Первый адмирал Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович. Биография адмирал кузнецов


Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974)[1] . Краткая биография

Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974)[1]. Краткая биография

Родился в д. Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Трудиться начал с одиннадцати лет после смерти отца. В пятнадцать лет в 1919 г. добровольно вступил в Северо-Двинскую военную флотилию.

Окончил с отличием военно-морское училище в 1926 г. и военно-морскую академию в 1932 г. Плавать на боевых кораблях начал военмором в 1919 г. Плавал во всех морских и океанских акваториях СССР и заграницей в должностях: вахтенный начальник, помощник и старший помощник командира, командир крейсера.

С августа 1936 г. по июль 1937 г. работал в Испании в качестве Военно-морского атташе, Главного военно-морского советника испанского флота и руководителя советских моряков-добровольцев, воевавших на стороне испанского народа.

С 1937 г. — заместитель командующего и командующий Тихоокеанским флотом. С апреля 1939 г. — народный комиссар Военно-Морского Флота СССР.

В 1939–1947 гг. и в 1951–1956 гг. возглавлял Военно-Морской Флот СССР.

В предвоенный период развернул работы по созданию советской морской школы, по организации, строительству и подготовке ВМФ к войне, возвращая флоту лучшие исторические морские традиции. Создание и внедрение в ВМФ системы оперативных готовностей, оправдавшейся как в начале Великой Отечественной войны, так и в годы «холодной войны» 1946–1991 гг., является исторической заслугой Н.Г. Кузнецова.

В годы второй мировой и Великой Отечественной войн — народный комиссар ВМФ СССР, одновременно с 1944 г. — главнокомандующий ВМС СССР, член Ставки Верховного Главнокомандования, ГКО и представитель Ставки ВГК на фронтах. Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками при обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других городов и военно-морских баз, при разработке планов ВГК, проведении Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтингентской десантных и др. операций, при сопровождении внешних конвоев. По его предложениям в августе 1941 г. авиация ВМФ бомбила Берлин. Уверенно руководил боевыми действиями флотов при участии ВМФ во всех стратегических операциях, в том числе осуществляя взаимодействие Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками в войне с Японией.

Участник переговоров и член делегаций от СССР в составе дипломатических миссий и международных конференций союзных государств по борьбе с фашизмом в период 1939–1945 гг., в том числе: Московских переговоров военных миссий трех держав — СССР, Англия и Франция в 1939 г.; Московских переговоров — СССР, США и Великобритания в июне 1941 г.; на Крымской (Ялтинской) конференции трех держав — СССР, США и Великобритания в феврале 1945 г. и на Потсдамской конференции в июле 1945 г.

Высшее воинское звание присвоено в 1944 г., звание Героя Советского Союза — в 1945 г.

После войны возглавлял ВМФ в должностях наркома ВМФ, главнокомандующего ВМС и заместителя министра Вооруженных Сил СССР по Военно-Морским Силам, Военно-Морского Министра СССР, Первого заместителя Министра обороны СССР — главнокомандующего ВМС СССР.

Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974), Адмирал Флота Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1945).

При нем был восстановлен разрушенный войной флот и заложен фундамент нового флота на современной научно-технической основе в области ракетного оружия, атомной энергетики, электроники, начаты испытания ракетной техники для вооружения ВМФ, работы по созданию первых атомных подводных лодок.

Пережил две опалы — «сталинскую» (в 1947–1950 гг.), после которой был восстановлен в 1951 г. еще при Сталине полностью во всех правах, а также в воинском звании в 1953 г. и «хрущевскую» (в 1956 г.). Был реабилитирован и восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза посмертно в 1988 г.

С 1956 г. в отставке. «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно» — так сформулировал Н.Г. Кузнецов свое жизненное кредо. Им написаны 5 книг и свыше 100 статей о Военно-Морском Флоте СССР, его истории, жизни, людях, в которых был обобщен опыт прошлого для пользы будущего. В его переводах и редакциях вышли 3 книги и статьи английских и американских авторов по проблемам флота.

Скончался 6 декабря 1974 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем адмирала назван современный боевой корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-Морская Академия в Санкт-Петербурге, улицы в Архангельске, Владивостоке, Котласе, теплоход Северного речного пароходства, подводный утес в Тихом океане, Котласский городской штаб школьников «Товарищ», школы в Москве и Таре. В Севастополе и Котласе установлены бронзовые бюсты герою, на зданиях Главного штаба ВМФ в Москве и Владивостоке — памятные мемориальные доски. На родине в д. Медведки Котласского района Архангельской области коренные жители деревни В.А. Быковский, В.В. Быковский, Н. Стрельцов и Р.А. Стрельцова реконструировали дом родителей Н.Г. Кузнецова, где он провел детство. Здесь открылся Дом-музей адмирала.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Первый адмирал Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович

В забытой в непроходимых дебрях Севера Вологодской губернии в Велико -Устюжском уезде в деревеньке Медведки появился на свет известный морской военачальник. Дата его рождения 24 июля 1904 год. Через 13 лет, как только умер отец, он перебирается в город Архангельск, к брату своего отца. Он устраивается работать на должность рассыльного при морском порте. Подросток уже тогда грезил тем, что хочет стать моряком. И через два года, когда Николаю исполняется 15, он накидывает к своему возрасту пару годков, и идет волонтером в Северо-Двинскую военную флотилию. Первоначально работает как секретарь при штабе, позже идет матросом.

Первый адмирал Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович

Спустя пару лет, в 1921-ом состоится перевод на морфлот Балтики. В Петрограде он идет получать образование при Военно-морском училище в подготовительную школу. А в 1923-ем возобновляет получать образование, но уже в училище. В 1925-ом решил стать частью коммунистической партии и становится ее членом. В 1926-ом он покидает учебное заведение, училище он заканчивает блестяще — с отличием, он имеет право сам избрать, где он может проходить службу. Им становится флот Черного моря. Его зачисляют начальником вахты в экипаж крейсера «Червона Украина». Этот корабль лишь недавно покинул стапели завода. На этом свое обучение он не собирается прекращать. Естественно, что выбрал он Военно-морскую академию. В 1929-ом сдает экзамены на поступление туда, выбрав оперативный факультет. Не изменяя своим традициям, академию заканчивает с отличием. Согласно распределению, в 1933-ем назначают на «Красный Кавказ» старшим помощником крейсера. Но уже спустя один год возвращается на «Червону Украину» командиром корабля. Его руководство вывело корабль в число первейших. В течение следующих лет службы Кузнецова на корабле, его отмечают как образцовый. В 1935-ом он получает награды, им стал орден Красной Звезды. 1936-й год и испанской землей овладела гражданская война. Кузнецова направляют туда в роли атташе по военно-морским делам. Он должен выполнять функции советника по военно-морским вопросам при правительстве Республики. Через год он возвращается на Родину. Кузнецова награждают сразу двумя наградами — ордены Ленина и Красного Знамени. Он получает очередное повышение. Теперь он капитан первого ранга, и направляют нести службу на Тихий океан. Первый месяц зимы 1938-го и приходит назначение на Кузнецова. А еще спустя месяц Кузнецов принимает новое звание флагмана второго ранга. Впервые в истории флота России, флот возглавил капитан первого ранга в возрасте 36-ти лет от роду. Близ озера Хасан произошел военный набег японцев, и флотилия Тихого океана помогла сухопутным войскам Советского Союза в июле 1938-го с ним справится. Кузнецова в марте 1939-го назначают замом Наркомата ВМФ СССР, а спустя месяц он — Нарком ВМФ СССР. Оказалось, что по возрасту он моложе всех наркомов Союза.

В течении всех лет войны Николай был главкомом флота и одним из членов Ставки Верховного Главнокомандования. Май 1944-го года был знаменателен тем, что в стране Советов впервые присвоили чин адмирала флота, который приравнивался к генералу армии, и тот, кому его присвоили оказался Кузнецов. В 1945-ом является участником делегации Советов и помогает работать конференциям, Крымской и Потсдамской. На Дальний Восток Кузнецов отбывает в июне 1945-ом. Там он руководитель операции по зачистке территории между Сахалином и Порт-Артуром от японских частей силами морских десантов. 1945 сентябрь происходит ряд знаменательных событий. Кузнецову Николаю присваивают звание — отныне он Герой Советского Союза, параллельно награждая орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Но в 1947-ом происходит уже ряд печальных инцидентов. Из-за размолвки со Сталиным, Кузнецова снимают с занимаемого поста главкома военно-морского флота, а в 1948-ом против адмирала сфальсифицировали навет, и его судят, далее следует понижение в чине до контр-адмирала, и отсылают замом Главкома войск Дальнего Восток. Через некоторое время, а именно в 1950-ом его назначают командующим пятым флотом Тихого океана. В январе 1951-го у него новый чин, вице-адмирал. Через полгода, в июле он смог воротился в столицу. Его назначают на должность министра ВМС. А звание «адмирал флота» ему возвращают после кончины Сталина. Но амнистия длилась недолго. У власти Хрущев и вновь немилость. Не без требования самого Жукова, в декабре 1955-ом Кузнецов отстранен от должности, и позже в феврале 1956-ом его понижает, он теперь только вице-адмирал. И последнее, бравого моряка вынуждают уволиться из флота и лишают возможности вообще работать во флоте.

Талантливый человек никогда не будет сидеть без дела. Поэтому на гражданской службе он занимается литературой и переводами. Жизнь его прервалась 6 декабря 1974 года. Кузнецова неоднократно пытались реабилитировать. Лишь 1988-ом удалось, правда уже только посмертно, вернуть ему звание «Адмирал Флота СССР». Сегодня в его честь названы множество населенных пунктов РФ, площадей, улиц, учебно-образовательных учреждений . Также в его честь назван авианосец — «Адмирал Кузнецов». Крейсер относится к Северному флоту. Архангельск стал тем городом, где в 2010-ом Кузнецову установили 4-х метровый монумент из бронзы.

aeslib.ru

Авианосец Адмирал Кузнецов

Подробности Категория: Военно-морской флот Опубликовано: 10.08.2016

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственный в России находящийся в строю авианосец. Этот единственный российский авианосец, носит гордое имя непобедимого советского главнокомандующего ВМФ СССР – адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Корабль уникальный, это одновременно и крейсер и авианосец, отсюда и название – авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Если бы не целый ряд причин, то кораблей авианесущего типа было бы множество, что позволило бы изменить расклад сил на планете.

  1. История создания Авианосца
  2. Создание трамплина
  3. Посадка самолета
  4. Название
  5. "Угон" авианосца
  6. Технические характеристики
  7. Вооружение
  8. Адмирал Кузнецов - биография

История российского авианосца – гордости российского флота

Проект под кодом 1143.5 («Адмирал Флота Кузнецов») начал разрабатываться в 1981 г. и в 1982 г. был заложен на стапеле. С 1976 г. уже ходил по морю «Киев» (1143, заложен 1970 г.), с 1978 г. «Минск» (1143.2 – 1972 г.). Начали разрабатываться «Новороссийск» (1143.3 – 1975 г.) и «Баку» (1143.4 – 1978 г.). Это были площадки для самолётов вертикального взлёта разработки КБ Яковлева и вертолётов КБ Камова. Их возможности были ограничены по радиусу действия и времени на выполнение боевых полётов.

Самолёт ЯК36 – радиус 60 км. с длительностью полёта 20 мин. Пришедший на смену ЯК38 кардинально ситуацию не поменял. На вертикальный взлёт уходит на 1 т керосина больше, чем у самолёта обычного взлёта, а это время полёта и боевая нагрузка. А вот у уже готового по таким же отличным характеристикам ЯК141 судьба оказалась трагической из-за аварии, и идею вертикального взлёта отложили и забыли.

Проект 1143.5 развивался по другому направлению, сторонников иметь на борту скоростные дальние хорошо вооружённые истребители было много ещё с конца 60-х гг. Противником проекта был заслуженный маршал Устинов Д.Ф., считавший самолёты типа ЯК единственно возможными для советских авианосцев. Но проекту суждено было сбыться. В конце 1970-х у США появились новые низколетящие ракеты, которые были недоступны для ЗРК того времени, но сбиваемые средствами истребительной авиации. Ждать было некогда. В 1981 г. в СССР уже появились лучшие в мире истребители-бомбардировщики СУ-27 или МиГ-29 (впоследствии Су-27К и МиГ-29К).

Ставший легендарным лётчик-испытатель Пугачёв произвёл посадку СУ-27К 01.11.1989 г. Не отставали и «Микояновцы», через 1,5 часа приземлился МиГ-29К – это герой СССР, космонавт Токтар Аубакиров (будущий генерал-майор Казахстана). В течение трёх недель проводились лётные испытания, выполнено было 227 вылетов и 35 посадок. А 23.11.1989. комиссией подписан Акт «О выполнении программы лётно-конструкторских испытаний».

Авианосец Адмирал Кузнецов

Создание трамплина

Создание условий для взлёта-посадки негативно сказывались на реализации проекта 1143.5. Вначале рассматривался американский опыт применения паровых катапульт, встроенных в палубу, разгонявших даже тяжёлый радиолокационный самолёт на неподвижном корабле в безветренную погоду. Устинов отчасти справедливо считал неприемлемым использовать чужой опыт, это значит всегда отставать. Так и появился свой уникальный метод взлёта с применением трамплина.

В Крыму был построен Научно Испытательный Тренировочный Комплекс, получивший прозвище «Нитка» (записанный в конструкторских документах НИТКА). По предварительным расчётам построили Трамплин-1 для тренировочного взлёта ЯК-38, Су-27 и МиГ-29. Результаты показали неточность рассчитанных характеристик. Тогда построили Трамплин-2 с оптимальной кривизной – ставший трамплином для авианосца "Адмирал Кузнецов".

Посадка самолёта

Более сложная система, чем взлёт. Для того чтобы приземлиться и остановиться нужно посадить самолёт в определённом месте. Была применена система – аэрофинишёр, схожая с американской. Это натянутый трос и гидравлическая система. Зацепка гаком (крюком) в тренировочных условиях была отработана. Затем было отточено мастерство торможения. Без этих навыков не будет лётчиков морской авиации.

В помощь пилотам появилась оптическая система «Луна» - это подача световых сигналов лётчику при заходе на посадку. Траектория посадки называется Глиссада. Красный свет – это максимальный уровень опасности, обозначает приземление ниже уровня посадочной полосы. Зелёный – говорит о точности выполнения захода. Жёлтый – говорит о лишнем наборе высоты, придётся повторять посадку.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Название

Первым названием было «Рига», данное кораблю при постройке его на «Черноморском судостроительном заводе». Тут начинается политическая нестабильность, умирает Л.И. Брежнев и у корабля появляется новое имя «Леонид Брежнев». В 1989 г. корабль выходит в море под именем «Тбилиси». Своё имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианесущий крейсер получил в 1990 году 4 октября.

На волне успеха и экономической мощи начинают строиться один за другим авианосцы нового поколения – с обычным взлётом. Быстрому развитию авианосцев с обычными самолётами поспособствовала смерть Устинова в 1984 г. Появляется проект 1143.6, заложенный в 1985 г. – названный «Варяг», (продан Украиной Китаю). И атомный «Ульяновск» - проект 1143.7 заложенный в 1988 г., разобранный в 1992 г. (Украина). Трагической участи «Кузнецов» избежал, уйдя в 1992 г. из Севастополя на Северный флот, полностью соответствуя своему прозвищу «Непобедимый».

Угон авианесущего крейсера 

Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов» в начале девяностых годов уже стал флагманом среди 7-ми авианосцев. В 1991 г. наносится главный удар по стране в проигранной Холодной войне, начинается раздел имущества среди «Суверенных» «Государств». В сентябре это Прибалтика, через месяц Украина. Начальники всех уровней и всех республик наживаются на грабеже коллективной собственности. Главком ВМФ Владимир Чернавин (1985 – 1993 гг.) ставит задачу угнать флагмана на Северный флот перед объявлением о суверенитете Украины.

В декабре 1991 г. крейсеру предстояли очередные испытания в акватории Чёрного моря. Главнокомандующий ВМФ поручает главнокомандующему ЧФ Хронопуло М.Н., в строгой секретности пройти пролив Дарданеллы во время намеченных учений. Кораблю предстояло уйти от вооружённого захвата и прибыть в пункт назначения Видяево, что на Северном флоте. Корабль этот был на службе с 25.12.1990. С 20.01.1992. ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер ракетный) приписан проходить службу в Мурманске.

Авианосец Адмирал Кузнецов

class="eliadunit">

Характеристики авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Авианосец "Адмирал Кузнецов" предназначен для выполнения разного рода задач, основной из которых является не допустить воздушного или морского ядерного удара по территории РФ (СССР). Для этого боевой корабль вооружён ракетами для нанесения и отражения удара, самолётной и вертолётной авиацией, радиолокационными и спутниковыми системами, глубинными противолодочными бомбами и ракетами, артиллерией. Это мобильная военная база, способная в любой точке мира изменить военную и политическую ситуацию. На корабле проходят службу 1960 человек (200 офицеров): 626 – лётный состав, 40 – штаб соединения кораблей.

Технические характеристики в цифрах

  • длина – 305 м, макс.
  • ширина – 72 м, макс.
  • высота - 65 м.
  • Водоизмещение:
    • макс. 61 400 т,
    • стандартное 46 500 т.,
    • нормальное – 53 000 т.
  • Осадка 8 – 10 м.
  • Бронирование: дублированная катаная сталь, трёхслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание торпед 400 кг ТНТ.
  • Крейсер приводится в движение энергетической установкой из 2-х котельных отделений, где по 4 главных и по 2 ГТЗА.
  • Автономность плавания 45 дн.
  • Надстройка «Остров» 32 м из 13-ти ярусов.
  • Самолёты и вертолёты из ангара доставляются на палубу 2-мя подъёмниками.
  • У крейсера 3857 помещений: 387 – каюты, 134 – кубрика, 6 – кают-компаний, 120 – складов и 50 душевых.
  • Обучение матросов начинается с изучения помещений, в которые ведут коридоры протяжённостью 6 км. 

Вооружение

  • П-700 Гранит – уничтожение авианосных ударных групп (АУГ) противника. Основной угрозой авианосцам НАТО (передвигающихся группой, в сопровождении 1 – 1,5 десятка кораблей) стали противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». Это советская разработка не имеет аналогов. На палубной носовой части есть 12 ПУ с ракетами П-700 «Гранит». Может быть разного боевого заряда: осколочно-фугасная 750 кг. или ядерная 500 кт. Россия и США договорились не вооружаться пока ядерным зарядом для этих ракет. Длина её 10 м., стартовый вес 7000 кг., диаметр 85 см. Противокорабельная ракета 3М45 в 10 раз тяжелее чем американская «Гарпун», поэтому несёт в 2,5 раза больший заряд и в 5 раз дальше поражает цель, до 700 км.
  • В качестве системы указания цели используются сразу три средства наведения, исключая дезориентацию её противником: спутник, палубная авиация (вертолёты и самолёты) и РЛС. Ракета поднимается на большую высоту (до 17 км.) и обнаруживает цель, затем снижается вплоть до предельно малой (25 м.) и направляется к цели. Что затрудняет средствам ПВО противника перехватить её. Если корабль уничтожен, то остальные выпущенные ракеты поражают другие корабли группы. Ракета снабжена устройством для радиолокационных помех, наводя противоракеты на ложные цели.
  • Защитное ракетное вооружение. А также 4х2 ЗРАК«Кортик» (256 ракет и 48 000 снарядов) защищают от высокоточных противокорабельных ракет. Ещё есть 4х6 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Кинжал» (192 шт.), применяется в случае массированного нападения с воздуха и от низколетящих ракет. Шестиствольная зенитная артиллерия АК-360 (снаряды 30 мм.), поражает на расстоянии 4 – 5 км.
  • Завоевание господства в воздухе. Одинаково важным в мощи тяжёлого крейсера является авиация. Сверхманевренные Су-33 заменили Су-27К, количество 36 ед. Каждый из них предназначен уничтожить в воздухе F-15 и F-16. Самолёты оборудованы дальними и ближними РЛС, спутниковой связью, несут до 8 т. бомбовой нагрузки. Вооружены всеми типами ракет воздух-воздух, воздух-поверхность. Могут наносить ядерные удары, с 2016 г. уничтожать корабли одной новейшей ракетой «БраМос» с той же эффективностью, что и 3М45. Сбивать все ракеты на высоте до 27 км. Многоцелевые вертолёты Ка-27, которых на корабле 16 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Они тралят мины. В количестве 3-х ед. используются для радиолокационного дозора и ещё 2 для поисково-спасательных работ.
  • Противолодочные средства. Противолодочный реактивный бомбомёт РБУ 12 000 «Удав» имеет 60 ракет разного типа: уничтожает торпеды, создавая дрейфующее минное поле; малые подводные лодки и подводные диверсионные силы на глубине до 600 м.
  • Радиоэлектронное вооружение. Уникальное вооружение позволяет своевременно и точно выполнять боевые операции: БИУС «Лесоруб», многофункциональная РЛС «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», низколетящие цели обнаруживают 2 РЛС «Подкат», 2 РЛС «Вайгач», комплекс навигации «Буран-2», РЛС для управления полетами «Резистор» и «Газон», средство РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Вывод

ТАКР – это одна боевая единица, все задачи не решит, но это грозное оружие. В зоне боевого дежурства ТАКР такого типа провести эффективный пуск ядерных ракет по нашей территории будет невозможно. И 1-й АУГ противника трудно что-то противопоставить «Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову». Желательно иметь в распоряжении России около 10-ка ТАКР. А ещё лучше иметь союзников, чтобы делить с ними такие большие расходы. 

Кто такой Кузнецов, почему ему оказана такая честь?

Особое значение, вдохновляющее на самоотверженный труд и военные успехи, оказывает история. Всё зависит от того, кого мы будем почитать, таковым и будет наше будущее – великое или нет. Кузнецов Н.Г. оказался последователем традиций русских морских офицеров, для которых примером были Ушаков, Лазарев и Нахимов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями и иностранными орденами.

Несмотря на свое скромное крестьянское происхождение, он был интеллигентным – производил впечатление русского дворянина. Его любили матросы, ему доверяли офицеры. Он не входил в политические группы, борющиеся за власть. На него опирались начальники и первые лица государства, некоторые боялись его авторитета среди офицеров, матросов и всего советского народа. Не прислуживал и не унижался, был отличным исполнителем и талантливым организатором. При Сталине многое успел сделать для страны, на Ялтинской встрече победителей решал конфликтный вопрос о дележе фашистского флота.

Адмирал Кузнецов

Краткая биография

Ещё ребёнком, в 15 лет приписав себе два года (родился 11(24).07.1904 г. в Архангельской губернии, по документам – 1902 г.) он становится матросом Северо-Двинской военной флотилии. Там и прошёл гражданскую войну 1917 – 1922 гг. Прослужив ещё 1 год, с 1923-го учится в «Военно-морском училище им. Фрунзе» и заканчивает его с отличием в 1926 г. Период 1926 – 1929 гг. служит в Чёрном море вахтенным на «Червона Украина», а 1932 -1933 гг. был помощником командира крейсера «Красный Кавказ». С 1933-го становится командиром лёгкого крейсера «Червона Украина», с этого момента корабль становится образцом боеготовности и выучки.

В качестве военного атташе и главного военно-морского советника Испанской Республики, Кузнецов организовывает бесперебойные поставки военных грузов в Испанию для борьбы с фашизмом. Успешно выполнив поставленную задачу 1936 – 1939 гг. он возвращается в Севастополь. Значительную роль сыграла авиация, которая была использована у берегов для безопасного прохода транспортных кораблей. С этого момента будущий нарком воочию убеждается в эффективности связки кораблей и самолётов и становится инициатором авианосцестроения и разностороннего развития всех типов вооружения.

По окончании политической чистки от сторонников идей Троцкого-Уборевича. готовивших госпереворот в России, в 1939 г. на должность наркома ВМФ призван не политизированный молодой и талантливый специалист Н.Г. Кузнецов. Который внёс большой вклад в Победу 1945-го и развитие обороноспособности страны. Был неудобен для команды Хрущёв-Жуков, не говорил небылицы про Сталина, войну ВОВ встретил без поражения. А одобренные Сталиным идеи Кузнецова о необходимости строительства авиносцев начали внедряться с января 1943-го (в ноябре 1944 г. «Невским ПКБ» создан 1-й проект, к концу войны разработано 4 типа авианосца, заложенных в послевоенную программу). Придя к власти, Хрущёву удалось на время уничтожить программу и порезать строившиеся корабли.

Отстранённый Кузнецов до конца жизни был изолирован от гласности. Прожил на своей даче до 1974-го года, где писал книги под контролем редакторов, создававших миф о Сталине в угоду новому политическому клану. На антисоветской волне в 1990 г. его заслуженное имя случайно появилось на авианесущем крейсере, ведь он был созидателем, а не разрушителем государства и уважал русские традиции сложившиеся ещё при императорах. 

Особенная страница в биографии

Есть одна запутанная история 1948 года, когда состоялся «Суд чести» над адмиралами. Заслуженные высокопоставленные военные судили таких же заслуженных офицеров. Ими оказались Н.Г. Кузнецов и его подчинённые Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А. Степанов. Военная коллегия, признавшая всех виновными, сама же и ходатайствовала о снижении наказания Кузнецову. Отправился на службу на Дальнем Востоке (1948-м замом по военно-морским делам, а с 1950 г. – командующий Тихоокеанским Флотом). В результате он при той же власти вновь возглавил ВМФ страны с 1951 г. по 1953 г.

При Хрущёве продолжил занимать должность командующего флотом до 1955 г. в новом качестве – первый заместитель Министра обороны СССР. А 03.03.1955. продолжая быть в заместителях Министра обороны СССР его должность была переименована в «Адмирал Флота Советского Союза». Ни одна политическая группировка не могла им управлять, а фигура была слишком заметной и ответственной в политическом плане. Поэтому 17.02.1956. в очередной раз понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с припиской «Без права работать на флоте». Получил прозвище «Опальный адмирал».

 

 

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su

Адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов

 

Адмирал Кузнецов является образцом для всех флотских, он символ равный великим мореплавателям и флотоводцам Ушакову и Нахимову. Он один из первых руководителей советского флота, которому посвятил всю свою жизнь. Несмотря на это Николай Кузнецов был много раз не заслуженно обижен и память его пытались придать забвению. Простой моряк, адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов всегда честно исполнял свой долг.

В 1904 году на Дальнем Востоке вспыхнула война с Японией, в которой Россия лишилась океанского флота. А 11 июля в деревне Медведки Архангельской губернии родился мальчик названный Николаем. С детских лет он отличался редкой способностью увлечь своими идеями окружающих. Николай увлекся морем. В пятнадцать лет, приписав себе два года, ушел добровольцем в Северодвинскую Красную флотилию.

Карьера Николая Кузнецова стремительно пошла вверх. После окончания с отличием военно-морской академии он был назначен командиром крейсера «Червона Украина». Николай Кузнецов внедрил систему боевой готовности корабля и сделал крейсер образцовым. На крейсер «Червона Украина» зачастили высшие руководители государства. Сталин приметил молодого и талантливого моряка.

В 1936 году в Испании поднялся мятеж против республиканского правительства. Германия начала снабжать мятежников оружием. Государство СССР поддержало республику. Николая Кузнецова назначают морским советником по военно-морским вопросам в Испании. Его задачей было обеспечить доставку морем помощи республиканцам. Авиация фашистов бомбила порты, срывая поставки. Николай Кузнецов организовал дежурство истребителей над портом и максимально сократил время разгрузки. Теперь грузы приходили без перебоев. Еще в Испании он убедился в способности авиации наносить мощные удары по кораблям. Готовность флота всегда должна быть высокой.

После 1930 года ведущие морские державы развернули обширное строительство боевых кораблей. СССР тоже приняло решение создать мощный военный флот. В 1939 году Николай Кузнецов был назначен военным комиссаром военно-морского флота, став самым молодым главкомом. Сталинскую строительную программу 1938 года главком ценил как «неприемлемую» для реальных нужд флота. Вождь был захвачен идеей постройки линкоров и тяжелых крейсеров, однако боевой опыт Николая Кузнецова доказывал, что без воздушного прикрытия надводные корабли не могут действовать эффективно.  Главком создал проект авианосца, но Сталин, обычно считавшийся с мнениями специалистов, отложил строительство плавучего аэродрома на 5 лет. Николай Кузнецов чувствовал безнадежность добиться разумного решения.

Для защиты кораблей с воздуха главнокомандующий флотом Николай Кузнецов приступил к созданию береговой авиации. На флотах формировали полки истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. 

В Европе разбушевалась война. Главком флота сосредоточил силы на создании системы готовности флота к  войне. В 1941 году 14 июня Николай Кузнецов лично доложил Сталину о том, что немецкие суда срочно начали покидать советские порты, следовательно, через 5-7 дней можно было ожидать нападение Германии.

Сталин назвал главкома провокатором сказав, что уже на следующий день выйдет постановление ЦК об опровержении панических слухов о предстоящем нападении.

Миф о внезапном нападении был создан, чтобы оправдать катастрофу 1941 года, но еще 21 июня в 20:00 Сталин отдал приказ Генеральному штабу о приведении войск в полную боевую готовность.

О флоте вспомнили только в 23:00. Николая Кузнецова срочно вызвали в генштаб,  где Тимошенко диктовал Жукову телеграмму в округа. Главкому была брошена фраза: «Сегодня ночью возможно нападение немцев». Николай Кузнецов отдал приказ по телефону о приведении флота в полную боевую готовность. А телеграмма Жукова в приграничные округа была отправлена только в полпервого ночи 22 июня.

Флот готовился к битве на море, но корабли противника не появились. Фашистская авиация начала бомбить наши рейды. 24 июня фашистские войска прорвались к немецкой базе в Лиепае. Гарнизон города и моряки держались пять дней, эсминцы, заблокированные минами в бухте, пришлось взорвать. Угроза нависла над главной базой Балтийского флота. Сухопутные войска начали отступление, а приказа от командования на действия флота не поступало. Николай Кузнецов, не дожидаясь команды, решил лично перевести флот в Кронштадт из Таллинна. Несмотря на большие потери главные силы флота прорвались.

Мощная артиллерия флота стала основным препятствием для штурма Ленинграда. Линия блокады установилась по радиусу дальности стрельбы орудий - 24 километра. За время войны почти 20000 моряков сошли на берег. Возрождалась морская пехота, созданная еще Петром I.  Морскими пехотинцами закрывали бреши на фронте. В лобовых атаках погибали опытные моряки, на обучение которых затрачивались годы.

Еще в первые месяцы войны Николай Кузнецов лично разработал план удара по Вильгельму. В ночь на 8 августа 1941 года 15 бомбардировщиков Балтийского флота взяли курс на Берлин. Это был наш первый успех в войне.

 

 Советский флот успешно участвовал в операциях великой отечественной войны, что стало возможно, благодаря созданной Николаем Кузнецовым эффективной системы взаимодействия ВМФ с сухопутными войсками. В 1944 году  Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание «адмирал флота». Еще не окончилась война, а главком составил новую судостроительную программу. Как и предвидел Николай Кузнецов - авианосцы превратились в основную силу на море. Этот факт был главным в его новом плане. Во время войны отсутствие специальных судов несло большие потери при высадке десанта, поэтому вторым приоритетным направлением новой программы стали десантные корабли. Но судостроение, не имевшее опыта постройки таких кораблей, ограничилось лишь проектами. Воссозданная адмиралом Кузнецовым морская пехота сегодня элитный род войск, оснащенный десантными кораблями различных классов и тяжелой техникой. Учитывалось в новой программе Кузнецова и качественно новое оружие. Адмирал Кузнецов создал при академии наук СССР секцию разрабатывавшие защиту кораблей от современных видов оружия. Там был также разработан новый тип движителя на основе атома для подводных лодок. Позже был заказан проект боевой атомной подводной лодки. Первую атомную подводную лодку проекта 627 заложили в 1954 году.  В 1957 году она сошла под названием «Ленинский Комсомол».

 

Николай Кузнецов

 

Адмирал Кузнецов

В конце 40-х годов стареющий Сталин, опасаясь, что герои войны могут посягнуть на его власть, отстранил от должности маршала Жукова и расстрелял главкома авиации Новика. Громкое дело парашютной торпеды задело Сталина, и он отдал распоряжение о разжаловании Николая Кузнецова до контр-адмирала и направление его для прохождения воинской службы на Тихоокеанский флот. После перевода Кузнецова все проекты судостроения были пущены в ход во вред делу главкома. Так ввиду трудности постройки были урезаны авианосцы. 

В 1951 году в войне с Кореей ВМС США активно использует авианосцы. Советский Союз выступает на стороне северокорейских коммунистов. Нарастает прямая угроза с Америкой. Сталин возвращает к руководству  ВМФ СССР. Во второй раз Николай Кузнецов стал адмиралом флота. Командующий вновь обращается к проекту авианосца, но Сталин все меньше интересуется вооружением армии и флота.

 

Главком Адмирал Флота Н.Г. Кузнецов и командование Северного Флота. 1945 год

Проект главкома снова увяз в согласованиях. Отсутствие авианосцев заставило искать мощное оружие против американских авианосных армад. Так появилась ракета КСС «Стрела» воздушного и наземного базирования. Необходимость срочно поднять ударную силу надводных кораблей привела адмирала Кузнецова к идее установки на них ракет КСС, но «Стрела» оказалась слишком громоздкой для боевых кораблей. Тогда конструкторы разработали автомат, который распрямлял крылья ракет. Таким образом, проблема была решена, а Россия по сей день является лидером в создании противокорабельных ракет.

 

заседание Потсдамской конференции. Третий справа - Н.Г. Кузнецов. Июль 1945 год

Адмирал Кузнецов увидел в ракетной технике и стратегические возможности. Он предложил установить на дизельные подводные лодки баллистические ракеты наземного базирования «Р-11». 16 сентября 1955 года был произведен первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки. Конструктор Макеев, проводивший работы по этому проекту впоследствии создал целую серию ракет для подводного старта с  дальностью действия от 9000 до 11000 км. После смерти Сталина, который бесконечно откладывал программу главкома, появилась уверенность, что новый флот будет построен.

 

Николай Герасимович и Вера Николаевна Кузнецовы

Все накопившиеся идеи Николай Кузнецов вкладывал в строительство нового флота. Авианосцы, ракетные крейсеры, океанские подводные лодки, должны были сделать Советский Союз ведущей морской державой. В марте 1954 года главком представил доклад о судостроении, и рассмотрение плана было вновь отложено. Руководителем страны был Никита Хрущев. Он уже тогда решил отказаться от военного флота и сделал ставку на стратегические ракеты. У Николая Герасимовича случился инфаркт от переживаний. Он написал рапорт об отставке, но его не отпускали. Была введена должность первого заместителя главкома, которым стал Горшков. 25 сентября в Севастополе взорвался линкор Новороссийск. Комфлота Горшков лично руководил спасательной операцией. В докладной записке Горшков основную вину возложил на Николая Кузнецова. Адмирал Кузнецов был отстранен от командования, и понижен в звании до вице-адмирала.

Интересный факт. В 1938 году во время жестокого шторма погиб эсминец «Решительный». В разгар репрессий командир, потерявший боевую единицу, автоматически становился врагом народа. Но главнокомандующий Кузнецов отправился лично к Сталину докладывать обстоятельства катастрофы. Главком поручился за командира боевого корабля. Командиром эсминца был Сергей Горшков.

Новый главком Горшков послушно исполнил волю Хрущева. На металл разрезали крейсеры, в том числе уже оснащенные ракетами. Вскоре Горшков развернул строительство атомного ракетного подводного флота. Сергей Горшков был авторитетным и знающим командующим, но уж очень ревниво относился к тому, что было сделано Кузнецовым.

 

памятник адмиралу Кузнецову во Владивостоке

В 1962 году 22 октября президент Кеннеди заявил о присутствии на Кубе советских ядерных ракет и установил морскую блокаду острова. Хрущеву нечего было послать в Карибское море кроме подводных ракетоносцев. Чтобы обозначить присутствие нашего флота подводным лодкам дают самоубийственный приказ всплывать на виду у американских кораблей.

Оказалось, что сильный надводный флот необходим. Вскоре новые ракетные крейсеры появились в мировом океане. Но в случае войны морская авиация обнаружила и уничтожила бы их раньше, чем крейсеры успели дать ракетный залп. Только авианосцы в состоянии защитить корабли в море.

 

памятник адмиралу Кузнецову в Севастополе

На спуск первого авианесущего крейсера «Киев» в 1972 году Николая Кузнецова не пригласили. Воплощением мечты великого флотоводца стал тяжелый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 вступивший в строй в 1990 году. Боевой корабль гордо носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Прошло полвека как адмирал Кузнецов разработал программу строительства океанского флота, но ее большая часть по-прежнему засекречена. Специалисты утверждают, что идей, заложенных в этой программе, хватит не на одно десятилетие.

korabley.net

История авианосца "Адмирал Кузнецов" наполнена драматичными событиями

aircraft carrier Admiral Kuznetsov history16 лет назад ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» сбежал в российское подданство. И до сих пор детище николаевских корабелов остается флагманом Северного флота. Биография корабля наполнена драматичными событиями.

«В печати появились статьи, в которых утверждается, что ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» накануне референдума «О провозглашении независимости Украины» 1 декабря 1991 года, якобы тайно «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» из Украины сбежал». Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на этом крейсере, и они сказали, что уход корабля был плановым, к нему готовились заранее», - пишет Валерий Бабич в своей книге «Город Святого Николая и его авианосцы». Валерий Васильевич Бабич - признанный историк строительства авианесущих крейсеров в Николаеве.

Писать о новейшей истории нашего края - дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов - открытая рана. Они сами строили эти корабли и не хотят соглашаться с любой частной оценкой своего неповторимого бытия. Должно пройти какое-то время, чтобы холодный рассудок историка восстановил объективную причинно-следственную связь реальных событий.

Полтора десятка лет книги Валерия Бабича были единственным источником по истории строительства наших авианосцев. Однако недавно монополия автора стала разрушаться. В интернете появились сотни форумов, посетители которых делятся своими воспоминаниями о службе на авианосцах. Это и простые матросы, и командиры боевых частей, и адмиралы. Возник своеобразный «народный срез» эмоционального восприятия авианосной эпохи.

Судьба николаевских авианесущих крейсеров печальна. «Минск» и «Киев» сегодня развлекают китайских туристов, а «Варяг» состоит в Поднебесной на военной службе. «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитью» и месяц назад с помпой передан принимающей стороне. Только один ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несет службу в составе Северного флота ВМФ России.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина - 302,3 метра, ширина - 72,3 метра, осадка - 9,1 метра, максимальная скорость - 29 узлов, водоизмещение - 60 тысяч тонн, экипаж - около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания - 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

- Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», - недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. - Это чистейшей воды политиканство…

- Не без того, - соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. - Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

- Ничего, и без них справимся, - решительно заявил гость. И добавил: - Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно...

- А как же самолеты, которые остались в Саках? - заволновался замполит Иванов.

- Сами прилетят в Сафоново, - успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево - место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина - всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав - слепые котята - тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

- «Земляки» - уникальное изобретение. - Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. - На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване - мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» - на самые нижние ярусы - наверх их было не загнать…».

Рота охраны - корабельный ОМОН - была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка - авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский - командир БЧ-6 - не боялся спускаться ниже 4-го яруса... Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Российская биография «Адмирала Кузнецова»

Российская биография корабля наполнена драматичными событиями. «Краденая вещь» не принесла счастья новому владельцу. Вот неполный послужной список его «несчастий»:

1. В апреле 1995 года «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

2. В декабре 1995-го авианесущий крейсер отправился в Средиземное море. В самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки - матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду. Во время всего похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

3. В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. Адмирал Валентин Селиванов, который руководил походом на последнем этапе, вспоминал: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали над котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5 - катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова». В общем, привел корабль в Северодвинск, вернулся в Москву и написал рапорт на увольнение».

4. В августе 1998 года при приеме топлива был по ошибке закрыт не тот клапан, и 60 тонн мазута вылились на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на «Кузнецове» оказались затоплены два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

5. В октябре 2003-го «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе.

6. В 2000 году на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.

7. 17 января 2002-го на «Кузнецове» произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска. Погиб старшина 1-й статьи В. Бобылев - отравился угарным газом.

8. 27 августа 2006 года вновь произошел пожар. Два матроса были госпитализированы.

9. 6 января 2009-го на борту «Адмирала Кузнецова» возник еще один пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин возгорания могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около двух часов. Погиб матрос срочной службы Д. Сычев, который задохнулся от дыма.

Печальная биография авианесущего крейсера привлекла к нему широкое внимание российской общественности и СМИ. Московский инженер Кротов написал министру обороны РФ открытое письмо, в заключение которого выдвинул требование: «Хватит транжирить народные деньги! ТАКР «Кузнецов» неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании. Я призываю министра обороны законсервировать этот корабль».

В 2008 году главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил на расширенном заседании правительства о том, что флоту для поддержания боеспособности необходимо шесть авианосцев по цене 5 миллиардов долларов за каждого.

В Николаеве все затаили дыхание, и… напрасно. Через два года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил корреспонденту «Российской газеты»: «… Новые авианосцы в ближайшие годы Россия строить не планирует. Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения. А пока ставка сделана на плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Корабли же, подобные «Адмиралу Кузнецову», они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут».

20 лет российский ВМФ эксплуатирует свой единственный авианесущий крейсер. За все время этот корабль только шесть лет был полноценной единицей российского флота. Остальное время ушло на капитальные ремонты и плановое докование судна.

Расходы на поддержание авианосца в функциональном состоянии велики, и Россия с трудом несет на себе это бремя. У военных появились большие сомнения в целесообразности содержания корабля. Однако Россия терпит, превратив «Кузнецов» в символ могущественного государства. И пока строительство нового авианосца находится на стадии проектирования, приходится, затянув пояса, обслуживать старый корабль. В минобороны РФ склоняются к продаже авианесущего крейсера Китаю.

С военной точки зрения, авианосец не может конкурировать с более современными образцами. С другой стороны, судя по опыту «Варяга», он может серьезно сократить время на разработку китайских авианосцев. Независимые эксперты полагают, что «Кузнецов» небезнадежен, хотя есть некоторые проблемы со взлетом и посадкой самолетов, но по боевым характеристикам он лучше, чем авианосцы облегченного типа и десантные корабли.

В Николаеве за этой ситуацией наблюдают глазами стороннего человека. Авианосное судостроение у нас умерло. Будет ли оно реанимировано? - Неизвестно.

Директор ЧСЗ Юрий Макаров, при котором был создан конвейер по производству авианесущих крейсеров, скептически оценивал перспективу возрождения строительства «повелителей океанов». Незадолго до своей смерти в интервью местному телеканалу он заявил: «Чтобы вновь запустить строительство авианесущих крейсеров, нужно вернуть назад плановую экономику, КПСС, ВЛКСМ, пионеров и октябрятскую звездочку… иначе ничего не будет…».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» николаевской сборки сегодня продолжает выполнять боевые задачи. А Новогодние праздники «Адмирал» провел в Атлантическом океане, выполняя задачи дальних походов...

(Ред. 2016) Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" российского Северного флота отправился к берегам Сирии. Авианосец войдет в состав российской группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря.

Эту информации подтвердили в российском Минобороны. Ранее в субботу об отправке "Адмирала Кузнецова" в Средиземное море сообщили корреспонденты нескольких российских агентств, в том числе непосредственно с базы Северного флота в Североморске.

В авиакрыло "Адмирала Кузнецова" включены корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Сергей Гаврилов, журналист, via

russiahousenews.info

Статья 29. Герой Советского Союза, Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович

44799671_125921186822

В 1944 году Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание Адмирала Флота (с 1955 г. — Адмирал Флота Советского Союза), равнозначное званию Маршала Советского Союза.

«Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом…» Н. Кузнецов

   1991 год. Ночью 30 ноября, в обстановке строгой секретности с рейда Севастополя вышел в море тяжелый авианесущий крейсер. На 1 декабря был намечен референдум о независимости Украины. Ожидалось, что одним из первых заявлений будущего украинского правительства будет требование о разделе Черноморского флота.   Штаб морского командования ВМС США. Шифрограмма: «30 ноября 1991 года. Анкара, военно-морскому атташе США в Турции. Секретно. Примите меры по задержанию прохода через Босфорский пролив советского авианосца хотя бы на сутки.» Американцы действовали через турецкую лоцманскую службу. которая решила закрыть пролив тихоходными танкерами.

  Предвидя нечто подобное, командир советского авианосца капитан 1 ранга Ярыгин связался с капитаном танкера «Кузбассуголь», получившего разрешение на проход через пролив.  Капитан 1 ранга Ярыгин: «Мы его убедили, он ход уменьшил, а мы ход не уменьшаем, то есть мы. получается, первыми идем.» Авианесущий крейсер вошел в Средиземное море, откуда взял курс в порт приписки Североморск. Спасение авианосца, носящего имя Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова было для русских моряков делом чести.

  Как легенда, от одного поколения моряков к другому передавалось, что Тихоокеанский флот Николай Герасимович возглавил, будучи всего лишь капитаном 1 ранга, что наркомом ВМФ стал через 13 лет после окончания военно-морского училища. Особо много толков было о так называемом суде чести, в результате которого нарком был снижен в воинском звании до контр-адмирала и отправлен на Дальний Восток. Его возвращение на прежнюю должность в 1951 году снова разогрело страсти. А пять лет спустя Кузнецов вновь был отстранен от дел и уволен в отставку — уже без права восстановления.

  Как-то в письме к другу он не без иронии подсчитал, что контр-адмиралом был 2 раза, вице-адмиралом — 3 раза, адмиралом — 2, Адмиралом Флота тоже был дважды…

Адмирал Флота Советского Союза, Нарком ВМФ и военно-морской министр СССР, Главнокомандующий ВМФ, Герой Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович, родился 24(11) июля1904 года. Большая Советская Энциклопедия указывала на другую дату — 1902 год. Почти через семь десятков лет обман раскрылся. Как позже выяснилось, пятнадцатилетним мальчишкой Николай Герасимович набавил себе два недостающих года — ровно столько, сколько надо было для зачисления в военморы Северо-Двинской флотилии.

29z

Николай и его брат Виктор (сидят) с другом-нахимовцем. Подготовительная школа при Военно-морском училище в г. Петрограде (1920-1922гг),

17

Старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ» Н.Г. Кузнецов проводит занятие с командой. Севастополь. 1932 г.

После учебы в академии Н. Кузнецов назначен старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ». Благодаря его деятельности в 1933 году крейсер вошел в состав боевого ядра Черноморского флота. В ноябре 1933 года капитан 2 ранга Кузнецов назначается командиром крейсера «Червона Украина». В этой должности он пробыл до 15 августа 1936 года.

24z

Командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга. 1938 г.

28 марта 1939 года Николай Герасимович Кузнецов назначен заместителем наркома ВМФ, а 28 апреля 1939 года (в 34 года) за два года и два месяца до начала Великой Отечественной войны — народным комиссаром ВМФ СССР.

2z

Народный Комиссар Военно-Морского Флота СССР флагман флота 2-го ранга Н.Г.Кузнецов на учениях Черноморского Флота. 1939 г.

12

Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов. Москва, 1941 год

26z

Г.К. Жуков и Н.Г.Кузнецов во время Потсдамской конференции в качестве военных советников.

 Николай Герасимович Кузнецов, для всех флотских был, как Георгий Константинович Жуков для сухопутных офицеров, генералов — символ, равный Ушакову, Нахимову, Суворову! Прошло более 40 лет. как ушел из жизни великий адмирал, но его стратегические идеи постройки флота актуальны до сих пор.

  В фильме рассказывается о драматической судьбе одного из первых руководителей Советского флота, который посвятил ему всю свою жизнь. Несмотря на это, он много раз был незаслуженно обижен, а память его пытались предать забвению. простой русский моряк, Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, всегда считал, что он просто честно исполняет свой долг.

Скончался Н.Г.Кузнецов 6 декабря 1974 года в 1 час 15 мин. после медицинской операции на почке в результате последовавшего обширного инфаркта (уже третьего) и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

bust-admirala-flota-sovetskogo-soyuza-nikolaya-gerasimovicha-0005169749-preview

Владивосток. Бюст адмирала флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича

 Николай Герасимович Кузнецов был «отстранен от флота» в 1956 году. До самой кончины своей он писал в различные инстанции с просьбой вызвать его, разобраться с ним, он хотел понять, в чем он виноват и, если действительно виноват, то готов был понести еще более суровое наказание. После мучительных раздумий через опыт душевных страданий он пришел к выводу, что в государстве должен управлять закон.

 С 1956 по 1988 годы  военачальники, моряки-ветераны, служащие ВМФ, общественность, семья Н.Г.Кузнецова отправляли письма в высшие инстанции на имя всех Генеральных секретарей ЦК КПСС и в Верховный Совет СССР с просьбой разобраться по существу и восстановить справедливость. Решение не принималось вплоть до 26 июля 1988 года, когда спустя 32 года, он был восстановлен в звании «Адмирал Флота Советского Союза». Это произошло через 14 лет после его смерти и все это время на его надгробии не было написано никакого воинского звания.

После войны широкую известность получили написанные Н.Г. Кузнецовым мемуары «Накануне», «На далеком меридиане», «Курсом к победе», публикации в журналах и газетах.

9919278

Книга «Курсом к победе». Воспоминания адмирала Николая Кузнецова.

 За заслуги перед Отечеством и Флотом Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов награжден Звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, двумя орденами Ушакова 1-ой степени, иностранными орденами и медалями.

1256535221_rrrryorrrryo-2

В 1989 году, вступившему в строй тяжелому авианесущему крейсеру (ТАКР), присвоено имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

 Его имя присвоено Военно-Морской академии в Санкт-Петербурге, на здании Главного штаба ВМФ в Москве открыта мемориальная доска, его портрет помещен в галерею флотоводцев Российского государственного морского историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, улицы в Санкт-Петербурге, Архангельске и Котласе названы его именем, благодаря усилиям общественности и местной администрации в деревне Медведки под городом Котласом создан небольшой мемориальный музей. Именем Кузнецова назван речной теплоход на Северной Двине и подводный остров в Тихом Океане. В различных музеях имеются экспозиции, посвященные ему. В 1997 году по инициативе флотских, ветеранских и других общественных организаций, сослуживцев и членов семьи Николая Герасимовича Кузнецова был создан общественный Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова.

Уважаемый читатель! Возможно, Вы хотите дополнить информацию своими рекомендациями и комментариями. Буду рад внести Ваши рекомендации на страницу блога!

 

razgromflota.ru

Авианосец Адмирал Кузнецов | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» возглавляет пятерку худших авианосцев в мировой истории, когда-либо спущенных на воду, и является единственным из них, до сих

пор состоящим на вооружении, полагает The National Interest.

Американский журнал отмечает, что заложенный в 1983 году в СССР авианосец введен в эксплуатацию только в 1995 году, уже в России. После аварии в 1996 году корабль до 1998 года находился на ремонте. После этого «Адмирал Кузнецов», отмечает The National Interest, «периодически выезжал в Средиземное море, как правило, с большой помпой», и только в ноябре 2016 года принял участие в своей первой боевой операции (в Сирии), потеряв два самолета: МиГ-29К и Су-33.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Издание полагает, что причиной неудач «Адмирала Кузнецова» является низкое качество строительства и плохая поддержка, а приведение единственного российского авианосца в надлежащее состояние потребует «больших инвестиций, чем те, на которые готова пойти Россия в настоящее время».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Другими неудачными авианосцами The National Interest (с пятого до второго места) называет британский Eagle (спущен на воду в 1918-м), французский Bearn (спущен в 1920-м), японский Kaga (спущен в 1921-м) и американский Ranger (спущен в 1934-м).

Издание отмечает, что все эти корабли в дальнейшем послужили основой для новых авианосцев своих стран, военные которых получили достаточный опыт в их эксплуатации. Исключение составляет «Адмирал Кузнецов», который «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)».

В июне 2017 года официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков назвал хвастливыми слова британского министра обороны Майкла Фэллона о красоте авианосца Queen Elizabeth и «обветшалости» российского «Адмирала Кузнецова». По его словам, Фэллон показывает незнание военно-морской науки и не видит отличий между двумя кораблями, первый из которых Конашенков назвал «авиаматкой», а второе — авианесущим крейсером.

Из семи авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 «Кречет», созданных в СССР, к настоящему времени в боевом состоянии осталось лишь три. «Киев» и «Минск» проданы Китаю, где превратились в развлекательные центры. «Новороссийск» распилен на металлолом в Южной Корее. «Ульяновск» разобран еще на стапеле. «Адмирал Горшков» продан Индии, где модернизируется в «Vikramaditya» — будущий флагман ВМС страны. «Варяг» продан Китаю, где после переоборудования получил название «Liaoning». У России остался только «Адмирал Кузнецов».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (фактически – полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

www.mzk1.ru