Как научиться искусству метания ножей, заточек, топоров, гвоздей, иголок и прочих подручных средств Вступление. Балансировка ножа


Как научиться искусству метания ножей, заточек, топоров, гвоздей, иголок и прочих подручных средств Вступление

Мутная волна перестройки, да и после перестроечный период, негативнейшим образом отразились на политической и общественной жизни России, особенно это ударило по состоянию и положению армии. Правящая верхушка всегда боялась подготовленной армии, продолжается это и сейчас. Еще с середины сороковых годов армию практически ничему не обучали кроме трех упражнений: «шагистика, метла и лопата». Как у плохого хозяина — «как на охоту ехать, так собак кормить» — наша армия обучалась, как правило, только в экстремальных условиях, что приводило к колоссальным потерям, которых могло бы и не быть.

 

Ножи Форма, заточи*, размеры, сталь, балансировка, вес

*заточи — система заточки ножей и другого холодного оружия.

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее, профессионально, освещающего раздел «метание ножей». Немногочисленные авторы по-дилетантски пытались раскрыть эту тему. В книгах Виктора Попенко и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из далекой древности и, естественно, от разных народов. Всели эти ножи пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть упомянутых авторов, очевидно, это произошло в силу каких-то объективных причин. Едва ли вышеуказанные авторы видели, как это делается, и думаю, что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные тарелки и даже шляпы).

Но все-таки у меня есть желание перейти к тому, что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.

 

Форма ножа

За долгие 30 лет, стоя у руководства Школой боевых искусств СЭН'Э (путь жизни, дорога жизни, дело всей жизни), мне пришлось перепробовать и позаниматься со многими видами оружия, в том числе и метательными. Как-то так само собой получилось, но скорее под воздействием А. А. Харлампиева, что за эти годы у меня выработалась своя методика владения ножом, ее каноны. Форма должна быть крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе. Опираясь на опыт Учителя, и далее на свой личный, я пришел к выводу, что метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы (рис. 1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в ближнем бою и фехтовать на дальней дистанции.

Рис. 1

Единственно, чем нож «плывущая акула» отличается от ножей последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней челюсти у акулы к нижней.

Как ни странно, но оказалось трудным заказать ножи такой формы даже в «оборонке», так как токари и фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень, а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль напоминал большую пулю, так как был обтекаем, удобен и не имел ничего лишнего.

Рис. 2. Размеры ножа.

Выработались также два размера ножа, так сказать, две его длины: одна — 25 см = 250 мм, другая — 30 см = 300 мм (рис. 2). Но у себя в Школе мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и остальные его параметры. Длина = 250 мм, ручка = 100 мм, лезвие = 150 мм, т. е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25—28 мм. При изготовлении толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки — 5 мм.

Сталь На заготовку идет сталь 4x13 55 ед. жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении нож, попадая в стенд плашмя, будет ломаться, т. к. сталь практически будет хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стенд, будет сильно гнуться. Взята середина шкалы. Если нет вышеуказанной стали, можно брать рессорную сталь от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного двигателя.

 

Заточи

Сама заготовка ножа должна фрезероваться или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с одной стороны. Заточи самой режущей кромки могут быть четырех видов, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Нож в разрезе

Заточ заготовки производится по середине длины ножа и проходит от жала ножа до начала рукоятки (рис. 3в). Делать заточ нужно, естественно, 150 мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В противном случае это сильно отразится на балансировке ножа.

Итак, заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой. Что же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель, то используется нож с двусторонним заточем. После изготовления заготовки переходим к рукоятке.

Рукоятка должна состоять из двух отдельных накладок из дюралюминия. Другие материалы — винипласт, дерево, резина быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не фрезеруется. В ней сверлятся два отверстия по 5 мм под две заклепки из быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба отверстия под заклепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа. Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось (рис. 4) к лезвию, чтобы рука метателя не встречала никаких углов и плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.

Рис. 4

 

Вес ножа и балансировка

Вес ножа должен быть 200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где рукоятка начинается от лезвия, ставится указательный палец, скажем, правой руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу (рис. 5). Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто необходимо облегчить.

Рис. 5

 

Несколько слов о наших армейских ножах Кинжальный прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровостока для метания был бы удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то прекрасно пользовался этим штыком, как это было, например, на съемках фильма «В зоне особого внимания». Штык, напоминающий финку от автомата АК, еще труднее использовать, т. к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила, которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но в общем его можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5—5,5 м, в зависимости от роста бойца и длины его руки. Есть еще армейский кинжальный штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же недостатком — у него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства Обороны экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в полете.

 

Площадки и стенды для метания ножей (специальные устройства)

Обучение метанию ножей проводится как на открытых площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора небольшой участок в лесу или в саду, равный, примерно, 10х4 м, утрамбовать площадку, слегка посыпать песком и поставить стенды так, чтобы возле них или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном конце площадки будет стоять стенд, в другом — стол или лавка для метательных ножей (рис. 6).

Рис. 6. Открытый участок

В процессе обучения есть опасность разлетания и разбрасывания ножей по площадке и за площадку, поэтому стенд просто необходимо огородить мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений площадка должна быть точно такой же, но больше внимания следует уделить звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводится метание, есть окна, то их следует загородить мелкой сеткой (рис. 7).

Рис. 7. Помещение (вид сверху)

Стенды должны быть хорошо освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки, загороженные чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для метания ножей должна быть большей, не имеют реального смысла, потому что результативно метать ножи далее 12 м просто невозможно, а рассказы о том, что кто-то видел или сам метал ножи с дистанций 15, 20 и 30 м — чистопородное вранье. Стенды для метания могут быть разных типов. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру, турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого количества воинов).

Если есть возможность подобрать для упражнений дерево, то лучше, если это будет тополь, т. к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на тридцатисантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда (рис. 8).

Рис. 8

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы все крепко держалось (рис. 9).

Рис. 9

Спереди на квадратах могут быть обозначены номера, а сзади нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в результате упражнений, то меняется сторона или квадрат полностью выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой. Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше воспринимает «залипание» ножа. При обучении метанию важным обстоятельством является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в древесину. Много позже, когда придет опыт, можно будет метать ножи и в стоящее дерево, но, естественно, в сухое, а не цветущее, в ДСП, фанеру. Правда, подобное упражнение сильно портит ножи. Опытные метатели делают качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при очень длительной и постоянной практике.

 

Дистанции метания ножей

Говоря о дистанции, я сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до мишени, а в боевой ситуации — до противника. В процессе тренировок выявилось четыре таких дистанции. Это 1,25 м, 1,50 м, 1,75 м и 2 м. Я пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе — как держать нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения, а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с противником. Затем идет очень реальная дистанция 2,5 и 3 м. Затем 4—4,5 м. Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры даже о 12 м, а тем паче 15,20,30 м — это чистый вымысел и блеф. В смысле методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает положительный результат в бою, когда дистанцию будет трудно определить на глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того, чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень хороша дистанция в 6—8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем, иначе — проигрыш.

 

Способы держания ножа в руке  Стойки и способы метания

Памятуя, что в предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож за рукоятку. Нож держится в руке таким образом: лезвие направлено в сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45° фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 10).

Рис. 10

Никто из авторов работ по метанию ножа не сказал об этом ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки дает возможность правильно прицельно метнуть нож. От положения большого пальца на ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда, может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько миллиметров выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанций до 2 м, это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь, входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот тут при отпуске ножа из руки следует как бы слегка подсечь лезвие снизу вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота, жалом воткнется в мишень.

Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с 2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь полоборота (рис. 11). Метая нож за рукоятку с 5 м и далее, нож должен сделать полный оборот (рис. 12).

Когда ученик, держа нож за лезвие, начинает пробовать дистанцию 5,5—6 м, то нож буквально по несколько миллиметров должен уходить в ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более половины рукоятки.

Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его пальцами указанным хватом. Очень важным обстоятельством является положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания (рис. 13).

Рис. 13

На рис. 14 показан вариант правильного и неправильного положения кисти.

Рис. 14

При правильном положении кисть как бы наносит удар, а нож по диагонали, где-то под углом 45° смотрит вверх, при неправильном положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркаться, и попадает в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только в конце, при отпускании ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар. Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей рукой нижним или боковым периферическим зрением, направляя и останавливая свою руку там, куда смотрят его глаза.

Классическим примером из всех перечисленных действий является дистанция 3 м, когда ученик, держа нож за лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель (рис. 15).

Рис. 15

Такая манера метания годится для дистанций от 2,5 до 4 м. На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.

Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер — он всегда мастер, метнет нож и без заточа, т. е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству. Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, что заточ мешает или помогает результату.

Как уже говорилось или показывалось выше, заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 16).

Рис. 16 (в разрезе)

Многое из показанного выше даже не об' нишь, это на грани интуиции. Но, упражняясь ученик приходит к тому, что начинает чувствовать дистанцию, нож и ложбинку заточа своим пальцем, т.е. рождается чувство понимания ощущения ножа: когда нужно слегка надавить когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально. Еще раз повторюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе ножа в цель, а большой палец при запускании ножа из руки как раз эту роль и выполняет.

 

Стойки и способы метания

Эти два понятия тесно связаны между собой, потому что не может быть способов метания без стоек. Мне также придется обозначать некоторые стойки и способы метания, напоминающие удары, языком терминов каратэ и рукопашного боя.

Говоря о способах метания, опять придется вернуться к двум предыдущим главам о дистанциях и манере держания в руке ножа, так как все эти понятия будут связаны в этой главе воедино. Вспомним те первые, близкие к мишени четыре дистанции. Так вот, метание ножей по ним производится из высоких стоек, когда ученик стоит на ногах, расставленных на ширине плеч. И только в момент посыла ножа в цель выходит то левой, то правой ногой вперед. Здесь опять надо упомянуть о росте и длине рук обучающегося.

Итак, рассмотрим один из способов метания с близкого расстояния (рис. 17): ученик стоит, слегка развернувшись к мишени левым боком или даже фронтально. Оставаясь на месте, нож держит в правой руке. Подняв на уровне головы правую руку с ножом, согнутую в локте так, чтобы получился угол в 90°, быстрым и резким движением руки посылает нож в цель.

Это же движение ученик может сделать, вышагнув на указанную дистанцию в стойку хидари-зенкутцу-дачи (передняя левосторонняя стойка), при броске ножа правой рукой. Можно также вышагнуть правой ногой в стойку миги-зенкутцу-дачи (передняя правосторонняя стойка) и также метнуть нож правой рукой (рис. 18).

Можно атаковать мишень из стойки киба-дачи (позиция всадника), заняв уже сразу неподвижную позицию или вышагнув на уже известную дистанцию одновременно с броском ножа (рис. 19).

Это движение будет напоминать удар тетсуи-учи (рука молот) снаружи внутрь. Можно маховым движением правой руки горизонтально из стойки киба-дачи, находясь левым боком к мишени, послать нож в цель и из высокой стойки с места. Что касается боевой ситуации, когда противник перед Вами и не знает, кто Вы, думая, что Вы будете как минимум фехтовать или делать какие-то приемы, то если Вы научились метать нож, это должно упростить Ваше положение.

Дистанции 3—4 м являются как бы классическими. С этих дистанций хорошо идет обучение и достигается максимальная результативность (личный опыт автора). Можно уже занять позицию в хидари или миги-зенкутцу-дачи, а можно вышагнуть на рубеж метания из стойки неко-аши-дачи, (т. е. из кошачьей стойки), как показано на рис. 20.

Рис. 20

Можно на этой дистанции метать нож из стойки киба-дачи (позиция всадника) как бы имитируя удар тетсуи-учи, метая правой рукой, а замахиваясь на бросок от левого уха или плеча.

Хочу еще раз напомнить ученикам: метаете ли Вы нож фронтально с места или в переходе из неко-дачи в любую из стоек зенкутцу-дачи, ваш большой палец, лежащий на лезвии ножа, должен слегка касаться рукоятки, если Вы метаете за лезвие, и ни в коем случае не должен выходить за линию согнутого указательного пальца, поддерживающего рукоятку ножа снизу. Причем, как уже говорилось, фаланга большого пальца, упирающегося в нож, должна быть согнута под углом 45°. А также необходимо указать на то, что при боковом метании ножа из стойки киба-дачи (позиция всадника) со средних и дальних дистанций, будет обязательно происходить разбрасывание (рассеивание) ножа по горизонтали, так как движение руки будет сильно маховым и руку трудно будет сначала удержать в какой-то одной точке (рис. 21).

Рис. 21. Вид спереди и сзади

Поэтому на стенде черной краской рисуется примерно метровая щель шириной 30—40 см, а по середине этой щели наносится жирная черная вертикальная полоса, которая ученику хорошо будет видна даже периферическим (боковым) зрением, и он должен будет при броске ножа стараться остановить руку сначала именно до этой полосы (рис. 22). А затем, когда придет навык, метать по всей этой щели и далее.

Рис. 22

В экстремальной ситуации с 3 и 4 м, можно метать нож из-за головы, когда противник требует, что бы Вы подняли руки. Нож вертикально прячется за воротником в потайной карман, если одежда напоминает костюм ниндзя, и метатель стоит фронтально, но широко расставив ноги или в позиции всадника — киба-дачи (рис. 23).

Рис. 23. Вид сзади

Из этих же стоек можно метать ножи с двух рук, но все-таки попадания левой рукой будут хуже (будет больший разброс по мишени). Уже с 5 м нож можно метать, держа как за лезвие, так и за рукоятку. Ученик должен помнить, что, метая нож за лезвие, он делает всего лишь пол-оборота при входе в мишень. Метая нож за рукоятку, нож делает полный оборот. Отсюда у метателя рождается особое чувство броска. Просто кинуть нож вперед ничего не получится. При броске ножа за рукоятку надо заставить нож пролететь расстояние в 4/5 пути острием вперед. И только на этой самой 1/5 пути сделать полный оборот и острием войти в мишень. Это словами трудно объяснить, здесь просто необходим показ и — практика, практика, практика.

С расстояния 6, 7, 8 м можно метать нож как из высокой стойки (ноги на ширине плеч) с переходом в переднюю лево- или правостороннюю стойку (хидари- или миги-зенкутцу-дачи), так и из кошачьей стойки (неко-аши-дачи) с резким переходом в одну из вышеуказанных стоек, почти одновременно с мощным движением руки, посылающей нож в цель. Но все-таки любая нога, которая вышагивает на позицию, должна замереть чуть-чуть раньше, чем рука выпустит нож в полет. Метать ножи с более дальних дистанций мне кажется нецелесообразным. За долгие годы я не встречал подобных практиков.

В заключение этой главы необходимо дать ученикам несколько практических советов. Если Вас действительно захватило это искусство (метание ножей), если Вы хотите всегда быть в форме и чтобы рука не теряла чувства метания, — носите в кармане пакетик или кулек с мелкими камешками. Время от времени движением метания бросайте эти камешки в разные стороны (так поступали мастера-китайцы). В экстремальных ситуациях, где Вы обличены важным заданием, где ставка — жизнь, Вы должны помнить, что нож в разную погоду летит по-разному, поэтому тренируйтесь на улице в любую погоду, особенно в холод и дождь. Мокрый нож, совершенно по-разному вылетает из руки. Если есть возможность перед броском протереть его, то сделайте это обязательно. Старайтесь тренироваться в тонких кожаных перчатках (черных, как и вся ваша одежда). Нож — бесшумное оружие, но остается в теле противника, постарайтесь не оставлять улик. Три ваших пальца от силуэта противника внутрь — это очень тяжелая травма при попадании ножа, или летальный исход.

Начинающему ученику для практики достаточно иметь не более 5—10 ножей. По мере роста квалификации постепенно увеличивать их количество. Но это мы говорили об учебе и о тренировочных ножах, продвинутый мастер должен иметь пояс с набором ножей, расположенных на нем, как показано на рисунке 24.

Рис. 24

Ножи на поясе должны быть расположены так, чтобы их было удобно не только выхватывать, но чтобы они не стесняли движения при ходьбе и падениях. Ведь самое главное предназначение этого пояса — создание удобства для работы и тренировки. Пояс делается только под индивидуального владельца. Ножи должны быть небольшие, не более 15 см в длину. Все остальные параметры — вес, ширина, толщина, соотношение лезвия к рукоятке — подбираются мастером тоже индивидуально. Пояс должен быть прикрыт курткой или накидкой. Даже мастер должен потратить достаточно много времени на мгновенное выхватывание ножа и его быстрое убирание в ячейку, как это делают самураи с катаной (средний меч). Тренировки на выхватывание и убирание оружия постоянно в течение всей жизни сопровождают мастера. Тренироваться надо практически каждый день — от 30 минут до 4 часов. Но. естественно, надо четко знать задачу, которую Вы себе или Вам поставили. Вы должны следовать принципу: «лучше понемногу, но каждый день, чем 4 часа, но один раз в неделю».

Если по каким-либо причинам невозможно сделать пояс и носить его постоянно, то мастер-метатель должен приспособить хотя бы по ножу на каждой руке, на каждой ноге и, как уже говорилось выше, за воротником на спине. Кстати, для этого желательно иметь ножи очень хорошо гнущиеся, даже обхватывающие руку и защищающие ее в рукопашной схватке, с резиновой ручкой, хорошо отбалансированные.

Я рекомендую ножи, которые стала выпускать немецкая фирма «Flex knife by artus». К сожалению, в магазинах они бывают крайне редко и стоят очень дорого, но, как говорится, игра стоит свеч.

И последнее. В процессе тренировок ножи обязательно будут тупиться. На лезвиях и рукоятках появятся заусенцы, зазубрины, которые необходимо убирать. Для этих целей можно использовать напильник, шлифовальный камень и т.п.

Так вот, сколько раз вы проведете указанными инструментами по лезвию ножа, доводя его до первоначальной кондиции, столько же раз вам придется этими же инструментами пройтись и по рукоятке ножа, чтобы соотношение веса и балансировки (лезвия к рукоятке) осталось прежним.

 

studfiles.net

Балансировка. Что такое и зачем.

RaFFeR 05-12-2010 12:58

Интересен взгляд форумчан на понятие балансировки. Нож не метаю, с ним не сплю, потому это понятие как-то меня обошло стороной но часто слышал: у этого ножа хорошая балансировка, - при этом автор слов делал вдумчивый взгляд, важное лицо, вращал нож в руке со взякими цыканьями и чуть ли не эротическими вздохами

как вы считаете, что значит идеальная балансировка? и почему.

вот сам, когда задумался над этим вопросом, пришел к выводу, что идеальной быть не может. просто цт(центр тяжести), исходя из назначения оружия(как равно и из техники его применения), можно сместить в ту или иную сторону. может и ошибаюсь, потому выношу на обсуждение.

Дрогмот 05-12-2010 01:12

Да пес его знает. От задач зависит. Если под рубку, то центр тяжести ближе к кончику, если под резку, то ближе к рукоятке... А в целом, кто как привык. Понты это безмерные, ИМХО.

morok5 05-12-2010 01:18

Ножи иногда метаю. Иногда неплохо. И даже специально пробовал менять балансировку ножей. Что могу сказать... Метать могу практически любой пригодный нож с любой балансировкой, нужно только 4-5 примерочных броска и с 4 м. (любимая дистанция)карту пробиваю в 8 бросках из 10.А для различных работ балансировка ой как важна. Для рубки сучков и для филейного ножа нужны противоположные значения...

Шухер 05-12-2010 01:19quote:Originally posted by RaFFeR:может и ошибаюсь,Нет. Всё правильно.nemoj 05-12-2010 01:23

Я за вес в рукояти. Когда нож сам ложится в руку, ну а если и падает, то на 80% рукоятью вниз.

napalm 05-12-2010 01:31

Сложилось такое мнение: если речь не идет о сугубо рубящем ноже - большой роли не играет.

yuriikjl 05-12-2010 01:42

Для универсального мне удобней между средним и указательным (ближе к среднему), т.е. я тоже за вес в рукояти.

RaFFeR 05-12-2010 01:45

вот ща ломаю голову, к чему можно применить нож со смещенным цт в рукоятку)

DrWinter 05-12-2010 01:49

Вообще я балансировкой давно занимаюсь ещё на стадии проектирования ножей. В большинстве случаев удобен баланс "слегка за гардой". Для рубки - баланс вперёд, с отдачей. Для тонких операций - баланс сильно в ручку. Как-то так.

Дрогмот 05-12-2010 02:05

Ну, вообще баланс более актуален на длинноклинковом оружии. Опять таки это мое мнение. :-)

vekt1or 05-12-2010 02:23

подпищусь, важная темка поднята.

Train 05-12-2010 02:37

ИМХО забавная тема. В плане, напоминает мне нас мальчишек лет так в 12 - 14. Мы тогда любили балансировку ножей обсуждать. И тема ртутной финки, естественно, вызывала самый живой интерес! С тех пор много воды утекло. Все выглядит теперь гораздо прозаичнее. И тема балансировки уже не вызывает интереса. Ну балансировка. Ну будет она разной, в зависимости от конструкции ножа и материалов. Ну и что?

boroda-fish 05-12-2010 07:16quote:Я за вес в рукояти. Когда нож сам ложится в руку, ну а если и падает, то на 80% рукоятью вниз.quote:Для тонких операций - баланс сильно в ручку.какать-то не складывается у мну, старого,меж ушами-"нож" и "рубить"...топор, мачете,тесак, кхукри,палаш-край-"большой кемпинговый универсал за всё"...а вот резать-пмсм-баланс скальпеля-само-то...середина рукояти, пмсм...опять-таки-метать не шибко

------------------С уважением, БородатыйРыб

chief 05-12-2010 08:54

Целиком согласен с DrWinter.Рубить ножом с ЦТ в рукояти совсем некомфортно. А если вес почти в середине клинка - нож "рубит сам", и отдачи нет.

Udod 05-12-2010 11:32quote:вот ща ломаю голову, к чему можно применить нож со смещенным цт в рукоятку)Просто резать , не боясь уронить его при перехватывании. Имхо, рабочий нож не должен падать лежа рукоятью на открытой ладони.greenkurma 05-12-2010 14:28

______Имхо, рабочий нож не должен падать лежа рукоятью на открытой ладони. ______

+100

boroda-fish 07-12-2010 09:59quote:рабочий нож не должен падать лежа рукоятью на открытой ладони.+ 10 в 32 степени!

------------------С уважением, БородатыйРыб

guns.allzip.org

О балансировке метательного ножа

Предыдущие записи блогера :

Архив записей в блогах:

Еженедельный винегрет Огурцы-убийцы Об огурцах-убийцах из Испании все слышали. Теперь, правда, оказалось, что это уже не испанские и вообще не огурцы, и вроде болезнь не распространяется, — но шум не утихает. Дело тут вот в чем: западному ...

Так получилось, что за последнюю неделю я трижды дал совет, за кого девушке выйти замуж. Не конкретно, за Владика или Стаса, а сформулировать сам принцип. Ну логично же, что меня спросили, - я жизнь прожил и лучше женщин знаю, чего парням от девушек надо. Сами парни не скажут при всем жела ...

Возможности соленого теста не перестают меня удивлять. Ну и, конечно, фантазия мастериц, с этим материалом работающая. Вот смотрите что делает из него  ИлонаZZz     Сделать такие туфельки несложно. Длина около 6 см ...

В ветре есть что-то мистическое. Ты сидишь под деревом с закрытыми глазами, думаешь о сущности бытия, а ветер рассказывает тебе, что творится вокруг. Ты узнаешь, что где-то рядом есть полянка, на которой стоят елки, нагретые солнцем. И на ...

Японская принцесса Мако Акисино, внучка императора Японии Акихито, объявила о помолвке со своим студенческим другом, который покорил ее улыбкой «яркой как солнце». Принцесса Мако. Кей Комуро и принцесса Мако. Избранником 25-летней принцессы стал ее ровесник Кей ...

yablor.ru

Искусство метания ножей - Только самое интересное

Метательные ножи, как это видно из названия, это специальные ножи, созданные для метания. Их существует множество видов, различных по весу, размеру и дизайну, но всех их объединяет одно – они созданы для того, чтобы их кидали в мишень.

Это требующее полной сосредоточенности занятие не только снимает стресс, когда вам нужна разрядка, но и хорошо развивает координацию в пространстве и глазомер. К тому же, оно поможет вам обзавестись кучей новых связей, конечно, если вы при этом не будете метать свой нож куда попало. Существует немалое количество клубов любителей метания ножей, среди которых даже проводятся соревнования. Кроме самого ножа и мишени вам понадобится огромный запас терпения – только упорные тренировки позволят овладеть этим полезным навыком. А мы расскажем про все остальное, что вы должны об этом чисто мужском хобби.

Выбор ножа

Успех любого предприятия зависит от правильно выбранного инструмента. Метание ножей – не исключение. При выборе ножа нужно опираться на соотношение трех факторов: вес, длина и баланс. Большинство метателей предпочитают ножи весом от 250 до 450 грамм и длиной от 25 до 38 см. Чем больше нож, тем сложнее его закрутить при броске, поэтому новичкам обычно советуют брать ножи размерами чуть поменьше, чем здесь написано.

Центр тяжести

Отдельно рассмотрим такой важный вопрос, как балансировка ножа. Существует 3 типа ножей, предназначенных для метания. Ножи со смещенным центром тяжести в сторону лезвия, со смещенным в сторону рукояти и сбалансированные ножи. Ножи со смещенным центром тяжести легче закрутить при броске, но самом деле, строгого правила здесь не существует. Попробуйте свои силы со всеми тремя типами и выберите тот, что вам больше всего подходит.

Выбор места

Лучшее место для тренировок – это уединенный уголок природы, где вы точно ни в кого случайно не воткнете свое оружие. В помещениях кидать ножи все-таки не советуем: пока ваш навык еще не вырос до заоблачных высот, вы рискуете разгромить все бьющиеся предметы в доме. Кроме того, при попадании в стену нож тупится, а самые дешевые экземпляры так и вовсе могут разломаться на части.

Выбор мишени

Как уже обсуждалось выше, лучше всего практиковаться на природе. Но не вздумайте выбрать своей мишенью живое дерево: во-первых, нож с трудом берет твердую древесину, а во-вторых, вы же не так изверг, чтобы портить деревья почем зря? Трухлявый пень или не каменистый склон холма – вот ваша цель. Если немного заморочиться, можно сделать свою мишень: вам понадобится стойка и доска около 15 см толщиной из тополя или сосны.

Хват

Для того чтобы нож летел дальше и точнее, брать его следует за ту часть, в сторону которой смещен центр тяжести. Сбалансированные ножи можно метать как за рукоятку, так и за лезвие. Существует много видов хвата, но мы расскажем о самом распространенном. Берем в руку нож, большой палец находится на лезвии, остальные обхватывают рукоять. Не сгибая кисть, отводим руку назад и вверх. Разворачиваем корпус влево и посылаем нож в мишень на полностью выпрямленной руке.

Расстояние

Новичку следует начать с небольшого расстояния от 1,25 и до двух метров. Как только вы уверенно овладеете броском с одной дистанции, на полшага отдаляйтесь от мишени. На обучение уйдет немало времени, но зато потом вы постепенно сможете перейти на реальные дистанции в 7 и 9 метров, используемые в соревнованиях. Дальнейшее увеличение расстояния попросту непрактично, так как снижается точность и сила удара.

Уход за ножом

Всегда чистите нож после того, как попрактикуетесь в метании, особенно если рукоять без обмотки. Пот и грязь с ваших рук и влага из атмосферы наносят вред металлу и способствуют возникновению ржавчины.

©

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com

Балансировка ножей

Балансировка строгальных ножей начинается с проверки расположения центра тяжести каждого ножа относительно его геометрической середины по длине. Для этого нож укладывают на коромысле весов так, чтобы одним концом своим он упирался в упор коромысла.

Передвигая противовес, коромысло приводят в горизонтальное положение. Повернув нож другим концом к упору, наблюдают за положением указателя весов. Выявив более тяжелый конец ножа, с его торцовой грани за несколько приемов снимают фаску, добиваясь перемещения центра тяжести ножа на его геометрическую середину по длине.

После балансировки ножей необходимо привести все парные ножи к одному весу. Для этого целесообразно предварительно подбирать парные ножи с наименьшей разницей в весе. Приводить к одному весу все ножи комплекта сложно, а поэтому не рекомендуется, кроме случаев, когда в ножевом валу или сборной фрезе устанавливается нечетное число ножей.

Взвесив два парных ножа на технических весах, с более тяжелого из них небольшими частями снимают металл. Чтобы не нарушить ранее достигнутого равновесия ножа относительно геометрической середины, металл снимают по всей длине продольной грани в виде фаски по кромке между продольной и внешней гранями ножа. После подгонки веса ножа необходимо убедиться, что равновесие ножа относительно его середины не нарушено.

После того как парные ножи будут уравновешены, центры тяжести всех парных ножей приводят к одинаковому расстоянию от режущей кромки. Для этого один из парных ножей укладывают на коромысло балансировочных весов, режущей кромкой к упору. Весы приводят в горизонтальное положение противовесом. Сняв с весов первый нож, на его место в такое же положение укладывают парный ему нож. Перевес коромысла весов со вторым ножом укажет, что центр тяжести этого ножа расположен ближе к режущей кромке, чем у первого. Снятием части металла по всей длине кромки между продольной и внешней гранями первого ножа (оказавшегося более легким) и по всей длине кромок между задней, торцовыми и внешней гранями второго ножа (оказавшегося более тяжелым) добиваются полного равновесия парных ножей по длине и ширине при одинаковом их весе.

В процессе эксплуатации, ножей, по мере их износа при затачивании, достигнутая уравновешенность может быть нарушена, поэтому периодически рекомендуется проверять уравновешенность парных ножей.

Вследствие значительной трудоемкости операции по полной балансировке строгальных ножей иногда ограничиваются лишь приведением парных ножей к одному весу и приведением центра тяжести ножей к их геометрической середине по длине.

С целью сокращения затрат времени на балансировку ножей применяют комбинированные балансировочные весы, на которых выполнение операций приведения центра тяжести ножа к его середине по длине и приведения парных ножей к одному весу объединены.

Допустимая степень неуравновешенности ножей, проверяемых на балансировочных весах, не должна превышать 20 г/см.

Помимо ножей с прямолинейной режущей кромкой, применяемых для плоского строгания древесины, для профильной обработки древесины на строгальных и фрезерных станках пользуются ножами с криволинейной режущей кромкой. Они имеют те же элементы, что и ножи с прямолинейной режущей кромкой. Для изготовления таких ножей обычно применяют стандартные толстые ножи.

Требования к заточке и уравновешиванию ножей с криволинейной режущей кромкой остаются те же, что и для ножей с прямолинейной режущей кромкой.

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 152 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.026 сек.)

mybiblioteka.su

Персональный сайт - Ножи 2 стр.

Рукоять

       Рукоять-приспособление для удобного удержания ножа и некоторых видов холодного оружия.

        По своей конструкции рукоять ножа может быть накладной или насадной.

 

      Рукоять насадного ножа насаживается на штырь, являющегося продолжением клинка и может быть выполнена любой формы.

      Если рукоять насадного ножа насаживается по частям, то называется наборной. Может быть выполнена из дерева, кожи, бересты, полимерных материалов.

       Рукоять ножа должна быть наиболее удобна. При передаче усилия на лезвие, рукоять  позволяет  контролировать нож  до соприкосновения с целью. Болевые ощущения или их ожидание от неудобной рукояти мешают приложить максимальное усилие к ножу.    

         На ножах используемых для тренировок метателей, объемная рукоять отсутствует не только, из за балансировки. Вес спортивного ножа приближается к 300 граммам.  Это вес крупного молотка. Тяжелее  - уже небольшая кувалда. Соударения выдерживают не все спортивные  ножи.  Никакой речи о накладной рукояти быть не может. Кроме того отсутствие объемной рукояти улучшает аэродинамические свойства ножа при спортивном и безоборотном метании.

 

Балансировка.

 

     О балансировке принято говорить, когда речь заходит о метательных ножах. Сбалансированный нож одинаково удобно метается как за клинок, так и за рукоять. Немного подробнее остановлюсь на данном вопросе.

    Наиболее распространено мнение, что центр тяжести метательного ножа должен находиться в точке соприкосновения клинка и рукояти, в этом случае нож  считается сбалансированным. Очевидно производитель указывает таким образом на центр массы ножа. Такие ножи, как правило, с незначительным смещением центра тяжести в сторону рукояти, встречаются чаще всего. Возможно, из за того, что клинок облегчается заточкой в процессе изготовления. Возможно, это попытка совместить центр массы ножа с его "геометрическим центром" по периметру ножа. Ведь при хвате за клинок можно не учитывать сцепление кисти и острия ножа.

    Также есть мнение, что если цент тяжести и середина длины ножа совпадают - нож сбалансирован. Если не совпадают - не сбалансирован.      

     Есть и третье мнение, согласно которого балансировка определяется относительно середины длины ножа.

      Полагаю, все эти мнения имеют право на существование. Все же придерживаюсь последней точки зрения, так как переход от рукояти к клинку на метательном ноже понятие довольно условное и может отсутствовать вовсе. Центр тяжести ножа может быть смещен к клинку, к рукояти, либо находится  посередине длины ножа. В последнем случае балансировка называется нейтральной.

   Выбор балансировки зависит от пристрастий владельца, от выбранного хвата ножа и техники метания. 

   Встречал две крайние точки зрения на балансировку ножа. Метательные ножи втыкаются благодаря балансировке и противоположная - балансировка ножа не имеет практического значения.

   Разберем значимость балансировки ножа на примере упражнения "комплект". Данное упражнение встречается на соревнованиях и заключается в том, что метание ведется различными ножами. Не замечал, что бы кто то из спортсменов, перед метанием интересовался балансировкой ножа, даже первый раз увиденного. На самом деле балансировка имеет значение. Например два одинаковых по длине и весу ножа с различной балансировкой будут метаться по разному. Но важнее в данном случае именно вес и длина, балансировка уходит на последний план. Кроме того, как уже упоминалось выше, практически у всех ножей центр тяжести смещен в сторону рукояти. Нож оценивается скорее интуитивно, чем осознанно и окончательно после броска, после прихода его в мишень, либо по возможному "недокруту" или "перекруту".  Таким образом, приходим к выводу - балансировка не является доминирующей характеристикой ножа, что наглядно подтверждается при метании предметов, которые являются несбалансированными. Это топоры,  саперная лопата, отвертки, штык - нож и др.  

 

metay.ru

балансировка ножа видео VR Видео

...

5 меc назад

Соотношение массы ручки к массе лезвия, форма ручки, лезвия спуск лезвия, наклон.... Материал ручки - берёза...

...

2 лет назад

Метательные ножи, как правило, представляют собой металлическую пластину, не имеют ярко выраженной рукояти...

...

2 лет назад

Этот ролик обработан в Видеоредакторе YouTube (http://www.youtube.com/editor)

...

4 лет назад

Скорость и мощь рубящего удара можно совместить в одном клинке за счёт изменяемого хвата и баланса.

...

10 меc назад

0669264862 или 0713138492 мой вк https://vk.com/id99739677.

...

2 лет назад

Нож Пеленгас Волга - лучший нож для подводной охоты ! Никаких защелок и кнопок ! Только магнитное крепление...

...

8 меc назад

В видео показал моменты изготовления балансировочных валиков, аналога балансировочных ножей. Снимал на...

...

8 лет назад

Здесь представлено моё личное мнение. Этот обзор сделан исключительно для знакомства с метательным инвент...

...

1 лет назад

Вопросы на почту [email protected]

...

10 меc назад

http://www.uralremdetal.ru/ В процессе работы шлифовальный круг достигает больших скоростей. Имеющаяся в нем даже сама...

...

5 меc назад

Не сложно!Главное не спеша, регулярно вспоминая что точите не лыжи Мой сайт http://rostov-tehnika.ru/ Фейсбук https://www.fa...

...

3 лет назад

Рабочая кромка ножа оказалась повреждена камнями. Т.к. заточного станка с направляющими у нас нет, часть...

...

1 лет назад

процесс балансировка ротора измельчителя на 4 оси от А до Я. Показываю один из простых способов для баланс...

...

3 лет назад

Балансировка абразивных кругов на параллельках. Правка и балансировка абразивных кругов.http://glavmex.ru/forum/viewtopi...

...

3 лет назад

Точим нож от газонокосилки Анотации в конце видео: https://www.youtube.com/watch?v=oASujFlbuH8 https://www.youtube.com/watch?v=xUe52Qv9hfE ...

...

1 лет назад

Фильмы перезаписанные и оцифрованные с киноплёнки.

vrvideo360.ru