Асама (броненосный крейсер). Асама броненосный крейсер


Броненосные крейсера типа «Асама» (Япония)

Японские броненосные крейсера типа «Асама» по вооружению, схеме бронирования и даже внешнему виду - скорее похожи на маленькие броненосцы, чем на крейсеры

Японские броненосные крейсера типа «Асама» по вооружению, схеме бронирования и даже внешнему виду — скорее похожи на небольшие броненосцы, чем на крейсеры

История создания броненосных крейсеров типа «Асама»

Изначально само понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную роль в морской войне. Задача крейсера — «встать» на морские коммуникации противника, и свести на нет его морскую торговлю. Соответственно идеальный крейсер имеет хорошую мореходность, высокую автономность, он вооружен достаточно для того, чтобы в морском сражении потопить вооруженный торговый пароход или миноносец, и достаточно скороходен, чтобы «убежать» от любого опасного преследователя. Крейсер — это дальний разведчик и, если хотите, «корсар». Кораблю такого типа даже серьезное бронирование не обязательно — задачи у него совсем другие.

С этой точки зрения, японские крейсеры «Асама» и «Токива» выглядят какими-то антиподами устоявшихся традиций. Не слишком мореходные и автономные, эти корабли были вооружены громадными (по крейсерским меркам) 203-мм орудиями и несли броню, дающую им возможность вести бой в составе эскадры броненосцев, без риска пойти ко дну от близкого разрыва 305-мм снаряда. Все дело в том, что «Асама» и «Токива» действительно были не совсем крейсерами… это были охотники за крейсерами.

Если основной задачей классического крейсера была охота на «купцов», то «Асама» охотился уже на самих морских охотников, а также оказывал поддержку «старшим товарищам» — броненосцам в эскадренном бою. Любопытно, что если рассматривать непосредственно схему бронирования «Асамы» и его систершипа, то сразу бросается в глаза очевидная деталь: по размещению броневого пояса, его толщине и длине, «Асама» — это скорее «маленький броненосец», чем «большой крейсер». Также считали и японские адмиралы.

Проект крейсеров типа «Асама» создал английский корабел Филип Уаттс на основе проекта чилийского крейсера «О’Хиггинс», но с лучшей защитой, более мощным и лучше расположенным вооружением. «Асама» стал одним из последних и самых мощных английских «эльсвикских» крейсеров — громадного семейства «экспортных» английских крейсеров строившихся преимущественно для не самых богатых, но весьма амбициозных заказчиков. И нужно отметить, что конструкторам удалось создать действительно уникальный во многих отношениях проект — создать корабль близкий по вооружению и бронированию к броненосцам, а по скорости не уступающий «обычным» крейсерам — к этому стремились многие, однако первыми достичь таких результатов на практике, удалось, пожалуй, именно англичанам.

Как уже говорилось, в отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей японских кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами. Фактически именно «Асама» и подобные ему, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров-дредноутов, появившихся вскоре после завершения русско-японской войны.

Главный калибр «Асамы» - башня с двумя 203-мм орудиями

Главный калибр «Асамы» — башня с двумя 203-мм орудиями

Конструкция броненосных крейсеров типа «Асама»

Главной особенностью японских крейсеров «Асамы» и «Токивы» стало их бронирование: главный броневой пояс по длине достигал 66% от длины судна, а толщина составляла от 178 мм (в центре) до 89 мм (в оконечностях). Для сравнения: у мощнейшего японского эскадренного броненосца «Микаса» эти показатели составляли: 50% при толщине 178-229 мм. Неплохо для крейсера, верно?

Горизонтальную защиту цитадели крейсеров обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей. Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии. Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля.

Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Полную скорость эти крейсера показали на 4-часовом пробеге с форсированной тягой. Реальная продолжительная скорость составляла 19-19.5 уз.

Относительно небольшая дальность плавания и невысокая мореходность отчасти объясняются предназначением крейсеров для действий на закрытом театре.Размещение части средней артиллерии в казематах ниже верхней палубы при низком надводном борте могло привести к невозможности ведения из них огня на волнении. Это подтвердилось впоследствии в ходе I мировой войны в сражении у мыса Коронель, когда британские броненосные крейсера с подобным расположением артиллерии не могли вести огонь из орудий нижних казематов.

Вооружение крейсеров типа «Асама» состояло из 4-х орудий калибра 203 мм (8 дюймов) в двухорудийных башнях на носу и корме. Боекомплект башен главного калибра находился непосредственно в самих башнях (80 выстрелов на орудие). Хотя это и ставило под угрозу безопасность всего крейсера при пробивающем броню попадании в башню, но, вместе с стем, позволяло добиться неплохой скорострельности, достигающей трех выстрелов в минуту.

Промежуточный калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм (150 выстрелов на ствол). 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 — в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Характеристики

Броненосные крейсера типа «Асама» (Япония)
Страна:
Тип:
Год выпуска:
Экипаж:
Двигатель:
Максимальная скорость:
Практический потолок:
Дальность полета:
Масса пустого:
Максимальная взлетная масса:
Размах крыльев:
Длина:
Высота:
Площадь крыла:
Вооружение:

История службы броненосных крейсеров типа «Асама»

Броненосный крейсер «Асама»

Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., укомплектован 18 марта 1899 г. (Англия)

9 февраля 1904 г. «Асама» был «главным калибром» японской эскадры атаковавшей российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского Чемульпо. Даже без учета остальных 5-и японских крейсеров, для уничтожения «Варяга» хватило бы одного «Асамы», чей броневой пояс снарядами «Варяга» даже не пробивался. 3 попадания с «Асамы» были самыми чувствительными для русского крейсера. В ответ, по русским данным на «Асама» был разрушен задний мостик и случился пожар, однако японская сторона эти сведения не подтверждает.

Впоследствии, весь 1904 г. «Асама»  действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море 28.07.1904 г., где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».

Серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где вынужден был в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана. Получил 12 попаданий от броненосца «Император Николай I» (3 — 305-мм, 2 — 254-мм), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма, имел обширные затопления. В общей сложности «выпадал» из боя примерно на три часа.

В качестве вспомогательного боевого корабля нес службу вплоть до 1920- х г.г.

С 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны, частично разоружен (4х203, 4х152, 2х80 зен., 2х450-мм ТА). С 1937 г. — учебный корабль.

Исключен из списков флота и разобран на металл в 1947 г.

Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Броненосный крейсер «Токива»

Заложен в январе 1898 г., спущен на воду 6 июля 1898 г., укомплектован 18 мая 1899 г. (Англия)

Участвовал в русско-японской войне в составе 2-го боевого отряда 2-й эскадры японского императорского флота. Участник блокады Владивостока, 14 августа 1904 в ходе боя с владивостокским отрядом крейсеров получил повреждения у о. Ульсан, и ушел на ремонт.

27-28 мая 1905 г. принял участие в Цусимском сражении, где получил 7 попаданий, однако в целом сохранил боеспособность. После войны прошел модернизацию и был переоснащен новыми котлами Бельвиля, после чего вернулся в строй.

Во время Первой Мировой войны участвовал в блокаде порта Циндао, осенью 1914 г в составе японско-английской эскадры адмирала Тотиная Сёдзиро искал германские рейдеры в Индийском океане, затем вплотьб до 1917 г. нес преимущественно патрульную службу в районе Гавайских островов.

С 1917 по 1919 г. выполнял задачи учебного судна, в 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны.

С 30.09.1922 г. переоборудован в минный заградитель (300 мин) и частично разоружен — сняты орудия из нижних казематов, кормовая башня. При взрыве мин 1.08.1927 г. на его борту погибло 35 и ранено 68 человек.

Потоплен американской авиацией 8.08.1945 г. в Майдзуру и исключен из списков флота. Корпус корабля разобран на металл в 1947 г.

Крейсер «Токива» типа «Асама», 1906 г.

Крейсер «Токива» типа «Асама», 1906 г.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Броненосные крейсеры типа "Асама" - Warfields.ru

 

Проектирование.

"Асама" на испытанияхЯпонская кораблестроительная программа 1896 г. предусматривала постройку 6 новых броненосцев и такого же количества тяжелых броненосных крейсеров. Японские адмиралы изначально видели свои крейсеры как дополнение к главным броненосным силам флота, при этом задача рейдерских действий на торговых путях не ставилась.

Подобные требования означали, что новые корабли должны были иметь мощное бронирование, сравнимое с эскадренными броненосцами, и достаточно сильное вооружение. Поскольку разрабатывать проект с нуля японцы были не готовы, начался поиск подрядчика, который мог бы приступить к постройке немедленно на основе имеющихся чертежей.

В конечном итоге единственным кораблем, подходившим под заданные характеристики был признан строящийся в Великобритании по заказу ВМФ Чили крейсер "General O'Higgins". Обратившись к фирме-производителю "Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd", японцы потребовали усилить бронирование и увеличить скорость. Пожелания заказчика выполнили, при этом после переработки проекта чилийского крейсера была также изменена схема размещения вооружения, а корабль стал шире и тяжелее.

"Асама" в докеВ окончательном виде проект был утвержден в августе 1896 г. и предусматривал водоизмещение около 9 500 тонн, вооружение из четырех 203-мм орудий, скорость хода до 20 узлов и бронепояс толщиной 178 мм.

Постройка и испытания.

Закладка "Асамы" состоялась 20 октября 1896 г., а "Токивы" - 06 января 1897 г. Интересно, что официальный заказ на оба крейсера был сделан только в июне 1897 г., таким образом фирма начала постройку на свой страх и риск. Впрочем, по факту кораблестроители не слишком рисковали: найти покупателя на крейсеры с такими характеристиками не представляло особой проблемы.

Так или иначе, в середине 1897 г. оба строящихся корабля были окончательно и бесповоротно проданы Японии. Строительство шло быстро, избавленное от лишней бюрократии и постоянных изменений проекта. Учитывая значительный опыт фирмы "Армстронг" в строительстве боевых кораблей и то, что проектированием "Асамы" занимался Филип Уоттс, будущий главный строитель Королевского флота и создатель революционного "Дредноута", японские крейсеры получились именно такими, какими и должны были быть по проекту.

Уже в 1898 г. оба корабля были спущены на воду, при этом степень их готовности была чрезвычайно высокой. В начале следующего, 1899 г., оба достроенных крейсера прошли испытания, в ходе которых достигали скорости в 21,5 узлов, что было даже выше расчетной.

В то же время корабли продемонстрировали не слишком хорошую мореходность и невозможность использования низко расположенных орудий вспомогательной артиллерии при сильном волнении моря. Однако достоинства очевидно перекрывали недостатки, основные характеристики полностью подтвердились и весной 1899 г. "Асама" и "Токива" пополнили состав флота Японии.

 

Описание конструкции.

 

Броненосный крейсер "Асама"В 1899 г. крейсеры типа "Асама" представляли собой настоящий шедевр кораблестроения: по универсальности и совокупности характеристик им не было равных ни в одном из флотов мировых держав. Близкие к эскадренным броненосцам по уровню защиты корабли имели скорость на уровне легких бронепалубных крейсеров, а вооружение позволяло им без опаски вступать в бой даже с более крупными противниками.

При водоизмещении в 9 667 тонн длинна доходила до 134,72 метров. Ширина составляла 20,48, а осадка - до 7,43 метров. Вообще, японцы, не стесненные необходимостью проходить каналы, могли позволить себе строить корабли большего размера и с большей осадкой, чем их вероятный противник - флот Российской империи. Корпус с двойным дном делился многочисленными переборками на 163 водонепроницаемых отсека с магистральной водоотливной системой, что обеспечивало великолепную живучесть, которая не один раз выручала эти крейсеры.

Бронирование.

Башня главного калибра крейсера "Асама"Главной особенностью "Асамы" и "Токивы" стало их бронирование. В отличие от своего чилийского прототипа японские крейсеры имели полный главный бронепояс, толщина которого составляла от 178 мм (в центральной части) до 89 мм (в оконечностях).

Горизонтальную защиту цитадели обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей.

Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии.  Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля. Для формирования защиты использовались плиты, закаленные по методу Гарвея.  

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 12 цилиндрических огнетрубных котлов. Хотя котлы и были устаревшими еще при закладке крейсеров, они отличались высокой надежностью и приемлемой экономичностью.

Скорость "Асамы" и "Токивы" на испытаниях превышала 21 узел, но они не могли поддерживать ее длительное время. Кроме того по мере износа механизмов она еще больше снижалась и на практике редко превышала 19 узлов. Дальность хода при полном запасе угля и скорости в 10 узлов составляла 7 000 миль. В движение крейсер приводили два гребных винта.

Вооружение.

Крейсер "Асама" в 1924 г.Вооружение крейсеров состояло из 4-х орудий калибра 203 мм в двухорудийных башнях на носу и корме. Такая схема расположения вооружения выгодно отличала "Асаму" и "Токиву", например от крейсера "Рюрик" и ему подобных, которые могли использовать лишь два орудия главного калибра для стрельбы с одного борта. У японских крейсеров подобных проблем не было и любой корабль, избранный целью, мог находится под огнем всех четырех 8-дюймовых орудий.

Интересным было и размещение боекомплекта: большая часть снарядов находилась непосредственно в башнях, что, несмотря на устаревшие гидравлические приводы, позволяло обеспечивать скорострельность главного калибра до трех выстрелов в минуту. 

Второй калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм. 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 - в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Оборудование и вспомогательные системы.

Особенностью крейсеров типа "Асама" стало сочетание высочайших тактико-технических характеристик и местами устаревшего оборудования. К нему, помимо упомянутых котлов, относились гидравлические приводы наведения орудий главного калибра в качестве основных (хотя имелись и электрические, но они выполняли дублирующую роль).

Внутренние системы были достаточно традиционными, включая переговорные трубы и машинные телеграфы, а также индикацию для управления огнем. Кроме всего прочего крейсеры оснащались весьма совершенными британскими радиостанциями.

 

Служба. 

Русско-японская война.

"Асама" покидает Англию, 1899 г..Удачная конструкция крейсеров типа "Асама" предопределила их насыщенную жизнь. Первым испытанием для новых крейсеров стала Русско-японская война, в ходе который они в полной мере продемонстрировали свои выдающиеся возможности.

"Асама" участвовал в бою у Чемульпо, в ходе которого нанес "Варягу" тяжелые повреждения и вынудил экипаж затопить крейсер. Сам "Асама" в ходе сражения по заявлению японцев повреждений не получил. См. Бой у Чемульпо.

Позднее японский крейсер участвовал в сражении в Желтом море, где впервые действовал в одной линии с броненосными кораблями. В силу специфики того боя японский крейсер существенной роли в нем не сыграл. В конце боя "Асама" был обстрелян идущим на прорыв "Аскольдом", в результате чего на японском крейсер начался пожар, не имевший, впрочем сколь-нибудь серьезных последствий. См. Бой в Желтом море.

"Токива" отличился в ходе боя в Корейском проливе с отрядом владивостокских крейсеров. Хотя тот бой продемонстрировал малую уязвимость тяжелых русских кораблей, японцам удалось вывести из строя "Рюрик", который ближе к концу сражения был затоплен экипажем. Сам "Токива" тоже не обошелся без попаданий, хотя повреждения и не были фатальными. См. Бой в Корейском проливе.

Под Цусимой на долю двух крейсеров, дополнявших колонну японских броненосных сил, выпало немало испытаний. Если "Токива" ничем особенным не отметился, то "Асама", получивший более 10 попаданий, дважды выходил из боя и в конце сражения имел сильный дифферент на корму из-за поступления забортной воды. См. Цусимское сражение. Таким образом два этих крейсера успели поучаствовать во всех крупных сражениях Русско-японской войны.

Первая мировая война и послевоенный период.

Хотя к началуБроненосный крейсер "Токива" Первой мировой войны крейсеры типа "Асама" устарели, они оставались в строю и были модернизированы с заменой котлов. В ходе Великой войны участвовали в многочисленных патрульных рейдах и охране побережья, а "Токива" использовался при осаде Циндао.

В 1915 г. "Асама" наскочил на камни и длительное время пробыл в ремонте. После окончания Первой мировой войны оба крейсера, уже утратившие боевое значение, использовались как учебные корабли, совершая многочисленные дальние походы.

В 1921 году боевой путь "Асамы" закончился: крейсер был окончательно переоборудован в учебное судно, а позже - в плавучую казарму. Пущен на слом в 1947 г.

"Токива" в 1922 г. был переоборудован в минный заградитель и принял участие во Второй мировой войне. В августе 1945 г. получил прямое бомбовое попадание, к тому же сильно пострадал от близких разрывов авиабомб. Тонущий "Токива" выбросился на берег, где и оставался до 1947 г., когда он был поднят и отбуксирован для разделки на металл. 

 

warfields.ru

Асама (броненосный крейсер) Википедия

«Асама» (яп. 浅間) — броненосный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама». Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войне. Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Конструкция

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс. В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Вооружение

Чертёж башни главного калибра

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия[1]. Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор. Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных. Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

История службы

Русско-японская война

Бой у Чемульпо

9 февраля во время боя у Чемульпо был главной огневой мощью эскадры контр-адмирала Уриу, хотя и не был флагманом.

За время получасового боя крейсер выпустил 27 — 8", 103 — 6" и 9 — 3" снарядов с дистанции 20-45 каб, то есть всего 139 снарядов, при этом «Варяг», по которому вёл огонь «Асама», получил 3 попадания 8" (только у «Асама» с японской стороны были 203-мм пушки), то есть 11 % снарядов главного калибра достигли цели, что является выдающимся результатом для того времени, правда надо принимать во внимание крайне низкую скорость «Варяга» и незначительную дистанцию боя. Именно эти попадания были самыми серьёзными для русского крейсера (кормовой мостик, подводная пробоина, пожар на корме).

В. Ф. Руднев в своём рапорте писал «Одним из выстрелов 6-дюймового орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера „Асама“ и произведен пожар, причем „Асама“ прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более… Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере „Асама“ был виден большой пожар и сбит кормовой мостик…».

Вместе с тем, эти данные не подтверждаются как самими японцами (они вообще не зафиксировали ни одного попадания по своим кораблям, а кормовая башня не могла вести огонь, так как «Асама» преследовал «Варяг»), так и документами нейтральных военных кораблей, стоявших в порту.

Сообщение Трубриджа, наблюдавшего японскую эскадру во время боя и сразу после, подтверждает отсутствие повреждений и потерь с японской стороны.

Рапорт Руднева недостоверен и во многих других отношениях: он также приписывает себе потопление крейсера "Такачихо", после того прослужившего еще 10 лет и принявшего активное участие в РЯВ, и миноносца, хотя в этом бою ни один японский миноносец не принимал непосредственное участие и не был потерян. Расход боезапаса "Варягом" по рапорту Руднева многократно превосходит недостачу боезапаса, реально установленную при последовавшем обследовании крейсера. Примечательно, что в его рапорте отсутствуют сколько-нибудь конкретные указания (фамилия, должность и т.п.) на тех лиц, на которых Руднев как-бы-ссылается в подтверждение своих якобы попаданий, притом что со всеми коллегами в Чемульпо Руднев был знаком лично.

Цусимское сражение

Достаточно серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где сражался в одной линии с эскадренными броненосцами и в отдельные эпизоды сражения даже выполнял роль флагмана, ведя за собой броненосцы. В бою с русской эскадрой получил 12 попаданий, в основном от броненосца «Император Николай I» (3 — 12", 2 — 9" снарядов), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма (в общей сложности выпал из боя ~3 часа), на нём было 3 убитых, 12 раненых (в ряде публикаций[источник не указан 939 дней] указывается, что было 11 убитых и 13 раненых).

Первая мировая война

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Симадзаки Ёситада (яп. 島崎好忠) — с 1 декабря 1897 года по 17 июня 1899 года[2].
  • капитан 1-го ранга Мукаяма Синкити (яп. 向山慎吉) — с 17 июня 1899 года по 20 мая 1900 года[3].
  • капитан 1-го ранга Хосоя Сакэдзи (яп. 細谷資氏) — с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года[3].
  • капитан 1-го ранга Накао Юи (яп. 中尾 雄) — с 13 марта 1901 года по 12 января 1903 года[3].
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (яп. 寺垣猪三) — с 12 января по 7 июля 1903 года[4].
  • капитан 1-го ранга Ясиро Рокуро (яп. 八代六郎) — с 7 июля 1903 года по 12 декабря 1905 года[5].
  • капитан 1-го ранга Коидзуми Котаро (яп. 小泉鑅太郎) — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года[5].
  • капитан 1-го ранга Миядзи Садатоки (яп. 宮地貞辰) — с 22 ноября 1906 года по 28 сентября 1907 года[6].
  • капитан 1-го ранга Ямасуми Тародзо (яп. 山澄太郎三) — с 15 мая по 10 декабря 1908 год]а[7].

Галерея

  • Крейсер «Асама» после ввода в строй в 1899 году

  • Крейсер «Асама» на параде, около 1900 года

  • Крейсер «Асама» в 1901 году

  • Вид на верхнюю палубу крейсера «Асама»

Примечания

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Александров А.С., Балакин С.А. «Асама» и другие Японские броненосные крейсера программы 1895—1896 гг. (рус.) // Морская кампания : журнал. — Москва: ООО «Коллекция», 2006. — № 1. — С. 48.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0.
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2.
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3.

wikiredia.ru

Асама (броненосный крейсер) — Википедия с видео // WIKI 2

«Асама» (яп. 浅間) — броненосный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама». Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войне. Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2

    Просмотров:

    302 239

    170 042

  • Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение

  • Разведопрос: Борис Юлин про соотношение сил и вооружений к началу русско-японской войны

Содержание

Конструкция

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс. В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Вооружение

Чертёж башни главного калибра

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия[1]. Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор. Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных. Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

История службы

Русско-японская война

Бой у Чемульпо

9 февраля во время боя у Чемульпо был главной огневой мощью эскадры контр-адмирала Уриу, хотя и не был флагманом.

За время получасового боя крейсер выпустил 27 — 8", 103 — 6" и 9 — 3" снарядов с дистанции 20-45 каб, то есть всего 139 снарядов, при этом «Варяг», по которому вёл огонь «Асама», получил 3 попадания 8" (только у «Асама» с японской стороны были 203-мм пушки), то есть 11 % снарядов главного калибра достигли цели, что является выдающимся результатом для того времени, правда надо принимать во внимание крайне низкую скорость «Варяга» и незначительную дистанцию боя. Именно эти попадания были самыми серьёзными для русского крейсера (кормовой мостик, подводная пробоина, пожар на корме).

В. Ф. Руднев в своём рапорте писал «Одним из выстрелов 6-дюймового орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера „Асама“ и произведен пожар, причем „Асама“ прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более… Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере „Асама“ был виден большой пожар и сбит кормовой мостик…».

Вместе с тем, эти данные не подтверждаются как самими японцами (они вообще не зафиксировали ни одного попадания по своим кораблям, а кормовая башня не могла вести огонь, так как «Асама» преследовал «Варяг»), так и документами нейтральных военных кораблей, стоявших в порту.

Сообщение Трубриджа, наблюдавшего японскую эскадру во время боя и сразу после, подтверждает отсутствие повреждений и потерь с японской стороны.

Рапорт Руднева недостоверен и во многих других отношениях: он также приписывает себе потопление крейсера "Такачихо", после того прослужившего еще 10 лет и принявшего активное участие в РЯВ, и миноносца, хотя в этом бою ни один японский миноносец не принимал непосредственное участие и не был потерян. Расход боезапаса "Варягом" по рапорту Руднева многократно превосходит недостачу боезапаса, реально установленную при последовавшем обследовании крейсера. Примечательно, что в его рапорте отсутствуют сколько-нибудь конкретные указания (фамилия, должность и т.п.) на тех лиц, на которых Руднев как-бы-ссылается в подтверждение своих якобы попаданий, притом что со всеми коллегами в Чемульпо Руднев был знаком лично.

Цусимское сражение

Достаточно серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где сражался в одной линии с эскадренными броненосцами и в отдельные эпизоды сражения даже выполнял роль флагмана, ведя за собой броненосцы. В бою с русской эскадрой получил 12 попаданий, в основном от броненосца «Император Николай I» (3 — 12", 2 — 9" снарядов), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма (в общей сложности выпал из боя ~3 часа), на нём было 3 убитых, 12 раненых (в ряде публикаций[источник не указан 939 дней] указывается, что было 11 убитых и 13 раненых).

Первая мировая война

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Симадзаки Ёситада (яп. 島崎好忠) — с 1 декабря 1897 года по 17 июня 1899 года[2].
  • капитан 1-го ранга Мукаяма Синкити (яп. 向山慎吉) — с 17 июня 1899 года по 20 мая 1900 года[3].
  • капитан 1-го ранга Хосоя Сакэдзи (яп. 細谷資氏) — с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года[3].
  • капитан 1-го ранга Накао Юи (яп. 中尾 雄) — с 13 марта 1901 года по 12 января 1903 года[3].
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (яп. 寺垣猪三) — с 12 января по 7 июля 1903 года[4].
  • капитан 1-го ранга Ясиро Рокуро (яп. 八代六郎) — с 7 июля 1903 года по 12 декабря 1905 года[5].
  • капитан 1-го ранга Коидзуми Котаро (яп. 小泉鑅太郎) — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года[5].
  • капитан 1-го ранга Миядзи Садатоки (яп. 宮地貞辰) — с 22 ноября 1906 года по 28 сентября 1907 года[6].
  • капитан 1-го ранга Ямасуми Тародзо (яп. 山澄太郎三) — с 15 мая по 10 декабря 1908 год]а[7].

Галерея

  • Крейсер «Асама» после ввода в строй в 1899 году

  • Крейсер «Асама» на параде, около 1900 года

  • Крейсер «Асама» в 1901 году

  • Вид на верхнюю палубу крейсера «Асама»

Примечания

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Александров А.С., Балакин С.А. «Асама» и другие Японские броненосные крейсера программы 1895—1896 гг. (рус.) // Морская кампания : журнал. — Москва: ООО «Коллекция», 2006. — № 1. — С. 48.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0.
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2.
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3.
В последний раз эта страница редактировалась 25 мая 2018, в 09:41.

wiki2.org

Асама (броненосный крейсер)

« Асама » ( яп. 浅間 ) — броненосный крейсер Японского Императорского флота . Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама» . Участвовал в Русско-японской , Первой мировой и Второй мировой войне . Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Конструкция

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс .В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами .

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Вооружение

Чертёж башни главного калибра

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия [1] . Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор . Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных.Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

История службы

Русско-японская война

Бой у Чемульпо

9 февраля во время боя у Чемульпо был главной огневой мощью эскадры контр-адмирала Уриу, хотя и не был флагманом.

За время получасового боя крейсер выпустил 27 — 8", 103 — 6" и 9 — 3" снарядов с дистанции 20-45 каб, то есть всего 139 снарядов, при этом «Варяг» , по которому вёл огонь «Асама», получил 3 попадания 8" (только у «Асама» с японской стороны были 203-мм пушки), то есть 11 % снарядов главного калибра достигли цели, что является выдающимся результатом для того времени, правда надо принимать во внимание крайне низкую скорость «Варяга» и незначительную дистанцию боя. Именно эти попадания были самыми серьёзными для русского крейсера (кормовой мостик, подводная пробоина, пожар на корме).

В. Ф. Руднев в своём рапорте писал «Одним из выстрелов 6-дюймового орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера „Асама“ и произведен пожар, причем „Асама“ прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более… Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере „Асама“ был виден большой пожар и сбит кормовой мостик…» .

Вместе с тем, эти данные не подтверждаются как самими японцами (они вообще не зафиксировали ни одного попадания по своим кораблям, а кормовая башня не могла вести огонь, так как «Асама» преследовал «Варяг»), так и документами нейтральных военных кораблей, стоявших в порту.

Сообщение Трубриджа, наблюдавшего японскую эскадру во время боя и сразу после, подтверждает отсутствие повреждений и потерь с японской стороны.

Рапорт Руднева недостоверен и во многих других отношениях: он также приписывает себе потопление крейсера "Такачихо", после того прослужившего еще 10 лет и принявшего активное участие в РЯВ, и миноносца, хотя в этом бою ни один японский миноносец не принимал непосредственное участие и не был потерян. Расход боезапаса "Варягом" по рапорту Руднева многократно превосходит недостачу боезапаса, реально установленную при последовавшем обследовании крейсера. Примечательно, что в его рапорте отсутствуют сколько-нибудь конкретные указания (фамилия, должность и т.п.) на тех лиц, на которых Руднев как-бы-ссылается в подтверждение своих якобы попаданий, притом что со всеми коллегами в Чемульпо Руднев был знаком лично.

Цусимское сражение

Достаточно серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где сражался в одной линии с эскадренными броненосцами и в отдельные эпизоды сражения даже выполнял роль флагмана, ведя за собой броненосцы. В бою с русской эскадрой получил 12 попаданий, в основном от броненосца « Император Николай I » (3 — 12", 2 — 9" снарядов), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма (в общей сложности выпал из боя ~3 часа), на нём было 3 убитых, 12 раненых (в ряде публикаций [ источник не указан 940 дней ] указывается, что было 11 убитых и 13 раненых).

Первая мировая война

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Симадзаки Ёситада ( яп. 島崎好忠 )  — с 1 декабря 1897 года по 17 июня 1899 года [2] .
  • капитан 1-го ранга Мукаяма Синкити ( яп. 向山慎吉 )  — с 17 июня 1899 года по 20 мая 1900 года [3] .
  • капитан 1-го ранга Хосоя Сакэдзи ( яп. 細谷資氏 )  — с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года [3] .
  • капитан 1-го ранга Накао Юи ( яп. 中尾 雄 )  — с 13 марта 1901 года по 12 января 1903 года [3] .
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо ( яп. 寺垣猪三 )  — с 12 января по 7 июля 1903 года [4] .
  • капитан 1-го ранга Ясиро Рокуро ( яп. 八代六郎 )  — с 7 июля 1903 года по 12 декабря 1905 года [5] .
  • капитан 1-го ранга Коидзуми Котаро ( яп. 小泉鑅太郎 )  — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года [5] .
  • капитан 1-го ранга Миядзи Садатоки ( яп. 宮地貞辰 )  — с 22 ноября 1906 года по 28 сентября 1907 года [6] .
  • капитан 1-го ранга Ямасуми Тародзо ( яп. 山澄太郎三 )  — с 15 мая по 10 декабря 1908 год]а [7] .

Галерея

  • Крейсер «Асама» после ввода в строй в 1899 году

  • Крейсер «Асама» на параде, около 1900 года

  • Крейсер «Асама» в 1901 году

  • Вид на верхнюю палубу крейсера «Асама»

Примечания

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5 .
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Александров А.С., Балакин С.А. «Асама» и другие Японские броненосные крейсера программы 1895—1896 гг.  (рус.)  // Морская кампания : журнал. — Москва: ООО «Коллекция», 2006. — № 1 . — С. 48 .
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М. : АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4 .
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0 .
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М. : ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2 .
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М. : ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3 .

www.cruer.com

Асама (броненосный крейсер) - это... Что такое Асама (броненосный крейсер)?

 Асама (броненосный крейсер)

«Асама» (яп. 浅間) — броненосный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама». Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войне. Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Конструкция

История службы

Русско-японская война

Первая мировая война

Командиры корабля

  • капитан 1-го ранга Симадзаки Ёситада (島崎 好忠) — с 1 декабря 1897 года по 17 июня 1899 года[1].
  • капитан 1-го ранга Мукаяма Синкити (向山 慎吉) — с 17 июня 1899 года по 20 мая 1900 года[2].
  • капитан 1-го ранга Хосоя Сакэдзи (細谷 資氏) — с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года[2].
  • капитан 1-го ранга Накао Юи (中尾 雄) — с 13 марта 1901 года по 12 января 1903 года[2].
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (寺垣 猪三) — с 12 января по 7 июля 1903 года[3].
  • капитан 1-го ранга Ясиро Рокуро (八代 六郎) — с 7 июля 1903 года по 12 декабря 1905 года[4].
  • капитан 1-го ранга Коидзуми Котаро (小泉 鑅太郎) — с 12 декабря 1905 года по 22 ноября 1906 года[4].
  • капитан 1-го ранга Миядзи Садатоки (宮地 貞辰) — с 22 ноября 1906 года по 28 сентября 1907 года[5].
  • капитан 1-го ранга Ямасуми Тародзо (Yamasumi, Tarozo) — с 15 мая по 10 декабря 1908 года[6].

Галерея

  • Крейсер «Асама» после ввода в строй в 1899 году

  • Крейсер «Асама» на параде, около 1900 года

  • Вид на верхнюю палубу крейсера «Асама»

Примечания

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3
Категории:
  • Суда по алфавиту
  • Броненосные крейсера типа «Асама»

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Асакути
  • Асами, Ацуо

Смотреть что такое "Асама (броненосный крейсер)" в других словарях:

dic.academic.ru

Асама (броненосный крейсер) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Асама (значения). «Асама»浅間Крейсер «Асама»СлужбаКласс и тип суднаИзготовительЗаказан к постройкеСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияМинно-торпедное вооружение
броненосный крейсер
Armstrong Whitworth (Эльсвик, Великобритания)
1897 год
1 ноября 1896 года
22 марта 1898 года
18 марта 1899 года
30 ноября 1945 года
разобран на металл в 1947 году
9710 т
124,1 м
20,5 м
7,42 м
главный броневой пояс: 88—178 мм верхний броневой пояс: 127-мм барбеты, башни, казематы: 152-мм палуба: 51-мм скосы палубы: 76-мм щиты 152-мм орудий: 115-ммбоевая рубка: 356-мм
2 вертикальные паровые машины тройного расширения12 цилиндрических паровых котлов
18227 л. с.
2 винта
21,5 узла максимальная
4600 миль (11,5 узлов)
726 человек
2×2 203-мм14×1 152-мм12×1 76-мм 8×1 47-мм
5 × 457-мм ТА

«Асама» (яп. 浅間) — броненосный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Асама». Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой войне. Назван в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю.

Содержание

  • 1 Конструкция
    • 1.1 Вооружение
  • 2 История службы
    • 2.1 Русско-японская война
      • 2.1.1 Бой у Чемульпо
      • 2.1.2 Цусимское сражение
    • 2.2 Первая мировая война
  • 3 Командиры корабля
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Конструкция[ | код]

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс. В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Вооружение[

ru-wiki.ru