Король Арктики: Россия спускает на воду новый мощнейший в мире ледокол. Арктика ледокол новый


Король Арктики: Россия спускает на воду новый мощнейший в мире ледокол

08:2422.09.2017

(обновлено: 13:06 22.09.2017)

8379860010

МОСКВА, 22 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Двухреакторный 170-метровый стальной гигант, способный уверенно пройти сплошным ледовым полем трехметровой толщины и протащить за собой караван судов, — на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге сегодня спустят на воду второй атомный ледокол проекта 22220 — "Сибирь". Первым и головным стала "Арктика", сошедшая со стапелей в июне 2016-го. Эти атомоходы станут самыми мощными в мире. О том, что представляет собой  "Сибирь" и почему ее ввод в строй станет технологическим прорывом России на пути к освоению Арктики, — в материале РИА Новости.

Атомный ледокол проекта 22220 Арктика на стапелях ООО Балтийский завод - Судостроение в Санкт-ПетербургеАтомный ледокол "Сибирь" спустят на воду в Петербурге 22 сентября

Атомные ледовые монстры

Балтийский завод подготовил "Сибирь" к спуску на воду всего за два с половиной года — ледокол заложили в мае 2015-го. После спуска достройка продолжится на плаву. Атомоход стал первым серийным изделием проекта 22220. Кроме "Сибири", завод по контракту с ФГУП "Атомфлот" строит еще два судна этого проекта — головной атомоход "Арктика" и второй серийный "Урал".

Строительство ледокола "Арктика" в доках АО "Адмиралтейские верфи"

Весной стало известно, что ранее заявленные сроки сдачи их в эксплуатацию сдвинулись и по новому графику "Арктику" планируется сдать в первой половине 2019 года, "Сибирь" и "Урал" — в ноябре 2020 года и ноябре 2021 года. Причинами сдвига оказались проблемы с поставками турбинного оборудования для двигательных установок.

Спуск на воду головного атомного ледокола "Арктика" в Санкт-Петербурге

Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Размеры этих гигантов впечатляют: длина  — 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. В состав экипажа будут входить 75 человек. Технический проект атомоходов разработало ЦКБ "Айсберг".

Сердце гиганта

Неделю назад машиностроительный дивизион госкорпорации "Росатом" — холдинг "Атомэнергомаш" завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый ядерный реактор силовой установки РИТМ-200 для "Сибири". Она включает два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Новейший ледокол Илья МуромецНовейший ледокол "Илья Муромец" прошел второй этап заводских испытанийЭто новое поколение установок, для которых  разработали технологии и инструменты, не применявшиеся ранее не только в России, но и в мире. У РИТМ-200  уникальная энергоэффективная интегральная компоновка, что обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости и ледопроходимости, а также двойную осадку судов, которая позволяет использовать их и в арктических морях, и в устьях северных рек. Перезагрузка топлива — раз в семь лет. Для примера: за это время дизельному ледоколу пришлось бы потратить 540 тысяч тонн арктического дизельного топлива.

Чуть больше года назад, на спуске "Арктики", гендиректор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко заявил, что такие ледоколы открывают принципиально новые возможности и в сфере обеспечения обороноспособности страны, и в решении экономических задач. Они займутся проводкой судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря, на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проект дизельного ледокола проекта 22600 ЛК-25 "Виктор Черномырдин"

Стратегический флот

Имея 30 дизельных и четыре атомных ледокола, Россия стала основным оператором в Арктике. Северный морской путь вряд ли когда-нибудь заменит Суэцкий канал, но может взять на себя около 20% морского судоходства Европа — Азия, особенно с учетом российских проектов по добыче в Арктике нефти и газа.

Агентство Bloomberg отмечает: "Сегодня 95% из огромных запасов природного газа в России и 75% нефти добывается в этом регионе, что помогает создавать там пятую часть ВВП страны".

Макеты кораблей на стенде ОАО Объединенная судостроительная корпорация. Архивное фотоРоссийский атомный ледокол-лидер намечено начать строить в 2019 годуГосударство держит создание атомного флота на особом контроле — в начале июля этого года руководство Балтийского завода лично докладывало приехавшему на предприятие секретарю Совбеза Николаю Патрушеву по всем перспективным проектам, в том числе о планах по строительству атомного ледокола проекта 10510 "Лидер". Этот ледокол разрабатывается в Крыловском государственном научном центре и сможет пробивать путь во льдах толщиной около четырех с половиной метров при скорости два узла (скорость хода на чистой воде — 24 узла). По словам президента Владимира Путина, "Лидер" появится к 2025 году.

Атомный ледокол "50 лет Победы" в бухте Тихая

Ледокол сможет обеспечить круглогодичное движение кораблей и судов по Северному морскому пути, независимо от погоды и ледовой обстановки (правда, для этого потребуется серия из трех-четырех подобных гигантов). При неограниченной дальности плавания "Лидера" и длине корпуса в 209 метров его ширина — 47,7 метра — обеспечивает ледокольную проводку самых крупных танкеров и газовозов. Очевидно, и в интересах ВМФ проект 10510 будет востребован во всех арктических морях — от Баренцева и Карского до Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.

На палубе ледокола есть комплекс для вертолетов Ми-8, Ми-38 и аналогичных зарубежных моделей. Многофункциональные краны в районе кормы позволяют проводить ремонтные работы, включая замену лопастей гребных винтов. Два реактора РИТМ-400 находятся внутри герметичной защитной оболочки из радиационно-стойких стали и бетона. Конструкция реакторного отсека может выдержать падение вертолета, посадку на мель, столкновение с другим судном.

ria.ru

Стало известно, когда начнутся ходовые испытания атомного ледокола «Арктика»

Ходовые испытания ледокола начнутся в конце следующего года. Об этом сообщил в четверг генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов на межведомственном совещании по развитию промышленного и научного потенциала Санкт-Петербурга в освоении Арктической зоны.

По словам Кадилова, после завершения испытаний ледокол вернется в Мурманск в декабре. Сроки передачи ледокола заказчику не уточняются.

Ранее сообщалось, что на Балтийском заводе начались швартовые испытания «Арктики». При этом сдача ледокола Росатомфлоту была намечена на 2019 год.

Ледокол проекта 22220 (не путать с одноименным ледоколом проекта 10520) создан для проводки судов и караванов судов во льдах, их буксировки и спасательных работ. Судно имеет размеры 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение 33,5 тысячи тонн и способно ломать льды толщиной до 2,9 метра.

Согласно проекту Росатомфлот должен получить еще два ледокола этого типа - «Урал» и «Сибирь» будут сданы в 2019 и 2020 годах соответственно.

Торжественный спуск головного ледокола серии на воду состоялся в июне 2016 года. В мае текущего года на него был загружен турбогенератор.

Атомный ледокол - морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, созданное для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Единственной страной, которая обладает флотом атомных ледоколов, является Россия. В данный момент в эксплуатации находятся ледоколы «Таймыр», «Вайгач», «Севморпуть» (транспортное судно ледового класса), «Ямал». Срок эксплуатации большинства из них закончится в ближайшие годы.

В будущем предполагается создание ледоколов проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 мегаватт на валу. Предположительно, этот ледокол позволит вести суда массой до 170 тысяч тонн со скоростью примерно 12 узлов в двухметровом льду. Это, в свою очередь, позволит обеспечить круглогодичную навигацию и вывоз углеводородов на восток.

tvzvezda.ru

"Сибирь" идет в Арктику: самый мощный в мире ледокол спустили на воду

18:3522.09.2017

(обновлено: 20:18 22.09.2017)

493582399

С.-ПЕТЕРБУРГ, 22 сен — РИА Новости. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова разбила бутылку крымского шампанского о борт первого серийного атомного ледокола "Сибирь", ознаменовав его спуск на воду. Новый атомоход, как и головной ледокол "Арктика", станут самыми большими и мощными ледоколами в мире.

На работу как на праздник

То, что на Балтийском заводе сегодня праздник, ощущалось еще на проходной. Рабочие завода шли на церемонию спуска в приподнятом настроении, многие из них взяли с собой жен и детей. Подготовленный к спуску на воду многотонный атомоход "Сибирь" был украшен разноцветными воздушными шарами, а гостей церемонии встречал духовой оркестр.

Спуск на воду атомного ледокола Сибирь в Санкт-Петербурге. 22 сентября 2017В Петербурге спустили на воду мощнейший в мире атомный ледокол "Сибирь"

Почетными гостями стали полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов, гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Цуканов зачитал поздравление президента России Владимира Путина кораблестроителям Балтийского завода. "Убежден, что этот мощный, оснащенный самыми современными технологиями ледокол значительно укрепит потенциал отечественного атомного флота, будет способствовать решению важных многоплановых задач, стоящих сегодня перед экономикой страны, усилению позиций России как великой морской державы", — отмечается в приветствии президента.

Церемония спуска на воду атомного ледокола Сибирь на Балтийском заводе в Санкт-ПетербургеВоенно-морской эксперт: никому не обогнать Россию по атомным ледоколам

"Для меня огромная честь приветствовать вас от лица российских атомщиков, с которыми балтийцев связывают десятилетия совместной плодотворной работы. Спасибо за ваш труд, за возрождение отрасли и за ту атмосферу праздника, воодушевления, которая сегодня на заводе. Корабли — как люди, у каждого своя судьба: у кого-то сложная, у кого-то легкая, у кого-то яркая, у кого-то обычная, рядовая. У "Сибири" есть предшественник – ледокол, который в 1977 году был принят в эксплуатацию. Он уже доблестно отслужил свой век и установил абсолютный рекорд, достигнув Северного полюса в мае. Я желаю, чтобы нынешняя "Сибирь" тоже стала мировым рекордсменом, тоже прославила и себя, но самое главное — завод, всех вас новыми достижениями, новыми мировыми рекордами", — сказал Лихачев.

Он напомнил, что "Сибирь" — это первый серийный ледокол проекта 22220. Сейчас на Балтийском заводе продолжается строительство головного атомохода "Арктика", а также второго серийного ледокола "Урал".

"Но хочется большего: я очень хочу, чтобы мы ушли отсюда с мечтой встретиться здесь когда-то на спуске на воду ледокола нового типа, нового уровня – ледокола "Лидер", в два раза превосходящего по мощности этот ледокол. Давайте работать вместе над серийной линейкой, давайте развивать компетенции и замахиваться на большее, потому что мы с вами – лидеры, потому мы – лучшие в мире", — сказал глава "Росатома".

Церемония спуска на воду атомного ледокола Сибирь в Санкт-Петербурге. 22 сентября 2017Король Арктики: Россия спускает на воду новый мощнейший в мире ледокол

Рахманов добавил, что корабелы показывают достойный уровень работы, хотя Арктику и не освоить без трудностей. "Конечно, нам было очень тяжело с первым головным заказом, но, наверное, по-другому во льды Арктики не пробиться. Я уверен, что сегодня мы делаем еще один маленький шаг в освоении арктических широт и Северного морского пути", — сказал президент ОСК.

Глава комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин поздравил рабочих Балтийского завода от имени городских властей. По его словам, администрация города гордится тем, что именно северная столица стала центром сооружения уникальных и мощных судов, которые будут представлять интересы России в Арктике.

Слова благодарности всем, кто участвует в строительстве атомоходов, выразил и генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. Он отметил, что ледокол спускается строго по графику, что вселяет уверенность, что так будет продолжаться и дальше.

Спуск на воду ледокола Сибирь в Санкт-ПетербургеПоявилось видео спуска на воду мощнейшего в мире ледокола "Сибирь"

Крымское шампанское для "Сибири"

Крестная мать ледокола Татьяна Голикова назвала спуск "Сибири" знаменательным событием.

"Без ледокольного флота сегодня, к сожалению, невозможно развивать экономику Северного морского пути, невозможно осваивать энергетику арктической зоны и выполнять задачи в рамках Военно-морского флота. Буквально год назад, в 2016 году, вы и миллионы россиян были свидетелями того, как на воду спускали ледокол "Арктика". Но сегодня перед нами высится "Сибирь". Это первый серийный универсальный атомный ледокол. И мы очень надеемся, что он будет завершен в установленные сроки", — сказала она.

После освящения корпуса ледокола Голикова перерезала ленту, освободив бутылку шампанского, которая разбилась о борт атомохода, как дань верности традициям. Шампанское было доставлено из Крыма специально для церемонии спуска "Сибири" на воду.

После команды главного строителя головного атомохода Алексея Британова был разрезан задержник, помогавший удерживать корпус "Сибири" на стапеле, и под громкие аплодисменты атомоход сошел в воды Невы. В это время в небо выпустили сотни воздушных шаров. Теперь впереди у корабелов Балтийского завода достройка атомохода на воде, срок его сдачи – ноябрь 2020 года.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Мощнейший в мире ледокол спустили на воду в Санкт-Петербурге

ria.ru

Строительство атомного ледокола "Арктика" проекта 22220

Пару дней назад проведал "Арктику" пр. 22220 на Балтийском заводе, которая сейчас в самой активной стадии строительства - идёт насыщение её разнообразным оборудованием, паропроводами, системами жизнеобеспечения, палубными устройствами. Как вы помните, если в июне 2016-го это был просто корпус, спущенный со стапеля - то сейчас полностью сформирована надстройка и развёрстаны на отсеки внутренние объёмы.

Давайте посмотрим, как выглядит сейчас атомный ледокол и что там происходит.

2. Вид спереди.

3. Ледокол стоит уже на чистой воде, в этом году лёд рано ушёл.

4. Надстройка высокая и большая, но более короткая, чем у старших братьев проекта 10520. Я спросил, а какова будет высота в итоге? Сказали - 52 метра по мачте, т.е. Морской канал пройдёт "только-только". Но поскольку он двухосадочный, то будет ещё запас, пара метров.

5. Носовая часть.

6. ...и корма.

7. Вид со стороны кормы. Длина ледокола - 173 м, что на 25 м длиннее предыдущего проекта 10520.

8. Я застал самый пик работ по насыщению оборудованием. Его тут подвозят постоянно, самое разное. За тот час, который я провёл близ ледокола, туда успели поднять два крупных девайса для монтажа. Так что напряжённость работ высокая.

9. Оборудования очень много, корабль большой. Это, видимо, устройство для взятия ведомых судов "на ус", штатно стоит на корме.

10. А это более простая лебёдка.

11. Танки для различных жидкостей - масло и проч. Монтируются в трюме.

12. А вот заводской челнок везёт трубопроводную арматуру. Его я увидел, когда пошёл обратно - он как раз ехал к "Арктике".

13. Идёт монтаж и реакторного оборудования. Всё одновременно.

14. По всей длине смонтированы временные паропроводы (жесткие трубы с коленями).

15. Вид на надстройку сзади.

16. Пора подниматься на борт.

17. Количество кабелей и шлангов всех видов питания (электричество, просто воздух, сжатый воздух и проч.) зашкаливает :)

18. На борту в разных местах смонтированы сварочные посты, в которых сконцентрированы разные комплектующие для сварки и точки для подключения аппаратов.

19. Машинное отделение, здесь будут смонтированы турбогенераторы. Весь этот объем потом будет закрыт главной палубой.

20. Сами "Ритмы-200" уже смонтированы (оба), они ниже уровнем, чтобы центр тяжести был возможно ниже ватерлинии. Сейчас идёт монтаж различных соединительных компонентов и трубопроводной арматуры.

21. Идём к корме.

22. Ещё сварочный пост на пути. Их тут как бы не больше десятка.

23. Работы идут вовсю.

24. Вид поближе.

25. Часть объемов пока открыта, туда будет монтироваться электростанция, вспомогательные двигатели, ближе к центру - турбогенераторы и проч.

26. Вид через Большую Неву на "Адмиралтейские верфи".

27. Напротив через Неву строится "Илья Муромец" - тоже ледокол, только ВМФ (пр. 21180).

28. Посмотрим ещё надстройку.

29. С тыльной стороны надстройки - основная развязка питающих кабелей и шлангов. Как они тут не путаются во всём этом хозяйстве - ума не приложу!

30. Баковая палуба.

31. На самом носу.

32. Вид на надстройку с бака.

33. Тут тоже масса оборудования ждёт монтажа. Толстые шланги - временные воздуховоды.

34. Надстройка пока в лесах, тут много точек сварочных работ.

35. Вид на кормовую часть. Вырез - реакторная яма (см. также фото 19).

36. И вид на бак. Дальше стоит ПАТЭС "Ломоносов", он уже на финишной прямой готовности.

37. Проходы по лесам сделаны по всей длине всех уровней надстройки.

38. Ну вот, осмотрели общие виды, можно спускаться.

Теперь пора на следующий объект - "Виктор Черномырдин".

Окончание следует.

bmpd.livejournal.com

«Весь ледокол оказался новым!»

Какие требования выдвинул заказчик к техническим характеристикам «Арктики»? Основное требование — чтобы ледокол со скоростью не менее двух узлов проходил льды толщиной 2,8 метра. Это гарантирует, что судно сможет круглогодично эксплуатироваться на глубоководных трассах СМП, в частности — в Карском море, где сложная ледовая обстановка. Прежде ледоколы не могли проходить льды толще 2,1 метра. А вот мощность «Арктики» по сравнению с предшественниками мы увеличили всего на 10 МВт — до 60 МВт.

За счет чего удалось увеличить ледопроходимость? За счет отработки обвода корпуса. Изначально было два варианта теоретического чертежа. Один — от ЦНИИ Морского флота, второй — от Крыловского центра. Мы испытали оба.

У первого варианта оказались великолепные мореходные качества, но хуже ледопроходимость. У второго ледопроходимость была выше, но он плохо вел себя на чистой воде, сильно качался. Мы разработали компромиссный вариант и провели модельные испытания в специальном ледовом бассейне Крыловского научного центра. Затем выполнили контрольные испытания в ледовом бассейне в Финляндии. В результате получился оптимальный вариант обводов и достигнуты требуемые характеристики по ледовым и мореходным качествам проекта.

Что скажете о балластной системе? Признаюсь, что наши специалисты были против двухосадочности. Мы возим около восьми тысяч кубов воды, что приводит к дополнительным, достаточно габаритным системам и сложностям при размещении вспомогательного оборудования. На судне появляется затесненность, а это усложняет и строительство, и обслуживание.

Однако с точки зрения повышения экономических показателей эксплуатации ледокола заказчик — «Атомфлот» — оказался прав. На арктических трассах много мелководных участков, особенно в устьях рек. Так, в качестве одного из маршрутов работы для ледокола рассматривался маршрут Мурманск — Дудинка. А там есть мелководные участки, которые ограничивают осадку прохождения. И проводку транспортных судов на этих участках обеспечивали мелкосидящие ледоколы. А двухосадочный ледокол «Арктика» сможет в одиночку обеспечить проводку судов «от двери до двери».

Для того чтобы обеспечить минимальную осадку, уже на стадии технических требований к оборудованию мы оговаривали весовые характеристики и следили за весом каждого изделия. Но решить проблему минимизации весовых характеристик и выйти на заданные ограничения по осадке удалось только благодаря новой реакторной установке РИТМ-200. Сейчас один реакторный блок вместе с защитной оболочкой весит 1,1 тыс. тонн и умещается в отсеке шесть на шесть метров. С прежним реактором, КЛТ-40, весящим около 1,7 тыс. тонн, о двухосадочности речи быть не могло.

Будет ли еще что-то принципиально новое на ледоколе? Любой главный конструктор старается избежать большого объема головных образцов, то есть новизны. Что-то одно, без чего нельзя обойтись, новое, а все остальное должно быть серийным.

Но мы очень давно не проектировали и не строили атомных гражданских судов, и поэтому на «Арктике» почти все энергетическое оборудование новое и уникальное. Электродвижение новое, турбогенераторная установка новая, реакторная установка новая! Весь ледокол оказался новым! Полигон для испытания оборудования.

А ведь все надо еще увязать между собой и реализовать сложные алгоритмы работы всех систем, создав АСУ ТП. Кстати, тоже построенную на новых принципах и новой элементной базе. Это задача непростая. Поэтому вопросы про новое для меня достаточно болезненны.

На какой стадии находятся работы по созданию ледокола-лидера? Пройдена первая стадия — выполнен эскизный проект. Определены основные измерения, общие концепции, проверена максимально возможная ледопроходимость. И сейчас объявлен конкурс по программе ФЦП на разработку технического проекта, мы готовим документы.

Ледопроходимость для ледокола-лидера также важна? Хотя предельная ледопроходимость судна и превышает четыре метра, это не является ключевым показателем. Задача ледокола-лидера — обеспечить в восточной части Арктики движение судов с коммерческой скоростью 10–14 узлов во льду толщиной от двух до двух с половиной метров. Соответственно, скорость ледокола должна быть не меньше.

Для сравнения: скорость новой «Арктики» во льдах такой толщины не превысит шести узлов. Маловато.

Кроме того, ледокол-лидер, ширина которого составит около 46 метров, сможет вести за собой транспортные суда шириной 53 метра. «Арктика» шириной 33 метра на такое не способна.

atomicexpert.com

Новый ледокол «два в одном»: «Арктика» для Арктики

Значение Севморпути будет расти. Российские ледоколы будут востребованы ещё не менее 80 лет.

Вопрос освоения пространств Северного Ледовитого океана стоит перед человечеством вот уже на протяжении нескольких веков, с тех пор как цивилизационный уровень технологии стал достаточным для того, чтобы на равных противостоять суровой стихии Арктики. Впрочем, и в настоящее время покорение Арктики идёт с переменным успехом: каждый следующий шаг на этом пути приходится детально планировать и просчитывать. Ведь север не прощает ошибок.

Безусловно, одной из самых ярких страниц в противостоянии людей и Арктики продолжают оставаться история, современность и будущее развитие ледокольного флота для условий Северного Ледовитого океана.

Немного географии и экономики

Площадь Северного Ледовитого океана составляет 14,75 млн км². Название «ледовитый» в русском языке этот океан носит неспроста — даже в тёплое время года на последнем минимуме наблюдений, зарегистрированном 16 сентября 2012-го, площадь Северного Ледовитого океана, покрытая плотным льдом, составила 3,61 млн км². Зимой в Северном Ледовитом океане погода ещё более сурова — площадь арктического плавучего льда практически сравнивается с площадью зеркала воды и составляет в последние годы около 14,5 млн км² во время своего максимума, обычно отмечающегося в конце марта.

Такой суровый климат делает арктическое судоходство достаточно сложным и опасным мероприятием. Для работы в Арктике суда должны иметь особый, усиленный, «ледовый» класс, а капитаны — опыт работы во льдах. Кроме того, во многих частях арктической акватории даже ледового класса судна недостаточно для уверенной навигации — для проводки судов в ледяных полях вынужденно используются специализированные суда — ледоколы.

Кроме борьбы со льдом и обеспечения прохода других судов, эти специализированные корабли не несут какой-либо иной функции, например, перевозки пассажиров или груза. Практически вся мощь любого современного ледокола уходит на разрушение плотного льда, в то время как остальные функции, привычные для сухогруза или танкера, в ледоколе ужаты до необходимого минимума. В силу этого факта применение ледокольного флота всегда является прямыми расходами государства или корпорации, которые хотят осваивать богатства Арктики.

Отсюда, в общем-то, проистекает дилемма создания и поддержания ледокольного флота в Арктике: с одной стороны, практически любой проект на просторах Северного Ледовитого океана в той или иной мере подразумевает активное использование ледокольного флота, с другой стороны, только некоторые из арктических государств (не говоря уже о других странах, расположенных южнее), могут позволить себе содержать действующий ледокольный флот.

И, надо сказать, Россия вот уже на протяжении более чем полувека успешно владеет не просто мощным, но и самым лучшим ледокольным флотом в мире.

Содержание ледокольного флота предполагает большие затраты. Очень мало стран могут себе их позволить.

Лучший, атомный

Не перечисляя всех успехов советского, а потом и российского ледокольного флота, можно сказать, что с 50-х годов прошлого века в освоении Арктики страна сделала разумную и правильную ставку на атомные ледоколы. Именно использование атомной энергии позволило российским ледоколам стать по-настоящему «поводырями Арктики», которые сами оказались независимы от источников минерального топлива и получили при этом практически неограниченную дальность и автономность. Кроме того, атомная силовая установка позволила колоссально нарастить мощность судовой энергетической установки — российские магистральные атомные ледоколы на протяжении последних 60 лет остаются самыми мощными ледокольными судами, которые могут работать в любой, самой тяжёлой ледовой обстановке.

Тем не менее концепция российского ледокольного флота оказалась не лишена и существенных недостатков. Связано это было с тем, что гидрологические условия Северного Ледовитого океана достаточно разнообразны: с одной стороны, большая часть Северного морского пути представляет из себя достаточно глубоководный маршрут, где выгодно использовать мощные магистральные ледоколы с глубокой осадкой, с другой стороны, конечные порты для приёма и отправки северных грузов в основном находятся в нижнем течении великих сибирских рек — Оби, Енисея, Лены. В силу этого магистральный глубокосидящий ледокол не мог в прошлом завести караванные суда в порт, в его функцию входила лишь их проводка по Северному морскому пути, в то время как портовые операции осуществлялись дизель-электрическим ледокольным флотом.

Компромиссное решение было найдено только в последние годы существования СССР. В 1989 году в Ленинграде был введён в эксплуатацию атомный ледокол «Таймыр» (корпус которого спустили на воду в соседней Финляндии годом ранее). В том же году на воду был спущен однотипный «Вайгач», который был введён в эксплуатацию в 1990 году. Оба этих арктических ледокола были мелкосидящими — их осадка составляла всего лишь 8,1 метра (против 11 метров осадки у магистральных атомных ледоколов типа «Арктика»). Это позволило «Таймыру» и «Вайгачу» легко заходить в устья всех больших сибирских рек и, как следствие, уменьшило простои судов.Тем не менее такое решение во многом было компромиссным — в арктической навигации по-прежнему сохранялся неприятный момент «стыковки» действий магистрального и мелкосидящего припортового ледоколов, который был сопряжён как с потерями времени, так и с опасностью для судов, в ожидании проводки находящихся во льдах без ледокольной поддержки. И эта проблема сейчас уже нашла своё решение.

«Два в одном». И это не шампунь

Решением стал проект двухосадочного ледокола. Благодаря использованию переменной осадки, ледоколы нового проекта ЛК-60Я способны одинаково эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Отсюда опять-таки проистекает и прямая выгода: уходят периоды ожидания проводки у судов или ожидания ледоколом караванов — все операции производит одна ледокольная единица. А это, как следствие, радикально снижает стоимость ледовой проводки и эксплуатационные издержки ледокола.

Новый ледокол проекта ЛК-60Я — это настоящее чудо ледокольной техники, к тому же полностью произведённое на российских заводах и верфях.

Во-первых, мощность. 60 МВт чистой механической энергии «на валу» против 55 МВт у старых магистральных ледоколов типа «Арктика» (у «Таймыров», в общем-то, 36 МВт, но им больше и не надо). Такая мощность позволяет уверенно идти в сплошном льду толщиной в 2,6 метра. Для сравнения: «Арктика» может уверенно колоть лёд толщиной в 2,25 метра — и до сих пор это были рекордные цифры.

В западной прессе такие ледоколы называются Polar 8+, подразумевая то, что они могут колоть лёд толщиной в 8 футов (2,4 метра) и толще. В настоящее время ни у США, ни у Канады нет не то что ледоколов класса Polar 8, у них фактически остался лишь один ледокол «Полярная звезда» (Polar Star) c ледопроходимостью в 1,8 метра (6 футов), что соответствует российскому «Таймыру».

Канада собирается к 2021 году построить новый ледокол John Diefenbaker («Джон Дифенбейкер»), который сможет идти в 8-футовом (2,4 метра) льду и якобы сможет вернуть Канаду в число арктических держав, но планы постройки канадского Polar 8 явно буксуют — проект обсуждается вот уже с конца 1990-х годов, а начальный срок ввода «Джона Дифенбейкера» в эксплуатацию был намечен… на 2017 год.

Однако вернёмся к головному ледоколу проекта ЛК-60Я, который уже получил гордое имя «Арктика».

Вторым фактором, который выгодно отличает нового покорителя льда от старой серии «Арктика», является его тотальная автоматизация и механизация. Для сравнения: экипаж новой «Арктики» типа ЛК-60Я составляет всего 74 человека, в то время как со старыми «Арктиками» могли управляться 138 членов экипажа.

Россия существенно превосходит всех конкурентов по количеству атомных ледоколов. Она смогла не только сохранить советский научный задел, но и существенно его развить.

Ну и, наконец, третьим фактором, напрямую влияющим на эксплуатационные издержки, является срок службы нового чудесного покорителя льда. Он определён в 50 лет и соответствует сроку службы «сердца» корабля — ядерной энергетической установки. При этом саму установку надо будет подзаряжать топливом только 1 раз в 7 лет, а ледокол сможет быть автономным 6 месяцев, что определяется в основном запасами провизии на его борту.

Будут ли востребованы ледоколы?

Безусловно, мы живём сегодня в мире стремительно меняющегося климата. Одним из прямых последствий глобального потепления является и стремительное уменьшение ледового покрова Арктики. Однако достаточно точные расчёты климатологов показывают: полностью освободиться от ледового плена Арктика сможет не ранее 2100 года, что вполне обеспечивает новые российские ледоколы работой как минимум на протяжении срока их службы.

Северный морской путь критически необходим для России. Морской и речной транспорт до сих пор являются практически единственной возможностью доставить массовые и габаритные грузы в города и посёлки Крайнего Севера, точно так же, как и забрать оттуда продукцию рудников или предприятий. Кроме того, в последнее время стало понятным, что арктические нефть и газ тоже надо будет вывозить по Северному морскому пути — это оказывается дешевле и удобнее, чем строительство трубопроводов по дну арктических морей.

Конечно, в оценке Северного морского пути есть и немало беспочвенного оптимизма, в частности в вопросе его транзитного значения. Скорее всего, до тех пор, пока Северный Ледовитый океан не будет устойчиво свободен ото льда хотя бы несколько месяцев в году, это маловероятно — для транзитных (обычно контейнерных) грузов крайне важно время доставки, что трудно обеспечить при караванной проводке судов в сложных ледовых условиях.

С другой стороны, там, где есть лёд, будут и ледоколы.

А у России ледоколы были, есть и будут.

Значение Севморпути будет расти. Российские ледоколы будут востребованы ещё не менее 80 лет.

https://www.sonar2050.org

www.russiapost.su

Атомный ледокол «Арктика» приступил к швартовным испытаниям

Петербургский Балтийский завод приступил к швартовным испытаниям перспективного атомного ледокола «Арктика», головного судна проекта 22220. Как сообщает РИА Новости, достроечный этап ледокола полностью завершен, а судно подключено к береговой системе электропитания.

Швартовные испытания — один из важнейших этапов в постройке корабля или судна. Они проводятся у причальной стенки завода. Во время испытаний специалисты проверяют качество монтажа всех элементов, работу механизмов и бортовых систем. При этом производится пуск двигателей для проверки их работы и работы трансмиссии.

На время этого этапа испытаний плавсредство закреплено прочными швартовами, чтобы оно не ушло при работающих гребных винтах. Именно из-за закрепления судна швартовыми концами на все время проверок у причальной стенки, испытания и получили название швартовных.

Во время швартовных испытаний «Арктики» специалисты Балтийского завода намерены проверить качество постройки ледокола, монтажа оборудования и агрегатов, регулировку систем, энергетические установки и вспомогательные механизмы, системы жизнеобеспечения.

Ледокол «Арктика» строится по заказу «Росатома», который получит его в мае 2019 года. До этого судно будет достраиваться на плаву, а затем пройдет серию испытаний. Кроме «Арктики» для госкорпорации построят еще два ледокола проекта 22220, разработанного центральным конструкторским бюро «Айсберг».

Новый ледокол относится к классу ЛК-60Я (ЛедоКол мощностью 60 мегаватт с Ядерной установкой). Его строительство ведется с 2013 года. Атомный ледокол, как ожидается, будет работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы.

Водоизмещение «Арктики» составит 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра, ширине 34 метра и высоте 15,2 метра. Судно будет двухосадочным с минимальной осадкой 8,55 метра и максимальной — 10,5 метра. При глубокой осадке судно сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — проводить корабли по замерзшим руслам рек.

Благодаря двухосадочности судно, оснащенное двумя атомными реакторами мощностью 175 мегаватт каждый, сможет заменить ледоколы сразу двух типов — «Арктика» проекта 10520 и «Таймыр» проекта 10580. Мощность ледокола на валах составит 60 мегаватт. Судно сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде. Его автономность плавания по топливу составит семь лет, а по провизии — шесть месяцев.

22 сентября прошлого года Балтийский завод спустил на воду первый серийный атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика», также строящийся по проекту 22220. Как ожидается, судно, заложенное в мае 2015 года, будет полностью закончено к ноябрю 2020 года. Третий ледокол проекта и второй серийный — «Урал» — планируется достроить к 2022 году.

Василий Сычёв

nplus1.ru