Специальное колесное шасси БАЗ-69092. Баз 69092 021


Специальное колесное шасси БАЗ-69092 » Военное обозрение

С целью упрощения эксплуатации многочисленной техники армия заказывает сборку требуемых образцов на базе унифицированных шасси. В настоящее время в войсках имеется парк разнообразных боевых и специальных машин, построенных с использованием нескольких основных специальных колесных шасси. Заметная часть такой техники, как уже давно переданной войскам, так и находящейся в серийном производстве, строится с использованием многоцелевого шасси БАЗ-69092.

История специального автомобиля БАЗ-69092 восходит к началу девяностых годов прошлого века. По результатам распада Советского Союза основные производители специальных шасси – Минский и Кременчугский автомобильные заводы – остались за пределами России, что могло ударить по поставкам необходимой техники. Для решения этой проблемы было предложено создать собственные специальные колесные шасси с требуемыми характеристиками. Соответствующий проект стартовал в 1992 году.

Опытный образец шасси БАЗ-69092. Фото Русская-сила.рф

Реализация опытно-конструкторской работы с шифром «Вощина-1» была поручена Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), уже имевшему определенный опыт в деле строительства специальной колесной техники. Конструкторы завода во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком решили поставленные задачи и создали целое семейство автомобилей, способных выполнять разные функции. Из-за известных проблем девяностых годов проектирование затянулось, но к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания.

Семейство «Вощина-1» включало в себя несколько образцов техники, имеющих определенные отличия и предназначенных для решения разных задач. Так, были созданы четырехосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе или буксировать его. Кроме того, ОКР привела к появлению шестиколесных шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092. В дальнейшем некоторые представители семейства были доработаны и выведены на гражданский рынок.

После проведения всех необходимых испытаний и доводки было принято решение о принятии новых шасси на снабжение, а также о запуске серийного производства. Соответствующие приказы появились в середине прошлого десятилетия. В дальнейшем Брянский автомобильный завод освоил полномасштабный выпуск всех новых шасси. Подобная продукция отгружается различным предприятиям оборонной промышленности, занимающимся строительством той или иной техники. В зависимости от сути имеющихся заказов, шасси, в том числе БАЗ-69092, получают то или иное специальное оснащение, превращающее его в специальную машину из состава заказанного комплекса.

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО. Фото Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

Техника семейства «Вощина-1» имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе одинаковых технических решений. Одновременно с этим специфические требования к отдельным его представителям привели к появлению заметных отличий. Рассматриваемое специальное шасси БАЗ-69092 представляет собой трехосную полноприводную машину с кабиной бескапотной компоновки. В зависимости от модификации, грузовая платформа может оснащаться тем или иным оборудованием.

Основой конструкции БАЗ-69092, равно как и других специальных машин, является сварная рама лестничного типа, имеющая в своем составе лонжероны Z-образного профиля. В передней части рамы устанавливается кабина экипажа, позади которой располагается объем для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иного целевого оборудования. Компоновка ходовой части определяется с учетом имеющихся нагрузок. Так, передняя ось располагается под моторным отсеком, а две задние находятся непосредственно под центром грузовой платформы.

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В исходной конфигурации она выполняется из металла и не имеет защиты. При строительстве определенных модификаций шасси возможна установка дополнительных бронепанелей, прикрывающих часть проекций. Кабина имеет развитое лобовое и боковое остекление. Доступ в кабину обеспечивается бортовыми дверями. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также машина может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и т.д.

Непосредственно за кабиной в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032 мощностью 450 л.с. Через коробку передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты механической трансмиссии мощность распределяется на все шесть колес. Используется двухступенчатая раздаточная коробка с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколесными дифференциалами.

Шасси БАЗ-69092-015. Фото Russianarms.ru

С определенное времени в испытаниях участвовало опытное шасси БАЗ-69092-011, предназначавшееся для отработки альтернативной силовой установки. Его оснастили 450-сильным двигателем ТМЗ-8424.10-032, построенным в г. Тутаев. После завершения испытаний единственный прототип машины «011» передали в Рязанское автомобильное училище. Проект был одобрен и в дальнейшем получил развитие. Часть машин на основе шасси БАЗ-69092 комплектуются именно двигателями марки «ТМЗ».

Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений из-за габаритов установленных корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

БАЗ-69092-015, вид на правый борт. Фото Russianarms.ru

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Первый опытный образец машины БАЗ-69092, предназначавшийся для испытаний, получил сравнительно простое целевое оборудование. Для перевозки балласта он получил бортовой кузов. В такой конфигурации шасси подтвердило расчетные характеристики, что позволило разработать и поставить в серию несколько специализированных модификаций разного назначения. Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013. Фото автора

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.

В модификации БАЗ-69092-021 шасси выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

По имеющимся данным, в определенный период шасси БАЗ-69092 рассматривались в качестве перспективных носителей специальной аппаратуры для инженерных войск. С использованием такой техники можно было строить инженерные и строительные машины разного назначения. Тем не менее, ни один из подобных проектов так и не смог дойти до полноценной реализации. Все новые инженерные машины на основе колесных автомобильных шасси в дальнейшем строились с использованием техники других заводов.

Коммерческим организациям предлагается специальное шасси БАЗ-69095, являющееся гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот образец предлагается для использования при строительстве автокранов, машин нефтегазового комплекса и т.д. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным двигателем, немного сниженной грузоподъемностью и упрощенной комплектацией кабины. По очевидным причинам, коммерческий образец не нуждается в средствах защиты от оружия массового поражения и т.д.

Специальные колесные шасси, созданные в рамках ОКР «Вощина-1», были приняты на снабжение в середине прошлого десятилетия. Вместе с другими образцами в серийное производство поступили машины БАЗ-69092 нескольких модификаций. Эта техника, в основном, предназначается для строительства широкой номенклатуры специальных машин и получает разнообразное дополнительное оборудование.

В соответствии с изначальным техническим заданием, шасси БАЗ-69092 должно было отличаться не только грузоподъемностью, но и высокой подвижностью на всех ландшафтах. За счет использования сравнительно мощного двигателя и удачной ходовой части все машины семейства способны перемещаться с полной нагрузкой по разным грунтам. Это в известной мере повышает мобильность как войск в целом, так и отдельных их комплексов различного назначения.

Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 не так давно была в очередной раз подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц к горе Эльбрус. Вместе с прочими автомобилями разных классов в этом мероприятии участвовала машина БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов такого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.

Специальное шасси на горной дороге. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Колонна армейской техники прошла вдоль волги, после чего пересекла пустынные районы Астраханской области и Калмыкии. Затем экипажи направились к подножью Эльбруса. Протяженность маршрута (в одну сторону) превысила 2200 км. Машины находились в пути более двух недель. Во время пробега было сделано несколько остановок для проведения различных испытаний в особых условиях. Кроме того, некоторые остановки были вынужденными.

Как и другие образцы современной отечественной техники, машина БАЗ-69092-021 успешно справилась с возложенными задачами. Тяжелое шасси добралось до конечной точки маршрута, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. За время пробега эта машина решила все поставленные задачи. Кроме того, ей пришлось участвовать в «спасательной операции». Во время одного из исследований в песке пустыни застрял броневик, и специальная машина, отличающаяся высокими характеристиками, взяла на себя роль буксира.

Целью опытно-конструкторской работы «Вощина-1» было создание семейства унифицированных специальных колесных шасси, способных заменить аналогичную технику зарубежного производства. С технической точки зрения такие задачи были успешно решены, и на вооружение поступило значительное число специальной техники на отечественных шасси. Следует отметить, что развертывание производства ряда машин марки «БАЗ» не привело к полному отказу от импортных образцов. Однако и в этом случае армия смогла получить достаточное количество необходимых машин с требуемыми характеристиками и возможностями.

По материалам сайтов:http://baz32.ru/http://русская-сила.рф/http://arms-expo.ru/http://russianarms.ru/http://redstar.ru/https://tvzvezda.ru/http://tass.ru/

topwar.ru

Специальное колесное шасси БАЗ-69092

С целью упрощения эксплуатации многочисленной техники армия заказывает сборку требуемых образцов на базе унифицированных шасси. В настоящее время в войсках имеется парк разнообразных боевых и специальных машин, построенных с использованием нескольких основных специальных колесных шасси. Заметная часть такой техники, как уже давно переданной войскам, так и находящейся в серийном производстве, строится с использованием многоцелевого шасси БАЗ-69092.

История специального автомобиля БАЗ-69092 восходит к началу девяностых годов прошлого века. По результатам распада Советского Союза основные производители специальных шасси – Минский и Кременчугский автомобильные заводы – остались за пределами России, что могло ударить по поставкам необходимой техники. Для решения этой проблемы было предложено создать собственные специальные колесные шасси с требуемыми характеристиками. Соответствующий проект стартовал в 1992 году.

Опытный образец шасси БАЗ-69092. Фото Русская-сила.рф

Реализация опытно-конструкторской работы с шифром «Вощина-1» была поручена Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), уже имевшему определенный опыт в деле строительства специальной колесной техники. Конструкторы завода во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком решили поставленные задачи и создали целое семейство автомобилей, способных выполнять разные функции. Из-за известных проблем девяностых годов проектирование затянулось, но к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания.

Семейство «Вощина-1» включало в себя несколько образцов техники, имеющих определенные отличия и предназначенных для решения разных задач. Так, были созданы четырехосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе или буксировать его. Кроме того, ОКР привела к появлению шестиколесных шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092. В дальнейшем некоторые представители семейства были доработаны и выведены на гражданский рынок.

После проведения всех необходимых испытаний и доводки было принято решение о принятии новых шасси на снабжение, а также о запуске серийного производства. Соответствующие приказы появились в середине прошлого десятилетия. В дальнейшем Брянский автомобильный завод освоил полномасштабный выпуск всех новых шасси. Подобная продукция отгружается различным предприятиям оборонной промышленности, занимающимся строительством той или иной техники. В зависимости от сути имеющихся заказов, шасси, в том числе БАЗ-69092, получают то или иное специальное оснащение, превращающее его в специальную машину из состава заказанного комплекса.

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО. Фото Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

Техника семейства «Вощина-1» имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе одинаковых технических решений. Одновременно с этим специфические требования к отдельным его представителям привели к появлению заметных отличий. Рассматриваемое специальное шасси БАЗ-69092 представляет собой трехосную полноприводную машину с кабиной бескапотной компоновки. В зависимости от модификации, грузовая платформа может оснащаться тем или иным оборудованием.

Основой конструкции БАЗ-69092, равно как и других специальных машин, является сварная рама лестничного типа, имеющая в своем составе лонжероны Z-образного профиля. В передней части рамы устанавливается кабина экипажа, позади которой располагается объем для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иного целевого оборудования. Компоновка ходовой части определяется с учетом имеющихся нагрузок. Так, передняя ось располагается под моторным отсеком, а две задние находятся непосредственно под центром грузовой платформы.

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В исходной конфигурации она выполняется из металла и не имеет защиты. При строительстве определенных модификаций шасси возможна установка дополнительных бронепанелей, прикрывающих часть проекций. Кабина имеет развитое лобовое и боковое остекление. Доступ в кабину обеспечивается бортовыми дверями. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также машина может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и т.д.

Непосредственно за кабиной в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032 мощностью 450 л.с. Через коробку передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты механической трансмиссии мощность распределяется на все шесть колес. Используется двухступенчатая раздаточная коробка с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколесными дифференциалами.

Шасси БАЗ-69092-015. Фото Russianarms.ru

С определенное времени в испытаниях участвовало опытное шасси БАЗ-69092-011, предназначавшееся для отработки альтернативной силовой установки. Его оснастили 450-сильным двигателем ТМЗ-8424.10-032, построенным в г. Тутаев. После завершения испытаний единственный прототип машины «011» передали в Рязанское автомобильное училище. Проект был одобрен и в дальнейшем получил развитие. Часть машин на основе шасси БАЗ-69092 комплектуются именно двигателями марки «ТМЗ».

Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений из-за габаритов установленных корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

БАЗ-69092-015, вид на правый борт. Фото Russianarms.ru

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас холла – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Первый опытный образец машины БАЗ-69092, предназначавшийся для испытаний, получил сравнительно простое целевое оборудование. Для перевозки балласта он получил бортовой кузов. В такой конфигурации шасси подтвердило расчетные характеристики, что позволило разработать и поставить в серию несколько специализированных модификаций разного назначения. Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013. Фото автора

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.

В модификации БАЗ-69092-021 шасси выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

По имеющимся данным, в определенный период шасси БАЗ-69092 рассматривались в качестве перспективных носителей специальной аппаратуры для инженерных войск. С использованием такой техники можно было строить инженерные и строительные машины разного назначения. Тем не менее, ни один из подобных проектов так и не смог дойти до полноценной реализации. Все новые инженерные машины на основе колесных автомобильных шасси в дальнейшем строились с использованием техники других заводов.

БАЗ-69092-021 во время недавнего пробега. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Коммерческим организациям предлагается специальное шасси БАЗ-69095, являющееся гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот образец предлагается для использования при строительстве автокранов, машин нефтегазового комплекса и т.д. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным двигателем, немного сниженной грузоподъемностью и упрощенной комплектацией кабины. По очевидным причинам, коммерческий образец не нуждается в средствах защиты от оружия массового поражения и т.д.

Специальные колесные шасси, созданные в рамках ОКР «Вощина-1», были приняты на снабжение в середине прошлого десятилетия. Вместе с другими образцами в серийное производство поступили машины БАЗ-69092 нескольких модификаций. Эта техника, в основном, предназначается для строительства широкой номенклатуры специальных машин и получает разнообразное дополнительное оборудование.

В соответствии с изначальным техническим заданием, шасси БАЗ-69092 должно было отличаться не только грузоподъемностью, но и высокой подвижностью на всех ландшафтах. За счет использования сравнительно мощного двигателя и удачной ходовой части все машины семейства способны перемещаться с полной нагрузкой по разным грунтам. Это в известной мере повышает мобильность как войск в целом, так и отдельных их комплексов различного назначения.

Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 не так давно была в очередной раз подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц к горе Эльбрус. Вместе с прочими автомобилями разных классов в этом мероприятии участвовала машина БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов такого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.

Специальное шасси на горной дороге. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Колонна армейской техники прошла вдоль волги, после чего пересекла пустынные районы Астраханской области и Калмыкии. Затем экипажи направились к подножью Эльбруса. Протяженность маршрута (в одну сторону) превысила 2200 км. Машины находились в пути более двух недель. Во время пробега было сделано несколько остановок для проведения различных испытаний в особых условиях. Кроме того, некоторые остановки были вынужденными.

Как и другие образцы современной отечественной техники, машина БАЗ-69092-021 успешно справилась с возложенными задачами. Тяжелое шасси добралось до конечной точки маршрута, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. За время пробега эта машина решила все поставленные задачи. Кроме того, ей пришлось участвовать в «спасательной операции». Во время одного из исследований в песке пустыни застрял броневик, и специальная машина, отличающаяся высокими характеристиками, взяла на себя роль буксира.

Целью опытно-конструкторской работы «Вощина-1» было создание семейства унифицированных специальных колесных шасси, способных заменить аналогичную технику зарубежного производства. С технической точки зрения такие задачи были успешно решены, и на вооружение поступило значительное число специальной техники на отечественных шасси. Следует отметить, что развертывание производства ряда машин марки «БАЗ» не привело к полному отказу от импортных образцов. Однако и в этом случае армия смогла получить достаточное количество необходимых машин с требуемыми характеристиками и возможностями.

По материалам сайтов:http://baz32.ru/http://русская-сила.рф/http://arms-expo.ru/http://russianarms.ru/http://redstar.ru/https://tvzvezda.ru/http://tass.ru/

www.globalwarnews.ru

Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1)

5:49 / 11.11.17Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1)

7 октября 2017 года вышла в свет редакционная статья в издании Военного обозрение, в которой сообщалось, что 11 сентября 2017 года стартовала уникальная экспедиция из Бронницкого научно-исследовательского автомобильного центра (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ). В экстремальную экспедицию по штурму вершины Эльбруса отправились военнослужащие на новой модификации знаменитых «Тайфунов», новый броневик «Патруль» и автомобиль «Торнадо», перспективные грузовики «Урал Next» (один из которых претендует на титул самого экологически чистого военного автомобиля), а также огромный тягач, предназначенный для переброски комплексов С-400, абсолютно новая модификация знаменитого УАЗа и колёсная дорожная машина бронированная (КДМБ).

О успешном завершении экспедиции 6 октября журналистам сообщил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.[1]

Все эти машины по дороге на Эльбрус должны были пересечь самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках. Только прошедшие этот этап автомобили попали в горы.

Все эти машины по дороге на Эльбрус пересекли самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Дмитрий Булгаков сообщил, что специалисты Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ провели определительные испытания в условиях повышенной запыленности в глухой российской пустыне и в горной местности.

Заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков / Фото: Politikus.ru

После возвращения все результаты экспедиции будут обобщены, проанализированы для принятия дальнейших решений по тем или иным образцам. Он рассказал, что испытания прошли успешно.

Так проходила экстремальная экспедиция по штурму вершины Эльбруса / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Хорошие результаты, по словам замминистра, показал автомобиль «Торнадо-У». Генерал армии Булгаков отметил, что «Торнадо» — это семейство автомобилей многоцелевого назначения будущего, это шаг вперед и шаг в развитии военного автомобилестроения. Это будут не только грузовые автомобили, но и для монтажа вооружения, специальной техники, то есть займут полную нишу автомобилей многоцелевого назначения, грузоподъемностью от 6 до 30 тонн. По словам замминистра, они могут производиться в модульном исполнении, иметь колесную формулу 4×4, 6×6, 8×8, есть даже предложения проработать колесную формулу 10 х10.

Надо отметить, что все машины, назначенные для прохождения испытаний, были загружены балластом до нормативных (по ТТХ) значений.

Примечательно, что весь ход экспедиции документировался в форме видеорепортажа Военной приёмки: части 1, 2 и 3. [2]

Ниже предлагается читателям рассмотреть: какие образцы и какими предприятиями отправлены в экспедицию в надежде, что после успешного прохождения испытаний эти машины будут приняты на снабжение ВС РФ.

Предлагается обзор начать с самой большой машины БАЗ 69092 – продукция Брянского автомобильного завода (БАЗ), а с июня 1998 г. Брянский завод колёсных тягачей (БЗКТ). 02.12.15 г. в издании информационного агентства Оружие России появилась статья «Алмаз-Антей» выкупил крупного производителя шасси».[3]

Шасси БАЗ-69092-015 /. Фото Russianarms.ru

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО / Изображение: Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

В статье сообщалось, что Брянский автомобильный завод, выпускающий специальные колесные шасси и тягачи высокой проходимости для военно-промышленного комплекса, приобретен концерном "Алмаз-Антей", чтобы не допустить срыва гособоронзаказа (сообщает пресс-служба концерна): "В ноябре 2015 года Научно-образовательный центр ВКО "Алмаз-Антей" (входит в состав концерна) осуществил сделку по приобретению 100% уставного капитала ООО "НАМС-Спецмашкомплект", которому принадлежат акции АО "Брянский автомобильный завод" (БАЗ)".

В сообщении пресс-службы также отмечается, что решение о приобретении акций БАЗ было принято в связи со сложным финансовым положением этого предприятия.

Краткое, но ёмкое описание конструкции, представленной для испытаний во время экспедиции на Эльбрус, приводится в статье Кирилла Рябова, опубликованной издательством Военное обозрение, [4] в которой повествуется:

«Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. Исполнение кабины предусмотрено каркасно-панельное, что позволяет применять бронеплиты для противопульной защиты водителя и пассажиров. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений запасного колеса из-за габаритов установленных на шасси корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

БАЗ-69092 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013 / Фото: topwar.ru, Кирилл Рябов

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.»

В модификации БАЗ-69092-021, которая была представлена заводом для определительных испытаний, машина выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

Представленный для испытаний БАЗ-69092-021 уверенно преодолел пески, барханы и достойно показал себя в горах.

Грузовой полноприводный автомобиль УАЗ-236021 «УАЗ Профи» / Фото: Avtoaziya.ru

Следующей машиной, предоставленной заводом для определительных испытаний, можно рассмотреть УАЗ Профи – продукцию ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ, UAZ), публичного акционерного общества ПАО «Соллерс» (бывшего «Северсталь-авто», основанного в 2002 году. В начале 2007 года глава металлургического концерна «Северсталь» Алексей Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 % акций ОАО «Северсталь-авто» генеральному директору компании Вадиму Швецову. До этого у Швецова уже было 8,7 % акций компании.

В апреле 2014 года во время кампании по деофшоризации российского бизнеса контрольный пакет акций «Соллерса» был переведён с кипрской фирмы на специально созданную московскую компанию ООО «Эрфикс».

На январь 2008 года около 58 % акций компании принадлежало генеральному директору компании Вадиму Швецову, остальные находились в свободном обращении. По состоянию на конец 2014 года Швецову принадлежит 100 % акций компании ООО «Эрфикс», которая контролирует 53,79 % акций ПАО «Соллерс». 6,027 % акций принадлежат компании «Ист Кэпитал (Люкс) от имени Российского Фонда» (East Capital (Lux) for and behalf of Russian Fund), находящейся в Люксембурге.[5]

В своё время компания с прохладой отнеслась к сотрудничеству с силовыми ведомствами РФ. Но, осознав, что только за счёт реализации нархозовских машин и «джихад-мобилей» «УАЗ ПАТРИОТ» – пикап в Армению, во времена санкций не выжить, создала малотоннажный полноприводный автомобиль многоцелевого назначения «УАЗ Профи» и решила представить машину на определительные испытания МО РФ. (История создания машины – версия автора статьи). На испытания представили машину с одним рядом сидений – УАЗ-236021. Некоторые сведения о конструкции и ТТХ этой машины можно почерпнуть из статьи «Полуторки «УАЗ Профи» покажут на выставке «Армия-2017» в нескольких вариантах».[6]

При ограничении полной массы в 3,5 т распределение масс по осям для обеих моделей «УАЗ Профи» одинаково: 1230 кг на переднюю и 2270 кг на заднюю оси. Буксировка прицепа конструкцией для моделей 2017 года не предусмотрена, поскольку тогда по регламенту пришлось бы менять тормозную систему, вплоть до применения пневматических тормозов, вместо гидравлических.

Согласно полученному 1 августа временному ОТТС (срок заканчивается 31 декабря 2017 г.) на машине применён рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-40906, рабочим объёмом 2693 куб.см. Он развивает мощность 99 кВт или 134,6 л.с. (при 3500 об/мин) и крутящий момент 270 Н•м в диапазоне 1300-2800 об/мин.

Механическая 5-ступенчатая КП Hyundai Dymos TO32S5 со сцеплением ЗМЗ или LUK передаёт крутящий момент на главную передачу ГАЗ с числом 4,625. Для полноприводных модификаций применены раздаточные коробки УАЗ-31631-1800020 или Hyundai Dymos 31638-1800020.

Модели снабжены шинами размерностью 225/75 R16C категории скорости N, с несущей способностью 117.

Тормозная система – гидравлический двухконтурный привод с диагональным разделением на контуры, как с АБС, так и без них. Всё зависит от исполнения и конкретного заказа. Подвеска: спереди зависимая, пружинная, рычажная, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических малолистовых рессорах, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости.

Новая полуторка УАЗ-Профи для армии / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Оборудование для модели 236021 включает в себя кондиционер, предпусковой подогреватель, штыревую антенну, подушку безопасности водителя, противотуманные фары, контурные огни, а также другое оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика. Для автомобиля на выбор будут предложены блокировка заднего дифференциала, зимний пакет (для комплектации «Стандарт»), система помощи при парковке, современная мультимедийная система с 7-дюймовым интерактивным экраном и возможностью интеграции навигационной системы.

По результатам испытаний УАЗ Профи неплохо себя зарекомендовал в песках (бодро побежал, но на гребне бархана застрял из-за недостаточного клиренса и узких шин) и в горной местности. Машина поднялась до станции Мир на Терсколе (3000 м., как и указано в паспортных данных). Выше руководитель экспедиции поднимать машину не решился, т.к. дорожный грунт – природная галька, а колёса машины не оснащены системой регулирования воздуха в шинах.

Кроме уже рассмотренных машин на испытания были представлены три автомобиля Урал многоцелевого назначения: две машины Урал Next и одна машина Торрнадо-У. При этом Урал Next (бортовой) и Торнадо-У это – машины собственно ОАО «АЗ «УРАЛ».

Автомобиль Урал NEXT 4320-6951-70 c двигателем «ЕВРО-5» / Фото: nasimke.ru

Автомобиль Урал-63704-0010 «Торнадо-У» / Фото: avtomobili-rnd.ru

История предприятия началась 30 ноября 1941 года – в этот день Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В 1998 году УралАЗ решением арбитражного суда был признан банкротом, на период 1998-2001 годы было введено внешнее управление и с момента его реновации получил наименование – ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». С 2005 года автозавод «Урал» входит в крупнейший российский автомобилестроительный холдинг - Публичное акционерное общество (ПАО) «Группа ГАЗ». Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф, единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».[7]

Акционерами ПАО «ГАЗ», по состоянию на 09.05.2016, являются:

  • ООО «Русские машины» 65,56 % обыкновенных акций
  • АО УК "Ингосстрах-Инвестиции" 17,52 % обыкновенных акций
  • Государство 0,16 %.
  • Прочие 16,76 %
Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла 3,3 млрд долларов.

Собственно ОАО «АЗ «УРАЛ» представляет собой дивизион «Грузовые автомобили» - один из дивизионов ПАО «ГАЗ».

Торнадо-У" испытания пустыней и горами выдержал / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Диапазон применения автомобилей «Урал» очень широк. Техника уральского автозавода способна работать на высоте до 4500 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха от –50 до +50°С, способна преодолевать снежную целину до 1 м, ров шириной от 0,6 до 1,2 м, вертикальную стену высотой до 0,55 м, высоту до 31°, косогор до 20°, водные препятствия глубиной до 1,75 м.

В 2015 году автозавод начал производство нового семейства грузовиков «Урал NEXT». В конструкцию автомобилей внедрено около 50 изменений и технологических улучшений. Кабина для нового поколения уральских вездеходов разработана в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» на основе кабин автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», серийное производство кабинного модуля «Урала» ведется на мощностях Горьковского автозавода, современный двигатель ЯМЗ-536 производится на Ярославском моторном заводе, также входящем в «Группу ГАЗ». Чем примечательны эти кабины? В отличии от ГАЗелевских и ГАЗовских кабин, они – трёхместные. Оперение выполнено пластиковым, а сами кабины – каркасно-панельные, металлические и имеют возможность навешивания бронелистов, для защиты водителя и пассажиров от пуль стрелкового оружия. Сидение водителя имеет пневмоподвеску, крепление кабины – на резино-металлических опорах. Внутри кабина имеет кондиционер, магнитолу с USB разъёмом.

Как явствует из видеорепортажа Военной приёмки, одна из машин Урал Next оборудована краном-манипулятором автомобильным (бортовым) (КМУ). Известно, что из ОАО «АЗ «УРАЛ» часть машин передаётся в ООО «Уральский Завод Спецтехники» (УЗСТ) также расположенном в г. Миассе. Завод основан в 2006 году, ему предоставлен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства WMI (World Manufacturer Identifier) – X89. Таким образом завод имеет право выпускать свои автомобили и выдавать на них ПТС (паспорт транспортного средства).

Завод имеет одобрение транспортного средства (ОТТС) № TC RU E-RU MT39.00067.P2.

Автомобиль с КМУ за кабиной обозначается типом, модификацией ТС: УЗСТ 483В-20. Шасси, поставляемое для данного ТС – Урал NEXT 4320-6951-70. Вот такую машину и приняли для проводимых испытаний.

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) Урал NEXT 4320-6951-70 

                                                                                              

Базовое шасси

Урал NEXT 4320-6951-74

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                        12500

Двигатель

ЯМЗ-53602-10 (ЕВРО-4), рядный, 6-цилиндровый, объёмом 6,7 л.

Тип двигателя

дизельный

Мощность, л.с. (кВт)

312 (228)

Ёмкость топливного бака, л

300

Коробка передач (модель)

ZF-9S1310T0

Тип КПП

Механическая, 9-ступенчатая

Раздаточная коробка

Механическая, 2-ступенчатая, с понижающей передачей, с блокируемым межосевым дифференциалом (I высш.пер.- 1,04; низш. Пер – 2,15)

Привод тормозной системы

Пневматический

Рабочая тормозная система

Пневматический 2-х контурный привод с АБС, тормозные механизмы колёс - барабанные

Шины

425/85 R21

Габариты (дл/шир/высота), мм

9000/2500/2952

Клиренс, мм

400

Колея (задняя, передняя), мм

(2000/2000)

Второй бортовой машиной являлся Урал NEXT, оснащённый двигателем, отвечающим нормам класса ЕВРО-5. Этот образец – детище собственно самого ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». Данный автомобиль многоцелевого назначения претендует на звание самого экологически чистого автомобиля ВС РФ. Задачей испытания данного автомобиля было посмотреть, как этот двигатель будет работать на высотах порядка 4000 метров над уровнем моря.

Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ.[8]

Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80 %.

ТТХ машины аналогичны рассмотренным выше.

И, на конец, третьей полноприводной бортовой многоцелевого назначения машиной для испытаний был представлен «Торнадо-У» с колёсной формулой 6 Х 6. Впервые эту машину представили на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Автомобиль получил индекс УРАЛ-63704-0010 «Торнадо-У» и имеет колёсную формулу 6 х 6.() У читателей может возникнуть вопрос: «А почему автомобили «УРАЛ NEXT» и «Торнадо-У» отправленные в экспедицию по своему внешнему виду отличаются от машин, представляемых на выставках?» Ответ на этот вопрос кроется в уже третий раз повторяющемся утверждении, что кабины, капоты машин выполнены по каркасно-панельной схеме.

В приведённом ниже изображении даётся объяснение каким образом при данном типе кабин осуществляется дополнительное бронирование.

Принцип бронирования каркасно-панельной кабины Урал NEXT / Изображение: Autolux.pp.ua

Таким образом обычные гражданские кабины и капоты становятся способными защищать силовую установку, водителя и пассажиров от бронебойных пуль калибром 7,62 мм и мелких осколков.

Вся трудность в создании большегрузных машин заключалась в неспособности отечественной автомобильной промышленности производить мосты (их главные передачи), выдерживающие огромнейшие нагрузки от общей массы машины, приходящейся на одну ось более 6 тонн. Первоначально для производства большегрузных машин предполагалось применять ведущие мосты иностранного производства. Но в 2014 году Европа и США фактически объявили России санкционную экономическую войну. В статье Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от компании «Русак» [9] говорилось, что фирма «Русак» - автомобильное подразделение компании «КОМ» - дочки «КАМАЗ» создано опытное изделие – многоосное транспортное средство на модульных мостах с колёсной формулой 8 х 8. Мосты для этого изделия были созданы сотрудниками Научно-образовательного центра Транспорт – детища Нижегородского технического университета, активно взаимодействующего с ПАО «ГАЗ».() Таким образом на рубеже 2015-16 годов появилась возможность создавать машины с нагрузками на ось в 10 и более тонн с использованием отечественных агрегатов конструкции трансмиссии.() По своей конструкции: общая схема конструкции, кинематическая схема трансмиссии, схемы систем управления, по кабине и её оборудованию машины УРАЛ NEXT и УРАЛ ТОРНАДО похожи, различия их конструкции можно проследить, сравнивая ТТХ.

ТТХ автомобиля ногоцелевого назначения УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У»[1]

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                       16000

Полная масса, кг

                       30000

Распределение полной массы, кг

            - на передний мост

            - на тележку ср. и задн. мостов

                        12000

                        22500

Масса буксируемого прицепа, кг

                        12000

Макс. Скорость, не менее, км/ч

                           100

Двигатель: ЯМЗ-652 (вероятно форсирован), тип:

Мощность, не менее, кВт (Л.С.)

Дизельный, рядный, 6-ти цилиндровый, многотопливный

                     323(440)

Трансмиссия

Механическая КПП, 2-х ступенчатая РК с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колёсными редукторами, с блокировкой межколёсных дифференциалов с межосевой блокировкой на среднем мосту

Подвеска

Зависимая, рессорная

Рабочая тормозная система

2-ух контурная, с пневмоприводом и АБС

Кабина

Капотная, каркасно-панельная, 3-х местная, с возможностью установки КДЗ, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования

Шины

16.00 R 20 с рисунком повышенной проходимости

Ёмкость топливных баков, л (не менее)

                             400

Запас хода по контрольному расходу топлива, км

                           1000

Клиренс, мм

                             400

Преодолеваемые препятствия:

                    - подъём, %

                    - брод, м

            Не менее 60

                               1,8

Начало выпуска машин планируется в 2018 году. Все грузовые автомобили (автомобили многоцелевого назначения), представленные ОАО «АЗ «УРАЛ», успешно прошли все этапы определительных испытаний и, на взгляд автора статьи, достойны быть принятыми на снабжение ВС РФ.

Автор полковник в отставке Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

Окончание следует

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта издания «Военное обозрение» редакционная статья «Минобороны: испытания военной автотехники на Эльбрусе завершились успешно». 

2. Материалы Военная приемка. Экстремальная экспедиция на Эльбрус

3. Статья Юрия Иванова «Алмаз-Антей выкупил крупного производителя шасси» в издании информационного агентства Оружие России от 02.12.15 г. 

4. Материалы сайта издания «Военное обозрение». Статья Кирилла Рябова «Специальное колёсное шасси БАЗ-69092». 

5. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Соллерс (компания)». 

6.Материалы сайта издания Грузовик Пресс.RU. от 5 ноября 2017 года , публикация «УАЗ-236021 и УАЗ-236022 – конкуренты ГАЗели». 

7. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Группа ГАЗ».

8. Статья «Группа ГАЗ» впервые представила рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770» в издании информационного агентства Оружие России от 06.09.17 г.

9. Статья Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от компании «Русак» в издании информационного агентства Оружие России от 02.02.17 г.

Теги: экспедиция, пустыня, гора, специальное колёсное шасси, автомобиль многоцелевого назначения, бронеавтомобиль, снегоход, инженерная КДМБ, каркасно-панельная кабина, автозавод, санкции, иностранные соучредители, суд, банкротство

www.arms-expo.ru

БЗКТ БАЗ-69092 (6х6) - Тягачи (BAZ БАЗ-69092 (6х6) - BAZ-69092 (6kh6) - BZKT BAZ-69092 (6kh6) - BZKT БАЗ-69092 (6х6) - БАЗ БАЗ-69092 (6х6) - БАЗ-69092 (6х6) - БЗКТ БАЗ-69092 (6х6) - БРЯНСКИЙ АВТОЗАВОД БАЗ-69092 (6х6) - БРЯНСКИЙ АЗ БАЗ-69092 (6х6) - Тягач БАЗ-69092 (6х6) - Тягач БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)) - Технические характеристики БЗКТ БАЗ-69092 (6х6) - Габаритные размеры БЗКТ БАЗ-69092 (6х6) - Двигатель БЗКТ БАЗ-69092 (6х6) - Ходовая часть БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Тягачи

Технические характеристики БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  • Эксплуатационная масса:29 000,00 кг
  • Эксплуатационная мощность:316,92 кВт
  • Грузоподъемность:13 500,00 кг
  • Скорость:80,00 км/ч

Габаритные размеры БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  • Длина:10 778,00 мм
  • Ширина:2 750,00 мм
  • Высота:2 850,00 мм

Двигатель БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  • Модель двигателя:ТМЗ-8424.10
  • Объем двигателя:17 240,00 см³
  • Частота оборотов двигателя:-
  • Ход поршня двигателя:-

Ходовая часть БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  • Дорожный просвет:500,00 мм
  • Колеса:1350x550-533P
  • Колесная база:5 070,00/1 450,00 мм
  • Колесная формула:-
  • Нагрузка на переднюю ось:-
  • Нагрузка на заднюю ось:-

Эксплуатационные характеристики БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство:-
  • Радиус поворота:14 500,00 мм
  • Объем топливного бака:175,00+330,00 л

 

BAZ БАЗ-69092 (6х6)
|
BAZ-69092 (6kh6)
|
BZKT BAZ-69092 (6kh6)
|
BZKT БАЗ-69092 (6х6)
|
БАЗ БАЗ-69092 (6х6)
|
БАЗ-69092 (6х6)
|
БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)
|
БРЯНСКИЙ АВТОЗАВОД БАЗ-69092 (6х6)
|
БРЯНСКИЙ АЗ БАЗ-69092 (6х6)
|
Тягач БАЗ-69092 (6х6)
|
Тягач БЗКТ БАЗ-69092 (6х6)

  

Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. Любой посетитель может свободно просматривать, копировать и изменять документы. Информация предоставляется «как есть» и не может гарантировать правильность приведённых в ней данных.

• Увидели неточность - смело вносите свои правки. • Не нашли нужного документа - добавление займет пару минут.

Команда Стройтех открыта для всего нового и улучшения старого - форма отправки предложений.

На правах рекламы:

www.stroyteh.ru

БАЗ-69092

На шасси проходившем государственные испытания была установлена кабина из стеклопластика

Специальное колёсное шасси БАЗ-69092 разработано в НТЦ ЗАО "БАЗ" в рамках ОКР "Вощина-1" как базовое шасси семейства, главный конструктор Ю.А. Шпак. В апреле 1996 года был изготовлен один опытный образец.

Шасси предназначено для монтажа объектов вооружения и военной техники полной массой до 13-14 тонн, их транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения.

   Особенности конструкции:

Двигатель Ярославского моторного завода, многотопливный. Трансмиссия механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам, с КПП типа ЯМЗ-2393-10. Рама лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Подвеска всех колес независимая, торсионная. Кабина металлическая, каркасно-панельная, закрытого типа с двумя дверями для посадки экипажа. Дополнительное оборудование включает установку ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО, светозащитные шторы кабины. По требованию заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины изготовленного из стали 44 или 96.

   Технические характеристики:

Колёсная формула 6х6

Формула рулевого управления 1-00

Осевая формула 1-2

Тип шасси рамное

Ширина преодолеваемого рва 0,9 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 40º

Глубина брода 1,4 м.

Количество мест в кабине 3

Грузоподъёмность 13000 кг.

Снаряженная масса 15390 кг.

Полная масса 28690 кг.

Длина 10923 мм.

Ширина 2750 мм.

Высота по кабине 2845 мм.

Дорожный просвет 485 мм.

Максимальная скорость по шоссе 80 км/час

Запас хода по контрольному расходу топлива 1000 км.

   Двигатель ЯМЗ-8491.10-032: дизельный, с турбонаддувом

Максимальная мощность 450 л.с.

Шины 1350х550-533Р (21,5/75R21) модель ИД-370

nashi-avto.ru

МИР АВТОМОБИЛЕЙ - БРЯНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

  

Т-140                               Д-804

Т-180                              Т-180Г                          Д-804М

    

             Д-804ПГ        шасси экскаватора ЭТР-122   шасси крана ДГК-50.1

БТР-152В1                       БТР-152К1

БТР-152И                       БТР-152С1

        ЗИЛ-485А БАВ            БМП объект 1200

         ЗИЛ-137-137Б        БАЗ-3405-9366 (137-137М)

БАЗ-930                           БАЗ-931

                    ЗИЛ-135К                     БАЗ-135ЛМ                   БАЗ-135ЛМТ                

                 БАЗ-135ЛТМ                    БАЗ-135Л4                   БАЗ-135ЛМП                

БАЗ-Э135Г                    БАЗ-135МБ                   БАЗ-135МБП

БАЗ-135МБК                  БАЗ-135МБЛ

            БАЗ-937            

БАЗ-5937                        БАЗ-5938                       БАЗ-5939

БЗКТ-5921                      БЗКТ-5922                     БЗКТ-59222

ОСНОВА-1

            БАЗ-6944                        БАЗ-5947                

опытный БАЗ-6952                БАЗ-6950

ВОЩИНА

           БАЗ-69441        БАЗ-69481 (БАЗ-6944М) БАЗ-6948 (БАЗ-6944М20)

БАЗ-69481М         БАЗ-69501 (БАЗ-6950М)          БАЗ-69502

                БАЗ-6953                      БАЗ-69531      БЗКТ-69531 АВС-40 ЛАВИНА

           БАЗ-6954                       БАЗ-6951П        БАЗ-69504 (БЗКТ-69501П)

БАЗ-69505                      БАЗ-69506                      БАЗ-69507

ВОЩИНА-1

БАЗ-69092                   БАЗ-69092-011              БАЗ-69092-013

БАЗ-69092-015               БАЗ-69092-021

БАЗ-6909                    БАЗ-6909-015                 БАЗ-6909-019

БАЗ-6909-022                  БАЗ-6909-023

БАЗ-6910                     БАЗ-М6910Э

  БАЗ-6306                    БАЗ-6306-013                 БАЗ-6306-014

БАЗ-6402                    БАЗ-6402-013                БАЗ-6402-015

БАЗ-64022

          БЗКТ-6403                   БЗКТ-6403.01                БЗКТ-6403-012          

БЗКТ-64031

БЗКТ-695071                   БАЗ-69096                      БЗКТ-69095

БЗКТ-69098                    БЗКТ-69099

БЗКТ-690951                  БЗКТ-690902                   БЗКТ-6909.8

БЗКТ-8026                      БЗКТ-8027                     БЗКТ-8973

КШ-59713

БЗКТ-8029                  БЗКТ-8029-012                  БЗКТ-80291

БАЗ-8031

БАЗ-8031-012                    БАЗ-80311                       БАЗ-8033

шасси БАЗ-3979

ВОЩИНА-2

БАЗ-7942                       БАЗ-79421                     БАЗ-79422

БАЗ-7419                        БАЗ-74191 

  

           ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

miravtomobiley.ucoz.ru

С-500: некоторые подробности - Военно-политический дневник Игоря Коротченко

По вполне понятным причинам данных о разрабатываемом зенитном ракетном комплексе С-500 пока крайне мало. Это вполне понятно, ведь еще идет разработка и основная масса подробностей секретна, да и часть конструкторских работ еще не завершена. Тем не менее, некоторые моменты проекта уже известны, что позволяет делать свои предположения и выводы. Попробуем собрать всю появлявшуюся в открытых источниках информацию о С-500.

Первые упоминания о создании зенитного ракетного комплекса нового 5-го поколения относятся к 2002 и 2003 годам. Тогда стало известно, что НПО «Алмаз» провело предварительную оценку необходимых параметров перспективного ЗРК. Естественно, в то время подробностей в общий доступ не попало, что, однако, не помешало экспертам начать построения своих предположений на тему. Активные работы по проекту будущего комплекса С-500 начались в 2003-м. Тогда на «Алмазе» начали прорабатывать облик перспективного ЗРК «набело». Примерно через год инженеры того же научно-производственного объединения приступили к эскизному проектированию нового комплекса.

Где-то в то же время были начаты два комплекса научно-исследовательских работ с шифрами «Властелин» и «Самодержец». Первый этап этих работ был завершен в 2005-м году. Следующий 2006 год ушел на другие проработки, испытания и т.д., подробности которых по понятным причинам до сих пор секретны. Зато некоторые административные решения этого года стали достоянием общественности. Так, именно в 2006-м появилось предложение Военно-промышленной комиссии при Правительстве России о придании НПО «Алмаз» статуса головного разработчика перспективного ЗРК. В конце февраля 2007 года это предложение было закреплено соответствующим постановлением ВПК.

Уже в новом статусе оба последующих года НПО «Алмаз», переименованное в 2008 году в ГСКБ концерна «Алмаз-Антей», продолжило все необходимые изыскания по теме «Властелин-ТП». К концу 2008-го в прессе стали появляться первые сообщения теперь уже о разработке комплекса С-500, а в начале 2009-го об этом было объявлено официально. Тогда же официальное подтверждение получил и индекс С-500. Примечательно, что 2009 год стал очень богатым на новости о перспективном зенитном ракетном комплексе. Так, в середине этого года появилась информация о том, что зенитная ракета 40Н6, созданная для С-500, уже готова к испытаниям. Кроме того, по непроверенной информации, в том же году начались и испытания, однако официального подтверждения или опровержения этому не последовало.

Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

С тех пор до настоящего времени большинство новостей касалось не технических подробностей комплекса С-500, но планов на производство и тому подобных вещей. В частности, в 2011 году неоднократно говорилось о том, что в самое ближайшее время начнется строительство сразу двух заводов, на которых концерн «Алмаз-Антей» будет строить новые ЗРК. Окончание строительства заводов запланировано на 2015 год, из чего можно сделать соответствующие выводы о сроках разворачивания крупномасштабного производства комплексов С-500. Тем не менее, производственные мощности концерна «Алмаз-Антей» позволяют начать изготовление новых ЗРК и раньше. В то же время, на данный момент имеющиеся предприятия настолько загружены изготовлением комплексов С-400, что до запуска новых заводов они вряд ли успеют произвести что-то помимо опытных образцов С-500. Поэтому наиболее вероятным выглядит следующее развитие событий: до окончания строительства новых заводов «Алмаз-Антей» производит опытную партию зенитных ракетных комплексов С-500 и проводит их испытания. Испытания и доводка продолжаются до 2015 года, когда заводы будут сданы в эксплуатацию, после чего на них будет налажено производство новых комплексов.

В свете строительства новых заводов и сегодняшних планов по началу серийного производства довольно интересными выглядят планы, выдвигавшиеся ранее. Так, в самом начале работ по С-500 начало испытаний часто относили к 2010 году. Как показала практика, эти оценки были немного неправильными. В реальности в 2010 году были подготовлены макеты всех систем и закончена основная масса проектных работ. Тем не менее, уже в январе 2011-го главком Космических войск генерал О. Остапенко заявил о начале испытаний некоторых элементов перспективной системы и старте производства опытных образцов. Таким образом, если все испытательные работы пройдут без особых проблем, то комплекс С-500 будет готов примерно к 2014-15 годам. По готовности его примут на вооружение.

Что касается планов на серийное производство, то из открытых источников известно о плане на 10 дивизионов, которые будут произведены до 2020 года. Вероятно, после указанного срока производство продолжится и новые С-500 некоторое время будут служить бок о бок с С-400. Небольшое замечание на тему С-400: в ряде источников упоминается, что первые партии комплексов С-500 могут изготовляться с широким применением материальной части и наработок комплекса С-400. Насколько это правда – неизвестно, но есть определенные основания полагать, что при текущих производственных возможностях концерн «Алмаз-Антей» вряд ли сможет делать полноценные С-500 одновременно с уже заказанными С-400. Тем не менее, поживем – увидим.

Некоторые средства Зенитной Ракетной Системы С-500 - сверху-вниз: пусковая установка 77П6, РЛС 96Л6-1, РЛС 77Т6, РЛС 76Т6, пункт боевого управления 55К6МА или 85Ж6-2 (обработанный MilitaryRussia.Ru рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

Осталось рассказать о имеющейся информации по составу и возможностям перспективного комплекса. Из заявлений военного руководства страны следует, что С-500, продолжая начатую комплексом С-400 тенденцию, будет призван бороться и с аэродинамическими, и с баллистическими целями. Для этого комплексу, среди прочего, нужно будет иметь достойную радиолокационную станцию обнаружения и сопровождения целей. Так, аналитики портала Military Russia прочат на этот «пост» РЛС «МАРС» (Многофункциональная Адаптивная Радиолокационная Станция). Эта станция способна обнаружить как аэродинамические, так и баллистические цели и пригодна для использования в составе зенитных ракетных комплексов. При максимально возможной дальности действия в 3000 км РЛС «МАРС» с вероятностью порядка 0.9-0.95 способна обнаружить баллистическую ракету на дальностях не менее 2000 километров, а ее боевой блок (эффективная поверхность рассеяния около 0,1 кв.м.) – на дистанции в 1300-1400 км. Для аэродинамических целей, в зависимости от их ЭПР, дальности обнаружения примерно такие же, хотя в ряде случаев они могут быть значительно больше, вплоть до указанных выше трех тысяч километров.

Ожидается, что состав комплекса С-500 будет примерно соответствовать составу его предшественников: машины с пусковыми установками, три или четыре машины с РЛС различных типов и различного назначения, машина управления, транспортно-заряжающая и т.д. Ожидается, что все машины комплекса будут делаться на основе специальных многоколесных шасси производства Брянского автомобильного завода. Наиболее вероятными для использования в С-500 выглядят шасси моделей БАЗ-69096 (10х10), БАЗ-6909-022 (8х8) и БАЗ-69092-012 (6х6). Все эти шасси имеют похожий внешний вид и отчасти схожую компоновку. Кроме того, их всех объединяет тот факт, что две передние оси выполнены управляемыми. Грузоподъемность перечисленных шасси находится в пределах от 14 тонн (БАЗ-69092-012) до 33 тонн (БАЗ-69096). Брянские шасси уже зарекомендовали себя в качестве хорошей основы для техники различного назначения. К примеру, комплексы С-400 монтируются именно на основе машин с индексом «БАЗ».

Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118, http://militaryrussia.ru)

Состав ракетного вооружения, а именно их конкретные типы и характеристики, пока неизвестны. Поэтому в некоторых источниках и аналитических статьях встречается мнение о возможном отсутствии в составе комплекса С-500 ракет малой и средней дальности. Тем не менее, отсутствие какой-либо информации по таким боеприпасам может говорить и о том, что заказчик и разработчик решили не создавать их специально для С-500, а позаимствовать у уже поставленного в серию ЗРК С-400. По остальным же ракетам для С-500 открытой информации пока нет. Есть только предположения разной степени достоверности. Будем надеяться, проектные и испытательные работы скоро дойдут до той стадии, на которой можно делиться информацией о ракетах с общественностью.

На данный момент самой свежей новостью о ходе разработки зенитного ракетного комплекса С-500 является сообщение о его предположительном названии. Так, некоторое время назад появились сообщения, что С-500 будет называться «Прометеем». Примечательно, что ранее в качестве словесного имени для С-500 предлагались «Триумфатор-М», «Самодержец» и «Властелин». Несложно заметить, что последние два варианта восходят к названию научно-исследовательских работ, предварявших собственно разработку самого комплекса. Также недавно стало известно о сроках завершения проектных работ по С-500. Ожидается, что они закончатся в этом году, а полноценные испытания опытного образца ЗРК С-500 начнутся уже в первой половине 2013 года или немного позже.

По материалам сайтов:http://www.janes.com/http://lenta.ru/http://www.arms-expo.ru/http://militaryrussia.ru/

Автор Рябов КириллИсточник

i-korotchenko.livejournal.com