140-мм турбореактивный фугасный снаряд М-14-ОФ. Бм 16 14


БМ-14-16 - 140-мм РСЗО

Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки («боевые машины» — по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Одним из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок.

В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, — БМ-14-16 («БМ»— боевая машина. «14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих). Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран—участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, Северную Корею, Сомали, Сирию и Вьетнам Во многих из этих стран система БМ-14-16 эксплуатируется и сегодня. В состав РСЗО БМ-14-16 входят пусковая установка и 140-мм неуправляемые реактивные снаряды.Пусковая установка (боевая машина) разработана на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. (В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131.) Пусковая установка выполнена по классической компоновочной схеме: артиллерийская часть расположена в корме автомобильного шасси. Она состоит из пакета направляющих, фермы, поворотной рамы, подъемного и поворотного механизмов, прицельных приспособлений и электротехнического оборудования. Пакет направляющих состоит из шестнадцати гладкоствольных труб, расположенных в два ряда по восемь в каждом. Трубы имеют внутренний диаметр 140,3 мм, их длина составляет 1150 мм. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины). При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над фунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется 1,5—2 минуты.

Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 2—3 минут. В снаряженном состоянии установка способна совершать длительные марши. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Стрельба ведется 140-мм неуправляемыми турбореактивными снарядами. Эти снаряды стабилизируются в полете за счет быстрого вращения (до нескольких тысяч оборотов в минуту) вокруг продольной оси. Вращение создается за счет истечения пороховых газов реактивного двигателя через отверстия в кормовой части снаряда, расположенные под углом 22° к продольной оси снаряда. Снаряды этого типа имеют повышенную точность стрельбы по сравнению с оперенными, однако дальность полета снарядов несколько снижена вследствие того, что часть энергии порохового заряда расходуется на вращение снаряда.Основной снаряд РСЗО БМ-14-16— осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ. Он весит 39,62 кг, головная часть—18,8 кг. Длина снаряда —1090 мм. При установке взрывателя на мгновенное срабатывание снаряд оказывает преимущественно осколочное действие, при установке на замедленное срабатывание — преимущественно фугасное действие. Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14-ОФ в боекомплект БМ-14-16 входят снаряды М-14Д, используемые для постановки дымовых завес и ослепления наблюдательных пунктов и огневых средств противника. Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами. Использованное при создании пусковой установки шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 имеет шестицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИС-121 мощностью 92 л.с. (при 2600 об/мин). В трансмиссии применяется двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Передняя подвеска — на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, задняя - балансирная.

Пусковая установка на этом шасси имеет удовлетворительную проходимость на пересеченной местности. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 60 км/час. Запас хода 520—665 км. Шасси автомобиля ЗИЛ-131, на котором выпущена значительная часть РСЗО БМ-14-16, имеет карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. При движении по шоссе пусковая установка на этом шасси развивает максимальную скорость 80 км/час. Ее проходимость значительно повышена благодаря наличию централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Модификация БМ-14-16 на шасси автомобиля ЗИЛ-157 имеет обозначение БМ-14М (252), а на шасси ЗИЛ-131 —БМ-14ММ (262Р). Боевые машины БМ-14-16, БМ-14М и БМ-14ММ состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевые машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-16 монтировалась на речных бронекатерах.

Тактико-технические характеристики РСЗО БМ-14-16

Калибр реактивного снаряда, мм..........................................140Число направляющих..............................................................16Наибольшая скорость снаряда, м/с............................ 399—403Время производства залпа, с............................................7—10Дальность стрельбы, м...................................................... 10000Наибольший угол возвышения, град......................................50Угол горизонтального обстрела, град...................................140Масса, кг:реактивного снаряда.............................................39,6пусковой установки...........................................7100,0

Фото РСЗО БМ-14-16 на шасси ГАЗ-63

Похожие материалы

oruzhie.info

140 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-14-16 (8У32)

  

  

 

После окончания Великой Отечественной Войны советское военное руководство, учитывая успешный опыт широкого применения реактивной артиллерии в ходе боевых действий поставило перед конструкторскими коллективами работающими по теме задачу не только по модернизации существующих систем реактивной артиллерии, но и по разработке новых. При этом некоторые разработки производились с учетом сведений, ставшими доступными после изучения трофейной немецкой техники и технической проектной документации сходных образцов вооружения. Так в НИИ-1 ГКОТ в 1948 г. приступили к проектированию опытного 140 мм турбореактивного неоперенного снаряда ТРС-140 на основе немецкой 158,5 мм турбореактивной мины. Одновременно в СКБ-1 Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина были начаты работы по созданию артиллерийской части боевой машины реактивной артиллерии под разрабатывающийся в НИИ-1 снаряд. Новая боевая машина была принята на вооружение в 1952 г. под названием БМ-14-16 (индекс ГРАУ - 8У32)  и конструктивно представляла собой артиллерийскую часть установленную в задней части  шасси на базе автомобиля ЗИС-151. Артиллерийская часть состояла из пакета направляющих ("стволов"), фермы, поворотной рамы, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов, прицельных приспособлений, электрооборудования системы пуска и подсветки прицельных приспособлений, тумбы и подрамника, специального оборудования шасси. Основным типом боеприпасов БМ-14 был 140 мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем В-14 (ОФ-949). Впоследствии в 1955 г. были разработаны 140 мм турбореактивные дымовой М-14-Д (Д-494)  и химический М-14-С  снаряды. Конструктивной особенностью новой боевой машины было применение направляющих трубчатого типа, ставшего впоследствии основным для всех советских боевых машин реактивной артиллерии. После завершения производства автомобилей ЗИС-151 (ЗИЛ-151) был налажен выпуск БМ-14 на шасси автомобиля ЗИЛ-157 , а потом, в середине 60-х годов,  и ЗИЛ-131. Боевые машины на шасси ЗИЛ-157 получили название БМ-14М (2Б2), а на шасси ЗИЛ-131 - БМ-14ММ (2Б2Р). На основе БМ-14 были созданы и производились буксируемая установка РПУ-14 и боевая машина на шасси грузового автомобиля ГАЗ-63 и ГАЗ-66 БМ-14-17. Боевые машины состояли на вооружении реактивных артиллерийских полков общевойсковых дивизий. Их производство завершилось во второй половине 60-х годов прошлого века. Поставлялись на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию, Сомали и в некоторые другие. Выпускалась по лицензии в Польше и Китае. В армиях отдельных стран боевая машина до сих пор состоит на вооружении.

                                    Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БМ-14 (8У32) БМ-14М (2Б2) БМ-14ММ (2Б2Р)
1 Расчет чел. 7 7 7
2 Шасси   ЗИС-151 ЗИЛ-157 ЗИЛ-131
3 Мощность двигателя л.с. 92 109 150
4 Максимальная скорость км/час 55 65 80
5 Боевая масса кг 8200 8080 9340
6 Длина по корпусу мм 6930 6930 6930
7 Ширина мм 2300 2330 2500
8 Высота мм 2650 2560 2750
9 Запас хода по топливу км 520 до 600 850
10 Время перевода в боевое положение мин. 1, 5-2 1, 5-2 1, 5-2
11 Время заряжания машины мин. 2 2 2
12 Масса артиллерийской части кг 2120 2120 2120
13 Длина направляющих мм 1370 1370 1370
14 Количество направляющих шт. 16 16 16
15 Прицельные приспособления                                                        ПГ-1 ПГ-1 ПГ-1М
16 Калибр мм 140,3 140,3 140,3
17 Угол горизонтального обстрела градус 140 140 140
18 Угол возвышения максимальный градус 50 50 50
19 Угол возвышения минимальный градус 0 0 0
20 Время производства залпа сек. 7-10 7-10 7-10
21 Общий вес залпа кг 633,6 633,6 633,6
22 Максимальная дальность стрельбы    М-14ОФ                  м 9800 9800 9800
23 Минимальная дальность стрельбы М-14ОФ м 1000 1000 1000
24 Калибр снаряда М-14ОФ мм 140 140 140
25 Масса снаряда М-14ОФ кг 39,6 39,6 39,6
26 Длина снаряда в окснар виде мм 1085 1085 1085

 

 

cris9.armforc.ru

140 мм РСЗО БМ-14-17 / WM-18

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
С-39 "Град"

БМ-14-17 / 8У36

 

РСЗО с 17 и 18 направляющими под 140 мм снаряды М-14ОФ. НИОКР прототипа С-39 "Град" начались в 1951 г. По состоянию на 1 января 1955 г. прототип находился в стадии монтажа и подготовки к испытаниям, но на вооружение в итоге принят не был. Установки БМ-14-17 и WM-18 приняты на вооружение через несколько лет. Установка WM-18 производилась в Польше.

 

РСЗО БМ-14-17 на бронекатере пр.1204 (Широкорад А.Б.,

Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)

Установки WM-18 на десантном корабле польской постройки пр.773. Учения "Запад-81" (фото rescuer160, http://fotki.yandex.ru)

РСЗО БМ-14-17 на бронекатере пр.1204 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)

 

Наведение - система управления пуском разработки НИИ-303, система приводов наведения установки - разработка ЦНИИ-173. Наведение установки производилось вручную. Стрельба с остановки (БМ-14-17) или на ходу (WM-18).

 

Пусковая установка - БМ-14-17 - 17 стволов-напрявляющих, WM-18 - 18 стволов. Заряжание вручную с палубы корабля.

 

Калибр - 140 мм

Длина стволов - 1100 мм

Масса снаряда - 39,68 кг

Масса БЧ - 18,4 кг

Масса ВВ - 4,037 кг

 

Дальность действия - 600-9810 м

Скорость снаряда на срезе ствола - 27-40 м/с

Скорость снаряда в конце активного участка - 400 м/с

 

Боеприпасы:

М-14ОФ - осколочно-фугасный турбореактивный снаряд, оснащается взрывателем В-25 или В-14.

 

Применяется на кораблях:

- десантный корабль пр.773 типа POLNOCNY type IX - производства Польской Народной Республики, установка WM-18 (2 шт). Всего построено 14 кораблей. Боекомплект - 90 снарядов.

Десантный корабль пр.773 типа POLNOCNY type IX с установками WM-18 (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.).

- катер пр.1204 - установка БМ-14-17, боекомплект 34 снаряда.

 

Статус:

Россия - 1994 г.- есть на вооружении.

Польша - 2009 г. - вероятно есть на вооруюении.

 

 

Источники:

Воевода С.С., архив, 1992 г.Дородных В.,  Сандович В.,  Морская "Катюша".  Военные знания. N 7 / 1991.Кораблев Д., ВМС Болгарии. Морской сборник. N 6 / 1993.

Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.Jane's weapon systems 1987-88. USA.

militaryrussia.ru

БМ-14 — WiKi

БМ-14 (8У32) История Размеры Вооружение Подвижность
Блок БМ-14 на шасси ГАЗ-63 (16 стволов, должен изображать БМ-14-17) в выставке Линии Сталина
Классификация реактивная система залпового огня
Шасси ЗИС-151, ГАЗ-63
Страна-разработчик
Масса без снарядов и расчета, кг 7000
Масса в боевом положении, кг 8200
Длина в походном положении, мм 6920
Ширина в походном положении, мм 2300
Высота в походном положении, мм 2650
Клиренс, мм 260
Калибр, мм 140,3
Длина ствола, мм 1370
Количество направляющих 16
Дальность стрельбы минимальная, м 1000
Дальность стрельбы максимальная, м 9800
Максимальный угол возвышения, ° 50
Точность (рассеивание), м 1/200 по дальности1/90 боковое
Скорострельность около ½—⅔ залпа в минуту
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин 1,5—2
Время залпа, с 7—10
Тип двигателя рядный6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 92
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Колёсная формула 6 × 6

ru-wiki.org

140-мм турбореактивный фугасный снаряд М-14-ОФ

]]>]]> Турбореактивный снаряд М-14-ОФ (индекс 53-ОФ-949, баллистический индекс ТС-60) предназначен для подавления живой силы и огневых средств противника, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, уничтожения мотомеханизированных средств противника, уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений. Снаряд состоял из головной и ракетной частей.

Головная часть состояла из корпуса, дна и разрывного заряда с дополнительным детонатором. Для предохранения разрывного заряда от влаги и загрязнения в очко корпуса ввинчивалась пластмассовая втулка. При окончательном снаряжении втулка вывинчивалась, а вместо нее ввинчивался взрыватель, который стопорился винтом. Основным типом взрывателя был В-25 – головной, ударного действия, с дальним взведением, установкой на мгновенное действие и двумя установками на замедленное действие. При установке взрывателя на мгновенное срабатывание снаряд оказывает преимущественно осколочное действие, при установке на замедленное срабатывание — преимущественно фугасное действие. Снаряд также мог быть укомплектован взрывателем В-14.

Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечи. Пороховой заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для воспламенения порохового заряда. Он состоял из 40г дымного ружейного пороха, помещенного в алюминиевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и вместе с предохранительным диском воспламенителя удерживала шашки порохового заряда от перемещения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом дне двумя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением (до нескольких тысяч оборотов в минуту) вокруг продольной оси. Вращение создается за счет истечения пороховых газов реактивного двигателя через 10 отверстий в кормовой части снаряда, расположенные под углом 22° к продольной оси снаряда. Снаряды этого типа имеют повышенную точность стрельбы по сравнению с оперенными, однако дальность полета снарядов снижена вследствие того, что часть энергии порохового заряда расходуется на вращение снаряда.

Поскольку минимальная дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на меньшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете. С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с большим - от 5420 до 1000 м. Вероятное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м.

Корпуса снаряда М-14ОФ обрабатывались на токарных станках с небольшой высотой центров, такие станки имели широкое распространение в нашей промышленности.

Корпус головной части М-14ОФ изготавливался горячей штамповкой из сортовой углеродистой стали 55, а ракетной части - из трубной заготовки Ø146 мм с толщиной стенки 14 мм (сталь 40Х).

Тактико-технические характеристики

Калибр, мм 140
Длина снаряда с взрывателем, мм 1085
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг 39,6
Коэффициент веса снаряда, кг/дм3 14,4
Вес головной части, кг 18,4
Вес взрывчатого вещества, кг 4,2
Коэффициент наполнения головной части, % 22,8
Вес порохового заряда, кг 7,65
Время горения порохового заряда при температурах заряда от –40° до +50°C, с 1,1–0,5
Вес воспламенителя, кг 0,04
Дульная скорость снаряда при температурах порохового заряда от –40° до +50°C, м/c 27–40
Длина активного участка траектории при нормальной температуре заряда, м 128
Максимальная скорость полета снаряда при нормальных условиях, м/c 400
Максимальная дальность полета снаряда при нормальных условиях, м 9810
Максимальная дальность полета снаряда (при температурах порохового заряда от –40° до +50°C), м 9000–10 000
Дульная скорость снаряда (при температурах порохового заряда от –40° до +50°C), м/c 27-40
Вес укупорки, кг 35
Температурный интервал боевого применения снарядов, °С:            - с зарядами из пороха ФГ-14            - с зарядами из пороха КДСИ от –40 до +50от –40 до +50
Основные тактико-технические характеристики [3]
Калибр, мм 140
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг 39,6
Вес ВВ 4,2
Длина снаряда, мм 1085
Максимальная дальность стрельбы, км 9,8
Кучность на максимальную дальность  
     Вд/Х 1/327
     Вб/Х 1/115
Количество убойных осколков, шт 1900
Приведенная зона осколочного поражения залегшей и открыто расположенной живой силы противника при стрельбе на максимальную дальность, га 0,06
Основные характеристики снаряда [4]
Калибр, мм 140
Вес окончательноснаряженного снаряда, кг 39,6
Вес боевой части, кг 18,4
     в том числе:  
      вес взрывателя 0,60
      вес взрывчатого вещества 4,2
Вес ракетной части, кг 20,6
     в том числе  
      вес реактивного заряда, кг 7,65
      вес воспламенителя, кг 0,04
Длина снаряда, мм 1085
Относительная длина снаряда клбр 7,75
Максимальная дальность стрельбы, м 9800
Кучность стрельбы на максимальную дальность  
     Вд/Х 1/327
     Вб/Х 1/115
Основные технические характеристики боевой части [5]
Вес металла боевой части, кг 14,13
Количество полезных осколков, шт 1900
Средний вес полезного осколка, г 6,7
Количество полезных осколков, приходящихся на 1 кг металла корпуса, шт 130
Всего осколков, шт 3000
Приведенная зона осколочного поражения залегшей и открыто расположенной живой силы противника при стрельбе на максимальную дальность, га 0,06
Приведенная зона фугасного действия, га 0,0080
Вид снаряжения ТНГ
Главные конструктивные характеристики и технологические особенности производства корпусов [6]
Габаритные размеры и вес Головная часть Ракетная часть
Диаметр, мм 136 140
Длина, мм 400 589
Толщина стенки, мм 15 4,7
Вес, кг 11,8 8,94
Материал Углеодистя сталь 55 Сталь 40Х
Заготовка, вид, размеры мм, вес СортовойПрокат Ø22,419 кг Трубная стальØ146 х 14дл 60028,842 кг
Основные операции технологического процесса 1)    горячая штамповка2)    обточка наружной поверхности3)    термообработка 1)    обточка наружной и внутренней поверхностей2)    термообработка*

*Этот раздел составлен по данным представленным НИИ-147 (вх. 4510сс от 1.7.66) и заводом №176 (вх.5580сс от 2.8.66г). Вторая часть таблицы включает данные по снаряду 9М22М.

Опытный образец пусковой установки С-39 был разработан и изготовлен “ГСОКБ-43 для стрельбы 140 мм турбореактивными осколочно-фугасными снарядами “М-14-ОФ” и использовался как базовый вариант для разработки пусковой установки для стрельбы 140 мм неуправляемыми турбореактивными снарядами помех. Пороховой турбореактивный двигатель 140 мм снаряда М-14-ОФ был использован для разработки 140 мм неуправляемых турбореактивных снарядов помех и установки “РУПП-140”. Существовало мнение, что “использование установки “РУПП-140” для стрельбы снарядами М-14-ОФ не налагает никаких особых конструктивных требований на установку “РУПП-140” и расширяет область ее ис­пользования на кораблях ВМФ. Стрельба снарядами М-14-ОФ, при отсутствии системы ПУС для стрельбы этими снарядами, может производиться табличными способами"[2].

С целью увеличения максимальной дальности стрельбы снаряда М-14-ОФ с 9,8 до 14-15 км за счет применения порохового заряда из высокоимпульсного баллиститного твердого топ­лива, Тульский Государственный Научно-исследовательский институт точного машинострое­ния, Научно-исследовательский институт химических материалов и Научно-исследовательский химико-технологический институт совместно выполнили расчетно-теоретические проработки по изучению данного вопроса и подтвердили их испытаниями двигателей на стенде и составили соответствующее заключение. Работа выполнялась на основании приказа №260сс от 28.08.1968 года и указания членов совещания (протокол совещания от 06.01.1969 года).

В выводах составленного заключения указывалось, что габариты штатной камеры двига­теля снаряда М-14-ОФ не позволяли разместить необходимое для достижения полного им­пульса 2700-3000 кг·сек количество зарядов из существовавших тогда высокоэнергетических порохов (ВИК-2Д, РСАМ, РАМ-10к, РАМ-12к). Применение высокоэнергетических качеств этих зарядов в штатной камере двигателя М-14-ОФ не удавалось реализовать по причине того, что при достижении двигателем вращения 14000-15000 об/мин наблюдалось либо разру­шение порохового заряда (ВИК-2Д), либо разрушение каморы двигателя (при применении за­рядов из порохов марок РСАМ и РАМ-10к). При этом для обеспечения устойчивости снаряда в полете требовалось вращение 27000-30000 об/мин. Одновременно, вследствие высокой темпе­ратуры газового потока, происходил разгар критического сечения сопел, что приводило бы к уменьшению дальности на 8-10%.

Применение в конструкции снаряда дефицитных тугоплавких материалов типа молиб­дена, вольфрама и т.д. для уменьшения разгара сопел повысило бы стоимость снаряда с 93 руб до 130-140 руб, но и это не позволяло решить поставленной задачи по обеспечению требуемой дальности, так как и в этом случае максимальная дальность не могла быть более 10,8-11 км.

В результате проведенных работ, специалисты трех институтов пришли к выводу о невоз­можности осуществления предлагаемой идеи увеличения дальности снаряда за счет примене­ния порохового заряда из высокоимпульсного баллиститного твердого топлива.

В 1969 году с целью определения возможности повышения осколочного действия боевой части реактивного снаряда М-14-ОФ – на основании письма Министра машиностроения № ММ-35/982 от 18.04.1969 года – ТулгосНИИточмаш (г.Тула) провел предварительные конст­рукторские и теоретические проработки. Предложенными направлениями были следующие: замена применявшегося взрывчатого вещества на более мощное; изменение конструкции кор­пуса боевой части с целью получения заданного дробления (использование рифленых втулок) и использование одновременноэтих двух путей. В результате проведенных проработок было ус­тановлено, что повысить осколочное действие без изменения внешних обводов и динамических характеристик возможно в случае, когда стенка корпуса боевой части расточена и в получен­ную полость запрессованы рифленые втулки, обеспечивающие получение осколков весом 3-4 грамма, а в качестве разрывного заряда применено взрывчатое вещество ТГАФ-5А, рекомендо­ванное НИИХМ. Предлагаемые работы требовали повышения себестоимости предварительно в 2,3 раза, вызванное повышением себестоимости механической обработки в 1,25-1,3 раза и по­требностью в дополнительном станочном оборудовании (25-30 станков, 5-7 агрегатов сварки и защитных покрытий) при условии годовой программы 100 000 штук боевых частей. Оконча­тельные выводы можно было сделать после проведения экспериментальных проверок [1]]]>]]>.

Источники:

  1. ГАУ ТО “ГА”. Ф.Р-3428. Оп.1. Д.919. ЛЛ.27-31.
  2. РГАЭ. Ф.298. Оп.1. Д.995. ЛЛ.89,90,98,139.
  3. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.329.
  4. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. ЛЛ.393,394.
  5. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.394.
  6. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. Л.399.
  7. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.59. ЛЛ.400,401.

rbase.new-factoria.ru

140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16 1954 ссср

Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки ( «боевые машины» — по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Один из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок. В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, — БМ-14–16 («14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих).

Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран-участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, КНДР, Сомали, Сирию и Вьетнам. Во многих из этих стран система БМ-14–16 эксплуатируется и сегодня.

Первоначально БМ-14–16 размещалась на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля ЗИЛ-131.

В числе других пусковых установок, использующих 140-мм реактивные снаряды М-14,можно отметить: БМ-14–17 на шасси легкого грузовика ГАЗ-63А 4х4, оснащенную 17 направляющими, буксируемую установку РПУ-14, имевшую 16 направляющих, размещенных в четыре ряда по четыре трубы, на лафете с раздвижными станинами. РПУ-14 предназначалась для воздушно-десантных частей (в настоящее время во всех армиях стран СНГ она переведена в резерв). Еще одна буксируемая установка выпускалась в Польше. Оснащенная восемью направляющими, она до сих пор стоит на вооружении польских воздушно-десантных частей под обозначением WP — 8.

za-cccp.narod.ru

140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16

 140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16

140-мм система реактивного залпового огня

БМ-14-16

1954

Успешное применение Красной Армией реактивной артиллерии в ходе второй мировой войны способствовало развертыванию уже в послевоенные годы исследовательских и конструкторских работ в этой области. При этом совершенствовались как самоходные многозарядные пусковые установки ( «боевые машины» — по советской терминологии), так и реактивные снаряды. Один из первых реактивных снарядов, принятых на вооружение Советской Армией в 50-е годы, стал 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14ОФ, для которого в СССР и за рубежом было разработано несколько многозарядных самоходных и буксируемых пусковых установок. В 1952 году на вооружение Советской Армией была принята первая РСЗО, разработанная под этот снаряд, — БМ-14–16 («14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих).

Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской Армии, поступала на вооружение армий стран-участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Камбоджу, Китай, Египет, КНДР, Сомали, Сирию и Вьетнам. Во многих из этих стран система БМ-14–16 эксплуатируется и сегодня.

Первоначально БМ-14–16 размещалась на базе грузового трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. В 1958 году производство этого автомобиля было прекращено и пусковая установка выпускалась на шасси автомобиля ЗИЛ-131.

В числе других пусковых установок, использующих 140-мм реактивные снаряды М-14,можно отметить: БМ-14–17 на шасси легкого грузовика ГАЗ-63А 4х4, оснащенную 17 направляющими, буксируемую установку РПУ-14, имевшую 16 направляющих, размещенных в четыре ряда по четыре трубы, на лафете с раздвижными станинами. РПУ-14 предназначалась для воздушно-десантных частей (в настоящее время во всех армиях стран СНГ она переведена в резерв). Еще одна буксируемая установка выпускалась в Польше. Оснащенная восемью направляющими, она до сих пор стоит на вооружении польских воздушно-десантных частей под обозначением WP — 8.

Тактико-технические данныеБМ-14-16
Калибр снаряда, мм140
Вес БМ в боевом положении, кг8350
Дальность стрельбы, м9810
Время производства залпа, сек7-10
Время перезаряжания, мин2-3
Количество направляющих16

Смотри также:

Военная энциклопедия. 2014.

  • Реактивная установка БМ-13Н
  • Реактивная установка БМ-8-24

Смотреть что такое "140-мм система реактивного залпового огня БМ-14-16" в других словарях:

  • 300-мм система реактивного залпового огня 9К58 «Смерч» — 300 мм система реактивного залпового огня 9К58 «Смерч» 1987 300 мм реактивная система залпового огня 9К58 «Смерч» предназначена для поражения живой силы, бронированной и небронированной техники на марше и на позициях,… …   Военная энциклопедия

  • 220-мм система реактивного залпового огня 9К57 «Ураган» — 220 мм система реактивного залпового огня 9К57 «Ураган» 1976 220 мм реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых… …   Военная энциклопедия

  • 122-мм система реактивного залпового огня 9К51 «Град» — 122 мм система реактивного залпового огня 9К51 «Град» 1963 Полевая 122 мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ 21 «Град» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и… …   Военная энциклопедия

  • БМ-14 — (8У32) …   Википедия

  • Буратино (ТОС) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буратино (значения). Тяжёлая огнемётная система залпового огня «Буратино» …   Википедия

  • БМД-20 — (8У33) …   Википедия

  • Ураган (РСЗО) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ураган (значения). Реактивная система залпового огня 9К57 Ураган …   Википедия

  • Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июле 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Ударная сила — Ударная сила …   Википедия

voennaya.academic.ru