О премьерном показе РЛК 55Ж6М "Небо-М" и шасси БАЗ-6909. Баз 6909 015


Специальное колесное шасси БАЗ-69092 » Военное обозрение

С целью упрощения эксплуатации многочисленной техники армия заказывает сборку требуемых образцов на базе унифицированных шасси. В настоящее время в войсках имеется парк разнообразных боевых и специальных машин, построенных с использованием нескольких основных специальных колесных шасси. Заметная часть такой техники, как уже давно переданной войскам, так и находящейся в серийном производстве, строится с использованием многоцелевого шасси БАЗ-69092.

История специального автомобиля БАЗ-69092 восходит к началу девяностых годов прошлого века. По результатам распада Советского Союза основные производители специальных шасси – Минский и Кременчугский автомобильные заводы – остались за пределами России, что могло ударить по поставкам необходимой техники. Для решения этой проблемы было предложено создать собственные специальные колесные шасси с требуемыми характеристиками. Соответствующий проект стартовал в 1992 году.

Опытный образец шасси БАЗ-69092. Фото Русская-сила.рф

Реализация опытно-конструкторской работы с шифром «Вощина-1» была поручена Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), уже имевшему определенный опыт в деле строительства специальной колесной техники. Конструкторы завода во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком решили поставленные задачи и создали целое семейство автомобилей, способных выполнять разные функции. Из-за известных проблем девяностых годов проектирование затянулось, но к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания.

Семейство «Вощина-1» включало в себя несколько образцов техники, имеющих определенные отличия и предназначенных для решения разных задач. Так, были созданы четырехосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе или буксировать его. Кроме того, ОКР привела к появлению шестиколесных шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092. В дальнейшем некоторые представители семейства были доработаны и выведены на гражданский рынок.

После проведения всех необходимых испытаний и доводки было принято решение о принятии новых шасси на снабжение, а также о запуске серийного производства. Соответствующие приказы появились в середине прошлого десятилетия. В дальнейшем Брянский автомобильный завод освоил полномасштабный выпуск всех новых шасси. Подобная продукция отгружается различным предприятиям оборонной промышленности, занимающимся строительством той или иной техники. В зависимости от сути имеющихся заказов, шасси, в том числе БАЗ-69092, получают то или иное специальное оснащение, превращающее его в специальную машину из состава заказанного комплекса.

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО. Фото Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

Техника семейства «Вощина-1» имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе одинаковых технических решений. Одновременно с этим специфические требования к отдельным его представителям привели к появлению заметных отличий. Рассматриваемое специальное шасси БАЗ-69092 представляет собой трехосную полноприводную машину с кабиной бескапотной компоновки. В зависимости от модификации, грузовая платформа может оснащаться тем или иным оборудованием.

Основой конструкции БАЗ-69092, равно как и других специальных машин, является сварная рама лестничного типа, имеющая в своем составе лонжероны Z-образного профиля. В передней части рамы устанавливается кабина экипажа, позади которой располагается объем для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иного целевого оборудования. Компоновка ходовой части определяется с учетом имеющихся нагрузок. Так, передняя ось располагается под моторным отсеком, а две задние находятся непосредственно под центром грузовой платформы.

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В исходной конфигурации она выполняется из металла и не имеет защиты. При строительстве определенных модификаций шасси возможна установка дополнительных бронепанелей, прикрывающих часть проекций. Кабина имеет развитое лобовое и боковое остекление. Доступ в кабину обеспечивается бортовыми дверями. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также машина может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и т.д.

Непосредственно за кабиной в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032 мощностью 450 л.с. Через коробку передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты механической трансмиссии мощность распределяется на все шесть колес. Используется двухступенчатая раздаточная коробка с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколесными дифференциалами.

Шасси БАЗ-69092-015. Фото Russianarms.ru

С определенное времени в испытаниях участвовало опытное шасси БАЗ-69092-011, предназначавшееся для отработки альтернативной силовой установки. Его оснастили 450-сильным двигателем ТМЗ-8424.10-032, построенным в г. Тутаев. После завершения испытаний единственный прототип машины «011» передали в Рязанское автомобильное училище. Проект был одобрен и в дальнейшем получил развитие. Часть машин на основе шасси БАЗ-69092 комплектуются именно двигателями марки «ТМЗ».

Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений из-за габаритов установленных корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

БАЗ-69092-015, вид на правый борт. Фото Russianarms.ru

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Первый опытный образец машины БАЗ-69092, предназначавшийся для испытаний, получил сравнительно простое целевое оборудование. Для перевозки балласта он получил бортовой кузов. В такой конфигурации шасси подтвердило расчетные характеристики, что позволило разработать и поставить в серию несколько специализированных модификаций разного назначения. Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013. Фото автора

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.

В модификации БАЗ-69092-021 шасси выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

По имеющимся данным, в определенный период шасси БАЗ-69092 рассматривались в качестве перспективных носителей специальной аппаратуры для инженерных войск. С использованием такой техники можно было строить инженерные и строительные машины разного назначения. Тем не менее, ни один из подобных проектов так и не смог дойти до полноценной реализации. Все новые инженерные машины на основе колесных автомобильных шасси в дальнейшем строились с использованием техники других заводов.

Коммерческим организациям предлагается специальное шасси БАЗ-69095, являющееся гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот образец предлагается для использования при строительстве автокранов, машин нефтегазового комплекса и т.д. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным двигателем, немного сниженной грузоподъемностью и упрощенной комплектацией кабины. По очевидным причинам, коммерческий образец не нуждается в средствах защиты от оружия массового поражения и т.д.

Специальные колесные шасси, созданные в рамках ОКР «Вощина-1», были приняты на снабжение в середине прошлого десятилетия. Вместе с другими образцами в серийное производство поступили машины БАЗ-69092 нескольких модификаций. Эта техника, в основном, предназначается для строительства широкой номенклатуры специальных машин и получает разнообразное дополнительное оборудование.

В соответствии с изначальным техническим заданием, шасси БАЗ-69092 должно было отличаться не только грузоподъемностью, но и высокой подвижностью на всех ландшафтах. За счет использования сравнительно мощного двигателя и удачной ходовой части все машины семейства способны перемещаться с полной нагрузкой по разным грунтам. Это в известной мере повышает мобильность как войск в целом, так и отдельных их комплексов различного назначения.

Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 не так давно была в очередной раз подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц к горе Эльбрус. Вместе с прочими автомобилями разных классов в этом мероприятии участвовала машина БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов такого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.

Специальное шасси на горной дороге. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Колонна армейской техники прошла вдоль волги, после чего пересекла пустынные районы Астраханской области и Калмыкии. Затем экипажи направились к подножью Эльбруса. Протяженность маршрута (в одну сторону) превысила 2200 км. Машины находились в пути более двух недель. Во время пробега было сделано несколько остановок для проведения различных испытаний в особых условиях. Кроме того, некоторые остановки были вынужденными.

Как и другие образцы современной отечественной техники, машина БАЗ-69092-021 успешно справилась с возложенными задачами. Тяжелое шасси добралось до конечной точки маршрута, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. За время пробега эта машина решила все поставленные задачи. Кроме того, ей пришлось участвовать в «спасательной операции». Во время одного из исследований в песке пустыни застрял броневик, и специальная машина, отличающаяся высокими характеристиками, взяла на себя роль буксира.

Целью опытно-конструкторской работы «Вощина-1» было создание семейства унифицированных специальных колесных шасси, способных заменить аналогичную технику зарубежного производства. С технической точки зрения такие задачи были успешно решены, и на вооружение поступило значительное число специальной техники на отечественных шасси. Следует отметить, что развертывание производства ряда машин марки «БАЗ» не привело к полному отказу от импортных образцов. Однако и в этом случае армия смогла получить достаточное количество необходимых машин с требуемыми характеристиками и возможностями.

По материалам сайтов:http://baz32.ru/http://русская-сила.рф/http://arms-expo.ru/http://russianarms.ru/http://redstar.ru/https://tvzvezda.ru/http://tass.ru/

topwar.ru

«Новые пусковые установки на шасси БАЗ для ЗРС С-400» в блоге «Перспективные разработки, НИОКРы, изобретения»

В заводской многотиражке Нижегородского машиностроительного завода (НМЗ) в конце прошлого года была опубликована статья "Центральное конструкторское бюро: итоги и перспективы", в которой Владимир Павлович Лисинский, главный конструктор НМЗ, рассказал некоторые подробности о производимой и вновь создаваемой технике. Здесь я коснусь только направления ПВО. 

Сперва процитирую кусок статьи (оригинальная орфография сохранена):

"Изделия по направлению ПВО – ключевые для предприятия, они составляют самые большие объемы в производстве. В этом году завод произвел большой объем изделий С-300 на экспорт, и до конца года цех № 20 должен завершить изготовление последней пусковой установки.«По комплексу С-400 (Н1А, Н20А, П14Н, П23Н), – рассказывает Владимир Павлович, – В 2014 году объем работ возрастет до 11 комплектов. В новейшей истории предприятия такое количество изделий мы еще не собирали. Начато освоение и серийное изготовление пусковой установки 51П6А: в 2014 предполагается сдать 24 подобных изделия».Кроме этого, сотрудники ЦКБ ведут работу по изделиям, разработанным НИИРТ (комплексы «Небо М», «Ниобий»). В этом году должны быть изготовлены два первых серийных образца «Ниобий», комплекс «Небо М» производится серийно, и до конца года заказчику будет сдан 9-й комплект этого изделия (РЛМ М, РЛМ Д, НРЗ). В самых ближайших планах – опытно-конструкторские работы по разработке отдельных узлов изделий «Ниобий СВ» и «НЕБО ММ», а также изготовление опытных образцов и участие в испытаниях этих образцов.«Что касается комплекса С-400, то основная задача конструкторов – пусковая установка 5П90С, – продолжает свой рассказ Владимир Павлович Лисинский. – Это изделие – инициативная разработка нашего предприятия. Пусковая установка 51П6А в комплексе С-400, разработанная по заказу Министерства обороны в начале 90-х годов, имеет немало конструктивных недостатков. Конструкторы НМЗ эти недостатки видят, поэтому приступили к разработке альтернативного образца. Наша установка будет легче на 5 тонн, максимально унифицирована с пусковой установкой комплекса С-300, а трудоемкость нашего изделия будет значительно меньше».Кроме этого, изделие, разработанное нашим ЦКБ, выигрывает и по другим параметрам: количество трубопроводов в его гидросистеме в два раза меньше, чем в 51П6А при одинаковых функциональных характеристиках.Модернизированное изделие базируется на отечественном шасси Брянского автомобильного завода (БАЗ 6909), тогда как 51П6А собирается на шасси МАЗ (так в тексте, на самом деле - МЗКТ), которое при перевозке по европейским железным дорогам на платформе вписывается в габариты только со снятыми колесами. И, наконец, дополнительным плюсом нашей пусковой является система электропитания: она разработана на новой элементной базе, и будет в 4 раза легче существующей, всего 250 кг. А самое главное – разработка ЦКБ по стоимости изготовления в два раза дешевле петербургского аналога.Владимир Павлович оптимистично смотрит в будущее и относительно других работ по направлению ПВО: «Мы начали разрабатывать в 2013 году рабочую конструкторскую документацию на изделия Н1Е, Н20Е для поставки на экспорт. В планах – разработка ЗИПовских полуприцепов П14НЕ, П23НЕ. Данные работы предполагают изготовление опытных образцов по этим изделиям и, что радует, дают хороший задел по загрузке производственных мощностей нашего предприятия в перспективе. На следующий год объемы по ПВО значительно возрастут: практически каждый месяц мы должны будем сдавать по одному антенному посту, это очень внушительная цифра. Ведется планомерная работа на перспективу по загрузке мощностей действующего завода на период после 2015 года, когда уже вступит в строй наш Новый завод, на котором будет сконцентрировано производство новейших наземных средств ПВО»."

sdelanounas.ru

МИР АВТОМОБИЛЕЙ - БРЯНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

  

Т-140                               Д-804

Т-180                              Т-180Г                          Д-804М

    

             Д-804ПГ        шасси экскаватора ЭТР-122   шасси крана ДГК-50.1

БТР-152В1                       БТР-152К1

БТР-152И                       БТР-152С1

        ЗИЛ-485А БАВ            БМП объект 1200

         ЗИЛ-137-137Б        БАЗ-3405-9366 (137-137М)

БАЗ-930                           БАЗ-931

                    ЗИЛ-135К                     БАЗ-135ЛМ                   БАЗ-135ЛМТ                

                 БАЗ-135ЛТМ                    БАЗ-135Л4                   БАЗ-135ЛМП                

БАЗ-Э135Г                    БАЗ-135МБ                   БАЗ-135МБП

БАЗ-135МБК                  БАЗ-135МБЛ

            БАЗ-937            

БАЗ-5937                        БАЗ-5938                       БАЗ-5939

БЗКТ-5921                      БЗКТ-5922                     БЗКТ-59222

ОСНОВА-1

            БАЗ-6944                        БАЗ-5947                

опытный БАЗ-6952                БАЗ-6950

ВОЩИНА

           БАЗ-69441        БАЗ-69481 (БАЗ-6944М) БАЗ-6948 (БАЗ-6944М20)

БАЗ-69481М         БАЗ-69501 (БАЗ-6950М)          БАЗ-69502

                БАЗ-6953                      БАЗ-69531      БЗКТ-69531 АВС-40 ЛАВИНА

           БАЗ-6954                       БАЗ-6951П        БАЗ-69504 (БЗКТ-69501П)

БАЗ-69505                      БАЗ-69506                      БАЗ-69507

ВОЩИНА-1

БАЗ-69092                   БАЗ-69092-011              БАЗ-69092-013

БАЗ-69092-015               БАЗ-69092-021

БАЗ-6909                    БАЗ-6909-015                 БАЗ-6909-019

БАЗ-6909-022                  БАЗ-6909-023

БАЗ-6910                     БАЗ-М6910Э

  БАЗ-6306                    БАЗ-6306-013                 БАЗ-6306-014

БАЗ-6402                    БАЗ-6402-013                БАЗ-6402-015

БАЗ-64022

          БЗКТ-6403                   БЗКТ-6403.01                БЗКТ-6403-012          

БЗКТ-64031

БЗКТ-695071                   БАЗ-69096                      БЗКТ-69095

БЗКТ-69098                    БЗКТ-69099

БЗКТ-690951                  БЗКТ-690902                   БЗКТ-6909.8

БЗКТ-8026                      БЗКТ-8027                     БЗКТ-8973

КШ-59713

БЗКТ-8029                  БЗКТ-8029-012                  БЗКТ-80291

БАЗ-8031

БАЗ-8031-012                    БАЗ-80311                       БАЗ-8033

шасси БАЗ-3979

ВОЩИНА-2

БАЗ-7942                       БАЗ-79421                     БАЗ-79422

БАЗ-7419                        БАЗ-74191 

  

           ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

miravtomobiley.ucoz.ru

брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию » Военное обозрение

С начала 1970-х годов и до конца 90-х специальное конструкторское бюро Брянского автозавода разработало несколько семейств сухопутных четырехосных многоцелевых автомобилей высокой проходимости. Их также создавали в рамках опытно-конструкторской темы «Основа», но постепенно на них распространился непонятный военный код «Вощина» — так называются тонкие восковые листы для пчелиных сотов.

Артиллерийский тягач БАЗ-69531 в Вооруженных силах России (фото С. Андреева)

Все эти секретные машины создавались в жестких условиях «железного занавеса», отсутствия отечественных агрегатов и материалов, постоянных метаний от одной компоновки к другой и трудных поисков новых решений. С конструктивной точки зрения они являлись промежуточным звеном от легендарной 135-й серии к более совершенным автомобилям с одним силовым агрегатом и независимой подвеской, хотя и на них еще долго сохранялась архаичная бортовая трансмиссия.

В 1980-е годы к техническим проблемам добавились разрушительная перестройка и разоружение. В результате, несмотря на огромные усилия, эта техника себя не оправдала, серийно не выпускалась и в Советской, а позже и российской армии широкого распространения не получила.

Автомобили-шасси серии БАЗ-6950 (1976–1999 гг.)

В середине 1970-х годов Брянский автозавод негласно представил прототипы своей будущей тяжелой сухопутной гаммы БАЗ-6950 семейства «Основа» с колесной формулой 8х8 для транспортного обеспечения Советской армии. Все работы проводились под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина, ведущим конструктором был А. С. Коптюх.

Пока не была готова новая стеклопластиковая кабина для будущих машин, первым в 1976 году появился 12-тонный грузовик БАЗ-6952 с цельнометаллической кабиной от тягача МАЗ-537. Затем была собрана пробная партия с бортовыми кузовами и фургонами. До 1980 года машины проходили приемочные испытания в 21 НИИИ, открывшие дорогу новому семейству БАЗ-6950.

Зимние испытания 12-тонного 400-сильного автомобиля БАЗ-6952. 1977 годОпытное четырехосное шасси БАЗ-6952 с многоцелевым кузовом-фургоном

Недолгая история базового 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6950 началась в конце 1970-х. В отличие от унифицированной с ним амфибии БАЗ-6944, его оснастили мощной лонжеронной рамой и вынесенной вперед стеклопластиковой кабиной с обратным наклоном трех лобовых окон. За ней размещались 400-сильный дизель V8, гидротрансформатор с 5-ступенчатой коробкой и открытая монтажная часть рамы или бортовая платформа.

Опытный 400-сильный грузовик БАЗ-6950 с бортовой платформой. 1980 годВоенный автомобиль-шасси БАЗ-6950 с пластиковой кабиной (фото К. Дунаева)

Шасси БАЗ-6950, не отличавшееся высокими тактико-техническими данными и выпущенное в единичных экземплярах, в армии практически не применялось. Единственной военной надстройкой для него был обитаемый каркасно-металлический фургон СКН-6950 «Родинка» с широкими боковыми скосами для размещения штабных комплексов. В реальности единственным среди них был пункт управления «Поляна-Д4», входивший в автоматизированный комплекс управления зенитно-ракетной бригадой.

Автомобиль БАЗ-6950 в ремонтном цеху Брянского автозавода. 2007 годБАЗ-6950 с обитаемым герметизированным кузовом СКН-6950 «Родинка»

Для замены модели 6950 был создан 14-тонный прототип БАЗ-6950М, который после долгих испытаний и доработок в 1985 году появился в двухмоторном исполнении БАЗ-69501, на которое военные возлагали большие надежды. Это была принципиально новая машина, на которой прежний тяжелый танковый двигатель заменили на два более легких и дешевых серийных дизеля КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., работавших с двумя 5-ступенчатыми коробками передач. Автомобиль, вполне удовлетворявший военных, возглавил новое семейство «Основа-1», носившее код «Вощина».

На деле все получилось наоборот: БАЗ-60501 просто не успел зарекомендовать себя и оправдать всех надежд. Ибо появился он в убийственные для советского ВПК времена перестройки, что свело на нет все перспективы его применения в Советской армии и довело до минимума число надстроек. К этой напасти добавился сильный пожар в апреле 1993 года, уничтоживший моторный цех КамАЗа. В результате в гамме спецоборудования на этом шасси оказалось больше эскизных набросков и смелых проектов, чем «живой» техники.

Модернизированный 14-тонный грузовик БАЗ-69501 с бортовой трансмиссией

Самой продвинутой надстройкой стал кузов-фургон СКН-6950 для модернизированного пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» для управления зенитными комплексами «Бук» и С-300. Он мог одновременно отображать до 80 воздушных целей и сопровождать 272 летящих объекта. В таких кузовах размещали также пункт управления войсками «Маневр» и машину 7В440 боевого наведения систем ВВС.

Шасси БАЗ-69501 с кузовом для пункта управления. 1990 год (из архива автора)Интерьер пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» (из архива автора)

Важнейшим проектом волгоградского завода «Баррикады» на шасси БАЗ-69501 стала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П76 перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» с одной или двумя ракетами, размещенными в полностью закрытом корпусе. В 1991-м был собран единственный макетный образец СПУ с заводским обозначением Бр-1555-1, который произвел несколько запусков на полигоне Капустин Яр. Доработку этой системы решили перенести на более совершенное шасси БАЗ-6954, речь о котором ниже. На базе БАЗ-69501 проектировали также систему залпового огня «Ураган-1» и транспортно-пусковую машину с разведывательным летательным аппаратом «Пчела-1».

Макетная пусковая установка Бр-1555-1 на шасси БАЗ-69501. 1991 год

В 1990 году развитием БАЗ-69501 стало 13-тонное длиннобазное шасси БАЗ-69502, ставшее последней новой разработкой СКБ, выполненной в советское время. В отличие от предшественника, эта машина впервые получила принципиально новую закрытую 4-местную каркасно-металлическую кабину от модели БАЗ-6954 с повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и двумя люками в крыше для посадки и высадки экипажа. Шасси планировалось использовать как сухопутный вариант СПУ комплекса «Ока» и установку 9П76 для перспективной системы «Искандер».

Грузовик БАЗ-69502 с цельнометаллической кабиной без дверей. 1990 год

Появление нового 14-тонного спецшасси БАЗ-69506 со стеклопластиковой кабиной объяснялось поспешным поиском замены машине БАЗ-69501 с двумя камазовскими моторами, поставки которых прекратились после разрушительного пожара. Недолго думая, брянские конструкторы смело вернулись на 30 лет назад и смонтировали на нем ярославский дизель в 300 л.с., впервые появившийся на первенце БАЗ-135МБ. В те суровые времена автомобиль сумел пройти приемочные испытания, но потом не применялся.

Бортовой 14-тонный БАЗ-69506 с одним 300-сильным дизелем. 1994 год

В конце 1980-х, когда военные заказы покатились вниз, на шасси БАЗ-69501 было создано несколько машин двойного назначения, лишенных военной атрибутики. Самым оригинальным являлся 11-тонный народнохозяйственный грузовик БАЗ-6951П, у которого два 260-сильных дизеля КамАЗ смонтировали в центральной части рамы под грузовой платформой между третьей и четвертой парами колес. Это позволило уравновесить нагрузку по мостам, снизить шум в кабине и увеличить монтажную длину рамы, но при работе двигатели перегревались.

Шасси БАЗ-6951П с двумя двигателями под грузовой платформой (из архива Н. Щербакова)Опытный двухмоторный автомобиль БАЗ-6951П (из архива Н. Щербакова)

На 12-тонном многоцелевом автомобиле БАЗ-69501П применялась традиционная компоновка с двумя камскими моторами. Из других машин в военных целях могло применяться шасси БАЗ-69505 с оснащением топливозаправщика АТЗ-5609 с цистерной вместимостью 17 тысяч литров.

Бортовой грузовик БАЗ-69501П классической компоновки (из архива Н. Щербакова)Испытания БАЗ-60501П с двумя 210-сильными двигателями (из архива Н. Щербакова)Топливозаправщик АТЗ-5609 на шасси БАЗ-69505 (из архива Н. Щербакова)

Специальные шасси БАЗ-6948/БАЗ-6954 (1986–1997 гг.)

К специальным брянским шасси относилось несколько четырехосных машин, представлявших собой наиболее оригинальные поисковые конструкции, рассчитанные на перспективу их дальнейшего воплощения в новых поколениях автомобилей для несения ракетных систем.

Первую гамму, созданную под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина, составили 14-тонные шасси с двумя 210-сильными моторами КамАЗ-740 для нового ракетного комплекса «Ока-У» повышенной точности. Их прототипы БАЗ-6944М и БАЗ-6944М20 для пусковой установки и заряжающей машины соответственно были собраны и испытаны в 1986-м. Через год после доработок их переименовали в БАЗ-6948 и БАЗ-69481.

На пути к глубокой унификации в них воплотилась уникальная идея советских инженеров, считавшаяся новым магистральным направлением создания многоосной автотехники и не имевшая иностранных аналогов. Она заключалась в использовании для сухопутных машин водоизмещающего несущего корпуса амфибии БАЗ-6944, но без герметизации, водометов и прочих узлов от плавающих машин.

Корпусное 14-тонное шасси БАЗ-6948 для ТЗМ комплекса «Ока-У». 1987 год

В 1987-м на шасси БАЗ-69481 смонтировали вместительный корпус для макетной пусковой установки ОТРК «Ока-У». Открытый кормовой отсек машины БАЗ-6948 служил для транспортировки двух ракет. Между тем, отказ от выпуска ракетных комплексов «Ока» в период разоружения и обострения дружбы с Западом заставил свернуть доработку этих систем. Впрочем, уже через два года, после завершения госиспытаний, обе машины предусмотрительно были приняты на вооружение. В дальнейшем лучшие качества комплексов «Ока» и «Ока-У» удалось воплотить в еще более мощных и точных ракетных системах «Искандер».

Сухопутная машина БАЗ-69481 с высоким несущим корпусом. 1987 годИспытания шасси БАЗ-69481 для пусковой установки комплекса «Ока-У»

В 1990 году вторую гамму составил единственный образец 17-тонного автомобиля БАЗ-6954 с 210-сильными моторами и вынесенной вперед стальной кабиной. Он служил для монтажа перспективных видов вооружения и представлял собой исключение из всех прежних разработок. Его проектирование под руководством главного конструктора Виктора Павловича Трусова производилось в рамках новой заводской научно-исследовательской темы «Фасет», но военные по-прежнему относили автомобиль к семейству «Вощина».

Конструктивно удлиненный БАЗ-6954 являлся развитием шасси БАЗ-69501 и был унифицирован с созданной одновременно с ним машиной БАЗ-69502, у которой люки в крыше каркасно-панельной кабины заменили на обычные двери. БАЗ-6954 соответствовал требованиям по прочности к воздействию всех факторов оружия массового поражения и прошел испытания на стойкость к ударной волне ядерного взрыва.

Длиннобазный двухмоторный 420-сильный грузовой автомобиль БАЗ-6954

В 1992 году завод «Баррикады» на шасси БАЗ-6954 собрал опытный образец СПУ 9П76 комплекса «Искандер» с одной ракетой и передним расположением газотурбинного электрогенератора. Через год на полигоне Капустин Яр он произвел восемь пробных запусков, и по их результатам было утверждено техническое задание на хорошо известный сегодня ракетный комплекс «Искандер-М».

Пусковая установка 9П76 тактического комплекса «Искандер». 1992 год

Артиллерийские тягачи серии БАЗ-6953 (1987–1996 гг.)

Еще одним исключением из правил стали первые в СССР специальные артиллерийские тягачи, созданные путем преобразования шасси БАЗ-69501 в балластные машины для буксировки тяжелых артсистем и прицепов массой до 15 т. Так появились облегченные быстроходные и более маневренные короткобазные автомобили серии БАЗ-6953 со сдвинутой вперед пластиковой кабиной и цельнометаллической грузовой платформой. Они появились в переломный период конца 1980-х и начала 1990-х годов и поступали в вооруженные силы в весьма небольших количествах.

Первый тягач БАЗ-6953 с двумя 210-сильными моторами был разработан в 1987 году под руководством Юрия Мосина в рамках темы «Основа-1» и относился к военному семейству «Вощина». Автомобиль мог работать в составе автопоездов полной массой до 45 т и транспортировать в кузове свыше 10 тонн амуниции и боевой расчет буксируемых систем. Максимальная скорость одиночного тягача по шоссе достигала 75 км/ч, груженого автопоезда — 65 км/ч.

Шасси короткобазного двухмоторного артиллерийского тягача БАЗ-6953. 1987 годБалластный тягач БАЗ-6953 для буксировки 15-тонных артиллерийских орудий

Профильным назначением БАЗ-6953 являлась буксировка тяжелых артиллерийских систем калибра 152 мм — четырехколесной пушки «Гиацинт-Б» и одноосной гаубицы «Мста-Б» с боевым расчетом до восьми человек. Автомобиль работал также со штатным 11-тонным прицепом ЧМЗАП-8335.4 для монтажа специальных кузовов. Выпуск БАЗ-6953 продолжался до лета 1993 года, когда из-за пожара на КамАЗе были исчерпаны все запасы двигателей.

БАЗ-6953 буксирует четырехколесную 152-мм пушку 2А36 «Гиацинт-Б»Испытания автомобиля на подъем с прицепной пушкой «Гиацинт-Б»Испытания тягача БАЗ-6953 в сцепке с тяжелой четырехколесной пушкой

Через год автомобиль возродился в облике доработанной модели БАЗ-69531 конструкции Виктора Трусова, созданной путем замены двух прежних моторов КамАЗ на один 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Кабина, кузов и все остальные агрегаты соответствовали модели БАЗ-6953, а внешние отличия от предыдущей машины состояли в основном в форме передней отделки кабины.

Прототип артиллерийского тягача БАЗ-69531 (из проспекта В/О «Автоэкспорт»)Серийный вариант модернизированного одномоторного тягача БАЗ-69531Тягач БАЗ-69531 в Рязанском музее военной автотехники (фото М. Шелепенкова)

К немногочисленным версиям артиллерийских тягачей относился вариант БАЗ-69532 с усиленной грузовой платформой, способный работать в составе автопоездов полной массой до 70 тонн. В конце 1980-х для народного хозяйства на шасси БАЗ-6953 собрали опытный короткобазный многоцелевой тягач БАЗ-69501ПТ. В отличие от военных машин, на нем не монтировали военное оснащение, тент, перегородки и скамейки в бортовом металлическом кузове.

topwar.ru

Специальное колесное шасси БАЗ-69092

С целью упрощения эксплуатации многочисленной техники армия заказывает сборку требуемых образцов на базе унифицированных шасси. В настоящее время в войсках имеется парк разнообразных боевых и специальных машин, построенных с использованием нескольких основных специальных колесных шасси. Заметная часть такой техники, как уже давно переданной войскам, так и находящейся в серийном производстве, строится с использованием многоцелевого шасси БАЗ-69092.

История специального автомобиля БАЗ-69092 восходит к началу девяностых годов прошлого века. По результатам распада Советского Союза основные производители специальных шасси – Минский и Кременчугский автомобильные заводы – остались за пределами России, что могло ударить по поставкам необходимой техники. Для решения этой проблемы было предложено создать собственные специальные колесные шасси с требуемыми характеристиками. Соответствующий проект стартовал в 1992 году.

Опытный образец шасси БАЗ-69092. Фото Русская-сила.рф

Реализация опытно-конструкторской работы с шифром «Вощина-1» была поручена Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), уже имевшему определенный опыт в деле строительства специальной колесной техники. Конструкторы завода во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком решили поставленные задачи и создали целое семейство автомобилей, способных выполнять разные функции. Из-за известных проблем девяностых годов проектирование затянулось, но к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания.

Семейство «Вощина-1» включало в себя несколько образцов техники, имеющих определенные отличия и предназначенных для решения разных задач. Так, были созданы четырехосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе или буксировать его. Кроме того, ОКР привела к появлению шестиколесных шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092. В дальнейшем некоторые представители семейства были доработаны и выведены на гражданский рынок.

После проведения всех необходимых испытаний и доводки было принято решение о принятии новых шасси на снабжение, а также о запуске серийного производства. Соответствующие приказы появились в середине прошлого десятилетия. В дальнейшем Брянский автомобильный завод освоил полномасштабный выпуск всех новых шасси. Подобная продукция отгружается различным предприятиям оборонной промышленности, занимающимся строительством той или иной техники. В зависимости от сути имеющихся заказов, шасси, в том числе БАЗ-69092, получают то или иное специальное оснащение, превращающее его в специальную машину из состава заказанного комплекса.

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО. Фото Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

Техника семейства «Вощина-1» имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе одинаковых технических решений. Одновременно с этим специфические требования к отдельным его представителям привели к появлению заметных отличий. Рассматриваемое специальное шасси БАЗ-69092 представляет собой трехосную полноприводную машину с кабиной бескапотной компоновки. В зависимости от модификации, грузовая платформа может оснащаться тем или иным оборудованием.

Основой конструкции БАЗ-69092, равно как и других специальных машин, является сварная рама лестничного типа, имеющая в своем составе лонжероны Z-образного профиля. В передней части рамы устанавливается кабина экипажа, позади которой располагается объем для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иного целевого оборудования. Компоновка ходовой части определяется с учетом имеющихся нагрузок. Так, передняя ось располагается под моторным отсеком, а две задние находятся непосредственно под центром грузовой платформы.

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В исходной конфигурации она выполняется из металла и не имеет защиты. При строительстве определенных модификаций шасси возможна установка дополнительных бронепанелей, прикрывающих часть проекций. Кабина имеет развитое лобовое и боковое остекление. Доступ в кабину обеспечивается бортовыми дверями. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также машина может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и т.д.

Непосредственно за кабиной в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032 мощностью 450 л.с. Через коробку передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты механической трансмиссии мощность распределяется на все шесть колес. Используется двухступенчатая раздаточная коробка с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколесными дифференциалами.

Шасси БАЗ-69092-015. Фото Russianarms.ru

С определенное времени в испытаниях участвовало опытное шасси БАЗ-69092-011, предназначавшееся для отработки альтернативной силовой установки. Его оснастили 450-сильным двигателем ТМЗ-8424.10-032, построенным в г. Тутаев. После завершения испытаний единственный прототип машины «011» передали в Рязанское автомобильное училище. Проект был одобрен и в дальнейшем получил развитие. Часть машин на основе шасси БАЗ-69092 комплектуются именно двигателями марки «ТМЗ».

Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений из-за габаритов установленных корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

БАЗ-69092-015, вид на правый борт. Фото Russianarms.ru

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас холла – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Первый опытный образец машины БАЗ-69092, предназначавшийся для испытаний, получил сравнительно простое целевое оборудование. Для перевозки балласта он получил бортовой кузов. В такой конфигурации шасси подтвердило расчетные характеристики, что позволило разработать и поставить в серию несколько специализированных модификаций разного назначения. Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013. Фото автора

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.

В модификации БАЗ-69092-021 шасси выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

По имеющимся данным, в определенный период шасси БАЗ-69092 рассматривались в качестве перспективных носителей специальной аппаратуры для инженерных войск. С использованием такой техники можно было строить инженерные и строительные машины разного назначения. Тем не менее, ни один из подобных проектов так и не смог дойти до полноценной реализации. Все новые инженерные машины на основе колесных автомобильных шасси в дальнейшем строились с использованием техники других заводов.

БАЗ-69092-021 во время недавнего пробега. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Коммерческим организациям предлагается специальное шасси БАЗ-69095, являющееся гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот образец предлагается для использования при строительстве автокранов, машин нефтегазового комплекса и т.д. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным двигателем, немного сниженной грузоподъемностью и упрощенной комплектацией кабины. По очевидным причинам, коммерческий образец не нуждается в средствах защиты от оружия массового поражения и т.д.

Специальные колесные шасси, созданные в рамках ОКР «Вощина-1», были приняты на снабжение в середине прошлого десятилетия. Вместе с другими образцами в серийное производство поступили машины БАЗ-69092 нескольких модификаций. Эта техника, в основном, предназначается для строительства широкой номенклатуры специальных машин и получает разнообразное дополнительное оборудование.

В соответствии с изначальным техническим заданием, шасси БАЗ-69092 должно было отличаться не только грузоподъемностью, но и высокой подвижностью на всех ландшафтах. За счет использования сравнительно мощного двигателя и удачной ходовой части все машины семейства способны перемещаться с полной нагрузкой по разным грунтам. Это в известной мере повышает мобильность как войск в целом, так и отдельных их комплексов различного назначения.

Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 не так давно была в очередной раз подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц к горе Эльбрус. Вместе с прочими автомобилями разных классов в этом мероприятии участвовала машина БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов такого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.

Специальное шасси на горной дороге. Фото ИА "Оружие России" / http://arms-expo.ru/

Колонна армейской техники прошла вдоль волги, после чего пересекла пустынные районы Астраханской области и Калмыкии. Затем экипажи направились к подножью Эльбруса. Протяженность маршрута (в одну сторону) превысила 2200 км. Машины находились в пути более двух недель. Во время пробега было сделано несколько остановок для проведения различных испытаний в особых условиях. Кроме того, некоторые остановки были вынужденными.

Как и другие образцы современной отечественной техники, машина БАЗ-69092-021 успешно справилась с возложенными задачами. Тяжелое шасси добралось до конечной точки маршрута, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. За время пробега эта машина решила все поставленные задачи. Кроме того, ей пришлось участвовать в «спасательной операции». Во время одного из исследований в песке пустыни застрял броневик, и специальная машина, отличающаяся высокими характеристиками, взяла на себя роль буксира.

Целью опытно-конструкторской работы «Вощина-1» было создание семейства унифицированных специальных колесных шасси, способных заменить аналогичную технику зарубежного производства. С технической точки зрения такие задачи были успешно решены, и на вооружение поступило значительное число специальной техники на отечественных шасси. Следует отметить, что развертывание производства ряда машин марки «БАЗ» не привело к полному отказу от импортных образцов. Однако и в этом случае армия смогла получить достаточное количество необходимых машин с требуемыми характеристиками и возможностями.

По материалам сайтов:http://baz32.ru/http://русская-сила.рф/http://arms-expo.ru/http://russianarms.ru/http://redstar.ru/https://tvzvezda.ru/http://tass.ru/

www.globalwarnews.ru

БАЗ-6910 для различных ВВТ — Опытные образцы подъёмных агрегатов

Александр Привалов, Дмитрий Колесников, Сергей Шалавасов, Юрий Шпак Иллюстрации и фото ЗАО «БАЗ» и ОАО «КБСМ»

В 2004 г. на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации было принято специальное колёсное шасси БАЗ-6910, предназначенное для монтажа вооружения и военной техники. В настоящее время эту машину активно используют в проводимых опытно-конструкторских работах в качестве транспортной базы для радиолокационных станций, командных пунктов, эвакуаторов и других военных комплексов. Как правило, о таких разработках в открытой печати много не пишут. Мы расскажем о некоторых работах, которые к настоящему времени успешно завершены.

Длиннобазное шасси БАЗ-6910 (8x8) с кабиной увеличенного объёма, с повышенными монтажными способностями рамы было разработано Брянским автомобильным заводом в соответствии с тактико-техническим заданием № 15-93 от 2 июня 1993 г. на ОКР «Вощина-1».

Техническое задание было направлено на разработку унифицированного семейства без привязки к конкретным изделиям, при этом считалось, что изготовители конечных изделий должны были использовать шасси без каких-либо доработок или с минимальными изменениями. Это была принципиальная позиция представителей Научно-технического комитета Главного автомобильного управления Минобороны (НТК ГЛАВТУ) и 21 НИИИ.

Проработка компоновки кабины увеличенного объёма СКШ БАЗ-69097, апрель 1999 г.

Но время шло, и ситуация изменилась. Жизнь показала, что такого не бывает. Доработки изделий (особенно шасси) проводились и проводятся в различном объёме на всех заводах-изготовителях практически под каждый образец военной техники, размещаемой на специальном колёсном шасси. А БАЗу в создавшихся условиях борьбы за выживание для привлечения потенциальных потребителей приходилось гораздо чаще других соглашаться на доработку своих изделий (о работах по увеличению грузоподъёмности шасси до 22 т для РЛК «Небо-М» было рассказано в «ГП» № 11, 2012 г.).

Разработка компоновки СКШ БАЗ-69097 под монтаж подъёмного агрегата, март 2000 г.

Образец со значительными изменениями

Работы по шасси для подъёмного агрегата (антенно-подъёмный модуль) СМ-626, входящего в состав радиоэлектронного комплекса «Сбор-1», начались задолго до начала проектирования СКШ БАЗ-6910. Заказчику требовалось шасси для транспортировки и оперативного развёртывания на местности антенных модулей нового поколения. Головной разработчик комплекса – ОАО «НИИ «Вектор» (г. Санкт-Петербург), разработчик антенно-подъёмного модуля – ОАО «КБСМ» (г. Санкт-Петербург), изготовитель опытного образца – ОАО «Автогидроподъёмник» (г. Санкт-Петербург).

Первое обращение на БАЗ о проведении совместных работ поступило от НИИ «Вектор» в феврале 1998 г. Первоначально планировалось использовать модификацию шасси БАЗ-6909 с штатной («малой») кабиной. Этому шасси для удобства внутренней переписки присвоили условное обозначение БАЗ-69097. В декабре 1998 г. в соответствии с установленным порядком было оформлено «Решение о выборе базового шасси...», утверждённое начальником вооружений ВС РФ А. П. Ситновым. Основные работы по согласованию конструкции шасси велись с Конструкторским бюро специального машиностроения (КБСМ).

В конце апреля 1999 г. оформили исходные данные на создание модификации шасси. Было проведено несколько совещаний, в ходе которых определили, что шасси должно быть короткобазным, грузоподъёмностью 20 т, с каркасной небронированной кабиной увеличенного объёма. Необходимо обеспечить отборы мощности для привода насосов гидросистемы и подключение электрооборудования изделия к шасси. Требовалось обеспечить размещение на шасси аутригеров изделия.

Разработка компоновки СКШ БАЗ-69101 под монтаж подъёмного агрегата СМ-626, январь 2002 г. СКШ БАЗ-69101 (БАЗ-691011 в соответствии с КД) под монтаж подъёмного агрегата СМ-626. В декабре 2003 г. изготовлен образец СКШ

В каркасной кабине увеличенного объёма должны быть предусмотрены два спальных места и площадка для крепления личного оружия. Кабина должна отапливаться.

Кроме этого в кабине предусматривались: пульт управления оборудованием агрегата, пульт гирокомпаса, кондиционер, кабельные вводы, выносной пульт управления и сирены дизель-электроагрегата.

Передние стойки мотоотсека предусматривалось использовать в качестве опоры мачты подъёмного устройства, для чего они были соответствующим образом усилены.

В ноябре 2001 г. КБСМ было уведомлено, что индекс БАЗ-69097 уже официально заменён на БАЗ-69101. Объектовые конструкторские бюро для разработки рабочей конструкторской документации получили 11 декабря 2001 г. техническое задание, согласно которому комплектация под монтаж оборудования СМ-626 получила индекс 69101-0001011 (или БАЗ-691011). У этой комплектации было несколько отличий от опытного образца шасси БАЗ-6910, изготовленного в августе 2001 г. Расстояние между второй и третьей осями уменьшено с 4350 до 2900 мм. Вместо двигателя ЯМЗ-2Э849.10 с КП ЯМЗ-Э33 использовали двигатель 8424 Тутаевского моторного завода с КП ЯМЗ-202.

СКШ БАЗ-69101 СКШ БАЗ-69101 с технологическим грузом

Работы по этой комплектации шасси проводились параллельно с испытаниями шасси и тягачей семейства «Вощина-1». Общее руководство работами осуществлял главный конструктор Ю. А. Шпак. Основные компоновочные работы проводились в КБ перспективного проектирования под руководством С. Н. Шалавасова. Для этой комплектации шасси была разработана каркасная небронированная кабина увеличенного объёма, которая получила индекс 6910-5000012-10. Разработка конструкторской документации кабины велась в КБ рам и кабин под руководством В. С. Виноградова. В этом же бюро была разработана конструкторская документация на доработанные раму и мотоотсек.

Изготовление шасси велось в сборочном цехе серийного производства (СЦ-2, начальник цеха М. А. Лёвкин). Первый образец небронированной кабины был изготовлен в экспериментальном цехе (начальник цеха Н. С. Цуканов). Изготовление шасси БАЗ-69101 (индекс согласно журналу сборки и паспорту изделия) было завершено в декабре 2003 г., и после необходимых доработок в феврале 2004 г. образец был передан в г. Санкт-Петербург на ОАО «Автогидроподъёмник» для монтажа оборудования. После монтажа оборудования полная масса подъёмного агрегата СМ-626 составила 38,5 т, высота подъёма антенного модуля массой 2,5 т – до 20 м.

Подъёмный агрегат СМ-626 успешно прошёл все испытания, включая государственные. В рамках последних представителями ОАО «КБСМ» за весенне-летний период 2010 г. была выполнена установка антенно-подъёмного модуля на подъёмный агрегат СМ-626, устранены отдельные неисправности по базовому шасси и электрооборудованию, решён ряд текущих вопросов, возникших при испытаниях.

Опытный образец подъёмного агрегата СМ-626, шасси БАЗ-69101, лето 2010 г.

Дополнительные комплектации

В связи с требованиями Заказчика (ГАБТУ МО РФ) при утверждении документации для серийного производства автоматически произошло «удвоение» каждой комплектации СКШТ семейства «Вощина-1», что было связано с требованием об обязательном использовании в составе шасси двигателя серии ЯМЗ-849, серийный выпуск которого так и не был освоен. Так официально появились БАЗ-6910-014 и БАЗ-6910-015.

БАЗ-6910-014 – это комплектация, предназначенная для монтажа оборудования подъёмного агрегата СМ-626 комплекса «Сбор-1». Шасси оснащено силовым агрегатом в составе двигателя 8492.10-033 Тутаевского моторного завода номинальной мощностью 470 л.с., сцепления ЯМЗ-184-01, КП ЯМЗ-2393-10. Колёсная база – 2200+2900+1450 мм, общая длина – 10 286 мм. Масса перевозимого груза – 20 000 кг. Шасси оборудовано валом отбора мощности от раздаточной коробки.

БАЗ-6910-015 отличается от комплектации БАЗ-6910-014 другим двигателем – 8424.10-033 Тутаевского моторного завода.

Образцы БАЗ-6910-015 не изготовляли (образец БАЗ-69101, изготовленный в 2003 г., был оснащён КП ЯМЗ-202 производства МЗКТ).

Опытный образец подъёмного агрегата СМ-626, шасси БАЗ-69101, лето 2010 г. Разработка компоновки СКШ БАЗ-69097 под монтаж подъёмного агрегата

Подъёмный агрегат СМ-626-1

Запрос о возможности изготовления шасси для агрегата СМ-626-1 пришёл на БАЗ от головного разработчика комплекса НИИ «Вектор» осенью 2009 г. В соответствии с исходными данными шасси должно было представлять собой аналог шасси БАЗ-69101 (получившее, как указано ранее, обозначение БАЗ-6910-015) с незначительными изменениями. Основным из них было то, что вместо двух спальных мест в кабине увеличенного объёма должно было размещаться специальное оборудование Заказчика. Было принято решение о том, что работы выполнят на основании протокола разрешения применения покупного изделия. Комплектации шасси присвоили обозначение БАЗ-6910-024.

Первоначально срок изготовления и отгрузки шасси был назначен на декабрь 2009 г., однако в связи с заключением крупного госконтракта на поставку кранов на шасси БАЗ-69098 для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, этот срок был перенесён первоначально на февраль, а затем на весну 2010 г.

СКШ БАЗ-6910-024. Образец изготовлен в апреле 2010 г.

Общие компоновочные решения по шасси отрабатывали в отделе перспективного проектирования, начальником которого стал Н. И. Сердюков. Доработку кабины выполняли в бюро рам и кабин под руководством А. Н. Шутова. Общее руководство осуществлял главный конструктор А. А. Иванюк.

Для изготовления шасси в производство была направлена служебная записка, в которой указывался порядок изготовления и сборки изделия. Служебная записка была подготовлена КБ по сопровождению серийного производства под руководством В. В. Прокопенко. Протокол разрешения применения покупного изделия был оформлен в январе 2010 г. Однако произошла накладка, которая в дальнейшем привела к необходимости доработок шасси по месту. Дело в том, что в конструкторской документации на шасси БАЗ-69101, изготовленное в декабре 2003 г. для опытного образца антенно-подъёмного модуля СМ-626, которое бралось за основу для БАЗ-6910-024, не были внесены изменения, проведённые на шасси и тягачах семейства в более поздние годы, связанные с модернизацией мотоотсеков и улучшением теплового режима двигателей при высокой температуре окружающей среды. Это упустили из-за отсутствия серийного производства шасси БАЗ-6910-015 и высокой загрузки конструкторов. Но при этом документация на раму была изменена. В итоге при общей сборке появились нестыковки, которые пришлось устранять «по месту».

Шасси изготовляли на сборочном производстве (начальник А. М. Лагутенко), кабина увеличенного объёма впервые полностью была изготовлена в серийном заготовительно-сварочном производстве (начальник С. А. Капралов). В апреле 2010 г. изготовленное шасси после проведения приёмо-сдаточных испытаний было отправлено заказчику по железной дороге.

Опытный образец БАЗ-6910-024. Брянский автомобильный завод, апрель 2010 г.

Нужно отметить, что для НИИ «Вектор» в июне 2010 г. были изготовлены отдельно ещё три кабины увеличенного объёма без внутреннего оборудования, систем, обивки, с заваренными оконными проёмами. Эти кабины планировалось использовать при проведении специальных испытаний.

В официальном письме разработчика антенно-подъёмного модуля ОАО «КБСМ», направленном на БАЗ в июне 2011 г., отмечено, что при достаточной грузоподъёмности шасси БАЗ-6910 имеют хорошую проходимость, в том числе в зимний период. Достоинством этих шасси является и достаточная жёсткость лонжеронов.

Об авторах:

А. Г. Привалов – главный редактор www.autocatalogue.ru «Автомобильный каталог»

Д. В. Колесников – заместитель главного конструктора ЗАО «БАЗ»

Ю. А. Шпак – главный конструктор Брянского автомобильного завода в 1997–2007 гг.

С. Н. Шалавасов – начальник КБ, отдела перспективного проектирования БАЗа в 1989–2010 гг.

www.gruzovikpress.ru

О премьерном показе РЛК 55Ж6М "Небо-М" и шасси БАЗ-6909 » Военное обозрение

В ноябрьском номере журнала "ГрузовикПресс" опубликована статья Александра Привалова о технике, представленной в августе 2012 года в Жуковском на праздновании 100-летия ВВС России.

Наибольший интерес представляет та часть материала, в которой речь шла о новейшем радиолокационном комплексе ПВО 55Ж6М "Небо-М". Он был представлен двумя радиолокационными модулями - РЛМ-М (метрового диапазон) и РЛМ-Д (дециметрового диапазона), а также кабиной управления работой РЛМ и их взаимодействия. Еще один модуль РЛМ-С (сантиметрового диапазона) в экспозиции не выставлялся.

РЛК 55Ж6М "Небо-М"

Выполнение ОКР "Небо-М" началось в конце 1990-х годов. В 1999 году было принято решение о размещении крупногабаритных модулей системы на специальных колесных шасси (СКШ) семейства "Вощина-1" производства Брянского автозавода (БАЗ). Однако БАЗу пришлось за свой счет проводить работы по подтверждению возможного увеличения грузоподъемности четырехосных СКШ до 22 тонн.

История вопроса уходит корнями в декабрь 1989 года, когда было утверждено техническое задание на ОКР "Астролог" (базовая модель СКШ МЗКТ-7390). Согласно техническому заданию, грузоподъемность шасси, создаваемого в Минске по ОКР "Астролог", должна была составить не менее 22 тонн. Первые опытные образцы МЗКТ-7390 были изготовлены в 1992-1994 годах.

2 июня 1993 году Главное автомобильное управление Министерства обороны России утвердило ТТЗ на ОКР "Вощина-1", согласно которому БАЗ должен был разработать семейство тягачей и шасси. Грузоподъемность базового четырехосного СКШ была задана не более 18 тонн. Это было сделано намеренно во избежание конкуренции МЗКТ и БАЗ, поскольку в 1993 году у военных еще была надежда на создание союзного государства. Но при проектировании шасси и тягачей в рамках ОКР "Вощина-1" был заложен определенный запас. И это помогло заводу в настоящее время, так как почти все комплексы и объекты вооружения, размещаемые на СКШ, весят от 20 до 22 тонн. В конструкции были заложены резервы, и осенью 2005 году БАЗ выпустил опытный образец СКШ БАЗ-6909-013, а в 2007 году на полигоне 21-го НИИ МО были проведены его испытания с целью подтверждения грузоподъемности четырехосных СКШ до 22 тонн.

Согласно технического отчета, составленного по итогам испытаний, эффективность шасси БАЗ-6909 превосходит МЗКТ-7930 на 82%. В настоящее время все радиолокационные модули РЛК размещены на шасси БАЗ-6909 колесной формулы 8х8 и грузоподъемностью до 22 тонн.

Государственные испытания РЛК 55Ж6М были завершены в октябре 2011 года. Первые РЛК должны поступить на вооружение уже в текущем году. Все же до 2020 года предполагается закупка около 100 РЛК.

Согласно данных разработчика РЛК (ОАО "ФНПЦ "НИИРТ"), на которые ссылается автор статьи, дальность обнаружения аэродинамических и баллистических объектов комплексом 55Ж6М составляет 1800 км, высота - 1200 км.

topwar.ru