С-25 “Беркут”. С-75 “Двина”. Моё детство. Продолжение. Беркут с 25


С-25 «Беркут». ЗРС. (СССР)

С-25 «Беркут». ЗРС. (СССР)

С-25 «Беркут» — советская стационарная зенитно-ракетная система (ЗРС). Принята на вооружение в СССР в 1955 году. Предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась одной из первых принятых на вооружение ЗРС.

Во второй половине сороковых годов авиаконструкторы ведущих стран занялись созданием новых самолетов с реактивными двигателями. Новый тип силовой установки позволял в разы повысить характеристики летательных аппаратов. Появление и активное развитие реактивной авиации стало поводом для беспокойства конструкторов зенитных систем. Новейшие и перспективные зенитные орудия уже не могли эффективно бороться со скоростными высотными целями, что требовало применять иной подход к созданию средств противовоздушной обороны. Единственным выходом из сложившейся ситуации были управляемые ракеты.

Военное и политическое руководство СССР прекрасно понимало риски, связанные с развитием бомбардировочной авиации, результатом чего стало соответствующее постановление Совмина. Документом от 9 августа 1950 года требовалось в кратчайшие сроки создать зенитный ракетный комплекс, способный обеспечить эффективную противовоздушную оборону крупного города. Первым защищенным объектом должна была стать Москва, а в дальнейшем предполагалось развернуть систему противовоздушной обороны Ленинграда. Головным исполнителем работ было назначено Специальное бюро №1 (СБ-1), ныне ГСКБ «Алмаз-Антей». Руководителями проекта стали С.Л. Берия и П.Н. Куксенко. По первым буквам фамилий руководителей проект получил название «Беркут». Для разработки различных элементов перспективного ЗРК к проекту были привлечены несколько других организаций.

В соответствии с ранними вариантами проекта, в состав ЗРК «Беркут» должны были входить несколько основных элементов. На расстоянии около 25-30 и 200-250 км от Москвы предлагалось разместить два кольца системы радиолокационного обнаружения. Основой этой системы должны были стать станции «Кама». Для управления зенитными ракетами должны были использоваться два кольца РЛС наведения Б-200. Поражать самолеты противника предполагалось при помощи управляемых ракет В-300. Стартовые позиции ракет должны были располагаться вблизи радиолокационных станций наведения.

По имеющимся данным, в комплекс «Беркут» предполагалось включить не только ракетный, но и авиационный компонент. В течение некоторого времени велась разработка самолета-перехватчика на базе бомбардировщика Ту-4. Перехватчик должен был нести ракеты «воздух-воздух» Г-300. Разработка авиационной составляющей системы «Беркут» прекратилась на ранних стадиях проекта. По некоторым данным, на базе Ту-4 также предполагалось создать самолет дальнего радиолокационного обнаружения. По-видимому, этот проект так и остался на стадии предварительных исследований.

В соответствии с техническим заданием, ЗРК «Беркут» должен был обеспечивать оборону Москвы от массированного налета авиации противника. Максимальное количество самолетов, участвующих в налете, задавалось на уровне 1000 единиц. Ракеты комплекса должны были поражать цели, летящие со скоростью до 1200 км/ч на дальности до 35 км и высотах 3-25 км. Выполнение подобных требований позволяло гарантированно защитить столицу от любого массированного налета с использованием современных и перспективных дальних бомбардировщиков вероятного противника.

В состав ЗРК «Беркут» должна была войти управляемая ракета В-300. Разработку этого боеприпаса поручили ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Техническое задание требовало создать ракету со стартовой массой не более 1000 кг, способную поражать цели на дальности до 30 км и на высотах до 25 км. Уже первые расчеты показали, что существующий уровень развития науки и техники не позволит выполнить такие требования. При промахе около 50-75 метров (такими были возможности предлагаемой аппаратуры управления) требовалась боевая часть массой не менее 250-260 кг. Еще 170 кг весила аппаратура, из-за чего на конструктивные элементы ракеты, двигатель и топливо оставалось чуть более 500 кг. Все это не позволяло выполнить заданные требования по дальности и высоте поражения целей.

Гарантированное соответствие ракеты требованиям обеспечивалось только при стартовом весе свыше 3,5 тонны. Получив одобрение, сотрудники ОКБ-301 начали разработку двух вариантов ракеты В-300. Первый вариант предусматривал создание одноступенчатой ракеты со стартовым весом 3,4 тонны и продолжительностью полета 60 секунд. Кроме того, предлагалась двухступенчатая ракета с твердотопливным ускорителем (1,2 т) и маршевой ступенью весом около 2,2 т. По результатам сравнения был выбран вариант с одной ступенью.

Готовая ракета В-300 (заводской индекс «изделие 205») имела общую длину около 11,45 м, корпус диаметром 650 мм и стартовый вес 3,58 т. Одноступенчатое изделие выполнили по аэродинамической схеме «утка». В носовой части ракеты имелись Х-образные воздушные рули, в средней – Х-образные крылья с элеронами. В хвосте ракеты предусмотрели дополнительные газовые рули, необходимые для управления в первые секунды полета. Жидкостный двигатель для ракеты В-300 разрабатывался в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.И. Исаева. Двигатель развивал тягу до 9000 кг. Для упрощения конструкции ракеты двигатель оснастили вытеснительной системой подачи топлива с воздушным аккумулятором давления.

Ракета ЗРК «Беркут» оснащалась радиокомандной системой управления. Наземные элементы комплекса должны были следить за движением цели и ракеты, обрабатывать полученные сведения и вырабатывать команды для управляемого боеприпаса. Ракету В-300 оснастили осколочно-фугасной боевой частью Е-600, способной поражать цели на дистанции до 70-75 метров. Боевую часть оборудовали неконтактным радиовзрываетелем. Известно о разработке кумулятивной боевой части.

Ракета должна была стартовать вертикально, используя специальную пусковую установку. Стартовый стол для управляемых ракет представлял собой сравнительно простую металлическую конструкцию с набором креплений для ракеты. Наземная аппаратура и ракета соединялись кабелем через быстросбрасываемый разъем. Устанавливаться на стартовый стол ракета должна была при помощи специальной транспортной тележки с подъемным механизмом.

Для обнаружения воздушных целей могли использоваться любые имеющиеся в войсках радиолокационные станции. Сопровождение целей и наведение ракет должно было осуществляться при помощи РЛС Б-200. Характерной чертой станции Б-200 стали антенны многоугольной формы. Антенны состояли из двух трехгранных формирователей луча. РЛС Б-200 оснащалась двумя такими антеннами: азимутальной и угломестной. Первая из них имела ширину 8 м, вторая – 9 м. Постоянно вращаясь, каждая из антенн сканировала сектор шириной 60°. Ширина луча составляла 1°.

РЛС Б-200 также обозначалась аббревиатурой ЦРН – «Центральный радиолокатор наведения», поскольку предназначалась для управления зенитной ракетой. ЦРН имел 20 стрельбовых каналов, каждый из которых был выполнен в виде отдельного блока счетно-решающей аппаратуры. Стрельбовые каналы каждой РЛС Б-200 были сведены в четыре группы, каждая из которых оснащалась своей антенной передачи команд.

В конце июля 1951 года – чуть менее чем через год после начала работ – на полигоне Капустин Яр состоялся первый запуск ракеты В-300. Опытные изделия запускались в вертикальном положении со стартового стола. Первые три испытательных запуска предназначались для проверки работы систем ракеты на начальных стадиях полета. Три раза подряд опытные ракеты нормально поднимались со стартового стола, своевременно сбрасывали газовые рули, а также показывали характеристики, соответствующие расчетным. Следующие пять тестовых запусков предназначались для отработки системы склонения в вертикальной плоскости при помощи газовых рулей. В этой серии только второй пуск прошел без каких-либо проблем.

Изучение результатов испытательных пусков позволило установить, что виновниками четырех неудач на испытаниях были аппаратура ракеты и наземные кабельные линии. В конце августа и начале сентября 51-го года системы ракеты В-300 были испытаны на стенде завода №301, что позволило вскоре возобновить летные испытания. С 19 сентября до 5 октября провели еще 10 испытательных пусков. В ноябре-декабре провели последнюю серию тестовых запусков первого этапа летных испытаний. Из 12 запущенных ракет 4 несли полный комплект аппаратуры, а 2 оснащались радиовзрывателями. Серия из 12 пусков обошлась без серьезных проблем, но доводка ракеты продолжилась.

Четвертая, пятая и шестая серии пусков, осуществленные в 1952 году, имели своей целью отработку различных элементов оборудования ракеты, в первую очередь радиоэлектронных систем. До конца 52-го года были проведены еще две серии пусков, в которых использовалась РЛС наведения Б-200. В девятой и десятой сериях тестовых запусков (1953 г.) использовались ракеты, произведенные серийными заводами. Результатом десяти серий испытательных пусков стала рекомендация к началу серийного производства новой ракеты и прочих элементов нового зенитного комплекса «Беркут».

Серийное производство ракет В-300 велось на заводах №41, №82, и №464. До конца 1953 года промышленность успела изготовить свыше 2300 ракет. Вскоре после появления приказа о начале серийного производства проект «Беркут» получил новое обозначение – С-25. Новым руководителем проекта стал А.А. Расплетин.

В конце весны 1953 года прошли новые испытания, целью которых было определение реальных характеристик зенитной ракетной системы. В качестве мишеней использовались переоборудованные самолеты Ту-4 и Ил-28. При атаке мишеней типа Ту-4 зенитчики одновременно обстреливали по две цели. Один из переоборудованных бомбардировщиков был подбит первой ракетой, а вторая подорвалась рядом с горящей мишенью. На уничтожение трех других самолетов понадобилось от одной до трех ракет. При стрельбах по мишеням Ил-28 один самолет был уничтожен одной ракетой, три других – двумя.

Развертывание противовоздушной обороны Москвы на основе ЗРК С-25 оказалось чрезвычайно сложной задачей. Для обеспечения наиболее эффективной работы системы было решено создать вокруг столицы два кольца обороны: одно в 85-90 км от центра Москвы, другое – в 45-50 км. Внешнее кольцо предназначалось для уничтожения основной массы атакующих самолетов противника, а внутреннее должно было сбивать прорвавшиеся бомбардировщики. Строительство позиций для ЗРК С-25 велось с 1953 по 1958 год. Вокруг Москвы были построены две кольцевые автодороги и разветвленная дорожная сеть, предназначавшиеся для обслуживания зенитных систем. В общей сложности вокруг Москвы было развернуто 56 зенитно-ракетных полков: 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем.

Позиции каждого из 56 полков позволяли развернуть 60 пусковых установок с зенитными ракетами. Таким образом, одновременно на дежурстве могли находиться 3360 ракет. При использовании трех ракет на одну цель система ПВО С-25 была способна отразить атаку тысячи вражеских самолетов. По некоторым данным, каждый полк располагал тремя ракетами В-300 со специальной боевой частью мощностью 20 килотонн. Такая ракета могла гарантированно уничтожить все самолеты противника в радиусе 1 км от точки подрыва и серьезно повредить находящиеся на большем удалении.

В середине шестидесятых годов ЗРК С-25 прошел крупную модернизацию, в результате которой к его названию добавилась литера «М». Крупнейшим доработкам подвергся центральный радиолокатор наведения Б-200. Все использованные на нем электромеханические приборы были заменены электронными. Это положительным образом сказалось на характеристиках РЛС наведения. Кроме того, ЗРК С-25М получил обновленную ракету с новым радиоэлектронным оборудованием. Новая ракета могла поражать цели на дальностях до 40 км и высоте от 1,5 до 30 км.

7 ноября 1960 года ракету В-300 впервые показали широкой общественности. Несколько изделий этого типа провезли на тягачах по Красной площади. До середины восьмидесятых годов ракеты В-300 присутствовали на каждом военном параде. За два с лишним десятилетия в полки ПВО, защищавшие Москву, было поставлено более 32 тыс ракет В-300. В течение длительного времени эти изделия оставались самым массовым типом управляемых ракет в СССР.

Создание комплекса С-25 «Беркут» и развертывание системы противовоздушной обороны Москвы на его основе стало первым успешным отечественным проектом в области зенитных ракетных систем, а ракета В-300 стала первым советским серийным изделием своего класса. Как и любая первая разработка, ЗРК С-25 имел некоторые недостатки. Прежде всего сомнения вызывала устойчивость комплекса к средствам радиоэлектронной борьбы, появившимся вскоре после его постановки на вооружение. Кроме того, неоднозначным решением было равномерное распределение ракет вокруг Москвы без учета повышенных рисков атаки с северного и западного направлений. Наконец, развертывание системы ПВО крупнейшего в стране города было чрезвычайно дорогим проектом. Изначально предполагалось построить две системы ПВО на основе комплекса С-25: вокруг Москвы и вокруг Ленинграда. Тем не менее, колоссальная стоимость проекта в итоге привела к тому, что на дежурство заступила лишь одна такая система, а строительство второй отменили.

Ракеты В-300 и их модификации защищали небо Москвы и Подмосковья до восьмидесятых годов. С появлением новых комплексов С-300П устаревшие системы начали постепенно снимать с дежурства. К середине восьмидесятых годов все полки ПВО Москвы перешли на новую технику. Большая эффективность новых радиолокационных станций и зенитных систем, а также развитие противовоздушной обороны всей страны, позволили обеспечить более эффективную защиту столицы и близлежащих районов.

Характеристики С-25 образца 1955 года:

  • Скорость целей: 1500 км/ч;
  • Высота поражения: 5,0—20 км;
  • Дальность: 35 км;
  • Количество поражаемых целей: 20;
  • Количество ЗУР: 60;
  • Возможность поражения цели в помехах: нет;
  • Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 0,5 года, на складе — 2,5 года.

Характеристики С-25 после модернизации 1966 года:

  • Скорость целей: 4200 км/ч;
  • Высота поражения: 1500-30000 м;
  • Дальность: 43 км;
  • Количество поражаемых целей: 20;
  • Количество ЗУР: 60;
  • Возможность поражения цели в помехах: есть;
  • Срок хранения ракеты: на пусковой установке — 5 лет, на складе — 15 лет.

modernweapon.ru

С-25 «Беркут» (Московская область) / Военное

Постройки военного городка. Здесь вы увидите столовую, различные склады, солдатскую баню и строение автопарка. Расположенные рядом дома офицеров ныне открыты и можно пройти внутрь: хозяев уже давно нет. Там можно столкнуться с так называемым феноменом остановившегося времени в духе писателей-фантастов: офицерский китель на вешалке, записная книжка в прихожей, игрушки, книжки и школьные тетрадки в детских комнатах и т. д.

Желательно взять с собой фонари, если хотите осмотреть внутренние помещения: как несложно догадаться, электропитание и освещение в постройках отсутствует.

История:

В 1950—1955 гг. была разработана и развернута вокруг Москвы практически непреодолимая для авиации зенитно-ракетная система противовоздушной обороны — два кольца зенитных ракетных комплексов. Решение о создании этой системы было принято правительством в августе 1950 г. Сталин поставил задачу сделать оборону Москвы такой, чтобы через нее не мог проникнуть ни один самолет. Создание непроницаемой московской системы ПВО, наряду с атомным оружием и средствами его доставки — баллистическими ракетами, стало одной из важнейших государственных оборонных задач. Для ее решения были приняты особые меры. Сразу стоит заметить, почему ПВО должны были прикрывать в первую очередь Москву. Объяснение здесь видится достаточно простым: все руководство Государством, а стало быть и вооруженными силами, было централизованным, т. е., осуществлялось из Москвы. Естественно, что противник при нападении на СССР стремился бы любыми силами и как можно быстрее уничтожить центр управления государством и армией – тем самым обезглавить страну. Организация работ по системе «Беркут» (так была названа будущая система ПВО Москвы) была возложена на специально для этого образованное в аппарате Л. П. Берии управление, вскоре преобразованное в Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. В составе министерства вооружений, в обстановке глубочайшей секретности, создается головная организация по разработке системы — мощное Конструкторское бюро N° 1 (КБ-1 (ныне это – НПО «Алмаз») ). Его начальником становится заместитель министра вооружений К. М. Герасимов. Главными конструкторами «Беркута» назначаются известный с довоенных лет специалист в области радиотехники П. Н. Куксенко и окончивший только в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи С. Л. Берия. Заместителем главного конструктора «Беркута» был назначен А. А. Расплетин (который позже станет генеральным конструктором С-25 «Беркут» и других, более поздних систем). Вопреки веками установившемуся порядку создания оружия, военные в разработке «Беркута» не выступали заказчиками. Разработка проводилась в режиме строжайшей секретности, в том числе — это трудно себе сегодня представить — и от высших руководителей министерства обороны. Конечно, сам факт работы над новой огромной системой ПВО от них не скрывался, да и не мог быть скрыт. Но существо работ по «Беркуту» держалось в тайне. В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налета авиации противника с участием до 1 200 самолетов. Возможно, данные о вероятности нападения такого количества самолетов, предоставили ему специалисты, а может быть, Сталин находился под впечатлением сведений о налетах англо-американской авиации на Германию в конце Второй мировой войны. Как известно, в этих налетах участвовали авиагруппы по 12 — 22 и более самолетов, при этом в одном вылете принимало участие до 1 200 самолетов. Расчеты показали, что для создания надежной системы круговой обороны Москвы от воздушного нападения потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения. Позже, при передаче системы войскам, зоны ответственности всех полков были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали армейский корпус. Система из 56 комплексов стала основой Первой армии ПВО особого назначения. Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Пятидесяти шести станциям Б-200 предстояло решать все задачи по обнаружению воздушных целей и наведению на них ракет В-300 в границах своих секторов. Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет. Впервые одна станция должна была производить обзор пространства, сопровождать цели и наводить ракеты. Разработка системы велась невероятными темпами. От начала выпуска технической документации до изготовления экспериментальных образцов проходило не более двух месяцев. Работали, как правило, допоздна, иногда — ночами и без выходных. Работая круглосуточно, конструкторы требовали того же и от летчиков, совершающих облеты станции. Подмосковная погода не баловала, и тогда был образован специальный летный отряд, укомплектованный первоклассными летчиками. Под их ответственность, им разрешалось летать в любую погоду. Они летали в самых невероятных климатических условиях. К счастью, аварий удалось избежать. Эти бесстрашные люди делали все, чтобы конструкторы смогли в кратчайший срок выполнить свою программу. Разработка и производство станции Б-200 шли одновременно. 20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был разобран, погружен в железнодорожный эшелон и отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. Таким образом, с момента постановки задачи создать совершенно новый вид вооружений — систему зенитного управляемого оружия и рождения идей, положенных в основу ее решения, до проведения стрельб по самолетам-мишеням прошло менее трех лет. Возможность такого сегодня нельзя представить не только наяву, но и во сне! 25 мая 1953 года управляемой ракетой был впервые сбит самолет-мишень ТУ-4. Он упал неподалеку, и все начальники, и испытатели поехали осматривать место его падения. Радость была такая, что, позабыв об опасности, люди расхаживали вблизи остатков самолета. Вдруг раздался взрыв. Все бросились на землю. К счастью, никто не пострадал — взорвался элемент гидросистемы. Однако впоследствии доступ к сбитым самолетам был запрещен. В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и ее низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Сначала по мишеням стреляли артиллеристы. Казалось, все небо заволокло разрывами зенитных снарядов, однако радиоуправляемые мишени пролетели сквозь эти разрывы без потерь. После этого «в бой» вступили ракетчики. На глазах у всех первая же мишень были сбита первой же ракетой. Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности зенитного управляемого ракетного оружия. Программа комплексных испытаний «Беркута» была завершена. Однако после смерти Сталина и ареста Берии наступило затишье. Никто в новом руководстве СССР не мог принять решения о ее дальнейшей судьбе. Наконец, решили провести так называемые контрольные испытания, не предусмотренные программой. Повлияли три фактора. Во-первых, степень секретности работ была такова, что многие руководители высокого ранга не знали о том, что за система создается. Во-вторых, недоверие к Берии и его людям, курировавшим систему, было слишком велико. В третьих, со стороны гражданских и военных, были как сторонники, так и противники принятия системы на вооружение. Кроме того, к срочному проведению испытаний подтолкнули события 29 апреля 1954 года. Это был, пожалуй, самый неприятный день советской ПВО… В тот день три американских бомбардировщика В-47 вторглись в пределы СССР и вышли… на рубеж Новгород-Смоленск-Киев. Как считают специалисты, с оружием на борту, не исключено, что и с ядерным. Но что могла противопоставить им отечественная ПВО? Вышли В-47 на высоте, недосягаемой для зенитной артиллерии и самолетов-перехватчиков. Во второй половине 1954 года на полигоне Капустин Яр был развернут полномасштабный штатный комплекс системы С-25, после чего 1 октября 1954 года начались государственные испытания системы с ракетой 205, а с 30 октября этого же года — государственные испытания системы с ракетой 207. Для их проведения была назначена комиссия, в которую вошли генеральные и главные конструкторы, представители министерств и ведомств. Сразу после проведения завершающего этапа начались бурные дебаты членов госкомиссии о том, принимать или не принимать систему С-25 на вооружение. Все военные члены комиссии считали, что система настолько сложна, что принимать ее сразу на вооружение не следует. Надо принять в опытную эксплуатацию на один год, а после этого, без дополнительных испытаний, передать ее на вооружение и поставить на боевое дежурство. Эту точку зрения разделяли председатель государственной комиссии маршал Николай Яковлев и главнокомандующий Войсками ПВО страны Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов. Гражданские члены комиссии во главе с начальником Военно-промышленной комиссии Василием Рябиковым, академиком Александром Щукиным, генеральными конструкторами Расплетиным и Лавочкиным считали, что систему надо сразу принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство, а войска следует обучать прямо во время несения боевого дежурства. Разделившись на две группы, государственная комиссия так и не смогла прийти к единому решению, и Хрущеву были изложены две точки зрения. На заседании Совета обороны СССР о результатах госиспытаний докладывал маршал Яковлев. Он объективно рассказал о достоинствах системы, но одновременно доложил и о том, что войска еще не освоили сложной техники, а потому систему С-25 еще нельзя принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство. Итоги заседания подвел Никита Хрущев. Его мнение было таково: если техника готова, то нечего тянуть время — надо принимать ее на вооружение как можно скорее. А на боевое дежурство ее можно будет поставить после года эксплуатации. Приехавший с заседания Совета обороны Расплетин рассказал: «Были заслушаны военные и мы. Хрущев подвел итоги: техника новая, надо военным не бояться, а принимать ее в эксплуатацию». Система С-25 была принята на вооружение Советской Армии. Хрущеву никто не стал возражать. 7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и правительства система С-25 была принята на вооружение. Столица загородилась ракетным частоколом. Потребовалось всего чуть больше четырех с половиной лет! Именно этой дате посвящено основание данного тайника – 50-летию принятия на вооружение первого зенитного управляемого ракетного оружия. Впервые ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде 7 ноября 1960г. Она заняла место в классификации США как SA-1 и НАТО как “Guild”. И еще один момент. Иностранные, в частности, американские источники (к примеру тот же Globalsecurity. org), хотя и отмечают, что комплекс С-25 «Беркут» представлял собой в свое время олицетворение современнейших технологий, но все же неустанно повторяют, что комплекс был безумно громоздким, технически несовершенным, неориентированным на борьбу с перспективными самолетами НАТО. Оставим эти утверждения на их совести, заметив лишь, что комплекс простоял на вооружении 30 (!) лет и после первого мая 1960 г., когда под Свердловском С-75 (перевозимые зенитные ракетные системы на базе С-25) сбила считавшийся американцами неуязвимым высотный самолет-разведчик U-2, пилотировавшийся Пауэрсом, количество желающих проверить надежность советского комплекса свелось к нулю. Несмотря на давность разработки, многие характеристики ЗРС С-25 остались уникальными и по сей день. До сих пор нигде в мире нет ЗРС, способных автономно обнаруживать и сопровождать одновременно 20 целей, наводя на них 20 ракет.

Текст (с) Hurrier9000.

urban3p.com

С-25 “Беркут”. С-75 “Двина”. Моё детство. Продолжение: bigmike_ru

Запись опубликована BigMike.ru.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Теперь немного истории.

ЗРК С-25 был разработан и поставлен на вооружение в рекордные для тех времен сроки.

В сети полным-полно информации об этом комплексе. Если интересно – поищите сами. Много чего найдёте. Скажу вкратце, что начали работы по созданию комплекса в 1950 году, а уже в 1955, в мае он стоял на боевом дежурстве.

Вокруг Москвы создали 2 кольца из позиций частей С-25. Первое – 50 км от Москвы (Малое Бетонное кольцо), второе на удалении 90 км (Большое Бетонное кольцо).  Таким образом, вокруг Москвы создали зону полного радиолокационного покрытия, что означает, что ни один самолёт не мог пролететь незамеченным. Это было впервые для вооруженных сил. Если Вы вернетесь к тем координатам, о которых я писал в первой части этого поста, и начнете движение по дороге описывая кольцо вокруг Москвы, то найдете все позиции С-25. В настоящее время на большинстве из них все оборудование демонтировано, и объекты либо заброшены, либо переданы под дачи. Лишь на некоторых из них несут боевое дежурство ЗРК с-300.

На базе комплекса С-25 “Беркут” в 50-е же годы создали мобильный комплекс С-75 “Двина”, при помощи которого 1 мая 1960 года над Свердловском сбили самолет-шпион U-2 Пауерса. До этого события наши вооруженные силы не могли достать нарушителей границы, так как они летали очень высоко – свыше 20 км. Туда не могли забраться наши истебители-перехватчики, не говоря уж о зенитных пушках….. Пользуясь этим отставанием СССР, НАТОвские самолеты совершенно безнаказанно летали и над Москвой, и над другими важными стратегическими и промышленными объектами.

Поставив на боевое дежурство ЗРК с-25 и С-75 была поставлена точка и в этих разведывательных полетах.

Каждый полк С-25 имел 60 пусковых установок. По инструкции на уничтожение одной воздушной цели пускали 3 ракеты, следовательно, каждый гарнизон мог вести огонь по 20 целям! Ни одна гадина бы не проскочила!

Есть информация, что в каждом полку имелись по 2 ракеты с ядерным зарядом. Однако другие источники утверждают, что на самом деле в тех самых двух ракетах  с “другой маркировкой” были лишь весовые макеты из бетона, но на случай чего, реальные ядерные заряды могли доставить из спецхранилища и установить на ракеты за считанные часы. Как бы то ни было, часто отец возвращался домой с индивидуальным дозиметром. Уж не знаю в каких целях он использовался – в учебных или по прямому назначению…. Много чего мы не знали.

Например, ракету комплекса С-25 (и то учебную) и её пусковой стол я впервые увидел лишь в 1985 году, когда их уже сняли с боевого дежурства.

А в то время для нас было громадным событием въезд в наш городок колонны седельных тягачей ЗИЛ-157. Правда без прицепов. Не знаю с какой целью они въезжали к нам в городок, вставали вдоль дорог жилого сектора на радость нам мальчишкам….. А потом уезжали. Так было несколько раз.

Очень красивый и неприхотливый ЗИЛок. Все три моста ведущие, 5 передач, повышенная проходимость. Очень удачная машина была у ЗИЛа. Если ничего не путаю, то их производили аж до середины 90-х.

А в соседний городок иногда с жутким грохотом мощного двигателя въезжал МАЗ-537 “Ураган”

Тоже очень красивый тягач. Правда посидеть в нём мне так и не удалось. Не пускали. Даже гоняли! Его кабина похожа на кабину локомотива. А я с самого детства испытывал слабость к железнодорожной тематике…

Тогда я даже не мог додуматься почему такие разные тягачи заезжают в наши городки. Вроде и тот и другой возят ракеты…. И лишь совсем недавно, опять же из интернета, я узнал что за ракеты возили эти “Ураганы”

Знакомьтесь! Противоракета А-350 противоракетного комплекса А-35. Я их видел по телевизору на военном Параде, но даже представить не мог, что они базируются в паре километрах от моего дома! Оказывается, на этих стартовых позициях было как минимум 4 шахты, в которых стояли на боевом дежурстве эти баллистические ракеты. Они должны были уничтожать вражеские баллистические ракеты и их боеголовки в стратосфере и ближнем космосе, до входа в атмосферу. Очень сложная задача, но наши конструкторы с ней справились на “отлично”.

Однажды, гуляя с ребятами по лесу (а где нам было еще гулять?) мы наткнулись на многослойные  заграждения из колючей проволки, а вдали, над верхушками деревьев, сквозь листья мы разглядели белоснежный купол обсерватории. Я рассказал об этом отцу, думая, что он расскажет мне что это было, но он строго-настрого запретил мне ходить туда. Даже близко подходить запретил! Это было мое первое знакомство с этой системой. Лишь совсем недавно, опять же через интернет, я более или менее разузнал что это за система.

Мир тесен! Как-то на работе разговорились о службе в армии. И выяснилось, что один из наших врачей – мой тёзка МихалИваныч Ледовской, проходил службу на аналогичном объекте. Так он, за 2 года службы так и не узнал что за “изделия” они обслуживают! Вот она – Секретность.

Данный тип вооружения был снят с дежурства в середине 80-х.

А пока нам предстоял переезд на соседнюю позицию С-25.

Продолжение следует….

bigmike-ru.livejournal.com

Бывший РТЦ (ЦРН) позиции «Пласкинино» С-25 («Беркут») на малой бетонке, позывной «Салаки»

Один из 56 стартовых комплексов системы ПВО С-25, окружающих Москву. Стартовые позиции давно не используются, некоторые застроены дачными участками, некоторые сохранились в качестве дислокаций мобильных комплексов ПВО С-300.

На данном объекте прямо на так называемой "Ёлке" располагаются дачи министерства обороны, есть пара участков на которых сохранились бункеры. В чьей-то собственности. В лесу рядом несколько бункеров, внутри естественно уже ничего не осталось. Далее по дороге Действующие позиции ПВО С300 (С400) 1-й зрдн "Салаки". Если углубиться дальше в сторону рыбхоза Гжель, с правой стороны Шлагбаум, за ним разбитый КПП, и несколько бункеров. В самом большом видимо стоит радио аппаратура, он ухожен и охраняется. Рядом стоят несколько машин. Ходят солдатики, хотя мне с фотоаппаратом никто не препятствовал. Странно.

Небольшая Историческая справка...

С-25 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

С-25 Беркут — стационарная зенитно-ракетная система (SA-1 Guild по классификации НАТО). Была принята на вооружение в СССР в 1955 г. Предназначалась для обороны г. Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась первой в мире действующей ЗРС. Дальнейшим развитием идей, заложенных в С-25, стало создание мобильного С-75.

Система ПВО С-25 Беркут.

В начале 1953 года в окрестностях Подмосковья было начато строительство системы противовоздушной обороны С-25 "Беркут".

По информации из разных источников, завершение строительства системы приходится на 1957-1958 год.

Элементы системы располагаются на двух бетонных дорогах опоясывающих Москву. Так выглядели бетонные кольца ПВОУ местных жителей эти дороги называются "Бетонка" или просто "Кольцо ПВО". Первое кольцо располагается на расстоянии 45-50км от центра города, второе на расстоянии 80-90км. Дороги достаточно долгое время имели бетонное покрытие, затем, в конце восьмидесятых, были расширены и заасфальтированы поверх бетона. Сейчас кольцевые дороги используются как обычные федеральные дороги, некоторым участкам присвоены федеральные или областные номера. Общая протяженность подъездных путей составляет больше 2000 километров. Американская разведка, определила приоритетность программы по использованному количеству бетона равному годовому объему производства бетона в СССР.

Вдоль кольцевых дорог располагаются собственно сами стартовые комплексы. Всего стартовых комплексов было построено 56, из них 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем. Каждый стартовый комплекс состоял из четырех составляющих: * Стартовых позиций. * Комплекса Центрального Радара наведения (ЦРН). * Комплекса жилых и административных зданий. * Электроподстанции.

Стартовые позиции разворачивались в сторону зоны ответственности подразделения, отстояли от бетонного кольца на 1,5 – 5 км. Стартовые позиции. Стартовые столы распологались справа от дороги.На стартовых позициях в среднем располагалось около 60 ракет В-300, чего было достаточно для одновременного обстрела 20 целей. В зависимости от особенностей местности, а так же взаимного расположения комплексов количество ракет, на стартовом комплексе могло варьироваться. Стартовый комплекс представлял из себя сеть подъездных дорог выпоенных в форме перевернутой елочки. Внешний вид стартового комплекса виден на спутниковой фотографии. Ракеты устанавливались на стартовых столах расположенных вдоль поперечных подъездных дорог, по три штуки на каждый стрельбовой канал, и каждую поперечную дорогу. В начале стартовых позиций располагался гараж или капонир для колесной техники. В начале и в центре стартовых позиций, как правило, находится несколько заглубленных железобетонных бункеров, используемых в качестве убежищ личного состава, распределительных и коммутационных подстанций. По сложившейся в то время традиции стартовые позиции имели кодовое наименование «Выгон», в отчетах на этом сайте Вы можете встретить название «Елочка». Следует заметить что хотя стартовые позиции и сильно по похожи друг на друга, на местности и в деталях выглядит совершенно по разному.

В 1,5-2х километрах от стартовых позиций располагался ЦРН, совмещенный с командным центром. ЦРН представляет собой заглубленное в землю железобетонное сооружение, размером в плане около 150х80 метров. Конструкция бункера была рассчитана на прямое попадание тысяча килограммовой авиационной бомбы. Перед железобетонным бункером со стороны расположения стартовых позиций, располагались две антенны наведения и четыре антенны передачи команд. Со стартовыми позициями имелась линия проводной связи, по которой передавались команды на запуск ракет, а так же принимались команды о готовности к запуску. Внутри железобетонного сооружения располагалось:

* Радар Б-200. * Аналоговая электронно-вычислительная машина управления огнем БЭСМ. * Аппаратура ЦРН. * Рабочие места операторов. * Резервные дизель-генераторы. * Резервная энергоподстанция. * Помещения для отдыха личного состава. * Склады. * Оружейная комната. * Фильтровентиляционная установка. * Система кондиционирования.

Бункер имел чрезвычайно мощную систему вентиляции и кондиционирования. ЦРН. Там где сейчас кучи мусора раньше располагались антенны. Рядом с ЦРН располагались подземные хранилища воды и дизельного топлива, а так же несколько зданий, не выясненного назначения, предположительно столовая и мастерские. Подходы к стартовому комплексу прикрывались долговременными огневыми точками, не имевшими ходов сообщения с бункером. ДОТы располагались как непосредственно на самом сооружении так и вблизи от него.

В 3-5 километрах от стартовых позиций и ЦРН располагался жилой городок.

Стартовый комплекс обслуживался 30 офицерами и 450 солдатами, структурно был организован в полк.

В состав системы ПВО С25 так же имелись шесть баз хранения и снаряжения ракет. Базы были расположены внутри малого бетонного кольца. Так же система С25 использовала в своих интересах радар ПВО страны А-100 для дальнего обнаружения целей, и несколько аэродромов истребительной авиации.

urban3p.com