ДРЛО vs AWACS: Америку надо догонять. Авакс самолет


Самолет Авакс. Фото. Видео. История.

 

АВАКС (с англ. AWACS - airborne naming and control system) – тип американских разведывательных высокополетных самолетов, имеющих плоскую тарелкообразную антенну сверху фюзеляжа. В состав их оборудования входит мощная радарная система, способная определить модель летательного аппарата и проследить полет воздушного судна или снаряда.

В истории российской авиации вместо этой аббревиатуры такие самолеты-разведчики именовались ДРЛОиУ (система дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Такой системой оснащались не только советские и российские самолеты, но и вертолеты.

 

Первый советский АВАКС Ту-126

 

Первый советский самолет ДРЛОиУ вышел в свет в связи с необходимостью контроля северных окрестностей Союза. Установка в этом направлении наземных станций была неуместной из-за тяжелых климатических условий, а также огромной площади пограничных территорий, за которыми необходимо было вести контроль. Главная угроза заключалась в возможности прорыва через северные границы вражеских стратегических бомбардировщиков с ядерной бомбой на борту. Поэтому в 1958 г. в КБ Туполева стали разрабатывать первый советский ДРЛОиУ, базой которому послужил пассажирский лайнер Ту-114. Первый полет советского АВАКСа Ту-126 датируется 1961 г.

Ту-126

Сверху задней части фюзеляжа в Ту-126 располагалась грибовидная антенна, диаметр которой составлял 11 м. Обтекатель антенны, за счет которого выполнялось сканирование воздушного пространства, вращался вместе со всей конструкцией антенны и делал 10 полных оборотов в минуту. Система была способна обнаружить воздушные цели на расстоянии до 350 км (над сушей) и 400 км (над водой). Также она имела возможность проводить засечку излучения РЛС на расстоянии до 600 км и передавать разведданные на командный пункт, расположенный в удаленности до 2000 км. Для долгосрочного патрулирования окрестных территорий самолеты ДРЛОиУ оснастили системой дозаправки в воздухе.

 

В состав силовой установки Ту-126 входило 4 турбовинтовых мотора НК-12. Самолет мог развивать предельную скорость 750 км/ч и преодолевать расстояние до 7000 км без дозаправки. Проводя одну дозаправку, время полета машины составляло 18 часов.

 

Почти круглосуточное дежурство заставляло находиться на борту сразу двух экипажей по 11человек, которые управляли ДРЛОиУ посменно. Всего было построено только 9 экземпляров Ту-126. Уникальные на то время способности разведывательного воздушного комплекса не требовали нахождения в арсенале страны большого флота таких воздушных суден.

 

Эти самолеты дислоцировались на военных базах в Прибалтике и вели патрульное дежурство до середины 80-х годов до появления более совершенных комплексов А-50.

 

Невостребованные АВАКС Ан-71 и Як-44

 

В 70-х годах правительство СССР задумалось о создании новых вариантов самолетов ДРЛОиУ. В эти времена возникла идея создания мощного ударного комплекса, который базировался на авианосце. В средине 80-х гг. Советский Союз обзавелся авианосцем Ульяновск, который мог взять на себя роль стартовой площадки, разместив на борту авиакрыло ударных самолетов. Новый самолет должен был помимо обнаружения и преследования целей оперативно управлять всеми авиационными подразделениями, взлетающими с крейсера. То есть на новый аппарат возлагалась роль воздушного командного пункта.

Ан-71

 

В Киевском ОКБ Антонова с целью создания нового АВАКС на базе многоцелевого самолета Ан-72 сконструировали Ан-71 с системой ДРЛОиУ. Главное отличие от предшественника заключалось в расположении обтекателя антенны, который разместили на хвостовом оперении. Впечатляющей оказалась работоспособность нового аппарата: одновременное сопровождение до 120 воздушных целей. В 1985 году было выпущено два таких летательных аппарата, которые направили на госиспытания. Несмотря на то, что Ан-71 показал хорошие результаты, на вооружение его не поставили из-за огромных габаритов, которые не позволяли самолету размещаться на авианосце.

 

Что касается Як-44 – проекта самолета ДРЛОиУ от КБ Яковлев, то за основу конструкции разработчиками был взят самолет Grumman E-2 Hawkeye корабельного базирования. Проект заморозился на стадии макета, прототип остался недособранным, а после проект Як-44 окончательно закрыли в связи с развалом Советского Союза и отсутствия финансирования. Во времена существования Советского Союза так и не было разработано полноценного самолета ДРЛОиУ палубного базирования. Военно-морской флот страны получил взамен самолета модифицированный вертолет Ка-31 с установленной системой «Авакс».

 

А-50 – единственный самолет ДРЛОиУ России

 

Единственным современным самолетом с системой АВАСТ, который стоит на вооружении в ВВС РФ является А-50. Он был создан в совместной разработке Таганрогского КБ Бериева, ООО «Вега-М» и НИИ Приборостроения на базе самолета Ил-76. Специально для него был создан радионавигационный комплекс «Шмель». Его удалось опробовать и доработать еще на Ту-126. Самолет А-50, который должен был сменить на боевом дежурстве устаревшие Ту-126, оправдал ожидания разработчиков и существенно превзошел ЛТХ своего предшественника. РНК «Шмель» способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 650 км. Список функциональных возможностей самолета ДРЛОиУ расширился, и теперь ему под силу обнаружение крылатых ракет на расстоянии до 200 км. Дальность фиксации надводных целей ограничена видимостью радиогоризонта. Современная система АВАКС на А-50 позволяет проводить одновременное отслеживание 300 целей и руководить 12-ю истребителями, передавать разведданные на 60 самолетов для самостоятельного наведения.

Самолет А-50

Разработчики позаботились также об увеличении скорости и дальности полета. Экипаж А-50 состоит из десяти человек. Самолеты А-50 по контракту закупили на внешнем рынке ВВС Индии и Китая.

 

В нынешнее время флот самолетов А-50 в России насчитывает 19 аппаратов, каждый из которых является современным воздушным командным пунктом. 

avia.pro

Авиация ДРЛО (часть 5) » Военное обозрение

Все построенные ранее самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВВС США и НАТО Е-3А/В и большинство Е-3С в 21 веке прошли модернизацию и восстановительный ремонт с целью повышения боевых возможностей и продления лётного ресурса. В данный момент E-3 Sentry является единым самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО. Стоит сказать, что эта наиболее известная в мире машина ДРЛО и У обладает весьма высокими боевыми характеристиками. Всего один самолет системы AWACS, патрулирующий на высоте 9000 метров, способен контролировать территорию площадью более 300 000 км². Три E-3C могут осуществлять постоянный радиолокационный контроль воздушной обстановки над всей Центральной Европой, при этом зоны обнаружения РЛС самолетов будут взаимно перекрываться. По данным, опубликованным в СМИ, дальность обнаружения маловысотной цели с ЭПР 1м² на фоне земли при отсутствии помех составляет 400 км.

Бомбардировщики на средней высоте обнаруживаются на дальности более 500 км, а высотные воздушные цели, летящие с большим превышением над горизонтом, до 650 км. На последних модификациях самолётов AWACS серьёзно повышены возможности по наблюдению за малозаметными летательными аппаратами, крылатыми ракетами на предельно малой высоте и стартующими баллистическими ракетами. Большое внимание уделяется увеличению дальности полёта и продолжительности патрулирования, для чего регулярно осуществляется отработка дозаправки в воздухе от воздушных танкеров КС-135, КС-10 и КС-46. При этом число находящихся в строю «Сентри» весьма значительно, а уровень технической готовности высок. Несмотря на большие эксплуатационные расходы и интенсивность полётов самолётов Е-3 Sentry, в настоящее время примерно такая же, как и в годы «холодной войны».

Можно отметить визуальные различия между модернизированными Е-3А НАТО и американскими самолётами ДРЛО и это касается не только наружных антенн различных радиотехнических систем. С недавних пор НАТОвские самолёты AWACS, прошедшие ремонт и модернизацию, несут яркие нетипичные для военных летательных аппаратов варианты окраски.

В свою очередь серенькие британские Е-3D отличаются от европейских и американских машин заправочной штангой и отсутствием в передней части фюзеляжа антенн системы пассивной радиотехнической разведки. По всей видимости, британцы решили сэкономить, посчитав, что у их машин, предназначенных в основном для обнаружения российских бомбардировщиков над Северной Атлантикой, немного шансов попасть в зону действия дальнобойных ЗРК и истребителей. Однако это серьёзно ограничило возможности британских самолётов ДРЛО, использованных в 2015 году на Ближнем Востоке.

Британский Е-3D (Sentry AEW.1)

По данным Military Balance 2016, в ВВС США в данный момент эксплуатируется 30 Е-3В/С/G. Основной авиабазой американских самолётов системы AWACS является Тинкер в Оклахоме. Здесь самолёты ДРЛО не только базируются на постоянной основе, но также проходят обслуживание, ремонт и модернизацию.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО системы AWACS на авиабазе Тинкер

Помимо авиабазы Тинкер американские «воздушные часовые» частые гости на американских авиабазах по всему миру. Самолёты этого типа, взлетая с авиабаз Кадена на Окинаве или Элмендорф на Аляске, под прикрытием истребителей регулярно совершают патрулирование вдоль границ с КНР, КНДР и России.

Кроме сканирования воздушного пространства в глубине территории сопредельных стран, «АВАКСы» ведут радиотехническую разведку, вскрывая местоположение обзорных радиолокаторов и станций наведения зенитных ракет. Также несколько самолётов ДРЛО базируются на крупнейшей американской ближневосточной авиабазе Дафра в ОАЭ.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО и заправщики КС-135 и КС-46 на авиабазе Дафра в ОАЭ

Авиабаза Дафра является центральным опорным пунктом ВВС США на Ближнем Востоке. Здесь базируются или регулярно совершают промежуточные посадки не только самолёты ДРЛО, заправщики и истребители, но и стратегические бомбардировщики В-1В и В-52Н. Самолёты Е-3С, действующие с аэродрома в ОАЭ, в состоянии контролировать воздушное пространство и прибрежные воды всего региона. В прошлом они применялись для координации ударов по Ираку, Ливии и Сирии.

В данный момент американские Е-3А Sentry, построенные более 25 лет назад, выводятся из эксплуатации в связи с выработкой ресурса. Вслед за ними последовали европейские самолёты ДРЛО. Так, 23 июня 2015 года первый из 18 НАТОвских E-3A прибыл в Дэвис-Монтан, штат Аризона для утилизации. Самолёт будет разобран на части, а исправное оборудование и комплектующие использованы для поддержания в работоспособном состоянии эксплуатируемых самолётов ДРЛО НАТО.

В ВВС Великобритании в составе двух эскадрилий служат 6 самолётов Sentry AEW.1. Их радиолокационное оборудование и средства связи и отображения информации в прошлом прошли доработку до уровня Е-3С.

Однако на британских машинах нет станций радиотехнической разведки как на самолётах ВВС США и НАТО. Один Е-3D, выработавший лётный ресурс, используется на земле в учебных целях. С 2015 года британские самолёты ДРЛО, базируясь на Кипре, координируют действия истребителей-бомбардировщиков в Ираке.

Рабочие места операторов модернизированного AWACS

Саудовские и французские машины также проходили поэтапную модернизацию и ремонт. Наличие в ВВС данных государств «стратегических» самолётов ДРЛО, способных осуществлять радиолокационный контроль и управление действиями истребителей в радиусе более 500 км, даёт серьёзные преимущества боевой авиации этих стран.

Самолёт ДРЛО Е-3F ВВС Франции

Французские самолёты ДРЛО на постоянной основе базируются на авиабазе Авор в центре страны. Четыре Е-3F поочерёдно проходят модернизацию. Так же, как и обновлённые Е-3А воздушных сил НАТО, самолёты ВВС Франции несут станцию пассивной радиотехнической разведки.

НАТОвские Е-3А, формально приписанные к ВВС Люксембурга, внешне отличаются от ранних не модернизированных самолётов наличием «бороды», в которой размещены элементы системы РЭБ, и боковыми плоскими антеннами. В регистрационных номерах этих машин присутствуют буквы LX, указывающие на принадлежность их к Люксембургу.

Домом для двух эскадрилий самолётов ДРЛО объеденного европейского командования является авиабаза Гайленкирхен в ФРГ. Самолёты радиолокационного контроля и управления НАТО регулярно совершают патрульные полёты над Восточной Европой, Норвегией, огибают Атлантическое побережье, контролируют Средиземное море с промежуточными посадками в Греции, Турции, Италии и Португалии.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-3А на авиабазе Гайленкирхен

Система AWACS, создавшаяся для координации действий истребительной авиации НАТО и патрулирования воздушных границ США, больше всего отличилась во время региональных конфликтов уже после развала СССР. Самолёты Е-3 отлично проявили себя в условиях, когда боевая авиация США и их союзников имела подавляющее превосходство над своими противниками. В 70-80-е годы самолёты ДРЛО ВВС США и НАТО неоднократно обнаруживали и сопровождали советские дальние бомбардировщики, совершавшие учебно-тренировочные полёты и отслеживали активность фронтовой авиации ВВС СССР и стран Варшавского договора. Однако в зону реальных боевых действий «Сентри» попали только в 1991 году во время «Бури в пустыне».

Вскоре выяснилось, что «летающие радары» способны не только обнаруживать вражеские боевые самолёты и координировать действия своей боевой авиации, но и отслеживать пуски оперативно-тактических и зенитных ракет и ставит помехи наземным радарам. Во время «Войны в заливе» американские и саудовские АВАКСы провели на патрулировании более 5000 часов и обнаружили 38 иракских боевых самолётов. Впоследствии Е-3 разных модификаций участвовали во всех крупных операциях ВВС США и НАТО: на Ближнем Востоке, в Югославии, в Афганистане и Ливии.

За годы эксплуатации несколько машин были потеряны или повреждены в катастрофах и авариях. Так, 22 сентября 1995 года при взлёте с авиабазы Эльмендорф на Аляске из-за попадания гусей в два двигателя разбился американский Е-3В. При этом 24 человека, находившиеся на борту, погибли.

Очередное лётное происшествие с «люксембургским» Е-3А произошло 14 июля 1996 года. Самолёт упал в прибрежной полосе во время взлёта с греческой авиабазы Превеза. Самолёт разломился и не подлежал восстановлению, но все 16 членов экипажа выжили.

28 августа 2009 года E-3C ВВС США, принимавший участие в крупных учениях на полигоне NAFR (Nellis Range Air Force), во время посадки на авиабазе Неллис, где находится Центр боевого применения ВВС США, из-за ошибки пилота подломил переднюю стойку шасси. Самолёт получил серьезные механические повреждения, и его переднюю часть охватило пламя. Огонь был оперативно потушен и экипаж серьёзно не пострадал. Самолёт впоследствии удалось восстановить, но расходы на ремонт превысили $ 10 млн.

Так как к середине 90-х базовая платформа Boeing 707 устарела и была снята с производства, встал вопрос о создании нового самолёта ДРЛО с использованием аппаратуры последних вариантов E-3 Sentry. По заказу Сил самообороны Японии на базе пассажирского Boeing 767-200ER в 1996 году был создан E-767 .

Самолёт ДРЛО E-767

По мнению ряда авторитетных авиационных экспертов, созданный по заказу Японии самолёт ДРЛО E-767 больше соответствует современным реалиям и обладает существенным модернизационным потенциалом. В целом характеристики радиолокационного и радиотехнического комплексов японской машины соответствуют самолёту Е-3С. Но E-767 это более скоростной и современный самолёт с салоном в два раза большего объёма, что позволяет рационально разместить экипаж и оборудование. Большая часть электроники установлена в передней части самолёта, а «тарелка» радара ближе к хвостовой части.

По сравнению с «Сентри» в E-767 имеется много свободного места, что потенциально позволяет установить дополнительную аппаратуру. В целях защиты экипажа от высокочастотного излучения иллюминаторы вдоль борта самолёта ликвидированы. На верней части фюзеляжа размещены многочисленные антенны радиотехнических систем. Несмотря на большие внутренние объемы, численность операторов благодаря применению автоматизированных рабочих мест и высокопроизводительных компьютеров сокращена до 10 человек. Информация, полученная с радиолокатора и станции пассивной радиотехнической разведки, выводится на 14 мониторов.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты E-767 и С-130Н на авиабазе Хамамацу

В середине 90-х Япония заплатила за 4 самолёта E-767 приблизительно $ 3 млрд. Ещё $ 108 млн. были потрачены в 2007 году на усовершенствованные радары и новое программное обеспечение. В данный момент все японские E-767 размещены на авиабазе Хамамацу.

Одно время самолёт ДРЛО на базе Boeing 767 рассматривался в качестве претендента в конкурсе, объявленном правительством Республики Корея. Однако азиатский экономический кризис конца 90-х поставил на этих планах крест. Впоследствии южно-корейские военные предпочли более дешевый Boeing 737 AEW & C, известный также как E-7А. Изначально он был разработан для ВВС Австралии в рамках проекта Wedgetail.

В 90-е годы Королевские ВВС Австралии сформировали требования к самолёту раннего предупреждения и управления (AEW & C). Так как собственная авиационная и электронная промышленность была не в состоянии разработать современный самолёт ДРЛО, Австралия в 1996 году обратилась за помощью к США. Реализация совместного проекта под наименованием Wedgetail велась компанией Boeing Integrated Systems. Новый самолёт ДРЛО и У создан на базе пассажирского Boeing 737-700ER.

Программа «Веджтейл», названная так в честь австралийского клинохвостого орла, вступила в стадию практической реализации в 2000 году, а первый полёт самолёта состоялся в мае 2004 года. Основой радиолокационного комплекса Boeing 737 AEW & C (Е-737) является РЛС АФАР с электронным сканированием луча. В отличие от американского Е-3 и японского E-767 на самолёте используется многофункциональная РЛС MESA с неподвижной антенной и лазерная система защиты от ракет с ИК ГСН AN/AAQ-24 корпорации Northrop Grumman. Аппаратура связи и радиотехнической разведки разработана израильской компанией EIta Electronics.

Чтобы обеспечить поле зрения 360 °, на самолёте используются четыре отдельные антенны: две большие по оси самолёта и две малые, смотрящие вперёд и назад. Большие антенны способны просматривать сектор 130 ° сбоку от самолёта, а антенны меньшей площади контролируют сектора 50 ° в носовой и хвостовой частях. Радиолокационная система работает в частотном диапазоне 1-2 ГГц, имеет дальность 370 км и способна отслеживать одновременно 180 воздушных целей и наводить на них перехватчики. Интегрированная система радиотехнической разведки засекает источники радиоизлучения на дальности более 500 км.

Австралийский самолёт ДРЛО Е-7А Wedgetail

Самолёт с максимальным взлётным весом немногим более 77000 кг способен развить максимальную скорость 900 км/ч и осуществлять патрулирование в течение 9 часов со скоростью 750 м/ч на высоте до 12 км. Экипаж 6-10 человек, из них 2 пилота.

Рабочие места операторов Е-737

После непродолжительного периода раздумий Австралия заказала 6 самолётов, получивших в США обозначение Е-7 Wedgetail. Эти машины по своим возможностям стали промежуточным вариантом между Е-3 Sentry (E-767) и Е-2 Hawkeye. Использование в качестве базы относительно не дорогого авиалайнера Boeing 737 и более компактной, хотя и не столь производительной и дальнобойной РЛС, сделало самолёт ДРЛО намного дешевле. Стоимость одного Е-7А составляет около $ 490 млн.

Вслед за Австралией самолёты ДРЛО и У решила приобрести Турция. После переговоров с американским правительством и представителями корпорации Boeing удалось прийти к соглашению, что в поставках БРЭО и программного обеспечения будут участвовать турецкие компании Turkish Aerospace Industries и HAVELSAN совместно с израильскими фирмами. В 2008 году первый из четырёх заказанных для ВВС Турции самолётов Е-737 был практически готов.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-737 на турецкой авиабазе Конья

Но ввод самолётов в строй сильно замедлился, так как из-за обострения отношений между Турцией и Израилем задержалась поставка оборудования израильского производства. Только в 2012 году Израиль под давлением США санкционировал доставку недостающих электронных блоков.

Первый самолет, получивший имя «Гюней», официально передали ВВС Турции 21 февраля 2014 года. Все турецкие самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления базируются на авиабазе Конья, где регулярно совершают посадки Е-3 ВВС США и НАТО.

7 ноября 2006 года корпорация Boeing получила контракт на $ 1,6 млрд с Южной Кореей на поставку четырёх самолетов Е-737 в 2012 году. В конкурсе также участвовала израильская компания IAI Elta со своим самолетом ДРЛО на базе бизнесджета Gulfstream G550. Впрочем, стоит понимать, что обороноспособность Республики Корея очень сильно зависит от США, имеющих в этой стране крупный воинский контингент и ряд военных баз. В этих условиях, даже если израильтяне предложили более удачную машину, на более выгодных условиях, победить им было очень сложно.

Самолёт ДРЛО Е-737 ВВС Республики Корея

Первый самолёт для южнокорейских ВВС был доставлен на авиабазу Кимхэ под Пусаном 13 декабря 2011 года. После прохождения полугодичного испытательного цикла и устранения недостатков, его официально признали годным к несению боевого дежурства. Последний четвёртый самолёт поставлен 24 октября 2012 года. Таким образом, с момента заключения контракта на поставку современных самолётов ДРЛО, до его полного выполнения прошло менее 6 лет.

Так как разработанный изначально для Австралии самолёт ДРЛО является очень привлекательным по критерию «стоимость эффективность», им заинтересовались многие иностранные заказчики. Е-737 участвует в конкурсе, объявленном Объединенными Арабскими Эмиратами. Италия ведёт переговоры с США о возможном приобретении в кредит 4 самолётов ДРЛО Е-737 и 10 морских патрульных P-8 Poseidon. Оформлять эти самолёты планируется одним контрактом, так как «Посейдон» так же, как и «Веджтейл», построен на базе авиалайнера Boeing 737.

Продолжение следует…

По материалам:http://www.ausairpower.net/APA-Wedgetail-Antennas.htmlhttp://www.baaa-acro.com/2009/archives/crash-of-a-boeing-e-3-sentry-in-nellis-afb/http://www.nspa.nato.int/en/organization/Logistics/WSES/awacs.htmhttp://www.warships.ru/england/Boeing_E-3D/BoeingSentry.htmhttp://www.airdefence.org/http://www.dla.mil/AboutDLA/News/NewsArticleView/Article/1046295/dla-energy-awards-largest-air-force-espc/http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/e-767.htm

topwar.ru

Авиация ДРЛО. Часть 5 | Армейский вестник

Все построенные ранее самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВВС США и НАТО Е-3А/В и большинство Е-3С в 21 веке прошли модернизацию и восстановительный ремонт с целью повышения боевых возможностей и продления лётного ресурса. В данный момент E-3 Sentry является единым самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО.

Стоит сказать, что эта наиболее известная в мире машина ДРЛО и У обладает весьма высокими боевыми характеристиками. Всего один самолет системы AWACS, патрулирующий на высоте 9000 метров, способен контролировать территорию площадью более 300 000 км². Три E-3C могут осуществлять постоянный радиолокационный контроль воздушной обстановки над всей Центральной Европой, при этом зоны обнаружения РЛС самолетов будут взаимно перекрываться. По данным, опубликованным в СМИ, дальность обнаружения маловысотной цели с ЭПР 1м² на фоне земли при отсутствии помех составляет 400 км.

Бомбардировщики на средней высоте обнаруживаются на дальности более 500 км, а высотные воздушные цели, летящие с большим превышением над горизонтом, до 650 км. На последних модификациях самолётов AWACS серьёзно повышены возможности по наблюдению за малозаметными летательными аппаратами, крылатыми ракетами на предельно малой высоте и стартующими баллистическими ракетами.

Большое внимание уделяется увеличению дальности полёта и продолжительности патрулирования, для чего регулярно осуществляется отработка дозаправки в воздухе от воздушных танкеров КС-135, КС-10 и КС-46. При этом число находящихся в строю «Сентри» весьма значительно, а уровень технической готовности высок. Несмотря на большие эксплуатационные расходы и интенсивность полётов самолётов Е-3 Sentry, в настоящее время примерно такая же, как и в годы «холодной войны».

Можно отметить визуальные различия между модернизированными Е-3А НАТО и американскими самолётами ДРЛО и это касается не только наружных антенн различных радиотехнических систем. С недавних пор НАТОвские самолёты AWACS, прошедшие ремонт и модернизацию, несут яркие нетипичные для военных летательных аппаратов варианты окраски.

В свою очередь серенькие британские Е-3D отличаются от европейских и американских машин заправочной штангой и отсутствием в передней части фюзеляжа антенн системы пассивной радиотехнической разведки. По всей видимости, британцы решили сэкономить, посчитав, что у их машин, предназначенных в основном для обнаружения российских бомбардировщиков над Северной Атлантикой, немного шансов попасть в зону действия дальнобойных ЗРК и истребителей. Однако это серьёзно ограничило возможности британских самолётов ДРЛО, использованных в 2015 году на Ближнем Востоке.

Британский Е-3D (Sentry AEW.1)

По данным Military Balance 2016, в ВВС США в данный момент эксплуатируется 30 Е-3В/С/G. Основной авиабазой американских самолётов системы AWACS является Тинкер в Оклахоме. Здесь самолёты ДРЛО не только базируются на постоянной основе, но также проходят обслуживание, ремонт и модернизацию.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО системы AWACS на авиабазе Тинкер

Помимо авиабазы Тинкер американские «воздушные часовые» частые гости на американских авиабазах по всему миру. Самолёты этого типа, взлетая с авиабаз Кадена на Окинаве или Элмендорф на Аляске, под прикрытием истребителей регулярно совершают патрулирование вдоль границ с КНР, КНДР и России.

Кроме сканирования воздушного пространства в глубине территории сопредельных стран, «АВАКСы» ведут радиотехническую разведку, вскрывая местоположение обзорных радиолокаторов и станций наведения зенитных ракет. Также несколько самолётов ДРЛО базируются на крупнейшей американской ближневосточной авиабазе Дафра в ОАЭ.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО и заправщики КС-135 и КС-46 на авиабазе Дафра в ОАЭ

Авиабаза Дафра является центральным опорным пунктом ВВС США на Ближнем Востоке. Здесь базируются или регулярно совершают промежуточные посадки не только самолёты ДРЛО, заправщики и истребители, но и стратегические бомбардировщики В-1В и В-52Н. Самолёты Е-3С, действующие с аэродрома в ОАЭ, в состоянии контролировать воздушное пространство и прибрежные воды всего региона. В прошлом они применялись для координации ударов по Ираку, Ливии и Сирии.

В данный момент американские Е-3А Sentry, построенные более 25 лет назад, выводятся из эксплуатации в связи с выработкой ресурса. Вслед за ними последовали европейские самолёты ДРЛО. Так, 23 июня 2015 года первый из 18 НАТОвских E-3A прибыл в Дэвис-Монтан, штат Аризона для утилизации. Самолёт будет разобран на части, а исправное оборудование и комплектующие использованы для поддержания в работоспособном состоянии эксплуатируемых самолётов ДРЛО НАТО.

В ВВС Великобритании в составе двух эскадрилий служат 6 самолётов Sentry AEW.1. Их радиолокационное оборудование и средства связи и отображения информации в прошлом прошли доработку до уровня Е-3С.

Однако на британских машинах нет станций радиотехнической разведки как на самолётах ВВС США и НАТО. Один Е-3D, выработавший лётный ресурс, используется на земле в учебных целях. С 2015 года британские самолёты ДРЛО, базируясь на Кипре, координируют действия истребителей-бомбардировщиков в Ираке.

Рабочие места операторов модернизированного AWACS

Саудовские и французские машины также проходили поэтапную модернизацию и ремонт. Наличие в ВВС данных государств «стратегических» самолётов ДРЛО, способных осуществлять радиолокационный контроль и управление действиями истребителей в радиусе более 500 км, даёт серьёзные преимущества боевой авиации этих стран.

Самолёт ДРЛО Е-3F ВВС Франции

Французские самолёты ДРЛО на постоянной основе базируются на авиабазе Авор в центре страны. Четыре Е-3F поочерёдно проходят модернизацию. Так же, как и обновлённые Е-3А воздушных сил НАТО, самолёты ВВС Франции несут станцию пассивной радиотехнической разведки.

НАТОвские Е-3А, формально приписанные к ВВС Люксембурга, внешне отличаются от ранних не модернизированных самолётов наличием «бороды», в которой размещены элементы системы РЭБ, и боковыми плоскими антеннами. В регистрационных номерах этих машин присутствуют буквы LX, указывающие на принадлежность их к Люксембургу.

Домом для двух эскадрилий самолётов ДРЛО объеденного европейского командования является авиабаза Гайленкирхен в ФРГ. Самолёты радиолокационного контроля и управления НАТО регулярно совершают патрульные полёты над Восточной Европой, Норвегией, огибают Атлантическое побережье, контролируют Средиземное море с промежуточными посадками в Греции, Турции, Италии и Португалии.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-3А на авиабазе Гайленкирхен

Система AWACS, создавшаяся для координации действий истребительной авиации НАТО и патрулирования воздушных границ США, больше всего отличилась во время региональных конфликтов уже после развала СССР. Самолёты Е-3 отлично проявили себя в условиях, когда боевая авиация США и их союзников имела подавляющее превосходство над своими противниками. В 70-80-е годы самолёты ДРЛО ВВС США и НАТО неоднократно обнаруживали и сопровождали советские дальние бомбардировщики, совершавшие учебно-тренировочные полёты и отслеживали активность фронтовой авиации ВВС СССР и стран Варшавского договора. Однако в зону реальных боевых действий «Сентри» попали только в 1991 году во время «Бури в пустыне».

Вскоре выяснилось, что «летающие радары» способны не только обнаруживать вражеские боевые самолёты и координировать действия своей боевой авиации, но и отслеживать пуски оперативно-тактических и зенитных ракет и ставит помехи наземным радарам. Во время «Войны в заливе» американские и саудовские АВАКСы провели на патрулировании более 5000 часов и обнаружили 38 иракских боевых самолётов. Впоследствии Е-3 разных модификаций участвовали во всех крупных операциях ВВС США и НАТО: на Ближнем Востоке, в Югославии, в Афганистане и Ливии.

За годы эксплуатации несколько машин были потеряны или повреждены в катастрофах и авариях. Так, 22 сентября 1995 года при взлёте с авиабазы Эльмендорф на Аляске из-за попадания гусей в два двигателя разбился американский Е-3В. При этом 24 человека, находившиеся на борту, погибли.

Очередное лётное происшествие с «люксембургским» Е-3А произошло 14 июля 1996 года. Самолёт упал в прибрежной полосе во время взлёта с греческой авиабазы Превеза. Самолёт разломился и не подлежал восстановлению, но все 16 членов экипажа выжили.

28 августа 2009 года E-3C ВВС США, принимавший участие в крупных учениях на полигоне NAFR (Nellis Range Air Force), во время посадки на авиабазе Неллис, где находится Центр боевого применения ВВС США, из-за ошибки пилота подломил переднюю стойку шасси. Самолёт получил серьезные механические повреждения, и его переднюю часть охватило пламя. Огонь был оперативно потушен и экипаж серьёзно не пострадал. Самолёт впоследствии удалось восстановить, но расходы на ремонт превысили $ 10 млн.

Так как к середине 90-х базовая платформа Boeing 707 устарела и была снята с производства, встал вопрос о создании нового самолёта ДРЛО с использованием аппаратуры последних вариантов E-3 Sentry. По заказу Сил самообороны Японии на базе пассажирского Boeing 767-200ER в 1996 году был создан E-767 .

Самолёт ДРЛО E-767

По мнению ряда авторитетных авиационных экспертов, созданный по заказу Японии самолёт ДРЛО E-767 больше соответствует современным реалиям и обладает существенным модернизационным потенциалом. В целом характеристики радиолокационного и радиотехнического комплексов японской машины соответствуют самолёту Е-3С. Но E-767 это более скоростной и современный самолёт с салоном в два раза большего объёма, что позволяет рационально разместить экипаж и оборудование. Большая часть электроники установлена в передней части самолёта, а «тарелка» радара ближе к хвостовой части.

По сравнению с «Сентри» в E-767 имеется много свободного места, что потенциально позволяет установить дополнительную аппаратуру. В целях защиты экипажа от высокочастотного излучения иллюминаторы вдоль борта самолёта ликвидированы. На верней части фюзеляжа размещены многочисленные антенны радиотехнических систем. Несмотря на большие внутренние объемы, численность операторов благодаря применению автоматизированных рабочих мест и высокопроизводительных компьютеров сокращена до 10 человек. Информация, полученная с радиолокатора и станции пассивной радиотехнической разведки, выводится на 14 мониторов.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты E-767 и С-130Н на авиабазе Хамамацу

В середине 90-х Япония заплатила за 4 самолёта E-767 приблизительно $ 3 млрд. Ещё $ 108 млн. были потрачены в 2007 году на усовершенствованные радары и новое программное обеспечение. В данный момент все японские E-767 размещены на авиабазе Хамамацу.

Одно время самолёт ДРЛО на базе Boeing 767 рассматривался в качестве претендента в конкурсе, объявленном правительством Республики Корея. Однако азиатский экономический кризис конца 90-х поставил на этих планах крест. Впоследствии южно-корейские военные предпочли более дешевый Boeing 737 AEW & C, известный также как E-7А. Изначально он был разработан для ВВС Австралии в рамках проекта Wedgetail.

В 90-е годы Королевские ВВС Австралии сформировали требования к самолёту раннего предупреждения и управления (AEW & C). Так как собственная авиационная и электронная промышленность была не в состоянии разработать современный самолёт ДРЛО, Австралия в 1996 году обратилась за помощью к США. Реализация совместного проекта под наименованием Wedgetail велась компанией Boeing Integrated Systems. Новый самолёт ДРЛО и У создан на базе пассажирского Boeing 737-700ER.

Программа «Веджтейл», названная так в честь австралийского клинохвостого орла, вступила в стадию практической реализации в 2000 году, а первый полёт самолёта состоялся в мае 2004 года. Основой радиолокационного комплекса Boeing 737 AEW & C (Е-737) является РЛС АФАР с электронным сканированием луча. В отличие от американского Е-3 и японского E-767 на самолёте используется многофункциональная РЛС MESA с неподвижной антенной и лазерная система защиты от ракет с ИК ГСН AN/AAQ-24 корпорации Northrop Grumman. Аппаратура связи и радиотехнической разведки разработана израильской компанией EIta Electronics.

Чтобы обеспечить поле зрения 360 °, на самолёте используются четыре отдельные антенны: две большие по оси самолёта и две малые, смотрящие вперёд и назад. Большие антенны способны просматривать сектор 130 ° сбоку от самолёта, а антенны меньшей площади контролируют сектора 50 ° в носовой и хвостовой частях. Радиолокационная система работает в частотном диапазоне 1-2 ГГц, имеет дальность 370 км и способна отслеживать одновременно 180 воздушных целей и наводить на них перехватчики. Интегрированная система радиотехнической разведки засекает источники радиоизлучения на дальности более 500 км.

Австралийский самолёт ДРЛО Е-7А Wedgetail

Самолёт с максимальным взлётным весом немногим более 77000 кг способен развить максимальную скорость 900 км/ч и осуществлять патрулирование в течение 9 часов со скоростью 750 м/ч на высоте до 12 км. Экипаж 6-10 человек, из них 2 пилота.

Рабочие места операторов Е-737

После непродолжительного периода раздумий Австралия заказала 6 самолётов, получивших в США обозначение Е-7 Wedgetail. Эти машины по своим возможностям стали промежуточным вариантом между Е-3 Sentry (E-767) и Е-2 Hawkeye. Использование в качестве базы относительно не дорогого авиалайнера Boeing 737 и более компактной, хотя и не столь производительной и дальнобойной РЛС, сделало самолёт ДРЛО намного дешевле. Стоимость одного Е-7А составляет около $ 490 млн.

Вслед за Австралией самолёты ДРЛО и У решила приобрести Турция. После переговоров с американским правительством и представителями корпорации Boeing удалось прийти к соглашению, что в поставках БРЭО и программного обеспечения будут участвовать турецкие компании Turkish Aerospace Industries и HAVELSAN совместно с израильскими фирмами. В 2008 году первый из четырёх заказанных для ВВС Турции самолётов Е-737 был практически готов.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-737 на турецкой авиабазе Конья

Но ввод самолётов в строй сильно замедлился, так как из-за обострения отношений между Турцией и Израилем задержалась поставка оборудования израильского производства. Только в 2012 году Израиль под давлением США санкционировал доставку недостающих электронных блоков.

Первый самолет, получивший имя «Гюней», официально передали ВВС Турции 21 февраля 2014 года. Все турецкие самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления базируются на авиабазе Конья, где регулярно совершают посадки Е-3 ВВС США и НАТО.

7 ноября 2006 года корпорация Boeing получила контракт на $ 1,6 млрд с Южной Кореей на поставку четырёх самолетов Е-737 в 2012 году. В конкурсе также участвовала израильская компания IAI Elta со своим самолетом ДРЛО на базе бизнесджета Gulfstream G550. Впрочем, стоит понимать, что обороноспособность Республики Корея очень сильно зависит от США, имеющих в этой стране крупный воинский контингент и ряд военных баз. В этих условиях, даже если израильтяне предложили более удачную машину, на более выгодных условиях, победить им было очень сложно.

Самолёт ДРЛО Е-737 ВВС Республики Корея

Первый самолёт для южнокорейских ВВС был доставлен на авиабазу Кимхэ под Пусаном 13 декабря 2011 года. После прохождения полугодичного испытательного цикла и устранения недостатков, его официально признали годным к несению боевого дежурства. Последний четвёртый самолёт поставлен 24 октября 2012 года. Таким образом, с момента заключения контракта на поставку современных самолётов ДРЛО, до его полного выполнения прошло менее 6 лет.

Так как разработанный изначально для Австралии самолёт ДРЛО является очень привлекательным по критерию «стоимость эффективность», им заинтересовались многие иностранные заказчики. Е-737 участвует в конкурсе, объявленном Объединенными Арабскими Эмиратами. Италия ведёт переговоры с США о возможном приобретении в кредит 4 самолётов ДРЛО Е-737 и 10 морских патрульных P-8 Poseidon. Оформлять эти самолёты планируется одним контрактом, так как «Посейдон» так же, как и «Веджтейл», построен на базе авиалайнера Boeing 737.

Продолжение следует…

/Сергей Линник, topwar.ru/

army-news.ru

Самолёт ДРЛО - это... Что такое Самолёт ДРЛО?

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.

ДРЛОиУ

Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС России

ДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.

Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.

Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.

Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.

АВАКС

Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил

англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.

Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.

Система Авакс Boeing/Westinghouse

В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Военное обозрение: ДРЛО vs AWACS: Америку надо догонять - Свободная Пресса

На аэродроме в городе Иваново сравнительно недавно был показан новейший самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. В войсках его заждались. Базовая модификация — А-50 — была принята на вооружение еще при советской власти, в 1989 году. С тех пор радиотехническое оборудование, которым оснащаются современные самолеты ДРЛОиУ, ушло вперед. Но дело в том, что самолеты такой ориентации — дорогостоящие штучные изделия, которые производятся мелкими сериями. Ситуация с задержкой объясняется еще и тем, что авиационная отрасль долго не могла опомниться от удара, нанесенного ей в конце 80-х и в 90-е годы.

А-50У совершил первый полет лишь в 2011 году. Спустя два года самолет был принят на вооружение. К настоящему моменту построено лишь три дорогостоящих машины. Хотя, конечно, могли бы сделать и больше. Однако А-50У — «промежуточный» самолет ДРЛО. В обозримом будущем должен появиться А-100 «Премьер», превосходящий по возможностям «ушку». Однако и «промежуточный» вариант совершил серьезный рывок вперед.

Аппаратура ДРЛО базируется на военно-транспортном самолете Ил-76МД. В модифицировании базовой модели активное участие принимали таганрогский НТК им. Г.М.Бериева и НПО «Вега». В результате конструкторам за счет внедрения современной элементной базы удалось одновременно снизить объем и вес аппаратуры и расширить ее функциональные возможности и улучшить характеристики.

Российский самолет Ил-76МД (Фото: Александр Елистратов/ТАСС)

За счет снижения нагрузки на двигатель удалось повысить дальность полета и время патрулирования для той же самой модификации несущего самолета Ил-76МД. Если А-50 имеет дальность, равную 7500 км, и может находиться в воздухе 9,3 часа, то у нового самолета ДРЛО эти характеристики выше на 15−20%.

Эта характеристика, разумеется, важна. Однако для самолета ДРЛО, который, в принципе, может совершать несколько полетных циклов без приземления за счет дозаправки в воздухе, важнее возможности радиотехнического оборудования. И, в частности, радара, который является стержнем, на котором держится вся электроника, его обслуживающая. На А-50 установлен разработанный «Вегой» радиотехнический комплекс (РТК) «Шмель». На А-50У — «Шмель-2». Их характеристики существенно отличаются.

Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения (ДРЛО и управления) А-50 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

ТТХ РТК А-50 и А-50У

Дальность определения, км:

— стартующих ракет: 800 — 1000

— истребители: 300 — 400

— морские цели: до горизонта — до горизонта

— колонны танков: 250 — н/д

Количество одновременно сопровождаемых целей: 200 — 300

Количество наводимых на цель перехватчиков: 30 — 40

При этом повысилась способность обнаружения малоконтрастных целей на фоне земли.

У нового самолета возросла дальность радиосвязи. По каналу КВ-диапазона она составляет 2000 км, в УКВ-диапазоне — 400 км. При большем удалении используется спутниковая связь.

Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусферах, включающий средства активного и пассивного радиопротиводействия, в том числе устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.

Крейсерская скорость — 800 км/ч.

Экипаж А-50У — 5 человек. На борту находятся 10 специалистов, обеспечивающих работу РТК. Для них созданы более комфортные условия, чем на борту А-50. Имеется комната отдыха и буфет. Рабочие места операторов РТК оборудованы современными средствами индикации собираемой информации.

А-50 и его новая модификация относятся к третьему поколению самолетов ДРЛО. На нем установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. А данном случае решетка пассивная, обладающая худшими параметрами, чем активная. На самолетах второго поколения использовались антенны с механическим сканированием, то есть антенна постоянно вращалась в поисках целей с периодом в 10 сек. К предыдущему поколению относился самолет Ту-126. По своим летным характеристикам он практически не отличался от А-50, имея возможность проводить в воздухе 18 часов с одной дозаправкой. Но возможности РТК проигрывали раза в полтора.

Предполагается, что к стоящим на вооружении 25-и самолетам А-50 в обозримом будущем добавятся еще 20 А-50У. Однако, как мы уже сказали, это промежуточный вариант. Воздушно-космическим силам необходим А-100 «Премьер», в котором РЛС должна быть сделана на активной фазированной антенной решетке. И она, как утверждал еще в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, уже тогда была готова. Все упиралось в носитель — транспортный самолет Ил-76МД-90А, или как его еще называли — Ил-476.

Год спустя на «Гидроавиасалоне-2012» в Геленджике заместитель гендиректора «Веги» был более осторожен относительно сроков, но, говоря о качестве будущей машины, он не скупился на превосходные эпитеты. Она должна превзойти лучшие зарубежные аналоги по таким параметрам как дальность, детальность и объем информации.

Самолет должен был быть готов в прошлом году. Учитывая задержку с носителем — Ил-76МД-90А НТК им. Бериева получил в 2014 году — срок сместили на год. Однако о подготовке самолета к испытаниям пока ничего не слышно.

А что у них?

Самым «свежим» американским самолетом ДРЛОиУ (на Западе это называется AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления) является Boeing E-767, построенный на базе популярного пассажирского лайнера. Свой первый полет он совершил в 1996 году. Правда, этот самолет в основном идет на экспорт. ВВС США оснащены более ранним Boeing E-3 Sentry, построенным на базе Boeing 707. Но при этом электронная начинка у этих двух самолетов одинаковая.

Boeing E-767 (Фото: en.wikipedia.org)

РТК E-3 Sentry способен сопровождать до 300 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над авиагоризонтом — до 650 км от самолёта. Комплекс хорошо работает с малозаметными целями: при ЭПР в 1 кв.м. цель обнаруживается на расстоянии до 400 км. В принципе, характеристики у боинговского РТК AN/APY-2 примерно одинаковые с комплексом «Шмель-2». Разве что у нас в полтора раза меньше количество сопровождаемых целей.

В то время как мы ждем появления А-100, компания «Локхид Мартин» вырвалась вперед, выпустив новый бортовой локатор AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Его технические характеристики (как и у А-100) не приводятся. Но и без того понятно, что он и целей будет больше сопровождать и указывать их перехватчикам, и иметь большую дальность и разрешающую способность. Уже завершились испытания AN/APY-9, и они уже начинают устанавливаться на самолеты Grumman E-2D Advanced Hawkeye, предназначенные для ВМС США. И не только — существуют прекрасные перспективы продажи этих самолетов другим странам. Следовательно, в этом сегменте рынка вооружений России придется изрядно потесниться.

Конечно, можно утешить себя тем, что помимо самолетов ДРЛО схожие задачи способны решать спутниковые системы. И такая система, называющаяся «Лиана», у нас сейчас близка к принятию на вооружение. Однако обороноспособность тем выше, чем большим количеством средств можно решать одни и те же задачи.

Читайте по теме

Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35 Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35

«Сухой» пятого поколения готов к серийному производству

Ситуация, конечно, не безнадежная. У нас уже имеется бортовой радар с АФАР, устанавливающийся на истребители Су-35. И он при существенно меньших размерах демонстрирует прекрасные показатели. Так что в способности российской оборонки создать современный радиолокационный комплекс для самолетов ДРЛО сомневаться не приходится. Вопрос упирается в сроки реализации этих способностей.

Не случайно американские военные с тревогой наблюдают за рывком, который совершила Россия в области радиотехники. Так, США противятся модернизации самолета Ту-214ОН, который в соответствии с международной программой «Открытое небо» периодически совершает инспекционные полеты над территорией Америки. Они опасаются того, что при помощи новой электронной начинки Россия выведает все американские секреты. И эту «начинку» разработало также НПО «Вега».

svpressa.ru

АВАКС - это... Что такое АВАКС?

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.

ДРЛОиУ

Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС России

ДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.

Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.

Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.

Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.

АВАКС

Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил

англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.

Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.

Система Авакс Boeing/Westinghouse

В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Самолёты ДРЛО и У — гонки «летающих радаров»

Гонки «летающих радаров»

В феврале прошлого года на боевое дежурство официально заступил первый глубоко модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) А-50У. Этот авиационный комплекс получил за год эксплуатации самые высокие оценки главкомата Военно-воздушных сил России, хотя концептуально он серьезно отстает от своих зарубежных аналогов.

В то же время перспективы принятия на вооружение создаваемых на замену А-50/А-50У новейших российских АВАКСов А-100 остаются чрезвычайно туманными. Сроки завершения этой дорогостоящей и амбициозной военной программы постоянно сдвигаются, ее нынешний статус не раскрывается. Мировой же рынок самолетов такого класса – больших «летающих радаров» – сейчас переживает стагнацию, которую вряд ли удастся преодолеть (она скорее усилится), учитывая очень высокую стоимость и техническую сложность этих машин, а также весьма ограниченный спрос.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» А-50У

Бум второй половины 90-х – начала 2000-х годов на такие авиационные комплексы давно сошел на нет. ВВС развитых стран укомплектованы большими АВАКСами, а остальные государства предпочитают закупать самолеты меньшей размерности, но и этот рынок весьма ограничен.

Конкуренты дальнего обнаружения

Монополию США на авиационные системы дальнего обнаружения СССР разрушил в апреле 1965 года, когда на вооружение советских ВВС был принят самолет радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126, созданный конструкторским бюро Андрея Туполева на базе пассажирского лайнера Ту-114, с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана». Стоит отметить, что американцы первую летающую РЛС TBM-3W создали еще в ходе Второй мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный торпедоносец Grumman Avenger. Затем эти радары установили на бомбардировщиках Boeing B-17.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» А-50У

Основной задачей Ту-126 в годы холодной войны, как и его американских аналогов тех лет – Lockheed EC-121Warning Star и палубного Grumman E-1 Tracer, стали перехват дальней авиации противника и противодействие его реактивным истребителям. «Американцы» воевали во Вьетнаме и по всему свету, Ту-126 в основном были заняты на боевом патрулировании воздушного пространства Арктики.

ДРЛО и У или АВАКСы (Airborne Warning and Control System) третьего поколения решали задачу обнаружения воздушных целей, летящих на малых и сверхмалых высотах – вне зоны действия существовавших тогда наземных радаров. Дальность обнаружения целей еще более возросла, РЛС получили постоянный круговой обзор за счет вращающихся радиолокаторов с пассивной решеткой, размещенных в «грибообразном» надфюзеляжном обтекателе.

Палубный АВАКС третьего поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (первые поставки в 1964 году) с его модификациями до сих пор остается главным «летающим радаром» военно-морского флота США. Эта система находится на вооружении Израиля, Японии, Сингапура, Франции, Египта и Тайваня. Самолеты Boeing E-3 Sentry (первые поставки в 1977 году) стали базовыми для системы ДРЛО и У американских военно-воздушных сил, а затем для группировки ДРЛО и У стран НАТО.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» E-2 Advanced Hawkeye

Великобритания получила эти системы дальнего обнаружения фактически последней, поскольку изначально делала ставку на самолет ДРЛО и У собственной разработки Nimrod AEW.3, создававшийся на базе патрульного самолета Nimrod (компания Hawker Siddeley – ныне часть BAE Systems). Однако более чем десятилетняя (1973–1984) британская программа потерпела жесточайшее фиаско – ни один из 11 заказанных Nimrod не был принят военным ведомством Соединенного Королевства. РЛС ARY-920 оказалась крайне ненадежной и медленной в работе, разработчики так и не смогли преодолеть технические проблемы.

От «50» до «100»

Советским ответом третьего поколения стал авиационный комплекс дальнего обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»), созданный на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М» (Московский НИИ приборостроения – ныне ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года, в 1989-м авиакомплекс официально принят на вооружение. Параллельно в Ираке создали еще один самолет ДРЛО и У на базе советского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 км, на большой высоте – до 600 км, морскую цель – на расстоянии до 400 км. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и наводить более десяти «своих» истребителей.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» E-3 SENTRY (AWACS)

После распада СССР и до начала 2000-х годов никаких работ по созданию новых систем ДРЛО и У не проводилось. Совместная программа ОКБ Антонова и НПО «Вега-М» по разработке самолета ДРЛО и У Ан-71 с РТК «Квант» была заморожена еще в 1990-м из-за отсутствия финансирования.

Ситуация начала меняться несколько лет назад. В 2009 году завершились испытания первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на вооружение. С этого момента модернизация авиакомплексов ведется планово – самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, все они базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.

Модернизированный РТК самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых координат, скорости и дальности – обнаруживает различные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 км соответственно, теперь он «видит» и вертолеты. При этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких десятков истребителей. Новая элементная база позволила значительно снизить вес РТК и увеличить запас топлива. Радикально улучшены рабочие места экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.

Конечно, с одной стороны, ВВС России получили качественно новый и, по целому ряду свидетельств генералов, летчиков и экспертов, удачный комплекс. Но с другой – эта система достигла своего модернизационного предела. В августе 2011 года тогдашний главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что абсолютно новый самолет ДРЛО и У А-100, оснащенный РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), поднимется в воздух в 2016-м, но о реальном статусе программы ничего неизвестно.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» KJ-200

Представитель российского оборонно-промышленного комплекса так прокомментировал ситуацию: «Процесс явно затягивается, сроки завершения программы разработчик (концерн «Вега») будет сдвигать». Одно из объяснений – отсутствие воздушной платформы, новый РТК планируют поставить на военно-транспортный самолет Ил-76МД-90 («изделие 476»), серийное производство которого должно начаться на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Пока эта машина существует в одном экземпляре.

Версия, наиболее часто звучащая в кулуарах во время совещаний по вопросам ОПК и военного авиапрома, – технические проблемы с РЛС будущего комплекса. Но главное, чтобы адаптация разрабатываемого радиотехнического комплекса к Ил-476 не стала предлогом для благополучного закрытия программы и для развертывания новых НИОКР с новым же финансированием и новыми сроками.

Швеция, Израиль, АФАР…

В начале 90-х годов, когда в России на «фронте дальнего обнаружения» не было никаких перемен, а США проводили модернизацию за модернизацией своих комплексов, на рынок буквально ворвались самые совершенные на тот момент израильские и шведские системы, оснащенные радарами с АФАР. В 1993 году три таких комплекса Phalcon (разработка компании Elta Systems – подразделения израильского концерна IAI), установленных на Boeing 707, сменили американские Е-3С в ВВС Израиля, годом позже шведские ВВС начали получать самолеты Saab 340 с отечественными РЛС Erieye (компания Ericsson, сейчас в составе Saab AB).

Российско-израильский проект по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075 комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел неудачу. Израиль блокировал сделку под давлением США. Однако созданная система нашла своего покупателя. Индия приобрела три А-50EI, поставки завершились в 2011 году, в индийских планах покупка еще двух таких самолетов.

Дальнейшее развитие системы Phalcon проявилось в создании очень удачных легких самолетов ДРЛО и У Eitam – израильской РЛС, установленной (антенны по бортам фюзеляжа) на американском бизнес-самолете Gulfstream G550. В ВВС Израиля поступило три G550 Eitam в 2006-м, еще четыре машины купил Сингапур. В 2011 году IAI объявил о запуске совместного с европейским аэрокосмическим концерном EADS проекта по созданию самолета ДРЛО и У малой размерности на базе легкого турбовинтового военного транспортника CASA С-295 компании Airbus Military.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» ЕМВ-145AEW

Шведские конкуренты предложили на рынок в конце 90-х одну из наиболее популярных комбинаций – легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) – комплекс Erieye, установленный на бразильском региональном самолете Embraer EMB-145. Помимо Бразилии, эти машины были закуплены Грецией, Мексикой, ОАЭ, Пакистаном, Саудовской Аравией и Таиландом.

ЕМВ-145AEW станет базовой платформой для реализации индийской национальной программы «летающего радара». Радиотехническое оборудование Индия изначально планировала создать собственными силами, однако работы затянулись.

Американская программа по созданию легких комплексов, подобных израильским и шведским, была воплощена в совместном проекте концернов Boeing и Northrop Grumman Е-737, разработанном на базе широко распространенного пассажирского самолета Boeing 737. Судьба программы оказалась не слишком счастливой, поскольку в ходе ее осуществления цены на самолеты выросли вдвое против планируемых (200 миллионов долларов за единицу). Тем не менее комплексы закуплены Австралией, Турцией и Южной Кореей.

Другой американский легкий комплекс – Northrop Grumman E-2С Hawkeye также не выдержал конкуренции с израильтянами и шведами на международном рынке, однако серийное производство машины поддержал внутренний потребитель – военно-морская авиация США, заказав почти 40 самолетов. Три машины Е-2С приобрела Франция для своего единственного авианосца Charles de Gaulle.

В 2010 году ВМФ США начали замену старых авиакомплексов Hawkeye (более 70 машин) на его последнюю модификацию – E-2 Advanced Hawkeye c новейшей радиолокационной системой AN/APY-9 с АФАР, которая совершенно оригинальным образом размещена в механическом обтекателе старой конструкции.

Китайский рывок

Следуя своим традиционным путем тотального копирования военной техники, Китай достиг относительно больших успехов и в области авиационных систем дальнего обнаружения. В 2003 году китайцы подняли в воздух комплекс KJ-2000, созданный на базе советского Ил-76МД и оборудованный радаром с АФАР собственной разработки. Сейчас в составе ВВС Народно-освободительной армии Китая восемь таких машин.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» KJ-2000

Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03 (РТК с АФАР во вращающемся дисковом обтекателе) на базе транспортника Shaanxi Y-8 (клон советского военно-транспортного самолета Ан-12). Четыре ZDK-03 закупил Пакистан. На базе Y-8 создан и китайский самолет ДРЛО и У KJ-200 с двумя плоскими АФАР в неподвижном обтекателе.

Гонки «летающих радаров»«Летающий радар» ZDK-03

Для оснащения первого китайского авианосца «Ляонин» (бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг») с середины 2009 года ведется разработка легкого палубного самолета ДРЛО и У Y-7AEW на базе транспортника Y-7 (копия советского Ан-24).

Китайские конструкторы заявляют: все оборудование комплексов разработано, произведено и собрано на отечественных предприятиях, что вызывает вполне законное недоверие экспертов, учитывая высочайшую техническую сложность систем, любовь ОПК КНР к клонированию и слишком быструю реализацию программ (менее полутора десятка лет).

Тем не менее высокая степень завершенности китайских проектов по ДРЛО и У, их выход на серийное производство и экспортные поставки свидетельствуют о том, что менее чем через десять лет КНР займет второе место после США в этом чрезвычайно прибыльном сегменте мирового рынка вооружений. У российских разработчиков осталось совсем немного времени, чтобы перехватить у коллег из Китая инициативу.

/Иван Коновалов, vpk-news.ru/

army-news.ru