Боевая машина пехоты — 1 (БМП-1). Бмп 1 ттх


БМП-1 Боевая Машина Пехоты, Описание и Технические Характеристики ТТХ Пушки, Вооружение и Эксплуатация Двигателя, Вес Боекомплекта

Технические характеристики БМП-1 1966 года

  • Годы производства: 1966-1983гг.
  • Всего изготовлено: около 20000 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 8 человек.
  • Боевая масса — 12,6 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 2,94 м, высота — 1,88 м, клиренс — 370 мм.
  • Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект — 40 снарядов. 7,62-мм пулемет, боекомплект — 2000 патронов. ПТУР «Малютка«, боекомплект — 4 ракеты.
  • Толщина брони: 7-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

Фото БМП-1

Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.

Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.

Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.

В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.

Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.

Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.

БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.

Концепция БМП-1 и история ее создания

В середине 60-х годов прошлого века стало понятно, что бронетранспортер БТР-50П устарел и ему необходимо искать замену. Сразу несколько советских конструкторских бюро принялись за работу. В КБ Челябинского завода была разработана новая боевая машина БМП-1. Она стала первой в мире БМП, которую запустили в серийное производство. Главным конструктором этого проекта был Исаков. Челябинцы представили сразу несколько вариантов будущей машины.

В 1966 году БМП-1 приняли на вооружение, а в 1967 – она была впервые показана широкой публике во время парада в Москве.

БМП-1, в отличие от бронетранспортера, должна была не только доставлять пехоту, но и поддерживать ее в бою. Конструкция машины предусматривала решения подобных задач. На БМП-1 была установлена 73-мм пушка «Гром», пулемет, а также ПТУР «Малютка». На машину был установлен очень удачный дизельный двигатель В-2.

Следует сказать, что обычно на БМП устанавливают системы стабилизации вооружения, более совершенные прицелы и системы управления огнем, чем на бронетранспортеры. На БМП часто устанавливают системы пожаротушения, средства постановки дымовых завес. Хотя, по уровню броневой защиты БТР и БМП равнозначны. БТР обычно вооружен пулеметом, а на БМП чаще устанавливают пушечное вооружение.

БМП-1 выпускался в СССР, Польше, Чехии и Индии. Выпуск этих машин был прекращен в 1988 году.

Создание и начало эксплуатации этой бронемашины пришелся на период стремительного развития противотанковых средств. Основные претензии к этой машине, в первую очередь, связаны со степенью ее защищенности.

Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, которые могли поражать лобовую броню БМП-1 на расстоянии 1000 метров. Пушка «Бушмастер», установленная на основную американскую БМП «Бредли», могла пробить броню БМП-1 на расстоянии до 2000 метров.

Опыт афганской войны и арабо-израильского конфликта показал, что бортовая броня пробивается даже пулей калибра 12,7 миллиметров. Попадание же противотанковой гранаты приводило к возгоранию машины и подрыву боекомплекта.

БМП-1 состоял на вооружении нескольких десятков стран. Кое-где он находится в строю и сегодня. Эта бронемашина участвовала в конфликтах в разных частях мира. Были многочисленные попытки модернизации машины. Их основной целью было усиление вооружения и улучшение броневой защиты. Часто вместо гладкоствольной пушки «Гром» устанавливалась автоматическая пушка, гранатомет или противотанковый комплекс. В настоящий момент известны около двух десятков различных модификаций БМП-1. Кроме этого, на ее базе созданы многочисленные машины, которые выполняют различные специальные задачи. Описание их заняло бы много времени. Это и штабные машины, разведывательные, санитарные и даже машины, которые используются в народном хозяйстве для сугубо мирных целей.

Описание БМП-1

Двигатель на этой машине находится в передней части (справа), рядом с ним (слева) расположено отделение управления. Боевое отделение занимает центральную часть БМП, а сзади расположен десантный отсек, который вмещает восемь десантников.

Броня сделана из стальных катаных листов, которые установлены под большим углом. По бортам БМП расположены бойницы, которые закрыты специальными заслонками. Всю заднюю часть машины занимают десантные двери, которые выполняют еще и функции топливных баков. Башня БМП литая, круглой формы. В ней установлена 73-мм пушка «Гром» и пулемет. Также БМП вооружена противотанковыми ракетами «Малютка».

БМП-1 умеет плавать. Благодаря форме корпуса и специальным щиткам она может плыть со скоростью 7 км/ч. Передвижение в воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Опорные катки сделаны полыми, что улучшает плавучесть машины.

На машину установлен шестицилиндровый дизельный двигатель, который обеспечивает ей высокую подвижность. Ниже дано описание технических характеристик БМП-1.

ТТХ БМП-1

Боевая масса, кг12 600
Экипаж, чел.3+8
Основные размеры, мм
Длина6460
Ширина2940
Высота2068
Вооружение
73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка»
Механизм заряжанияэлектромеханический
Прицельное приспособление1ПН22М1
ИК-прожекторОУ-3ГА2
Средства постановки завесыТДА
Двигательдизель УТД-20
Максимальная мощность, л. с.300
Количество цилиндров6
Удельная мощность23,8
Емкость топливных баков, л462
Максимальная скорость, км/ч65
Запас хода, км600
Бронирование, ммиюня.26
РадиостанцияР-123М
Навигационная аппаратураГПК-59

Видео о машине

militaryarms.ru

Боевая машина пехоты — 1 (БМП-1)

Характеристики БМП-1

Боевая машина пехоты — 1 (БМП-1)
Страна: СССР
Тип: Боевая машина пехоты
Дата выпуска: 1966 г.
Длинна: 6740 мм
Ширина: 2940 мм
Высота: 1924 мм
Броня, лоб: 6-26 мм
Броня, борт: 6-26 мм
Броня, башня: 6-26 мм
Экипаж: 3 человека (+ 8 десантников)
Двигатель: УДТ-20, 300 л.с.
Дальность хода: 550 км
Максимальная скорость: 65 км/ч, по воде: 8 км/ч
Масса:12,6 -13,4 тонн в зависимости от модификации
Вооружение:73-мм пушка 2А28, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К11. Боекомплект: 40, 2000, 4.

К середине 50-х годов назрела необходимость в неком промежуточном элементе связки мотострелки-танки. Бронетранспортеры по большей части наступательным оружием не являлись предназначаясь все же для перевозки личного состава и его поддержки пулеметным огнем. А нужна была некая комбинация бронетранспортера и танка — хорошо бронированная, способная не только перевозить солдат, но и эффективно бороться с бронетехникой противника.

Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск, или боевой машины пехоты.

Проектирование БМП-1

В конкурсе на разработку машины приняли участие  КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков), КБ ВТЗ (И.В. Гавалов), а также алтайского, брянского и курганского машиностроительных завода.

Проектирование комплекса вооружения шло отдельно и было поручено КБ завода «Приборостроение» (г. Тула). Туляки создали по истине уникальную установку: 73-мм орудием 2А28 «Гром» спроектированное на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 «Малютка».

Уже в 1961 г. разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. Победителем конкурса был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием «объект 764«. После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением «объект 765» была рекомендована к войсковым испытаниям.

Чертеж боевой машины пехоты (БМП-1)

Чертеж боевой машины пехоты (БМП-1)

В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний «объект» был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины на Курганском машиностроительном заводе «Курганмашзавод», которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.

Модификации БМП-1

  • БМП-1К — машина командира батальона
  • БМП-1П — машина с ПТРК 9К113 «Конкурс»
  • БМП-1ПГ — с автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»
  • БМП-1Д — машина с дополнительным бронированием.

Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились:

  • БМП-1КШ «Поток-2» — командно-штабная машина
  • БРЭМ-2 — бронированная ремонтная эвакуационная машина
  • БРМ-1К — боевая разведывательная машина
  • ПРП-3, ПРП-4 — подвижные разведывательные пункты.
боевая машина пехоты (БМП-1)

боевая машина пехоты (БМП-1)

БМП-1 широко экспортировалась по всему миру: в страны Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.

Зарубежные модификации БМП-1:

  • BWP-1 (Польша)
  • Тип-86 (Китай)
  • BVP-1 (Чехословакия)
  • MLI-84 (Румыния)
  • BMP-1A (Германия).

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

БМП-1

БМП-1

Требования, предъявляемые к БМП, были сформулированы Главным бронетанковым управлением в конце 50-х. Армия потребовала, чтобы проектом предусматривалась установка новой системы вооружения, разработанной КБ «Приборостроение» в Туле. Ее основой которой была компактная башня, вмещающая одного человека. Главным оружием в башне было новое 73мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Это 73-мм орудие было уникальным оружием типа широко используемого противотанкового гранатомета РГГГ-7. Оно стреляло 73-мм гранатой ПГ-15, схожей с гранатой СПГ-9. Главное отличие было в мощности метательного заряда.

В других армиях пытались поставить на бронетехнику различные типы гранатометов и безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за обратно направленной реактивной струи при выстреле. «Гром» дополнял спаренный 7.62-мм пулемет ПКТ. Для борьбы с танками на дистанциях, превышающих 700-метровый радиус действия «Грома», над стволом пушки была установлена простая рельсовая пусковая установка новой противотанковой ракеты «Малютка» (натовское обозначение «Sagger»). Подобное сочетание вооружения давало беспрецедентную для такой легкой и компактной машины огневую мощь. Лобовая броня защищала от 20-мм натовских боеприпасов.

Хотя набор вооружения был избран заранее, относительно схемы самой БМП решения принято не было. В Советской Армии все еще настороженно относились к концепции пол-ностью гусеничной машины из-за опасения высокой цены, и многие пехотные офицеры считали, что обслужи-вание сложной гусеничной машины будет превыше возможностей солдат срочной службы. В результате ГБТУ решило разрабатывать БМП на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро и рассмотреть несколько различных схем конструкции. Среди этих КБ было конструкторское бюро Гавалова из Волгограда, позже получившее известность благодаря боевой машине десанта БМД-1, КБ Исакова - новое конструкторское бюро, образованное из группы конструкторов тяжелых танков в Челябинске, и небольшие группы конструкторов с машиностроительных заводов Рубцовска и Брянска.

Брянский проект - объект 1200 - был колесной схемы, основывающийся на богатом опыте брянцев с тяжелыми грузовиками, такими, как семейство БАЗ-543. Наиболее необычный предложенный проект - рубцовский объект 19 - был смешанным колесно-гусеничным, напоминающим довоенные австрийские «Зауэры». У этой машины была обычная колесная подвеска для передвижения по дорогам и гусеницы в середине корпуса, которые можно было опустить для улучшения проходимости. Двигатель располагался в корме, пехота выходила через люки на крыше сзади башни. Конструкторское бюро Гавалова предложило два проекта - объект 911 и объект 914. 911 был несколько более необычным. Под корпусом было четыре убирающихся колеса. При движении по дорогам эти колеса можно было опустить для придания дополнительного ускорения.

914 был более классическим, полностью гусеничным. Двигатель находился в корме, экипаж выхо-дил через крышу. Последний проект - исаковскнй объект 765 - также был полностью гусеничным. Главное различие между этим проектом, названным "Коршун", и остальными было в том. что у него двигатель находился впереди. Это позволило разместить в корме отделение для десанта с дверями для более удобной высадки.

Большинство прототипов было готово к испытаниям в 1961 г. И доставлены на главные полигоны в Ржеве и Кубинке около Москвы. В конце концов был принят исаковский объект 765. Результат не был удивительным. У колесного объекта 1200 были такие же ограничения по пе-редвижению по снегу, как и у уже имеющегося БТР-60ПБ. Колесно-гусеничные схемы были ужасно сложны, а их характеристики были плохими. Выбор пал на гаваловский объект 914 и исаковский объект 765. Из них 765 был явно бо-лее совершенным. Размещение десантного отсека в корме было намного более разумным, хотя двигатель и вооружение обеих машин было очень схожим В 1966-67 гг началось производство ограниченной серии объектов 765 как БМП для полевых испытаний. В их результате в проект были внесены небольшие изменения и в 1969 г БМП была принята на вооружение Советской Армии. В ожидании решения о выборе машины был подготовлен новый сборочный центр в Кургане на Урале, куда со временем перебралось конструкторское бюро Павла Исакова. Курган продолжал оставаться главным центром разработки и производства БМП, дополнительный завод и конструкторское бюро были в Челябинске.

Схема под размещение пехотного отделения, выбранная для объекта 765, была для того времени уникальной, хотя с тех пор она стала стандартной. Восемь солдат отделения сидели в корме, спина к спине, лицом к борту С каждой стороны было восемь амбразур и перископов, еще одна ближе к корме Башня машины была спереди мест экипажа и слегка снесена вправо Водитель помешался спереди и слева, за ним и сбоку башни сидел командир отделения. Вход и выход из машины могли производиться либо через люки на крыше, либо через две кормовые двери. Такая схема явно отражала опыт мотострелковых частей с менее удачной конструкцией БТР-50 и БТР-60. Пехотинцы могли стрелять изнутри машины, не выходя наружу, где могла быть опасность заражения Внутренние помещения были защищены системой зашиты от ядерного заражения ПАЗ, состоящей из детектора, фильтров и системы нагнетания повышенного давления, не допускающей загрязненный воздух внутрь машины.

БМП-1БМП-1

У объекта 765 были и другие новшества Машина была спроектирована с новым типом гусеницы, похожим на гусеницу среднего танка того периода Т-64. Поскольку 765 должен был держаться вместе с Т-64, он был спроектирован для больших скоростей Простая штурвальная колонка заменила в качестве механизма управления древние муфты поворота и тормоза, которые до этого были на всей советской бронетехнике. Машина также быта спроектирована плавающей, но от водометного двигателя отказались из-за его габаритов в пользу гусеничной системы, похожей на ту, которая использовалась на американских бронетранспортерах. Во многих отношениях 765 был самым крупным и радикальным новшеством в проектировании советской бронетехники после второй мировой войны, и он был первой в мире настоящей БМП, почти на год опередив немецкую «Мардер 1».

Между 1966 и 1969 годами было по крайней мере четыре различающихся в деталях серийных партии БМП. которые появлялись по мере того, как решались трудности с проектом. Наиболее серьезной проблемой был дисбаланс в весе, причиной чего были размещение спереди двигателя и трансмиссии. При движении по воде БМП часто подныривала. Эта проблема была разрешена удлинением передней части корпуса на 25 сантиметров, что придало машине дополнительную плавучесть. Такое решение было отличительной чертой окончательного варианта БМП. который появился в 1970 году как БМП-1. У БМП-1 появилась новая система химической фильтрации слева от башни и другие улучшения. Был поставлен новый воздухозаборник для плавания, имевший низкую поднимаемую трубу для предотвращения затопления воздухозаборника, что случалось с предыдущими БМП. На БМП-1 была также установлена модернизированная ракета 9М14М «Малютка».

Решение принять БМП на вооружение сухопутных сил вызвало большие дебаты. БМП была чрезвычайно дорогостоящей и многие офицеры-танкисты задавались вопросом разумно ли тратить столько денег на пехотную машину. В конце концов БМП по сравнению с танками была плохо защищена и слабо вооружена, а более дешевый колесный БТР-60 можно было получить в больших количествах. Дебаты также происходили в связи с продолжающимся развитием доктрины сухопутных сил. К началу 70-х годов они начали отходить от своей зацикленности на ядерной войне СССР приближался к паритету с США в ядерных вооружениях. Ядерный паритет означал, что война в Европе может быть ограничена применением чисто обычных вооружений, обе стороны опасались теx последствий, которые могло вызвать использование тактического ядерного оружия. Поэтому внимание снова переключилось на тактику и доктрину обычного поля боя.

БМП-1

БМП-1 4-й бронетанковой дивизии египетской армии. Синайский фронт, октябрьская война 1973 года. На этом фронте небольшое количество БМП-1 нового механизированного полка поддерживало 2-ю и 18-ю пехотные дивизии в районе Канторы. Египетские БМП-1 чаще всего появлялись целиком горчично-песчаными, в некоторых случаях с нанесенными пульверизаторами полосами темно-зеленого и светло-коричневого цветов, как это показано на рисунке. На рисунке изображена машина в парадной окраске, с зелено-красным флажком египетских танковых войск на башне. Во время войны эти флажки обычно не использовались.

По мнению многих советских тактиков БМП-1 не совсем подходила к обычной войне. На поле боя с применением ядерного оружия дей-ствия натовских расчетов противотанковых гра-натометов и ракет на зараженной местности были бы серьезно осложнены; как считалось, при таких условиях БМП-1 могла спокойно следовать в голове объединенных танково-мотострелковых групп. Но в условиях обычной войны было бы множество противотанковых расчетов. Легкобро-нированная БМП-1 была бы особенно легкой жертвой широкого набора пехотного противотанкового оружия, имевшегося у НАТО. В Советской Армии спрашивали, как БМП может быть использована в таких разных сценариях, и пришли к выводу, что требуется новая тактика.

Было решено, что БМП может быть использована в условиях слабого противодействия, например на стадии прорыва в ходе наступления или при преследовании дезорганизованного противника. При сильном противодействия БМП-1 должна была быть использована в составе танко-пехотных групп, где пехота высаживалась из машин. Взвод танков волной следовал в авангарде, поскольку танки были более приспособлены к приему ударов противотанковой обороны. Пехота следовала в 200 метрах позади танков для нейтрализации расчетов противотанковых средств противника. БМП следовали не далее 300-400 метров позади пехоты, поддерживая огнем танки и готовясь к передвижению вперед, чтобы забрать пехоту, как только сопротивление противника будет сломлено.

Тактико-технические характеристики БМП-1,2,3

 БМП-1БМП-2БМП-3
Экипаж223
Пехота977
Боевая масса, т12,61418,7
Удельная мощность, л.с./т23,821,825,0
Давление на грунт, кг/см20,570,630,6
Длина, м6,746,747,2
Ширина, м2,94 3,15
Высота, м1,92 2,3
Клиренс, м0,390,420,19-0,51
Макс. скорость, км/ч806570
Запас хода, км600600600
Преодолеваемые: уклон, гр.353560
Стенка, м0,7 0,8
Ров, м2,52,52,2
ДвигательУТД-20УТД-20УТД-25
Мощность, л.с.300300500
Расход топлива, л/км0,90,92 
Орудие73-мм 2А2830-мм 2А42100-мм 2А70
Стабилизатор пушкинет2Е36-1есть
Вспомогат. вооружениенетнет30-мм 2А72
Спаренный пулемет7,62-мм ПКТ7,62-мм ПКТ7,62-мм ПКТ
Боезапас снарядов4030040
Патронов200020002000
Ракета 9М14М Малютка9М111 Фагот9М117
Боезапас ракет446-8
Броня: башня, мм26-33 23-33 26
Корпус191919
Цена на экспорт (1992 год)-400000$800000$

militaryarticle.ru

БМП-1, модификации, машины на её базе, служба и боевое применение. Критика.

БМП-1,

Модификации

БМП-1К

БМП-1К

Командирская боевая машина, дополнительно оборудованная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение в 1973 году.

БМП-1Д

Бмп-1Д

Создана в 1982 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе. Из-за чего возросла масса машины, и она перестала быть плавающей. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м. Так же с машины был снят комплекс противотанкового вооружения «Малютка».

БМП-1П

БМП-1П

Модифицированная боевая машина пехоты, оборудованная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111 «Фагот», и шестью комплектами «Постановки дымовых завес» 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно производилась с 1979 по 1983 год.

БМП-1ПК

БМП-1ПК

Командирская модифицированная боевая машина пехоты.

БМП-1ПГ

БМП-1ПГ

Модифицированная БМП-1П, дополнительно вооружённая автоматическим гранатомётом АГС-17 «Пламя».

БМП-1-30

БМП-1-30

Вариант модернизации, с боевым отделением БМД-2, также известен под названием «Разбежка».

БМП-1М

Вариант модернизации, с комплексом вооружения ТКБ-799 «Кливер». В состав боевого модуля входят 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемёт ПКТМ, а также 4 ПТРК «Корнет». Прицельные приспособления — тепловизор и прибор лазерного наведения 1К13-2.

БМП-1М

Вариант модернизации от Муромтепловоза с боевыми модулями МБ2-03 или МБ2-05. Модули включают в себя 30-мм пушку 2А42, ПКТМ, АГС-17 (только в МБ2-03), ПТУР «Конкурс» (только в МБ2-05), прицел ТКН-4ГА, электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения, систему 902В.

БМП-1У «Шквал»

БМП-1У

Украинская модификация БМП-1 с боевым модулем «Шквал». В состав боевого модуля входят 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя». Также на БМП-1У оборудовали водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.

BVP-1

BVP-1

Чехословацкая модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии в 1970—1989 в Детве и Дубнице-над-Вагом.

Кобра-С

Кобра-С

Совместная модификация словацких фирм «Метапол», «ZTS Dubnica» и белорусского завода № 140 в Борисове. Оборудован боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оборудована дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. В десантном отделении предусмотрена укладка выносной пусковой установки 9П135М с боекомплектом из четырёх ПТУР «Конкурс-М». Представлена в двух вариантах на базе BVP-1 и БМП-1Д (с навесной ДЗ).

Pbv-501

Pbv-501

Чешская модификация БМП-1 создана для шведской армии. Снята ПУ 9М14М «Малютка», оборудована новая противопожарная система, заменена часть материалов и оборудования под стандарты НАТО.

BMP-1A1 Ost

BMP-1A1

Bосточногерманская модификация БМП-1П. После объединения Германии, проданы в Грецию, где вооружались дополнительно пулемётом M2 Browinig и модифицированным люком башни, либо оборудовались зенитные установки ЗУ-23-2 вместо башни.

BMP-M1 CZ

BMP-1

Чешский проект модернизации БМП-1 и БМП-2, оборудована дополнительная пассивная (уровень защиты от мин 2, от снарядов 4 по STANAG 4569) и активная защита, решетчатые защитные экраны, боевой модуль с дистанционным управлением TURRA 30, с динамической защитой ERA или NXRA, вооружённый 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 7,62-мм пулемётом ПКТ, с возможностью установки ПТУР и ЗУР.

BMP-M2 CZ

BMP-M2

Чешский проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличено десантное и изменено отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин: 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снарядов 3 по STANAG 4569. Оборудован боевой модуль TURRA 30. Дополнительно возможно повышение уровня защиты от мин до 3А и от снарядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.

BVP-M2 SKCZ

BVP-M2

Совместный чешско-словацкий проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличено десантное и изменено отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снарядов 2 по STANAG 4569. Оборудован боевой модуль TURRA 30, новый двигатель Caterpillar C9.3 с турбонаддувом, мощностью 300 кВт (408 л.с.). Дополнительно возможно повышение уровня защиты и от снарядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.

BWP-1

BWP-1

Польская модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии.

BWP-40

BWP-40

Польская опытная модификация BWP-1, где башня была заменена на башню шведской БМП Strf 9040.

MLI-84

MLI-84

Румынская модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии. Внешне отличается чуть большими размерами и смонтированным на турели на крыше десантного отделения по левому борту 12,7-мм пулемётом ДШКМ. Установлен двигатель Continental 8V-1240-DT-S мощностью 360 л.с. Масса 16,6 тонн.

MLI-84M

MLI-84M

Румынская модификация MLI-84. Поставлен израильский боевой модуль OWS-25R, вооружённый 25-мм автоматической пушкой Эрликон KBA-B07AA, 7,62-мм пулемётом ПКТ и пусковой установкой для двух противотанковых ракет «Спайк» LR. Новый британский дизельный двигатель C9 мощностью 400 л.с. По бокам корпуса установлены 81-мм дымовые гранатомёты. Снят ДШКМ. Прототип был вооружён ПТРК Малютка-2.

Машины на базе
БММ-1

БММ-1

Бронированная медицинская машина (медицинский транспортёр для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя или очагов массовых санитарных потерь, оказания раненым первой помощи)

БММ-2

Бронированная медицинская машина (медицинский пункт подразделения для оказания первой и доврачебной помощи, эвакуации раненых)

БММ-3

Бронированная медицинская машина (подвижная перевязочная для оказания раненым первой врачебной помощи по неотложным показателям и эвакуации раненых)

БМП-1КШ

БМП-1КШ

Командно-штабная машина, вооружения не имеет, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оборудована радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.

БРМ-1К

БРМ-1К

Боевая разведывательная машина

БРЭМ-2

БРЭМ-2

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Объект 680

Объект

Опытная боевая машина пехоты

Объект 768

Объект

Опытная боевая машина пехоты

ПРП-3

ПРП-3

Подвижный разведывательный пункт

ПРП-4М

ПРП-4М

Подвижный разведывательный пункт

ПРП-4МУ

ПРП-4МУ

Подвижный разведывательный пункт

БТЗ-3

БТЗ-З

Российский бронированный топливозаправщик

РМ-Г

РМ-Г

Российская ремонтная гусеничная машина

ЛПМ-2

ЛПМ-2

Белорусская лесопожарная машина

Березина 1

Березина

Транспортная машина

Березина 1М

Березина-1М

Транспортная машина

Березина 1ТЛП

Транспортёр-тягач

Березина-2

Белорусская аварийно-транспортная машина

BPzV

Чехословацкая боевая машина разведки, сконструированная на базе BVP-1 и выпускающаяся в Детве в 1984—1987 годах.

ShM vz.85 PRАM-S

ShM

Чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, сконструированный на базе BVP-1 и выпускавшийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.

AMB-S

AMB-S

Чехословацкая бронированная медицинская машина.

VOV

Чехословацкая командно-штабная машина.

VPV

VPV

Чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.

OT-R5

Чехословацкий командный пункт BEСVA.

OT-90

Чехословацкий бронетранспортёр, сконструирован на базе BVP-1, оборудована башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.

VT-90

Чехословацкий командный пункт помощи.

DTP-90

DTP-90

Чехословацкая мастерская технической помощи.

MGC-14,5

Чешский бронетранспортёр, собран на базе BVP-1. С башни снята ПУ 9М14М «Малютка», 73-мм пушка 2А28 «Гром» заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получила обозначение MGC-14,5.

MGC-M1

MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снарядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на башне.

M89

M89

Румынская самоходная артиллерийская установка. Сконструирована на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, оборудована башня от САУ 2С1 «Гвоздика», вооружена 122-мм гаубицей Д-32.

На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 сконструированы и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:

ГТ-ТМ

ГТ-ТМ

Модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;

ГПЛ-520

ГПЛ-520

Гусеничная путеремонтная летучка;

изделие 521

Универсальное гусеничное шасси;

ЛПА-521

ЛПА-521

Лесопожарный агрегат;

МГШ-521М1

Многоцелевое гусеничное шасси;

МГП-522

МГП-522

Машина гусеничная пассажирская;

СКБМ-523

СКБМ-523

Специальная краново-бурильная машина;

ПГБМ-528

ПГБМ-528

Гусеничная буровая машина;

МГТ-529

МГТ-529

Машина транспортёр-тягач.

Страны эксплуатанты

Россия:

-Сухопутные войска России — около 500 БМП-1 на 2015 год (>7000 на хранении). Практически не стоят на вооружения, а в большинстве своём применяются для обучения механиков-водителей для БМП-2.-Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год

Азербайджан:

-Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год-Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

Алжир

685 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Ангола

250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

Армения:

-Вооружённые силы Армении — 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год

-МВД Армении — 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год-Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Армянская

Афганистан

Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год

БМП-1

Белоруссия

109 БМП-1, по состоянию на 2010 год

Болгария

80 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Венгрия

Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год

Вьетнам

300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

Греция

401 БМП-1, по состоянию на 2012 год

БМП-1

БМП-1

Грузия

25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год

Демократическая Республика Конго

20 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Египет

220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год

Индия

Более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Йемен

420 БМП-1, по состоянию на 2005 год

Иран

210 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Ирак

100 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Арабская

Йемен

100 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Казахстан

730 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Камбоджа

70 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Киргизия

230 БМП-1, по состоянию на 2012 год

КНДР

Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны

Кот-д’Ивуар

10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

Куба

Около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Боевая

Ливия

Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год

Мозамбик

40 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Монголия

310 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Польша

1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Сирия

До 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год

Словакия

162 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Судан

75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

США

21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году

Таджикистан

8 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Туркмения

930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год

Украина

Война

994 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Уругвай

18 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Финляндия

10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год

Чад

83 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Чехия

166 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Швеция

БМП-1

350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии)

Шри-Ланка

13 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Экваториальная Гвинея

20 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Эритрея

15 БМП-1, по состоянию на 2012 год

Южная Осетия

80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год

Служба и боевое применение

1. Операция «Дунай»

Первое применение БМП-1. Конкретных данных о боевом применении нет, однако отмечено, что машина хорошо себя показала.

2. Пограничный конфликт на острове Даманский

Использовались советскими пограничниками. Во время конфликта была выявлена низкая эффективность основного вооружения.

3. Война Судного дня

Использовалась войсками египетской армии. В основном применение было неудачным. Главной причиной стал отказ материальной части из-за слабой обученности экипажей, а также отсутствие навыков ведения боя не спешиваясь у египетской пехоты. При этом во время боёв вокруг Кантары БМП-1 произвела сильное впечатление на израильтян, где лёгкие БМП-1 смогли пересечь солончаки и расстреляли увязшие израильские танки.

4. Гражданская война в Анголе 5. Ливанская война (1982)

Использовалась сирийскими войсками. По сведениям сирийских экипажей БМП-1, во время боёв из орудия 2А28 был подбит один израильский танк M60A1, а из ПТУР «Малютка» уничтожен танк «Меркава»

6. Чадско-ливийский конфликт: война «тойот» 7. Афганская война (1979—1989)

Афганистан

БМП-1Д

БМП-1

Использовалась советскими войсками. В ходе боёв был обнаружен ряд недостатков. Например, низкая эффективность при борьбе с живой силой противника, слабое бронирование и низкая защищённость от противотанковых мин.

8. Ирано-иракская война

БМП-1

Эксплуатировалась войсками Ирака и Ирана.

Иранский

9. Война в Персидском заливе 10. Первая чеченская война

БМП-1

БМП-1

Из-за низкой эффективности и ограниченных углов возвышения орудия 2А28, БМП-1 во время первой чеченской кампании использовалась главным образом как средства снабжения боеприпасами штурмовых групп, а также для усиления блокпостов.

БМП-1

11. Гражданская война на Шри-Ланке 12. Вторая чеченская война 13. Вооружённый конфликт в Южной Осетии

БМП-1

Использовалась российской армией. По информации от независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, было потеряно 9 БМП-1.

14. Гражданская война в Ливии

Весна2011,

15. Гражданская война в Сирии

Гражданская

16. Вооружённый конфликт на востоке Украины.

БМП-1

Критика

На протяжении длительного периода использования БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лоб с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, создавались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60 град./1500 м.

БМП-1

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борт машины, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующей детонацией боекомплекта.Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищённости за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Памятник

wartools.ru

БМП-1 - БРОНЕТЕХНИКА

                                  Россия

 

Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. Легкость управления БМП-1 в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее боевого использования. Особенности конструкции БМП-1 существенно отличают эту машину от других видов бронетанковой техники. Силовое отделение БМП-1 расположено в носовой части корпуса справа. В нем находятся двигатель с главным фрикционом, коробка передач с планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок, масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование. В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса и башне, размещаются штатное оружие машины и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, вытяжной вентилятор.

На подвесной вращающейся платформе установлено сиденье, а в крыше башни – люк наводчика-оператора. Справа по борту предусмотрены гнезда для укладки ПТУР с направляющими, а на моторной перегородке установлены баллоны автоматической системы противопожарного оборудования. Отделение управления находится в передней части машины, между левым бортом корпуса и перегородкой силового отделения. В нем имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. У рабочего места механика-водителя находятся: щиток контрольно-измерительных приборов, средства пуска двигателя и управления движением машины по суше и на плаву, гирополукомпас, пневмосистема, аппарат переговорного устройства. Рабочее место командира оборудовано радиостанцией и командирским аппаратом переговорного устройства. Десантное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются рабочие места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться «по-походному» и «по-боевому». Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме – две двери с емкостями для горючего. Кроме того, в десантном отделении размещены ящики для продуктов, водооткачивающий насос, насос термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха мотострелкам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, два аккумулятора, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Основу силовой установки составляет шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель, разработанный специально для БМП-1. Обладая мощностью в 300 л.с., он обеспечивает машине хорошую подвижность на суше и на воде, а также наделяет ее высокой проходимостью.

Для работы двигателя БМП-1 используется очищенный воздух, который засасывается воздухозаборной трубой и по кольцевому воздуховоду поступает в бескассетный циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением отфильтрованной пыли наружу. Последнее обстоятельство освобождает экипаж от необходимости обслуживать воздухоочиститель в ходе эксплуатации. Предусмотрена также возможность предварительного подогрева в зимний период поступающего в двигатель воздуха за счет пропускания его через радиаторы. Это позволяет повысить эффективную мощность, снимаемую с двигателя. Система подогрева машины обеспечивает достаточно быстрый пуск двигателя в холодную погоду. Пуск двигателя БМП-1 производится сжатым воздухом. Резервным способом служит пуск двигателя с помощью электрического стартера. В трудных условиях пуска возможно использовать оба способа одновременно. Имеющаяся в БМП-1 пневмосистема, содержащая баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, обеспечивает не только пуск двигателя, но также применяется для управления волноотражательным щитком, воздухозаборной трубой и дает возможность производить гидропневматическую очистку наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира. Это позволяет использовать БМП-1 для преодоления водных преград с ходу, а также увеличивает маршевую скорость ее движения в период распутицы. Защита двигателя БМП-1 от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивается удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращающих попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производится с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивает машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин.

Гидромеханическая силовая передача позволяет в широких пределах изменять крутящий момент двигателя, приспосабливая его к различным дорожным условиям. Она состоит из объединенных в общем картере главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач и двух планетарных механизмов поворота. Силовая передача управляется с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот БМП-1 обеспечивается вращением штурвала. На рулевую колонку вынесены рычаги переключения передач (справа) и включения замедленной передачи (слева). Главный фрикцион машины имеет не только гидравлический, но и запасной пневматический привод выключения. Привод позволяет надежно отключать двигатель от коробки передач и автоматически выдерживать режим плавного включения фрикциона при трогании машины с места. Конструктивное совершенство силовой передачи БМП-1 в сочетании с удобными приводами облегчает управление машиной и снижает утомляемость механика-водителя. Движение машины по суше и на плаву осуществляется посредством гусеничного движителя, имеющего переднее расположение ведущих колес и цевочное зацепление. Легкая мелкозвенчатая конструкция траков, соединяемых резинометаллическими шарнирами, способствует движению по суше на высокой скорости и позволяет совершать длительные пробеги без замены гусениц. Перемещение на плаву происходит за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц.

Увеличению скорости движения БМП-1 на плаву способствует конструкция крыльев машины со специальным направляющим аппаратом, который оборачивает поток, создаваемый верхними ветвями гусениц, в обратную сторону. Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость БМП-1 по шоссе достигает 65 км/ч. Небольшое удельное давление на грунт создает ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности. БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне. Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя. Орудие может быть использовано также для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или в укрытиях легкого типа в пределах указанной дальности. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; они размещены в механизированной укладке боевого отделения машины. Поражение бронированных объектов на более значительных расстояниях производится противотанковыми ракетами с кумулятивной боевой частью. Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмо-гидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду. Более полному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения в цель. Увеличение огневой мощи БМП-1 достигается за счет оборудования ее амбразурами и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении БМП-1 установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов. По бортам отделения БМП-1 имеются коробки, снаряженные пулеметными лентами и патронами. Кроме того, в машине размещается ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами, использование которого возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины оружие десанта легко вынимается из амбразур, а десантники могут скрытно покинуть машину через двери.

Экипаж БМП-1 вооружен автоматами АКМ, ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с патронами. Боевой расчет машины состоит из экипажа (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и стрелков-десантников, составляющих мотострелковое отделение. БМП-1 располагает совершенными средствами защиты боевого расчета и оборудования от воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от пожара и затопления при повреждении корпуса на плаву. Машина оборудована также термодымовой аппаратурой для постановки дымовой завесы. Основой защиты боевого расчета и оборудования служит круговое бронирование машины. При ядерном взрыве система защиты обеспечивает автоматическую остановку двигателя, закрывание жалюзи, заслонки эжектора и клапанов вентиляторов башни и десантного отделения, остановку вентиляторов и нагнетателя, отключение электропривода башни и включение в магистраль подачи воздуха фильтра-поглотителя. После прохождения ударной волны механику-водителю следует включить нагнетатель, который обеспечивает подачу очищенного воздуха в обитаемые отделения под избыточным давлением. При обнаружении отравляющих или радиоактивных веществ система обеспечивает автоматическое закрывание заслонок вентиляторов и остановку их приводных двигателей, а также включение в воздухопроводы фильтра-поглотителя. Благоприятные условия обитаемости в машине созданы благодаря наличию в ней систем очистки и кондиционирования воздуха, а также благодаря возимым запасам продовольствия, воды и медикаментов. Хорошая амортизация БМП-1 и удобная конструкция рабочих мест боевого расчета, предусматривающая возможность приспосабливать их к эффективной работе в бою и к отдыху на марше, снижает утомляемость расчета в ходе ведения продолжительных боевых действий. Таким образом, высокие огневые и эксплуатационные возможности БМП наряду с эффективной защитой экипажа от воздействия различных видов оружия позволяют заключить, что мотострелковые подразделения оснащены надежной современной боевой машиной.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ БМП-1

Марка Индекс Принципиальные отличия
БМП-1 об.765 Сп1 и Сп2 Базовая модель. Пушка 73 мм. Масса 12,6 т (Сп1) и 13 т (Сп2)
БМП-1 об.765 Сп3 В БК введен осколочный снаряд, масса 13,2 т
БМП-1П об.765 Сп4 ПТУР «Конкурс» вместо «Малютки», новое ППО
БМП-1ПГ об.765 Сп8 Вариант БМП-1П с автоматическим гранатометом на крыше башни
БМП-1К об.773 Командирский вариант БМП-1. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1ПК об.773 Командирский вариант БМП-1П. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1Д об.765 «Афганский вариант». Дополнительно АГС-17 «Пламя» и бортовые экраны

 

bronetehnika1.ru

Боевая машина пехоты БМП-1

  

 

  

В середине 50-х годов руководству Вооруженных Сил СССР становится понятно, что для успешного ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения и насыщения сухопутных войск вероятного противника современными образцами бронетанковой техники, мотострелковые войска нуждаются не в бронированном транспортом средстве, которым в сущности является бронетранспортер, а в полноценной боевой машине с достаточным противотанковым вооружением, полностью бронированной, с мощным двигателем, обеспечивающим тесное взаимодействие мотострелковых и танковых войск. Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск. К разработке проекта на конкурсной основе привлекались КБ Челябинского тракторного завода под руководством главного конструктора П.П. Исакова, КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова, КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск), КБ Брянского автомобильного завода, СКБ Курганского машиностроительного завода, кроме этого, частные задания на разработку отдельных узлов и механизмов были выданы и другим КБ и НИИ. Так проектирование комплекса вооружения было поручено КБ завода "Приборостроение" (г. Тула). Он представлял из себя башню с уникальным 73 мм орудием 2А28 "Гром" спроектированным на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 спаренное с 7, 62 мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 "Малютка". В соответствии с тактико-техническими требованиями все разработчики в своих проектах должны были использовать именно этот комплекс. Уже в 1961 г.  разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. По итогам конкурса победителем был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием "объект 764". После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением "объект 765" была рекомендована к войсковым испытаниям, которые проводились в 1965 г. на базе 339 гвардейского мсп в Белорусском ВО. В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний образец вооружения "объект 765 сп.1" был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины  на Курганском машиностроительном заводе "Курганмашзавод", которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.

Существуют следующие модификации БМП-1: БМП-1К - машина командира батальона, БМП-1П - машина с ПТРК 9К113 "Конкурс", БМП-1ПГ - с автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", БМП-1Д - машина с дополнительным бронированием. Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились БМП-1КШ "Поток-2" - командно-штабная машина, БРЭМ-2 - бронированная ремонтная эвакуационная машина, БРМ-1К - боевая разведывательная машина, ПРП-3 и ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт.

БМП-1 экспортировалась в страны - участницы Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.

Известны следующие зарубежные модификации боевой машины: BWP-1 (Польша), Тип-86 (Китай), BVP-1 (Чехословакия), MLI-84 (Румыния), BMP-1A (Германия).  

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМП-1 БМП-1П БМП-1ПГ БМП-1К БМП-1Д БМП-1КШ БРЭМ-2 БРМ-1К
1 Экипаж чел. 3 3 3 6 3 7 3 6
2 Десант чел. 8 8 8 - 8 - - -
3 Вооружение 73 мм 2А28

7,62 мм ПКТ

9К11

9К113

30 мм АГС-17

1

1

1

-

-

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

1

1

-

-

-

1

1

-

1

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

1

1

-

-

-

4 Боекомплект 73 мм ПГ-9

7,62мм

ПТУР 9М14

ПТУР 9М113

30мм ВОГ-17

40

2000

4

-

-

40

2000

-

4

-

40

2000

-

4

280

20

2000

-

-

-

40

2000

-

4

290

-

-

-

-

-

-

1000

-

-

-

20

2000

-

-

-

5 Мощность двигателя УДТ-20 л.с. 300 300 300 300 300 300 300 300
6 Максимальная скорость км/ч 65 65 65 65 65 65 65 65
7 Скорость на плаву км/час 8 7 7 7 - 7 7 7
8 Боевая масса т 12,6 13,4 13,4 13,2 14,5 13,0 13,6 13,2
9 Запас хода по топливу км 550 600 600 600 550 600 600 600
10 Длина по корпусу мм 6740 6740 6740 6740 6740 6740 6740 6740
11 Ширина мм 2940 2940 2940 2940 2940 2940 2940 2940
12 Высота (по верхнему срезу башни) мм 1924 1924 1924 1924 1924 1924 2280 1924
13 Дорожный просвет мм 370 370 370 370 370 370 370 370
14 Ширина гусеницы мм 300 300 300 300 300 300 300 300
15 Среднее удельное давление на грунт кг/кв.см 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6 0,6
16 Аппаратура связи Р-123М

Р-130

Р-126

Р-111

Р-102(устройство автоматического вызова)

1Т-219М (ЗАС)

ЭРРС-1 (приемник-пеленгатор)

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

-

1

 

-

-

-

1

-

-

-

-

 

-

-

-

1

1

-

2

1

 

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

 

1

17 Навигационная аппаратура ГПК-59

ТНА-1

1

-

1

-

1

-

-

1

1

-

-

1

  -

1

18 Радиолокационная станция 1РЛ133 - - - 1 - - - 1
19 Дальномер ДКРМ - - - 1 - -   1
20 Средство постановки дымзавес ТДА - - - 1 - -   1
21 Бронирование мм

доп. экраны

6-26

-

6-26

-

6-26

-

6-26

-

6-26

+

6 - 26

-

6 - 26

-

6-26

-

22 Тяговая лебедка 6,5т шт.             1 -
23 Кран-стрела 1.5 т шт.             1 -

 

 

cris9.armforc.ru

БМП-1 | lemur59.ru

Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Её особенностью является очень большой наклон лобовых плит, — верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий, спереди - это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проём для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть которых выполнена из легких сплавов. Такое решение до некоторой степени ослабляет броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преёмуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту обслуживания машины — все панели может снять один человек.

Стрелковые гнёзда в бортах БМП-1 прикрыты снаружи дополнительными крьшками каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме того, двери выполняют функцию топливных баков. На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность.

Наружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из легких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидродинамический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.

В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавливается методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

Командир машины попадает на своё место, расположенное за креслом механика-водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360". Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3 спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП-1 имеется развитая система средств связи.

В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спаренная с пулемётом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электрическими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от -4' до +33°. Незначительный угоп снижения пушки обусловлен низкой башней и конструкцией передней части корпуса, что же касается угла возвышения, то он сравним с аналогичной характеристикой других боевых машин, имеющих подобное назначение или вооружение.

Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пушки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (снаряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 "Малютка". Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специальный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 секунд. В полёте снаряд управляется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полет ПТУРСа при помощи ручки напоминающей компьютерный джойстик. Обычно пульт управления ПТУРСами хранится под креслом наводчика. По причине отсутствия соответствующих приборов наблюдения и прицеливания, стрельба ПТУРСами возможна только в светлое время суток.

Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи) проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полета снаряда, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пусковую направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРС 9М14 "Малютка", один на пусковой направляющей. два в башне и два в корпусе. Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины, наводчик имеет в своём распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют четыре перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м. Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, действие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели.

В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По продольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.

Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнём может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местностью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.

На БМП-1 установлен многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 221 кВт при 2600 об/мин. При боевой массе машины около 13 тонн он даёт удельную мощность порядка 17,0 кВт/т и обеспечивает высокую подвижность БМП-1. Оригинально решён способ принудительного воздушного охлаждения силового отделения и радиатора. Фактором, обеспечивающим циркуляцию воздуха, является эжектор, входящий в состав выхлопной системы. Выхлопные газы, смешанные с воздухом, прошедшим через силовое отделение, выбрасываются наружу через решетку, которая находится на крыше корпуса с правой стороны, перед башней. Такое решение позволило также снизить температуру выхлопных газов.

Двигатель составляет один блок с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену. Механическая двухвальная пятискоростная коробка передач отделена от двигателя многодисковым главным фрикционом. Картер коробки передач помимо своей основной функции играет роль маслобака системы смазки и управления. На верхней поверхности коробки смонтирован ряд механизмов системы управления, в том числе приводы переключения скоростей. В случае повреждения гидравлической системы, многие её функции дублируются аварийной пневматической системой.

Выполнение поворотов, равномерное прямолинейное движение и торможение обеспечиваются двумя планетарными механизмами поворота. Эти устройства выполнены на основе планетарной передачи и группы муфт и тормозов, управляющих их работой. Такой агрегат позволяет выполнять повороты с двумя установленными радиусами (первый — около 9 м, второй равен расстоянию между осями гусениц БМП-1), Для торможения и надежной остановки машины (например на склоне) применяются механические ленточные тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав ходовой части машины входят двенадцать независимо подвешенных опорных катков. Упругими эпементами подвески являются торсионные валы. Опорные катки с резиновыми бандажами крепятся на балансирах. С балансирами первых и последних подвесок взаимодействуют телескопические гидравлические амортизаторы. В конструкции подвески заметно явное стремление создателей ВМП уменьшить массу машины и в то же время увеличить выталкивающую силу при движении по воде. Балансиры почти по всей своей длине имеют внутреннюю полость. В то же время полости некоторых балансиров заглушены деревянными пробками с цепью образовании герметических воздушных камер. Интересна также конструкция опорного катка. Он сваривается из двух тонкостенных штампованных профилей ступицы и кольца с резиновым бандажом. Таким образом, внутри катка получается герметическая воздушная камера довольно большого обьема. Наличие такого количества пустот значительно повышает выталкивающую сипу на воде и в то же время обеспечивает требуемую жесткость диска катка при движении по суше. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц расположены в задней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится механически изнутри десянтного отделения.

На БМП-1 применяются стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы которых у соседствующих траков соединяются замками. Этот способ широко распространён и применяется в конструкциях современных танков и других гусеничных боевых машин. К концам каждого трака приварены направляющие гребни. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта экраном и опирается на три поддерживающих ролика.

БМП-1 преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается путем перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес, заставляя таким образом, машину двигаться. В то же время грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развивает скорость около 7 км/ч. Повороты выпопняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточновелик. Перед входом машины в воду, с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, расположенный в передней части корпуса, и воздухозаборная тpy6a для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей видимости (волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной), устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность корпуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормовые двери в их гнёзда.

БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделении машин пехоты.

Весьма перспективный вариант совершенствования вооружения БМП-1 предложен тульским конструкторским бюро. В соответствии с этим предложением предусматривается оборудовать БМП-1 одноместным боевым модулем "Кливер" с ракетно-пушечным комплектом вооружения и автоматизированной системой управления огнём. Данный комплекс включает в себя 30-мм автоматическую пушку, ПТРК нового поколения "Корнет" - с лазерно-лучевой системой управления, дальностью стрельбы до 5500 м, высокой помехоустойчивостью и бронепробиваемостью 11000—1200 мм, 7,62-мм пулемёт и автоматизированную систему управления огнём. "Кливер" обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, включая современные и перспективные танки, оснащённые динамической защитой, инженepныe сооружения типа ДОТ. ДЗОТ и другие, на дальностях до 5500 м, а 30-мм автоматической пушкой — легкобронированной техники на дальностях до 2000 м и живой силы на дальностях до 4000 м. Модернизированная таким образом БМП-1 стала называться БМП-1М и по своей боевой эффективности в 5—7 раз превосходит предшественницу.

Исключительно удачная конструкция машины способствовала появлению большого числа модификаций и модернизации базовой модели. Можно сказать, что БМП-1 стала прародителем целого семейства боевых машин.

Тактико-технические характеристики БМП-1Боевая масса, т 13Экипаж, чел 3+8Габаритные размеры, мм.длина с пушкой вперед 6735ширина 2940высота до крыши башни 1924клиренс 370Бронирование противопульноеВооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7.62-мм пулемёт ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»Боекомплект, 40 выстрелов, 2000 патронов. 4 ПТУРСДвигатель УТД-20, многотоливный 6-цилиндровый У-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/минУдельная мощность двигателя. кВт/т 17,0Удельное давление на грунт, Мпа 0.061Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65Запас хода по шоссе, км 600Запас топлива, л 460Преодолеваемые препятствия:высота стенки, м 0,7ширина рва. м 2,7глубина брода, м плавает

 

 

lemur59.ru