Тяжёлый ударный самолёт Lockheed AC-130A. Ас 130 самолет


Тяжёлый ударный самолёт Lockheed AC-130A » Военное обозрение

Lockheed AC-130 — это американский тяжеловооруженный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Базой для его создания стал легендарный транспортный самолет C-130 «Геркулес» компании Lockheed. Установкой на самолет вооружения и дополнительного оборудования занималась другая известная американская компания Boeing. Самолеты AC-130А активно использовались во время войны во Вьетнаме. На этом самолете впервые была применена концепция «летающей артиллерийской батареи». Часто самолеты данного типа называют также «ганшипами» (от английского Gunship).

Предназначение AC-130 было следующим: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.

В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.

Летные испытания нового самолета начались летом 1967 года на авиационных базах Райт-Паттерсон и Эглин. Позднее один из участников испытаний с удивлением заметил: «Все имеющиеся подсистемы управления огнем работают, а иногда они работают даже вместе». В итоге к сентябрю того же года военные смогли довести машину до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября 1967 года самолет был переведен на авиабазу Нятранг для прохождения 90-дневного тестирования. Первый боевой вылет самолет совершил 27 сентября. При этом до 9 ноября «Вулкан Экспресс» (так прозвал самолет сам экипаж, хотя позднее прижилось другое название Spectre (с англ. призрак, приведение, фантом), которое стало общим для всех моделей самолетов АС-130) самолет выполнил несколько боевых вылетов на поддержку американских наземных войск. Однако свой главный экзамен ему пришлось сдавать в ночь на 9 ноября, когда самолет вылетел на охоту за грузовыми автомобилями, следующими по тропе Хо Ши Мина. Почти сразу же после достижения указанного района над тропой оператор ИК-системы ночного видения обнаружил 6 автомобилей, которые через 15 минут были превращены в горящие развалины. Все они были разбиты прицельным артиллерийским огнем с неба.

Удачное начало боевого применения нового самолета способствовало принятию решения о строительстве новых тяжеловооруженных артиллерийских самолетов на базе транспортника С-130. При этом передавать новые машины для установки на них вооружения командование американских ВВС пожалело. В результате завод «Линг-Темко-Воут», на котором осуществлялась модернизация машин, получил 7 ранее уже эксплуатировавшихся JC-130А. Все переданные самолеты были проблемными и находились далеко не в совершенном техническом состоянии. Так один из полученных JC-130 с серийным номером 53-3129 был первым серийным «Геркулесом», который был передан в 1957 году в состав ВВС США. Уже в третьем полете на этом самолете произошел пожар. Экипажу удалось посадить самолет, но на нем пришлось полностью менять крыло. Вот такие самолеты военные передали для переделки в ганшипы. В 1960 году самолет, на котором ранее произошел пожар, был переделан в JC-130A, который использовался для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 году. Из уважения к почтенному ветерану самолет назвали «Фест леди», хотя он и не был первым из ганшипов АС-130. Данный самолет служил военным очень долго. Окончательно его списали лишь в сентябре 1995 года последним из всех самолетов модификации АС-130А.

Первый полностью переоборудованный из JC-130 самолет был передан в распоряжение ВВС США летом 1968 года. Во Вьетнам машина отправилась через 6 месяцев. Самолет обладал таким же вооружением, что и «Вулкан Экспресс», однако вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения на нем появилась более совершенная система AN/AAD-4, а также более продвинутая ЭВМ системы управления огнем. Официально самолет получил обозначение AC-130A Spectre. Еще три самолет в версии АС-130А были направлены во Вьетнам до конца 1968 года. Оставшиеся три машины оставались в штатах, базируясь на авиабазе Эглин. На этих машинах проходила тренировка экипажей, которые готовились к боевым действиям. В мае 1969 года самолеты были направлены на авиабазу Убон в Таиланде. С этой базы машины совершали боевые вылеты во Вьетнам. При этом все 8 самолетов АС-130А, которые в итоге принимали участие в боевых действиях против вьетконговцев, отличались друг от друга подобно самым настоящим линкорам. Они имели отличия в интерьере и экстерьере, что очень часто становилось проблемой при их техническом обслуживании.

Девятый АС-130А был переведен с завода на авиационную базу Райт-Паттерсон. Здесь проводились испытания по разработке более совершенного тяжеловооруженного самолета в рамках программы Surprise Package. На этой машине две 20-мм установки Вулкан заменили на одноствольные 40-мм пушки «Бофорс», а в состав бортового оборудования самолета включили лазерный дальномер-целеуказателель и телевизионную систему AN/ASQ-145. Аналоговая ЭВМ на этом самолете заменялась на более современную цифровую версию. Помимо этого по еще одной программе Pave Pronto американские ВВС заключили договор на переоборудование еще 9 транспортных самолетов С-130. Все эти машины должны были получить систему «Блэк Кроу», которая должна была засекать работу двигателей автомобилей, системы ПВО противника и аппаратуру РЭБ. Из восьми самолетов АС-130А, который первоначально были отправлены во Вьетнам, уцелело 6 машин. Их отправили назад в США, для того чтобы переоборудовать в рамках программы Pave Pronto.

Основной задачей данных самолетов стала ночная охота за наземным транспортом, который совершал рейсы по так называемой тропе Хо Ши Мина. Все ганшипы были сведены в 16-ю эскадрилью специального назначения, которая размещалась на авиационной базе Убон. Данные самолеты приступили к регулярным полетам в 1969-1970 годах. А наиболее успешными с точки зрения результативности стали 1970 и 1971 годы. В этот временной период был поврежден и разбит 12 741 автомобиль противника. Однако данная цифра весьма условна, так как более 5 тысяч единиц автомобильной техники было приписано к своим боевым заслугам экипажами других американских самолетов, которые также осуществляли патрулирование тропы. Ущерб, нанесенный противнику, оценивался на основе полученного боевого опыта. В частности было установлено, что автомобиль уничтожается, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда пушки «Бофорс». Повреждение автомобиля наступало после попадания в него 20-мм снаряда или в том случае, если 40-мм снаряд разрывался от него в радиусе трех метров.

При этом самолеты АС-130 совершали боевые вылеты только во время сухого сезона. В сезон дождей дороги во Вьетнаме размывались и транспортное сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом прекращалось. При этом каждый самолет АС-130 мог курсировать над тропой на протяжении примерно четырех часов. Обнаруженные цели обрабатывались системой «Блэк Кроу», местоположение определялось при помощи имеющихся на борту ИК- и ТВ-систем, после чего экипаж самолета старался как можно скорее произвести прицеливание. Огонь на поражение можно было вести как полностью в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом на протяжении всего использования определение ущерба, нанесенного машинам противника, все-таки было проблемой. Некоторые грузовики после попадания в них 20-мм авиационных снарядов, выпущенных с самолета АС-130А, можно было сразу же завести и двигаться на них дальше. Очень часто самолеты Lockheed AC-130А вылетали на боевые задания в сопровождении самолета RC-130S, на котором монтировалось 28 прожекторов. Данная связка осуществляла патрулирование в ночные часы.

За время, пока длилась война во Вьетнаме, экипажи ганшипов наловчились избегать огневого поражения от наземных зенитных установок, однако от ракет класса «земля-воздух» такие самолеты спастись не могли, им не хватало маневренности. После появления подобного оружия стало понятно, что «Спектры» пора выводить из зоны боевых действий. Однако ежедневные успехи в виде уничтожения или повреждения десятков грузовиков противника вынуждали руководство ВВС США не убирать боевые машины с театра боевых действий. Так только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника и о повреждении такого же количества транспортных средств. При этом иногда ганшипы встречали жесткий отпор со стороны противника. Так 31 марта и 1 апреля 1971 года американцы потеряли две машины, два дорогостоящих самолета были сбиты зенитными орудиями, оснащенными комплексом самонаведения на цель.

После этого самолеты AC-130A Spectre начали перебрасывать в районы, в которых концентрация средств ПВО противника была менее значительной. Их даже использовали для борьбы с вьетнамскими танками во время охраны Ан Локка. Но здесь данные воздушные тихоходы не смогли проявить себя должным образом, встретив хорошее сопротивление. К этому моменту на вооружении вьетконга появились ПЗРК «Стрела-2». Благодаря использованию данных комплексов, коммунистам удалось подбить три самолета АС-130. Но, несмотря на все возрастающую опасность применения, американцы использовали свои ганшипы вплоть до конца войны. В США после войны вернулись 10 самолетов АС-130А, которые отправились на авиационную базу Халбарт-Филд. При этом 52 человека, входивших в состав экипажей ганшипов, погибли в ходе боевых действий.

Самолет AC-130 отличался уникальной компоновкой. Все его стрелково-пушечное вооружение было сконцентрировано на левом борту машины (по полету) перпендикулярно оси самолета. По этой причине для боевого применения самолета по наземным целям он должен был постоянно совершать левый вираж вокруг заданного района, кружа над целью. При этом отсек вооружения в грузовой кабине был отделен от кабины экипажа специальной противодымной шторой, а заряжающие работали на самолете в специальных масках.

Стрелки возле 105-мм орудия 102

Вооружение самолета непрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Самолеты в этой версии оснащались двумя шестиствольными 20-мм автоматическими пушками «Вулкан» (боезапас по 3000 снарядов, скорострельность максимальная — 6000 выстр/мин, нормальная — 2500 выстр/мин), одной 40-мм автоматической пушкой Бофорс L60 (боезапас 256 снарядов, максимальная скорострельность 120 выстр/мину) и облегченной 105-мм гаубицы M102 ручного заряжания (боезапас 100 снарядов). Из-за возникающей при стрельбе вибрации планера скорострельность 40-мм пушки не должна была превышать 100 выстр/мин. По информации из открытых источников, 105-мм гаубица M102 представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы. При этом она была существенно облегчена, а ее ствол был укорочен. Помимо этого она обзавелась специальным лафетом. Гаубица получила гидравлическую систему управления, которая позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек. Помимо этого самолет получил возможность использования управляемых авиабомб с лазерной головкой самонаведения. На первых моделях, таких как AC-130A, устанавливались также 7,62-мм шестиствольные пулеметы «Minigan».

Система индивидуальной защиты самолета AC-130 включает в себя: аппаратуру, предупреждающую экипаж об облучении машины РЛС противника; подвесные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями; станции постановки активных помех. В состав бортовых средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк броу», при помощи которой выполняется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и последующее распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками. С целью увеличения продолжительности и дальности полета самолет АС-130 был оснащен системой, позволяющей производить его дозаправку в воздухе.

В настоящее время все установленное на борту самолета АС-130 вооружение управляется при помощи компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой включены тепловизионный и телевизионный прицелы, а также радар. Наличие такого оборудования позволяет эффективно использовать имеющееся на борту вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Кроме того, на модификации AC-130U появился радиолокатор с синтезированной апертурой, который позволяет обнаруживать цели на дальней дистанции. В отличие от модификации АС-130H (на вооружении с 1973 года), система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).

Летно-технические характеристики AC-130A:Габаритные размеры: длина — 29,79 м, высота — 11,66 м, размах крыла — 40,41 м, площадь крыла — 162,12 м2.Масса пустого самолета — 26 911 кг.Максимальная взлетная масса — 56 336 кг.Запас топлива — 20520 литров.Силовая установка — 4ТВД Allison Т-56-А-11, мощностью 4х4050 л.с.Максимальная скорость полета — 580 км/ч.Крейсерская скорость полета — 333 км/ч.Боевая скорость — 270 км/ч. Практическая дальность полета — 1700 км.Боевой радиус действия — 900 км.Боевая высота — 1070-2450 м.Практический потолок — 10 060 м.Экипаж — 11 человек.Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.

AC-130А в музее в Дейтоне

Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/attack/ac130.htmlhttp://avia.pro/blog/lockheed-ac-130http://worldweapon.ru/sam/ac130n.phphttp://igor113.livejournal.com/364320.html (фото)

topwar.ru

Lockheed AC-130 Spectre. Фото, история, характеристики самолета

 

Lockheed AC-130 Spectre – тяжеловооруженный самолет сухопутных подразделений. Базой для данной модели выступил транспортный самолет C-130 фирмы Lockheed. Установкой вооружения и дополнительного оборудования занималась фирма «Боинг». Активно использовался во вьетнамской войне.

Предназначение самолета заключалось в следующем:

  • непосредственная авиационная поддержка войск на поле;
  • патрулирование и разрушение коммуникаций противника;
  • нанесение ударов по заранее определенным наземным и воздушным объектам противника;
  • обеспечение обороны стратегических объектов и своих баз.

Работы над созданием самого мощного небесного линкора из программы «Ганшип» стартовали в 1965 г. ВВС США хотели получить «Ганшип» с увеличенными показателями взлетной массы, продолжительности полета, крейсерской скорости и сильнейшим вооружением.

Наиболее подходящей платформой оказался военно-транспортный самолет Lockheed C-130. На переоборудование командованием ВВС был выделен аппарат С-130 с бортовым номером 54-1626. Его оснастили следующим вооружением: четыре модуля MXU-470 и четыре пушки «Вулкан» калибром 20 мм. Самолет получил аппаратуру ночного видения, в состав которой вошли аналоговая бортовая ЭВМ, РЛС и мощные прожекторы.

Летные испытания самолета начались на авиабазах Эглин и Райт-Паттерсон летом 1967 г.

До сентября над аппаратом провели ряд доработок и переправили его на базу Нятранг. 27.09.1967  произвели первый боевой вылет линкора. Полетом руководи майор Терри. До 9 ноября «Супер Спуки» (такое прозвище получил вооруженный самолет) провел несколько вылетов для осуществления огневой поддержки наземных войск. Ночью 9 октября 1967 г. самолет проводил боевой вылет на поражение грузовиков на «тропе Хо Ши Мина». Достигнув пункта назначения, определили шесть автомобилей, все успешно разбиты прицельным авиаогнем.

Удачное боевое начало «Супер Спуки» над тропой способствовало принятию решения о постройке новых линкоров на базе С-130. Только новые самолеты для переустановки вооружения командование ВВС США пожалело, и завод «Линг-Темко-Воут», на котором проходила модернизация, получил семь уже эксплуатировавшихся ранее JC-130А. Все они были проблемными и имели далеко не совершенное техническое состояние. Уже во время третьего полета на серийном самолете «Геркулес» в 1957 г. произошел пожар. Хоть машину и удалось посадить, но крыло пришлось целиком менять. В 1960 г. над JC-130A провели доработки и проверили работоспособность его РЛС для ракетонаведения. Переоборудование его в АС-130А было проведено в 1970 г. За столь солидный возраст его прозвали «Фест Леди», несмотря на то, что он был не первым из семейства АС-130. Этот самолет служил долгий период времени, его списали с боевого дежурства лишь осенью1995 г.

Lockheed AC-130 видео

Первый переоборудованный аппарат из JC-130 был отдан в распоряжение ВВС летом 1968 г. Во Вьетнам его направили через шесть месяцев. Он имел такой же комплект вооружения, что и «Вулкан Экспресс», только вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения установили лучшую AN/AAD-4 и более сильную систему ЭВМ регуляции огня. Официально самолет стали называть АС-130А «Плэйн Джейн». Еще три АС-130А направили во Вьетнам до конца года. Оставшиеся три самолета остались в США, на авиабазе Эглин, где на них проводилась тренировка экипажей, готовившихся к военным действиям. В мае 1969 г. их перенаправили на базу Убон (Таиланд), с которой производились боевые вылеты во Вьетнам. Все восемь аппаратов АС-130А, которые находились в зоне боевых действий, отличались друг от друга по экстерьеру и интерьеру, что вызывало проблемы с техническим обслуживанием.

Девятый АС-130А был перегнан с завода на авиабазу Райт-Паттерсон для испытаний по созданию более современного «Ганшина» по программе «Сюрпрайз Пэккадж». На нем провели замену двух 20-мм пушек на одноствольные пулеметы «Бофорса». В состав бортового оборудования стала входить телевизионная система AN/ASQ-145, лазерный дальномер-целеуказателель. Аналоговая бортовая ЭВМ заменена на цифровую.

По программе «Пэйв Пронто» ВВС США заключили договор с фирмой «ЛТВ» о переоборудовании еще девяти самолетов С-130. Все должны были получить систему «Блэк Кроу», способную засекать работу автомобильных двигателей, блоки ПВО противника и аппаратуру РЭБ.

Из восьми самолетов АС-130А в ходе конфликтов в Юго-Восточной Азии уцелело шесть. Их направили в Штаты для оборудования по критериям «Пэйв Пронто». Главная задача АС-130А заключалась в ночной охоте за наземным транспортом, курсирующим по «тропе Хо Ши Мина». Линкоры АС-130 вооружали 16-ю эскадрилью специального назначения, которая базировалась на авиабазе Убон. Выполнять регулярные полеты стали в 1969-1970 гг.

Успешными стали 1970-1971 гг. Тогда были разбиты и повреждены 12 741 автомобиль противника. Но эта цифра условная, поскольку свыше 5 тыс. подбитых машин приписали к своим боевым заслугам экипажи иных самолетов, проводивших патрулирование тропы.

Самолеты АС-130 проводили боевые вылеты только в сухой сезон, ведь во время дождей дороги размывались, и транспортное сообщение между Лаосом и Южным Вьетнамом прекращалось. Каждый самолет курсировал над тропой около четырех часов. Обнаружение цели проводилось по системе «Блэк Кроу», местоположение сверялось системами ИК и ТВ, далее экипаж пытался как можно скорее выполнить прицеливание.

Можно было вести огонь на поражение как вручную, так и в режиме автомата. Проблемой оставалось определение ущерба, наносимого линкорами машинам противника. По статистике некоторые грузовики после встречи с авиаснарядами, выпущенными из комплекса вооружения АС-130А, можно было заводить и сразу ехать.

Зачастую Lockheed AC-130 совершал боевые вылеты в связке с самолетом RC-130S, на котором были установлены 28 прожекторов. Эта связка проводила ночное патрулирование тропы.

За время вьетнамского военного конфликта экипажи этих самолетов приловчились избегать встречного огня от наземных зенитных установок, но от ракет класса «земля-воздух» маневренности не хватало. Уже тогда стало ясно, что из этой зоны пора выводить «Спектры». Но ежедневные успехи в виде поражения десятков грузовиков не позволяли руководству ВВС США принимать кардинальные меры. В первой декаде 1971 года были уничтожены свыше 2,5 тыс. вражеских грузовиков, еще такое же количество повреждено. Жесткий отпор агрессии США был дан 31 марта и 1 апреля 1951 г, когда зенитными орудиями с самонаведением были сбиты два американских очень дорогостоящих линкора.

Lockheed AC-130 Spectre стали перебрасывать в другие точки с менее густой концентрацией средств ПВО противника. В частности их применяли для поражения вьетнамских танков во время охраны Ан Локка. Однако и здесь линкоры оказались не способны совершить хорошее сопротивление. Враг к тому времени имел в наличии ракетный комплекс «Стрела». Благодаря ему коммунисты подбили три самолета АС-130. Но полеты продолжались до конца войны.

Из военного конфликта на родину в США вернулись десять самолетов, которые были направлены на авиабазу Халбарт-Филд. Война отобрала жизни 52 человек, находившихся в составе экипажей «Ганшипов».

Lockheed AC-130 характеристики:

 

Модификация   AC-130A
Размах крыла, м   40.41
Длина самолета,м   29.79
Высота самолета,м   11.66
Площадь крыла,м2   162.12
Масса, кг  
  пустого самолета   26911
  максимальная взлетная   56336
Внутренние топливо, кг   20520
Тип двигателя   4 ТВД Allison Т-56-А-11
Мощность, л.с.   4 х 4050
Максимальная скорость, км/ч   580
Крейсерская скорость, км/ч   333
Боевая скорость, км/ч   270
Практическая дальность, км   1700
Боевой радиус действия, км   900
Боевая высота, м   1070-2450
Практический потолок, м   10060
Экипаж, чел   11
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета и четыре 20-мм пушки

 

Боевые самолеты

avia.pro

Lockheed AC-130 Spectre: фото, характеристики

Военный самолет Lockheed AC-130 Spectre был создан американскими инженерами на базе модели Lockheed С-130. Оснащением дополнительного оборудования и необходимого для ведения боевых действий вооружения занималась всемирно известная организация «Боинг». Самолет АС-130 принимал активное участие в боевых действиях Вьетнамской войны.

Lockheed AC-130 Spectre

Lockheed AC-130 Spectre

Основные задачи военно-воздушного судна

Основными задачами, с которыми должен был справиться военный транспорт, были следующие:

  1. В первую очередь данная модель рассматривалась как самолет огневой поддержки, способный при необходимости «прикрыть» наземные войска.
  2. Патрулировать вражеские территории и атаковать их.
  3. В точности наносить авиаудары по ранее отмеченным вражеским объектам, причем как находящимся на земле, так и в воздухе.
  4. Осуществлять стратегическую оборону баз.

Работать над созданием самого мощного в те времена самолета (на фото) инженеры-конструкторы начали в начале 1965 года. По окончании работ военно-воздушные силы Америки хотели увидеть совершенно новую модель воздушного транспорта с максимально улучшенными показателями относительно продолжительности полетного времени, взлетной массы и даже максимальной скорости передвижения.

Создание новой модели

Как ранее мы уже отметили, идеальной «платформой» оказалась транспортная модель военного лайнера С-130. Бортовой номер аппарата, который был выделен для переоборудования по решению военного командования Америки – 54-1626. В ходе переоборудования инженеры оснастили исходную модель следующим:

  • четырьмя модулями MXU-470;
  • 20-мм пушками в количестве 4-х штук;
  • аппаратурой для ночного видения;
  • мощными прожекторами.

Спустя 2 года, начались первые испытания обновленной модели на 2-х авиабазах США, действующих в Энглине и Райт-Паттерсоне. В ходе испытаний были отмечены некоторые недочеты. После проведения доработок воздушный аппарат был перенаправлен на авиабазу, расположенную в Нятранге.

самолет AC-130

Первый боевой вылет был произведен осенью 1967 года. Военные пилоты дали прозвище первому боевому линкору «Супер Спуки». Цель боевых вылетов заключалась в предоставлении авиаподдержки войскам, ведущим бой с противником на земле. Военный самолет неоднократно показывал свои отличные характеристики, к примеру, сумел прицельным огнем поразить шесть грузовых машин противника, приблизившись к ранее намеченной цели.

Американское командование, проанализировав успешный военный дебют военного транспорта, приняло решение о продолжении создания линкоров. Однако выделять для переоборудования С-130 командование США не пожелало. Поэтому организацией, которой ранее пришлось заниматься модернизацией военной технике, пришлось использовать 7 моделей воздушных средств JC-130А, которые находились в плачевном техническом состоянии.

После основных модернизированных перевоплощений практически сразу открывались различные недоработки, причем при первой же эксплуатации военных самолетов. Поэтому процесс модернизации приходилось постоянно повторять. И только в начале 70-х годов инженеры смогли полностью переоборудовать первоначальную платформу в самолет АС-130 А.

Пилоты назвали его «Фёст Леди», даже несмотря на то, что модель АС-130 не являлась первой. Эти военные суда смогли прослужить много лет и были списаны с военной службы только в 1995 году.

Полностью переоборудованный летательный аппарат из JC-130А был перенаправлен на территорию Вьетнама в конце 1968 года. Ниже вы сможет посмотреть основные технические характеристики самолета АС-130А:

самолет огневой поддержки

На протяжении года во Вьетнам были направлены еще 3 единицы АС-130А. Оставшиеся модели находились на американской военной базе. Воздушная техника использовалась для тренировочных полетов военных пилотов. Все летательные аппараты, используемые в зоне боевых действий, имели немало различий, причем не только по интерьеру. Наличие весомых отличий весьма усложняло процесс технического обслуживания наземным службам.

Всего в конфликте, имевшем место в юго-восточной Азии, принимало участие 8 линкоров. Уцелеть во время войны удалось 6-ти единицам. Военный транспорт был перенаправлен в Америку для полного переоборудования по определенным критериям.

Перед инженерами была поставлена цель переоборудовать модели АС-130А так, чтобы авиатранспорт мог вести ночное наблюдение за наземными транспортными средствами врага и в точности поражать противника. Переоборудованные модели смогли приступить к выполнению регулярных полетов в конце 1969 года.

технические характеристики

Американские линкоры могли производить военные вылеты в сухой сезон, так как в дождливую погоду сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом полностью прекращалось из-за размытых дорог. Прибыв к месту предназначения, а целью линкоров чаще всего была вьетнамская тропа под названием «Хо Ши Мина», воздушный транспорт мог до 4-х часов патрулировать место, чтобы в точности выбрать цель и открыть прицельный огнь для ее поражения. Чтобы улучшить ночную видимость, в боевой вылет самолет Lockheed AC-130 Spectre выходил вместе с RC-130S, оснащенным мощными прожекторами в количестве 28-ми единиц.

Американские линкоры перебрасывались и в другие вражеские точки, к примеру, в район Ан Локка для уничтожения вражеских танков. Но и с этой задачей справиться на отлично военным воздушным суднам не удалось. Но несмотря на многочисленные недочеты, анализируемые модели самолетов продолжали вести боевые действия и весьма успешно помогали наземным войскам отбиваться от вражеских нападений.

После разрешения военного конфликта несколько линкоров уцелели и смогли благополучно вернуться на американские авиабазы. Война отняла жизни у 52 человек, входивших в состав экипажей Lockheed AC-130 Spectre.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

Тяжёлый ударный самолёт Lockheed AC-130A: 101

Lockheed AC-130 — это американский тяжеловооруженный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Базой для его создания стал легендарный транспортный самолет C-130 «Геркулес» компании Lockheed. Установкой на самолет вооружения и дополнительного оборудования занималась другая известная американская компания Boing. Самолеты AC-130А активно использовались во время войны во Вьетнаме. На этом самолете впервые была применена концепция «летающей артиллерийской батареи». Часто самолеты данного типа называют также «ганшипами» (от английского Gunship).

Предназначение AC-130 было следующим: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.

В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.

Летные испытания нового самолета начались летом 1967 года на авиационных базах Райт-Паттерсон и Эглин. Позднее один из участников испытаний с удивлением заметил: «Все имеющиеся подсистемы управления огнем работают, а иногда они работают даже вместе». В итоге к сентябрю того же года военные смогли довести машину до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября 1967 года самолет был переведен на авиабазу Нятранг для прохождения 90-дневного тестирования. Первый боевой вылет самолет совершил 27 сентября. При этом до 9 ноября «Вулкан Экспресс» (так прозвал самолет сам экипаж, хотя позднее прижилось другое название Spectre (с англ. призрак, приведение, фантом), которое стало общим для всех моделей самолетов АС-130) самолет выполнил несколько боевых вылетов на поддержку американских наземных войск. Однако свой главный экзамен ему пришлось сдавать в ночь на 9 ноября, когда самолет вылетел на охоту за грузовыми автомобилями, следующими по тропе Хо Ши Мина. Почти сразу же после достижения указанного района над тропой оператор ИК-системы ночного видения обнаружил 6 автомобилей, которые через 15 минут были превращены в горящие развалины. Все они были разбиты прицельным артиллерийским огнем с неба.

Удачное начало боевого применения нового самолета способствовало принятию решения о строительстве новых тяжеловооруженных артиллерийских самолетов на базе транспортника С-130. При этом передавать новые машины для установки на них вооружения командование американских ВВС пожалело. В результате завод «Линг-Темко-Воут», на котором осуществлялась модернизация машин, получил 7 ранее уже эксплуатировавшихся JC-130А. Все переданные самолеты были проблемными и находились далеко не в совершенном техническом состоянии. Так один из полученных JC-130 с серийным номером 53-3129 был первым серийным «Геркулесом», который был передан в 1957 году в состав ВВС США. Уже в третьем полете на этом самолете произошел пожар. Экипажу удалось посадить самолет, но на нем пришлось полностью менять крыло. Вот такие самолеты военные передали для переделки в ганшипы. В 1960 году самолет, на котором ранее произошел пожар, был переделан в JC-130A, который использовался для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 году. Из уважения к почтенному ветерану самолет назвали «Фест леди», хотя он и не был первым из ганшипов АС-130. Данный самолет служил военным очень долго. Окончательно его списали лишь в сентябре 1995 года последним из всех самолетов модификации АС-130А.

Первый полностью переоборудованный из JC-130 самолет был передан в распоряжение ВВС США летом 1968 года. Во Вьетнам машина отправилась через 6 месяцев. Самолет обладал таким же вооружением, что и «Вулкан Экспресс», однако вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения на нем появилась более совершенная система AN/AAD-4, а также более продвинутая ЭВМ системы управления огнем. Официально самолет получил обозначение AC-130A Spectre. Еще три самолет в версии АС-130А были направлены во Вьетнам до конца 1968 года. Оставшиеся три машины оставались в штатах, базируясь на авиабазе Эглин. На этих машинах проходила тренировка экипажей, которые готовились к боевым действиям. В мае 1969 года самолеты были направлены на авиабазу Убон в Таиланде. С этой базы машины совершали боевые вылеты во Вьетнам. При этом все 8 самолетов АС-130А, которые в итоге принимали участие в боевых действиях против вьетконговцев, отличались друг от друга подобно самым настоящим линкорам. Они имели отличия в интерьере и экстерьере, что очень часто становилось проблемой при их техническом обслуживании.

Девятый АС-130А был переведен с завода на авиационную базу Райт-Паттерсон. Здесь проводились испытания по разработке более совершенного тяжеловооруженного самолета в рамках программы Surprise Package. На этой машине две 20-мм установки Вулкан заменили на одноствольные 40-мм пушки «Бофорс», а в состав бортового оборудования самолета включили лазерный дальномер-целеуказателель и телевизионную систему AN/ASQ-145. Аналоговая ЭВМ на этом самолете заменялась на более современную цифровую версию. Помимо этого по еще одной программе Pave Pronto американские ВВС заключили договор на переоборудование еще 9 транспортных самолетов С-130. Все эти машины должны были получить систему «Блэк Кроу», которая должна была засекать работу двигателей автомобилей, системы ПВО противника и аппаратуру РЭБ. Из восьми самолетов АС-130А, который первоначально были отправлены во Вьетнам, уцелело 6 машин. Их отправили назад в США, для того чтобы переоборудовать в рамках программы Pave Pronto.

Основной задачей данных самолетов стала ночная охота за наземным транспортом, который совершал рейсы по так называемой тропе Хо Ши Мина. Все ганшипы были сведены в 16-ю эскадрилью специального назначения, которая размещалась на авиационной базе Убон. Данные самолеты приступили к регулярным полетам в 1969-1970 годах. А наиболее успешными с точки зрения результативности стали 1970 и 1971 годы. В этот временной период был поврежден и разбит 12 741 автомобиль противника. Однако данная цифра весьма условна, так как более 5 тысяч единиц автомобильной техники было приписано к своим боевым заслугам экипажами других американских самолетов, которые также осуществляли патрулирование тропы. Ущерб, нанесенный противнику, оценивался на основе полученного боевого опыта. В частности было установлено, что автомобиль уничтожается, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда пушки «Бофорс». Повреждение автомобиля наступало после попадания в него 20-мм снаряда или в том случае, если 40-мм снаряд разрывался от него в радиусе трех метров.

При этом самолеты АС-130 совершали боевые вылеты только во время сухого сезона. В сезон дождей дороги во Вьетнаме размывались и транспортное сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом прекращалось. При этом каждый самолет АС-130 мог курсировать над тропой на протяжении примерно четырех часов. Обнаруженные цели обрабатывались системой «Блэк Кроу», местоположение определялось при помощи имеющихся на борту ИК- и ТВ-систем, после чего экипаж самолета старался как можно скорее произвести прицеливание. Огонь на поражение можно было вести как полностью в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом на протяжении всего использования определение ущерба, нанесенного машинам противника, все-таки было проблемой. Некоторые грузовики после попадания в них 20-мм авиационных снарядов, выпущенных с самолета АС-130А, можно было сразу же завести и двигаться на них дальше. Очень часто самолеты Lockheed AC-130А вылетали на боевые задания в сопровождении самолета RC-130S, на котором монтировалось 28 прожекторов. Данная связка осуществляла патрулирование в ночные часы.

За время, пока длилась война во Вьетнаме, экипажи ганшипов наловчились избегать огневого поражения от наземных зенитных установок, однако от ракет класса «земля-воздух» такие самолеты спастись не могли, им не хватало маневренности. После появления подобного оружия стало понятно, что «Спектры» пора выводить из зоны боевых действий. Однако ежедневные успехи в виде уничтожения или повреждения десятков грузовиков противника вынуждали руководство ВВС США не убирать боевые машины с театра боевых действий. Так только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника и о повреждении такого же количества транспортных средств. При этом иногда ганшипы встречали жесткий отпор со стороны противника. Так 31 марта и 1 апреля 1971 года американцы потеряли две машины, два дорогостоящих самолета были сбиты зенитными орудиями, оснащенными комплексом самонаведения на цель.

После этого самолеты AC-130A Spectre начали перебрасывать в районы, в которых концентрация средств ПВО противника была менее значительной. Их даже использовали для борьбы с вьетнамскими танками во время охраны Ан Локка. Но здесь данные воздушные тихоходы не смогли проявить себя должным образом, встретив хорошее сопротивление. К этому моменту на вооружении вьетконга появились ПЗРК «Стрела-2». Благодаря использованию данных комплексов, коммунистам удалось подбить три самолета АС-130. Но, несмотря на все возрастающую опасность применения, американцы использовали свои ганшипы вплоть до конца войны. В США после войны вернулись 10 самолетов АС-130А, которые отправились на авиационную базу Халбарт-Филд. При этом 52 человека, входивших в состав экипажей ганшипов, погибли в ходе боевых действий.

Самолет AC-130 отличался уникальной компоновкой. Все его стрелково-пушечное вооружение было сконцентрировано на левом борту машины (по полету) перпендикулярно оси самолета. По этой причине для боевого применения самолета по наземным целям он должен был постоянно совершать левый вираж вокруг заданного района, кружа над целью. При этом отсек вооружения в грузовой кабине был отделен от кабины экипажа специальной противодымной шторой, а заряжающие работали на самолете в специальных масках.

Стрелки возле 105-мм орудия 102

Вооружение самолета непрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Самолеты в этой версии оснащались двумя шестиствольными 20-мм автоматическими пушками «Вулкан» (боезапас по 3000 снарядов, скорострельность максимальная — 6000 выстр/мин, нормальная — 2500 выстр/мин), одной 40-мм автоматической пушкой Бофорс L60 (боезапас 256 снарядов, максимальная скорострельность 120 выстр/мину) и облегченной 105-мм гаубицы M102 ручного заряжания (боезапас 100 снарядов). Из-за возникающей при стрельбе вибрации планера скорострельность 40-мм пушки не должна была превышать 100 выстр/мин. По информации из открытых источников, 105-мм гаубица M102 представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы. При этом она была существенно облегчена, а ее ствол был укорочен. Помимо этого она обзавелась специальным лафетом. Гаубица получила гидравлическую систему управления, которая позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек. Помимо этого самолет получил возможность использования управляемых авиабомб с лазерной головкой самонаведения. На первых моделях, таких как AC-130A, устанавливались также 7,62-мм шестиствольные пулеметы «Minigan».

Система индивидуальной защиты самолета AC-130 включает в себя: аппаратуру, предупреждающую экипаж об облучении машины РЛС противника; подвесные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями; станции постановки активных помех. В состав бортовых средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк броу», при помощи которой выполняется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и последующее распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками. С целью увеличения продолжительности и дальности полета самолет АС-130 был оснащен системой, позволяющей производить его дозаправку в воздухе.

В настоящее время все установленное на борту самолета АС-130 вооружение управляется при помощи компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой включены тепловизионный и телевизионный прицелы, а также радар. Наличие такого оборудования позволяет эффективно использовать имеющееся на борту вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Кроме того, на модификации AC-130U появился радиолокатор с синтезированной апертурой, который позволяет обнаруживать цели на дальней дистанции. В отличие от модификации АС-130H (на вооружении с 1973 года), система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).

Летно-технические характеристики AC-130A:Габаритные размеры: длина — 29,79 м, высота — 11,66 м, размах крыла — 40,41 м, площадь крыла — 162,12 м2.Масса пустого самолета — 26 911 кг.Максимальная взлетная масса — 56 336 кг.Запас топлива — 20520 литров.Силовая установка — 4ТВД Allison Т-56-А-11, мощностью 4х4050 л.с.Максимальная скорость полета — 580 км/ч.Крейсерская скорость полета — 333 км/ч.Боевая скорость — 270 км/ч.Практическая дальность полета — 1700 км.Боевой радиус действия — 900 км.Боевая высота — 1070-2450 м.Практический потолок — 10 060 м.Экипаж — 11 человек.Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.

AC-130А в музее в Дейтоне

Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/attack/ac130.htmlhttp://avia.pro/blog/lockheed-ac-130http://worldweapon.ru/sam/ac130n.phphttp://igor113.livejournal.com/364320.html (фото)

101.livejournal.com

«Ганшипы» возвращаются? | Армейский вестник

«Ганшипы» возвращаются?

В годы Вьетнамской войны в США был создан уникальный вид специализированного боевого самолёта, основной задачей которого являлась борьба с партизанскими формированиями, главным образом в ночное время. Концепция этого вооруженного самолёта, получившего наименование «ганшип» (англ. Gunship — артиллерийский корабль), реализованная в 1964 году, подразумевала установку по одному борту мощного пулемётного вооружения. Огонь ведется, когда самолёт находится в вираже, и цель оказывается как бы в центре огромной воображаемой воронки.

«Ганшипы» возвращаются?

Первоначально носителем пулеметного вооружения калибра 7,62 мм являлся самолёт АС-47, базой для которого послужил широко известный военно-транспортный С-47. Лицензионный вариант этой машины известен в СССР под наименованием Ли-2.

После достаточно успешного применения первых «ганшипов» в специфических условиях Индокитая американские военные изъявили желание получить более скоростные и грузоподъёмные машины с вооружением большего калибра. Базой для таких самолётов стали военно-транспортные: С-119 и С-130. Калибр установленного на них стрелково-пушечного вооружения непрерывно возрастал. Пулемёты винтовочного калибра сменили 20-мм автоматические пушки на АС-119.

На четырёхдвигательном турбовинтовом АС-130 в 1972 году их дополнили 40-мм Bofors L/60 и 105-мм гаубица. На самолёты устанавливались самые современные для того времени поисковые и прицельно-навигационные системы.

На «ганшипы» возлагались следующие задачи:— непосредственная авиационная поддержка войск;— патрулирование и нарушение коммуникаций противника;— нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования;— обеспечение обороны своих баз и важных объектов ночью.

Как показал опыт боевых действий, «ганшипы» весьма успешно действовали в ночное время в районах, где отсутствовали ЗРК и зенитные орудия с радиолокационным наведением. Попытки использования «ганшипов» над хорошо прикрытой средствами ПВО «Тропой Хошимина» привели к серьёзным потерям. Так же на завершающей стадии конфликта оказался неудачным опыт их применения против подразделений вооруженных лёгким стрелковым оружием в дневное время. В 1972 году даже небольшие отряды «Вьетконга» часто имели ПЗРК советского производства «Стрела-2». Последним сбитым самолётом вьетнамской войны стал «ганшип» АС-119 южновьетнамских ВВС, пораженный ракетой ПЗРК днём.

После завершения «вьетнамской эпопеи» в ВВС США на вооружении остались самолёты модификации AC-130H. Окончание боевых действий надолго оставило их без работы, экипажи тратили боекомплект только во время учебных стрельб на полигонах. Возможность пострелять из бортовых орудий по реальным целям в следующий раз представилась в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. «Ганшипы» подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки морских пехотинцев.

Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года. Самолёты действовали как на полигоне. Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для «ганшипов».

Почти полное отсутствие ПВО и весьма ограниченная территория конфликта сделали АС-130 «королями воздуха». Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи «ганшипов» отработали на практике тактику, ставшую классической: два самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, уничтожая буквально все, что оказывалось в секторе стрельбы орудий. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.

«Ганшипы» возвращаются?АС-130Н

Совсем другими оказались условия в Ираке во время «Бури в пустыне». Там действовали 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи, которые выполнили 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью «ганшипов» было уничтожение пусковых установок баллистических ракет «Скад», РЛС обнаружения воздушных целей и иракских средств связи. Но с поставленными задачами они не справились.

Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно недееспособны, они просто давали одну большую засветку на экранах. Более того, один АС-130Н во время боевого вылета на поддержку наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину — в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

В 1987 году появилась новая модификация «летающей канонерки» — АС-130U. По заказу Командования сил специальных операций (SOCOM) самолёт был разработан фирмой «Рокуэлл интернэшнл». От предыдущих модификаций он отличается повышенными боевыми возможностями, обусловленными более совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Всего к началу 1993 года поставлено 12 самолетов AC-130U, которые должны были заменить в регулярных ВВС АС-130Н. Как и предыдущие модификации, AC-130U создан путем переоборудования военно-транспортного самолета С-130Н «Геркулес».

Вооружение AC-130U включает пятиствольную 25-мм пушку (боезапас 3000 патронов, скорострельность 6000 выстр./мин.), 40-мм пушку (256 снарядов) и 105-мм (98 снарядов). Все пушки подвижные, поэтому пилотам нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для обеспечения требуемой точности стрельбы. Несмотря на большую массу самой 25-мм пушки (по сравнению с 20-мм пушкой «Вулкан») и ее боеприпасов, она обеспечивает повышенную начальную скорость и массу снарядов, благодаря чему достигается увеличение дальности и эффективности стрельбы.

На самолёте монтировался широкий спектр прицельно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, что должно было повысить ударный потенциал AC-130U, в том числе при выполнении им боевых задач в сложных метеоусловиях и ночью. Для обеспечения хорошей работоспособности членов экипажа в длительном полете в звукоизолированном отсеке за кабиной летчиков имеются места отдыха для членов экипажа.

«Ганшипы» возвращаются?AC-130U

Самолет AC-130U оборудовался системами дозаправки топливом в воздухе и встроенного контроля, а также съемной броневой защитой, которая устанавливается при подготовке к выполнению особо опасных заданий. По оценке американских специалистов, за счет применения перспективных высокопрочных композиционных материалов на основе волокон бора и углерода, а также использования кевлара масса брони может быть снижена примерно на 1000 кг (по сравнению с металлической броней). Особое внимание было уделено оснащению самолёта эффективными системами радиоэлектронного противодействия средствам ПВО и выброса ложных целей.

Обновлённый вариант «ганшипа» был успешно обкатан в 90-е на Балканах и в Сомали. В 2000-е эти машины успешно действовали в Ираке и Афганистане. Однако многим казалось, что время «крылатых линкоров» заканчивается. В американском конгрессе на фоне увлечения «высокоточным оружием» начались дебаты о необходимости вывода из эксплуатации имеющихся машин и прекращении финансирования строительства новых.

Кроме того, появилось новое «супероружие» — боевые вооруженные дистанционно управляемые беспилотники, способные в течение длительного времени вести патрулирование, нанося высокоточные удары по выявленным целям. Прогресс, достигнутый в области миниатюризации электроники и создании новых лёгких и прочных композитных материалов, позволил создать беспилотные дистанционно пилотируемые ударные аппараты с приемлемыми характеристиками. Главными достоинствами БПЛА, безусловно, являются дистанционное управление, которое исключает риск гибели или пленения пилота и более низкие эксплуатационные расходы.

«Ганшипы» возвращаются?БПЛА MQ-9 Reaper

В начале XXI века главным регионом боевого применения американских беспилотных летательных аппаратов стал Ближний Восток. В операциях американских вооруженных сил в Афганистане и затем в Ираке БПЛА, помимо разведки, осуществляли целеуказание средствам поражения, а в отдельных случаях атаковали противника своим бортовым оружием.

Первым ударным БПЛА стал разведывательный MQ-1 Predator, оснащенный ракетами AGM-114C Hellfire. В феврале 2002 года данный аппарат впервые нанес удар по внедорожнику, предположительно принадлежавшему пособнику Усамы Бен Ладена мулле Мохаммеду Омару.

С помощью беспилотников была организована настоящая охота за лидерами «Аль-Каиды». В ходе «точечных ударов» был ликвидирован ряд командиров «Аль-Каиды» в Афганистане, Ираке и Йемене.

Однако удары по пакистанской территории, в результате которых погибли «мирные жители», вызвали многочисленные протесты. Под давлением пакистанской стороны американцы были вынуждены вывести свои MQ-9 Reaper из Пакистана, где они базировались на аэродроме Шамси.

В ходе эксплуатации БПЛА выявились и слабые стороны этого оружия. Несмотря на предсказания многих «экспертов», беспилотники оказались неспособны полноценно выполнить большинство задач боевой авиации. Эти безусловно нужные и полезные в своей нише аппараты были востребованы в первую очередь как средства разведки и наблюдения в специфических условиях борьбы с различными исламскими «террористическими группами», не обладающими современным зенитным вооружением и средствами РЭБ.

Но по своему ударному потенциалу вооружение БПЛА оставалось весьма ограниченным, в ходе реальных боевых вылетов они, как правило, несли боекомплект, состоящий из пары ракет «Хеллфайр». Что было достаточным для уничтожения небольших точечных целей или транспортных средств, но не давало возможности длительного «огневого давления» на противника с целью сковывания его действий или уничтожения площадных целей.

Уязвимость беспилотников от огня зенитных средств и зависимость от метеорологических факторов оказались выше, чем у пилотируемых аппаратов. Начиная с момента боевого применения ударно-разведывательных БПЛА в Афганистане, до конца 2013 года в различных инцидентах было потеряно более 420 аппаратов. Основными причинами были механические отказы, ошибки операторов и боевые потери. Из этих случаев 194 отнесены к категории А (потеря беспилотника или ущерб аппарату в размере более 2 млн. долл США), 67 аварий произошло в Афганистане, 41 в Ираке. БПЛА типа Predator потерпели 102 аварии категории А, Reaper — 22, Hunter — 26.

Причём, как отмечалось в СМИ, в отношении беспилотников при учёте потерь действовал тот же подход, что и в отношении пилотируемых летательных аппаратов. В категорию боевых потерь не входили машины, попавшие под обстрел и получившие повреждения, но не сбитые сразу. Если такой летательный аппарат терпел крушение из-за повреждений при возвращении на базу или при посадке, считается, что он был разбит в результате лётного происшествия. Общая стоимость потерянных БПЛА оказалась выше экономии от более низких по сравнению с пилотируемой авиацией эксплуатационных расходов.

Линии связи и передачи данных американских БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой информации, что в ряде случаев привело к потере аппаратов или нежелательной огласке деталей проводимых тайных операций.

Накопленный опыт применения БПЛА позволил оценить их реальные сегодняшние возможности и свёл на нет первоначальную эйфорию. Взгляды военных на их перспективы развития и применения стали более взвешенными. Другими словами, реальные боевые действия доказали, что на данный момент альтернативы боевой пилотируемой авиации не существует. Беспилотники при всех их достоинствах пока могут рассматриваться только как весьма полезное дополнение.

Начавшаяся в XXI веке глобальна война с «исламским терроризмом» породила новый всплеск интереса к «антипартизанским» боевым самолётам, только называться теперь они стали называться «контртеррористическими».

На фоне этого в США как-то сами собой затихли дебаты о необходимости отказа от самолётов АС-130. Более того, по мере списания ранних вариантов АС-130 заказываются новые на базе самого современного варианта С-130J с удлиненным грузовым отсеком. Командование специальных операций ВВС США даже планирует удвоить число тяжеловооруженных самолетов C-130J, их количество планируется довести до 37 единиц.

Американские специальные силы выразили желание также иметь, помимо тяжеловооруженных «летающих канонерок», более универсальные самолёты, способные выполнять кроме огневой поддержки и другие задачи.

«Ганшипы» возвращаются?MC-130W Combat Spear

Ранее в США был созданы и приняты на вооружение несколько модификаций самолётов поддержки специальных операций MC-130. Они состояли на вооружении четырёх эскадрилий и использовались для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов при проведении специальных операций.

«Ганшипы» возвращаются?

В 2010 году началась программа переоборудования и модернизации 12 MC-130W с целью повысить боевые возможности самолёта. В ходе модернизации самолёты оснащались новыми поисково-разведывательными, навигационными и прицельными системами, и на них монтировалось вооружение, состоящее из 30-мм автоматической пушки GAU-23 с двусторонней подачей боеприпасов, разработанной на базе 30-мм пушки Mk 44 «Бушмастер II» (Bushmaster II).

«Ганшипы» возвращаются?

Кроме пушки, самолёт может нести 250 фунтовые (113,5 кг) GBU-39 или малогабаритные (20 кг) управляемые авиабомбы GBU-44/B Viper Strike. Предусмотрена подвеска управляемых ракет AGM-176 Griffin или AGM-114 Hellfire.

«Ганшипы» возвращаются?

Такой состав вооружения, несмотря на отсутствие на борту самолёта орудий крупного калибра (таких, как на АС-130) позволяет поражать полевые укрепления и бронетехнику. Помимо ударных функций, самолёт, получивший после модернизации обозначение MC-130W Combat Spear, может быть использован и в качестве транспортника или заправщика, что существенно расширяет диапазон его применения и делает по настоящему универсальной машиной.

«Ганшипы» возвращаются?Кабина самолёта МС-130J Commando II

Кроме переоборудования и модернизации, ранее выпущенных самолётов MC-130W, в 2009 году на заводе компании Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия началось производство новой модификации МС-130J Commando II.

«Ганшипы» возвращаются?MC-130J Commando II

За счёт удлинённого фюзеляжа и более мощных и экономичных двигателей самолёт обладает большей грузоподъёмностью и дальностью полёта. Всего для сил специальных операций планируется закупить 69 самолетов MC-130J. В приобретении подобных самолётов высказали заинтересованность и другие страны, особенно те, что расположены по соседству с районами проведения «антитеррористических операций» или имеющие проблемы с разного рода инсургентами.

Однако многоцелевой «ганшип» на базе новейшего С-130J для многих государств оказался слишком дорог, кроме того, США не были готовы поставлять его всем странам. В связи с этим специалистами компании «Аления Аэромакки» была начата разработка на базе тактического военно-транспортного самолета C-27J Spartan. Новая ударная модификация получила обозначение МC-27J. На Парижском аэрокосмическом салоне 2013 года итальянский «ганшип» был показан уже в виде полноценного прототипа.

«Ганшипы» возвращаются?МC-27J

C-27J обладает превосходными взлетно-посадочными характеристиками, созданный на его базе «ганшип» сможет без проблем работать с полевых аэродромов и аэродромов с ограниченными по размерам взлетно-посадочными полосами. Он отличается высокой топливной экономичностью, простотой эксплуатации и очень низкими для самолетов данного класса эксплуатационными расходами.

«Ганшипы» возвращаются?

Главным отличием «ганшипа» от базовой машины является наличие устанавливаемой в грузовом отсеке самолета модульной боевой системы, включающей 30-мм пушку GAU-23 и соответствующую систему управления вооружением.

«Ганшипы» возвращаются?

Пушка устанавливается на левом борту, а в качестве амбразуры служит задняя фюзеляжная дверь, которая обычно используется для выброски парашютистов. Причем пушка на специальном станке монтируется на стандартный грузовой поддон, что облегчает установку и демонтаж.

«Ганшипы» возвращаются?

По расчетам специалистов компании-разработчика, в типовом боевом сценарии MC-27J будет действовать на высоте около 3000 м, а наклонная дальность стрельбы из пушки в этом случае составит около 4500 м. Отмечается, что в случае необходимости возможна установка 40-мм пушки Bofors L70. Это орудие имеет большую дальность стрельбы.

«Ганшипы» возвращаются?

Особое внимание уделяется защите самолёта от ПЗРК. Для этого разрабатываются подвесные контейнеры радиоэлектронного противодействия системы ALJS . Основа системы — автоматическая лазерная станция постановки помех, создающая кодированное многоспектральное помеховое излучение в широком ИК-диапазоне. Оно приводит к засветке ИК-приемника ГСН ракеты и формированию ложного сигнала, отклоняющего рули ракеты, что ведет к срыву наведения ракеты на избранную цель.

В перспективе планируется ставить на самолет управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» и другие высокоточные боеприпасы. Заявлено об адаптации к применению на перспективных итальянских «ганшипах» управляемой авиабомбы AGM-176 Griffin, которая в случае применения из наземных или корабельных пусковых установок оснащается ракетным двигателем и классифицируется уже как управляемая ракета, и управляемой авиабомбы GBU-44/B Viper Strike.

Сброс данных боеприпасов планируется осуществлять либо через открытую заднюю рампу, либо через пусковые трубы, которые будут сооружены в створках заднего грузового люка и позволят, таким образом, сохранить герметичность грузового отсека.

При этом MC-27J сохраняет способность по перевозке и десантированию десантников-парашютистов или грузов различного назначения, кроме того, имеет возможность решать задачи по ведению разведки, наблюдения и рекогносцировки. По замыслу разработчиков, самолет сможет решать широкий круг задач: оказание боевой поддержки своим силам (особенно силам специальных операций), поддержка «контртеррористических операций», обеспечение эвакуации военнослужащих и гражданского персонала из кризисных районов.

Интерес к этому самолёту проявили: Афганистан, Египет, Ирак, Катар и Колумбия. Компания «Аления Аэромакки» прогнозирует существенный рост спроса в мире на самолеты класса «ганшип», поэтому компания рассчитывает поставить в течение следующих 20-25 лет не менее 50 таких самолетов.

На вооружении 32-й авиаэскадрильи, подчиненной Командованию специальных операций ВС Иордании, находятся два многоцелевых самолёта АС-235, которые были модернизированы из базового транспортного варианта СN-235 американской компанией АТК.

«Ганшипы» возвращаются?

Самолёты вооружены 30-мм пушкой М230 (аналог пушки, устанавливаемой на боевом вертолете АН-64 «Апач»), 70-мм НАР, управляемыми ракетами APKWS с полуактивным лазерным наведением и управляемыми ракетами AGM-114 Hellfire. Кроме того, на самолеты были установлены системы постановки помех, электронно-оптические и инфракрасные системы прицеливания, лазерные целеуказатели и радиолокационные станции с синтезированной апертурой.

«Ганшипы» возвращаются?

В дополнение к этим самолётам проходит аналогичное переоборудование один из двух имеющихся в составе иорданских ВВС военно-транспортных самолетов С-295.

«Ганшипы» возвращаются?

Согласно взглядам иорданских военных, «артиллерийские самолеты» станут мощным и эффективным дополнением к боевому потенциалу вооруженных сил королевства. Самолеты способны оказывать непосредственную авиационную поддержку для сил специального назначения, вести вооруженную разведку, поиск и спасение в боевых условиях.

Некоторое время назад в КНР прошел испытания китайский «ганшип». Самолёт построен на базе Shaanxi Y-8 , который представляет собой лицензионную копию советского военно-транспортного Ан-12.

«Ганшипы» возвращаются?

К сожалению, не известны состав и характеристики вооружения этого самолёта. Да и само появление такой машины в КНР вызывает недоумение, особых проблем с инсургентами в КНР нет. Борьба с уйгурскими сепаратистами успешно ведётся обычными полицейскими методами. Возможно, самолёт создавался с экспортными перспективами.

Как видно из всего изложенного, интерес к «антитеррористическим самолётам» в мире за последнее время существенно возрос. Зачастую высказывается мнение, что «вооруженные транспортники» являются не более чем мишенями над полем боя. Это, безусловно, справедливо по отношению к противнику, имеющему ЗРК средней дальности или хотя бы зенитную артиллерию с радиолокационным наведением. Как правило, такие средства ПВО у разного рода «незаконных вооруженных формирований» отсутствуют (пример ДНР и ЛНР является исключением). Максимум, что имеют такие формирования, это МЗА и ПЗРК. Дальность и досягаемость по высоте современных ПЗРК теоретически позволяют бороться с «ганшипами», однако на практике по ряду причин этого не происходит.

«Ганшипы» возвращаются?

Грамотное применение «ганшипов» позволяет успешно избегать потерь. За более чем 20 лет ВВС США не потеряли от боевых повреждений ни одной машины такого класса, налетав многие тысячи часов и истратив тысячи снарядов в «горячих точках» по всему миру. Расчёты ПЗРК и МЗА оказываются неспособны произвести прицеливание, захват и обстрел цели ночью. В то же время бортовое оборудование АС-130 позволяет успешно действовать в любое время суток.

Сами самолёты оснащаются мощными средствами радиоэлектронного противодействия и многочисленными «тепловыми ловушками». В настоящее время разработаны и серийно производятся лазерные автоматизированные системы оптико-электронного подавления (AN/AAR-60 MILDS), которые позволяют эффективно защитить крупное воздушное судно от ракет с тепловым наведением.

/Сергей Линник, topwar.ru/

army-news.ru

Lockheed AC 130 | Боевое применение самолета

Содержание:

Lockheed AC 130 - летающая артбатарея непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины является самолет C 130 фирмы Lockheed. Основное назначение - это огневая поддержка разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск. Экипаж самолета AC-130U Spooky включает в себя 13 человек: 2 пилота, штурман, 2 наблюдателя, 4 оператора радиоэлектронных средств, офицер управления огнем и 3 стрелка. На вооружении ВВС США на данный момент остается 21 самолет. Некоторые из них последнее время привлекаются к испытаниям тактического боевого лазера, одного из вариантов вооружения ганшипов нового поколения. Последнее время AC 130U прошли модернизацию и теперь их часто обозначают, как FC130 +4. Вооружение состоит из 25-мм автоматической авиапушки GAU-12, 40-мм пушки L-60, разработанной еще в 1932 году шведской фирмой Bofors и 105 мм орудием M-102. Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Также американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Это серия сухопутных и водных транспортных путей, общей протяженностью около 20 тысяч километров на территории Лаоса и Камбоджи, во время войны во Вьетнаме. Сухой сезон 1970-1971 годов принес самолетам АС-130H наибольший успех. Ночные охотники записали на свой счет около 12 741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, стоит отметить, что данная цифра очень условна, так как еще более 5 000 грузовиков записали на свой счет экипажи других самолетов. При этом, по данным американской разведки, весь автопарк Вьет Конга состоял из 18 000 машин. В отчетах пилотов, явно имели место приписки. Однако уже в 1972 году ситуация изменилась, разведка США обнаружила на тропе первые советские комплексы ЗРК С-75. Над самолетами АС-130 автоматически нависла смертельная угроза, так как от ракет «земля-воздух» неуклюжим винтокрылым машинам спасения не было. Но отменить полеты американцы не решились, уж очень эффективна была деятельность ночных охотников. Расплата за это наступила 31 марта, когда АС-130, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением, 15 членов его экипажа выжили и были эвакуированы на большую землю вертолетами, но уже через 2 дня ракета комплекса С-75 отправила на землю второй ганшип, экипаж которого погиб полностью. Потеря двух дорогостоящих машин заставила американцев отказаться от полетов, 2 апреля 1972 года была поставлена точка в использовании данных машин во Вьетнаме. После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» - вторжение США в Панаму. Боевые действия продлились недолго - с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года. Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

АС-130 последний довод империи: war_tundra

АС-130 по праву считается уникальным самолётом.

Предназначение AC-130 следующее: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.

В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.

[Spoiler (click to open)]Система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).

Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.

war-tundra.livejournal.com