Станиславский К.С. - биография. Биография к станиславский


Константин Станиславский – биография, книги, отзывы, цитаты

Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев; 5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936).

Отец — Сергей Владимирович Алексеев (1836—-1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева) (1841—1904). Имел брата Владимира, сестру Зинаиду, сестру А. Двоюродный брат городского головы Москвы Н. А. Алексеева.Константин Станиславский принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве и дружбе с такими знатоками…

Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев; 5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936).

Отец — Сергей Владимирович Алексеев (1836—-1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева) (1841—1904). Имел брата Владимира, сестру Зинаиду, сестру А. Двоюродный брат городского головы Москвы Н. А. Алексеева.Константин Станиславский принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве и дружбе с такими знатоками искусства и меценатами, как С. И. Мамонтов, братья Третьяковы. В 1881 г. вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме.

Сценические опыты вел с 1877 г. дома, в Алексеевском кружке. Отдавал предпочтение ярко характерным персонажам, дающим возможность перевоплощения: всю жизнь называл среди своих любимых ролей студента Мегрио из водевиля Тайна женщины (впервые — 1881 г.), цирюльника Лаверже из Любовного зелья (впервые — 1882 г.). Относясь к увлечению сценой с присущей ему серьезностью, усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. Играл в опереттах: атаман разбойников в Графине де ла Фронтьер Лекока, Флоридор в Нитуш и Пленшар в Лили Эрве, Нанки-Пу в Микадо Сюлливана.

В 1888 году был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы. В 1898 году, совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им. Первой постановкой новой труппы стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого.

С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского).

В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу.

Умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у Константина Сергеевича букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково заключение врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.

www.livelib.ru

Станиславский К.С. - биография

Станиславский Константин Сергеевич (наст. фамилия - Алексеев) (1863 - 1938) Станиславский К.С. Биография Русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, создатель системы актерского искусства, названной "системой Станиславского". Родился Станиславский 17 января (по старому стилю - 5 января) 1863, в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. Мать - француженка, бабушка по материнской линии - актриса, известная в свое время в Париже. В 1877 Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Образование Станиславский получил в Лазаревском институте восточных языков, который окончил в 1881 году. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Коммиссаржевского, вместе с которым в 1888 основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он стал режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. В 1898, вместе с драматургом В.И. Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр (МХТ). Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, уже работавших под руководством Станиславского, и к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Первые два года успех театра был средним. Новая эпоха для театра началась в 1900, после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, познакомив со своими постановками больного в то время А.П. Чехова. Сотрудничество театра с Чеховым и М. Горьким определило дальнейший его характер. Успех театра в Германии и Австрии превзошел ожидания: немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант режиссера, Станиславского. С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского. В 1912, совместно с Л.А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. С 1917 - почетный академик Петербургской Академии наук. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, а позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). В 1922 - 1923 выезжал вместе с труппой Московского художественного театра на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами "метода Станиславского" в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стала книга "Моя жизнь в искусстве", впервые напечатанная в США и лишь позднее опубликованная в СССР. В 1935 создал Оперно-драматическую студию. В 1936 получил звание Народного артиста СССР. Умер Станиславский 7 августа 1938 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Среди ролей в театре - Тригорин ("Чайка" А.П. Чехова; 1898), Барон ("Скупой рыцарь" А.С. Пушкина), Ананий Яковлев ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера), доктор Штокман ("Доктор Штокман" "Враг народа" Ибсена), Сатин ("На дне" М. Горького; 1902), Астров ("Дядя Ваня" А.П. Чехова), Вершинин ("Три сестры" А.П. Чехова; 1901), Гаев ("Вишневый сад" А.П. Чехова; 1904), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского), Арган ("Мнимый больной" Мольера). Среди режиссерских работ (большинство совместно с Немировичем-Данченко) - "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого (1891), "Потонувший колокол" Гауптмана (1898), "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого (1898), "Чайка" А.П. Чехова (1898), "Дядя Ваня" А.П. Чехова (1899), "Три сестры" А.П. Чехова (1901), "Мещане" М. Горького (1902), "На дне" М. Горького (1902), "Вишневый сад" А.П. Чехова (1904), "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Драма жизни" Гамсуна (1907), "Жизнь человека" Андреева (1907), "Синяя птица" М. Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), "Месяц в деревне" Тургенева (1909, совместно с И.М. Москвиным), "Где тонко, там и рвется" Тургенева (1912), "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони (1914), "Село Степанчиково" Ф.М. Достоевского (1917), "Горячее сердце" А.Н. Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927), "Мертвые души" Н.В. Гоголя (1932), "Таланты и поклонники" А.Н. Островского (1933). Среди литературных произведений - "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой". __________ Источники информации: "Русский биографический словарь" Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедия российско-американских отношений, Энциклопедия "Москва", Иллюстрированный энциклопедический словарь) Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

slovar.wikireading.ru

Станиславский Константин Сергеевич, подробная биография

(настоящая фамилия — Алексеев)

(1863-1938) русский режиссер и актер

Константин Сергеевич Станиславский происходил из старинного купеческого рода и свою трудовую деятельность начал с того, что продолжил семейное дело — производство металлоизделий. Он даже поднял его на новый уровень с помощью различных технических усовершенствований. Кстати, они и сейчас применяются при производстве некоторых видов стальной проволоки. Принадлежавший ему металлообрабатывающий завод под Москвой долгое время был ведущим русским предприятием по производству холоднокатаной стальной проволоки.

Однако настоящим призванием Константина Станиславского оказался театр. Свою сценическую деятельность он начал еще будучи гимназистом. Постепенно вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название «Алексеевский кружок». Он давал спектакли в имении Станиславского, где для этого был построен специальный павильон.

Некоторое время Константин даже выступал на профессиональной сцене, играя водевильные роли в спектаклях московского театра «Парадиз». Однако в 1888 году вместе с режиссером А. Федотовым и театральным педагогом Ф. Комиссаржевским он создал «Общество искусства и литературы» с постоянной драматической труппой. Она и стала основой будущего Художественного театра. Решение о его организации было принято Константином Станиславским в 1897 году после встречи с писателем и критиком В. Немировичем-Данченко. Во время продолжительной беседы они наметили концепцию театра совершенно нового типа.

На следующий год постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» в Москве открылся Художественный театр. В самом начале спектакли шли в небольшом зале особняка Станиславского в Леонтьевском переулке, но вскоре театр переехал в специально построенное здание поблизости от Тверской.

На его сцене Константин Сергеевич Станиславский стал разрабатывать новые принципы театрального искусства. Работая с актерами, он создал научно обоснованную теорию сценического искусства, основой которой стала концепция спектакля как единого художественного целого.

На сцене Художественного театра Константин Станиславский ставил пьесы Чехова и Горького, в которых писатели изображали реальную жизнь. Перед зрителями разворачивались хорошо знакомые события повседневной действительности, не было сложных декораций, язык пьес был максимально приближен к современному.

Новая драма не только была обращена к демократическому зрителю — она открывала новый мир чувств и взаимоотношений. Чехов считал, что каждый предмет, представленный на сцене, должен не только говорить сам за себя, но и передавать характер своего владельца. Подобной психологической драмы в то время не знал не только русский, но и европейский театр.

Чтобы воплотить подобные переживания, Константину Станиславскому пришлось разработать целую систему работы с актерами. Для этого он ежедневно занимался с ними, создавая так называемые этюды. Актеры должны были максимально естественно передать то или иное психологическое состояние.

Постепенно из подобных этюдов и складывался рисунок роли. Константин Сергеевич Станиславский считал, что актер должен «сделать чувства, мысли героя своими собственными, жить жизнью персонажа как своей». Играя в спектакле, артист должен воссоздать перед зрителем процесс рождения образа.

Подобная методика позволила ему по-новому прочитать многие традиционные образы. Так, поставленная им комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» из развлекательной пьесы превратилась в трагедию человека, не понятого окружающими.

Сам же Художественный театр стал своеобразной экспериментальной театральной площадкой. Удивительно было уже его здание, построенное по проекту известного художника, архитектора и скульптора Федора Шехтеля.

Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Шехтель сумел даже ручки дверей нового театра сделать художественно выразительными. Сама же обстановка была необычайно праздничной и торжественной и вместе с тем лишенной каких-либо излишеств. Удобный обзор из любой точки зрительного зала настраивал на восприятие всех нюансов игры актеров.

Деятельность Станиславского была удивительно многогранной. В 1918 году он возглавил оперную студию при Большом театре. Позже на ее основе был создан музыкальный театр, который сейчас носит его имя.

Однако напряженная работа подорвала здоровье режиссера. 19 октября 1928 года во время исполнения роли Вершинина в пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова, у Константина Станиславского случился тяжелый сердечный приступ, после которого врачи запретили ему выходить на сцену.

Однако он не прекратил режиссерскую и преподавательскую деятельность. Константин Сергеевич Станиславский организовал студию начинающих актеров, в которой занялся совершенствованием своей системы. Одновременно он консультировал постановки на сцене Художественного театра.

Вокруг Художественного театра образовалось несколько студий, из которых впоследствии выросли крупные театральные коллективы — будущие театры имени Моссовета и имени Е. Вахтангова.

biografiivsem.ru