Авианосцы Европы: от затратной традиции к недорогому единообразию. Авианосцы британии


крупнейший корабль в истории британского флота » Военное обозрение

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. 7 декабря 2017 года на военно-морской базе Королевского военно-морского флота (КВМФ) в Портсмуте прошла церемония включения нового авианосца HMS «Queen Elizabeth» в состав британского флота. На авианосце был поднят британский военно-морской флаг.

В торжественной церемонии приняла участие королева Елизавета II, которая выразила уверенность в том, что авианосец будет свидетельством британской мощи на море на ближайшие десятилетия, а также принцесса Анна. По мнению Гэвина Уильямсона министра обороны Великобритании, «новый авианосец является олицетворением британского дизайна и функциональных возможностей, которые лежат в основе усилий по формированию вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего». Необходимо отметить, что корабль был введен в состав КВМФ после завершения второго этапа морских испытаний, которые проводились у берегов Южной Англии с сентября 2017 года.

Второй авианосец серии HMS «Prince of Wales» (R09) также близок к сдаче. 8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine, расположенном в Розайте (Шотландия), прошла официальная церемония крещения строящегося там в сухом доке британского авианосца «Принц Уэльский». На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, а его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» нового боевого корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.

Авианосец «Queen Elizabeth»

Вопреки распространенному заблуждению свое имя новый британский авианосец получил не в честь ныне царствующей королевы Елизаветы II, а в честь ее далекой предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, правившей в 1558-1603 годах – последней из династии Тюдоров. Именно в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а значит, и в мировую. Эпоху Елизаветы I сами англичане называют «золотым веком». Не только потому, что она успешно сражалась с внешними и внутренними врагами, но и потому, что в годы ее правления расцвело искусство и наука. Это было время Кристофера Марло, Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона. Поэтому имя Queen Elizabeth было присвоено самому современному британскому авианосцу вполне заслуженно.

На сегодняшний день авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является самым крупным кораблем в составе Королевского ВМФ за всю историю его существования и самым крупным боевым кораблем, когда-либо построенным в стране, его полное водоизмещение составляет 70 600 тонн. Данный авианосец, как и его строящийся систершип «Prince of Wales», в три раза крупнее своих предшественников – британских авианосцев типа Invincible и сопоставим по размерам с американским авианосцем Nimitz или французским Charles de Gaulle. Авианосцы обошлись Великобритании в копеечку, если в 2007 году постройка двух боевых кораблей оценивалась в 3,9 миллиарда фунтов, то после очередного пересмотра контракта в 2013 году она составила уже 6,2 миллиарда фунтов (около 8,3 миллиардов долларов США). При этом, после ввода в эксплуатацию авианосца Prince of Wales, возможно, уже именно он станет самым крупным боевым кораблем КВМФ за всю историю, так как ввиду внесенных в проект некоторых изменений и усовершенствований, его полное водоизмещение может на 3000 тонн превысить водоизмещении авианосца Queen Elizabeth. Ввод в строй «Принца Уэльского» запланирован на 2019 год.

История постройки авианосца Queen Elizabeth

Идея пополнить состав КВМФ большими авианосцами возникла в Великобритании на рубеже XXI века. В начале 2003 года Министерство обороны страны определилось с подрядчиком строительства перспективных боевых кораблей – корпорацией BAE Systems. Эскизный проект выполнил британский филиал французской компании Thales. Уже этот проект демонстрировал отличие будущих кораблей от существующих авианосцев – наличием не одного, а двух «островов» в надстройке. В носовой надстройке располагаются службы управления кораблем, в кормовой надстройке – службы управления полетами самолетов и вертолетов.

Авианосец «Queen Elizabeth» в доке

Впервые об оформленном заказе на строительство двух авианосцев Дес Браун, занимавший на тот момент пост министра обороны страны, объявил 25 июля 2017 года. Боевые корабли класса Queen Elizabeth были спроектированы для замены легких британских авианосцев класса Invincible (в 1980 – 2014 годах три корабля данного класса несли службу в составе КВМФ). Контракт на строительство новых авианосцев был заключен 3 июля 2008 года со специально созданным европейским консорциумом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Строительство головного авианосца Queen Elizabeth велось с 2009 по 2017 год консорциумом ACA на судостроительном предприятии Babcock Marine (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, которая была приватизирована в 1997 году), расположенном в шотландском городе Росайт. В состав Aircraft Carrier Alliance вошли – британский филиал французской компании Thales Group (проектант) и британские компании BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Именно британские участники консорциума отвечали за производство крупноблочных секций корпуса, из которых в дальнейшем и собирался авианосец, находившийся в сухом строительном доке.

Процесс создания нового авианосца был разбит на постройку отдельных блоков массой до 11 тысяч тонн, которые собирались на различных верфях Великобритании. В дальнейшем собранные блоки доставлялись в шотландский Росайт, где собирались в единое целое. 4 июля 2014 года прошла церемония крещения нового корабля. В ней приняла участие королева Елизавета II, которая и выступила «крестной матерью» нового британского авианосца. По сигналу королевы Великобритании о борт судна разбили бутылку шотландского виски Bowmore.

Авианосец «Queen Elizabeth»

Для Министерства обороны Соединенного Королевства, Королевского военно-морского флота и компаний BAE Systems, Babcock, Thales UK, принимающих непосредственное участие в создании корабля, спуск на воду первого авианосца серии ознаменовал завершение значительного этапа работ. Ранее британское правительство уже задерживало развитие программы на два года, что в конечном итоге привело лишь к ее удорожанию. Программу постройки авианосцев пытались даже вовсе отменить, рассматривался вопрос их продажи третьим странам, два раза менялось решение по вопросу, какие модели самолета F-35 должны будут базироваться на авианосцах. Все это затянуло процесс постройки первого корабля.

17 июля 2014 года авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) был выведен из сухого дока и спущен на воду. 26 июня 2017 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания. 16 августа 2017 года авианосец прибыл к месту своего постоянного базирования – в главную военно-морскую базу КВМФ Портсмут. Уже в июле были начаты испытания с участием вертолетов, второй этап данных испытаний был назначен на декабрь 2017 года. Первые испытания палубных самолетов F-35B с борта авианосца планируется начать в конце 2018 года, они будут проходить у побережья США. Достижение авианосцем Queen Elizabeth и его авиагруппой начальной боеготовности ожидается в 2021 году, а полной боеготовности – не ранее 2023 года. Особенности конструкции авианосца Queen Elizabeth

Разработка механических конструкций современного британского авианосца была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были специально созданы специалистами компании QinetiQ. Проектирование корпуса корабля велось, исходя из требуемого 50-летнего срока его службы. Особенностью корпуса нового авианосца стало наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом и посадкой. Наличие трамплина и отсутствие разгонных катапульт роднит корабль с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Корпус авианосца Queen Elizabeth имеет 9 палуб, не считая полетной. Полетная палуба корабля обеспечивает одновременный взлет и посадку самолетов, расположенный в передней части трамплин имеет угол возвышения 13°.

Авианосец «Queen Elizabeth»

В отличие от подавляющего большинства традиционных авианосцев «Королева Елизавета» получила две малых надстройки. В передней располагаются помещения служб управления судном, а в задней – службы управления полетами авиагруппы авианосца. Преимущество подобной архитектуры корабля заключается в увеличении площади палубы, более гибким распределением пространства на нижних палубах и уменьшением турбулентных потоков воздуха, которые могут мешать полетам. Расположение служб, отвечающих за управление полетами авиагруппы, в задней части палубы представляется предпочтительным, так как позволяет лучше контролировать такие критические фазы полета, как заход на посадку и саму посадку на борт авианосца.

Как и любой другой современный авианосец британский Queen Elizabeth – это настоящий плавучий город, на борту которого имеется даже свой кинотеатр и большой тренажерный зал. Также на борту имеются 4 больших обеденных зоны, на которых трудятся 67 работников общественного питания. Они в состоянии обслужить до 960 человек за один час. Имеется на борту и свой госпиталь, рассчитанный на 8 коек (до 8 лежачих серьезных больных), своя операционная и стоматологическая комната, обслуживают его 11 медицинских работников. В 470 корабельных каютах могут разместиться 1600 человек (по количеству спальных мест), в том числе 250 морских пехотинцев.

Энергетическая установка корабля объединена в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она включает в себя две мощных газовых турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ установлены на новейших американских эскадренных миноносцах типа Zumwalt) и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть авианосца и питают, в том числе, электродвигатели, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Силовая установка разгоняет корабль полным водоизмещением в 70 600 тонн до скорости 26 узлов (около 48 км/ч).

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35B

Корабль буквально нашпигован современным оборудованием и обладает высоким уровнем автоматизации практических всех процессов, благодаря чему его экипаж состоит всего из 679 человек. При этом к, безусловно, сильным сторонам корабля можно отнести его автоматизированную систему боевого управления, которая интегрирована с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать одновременно до одной тысячи воздушных целей на удалении 250 морских миль (около 460 км). Помимо этого на корабле располагается специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

Еще одной особенностью корабля является то, что это первый авианосец, который изначально проектировался под использование самолетов 5-го поколения. Основу авиагруппы «Королевы» составят американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35B (с вертикальным/укороченным взлетом/посадкой). Штатный состав авиагруппы авианосца в «океанском» варианте составят 24 истребителя F-35B, 9 противолодочных вертолетов Merlin и 4 или 5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. Помимо этого авианосец сможет принимать на борту вертолеты армейской авиации – AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook различных модификаций. Это важно, так как Минобороны Великобритании рассматривает корабль и как средство выполнения совместных межвидовых и прибрежных операций. На авианосце изначально предусмотрены места для 250 морских пехотинцев, при этом в случае необходимости количество морпехов можно довести до 900 человек.

В стандартном состоянии авиагруппа авианосца будет включать в свой состав до 40 летательных аппаратов, однако, как отмечают британские военные, в случае необходимости корабль сможет принять на борт и до 70 летательных аппаратов. На ангарной палубе авианосца площадью 155 на 33,5 метра и высотой от 6,7 до 10 метров могут разместиться до 20 самолетов. Их подъем вверх на полетную палубу производится при помощи двух мощных лифтов, каждый из которых в состоянии одновременно поднять на взлетную палубу два истребителя-бомбардировщика F-35B, потратив на это 60 секунд. Лифты настолько мощные, что вместе могут поднять и весь экипаж корабля, отмечают в компании BAE Systems.

Вертолет ДРЛО Merlin Mk2 с системой Crowsnest

Авианосец Queen Elizabeth рассчитан на 420 самолето-вылетов в течение 5 дней с возможностью проведения операций в ночное время суток. Максимальная интенсивность вылетов составляет – 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлета самолетов – 24 за 15 минут, посадки – 24 самолета за 24 минуты. На борту отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты, без переделки корабль может принимать на борт только самолеты укороченного/вертикального взлета/посадки.

Самым слабым элементом «Королевы» можно назвать оборонительное вооружение, которое представлено лишь различными артиллерийскими установками. В частности, тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Этот корабельный зенитный артиллерийский комплекс, предназначенный для борьбы с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (до 2-х скоростей звука), за свой характерный внешний вид получил на американском флоте прозвище R2-D2. Помимо данного комплекса на борту имеется 4 современных 30-мм автомата DS30M Mk2 и некоторое количество пулеметов, предназначенных для защиты от ассиметричных угроз – террористов и пиратов на небольших лодках.

За слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец Queen Elizabeth уже прозвали удобной мишенью для российских противокорабельных ракет. Именно так заявили в Минобороны РФ в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на авианосец с завистью». Оборонительное вооружение, действительно, самое слабое место нового британского корабля. С другой стороны он построен в рамках совершенно другой концепции применения. В отличие от единственного авианосца в составе российского флота, который несет на борту большое количество различных вооружений, вплоть до противокорабельных ракет и в состоянии действовать автономно, британская «Королева» рассчитана на использование в составе АУГ, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Зенитный артиллерийский комплекс Phalanx CIWS

О том, что самый большой корабль британского флота уязвим для противокорабельных ракет, говорят и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). По их словам, противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов в состоянии, по меньшей мере, вывести британский авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов из строя. «А залп из 10 таких ракет обойдется российскому бюджету менее чем в 4 миллиона фунтов, подобные цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем разрабатывать что-то подобного же уровня для борьбы на равных», – подчеркивается в докладе экспертов RUSI.

Тактико-технические характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth» (R08):

Водоизмещение – 70 600 т (полное).Длина – 280 м.Ширина – 73 м.Высота – 56 м.Осадка – 11 м.

Двигатели: две газовых турбины фирмы «Rolls-Royce» Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генераторных установки Wartsila общей мощностью порядка 40 МВт.

Максимальная скорость хода – до 26 узлов (48 км/ч).

Дальность плавания – до 10 000 морских миль (около 19 000 км).

Автономность плавания – 290 суток.

Экипаж авианосца – 679 человек.

Морские пехотинцы – 250 человек.

Общая вместимость – 1600 человек (вместе с персоналом авиагруппы, по количеству спальных мест).

Авиагруппа: до 40 истребителей и вертолетов: в том числе до 24 истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35B, до 9 противолодочных вертолетов AgustaWestland AW101 Merlin HM2 и 4-5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. При необходимости может принять на борт до 70 летательных аппаратов.

Оборонительное вооружение: 3 зенитных артиллерийских установки Phalanx CIWS, 4х30-мм артиллерийских установки 30mm DS30M Mark 2 и пулеметы для противодействия асимметричным угрозам.

Источники информации:http://tass.ru/armiya-i-opk/4791485https://bmpd.livejournal.com/2992965.htmlhttp://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2017/0818/100222197/detail.shtmlhttps://vpk.name/news/191779_ceremoniya_kresheniya_avianosca_prince_of_wales.htmlhttp://www.baesystems.comМатериалы из открытых источников

topwar.ru

от затратной традиции к недорогому единообразию » Военное обозрение

Фото: weapons.technology.youngester.com Авианосец «Шарль де Голль» с атомной силовой установкой (R91), Франция

Морские державы Европы, имеющие или некогда имевшие в составе флотов классические ударные авианосцы, постепенно отказываются от этого типа кораблей в пользу меньших, но многофункциональных. У крупных игроков, таких как Великобритания и Франция, этот процесс либо идет болезненно, либо вообще пока не начался. Страны с более ограниченными финансовыми возможностями уже переориентировали свои судостроительные программы в сторону совмещения ударного авианесущего корабля с универсальным десантным, поскольку строить и содержать и те, и другие слишком дорого. Включение большей части европейских держав в партнерскую программу по поставкам американских истребителей F-35 позволит оснастить эти боевые единицы приемлемым ударным потенциалом.

Европейские авианосные силы: картина и динамика

На состояние авианосных сил Европы существенно повлияли два фактора: постепенный вывод из состава европейских флотов в 2000-е годы авианесущих кораблей старой постройки (даже еще не устаревших физически и имеющих потенциал к ограниченному использованию или модернизации) и крайне незначительный ввод вместо них новых боевых единиц того же профиля.

Так, Великобритания избавилась от двух из трех своих авианосцев типа Invincible:

головной Invincible был выведен из состава флота в августе 2005 г., Ark Royal – в марте 2011 г. Оставшийся Illustrious в том же 2011 г. был лишен ударных самолетов типа Harrier II и переоборудован в вертолетоносец. В настоящее время в составе британского флота нет ни одного корабля-носителя палубных самолетов.

Франция вывела из состава флота оба авианосца типа Clemenceau:

в 1997 г. был выведен собственно Clemenceau, в 2005 г. – Foch (продан Бразилии). В 2010 г. состав флота покинул вертолетоносец Jean d’Arc. Взамен был введен только один корабль Charles de Gaulle (2001 г.).

Испания в феврале 2013 г. из-за финансовых трудностей вывела из состава флота авианосец Principe de Asturias,

построенный всего лишь в конце 1980-х годов. В итоге у испанского флота остался только один крупный авианесущий корабль Juan Carlos I, принятый в боевой состав осенью 2010 г.

На этом фоне исключением выглядит Италия, которая, несмотря на неоднократно объявлявшиеся в 2012 г. и начале 2013 г. сокращения военного бюджета, по-прежнему сохраняет в составе флота авианосец Giuseppe Garibaldi.

В 2009 г. флот пополнился новым многоцелевым авианосцем Cavour.

Британия: «дешевая империалистическая политика», издание второе, сокращенное

Фото: www.buquesdeguerra.com Авианесущий корабль Juan Carlos I (L-61)

На текущий момент в составе авиагруппы кораблей предполагается приблизительно 40 летательных аппаратов, в том числе 12 многоцелевых истребителей F-35B Lightning II, многоцелевые вертолеты Merlin HAS.1 (AW.101), Wildcat (AW.159) и вертолеты радиолокационного дозора Sea King AEW.2.

Наиболее интересным в проекте представляется эволюция его вооружения. В 2002 г. британские военные, выбирая версию палубного истребителя, остановились на F-35B, которая выполнена по схеме STOVL («короткий взлет, вертикальная посадка»).

Однако приблизительно в 2009 г. начались дискуссии по поводу оснащения кораблей электромагнитной катапультой для запуска «полноценных» палубных самолетов, включая те, что в будущем смогут прийти на смену F-35. В результате в 2010 г. произошла переориентация военных с версии F-35B на версию F-35C, которую намерен заказывать и американский флот для замены палубных многоцелевых истребителей F/A-18.

Следует отметить, что версия C имеет лучшие, чем версия B, летные и тактико-технические характеристики, в частности, больший боевой радиус (1140 км против 870) и более широкий спектр боевой нагрузки. Кроме того, F-35C несколько дешевле как при покупке, так и в эксплуатации, что может дать заметную экономию при оперировании парком в несколько десятков самолетов.

Однако ограничивающим фактором здесь выступает готовность британского бюджета нести дополнительные расходы на переоснащение кораблей. Если в 2010 г. расходы на переоснащение одного корабля оценивались в 951 млн фунтов, то в 2012 г. военное ведомство уже называло цифру в 2 млрд фунтов.

Насколько можно судить, именно этот фактор сыграл свою роль на фоне нарастающих финансовых трудностей британского бюджета. Проблем добавил и сдвиг сроков ввода корабля в строй – ориентировочно до 2020 г. Напомним, что к тому времени Британия уже досрочно вывела из состава авианосец Ark Royal, и военные вряд ли спокойно восприняли бы увеличение сроков постройки Queen Elizabeth. В итоге в мае 2012 г. военное ведомство вернулось к закупке F-35B, а Queen Elizabeth получит трамплин для укороченного взлета этих самолетов.

Слабым местом британских авианосных сил остается система освещения обстановки. Ни CVF, ни предшествующие корабли типа Invincible не обладают возможностями для эксплуатации полноценного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Такой шанс существовал, если бы британские военные выбрали катапультную версию CVF, однако в данный момент он утрачен. Вертолеты радиолокационного дозора Sea King моделей AEW.2 и ASaC.7 трудно считать равнозначной заменой.

Не ясна судьба второго корабля программы, сооружение которого было начато в 2011 г. (была произведена резка первого металла для корпусных конструкций). Окончательное решение о завершении строительства будет приниматься после 2015 г.

Таким образом, к началу 2020-х годов Великобритания будет иметь в лучшем случае два новых многоцелевых авианосца с самолетами F-35B. Реальными представляются следующие сроки ввода в эксплуатацию: Queen Elizabeth – не ранее 2020 г., Prince of Wales – несколькими годами позднее. Однако в случае дальнейшего нарастания или хотя бы сохранения бюджетных проблем, второй авианосец, если и будет достроен, может быть продан буквально с судостроительного завода (наиболее вероятный покупатель – Индия) либо его строительство будет вообще прекращено.

Второй вариант сопряжен со сложностями в виде выплаты неустоек. По словам британских официальных лиц, корабль выгоднее достроить, чем платить судостроителям за отказ от него. В 2011 г. об этом прямо заявил британский премьер Дэвид Кэмерон.

Ситуация все больше напоминает межвоенный период, когда Великобритания, постепенно упуская мировое лидерство, ради экономии средств пошла на сокращение флота и, что важнее, на ограничение его строительства в ходе Вашингтонских морских соглашений 1922 г. В 1930-е годы такое поведение называли «дешевой империалистической политикой».

Франция: особый путь на развилке

Фото: digilander.libero.itЛегкий многоцелевой авианосец«Cavour» (C550), Италия

Франция длительное время вынашивала идею строительства так называемого «второго авианосца» – Porte-Avions 2 (первым считается атомный авианосец Charles de Gaulle). Однако в апреле 2013 г. в опубликованной французским военным ведомством «Белой книге» по оборонным вопросам, в разделе, посвященном облику вооруженных сил в 2025 г., был указан лишь один авианосец.

Официальных комментариев не последовало, из чего можно сделать два вывода: либо проект «второго авианосца» отменен (или отложен на неопределенное время, что в текущих условиях одно и то же), либо французские военные, реалистично оценив возможности госбюджета и судостроителей, решили, что даже при немедленном начале работ получить готовый корабль через 12 лет не получится. Даже если вынести за скобки финансовый вопрос, показательна эпопея с Charles de Gaulle – с момента его закладки до окончательного ввода в строй, причем в значительно лучших экономических условиях, прошло как раз 12 лет. Следует также отметить, что технический облик Charles de Gaulle был в общих чертах выработан еще в конце 1970-х годов, т.е. примерно за 10 лет до закладки, тогда как окончательный технический облик Porte-Avions 2 до сих не определен.

Тем не менее история эволюции проекта французского «второго авианосца» заслуживает внимания и может оказаться поучительной. По первоначальным расчетам, водоизмещение корабля должно было составить 65 тыс. т, затем оно было увеличено до 74 тыс. и, наконец, сокращено до 62 тыс. т. Предполагалось, что авианосец будет газотурбинным, поскольку недоведенная атомная силовая установка Charles de Gaulle стала настоящей «головной болью» в эксплуатации. В состав авиагруппы должны были войти 32 истребителя Rafale, три самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C Hawkeye и пять вертолетов NH-90.

Здесь следует отметить, что рассмотрение программ CVF и Porte-Avions 2 в связке друг с другом более чем осмысленно. Дело в том, что на ранних стадиях французского проекта (2005–2008 гг.) будущий исполнитель (консорциум Thales Naval и DCNS) планировал работать вместе с британскими судостроителями из «BAE Systems». Причем проект должен был быть настолько близок к британскому CVF, что поначалу даже использовалась маркировка CVF-FR («французский»). Однако впоследствии проект «раздулся», в том числе по водоизмещению, а в реализации британской программы признаков особой активности не наблюдалось.

В итоге Франция де-факто отказалась от проекта CVF-FR, и в «Белой книге» от 2008 г. появилась интересная оговорка: «изменение экономических условий с 2003 г. требует новых исследований для выбора между классической и ядерной силовыми установками». Таким образом, ядерный вариант Porte-Avions 2 вновь принят к рассмотрению, что представляется логичным, поскольку Великобритания ядерные корабли не строит, и, если уж проект окончательно разошелся с CVF, то нужно еще раз взвесить все плюсы и минусы.

Попытки Великобритании найти ответ на вопрос, куда пристроить, в случае необходимости, второй авианосец программы CVF, в принципе возвращают к жизни идею заказа Porte-Avions 2 на базе британского проекта. Однако Франция не закупает F-35 и ориентируется на использование самолетов Rafale в качестве палубных, что сразу же потребует оснащения корабля катапультами (паровыми, как на Charles de Gaulle, или же электромагнитными, как предполагалось для CVF).

Более того, в рамках военно-морской кооперации, подразумевавшей создание единых франко-британских авианосных соединений и «поочередное» использование кораблей на взаимных задачах (такая инициатива выдвигалась во второй половине 2000-х годов), французы еще были готовы допустить использование F-35C, но не F-35B. И – что важнее – их не устраивало отсутствие на Queen Elisabeth и Prince of Wales стартовых катапульт.

Судьба Porte-Avions 2 остается, пожалуй, основной интригой европейских авианосных программ. Вместе с тем достаточно очевидно, что если этот корабль будет построен, то он станет чуть ли не единственным в Европе новым ударным кораблем с полноценной авиагруппой, а не с авиацией короткого взлета. По сути, на ближайшие 10–20 лет это единственный шанс Европы построить новый «чистый» авианосец.

Европейский тип авианосца: унификация и широкие возможности

Фото: Suricatafx.comСравнение современных палубныхистребителей

На данном этапе приходится констатировать три характерных момента.

Во-первых, основные авианосные державы ЕС – Великобритания и Франция – фактически остались без авианосного флота даже в том ограниченном объеме, который был у них до момента роспуска Организации Варшавского Договора. Операционная готовность Charles de Gaulle остается достаточно низкой, а Британия на сегодня не имеет ни одного корабля-носителя палубных самолетов. Новые корабли полной готовности смогут появиться самое раннее через 6–8 лет у Британии либо уже во второй половине 2020-х годов – у Франции.

Во-вторых, державы «второго эшелона» (Испания, Италия) сейчас фактически догоняют, а в чем-то и превосходят лидеров, например, по числу боевых единиц этого профиля, особенно если учесть использование ударной авиации. Впрочем, это происходит не в силу активной реализации судостроительных программ, а естественным путем. Однако, учитывая нарастающие финансовые трудности Италии и Испании, ожидать от них в среднесрочной перспективе дальнейшего роста или даже сохранения численности активных авианосных единиц в составе флотов явно преждевременно.

В-третьих, наблюдается отчетливое смещение потребностей флотов с собственно ударных авианосцев на сравнительно легкие многоцелевые авианесущие корабли, зачастую исполняющие функции десантных. Такой корабль может нести ударную авиацию (самолеты короткого взлета), а может и не нести (по сути, являясь вертолетоносцем). Но в любом случае он имеет широкий набор возможностей по перевозке десантных подразделений. По своей философии такая боевая единица ближе не к классическим ударным авианосцам (например, американским типа Nimitz, французскому Charles de Gaulle, российскому «Адмиралу Кузнецову», китайскому «Ляонину» или индийским кораблям), а скорее к американским универсальным десантным кораблям типа Wasp.

В качестве примера применения этого подхода в судостроении можно привести французские «корабли экспедиционных сил» типа Mistral (три единицы),

а также уже упоминавшиеся испанский Juan Carlos I и итальянский Cavour.

Следует отметить, что это новые корабли, построенные в течение последних 4–9 лет и отражающие текущие воззрения морских штабов на приоритеты военного кораблестроения.

Авиагруппы новых кораблей следуют общеевропейскому подходу: более ранние корабли несли в основном самолеты вертикального взлета и посадки типа Harrier,

тогда как новые (и те же самые старые после модернизации) – будущий американский палубный истребитель F-35B.

Традиционным исключением является Франция, которая использовала на флоте собственные самолеты: сначала Super Etendard, теперь – Rafale.

Таким образом, общим местом в европейском строительстве авианесущих кораблей становится создание многоцелевого, сравнительно дешевого корабля с обязательными десантно-высадочными возможностями. В качестве варианта усиления для «второлинейных» держав рассматривается наделение этих кораблей возможностью применять самолеты короткого взлета F-35B, что фактически превращает их в «ударные эрзац-авианосцы».

Франция и Великобритания, пытающиеся нести бремя собственной авианосной мощи, по-видимому, будут и дальше, насколько им позволит состояние экономики, жестко разделять собственно ударные авианосцы и авианесущие десантные корабли. И если британцы в жестких бюджетных условиях всегда могут пойти на унификацию общеевропейского типа, перейдя на единый тип авианесущего десантного корабля, то Франции, не обладающей собственными самолетами короткого взлета, для этого придется как минимум запросить нишевые F-35B в США. Учитывая сложившиеся флотские традиции и традиции военных закупок, это может вызвать серьезные осложнения.

Новая «дипломатия канонерок»

Все происходящее можно в принципе назвать окончательным приведением военных флотов европейских стран НАТО к новой военно-политической ситуации, сложившейся после роспуска Организации Варшавского Договора. Вероятность возникновения крупного континентального конфликта в Европе (читай – с участием России) сильно снизилась с конца 1980-х годов, что обусловливает необходимость перестройки вооруженных сил. Новый набор вызовов связан, в частности, с расширением роли экспедиционных сил как в совместных операциях членов НАТО (например, в Югославии в 1999 г., Афганистане в 2001 г., Ираке в 2003 г., Ливии в 2011 г.,), так и в самостоятельных действиях европейских держав по стабилизации ситуации во взрывоопасных регионах третьего мира (пример – французская операция в Мали в начале 2013 г.).

С одной стороны, эта ситуация не предъявляет запредельных требований к уровню военных расходов под угрозой существованию государства (для флота это означает жесткое ограничение числа оперативно готовых кораблей, а, следовательно, повышает и требования к их универсальности). С другой стороны, она смещает акцент в системе задач флота с чисто ударных функций в полномасштабной морской войне на обеспечение комбинированных воздушно-морских операций вооруженных сил в конфликтах невысокой интенсивности.

Физическое сокращение авианосных флотов, неприятное для престижа крупных держав, можно рассматривать и под углом эффективности применения оставшихся или строящихся кораблей. В этом смысле страна, обладающая универсальными авианесущими кораблями с десантно-высадочными функциями, получает за меньшие деньги больше возможностей по использованию флота в современной версии «дипломатии канонерок».

Поэтому сокращение классических ударных авианосцев в Европе в пользу универсальных кораблей с самолетами короткого взлета следует квалифицировать не только как сжатие военно-морского потенциала держав ЕС (очевидного хотя бы количественно), но и как разумно-достаточный ответ на новые вызовы, стоящие перед морскими силами в XXI веке.

Источники:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2302#tophttp://korabley.net

topwar.ru

Британский авианосец Queen Elizabeth | Армейский вестник

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. 7 декабря 2017 года на военно-морской базе Королевского военно-морского флота (КВМФ) в Портсмуте прошла церемония включения нового авианосца HMS «Queen Elizabeth» в состав британского флота. На авианосце был поднят британский военно-морской флаг.

В торжественной церемонии приняла участие королева Елизавета II, которая выразила уверенность в том, что авианосец будет свидетельством британской мощи на море на ближайшие десятилетия, а также принцесса Анна. По мнению Гэвина Уильямсона министра обороны Великобритании, «новый авианосец является олицетворением британского дизайна и функциональных возможностей, которые лежат в основе усилий по формированию вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего». Необходимо отметить, что корабль был введен в состав КВМФ после завершения второго этапа морских испытаний, которые проводились у берегов Южной Англии с сентября 2017 года.

Второй авианосец серии HMS «Prince of Wales» (R09) также близок к сдаче. 8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine, расположенном в Розайте (Шотландия), прошла официальная церемония крещения строящегося там в сухом доке британского авианосца «Принц Уэльский». На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, а его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» нового боевого корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.

Вопреки распространенному заблуждению свое имя новый британский авианосец получил не в честь ныне царствующей королевы Елизаветы II, а в честь ее далекой предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, правившей в 1558-1603 годах – последней из династии Тюдоров. Именно в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а значит, и в мировую. Эпоху Елизаветы I сами англичане называют «золотым веком». Не только потому, что она успешно сражалась с внешними и внутренними врагами, но и потому, что в годы ее правления расцвело искусство и наука. Это было время Кристофера Марло, Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона. Поэтому имя Queen Elizabeth было присвоено самому современному британскому авианосцу вполне заслуженно.

На сегодняшний день авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является самым крупным кораблем в составе Королевского ВМФ за всю историю его существования и самым крупным боевым кораблем, когда-либо построенным в стране, его полное водоизмещение составляет 70 600 тонн. Данный авианосец, как и его строящийся систершип «Prince of Wales», в три раза крупнее своих предшественников – британских авианосцев типа Invincible и сопоставим по размерам с американским авианосцем Nimitz или французским Charles de Gaulle.

Авианосцы обошлись Великобритании в копеечку, если в 2007 году постройка двух боевых кораблей оценивалась в 3,9 миллиарда фунтов, то после очередного пересмотра контракта в 2013 году она составила уже 6,2 миллиарда фунтов (около 8,3 миллиардов долларов США). При этом, после ввода в эксплуатацию авианосца Prince of Wales, возможно, уже именно он станет самым крупным боевым кораблем КВМФ за всю историю, так как ввиду внесенных в проект некоторых изменений и усовершенствований, его полное водоизмещение может на 3000 тонн превысить водоизмещении авианосца Queen Elizabeth. Ввод в строй «Принца Уэльского» запланирован на 2019 год.

История постройки авианосца Queen Elizabeth

Идея пополнить состав КВМФ большими авианосцами возникла в Великобритании на рубеже XXI века. В начале 2003 года Министерство обороны страны определилось с подрядчиком строительства перспективных боевых кораблей – корпорацией BAE Systems. Эскизный проект выполнил британский филиал французской компании Thales. Уже этот проект демонстрировал отличие будущих кораблей от существующих авианосцев – наличием не одного, а двух «островов» в надстройке. В носовой надстройке располагаются службы управления кораблем, в кормовой надстройке – службы управления полетами самолетов и вертолетов.

Авианосец «Queen Elizabeth» в доке

Впервые об оформленном заказе на строительство двух авианосцев Дес Браун, занимавший на тот момент пост министра обороны страны, объявил 25 июля 2017 года. Боевые корабли класса Queen Elizabeth были спроектированы для замены легких британских авианосцев класса Invincible (в 1980 – 2014 годах три корабля данного класса несли службу в составе КВМФ). Контракт на строительство новых авианосцев был заключен 3 июля 2008 года со специально созданным европейским консорциумом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Строительство головного авианосца Queen Elizabeth велось с 2009 по 2017 год консорциумом ACA на судостроительном предприятии Babcock Marine (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, которая была приватизирована в 1997 году), расположенном в шотландском городе Росайт. В состав Aircraft Carrier Alliance вошли – британский филиал французской компании Thales Group (проектант) и британские компании BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Именно британские участники консорциума отвечали за производство крупноблочных секций корпуса, из которых в дальнейшем и собирался авианосец, находившийся в сухом строительном доке.

Процесс создания нового авианосца был разбит на постройку отдельных блоков массой до 11 тысяч тонн, которые собирались на различных верфях Великобритании. В дальнейшем собранные блоки доставлялись в шотландский Росайт, где собирались в единое целое. 4 июля 2014 года прошла церемония крещения нового корабля. В ней приняла участие королева Елизавета II, которая и выступила «крестной матерью» нового британского авианосца. По сигналу королевы Великобритании о борт судна разбили бутылку шотландского виски Bowmore.

Авианосец «Queen Elizabeth»

Для Министерства обороны Соединенного Королевства, Королевского военно-морского флота и компаний BAE Systems, Babcock, Thales UK, принимающих непосредственное участие в создании корабля, спуск на воду первого авианосца серии ознаменовал завершение значительного этапа работ. Ранее британское правительство уже задерживало развитие программы на два года, что в конечном итоге привело лишь к ее удорожанию. Программу постройки авианосцев пытались даже вовсе отменить, рассматривался вопрос их продажи третьим странам, два раза менялось решение по вопросу, какие модели самолета F-35 должны будут базироваться на авианосцах. Все это затянуло процесс постройки первого корабля.

17 июля 2014 года авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) был выведен из сухого дока и спущен на воду. 26 июня 2017 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания. 16 августа 2017 года авианосец прибыл к месту своего постоянного базирования – в главную военно-морскую базу КВМФ Портсмут. Уже в июле были начаты испытания с участием вертолетов, второй этап данных испытаний был назначен на декабрь 2017 года. Первые испытания палубных самолетов F-35B с борта авианосца планируется начать в конце 2018 года, они будут проходить у побережья США. Достижение авианосцем Queen Elizabeth и его авиагруппой начальной боеготовности ожидается в 2021 году, а полной боеготовности – не ранее 2023 года.

Особенности конструкции авианосца Queen Elizabeth

Разработка механических конструкций современного британского авианосца была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были специально созданы специалистами компании QinetiQ. Проектирование корпуса корабля велось, исходя из требуемого 50-летнего срока его службы. Особенностью корпуса нового авианосца стало наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом и посадкой.

Наличие трамплина и отсутствие разгонных катапульт роднит корабль с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Корпус авианосца Queen Elizabeth имеет 9 палуб, не считая полетной. Полетная палуба корабля обеспечивает одновременный взлет и посадку самолетов, расположенный в передней части трамплин имеет угол возвышения 13°.

Авианосец «Queen Elizabeth»

В отличие от подавляющего большинства традиционных авианосцев «Королева Елизавета» получила две малых надстройки. В передней располагаются помещения служб управления судном, а в задней – службы управления полетами авиагруппы авианосца. Преимущество подобной архитектуры корабля заключается в увеличении площади палубы, более гибким распределением пространства на нижних палубах и уменьшением турбулентных потоков воздуха, которые могут мешать полетам. Расположение служб, отвечающих за управление полетами авиагруппы, в задней части палубы представляется предпочтительным, так как позволяет лучше контролировать такие критические фазы полета, как заход на посадку и саму посадку на борт авианосца.

Как и любой другой современный авианосец британский Queen Elizabeth – это настоящий плавучий город, на борту которого имеется даже свой кинотеатр и большой тренажерный зал. Также на борту имеются 4 больших обеденных зоны, на которых трудятся 67 работников общественного питания. Они в состоянии обслужить до 960 человек за один час. Имеется на борту и свой госпиталь, рассчитанный на 8 коек (до 8 лежачих серьезных больных), своя операционная и стоматологическая комната, обслуживают его 11 медицинских работников. В 470 корабельных каютах могут разместиться 1600 человек (по количеству спальных мест), в том числе 250 морских пехотинцев.

Энергетическая установка корабля объединена в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она включает в себя две мощных газовых турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ установлены на новейших американских эскадренных миноносцах типа Zumwalt) и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть авианосца и питают, в том числе, электродвигатели, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Силовая установка разгоняет корабль полным водоизмещением в 70 600 тонн до скорости 26 узлов (около 48 км/ч).

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35B

Корабль буквально нашпигован современным оборудованием и обладает высоким уровнем автоматизации практических всех процессов, благодаря чему его экипаж состоит всего из 679 человек. При этом к, безусловно, сильным сторонам корабля можно отнести его автоматизированную систему боевого управления, которая интегрирована с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать одновременно до одной тысячи воздушных целей на удалении 250 морских миль (около 460 км). Помимо этого на корабле располагается специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

Еще одной особенностью корабля является то, что это первый авианосец, который изначально проектировался под использование самолетов 5-го поколения. Основу авиагруппы «Королевы» составят американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35B (с вертикальным/укороченным взлетом/посадкой). Штатный состав авиагруппы авианосца в «океанском» варианте составят 24 истребителя F-35B, 9 противолодочных вертолетов Merlin и 4 или 5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. Помимо этого авианосец сможет принимать на борту вертолеты армейской авиации – AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook различных модификаций. Это важно, так как Минобороны Великобритании рассматривает корабль и как средство выполнения совместных межвидовых и прибрежных операций. На авианосце изначально предусмотрены места для 250 морских пехотинцев, при этом в случае необходимости количество морпехов можно довести до 900 человек.

В стандартном состоянии авиагруппа авианосца будет включать в свой состав до 40 летательных аппаратов, однако, как отмечают британские военные, в случае необходимости корабль сможет принять на борт и до 70 летательных аппаратов. На ангарной палубе авианосца площадью 155 на 33,5 метра и высотой от 6,7 до 10 метров могут разместиться до 20 самолетов. Их подъем вверх на полетную палубу производится при помощи двух мощных лифтов, каждый из которых в состоянии одновременно поднять на взлетную палубу два истребителя-бомбардировщика F-35B, потратив на это 60 секунд. Лифты настолько мощные, что вместе могут поднять и весь экипаж корабля, отмечают в компании BAE Systems.

Вертолет ДРЛО Merlin Mk2 с системой Crowsnest

Авианосец Queen Elizabeth рассчитан на 420 самолето-вылетов в течение 5 дней с возможностью проведения операций в ночное время суток. Максимальная интенсивность вылетов составляет – 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлета самолетов – 24 за 15 минут, посадки – 24 самолета за 24 минуты. На борту отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты, без переделки корабль может принимать на борт только самолеты укороченного/вертикального взлета/посадки.

Самым слабым элементом «Королевы» можно назвать оборонительное вооружение, которое представлено лишь различными артиллерийскими установками. В частности, тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Этот корабельный зенитный артиллерийский комплекс, предназначенный для борьбы с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (до 2-х скоростей звука), за свой характерный внешний вид получил на американском флоте прозвище R2-D2. Помимо данного комплекса на борту имеется 4 современных 30-мм автомата DS30M Mk2 и некоторое количество пулеметов, предназначенных для защиты от ассиметричных угроз – террористов и пиратов на небольших лодках.

За слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец Queen Elizabeth уже прозвали удобной мишенью для российских противокорабельных ракет. Именно так заявили в Минобороны РФ в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на авианосец с завистью».

Оборонительное вооружение, действительно, самое слабое место нового британского корабля. С другой стороны он построен в рамках совершенно другой концепции применения. В отличие от единственного авианосца в составе российского флота, который несет на борту большое количество различных вооружений, вплоть до противокорабельных ракет и в состоянии действовать автономно, британская «Королева» рассчитана на использование в составе АУГ, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Зенитный артиллерийский комплекс Phalanx CIWS

О том, что самый большой корабль британского флота уязвим для противокорабельных ракет, говорят и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). По их словам, противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов в состоянии, по меньшей мере, вывести британский авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов из строя. «А залп из 10 таких ракет обойдется российскому бюджету менее чем в 4 миллиона фунтов, подобные цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем разрабатывать что-то подобного же уровня для борьбы на равных», – подчеркивается в докладе экспертов RUSI.

Тактико-технические характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth» (R08):Водоизмещение – 70 600 т (полное).Длина – 280 м.Ширина – 73 м.Высота – 56 м.Осадка – 11 м.

Двигатели: две газовых турбины фирмы «Rolls-Royce» Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генераторных установки Wartsila общей мощностью порядка 40 МВт.

Максимальная скорость хода – до 26 узлов (48 км/ч).Дальность плавания – до 10 000 морских миль (около 19 000 км).Автономность плавания – 290 суток.Экипаж авианосца – 679 человек.Морские пехотинцы – 250 человек.Общая вместимость – 1600 человек (вместе с персоналом авиагруппы, по количеству спальных мест).

Авиагруппа: до 40 истребителей и вертолетов: в том числе до 24 истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35B, до 9 противолодочных вертолетов AgustaWestland AW101 Merlin HM2 и 4-5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. При необходимости может принять на борт до 70 летательных аппаратов.

Оборонительное вооружение: 3 зенитных артиллерийских установки Phalanx CIWS, 4х30-мм артиллерийских установки 30mm DS30M Mark 2 и пулеметы для противодействия асимметричным угрозам.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

Авианосцы типа «Queen Elizabeth»

Опубликовано 18 Августа 2010

Великобритания построит два новых авианосца нового поколения для Королевского военно-морского флота, получившие названия «Queen Elizabeth» и «Prince Of Wales». Первый планируется ввести в строй в 2014 году и спустя 2 года - второй.

 

 

Эти авианосцы ВМС Великобритании будут крупнейшими и самыми мощными военными кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота, что значительно увеличит стратегические возможности и влияние флота во всем мире. Они будут одним из ключевых компонентов улучшения экспедиционного потенциала, необходимого для борьбы с разнообразными видами угроз и обеспечения безопасности в современных условиях.

Строительством авианосцев будет заниматься специально созданный Aircraft Carrier Alliance (ACA) - инновационный альянс, включающий в себя промышленные компании и Министерство Обороны Великобритании, в котором Министерство Обороны действует и как клиент и как участник. На стадии производства промышленными участниками альянса будут: английская компания BAE Systems (BAE Systems Naval Ships), французская международная промышленная группа Thales, компании VT Group и Babcock International Group.

Британские требования к новым авианосцам

В 1998 году в Обзоре стратегической обороны (SDR - Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники, было объявлено о планах заменить действующие лёгкие авианосцы типа «Invincible» (Инвинсибл) двумя большими современными авианосцами, которые могли бы обслуживать намного более мощную авиационную группу.

Операции в Заливе и Боснии продемонстрировали, что авианосцы играют ключевую роль в развертывании вооруженных сил, что способствует поддержанию мира и, в случае необходимости, позволяет применять также военные меры в любое время и в любом месте. Авианосцы обеспечивают военное присутствие во всем мире, которое может способствовать предотвращению вооруженных столкновений и быстрому развертыванию во время операций, в тех местах, где нет доступных аэродромов. Этот анализ был индоссирован в SDR New Chapter в 2002 году и снова введен в действие в Defence White Paper (Белая книга - официальный документ правительства) в декабре 2003 года.

Потенциал

Авианосцы, известные по кодовому названию CVF (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), развернут наступательные силы и средства авиации в поддержку полного спектра будущих операций. Это будет Объединенная Авиагруппа (JFAG - Joint Force Air Group) которая, прежде всего состоит из сочетании перспективных многофункциональных истребителей (JCA - Joint Combat Aircraft) и Воздушной разведки на море (MASC - Maritime Airborne Surveillance and Control). JCA/MASC будет способна к действию при любых погодных условиях, днем и ночью, чтобы обеспечить авиационный удар, а так же противовоздушную оборону для авианосца и наступательную поддержку наземным войскам на берегу.

JFAG будет также осуществлять боевые действия с вертолетами и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), что позволит осуществлять самые разнообразные задачи, включая противолодочную оборону/противокорабельные боевые действия, наступление и поддержку. Перспективный, малозаметный истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F35 (JSF) с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL - Short Take-Off and Vertical Landing) были отобраны, чтобы выполнять эту роль. Авианосцы также будут в состоянии осуществлять боевые действия со штурмовиками вертикального взлета и посадки GR9 Harriers.

Некоторые из инноваций проекта включают:

- Первое адаптированное проектное решение – изначально спроектированный, чтобы управлять самолетами с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, авианосец, планируемый срок эксплуатации которого составляет 40-50 лет, может быть позже приспособлен для использования катапульты и аэрофинишера для управления полетом стандартных палубных самолетов;

- Первая полная интегрированная система для сбора, обработки и хранения отходов, чтобы соответствовать предполагаемым будущим экологическим стандартам;

- Первый авианосец с "островной" надстройкой, улучшающей контроль операций полетной палубы.

Aircraft Carrier Alliance провел большую работу, чтобы достичь удачного соотношения цены и качества. Результат - проект, способный управлять в два раза более крупными и тяжелыми самолетами по сравнению с существующим типом Invincible, с увеличенными стратегическими возможностями, но при этом с экипажем той же численности.

Авианосец типа «Queen Elizabeth» способен перевозить примерно в три раза больше, чем тип Invincible, имеет внутреннее пространство корпуса в четыре раза больше, и на 70% большую вместимость для перевозки корабельного и авиационного топлива. Он соответствует последним и самым высоким стандартам.

Факты

• Каждое судно весит больше чем 32 500 средних семейных автомобилей.

• Максимальная авиагруппа - 36 истребителей (JSF) и четыре самолета с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления, общий вес загруженного самолета более чем 1 000 тонн.

• Авианосцы типа «Queen Elizabeth» перевозят свыше 8 600 тонн топлива – этого количества достаточно для среднего семейного автомобиля, чтобы съездить на Луну и обратно двенадцать раз.

• Корабли могут нести больше чем 1 000 тонн пищевых продуктов - этого достаточно, чтобы накормить судовую команду в течение шести недель.

• Площадь полетной палубы составляет почти 13 000 м? - эквивалент 49 теннисных кортов или трех футбольных полей.

• Площадь ангара составляет 29 000 м? - эквивалентный 12 Олимпийским плавательным бассейнам.

• Корабельный радар большого радиуса действия – размером с большой мобильный дом.

• У авианосца типа «Queen Elizabeth» есть два гребных винта диаметром 6.7 м, весом по 33 тонны каждый – Почти в два с половиной раза тяжелее, чем двухэтажный автобус, и в полтора раза выше, чем он. Каждый винт приводится в действие парой электромоторов.

• Якоря судов составят 3.1 м в высоту, каждый весом в 13 тонн - почти столько же, сколько весит двухэтажный автобус.

• Каждый из двух огромных лифтов, которые перемещают самолет с ангара на полетную палубу, может нести два истребителя - бомбардировщика. Они так велики, что каждый мог бы перевозить весь экипаж судна.

• Общее число судовой команды на авианосцах «Queen Elizabeth» и «Prince Of Wales» лишь в 1.4 больше, чем на корабалях типа Invincible даже при том, что новые авианосцы в три раза больше.

• Шестьдесят семь сотрудников камбузов способны готовить пищу три раза в день для 1 450 членов команды.

• Будет по четыре камбуза на борт, обслуживающих четыре больших столовых, наибольшая из которых может обслужить 960 членов экипажа в час. Вся команда может быть обслужена за 90 минут (45 минут во время боевого дежурства).

• После дежурства у экипажа будет широкий диапазон развлечений, таких как кино и тренажерные каюты, доступные 24 часа. Как сейчас принято на флоте, весь персонал имеет доступ к электронной почте и Интернету с помощью спутникового оборудования в том случае, если оно не используются в специальных целях.

• На последнем британском большом авианосце, HMS Ark Royal («Королевский ковчег») списанном в конце 1970-ых, матросы жили по 100 человек. На новых авианосцах они будут жить в шестиместных каютах с большими и удобными койками и смежными туалетами и душами.

• Используя комбинацию 4х дизельных и 2х газотурбинных двигателей Rolls Royce MT30, тип авианосцев «Queen Elizabeth» вырабатывает до 109 МВТ энергии. Этого достаточно чтобы обеспечить город размером с Swindon (Суиндон). Общий вес 4х дизель-генераторов составляет 800 тонн.

• Медперсонал включает 11 человек, имеется медицинская блок-каюта на восемь коек, операционная и кабинет дантиста. Медицинская группа при необходимости может быть увеличена (например, при проведении гуманитарных операций).

• Тип авианосца «Queen Elizabeth» производит более чем 150 тонн пресной воды ежедневно.

• На новых авианосцах будут магазины N.A.A.F.I.( военно-торговая служба ВМС, ВВС и сухопутных войск), торгующие кондитерскими изделиями, которые обычно не входят в правительственные поставки, а предназначены для частных покупок.

• Проектирование и построение судов, как ожидают, обеспечит приблизительно 10 000 рабоч��х мест по всей Великобритании в процессе проектирования и производства. Во время основного монтажа кораблей типа «Queen Elizabeth» более тысячи работников, как ожидается, будет задействовано на каждой судостроительной верфи в Govan, Barrow, Rosyth и Portsmouth.

www.royalnavy.mod.ukwww.aircraftcarrieralliance.co.uk

Материал подготовлен редакцией сайта Техножизнь на основе информации, полученной из открытых источников. Любое использование интернет-изданиями данного материала возможно только с указанием активной ссылки на сайт Техножизнь -

 

Читать также:

 

Все статьи раздела "Вооружение"

 

mail.tech-life.org

Авианосцы Великобритании стимулируют флот НАТО

Как известно, на прошлой неделе состоялся ввод в состав Военно-морского флота Великобритании авианосца “Куин Элизабет”. Значимость этого события было настолько велико, что на мероприятии даже присутствовала королева Великобритании Елизавета II. Однако, поговорить я сейчас хотел бы не столько о данном авианосце, сколько о том, как меняется облик флота НАТО, а точнее его авианосная составляющая, с появлением таких грозных кораблей.

Так, если “Куин Элизабет” уже введена в состав флота, то “Принц оф Уэльс” будет спущен на воду летом 2018, а на испытания отправлен в 2019 году. Таким образом, до 2020 года Великобритания получит два авианосца, водоизмещением более 70 тыс тонн и имеющих в составе каждого авиакрыла по 40 истребителей F-35.

Заметим, что длительное время, после вывода из боевого состава Королевского флота кораблей типа "Инвинсибл", в Британии вообще отсутствовала авианесущая составляющая флота. А "настоящих" авианосцев в Англии не строили с 1950-х годов, если не считать конечно "Инвинсиблов", пригодных только для вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, которые нельзя считать полноценными авианосцами.

Если же говорить не только о Великобритании, но о всей морской группировке НАТО в целом, то, на сегодняшний день она имеет следующий вид:

Авианосцы США: “Нимиц”, “Дуайт Эйзенхауэр”, “Карл Винсон”, “Теодор Рузвельт”, “Авраам Линкольн”, “Джордж Вашингтон”,  “Джон Стеннис”, “Гарри Трумэн”, “Рональд Рейган”, “Джордж Буш” и “Джеральд Форд”. Практически все они обладают водоизмещение 100 тыс тонн и способны нести на своём борту до 90 летательных аппаратов.

Авианосцы Франции: “Шарль де Голль”. И всё. Не густо, но всё же, единственный в мире за пределами США атомный авианосец водоизмещением 42 тыс тонн и боевым составом из 40 летательных аппаратов.

Авианосцы Италии: “Конте ди Кавур” водоизмещением 27 тыс тонн и авиакрылом из 30 самолетов, а также “Джузеппе Гарибальди”, относящийся к классу авианесущих крейсеров, водоизмещение 13 тыс 850 тонн и авиакрылом из 18 летательных аппаратов.

Авианосцы Испании: “Хуан Карлос I” водоизмещение 26 тыс тонн и авиакрылом из 20 летательных аппаратов.

Таким образом, флот НАТО до 2020 года будет в своём составе иметь 17 авианосцев и авианесущих крейсеров. Причём, авианосцы Великобритании будут вторыми по размерам водоизмещения и авианосной группировки, после кораблей ВМС США, что в данном контексте даже не позволяет задать вопрос о том, кто хозяин в “семи морях” – это понятно и так.

zloy-odessit.livejournal.com

Авианосец "Куин Элизабет" отправился в испытательное плавание: specnazspn

Крупнейший корабль Королевского военно-морского флота Великобритании, авианосец "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth), отправился в испытательное плавание.

Столь огромного корабля у Королевского ВМФ никогда не было. Размеры палубы нового авианосца соответствуют трем футбольным полям. Его строительство обошлось больше чем в 6 млрд фунтов (более 7,6 млрд долларов).

Для того чтобы выйти из бухты, кораблю понадобятся 11 буксирных катеров. Они будут сначала ожидать прилива - чтобы выйти из бухты, а затем отлива, чтобы корабль смог пройти под мостом через залив Ферт-оф-Форт и выйти в Северное море.

Для того чтобы пройти под мостом Форт-Бридж, "Куин Элизабет" придется понизить свою мачту.

Когда "Куин Элизабет" войдет в строй?

Правообладатель иллюстрацииEPAImage captionРазмеры палубы авианосца соответствуют трем футбольным полям

"Куин Элизабет" будет проходить испытания в течение нескольких лет и войдет в строй в 2021 году, когда этот авианосец примет участие в учениях у восточного побережья США.

Экипаж авианосца изначально будет составлять около 700 человек. Затем на его борт прибудут 40 боевых самолетов со своими экипажами.

Ожидается, что авианосец будет находиться в распоряжении Королевского военно-морского флота около 50 лет.

"Куин Элизабет" в цифрах

  • На строительство авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэльс" уйдет более 6 млрд фунтов стерлингов (7,6 млрд долларов)
  • Авианосец может достигать скорости в 25 узлов, его водоизмещение - 65 тысяч тонн
  • Длина полетной палубы - 280 метров, а ширина 70 метров
  • Это второй корабль ВМФ Великобритании, получивший название "Куин Элизабет"
  • Экипаж авианосца изначально будет составлять около 700 человек. После того как на него прибудут самолеты F-35B и вертолеты Crowsnest, численность экипажа достигнет 1600 человек

specnazspn.livejournal.com

Список авианосцев ВМС Великобритании - это... Что такое Список авианосцев ВМС Великобритании?

На этой странице помещён список всех авианосцев ВМС Великобритании.

Авианосцы

№ Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Примечания Furious (1918, 27 165 т) Argus (1918, 17 000 т) Vinidictive (1919, 11 500 т) Eagle (1924, 26 800 т) Hermes (1925, 13 000 т) тип Courageous (1928, 27 560 т) тип Ark Royal (1938, 27 720 т) тип Illustrious (1940, 29 200 т) тип Indomitable (1941, 29 730 т) тип Implacable (1944, 32 100 т) тип Malta (1945, 56 800 т) Unicorn (1943, 20 300 т) Colossus (1944, 18 040 т) Majestic (1948, 17 780 т) тип Audacious/Eagle (1951, 46 000 т) Centaur (1953, 24 500 т) Queen Elizabeth (1966, 63 000 т) Invincible (1980, 20 600 т) Queen Elizabeth (2014, 65 600 т)
47 Furious ArmstrongDevonport 08.06.191519.03.1917 15.08.191604.07.1917 15.03.1918 15.09.1944
I49 Argus Breadmore 06.1914 02.12.1917 16.09.1918 05.12.1946
Vinidictive Harland & Wolff 07.1916 17.01.1918 01.10.1919 ex-Cavendish
94 Eagle Armstrong 20.01.1913 08.06.1918 26.02.1924 11.08.1942† ex-Almirante Cochrain
I95 Hermes Armstrong 15.01.1918 11.09.1919 03.06.1925 09.04.1942†
50 Courageous ArmstrongDevonport 29.03.1915     06.1924 05.02.191605.05.1928 04.11.191621.02.1928 17.09.1939†
77 Glorious Harland & WolffRosyth 01.05.191501.02.1924 20.04.191610.03.1930 14.10.191607.01.1930 08.06.1940†
91 Ark Royal Cammell Laird 16.09.1935 13.04.1937 16.11.1938 14.11.1941†
87 Illustrious Vickers-Armstrong 27.04.1937 05.04.1939 25.05.1940      12.1954
67 Formidable Harland & Wolf 17.06.1937 17.08.1939 24.11.1940      03.1947
38 Victorious Vickers-Armstrong 04.05.1937 14.09.1939 15.05.1941 13.03.1968
92 Indomitable Vickers-Armstrong 10.11.1937 26.03.1940 10.10.1941 05.10.1953
86 Implacable Fairfield 21.02.1939 10.12.1942 28.08.1944 01.09.1954
10 Indefatigable John Brown 03.11.1939 08.12.1942 03.05.1944     09.1954
93 Malta John Brown 21.12.1945
43 New Zealand Harland & Wolff 21.12.1945
68 Gibraltar Vickers-Armstrong 05.11.1945
06 Africa Fairfield     10.1945
F72 Unicorn Harland & Wolff 29.06.1939 20.11.1941 12.03.1943 17.11.1953
15 Colossus Vickers-Armstrong 01.06.1942 30.09.1943 16.12.1944 1951 Передан
62 Glory Harland & Wolff 27.08.1942 27.11.1943 02.04.1945 1956
68 Ocean Stephen 08.11.1942 08.07.1944 08.08.1945 05.12.1957
04 Venerable Cammel Laird 03.12.1942 30.12.1943 17.01.1945 15.10.1968 Продан
71 Vengeance Swan Hunter 16.11.1942 23.02.1943 15.01.1945 12.12.1956 Продан
64 Theseus Fairfield 06.01.1943 06.07.1944 09.02.1946 12.12.1956
16 Triumph Hawtorn Leslie 27.01.1943 02.10.1944 09.05.1946 1956 Ремонтный корабль
31 Warrior Harland & Wolff 12.12.1942 20.05.1944 14.03.1946 02.1958 Продан
51 Perseus Vickers-Armstrong 01.06.1942 26.03.1944 19.10.1945 1954 ex-Edgar
Pioneer Vickers-Armstrong 02.12.1942 20.05.1944 08.02.1945 09.1954 ex-Mars
Hercules Vickers-Armstrong 12.10.1943 22.09.1945 04.03.1961 1957 Продан
Leviathan Swan Hunter 10.10.1943 07.06.1945 1968 Недостроен
Magnificent Harland & Wolff 29.07.1943 16.11.1944 21.05.1948 1965
Majestic Vickers-Armstrong 15.04.1943 28.02.1945 08.11.1955 1955 Продан
Powerful Harland & Wolff 27.11.1943 27.02.1945 17.01.1957 1952 Продан
Terrible Devenport 19.04.1943 30.09.1944 05.02.1949 1958 Продан
05 Eagle Harland & Wolf 24.10.1942 19.03.1946 01.10.1951     01.1972 ex-Audacious
09 Ark Royal Cammell Laird 03.05.1943 03.05.1950 25.02.1955     12.1978 ex-Irresistible
94 Eagle Vickers-Armstrong 19.04.1944         1946
Africa
R06 Centaur Harland & Wolff 30.05.1944 22.04.1947 17.09.1953 12.1965
R07 Albion Swan Hunter 23.03.1944 06.05.1947 26.05.1954 02.03.1973
R08 Bulwark Harland & Wolff 10.05.1945 22.06.1948 04.11.1954 04.1981
R12 Hermes Vickers-Armstrong 21.06.1944 16.02.1953 25.11.1959 19.04.1986 ex-Elephant, Продан
14 Arrogant Swan Hunter 10.1945 Постройка отменена
95 Hermes Cammel Laird 10.1945 Постройка отменена
96 Monmouth Fairfield 10.1945 Постройка отменена
57 Polyphemus Devenport 10.1945 Постройка отменена
Queen Elizabeth 1966 Не закладывался
R05 Invincible Vickers-Armstrong 20.07.1973 03.05.1977 11.07.1980 2005
R06 Illustrious Swan Hunter 07.10.1976 14.12.1978 20.06.1982
R07 Ark Royal Swan Hunter 14.12.1978 02.06.1981 01.11.1985
Queen Elizabeth BAE Systems 2014 В постройке
Prince of Wales BAE Systems 2016 В постройке

Гидроавианосцы

№ Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Примечания Hermes (1913, 5650 т) Empress (1914, 2450 т) Engadine (1914, 2550 т) Ark Royal (1914, 7450 т) Ben-my-Chree (1915, 3888 т) Vindex (1915, 2950 т) Campania (1915, 20 600 т) Manxman (1916, 3090 т) Nairana (1917, 3070 т) Pegasus (1917, 3300 т) Albatross (1929, 6000 т)
Hermes Fairfield 30.04.1897  07.04.1898  05.10.189807.05.1913  31.10.1914†
Empress Denny 1906 13.04.1907 09.1914 1919 Переоборудован в торговое судно
Engadine Denny 1910 23.09.1911 09.1914 1919 Переоборудован в торговое судно
Riviera Denny 1910 01.04.1911 13.08.1914 1919 Переоборудован в торговое судно
Ark Royal Blyth 07.11.1913 05.09.1914 10.12.1914 02.1944
Ben-my-Chree Vickers 1907  23.09.1908  08.08.190823.03.1915  11.01.1917†
Vindex Armstrong-Whutwoth 1904  07.03.1905  26.06.190509.1915  12.02.1920 Переоборудован в торговое судно
Campania Fairfield 1892  08.09.1892  13.04.189417.04.1915  05.11.1918+
Manxman Vickers 1903  15.06.1904  190412.1916  1919 Переоборудован в торговое судно
Nairana Denny 1914 21.06.1915 25.08.1917 1920 Переоборудован в торговое судно
Pegasus John Brown 1914 09.01.1917 28.08.1917 05.07.1925 ex-Stockholm
Albatross Cockatoo 05.05.1926 23.02.1928 23.01.1929 1954

(Продолжение следует)

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru