Бетонобойный аргумент: разжевывание прописных истин (часть вторая). Бетонобойные снаряды


разжевывание прописных истин (часть вторая) » Военное обозрение

Продолжим рассмотрение вопроса о бетонобойных реактивных снарядах, в духе тех приемов, которым меня некогда учили в педагогическом университете. Для меня, конечно, открытие, что ко взрослым людям надо обращаться как к школьникам, но раз надо для народного просвещения, значит надо.

Урок пятыйДействие кумулятивной гранаты

Существует мнение, что войска уже имеют средство для поражения огневых точек, защищенных бетонными стенами, и это средство - разного рода кумулятивные гранаты и ракеты. Это мнение, конечно, не является обоснованным, но чтобы это понять, надо рассмотреть действие кумулятивной гранаты.

Все типы подобных огневых средств, такие как РПГ-7, СПГ-9 или ПТРК "Корнет", при всем их различии, тем не менее имеют общую сторону: они поражают цель, находящуюся за защитой (брони или бетона), при помощи кумулятивной струи.

Процесс пробития преграды кумулятивным боеприпасом может быть показан на следующей схеме:

При столкновении с препятствием срабатывает взрыватель, взрывается заряд взрывчатки, выполненный в виде воронки, и направленный взрыв формирует кумулятивную струю, пробивающую препятствие.

Однако, эта схема не вполне точно изображает весь взрыв боеприпаса, что можно увидеть на фотографии момента пробития листа брони 40-мм кумулятивным боеприпасом:

На этой фотографии хорошо видно, что кумулятивная граната взрывается перед препятствием, и основная часть энергии взрыва заряда взрывчатки рассеивается перед ним. За преграду проникает только сравнительно небольшой факел горячих газов, прошедший в пробитое отверстие вслед за кумулятивной струей. Кумулятивные боеприпасы даже при попадании в танк поражают экипаж, боекомплект или топливные баки, могут вывести из строя оборудование или вооружение, если оно находилось на пути прохождения кумулятивной струи. Заметного температурного или фугасного воздействия кумулятивной струи внутри танка не обнаружено.

Итак, при попадании кумулятивной гранаты в бетон происходит пробитие бетона, однако основная часть энергии взрыва рассеивается перед бетоном в характерной кольцеобразной вспышке. Следы попадания реактивных гранат есть на фотографии дома в Грозном, которая уже рассматривалась в предыдущей части:

(Красными стрелками отмечены попадания кумулятивных гранат, вероятно к РПГ-7).

Достаточно ли кумулятивной струи для гарантированного поражения огневой точки? Ответ на это дает видео испытания пробития гранатой РПГ-7 400 мм пакета бронированного стекла, на котором использовался манекен.

На этом видео (1.19) показан в скоростной съемке момент попадания гранаты в препятствие. Что мы видим? Во-первых, как и на показанной выше фотографии, основная энергия взрыва рассеялась перед препятствием, за преграду прошел только небольшой факел горячих газов. Во-вторых, в том же моменте можно увидеть, что кумулятивная струя не попала в манекен, а прошла мимо него. На 1.34 видно, что манекен немного опален, немного посечен осколками стекла, но других повреждений не имеет. Распадение манекена на части связано с тем, что ударная волна от взрыва гранаты обтекла небольшое препятствие. Если бы его закрывало препятствие большой площади, как бетонная плита, то манекен устоял бы.

Если мы перенесем результаты эксперимента на ситуацию с огневой точкой, закрытой бетонной плитой, то стрелок за ней при таком попадании кумулятивной гранаты получил бы ожоги, раны от осколков бетона, но, вероятнее всего, остался бы жив. Чтобы убить стрелка, нужно было точное попадание в него кумулятивной струи.

В-третьих, нужно отметить невысокую точность кумулятивной гранаты. В опыте с пробитием пакета стекла гранатометчик не сумел попасть, даже при том, что целился с близкого расстояния и в хорошо видимую ему мишень. То же самое видно и на фотографии дома в Грозном. Хотя гранатометчики целились в окна, только одно из пяти попаданий можно считать достаточно удачным.

Таким образом, хотя кумулятивная граната обладает способность пробить бетон, тем не менее ее запреградное воздействие недостаточное для гарантированного уничтожения огневой точки.

Теперь же мы вспомним, что многоэтажный дом представляет собой ЖБОТ с множеством огневых точек и системой огня. Окажет ли даже успешное попадание кумулятивной гранатой подавляющее воздействие на все укрепление в целом. Схема показывает, что нет:

На схеме красными овалами изображены бойцы противника (примерно в масштабе чертежа), красной стрелкой обозначено место попадания кумулятивной гранаты, а синей штриховкой отмечена зона поражающего действия кумулятивной струи. Как видим, убит один боец противника, система огня не нарушена, и убитый скоро может быть заменен бойцом из резерва.

Таким образом, кумулятивные гранаты и другие кумулятивные боеприпасы (в том числе и для ПТРК) для поражения огневых точек, защищенных бетоном, мало пригодны, а подавления обороны целого дома потребовался бы большой расход кумулятивных гранат.

Урок шестойСравнение РПО "Шмель" и реактивных снарядов БМ-21 "Град"

Что для поражения многоэтажного дома лучше: термобарический боеприпас или реактивный снаряд к БМ-21 "Град"? Чтобы рассмотреть этот вопрос, надо посмотреть некоторые видео и фотоматериалы.

На этом видео съемка испытаний РПО "Шмель"

На кадрах с 2.57 по 3.07 показаны кадры выстрела по двум типам строений. Первое - кирпичное строение с оконными проемами и перекрытием. Видно, что взрыв заряда РПО "Шмель" внутри этого строения вызвал обрушение одной из стен. Второе - полузакрытое строение, по всей видимости, саманное. Серьезных видимых повреждений после взрыва заряда на видео незаметно. Манекены-цели в обоих опытных обстрелах поражены. Повреждения от прямых попаданий реактивных снарядов в дома куда более серьезные.

Вот фотография дома в Енакиево после попадания реактивного снаряда БМ-21 "Град":

Снаряд, по всей видимости, попал в простенок между окнами, разрушил декоративную облицовку простенка на несколько этажей вниз, разрушил часть стены вокруг окон, а также часть перекрытия над этажом. Повреждены оказались и внутренние перегородки, так что пожар распространился на соседние комнаты.

На этом фото дом в Марьинке, пригороде Донбасса, после попадания реактивного снаряда. Трехэтажный дом частично разрушен и полностью выгорел (верхняя часть фото).

Гораздо более сильное воздействие реактивного снаряда связано с двумя факторами. Во-первых, большой заряд взрывчатого вещества (для 122-мм снарядов к БМ-21 - 6 кг), тогда как для РПО "Шмель" тротиловый эквивалент взрыва составляет 2,5 кг. Если боевая часть реактивного снаряда взрывается внутри помещения, то ударная волна наносит сильные повреждения несущим конструкциям, стенам и особенно перекрытиям. Во-вторых, несгоревший порох в ракетном двигателе служит источником сильного пожара. В отличие от термобарического заряда, ракетный порох содержит в себе достаточно окислителя, чтобы гореть без притока воздуха.

Таким образом, разрушительный эффект реактивного снаряда на многоэтажное здание ощутимо сильнее, чем термобарического боеприпаса ручного пехотного огнемета. Реактивный снаряд разрушает взрывом несущие конструкции здания, а остатки ракетного пороха в двигателе создают сильный пожар.

Урок седьмойБетонобойный реактивный снаряд

В статье "Бетонобойный аргумент" был предложен бетонобойный реактивный снаряд (аналогичный БМ-21 или меньших размеров) специально для поражения защищенных бетоном огневых точек и для штурма обороняемых многоэтажных железобетонных домов.

Бетонобойный снаряд отличается от обычного осколочно-фугасного тем, что оснащен прочным стальным корпусом, пробивающим препятствие за счет кинетической энергии (зависящей от массы снаряда и скорости полета; кинетическая энергия снаряда БМ-21 на максимальной скорости полета равна 15,7 МДж; реактивный снаряд весом около 25 кг и скоростью 700 м/с будет иметь кинетическую энергию 6,1 МДж). Снаряд пролетает через пробитое отверстие. Взрыватель боевой части срабатывает с задержкой, подрывая заряд взрывчатого вещества уже после пробития преграды.

Действие бетонобойного снаряда можно увидеть на этом видео:

На видео снаряд пробивает толстый слой армированного бетона. Теперь вспомним, что толщина стен железобетонного дома составляет от 14 до 40 см, то есть значительно тоньше, чем капонир для самолета. Железобетонные плиты пробиваются стандартными осколочно-фугасными реактивными снарядами, поскольку большой кинетической энергии хватает, чтобы пробить преграду до того, как сработает взрыватель и произойдет взрыв. Бетонобойный снаряд, срабатывающий с замедлением, пробьет не одну, а две или даже три стены железобетонного дома.

Воздействие такого снаряда на оборону противника можно показать на схеме:

На схеме красными овалами обозначены бойцы противника (схема аналогична схеме, на которой показывалось воздействие кумулятивной гранаты). Красными стрелками обозначено попадание бетонобойного реактивного снаряда. Цифра 1 обозначает пробитие снарядом фасадной стены (в которой противник проделал бойницы для ведения огня), цифра 2 обозначает пробитие второй, несущей стены. Перед пробитием второй стены снаряд пролетает через помещение, двигатель выбрасывает факел горячих реактивных газов, который поражает бойцов в этом помещении. Цифра 3 обозначает взрыв заряда, поражающего бойца в этом помещении. Ракетный двигатель разрушается и возникает зона сильного пожара. В зависимости от объема помещения, взрыв может разрушить или сильно повредить другие стены.

Теперь посмотрим на ситуацию в разрезе. Допустим, что попадание бетонобойного реактивного снаряда было на уровне первого этажа. Последствия этого можно отобразить на схеме:

Красными овалами обозначены бойцы противника (примерно в масштабе чертежа). Красный круг - место пробития стены бетонобойным снарядом. Синяя окружность и дуги обозначают распространение ударной волны взрыва. Красные точки обозначают область распространения пожара. Если в помещениях будет мебель и другая домашняя обстановка, то пожар может распространяться вверх, вплоть до верхних этажей. Таким образом, попадание и взрыв бетонобойного реактивного снаряда не только разрушит помещения первого этажа, но и повредит перекрытия над подвалом и между вторым и первым этажами. Возникший пожар вынудит противника покинуть по крайней мере первый и второй этаж, а также часть подвала.

Итак, реактивный снаряд оказывает поражающее воздействие на железобетонный дом, его конструкции и помещения не только взрывом, но и сильным пожаром. Повреждения стен и перекрытий этажей способствуют распространению пожара. Сильный пожар препятствует восстановлению системы огня обороняющихся.

Мы видим, что взрыв даже одного бетонобойного реактивного снаряда в обороняемом железобетонном многоэтажном доме наносит ощутимый ущерб обороне. Несколько попаданий бетонобойных реактивных снарядов уже способны разрушить систему обороны дома и создать условия для развития атаки. Залповый обстрел обороняемых домов бетонобойными реактивными снарядами, с разных направлений и по разных этажам заставит противника отступить или, по крайней мере, воспрепятствует маневру силами и маневру огнем.

Вывод состоит в том, что бетонобойные реактивные снаряды абсолютно необходимы для пехотных подразделений, штурмующих многоэтажные железобетонные здания.

topwar.ru

Бетонобойные Бомбы: История Рождения, Виды, Продеводействие

Авиационное бомбовое вооружение давно стало одним из основных в ведении современной войны

Авиация громко заявила о себе, как об эффективном средстве ведения войны еще в далеком 1913 году на Балканах, и с тех пор ее роль неуклонно растет, облачаясь все в более изощренные и высокотехнологичные формы. Образ самолета–бомбардировщика «земле, несущий динамит» многократно воспет в прозе и обыгран в кино.

Предмет сегодняшнего рассказа – бетонобойные бомбы, весьма специфический вид оружия, все громче и громче, заявляющий о себе, как ни прискорбно, в прямом смысле этого слова.

Содержание статьи

История рождения

Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.

Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения

Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.

У нас

Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.

Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.

Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью

По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.

Ввиду отсутствия технологии создания высокопрочных корпусов авиационных бомб, конструкторы взяли за основу артиллерийский снаряд гаубицы калибром 203 мм. Новый боеприпас имел твердотельный реактивный разгонный блок и боевую часть, содержащую 14,5 кг бризантного взрывчатого вещества.

Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС

Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.

И у них

Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.

Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».

Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.

Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике

Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.

Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».

Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками

Обо всех перипетиях грандиозного противостояния бетона нацистов и взрывчатки союзников можно почитать в специализированной литературе, а нам стоит отметить, что англосаксы накопили грандиозный опыт и создали первоклассную конструкторскую школу, успешно работающую и ныне.

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Оптические и телевизионные головки наведения бетонобойных боеприпасов — пока очень редкое конструкторское решение

Методы противодействия бетонобойным бомбам

Интересно знать! Как метко подметил один из  генералов, представляющих американские вооруженные силы на европейском континенте: «Для того что бы на вас не падали бомбы создайте условия, что бы над вами не летали вражеские самолеты».

Собственно, добавить нечего, но мы рискнем:

  1. Обеспечение над важными объектами эшелонированной комплексной высокоэффективной системы противовоздушной обороны.
  2. Создание полноразмерных и достоверных ложных целей с одновременной эффективной маскировкой реальных объектов.
  3. Применение в конструкции укрытий многослойных и многокомпонентных уровней защиты с применением разноса слоев, создания ловушек кумулятивной струи, ударной волны и прочего.

Справедливости ради следует признать, что против такого стального меча, вряд ли устоит самый совершенный бетонный щит

  1. Обеспечение активных мероприятий по ведению радиоэлектронной борьбы, блокирование систем лазерного наведения путем создания устойчивых дымовых и аэрозольных завес.

Кассетные бетонобойные снаряды

Отдельным классом бетонобойных бомб выступают кассетные боеприпасы, призванные уничтожать взлетно-посадочные полосы аэродромов противника. В отечественном арсенале боеприпасы такого типа представлены, принятой на вооружении в 2002 году РБК-500У.

Бетонная обойма такой бомбы содержит десять бетонобойных элементов, которые выбрасываются непосредственно над целью, в результате раскрытия носителя и обеспечивают повреждение покрытия ВПП вражеского аэродрома на большой площади.

Американские бентонобойные бомбы недостижимый эталон по критериям цена-качество и количество-эффективность

  • Дело в том, что опыт боевого использования боеприпасов против взлетно-посадочных полос показал, что локальные повреждения бетонного покрытия легко устраняются ремонтными группами сил аэродромного обеспечения, в достаточно короткий промежуток времени.
  • Одновременные повреждения полосы на значительно большей площади, пусть и с более поверхностным повреждением массива бетона ставят перед ремонтными бригадами значительно более серьезные задачи по приведению взлетной полосы в состояние минимальной эксплуатационной годности.
  • Более подробно ознакомиться с историей создания и боевого применения бетонобойных авиационных боеприпасов можно на видео в этой статье.
  • Подавляющая масса технической документации, тактико-технические характеристики, инструкция по поддержанию боеприпаса в боеготовом состоянии засекречены.

Бетонобойные бомбы прочно заняли свое место на подвеске бортов современной штурмовой авиации

В качестве небольшой технической ремарки, можно привести основные ТТХ классических бетонобойных авиационных бомб, состоящих на вооружении в арсеналах ведущих армий мира:

ТТХ БетАБ-150ДС БетАБ-500У БетАБ-500ШП
Общий вес, кг.

Вес боевой части, кг.

Масса взрывчатого в-ва

Диаметр, мм

Длина, мм

Тип взрывателя

165

101,6

14,5

210

2097

РД

510

45

 

450

2480

424

350

77

325

2509

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в условиях динамично изменяющейся геополитической обстановки бетонобойная авиабомба продолжает оставаться весомым аргументом, как при ведении войны традиционными методами, так и при проведении контрпартизанских и антитеррористических операций.

Последние события в противостоянии с талибами в Афганистане и с Исламским государством в Ираке и Сирии только подтверждают данную аксиому. Модернизация существующего арсенала и создание инновационных изделий будет продолжаться в обозримом будущем ускоренными темпами.

beton-house.com

Бетонобойные бомбы » Военное обозрение

Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) предназначены для эффективного уничтожения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены двумя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения предназначены для бомбометания с больших высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем используются для бомбометания с любых высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы увеличивается до 60 градусов, после чего парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.

Чаще всего масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такого вида оружие предназначено для поражения объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой или сильно бронированных объектов. К примеру, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП или крупных боевых кораблей.

Американская бетонобойная бомба GBU-28 (BLU-113)

В настоящее время наиболее массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была создана перед операцией «Буря в пустыне» и была предназначена для уничтожения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку подобных бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены специалисты компаний Space Company и Lockheed Missile.

Для того чтобы успешно пробивать грунт, бетонные перекрытия и броню, бомба должна быть достаточно тяжелой, а также обладать малым сечением (для того чтобы не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), помимо этого она должна состоять из твердого сплава. Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на твердой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтобы найти и создать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации подсказал бывший армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится большое число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.

GBU-28

Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, в частности на арсенале Watervliet, расположенном в штате Нью-Йорк. Именно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до необходимых размеров. Для изготовления бомб их обрезали под заданные размеры, после чего удалили все выступающие элементы, находящиеся с внешней стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их диаметр был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было сделано для того, чтобы к новому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старой БетАБ BLU-109.

С территории арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось практически кустарными методами. Так в частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, должен был пройти процедуру термообработки в специальной печи, но вместо этого инженеры на военной базе вынуждены были применить самодельный внешний электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было использовано лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая название BLU-113, а вся бомба целиком получила обозначение GBU-28.

Поскольку время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись лишь двумя. 24 февраля 1991 года первая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.

Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и отправлены для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным превосходством в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-либо трудностей добрались до своей цели – одного из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой заходил на бомбометание. В итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Лишь через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой черный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачи до боевых испытаний новой авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.

Сброс GBU-28 с F-15

Иностранные разработки в этой области

Еще в начале 90-х годов министерствами обороны ряда стран НАТО: США, Германии, Великобритании, Франции были сформированы требования к боеприпасам с повышенной проникающей способностью. Такого рода бомбы планировалось применять против хорошо защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В настоящее время в достаточном количестве производятся лишь авиабомбы одного типа, которые в состоянии разрушить такие объекты. Это американская авиабомба BLU-113, которая входит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут размещаться в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А или на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные задумываются о создании более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.

Американские и европейские специалисты выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно созданной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В настоящее время на вооружении ВВС Великобритании уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для уничтожения ВПП аэродромов.

Но в связи с небольшими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), а также одного или нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся непосредственно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При этом корпус основной боевой части авиабомбы выполняется из высокопрочных материалов на основе вольфрамовой стали с применением других тяжелых металлов, обладающих сходными свойствами. Внутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.

По словам разработчиков, потеря ОБЧ кинетической энергии в результате взаимодействия с продуктами детонации не будет превышать 10% от начального значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на оптимальном расстоянии от цели по информации поступающей от ОНВУ. В появившееся в результате взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное пространство направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже внутри объекта. Проведенные лабораторные исследования продемонстрировали, что глубина проникновения бетонобойных бомб в преграду зависит в основном от скорости соударения, а также физических параметров взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), а также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ еще и от диаметра кумулятивного заряда.

Поражение бомбой бетонного укрытия для самолетов

В ходе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут проникать в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после чего пробивать бетонную плиту общей толщиной в 3-6 метров. Помимо этого, такие боеприпасы могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, а также при менее острых углах атаки и более острых углах подхода к цели.

В свою очередь американские специалисты пошли по пути улучшения существующих унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью применения таких бомб является то, что им необходимо придать перед столкновением с целью большую кинетическую энергию, в результате чего существенно возрастают требования к их корпусу. При создании новых боеприпасов американцы провели серию научных исследований по разработке особо прочных сплавов для производства корпуса, а также нахождению оптимальных геометрических размеров (к примеру, носовой части бомбы).

Для увеличения соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает большую проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров существующих боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К достоинствам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и более низкую цену, особенно в сравнении с тандемными боеприпасами. В результате серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут проникать в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при этом железобетонные перекрытия толщиной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных показателей все еще продолжаются.

Российские бетонобойные бомбы

В настоящее время на вооружении российской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для уничтожения подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного оружия, узлов связи, командных пунктов управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона или до 3 метров грунта. Может использоваться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.

Российская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе

БетАБ 500У

Диаметр: 450 мм.Длина: 2480 мм.Масса бомбы: 510 кг.Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте

Второй бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба предназначена для уничтожения ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку диаметром в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом не более 30 градусов и при высоте не менее 500 метров.

БетАБ 500ШП

Диаметр: 325 мм.Длина: 2509 мм.Масса бомбы: 424 кг.Масса ВВ: 77 кг.

Источники информации:-http://commi.narod.ru/txt/2001/0209.htm-http://www.popmech.ru/article/10759-s-nebes-v-preispodnyuyu/-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500u.html -http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500shp.html

topwar.ru

Типы и назначение артиллерийских снарядов

Существует довольно большое разнообразие артиллерийских снарядов (никак не меньше, чем у авиабомб), каждый из которых предназначен для выполнения своих задач. Не претендуя на полному, привожу здесь описания наиболее часто встречающихся разновидностей.

Осколочные снаряды.1. артиллерия малого калибра, 2 — среднего калибра, 3 — малого калибра зенитной артиллерии, 4 — среднего и крупного калибра зенитной артиллерии

Осколочные снаряды наземной артиллерии – предназначены для поражения открыто расположенных, или расположенных за слабыми укреплениями живой силы противника, подавления артиллерийских батарей и уничтожения легких полевых укрытий. Главная характеристика – как можно больше осколков, на возможно большей площади. Обычно бывают малого (недальнобойной – то есть с закругленным «носом») и среднего (дальнобойные – с острым «носом») калибров.

Осколочные снаряды зенитной артиллерии – предназначены для стрельбы по воздушным целям. Высотобойны, с высокой кучностью и дающие много осколков. Обычно бывают малого, среднего и крупного калибра.

Фугасные снаряды.1 — Недальнобойный, 2 — дальнобойный

Фугасные снаряды — предназначены для разрушения полевых укреплений (блиндажей, наблюдательных пунктов), каменных зданий, живой силы и бронетехники противника. Дальнобойны, обладают высокой кучностью. Имеют прочный корпус, обеспечивающий целостность при пробитии препятствия, могут иметь взрыватель мгновенного, инерционного и замедленного действия.

Осколочно-фугасный снаряд

Осколочно-фугасные снаряды – объединяют черты фугасных и осколочных снарядов, при этом несколько уступая и тому и другому по типу действия. Снаряды имеют дальнобойную форму, калибром ниже 100 мм больше соответствуют по типу осколочным, выше 100 мм – фугасным снарядам. Могут иметь взрыватель мгновенного, инерционного и замедленного или дистанционного действия.

Бронебойные снаряды. Предназначены для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям. Основные характеристики – мощь бронебойного действия снаряда, поражающее действие ЗА броней, высокая кучность боя.

 

Подкалиберный снаряд.1 — бронебойный сердечник, 2 — поддон, 3- головка, 4 — баллистический наконечник, 5 — обтекатель, 6 — трассирующее устройство, 7 — обтекатель

Подкалиберные бронебойные снаряды. Предназначены для стрельбы прямой наводкой по тяжело бронированным целям. За счет уменьшенного веса и соответственно повышения начальной скорости, их бронебойный эффект существенно выше калиберных снарядов.

Кумулятивные снаряды.1 — корпус, 2 — головка, 3 — разрывной заряд, 4 — металлическая воронка, 5 — центральная трубка, 6 — капсюль детонатор, 7 — предохранительный конус, 8 — трассирующее устройство, 9 — стабилизатор

Кумулятивные снаряды. Предназначены для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям, прочным оборонительным сооружениям. Особенностью этих снарядов является то, что за счет большой кинетической энергии удара снаряда о броню, и высокой прочности снаряда, энергия снаряда имеет строго определенное направленное действие, обеспечивающее громадные повреждения цели. Основные характеристики – мощь бронебойного действия снаряда, высокая кучность боя.

Бетонобойный снаряд

Бетонобойные снаряды. Предназначены для разрушения железобетонных и бетонных, особо прочных сооружений, зданий и т.п. разумеется, могут применяться и против бронированных целей. Требования, предъявляемые к снарядам: мощное ударное и фугасное действие, высокая кучность боя и дальнобойность. Имеет очень прочный корпус и большое количество взрывчатого вещества.

Зажигательные снаряды. Предназначены для стрельбы по легко воспламеняющимся целям. Характеризуются количеством и составом зажигательной смеси, дальнобойностью и кучностью боя. Применяются для стрельбы из орудий среднего калибра.

Дымовые снаряды.1 — Оболочка, 2 — запальный стакан, 3 — разрывной заряд

Дымовые снаряды. Предназначены для ослепления наблюдательных пунктов, огневых позиций и участков фронта противника. Могут применятся для целеуказания, сигнализации, пристрелки и даже определения направления и скорости ветра в районе цели. Имеют дальнобойную форму, предназначены для стрельбы из орудий среднего калибра. Разумеется, для них важна кучность, и состав вещества, используемого для дымообразования, обеспечивающий устойчивое, непроницаемое, долго не оседающее облако дыма.

Есть чем дополнить список? Присылайте свои варианты!

Источник: компиляция по учебнику «боеприпасы наземной артиллерии»

armedman.ru

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БЕТОНОБОЙНЫЕ АВИАИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ ВЕДУЩИХ СТРАН НАТО

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2001, стр. 36-38

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БЕТОНОБОЙНЫЕ АВИАИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ ВЕДУЩИХ СТРАН НАТО

Старший лейтенант К. ЕГОРОВ

Министерства обороны США, Великобритании, Германии и Франции в начале 90-х годов выработали требования к боеприпасам (БП) с повышенной проникающей способностью. Такие БП требуются для поражения важных подземных объектов противника, защищенных железобетонными перекрытиями толщиной до 6 м. В настоящее время в достаточном количестве производятся боеприпасы только одного типа, способные поражать подобные объекты. Это BLU-113, входящие в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и -37 (масса 2 130 кг), которые могут размещаться на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E и в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А. Таким образом, руководство вооруженных сил (ВС) перечисленных и некоторых других стран заинтересовано в создании новых, более легких боеприпасов этого типа, что позволит применять их и с других носителей, имеющих ограничение по массе и размерам БП, размещаемых на пилоне.

Европейские и американские специалисты выдвинули две концепции создания бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно европейской концепции предлагается разработка тандемных бетонобойных боевых частей (ТББЧ) нового типа. На вооружении ВВС Великобритании уже имеются бетонобойные суббоеприпасы с тандемным размещением кумулятивного и фугасного зарядов -SG-357, входящие в состав снаряжения не-сбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и применяемые для повреждения взлетно-посадочных полос. Однако в связи с малыми размерами и небольшой мощностью заряды SG-357 не способны поражать заглубленные подземные объекты. Предлагаемая типовая ТББЧ новой конструкции состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ) и одного или нескольких кумулятивных зарядов (КЗ), расположенных перед основной боевой частью (ОБЧ). Корпус ОБЧ должен изготавливаться из прочных материалов на базе вольфрамовой стали с добавлением других тяжелых металлов со сходными свойствами. Внутри размещается заряд взрывчатого вещества (ВВ), а в донной части - программируемое взрывательное устройство (ВУ). По утверждению разработчиков, потеря кинетической энергии ОБЧ в результате ее взаимодействия с продуктами детонации не превышают 10 проц. начального значения. Подрыв кумулятивного заряда осуществляется на оптимальном расстоянии от цели по данным от ОНВУ. В образовавшееся в результате взаимодействия кумулятивной струи (КС) и материала преграды свободное пространство входит ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается внутри объекта. Лабораторные исследования подтвердили, что глубина проникновения бетонобойных боеприпасов в преграду зависит главным образом от скорости соударения, физических параметров взаимодействующих тел (плотность, твердость, предел прочности и т. д.), параметра M/S (соотношение массы БЧ и площади поперечного сечения), а для ТББЧ - еще и от диаметра КЗ.

В ходе испытаний этого ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения 260 - 335 м/с) было установлено, что они способны проникать в грунт средней плотности на глубину 6 -9 м и затем пробивать железобетонные плиты общей толщиной 3 - 6 м. Кроме того, боеприпасы с такими боевыми частями могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных БП, значениях кинетической энергии, более острых углах подхода (угол между плоскостью касательной к точке пересечения продольной оси боеприпаса с поверхностью цели в момент соударения и самой осью) и менее острых углах атаки (угол между продольной осью боеприпаса и вектором скорости его центра масс в момент соударения).

Рис. 1. Боевая часть BLU-113/B пробивает железобетонную преграду толщиной 4,6 м

Американские специалисты пошли по пути усовершенствования унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенность применения боеприпасов с такими БЧ заключается в том, что им необходимо сообщать значительную кинетическую энергию, в результате чего повышаются требования к прочности корпуса. При разработке новых боеприпасов проводились обширные научные исследования по созданию особо прочных сплавов для изготовления корпуса и нахождению его оптимальных геометрических размеров, например формы носовой части. Для увеличения значения параметра M/S (что обеспечит большую проникающую способность) предложено при прежних габаритных размерах существующих боеприпасов увеличить толщину их оболочки за счет уменьшения количества ВВ в БЧ. К достоинствам новых унитарных боевых частей следует отнести относительную простоту конструкции и их более низкую по сравнению с ТББЧ стоимость. В результате проведенных испытаний было установлено, что УББЧ (масса до 1 000 кг, скорость БП равна 300 м/с) нового типа могут проникать в грунт средней плотности на глубину 18 - 36 м и пробивать железобетонные плиты общей толщиной 1,8 -3,6 м. Продолжаются работы по увеличению значений этих показателей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕТОНОБОЙНЫХ БЧ

Европейские и американские специалисты создали и успешно испытали новые образцы тандемных (BROACH, «Лансер», MEPHISTO) и унитарных (AUP-3, J-1000) бетонобойных боевых частей (см. таблицу). Боеприпасы с такими БЧ предназначены для уничтожения подземных коммуникаций противника, сильно защищенных наземных объектов, пусковых установок ракет, мостовых конструкций. Ими предполагается оснащать авиационные управляемые ракеты класса «воздух - земля» и управляемые авиационные бомбы.

Бетонобойная БЧ MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator High Sophisticated and Target Optimised, известна также под названием «Эффектор») была разработана франко-германской фирмой TDA/TDW по заказу министерства обороны Германии для оснащения авиационных управляемых ракет KEPD-350 и -150 класса «воздух - земля». В ТББЧ используется электромеханический предохранительно-исполнительный механизм, входящий в состав ВУ PIMPF (Programmable Intelligent Multi-Purpose Fuze), выполненного по технологии SHAFT(Smart Hard target Attack Fuzing Technology). Отличительной чертой этого устройства является то, что оно способно распознавать большое количество преград разных типов путем сравнения данных, заложенных в его электронную память, с информацией, которая поступает со встроенного акселерометра, измеряющего ударные ускорения. Это позволяет подсчитать количество преград, имеющих разную плотность и твердость, а также пройденное расстояние и правильно вычислить время подрыва основного заряда ВВ.

Взрывательное устройство может программироваться как на земле, так и в полете на воздушный или подземный подрыв, что дает возможность уничтожать и наземные площадные цели. В случае воздушного подрыва оба заряда инициируются одновременно. Бетонобойные БЧ BROACH (Bomb Royal Ordance Augment Charge) и «Лансер» были разработаны британскими фирмами «Ройял орднанс» (BROACH) и «Томсон - Торн» («Лансер» и BROACH) соответственно. По своему устройству и принципу действия боеприпасы сходны с ТББЧ MEPHISTO. Как отмечают западные эксперты, отличительной особенностью ТББЧ BROACH является то, что в его состав входит программируемое взрывательное устройство FMU-157/B HTSF (Hard Target Smart Fuze), используемое в УАБ GBU-28/B.

В настоящее время специалисты фирмы «Томсон - Торн» ведут работы по созданию нового ВУ MEHTF (Multi Effect Hard Target Fuze) с учетом опыта, накопленного в ходе создания ВУ HTSF. Новое ВУ отличается меньшими размерами и стоимостью, а также более широкими возможностями использования. Как подчеркивают западные эксперты, БЧ BROACH может эффективно применяться как с низких, так и со средних высот. Технология производства ТББЧ BROACH допускает существенное варьирование ее массо-габаритных характеристик. В частности, были созданы три варианта БЧ: с диаметром 450 мм (для оснащения авиационных управляемых ракет «Скальп» и «Сторм Шэ-доу» класса «воздух - земля» большой дальности), 300 мм (вариант управляемой авиационной кассеты AGM-154C JSOW без суббоеприпасов) и 127 мм (под 155-мм артиллерийский снаряд). Диаметр третьего варианта БЧ позволяет использовать BROACH в ракетном оружии, запуск которого осуществляется из ПУ безоткатного типа.

Рис. 2. Устройство и принцип действия унитарных бетонобойных частей (УББЧ) и тандемных бетонобойных боевых частей (ТББЧ)

Рис. 3. Внешний вид ТББЧ «Лансер»

Унитарная бетонобойная боевая часть AUP-3 (BLU-116/B), разработанная в 1997 году по заказу ВВС США американской корпорацией «Локхид - Мартин» для установки на УАБ GBU-24 и крылатую ракету воздушного базирования AGM-86D. Корпус БЧ выполнен из высокопрочной никель-кадмиевой стали (марка 1410) и при сходных с БЧ BLU-109/B массо-габаритных характеристиках обладает почти вдвое большей проникающей способностью. В его донной части расположено ВУ FMU-157/B HTSF. По мнению разработчиков, наличие небольшой массы ВВ, содержащегося в корпусе БП, призвано повысить его проникающую способность и свести к минимуму ущерб, наносимый окружающей среде в случае попадания взрывного устройства в подземные склады химического, биологического и ядерного оружия. Боевая часть J-1000 была создана в 1995 году по заказу ВВС США для установки на УР AGM-158 JASSM и другие ракеты класса «воздух - земля». Корпус выполнен из металлического сплава на основе вольфрамовой стали. Боеприпас используется для оснащения УАБ «Пейв Уэй» с ВУ FMU-143 А/В или FMU-152B. Взрывательное устройство FMU-152B может быть запрограммировано в полете пилотом на подземный или воздушный подрыв.

В таблице для сравнения приведены характеристики принятых на вооружение боеприпасов - BLU-109 и -113

militaryarticle.ru

Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю

В связи операцией, которую воздушно-космические силы России проводят в Сирии, в прессе все чаще упоминается о применении необычного вида боеприпасов – бетонобойных или противобункерных бомб. Что это за бомбы, для чего они нужны и чем отличаются от других видов авиационных боеприпасов?

Бетонобойная бомба (БетАБ) – это вид авиационного боеприпаса, который используется для поражения различных укрытий (в основном защищенных железобетонными конструкциями), а также взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

По сути, бетонобойные бомбы – это разновидность фугасных авиабомб, которая отличается более толстыми стенками (обычно их изготавливают из высокопрочной легированной стали) и специальным взрывателем. Бетонобойные бомбы имеют большой калибр: от 500 до 1 тыс. кг (например, российская бомба БетАБ-500), иногда используются еще более мощные боеприпасы.

В классической войне БетАБ применяются для уничтожения бункеров противника, его командных пунктов, дотов, береговых батарей, шахтных установок. Однако бетонобойные бомбы с успехом применяются и в противопартизанской войне, что многократно доказано практикой последних лет.

В Афганистане и в Сирии повстанцы используют мощную сеть подземных коммуникаций, которые иногда расположены на достаточно приличной глубине. Афганские моджахеды активно использовали (и продолжают это делать) для своих баз и опорных пунктов естественные пещеры. Бойцы ливанской Хезболлы за много лет создали на границе Израиля разветвлённую сеть туннелей. Причем это не просто наспех вырытые норы в земле, многие из подобных туннелей надежно укреплены, оснащены электричеством и другими коммуникациями.

Для поражения всех вышеперечисленных объектов часто используются бетонобойные бомбы.

Эпоха расцвета этих авиационных боеприпасов пришлась на окончание Второй мировой войны: союзная авиация использовала гигантские противобункерные авиабомбы (массой до 10 тонн) для уничтожения бетонных укрытий нацистских подводных лодок.  После появления ядерных бомб и совершенного ракетного оружия разработки в этом направлении стали не так актуальны. Однако в последние десятилетия наблюдается настоящий «ренессанс» противобункерных боеприпасов.

Сейчас разработкой противобункерных боеприпасов активно занимаются в США, России и Израиле.

Существует два основных вида бетонобойных бомб. К первой группе относятся БетАБ свободного падения, которые обычно применяют с большой высоты. Благодаря этому боеприпас набирает большую скорость, за счет чего может поражать глубоко расположенные и хорошо защищенные укрытия. Ко второй группе бетонобойных авиационных бомб относятся боеприпасы с реактивными ускорителями. Их можно применять для бомбометания с малых высот. Часто такие бомбы имеют парашют, который стабилизирует полет боеприпаса под определенным углом. Затем парашют отстреливается и включается реактивный двигатель.

Одним из направлений развития данного вида авиационных боеприпасов является создание кассетных бомб с поражающими бетонобойными элементами. Такие авиабомбы особенно эффективны против взлетно-посадочных полос неприятеля и позволяют гарантировано разрушить покрытие ВПП сразу на больших площадях. Примером такой авиабомбы является российская РБК-500У.

Также продолжается совершенствование и унитарных бетонобойных авиабомб. Большое внимание уделяется улучшению соотношения между массой боеприпаса и его сечением. Кроме того, ведутся исследования относительно новых материалов для корпуса.

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Израиль

В начале 2012 году широкой общественности была представлена новая израильская противобункерная бомба MPR-500, разработанная компанией IMI. Общий вес боеприпаса составляет 270 кг, она может пробивать слой железобетона толщиной до одного метра или же проникать сквозь четыре бетонных перекрытия с толщиной до 200 мм каждое.

Высокая пробивная способность авиабомбы обуславливается не только ее значительной массой и прочным корпусом, но и реактивному разгонному двигателю, который создает боеприпасу ускорение сразу после его сброса.

Авиабомба MPR-500 после взрыва дает больше тысячи осколков, которые весьма эффективно поражают живую силу противника на дистанциях до ста метров.

armata1.ru

Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю

В связи операцией, которую воздушно-космические силы России проводят в Сирии, в прессе все чаще упоминается о применении необычного вида боеприпасов – бетонобойных или противобункерных бомб. Что это за бомбы, для чего они нужны и чем отличаются от других видов авиационных боеприпасов?

Бетонобойная бомба (БетАБ) – это вид авиационного боеприпаса, который используется для поражения различных укрытий (в основном защищенных железобетонными конструкциями), а также взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

По сути, бетонобойные бомбы – это разновидность фугасных авиабомб, которая отличается более толстыми стенками (обычно их изготавливают из высокопрочной легированной стали) и специальным взрывателем. Бетонобойные бомбы имеют большой калибр: от 500 до 1 тыс. кг (например, российская бомба БетАБ-500), иногда используются еще более мощные боеприпасы.

В классической войне БетАБ применяются для уничтожения бункеров противника, его командных пунктов, дотов, береговых батарей, шахтных установок. Однако бетонобойные бомбы с успехом применяются и в противопартизанской войне, что многократно доказано практикой последних лет.

В Афганистане и в Сирии повстанцы используют мощную сеть подземных коммуникаций, которые иногда расположены на достаточно приличной глубине. Афганские моджахеды активно использовали (и продолжают это делать) для своих баз и опорных пунктов естественные пещеры. Бойцы ливанской Хезболлы за много лет создали на границе Израиля разветвлённую сеть туннелей. Причем это не просто наспех вырытые норы в земле, многие из подобных туннелей надежно укреплены, оснащены электричеством и другими коммуникациями.

Для поражения всех вышеперечисленных объектов часто используются бетонобойные бомбы.

Эпоха расцвета этих авиационных боеприпасов пришлась на окончание Второй мировой войны: союзная авиация использовала гигантские противобункерные авиабомбы (массой до 10 тонн) для уничтожения бетонных укрытий нацистских подводных лодок.  После появления ядерных бомб и совершенного ракетного оружия разработки в этом направлении стали не так актуальны. Однако в последние десятилетия наблюдается настоящий «ренессанс» противобункерных боеприпасов.

Сейчас разработкой противобункерных боеприпасов активно занимаются в США, России и Израиле.

Существует два основных вида бетонобойных бомб. К первой группе относятся БетАБ свободного падения, которые обычно применяют с большой высоты. Благодаря этому боеприпас набирает большую скорость, за счет чего может поражать глубоко расположенные и хорошо защищенные укрытия. Ко второй группе бетонобойных авиационных бомб относятся боеприпасы с реактивными ускорителями. Их можно применять для бомбометания с малых высот. Часто такие бомбы имеют парашют, который стабилизирует полет боеприпаса под определенным углом. Затем парашют отстреливается и включается реактивный двигатель.

Одним из направлений развития данного вида авиационных боеприпасов является создание кассетных бомб с поражающими бетонобойными элементами. Такие авиабомбы особенно эффективны против взлетно-посадочных полос неприятеля и позволяют гарантировано разрушить покрытие ВПП сразу на больших площадях. Примером такой авиабомбы является российская РБК-500У.

Также продолжается совершенствование и унитарных бетонобойных авиабомб. Большое внимание уделяется улучшению соотношения между массой боеприпаса и его сечением. Кроме того, ведутся исследования относительно новых материалов для корпуса.

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Израиль

В начале 2012 году широкой общественности была представлена новая израильская противобункерная бомба MPR-500, разработанная компанией IMI. Общий вес боеприпаса составляет 270 кг, она может пробивать слой железобетона толщиной до одного метра или же проникать сквозь четыре бетонных перекрытия с толщиной до 200 мм каждое.

Высокая пробивная способность авиабомбы обуславливается не только ее значительной массой и прочным корпусом, но и реактивному разгонному двигателю, который создает боеприпасу ускорение сразу после его сброса.

Авиабомба MPR-500 после взрыва дает больше тысячи осколков, которые весьма эффективно поражают живую силу противника на дистанциях до ста метров.

militaryarms.ru