Были раскраски, присущие какому-то определенному племени. Воины Ассинибойнов, например, проводили по шее вниз к груди две черные полосы, глаза окружали белой краской, а лицо красили красным или красно-коричневым цветом.

Кроме того что раскраска сообщала об индейце какие-то сведения, служила магической защитой, была атрибутом эстетики, она также могла защищать от холода, снега, укусов насекомых. И даже лечить кожные заболевания! Посмотрим на состав некоторых красок — жир барсука или медведя плюс пигмент: белый — белая глина; красно-коричневый — киноварь, охра; сине-зеленый — голубая земля, добываемая у подножия Скалистых гор; черный — древесный уголь; коричневый — листья колючей груши; желтый — цветы различных растений.

Кроу. Праздничная прическа и раскраска воина

Волосы спереди выкрашены белой глиной

Оседжи. Прическа и раскраска воина

К волосам прикреплен роуч

Татуировка в основном играла роль защитной магии. Воины татуировали грудь и руки. Сиу наносили на запястья, подбородок или лоб знаки, которые служили как бы пропуском душе покойного в «вечную страну множества типи».

Индейские прически, как и одежда, тоже подвергались влиянию моды и на протяжении XIX века не раз менялись. В ранний период почти все кочевники и «фермеры» брились наголо, оставляя небольшой гребень на макушке. Эта прическа была признаком воина, а оставшаяся на голом черепе прядь волос называлась «скальповой» и означала вызов врагам — «попробуй возьми»! К концу XIX века такие прически сохранились лишь у некоторых Пауни, Оседжей и Саук-и-Фокс.

В 1830-50-х годах воины в основном носили длинные распущенные волосы, а на лбу оставляли чубчик, который свешивался на переносицу. Дольше всего этот стиль сохраняли Ассинибойны и Майданы. Чейенны, Черноногие, Гро-Вантры и Сарси нередко собирали волосы в пучок или косу на лбу. Духовные лидеры Черноногих и Сарси носили такую прическу до начала нынешнего века. Кайова и Кайова-Апачи обрезали волосы с правой стороны совсем коротко — чтоб не мешали при стрельбе из лука, а с левой оставляли длинными. В старые времена подобную прическу носили и Кроу, однако в середине XIX века у них сложился присущий только им стиль — сзади волосы оставались очень длинными и их не заплетали, по бокам над ушами делали две косы, а волосы на лбу обрезали совсем коротко — смазанные жиром или белой глиной, они торчали вертикально вверх. Прямой пробор и две косы по бокам — характерны для Сиу, Чейеннов, Арапахо, Команчей и некоторых Ассинибойнов. Волосы, зачесанные назад или на косой пробор, носили в первую очередь Черноногие, а также Кроу, Гро-Вантры, Ассинибойны, Шошоны, Не-Персе, Флатхеды.

Сиу, Шошоны и Кайова часто заплетали одну косу, а волосы с другой стороны оставляли распущенными. Иногда волосы обрезали коротко, они едва доходили до плеч — так делали Кайова, Кайова-Апачи, Ассинибойны. Большой популярностью пользовались и различные аксессуары для причесок, например, полоски из шкуры выдры или из сукна. Ими обматывали косы Сиу, Чейенны, Арапахо, Кайова, Команчи, Юта, Хикарилья, Тонкава, Хидатса, Манданы, Арикара. Чтобы волосы казались длиннее, Кроу крепили на затылке шиньоны. Самым красивым считался воин, чьи волосы волочились по земле. У Черноногих длина волос указывала на воинские качества: во-первых, красиво и престижно, во-вторых, в волосах содержится магическая сила, и, следовательно, в длинных волосах её больше. Обрезанные волосы были знаком траура.

Раскраска означает скорость и силу. Полукруг — сияющий небесный свод, молнии — скорость, зелёный цвет — земля.

Черноногие (Кайна). Прическа и раскраска вождя

С правой стороны волосы коротко обрезаны, в правое ухо вставлены шесть серег.

Своеобразное украшение из жесткой шерсти американского дикобраза или оленьего хвоста — роуч — носили воины всех племен. Это своеобразный гребень, который крепился к тоненькой косичке на макушке. Роуч был среди атрибутов многих военных обществ и являлся непременной регалией военного Танца Травы.

Воин носит волосы на косой пробор, сзади собранные в косу. Раскраска — знак воина. Борода — очень редкое для стенных индейцев украшение.

Раскраска воина, вернувшегося с войны с победой. Черный цвет — цвет победы, символизирует убитого врага, потухшие вражеские костры. На груди татуировка. «Помпадур» — хвостик или косичка посреди лба — типичная для Ассинибойнов прическа.

Совсем необычную прическу носили Ассинибойны — члены общества Медведя. Верх головы выбривался, а часть волос по бокам скручивалась в два шара, имитируя медвежьи уши.

Каких только вариантов выбривания головы не было в племени Омаха: оставляли полосу посередине, или крест, или сбривали волосы только с одной стороны, или оставляли какие-то клочки, хвостики…

Волосы на лице, в том числе и брови, выщипывали — иметь их считалось некрасивым.

Впрочем, Кайова и Юта иногда носили усы, а Понка небольшие бороды.

С серьгами ходили все мужчины — уши обычно прокалывали при рождении. В северных и центральных равнинах воины носили в каждом ухе одну, реже — две серьги, тогда как «фермеры» (Пауни, Оседжи, Ку-апо и другие) и кочевники южных равнин (Кайова, Кайова-Апачи) предпочитали множество серег, протыкая уши по всему краю. Без украшений в носу не обходились в древние времена Айова и некоторые племена плато[8].

Женщины у всех племён выглядели скромнее — волосы на прямой пробор, обычно заплетенные в две косы, выщипанные брови, несколько штрихов раскраски, серьги. Правда, женские серьги бывали очень длинными, порой до пояса; их делали из легких раковин денталия. А в целом же мужчины имели, конечно, более импозантный вид.

Кайова. Женская раскраска

Означает ожидание воина, возвращающегося с победой.

Внешность каждого воина была индивидуальна, но в то же время сообщала максимум информации о её обладателе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

необычные и неожиданные факты о макияже

На протяжении всей истории человечества макияж занимал не последнюю роль, а его назначение не всегда было одинаковым.

Масла в Египте

Около 12 тысяч лет назад древние египтяне стали использовать масла из разных трав, например розмарина, тимьяна, а также мяты, лилий роз и лаванды. Делалось это для того, дабы защищать кожу от ветра и солнца, а также приятно пахнуть. Как правило, представители древних культур имели неприятный естественный запах, но только не египтяне. Макияж как показатель статуса

Жители Древнего Рима пользовались макияжем исключительно в зависимости от статуса, от которого также зависел образ женщины, вплоть до ее украшений. Дамы зачастую задействовали тушь для глаз, мел и своеобразные румяна. Древнейшая косметика

В размещенной на просторах Южной Африки пещере некоторое время назад ученые обнаружили наиболее древние из найденных косметических средств, чей возраст превышает 164 тысячи лет. Всего в пещере имелось 57 разноцветных камней, некоторые из них были перетерты в пыль. Раньше считалось, что предки современного человека были недостаточно развиты для такого поведения, но оказалось, что для них тоже было важно поддержание красоты или нанесение боевого раскраса. Белила гейши

Впервые абсолютно белоснежный макияж гейши был применен в эпоху Хэйан, когда на просторы Японии начала попадать косметика из Китая. Этот макияж изготавливали из смеси рисовой муки и воды, а полученную пасту наносили ровным слоем на лицо. Яркий макияж Древнего Египта

Древние египтяне применяли множество ярких цветов в своем повседневном макияже, например, для получения яркого желтого или красного брали охру. В качестве теней нередко выбирали обожженный миндаль, а также толченый зеленый малахит. Запрет на макияж

Вплоть до 16 века христианская церковь всячески запрещала европейцам использовать макияж, твердя, что краска для лица применяется исключительно для сатанинских обрядов или же женщинами легкого поведения.Средневековье

Во времена Средневековья европейские женщины часто выщипывали брови, не оставляя ничего, и сбривали волосы, дабы таким образом поднять линию своего лба. Кроме того, часто в ход шли румяна и воск для губ. Императоры Китая

Более 3 тысяч лет назад представители высших семей Китая пользовались возможностью красить ногти. Независимо от пола и возраста императоры красили ногти в самые яркие цвета, когда людям из низших слоев населения это делать запрещалось. Французская революция

В период Французской революции в 19 веке дамы регулярно использовали яркие румяна и помаду, дабы обеспечить впечатление здоровья и процветания. Люди в некоторых других странах в то время стали осуждать такой внешний вид французов, подозревая их в сокрытии чего-то важного. Арабская депиляция

В эпоху Османской империи женщины в гаремах пользовались депиляцией с применением огня или токсичного побочного продукта от мышьяка. Нередко такие методы оставляли дамам болезненные ожоги.

www.anews.com

Глава 20. БОЕВОЙ РАСКРАС. Английский дом. Интимная история

Глава 20. БОЕВОЙ РАСКРАС

Я заметил, что женщины начали краситься. Прежде это считалось позором, ведь косметикой пользовались только проститутки.

Джон Ивлин, 1654

Трудные годы Английской гражданской войны уходили в прошлое, сменяясь изысканной эпохой Реставрации, и Джон Ивлин фиксирует момент перехода общества от умеренности к гедонизму. Действительно, употребление косметики привычно ассоциировалось с проституцией, хотя ею также пользовались лица королевской крови, придворные, актрисы и актеры, то есть все те, кому приходилось играть роль на публике.

В период правления Тюдоров люди фактически не имели представления о собственной внешности. Зеркал как таковых не было. Свое неясное отражение можно было увидеть лишь в начищенных до блеска предметах или в воде. (У щеголя Генриха VIII было семь металлических «зеркал».) Неудивительно, что и от художников никто не требовал точного сходства портрета с оригиналом. На полотне запечатлевали достаточно отвлеченные представления заказчика о самом себе: богатый убор, величественная поза, благородство черт, но — никакой жизни: кукла, а не человек.

Служанки ежедневно покрывали кожу знатных дам слоями свинцовых белил, превращая живых женщин в окостеневший символ чопорного величия и власти, что находит отражение на портретах того времени. В якобитский период одевание и нанесение макияжа отнимало уйму времени: приходилось долго стоять «перед зеркалом, что-то прикалывать и откалывать, добавлять и снимать, выравнивать и подправлять, рисовать голубые жилки и красить щеки». Женщины пытались добиться вожделенной бледности, ибо загорелая кожа была признаком низкого происхождения.

В XVII веке в моду входят розовые щеки и красные губы. На этот счет в обществе ведутся споры. Пуритане настаивают на том, что румяный, более естественный цвет лица — это почти грех. Косметика и духи олицетворяют тщеславие и сосредоточенность на собственной персоне и маскируют нечистые помыслы. Один особенно ревностный пуританин заявлял, что косметика — это «гниль», а накрашенная женщина — не что иное, как «навозная куча под красно-белым покровом». 7 июня 1650 года на рассмотрение парламента был даже вынесен «Закон против применения косметики, приклеивания черных мушек и ношения женщинами нескромных платьев». Впрочем, он так и не был принят.

В 1660 году Карл II вернулся из изгнания, и вместе с ним из Франции пришла мода на румяна, которыми смело пользовались французы. (В 1662 году на балу в душном зале его несчастная супруга Екатерина Брагансская была замечена с растекшейся на потном лице косметикой.) Но нарумяненные щеки не получили всеобщего признания — не все считали их признаком благородства и далеко не всем они нравились. Например, дамский угодник Сэмюэл Пипс отдавал предпочтение бледноликим женщинам. Про одну свою знакомую он говорил, что она «очень мила, но румянит щеки, за что я ее просто ненавижу».

Декоративные мушки (искусственные черные родинки) изначально приклеивались на лицо, чтобы скрыть прыщи или оспины. Но правила, определяющие их форму и расположение, вскоре сложились в мудреную систему символов. В период правления королевы Анны те дамы, что поддерживали вигов, приклеивали мушки на одну щеку, те, что выступали за тори, — на другую. Журнал «Спектейтор» в 1711 году писал, что «некая Розалинда, знаменитая сторонница вигов», имела несчастье родиться с естественной «прекрасной родинкой на той части лба, куда обычно наклеивают мушки приверженцы тори. Это сразу бросалось в глаза и многих вводило в заблуждение» относительно ее политических взглядов. В XX веке персонаж, придуманный Томасом Харрисом, — серийный убийца Ганнибал Лектер, владевший эзотерическим знанием, тоже умел читать «язык мушек»: пороховой ожог на щеке агента ФБР, симпатичной ему Клариссы Старлинг, появившийся точно на том месте, где мушка означала бы «мужество», привел его в полный восторг.

Мы успели забыть, что в XVII веке редко кто мог похвастать чистой кожей: прыщи и шрамы от них «украшали» чуть ли не каждое лицо, не ограничиваясь, как в наши дни, физиономиями подростков. Антибиотиков, не дающих инфекции, попавшей на эпидермис, развиться в полноценный гнойник, тогда не существовало. Студент Оксфордского университета Джеймс Вудфорд писал в 1751 году о том, какие мучения доставляет ему чирей на ягодице. Нарыв причинял жуткую боль, у бедняги-студента поднялся жар, и температура не падала, пока «однажды ночью фурункул не прорвался».

Мушки на лице этой дамы выдают в ней сторонницу вигов.

Считалось, что проказа и сифилис, сопровождающиеся высыпаниями на коже, свидетельствуют не только о физическом, но и о нравственном разложении человека, поэтому неудивительно, что больные всячески стремились скрыть следы недуга. Целебные препараты — от снадобья на основе молока ослицы, чтобы «женщина выглядела бодрой и свежей, как в пятнадцать лет», до лосьона из цветков бобовых, «убирающего с лица пятна», — готовили в домашних условиях. Не все они были безвредны. Например, в состав популярного в георгианскую эпоху крема от прыщей, придуманного Элайзой Смит, входила сера, а Джейкоб Уэккер изобрел мазь для ногтей, содержащую мышьяк и собачьи экскременты.

Косметика, маскирующая изъяны внешности, подчеркивала женственность дам, соответственно оттеняя мужественность кавалеров (видимо, это льстило мужскому самолюбию, иначе вряд ли мужчины одобрительно относились бы к тому, что их жены выглядят как женщины легкого поведения). «Увы! Стыдливый румянец скромности всегда будет привлекать сильнее, чем искра светлого ума», — сетовал в 1798 году один особенно чуткий к переменам современник эпохи Просвещения. Правда, «слишком яркий» макияж во все времена служил намеком на сексуальную доступность. Барбара Пим в своем романе «Джейн и Пруденс» (1953), характеризуя одну из героинь, описывает ее веки: «ярко-зеленые, лоснящиеся, будто намазанные жиром». «Неужели именно так должна сегодня краситься незамужняя девушка? — недоумевает автор. — Утомительное дело…»

В XVIII веке растет спрос на мужскую косметику. «Щеголя» нового поколения «прыщик беспокоил больше, чем рак». Чтобы защитить легкие от пудры, которой он и его такие же расфуфыренные приятели обильно посыпали парики и сюртуки, они пользовались конусообразной маской, а перед выходом в свет щедро поливали духами перчатки и носовые платки. И «вот он появляется, благоухающий, как парфюмерная лавка, похожий на гордый корабль, идущий на всех парусах, но с пустыми трюмами».

В XVIII веке намекнуть мужчине, что он выглядит женоподобно, значило нанести ему жестокое оскорбление. В викторианскую эпоху гомосексуализм все еще считался преступлением, за которое карали смертью, хотя общество, вопреки недовольству пуритански настроенных моралистов, не имело ничего против мужской косметики. Но уже в конце XVIII века благодаря усилиям уже упоминавшегося Красавчика Браммелла из Бата сложился идеал мужественности, которому предстояло продержаться следующие два столетия: безупречно чистое мужское тело, не знакомое с духами и макияжем.

В XX веке макияж постепенно перестал ассоциироваться в общественном сознании с проституцией. Алые губы были (и продолжали оставаться) символом привлекательности и соблазна, символизируя независимость и склонность идти наперекор общему мнению. Суфражистки, наслаждаясь отвоеванной свободой, отдавали предпочтение ярко-красной помаде фабричного производства перед помадой домашнего изготовления — несмотря на все сопряженные с этим риски. Более осторожным и экономным женщинам справочник по уходу за внешностью, изданный в 1910 году при участии газеты «Дейли миррор», предлагал рецепт изготовления помады в домашних условиях: борная кислота, кармин, парафин и «розовое масло для аромата» — вот и все, что требовалось. По мере того как движение суфражисток набирало силу и получало одобрение в обществе, даже солидные респектабельные женские журналы понемногу начали печатать на своих страницах рекламу фабричной косметики.

Поколение, достигшее совершеннолетия в 1920 году, уже не видело в губной помаде ничего неприличного. Она получила широкое признание среди всех без исключения женщин, независимо от их классовой принадлежности. Заметное влияние на стиль макияжа оказывали кино и телевидение: зрительницы охотно копировали то, что видели на экране. В 1930-е годы Грета Гарбо ввела моду на брови «в ниточку», и вслед за ней выщипывать брови принялись все поклонницы кино. «Никогда не доставайте губную помаду, зеркальце и пудру за обеденным столом», — наставлял слишком ревностных любительниц макияжа справочник по этикету 1920-х годов.

В период между двумя мировыми войнами медсестры, работавшие в больницах, дружно жаловались на то, что им запрещают пользоваться помадой. А вот принцесс Елизавету и Маргарет Роуз (1926 и 1930 года рождения соответственно) с ранних лет приучали пользоваться декоративной косметикой. В 1953 году перед транслировавшейся по телевидению коронацией новая королева, неплохо разбиравшаяся в секретах макияжа, красилась сама. Удивительная и, согласитесь, трогательная деталь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

ИНДЕЙЦЫ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ | Индейцы. Школьный путеводитель | Шпаковский В.О.

Столкновения между индейскими племенами происходили из-за охотничьих угодий, озер, в которых в изо­билии рос дикий рис, древней вражды. Племена, разво­дившие лошадей, подвергались набегам индейцев, ко­торые желали таким образом обзавестись лошадьми, а племена кочевников, например навахи, нападали на индейцев-земледельцев — пуэбло и тэва, чтобы добыть у них запас кукурузы на зиму. Нападали индейцы и на поселения белых людей, представлявшиеся им хранили­щами сокровищ. Разумеется, военные действия нередко велись и «просто так». Так воспитывали индейскую молодежь.

Обычно поход одних индейцев против других начинал­ся с того, что какой-нибудь авторитетный (хотя и не обязательно!) в племени индеец объявлял о своем желании пойти в поход против одного из соседних индейских пле­мен. Далее следовали выступления уважаемых воинов, вспоминавших о своих былых победах, а женщины пели воинственные песни, сопровождая их громкими завыва­ниями, тем самым возбуждая отвагу в тех, кому ее не хва­тало.

Девушка-воин племени сиу-тетон со знаменем общества Храбрых сердец, 1860-1890 гг.

Когда боевой дух воинов достигал нужных высот, они собирались у палатки или жилища своего вождя и постились три дня, употребляя различные рвотные средства в целях очищения организма. Считалось, что даже ма­лейшее нарушение правил подготовки к походу могло повлечь за собой его неудачу!

В то время как добровольцы постились, старшие рассказывали им о более ранних войнах, подчеркивая в них собственную роль. Все пели и принимали участие в воен­ных плясках. Пост заканчивался церемониальным пир­шеством, во время которого воины ели мясо оленя и со­баки, чтобы быть такими же быстрыми, как олень, и по­корными своему предводителю, как собака. Только после этого воины окрашивали себя в красный и черный цвета и были готовы выйти на тропу войны.

Индейцы были хорошими наездниками — они могли ездить на лошадях даже без седла и стремян, однако бо­гато украшенное седло свидетельствовало о заслугах всад­ника. Стремена часто делались из дерева и обертывались кожей.

Индеец из племени нез-персэ

Во главе колонны шел вождь. Он нес сумку с лекарс­твенными снадобьями, содержащую также священные предметы и талисманы, способные сделать его воинов не­уязвимыми для вражеских копий и стрел. Случалось, что в качестве талисманов в такие походы брали с собой даже девушек, членов особых военных обществ, призванных возбуждать в воинах воинский дух! Каждый воин вни­мательно следил за тем, не обнаружится ли какое-либо дурное предзнаменование, например ствол дерева стран­ной формы или животное, ведущее себя необычно. И если что-либо подобное замечалось, военная операция отменялась.

Если никаких неблагоприятных знамений не наблюдалось, то воины при приближении к вражеской терри­тории испускали радостный крик. Затем, одетые только в набедренную повязку и мокасины, они выстраивались в цепочку по одному и ступали след в след, чтобы нельзя было бы догадаться, как много прошло здесь людей. Во­ины шли осторожно, не ломая ни единой веточки, чтобы случайно не возбудить подозрений врага. Вот как описы­вает свидетель оружие индейских воинов: для нападения им обычно служили «луки и стрелы, которые они носи­ли в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечни­ков и зубами рыб, очень острыми; стреляли они с боль­шим искусством и силой. Их луки были из превосходно­го желто-бурого дерева удивительной прочности, скорее прямые, чем изогнутые, а тетива — из их конопли. Дли­на лука всегда несколько меньше того, кто его несет. Стре­лы из тростника, очень тонкого, который растет в лагунах, длиной свыше пяти пядей. Они пригоняли к трост­нику кусок тонкой палочки, очень прочной, к которой был прикреплен кремень».

Искусство обращения с луком приобреталось индейцами с детства — мальчики сначала охотились на мел­кую дичь, вроде ящериц и мышей, и со временем они ста­новились искусными снайперами.

Арапахо

Нередко, если противник обнаруживал наступающих и преимущество внезапности терялось, отряд отступал без единого выстрела. Однако бывало и так, что сраже­ние начиналось с обмена оскорблениями и угрозами, пос­ле чего следовал свисток вождя, воины бросались в бой, и начиналась кровавая схватка. Если же противникам удавалось договориться, то в ознаменование этого выкуривалась трубка мира, и воины расходились.

Знаки отличия на перьях головных уборов индейцев прерий. По ним можно было узнать о ранениях владельца головного убора, количестве убитых им врагов, числе добытых скальпов и о многом другом…

Обычно нападающие стремились окружить неп

www.indiansworld.org