Инженерная техника Советской (Российской) Армии. Бат 2


Путепрокладчик БАТ-2 » Инженерная техника

Путепрокладчик БАТ-2БАТ-2 — советский путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок, траншей, канав, рыхление мерзлых грунтов, грузоподъемные работы.

История

Разработка проекта нового путепрокладчика на шасси тяжелого тягача- транспортера МТ-Т была начата в начале 80-х годов прошлого века в отделе № 61 в конструкторском бюро им. А.А. Морозова (г. Харьков) под руководством главного конструктора отдела П.И. Сагира.

Изделие 454 (заводской индекс) предназначалось для замены в производстве и в войсках устаревшего к тому времени путепрокладчика БАТ-М. Новая машина создавалась, как было уже сказано, на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т, разработанного в том же КБ в конце 70-х гг. и производившегося на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (ХЗТМ).

Специальное оборудование частично было позаимствовано у предшественника — БАТ-М. Новый путепрокладчик был принят на вооружение в 1987 г. под названием БАТ-2, его серийное производство было организовано в следующем году на ХЗТМ. Последующие исторические события, распад СССР помешали развертыванию крупномасштабного производства БАТ-2, однако некоторое количество новых машин было поставлено в войска, а также на экспорт, предположительно, в ГДР, Чехословакию и в Венгрию.

Описание конструкции

Базовой машиной путепрокладчика является многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование.

Основными частями гусеничного шасси являются рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневмооборудование, электрооборудование.Рама служит для размещения и крепления всех составных частей шасси и выполнена в виде сварной коробчатой конструкции. В передней части рамы расположена кабина, в средней установлена лебедка механического типа, реверсивная, с тяговыми роликами и разгруженным сборным барабаном. Лебедка полностью заимствована с тягача АТ-Т.

В задней части рамы расположены силовая установка с обслуживающими ее системами и трансмиссия, включающая цилиндрический редуктор, конический редуктор с реверсом, две коробки передач с бортовыми передачами и маслосистему трансмиссии.Кабина предназначена для размещения и защиты расчета от воздействия окружающей среды, а также для размещения органов управления и аппаратуры.

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала.Кабина сварная, восьмиместная, закрытого типа, герметизированная. Внутреннее помещение кабины по конструктивной компоновке является отделением управления. В нем размещены два ряда сидений (первый ряд - сиденья механика-водителя, его помощника и двух членов расчета, второй ряд - четырех членов расчета), органы управления, приборы и аппаратура для управления путепрокладчиком и контроля за работой его систем, механизмов и рабочего оборудования.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его систем: смазки, охлаждения и подогрева, питания топливом, воздухоочистки, выпуска отработавших газов и пуска. Двигатель В-46-4 четырехтактный многотопливный быстроходный дизель мощностью 522 кВт, жидкостного охлаждения с наддувом.

Система смазки циркуляционная, комбинированная, предназначена для размещения возимого запаса масла и подачи его под определенным давлением к трущимся поверхностям деталей в целях уменьшения их износа и отвода от них тепла. Система смазки состоит из масляного бака, масляного радиатора трубчато-пластинчатого типа, масляного насоса, двух фильтров (заборного и тонкой очистки), маслоочистителя, маслозакачивающего насоса, редукционного и сливного клапанов.

Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам путепрокладчика и отбора мощности к рабочему оборудованию.Ходовая часть путепрокладчика состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель включает гусеницы, два ведущих и два направляющих колеса с механизмами натяжения, четырнадцать опорных и восемь поддерживающих катков.Гусеница мелкозвенчатая, с цевочным зацеплением, состоит из 87 траков. Трак состоит из двух звеньев, в отверстия которых запрессованы обрезиненные пальцы. Траки соединяются в гусеницу с помощью гребня, башмака, двух скоб и болтов.

Ведущие колеса установлены в кормовой части путепрокладчика на шлицы ведомых валов редукторов бортовых передач и центрируются по его цилиндрической поверхности с помощью конусов.Направляющие колеса установлены в передней части путепрокладчика и предназначены для удержания гусеницы в ободе при ее перематывании и для регулирования ее натяжения. Направляющее колесо состоит из обода с амортизаторами и ступицей, роликоподшипника, кривошипа, горловины, втулок, механизма натяжения гусеницы, приводов электро-спидометра (левое колесо) и тахогенератора (правое колесо), деталей крепления и управления.Опорные катки установлены на оси балансиров по семь штук с каждой стороны путеукладчика.Опорный каток состоит из обода, двух наружных дисков, двух амортизаторов, вулканизированных к ободу и дискам, ступицы, подшипника, деталей уплотнения и крепления.Для удержания верхних ветвей гусениц от провисания на путепрокладчике установлены с каждой стороны по четыре поддерживающих катка.

Подвеска предназначена для удержания рамы на определенном расстоянии от плоскости опоры гусениц, обеспечения плавности движения путепрокладчика и смягчения ударов при его движении по неровностям.Подвеска путепрокладчика независимая, торсионная, состоит из балансиров, торсионных валов, гидроамортизаторов и системы блокировки подвески.Пневмооборудование предназначено для создания запасов сжатого воздуха и использования его для воздушного пуска двигателя, работы системы обмыва стекол, пневматического управления тормозами путепрокладчика и технических нужд.

Инженерное оборудование: универсальный бульдозер, полноповоротный кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 2 тонны, одностоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской, лебедка с тяговым усилием 25 тс.Инженерное имущество используется саперным отделением при выполнении инженерных задач (проделывание проходов в завалах в населенных пунктах, в лесу, в горах и т. п.).

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могут устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает дорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметы смещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать серповидный поперечный профиль дороги.

Лыжа, имеющаяся впереди отвала обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега).

Крановое оборудование позволяет поворачивать стрелу на 360 градусов и перемещать грузы массой до 2 тонн на высоту от -3.5м до +7.42м. Поскольку стрела телескопичная, то грузы можно перемещать по горизонтали не меняя высоту подъема на расстояние до 7.36м., считая от центра вращения стрелы.

Машина оснащена системой автоматического пожаротушения, нашлемными приборами ночного видения.

Тактико технические характеристики БАТ-2

Базовая машина......................................................................................................... МТ-ТМасса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 39.7 тоннГабаритные размеры: - в транспортном положении длина............................... 9.64м.ширина............................. 4.00м.высота ............................. 3.69м.- в рабочем положении длина............................... 12.65м.ширина............................. 4.00м. (без учета ширины отвала бульдозера)высота ............................. 3.34м.Колея.......................................................................................................................... 2.73м.Клиренс..................................................................................................................... 42.5см.Удельное давление на грунт................................................................................... 0.8 кг/кв.см.Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33м.Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусовМаксимальный угол крена....................................................................................... 23 градусаМаксимальная глубина брода................................................................................. 1.3. м.Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. + 3 часа работы оборудованияЗапас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ,ДА)........................................ 1746 литровРасход топлива на 100 км пробега.......................................................................... 275 литровРасход топлива на 1 час работы оборудования................................................. 80 литровМаксимальная скорость движения....................................................................... 60 км/часСредняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 28-35 км/часЭкипаж....................................................................................................................... 2 чел.Вместимость кабины .............................................................................................. 8 чел. (включая экипаж)Двигатель................................................................................................................. В-46-4Мощность двигателя................................................................................................. 710 л.с. (520 квт)Скорость прокладки колонного пути..................................................................... 6-8 км/час- то же, но с валкой деревьев до диаметром до 30 см......................... 2-3 км/часСкорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50см....................... 8-15 км/часПроизводительность при земляных работах....................................................... 350-400 куб.м/часБульдозерное оборудование: -ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 4.57м.-ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.28м.-ширина отвала в двухотвальном положении...................................... 4.00м.- высота отвала........................................................................................... 1.2м.-заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.45м.-угол поперечного наклона отвала......................................................... 10 градусов.Крановое оборудование: - грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 тонны-максимальный вылет стрелы................................................................ 7.36м.-максимальная высота подъема крюка.................................................. 7.42м.Рыхлитель: -глубина рыхления.................................................................................... 0.5м.-категории разрабатываемого грунта...................................................... I-IIIЛебедка: -тяговое усилие......................................................................................... 25 тонн-длина троса............................................................................................. 100 метров

Фото БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2

Метки к статье: путепрокладчик

engineering-machine.ru

Путепрокладчик БАТ-2. Техническая характеристика БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для:

  • перемещение грунта при устройстве переходов через овраги и рвы, устройство спусков к переправам;
  • расчистки маршрута движения от кустарников, деревьев, пней, снега и камней, устройство проходов в завалах, в лесу и населенных пунктах;
  • укладки блоков дорожно-мостовых конструкций;
  • отрывание котлованов при самоокапывании, устройство проходов на местности, зараженной радиоактивными веществами.

Основными частями путепрокладчика является базовая машина (изделие 454 или МТ-Т) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначенное для разработки мерзлых и не мерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ. В состав рабочего оборудования входят бульдозерное оборудование, разрыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудования.

Оборудование БАТ-2

Рис.1.

1 – бульдозерное оборудование, 2 – базовая машина 3 – крановое оборудование, 4 – разрыхлительное оборудования, 5 – продольный брус обхватывающей рамы.

 

Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования – с универсальным отвалом . Ширина отвала в положении путепрокладчика – 4000 мм, бульдозерном – 4570 мм, грейдерным – 4300 мм. Высота отвала 1200 мм. Размер углубления 450 мм, подъема – 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

Бульдозерное оборудование располагается в передней части машины и состоит из обхватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

Обхватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкательную раму. Она имеет П – образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой и двух упорных кронштейнов.

Толкательная  рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикрепленной к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки .

Отвал предназначен для послойного срезания и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала есть левое и правое крыло и центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковые по строению и представляют собой сварную металлоконструкцию .

Лижа предназначена для регулирования толщины срезаемого слоя почвы при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи является кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр.

Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъема бульдозерного оборудования.

В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, которые соединяют корпус машины с качающимися стойками.

Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления, установленных в кабине и на рычаг пово

Бульдозерное оборудование БАТ-2 Положение лыжи БАТ-2

Рис.2.

А-грейдерным положение, Б-бульдозерное положение, В- положение путепрокладчика. 1 – крыло, 2 – захват; 3 – телескопическая штанга; 4 и 13 – крюки; 5,12,18 – гидроцилиндры, 6 – толкающая рама, 7 – поперечная балка; 8 и 14 – рычаги; 9 и 11 – гидроцилиндры механизма перекоса ;  10 – трубчатая цапфа; 15 – лыжа; 16-цепь; 17 – полоз лыжи; 18-палец; 20-отвал;  21 – крышка; 22 – ножи отвала.

Разрыхлительное оборудование предназначено для разрыхления твердых и мерзлых верхних слоев почвы. Оно установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения.

Рабочий элемент состоит из стойки, наконечника и деталей крепления. Стойка является несущим элементом. Наконечник, который имеет устойчивое к износу наплавки, является переменной частью и непосредственно осуществляет отделение разрушения грунта при движении путепрокладчика.

            Привод перемещения рабочего элемента представляет собой Параллелограммную конструкцию, которая состоит из двух верхних тяг, рамы, корпуса и двух гидроцилиндров. Параллелограммная конструкция обеспечивает постоянный угол резания независимо от величины заглубления рабочего элемента в грунт.

Разрыхления твердых и мерзлых грунтов осуществляется на задней передаче с включением реверса вперед. Рабочим элементом нарезают ряд продольных борозд на глубину 0,5 м с расстоянием между ними 0,7 – 0,9 м. При необходимости нарезаются поперечные борозды под углом 50 – 60 градусов к продольным.

Разрыхлитель БАТ-2

Рис.3.

1- балка;  2-  гидроцилиндр; 3 – корпус; 4 –  рабочий элемент; 5-  рама.

Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно- разгрузочных работ. Его максимальная грузоподъемность на всех вылетах стрелы – 2т . Максимальный вылет крюка – 7,37 м. Высота подъема крюка – 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы – 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка гусенице сбоку – 5,76 м, к стойке разрыхляя оборудования – 3 м , к балке при транспортном положении бульдозерного оборудования – 3,04 м. Скорость подъема (опускания ) груза – 0,196 – 0,04 м/с.

Основными частями кранового оборудования является опорно- поворотное устройство, стрела, механизм поворота, грузовая лебедка, гидроцилиндр изменения вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудования.

Опорно–поворотное устройство предназначено для крепления кранового оборудования к корпусу машины и передачи статических и динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов. Основными частями опорно- поворотного устройства есть основа, опорный подшипник и поворотная платформа.

Стрела предназначена для крепления механизмов и передачи возникающих от перемещения груза усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из неподвижной и выдвижной секций.

           Механизм поворота, предназначенный для поворота кранового оборудования относительно вертикальной оси и остановки его в требуемом положении. Он установлен сверху на поворотной платформе и состоит из гидромотора 210.20, червячного редуктора, стакана, ведомой шестерни и тормоза.

Приспособления безопасности предназначены для обеспечения безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся ограничитель грузоподъемности и ограничитель высоты подъема крюка.

Электрооборудование предназначенное для дистанционного управления работой гидропривода, обеспечения работы приборов безопасности, сигнализации, освещения. В состав электрооборудования входят блок аппаратуры, электрооборудования гидропанели, соединительные платы, вращающийся контактное устройство, концевые выключатели ограничителя грузоподъемности и ограничителя высоты подъема крюковой обоймы, светильники, крышки, розетки, выносной пульт.

Кран БАТ-2

Рис.4.

1 – грузовая лебедка; 2 – крюкова обойма; 3 – стрела; 4-  гидроцилиндр вылета стрелы; 5 – механизм поворота; 6- опорно-поворотное устройство.

Механизм отбора мощности предназначен для привода гидронасосов. Он установлен слева в средней части корпуса базовой машины и состоит из привода редуктора и редуктора гидронасосов .

Привод редуктора является связующим звеном между редуктором лебедки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебедки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.

Редуктор гидронасосов представляет собой шестеренчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления, предназначенный для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности до гидронасосов.  На редукторе установлены два гидронасоса 210.25 и два – 210.16. Корпус редуктора разборный.

В редукторе установлен шестеренчатый насос НШ – 10Е3, который обеспечивает подачу масла для включения фрикционной муфты. Подача масла осуществляется через систему клапанов, расположенных в крышке, в полость под поршень, установленный в барабане фрикциона, сжимающего диски. Сжатием дисков осуществляется соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, соединенного с зубчатым колесом, которое передает крутящий момент на валы гидронасосов.

Редуктор гидронасосов БАТ-2

Рис.5. Редуктор гидронасосов.

1 – гидронасос, 2 – корпус, 3 – маслозборник, 4 – фрикционная муфта, 5 – шестеренчатый насос НШ 10-Е, 6 – ведущий вал в сборе.

Гидропривод предназначен для управления бульдозерным, разрыхлительным и крановым оборудованием. С помощью гидропривода осуществляется углубление и выглубления отвала, перевод бульдозерного разрыхлительного оборудования и лыжи в рабочее или транспортное положение, перекос отвала, фиксация крыльев отвала в различных рабочих положениях, подъема или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебедки кранового оборудования.

Основными частями гидропривода является гидробак, два гидронасоса 210.25, два гидронасоса 210.16, три гидропанели, два гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, два гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, два гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, два гидроцилиндра подъема бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.

Схема гидропривода БАТ-2

Рис.6. Схема гидропривода БАТ-2.

1 – гидрозамок, 2 – дроссель 3 – гидроцилиндр изменения вылета стрелы, 4 – гидромотор грузовой лебедки, 5 – гидроцилиндры тормозов грузовой лебедки; 6-8, 34-39, 44-47 – трьохпрзицийни золотника 85/2; 9,10, 14,16 и 33 – электромагнитные краны ГА 192/1, 11 – гидроцилиндр механизма поворота, 12 – гидромотор 210.2, 13 – предохранительный клапан БГ52-24 (13МПа), 15 и 25 – предохранительные клапаны БГ 52-54 (16МПа), 17 – предохранительный клапан 32-200 (16МПа), 18 – предохранительный клапан (0,3 МПа), 19 – радиатор, 20 – гидронасосы 210.25, 21 – гидронасосы 210.16, 22 – гидроциклоны, 23 – обратный клапан, 24 – гидробак, 26 – предохранительный клапан (1.0МПа), 27 и 32 – гидроцилиндры подъема бульдозерного оборудования, 28 – аварийный агрегат; 29 – гидроцилиндры разрыхляя оборудования, 30 – золотники плавающего положения; 31 – предохранительный клапан БГ 52-24 (20 МПа), 40 и 43 – гидроцилиндры механизма поворота отвала; 41 – гидроцилиндры фиксации рычагов установления крыльев отвала; 42 – гидроцилиндры механизма перекоса отвала, 48 – гидроцилиндр лыжи; 49 – клапан разъема.

Электрооборудование предназначено для дистанционного управления гидроприводом, для контроля уровня и температуры рабочей жидкости и для обеспечения безопасной работы механизмов. Питание потребителей электроэнергией осуществляется от сети базовой машины.

В состав электрооборудования входят:

  • пульт, установленный в кабине на левой стенке,
  • блок-реле, установленный в кабине на передней стенке;
  • выносной пульт;
  • электрооборудования гидропанелей;
  • электрооборудования крана;
  • переключатели на рычагах управления поворотом транспортера;
  • реле уровня рабочей жидкости в гидробаке,
  • электрический термометр для дистанционного контроля температуры рабочей жидкости в гидроприводе и масла в редукторе насосов;
  • фонари освещения, электрокабели, вилки и розетки.

Тактико-технические характеристики БАТ-2

Техническая производительность при прокладке колонных путей, км / ч:
 – По пересеченные местности

6-8

 – В зарослях

2-3

 – По снежной целине

8-15

 – В лесных завалах

0,2

Техническая производительность при планировании местности, устройстве спусков и засыпке воронок, м3 / ч

350-400

Максимальная транспортная скорость, км / ч

60

Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч

28-35

Масса, т

39,7

Габаритные размеры в транспортном положении, мм
длина

9640

ширина

4000

высота

3690

Расчет, чел

2

Периодичность технического обслуживания, моточасов:
       ЕТО

1,5-2

       ТО-1

100

       ТО-2

300

Трудоемкость технического обслуживания, чел. / час:
       ТО-1

16-21

       ТО-2

29-30

Расход топлива, л:
       на 100 км пробегу

275-300

       на 1 час работы двигателя

80-100

Запас  топлива по ходу, км

500

Глубина рыхления, мм

не менше 500

Грузоподъемность кранового оборудования, т

2

Тяговое усилие лебедки, тс

25

Вам также может быть интересно:

fireman.club

2 - это... Что такое БАТ-2?

БАТ-2 История Размеры Подвижность
Классификация путепрокладчик
Боевая масса, т 39,7
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
Производитель
Годы производства с 1988
Годы эксплуатации с 1988
Основные операторы
Длина корпуса, мм 9640
Ширина корпуса, мм 4000
Высота, мм 3690
Колея, мм 2730
Клиренс, мм 425
Тип двигателя В-46-4
Производитель: ЧТЗ
Марка: В-46-4
Тип: дизельный
Расход топлива на трассе: 275 л/100 км
Тактность (число тактов): 4
Мощность двигателя, л. с. 710
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 28..35
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8

БАТ-2 — советский путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией.

Описание конструкции

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена[1].

Корпус

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, так же имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения[2][1].

Ходовая часть

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами[2][3].

Специальное оборудование

Основными элементами оборудования являются: бульдозер, рыхлитель, лебёдка и кран. Бульдозер имеет три режима работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с центральной частью. Этот режим используется для рытья земли. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозер имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья бульдозера выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета. Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность[1].

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в 2 тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 м[1].

В передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 т. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т[1][2].

Оценка машины

Несмотря на то, что машина создавалась на замену путепрокладчику БАТ-М. В целом БАТ-2 унаследовал основные недостатки БАТ-М. Несмотря на увеличение общей производительности, масса машины выросла непропорционально, из-за чего БАТ-2 обладает высоким удельным давлением на грунт, из-за чего машина часто застревает. К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2, способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Веремеев Ю. Г. Путепрокладчик БАТ-2  (рус.). Архивировано из первоисточника 18 мая 2012. Проверено 26 января 2012.
  2. ↑ 1 2 3 Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 88
  3. ↑ Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 85

Литература

  • Часть 4. Базовые изделия // Машины инженерного вооружения / Бородин Н. Г.. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1987. — С. 85, 88. — 432 с.

Ссылки

dic.academic.ru

ТКомплект мостостроительных средств КМС - kms.html

(восьмидесятые годы XX века - начало XXI века)

Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия  работ   по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок,  траншей, канав, рыхление мерзлых   грунтов, грузоподъемные работы.

Базовой машиной путепрокладчика является  многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование. В комплект основного оборудования  входят универсальный бульдозер, рыхлитель, лебедка и  крановое оборудование.Вооружения и брони машина не имеет.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-2

Базовая машина......................................................................................................... МТ-Т
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 39.7 тонн
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 9.64 м.
                                                                                          ширина............................. 4.00 м.
                                                                                          высота .............................  3.69 м.
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина............................... 12.65 м.
                                                                                          ширина............................. 4.00 м. (без учета ширины отвала бульдозера)
                                                                                          высота .............................  3.34 м.
Колея.......................................................................................................................... 2.73 м.
Клиренс..................................................................................................................... 42.5 см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.8 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33 м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 23 градуса
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3. м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. + 3 часа работы оборудования
Запас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ,ДА)........................................ 1746 литров
Расход топлива на 100 км пробега.......................................................................... 275 литров
Расход топлива на 1 час работы оборудования................................................. 80 литров
Максимальная скорость движения....................................................................... 60 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 28-35 км/час
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 8 чел. (включая экипаж)
Двигатель................................................................................................................. В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 710 л.с. (520 квт.)
Скорость прокладки колонного пути..................................................................... 6-8 км/час
      - то же, но с валкой деревьев до диаметром до 30 см......................... 2-3 км/час
Скорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50 см....................... 8-15 км/час
Производительность при земляных работах....................................................... 350-400 куб.м/час
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении........................................ 4.57 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.28 м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении...................................... 4.00 м.
               - высота отвала........................................................................................... 1.2 м.
               -заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.45 м.
               -угол поперечного наклона отвала......................................................... 10 градусов.
Крановое оборудование:
                - грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 тонны
                 -максимальный вылет стрелы................................................................ 7.36 м.
                 -максимальная высота подъема крюка.................................................. 7.42 м.
Рыхлитель:
                -глубина рыхления.................................................................................... 0.5 м.
                -категории разрабатываемого грунта...................................................... I-III
Лебедка:
                -тяговое усилие......................................................................................... 25 тонн
                -длина   троса............................................................................................. 100 метров

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могут устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

На чертеже справа показан БАТ-2 сверху при двухотвальном положении бульдозерного оборудования.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает лорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметы смещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать  серповидный поперечный профиль дороги.

На чертеже справа БАТ-2 с бульдозерным оборудованием в рабочем положении (вид слева)

Лыжа, имеющаяся впереди отвала обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега).

Крановое оборудование позволяет поворачивать стрелу на 360 градусов и перемещать грузы массой до 2 тонн на высоту от -3.5 м до +7.42 м.  Поскольку стрела телескопическая, то грузы можно перемещать по горизонтали не меняя высоту подъема на расстояние до 7.36 м., считая от центра вращения стрелы.

На чертеже слева показаны различные положения стрелы кранового оборудования. Бульдозерное оборудование на чертеже показано в транспортном положении.

Машина оснащена системой автоматического пожаротушения, нашлемными приборами ночного видения.

Кабина путепрокладчика герметичная и оснащена танковой радиостанцией Р-123М, танковым переговорным устройством, гирополукомпасом,   системой обогрева от  базового двигателя, баком для питьевой воды, аптечкой, фильтровентиляционным оборудованием. Это оснащение позволяет экипажу  в кабине   работать в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения   без индивидуальных средств защиты.

Путепрокладчик БАТ-2 должен был заменить в дорожных ротах дивизионных саперных батальонов БАТ-М. Также, планировалось оснащать   новыми путепрокладчиками армейские и фронтовые инженерно-саперные и дорожные батальоны.

От автора. К сожалению, многие, в том числе и военные, не видят разницы между бульдозером и путепрокладчиком. Первый предназначен для рытья земли, хотя, конечно, по необходимости  может использоваться и как путепрокладчик. А вот второй для рытья земли не предназначен. Он может делать и это, но в качестве землеройной машины путепрокладчик неэффективен. Причина тут кроется в двух понятиях - мощность двигателя и его крутящий момент.  Двигатель малооборотный обычно дает большой крутящий момент при относительно небольшой мощности. Такими двигателями обычно оснащаются трактора и бульдозеры на базе тракторов. Этим машинам большая скорость ни к чему. Им главное выдать большое тяговое усилие (обеспечиваемое большим крутящим моментом), чтобы успешно тащить плуг, или толкать бульдозерную лопату. Например, трактор  типа "Беларусь" имеет мощность всего около 50 л.с., тогда как любой легковой автомобиль по меньшей мере сотню и больше. Но ни одна из легковых машин тащить за собой плуг не сможет, тогда как слабенький трактор это делает легко.Так и путепрокладчик БАТ-2. Его 710 лошадиных сил получаются за счет высокооборотного двигателя.  Крутящий момент недостаточен, чтобы о БАТ-2  мог успешно использоваться как бульдозер. Вот поэтому он и называется путепрокладчиком, а не бульдозером. Его задача расчищать местность от кустарника, мелких деревьев, валунов, снега и т.п. Словом, всего того, что препятствует движению колесной и гусеничной техники вне дорог. Он также эффективно срезает верхний слой грунта до 10 см. если нужно это сделать. По необходимости он может срезать земляную стружку и до 45 см., но как правило, при оборудовании спусков и подъемов ( чтобы сделать их более пологими), выравнивании пути по косогору.А вот для отрывки  котлованов под фортификационные сооружения, окопов для танков, укрытий для машин лучше подойдет бульдозер на тракторе Т-100.

Автор благодарит Ивана Кочина из Харькова за предоставленное техническое описание БАТ-2.

Справка.Колонный путь.   Полоса местности, расчищенная для движения  гусеничных машин и колесных машин высокой проходимости. Крутые участки спланированы до уклонов, позволяющих движение машин (не более 9-10%). Косогоры срезаны так, чтобы поперечные наклоны машин не превышали бы предельных значений. Через водные препятствия, суходолы, овраги  устанавливаются временные мосты. Предназначен для кратковременного движения войск. Пропускная способность до 200 машин за все время своего существования.

Войсковая дорога Полоса местности специально оборудованная для движения машин всех типов. Поперечный профиль обеспечивает сток воды с дорожного полотна. Как правило, имеются кюветы для стока воды. Уклоны в маскимально возможной степени сглажены (не более 7%). Косогоры срезаны так, чтобы исключить поперечные наклоны машин. Через водные препятствия, суходолы, овраги   устанавливаются временные или постоянные мосты.  В низинных местах под полотном дороги уложены водопропускные трубы. Дорога может иметь дорожное покрытие (щебень, бут, деревянный настил, асфальт, бетон). Предназначена для длительного движения войск. Пропускная способность не менее 200 машин в сутки.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г. 2. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989 г.3. Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва. 1984 г.4. Б.В.Варенышев и др.Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва. 1982 г.5. Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).6. Путепрокладчик БАТ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1987 г.

---***---

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница-инженерная техника

Заметки на полях. БАТ-2 одна из последних инженерных машин Советской Армии. В Уральский  военный округ эти машины начали поступать во второй половине 1988 - начале  1989 года. Однако, горбачевские "новое политическое мышление". "перестройка" и "политика разрядки" для армии уже к концу восьмидесятых годов обернулись резким сокращением финансирования, свертыванием  проектов переоснащения инженерных войск техникой, отвечающей требованиям времени. Этих машин успели выпустить мало и в войсках они   почти неизвестны.

Многоцелевой тягач МТ-Т разрабатывался в первую очередь для инженерных войск как универсальное шасси для нового поколения инженерной техники. На этой базе планировалось  создать новые дорожные и   землеройные машины как траншейные, так и котлованные, которые должны были значительно превзойти хорошо зарекомендовавшие себя в войсках, но уже устаревшие  машины на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (БАТ-М, БТМ, МДК).

Однако, БАТ-2, по мнению автора, получился все же слишком громоздким и тяжелым. По скорости он едва ли значительно превосходил БАТ-М, и тоже не поспевал на марше за мотопехотой и танками. Производительность если и выросла, то непропорционально мало в сравнении со значительным увеличением веса. Чрезмерно большое удельное давление на грунт (0.8 кг на кв. см) приводило к частым и тяжелым застреваниям машины на мягких грунтах, а  большой вес требовал для ее вытаскивания тяжелой техники.

Пожалуй, одним из немногих достоинств БАТ-2 была просторная кабина, позволявшая разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.

Широко известная машина  ИМР способна выполнять все задачи БАТ-2,  лишь будучи значительно дороже, но зато и превосходя путепрокладчик в защите экипажа и более широкими возможностями. Думается, что ИМР вполне в состоянии заменить  БАТ-2 в звене   полк-дивизия- корпус. А вот в армейском и фронтовом звене есть смысл экономить, обеспечивая батальоны не дорогостоящим ИМР, а более дешевым БАТ-2.

Но с гибелью СССР развитие техники инженерных войск остановилось, и по состоянию на 2008 год едва ли что то изменилось в лучшую сторону.

Наши президенты и премьеры предпочитают вешать лапшу на уши своему народу, уверяя нас, что вот уж теперь, уже сегодня армия оснащается самым новейшим и современнейшим вооружением. И  показывают якобы вновь разработанные образцы ракет. А все новинки это залежалые еще советские разработки семидесятых- восьмидесятых годов. Все, что было показано на параде Победы 9 мая 2008 года автор видел еще на закате советской власти.

Отдельные разрозненные новинки военной техники ничего не решают и ничего не обеспечивают. Необходимо комплексное и пропорциональное развитие и совершенствование военной техники всех родов войск.

На что, к примеру годен суперновейший ракетный комплекс "Тополь-М", если инженерная служба не в состоянии обеспечить комплекс нужным количеством электроэнергии и не может обеспечить его выдвижение  на стартовую позицию, если войска связи не могут дать комплексу надежную  защищенную связь, если службы тыла не имеют возможности быстро и  в требуемом количестве подать горючее,   накормить ракетчиков, если пехота не сможет защитить ракетчиков от вражеских диверсантов, а ПВО нечем прикрыть ракеты от вражеских самолетов.

Сегодня наши ракеты можно сравнить с голым королем, вид которого вызывает лишь глумливые ухмылки американцев и европейцев.

К тому же ракеты с ядерной начинкой могут обнадежить лишь обывателей, паникующих журналистов  и не слишком квалифицированных политиков уровня депутатов российской Госдумы. Войны ведутся отнюдь не ракетами и не ими они выигрываются. Сегодня российские ракеты никакой это не ядерный щит, а зонтик, за которым от народа прячут военное бессилие России.

saper.isnet.ru

БАТ-2 — WiKi

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена[1].

Корпус

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, также имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения[2][1].

Ходовая часть

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами[2][3].

Специальное оборудование

Основными элементами оборудования являются: бульдозер, рыхлитель, лебёдка и кран. Бульдозер имеет три режима работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с центральной частью. Этот режим используется для рытья земли. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозер имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья бульдозера выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета. Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность[1].

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в 2 тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 м[1].

В передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 т. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т[1][2].

Несмотря на то, что машина создавалась на замену путепрокладчику БАТ-М. В целом БАТ-2 унаследовал основные недостатки БАТ-М. Несмотря на увеличение общей производительности, масса машины выросла непропорционально, из-за чего БАТ-2 обладает высоким удельным давлением на грунт, из-за чего машина часто застревает. К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2, способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже[1].

ru-wiki.org

Ремонт путепрокладчиков БАТ-М (БАТ-2)

№п.п Наименование инструмента Каталожный номер №п.п Наименование инструмента Каталожный номер №п.п Наименование инструмента Каталожный номер
1 Базовое шасси МТ-Т  76   Гидравлика 151  Светильник кабинный ПК-200А
2 Двигатель В-46-4 77  Насос НШ-50 453.42.003 152  Сигнал звуковой безрупорный С-314Г
3 Кабина 454.00.010Сб 78  Бак дополнительный 453.42.004 153  Лампа СМ-28-2,8
4 Комплект стекол ветровых 429АМ.10.030 79  Редуктор в сборе 453.45.001-5 154  Лампа ТН28-10
5 Стекло дверное 429АМ.10.034 80   Механизм распределения 155  Лампа А28-2
6 Стекло дверное 429АМ.10.035 81  Механизм распределения левый 434.62.001сб 156  Манометр электрический дистанционный унифицированный (с приемником)  ЭДМУ-6-Н
7 Стекло боковое левое 429АМ.10.0146сб429АМ.10.0147сб 82  Механизм распределения правый 434.62.002сб 157  Манометр электрический дистанционный унифицированный (с приемником)  ЭДМУ-15-Н
8 Стекло боковое правое 429АМ.10.0146сб 83   Привод редуктора насосов 158  Счетчик моточасов 228ЧП-2
9 Стекло боковое электрообогревное 429АМ.10.0146сб 84  Редуктор насосов БАТ-2.02.01.000 159  Измеритель тахометра ТЭ-4В
10 Стекло боковое электрообогревное 454.10.146Сб 85  Полумуфта БАТ-2.02.00.002 160  Измеритель топлива ИТ-2
11 Стекло ветровое электрообогревное  429АМ.10.030Сб454.10.145Сб 86  Муфта 150.41.015-6 161  Измеритель топлива короткие ИТ-3-1С
12 Стекло дверное пассажирское 429АМ.10.037сб 87  Насос НШ-10-3Л 162  Кабель аварийного агрегата МК16.06.090
13 Стеклоочиститель СЛ-135 88   Гидропривод 163  Кнопка  К-205
14 Крышки люка 429АМ.13.004сб 89  Гидромотор 210.12.11.00В 164  Золотник трехпозиционный ГА-86/2
15  Ходовая часть 90  Гидромотор 210.20.13.20В 165  Датчик аварийного давления масла ММ-111-В(6002.3829)
16 Гидроамортизатор 454.52.020-01 91  Гидромотор 310.56-01 166  Датчик сигнализатора температуры ТМ-113
17  Пневмосистема 92  Гидробак БАТ-2.05.01.000 167  Датчик скорости МЭ-301Б
18 Компрессор 429АМ.60.027-1 93  Гидроциклон БАТ-2.05.05.000 168  Датчик тахометра Д-4
19 Автомат давления   АДУ-2С 94  Электромагнитный кран ГА 192/I 169  Звуковой сигнал С-306 (С-307)
20 Компрессор авиационный АК-150СВ 95  Гидропанель БАТ-2.05.02.000 170  Вольтамперметр ВА-540
21 Влагомаслоотделитель 429АМ.60.062-1 96  Золотник трехпозиционный ГА 86/2 171  Арматура светосигнальная желтая СЛЦ-77
22 Вентиль 434.60.098 97  Гидроцилиндр плунжерный 2229.3405.1038 172  Арматура светосигнальная зелелая СЛЦ-77
23 Редуктор ИЛ611-150-70К 98  Клапан разъема 671300 173  Арматура светосигнальная красная СЛЦ-77
24  Подвеска 99  Манометр МТ-I-250 174   Рабочее оборудование путепрокладчика БАТ-2
25 Торсионные валы 429АМ.10.024429АМ.10.024 100   Электрооборудование 175  Редуктор цилиндрический 429АМ.45.001сб-5
26 Амортизаторы 54.05.11454.26.111-1А 101  Аккумуляторная батарея-4шт 6СТЭН-140P или6СТ-190ТР 176  Гидроцилиндр 180x500 БАТ-2.00.05.000
27  Гусеничный движитель 102  Генератор СГ-10-1С 177  Гидроцилиндр 200x1250 2229.3497.1010
28 Гусеницы 429АМ.55Сб 103  Электродвигатель Д-100 178  Стрела телескопическая БАТ-2.10.02.000
29 Зубчатый венец ведущего колеса  429АМ.00.054Сб 104  Электродвигатель МБП-3А 179  Механизм поворота БАТ-2.10.07.000
30 Гидроамортизатор 454.00.052Сб 105  Электродвигатель МН-1 180  Механизм подъема БАТ-2.10.08.000
31 Поддерживающий каток 454.00.053Сб 106  Электродвигатель МВ-67 181  Гидроцилиндр 160x710 2229.3495.1004
32 Ведущие колеса 429АМ.00.054Сб 107  Электродвигатель МВ-42 182  Переключатель  ПН-45М-2
33 Направляющие колеса с натяжным устройством 454.00.056Сб-1 108  Блок реле БАТ-2.06.01.000 183  Переключатель 2ПН-20
34 Опорные катки 454.50.006сб.3 109  Пульт выносной БАТ-2.06.02.000 184  Кнопка  К-3-III
35  Установка коробок передач 110  Пульт выносной аварийного агрегата МК.16.06.070 185  Тумблер ТВ2-I
36 Коробка передач с насосами и бортовой передачей (п) 429АМ.48.001-3 111  Пульт выносной крана БАТ-2.06.03.000 186  Светильник Л-60-2МБ
37 Коробка передач с насосами и бортовой передачей (л) 429АМ.48.002-1 112  Пульт механика водителя БАТ-2.06.01.000 187  Пульт БАТ-2.06.01.000
38  Топливная система 113  Пульт механика водителя отвала БАТ-2.06.01.000 188  Пульт выносной БАТ-2.06.03.000
39 Топливораспределительный кран 429АМ.33.063 114  Стартер-генератор 429АМ.70.163 189  Пульт выносной МК.16.06.070
40 Фильтр топливный грубой очистки 401.05.62 115  Стартер СТ-16 190  Автомат защиты сети АЗС-5
41 Баки топливные 454.33.001Сб-3454.33.002Сб-3454.33.003Сб-1454.33.004Сб-2454.33.005Сб-2 116  Кнопка 205К 191  Автомат защиты сети АЗС-10
42 Труба сб.323-01-9сб.323-12-9 117  Выключатель В-45М 192  Реле 8Э11
43 Насос БЦН-1 118  Переключатель 2ППН-45 193  Реле 8Э14
44 Насос РНМ-1 119  Переключатель света центральный П312 194  КонтакторКонтактор КНЕ 220БАТ-2.06.02.000
45  Система охлаждения и подогрева двигателя 120  Автоматы защиты АЗР-5 195  Блок-аппаратура МК.16.06.010
46 Подогреватель (ПЖД) 429АМ.31.022Сб-1 121  Автоматы защиты АЗР-10 196  Реле РУМ-1
47 Радиатор водяной моторный 429АМ.31.005сб 122  Автоматы защиты АЗР-15 197  Вращающееся контактное устройство ВКУ.330-4
48 Радиатор масляный моторный 429АМ.32.009сб 123  Автоматы защиты АЗР-40 198  Переключатель путевой ППВ-1
49 Радиатор масляный трансмиссионный 453.32.008сб(429АМ.32.008сб) 124  Автоматы защиты АЗР-50-1 199  Строп грузовой БАТ-2.18.00.030
50  Система выпуска отработавших газов 125  Автоматы защиты АЗР-30-1 200  Строп БАТ-2.18.00.050
51 Газоход 429АМ.35.001-3 126  Реле  ТКЕ52ПД1 201  Редуктор БАТ-2.10.22.000
52 Сильфон 429АМ.35.041сб-3 127  Тахометр с тахогенератором ТЭ-4В (Д4) 202  Редуктор БАТ-2.10.21.000
53  Маслосистема трансмиссии 128  Фонарь передний габаритной сигнализации ПФ-101 203   Орган рабочий бульдозерного оборудования
54 Фильтр масляный 429АМ.66.001 129  Форсунка подогревателя 434.36.020сб-3 204  Отвал бульдозерного оборудования БАТ-2.14.03.000
55 Клапанное устройство 429АМ.66.036 130  Щетка стеклоочистителя 2110.5205.070 205  Лыжа БАТ-2.14.07.000
56 Кран 453.66.056 131  Электродвигатель МВ-42 206  Штанга телескопическая БАТ-2.14.08.000
57 Фильтр 432.42.001-1 132  Электромагнит ЭМТ-3 207  Гидроцилиндр 32x100 БАТ-2.14.09.000
58  Системы защиты 133  Электромагнитный кран ГА 192/I 208  Гидроцилиндр 180x32 2229.3496.1016
59 Система противопожарного оборудования ЗЭЦ11-2 134  Электропневмоклапан ЭПК-219 209  Гидроцилиндр 160x250 2229.3495.1022
60 Термодатчики ТД-1 135  Электроспидометр СП-110 210  Нож БАТ-2.14.03.030
61 Баллоны ППО с хладоном 114В2 (2л) 172.82.054сб-А 136  Указатель давления с приемником ПД-1Т УД-801-06 211  Нож БАТ-2.14.03.020
62 Ручной огнетушитель ОУ-2 137  Указатель топлива М-1360 212  Нож БАТ-2.14.03.010
63 Блок автоматики Б11-5-С1 138  Фара ФГ-122 213  Нож (мал. правый) БАТ-2.14.03.050
64 Пульт управления и сигнализации П11-5 139  Фара ФГ-126 214  Нож (мал.левый) БАТ-2.14.03.040
65  Система фильтрации воздуха 140  Термометр универсальный электрический (с приемником П-1)  ТУЭ-48-Т 215  Нож (на кирковщик) БАТ-2.14.03.070
66 Плита с нагнетателем 454.87.001-1 141  Реле РНЕ66 216  Нож (центральный) БАТ-2.14.03.060
67 Механизм отключения привода к клапану ФВУ 429АМ.87.009-1 142  Реле РНЕ44 217   Рыхлитель
68 Коробка управления вентиляцией в сборе КУВ 11-6-1С 143  Реле РУМ-1 218  Гидроцилиндр 125x560 2229.3494.0998
69 Фильтр поглотитель ФПТ-200 144  Релейный блок разгрузки БАТ-2.06.06.000 219   Лебедка
70 Электродвигатель фву    МВ-67 145  Реле-регулятор  Р10ТМ-У 220  Редуктор 454.49.001
71 Электромагнит воздушного клапана фву ЭМ-10АМ 146  Розетка внешнего запуска  429АМ.70.429АМсб 221  Канат лебедки 401.18.12-ЗБ
72  Сиденья 147  Светильник ПТ-37-3М      
73 Сиденье водителя 429АМ. 15.028 148  Светильник ГСТ-64-КЛ      
74 Основание сиденья пассажира 429АМ. 15.023 149  Светильник ГСТ-64-ЖЛ      
75 Основание спинки пассажира 429АМ. 15.025 150  Светильник кабинный КЛСТ-64      

osdt.ru

БАТ-2 Википедия

БАТ-2 Классификация Боевая масса, т Экипаж, чел. Десант, чел. История Производитель Годы производства Годы эксплуатации Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Колея, мм Клиренс, мм Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Удельное давление на грунт, кг/см²
БАТ-2
инженерный танк
39,7
2
6
с 1988
с 1988
9640
4000
3690
2730
425
Производитель:ЧТЗ
Марка:В-46-4
Тип:дизельный
Расход топлива на трассе:275 л/100 км
Тактность (число тактов):4
710
60
28..35
500
0,8
 БАТ-2 на Викискладе

БАТ-2 (Бульдозер на артиллерийском тягаче — 2 модель) — советский бульдозер и путепрокладчик (инженерный танк) на базе многоцелевого тягача — тяжёлого (МТ-Т).

Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией и постановлялся на оснащение специальных войск (инженерных и гражданской обороны) ВС Союза ССР.

Описание конструкции

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена[1].

Корпус

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, также имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения[2][1].

Ходовая часть

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т или «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами[2][3].

Специальное оборудование

Основными элементами оборудования являются: отвал, рыхлитель, лебёдка и кран. Отвал имеет три положения для работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с его центральной частью. Этот режим используется для рытья грунта. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозерное оборудование имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья отвала выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета. Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность[1].

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в две тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 м[1].

В передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 тонн. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т[1][2].

Оценка машины

Несмотря на то, что машина создавалась на замену путепрокладчику БАТ-М. В целом БАТ-2 унаследовал основные недостатки БАТ-М. Несмотря на увеличение общей производительности, масса машины выросла непропорционально, из-за чего БАТ-2 обладает высоким удельным давлением на грунт, из-за чего машина часто застревает. К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2, способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже[1].

Операторы

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Веремеев Ю. Г. Путепрокладчик БАТ-2 (рус.). Проверено 26 января 2012. Архивировано 18 мая 2012 года.
  2. ↑ 1 2 3 Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 88
  3. ↑ Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 85
  4. ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
  5. ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru