Инженерная техника Советской Армии. Бат м


«БАТ-М» – инженерная машина дорожного класса

Говорят, что в России всегда была самая мощная военная техника. Так рассуждают не только о машинах, используемых для ведения боевых действий, но и о приспособлениях обслуживающего характера. Яркий пример и неоспоримое подтверждение этому – гусеничный путепрокладчик «БАТ-М»!

бат м

Даже в этой, казалось бы, довольно повседневной машине отражен русский дух. Приближаясь к этому аппарату, невольно поражаешься его огромным размерам, а присмотревшись поближе, дивишься несуразности. Вроде бы есть гусеницы – значит, танк, но тут же видишь верхнюю часть машины, напоминающую грузовики из старых советских кинолент. Путепрокладчик «БАТ-М» - примерный образец советского конструктивизма!

Величавым и сильным он выглядит не только снаружи. Своими техническими характеристиками он ничем не уступает мощному танку.

Характеристики путепрокладчика

Созданный специально для глобальных идей и затей, помощник в уборке и стройках гигантских масштабов, путепрокладчик «БАТ-М», при его массе в 275 центнеров, т. е. в 27,5 тонн, оснащен большим (если в данных масштабах вообще возможно такое сравнение) баком для топлива (максимальной вместительностью в 0,9 тонн), что обеспечивает работоспособность нашего «зверя» до 15 часов. И это лишь малая часть сведений о нём.

«БАТ-М», технические характеристики которого больше напоминают танк, чем тягач, очень мощный. Вы только вдумайтесь: 305 лошадиных сил, а благодаря герметичной кабине и фильтру, машина может работать в условиях заражений и в облаках самых различных ядовитых газов! Именно это позволяет использовать путепрокладчик практически в любых условиях.

«БАТ-М» технические характеристики имеет очень внушающие. В эту конструкцию также входит огромный ковш (если можно его так назвать), способный работать в 3-х основных положениях, а именно: в бульдозерном, двухотвальном и грейдерном. Во всех рабочих режимах ковш имеет разную ширину – 5 метров, 4,5 м и 4 м. Казалось бы, что на этом все, хватит. Но нет, можно регулировать не только какие-то определенные положения ковша, но и его высоту, т. е. возможно его поднятие и опускание, а это немаловажная «опция». Более того, в распоряжении «БАТ-М» имеется мощный грузоподъемный кран, способный поднимать ни много ни мало, а 2 тонны! Сам кран регулируется с выносного пульта, что позволяет одному человеку не концентрироваться только на управлении агрегатом, но и выполнять еще какие-то посильные обязанности. В целом можно отметить, что «БАТ-М» – настоящая находка для тех, кто любит универсальную и мощную технику.

бат м технические характеристики

С момента выпуска «зверя» и до нашего времени

Если вспомнить о начале выпуска этих монстров, а это был 1966 год, то можно сравнить «БАТ-М» с Николой Теслой, сказав, что машина опередила свое время, и даже тогда она не была так нужна, как сейчас. Если сейчас рассматривать тот рынок, что предлагают нам современные производители машин подобного плана, то ни одна из них не сможет тягаться с «БАТ-М» по функциональным возможностям, не говоря уже о ценах на такого рода продукцию, хоть незаменимую, но достаточно редкую.

Надежный старина «БАТ-М»

Вспоминая о годе производства, можно назвать эти машины пенсионерами, динозаврами, пережитками прошлого, но в противовес можно привести лишь один, но очень тонкий аргумент. О чем же можно говорить, если более, чем за 50 лет с начала производства этой техники не придумали машину, более удобную в использовании?

модель бат м

Актуально ли?

Модель «БАТ-М» актуальна и в наше время. Можно много говорить о её заслугах с технической стороны как оборудования, но не стоит забывать о ее преимуществах как средства эксплуатации: вместительная кабина, где с комфортом могут расположиться два взрослых человека, а из-за нахождения двигателя под кабиной легко решается проблема обогрева салона в холодное зимнее время.

Со стороны людей, вплотную имевших дело с этой необычной машиной (а это обслуживающий персонал и водители-эксплуататоры), можно получить удивительно единодушные отзывы. «БАТ-М», работа которого никого не оставила недовольным, получает от потребителей только хорошие оценки.

путепрокладчик бат м

Преимущества путепрокладчика

«БАТ-М» – это инженерная машина, которая относится к классу дорожных. Обычно с ее помощью засыпают траншеи, рвы, воронки, прокладывают пути, расчищают дороги от обломков зданий или роют котлованы. Основой для такого путепрокладчика конструкторы выбрали тягач «АТ-Т». Эта машина способна передвигаться со скоростью до 35 км/час, а ее преимуществом является надежная герметизация кабины. Для того чтобы осуществить установку рабочего органа в грейдерное, бульдозерное или двухотвальное положение, нужно проводить работу с помощью гидропривода. Благодаря крановому оборудованию эта машина обладает мощной грузоподъемностью, и управлять ею можно при помощи выносного пульта.

бат м работа

Плюсы покупки «БАТ-М»

С помощью мощной лебедки машина может вытаскивать из грязи не только другую, стороннюю технику, но и сама себя, а это большой плюс в сторону покупки данной техники. Следующий аппарат в этой линейке («БТ-2») является более громоздким и менее поворотливым, поэтому более удобным в эксплуатации считается именно «БАТ-М». К очевидным плюсам относится также гусеничный ход: благодаря этому путепрокладчик может проехать практически везде, а за счет ширины гусениц – не проваливаться «под землю» на зыбких участках. Машина является очень надежной, прочной и безотказной в любых условиях. «БАТ-2» отличается от нее наличием саперного отделения, и эта модель полубронированная. «БАТ-М» более поворотлив, не такой длинный и менее громоздкий.

fb.ru

М - это... Что такое БАТ-М?

БАТ-М История Размеры Подвижность
Классификация Инженерная машина
Боевая масса, т 27,5
Основные операторы
Длина корпуса, мм 7050 (10500 с лыжей)
Ширина корпуса, мм 45005000 при бульдозерном режиме4000 при грейдерном режиме
Высота, мм 3750
Тип двигателя В-401 или А-401Г, четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском топлива
Мощность двигателя, л. с. 415
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 550

Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Описание конструкции

Базовая машина — тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 415 л.с., масса 27.5т., транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5 м.), двухотвальное (как показано на рисунке)(ширина 4.5м) и грейдерное (ширина 4.0 м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12-15 часов.

Производительность:

  • -прокладка колонного пути по среднепересеченной местности 1.5-10 км/час;
  • -землеройные работы 200—250 куб.м/час;
  • -грузоподъемность крана — 2 т.

Служба и боевое применение

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка −1 шт, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт.

Оценка машины

Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.

— Веремеев Ю.Г.

Литература

  • Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного инженерного путепрокладчика БАТ-М. — Военное издательство МО СССР, 1964.
  • Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1982.
  • Путеукладчик БАТ-М. Пособие механику-водителю по эксплуатации. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1980.

Ссылки

dic.academic.ru

Путепрокладчик БАТ-М -bat_m.html

(шестидесятые-семидесятые годы )

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

От автора. БАТ-М это именно путепрокладчик, а не бульдозер подобно тракторным бульдозерам типа С-100. Он не предназначен для отрывки котлованов. Его мощность достигается высокооборотным дизельным двигателем. Как известно, мощность двигателя   и его крутящий момент это не одно и то же.   Поэтому БАТ-М роет куда хуже нежели трактор. Использование БАТ-м для отрывки котлованов это вынужденная мера, диктуемая боевой обстановкой.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т.  Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина 4.5.м.) и грейдерное (ширина 4.0.м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

На снимке слева: Рабочий орган БАТ-М, установленный в грейдерное положение.На снимке в начале статьи рабочий орган установлен в двухотвальное положение. Впереди видна лыжа, с помощью которой регулируется заглубление.

Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

На снимке справа: БАТ-М с рабочим органом, переведенным в транспортное положение.

Для транспортировки по железной дороге крылья бульдозера отделяются от рамы и укладываются на специальные стойки, рама с устройством перекоса  разделяется на две части и укладывается на платформу позади кабины. В этом виде БАТ-М имеет туже габаритность по ширине, что и танк.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-М

Базовая машина......................................................................................................... артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 27.5 т.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 7.05м. (рабочий орган как показано выше)
                                                                                          ширина............................. 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении)
                                                                                          высота .............................  3.95м. (рабочий орган как показано на снимке выше)
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина................................. 10.4м. (по переднему кончику лыжи)
                                                                                          ширина............................. 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении)
                                                                                          высота .............................  3.4м. (по верху стрелы крана)
Клиренс..................................................................................................................... 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит.................................................................................... 1- Т
Удельное давление на грунт................................................................................... 072 кг/кв. см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.64м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 25 градусов
Максимальная глубина брода.................................................................................
Запас хода по топливу............................................................................................. 1100 км.
Максимальная скорость движения....................................................................... 35 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 20-25  км/час
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности....... 1.5-10 км/час
Скорость прокладки колонного пути в кустарнике и редколесью 4-8 км/час
Скорость расчистки маршрута.............................................................................. 5-16 км/час
Скорость расчистки колонного пути от снега..................................................... 8-10 км/час (при глубине снега до 1 метра)
Скорость при снятии 10 см. грунта....................................................................... 4-5 км/час
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п.............................. 400-450 куб.м/час
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 4 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя................................................................................................. 305.23 квт. (415 л.с.)
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 5.0 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.0м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении...................................... 4.5м.
               - высота отвала........................................................................................... 1.07м.
               -заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.24м.
               -угол поперечного наклона отвала......................................................... 8-9 градусов от горизонтального положения
Крановое оборудование:
                - грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 т.
                 -максимальный вылет стрелы................................................................ 5.4м.
Лебедка:
                -тяговое усилие......................................................................................... 25.5 т.
                -длина   троса............................................................................................. 100м.

В кабине имеется корзина и арматура для установки радиостанции Р-113, однако ею машина не комплектуется. В кабине установлен рентгенометр ДП-3. Машина комплектуется прибором ночного видения ПНВ-57 (один комплект).

Экспортировался в страны-участницы Варшавского договора, Алжир, Египет, Ирак, Сирию, Китай и в некоторые другие страны. Серийно производился с 1953 по 1972 г.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 машина., в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   - 9 машин.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации путепрокладчика БАТ-М . Военное издательство МО СССР. Москва 1964г. 2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г. 3.Путепрокладчик БАТ-М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. БАТ-М.0000-0000 ТО.

---***---

 

©Веремеев Ю.Г. Главная страница-инженерная техника

  От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик  БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.

saper.isnet.ru

Рассказ о путепрокладчике БАТ-М

Всем привет! Речь пойдет о путепрокладчике БАТ-М (изделие 405му), разработанном на базе Артиллерийского  тягача АТ-Т (изделие 401).

Изображения машины, характеристики и прочее можно найти на нашем сайте, а я хотел вам рассказать о машине с точки зрения ведущего специалиста по ремонту инженерной техники.

Мое знакомство с машиной произошло в начале воинской службы на дальнем востоке в 90 годы. Тогда еще молодым лейтенантом, разъезжая по командировкам, в одной из мотострелковых частей я первый раз увидел БАТ-М. Тогда еще было непонятно назначение этой машины, но было жутко интересно зачем на ней столько всякого оборудования (отвал, кран, лебедка). Я служил в Железнодорожных войсках  и у нас ничего подобного не было.

Прошли годы и вот уже на базе нашего предприятия мы вновь встретились с этой чудо-машиной, которая поступила к нам в ремонт. Машину пришлось изучать  с нуля, начиная с ее  назначения и до последнего винтика. Поначалу  было не просто ­- новый вид техники, требования к ремонту, опыт работы с данной техникой. Но оказалось, что она при своем грозном виде относительно проста по сравнению со своим современным  собратом  БАТ-2 (Объект 454) с которым я столкнулся на предприятии в начале моего творческого пути и уже потом с БАТ-М. А посему было с чем сравнивать и не по картинке.

Одно из преимуществ БАТ-М в том, что на нем установлена обычная механическая трансмиссия. Привод от двигателя осуществляется через главный фрикцион (401.07Сб-А) (многодисковый метал по металлу)  что было удивительно как такое возможно. Однако работает и надежно – с уважением к разработчикам! Далее привод идет на КПП (401.08Сб-1А) и планетарные механизмы поворота (401.09.2Сб и 401.09.3Сб), благодаря которым машина совершает повороты с замедлением в 1,42 раза или разворот за счет блокировки ПМП остановочной лентой. Регулировка приводов управления осуществляется при помощи линейки и слесарного инструмента. Что не скажешь о следующем поколении машин БАТ-2 с гидравлическим управлением, которые требуют специальное оснащение и оборудование для диагностики и ремонта и само собой – подготовленных специалистов.

БАТ-М – машина прошлого, но актуальна и по сей день.  Интерес   к машине проявляют организации и предприятия  исходя из скоростных  характеристик машины и ее производительности:

 -производительность прокладки колонного пути по кустарнику и мелколесью  - 4-8 км\ч;

- производительность прокладки пути по снегу  - 8-10  км\ч

Подкупает еще простота конструкции, теплая кабина за счет обдува радиатора охлаждения и двигателя, который находится под кабиной, крановая установка (П1000-00-00) в 2т. и вылетом  5.4м, которая обслуживает сама себя при сборке (разборке) рабочего оборудования, лебедка (401.18.1Сб-4) с усилием в 20т., которая помимо основных функций  помогает при переводе рабочего органа в транспортное положение.

Управление гидросистемой рабочего органа осуществляется электропереключателями на рычагах управления машиной - удобно и легко.

На базе нашего предприятия было в ремонте немало таких машин. Состояние их было разное - искореженные, некомплектные, покрытые ка мхом ржавчиной.

Приходилось всему коллективу ремонтной бригады прикладывать максимум усилий, чтобы довести машину до требуемого состояния, а затем вместе с заказчиком ощутить чувство восторга от состояния машины.

                                                                                                                                                                                                                                                      Роман Ч.

bmz.ru

БАТ-М Википедия

БАТ-М(бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный) Классификация Боевая масса, т Экипаж, чел. История Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Запас хода по шоссе, км
БАТ-М
инженерный танк
27,5
2
7050 (10500 с лыжей)
4500 при двухотвальном положении РО5000 при бульдозерном положении РО4000 при грейдерном положении РО
3750
В-401 или А-401Г, четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском топлива
415
35
550
 БАТ-М на Викискладе
Бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный (БАТ-М), во время работы.

Путепрокладчик «БАТ-М» (бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный) — советская инженерная машина разграждения.

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Относится к типу путепрокладчики гусеничные, средствам преодоления разрушений и препятствий, инженерной техники ВС Союза ССР, заменён на БАТ-2.

Описание конструкции[ | код]

Базовая машина — путепрокладчик БАТ на основе АТ-Т, от которого машина отличается гидравлическим, а не механическим (тросовым) управлением рабочего органа (отвала). Мощность двигателя 415 л. с., масса 27,5 тонны, транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находится без средств индивидуальной защиты.

Рабочий орган (отвал) может устанавливаться (ширина в плане) в бульдозерное (5 метров), двухотвальное (как показано на рисунке

ru-wiki.ru

БАТ-М — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

БАТ-МКлассификацияБоевая масса, тЭкипаж, чел.ИсторияОсновные операторыРазмерыДлина корпуса, ммШирина корпуса, ммВысота, ммПодвижностьТип двигателяМощность двигателя, л. с.Скорость по шоссе, км/чЗапас хода по шоссе, км

Средство преодоления разрушений и препятствий

27,5

2

7050 (10500 с лыжей)

4500 при двухотвалном положении РО5000 при бульдозерном положении РО4000 при грейдерном положении РО

3750

В-401 или А-401Г, четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском топлива

415

35

550

Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Относится к типу путепрокладчики гусеничные, средствам преодоления разрушений и препятствий, инженерной техники ВС СССР, заменён на БАТ-2.

Описание конструкции

Базовая машина — путепрокладчик БАТ на основе АТ-Т, от которого машина отличается гидравлическим, а не механическим (тросовым) управлением рабочего органа (отвала). Мощность двигателя 415 л. с., масса 27,5 тонны, транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находится без средств индивидуальной защиты.

Рабочий орган (отвал) может устанавливаться (ширина в плане) в бульдозерное (5 метров), двухотвальное (как показано на рисунке) (4,5 метра) и грейдерное (4,0 метра) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка, массе (27,5 тонны) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12—15 часов.

Производительность:

  • прокладка колонного пути по среднепересечённой местности: 1,5—10 км/ч;
  • землеройные работы: 200—250 м3/ч;
  • грузоподъёмность крана: 2 т.

Служба и боевое применение

Состоял на вооружении инженерных войск ВС СССР, в инженерно-сапёрной роте мотострелкового (танкового) полка — 1 шт, в инженерно-сапёрном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт.

Оценка машины

Машина прочная, надёжная, безотказная. Кабина просторная, тёплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебёдку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебёдкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебёдка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, ещё и сапёрное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.

</div>

— Веремеев Ю. Г.

</blockquote>

Напишите отзыв о статье "БАТ-М"

Литература

  • Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного инженерного путепрокладчика БАТ-М. — М.: Военное издательство МО СССР, 1964.
  • Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. — М.: Военное издательство МО СССР, 1982.
  • Путеукладчик БАТ-М. Пособие механику-водителю по эксплуатации. — М.: Военное издательство МО СССР, 1980.

Ссылки

  • [www.os1.ru/article/history/2006_09_A_2007_03_02-16_53_37/ Тяжёлый артиллерийский тягач]

Отрывок, характеризующий БАТ-М

– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал: – Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь… Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье. Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея. За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне. – Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она. – Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна. – Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня. Марья Дмитриевна только пожала плечами. – Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка! Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его. Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением. – Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам… Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. – Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала. – Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать. Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру. – Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул. Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера. – Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно… «Что знать?» спросил взгляд Наташи. – Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека? – Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала. И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят. – Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер. Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос. – Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился. – Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам. – Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей. – Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением. – Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты. Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани. – Теперь куда прикажете? – спросил кучер. «Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.

wiki-org.ru

Путепрокладчик БАТ » Инженерная техника

Национальный Военноисторический Музей батНациональный Военноисторический Музей батПутепрокладчик БАТ предназначен для прокладывания колонных путей, постройки и ремонта войсковых дорог, засыпки рвов, устройства подъездов к мостам и переправам, расчистки завалов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Путепрокладчик БАТ создан на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (изделие «401»). На путепрокладчике установлен двигатель А-401, мощностью 415 л.с.Пятикатковый гусеничный движитель путепрокладчика состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра 830 мм с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями шириной 500 мм.Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса путепрокладчика. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-вольтовых АКБ-6 СТЭН-140М, соединенных последовательно-параллельно.Путепрокладчик оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 100 мм (диаметр троса – 28 мм), предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших или затонувших машин меньшей и равной с тягачом массы. Лебедка расположена под настилом пола платформы и приводится от трансмиссии путепрокладчика.

Рабочий орган путепрокладчика в зависимости от характера предстоящей работы может устанавливаться в бульдозерное, двухотвальное или грейдерное положение.

Тактико технические характеристики БАТ

- ширина в двухотвальном положении – 4,15 м;- ширина в бульдозерном положении – 4,78 м;- производительность при прокладывании колонных путей в кустарнике, мелколесье и по целине – 4-6 км/ч;- производительность при прокладывании колонных путей по снежной целине – 4-10 км/ч;- производительность при перемещении грунта при устройстве аппарелей, спусков и оврагов, засыпке противотанковых рвов – 100-200 м3/ч;- средняя скорость по грунтовым дорогам – 18-20 км/ч;- максимальная скорость движения – 35 км/ч;- вес путепрокладчика – 25,3 т;- экипаж – 2 чел;- запас хода – 500 км;- длина с лыжей – 10 м;- длина без лыжи – 8,9 м;- ширина – 4,78 м;- высота – 2,8 м;- время на выполнение частичного демонтажа – 1,5 ч;- время на разгрузку с железнодорожной платформы и выполнение основного монтажа – 2,5 ч.

Метки к статье: путепрокладчик

engineering-machine.ru