Перспективная БМП «Атом». Франция/Россия. Бмп атом


Тяжёлый «Атом» » Военное обозрение

Несколько лет назад отечественная оборонная промышленность впервые представила макетный образец перспективной тяжелой колесной боевой машины пехоты. В дальнейшем разработка нового проекта была остановлена в связи с экономическими и политическими проблемами, однако в дальнейшем ее продолжили. Результатом продолжения требуемых работ в обозримом будущем должно стать появление обновленной версии БМП «Атом». После некоторого простоя отечественные предприятия получили возможность продолжить работу над многообещающим проектом.

Проект колесной БМП «Атом» изначально являлся совместной разработкой российской и французской промышленности, что в дальнейшем негативным образом сказалось на его реализации. В начале текущего десятилетия российский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод», подписал договор с французской компанией Renault Trucks Defence, целью которого была совместная работа над перспективным образцом колесной бронетехники тяжелого класса. Вскоре совместными усилиями две организации разработали проект, который в дальнейшем был воплощен в виде макетного образца для демонстрации на выставках.

Первая демонстрация БМП "Атом" в 2013 году. Фото Wikimedia Commons

Первый публичный показ перспективной колесной БМП, получившей название «Атом», состоялся в сентябре 2013 года в ходе выставки Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле. На выставочной площадке рядом с другими образцами техники, разрабатываемыми и выпускаемыми корпорацией «Уралвагонзавод» и предприятиями из ее состава, был помещен образец новой колесной боевой машины. Совместная российско-французская разработка заинтересовала специалистов и широкую общественность, вскоре став одной из главных тем обсуждений того времени.

Во время первой демонстрации отмечались основные преимущества представленного проекта. Утверждалось, что опыт французских конструкторов из Renault Trucks Defence позволил создать современное шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и т.д., а российский ЦНИИ «Буревестник» создал уникальный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой, способный обеспечить безоговорочное превосходство над другой военной техникой схожего класса. Ожидалось, что полноценная БМП нового проекта сможет решать основные задачи по перевозке личного состава и огневой поддержке спешившихся войск с повышенной эффективностью.

Также новый проект в перспективе подразумевал создание целого семейства специализированной техники на базе общего шасси. Характеристики шасси «Атом» позволяли перевозить до 7 т полезной нагрузки внутри грузового или пассажирского отсека объемом 10,7 куб.м. Благодаря этому на основе базовой конструкции можно было создать не только боевую машину пехоты или бронетранспортер, но и другие образцы. В рекламных материалах по проекту упоминались зенитная самоходная установка с 57-мм орудием, самоходка с 120-мм пушкой, а также ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная машины. От представленной БМП они должны были отличаться составом специального оборудования и вооружения.

Информационный стенд проекта. Фото Bastion-karpenko.ru

Позже представители компаний-разработчиков раскрыли предпосылки к началу сотрудничества с зарубежными предприятиями. Одной из главных причин появления совместного российско-французского проекта «Атом» стало отсутствие отечественных шасси с требуемыми характеристиками. Российская оборонная промышленность несколько лет назад не могла предоставить ЦНИИ «Буревестник» какое-либо колесное шасси, способное нести перспективный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой. Французская машина от Renault Trucks Defence, в свою очередь, соответствовала этим требованиям и могла использоваться в новом проекте.

В начале апреля 2014 года появились новости о событиях и решениях, которые могли привести к полной остановке работ над проектом «Атом». По данным французских средств массовой информации, компания Renault Trucks Defence решила приостановить совместную работу с корпорацией «Уралвагонзавод». Официальным поводом для этого стали санкции, введенные правительством Франции в отношении России в связи с событиями начала 2014 года. Тем не менее, речи о полной остановке работ тогда не шло. При этом присутствовали определенные риски, связанные с третьими странами. В числе субподрядчиков проекта была шведская компания Volvo, у которой планировалось заказывать отдельные элементы силовой установки и ходовой части. Планы официального Стокгольма по присоединению к антироссийским санкциям могли повредить совместному российско-французскому проекту.

Макетный образец совместной российско-французской сборки. Фото Wikimedia Commons

В июне того же года ситуация отчасти прояснилась. В ходе выставки Eurosatory-2014, прошедшей во Франции, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севостьянов сделал важное заявление, касавшееся проекта «Атом». По его словам, разработка проекта усилиями российских и французских специалистов успешно продолжается. Разработка теперь ведется с целью предложения новой машины потенциальным заказчикам в лице зарубежных стран.

Через несколько месяцев, в сентябре 2014 года, генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко вновь поднял тему проекта «Атом». На тот момент утверждалось, что на ближайшей выставке IDEX-2015 в Объединенных Арабских Эмиратах планировалось показать новый образец перспективной БМП. Теперь российская промышленность собиралась изготовить прототип своими силами и без помощи зарубежных партнеров. Также высказывалась надежда в скорой демонстрации новой разработки на ходу и на стрельбище.

Также в первой половине прошлого года представители российской стороны проекта «Атом» несколько раз упоминали планы по продолжению работ вместе с новым партнером. Так, в июне появились сообщения о возможном начале сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами. Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» не исключил начало совместную работу с ОАЭ, если промышленность этой страны будет работать с сохранением имеющихся динамики и темпа. Вскоре эти данные были уточнены. Теперь утверждалось, что разработка проекта «Атом» продолжается российскими специалистами самостоятельно. Сотрудничество с ОАЭ, в свою очередь, ведется с использованием зарубежной базовой платформы.

Образец, представленный в 2014 году. Фото Wikimedia Commons

В апреле 2016 года О. Сиенко заявил, что теперь в проекте «Атом» задействованы специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов и Казахстана. Особые успехи в деле развития проекта достигнуты в рамках сотрудничества с ОАЭ в лице компании Emirates Defense Technologies. Версия перспективной машины, являющаяся результатом этих работ, основывается на шасси Enigma зарубежной разработки. При нормальном развитии проекта и отсутствии серьезных затруднений уже в этом году перспективный образец мог выйти на стрельбовые испытания. В случае с Казахстаном рассматривался вопрос создания другой версии проекта, в которой будет использоваться платформа, приобретенная казахской промышленностью у зарубежного разработчика.

Главной целью собственного варианта проекта «Атом», создаваемого российскими специалистами, является разработка нового шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и огневой мощи, соответствующими параметрам исходной машины французской компании Renault Trucks Defence. Последняя к настоящему времени окончательно вышла из проекта, из-за чего российской корпорации «Уралвагонзавод» приходится завершать работы самостоятельно или в кооперации с зарубежными компаниями.

Кормовая часть машины с аппарелью для десанта. Фото Bastion-karpenko.ru

По оценкам руководства российской корпорации, разработка перспективного колесного шасси, призванного заменить машину французского производства, должна завершиться в следующем году. До конца следующего года эту машину выпустят на испытания, по результатам которых будет определяться дальнейшая ее судьба. Технические подробности проекта пока не уточнялись. Утверждается лишь то, что оно будет гораздо лучше существующих образцов и получит более высокие характеристики.

Точный облик и технические характеристики отечественного шасси, создаваемого в качестве новой основы для боевой машины пехоты и других машин семейства «Атом», пока остается неизвестным. В то же время, еще несколько лет назад были опубликованы основные данные о БМП совместной российско-французской разработки, которые позволяют представить, какой должна быть новая колесная платформа. Есть основания полагать, что в определенных моментах новый отечественный проект шасси будет повторять французский, тогда как прочие особенности будут определяться в соответствии с имеющимися у отечественных инженеров опытом и наработками.

Исходным проектом предлагалось создание боевой машины пехоты тяжелого класса на колесном шасси. Кроме того, базовое шасси в дальнейшем могло стать основой для новых образцов техники иного назначения. Основным элементом перспективного образца должно было стать колесное шасси, разработанное преимущественно французскими специалистами. На нем предлагалось монтировать российский боевой модуль с вооружением повышенной мощности.

Десантное отделение БМП. На заднем плане видно рабочее место командира. Фото Wikimedia Commons

Шасси БМП «Атом» предлагалось строить с использованием актуальных идей и решений, а также современных комплектующих с требуемыми характеристиками. Предлагалось изготовление корпуса с клиновидным профилем лобовой части, образованным крупными верхней и нижней, а также узкой центральной броневыми деталями. Предусматривались вертикальные нижние части бортов с узлами креплений для ходовой части. Верхняя часть бортов, образовывавшая развитые ниши, должна была состоять из вертикальных и наклонных деталей. Также предусматривались горизонтальная крыша и кормовой лист, установленный с наклоном назад.

Корпус несущей конструкции предлагалось изготавливать из броневой стали, а также оснащать накладными деталями дополнительного бронирования. Защита такого корпуса, по информации авторов проекта, соответствовала 5 уровню стандарта STANAG 4569. В таком случае броня могла выдержать попадание подкалиберного снаряда 25-мм пушки или осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на дистанции 25 м. Также 5 уровень стандарта подразумевает защиту экипажа и десанта от подрыва взрывных устройств весом более 10 кг под ходовой частью или днищем.

В качестве дополнительных средств защиты проектом «Атом» предлагались различные решения и устройства. Предусматривалась возможность оснащения боевой машины пехоты навесными экранами для защиты от кумулятивных боеприпасов, системой активной защиты, средствами обнаружения лазерного облучения, защитой от оружия массового поражения и т.д. Также в составе ходовой части предлагалось использовать шины, пригодные для использования в поврежденном состоянии. Состав средств защиты и уровень бронирования могли изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

Возможный облик БМП на базе отечественного шасси. Кадр из видео от Politrussia.com

Компоновка корпуса машины должна была соответствовать актуальным взглядам на этот вопрос. В передней части корпуса, у правого его борта, помещался двигатель, сопряженный с некоторыми агрегатами трансмиссии. Слева от моторного отсека находилось отделение управления с рабочими местами водителя и командира, помещенными одно за другим. Центральный отсек и кормовая часть корпуса представляли собой десантное отделение. Отдельный отсек для боевого модуля первоначальным проектом не предусматривался – боевой модуль полностью помещался за пределами корпуса. Командир и водитель имели собственные люки. Десантное отделение получило кормовую аппарель и два люка в крыше.

В качестве основы силовой установки рассматривались двигатели фирм Renault и Volvo мощностью порядка 600 л.с. При помощи автоматической трансмиссии крутящий момент двигателя должен был распределяться на все восемь колес ходовой части, а также на водометные движители. Для перемещения по суше предлагалось использовать ходовую часть с формулой 8х8, оснащенную независимой подвеской колес. Также рядом с задними колесами на бортах корпуса помещались два водометных движителя для преодоления водных преград вплавь. Для управления по курсу в таком режиме используются подвижные заслонки, перекрывающие сопла движителей.

Новый "Атом" может нести боевой модуль "Байкал". Кадр из видео от Politrussia.com

Собственная длина шасси составляла 8,2 м, ширина – 3 м, высота (по крыше) – 2,5 м. Боевая масса техники могла меняться в достаточно широких пределах, будучи связанной с комплектацией машины, в первую очередь с составом бронирования и других средств защиты. Максимальная боевая масса определялась на уровне 32 т. При этом удельная мощность должна была достигать 18,75 л.с. на тонну, что позволяло показывать максимальную скорость на шоссе до 100 км/ч. Расчетный запас хода составлял 750 км.

Российским ЦНИИ «Буревестник» был разработан новый боевой модуль с вооружением увеличенного калибра. Это изделие представляло собой дистанционно управляемую башню с бронированием, соответствующим защите корпуса. На лобовой части башни помещался крупный блок ствольного вооружения, имеющий в своем составе автоматическое орудие калибра 57 мм и спаренный 7,62-мм пулемет. Конструкция башни обеспечивала круговую горизонтальную наводку и вертикальную в пределах от -8° до +70°. «Главный калибр» боевой машины мог показывать скорострельность до 140 выстрелов в минуту, а также имел возможность смены типа используемого боеприпаса. Полный боекомплект составлял 200 снарядов, готовый к применению – вдвое меньше. Эффективная дальность стрельбы основного орудия заявлялась на уровне 6 км. В зависимости от типа применяемого снаряда и особенностей цели, этот параметр мог быть увеличен до 16 км.

Следует отметить, что, несмотря на использование аналогичного оружия, боевой модуль «Атома» не имеет прямого отношения к системе АУ-220М «Байкал», являющейся важным элементом всех выставочных экспозиций последнего времени. Модули двух типов имеют определенное сходство, а также основываются на общих идеях, однако более новая система, по некоторым данным, не является прямым развитием предшествующей. Тем не менее, в будущем обновленный вариант тяжелой колесной БМП может получить как ранее разработанную башню с вооружением, так и модуль «Байкал».

Для поиска целей и наведения орудия предлагалось использовать оптико-электронное оборудование, размещенное на крыше новой башни. Эта аппаратура должна была работать совместно с пультом управления на рабочем месте оператора. Оператор имел возможность получать видеосигнал с приборов башни, с его помощью контролировать ситуацию и искать цели, а также выполнять наведение и стрельбу. Весь контроль за работой боевого модуля должен был производиться при помощи средств дистанционного управления. Прямое участие человека требовалось лишь в некоторых ситуациях, таких как пополнение готового к применению боекомплекта.

Возможный облик машины, вид на крышу. Оранжевым цветом выделены люки для экипажа и десанта. Кадр из видео от Politrussia.com

В конфигурации тяжелой боевой машины пехоты «Атом» должен был управляться экипажем из трех человек. В передней части корпуса, слева от двигателя, находились рабочие места водителя (впереди) и командира (за ним), оснащенные всеми необходимыми приборами контроля и органами управления. Позади командира и водителя располагалось место для наводчика-оператора вооружений. При помощи имеющихся приборов он должен был контролировать работу боевого модуля. Кормовая часть корпуса отдавалась под десантное отделение с местами для размещения бойцов с вооружением. Вдоль бортов размещалось по четыре кресла для десанта. Сиденья кресел могли подниматься в вертикальное положение, облегчая спешивание или освобождая объем для перевозки тех или иных грузов.

Согласно последним сообщениям о ходе проекта «Атом», опубликованным весной этого года, в настоящее время отечественная промышленность занимается созданием своего варианта колесного шасси, необходимого для дальнейшего развития перспективного образца военной техники. Завершить проектирование, построить прототип и вывести его на испытания корпорация «Уралвагонзавод» планирует в следующем 2017 году.

По-видимому, опытный образец БМП «Атом» полностью отечественной разработки и сборки впервые будет продемонстрирован на одной из российских выставок военной техники и вооружений следующего года. Если работы пойдут без каких-либо серьезных затруднений, то машину смогут показать не только на статической стоянке, но и даже в демонстрационных мероприятиях на полигоне. Тем не менее, пока все это остается делом достаточно отдаленной перспективы. Пока же продолжаются проектные работы.

БМП "Атом" на местности. Кадр из видео от Politrussia.com

Текущая ситуация вокруг проекта «Атом», а именно список зарубежных партнеров отечественных предприятий-разработчиков, делает очевидными перспективы новой техники. Вряд ли машины новой модели или даже целого нового семейства будут предлагаться отечественным вооруженным силам, для которых уже создается иной вариант колесной унифицированной платформы. Зато «Атом» в конфигурации БМП или в виде техники иного назначения может заинтересовать зарубежных заказчиков. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан уже проявили интерес к предложенной концепции, хотя и пожелали получить технику на основе самостоятельно выбранных шасси. В будущем можно ожидать подобной реакции от других государств.

БМП «Атом» может представлять интерес для зарубежных армий по целому ряду причин тактико-технического, экономического и эксплуатационного характера. При этом основной повод для интереса, как показывают совместные работы с ОАЭ и Казахстаном, кроется в новейшем боевом модуле с повышенными характеристиками огневой мощи. 57-мм автоматическая пушка резко выбивается из современных концепций вооружения бронетехники, отличаясь от «общепринятых» систем повышенными характеристиками. Как следствие, новая пушка может быть решающим преимуществом перед другими современными образцами боевых машин различных классов.

Проект перспективной бронетехники «Атом», представленный несколько лет назад, за время своей разработки успел столкнуться с заметными трудностями политико-экономического характера, однако все же не был остановлен. Наоборот, лишившись зарубежного партнера в лице французской компании Renault Trucks Defence, российская сторона продолжила работы, а также сумела заинтересовать новым предложением другие страны. Благодаря этому после некоторого перерыва работы по перспективной БМП «Атом» были продолжены. При этом отечественные специалисты ведут работы как самостоятельно, так и в кооперации с зарубежными коллегами. Таким образом, проект потерял некоторое время, однако все же сохранил свой коммерческий и боевой потенциал. Насколько успешно этот потенциал будет реализован – станет известно позже, когда опытные образцы обновленных машин «Атом» пройдут испытания, появятся на выставках и поспособствуют появлению контрактов.

По материалам сайтов:http://burevestnik.com/http://ria.ru/http://tass.ru/http://rg.ru/http://politrussia.com/http://otvaga2004.ru/http://bastion-karpenko.ru/

topwar.ru

обзор, характеристики, описание и отзывы

Россия на сегодняшний день - признанный во всем мире лидер по изготовлению вооружений и бронетехники.

Так, «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»» является одной из основных мощностей по производству техники для оборонного сектора. В составе этой корпорации находится более 30 различных предприятий промышленной отрасли, различных исследовательских институтов и конструкторских бюро как в России, так и в европейских странах.

Так, на базе этой корпорации уже долгое время разрабатывался концепт-проект БМП «Атом». бмп атом В этом проекте участвовала не только российская сторона, но и французские специалисты из Renault Truck Defence.

Особенности

По словам руководителя отдела разработки, проект предназначался для участия в международной выставке военной техники и боеприпасов, которая в 2013 году проходила в Нижнем Тагиле. Первый прототип представляет собой совместный проект.

На БМП «Атом» был установлен модуль с автоматической пушкой калибра 57 мм. Как уверяют разработчики, она отличается отличными баллистическими характеристиками. Есть возможность вести огонь по целям, расстояние до которых в три раза превышает доступные для 30-миллиметрового оружия, которым оборудуют аналогичную колесную технику во всех странах мира.

Также можно выделить еще одну особенность. Эта разработка полностью построена на шасси, созданном партнерами из Франции. Шасси надежно, полностью отвечает всем современным требованиям. Например, шасси имеет улучшенные характеристики по минной стойкости.

Итоги выставки

БМП «Атом» на выставке в Нижнем Тагиле вызвала неподдельный интерес у всех, кто видел прототип. бмп атом на выставке в нижнем тагиле Сегодня вы можете увидеть здесь изображения машины.

Так, на этих фотографиях можно увидеть неизвестную машину на колесной платформе. Колесная формула составляет 8x8. Этот неизвестный общественности объект был надежно убран от посторонних глаз брезентом.

Те, кто разбирается в военной технике, предполагали, что перед ними французская модель с башней от БМП-3. Однако позже выяснилось: это не что иное, как новая разработка. Впервые за всю историю оборонной промышленности отечественное предприятие совместно с коллегами из-за рубежа объединили усилия и смогли разработать перспективную модель и затем совместно продвигать ее на мировые рынки.

БМП «Атом» - характеристики

Французские специалисты специально для этой машины предоставили ходовую часть на восьми колесах, а также корпус от серийной модели VBCI. Российская сторона, в свою очередь, установила на платформу боевой модель с вращающейся башней.

Эксперты ожидают, что на базе этой машины в дальнейшем создадут целое семейство различной оборонной техники.

Колесная платформа может двигаться даже по пересеченной местности со скоростью более чем 100 км/ч. бмп проекта атом Также машина отлично плавает, а запаса хода ее хватит, чтобы преодолеть более 750 км.

Весовые характеристики самого тяжелого бронированного автомобиля на этой платформе, по мнению экспертов, могут составить 32 т. Для того, чтобы БМП «Атом» была достаточно подвижной и мощной, она оснащается двигателем от «Рено». Его мощность составляет 600 л.с., а работает он в паре с АКПП. Однако, если того желают заказчики, можно укомплектовать эту модель многотопливными двигателями отечественного производства, которые отличаются еще более высокими показателями мощности.

В ходе строительства этого концепта разработчики принимают комплекс мер, которые призваны значительно улучшить показатели живучести этого автомобиля. Так, корпус сделают блочным, уровень защиты от мин будет выше, также модель не будет подвержена воздействию от переносного противотанкового оружия.

Нужно сказать, что в качестве оружия в БМП «Атом» планируется использовать 57-миллиметровую пушку. Выбор калибра в этом случае не является случайностью. Это оружие (точнее, боеприпасы к данной пушке) способно уничтожать все существующие модели бронированной легкой техники мировых производителей, а также некоторые боевые танки.

Тактико-технические характеристики тяжелой БМП «Атом»

Итак, БМП может двигаться по различным типам местности со скоростью до 100 км/ч. Запаса хода хватит на 750 километров. Модель комплектуется АКПП, системой независимой подвески, а также комплектом оборудования для преодоления водных преград. Это что касается показателям по мобильности.

Живучесть обеспечивается следующим набором характеристик. Так, баллистическая защита поднята до пятого уровня. Корпус несущего типа, созданный по блочному принципу, изготовлен из специальной броневой стали. Шины были созданы таким образом, чтобы при возможном случайном проколе БМП могла двигаться и выполнять боевые задания. Также имеются возможности для монтажа противокумулятивных экранов, системы активной защиты, системы предупреждения от облучения. Корпус надежно защищен от любых видов оружия массового поражения.

Основные характеристики

Длина БМП составляет 8,2 метров, ширина – 3 метра, высота – 2,5 метра. тяжелой бмп атом Кузов рассчитан на одинадцать посадочных мест. Полная масса – до 32 тонн. Вход организован в задней аппарели, а попасть в кабину и выйти из нее можно через четыре люка на крыше.

Боевые характеристики

Пушка может эффективно стрелять и поражать цели на расстоянии 6 километров. Что касается скорострельности, она составляет до 140 выстрелов в минуту. Пушка предоставляет широкий диапазон углов наведения на цель.

Санкции России не помеха

Так, вследствие санкций, примененных к нашей стране, французские партнеры отказались от дальнейшего сотрудничества по БМП (проекта «Атом»). Но это не помешало найти новых партнеров в нашей стране.

Как заявляет директор проекта, новая машина будет полностью отечественного производства. бмп атом характеристики Кстати, в 2015 году техника была продемонстрирована в полностью рабочем состоянии на выставке в Абу-Даби. Новая боевая машина пехоты сумела поразить зрителей и специалистов.

Техника будущего

Да, именно так говорят об этой машине ее разработчики. Эксперты уверены, что она сможет занять достойное место в вооружении не только России, но и многих других государств.

Итак, мы выяснили, какие имеет БМП «Атом» технические характеристики и насколько отличается от предшественников.

fb.ru

Проект перспективной тяжёлой БМП «Атом»

Несколько лет назад отечественная оборонная промышленность впервые представила макетный образец перспективной тяжелой колесной боевой машины пехоты. В дальнейшем разработка нового проекта была остановлена в связи с экономическими и политическими проблемами, однако в дальнейшем ее продолжили. Результатом продолжения требуемых работ в обозримом будущем должно стать появление обновленной версии БМП «Атом». После некоторого простоя отечественные предприятия получили возможность продолжить работу над многообещающим проектом.

Проект колесной БМП «Атом» изначально являлся совместной разработкой российской и французской промышленности, что в дальнейшем негативным образом сказалось на его реализации. В начале текущего десятилетия российский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод», подписал договор с французской компанией Renault Trucks Defence, целью которого была совместная работа над перспективным образцом колесной бронетехники тяжелого класса. Вскоре совместными усилиями две организации разработали проект, который в дальнейшем был воплощен в виде макетного образца для демонстрации на выставках.

tyazhlaya_bmp_atom_1Первая демонстрация БМП «Атом» в 2013 году.

Первый публичный показ перспективной колесной БМП, получившей название «Атом», состоялся в сентябре 2013 года в ходе выставки Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле. На выставочной площадке рядом с другими образцами техники, разрабатываемыми и выпускаемыми корпорацией «Уралвагонзавод» и предприятиями из ее состава, был помещен образец новой колесной боевой машины. Совместная российско-французская разработка заинтересовала специалистов и широкую общественность, вскоре став одной из главных тем обсуждений того времени.

Во время первой демонстрации отмечались основные преимущества представленного проекта. Утверждалось, что опыт французских конструкторов из Renault Trucks Defence позволил создать современное шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и т.д., а российский ЦНИИ «Буревестник» создал уникальный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой, способный обеспечить безоговорочное превосходство над другой военной техникой схожего класса. Ожидалось, что полноценная БМП нового проекта сможет решать основные задачи по перевозке личного состава и огневой поддержке спешившихся войск с повышенной эффективностью.

Также новый проект в перспективе подразумевал создание целого семейства специализированной техники на базе общего шасси. Характеристики шасси «Атом» позволяли перевозить до 7 т полезной нагрузки внутри грузового или пассажирского отсека объемом 10,7 куб.м. Благодаря этому на основе базовой конструкции можно было создать не только боевую машину пехоты или бронетранспортер, но и другие образцы. В рекламных материалах по проекту упоминались зенитная самоходная установка с 57-мм орудием, самоходка с 120-мм пушкой, а также ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная машины. От представленной БМП они должны были отличаться составом специального оборудования и вооружения.

tyazhlaya_bmp_atom_2Информационный стенд проекта.

Позже представители компаний-разработчиков раскрыли предпосылки к началу сотрудничества с зарубежными предприятиями. Одной из главных причин появления совместного российско-французского проекта «Атом» стало отсутствие отечественных шасси с требуемыми характеристиками. Российская оборонная промышленность несколько лет назад не могла предоставить ЦНИИ «Буревестник» какое-либо колесное шасси, способное нести перспективный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой. Французская машина от Renault Trucks Defence, в свою очередь, соответствовала этим требованиям и могла использоваться в новом проекте.

В начале апреля 2014 года появились новости о событиях и решениях, которые могли привести к полной остановке работ над проектом «Атом». По данным французских средств массовой информации, компания Renault Trucks Defence решила приостановить совместную работу с корпорацией «Уралвагонзавод». Официальным поводом для этого стали санкции, введенные правительством Франции в отношении России в связи с событиями начала 2014 года. Тем не менее, речи о полной остановке работ тогда не шло. При этом присутствовали определенные риски, связанные с третьими странами. В числе субподрядчиков проекта была шведская компания Volvo, у которой планировалось заказывать отдельные элементы силовой установки и ходовой части. Планы официального Стокгольма по присоединению к антироссийским санкциям могли повредить совместному российско-французскому проекту.

tyazhlaya_bmp_atom_3Макетный образец совместной российско-французской сборки.

В июне того же года ситуация отчасти прояснилась. В ходе выставки Eurosatory-2014, прошедшей во Франции, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севостьянов сделал важное заявление, касавшееся проекта «Атом». По его словам, разработка проекта усилиями российских и французских специалистов успешно продолжается. Разработка теперь ведется с целью предложения новой машины потенциальным заказчикам в лице зарубежных стран.

Через несколько месяцев, в сентябре 2014 года, генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко вновь поднял тему проекта «Атом». На тот момент утверждалось, что на ближайшей выставке IDEX-2015 в Объединенных Арабских Эмиратах планировалось показать новый образец перспективной БМП. Теперь российская промышленность собиралась изготовить прототип своими силами и без помощи зарубежных партнеров. Также высказывалась надежда в скорой демонстрации новой разработки на ходу и на стрельбище.

Также в первой половине прошлого года представители российской стороны проекта «Атом» несколько раз упоминали планы по продолжению работ вместе с новым партнером. Так, в июне появились сообщения о возможном начале сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами. Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» не исключил начало совместную работу с ОАЭ, если промышленность этой страны будет работать с сохранением имеющихся динамики и темпа. Вскоре эти данные были уточнены. Теперь утверждалось, что разработка проекта «Атом» продолжается российскими специалистами самостоятельно. Сотрудничество с ОАЭ, в свою очередь, ведется с использованием зарубежной базовой платформы.

tyazhlaya_bmp_atom_4Образец, представленный в 2014 году.

В апреле 2016 года О.Сиенко заявил, что теперь в проекте «Атом» задействованы специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов и Казахстана. Особые успехи в деле развития проекта достигнуты в рамках сотрудничества с ОАЭ в лице компании Emirates Defense Technologies. Версия перспективной машины, являющаяся результатом этих работ, основывается на шасси Enigma зарубежной разработки. При нормальном развитии проекта и отсутствии серьезных затруднений уже в этом году перспективный образец мог выйти на стрельбовые испытания. В случае с Казахстаном рассматривался вопрос создания другой версии проекта, в которой будет использоваться платформа, приобретенная казахской промышленностью у зарубежного разработчика.

Главной целью собственного варианта проекта «Атом», создаваемого российскими специалистами, является разработка нового шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и огневой мощи, соответствующими параметрам исходной машины французской компании Renault Trucks Defence. Последняя к настоящему времени окончательно вышла из проекта, из-за чего российской корпорации «Уралвагонзавод» приходится завершать работы самостоятельно или в кооперации с зарубежными компаниями.

tyazhlaya_bmp_atom_5Кормовая часть машины с аппарелью для десанта.

По оценкам руководства российской корпорации, разработка перспективного колесного шасси, призванного заменить машину французского производства, должна завершиться в следующем году. До конца следующего года эту машину выпустят на испытания, по результатам которых будет определяться дальнейшая ее судьба. Технические подробности проекта пока не уточнялись. Утверждается лишь то, что оно будет гораздо лучше существующих образцов и получит более высокие характеристики.

Точный облик и технические характеристики отечественного шасси, создаваемого в качестве новой основы для боевой машины пехоты и других машин семейства «Атом», пока остается неизвестным. В то же время, еще несколько лет назад были опубликованы основные данные о БМП совместной российско-французской разработки, которые позволяют представить, какой должна быть новая колесная платформа. Есть основания полагать, что в определенных моментах новый отечественный проект шасси будет повторять французский, тогда как прочие особенности будут определяться в соответствии с имеющимися у отечественных инженеров опытом и наработками.

Исходным проектом предлагалось создание боевой машины пехоты тяжелого класса на колесном шасси. Кроме того, базовое шасси в дальнейшем могло стать основой для новых образцов техники иного назначения. Основным элементом перспективного образца должно было стать колесное шасси, разработанное преимущественно французскими специалистами. На нем предлагалось монтировать российский боевой модуль с вооружением повышенной мощности.

tyazhlaya_bmp_atom_6Десантное отделение БМП. На заднем плане видно рабочее место командира.

Шасси БМП «Атом» предлагалось строить с использованием актуальных идей и решений, а также современных комплектующих с требуемыми характеристиками. Предлагалось изготовление корпуса с клиновидным профилем лобовой части, образованным крупными верхней и нижней, а также узкой центральной броневыми деталями. Предусматривались вертикальные нижние части бортов с узлами креплений для ходовой части. Верхняя часть бортов, образовывавшая развитые ниши, должна была состоять из вертикальных и наклонных деталей. Также предусматривались горизонтальная крыша и кормовой лист, установленный с наклоном назад.

Корпус несущей конструкции предлагалось изготавливать из броневой стали, а также оснащать накладными деталями дополнительного бронирования. Защита такого корпуса, по информации авторов проекта, соответствовала 5 уровню стандарта STANAG 4569. В таком случае броня могла выдержать попадание подкалиберного снаряда 25-мм пушки или осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на дистанции 25 м. Также 5 уровень стандарта подразумевает защиту экипажа и десанта от подрыва взрывных устройств весом более 10 кг под ходовой частью или днищем.

В качестве дополнительных средств защиты проектом «Атом» предлагались различные решения и устройства. Предусматривалась возможность оснащения боевой машины пехоты навесными экранами для защиты от кумулятивных боеприпасов, системой активной защиты, средствами обнаружения лазерного облучения, защитой от оружия массового поражения и т.д. Также в составе ходовой части предлагалось использовать шины, пригодные для использования в поврежденном состоянии. Состав средств защиты и уровень бронирования могли изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

tyazhlaya_bmp_atom_7Возможный облик БМП на базе отечественного шасси. Кадр из видео от Politrussia.com

Компоновка корпуса машины должна была соответствовать актуальным взглядам на этот вопрос. В передней части корпуса, у правого его борта, помещался двигатель, сопряженный с некоторыми агрегатами трансмиссии. Слева от моторного отсека находилось отделение управления с рабочими местами водителя и командира, помещенными одно за другим. Центральный отсек и кормовая часть корпуса представляли собой десантное отделение. Отдельный отсек для боевого модуля первоначальным проектом не предусматривался – боевой модуль полностью помещался за пределами корпуса. Командир и водитель имели собственные люки. Десантное отделение получило кормовую аппарель и два люка в крыше.

В качестве основы силовой установки рассматривались двигатели фирм Renault и Volvo мощностью порядка 600 л.с. При помощи автоматической трансмиссии крутящий момент двигателя должен был распределяться на все восемь колес ходовой части, а также на водометные движители. Для перемещения по суше предлагалось использовать ходовую часть с формулой 8х8, оснащенную независимой подвеской колес. Также рядом с задними колесами на бортах корпуса помещались два водометных движителя для преодоления водных преград вплавь. Для управления по курсу в таком режиме используются подвижные заслонки, перекрывающие сопла движителей.

tyazhlaya_bmp_atom_8Новый «Атом» может нести боевой модуль «Байкал». Кадр из видео от Politrussia.com

Собственная длина шасси составляла 8,2 м, ширина – 3 м, высота (по крыше) – 2,5 м. Боевая масса техники могла меняться в достаточно широких пределах, будучи связанной с комплектацией машины, в первую очередь с составом бронирования и других средств защиты. Максимальная боевая масса определялась на уровне 32 т. При этом удельная мощность должна была достигать 18,75 л.с. на тонну, что позволяло показывать максимальную скорость на шоссе до 100 км/ч. Расчетный запас хода составлял 750 км.

Российским ЦНИИ «Буревестник» был разработан новый боевой модуль с вооружением увеличенного калибра. Это изделие представляло собой дистанционно управляемую башню с бронированием, соответствующим защите корпуса. На лобовой части башни помещался крупный блок ствольного вооружения, имеющий в своем составе автоматическое орудие калибра 57 мм и спаренный 7,62-мм пулемет. Конструкция башни обеспечивала круговую горизонтальную наводку и вертикальную в пределах от -8° до +70°. «Главный калибр» боевой машины мог показывать скорострельность до 140 выстрелов в минуту, а также имел возможность смены типа используемого боеприпаса. Полный боекомплект составлял 200 снарядов, готовый к применению – вдвое меньше. Эффективная дальность стрельбы основного орудия заявлялась на уровне 6 км. В зависимости от типа применяемого снаряда и особенностей цели, этот параметр мог быть увеличен до 16 км.

Следует отметить, что, несмотря на использование аналогичного оружия, боевой модуль «Атома» не имеет прямого отношения к системе АУ-220М «Байкал», являющейся важным элементом всех выставочных экспозиций последнего времени. Модули двух типов иметь определенное сходство, а также основываются на общих идеях, однако более новая система, по некоторым данным, не является прямым развитием предшествующей. Тем не менее, в будущем обновленный вариант тяжелой колесной БМП может получить как ранее разработанную башню с вооружением, так и модуль «Байкал».

Для поиска целей и наведения орудия предлагалось использовать оптико-электронное оборудование, размещенное на крыше новой башни. Эта аппаратура должна была работать совместно с пультом управления на рабочем месте оператора. Оператор имел возможность получать видеосигнал с приборов башни, с его помощью контролировать ситуацию и искать цели, а также выполнять наведение и стрельбу. Весь контроль за работой боевого модуля должен был производиться при помощи средств дистанционного управления. Прямое участие человека требовалось лишь в некоторых ситуациях, таких как пополнение готового к применению боекомплекта.

tyazhlaya_bmp_atom_9Возможный облик машины, вид на крышу. Оранжевым цветом выделены люки для экипажа и десанта. Кадр из видео от Politrussia.com

В конфигурации тяжелой боевой машины пехоты «Атом» должен был управляться экипажем из трех человек. В передней части корпуса, слева от двигателя, находились рабочие места водителя (впереди) и командира (за ним), оснащенные всеми необходимыми приборами контроля и органами управления. Позади командира и водителя располагалось место для наводчика-оператора вооружений. При помощи имеющихся приборов он должен был контролировать работу боевого модуля. Кормовая часть корпуса отдавалась под десантное отделение с местами для размещения бойцов с вооружением. Вдоль бортов размещалось по четыре кресла для десанта. Сиденья кресел могли подниматься в вертикальное положение, облегчая спешивание или освобождая объем для перевозки тех или иных грузов.

Согласно последним сообщениям о ходе проекта «Атом», опубликованным весной этого года, в настоящее время отечественная промышленность занимается созданием своего варианта колесного шасси, необходимого для дальнейшего развития перспективного образца военной техники. Завершить проектирование, построить прототип и вывести его на испытания корпорация «Уралвагонзавод» планирует в следующем 2017 году.

По-видимому, опытный образец БМП «Атом» полностью отечественной разработки и сборки впервые будет продемонстрирован на одной из российских выставок военной техники и вооружений следующего года. Если работы пойдут без каких-либо серьезных затруднений, то машину смогут показать не только на статической стоянке, но и даже в демонстрационных мероприятиях на полигоне. Тем не менее, пока все это остается делом достаточно отдаленной перспективы. Пока же продолжаются проектные работы.

tyazhlaya_bmp_atom_10БМП «Атом» на местности. Кадр из видео от Politrussia.com

Текущая ситуация вокруг проекта «Атом», а именно список зарубежных партнеров отечественных предприятий-разработчиков, делает очевидными перспективы новой техники. Вряд ли машины новой модели или даже целого нового семейства будут предлагаться отечественным вооруженным силам, для которых уже создается иной вариант колесной унифицированной платформы. Зато «Атом» в конфигурации БМП или в виде техники иного назначения может заинтересовать зарубежных заказчиков. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан уже проявили интерес к предложенной концепции, хотя и пожелали получить технику на основе самостоятельно выбранных шасси. В будущем можно ожидать подобной реакции от других государств.

БМП «Атом» может представлять интерес для зарубежных армий по целому ряду причин тактико-технического, экономического и эксплуатационного характера. При этом основной повод для интереса, как показывают совместные работы с ОАЭ и Казахстаном, кроется в новейшем боевом модуле с повышенными характеристиками огневой мощи. 57-мм автоматическая пушка резко выбивается из современных концепций вооружения бронетехники, отличаясь от «общепринятых» систем повышенными характеристиками. Как следствие, новая пушка может быть решающим преимуществом перед другими современными образцами боевых машин различных классов.

Проект перспективной бронетехники «Атом», представленный несколько лет назад, за время своей разработки успел столкнуться с заметными трудностями политико-экономического характера, однако все же не был остановлен. Наоборот, лишившись зарубежного партнера в лице французской компании Renault Trucks Defence, российская сторона продолжила работы, а также сумела заинтересовать новым предложением другие страны. Благодаря этому после некоторого перерыва работы по перспективной БМП «Атом» были продолжены. При этом отечественные специалисты ведут работы как самостоятельно, так и в кооперации с зарубежными коллегами. Таким образом, проект потерял некоторое время, однако все же сохранил свой коммерческий и боевой потенциал. Насколько успешно этот потенциал будет реализован – станет известно позже, когда опытные образцы обновленных машин «Атом» пройдут испытания, появятся на выставках и поспособствуют появлению контрактов.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Перспективная БМП «Атом». Франция/Россия | Альтернативная История

Ранее эта машина была представлена у нас на сайте как перспективная БМП «Бумеранг» (пост - http://alternathistory.org.ua/poyavilis-pervye-fotografii-perspektivnogo-okr-bumerang). Но, началась выставка RAE 2013, появились подробности, и стало ясно что это ни какой не «Бумеранг», а новая перспективная колёсная БМП «Атом» - совместная разработка наших и французских конструкторов.

Эта машина разработана совместно ОАО "НПК "Уралвагонзавод", французскими компаниями Renault Trucks Defense и Nexter Systems. Данный концепт тяжелой колесной боевой машины пехоты, предназначенный в основном для рынков третьих стран.

Концепт представляет собой модифицированное шасси французского бронетранспортера VBCI с колесной формулой 8х8 совместного производства Renault Trucks Defense и Nexter Systems, с установленным боевым отделением разработки нижегородского ОАО "ЦНИИ "Буревестник" с 57-мм автоматической пушкой (являющейся модификацией старой 57-мм автоматической пушки С-60). НПК "УВЗ" выступает интегратором данного меланжа. Предлагается также создание на той же базе целого семейства бронированных машин. Генеральный директор НПК "УВЗ" Олег Сиенко заявил, что "рассматривается также возможность создания СП с французской стороной для локализации этой продукции в России". Таким образом, НПК "УВЗ" заявило свои амбиции на выход на рынок колесной бронетехники.

По материалам - http://bmpd.livejournal.com/621165.html

Фото с сайта - http://www.militaryphotos.net

alternathistory.com

Новая колесная БМП типа "Атом"

БМП "Атом"Изначально проект боевой машины пехоты "Атом" разрабатывался совместно российским предприятием ОАО "Центральный научно-исследовательский институт 'Буревестник'", входящей в ОАО "НПК "Уралвагонзавод", и французской Renault Trucks Defense (RTD), входящей в шведскую группу Volvo AB и также, являющейся одним из мировых лидеров по производству тактических транспортных средств, колесных бронированных машин и силовых агрегатов для бронетанковой техники. Боевую машину пехоты "Атом" впервые представили на выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле.

Затем реализация российско-французского проекта по созданию тяжелой колесной боевой машины пехоты "Атом" была приостановлена из-за политической ситуации. И когда из-за санкций Франция вышла из партнерства, ее заменила компания Emirates Defense Technologies, производящее шасси для БМП под названием Enigma.

В рамках данной кооперации российская сторона предоставляла дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М ("Байкал") с пушкой калибра 57 миллиметров. Как объяснил генеральный директор корпорации "Уралвагонзавод" Олег Сиенко в интервью РИА Новости, участие Франции в проекте объяснялось тем, что в России не было нужной платформы для установки боевого модуля "Байкал": "Нам нужна была современная плавающая платформа с задним выходом аппарели и высадкой десанта".

Новую колесную БМП типа "Атом" на собственном шасси создадут в 2017 году

Глава "Уралвагонзавода" сказал, что корпорация создаст в 2017 году новую колесную БМП типа "Атом" на собственном шасси. Сейчас проект "Атом" (боевой модуль "Байкал" с пушкой калибра 57 миллиметров на шасси) разрабатывается с ОАЭ и Казахстаном.

"Наши молодые инженеры подключаются. Думаю, что они в 2017 году дадут новое шасси, которое выйдет на испытания, и он точно будет лучше, например, со схемой 'мотор-колесо', а это огромный запас хода, независимое движение колес. Это будет новая колесная БМП", - сказал гендиректор УВЗ.

Олег Сиенко отметил, что под этот проект уже есть готовый боеприпас. "Стрельбы подтвердили все характеристики. Это бронебойный, осколочно-фугасный, фугасный, для борьбы с БПЛА и пехотой", - сказал он.

В проекте БМП "Атом" участвуют ОАЭ и Казахстан

Генеральный директор корпорации "Уралвагонзавод" Олег Сиенко сообщил, что замороженный с Францией из-за санкций проект создания БМП "Атом" успешно реализуется с Объединенными Арабскими Эмиратами и Казахстаном.

"Он очень активно развивается с ОАЭ на платформе Enigma. При нормальном стечении обстоятельств мы сможем уже в этом году выйти на стрельбовые испытания", - сказал генеральный директор УВЗ.

Олег Сиенко выразил сожаление, что из-за санкций был свернут проект с Францией, где в рамках СП проект резко продвинулся вперед. "Но мы не остановились и теперь сами делаем - ставим боевой модуль с 57-миллиметровой пушкой на гусеничную машину", - сказал глава УВЗ.

По этому же проекту прорабатывается вопрос создания СП с Казахстаном, у которого появилась новая импортная лицензионная платформа, отметил Олег Сиенко.

Видео: Концепт БМП АТОМ

На выставке Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле

БМП "Атом"

ТТХ БМП АТОМ, данные на 2013 год

  CHASSIS
Dimensions (length / high/ width) 8.2 m / 3 m / 2.5 m
Crew 11 (3+8)
Combat weight up to 32 t (depending on required protection level and armour plating)
Embarking/disembarking 1 rear ramp, 4 roof hatches

Тяжелая колесная БМП "Атом"

  WEAPON STATION
Effective firing range 6 km
Rate of fire 120-140rds/min
Laying angles - Elevation -8°... +70°
Laying angles - Traverse 360°
Time required for change of ammunition type 1...3 sec
Ammunition, main total 180...200 rounds
Ready-to-fire rounds 80...100 rounds

Колесная БМП "АТОМ"

  MOBILITY
RENAUL Thigh-power engine (output 600 hp.)  
Max speed up to 100 km/h
Range, main fuel supply 750 km
Automatic gearbox  
Transmission with independent suspension  
Amphibious kit  

БМП "АТОМ"

  Additional information
SURVIVABILITY  
  • ballistic protection up to NA TO level 5 (ST ANAG 4569)
  • all-welded hull with modular armour plates
  • tyres with run-flat capability
  • slat armour
  • active protection system
  • laser warning system
  • CBRN protection
FIREPOWER  

Weapon Station armed with 57 mm automatic cannon provides engagement of:

  • light armoured and soft targets
  • A TGM crews and A TGLgunners
  • aerial targets (UAV, precision-guided munitions, aircrafts and helicopters)

Читайте также:

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Тяжелая колесная БМП "АТОМ" » Военное обозрение

Российский "Уралвагонзавод" и французская компания "Renault Trucks Defense" поделились информацией о будущей программе сотрудничества, которая ведется с февраля этого года.

Главным образом программа направлена на создание тяжелобронированной колесной техники, которая сможет конкурировать как на внутреннем так и на международном рынке.

Новая тяжелая боевая машина пехоты "АТОМ", была представлена широкой публике в Нижнем Тагиле на выставке вооружений RAE-2013. Эта машина была создана на таком же шасси, которое Renault использует для своей боевой машины пехоты VBCI Nexter состоящей на вооружении французской армии.

Тяжелая колесная БМП "АТОМ" "АТОМ" призван пополнить ряды колесных бронированных машин. "Уралвагонзавод" в соответствии со своей стратегией развития планирует расширить производственную базу гусеничных боевых машин новыми колесными, которые пользуется большим спросом.

"АТОМ" на одном шасси можно "адаптировать" под различные варианты использования, например он может стать: машиной огневой поддержки, бронетранспортером, машиной радиоэлектронной разведки, командирской и инженерной машиной.

Новую боевую машину также можно оснастить различными орудиями, начиная от автоматической пушки, и заканчивая 120 мм пушкой-минометом.

Тяжелая колесная БМП "АТОМ" Отсек для десантников может вместить до 8 человек, не считая 3-х членов экипажа. Башня "АТОМа" не проникает в корпус машины, оставляя необходимое пространство внутри. В корпусе есть 4 люка на крыше и трап сзади. "АТОМ" будет способен перемещаться по дороге со скоростью в 100 км/ч, с запасом топлива на 750 км. Также машина будет амфибиальна и может транспортироватся по воздуху с помощью военно-транспортных самолетов.

В заявлении французского Renault Trucks Defense и российского "Уралвагонзавода" сообщается о том, что совместное сотрудничество между предприятиями началось в феврале этого года на выставке IDEX. И вот в результате такого партнерства и появился этот проект, который способен в будущем заменить на службе БТР-80.

armsofwar.ru

БМП «Атом» – перспективный проект для Российской армии

Несколько лет назад отечественная оборонная промышленность впервые представила макетный образец перспективной тяжелой колесной боевой машины пехоты. В дальнейшем разработка нового проекта была остановлена в связи с экономическими и политическими проблемами, однако в дальнейшем ее продолжили. Результатом продолжения требуемых работ в обозримом будущем должно стать появление обновленной версии БМП «Атом». После некоторого простоя отечественные предприятия получили возможность продолжить работу над многообещающим проектом.

tyazhlaya_bmp_atom_1

Первая демонстрация БМП «Атом» в 2013 году.

Воспользуйтесь нашими услугами

Проект колесной БМП «Атом» изначально являлся совместной разработкой российской и французской промышленности, что в дальнейшем негативным образом сказалось на его реализации. В начале текущего десятилетия российский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод», подписал договор с французской компанией Renault Trucks Defence, целью которого была совместная работа над перспективным образцом колесной бронетехники тяжелого класса. Вскоре совместными усилиями две организации разработали проект, который в дальнейшем был воплощен в виде макетного образца для демонстрации на выставках.

Первый публичный показ перспективной колесной БМП, получившей название «Атом», состоялся в сентябре 2013 года в ходе выставки Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле. На выставочной площадке рядом с другими образцами техники, разрабатываемыми и выпускаемыми корпорацией «Уралвагонзавод» и предприятиями из ее состава, был помещен образец новой колесной боевой машины. Совместная российско-французская разработка заинтересовала специалистов и широкую общественность, вскоре став одной из главных тем обсуждений того времени.

Во время первой демонстрации отмечались основные преимущества представленного проекта. Утверждалось, что опыт французских конструкторов из Renault Trucks Defence позволил создать современное шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и т.д., а российский ЦНИИ «Буревестник» создал уникальный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой, способный обеспечить безоговорочное превосходство над другой военной техникой схожего класса. Ожидалось, что полноценная БМП нового проекта сможет решать основные задачи по перевозке личного состава и огневой поддержке спешившихся войск с повышенной эффективностью.

Также новый проект в перспективе подразумевал создание целого семейства специализированной техники на базе общего шасси. Характеристики шасси «Атом» позволяли перевозить до 7 т полезной нагрузки внутри грузового или пассажирского отсека объемом 10,7 куб.м. Благодаря этому на основе базовой конструкции можно было создать не только боевую машину пехоты или бронетранспортер, но и другие образцы. В рекламных материалах по проекту упоминались зенитная самоходная установка с 57-мм орудием, самоходка с 120-мм пушкой, а также ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная машины. От представленной БМП они должны были отличаться составом специального оборудования и вооружения.

tyazhlaya_bmp_atom_2Информационный стенд проекта.

Позже представители компаний-разработчиков раскрыли предпосылки к началу сотрудничества с зарубежными предприятиями. Одной из главных причин появления совместного российско-французского проекта «Атом» стало отсутствие отечественных шасси с требуемыми характеристиками. Российская оборонная промышленность несколько лет назад не могла предоставить ЦНИИ «Буревестник» какое-либо колесное шасси, способное нести перспективный боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой. Французская машина от Renault Trucks Defence, в свою очередь, соответствовала этим требованиям и могла использоваться в новом проекте.

В начале апреля 2014 года появились новости о событиях и решениях, которые могли привести к полной остановке работ над проектом «Атом». По данным французских средств массовой информации, компания Renault Trucks Defence решила приостановить совместную работу с корпорацией «Уралвагонзавод». Официальным поводом для этого стали санкции, введенные правительством Франции в отношении России в связи с событиями начала 2014 года. Тем не менее, речи о полной остановке работ тогда не шло. При этом присутствовали определенные риски, связанные с третьими странами. В числе субподрядчиков проекта была шведская компания Volvo, у которой планировалось заказывать отдельные элементы силовой установки и ходовой части. Планы официального Стокгольма по присоединению к антироссийским санкциям могли повредить совместному российско-французскому проекту.

tyazhlaya_bmp_atom_3Макетный образец совместной российско-французской сборки.

В июне того же года ситуация отчасти прояснилась. В ходе выставки Eurosatory-2014, прошедшей во Франции, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севостьянов сделал важное заявление, касавшееся проекта «Атом». По его словам, разработка проекта усилиями российских и французских специалистов успешно продолжается. Разработка теперь ведется с целью предложения новой машины потенциальным заказчикам в лице зарубежных стран.

Через несколько месяцев, в сентябре 2014 года, генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко вновь поднял тему проекта «Атом». На тот момент утверждалось, что на ближайшей выставке IDEX-2015 в Объединенных Арабских Эмиратах планировалось показать новый образец перспективной БМП. Теперь российская промышленность собиралась изготовить прототип своими силами и без помощи зарубежных партнеров. Также высказывалась надежда в скорой демонстрации новой разработки на ходу и на стрельбище.

Также в первой половине прошлого года представители российской стороны проекта «Атом» несколько раз упоминали планы по продолжению работ вместе с новым партнером. Так, в июне появились сообщения о возможном начале сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами. Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» не исключил начало совместную работу с ОАЭ, если промышленность этой страны будет работать с сохранением имеющихся динамики и темпа. Вскоре эти данные были уточнены. Теперь утверждалось, что разработка проекта «Атом» продолжается российскими специалистами самостоятельно. Сотрудничество с ОАЭ, в свою очередь, ведется с использованием зарубежной базовой платформы.

tyazhlaya_bmp_atom_4Образец, представленный в 2014 году.

В апреле 2016 года О.Сиенко заявил, что теперь в проекте «Атом» задействованы специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов и Казахстана. Особые успехи в деле развития проекта достигнуты в рамках сотрудничества с ОАЭ в лице компании Emirates Defense Technologies. Версия перспективной машины, являющаяся результатом этих работ, основывается на шасси Enigma зарубежной разработки. При нормальном развитии проекта и отсутствии серьезных затруднений уже в этом году перспективный образец мог выйти на стрельбовые испытания. В случае с Казахстаном рассматривался вопрос создания другой версии проекта, в которой будет использоваться платформа, приобретенная казахской промышленностью у зарубежного разработчика.

Главной целью собственного варианта проекта «Атом», создаваемого российскими специалистами, является разработка нового шасси с высокими характеристиками подвижности, защиты и огневой мощи, соответствующими параметрам исходной машины французской компании Renault Trucks Defence. Последняя к настоящему времени окончательно вышла из проекта, из-за чего российской корпорации «Уралвагонзавод» приходится завершать работы самостоятельно или в кооперации с зарубежными компаниями.

tyazhlaya_bmp_atom_5Кормовая часть машины с аппарелью для десанта.

По оценкам руководства российской корпорации, разработка перспективного колесного шасси, призванного заменить машину французского производства, должна завершиться в следующем году. До конца следующего года эту машину выпустят на испытания, по результатам которых будет определяться дальнейшая ее судьба. Технические подробности проекта пока не уточнялись. Утверждается лишь то, что оно будет гораздо лучше существующих образцов и получит более высокие характеристики.

Точный облик и технические характеристики отечественного шасси, создаваемого в качестве новой основы для боевой машины пехоты и других машин семейства «Атом», пока остается неизвестным. В то же время, еще несколько лет назад были опубликованы основные данные о БМП совместной российско-французской разработки, которые позволяют представить, какой должна быть новая колесная платформа. Есть основания полагать, что в определенных моментах новый отечественный проект шасси будет повторять французский, тогда как прочие особенности будут определяться в соответствии с имеющимися у отечественных инженеров опытом и наработками.

Исходным проектом предлагалось создание боевой машины пехоты тяжелого класса на колесном шасси. Кроме того, базовое шасси в дальнейшем могло стать основой для новых образцов техники иного назначения. Основным элементом перспективного образца должно было стать колесное шасси, разработанное преимущественно французскими специалистами. На нем предлагалось монтировать российский боевой модуль с вооружением повышенной мощности.

tyazhlaya_bmp_atom_6Десантное отделение БМП. На заднем плане видно рабочее место командира.

Шасси БМП «Атом» предлагалось строить с использованием актуальных идей и решений, а также современных комплектующих с требуемыми характеристиками. Предлагалось изготовление корпуса с клиновидным профилем лобовой части, образованным крупными верхней и нижней, а также узкой центральной броневыми деталями. Предусматривались вертикальные нижние части бортов с узлами креплений для ходовой части. Верхняя часть бортов, образовывавшая развитые ниши, должна была состоять из вертикальных и наклонных деталей. Также предусматривались горизонтальная крыша и кормовой лист, установленный с наклоном назад.

Корпус несущей конструкции предлагалось изготавливать из броневой стали, а также оснащать накладными деталями дополнительного бронирования. Защита такого корпуса, по информации авторов проекта, соответствовала 5 уровню стандарта STANAG 4569. В таком случае броня могла выдержать попадание подкалиберного снаряда 25-мм пушки или осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на дистанции 25 м. Также 5 уровень стандарта подразумевает защиту экипажа и десанта от подрыва взрывных устройств весом более 10 кг под ходовой частью или днищем.

В качестве дополнительных средств защиты проектом «Атом» предлагались различные решения и устройства. Предусматривалась возможность оснащения боевой машины пехоты навесными экранами для защиты от кумулятивных боеприпасов, системой активной защиты, средствами обнаружения лазерного облучения, защитой от оружия массового поражения и т.д. Также в составе ходовой части предлагалось использовать шины, пригодные для использования в поврежденном состоянии. Состав средств защиты и уровень бронирования могли изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

tyazhlaya_bmp_atom_7Возможный облик БМП на базе отечественного шасси. Кадр из видео от Politrussia.com

Компоновка корпуса машины должна была соответствовать актуальным взглядам на этот вопрос. В передней части корпуса, у правого его борта, помещался двигатель, сопряженный с некоторыми агрегатами трансмиссии. Слева от моторного отсека находилось отделение управления с рабочими местами водителя и командира, помещенными одно за другим. Центральный отсек и кормовая часть корпуса представляли собой десантное отделение. Отдельный отсек для боевого модуля первоначальным проектом не предусматривался – боевой модуль полностью помещался за пределами корпуса. Командир и водитель имели собственные люки. Десантное отделение получило кормовую аппарель и два люка в крыше.

В качестве основы силовой установки рассматривались двигатели фирм Renault и Volvo мощностью порядка 600 л.с. При помощи автоматической трансмиссии крутящий момент двигателя должен был распределяться на все восемь колес ходовой части, а также на водометные движители. Для перемещения по суше предлагалось использовать ходовую часть с формулой 8х8, оснащенную независимой подвеской колес. Также рядом с задними колесами на бортах корпуса помещались два водометных движителя для преодоления водных преград вплавь. Для управления по курсу в таком режиме используются подвижные заслонки, перекрывающие сопла движителей.

tyazhlaya_bmp_atom_8Новый «Атом» может нести боевой модуль «Байкал». Кадр из видео от Politrussia.com

Собственная длина шасси составляла 8,2 м, ширина – 3 м, высота (по крыше) – 2,5 м. Боевая масса техники могла меняться в достаточно широких пределах, будучи связанной с комплектацией машины, в первую очередь с составом бронирования и других средств защиты. Максимальная боевая масса определялась на уровне 32 т. При этом удельная мощность должна была достигать 18,75 л.с. на тонну, что позволяло показывать максимальную скорость на шоссе до 100 км/ч. Расчетный запас хода составлял 750 км.

Российским ЦНИИ «Буревестник» был разработан новый боевой модуль с вооружением увеличенного калибра. Это изделие представляло собой дистанционно управляемую башню с бронированием, соответствующим защите корпуса. На лобовой части башни помещался крупный блок ствольного вооружения, имеющий в своем составе автоматическое орудие калибра 57 мм и спаренный 7,62-мм пулемет. Конструкция башни обеспечивала круговую горизонтальную наводку и вертикальную в пределах от -8° до +70°. «Главный калибр» боевой машины мог показывать скорострельность до 140 выстрелов в минуту, а также имел возможность смены типа используемого боеприпаса. Полный боекомплект составлял 200 снарядов, готовый к применению – вдвое меньше. Эффективная дальность стрельбы основного орудия заявлялась на уровне 6 км. В зависимости от типа применяемого снаряда и особенностей цели, этот параметр мог быть увеличен до 16 км.

Следует отметить, что, несмотря на использование аналогичного оружия, боевой модуль «Атома» не имеет прямого отношения к системе АУ-220М «Байкал», являющейся важным элементом всех выставочных экспозиций последнего времени. Модули двух типов иметь определенное сходство, а также основываются на общих идеях, однако более новая система, по некоторым данным, не является прямым развитием предшествующей. Тем не менее, в будущем обновленный вариант тяжелой колесной БМП может получить как ранее разработанную башню с вооружением, так и модуль «Байкал».

Для поиска целей и наведения орудия предлагалось использовать оптико-электронное оборудование, размещенное на крыше новой башни. Эта аппаратура должна была работать совместно с пультом управления на рабочем месте оператора. Оператор имел возможность получать видеосигнал с приборов башни, с его помощью контролировать ситуацию и искать цели, а также выполнять наведение и стрельбу. Весь контроль за работой боевого модуля должен был производиться при помощи средств дистанционного управления. Прямое участие человека требовалось лишь в некоторых ситуациях, таких как пополнение готового к применению боекомплекта.

tyazhlaya_bmp_atom_9Возможный облик машины, вид на крышу. Оранжевым цветом выделены люки для экипажа и десанта. Кадр из видео от Politrussia.com

В конфигурации тяжелой боевой машины пехоты «Атом» должен был управляться экипажем из трех человек. В передней части корпуса, слева от двигателя, находились рабочие места водителя (впереди) и командира (за ним), оснащенные всеми необходимыми приборами контроля и органами управления. Позади командира и водителя располагалось место для наводчика-оператора вооружений. При помощи имеющихся приборов он должен был контролировать работу боевого модуля. Кормовая часть корпуса отдавалась под десантное отделение с местами для размещения бойцов с вооружением. Вдоль бортов размещалось по четыре кресла для десанта. Сиденья кресел могли подниматься в вертикальное положение, облегчая спешивание или освобождая объем для перевозки тех или иных грузов.

Согласно последним сообщениям о ходе проекта «Атом», опубликованным весной этого года, в настоящее время отечественная промышленность занимается созданием своего варианта колесного шасси, необходимого для дальнейшего развития перспективного образца военной техники. Завершить проектирование, построить прототип и вывести его на испытания корпорация «Уралвагонзавод» планирует в следующем 2017 году.

По-видимому, опытный образец БМП «Атом» полностью отечественной разработки и сборки впервые будет продемонстрирован на одной из российских выставок военной техники и вооружений следующего года. Если работы пойдут без каких-либо серьезных затруднений, то машину смогут показать не только на статической стоянке, но и даже в демонстрационных мероприятиях на полигоне. Тем не менее, пока все это остается делом достаточно отдаленной перспективы. Пока же продолжаются проектные работы.

tyazhlaya_bmp_atom_10БМП «Атом» на местности. Кадр из видео от Politrussia.com

Текущая ситуация вокруг проекта «Атом», а именно список зарубежных партнеров отечественных предприятий-разработчиков, делает очевидными перспективы новой техники. Вряд ли машины новой модели или даже целого нового семейства будут предлагаться отечественным вооруженным силам, для которых уже создается иной вариант колесной унифицированной платформы. Зато «Атом» в конфигурации БМП или в виде техники иного назначения может заинтересовать зарубежных заказчиков. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан уже проявили интерес к предложенной концепции, хотя и пожелали получить технику на основе самостоятельно выбранных шасси. В будущем можно ожидать подобной реакции от других государств.

БМП «Атом» может представлять интерес для зарубежных армий по целому ряду причин тактико-технического, экономического и эксплуатационного характера. При этом основной повод для интереса, как показывают совместные работы с ОАЭ и Казахстаном, кроется в новейшем боевом модуле с повышенными характеристиками огневой мощи. 57-мм автоматическая пушка резко выбивается из современных концепций вооружения бронетехники, отличаясь от «общепринятых» систем повышенными характеристиками. Как следствие, новая пушка может быть решающим преимуществом перед другими современными образцами боевых машин различных классов.

Проект перспективной бронетехники «Атом», представленный несколько лет назад, за время своей разработки успел столкнуться с заметными трудностями политико-экономического характера, однако все же не был остановлен. Наоборот, лишившись зарубежного партнера в лице французской компании Renault Trucks Defence, российская сторона продолжила работы, а также сумела заинтересовать новым предложением другие страны. Благодаря этому после некоторого перерыва работы по перспективной БМП «Атом» были продолжены.

При этом отечественные специалисты ведут работы как самостоятельно, так и в кооперации с зарубежными коллегами. Таким образом, проект потерял некоторое время, однако все же сохранил свой коммерческий и боевой потенциал. Насколько успешно этот потенциал будет реализован – станет известно позже, когда опытные образцы обновленных машин «Атом» пройдут испытания, появятся на выставках и поспособствуют появлению контрактов.

По материалам: topwar.ru

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru