Авианосные ударные группы (АУГ) США. Ауг оружие


Mannlicher AUG-Z

Есть что то в оружейном стиле миллитари захватывающее, притягивающее!

Может быть от того, что первые образцы охотничьих нарезных карабинов запущенных серийно в свободную продажу, многочисленные «сайги», «вепри», «тигры» были не чем иным, как огражданенными версиями легендарных АК и СВД, то есть образцов военного вооружения.

  С ростом популярности охоты с нарезным оружием в нашей стране росла и культура самого охотника, на смену самозарядным военно-гражданским образцам постепенно приходили классические болтовые карабины, комбинированное оружие с нарезным стволом и даже штуцеры.

 Но видимо в силу менталитета  любовь к оружию миллитари у нас осталась и как ни странно, оружие этого стиля набирает популярность. И чем ограждененная версия больше напоминает свой боевой образец, чем меньше вмешательств  в оригинал для путевки боевого оружия на гражданский рынок, тем больше такое оружие ценится.

Конечно направление использования этого оружия больше спортивная и развлекательная стрельба, чем охота с ним, да и простое обладание практически аутентичным боевым образцом приносит его владельцу массу положительных эмоций, а особо редкие образцы и оружие с максимальным тюнингом еще и являются предметом гордости.

  На сотнях страниц оружейных форумов владельцы такого оружия взахлеб спорят, рассуждают, советуют, выбирают из  большого количества представленных в оружейных салонах как самих девайсов, так и просто огромного выбора для апгрейда своих любимцев.

  На свой тест, дабы хоть ненадолго погрузиться в этот мир, я выбрал, наверное, самый неординарный образец этого стиля, образец который раньше можно было увидеть только в кадрах иностранных боевиков, образец выделяющийся из многообразия военного стрелкового оружия своей компоновкой «буллпап».

 Итак на нашем тесте  Mannlicher AUG-Z гражданская версия легендарной штурмовой винтовки Mannlicher AUG-А2

На тест оружие предоставил оружейный магазин «Старый слон». У меня в руках AUG-Z черного цвета (бывает так же темно-оливковый и бежевый).

Целью моего теста не было вникание во внутреннюю конструкцию узлов и агрегатов, пусть это останется уделом будущих владельцев этого аппарата, но тем не менее об основных особенностях расскажу.

Компоновка «буллпап»: это такая компоновка, при которой казённая часть ствола, затворная группа и магазин находятся позади рукоятки управления огнём и спускового крючка. Эта схема позволяет максимально снизить длину оружия при стандартной длине ствола. На данном образце при стволе в 508 мм., длинна всего оружия составила 805 мм. 

Оружие с установленным тактическим прицелом весом 4 535 гр., очень сбалансировано при такой компоновке и не показалось тяжелым.

Ложа: Скорее даже на ложа а монолитный корпус закрывающий собой весь механизм оружия, выполнен из ударопрочного полимера, имеет скобу закрывающую не только УСМ, а полностью руку стрелка. Окна для выбрасывания стрелянных гильз имеются и с правой и с левой стороны, при выбрасывателе направленном на сброс гильзы в правую сторону, левое окно закрывается пластиковой вставкой и наоборот.

Съемный затыльник приклада обеспечивает доступ к внутренним механизмам, для снятия затыльника необходимо выкрутить задний винт служащий так же антабкой для ремня.

В передней части довольно удобная складная рукоять, в сложенном состоянии удобно вести огонь с упора, а в откинутом обеспечивает надежное удержание рукой как при скоростной стрельбе, так и при более точном выцеливании.

Ствольная коробка: Ни кого уже не удивляет исполнение ствольных коробок из легких но очень прочных алюминиевых сплавов, в случае с AUG, места нагрузки коробки усилены стальными пластинами, что при минимально возможном весе придает конструкции необходимую жесткость.

Затвор: с семью боевыми упорами имеет отражатель, выбрасывающий гильзы в правую сторону, как говорил выше, может быть заменен для использования оружия левшой и соответственно выброса гильз в левую сторону. К затвору на затворной раме подходят две тяги, одна от рукоятки ручного заряжения, вторая от поршня газоотводного механизма, обеспечивающего автоматическую перезарядку оружия.

Ствольный блок: быстросъёмный, крепится к ствольной коробке поворотом на 8 упоров. Справа на стволе имеется газовый блок, объединяющий газовый поршень, толкатель и возвратную пружину. Газовый блок имеет регулировочный механизм, позволяющий настроить бесперебойность  перезарядки, в зависимости от мощности применяемых патронов.

Сам ствол длинной 508 мм оснащен вполне компактным при том очень эффективным ДТК (дульным тормозом компенсатором). По промерам твист (один полный оборот нарезов на длину ствола в дюймах) получился 1:9, такой твист позволит применять в данном калибре патроны, снаряженные от самых легких 3.2-3.6 грамм, до самых тяжелых 4.5-4.9 грамм.

Что не маловажно,  учитывая особенности дальнейшей эксплуатации оружия, внутренняя часть ствола вместе с патронником хромированы, это значительно повышает ресурс и производитель заявляет о ресурсе ствола не менее 15000 выстрелов.

 Ударно спусковой механизм (УСМ): выполнен как отдельный модуль, расположенного в корпусе оружия. В виду того, что оружие построено по схеме «буллпап» УСМ расположен в задней части корпуса, а спусковой крючек в передней, соединяются они между собой спусковыми тягами. Предохранитель выполнен в виде поперечной кнопки над рукоятью оружия и блокирует спусковую тягу. Предохранитель показался очень тугим, возможно из-за минимальных зазоров и скорее всего в процессе эксплуатации должен разработаться.

Магазин: Пластиковый, полупрозрачный вмещает 10 патронов, крепится в корпусе, защелкой. На мой взгляд, 10 местный магазин смотрится очень органично, сильно не выступает за корпус. Есть к  AUG и более вместительные магазины, но в условиях нашего законодательства (разрешенный максимальный объем магазина не более 10 патронов), они будут скорее бутафорией.

 

Прицельные приспособления: Как таковые на ограждененной версии AUG механические приспособления не предусмотрены, на верхней части ствольной коробки имеется съемная планка «Weaver» на которую и устанавливаются по желанию владельца и целей предполагаемого использования различные оптические прицелы и коллиматоры.

Мне для теста специалисты магазина установили как нельзя кстати подходящий по стилю и характеру к самому карабину, тактический  прицел Elcan SpecterDR 1-4. Если честно, по такому прицелу нужен отдельный обзор, потому здесь не буду расписывать все его характеристики, скажу только, что он очень гармонично вписался в данный стрелковый комплекс и может быть использован с ним как в быстрой стрельбе (загонные охоты, соревнования), так и при переключении на кратность 4х, может использоваться для относительно дальней целевой стрельбы по мишеням или качественного прицельного выстрела в условиях охоты.

Стреляем:

 Принимая во внимание, что владелец такого оружия, учитывая предполагаемый совсем не маленький настрел, будет кормить его бюджетным (но от того совсем не плохим) «Кентавром», а при том факте, что ствол хромированный он легкостью переварит отечественный дешевый биметалл. Для тестовой стрельбы не стал гнаться за дорогим импортным патроном, в надежде улучшить итоговую кучность стрельбы, для отстрела на кучность были взяты вполне бюджетные патроны Чешского производства с полуоболоченной пулей весом 3.6 грамма, показавшие среднюю начальную скорость по хронометру в районе 980-990 м/с

Малоимпульсный патрон, наличие ДТК, в комплексе с компоновкой самого оружия (приклад находится на одной линии со стволом, а передняя рукоять максимально близко к дульному срезу), дает возможность удержанием снизить подскок оружия при выстреле. Все это максимально снижает отдачу, мишень не уходит из поля зрения прицела и темп стрельбы можно держать на столько высокий, на сколько вообще позволяет полуавтоматическая система самого оружия.

После пристрелки прицела в «ноль» на сто метров, на что понадобилось всего 4 патрона, сразу же без ожидания, на охлаждение ствола, стреляю максимально быструю серию из 10 выстрелов.

Комплекс карабин-прицел-патрон, при таком темпе стрельбы и установленном на единицу кратности  прицела показал просто замечательную кучность, вся серия из 10 выстрелов не вышла за пределы 2 угловых минут (чуть меньше 6 см. на 100 метрах).

Остается только догадываться, что может данный образец с установленным оптическим прицелом высокой кратности, подобранным патроном и неторопливой, вдумчивой стрельбой. С уверенностью предполагаю, что 1 угловая минута ему дастся с легкостью. Но ведь с другой стороны его удел не высокоточная стрельба, его предназначение несколько иное, а для этого он в таком комплекте стреляет на твердую пятерку.

Еще раз перечитывая на форумах отзывы владельцев Mannlicher AUG-Z о своем оружии, начинаешь понимать, что равнодушных к нему совсем нет, как собственно разочаровавшихся и противников. И пытаясь подвести итоги сегодняшнего теста, не могу расстаться с мыслью, что Mannlicher AUG-Z мне очень понравился, есть в нем какаято изюминка, при чем совсем не скрытая, весь аппарат как говорится на виду. Оружие очень гармоничное, удобное, точное и конечно красивое. Оружие которое может заразить тем самым духом, духом стиля миллитари. 

                                                                                                                          Алексей Суворов

 

www.old-elephant.ru

Обзор Steyr AUG или модификация по-украински

Steyr AUG Украина.

Жизнь часто сводит меня с интересными людьми и Киев не стал исключением. За последних полгода я познакомился с большим количеством киевлян, связанных с оружейной тематикой. Один из них - Дима Гришин, человек специализирующийся на модификации и тюнинге карабинов на базе штурмовой винтовки Steyr AUG.

Я решил сделать обзор довольно уникального элемента оружейного тюнинга, который примечателен тем, что спроектирован и производится в Украине.

До личного знакомства с системой Steyr AUG, я был довольно скептически настроен к этому оружию. Я являюсь поклонником классической компоновки, люблю винтовки типа AR-15 и карабины на их базе. Steyr нравился мне своим дизайном, но имея некий опыт общения с системами компоновки Bullpup, я все же сомневался в практичности данной системы.

Я знал, что значительная часть передовых армий Мира перешла на оружие в такой компоновке (FAMAS, L86, Tavor), я также знал, что армии самой Австрии и Австралии, например, приняли на вооружение именно Steyr AUG. Но все же знакомство с Тавором, еще больше укрепило мою веру в старый, добрый и родной М4А1.

Но в Киеве мне выпало пострелять сразу с нескольких карабинов на базе Steyr AUG в калибрах 5.56 НАТО и 9х19. Оружие мне очень понравилось, есть в нем некий шарм. Но все же, много чего ему не хватало, по сравнению с теми же системами на базе Стоунера. В частности, это тюнинг и совместимость с большим количеством полезных аксессуаров.

Но недавно, мне в руки попал совершенно другой Штайр АУГ. На нем был очень короткий и мягкий спуск, вместо традиционного неотъемлемого прицела кратностью Х1.5 была планка "Пикатинни", а весь ствол укрывало гармоничное и удобное цевье.

Steyr AUG в руках автора.

Немного постреляв из такого образца, я решил что будет целесообразно снять маленький обзор и написать материал на эту тему.

Чем же примечательна данная история? Ну, во-первых тем, что наш соотечественник подал отличный пример. Столкнувшись с проблемой покупки запчастей за границей, человек сам спроектировал и изготовил на станке ЧПУ интересную деталь. Получилось лучше чем то, что стоит в опциях на заказ.

Цевье спроектированное и произведенное в Украине, на мой взгляд, наиболее гармоничное и удобное по сравнению с зарубежными аналогами, которых выпускается не так уж и много.

Во-вторых, установка этой детали сильно меняет эргономику карабина в лучшую сторону. Позволяет установить рукоятки переноса огня, сошки, фонарь, ЛЦУ и другой полезный обвес. Позволяет менять хват под каждого конкретного стрелка.

В общем, смотрите видео и задавайте вопросы, надеюсь вам будет интересно.

Steyr AUG handguard review

zbroya.info

Ручные пулеметы семейства Steyr AUG

Важной составляющей арсенала любого стрелкового подразделения является ручной пулемет. При сравнительно малых габаритах и весе такое оружие способно обеспечивать достаточно высокую плотность огня, что позволяет пулеметчику эффективно действовать вместе с другими бойцами. С целью упрощения производства ручные пулеметы иногда конструируются на базе другого оружия, в первую очередь на основе автоматов. Хорошим примером такого подхода к созданию стрелкового оружия являются австрийские ручные пулеметы семейства Steyr AUG.

Первым ручным пулеметом семейства стал AUG HBAR (Heavy Barrel – «Тяжелый ствол»), представляющий собой базовую автоматическую винтовку с некоторыми изменениями, обусловленными иными требованиями. Главные отличия пулемета от базовой винтовки – иной ствол и магазин большей емкости. Все прочие детали и узлы оружия унифицированы. Более того, путем замены ствола автомат Steyr AUG может стать ручным пулеметом AUG HBAR и наоборот.

Основной деталью ручного пулемета AUG HBAR является ствольная коробка характерной формы, выполненная из алюминиевого сплава и помещенная внутрь пластикового корпуса. Для повышения жесткости и прочности в конструкции ствольной коробки имеются несколько стальных вставок. Одна из таких деталей используется для крепления ствола и запирания затвора.

Толстостенный ствол калибра 5,56 мм длиной 621 мм, как и другие стволы комплекса AUG, крепится в ствольной коробке при помощи восьми упоров, входящих в пазы ствольной коробки и фиксируется поворотом вокруг своей оси. Казенная часть ствола оснащена газовым блоком с поршнем, а также узлом крепления передней рукоятки. Для удобства использования на ствол устанавливается дульный тормоз и складная двуногая сошка.

Автоматика ручного пулемета AUG HBAR использует энергию пороховых газов, отводимых из ствола. Газовый поршень с коротким ходом приводит в движение затворную группу. Перед выстрелом ствол запирается на семь боевых упоров поворотом затвора. При этом боевые упоры расположены не на стволе, а на специальной муфте, к которой крепится ствол.

Затворная группа двигается по двум полым трубкам. Помимо удержания затворной группы они выполняют дополнительные функции: левая трубка соединяет затвор с рукояткой взведения, а правая служит штоком газового поршня. Для экстракции стреляных гильз затвор оснащен выбрасывателем и подпружиненным отражателем.

Интересной особенностью пулемета прочего оружия семейства Steyr AUG является возможность использования двух разных затворов, предназначенных для стрелков-правшей и левшей. Затвор для стрельбы с правого плеча выбрасывает гильзы через окно на правой поверхности ствольной коробки. Второй вариант затвора имеет «отраженную» конструкцию и выбрасывает гильзы влево.

Ударно-спусковой механизм пулемета выполнен в виде отдельного блока, расположенного в прикладе. УСМ соединяется со спусковым крючком двумя тягами. В конструкции ударно-спускового механизма автоматической винтовки Steyr AUG и оружия на ее базе применены несколько интересных технических решений. Так, большинство деталей УСМ изготовляются из пластика, а количество металлических деталей сведено к минимуму.

Кроме того, в механизме не предусмотрен отдельный переводчик огня. Функции переводчика выполняет спусковой крючок: при неполном нажатии производится одиночный выстрел, а для стрельбы очередью необходимо полностью вдавить его. В качестве предохранителя используется кнопка над рукояткой управления огнем, блокирующая спусковой крючок.

Использованная автоматика позволяет стрелять с темпом до 680 выст/мин. Начальная скорость пули благодаря применению сравнительно длинного ствола достигает 950 м/с. Эффективная дальность огня – не менее 350-400 м. Прицеливание предлагается производить при помощи интегрированного прицела. Оптический прицел с кратностью 1,5х встроен в рукоятку для переноски и аналогичен прицельным приспособлениям другого оружия семейства AUG.

Питание пулемета осуществляется из отъемных коробчатых магазинов на 42 патрона 5,56х45 мм НАТО. Кроме того, возможно использование магазинов на 30 патронов, изначально предназначенных для автоматической винтовки AUG.

Ввиду использования длинного 621-мм ствола общая длина ручного пулемета Steyr AUG HBAR равняется 900 мм. Без патронов оружие весит 4,9 кг. Таким образом, ручной пулемет оказывается лишь на 100 мм длиннее и на 1 кг тяжелее автомата, на базе которого создавался. Подобные габариты и вес, а также высокая степень унификации способствуют удобству эксплуатации пулемета AUG HBAR в различных подразделениях.

Ручной пулемет Steyr AUG HBAR хорошо справлялся с выполнением возложенных на него задач, однако имел некоторые недостатки. Главный – склонность к перегреву ствола при интенсивной стрельбе с соответствующими последствиями для точности и кучности огня. Для решения этой проблемы был создан ручной пулемет AUG LMG (Light Machine Gun – «Легкий пулемет»). Вновь изменения конструкции были минимальными, что позволило сохранить на высоком уровне степень унификации двух типов оружия. Фактически коррективы были внесены лишь в ударно-спусковой механизм и прицельные приспособления.

Для уменьшения термических нагрузок на ствол в проекте AUG LMG был применен новый УСМ, предназначенный для стрельбы с открытого затвора. Это означает, что перед выстрелом затвор задерживается в крайнем заднем положении и возвращается вперед, досылая патрон, только после нажатия на спусковой крючок. Благодаря этому в промежутках между выстрелами и во время перерывов в стрельбе патронник оказывается открыт и ствол может быстрее остывать, более эффективно передавая тепло окружающему воздуху.

Кроме того, стрельба с открытого затвора позволяет увеличить скорострельность. При схожей с пулеметом AUG HBAR конструкции AUG LMG может делать до 750 выстрелов в минуту.

В ручке для переноски пулемета AUG LMG располагается новый оптический прицел 4х. Использование нового прицела позволило упростить прицеливание на больших дальностях. При этом дальность стрельбы осталась прежней – свыше 350-400 м.

Ответом на требования времени стали ручные пулеметы AUG HBAR-T и AUG LMG-T. Единственным отличием этого оружия от HBAR и LMG является новая ручка для переноски. С целью увеличения гибкости применения ручка со встроенным оптическим прицелом была заменена агрегатом с планкой Пикатинни для крепления любого совместимого прицела. Ручка с планкой для установки прицелов была заимствована у модификации базового автомата AUG P Special Receiver.

Одним из главных преимуществ оружия семейства Steyr AUG является его модульное исполнение. В зависимости от текущих задач стрелок может использовать наиболее подходящий ствол и затвор. В частности, процедура замены отдельных узлов позволяет сравнительно быстро и просто сделать из автоматической винтовки AUG ручной пулемет HBAR или LMG.

Такая особенность пулеметов семейства AUG заинтересовала некоторых заказчиков. Военные и силовики нескольких стран приобрели некоторое количество ручных пулеметов этих моделей в виде готовых изделий и наборов сменных модулей для использования с автоматами.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Авианосные ударные группы (АУГ) США

На сегодняшний день авианосные ударные группы являются ударным ядром сил быстрого реагирования США. Эти устрашающие машины войны – символ мирового господства, эффективное средство дипломатии и мощный инструмент агрессии. Американские адмиралы называют свои авиа­носцы «становым хребтом» ВМС США. Эти корабли могут несколько месяцев действовать в отрыве от своих баз, c большой скоростью перемещаться в любой, кроме Центральной Арктики, район Мирового океана, участвовать в боевых операциях против лю­бого морского, воздушного и наземного противника, остава­ясь недосягаемыми для него. Что же представляет собой авианосная ударная группа и каковы её возможности в современной войне? В данной статье описываются вооружение, тактика и боевые возможности авианосных ударных групп, а также средств противодействия авианосцам по состоянию на текущее время (2010 год).

 

АУГ ВМС США: состав и численность

Авианосная ударная группа (АУГ) – оперативное соединение боевых кораблей, ударное ядро которого составляет авианосец (АВ). Современные авианосцы США имеют достаточно слабое оборонительное вооружение, и не приспособлены для для ведения самостоятельных действий.

Каждая АУГ, как правило, вклю­чает один авианосец, от одного до четырех крейсеров управляемого ракетного оружия (УРО), два-три эсминца или фрегата УРО, 1-2 многоцелевых атомных подводных лодки (АПЛ), самолеты палубной авиации, суда снабжения. Таким образом, в состав АУГ входит 6-10 боевых кораблей. При необходимости количество кораблей прикрытия может быть и больше. На базе атомных авианосцев создаются также быстроходные атомные АУГ, состоящие из авианосца, двух атомных крейсеров и одной атомной многоцелевой ПЛ. Общая численность личного состава АУГ достигает 9000 человек, из них 6000 - на авианосце.

АУГ может вести боевые действия без пополнения запасов до 14 суток, наносить удары по кораблям в море на глубину до 925 км, по береговым объектам — около 1600 км. Способность АУГ перемещаться за сутки на расстояние 1100-1300 км обеспечивает относительную скрытность, а следователь­но, и внезапность действий, позволяющую быстро при­быть в назначенный район.

До 60-х годов прошлого века АУГ предназначались для нанесения ядерных ударов по стратегическим объектам на территории противника. С поступлением на вооружение флотов стран НАТО атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и созда­нием межконтинентальных баллистических ракет авианосцы были переведены в разряд сил общего назначения, но ос­тавлены в резерве стратегических сил на случай ядерной войны.

Основными задачами АУГ в военное время являются:

- нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побе­режье и в глубине территории противника;

- авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне;

- завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции,

- обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, круп­ных конвоев на переходе морем,

- блокада побережья про­тивника,

- ведение авиационной тактической разведки.

В мирное время с помощью АУГ США осуществляют одно из ключевых стратегических заданий на­циональной безопасности страны - демонстрацию силы в клю­чевых регионах мира.

Для решения указанных задач АУГ объединяются в авианосные ударные соединения (АУС). В состав АУС входят 2-3 авиа­носца, до 25-30 кораблей охраны, которые осуществляют их противолодочную, противовоздушную, противоракетную, а также противокорабельную и противокатерную оборону.

К настоящему времени авианосные силы США составляют 11 кораблей. Основой их являются тяжелые атомные авианосцы типа «Нимитц». Водоизмещение кораблей этого класса 91500-97000 тонн, размеры полетной палубы достигают 336 метров в длину и 77 метров в ширину. Экипаж включает 3200 человек, плюс авиационное крыло – 2800 человек. Ядерная энергетическая установка мощностью 260000 л.с. обеспечивает скорость полного хода 30 узлов (56 км/ч) и дальность плавания 1480-1850 тыс. км. Интервалы между перезарядками ЯЭУ составляют 10-13 лет.

Первый корабль этого типа, СVN-68 «Честер-Нимитц», вошел в состав флота США в 1975 году. Предпоследний по счету, СVN-76 «Рональд Рейган» служит с 2003 года. Литеры СVN бортового номера обозначают: «многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой», а цифры - порядковый номер авианосца в ВМС США.

СVN-77 «Джордж Буш» (в строю с 2009 года) стал 77-м по счету авианосцем ВМС США и десятым кораблем типа «Нимитц». Следующий авианосец - СVN-78 «Джеральд Форд», который предполагается ввести в строй в 2015 году, строится уже по новому проекту СVN-21 («Авианосец XXI века»). При сохранении того же корпуса и водоизмещения, что и у «Нимитц», CVN-21 имеют более мощную ядерную энергетическую установку, позволяющую в 2,5 раза увеличить электроэнергетические мощности и внедрить новые электромагнитные катапульты и аэрофинишеры. Срок эксплуатации ЯЭУ без перезагрузки топлива составит 50 лет, то есть все время службы авианосца. Изменены также формы надстройки, будет установлено новое вооружение и радиоэлектронное оборудование.

Основным ударным оружием АУГ является авиакрыло численностью до 90 единиц и 500 высоко­точных крылатых ракет морского базирования «Томагавк» на кораблях УРО.

В состав авиакрыла входят:

- 4 эскадрильи (48 единиц) истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», способных нести высокоточное и ядерное оружие,

- 1 эскадрилья (10 единиц) противолодочных самолетов типа S3A«Викинг»;

- авиагруппа (4 единицы) самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2C«Хокай»,

- авиагруппа (4 единицы) самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B«Проулер»,

- 3 эскадрильи (24 единицы) многоцелевых вертолетов SH-60 «Си Хок».

Состав авиакрыла может варьироваться в зависимости от обстановки и решаемых задач. Так, для усиления ударных воз­можностей корабля противолодочные самолеты могут заменяться ударными и наоборот.

Главная задача авианосного флота США - проекция военного могу­щества США на любой регион земного шара. Считается, что аме­риканское командование может послать авианосное ударное соединение к берегу любой страны мира, и под его прикрытием провести военную операцию, чтобы навязать суверенному правительству своею политическую волю. Теоретики военно-морской науки полагают, что такая группировка способна одержать победу в любом локальном вооруженном конфликте. Считается, что ни одна страна третьего мира не сможет устоять против двух АУС в составе шести авианосцев и сорока кораблей поддержки с их авиацией в 400 самолетов. Впрочем, даже меньшая по численности группировка авианосных сил способна стереть в порошок развитую и немаленькую страну, что было успешно продемонстрировано на примере Югославии.

В настоящее время в составе ВМС США действуют следующие АУГ (указываются места базирования):

 

Тихоокеанский флот

«Джон С. Стеннис» (CVN-74) - ВМБ Сан-Диего, Калифорния

«Джордж Вашингтон» (CVN-73) - Йокосука, Япония

«Рональд Рейган» (CVN-76) - ВМБ Сан-Диего

«Авраам Линкольн» (CVN-72) - ВМБ Сан-Диего

«Нимитц» (CVN-68) - ВМБ Сан-Диего

«Карл Винсон» (CVN-70) - ВМБ Сан-Диего.

 

Атлантический флот

«Теодор Рузвельт» (CVN-71) - ВМБ Норфолк (Виргиния)

«Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) - ВМБ Норфолк

«Гарри Трумэн» (CVN-75) - ВМБ Мейпорт (Флорида)

«Энтерпрайз» (CVN-65) - ВМБ Мейпорт

«Джордж Буш» (СVN-77) - ВМБ Норфолк.

Несколько АУГ постоянно находятся в различных районах Мирового океана вне территории США. Так, например, 1 АУГ в составе «оперативной группы 60» 6-го флота ВМС США постоянно несет службув Средиземном море, еще 1-2 АУГ - в районе Персидского залива.

 

Тактика действий АУГ (АУС) против берега.

Современное применение Соединенными Штатами АУГ и АУС, в основном, строится на концепции «флот против берега». Наличие четырех эскадрилий ударных самолетов на авианосце и большое количество крылатых ракет на кораблях эскорта обеспечивают группе возмож­ность самостоятельного проведения боевых операций против любой страны «третьего мира». Последние примеры подобных действий АУГ против берега были продемонстрированы в 1991 году в Персидском заливе и в 1999 году во время агрессии против Югославии.

В рамках концепции «флот против берега» АУГ (АУС) решают следующие задачи:

- уничтожение военно-промышленных объектов и административно-политических центров;

- нанесение ударов по группировкам войск оперативного и стратегического резерва противника;

- оказание поддержки сухопутным войскам в наступлении и обороне;

- обеспечение высадки морских десантов на побережье и их действий на берегу;

- нарушение коммуникаций противника;

- участие в блокаде морского побережья.

Выполнение указанных задач достигается при помощи крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета 1500 км с обычной боевой частью (БЧ) и 2500 км с ядерной БЧ, и палубной авиации, имеющей радиус действия до 1100 км. Таким образом, АУГ могут применять свое вооружение с расстояния до 1000 км от берегов противника.

Непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск и десантных сил палубная авиация АУГ осуществляет ударами по боевым порядкам войск противника, позициям артиллерии и ракет, командным пунктам, радиолокационным станциям (РЛС).

В основу тактики палубной авиации положены следующие три принципа:

- уклонение от борьбы со средствами вражеской ПВО.

- при невозможности уклонения - применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для ослабления сопротивления ПВО;

- при невозможности преодоления ПВО указанными методами, подавлять её средства огнем.

Действия палубной авиации включают этапы:

- взлет с авианосца,

- построение в боевые порядки,

- полет по маршруту;

- прорыв системы ПВО в районе боевых действий и объекта удара;

- нанесение удара;

- отход от цели;

- возвращение на авианосец.

Руководят боевыми действиями палубной авиации командир авианосца и командир авиакрыла. Действия самолетов координируются с помощью боевой информационно-управляющей системы ATDS. Ее оборудование имеется на кораблях и на самолетах ДРЛО Е-2С «Хокай», во время операции находящихся на на высоте до 10 км, и на удалении от авианосца - 150-300 км. Эти машины представляют собой воздушные командные пункты. С них штурмовикам передается информация о свойствах местности, угрозах в районе цели и другие необходимые в ходе операции сведения. Один самолет Е-2С способен координировать действия двух авиационных эскадрилий.

Удар по разведанной цели наносится группой из 16-20 самолетов. После взлета они выстраиваются в боевой порядок, и одним или несколькими маршрутами идут к цели на средних и больших высотах. Группа наведения и управления следует в район операции отдельным маршрутом. Перед выходом на рубеж обнаружения наземными РЛС боевой порядок разделяется на тактические группы, изменяется высота полета. Первыми рубеж обнаружения пересекают самолеты доразведки целей, затем по очереди группы демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные.

Для проведения боевой операции все самолеты разделяются на группы:

- ударная;

- демонстративных действий;

- подавления средств ПВО;

- доразведки;

- наведения и управления.

Ударная группа состоит из 8-10 самолетов, и наносит непосредственный ракетно-бомбовый удар.

Остальные 4 группы входят в состав сил обеспечения.

Группа демонстративных действий из трех-четырех самолетов, действуя на средних и больших высотах, отвлекает на себя внимание ПВО, вынуждая противника включить радиолокационное оборудование. Этим она дает возможность самолетам радиотехнической разведки установить радиоэлектронную обстановку в районе удара.

Группа подавления средств ПВО уничтожает позиции ЗУР, РЛС обнаружения и наведения истребительной авиации, станции орудийной наводки. Два-три штурмовика с противорадиолокационными ракетами действуют со средних и малых высот.Работу радиоэлектронных средств ПВО непосредственно перед выходом ударных самолетов на рубежи обнаружения и применения оружия выявляет и подавляет группа РЭБ. В ее состав входят один-два самолета РТР и РЭБ, действующих, как правило, вне досягаемости средств ПВО.

Группа доразведки (обычно два самолета-разведчика), уточняет место расположения целей, и передает информацию командирам ударных групп до их выхода на боевой курс.

Группу наведения и управления включает один или два самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» с истребителями прикрытия. Группа наводит истребители на воздушные цели, а ударные группы - на объекты удара.

С рубежа обнаружения штурмовики летят к цели на предельно малых высотах около 60 м, скоростью до 900 км/ч и выходят на нее с различных направлений группами по 2-4 машины. Демонстративная группа несколько раньше выходит на цель с нескольких направлений. Группы подавления средств ПВО атакуют позиции зенитных ракет и РЛС противника. В это время ударные группы под прикрытием помех выходят в район цели с нескольких направлений, быстро набирают высоту, выполняют поиск, прицеливание и производят атаку. Цели между самолетами ударной группы распределяет руководитель с самолета Е-2С или командир группы.

После того как штурмовики выполнили задание, Е-2С выводит их на привод авианосца.

 

Противоракетная и противовоздушная оборона АУГ

В последние десятилетия, в связи с появлением новых видов ракетного оружия и радиоэлектронных средств, борьба в воздушном пространстве при ведении боевых действий на море приобрела решающее значение.

Против воз­душных средств нападения, подводных лодок и надводных кораблей силы АУГ создают глубокую эше­лонированную оборону глубиной 360 - 630 км.

Для наиболее полного использования боевых воз­можностей средств ПВО предусматривается их эшелонированное построение по зонам, в первую очередь относительно ракетоопасного направления. С этой целью формируются три зоны ПВО: дальняя, средняя и ближ­няя.

Силы и средства дальней зоны должны обеспечивать:

- своевременное обнаружение средств воздушного нападения,

- уничтожение самолетов — носителей противокорабельных ракет (ПКР) до их пуска,

- недопущение ударов противника с воздуха путем уничтожения самолетов разведки, РЭБ, и наведения.

В дальней зоне исполь­зуются самолеты дальнего радиолокационного обнару­жения (ДРЛО), корабли РЛД, самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, ЗРК средней дальности кораблей «противоракетного барьера».

Средняя зона ПВО должна обеспечивать уничтоже­ние крылатых ракет и самолетов, атакующих главные силы соединения. В ней действуют корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты РЭБ «Проулер», корабли «противоракетного барьера», использующие ЗРК, сред­ства РЭБ кораблей главных сил и «противоракетного барьера».

В ближней зоне ПВО зенитные огневые средства самообороны и средства РЭБ используются в интересах индивидуального прикрытия кораблей. Непосредственно авианосец прикрывается как минимум одним крейсером УРО.

В целях снижения эффективности ударов с воздуха главные силы соединения действуют в рассредоточенных ордерах ПВО, формируются две-три равноценных по демаскирующим признакам тактические группы и ложные ордера.

В дежурном режиме прикрытие АУГ с воздуха осуществляет группа в составе двух F/A-18 «Хорнет» и самолета ДРЛО «Хокай», которые находятся на удалении 100 км от центра ордера. В случае обнаружения противника, немедленно поднимается в воздух еще одна пара истребителей, и, вместе с первой, они выдвигаются в сторону противника на 300-350 км от авианосца. Группа барражирует перпендикулярно направлению угрозы. «Хокай» по радиоэлектронному излучению определяет точный пеленг на цель, и начинает сближение с противником. По этому сигналу с авианосца стартуют другие истребители для перехвата воздушной угрозы.

Управление силами ПВО осу­ществляется при помощи боевой информационно-управляющей системы «Иджис» (AEGIS, «Щит»). Данная система обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные сред­ства воздушного нападения, включая баллистические ракеты. Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно 250-300 целей, и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически.

В качестве средств поражения применяются зенитные ракеты типа «Стандарт-2» (SM-2) и более современные «Стандарт-3» (SM-3).

 

Противолодочная оборона АУГ

Основным средством противолодочной обороны (ПЛО) АУГ являются противолодочные самолеты S-3A "Викинг". Они осуществляют патрулирование на расстоянии до 185 км от авианосца, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Интервалы между приближением каждого самолета к центру АУГ должны составлять 1-2 часа. Каждый самолет производит поиск в своем секторе. На вооружениия самолет S-3A глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР "Гарпун". Вместо оружия для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по 1140 л.

Поисковое оборудование включает: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 радиогидроакустических буев (РГБ) систем "Джезебел", "Джули", ДИФАР, ДИКАСС, КАСС, РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппаратура РТР AN/ALP-76. При слежении за подлодками поисковые средства используются комплексно. Основным средством обнаружения подводных лодок являются радиогидроакустические буи, которые самолет сбрасывает в количестве 6-8 штук за час.

В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. Эта система позволяет обнаруживать подводные лодки на дальности до 20 км.

В системе РГБ "Джули" применяются источники звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит к выставленным буям, а оттуда – к оператору на самолете. Система "Джули" обеспечивает обнаружение малошумных подлодок на дальности до 8 км.

Система ДИФАР используется в условиях сильных акустических помех: в районах оживленного судоходства, при сильном волнении моря, и включает пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн буев этой системы большая глубина погружения (до 300 м). Дальность обнаружения подводной лодки этой системой составляет до 25 км.

РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС управляются по радиокомандам с самолета, что позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местонахождение при меньшем количестве буев.

Система РГБ КАСС использует активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, включаемые по команде с борта самолета.

Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой ферромагнитной массой подлодки. Дальность обнаружения подводных лодок магнитным обнаружителем составляет 700-1000 м. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности использования их в условиях гидроакустического противодействия.

Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную по тепловому излучению ее корпуса и кильватерному следу. Дальность обнаружения подводной лодки по кильватерному следу до 20 км.

Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на прием, на дальности до 15 км.

Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на расстоянии до 600 км.

Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснашенные гидроакустическими станциями (ГАС). АПЛ выдвигаются на 75-165 км по курсу от центра походного ордера, и могут обнаруживать подлодки противника на расстоянии до 100 км. Для поражения вражеских подлодок используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды.

Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются на расстоянии друг от друга, равном 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Вертолеты используяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи. Дальность обнаружения подводных лодок ближним охранением составляет до 75 км от центра ордера.

 

Тактика борьбы с АУГ

Американские стратеги считают современные АУГ практически неуязвимыми для противника. И это мнение действительно обоснованно, учитывая эффективность защитных средств АУГ. На расстоянии до 1000 км средства слежения АУГ уже способны обнаруживать противника цели и гото­виться к отражению атак. Поразить авианосец можно, лишь приблизившись к нему на расстояние пуска ракеты. Однако АУГ способна контратаковать противника при помощи палубной авиации еще до подхода того к рубежу ракетной атаки. К этому следует прибавить высокую конструктивную прочность и непотопляемость современных авианосцев. Даже подрыв ядерного заряда мощностью до 50 килотонн вблизи авианосца, если это не прямое попадание, не гарантирует его потопления. Будучи поврежденным, он все равно сможет выполнять ряд функций, оставаясь центром АУГ.

Во времена «холодной войны» проблема противодействия АУГ вероятного противника стояла перед руководством ВС СССР весьма остро. Как известно, Советский Союз никогда не имел мощного авианосного флота. Для него эта игрушка была слишком дорогой. Поэтому советские методы борьбы с АУГ были гораздо менее дорогими, чем применение авианосцев, но в то же время достаточно эффективными. Конечно, об эффективности их можно говорить лишь, базируясь на выкладках советских военных теоретиков, ведь на сегодняшний день не существует проверенной на практике методики уничтожения современной АУГ. Оружие, разработанное в Советском Союзе для этих целей в 70 - 80-е годы, состоит на службе в ВС России и поныне. Методики его применения не изменились.

В Вооруженных силах РФ борьба с АУГ (АУС) возлагается на ударные группы подводных лодок и надводных крейсеров с ПКР, морскую ракетоносную авиацию и дальнюю авиацию ВВС. Для огневого поражения АУГ указанные силы применяются во взаимодействии.

Достаточно эффективным для борьбы с АУГ оружием на сегодняшний день можно считать противокорабельные ракетные комплексы П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан».

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» - «Москва», «Варяг», «Маршал Устинов» после модернизации вооружения несут по 16 комплексов «Вулкан» (ранее несли столько же ПКР «Базальт», сейчас морально устаревших).

10 атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей» несут по 24 ПКР «Гранит». Два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 - "Петр Великий" и «Адмирал Нахимов» несут по 20 ракет этого же класса, а тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" – 12 ПКР.

Самолетами дальней авиации, могущими решать задачи поражения АУГ, являются дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М2 и Ту-22М3. Эти самолеты могут нести от 1 до 3 ракет Х-22МА класса «воздух-поверхность» с дальностью поражения морских целей до 400-550 км.

Самой совершенной российской ПКР на сегодняшний день является «Вулкан». В настоящее время в мире нет аналогов этой ракете. Дальность её полета составляет 700 км. Это на сто километров превышает дальность противокорабельных модификаций «Томагавка», почти втрое - дальность полета основной американской ПКР «Гарпун», и приблизительно отвечает радиусу дей­ствия палубных истребителей F/А-18. Маршевая скорость «Вулкана» составляет 660 метров в секунду, на последнем участке траектории - километр в секунду, что втрое превышает скорость «Гарпуна» и «То­магавка» и вдвое - максимальную скорость истребителя F/A-18. «Вул­каны» несут боевую часть (БЧ), содержащую 500 ки­лограммов мощной взрывчатки, тротиловый эквивалент которой составляет по разным источникам от 1000 до 1500 килограммов. Мощность БЧ «Вулкана» значительно превос­ходит 454-килограммовую тротиловую БЧ «Томагавка» и 227-килограммовую - «Гарпуна». Мощность «Вулкана» позволяет уничтожить одним попаданием любой эсминец или крейсер. Кроме того, ракеты этого типа могут снабжаться ядерными БЧ, которым для поражения корабля прямое попадание не требуется. Прорыв ПВО противника «Вулкану» облегчает бронирование головной части и важных узлов, снижаю­щее вероятность уничтожения ПКР близким подрывом зенитной ракеты, и малая высота полета. ПКР «Вулкан» - высокоинтеллектуальное оружие, способное осуществлять «коллективные» действия, противодействовать вражеской ПВО и самостоятельно выбирать наиболее важную цель. В компьютерной памяти ракет существуют так называемые «портреты» радио­локации на все корабли, также заложены сведения обо всех возможных вариантах ордеров. Ракеты атакуют по наиболее рациональной траектории, построившись боевым ор­дером и ведя между собой обмен информацией. Как уже говорилось, в залпе одной подводной лодки проекта 949А 24 ракеты, каждая из которых не­сет также свои ложные цели для прорыва ПРО. 23 ракеты идут низко над водой, одна поднимается выше, периодически включая РЛС для наведения на цели. Она определяет количество целей и распределяет их между другими ракетами. В случае уничтожения «лидера» его место занимает следующая ракета. Самая крупная цель, то есть авианосец, в ордере кораблей автоматически определяется ракетами. После прорыва ракеты распределяют цели по важности, чтобы в конечном итоге обеспечить поражение авианосца. Сначала уничтожаются корабли прикрытия, стоящие на пути ракет, а затем наносится удар по авианосцу.

Одна ракета при под­рыве в районе борта корабля проделывает пробоину пло­щадью около 30-45 кв.м и глубиной 25 м. Для вывода авианосца из строя необходимо попадание в него 8-10 ПКР «Гранит» с обычным снаряжением. При прорыве ракет к авианосцу необходимо уничтожить также до половины кораблей охранения. С учетом противодействия ПВО, для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей.

Нанесение удара такой мощности требует хорошо скоординированной операции группировки кораблей в сочетании с действиями ВВС.

Основными проблемами в операциях такого рода являются:

- своевременное развертывание в океан необходимого количества АПЛ для создания ударной группы до подхода АУГ к рубежу удара, или массового подъема палубной авиации, построение их в боевой порядок;

- организация взаимодействия ударных групп подлодок с авиацией;

- разведка и выдача целеуказания на все командные пункты и ударные силы.

Если для огневого поражения АУГ у российских вооруженных сил еще имеются достаточно надежные средства, то с разведкой и выдачей целеуказания дело обстоит намного сложнее. Для атаки АУГ подлодки выдвигаются в подводном положении. Гидроакустическая система (ГАК) АПЛ «Антей» способна засекать цели на расстоянии всего 100 км, но на такой дистанции российская подлодка сама будет обнаружена ПЛО противника. Таким образом, российские подлодки, при наличии мощного противокорабельного оружия - ПКР "Гранит" с дальностью стрельбы 550 км, практически «слепы», и нуждаются в целеуказании от надводных, воздушных и космических средств разведки.

Операции по уничтожению АУГ отрабатывались еще советским ВМФ. В 1985 году была сформирована 7-я противоавианосная дивизия АПЛ, в составе двух тактических групп. В каждой группе было по 2 АПЛ проекта 949А и 1 АПЛ проекта 671 РТМ «Щука». Последняя призвана была выполнять функции обнаружения АУГ. С целью отработки методики борьбы с АУГ в Баренцевом море были произведены учения с ракетными стрельбами по мишенному полю. Боевой строй тактической группы выглядел следующим образом. «Щука» выдвигалась в передовое охранение на 20-40 км с задачей обнаружения противника ГАК «Скат». За ней строем фронта шли 2 АПЛ «Антей». По результатам учений состав тактической группы был скорректирован. Для обеспечения действий группы формировалась разведывательно-ударная завеса в составе трех атомных подводных лодок проектов 705 или 671 РТМ.

В июне 1986 года были проведены учения дивизии в Норвежском море. «Целью» послужила реальная АУГ США, которая проводила учения в этом же районе. Силами СКР проекта 1135, самолетов Ту-95РЦ и Ту-16Р было организовано слежение за авианосцем. Это позволило «Антеям» скрытно выдвинуться на дистанцию эффективного ракетного залпа, не входя в зону противолодочной обороны АУГ. Однако следует отметить, что в реальных боевых действиях советские (российские) разведывательные самолеты были бы очень быстро уничтожены палубной авиацией АУГ, что привело бы фактически к «ослеплению» подлодок. Кроме авиации для целеуказания можно использовать спутники, но и они в случае реальной войны просуществовали бы недолго.

Возможности ВС РФ по борьбе с АУГ увеличиваются в своей прибрежной зоне за счет дальних бомабрдировщиков-ракетоносцев, базирующейся на берегу. Мощным средством поражения авианосцев являются ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М2 и Ту-22М3, которых в современных российских ВС насчитывается более 170 единиц. Радиус действия этих самолетов около 1500 км (зависит от нагрузки, скорости и высоты полета). Максимальная скорость – 2300 км/ч, а у земли – 1050 км/ч. Нормальной боевой нагрузкой для них являются 2 ракеты X-22МА «Буря». Для выведения из строя АУГ необходимо выпустить не менее 40 ракет «Буря». Таким образом, для успешной атаки на АУГ нужен, как минимум полк Ту-22М в составе 20 машин с 2 ракетами Х-22 на каждой, плюс 10 самолетов РЭБ, несколько самолетов-разведчиков Ту-95 или Ту-22 МР. Однако самолеты ДРЛО, неся круглосуточное боевое дежурство над АУГ, делают внезапный авиаудар практически невозможным. Противодействие истребителей палубной авиации, скорее всего, сорвет атаку еще на подлете к авианосцу. А кроме того, атакующим силам требуется преодолеть противовоздушную и противоракетную оборону кораблей. Поэтому бомбардировщикам потребуется прикрытие в виде полка истребителей СУ-27.

Стоит заметить, что подготовка указанной операции потребует концентрации большого количества самолетов на прибрежных аэродромах, рискующих попасть под превентивный удар АУГ.

Данная информация несколько устарела. В ходе реформы ВС РФ морская ракетоносная авиация прекратила свое существование, а все ракетоносцы Ту-22М3 переданы в состав Дальней авиации. Сейчас боеспособных самолетов Ту-22М3 в ВВС России насчитывается не более сорока. Возможно, они пройдут модернизацию.

Кроме собственно сил ПВО и ПРО, АУГ располагает таким мощным инструментом борьбы, как средства РЭБ. В ходе отработки методов уничтожения АУГ еще советскими пилотами было замечено, что при приближении к авианосным соединениям США из-за воздействия помех, создаваемых средствами РЭБ, практически невозможно навести ракеты на цели. Поэтому был разработан план атаки, при котором сначала по площадям запускалось 8 ракет Х-22 с ядерными БЧ. Предполагалось, что после этого мощность средств РЭБ существенно снизится, и можно будет выпустить вторую волну ракет по конкретным целям.

В российской авиации на учениях отрабатываются также методы поражения авианосца бомбометанием с бомбардировщиков Су-24, однако в боевой ситуации противодействие средств ПВО АУГ с большой долей вероятности превращает российских летчиков в камикадзе.

Что касается шансов поражения АУГ крейсерами УРО типа «Слава» (гордо именуемыми «убийцами авианосцев»), то даже с ПКР «Вулкан» они невелики. Бесспорно, огневая мощь крейсеров типа «Слава» чрезвычайно высока, однако при подходе к рубежу пуска ракет этот корабль будет неминуемо обнаружен средствами ДРЛО АУГ и атакован палубной авиацией. Несмотря на достаточно серьезную систему ПВО этих крейсеров, против авиакрыла АУГ ему не устоять. Всерьез говорить об атаке АУГ надводными кораблями УРО возможно только в случае прикрытия их мощной авиационной группировкой. В открытом море такое прикрытие может обеспечить лишь один корабль в российском флоте – ТАВКР «Адмирал Кузнецов». В принципе, эскадра в составе ТАВКР и крейсера типа «Слава», лучше двух (плюс нескольких эсминцев УРО) может представлять достаточно серьезную угрозу для АУГ. Однако, все три крейсера «Слава» рассредоточены по разным флотам ВМФ России, и в случае боевых действий, авиацией можно будет прикрыть только один из них – «Маршал Устинов».

Говоря о возможностях современных российских вооруженных сил по борьбе с АУГ, следует признать, что они не слишком высоки, и, безусловно, ниже тех, которыми располагал СССР. В значительной мере это обусловлено слабостью российских средств РЭБ и ДРЛО. Также наивно полагать, что ударные силы для борьбы с АУГ, перечисленные выше, находятся в образцовом состоянии. В случае гипотетической агрессии против России противоавианосным силам прийдется столкнуться даже не с АУГ, а с АУС, бороться с которым еще сложнее. Однако, определенная вероятность поражения американских авианосцев, по-видимому, имеется - прежде всего, в прибрежной зоне. На практике все может зависеть от множества обстоятельств, и спрогнозировать заранее ход боевых действий вряд ли возможно.

Определенную роль в уничтожении АУГ может сыграть человеческий фактор, простыми словами, «раздолбайство» экипажа. В 2000 году российская пресса немало писала об инцинденте, имевшем место в Японском море. Во время совместных учений, в которых участвовало около тридцати кораблей ВМС Японии и 7-го флота США, российские летчики на двух самолетах Су-24 Мр сумели беспрепятственно призвести условное бомбометание по авианосцу «Китти Хок». Россияне «подловили» авианосец на дозаправке в море, когда рукава заправочных шлангов мешали вылету палубной авиации. Воздушного прикрытия над кораблем в этот момент не было. Прошло немало времени, прежде чем американцы смогли поднять в воздух свои палубные истребители. В реальных боевых условиях такая ситуация могла привести к повреждению или даже гибели авианосца.

В современной практике известен лишь один конфликт, в котором авианосцам противостоял сколько-нибудь достойный противник. Речь идет о Фолклендской войне 1982 года между Великобританией и Аргентиной. В состав морской группировки британцев входили авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес», а также вспомогательный авианосец «Атлантик Конвейер». Последний, правда, представлял собой переоборудованный контейнеровоз, на котором базировались 10 британских вертолетов, а также хранились значительные запасы топлива, боеприпасов и военного имущества.

25 мая наземный радар аргентинцев засек британскую АУГ в 110 милях к северо-востоку от Порт-Стэнли. Против британской эскадры были направлены два штурмовика «Супер-Этандар». Идя на высоте 30 м с выключенными радарами, аргентинцы сумели незамеченными подобраться к АУГ.  На расстоянии 69 км от цели аргентинцы включили радары, засекая британские корабли, и через несколько минут произвели пуски двух ПКР «Экзосет» по крупным судам. Ими оказались «Гермес» и «Атлантик Конвейер». Сразу же после пуска оба «Супер-Этандара» обратились в бегство на максимальной скорости, не тратя время на выяснение результатов огня. А результаты были неутешительными для англичан. Одна из ракет сразу же попала в «Атлантик Конвейер». Вторая устремилась к «Гермесу», но с кораблей охранения был произведен отстрел дипольных отражателей, в результате чего ракета сбилась с курса…и попала в «Атлантик Конвейер». На контейнеровозе возник сильнейший пожар, в результате которого судно полностью выгорело, и через шесть дней затонуло. Погибло 12 членов экипажа, в т.ч. капитан корабля.

30 мая аргентинская авиация в составе четверки палубных штурмовиков «Скайхок» и двух «Супер Этандаров» предприняла атаку на британский авианосец «Инвинсибл». Как и в предыдущем случае, самолеты шли с выключенными радарами на предельно низкой высоте – 18 м над штормовым морем. Подойдя к цели, «Скайхоки» ринулись в атаку, вызывая на себя огонь кораблей охранения. Тем временем, «Супер Этандары», вооруженные ПКР «Экзосет», скрытно выходили к рубежу удара. Здесь точки зрения аргентинцев и англичан кардинально расходятся. По аргентинской версии, один из «Супер Этандаров», с расстояния 25 км произел пуск «Экзосета» по «Инвинсиблу», однако на расстоянии 12800 м от цели полет ракеты прервал огонь артустановки эсминца «Эксетер». Тем временем, «Скайхоки», потеряв две машины от зенитного огня британцев, сумели прорваться к «Инвинсиблу», и добились двух попаданий по авианосцу 454-кг бомбами. В результате корабль был сильно поврежден.

По версии британцев, «Инвинсибл» вообще не был атакован аргентинской авиацией. Под удар якобы попали британские эсминец и фрегат, которые из-за плохих погодных условий были приняты аргентинцами за одну крупную цель. Обе стороны до сих пор настаивают на своей правоте, поэтому определить истину в этом споре трудно. Во всяком случае, «Инвинсибл» до сих пор находится в строю.

Однако, окажись на месте британской эскадры АУГ США, аргентинцам вряд ли что-то бы вообще светило. По боевым свойствам британские авианосцы класса «Инвинсибл» значительно уступают кораблям класса «Нимитц». В частности, палубная авиация «Инвинсибла» составляет всего 6 самолетов и 12 вертолетов, он не имеет системы «Иджис».

Подводя итог разговору о средствах поражения АУГ хочется сказать следующее. Противник, располагающий таким мощным средством агрессии, как авианосцы, всегда сильнее. Для того, чтобы остановить его, потребуются такие вещи, как ПОДВИГ и САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Прорыв обороны АУГ (АУС), скорее всего, будет сопряжен с крупными потерями, если не с полным истреблением атакующих. Чтобы вывести из строя, а тем более уничтожить такую военную машину, потребуются сверхкомпетентные стратеги, а еще – команда моряков и летчиков высочайшей отваги и профессионализма. Стране, не располагающей подобным человеческим потенциалом, вряд ли поможет какое-либо оружие…

(По книгам: Н.И. Белавин «Авианесущие корабли», И.Беркут, Р.Василишин «Брат», публикациям в журнале «Зарубежное военное обозрение», материалам сети Интернет).

www.modernarmy.ru