140-мм турбореактивный фугасный снаряд М-14-ОФ. Бм 16 14
БМ-14-16 - 140-мм РСЗО
Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки («боевые машины» — по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Одним из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок.
В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, — БМ-14-16 («БМ»— боевая машина. «14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих). Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран—участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, Северную Корею, Сомали, Сирию и Вьетнам Во многих из этих стран система БМ-14-16 эксплуатируется и сегодня. В состав РСЗО БМ-14-16 входят пусковая установка и 140-мм неуправляемые реактивные снаряды.Пусковая установка (боевая машина) разработана на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. (В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131.) Пусковая установка выполнена по классической компоновочной схеме: артиллерийская часть расположена в корме автомобильного шасси. Она состоит из пакета направляющих, фермы, поворотной рамы, подъемного и поворотного механизмов, прицельных приспособлений и электротехнического оборудования. Пакет направляющих состоит из шестнадцати гладкоствольных труб, расположенных в два ряда по восемь в каждом. Трубы имеют внутренний диаметр 140,3 мм, их длина составляет 1150 мм. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины). При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над фунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется 1,5—2 минуты.
Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 2—3 минут. В снаряженном состоянии установка способна совершать длительные марши. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Стрельба ведется 140-мм неуправляемыми турбореактивными снарядами. Эти снаряды стабилизируются в полете за счет быстрого вращения (до нескольких тысяч оборотов в минуту) вокруг продольной оси. Вращение создается за счет истечения пороховых газов реактивного двигателя через отверстия в кормовой части снаряда, расположенные под углом 22° к продольной оси снаряда. Снаряды этого типа имеют повышенную точность стрельбы по сравнению с оперенными, однако дальность полета снарядов несколько снижена вследствие того, что часть энергии порохового заряда расходуется на вращение снаряда.Основной снаряд РСЗО БМ-14-16— осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ. Он весит 39,62 кг, головная часть—18,8 кг. Длина снаряда —1090 мм. При установке взрывателя на мгновенное срабатывание снаряд оказывает преимущественно осколочное действие, при установке на замедленное срабатывание — преимущественно фугасное действие. Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14-ОФ в боекомплект БМ-14-16 входят снаряды М-14Д, используемые для постановки дымовых завес и ослепления наблюдательных пунктов и огневых средств противника. Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами. Использованное при создании пусковой установки шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 имеет шестицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИС-121 мощностью 92 л.с. (при 2600 об/мин). В трансмиссии применяется двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Передняя подвеска — на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, задняя - балансирная.
Пусковая установка на этом шасси имеет удовлетворительную проходимость на пересеченной местности. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 60 км/час. Запас хода 520—665 км. Шасси автомобиля ЗИЛ-131, на котором выпущена значительная часть РСЗО БМ-14-16, имеет карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. При движении по шоссе пусковая установка на этом шасси развивает максимальную скорость 80 км/час. Ее проходимость значительно повышена благодаря наличию централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Модификация БМ-14-16 на шасси автомобиля ЗИЛ-157 имеет обозначение БМ-14М (252), а на шасси ЗИЛ-131 —БМ-14ММ (262Р). Боевые машины БМ-14-16, БМ-14М и БМ-14ММ состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевые машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-16 монтировалась на речных бронекатерах.
Тактико-технические характеристики РСЗО БМ-14-16
Калибр реактивного снаряда, мм..........................................140Число направляющих..............................................................16Наибольшая скорость снаряда, м/с............................ 399—403Время производства залпа, с............................................7—10Дальность стрельбы, м...................................................... 10000Наибольший угол возвышения, град......................................50Угол горизонтального обстрела, град...................................140Масса, кг:реактивного снаряда.............................................39,6пусковой установки...........................................7100,0
Фото РСЗО БМ-14-16 на шасси ГАЗ-63
Похожие материалы
oruzhie.info
|
После окончания Великой Отечественной Войны советское военное руководство, учитывая успешный опыт широкого применения реактивной артиллерии в ходе боевых действий поставило перед конструкторскими коллективами работающими по теме задачу не только по модернизации существующих систем реактивной артиллерии, но и по разработке новых. При этом некоторые разработки производились с учетом сведений, ставшими доступными после изучения трофейной немецкой техники и технической проектной документации сходных образцов вооружения. Так в НИИ-1 ГКОТ в 1948 г. приступили к проектированию опытного 140 мм турбореактивного неоперенного снаряда ТРС-140 на основе немецкой 158,5 мм турбореактивной мины. Одновременно в СКБ-1 Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина были начаты работы по созданию артиллерийской части боевой машины реактивной артиллерии под разрабатывающийся в НИИ-1 снаряд. Новая боевая машина была принята на вооружение в 1952 г. под названием БМ-14-16 (индекс ГРАУ - 8У32) и конструктивно представляла собой артиллерийскую часть установленную в задней части шасси на базе автомобиля ЗИС-151. Артиллерийская часть состояла из пакета направляющих ("стволов"), фермы, поворотной рамы, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов, прицельных приспособлений, электрооборудования системы пуска и подсветки прицельных приспособлений, тумбы и подрамника, специального оборудования шасси. Основным типом боеприпасов БМ-14 был 140 мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем В-14 (ОФ-949). Впоследствии в 1955 г. были разработаны 140 мм турбореактивные дымовой М-14-Д (Д-494) и химический М-14-С снаряды. Конструктивной особенностью новой боевой машины было применение направляющих трубчатого типа, ставшего впоследствии основным для всех советских боевых машин реактивной артиллерии. После завершения производства автомобилей ЗИС-151 (ЗИЛ-151) был налажен выпуск БМ-14 на шасси автомобиля ЗИЛ-157 , а потом, в середине 60-х годов, и ЗИЛ-131. Боевые машины на шасси ЗИЛ-157 получили название БМ-14М (2Б2), а на шасси ЗИЛ-131 - БМ-14ММ (2Б2Р). На основе БМ-14 были созданы и производились буксируемая установка РПУ-14 и боевая машина на шасси грузового автомобиля ГАЗ-63 и ГАЗ-66 БМ-14-17. Боевые машины состояли на вооружении реактивных артиллерийских полков общевойсковых дивизий. Их производство завершилось во второй половине 60-х годов прошлого века. Поставлялись на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию, Сомали и в некоторые другие. Выпускалась по лицензии в Польше и Китае. В армиях отдельных стран боевая машина до сих пор состоит на вооружении. Тактико-технические характеристики
|
|
cris9.armforc.ru
140 мм РСЗО БМ-14-17 / WM-18
ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) |
БМ-14-17 / 8У36
РСЗО с 17 и 18 направляющими под 140 мм снаряды М-14ОФ. НИОКР прототипа С-39 "Град" начались в 1951 г. По состоянию на 1 января 1955 г. прототип находился в стадии монтажа и подготовки к испытаниям, но на вооружение в итоге принят не был. Установки БМ-14-17 и WM-18 приняты на вооружение через несколько лет. Установка WM-18 производилась в Польше.

РСЗО БМ-14-17 на бронекатере пр.1204 (Широкорад А.Б.,
Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)

РСЗО БМ-14-17 на бронекатере пр.1204 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)
Наведение - система управления пуском разработки НИИ-303, система приводов наведения установки - разработка ЦНИИ-173. Наведение установки производилось вручную. Стрельба с остановки (БМ-14-17) или на ходу (WM-18).
Пусковая установка - БМ-14-17 - 17 стволов-напрявляющих, WM-18 - 18 стволов. Заряжание вручную с палубы корабля.
Калибр - 140 мм
Длина стволов - 1100 мм
Масса снаряда - 39,68 кг
Масса БЧ - 18,4 кг
Масса ВВ - 4,037 кг
Дальность действия - 600-9810 м
Скорость снаряда на срезе ствола - 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка - 400 м/с
Боеприпасы:
М-14ОФ - осколочно-фугасный турбореактивный снаряд, оснащается взрывателем В-25 или В-14.
Применяется на кораблях:
- десантный корабль пр.773 типа POLNOCNY type IX - производства Польской Народной Республики, установка WM-18 (2 шт). Всего построено 14 кораблей. Боекомплект - 90 снарядов.

- катер пр.1204 - установка БМ-14-17, боекомплект 34 снаряда.
Статус:
Россия - 1994 г.- есть на вооружении.
Польша - 2009 г. - вероятно есть на вооруюении.
Источники:
Воевода С.С., архив, 1992 г.Дородных В., Сандович В., Морская "Катюша". Военные знания. N 7 / 1991.Кораблев Д., ВМС Болгарии. Морской сборник. N 6 / 1993.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.Jane's weapon systems 1987-88. USA.
militaryrussia.ru
Блок БМ-14 на шасси ГАЗ-63 (16 стволов, должен изображать БМ-14-17) в выставке Линии Сталина | |
Классификация | реактивная система залпового огня |
Шасси | ЗИС-151, ГАЗ-63 |
Страна-разработчик | |
Масса без снарядов и расчета, кг | 7000 |
Масса в боевом положении, кг | 8200 |
Длина в походном положении, мм | 6920 |
Ширина в походном положении, мм | 2300 |
Высота в походном положении, мм | 2650 |
Клиренс, мм | 260 |
Калибр, мм | 140,3 |
Длина ствола, мм | 1370 |
Количество направляющих | 16 |
Дальность стрельбы минимальная, м | 1000 |
Дальность стрельбы максимальная, м | 9800 |
Максимальный угол возвышения, ° | 50 |
Точность (рассеивание), м | 1/200 по дальности1/90 боковое |
Скорострельность | около ½—⅔ залпа в минуту |
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин | 1,5—2 |
Время залпа, с | 7—10 |
Тип двигателя | рядный6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 92 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Колёсная формула | 6 × 6 |
ru-wiki.org
140-мм турбореактивный фугасный снаряд М-14-ОФ
]]>]]> Турбореактивный снаряд М-14-ОФ (индекс 53-ОФ-949, баллистический индекс ТС-60) предназначен для подавления живой силы и огневых средств противника, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, уничтожения мотомеханизированных средств противника, уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений. Снаряд состоял из головной и ракетной частей.
Головная часть состояла из корпуса, дна и разрывного заряда с дополнительным детонатором. Для предохранения разрывного заряда от влаги и загрязнения в очко корпуса ввинчивалась пластмассовая втулка. При окончательном снаряжении втулка вывинчивалась, а вместо нее ввинчивался взрыватель, который стопорился винтом. Основным типом взрывателя был В-25 – головной, ударного действия, с дальним взведением, установкой на мгновенное действие и двумя установками на замедленное действие. При установке взрывателя на мгновенное срабатывание снаряд оказывает преимущественно осколочное действие, при установке на замедленное срабатывание — преимущественно фугасное действие. Снаряд также мог быть укомплектован взрывателем В-14.
Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечи. Пороховой заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для воспламенения порохового заряда. Он состоял из 40г дымного ружейного пороха, помещенного в алюминиевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и вместе с предохранительным диском воспламенителя удерживала шашки порохового заряда от перемещения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом дне двумя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением (до нескольких тысяч оборотов в минуту) вокруг продольной оси. Вращение создается за счет истечения пороховых газов реактивного двигателя через 10 отверстий в кормовой части снаряда, расположенные под углом 22° к продольной оси снаряда. Снаряды этого типа имеют повышенную точность стрельбы по сравнению с оперенными, однако дальность полета снарядов снижена вследствие того, что часть энергии порохового заряда расходуется на вращение снаряда.
Поскольку минимальная дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на меньшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете. С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с большим - от 5420 до 1000 м. Вероятное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м.
Корпуса снаряда М-14ОФ обрабатывались на токарных станках с небольшой высотой центров, такие станки имели широкое распространение в нашей промышленности.
Корпус головной части М-14ОФ изготавливался горячей штамповкой из сортовой углеродистой стали 55, а ракетной части - из трубной заготовки Ø146 мм с толщиной стенки 14 мм (сталь 40Х).
Тактико-технические характеристики
Калибр, мм | 140 |
Длина снаряда с взрывателем, мм | 1085 |
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг | 39,6 |
Коэффициент веса снаряда, кг/дм3 | 14,4 |
Вес головной части, кг | 18,4 |
Вес взрывчатого вещества, кг | 4,2 |
Коэффициент наполнения головной части, % | 22,8 |
Вес порохового заряда, кг | 7,65 |
Время горения порохового заряда при температурах заряда от –40° до +50°C, с | 1,1–0,5 |
Вес воспламенителя, кг | 0,04 |
Дульная скорость снаряда при температурах порохового заряда от –40° до +50°C, м/c | 27–40 |
Длина активного участка траектории при нормальной температуре заряда, м | 128 |
Максимальная скорость полета снаряда при нормальных условиях, м/c | 400 |
Максимальная дальность полета снаряда при нормальных условиях, м | 9810 |
Максимальная дальность полета снаряда (при температурах порохового заряда от –40° до +50°C), м | 9000–10 000 |
Дульная скорость снаряда (при температурах порохового заряда от –40° до +50°C), м/c | 27-40 |
Вес укупорки, кг | 35 |
Температурный интервал боевого применения снарядов, °С: - с зарядами из пороха ФГ-14 - с зарядами из пороха КДСИ | от –40 до +50от –40 до +50 |
Основные тактико-технические характеристики [3] | |
Калибр, мм | 140 |
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг | 39,6 |
Вес ВВ | 4,2 |
Длина снаряда, мм | 1085 |
Максимальная дальность стрельбы, км | 9,8 |
Кучность на максимальную дальность | |
Вд/Х | 1/327 |
Вб/Х | 1/115 |
Количество убойных осколков, шт | 1900 |
Приведенная зона осколочного поражения залегшей и открыто расположенной живой силы противника при стрельбе на максимальную дальность, га | 0,06 |
Основные характеристики снаряда [4] | |
Калибр, мм | 140 |
Вес окончательноснаряженного снаряда, кг | 39,6 |
Вес боевой части, кг | 18,4 |
в том числе: | |
вес взрывателя | 0,60 |
вес взрывчатого вещества | 4,2 |
Вес ракетной части, кг | 20,6 |
в том числе | |
вес реактивного заряда, кг | 7,65 |
вес воспламенителя, кг | 0,04 |
Длина снаряда, мм | 1085 |
Относительная длина снаряда клбр | 7,75 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 9800 |
Кучность стрельбы на максимальную дальность | |
Вд/Х | 1/327 |
Вб/Х | 1/115 |
Основные технические характеристики боевой части [5] | |
Вес металла боевой части, кг | 14,13 |
Количество полезных осколков, шт | 1900 |
Средний вес полезного осколка, г | 6,7 |
Количество полезных осколков, приходящихся на 1 кг металла корпуса, шт | 130 |
Всего осколков, шт | 3000 |
Приведенная зона осколочного поражения залегшей и открыто расположенной живой силы противника при стрельбе на максимальную дальность, га | 0,06 |
Приведенная зона фугасного действия, га | 0,0080 |
Вид снаряжения | ТНГ |
Главные конструктивные характеристики и технологические особенности производства корпусов [6] | ||
Габаритные размеры и вес | Головная часть | Ракетная часть |
Диаметр, мм | 136 | 140 |
Длина, мм | 400 | 589 |
Толщина стенки, мм | 15 | 4,7 |
Вес, кг | 11,8 | 8,94 |
Материал | Углеодистя сталь 55 | Сталь 40Х |
Заготовка, вид, размеры мм, вес | СортовойПрокат Ø22,419 кг | Трубная стальØ146 х 14дл 60028,842 кг |
Основные операции технологического процесса | 1) горячая штамповка2) обточка наружной поверхности3) термообработка | 1) обточка наружной и внутренней поверхностей2) термообработка* |
*Этот раздел составлен по данным представленным НИИ-147 (вх. 4510сс от 1.7.66) и заводом №176 (вх.5580сс от 2.8.66г). Вторая часть таблицы включает данные по снаряду 9М22М.
Опытный образец пусковой установки С-39 был разработан и изготовлен “ГСОКБ-43 для стрельбы 140 мм турбореактивными осколочно-фугасными снарядами “М-14-ОФ” и использовался как базовый вариант для разработки пусковой установки для стрельбы 140 мм неуправляемыми турбореактивными снарядами помех. Пороховой турбореактивный двигатель 140 мм снаряда М-14-ОФ был использован для разработки 140 мм неуправляемых турбореактивных снарядов помех и установки “РУПП-140”. Существовало мнение, что “использование установки “РУПП-140” для стрельбы снарядами М-14-ОФ не налагает никаких особых конструктивных требований на установку “РУПП-140” и расширяет область ее использования на кораблях ВМФ. Стрельба снарядами М-14-ОФ, при отсутствии системы ПУС для стрельбы этими снарядами, может производиться табличными способами"[2].
С целью увеличения максимальной дальности стрельбы снаряда М-14-ОФ с 9,8 до 14-15 км за счет применения порохового заряда из высокоимпульсного баллиститного твердого топлива, Тульский Государственный Научно-исследовательский институт точного машиностроения, Научно-исследовательский институт химических материалов и Научно-исследовательский химико-технологический институт совместно выполнили расчетно-теоретические проработки по изучению данного вопроса и подтвердили их испытаниями двигателей на стенде и составили соответствующее заключение. Работа выполнялась на основании приказа №260сс от 28.08.1968 года и указания членов совещания (протокол совещания от 06.01.1969 года).
В выводах составленного заключения указывалось, что габариты штатной камеры двигателя снаряда М-14-ОФ не позволяли разместить необходимое для достижения полного импульса 2700-3000 кг·сек количество зарядов из существовавших тогда высокоэнергетических порохов (ВИК-2Д, РСАМ, РАМ-10к, РАМ-12к). Применение высокоэнергетических качеств этих зарядов в штатной камере двигателя М-14-ОФ не удавалось реализовать по причине того, что при достижении двигателем вращения 14000-15000 об/мин наблюдалось либо разрушение порохового заряда (ВИК-2Д), либо разрушение каморы двигателя (при применении зарядов из порохов марок РСАМ и РАМ-10к). При этом для обеспечения устойчивости снаряда в полете требовалось вращение 27000-30000 об/мин. Одновременно, вследствие высокой температуры газового потока, происходил разгар критического сечения сопел, что приводило бы к уменьшению дальности на 8-10%.
Применение в конструкции снаряда дефицитных тугоплавких материалов типа молибдена, вольфрама и т.д. для уменьшения разгара сопел повысило бы стоимость снаряда с 93 руб до 130-140 руб, но и это не позволяло решить поставленной задачи по обеспечению требуемой дальности, так как и в этом случае максимальная дальность не могла быть более 10,8-11 км.
В результате проведенных работ, специалисты трех институтов пришли к выводу о невозможности осуществления предлагаемой идеи увеличения дальности снаряда за счет применения порохового заряда из высокоимпульсного баллиститного твердого топлива.
В 1969 году с целью определения возможности повышения осколочного действия боевой части реактивного снаряда М-14-ОФ – на основании письма Министра машиностроения № ММ-35/982 от 18.04.1969 года – ТулгосНИИточмаш (г.Тула) провел предварительные конструкторские и теоретические проработки. Предложенными направлениями были следующие: замена применявшегося взрывчатого вещества на более мощное; изменение конструкции корпуса боевой части с целью получения заданного дробления (использование рифленых втулок) и использование одновременноэтих двух путей. В результате проведенных проработок было установлено, что повысить осколочное действие без изменения внешних обводов и динамических характеристик возможно в случае, когда стенка корпуса боевой части расточена и в полученную полость запрессованы рифленые втулки, обеспечивающие получение осколков весом 3-4 грамма, а в качестве разрывного заряда применено взрывчатое вещество ТГАФ-5А, рекомендованное НИИХМ. Предлагаемые работы требовали повышения себестоимости предварительно в 2,3 раза, вызванное повышением себестоимости механической обработки в 1,25-1,3 раза и потребностью в дополнительном станочном оборудовании (25-30 станков, 5-7 агрегатов сварки и защитных покрытий) при условии годовой программы 100 000 штук боевых частей. Окончательные выводы можно было сделать после проведения экспериментальных проверок [1]]]>]]>.
Источники:
- ГАУ ТО “ГА”. Ф.Р-3428. Оп.1. Д.919. ЛЛ.27-31.
- РГАЭ. Ф.298. Оп.1. Д.995. ЛЛ.89,90,98,139.
- ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.329.
- ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. ЛЛ.393,394.
- ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.394.
- ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.399.
- ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. ЛЛ.400,401.
rbase.new-factoria.ru
Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки ( «боевые машины» по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Один из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок. В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, БМ-14–16 («14» калибр снаряда в сантиметрах, «16» число направляющих). Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран-участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, КНДР, Сомали, Сирию и Вьетнам. Во многих из этих стран система БМ-14–16 эксплуатируется и сегодня. Первоначально БМ-14–16 размещалась на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля ЗИЛ-131. В числе других пусковых установок, использующих 140-мм реактивные снаряды М-14,можно отметить: БМ-14–17 на шасси легкого грузовика ГАЗ-63А 4х4, оснащенную 17 направляющими, буксируемую установку РПУ-14, имевшую 16 направляющих, размещенных в четыре ряда по четыре трубы, на лафете с раздвижными станинами. РПУ-14 предназначалась для воздушно-десантных частей (в настоящее время во всех армиях стран СНГ она переведена в резерв). Еще одна буксируемая установка выпускалась в Польше. Оснащенная восемью направляющими, она до сих пор стоит на вооружении польских воздушно-десантных частей под обозначением WP 8. |
za-cccp.narod.ru
140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16
140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16
| |||||||||||||||||||
|
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.
- Реактивная установка БМ-13Н
- Реактивная установка БМ-8-24
Смотреть что такое "140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16" в других словарях:
300-мм система реактивного залпового огня 9К58 «Смерч» — 300 мм система реактивного залпового огня 9К58 «Смерч» 1987 300 мм реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» предназначена для поражения живой силы, бронированной и небронированной техники на марше и на позициях,… … Военная энциклопедия
220-мм система реактивного залпового огня 9К57 «Ураган» — 220 мм система реактивного залпового огня 9К57 «Ураган» 1976 220 мм реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых… … Военная энциклопедия
122-мм система реактивного залпового огня 9К51 «Град» — 122 мм система реактивного залпового огня 9К51 «Град» 1963 Полевая 122 мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ 21 «Град» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и… … Военная энциклопедия
БМ-14 — (8У32) … Википедия
Буратино (ТОС) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буратино (значения). Тяжёлая огнемётная система залпового огня «Буратино» … Википедия
БМД-20 — (8У33) … Википедия
Ураган (РСЗО) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ураган (значения). Реактивная система залпового огня 9К57 Ураган … Википедия
Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июле 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Ударная сила — Ударная сила … Википедия
voennaya.academic.ru