березы с капом как правильно распилить? Березовый кап фото


березы с капом как правильно распилить?

brek-45 14-04-2012 23:03

нашел 2 березы сантиметров 45 в диаметре каждая с каповыми наростами в круг ими покрыты на высоту метров 6-7 и растут с одного комля тоже каповый примерно метра полтора в диаметре не сувель точно покрыты какбы почками один внизу отпилил жаль фотика с собой небыло дабы показать всю картину дома сфотал то что отпилил. вопрос как все првильно распилить поскольку никогда раньше этим не занимался. попробую залить фото может ганза примет

brek-45 15-04-2012 12:00

ну неужели ни кто незнает как правильно распилить? то ли сначала на чурки да и сушить либо эти чурки пополам в длину на сырую можно или просто наросты от ствола отпилить как я с одним поступил а комель просто на части как придется?

Scunc 15-04-2012 12:42

а тут не угадаеш,лотерея это.

Шухер 15-04-2012 01:24quote:ну неужели ни кто незнает как правильно распилить?хлеб резал когда-нибудь? Откуда начинаешь резать, с середины? Ну а чо тогда спрашиваешь?? Ржу не могуYoNas_Kaki 15-04-2012 02:06

Скажу по собственному опыту - лично я бы начал с удаления коры. Потому что после её удаления, взгляд на то, как именно стОит начать резать, может ОЧЕНЬ СИЛЬНО измениться.

Шухер 15-04-2012 02:20

Сань её хрен отделишь пока не сваришь. Каструльке ма такой нет... "дохтор сказал "резать!" значит резать!" )))Вдоль её вдоль! Поперёк! Ржу не могу

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:33quote:Сань её хрен отделишь пока не сваришь.Володь, всё прекрасно отделяется! Небольшой заточенный ломик, типа зубила или керна, молоток и ножик поувесистей. Тем более, что спилена она в период сокодвижения. Вполне нормально должна сойти.Да и не надо её прям всю в чистую сдирать. Достаточно понять, где под корой дрова, а где пустоты, этой корой заполненные.

Автор, вот тебе наглядный пример того, почему я рекомендую сперва содрать кору, а потом пилить

До обдирки коры это выглядело как практически идеальное полушарие Ржу не могу

Шухер 15-04-2012 02:40

Сань предлагаю компромисс - нехрен с ней церемониться! Ржу не могу Чего это за невидаль такая - кусь дров. Токма проблемы себе создаёте. Ты выкроишь себе лишних пару сантимов и потом сам же их отрежешь или спилишь в изделии.Совсем другое дело если из этого куся вазу резать - то да можно и заморочиться.

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:45

Вовк, длина моего кусочка - 90мм. У автора - всего-то раза в 2-2,5 больше. Моего не хватит даже на кулон, а у него может выйти пара проставок маленьких и всё. В этом плане кап клёна получше будет - он более однородный, чем берёзовый.

Шухер 15-04-2012 02:56

вот она под корой это вершины. Вершины не такие высокие как у Сани. Самая глубокая прогалина чуть ниже и правее от коробка. Вобщем ничего особенного не заметил в этом куске.Предлагаю сваритькору отделитьпосрезать всё лишнее пока горячее и оставить сушиться.

Самый сладкий кусь:

Всё равно почки срезать до самого мяса.

brek-45 15-04-2012 08:12

всем спасибо особенно комраду с ником шухер с этим куском понятно,но вопрос больше волнует как с остальным поступить толи также посрезать или лучше на чурки да домой под крышу пусть сохнут или эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить

Dago 15-04-2012 10:50

Спилить и сварить. Предварительно распилив в хаотичном порядке)

Шухер 15-04-2012 12:14quote:ли эти чурки до сушки можно еще и в длину распуститьhttp://guns.allzip.org/topic/97/134583.htmlhttp://guns.allzip.org/topic/97/383573.html Люди срезают капы. Потом либо нарезают сразу на заготовки с запасом на усушку либо распускают на куски способные поместиться в сосуд для варки. Варят. Сушат. Это 99% грамотного использования материала.

А бросить куски в собственном соку сохнуть под крышу (да ещё когда рез в сокодвижении) - расточительство. Материал капризный если задет в срезе.Кольцевые по стволу капы так можно высушить если оставить с каэждой стороны по 10-15 см ствола. Я так лещину сушил - ствол в лоскуты а сама сувель живая.

brek-45 15-04-2012 14:50

спасибо за ссылки все понял буду резать и варить вопрос опилки листвиницы подойдут уж очень смолистые

Шухер 15-04-2012 16:12

По заморочкам пусть сведущие товарищи подскажут я тут не спец.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:25quote:опилки листвиницы подойдут уж очень смолистые Думаю, подойдут. Я б попробовал.brek-45 15-04-2012 19:49

обязательно попробую. кстати спасибо за совет по очистке от коры сейчас сходил удалил кору и не только с этого куска а еще был один от корня раз в пять поболе да сувели три штуки килограм по 30-35 каждая правда не так чисто а на грубую топром и сразу стало видно где и как пилить завтра после работы думаю сначала бензо пилой по крупному а потом церкуляркой на бруски в размер 60х60х160мм или нужно крупней или наоборот можно меньше. для себя сделал вывод что сувель да и корнвой кап нужно чистить еще на дереве если высота позволяет после этого пилить ее можно не всю сразу а частями по стыкам если есть так таскать к машине легче да и мусора дома меньше.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:58

На счёт опилок лиственницы погоди. У нас тут с Шухером диспут в личке образовался на эту тему и в ходе оного я демонстрирую явное непонимание сути процесса Ржу не могу Так что может и не пойдут они. Ща мы добазаримся с ним до какого-то консенсуса...

Шухер 15-04-2012 20:07

:D ))

brek-45 15-04-2012 21:28

не вопрос подожду все равно завтра пилить а варить не раньше после завтра время есть. да я в теме по данной ссылке вычитал что добавляют кору лиственницы либо кору ивы при варке для тонировки а у меня чага березовая есть как думаете стоит что нибудь из них в состав для варки добавить или нет?

Romanz 15-04-2012 22:00

кора ивы или тонкие веточки в нарезке - то что надо, запах - обалдеть))) и цвет хорош...

tm105 16-04-2012 11:26

Я варил без опилок, кусками чтоб в ведро влазили, варил 6 часов, кора отвалилась в процессе варки, потом сушил. Пилил после сушки. Ничем не тонировал, после пропитки рукояти льнянкой получился такой янтарный цвет, а прожилки как бы полупрозрачные, мне так больше нравится - без краски.

YoNas_Kaki 16-04-2012 20:24

Интриган Шухер велел передать автору темы следующее.

quote:Originally posted by Шухер:нужно варить с солью, ветками ивы и можжевельника. Соль ясно дело для повышения температуры при кипении а ветки ивы и можжевельника для контраста слоёв.И пусть потом покажет фото готового изделия. И скажет на весь мир состав варева.

Сам же Шухер сказать этого автору не может. Он очень сильно занят - полностью погряз в очередном колдунстве, связанном, на сей раз, с процессом варки капов/сувелей. Ржу не могу

Шухер 16-04-2012 21:09

Чё ты меня сдал раньше времени. Нужно было от себя сказать про это знают все и ты тоже знал уверен вероятно просто забыл.Новый способ простъ до безобразия.Осталось проверить. Но проверка будет готова через месяц не раньше - до этого времени не высохнет. А ТС хочет щас - то старый метод написан.

Желательно увидеть что получилось у ТС и как играет на контрастах при пропитке светлым маслом. Потом сравним и мой результат.И будет выбор.Аминь.

YoNas_Kaki 16-04-2012 21:38

Я тебя не сдавал! Я лишь написал, что ты занят колдунством. А поскольку ты всегда занят каким-нибудь колдунством, то и ничего нового я не сказал.

А про иву и можжевельник я ВПЕРВЫЕ узнал ВЧЕРА из нашей переписки. Везде, где мне доводилось читать об этом способе, писАлось, что опилки сосны или других хвойных.

brek-45 17-04-2012 05:22

вчера вышел на работу, завод по выпуску керамики , поговорил с технологом,и решил небольшую часть брусков заложить в сушильную камеру в воскресенье будет видно что получилось если высохнет и не порвет займусь поиском химии АНАКРОЛ90 и попытаюсь стабилизировать ну и конечно попробую сварить для себя решил положу кору ивы,соль и опилки листвинницы а в опилках и кора будет присутствовать. еще думаю надо после варки для ускорения процесса через сушилку прогнать если не вареное хорошо и без треска высохнет по мнению технолога должно получиться супер поскольку режимы сушки керамики и дерева схожи влажность и высокая темпаратура. а с можжевельником не знаю но вроде не растет он у нас

brek-45 17-04-2012 20:45

вот успел напилить после работы в основном кап бруски 90х90мм длина чем длинней тем лучше незнаю првильно иль нет. завтра заложу в сушилку в воскресенье увижу порветиль нет.

Шухер 18-04-2012 13:03

отмёчусь шоп маякнуло.Температурный режим ба поподробней...

brek-45 18-04-2012 18:15

знаю что сушат трое суток про температуру завтра узнаю точно напишу,товарищ зимой сушил 2 заготовки для топорища бруски березовые не порвало и высохли отлично. свои сегодня заложил в воскресенье уиром будет известно что получилось вечером отпишусь.

Шухер 26-04-2012 02:26

А я всё жду...

brek-45 26-04-2012 05:52

не получилось порвало все надо пилить по новой и варить традиционно с солью и опилом но времени пока нет да и решил подождать пока листва распустится

guns.allzip.org

Обработка капа — Копилка знаний

ОБРАБОТКА КАПА        На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричне­вой шершавой корой. Это капы.Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа по­больше выдалбливали чашу или братину.

Но в таких изделиях своеоб­разный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились пер­вые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота". Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Изделия из капа

Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигород­ского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.        Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Баш­кирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Баш­кирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наро­сты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. За­мечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормаль­ная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дере­ва, принято называть стволовым ка­пом, а у корня — капо-корнем. Капо­корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: кру­говые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.

Изделия из капа

Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.Очень часто капы путают с другими наростами — с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле име­ет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некото­рых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.    На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение го­дичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хоро­шего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и де­коративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и дре­весина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных воло­кон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Не­возможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы за­интересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревь­ев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изде­лия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.

Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнару­жить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плос­кость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и мало­заметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый про­стой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д.

Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В резуль­тате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттен­ков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушиль­ном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различ­ные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным ла­ком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой. 

По этой теме читайте на сайте :

kopilca.ru

Почему березовый кап? Что такое березовый кап? – Ярмарка Мастеров

Все украшения создаются вручную, вырезаются из березового капа и дерева.

Почему именно березовый кап? Когда Вы держите в руках изделие из этого материала, Вы видите как оно переливается подобно полудрагоценному камню! Иногда, как Кошачий глаз дает блик в виде полоски, иногда, в зависимости от угла освещения, появляются прожилки от темного оттенка к светлому или пятнышки, как у гепарда! Природный узор древесины, покоряет своей необычностью. Рисунок в срезе древесины никогда не повторяется. Это очень плотное и прочное дерево, вместе с тем оно очень легкое. Массивное украшение из него практически ничего не весит. Березовый кап по праву достоин называться уникальным материалом!Увидев и примерив украшение из этого дерева однажды, влюбляешься в него. Так и я влюбилась в березовый кап, еще в детстве, когда папа вырезал из него украшения, которые сейчас мы изготавливаем вместе.

Что такое Кап? Кап - видоизменение березового ствола, которое появляется, благодаря определенным климатическим условиям. Образуется кап обычно на верхушке ствола, что делает процесс его добывания очень сложным. Все знают о полезных свойствах березы. Березовый кап сохраняет в своей структуре энергетику и целебных свойства этого дерева.

Цветы, бабочки, геометрические фигуры, всё что Вы видите в каждом новом украшении, всё вырезается вручную. Чтобы стать серьгами или брошью, кусочку дерева предстоит пройти довольно долгий путь! Это не какие-то деревянные заготовки, которые где-то скупаются оптом)) Это вырезает мой папа! Технология заготовки материала, его личная разработка.

Спиливает кап с дерева в определенное время года. Затем сушится кап довольно долго, около 2 лет требуется большинству экземпляров. Сушка происходит таким образом, чтобы пластинка среза не погнулась и не растрескалась. Только после этого из древесины можно вырезать!

Это плотный и прочный материал. Чаще всего для резьбы применяются медицинские скальпели и специальные инструменты. Повторюсь, что на древесине ничего не нарисовано, это природный рисунок дерева.После того как все деревянные заготовки приобрели форму, они шлифуются, полируются и покрываются лаком. После этого начинается самое интересное! Происходит второй этап творчества – сборка в полноценное украшение! Этим уже занимаюсь я. Собираю и комбинирую деревянные детали украшений, соединяя дерево с металлической и серебряной фурнитурой, с жемчугом и камнями. Так появляются серьги, колье, кулоны, заколки, броши, браслеты и интерьерные работы.

"Я хочу, чтобы каждый из Вас нашел здесь что-то необычное и уникальное! То что подходит только Вам!"

Смотрите  так же публикацию о расческах, представленных в моем магазине

http://www.livemaster.ru/topic/205735-rascheski-iz-buka-slivy-i-morenogo-duba-v-podarok-i-dlya-sebya?vr=1&inside=1

www.livemaster.ru

Что такое капы и сувели

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же «ведьмин веник») это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы… Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).

Сувель (свиль) как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе ) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно. Чага

Чага это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты… Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.Сушка

Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц всё равно отвалятся.

Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложкис верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюливываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываемна шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!

Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно даватьприпуск на их удаление в последующей обработке.

Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, еслиесть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что называется, проявиться вся его внутренняя красота.Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Сувель и кап,берёзовые.Признаки и отличия.

Берёзовый кап растёт в виде припухлостей по несколько штук на одном дереве,на коре обязательно присутствую...

autocar-story.ru

Работа с сувелями и капами ~ Резьба по дереву

Сувель и кап
   Кап - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек.Почему "кап"?В древнеславянском наречии слово "кап" означает "голова". Действительно, форма капа чаще всего округлая, напоминает форму головы человека.Другое название капа - "ведьмин веник". И правда, часто из капа растет пучок веточек, напоминающих веник.
Кап на стволе березы
Капы бывают стволовые и прикорневые.Встретить в наших лесах кап можно на ольхе, березе, хвойных деревьях (очень редко), клене, липе, тополе, ясене, дубе, орехе, иве.В разрезе капы достигают размеров от нескольких сантиметров до метра и более.Растут капы очень и очень медленно, из чего можно сделать вывод, что древесина у них твердая.Специалисты считают, что кап - явление редкое и найти кап - большая удача для резчика по дереву.Мне доводилось находить только березовые капы, один раз липовый кап и один сосновый.Причем липовый кап по своему внешнему виду больше похож на сувель - у него гладкая кора, под которой не видны колонии спящих почек.А несколько дней назад нашел большой прикорневой (капокорень) кап на иве!Жаль только, что он уже тронут гнилью.Самый большой кап, который я нашел, был размером примерно 30х20 см.
Липовый кап в коре (после варки)
А так выглядит липовый кап без коры
Стволовой сувель
Другое дело сувель. Сувель - гладкий нарост, наплыв на стволе дерева со слабо свилеватой древесиной, без почек внутри.В сибирских лесах я встречал заросли ольхи, где чуть ли не на каждом дереве рос сувель, а то и два и три.В средней полосе России есть березовые леса, где промысловики - резчики по дереву заготавливают сувели грузовиками.Не специалисту трудно отличить кап от сувеля, они внешне очень похожи.Внешне сувель более гладкий, а кап более "колючий" за счет выроста почек.Ваш покорный слуга долгое время, работая с сувелями, считал, что это капы.Самое существенное различие между этими древесными аномалиями - их внутренняя текстура.Текстура сувеля гораздо сложнее и красивее, чем у капа.    Самый красивый по текстуре сувель - березовый.Рисунок древесины сувелей всегда разный, нет двух одинаковых сувелей.Древесина капов очень красивая, но у всех экземпляров она примерно одинаковая : это так называемые "павлиньи глазки" - колечки с точечками внутри.
Вазочка внизу - из березового капа.Видны типичные для капа колечки - павлиньи глазки.
Из капов и сувелей можно создать чашу, вазу, кубок, шкатулку, тарелку, подсвечник, декоративную маску, словом все, на что хватит фантазии мастера.
А это вазочка из липового капа.Как видим, текстура у липового капа сильно отличается от березового.
Березовый кап, специальным методом обработанный, находит применение в изготовлении шкатулок, бижутерии, различного декора.Чтобы лучше проявить текстуру капа, существуют различные методы.Вот два из них.Небольшой березовый кап проваривают на слабом огне в течении 2-3-х часов с добавлением соли и хвойных опилок по рецепту.Или же второй, так же эффективный способ.Влажными березовыми опилками выкладываем дно подходящей кастрюли или таза слоем примерно в 2 см.Сверху кладем слой заготовок из капа, покрываем их слоем опилок и т.д.Ставим кастрюлю в духовку на 2-3 часа.Можно пропаривать и на очень слабом огне.После пропарки заготовки нужно просушить.Если сушить классическим способом, т.е. в проветриваемом затененном месте, на это уйдет около двух недель.Есть и другой способ.Кап или заготовки из капа завертываем в бумагу (газета или бумажное полотенце) и помещаем в большой целлофановый пакет.В пакете оставляем отдушину.Помещаем пакет вблизи источника тепла - возле батареи отопления или на солнце.Через сутки влажную газету меняем, а пакет выворачиваем. Операцию повторяем несколько раз.Как только в пакете перестанет образовываться конденсат, считаем, что кап высушен. Вода после проварки в ней капа становится коричневого или бежевого цвета.Если ее выпарить, получим хорошую морилку для окраски древесины.Капы и сувеля очень ценятся за свою необыкновенно красивую текстуру. Это и привлекает к работе с ними резчиков по дереву.    Мне, в основном, встречаются березовые и ольховые сувеля. Древесина сувеля вязкая, разнонаправленная, режется с трудом.Инструмент должен быть очень остро наточен.Для внутренней выборки древесины сувеля хорошо пользоваться болгаркой с обдирочным диском и бормашинками с игольчатыми фрезами.    Вот одна из моих первых работ по дереву - резная вазочка "Осень".
Декоративная вазочка из ольхового сувеля.
А вот тоже одна из первых работ - ваза из ольховой свили "Птица" (по форме напоминает птицу в полете).
Резная ваза из сувеля ольхи
Это первые мои работы из сувеля.Тогда я еще не знал, что красота сувеля не в его природной форме, а в оригинальности и необычности рисунка древесины.И что выявить эту красоту можно только правильным и тщательным шлифованием.Эти мои работы прошлифованы недостаточно и текстура сувеля не видна.А вот ваза из березового сувеля более поздней работы.
Резная ваза из березовой свили.Видна "мраморная" текстура древесины
В мастерской у меня хранится прикорневой сувель размерами 60х70 см и весом примерно 22-23 кг.Скоро я за него возьмусь.
Ольховый сувель
Скорее всего, это будет напольная ваза.Хотя, если распилить сувель на две части, можно вырезать две большие настольные вазы.Посмотрим, что подскажет творческий голос.В этом сезоне я впервые запас два березовых сувеля.Сейчас они находятся в стадии сушки.Очень хочется попробовать поработать с этим материалом.
Ольховый сувель.Вид с другой стороны
        Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru

KnifeHelp - Кап и Сувель

Кап и сувель. Родная экзотика.

  Рано или поздно, но втянувшемуся в увлекательное дело изготовления ножей,  хочется использовать на рукояти что-то красивее, чем родные бук,  орех или вишня. Каталоги магазинов для ножеделов пестрят  экзотическими названиями и фотографиями необычайной красоты и рисунка деревяшек. Стоят все эти  «Амбоина Бурлы» не так, чтобы очень дешево…

 Но и в наших северных лесах, можно найти древесину, которая по красоте, вряд ли уступит австралийской экзотике. Речь пойдет о КАПЕ и СУВЕЛИ.

 Для начала надо определиться, что есть что?  Некоторые источники утверждают, что кап и сувель – одно и то же. Я с этим не согласен.

Итак – кап.

Кап - округлый  вырост на стволе или ветке образованный  мелкими древесными узелками придаточных и спящих почек. На поверхности выроста  могут быть, да и чаще всего, именно так, множество мелких побегов, веточек. Капы встречаются  преимущественно у  лиственных пород: дуб, орех, клён, тополь, но чаще всего –  на березе. В дальнейшем именно о ней и будем говорить.

 Если повезет, можно найти ветвевой кап – эдакий шар, растущий на нетолстой ветке. Он небольшой, как и все капы, и, в отличие от сувели,  имеет «игольчатую» структуру и очень мелкий, ярко выраженный рисунок в виде точек, черточек.

 Чаще встречаются наросты на стволах .

А еще чаще – прикорневой кап, «капокорень» - он может быть и очень большим, но рисунок  этого «гиганта» не такой выраженный и контрастный.

 Под корой нароста поверхность дерева неровная,  на ней множество выступов в виде шипиков, бугорочков.

Древесина капа на 50 - 70%  более плотная, чем древесина самого дерева,  волокна переплетающиеся, разнонаправленные,  плюс большое количество более темных вкраплений, образованных «спящими» почками , поэтому кап необычайно красив и на поделках, и на рукоятях ножей.

Обрабатывается из-за «витой» структуры тяжело, но этот дар природы того стоит.

По некоторым оценкам, 1 дерево с капом приходится, в среднем, на 3000-5000 обычных деревьев без капа.

Поэтому найти «достойный» кап достаточно тяжело… В отличие о сувели.

Сувель.

Сувель образована разросшимися годовыми кольцами дерева. Структура нароста, как понятно из названия (еще называют свиль) – витая,  вызванная перекрученными годовыми кольцами.

Достигает огромных размеров. В Ватикане стоит купель, вырезанная из одного нароста. Но, по моему наблюдению, чем сувель мельче, тем более насыщен ее рисунок. Под корой нароста поверхность бугристая, но без «шипов», как на капе, а в виде крупных, плавно перетекающих впадин и «холмов». Сувель  хорошо полируется, и, отполированная, пропитанная  льняным маслом, например,  древесина, очень красива – она как бы светится изнутри,  рисунок разнонаправленный, с перламутровым отливом.

 В обработке тоже сложна, но, легче, чем кап.

 

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

 Место спила необходимо защитить - закрасить краской, густой известью.

 

www.knifehelp.net

Безделушки из березового капа своими руками

Из найденного в прошлом году во время походов за грибами небольшого березового капа вырезал несколько маленьких безделушек - блюдечко, 2 колечка, брелочки для ключей, кулонов. За год древесина  хорошо просохла и мне очень понравилось работать с капом - материал плотный, с очень красивой текстурой древесины, прекрасно шлифуется и полируется.  Поделки  из капа приятны на ощупь, так и хочется подержать их в руке. На снимке представлено не всё, что было сделано из одного капа, несколько подобных поделок уже раздарено.   Часть из этих безделушек оставил без тонировки, так как и натуральный цвет очень красив, но поэкспериментировал и с морилкой на водной различных цветов. Получаются очень интересные оттенки, так как древесина у капа сильно отличается даже на небольших фрагментах по плотности. Плотные участки впитывают меньше морилки, а более рыхлые окрашиваются сильнее, поэтому рисунок волокон древесины капа от этого становится ещё  выразительнее и красивее. Маленькое простое блюдечко с очень красивой текстурой древесины. На блюдечко положены два колечка из этого же капа. Цвет натуральный, без морилки. Пропитка льняным маслом, вощение. Брелочки для ключей из капа. Для тонировки использованы разные цвета морилки на водной основе. Льняное масло, пчелиный воск. А эти брелочки для ключей сделаны в виде рыбок. Здесь в отличие от других рыбок-брелочков, которые делал ранее, нет внешней схожести с какими-то живыми рыбами. Они выполнены схематично, без детализации, чтобы подчеркнуть  текстуру  дерева.    В этом году в лесу был пока всего один раз, но уже нашел парочку капов, правда, совсем маленьких. Грибной сезон только начинается и буду внимательно смотреть не только под ноги, но и на стволы деревьев, чтобы попытаться найти ещё хотя бы несколько штук.  

www.instrument-mastera.ru