Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси. Белорусская легенда


Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси.

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили ТОП-11 аномальных зон, разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

 

 

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

 

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

 

 

2. Чудесное озеро Витебщины

 

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

 

 

3. Мозырское Красное болото

 

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

 

 

4. Путчинский вампир

 

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

 

 

5. Борисовские «круги на полях»

 

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

 

 

6. Слободской полтергейст

 

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение. 

 

 

7. Вилейские аномалии

 

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

 

 

8. Брестский Бернардинский монастырь

 

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь.

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

 

 

9. Лошицкая усадьба

 

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

 

 

10. Мирский замок

 

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

 

 

11. Гольшанский замок

 

Гольшаны по праву считаются лидером среди мистических мест Беларуси. Здесь обитают сразу два привидения – Черный Монах и Белая Дама. Причем вторая отнюдь не дружелюбна и далеко не так безобидна, как, например, Сонечка из Мирского замка.

Белую Даму можно понять: с ней обошлись очень жестоко. Когда шло строительство францисканского монастыря, одна из его стен все время обрушивалась. Монастырь нужно было сдать в срок, иначе рабочие не получили бы вознаграждение. Они решили тайно принести жертву, чтобы стена больше не обваливалась.

Договорились замуровать в стену жену одного из строителей – ту, что первой принесет мужу обед.

Самая красивая из девушек вышла замуж недавно, и от большой любви всегда старалась прийти к мужу пораньше. Как он ни молился, чтобы жена задержалась, красавица поспешила к любимому с обедом. Это и обрекло ее на смерть, зато монастырь был построен в срок.

Легенда могла бы оставаться только легендой, но не так давно проходила реставрация Ольшанского замка, и в одной из стен нашли скелет девушки. После того как кости извлекли, стена дала трещину, а затем и вовсе обвалилась.

Черный Монах тоже стал жертвой любви. Он не был монахом, но одевался в монашеские одежды, чтобы тайно встречаться со своей возлюбленной – княжной Ганной-Гордиславой Гольшанской. Отец княжны, разозлившийся из-за связи дочери с парнем из народа, велел поймать его и казнить. Бедного влюбленного тоже замуровали.

Неупокоенный и несчастный, он до сих пор бродит по замку, где встретил любовь и смерть.

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

три замка и шесть привидений

Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Монастырь около гольшанского замка.

foto-planeta.com автор снимка Alexander Naumov

foto-planeta.com (автор снимка Alexander Naumov)

Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.

Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.

woods-183519_640

В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси, по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.

В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.

Музей «Брестская крепость»: фото, видео и много личных впечатлений.

Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси, если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.

scary

Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси.

Что посмотреть в Гродно: королевский город в советских тонах.

Гольшанский замок.

фото atua.livejournal.com

Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.

фото surfingbird.ru

фото surfingbird.ru

Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси, призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.

Как бесплатно снять жилье за границей: 7 проверенных способов.

Мирский замок.

фото www.openbelarus.ru

фото www.openbelarus.ru

Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.

Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси, семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.

Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.

tree-200221_640

Мифы и легенды Беларуси, гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.

Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…

Несвижский замок.

фото www.liveinternet.ru

фото www.liveinternet.ru

Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.

фото www.alfa.lt

фото www.alfa.lt

Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.

Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена,  а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.

Wojciech Gerson - "Zjawa Barbary Radziwill"

Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill

Город Несвиж и самый красивый замок Беларуси. Наша майская поездка.

Как утверждают легенды и мифы Беларуси, если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.

Также советуем почитать:

Места, от которых стынет кровь. Самые страшные мистические истории из мира путешествий.

my-travel-diary.by

Легенды Беларуси | Познай Беларусь

Ян Матейко. Сигизмунд Август с Варварой в Радзивилловском дворце в Вильно (1867).Ян Матейко. Сигизмунд Август с Варварой в Радзивилловском дворце в Вильно (1867).

1 декабря 1550 года Барбара стала королевой, несмотря на то, что Бона Сфорца, ненавидящая род Радзивиллов, прикладывала все усилия, чтобы Сейм её не короновал.

Для успешного решения этого вопроса Николай Радзивилл Чёрный специально ездил в Рим к папе. Королева –мать, не добившись своего, тайно покинула Краков, и уехала на родину – в Италию. Она забрала с собой весь свой двор, но оставила агентов с заданием отравить ненавистную невестку. Среди них был её личный аптекарь Монти, специалист по ядам, уроженец Флоренции. Его медленнодействующий яд за полгода погубил Барбару.

Уже на коронации она почувствовала себя нездоровой. Тяжкие предчувствия заставили ее прошептать епископу: «К иному, небесному венцу, скоро позовет меня Господь. Молите его, чтобы дал утешение моему господину и мужу после моей смерти». В мае 1551 года её не стало.

Читать далее Барбара Радзивилл или легенда о Черной даме (Часть 2) →

Храм Александра Невского на Военном кладбище в МинскеХрам Александра Невского на Военном кладбище в Минске

Один из красивейших храмов в городе Минск, построенный в ретроспективно-русском стиле, находится на Военном кладбище в пяти минутах ходьбы от проспекта Независимости, недалеко от кинотеатра «Мир». Ныне это место расположено в центре города, а когда храм возводился, это была далекая окраина, которая называлась Долгим Бродом.

Церковь была построена в 1896-1898 гг. и освещена в честь Александра Невского (архитектор В. И. Струев). Это храм-памятник белорусским воинам, погибшим во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.

Читать далее История храма Александра Невского и легенда о «Белом генерале» →

Loshitsa_ParkЛошицкий парк, самый загадочный и таинственный в Минске, надежно хранит под кронами своих могучих деревьев не одну вековую тайну. Оказавшись сейчас в черте города, он смог сохранить элементы старой планировки, свою величавость и очарование. Мы можем прогуляться по липовой аллее XVIII века, увидеть на берегу протекающей здесь реки Лошы развалины водяной мельницы из красного кирпича и загадать заветное желание,  дотронувшись до могучего 400-летнего дуба.

Этот дуб считается священным и излучает особую позитивную энергетику.  В старину существовала традиция давать клятву верности возле этого могучего дерева, которое в народе прозвали «обручальным». Традиция продолжается и в наши дни. А еще, прикоснувшись к дубу,  можно загадать свое самое заветное желание, но говорят, что дерево принимает просьбы только у открытых и добрых людей.

Летом 1905 года в Лошицком парке произошли драматические события, окруженные многочисленными легендами.

Читать далее Тайны Лошицкого парка →

В устном народном творчестве Беларуси  клады делились на две группы: заклятые и хорошие. Первые охранялись специальными непреодолимыми заклятиями и нередко нечистой силой. У белорусов существовала целая «армия» нечистивцев.

Полевик охранял клады, спрятанные в поле. Появлялся он или в виде сумрачной холодной тени, или сильного солнцепека, пугал искателей кладов диким хохотом или эхом.

Лесовик же, охранявший лесные клады, мог принимать облик старца с бледным лицом и огромными немигающими глазами.

А вот уже Кладник владел кладами с приусадебных участков. Он носил одежду и обувь из золота и серебра, но был страшно скупым: в серебряном мешке носил корки хлеба, выпрошенные у людей. Подловив момент, когда владелец едва прикрывал клад землей, Кладник тянул их обоих в глубину земли. И в то же время он час от часу любил неожиданно показывать людям горы золота или серебра.

А что придумывали наши предки, если надо было откопать заклятый клад, а заклятья никто не знал? Тогда использовали чудодейственную силу некоторых растений. Например, плакун–траву необходимо было привязать к ноге немого петуха, и он обязательно запоет в необходимом искателю месте.

Читать далее Хранители кладов →

minskaya_ratushaКаждый европейский город имеет рыночную площадь с ратушей. Минск не исключение. Белоснежное здание ратуши украшает одну из самых красивых площадей Минска — площадь Свободы. Именно эта площадь с XVI века определяла архитектурный облик Верхнего города. В разные периоды истории она называлась по-разному: «Верхний рынок», «Ратушная площадь», «Соборная площадь», «Площадь Свободы» и т.д. В XVI-XIX веках на нынешней площади Свободы находился административный, торговый и культурный центр города.

Своим появлением ратуша обязана Магдебургскому праву, которое пожаловал Минску в 1499 году великий князь литовский Александр. Магдебургское право пришло к нам из немецкого Магдебурга, где еще в XII веке был сформулирован кодекс законов городского самоуправления. Уже в XIV веке с этим кодексом познакомились в Великом княжестве Литовском, а еще через столетие самоуправление стало основой городской жизни в Минске. Минская ратуша стала символом независимости города. В здании ратуши проходили заседания магистрата или рады – органа городского самоуправления.

В течение XVI-XIX веков здание Минской ратуши неоднократно перестраивалось и в конце XVIII века приобрело черты классицизма. В 30-х годах XIX века здесь размещалась и музыкальная школа, а с 1844 по 1851 годы — городской театр. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа играл городской оркестр.

Читать далее Минская ратуша — площадь Свободы →

Анна Катажина СангушкоАнна Катажина Сангушко

В нашей истории можно найти немало удивительных и красивых историй любви, хотя далеко не все влюбленные смогли соединить свои судьбы.

Трагичной оказалась любовь в жизни Анны Сангушки Радзивилл и Кароля Станислава Радзивилла.

Рано осиротевшая дочь князя Геронима Сангушко была взята из монастыря королевой Речи Посполитой Мари д’Аркьен и  стала ее придворной дамой. Однажды сестра короля Яна Собесского, родственница Анны,  пригласила ее в Несвиж.

Собираясь в костел, хозяйка  попросила ее одеть  самое лучшее платье, заявив, что они будут  присутствовать на венчании. И только в храме девушка  поняла, что речь шла о  ее собственном венчании.

Старая хозяйка Несвижа узнала, что ее 23 летний сын встречается с простолюдинкой по имени Аннуся и хочет на ней жениться, сделать княгиней, вопреки правилам и традициям своего сословия. Мать решила спасти сына.

Читать далее История любви, вдохновившая Шуберта →

Княжна ТаракановаК. Флавицкий. «Княжна Тараканова»

Княжна Тараканова!.. Она никогда так не называлась; это позднейшая народная и историческая легенда. С этим именем  она вошла в историю, хотя, может быть, о нем не знала.

Дочь Петра I Елизавета Петровна взошла на трон после смерти Анны  Иоанновны в 1741 г. Год спустя ее тайным мужем стал граф Разумовский (сын украинского казака, красавец певчий Алексей Розум, которого привезли в Петербург с Черниговщины за его красивый голос).

В 1745 г. у тайных супругов родилась дочь Августа, которой родители дали фамилию Тараканова. По обычаям тех лет на настоящую она не имела права. Августа стала прототипом для будущей самозванки.

В 1764 г. Екатерина  II поставила на польский трон своего  очередного любовника Станислава Понятовского. Гордой польской шляхте, веками враждовавшей с Россией, это откровенно не понравилось. В Польше была образована Барская (от города Бар в Подолии) конфедерация, начавшая вооруженную борьбу с  Понятовским  и вскоре потерпевшая поражение. Надо было искать другие методы борьбы…

Одним из активных деятелей Барской конфедерации был Кароль Станислав  Радзивилл,  воевода виленский, богатейший польский магнат, известный по прозвищу «Пане Коханку».  У него в запасе было секретное оружие для борьбы с  Екатериной. Этим оружием стала красавица самозванка.

Читать далее Княжна Тараканова и Пане Коханку →

www.poznaibelarus.by

Выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Гомель

9 февраля в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Скажу сразу, что выставка очень необычная.Согласитесь, многие из нас с детства помнят некоторые слова-обзывалки, о происхождении которых даже не задумывались.Мне, например, с самого раннего детства знакомо слово "жэвжик". Так нас часто называл папа, когда мы ставили дом вверх дном или весело визжали. Так и говорил: "Угомонитесь, жэвжики малые!"Оказывается, Жэвжик - это символ белорусских рек. Вы знали об этом?Вот и я только пару дней назад узнала.

Мы не знаем свою мифологию, легенды своей земли, свои мифы. А ведь это тот самый пласт народной культуры, легенд, мифов, сказов и сказаний, который стоит у истоков жизни.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Мы же знаем "Легенды и мифы древней Греции", той же Скандинавии, ту же Калевалу, а свое не знаем и думаем, что у нас ничего подобного не было и быть не могло.Оказывается, самых разных славянских мифов и легенд у нас тоже много и нам тоже есть чем гордиться.На открытие выставки приехал Павел Орлов, идейный вдохновитель, работающий в сфере IT-технологий. Он рассказал, что они с группой энтузиастов восстанавливают старинную усадьбу Обуховичей в деревне Великая Липа, что в 4-х км в сторону от маршрута Мир-Несвиж, которую планируют сделать своеобразным музеем и "поселить" туда славянских сказочных героев, которые и не такие сказочные, как нам кажется.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

[Усадьба рода Обуховичей...]Усадьба рода Обуховичей находится в Несвижском районе, в нескольких километрах от дороги Мир — Несвиж. После присоединения западной части Беларуси к СССР последние Обуховичи покинули территорию Беларуси и переехали в Польшу или Литву. Род Обуховичей играл значимую роль в период, когда ВКЛ было в составе Речи Посполитой.Наиболее известным представителем рода является Филипп Казимир Обухович. Он был послом шляхты мозырского повета, участвовал в избрании короля Яна II Казимира. С 1653 года он был воеводой витебского и смоленского повета. Филипп Казимир Обухович возглавлял оборону Смоленска в 1654 году, но после долгой осады, вследствие измены наемного немецкого войска, сдал город русским после четырехмесячной осады. Филиппа Казимира обвинили в измене и дали возможность оправдать свою честь в бою. Он участвовал в осаде Варшавы, оккупированной шведами. Командуя полком в составе войск Сапеги, дошел с боями до Бреста, где заболел и умер. Обуховича реабилитировали в 1658 году.

Усадьба рода Обуховичей

Петр Цалко, директор филиала Ветковского музея, очень интересно рассказал о наших мифических персонажах.Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик и Лозовик.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказокИ так, вернемся к Жэвжику.

Жэвжик

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Я уже сказала, что он опекун и символ белорусских рек. Но ведь еще интересно, как он выглядел?На выставке можно это увидеть. Коль символ рек, то он в лодке. А если учесть, что мифологические герои выполнены в полный рост, то это худой дедок, небольшого роста, с рыжей бородой, длинной шеей, худыми длинными руками и ногами. Жевжик очень сильный, энергичный и понятно, что скрытный.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Живет на самой глубине реки. Днем плавает под водой, наблюдает за течением. Ночью Жевжик подымается на поверхность воды и плавает на лодке держа в руках пику с двумя острыми зубцами, которой разгонят перед собой волны. Люди Жевжика не могут увидеть, т.к. он плавает в невидимой накидке. Если Жевжик видит, что человек и лодка тонут, то он одним движение пики подымает и спасает их. Если нужно для спасения, то Жевжик может остановить бурю и ветер. Жевжику подчиняются все другие водяные мифологические существа - Водяной, Лозовик и другие.

ЛозовикЭто опекун и символ белорусских болот. Он похож на старого маленького карлика с одним глазом, длинной бородой и пугой (кнутом) в руке. Живет Лозовик в маленьком домике без окон. Если к дому Лозовика подходит человек, он удаляется от него на недоступное растояние.Лозовик любит ходить по болотам, в это время его один глаз горит как огонь. Рядом с Лозовиком живут маленькие шумные чертята - Лозники, которые организуют коллективно разные пакости.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Так Лозники могут заманить в густую лозу или топкое болото. Но они позабавятся и сами помогают бедолагам выбраться подсовывая куст лозы.Маленькие Лозники часто погибают от ударов молний.Лозовик и Лозники очень боятся осушения болот и вырубки лозы, где проходит вся их жизнь. Если это происходит, Лозовик и Лозники погибают вместе или пропадают бесследно.Хочется верить, что с осушением болот в Беларуси они все же не исчезли полностью.

Ёуник.У меня в одной из социалок, когда увидели фото Ёуника, сразу же спросили кто это?Когда я ответила на вопрос, то обвинили в том, что в славянской мифологии не было такого персонажа и я сама его придумала. Вот дословный комментарий: "Никогда не слышала о таком мифическом персонаже, тем более, в славянской мифологии. Это плод вашей фантазии. Не задуривайте людям мозги, придумывая всякую нечисть, выдавая ее действительность"

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Скажу сразу. Я ничего не придумывала и не выдумывала. Этот мифологический персонаж придуман давно и не мной. Этот загадочный персонаж встречается только в белорусской мифологии. А как он выглядит и где обитает, я сама узнала на выставке во дворце Румянцевых и Паскевичей.Ёуник - символ трудолюбия, порядка, рациональности, практичности, хозяйственности. Хозяин такой...Его название произошло от слова ёвня, где он живет.Ёвня - это постройка, которая раньше была в каждом дворе, где сушили снопы перед молотьбой, чтобы снопы хорошо молотились, а сухое зерно хорошо хранилось. Часто из практичности ёвня была пристроена к бане, а так как баню часто топили и топили "по-черному", что ёвник был закопчен, перепачкан сажей. Похож он на большой бесформенный ком из отрубей с маленькими короткими ногами.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказокОн не показывался на глаза людям, хотя оказывал им важную помощь, поддерживал огонь в печи, создавал когда нужно сквозняк, чтобы снопы сохли равномерно.Ёуник практически никогда не выходил из ёуни, только за редким исключением, чтобы выкашлять сажу и посмотреть как работники обмолачивают снопы.Дружил с Лазником. (Лазня - баня). А мы уже говорили, что ёуня часто размещалась рядом с баней, а нередко снопы сушили и прямо в бане.Ёуник помогал только хозяевам и если в ёуню заходили чужие люди, то он мог их пугать, что бы не завидовали чужому добру и не сглазили будущий урожай. Ёуник не горел в огне. Если же плохие хозяева разгневали Ёуника, то он и сам может спалить и снопы и саму ёуню.Ёвник скрытный, но милый. Добрый, но с сильным характером.

Злыдень.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказокСлово это знает, как мне кажется, каждый из нас. У нас так обзывают детей и взрослых, которые тянут к себе все без разбора.Злыдни - символы трусливости, мелочности, вредности. Злыдень - представитель мифологического семейства злыдней. Злыдни вредные и трусливые, поэтому появляются только группами. На выставке их двое.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Живут они в домах и на подворьях. Похожи на маленьких горбатых то ли собак, то ли котов. Если Злыдни появляются в доме, то живут где-нибудь в неприметных местах: под печкой, в углу под топчаном, в других укромных местах. Когда хозяева уходят из дома, Злыдни начинают пакостить. Наиболее распространенные пакости Злыдней: насыпать песок в кашу и муку, заглядывать в каждую кастрюлю и раскидывать их, бить посуду, наливать воду в масло. Они могут появится в любом доме, но чаще всего там, где хозяева стараются всеми способами разбогатеть. Злыдни причиняю ущерб хозяйству, тем самым уменьшаю богатство таких хозяев. Носят они. Одеты они в большие боты и шапки-ушанки.

Домовик и Домовуха.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Домовиков мы знаем с детства. Во многих семьях есть свои рассказы о свлих домовиках, есть определенные традиции, а многие даже переезжая с места на место перевозят в специальной коробке и своих домовиков.Домовики - славянские символы порядка и добрабыта с доме.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Домовик - добрый мифологический домашний дух. У каждого Домовика есть Домовуха. Они как люди всегда живут парами. По преданиям они похожи на маленьких человечков, но никогда не показываются людям на глаза. Говорят, что они похожи на хозяев дома.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Домовики как и люди едят, пьют, радуются и огорчаются, рождаются и умирают. Поэтому старые люди говорят, что со стола нельзя все убирать и обязательно надо оставлять кусочек хлеба, накрытый салфеткой. Домовики имеют свой характер и могут наказывать крикливых и неаккуратных хозяев дома, они не любят домашние скандалы, пытаются всячески отвлечь хлзяев от неприятных дел спрятав вещи. Мы с вами сами не раз сталкивались с чудесами, когда вещь ищешь-ищешь, все внимательно пересмотришь, а через какое-то время эта самая вещь лежит на видном месте.Когда строят новый дом, чтобы задобрить Домовиков, под углы насыпают жито.

ДедкаДедка - белорусский символ богатства и достатка. Судя по-всему, наш Дедка с нашей земли ушел и возвращаться пока не собирается, ибо та нищета, которую мы сегодня имеем, говорит о том, что мы осиротели.Дедка - мифологический герой, который дарит богатства. У Дедки красные огненные глаза и красная борода. Дедка ходит одетый как бедняк с сумкой на плече. Если Дедку встречает несчастный или бедняк, то перед тем как заметить Дедку человек засыпает. Пока человек спит Дедка обеспечивает его нужным количеством денег. Если Дедку встречает богатый, но несчастный человек, то Дедка показываем ему во сне что нужно сделать, чтобы стать счастливым.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Действующим лицом во снах людей является сам Дедка, которого люди узнают по красным огненным глазам и такой же красной бороде. Белорусы считают Дедку хранителем богатств - он появляется там, где закопан клад. Люди не видят самого Дедку, но видят красные глаза в виде огней. Кто знает и заметил такие огни, смело идут на них. На огонек нужно кинуть шляпу или пук волос, тогда клад окажется у самой поверхности земли. Если кинуть боты или лапти, то клад опустится так глубоко в землю, что придется всю жизнь его откапывать.Если вы, дорогие читатели, встретите Дедку, то передайте ему, чтобы возвращался на белорусскую землю. Он наш персонаж и работы у него тут на три жизни уже собралось.

ШатанШатаны - символы безделья, гультайства, черствости и назойливости. Эти мифические существа наиболее адаптированы к нашей реальности и не являются такими уж мифическими. К ним можно смело отнести всех наших алкашей, которые днями шатаются по дворам в поисках выпить. Мне кажется, что их у нас столько, что даже прятаться смысла нет.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Вот смотрите, характеристика полностью соответствует. Шатаны надоедливые и приставучие существа, которые сами ничего не делают. Шатаны шатаются туда-сюда целыми днями отвлекая других от работы. Сами Шатаны мрачные, характеры у них скверные. На помощь даже своим браться не приходят, т.к. не терпят в том числе друг друга. Их даже налог на тунеядство не пугает.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Современные реальные Шатаны отличаются от мифических тем, что в свободное время не плетут лапти и не делают себе трости. Это мифические хоть что-то делали, чтобы существовать, плели лапти и делали трости, которые быстро стирались и ломались от постоянно бесполезного шатания.Шатаны сегодня, как и раньше, часто гибнут от шалостей и нападений злых духов и существ, которые преследуют их без апахмелу. Чаще всего шалят и губят их "белочки".Мрачные, характеры скверные. С самого утра могут прицепиться к человеку и склонять его к такому же бессмысленному шатанию.

Житень

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказокЖитень - опекун и символ белорусских полей, земледелия, хозяйства. Житень способствует росту и созреванию зерновых культур, овощей и фруктов.Это мифологическое существо, напоминающее худого старика невысокого роста с взъерошенными волосами. У этого мифологического героя три глаза - два спереди, один сзади. Он ходит по полям, наблюдает за всем, смотрит чтобы урожай хорошо созрел и аккуратно был собран. Если Житень находит много оставленных колосков небережливыми хозяевами, он собирает их в снопы и переносит на поля более бережливых, а значит более бедных людей. На следующий год на поле нерадивых хозяев будет плохой урожай, а вот бережливые люди могут ожидать хороший урожай.Тоже самое происходит и на полях с овощами, и в садах.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Житень может подойти к нерадивым хозяевам и погрозить им пальцем, сказав что в следующем году у них будет плохой урожай. Он предупреждает и дает возможность быстро исправиться. Его можно встретить в виде бедняка с сумкой. Житень так же предупреждает людей о том, что год будет голодным необходимо сделать запас зерна.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Житень часто незаметно ходит по полям во время сева, пристально смотрит за тем, чтобы люди аккуратно сеяли зерно, хорошо прикрывали его, если видит непорядок, то сам втаптывает зерна, чтобы ни одно не пропало и быстрее набралось земными соками.

Так что, зря мы думаем, что в старые времена люди жили грустно и скучно. Вовсе нет.Наши предки жили весело и никогда, как мы видим, не были одинокими. Везде кто-то жил, кто-то был, кто-то оберегал и защищал дома, хозяйство, урожаи и окружающую среду. В печи - огневик, под снопом - евник, на сеновале - пунник. Все мы знаем и о водяных, и о болотных багниках, а в лесу живут лешие и лесовики. И чтобы как-то нашим предкам выжить среди всей этой братии надо было с ними как-то дружить.Я и сегодня знаю старых людей, которые никогда не идут в лес с пустыми руками, а обязательно несут гостинцы лесовичку. Это и хлеб, и конфетки, и яблочки. Оставляют все это на пенечке.А лесовик в долгу не остается, указывает в какой стороне ягодки и грибочки искать.

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказокЖэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок

Чтобы окунуться с головой в свою сказочную историю, мифологию, узнать легенды своих прапрапра..., рекомендую посетить выставку «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Она интересна будет всем без исключения.Специально для нас наши славянские мифологические персонажи, виртуозно выполненные талантливым скульптором Антоном Шипицей на основе колоритных иллюстраций известного графика Валерия Слаука, покинули свои надежные тайные убежища и предстали перед нами в виде объемных фигур.Такими нечистиков вы еще не видели и приехали они в Гомельский дворец не на такой уже долгий период.

Контактные телефоны: (0232) 75-53-65, 75-80-93

Стоимость билетов:взрослые - 4 р., учащиеся, студенты, пенсионеры - 3 р., групповое посещение (от 10 человек и более) - 2 р. Экскурсовод 6 р. на группу.

#Гомель #Музей #Дворец_Гумянцевых_Паскевичей #Выставка #Подарки #Gomel #Belarus

Гомель

Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!Добавиться в друзьяПодписаться на обновления.

[Важные мелочи...]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках

Все материалы принадлежат автору блога.Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.

Готова к сотрудничеству!

anonimusi.livejournal.com

Легенда про города Беларуси, на белорусском языке.?

Легенда про города Беларуси, на белорусском языке.?

  • Я в интернета искала, и увидела что таких легенд очень много, вот для вас я ниже прикрепила некоторые из них.

    А вот вам и сайты, где есть хорошие информации про легенд города Беларуси:

    http://anna-minsk.livejournal.com/tag/

    http://www.legenda.by/page-1-ru.html

  • Многие города Беларуси богаты своими собственными загадочными преданиями и легендами, которые передавались из уст в уста среди народа на протяжении многих столетий. Вот здесь я нашл весьма трогательную легенду о происхождении названия города Лиды.

    А вот небольшое сказание о том, откуда пошло название столицы нашей Родины, города Минска.

  • Интересные статьи о легендах городов Беларуси можно почитать на этом форуме: http://pogovorim.by/forum/viewtopic.php?f=1486amp;t=76296. Нашел легенды Волвыска: http://volkovysk.org/city/legends/. Легенды Жодино.

  • Очень необычное задание дал нам автор, поскольку не зная белорусский язык необходимо было понять насколько подобранный материал соответствует заданному вопросу.

    Тем не менее предлагаю ознакомиться с легендой о Минске.

  • Вот на этом сайте http://www.usebelarusy.by/ru/list/falklor/25336/mythes/@ignoredynamicfilter/0=1/shy;@equal/ru=1/@endleafs/5/@sort/publicationDate%7Cdesc можно найти не только легенды про Беларусь, но и многое другое, я так поняла это официальный Белорусский сайт.

  • Немало легенд сложил белорусский народ о своих любимых городах и своем быте.

    Много легенд о том, как появились гербы тех или иных городов, легенда о том, как был основан город Минск, высветлены здесь.

    На языке Беларуси можно прочесть легенды о городах тут.

  • Полно у белорусов ходит легенд о возникновении городов. Мне больше всего нравится лененд о городе Браслав. Мне удалось найти ее на белорускам языке и теперь я вам тоже предлагаю ознакомиться с историей.

  • Достаточно сложное задание для носителей другого языка, однако, вот здесь можно скачать легенды и предания на белорусском языке, а вот тут, насколько мне удалось понять, речь идт конкретно о легендах, распространнных на территории белорусского города под названием Лида и прилегающих областей.

  • У каждого города на этом свете есть своя история возникновения. Города Белоруссии не исключение. В интернете можно найти много легенд о городах, в том числе и на национальном языке - белорусском.

    Легенда о городе Могилев, расположенном на востоке страны:

  • Это очень большая редкость что бы найти в интернете не на русском языке легенду, но я нашла вот на этом сайте: http://megaresheba.ru/publ/diktanty/legenda_pra_svicjaz/9-1-0-178, легенда мне понравилась хоть не все из нее и поняла, а так вот еще сайты где есть легенды: http://pogovorim.by/forum/viewtopic.php?f=1486amp;t=76296, http://www.usebelarusy.by/ru/list/falklor/25336/mythes/@ignoredynamicfilter/0=1/shy;@equal/ru=1/@endleafs/5/@sort/publicationDate%7Cdesc вот на этом сайте тоже много интересного он Белорусский там не только легенды.

  • info-4all.ru

    Ученый-мифолог рассказал о самых интересных белорусских легендах

    Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

    По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой — своим телом, мыслями, страстями — и таким образом познавал его.

    — Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

    IMG_2203 copy

    — Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, — продолжает Г. Коршунов. — Фантасмагорические — с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей — посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской — маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

    Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

    Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы — хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

    Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

    — С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, — отмечает ученый. — Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, — с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

    IMG_2244 copy

    Наши сказочные существа — особенные

    О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

    — Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров — в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре — за конечности, еще один — за хвост.

    IMG_2212 copy

    — Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, — добавляет мифолог. — Он — душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. — Прим. авт.): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, — ее и замуровывали.

    — Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота — это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах — окна, двери — это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

    IMG_2565 copy

    Ленивые белорусские драконы

    Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы — «цмокi». В западной части Евразии дракон — воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

    — «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон — обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное — кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль — символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмокi» — существа из другого мира и таких вещей боятся.

    IMG_2335 copy

    Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

    О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

    — По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмокi удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

    — А нынешняя станция метро «Фрунзенская», — рассказывает ученый, — расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.

    IMG_2516 copy

    Беларусь мифологическая

    Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?

     — К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, — вздыхает мифолог. — Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?

    — Поэтому, — считает Г. Коршунов, — нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное — использовать огромный потенциал, который у нас есть.

    Подготовила Анастасия Данилович

    Фото Анны Кулакевич

    minsknews.by

    Белорусская легенда о петухе, разогнавшем нечистую силу

    Гюстав Климт

    Петух – это уникальная птица. Его почитают с давних времен, ведь он является вестником утра, света, Солнца и отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые и третьи петухи». В большинстве религиозных преданий – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу и возвещает о победе добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

    Петуха во многих религиях связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. В Китае часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Об этой птице разные народы складывали легенды, есть такая и в Беларуси.

    На правом холмистом берегу реки Припяти, там, где она поворачивает русло, устремляя свои воды к Днепру, расположен один из старейших городов Беларуси - Мозырь.

    На юго-востоке Беларуси Мозырская гряда смыкается с долиной реки Припяти. Эту гигантскую «складку» образовал 250 — 300 тысяч лет назад последний ледник, который остановился здесь. И получилось так, что правый берег Припяти у города Мозыря по сей день возвышается над левым, по которому словно прошлись утюгом. Здешние овраги, образовавшиеся в песчаной структуре гряды, даже видны из космоса.

    Так выглядела Замковая гора в Мозыре в прежние времена.

    В давние времена, когда белорусская земля была еще необжитым дремучим краем, Мозырская гряда казалась лесным жителям- славянам волшебной и таинственной землей, наделенной внутренней сверхъестественной силой. И все же люди поселились здесь, на семи холмах. Это были язычники, которые поклонялись древним богам. Самым святым местом у них считался холм, имевший необычайно правильную форму и напоминавший наполовину закопанное в землю гигантское яйцо. На его вершине возвышались на протяжении столетий деревянные идолы.

    Слуцкая набережная.

    Давно уже нет деревянных и каменных идолов, которым когда-то поклонялись язычники. Но возвышенность, где они стояли тысячу лет назад, сохранилась. Позже христиане назвали это место Шайтан, или Чертова гора.Она высилась, точно мрачный курган, насыпанный нечеловеческой силой.

    Вот о названии этой горы и ходит легенда: «Давным-давно черти и прочая нечисть решили навредить жителям города за то, что они были очень набожны. Решили они засыпать город землей, чтобы и следа никакого не осталось. Собрали черти землю и понесли, а тут запели петухи, и должна была нечистая сила прятаться. А на месте, где их застал рассвет, осталась большая земляная гора.»

    Мозырский собор святого Архангела Михаила недалеко от древнего языческого капища

    Вполне возможно, легенда содержит глубокую символику: чертями в сказках и преданиях часто выступают жрецы древних культов. Обида на город - попытка наложить проклятие или отомстить за отступничество в вере; вход в ад - ворота в мир, где по мнению монахов господствуют бесы-жрецы.

    Скорее всего, легенды о горе-призраке зародились во времена, когда в крае уже утвердилось христианство, но еще существовали общины язычников, и между представителями разных религий царили разногласия и непримиримость.

    galeneastro.livejournal.com