Ностальгический клуб любителей кино . Бастард меч размеры


Полуторный меч

Полуторный меч (Longsword) - тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные гарды с эфесом приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.

Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и навершие.

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

  • Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)
  • Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)
  • Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)
  • Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)
  • Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

История полуторного меча

Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.Точно так же варианты отдельного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществуя вместе, пока некоторая новая разработка не подошла близко к обоим из этих типов оружия. Такие ситуации демонстрируют и путь развития меча в целом, и взлет и падение полуторного меча как хронологически туманного и запутанного широтой определений - как нашего времени, так и современников.

Относительно всесторонняя типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей и каталогизировать их, основываясь на их физической форме, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча. Вместо этого, данная типология разделяет широкую область вооружения на множество ограниченных типов, основываясь на их преобладающих физических характеристиках, включая форму клинка и конфигурацию рукоятки. Эта типология также сосредотачивается на меньших одноручных мечах, вроде боевых мечей.

Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в искусстве и рассказах данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.

По Окшотту, полуторные мечи находятся в типах XIIa и XIIIa, так как первые ранние варианты полуторных мечей возникают как просто более длинные версии одноручных мечей. Есть редкие археологические находки мечей этого типа с конца 12 века. Соревнуясь в увеличении длины рукояти и увеличении длины клинка, полуторные мечи было мощным рубящим оружием, возможно разработанным для сражений во время преобладания кольчуги и латных доспехов. Это оружие также точно соответствует современному разговорному выражению "полутораручный меч", как отмечает Окшотт, поскольку они не обеспечивали полный двуручный захват рукояти так же, как некоторые сохранившиеся до нашего времени ранние образцы и цвайхандер в 16 века.

Бастарды

Бастард, или современный espee bastarde, является типом меча, датирующегося примерно началом 15 века. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Эти мечи обладали более длинными эфесами, подобными эфесам полуторных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, однако его хватало, чтобы дополнительно использовать несколько пальцев или часть кисти, обеспечивая дополнительные рычаги. Эфесы бастардов часто имеют утонченный вид, как в типе XVIa по Окшотту. Бастард более так чем полуторный меч подходит под класс «полутораручный меч», поскольку некоторые полуторные мечи обеспечивали значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половина» руки. Так же, более короткая длина меча в 115-140см помещала бастард на полпути между более коротким одноручным мечом и большим (и иногда полностью двуручным) полуторным мечом.

Как и все другие типы мечей, бастард существовал во многих вариантах, в основном имеющих тенденцию к сильно клиновидному и более толстому клинку. Эта особенность, наряду с относительно маленькой длиной клинка относительно длины эфеса, делало бастард очень точным и быстрым мечом, и хорошо подходила для рубящих и колющих ударов. Форма бастарда стала развиваться от полуторного меча в начале 15 века от переходных мечей, развивающихся от спаты. Подобно первым переходным мечам, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, и круглое или колесообразное навершие. Более позднее развитие оружия, однако, включает в себя кривые гарды, кольцевые гарды, и составные эфесы, подобные эфесам типа «корзина» (мечи, такие как скьявона, имели гарду, защищающую почти всю руку). Они служили для обеспечения дополнительной защиты для рук, и могли положительно сказываться на балансе оружия.

Мечи с составными рукоятками включают в себя немецкий Reitschwert, вид меча всадника, и «Degen» или «рыцарский меч». Возможно, однако, что эти мечи - фактически одноручные варианты эстока.

Форма полуторных мечей

В то время как почти каждый полуторный меч несколько отличается от другого, большинство содержит несколько основных частей. Клинок меча являет собой режущую часть оружия и обычно является обоюдоострым. Клинки имеют множество форм и размеров. Широкие и тонкие клинки более эффективны для ориентированных на рубящие удары полуторных мечей, в то время как толстые конические клинки более эффективны для колющих ударов. Однако все полуторные мечи были эффективны для рубящих, режущих и колющих ударов, и вариации формы влияли только на незначительные особенности применения. Эфес - это часть меча, который не является клинком - по существу все остальное. Как и клинки, эфесы развивались и менялись в течение долгого времени под влиянием как моды, так и разработки мечей для определенных целей.

Клинок средневекового полуторного меча является прямым и преобладающе обоюдоострым. Конструкция клинка является относительно тонкой, с прочностью, обеспечиваемой точной геометрией лезвия. В течение долгого времени, как свидетельствует типология Окшотта и другие подобные системы, клинки полуторных мечей становятся немного более длинными, более толстыми в поперечном сечении, менее широкими, и значительно более тонкими (на конце). Эти изменения меча в значительной степени обусловлены использованием латных доспехов как весьма эффективной защиты, более или менее сводящих на нет способность меча прорубить доспех. Вместо прорубания, полуторные мечи использовались в основном для нанесения колющих ударов против противника в латном доспехе, требуя для этого более острого и более твердого клинка. Однако, рубящая способность полуторных мечей полностью никогда не устранялась, как например в некоторых более поздних рапирах, но была не так важна, как колющая.

Клинки значительно различаются по поперечному сечению, так же как по длине и ширине. Две наиболее канонических формы поперечного сечения лезвия - двояковыпуклое и алмазообразное. Двояковыпуклые клинки представляют собой в поперечном сечении тонкие двояковыпуклые линзы, обеспечивая тем самым адекватную толщину для прочности в центре клинка, и достаточно тонкие края, для нанесения рубящих ударов. Алмазообразный клинок имел наклоны лезвия непосредственно от краев клинка, без кривых элементов двояковыпуклого клинка. Центральная область клинка, имеющего такую геометрию, известен как riser, самая толстая часть лезвия, обеспечивающая его жесткость. Эти две основных конструкции дополняются дополнительными способами ковки, которые дают некоторые вариации этих двух сечений.

Самыми распространенными из таких вариаций клинка являются клинки с долом и клинки с полым основанием. В то время как обе из этих вариаций сводятся к удалению материала из лезвия, они различаются прежде всего местоположением изымаемого материала и итоговым результатом. Долы - это углубления или каналы, «удаленные» из клинка, в полуторных мечах, обычно идущие вдоль центра клинка и начинающиеся у эфеса или рядом с ним. Подобное удаление материала позволяет кузнецу значительно облегчить оружие, не жертвуя прочностью, подобно двутавровой балке. Хотя в разговорной речи эти долы часто называют кровостоками, долы не были разработаны ни для того, чтобы позволить крови вытекать из раны быстрее, ни для облегчения вытаскивания меча. Долы различаются количеством и толщиной на клинке, от некоторых невероятно широких долов, охватывающих почти всю ширину оружия, до меньших и более многочисленных долов, обычно более тонких. Длина долов так же имеет различные вариации - на некоторых рубящих клинках дол может идти почти на всю длину клинка, в то время как на других клинках длина долы составляет от трети до половины от всей длины клинка. У клинков с полым основанием имеются выемки материала с каждой стороны riser`а, тем самым утончая геометрию края клинка, при этом сохраняя утолщенную область в центре клинка, чтобы обеспечить силу для лезвия.

У полуторных мечей существует множество вариантов эфесов, с различными видами наверший и гард, изменяющиеся в течение долгого времени, чтобы улучшения различных свойства клинка и соответствия возникающим новым тенденциям.

Бой полуторным мечом

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

«Голое фехтование»

Blobfechten, или «голое фехтование», являются техникой фехтования без существенных защитных доспехов, таких как латный доспех, или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и верхняя часть туловища, полностью незащищены, за исключением нормальной одежды, во время голого фехтования. Нехватка существенной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества рубящих и режущих ударов, в дополнение к уколам. Эти удары могли быть практически сразу фатальными или выводящими из строя, такие как укол в голову, в сердце, или главный кровеносный сосуд, что вызовет обширную травму. Точно так же, сильные рубящие удары могли прорубить кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья - частая цель некоторых рубящих и режущих ударов в защитном или атакующем маневре, служащих, чтобы искалечить противника и позволить фехтовальщику нанести следующий удар.

Фехтование в доспехах

Harnischfechten, или «фехтование в доспехах», описывает бой в защитном костюме, обычно в латном доспехе. Увеличенная защищенность человека, одетого в «full harnisse» (полный латный доспех), привела к радикальному изменению техники фехтования мечом. В то время как рубящие удары были более-менее эффективны против противника, защищенного половинчатым латным доспехом, рубящие и режущие удары против противника в полном латном доспехе были уже практически полностью неэффективны для нанесения любого вида резаной раны, поскольку меч просто не мог прорубить сталь. Вместо этого энергия рубящего удара переходит практически полностью в энергию «сотрясающего» удара. Позже закаленный латный доспех, в сочетании с гребнями и шипами, фактически стал угрозой для неосторожного нападающего. При сильных ударах меча по латному доспеху было вполне возможно повредить клинок меча, тем самым делая его намного менее эффективным для рубящих ударов, и способным нанести только «сотрясающий» удар защищенному противнику.

Для преодоления данной проблемы, мечи стали использоваться в основном для нанесения колющих ударов. Оружие использовалось в технике «полумеча», с одной или обеими руками на клинке. Это позволяло увеличить точность и силу колющих ударов, и позволяло использовать больше рычагов для Ringen - Schwert(«Борьба на мечах»). Эта техника комбинирует использование меча с элементами борьбы, обеспечивая возможности сделать подножку, разоружить, остановить, или бросить противника, тем самым поместив его в менее выгодную позицию. При использовании техники полумеча, весь меч работает как оружие, включая в себя навершие и гарду, выполняющие функции булавы.

bsmith.ru

Бастард | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Бастард

Тип:

Холодное оружие, Клинковое, Меч

Дистанция:

Ближняя

Материал:

Сталь

Длина:

100 - 130 см

Тип урона:

Рубящий, колющий

Время:

XIV - XV века

Происхождение:

Пользователи:

Бастард или Полуторный меч — клинковое оружие, являвшееся основой арсенала западноевропейского рыцарства в XIV - XV веках.

    Общая информация Править

    Полуторный меч — один из наиболее известных представителей длинноклинкового оружия, прежде всего ассоциирующийся с рыцарями и западноевропейским военным искусством. Он появился в Европе в первой трети XIV столетия в связи с начавшимся распространением пластинчатых доспехов, малоуязвимых для одноручных мечей. Новое оружие получило более длинную и массивную рукоять, которую можно удерживать как одной, так и двумя руками, и клинок длиной до метра, предназначавшийся для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Полуторный меч был отлично сбалансирован и мог использоваться как самостоятельно, так и вместе со щитом или с другим оружием ближнего боя (топориком, булавой, боевым цепом).

    Полуторный меч изготавливался из высококачественной стали, не уступая по этому показателю ни японским, ни арабским или индийским клинкам. Технология изготовления длинноклинкового стального оружия была известна европейским мастерам ещё в III в. до н.э., то есть задолго до того, как ей овладели японцы. Более того, заточка и шлифовка европейских клинков японскими мастерами показала отсутствие значительных различий в качестве стали.

    Боевое применение Править

    Новое оружие немедленно приобрело высокую популярность среди рыцарей благодаря оптимальному сочетанию веса, маневренности и мощи удара. На территории Европы это был один из наиболее распространённых видов длинноклинкового оружия.

    Все его части могли быть использованы в качестве оружия. "Fechtbücher" Ганса Талхоффера описывает в числе прочих удары крестовиной рукояти и массивным навершием (любой из них мог без проблем пробить черепную коробку). Мощный рубящий удар мог также рассечь противника (конечно, небронированного) от плеча до паха; описываются также случаи, когда клинок разрубал шлем, череп и застревал в зубах. Колющему удару не были помехой ни кольчуга, ни кожаный, ни стёганый панцирь. Поздние полуторные мечи имели сужающийся к острию клинок, специально предназначенный для нанесения колющих ударов в сочленения латных доспехов.

    "Полуторники" широко применялись рыцарями Западной Европы во время всех войн XIV - XV веков. В конце XV столетия распространение сплошных латных доспехов и очевидная неэффективность применения клинкового оружия против них способствовали быстрому исчезновению их из арсеналов европейских армий. Впоследствии место полутораручного меча в арсенале тяжёлой конницы и знатных персон заняли палаш и шпага.

    ТелевидениеПравить

    • Широкое распространение бастард получил в сериале "Игра престолов". Помимо того, что основная масса воинов Вестероса вооружена полутораручными мечами, во вселенной телесериала существует ряд вымышленных именных мечей, являющихся бастардами: среди них Длинный Коготь, Черное Пламя и Тёмная Сестра.

    В видеоиграх Править

    • Полуторный меч является основным оружием главного героя серии игр "Ведьмак" - Геральта из Ривии, а так же всех остальных ведьмаков.
    • Полуторный меч можно использовать в качестве оружия в серии игр Dark Souls и Demon's Souls. В этих играх он относится к категории двуручных мечей.

    ru.warriors.wikia.com

    Бастард и полутораручный меч (15 фото + 2 видео)

    Полутораручный меч (полуторный) — меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).

    Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

    Крестовина «полуторника» удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — «незаконнорожденный», названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный…). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

    Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей — не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей — не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

    Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

    Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит — такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки — вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

    Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования — большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться — наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка «приглашает» противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

    При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча — им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов «лезвие-в-лезвие». Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

    Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой «рычажной» работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая — возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус — и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

    Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита — идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

    Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

    По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

    Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием — кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

    Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

    Полутораручный меч — оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

    Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

    Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

    Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

    Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

    Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

    Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

    Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

    Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

    Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») — это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

    Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

    Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

    Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri’s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri’s «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

    Другие статьи:

    nlo-mir.ru

    Бастард и полутораручный меч (15 фото ) . Чёрт побери

    Полутораручный меч (полуторный) — меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

    Крестовина «полуторника» удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — «незаконнорожденный», названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный…). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

    Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей — не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей — не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

    Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

    Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит — такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки — вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

    Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования — большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться — наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка «приглашает» противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

    При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча — им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов «лезвие-в-лезвие». Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

    Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой «рычажной» работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая — возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус — и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

    Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита — идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

    Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

    По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

    Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием — кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

    Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

    Полутораручный меч — оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

    Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

    Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

    Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

    Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») — это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

    Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

    Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

    Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri’s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri’s «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

    chert-poberi.ru

    Бастард (меч) Википедия

    Тип История службы Годы эксплуатации Характеристики Масса, кг Длина, мм Длина клинка, мм Тип клинка Тип эфеса Тип навершия
    Полутораручный меч

    Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
    меч
    ~1250—1550
    ~1,4
    ~1050—1300
    ~850—1220
    прямой обоюдоострый
    открытый или полузакрытый
    монолитный
     Полутораручный меч на Викискладе

    Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось Оукшотом.

    В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

    Определение

    В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

    Полутораручные мечи имели определённые подвиды. Например «боевой меч» был более тяжёлым, длинным и широким, предназначался исключительно для боевых действий и в основном для рубящих ударов, тогда как меч-бастард был несколько легче и мог использоваться в повседневной жизни, например для самозащиты. Термин «длинный меч» использовался по отношению к обеим этим разновидностям. Следует учитывать, что «боевым» и «длинным» мечом могли называть также и двуручные мечи[3]

    Полутораручный меч конца высокого средневековья

    Полутораручные мечи впервые появляются во второй половине-конце XIII-го века[4]. Такие мечи называли «боевыми», «военными», «мечами для войны» (старофр. espées de Guerre, ср.-англ. Swerdes of Werre), «большими» (старофр. Grant espées, ср.-англ. Grete Swerdes) или же «большими боевыми» (ср.-англ. Grete War Swerdes)[5][6], и они нередко упоминаются в средневековых источниках конца XIII — начала XIV века. По мнению английского историка холодного оружия Эварта Оукшотта именно эти мечи являлись седельными, так же часто упоминаемыми в письменных источниках, хотя до нашего времени и не дошло ни одного изображения меча закрепленного возле седла. С другой стороны известны изображения на которых «боевые мечи» носят в ножнах на поясе. Также Оукшоттом было высказано предположение о том, что «боевые мечи» не следует смешивать с двуручными, называемыми в средневековых источниках старофр. espées a deux mains или ср.-англ. Twahandswerds. Таким образом «боевые мечи» относятся именно к полутораручным, причем двуручный хват всё же являлся основным[7].

    Оукшотт выделил всего две, очень похожие друг на друга, разновидности «боевого меча» получившие обозначение XIIa и XIIIa. Различие между двумя типами заключается в основном в том, что XIIa имеет более выраженное сужение кромок клинка, а у XIIIa они практически параллельны. Характеристики их таковы: длина клинка не менее 80 см, в среднем 90-104 см, от половины до двух третей длины занимает дол, длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг, максимально до 2,3 кг[8].

    Один из мечей типа XIIa датированный 1300—1350 годами, интересен тем, что, вероятно, является самым старым сохранившимся мечом, имеющим кольцо для защиты пальца[8](воины, удерживая меч, иногда перекидывали указательный палец через крестовину. Таким образом рука сдвигалась чуть ближе к центру тяжести меча, что в свою очередь позволяло лучше контролировать клинок и наносить более точные удары). Подобные защитные приспособления получили большое распространение на мечах и шпагах в XVI—XVII веках[9].

    Полутораручный меч позднего средневековья

    По-настоящему популярными и распространёнными полутораручные мечи становятся в XIV и XV веках. Это хорошо видно на примере типологии Оукшотта, где каждый из восьми типов мечей 1350—1550 годов или сам является полутораручным, или имеет полутораручный подтип (исключениями являются только тип XVI, и частично типы XIV и XVII). Такой всплеск популярности объясняется распространением в данный период пластинчатых доспехов, защищавшим тело воина настолько эффективно, что это позволило отказаться от использования щита и, таким образом, высвободить вторую руку для удержания меча. С другой стороны, поединок с противниками облачёнными в подобные доспехи также настоятельно требовал применения обеих рук: либо для нанесения силового удара, рассчитанного на пробивание доспеха, либо для выполнения техники «половины меча»[10].

    Галерея

    Рукояти полутораручных мечей (на примере реплик)

    Типы полутораручных мечей по Оукшотту

         Цветом выделены типы мечей по разным причинам не вошедшие в окончательный вариант классификации.

    Тип Описание Длина клинка, см[11] Период использования.Типы наверший.Стили крестовин[11] . Изображение Мечи первой группы, 1050—1350 Мечи второй группы, 1350—1550
    XIIa Широкий клинок с плавным сужением к острию, две трети длины клинка занимает дол. Длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг.[12]. 91,5-101,5 1250-1400J или любой 1, 2, 3 или любой

    XIIIa Широкий клинок практически без сужения, короткое остриё. Длина рукояти 15-25 см. 94-101,5 1240-1350D, E, I или любой 1, 2, 3, 5, 6, 7

    XVa Кромки клинка резко и прямолинейно сужаются, образуя форму сильно вытянутого треугольника, сечение клинка четырёхгранное. 73,5-94 1350-1420G, H, I, J, K или любой 8 или любой

    XVIa Сечение клинка шестигранное, в области острия — четырёхгранное. Неплохо подходит и для колющего и для рубящего ударов. 81-88 1330-1380K, Н1 или любой любой стиль

    XVII Длинный и тяжёлый меч с полутора- или двуручной рукоятью. Образцы могут относится к «боевым мечам» или бастардам. Клинок довольно узкий, шестигранного сечения, вес меча может доходить до 2,5 кг. Мог иметь короткий и неглубокий дол. 86-96,5 1335-1425Н1, Т, Т1-Т51,6 или любой

    XVIIIa Сравнительно широкий клинок четырёхгранного сечения, иногда имеющий короткий и узкий дол, плавно сужается к длинному острию. Как и тип XVI, подходит и для колющего и для рубящего ударов 68,5-106,5 1410 — 1510любой типлюбой стиль

    XVIIIb Узкий и длинный клинок с очень длинной рукоятью (25-28 см), рассчитанной на полноценный двуручный хват. Позднее объединён Оукшоттом с типом XVIIIa. Преимущественно немецкий тип. 81-106,5 1410 — 1510G, H, I, J, K, Т, Т1-Т51, 2, 10 или любой

    XVIIIc Так же как и предыдущий был объединён с типом XVIIIa, изначально отличался от него несколько большей шириной и длиной клинка, рукоять всегда полутораручная. Крестовина чаще всего имела S-образно изогнутые в горизонтальной плоскости концы. Тип преимущественно итальянский. 81-86 1410 — 1510G, H, I, J, K12

    XVIIIe Длинный узкий клинок, имеющий протяжённое рикассо, часто более узкое, чем заточенная часть клинка, рукоять может быть очень длинной. Региональный датский подтип (известные экземпляры в основном происходят с территории Дании). 81-106,5 1410 — 1510Т, Т1-Т57, 9, 12

    XIX В основном одноручный тип. Клинок шести- или четырёхгранного сечения, кромки почти параллельные с резким переходом в остриё. Один или три узких дола (центральный более длинный), четко выраженное рикассо (незаточенная пята клинка) длиной 5-7 см или длиннее[13]. ~95[13] 1350 — 1600G, H, I, J, K, Т, Т1-Т55, 6

    XX Эти большие бастарды или (в некоторых случаях) полностью двуручные мечи имеют широкие клинки с длинным остриём, два или три дола с каждой стороны. 86-106,5 1350 — 1450G, H, I, J, K, Т, Т1-Т57, 9 Изображение меча
    XXa От предыдущего типа отличается главным образом более выраженным сужением клинка и меньшими размерами. Мог быть и одноручным[14]. 56-86 1350 — 1450G, H, I, J, K7, 9

    XXII Тип в основном одноручный. Широкий клинок с плавным сужением, короткое остриё, двойные узкие долы. 66-101,5 1440 — 1570F, G, h2, 9

    Полутораручный меч в XVI веке

    Полутораручный меч XVI века с дополнительными элементами эфеса

    В этом столетии полутораручные мечи нередко имеют развитую гарду с дополнительными защитными элементами, сближающую их с тогда же появившимися шпагами. В некоторых случаях речь шла о полузакрытых эфесах — имеющих дужку для защиты пальцев, не соединяющуюся с навершием. Среди всех этих эфесов (и открытых, и полузакрытых) выделялись немецко-баварский, швейцарский и испанский стили. В свою очередь немецко-баварский стиль делился на четырнадцать типов, объединённых в четыре группы, а швейцарский на пятнадцать типов (без групп)[15].

    Примечания

    1. ↑ Лайбле, 2011, с. 93.
    2. ↑ 1 2 Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов Оружие и доспехи всех времен и народов / Жуков К. А.. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 396. — 767 с. — ISBN 978-5-17-052742-7.
    3. ↑ Лайбле, 2011, с. 90, 93-94.
    4. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42-44.
    5. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42.
    6. ↑ Лайбле, 2011, с. 94.
    7. ↑ Лайбле, 2011, с. 90.
    8. ↑ 1 2 Лайбле, 2011, с. 94, 96.
    9. ↑ Лайбле, 2011, с. 86.
    10. ↑ Лайбле, 2011, с. 98.
    11. ↑ 1 2 Если не указано иное, данные в колонке приводятся по: Chad Arnow, Russ Ellis, Patrick Kelly, Nathan Robinson, and Sean A. Flynt Compiled and produced by Nathan Robinson. Ewart Oakeshott: The Man and his Legacy: Part II (англ.). myArmoury.com. Проверено 2 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
    12. ↑ Лайбле, 2011, с. 94-96.
    13. ↑ 1 2 Лайбле, 2011, с. 107-108.
    14. ↑ Лайбле, 2011, с. 88.
    15. ↑ Ewart Oakeshott. European Weapons and Armour From the Renaissance to the Industrial Revolution. — Woodbridge: The Boydell Press, 2000. — P. 129-133. — ISBN 0-85115-789-0.

    Литература

    • Лайбле, Томас. Меч = Das Schwert : Mythos uпd Wirklichkeit. — М. : Омега, 2011. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 978-3-938711-05-7.
    • Oakeshott, Ewart. The Sword in the Age of Chivalry. — Woodbridge : Boydell Press, 1994. — ISBN 9780851157153.

    См. также

    • Скьявонеска — итальянский (венецианский) полутораручный меч.
    • Цзянь — китайский меч, по тяжести клинка соответствующий тяжёлым боевым шпагам, а по технике фехтования — полутораручным мечам[источник не указан 1689 дней].

    wikiredia.ru

    Бастард и полутораручный меч

    Полутораручный меч (полуторный) - меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).

    Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

    Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно - "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

    Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей - не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей - не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

    Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

    Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит - такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки - вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

    Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования - большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться - наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка "приглашает" противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

    При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча - им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов "лезвие-в-лезвие". Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

    Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой "рычажной" работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая - возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус - и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

    Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита - идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

    Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

    По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

    Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием - кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

    Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

    Полутораручный меч - оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

    Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

    Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

    Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

    Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

    Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

    Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

    Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

    Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

    Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

    Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

    Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

    Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    historicaldis.ru

    Бастард и полутораручный меч (15 фото)

    Полутораручный меч (полуторный) - меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти). 

    Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

    Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно - "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

    Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей - не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей - не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

    Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

    Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит - такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки - вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

    Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования - большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться - наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка "приглашает" противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

    При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча - им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов "лезвие-в-лезвие". Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

    Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой "рычажной" работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая - возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус - и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

      

    Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита - идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

    Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

    По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

    Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием - кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

    Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

    Полутораручный меч - оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

    Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

    Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

    Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

    Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

    Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

    Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

    Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

    Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

    Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

    Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

    Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

    Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

    divo-ra.blogspot.com