Чапаев, Аркадий Васильевич. Аркадий васильевич чапаев


История в деталях. Аркадий Васильевич Чапаев » Военное обозрение

Достопримечательности этого города редко привлекают туристов, хотя Борисоглебск входит в список исторических городов России. И мало кто знает, что в этом небольшом уютном городке провел свои последние дни жизни Аркадий Васильевич Чапаев - младший сын известного полководца Гражданской войны.

Родился А.В. Чапаев 12 августа 1914 года в городе Мелекесс. Аркадию было пять лет, когда погиб отец. Аркадию прочили блестящее будущее. Про него говорили, что он был симпатичным молодым человеком, и благородными манерами походил на своего знаменитого отца. С юных лет он бредил авиацией, будучи семиклассником, совершил первый для себя полёт в составе авиакружка, правда, на планере и в качестве пассажира.

После окончания обычной школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, а потом – и в военную школу лётчиков в городе Энгельсе. Во время учёбы активно занимался общественной работой. Как свидетельствуют характеристики, он был отличником во всем: в дисциплине, учёбе, полётах. Его избрали депутатом городского совета. Город Энгельс тогда был столицей автономной республики немцев Поволжья.

По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немецкой республики. Он был не рядовым депутатом, а членом Центрального исполнительного республиканского комитета.

В начале 1935 года в Москве проходил Седьмой Всесоюзный съезд депутатов. Делегатом съезда Немреспублика направила и Аркадия Чапаева. Всего делегатов на этом форуме собралось более двух тысяч. Сталин просматривал общий список и увидел знаменитую фамилию. Выяснил: этот двадцатилетний парень сын легендарного Чапая! Вождь посоветовал посадить Аркадия в президиум съезда. А в перерыве позвал к себе на беседу. В музее Саратова сохранился номер многотиражки одного местного завода, где кратко рассказывалось о встрече вождя и младшего сына прославленного полководца Гражданской войны. Сталин вспомнил подвиги Василия Ивановича, поинтересовался, как живут сам Аркадий, его старший брат и сестра.

До конца марта 1937 года А.В. Чапаев, выпускник летной школы, значился младшим лётчиком 89-й тяжелобомбардировочной эскадрильи. Через год стал командиром тяжёлого бомбардировщика в 90-й эскадрилье.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступает в Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского, где вплотную занимается лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь он знакомится со многими выдающимися пилотами того времени.

Очень теплые отношения он поддерживал с Валерием Чкаловым. Они не только дружили, но и жили в одном доме в Москве, на Земляном валу. Вместе они участвовали в разработке новых схем испытательных полётов. Кстати, Чапаев-младший первым сообщил семье Чкалова о гибели Валерия Павловича – это случилось 15 декабря 1938 года. Гибель друга оставила в душе самого Аркадия тяжёлый след.

Чапаев часто ездил по стране, встречался с пионерами в "Артеке", с солдатами и офицерами в воинских частях, выступал в трудовых коллективах. Рассказывал о своем героическом отце. Аркадия Чапаева нисколько не тяготила слава отца, о котором к тому времени были написаны десятки книг и снят знаменитый кинофильм. Аркадий, конечно же, гордился этим. Но всякий раз подчеркивал: фильм - это искусство, реальность была совсем иной, может, даже более героической и драматической.

Мог бы и Аркадий стать героем своего времени, если бы не трагедия…

В ту пору Чапаев-младший находился в Борисоглебске. Как слушатель Военно-воздушной академии имени Жуковского проходил лётную практику в авиационной школе, которую в своё время окончил и его покойный друг Валерий Чкалов, и которая уже тогда была удостоена права называться именем советского аса. Чапаев оканчивал первый курс, и для перевода на второй ему предстояло, после тренировочных полётов, показать экзаменационной комиссии свой зачётный полёт.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе И-16.

Этот самолёт считался надежной машиной, проверенной в боевой обстановке: в небе Испании, охваченной гражданской войной, советские летчики-добровольцы на И-16 творили чудеса, на их счету было немало сбитых немецких и итальянских самолетов. Полёт Аркадия Чапаева проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор.

Гибель друга видел однокашник Леонид Горегляд.

"Прыгай, прыгай!" - кричали мы, - записал в своих воспоминаниях Леонид Иванович. - "Но Аркадий пытался вывести самолет из штопора. Казалось, он был близок к цели. Истребитель даже вышел из левого штопора, но тут же вошел в правый… Так, пытаясь спасти машину, погиб Аркадий Чапаев».

Спустя некоторое время поступила информация - И-16 упал в озеро Ильмень (сегодня - Поворинский район Воронежской области).

Озеро неглубокое, и скорость, с которой падал самолет, была такова, что всей своей массой и вместе с летчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолет вытащили тросами и веревками, а тело Аркадия из сплющенной кабины вырезали с помощью автогена.

Обстоятельства гибели Аркадия Чапаева изучала специальная комиссия, однако к настоящему времени так и не удалось разыскать ее материалы. Пока известно, что есть аварийный акт, где Аркадий Чапаев характеризуется как: «Летчик примерной дисциплины, организованный в работе… Всегда опрятен, подтянут. Женат. Летная успеваемость хорошая и отличная. Перед полетом жалоб на здоровье не представлял. Был весел».

Через три дня после его гибели нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание «капитан».

Так в небе над Борисоглебском, где учился летать Валерий Чкалов, оборвалась жизнь его товарища Аркадия Чапаева.

Похоронили А.В.Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище. На могиле сооружен памятник, по проекту архитектора Владимира Тучина.

На памятнике - надпись: "вылетел 07.07.1939 года на истребители И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта. Сам погиб, а людей спас".

topwar.ru

Чапаев, Аркадий Васильевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чапаев.

Арка́дий Васи́льевич Чапа́ев (12 августа 1914, Мелекесс — 7 июля 1939, Борисоглебск Воронежская область)[1] — советский военный лётчик, командир звена 90-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС РККА, капитан (1939, посмертно), член Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья. Младший сын легендарного героя Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Биография

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе[2] (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1914 года отец ушёл на фронт, а 5 сентября 1919 года погиб. Вслед за отцом умерла и мать.

Аркадия, его брата и сестру взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт на планере в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики Немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того, Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий Чапаев (справа) на торжественном обеде рядом с В. П. Чкаловым

Аркадий много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, до конца марта 1937 года А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступил слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимался лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий познакомился со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов[3]. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки, в частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия неизгладимые впечатления, Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам для перевода на второй курс предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолёт, была такова, что всей своей массой и вместе с лётчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолёт вытащили тросами и верёвками.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживалось большинство свидетелей произошедшего, в частности, однокурсник Аркадия Леонид Иванович Горегляд, впоследствии Герой Советского Союза;
  • Версия потери сознания пилотом — версия, высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак[источник не указан 44 дня];
  • Версия самоубийства пилота — версия, высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт, пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан»[4].

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте, кроме прочего, надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

Видео по теме

Ссылки

Примечания

wikipedia.green

Чапаев, Аркадий Васильевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чапаев.

Арка́дий Васи́льевич Чапа́ев (12 августа 1914, Мелекесс — 7 июля 1939, Борисоглебск Воронежская область)[1] — советский военный лётчик, командир звена 90-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС РККА, капитан (1939, посмертно), член Центрального исполнительного комитета АССР немцев Поволжья. Младший сын легендарного героя Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе[2] (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1914 года отец ушёл на фронт, где 5 сентября 1919 года погиб. Вслед за отцом умерла и мать.

Аркадия, его брата и сестру, взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика[править]

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт, на планере, в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий не любил праздно проводить время, много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, и до конца марта 1937 года, А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье. Через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром целого звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступил слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимался лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий познакомился со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов[3]. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки, в частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия неизгладимые впечатления, Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота[править]

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам, для перевода на второй курс, предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолёт, была такова, что всей своей массой и вместе с лётчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолёт вытащили тросами и верёвками, а тело Аркадия из сплющенной кабины вырезали с помощью автогена.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживалось большинство свидетелей произошедшего, в частности, однокурсник Аркадия, Герой Советского Союза Леонид Иванович Горегляд;
  • Версия потери сознания пилотом — версия, высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак;
  • Версия самоубийства пилота — версия, высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт, пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан»[4].

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте, кроме прочего, надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

wp.wiki-wiki.ru

Чапаев, Аркадий Васильевич — WiKi

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе[2] (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1914 года отец ушёл на фронт, а 5 сентября 1919 года погиб. Вслед за отцом умерла и мать.

Аркадия, его брата и сестру взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт на планере в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики Немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того, Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, до конца марта 1937 года А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступил слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимался лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий познакомился со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов[3]. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки, в частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия неизгладимые впечатления, Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам для перевода на второй курс предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолёт, была такова, что всей своей массой и вместе с лётчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолёт вытащили тросами и верёвками.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживалось большинство свидетелей произошедшего, в частности, однокурсник Аркадия Леонид Иванович Горегляд, впоследствии Герой Советского Союза;
  • Версия потери сознания пилотом — версия, высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак[источник?];
  • Версия самоубийства пилота — версия, высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт, пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан»[4].

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте, кроме прочего, надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

ru-wiki.org

История в деталях. Аркадий Васильевич Чапаев

Родился А.В. Чапаев 12 августа 1914 года в городе Мелекесс. Аркадию было пять лет, когда погиб отец. Аркадию прочили блестящее будущее. Про него говорили, что он был симпатичным молодым человеком, и благородными манерами походил на своего знаменитого отца. С юных лет он бредил авиацией, будучи семиклассником, совершил первый для себя полёт в составе авиакружка, правда, на планере и в качестве пассажира.

После окончания обычной школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, а потом – и в военную школу лётчиков в городе Энгельсе. Во время учёбы активно занимался общественной работой. Как свидетельствуют характеристики, он был отличником во всем: в дисциплине, учёбе, полётах. Его избрали депутатом городского совета. Город Энгельс тогда был столицей автономной республики немцев Поволжья.

По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немецкой республики. Он был не рядовым депутатом, а членом Центрального исполнительного республиканского комитета.

В начале 1935 года в Москве проходил Седьмой Всесоюзный съезд депутатов. Делегатом съезда Немреспублика направила и Аркадия Чапаева. Всего делегатов на этом форуме собралось более двух тысяч. Сталин просматривал общий список и увидел знаменитую фамилию. Выяснил: этот двадцатилетний парень сын легендарного Чапая! Вождь посоветовал посадить Аркадия в президиум съезда. А в перерыве позвал к себе на беседу. В музее Саратова сохранился номер многотиражки одного местного завода, где кратко рассказывалось о встрече вождя и младшего сына прославленного полководца Гражданской войны. Сталин вспомнил подвиги Василия Ивановича, поинтересовался, как живут сам Аркадий, его старший брат и сестра.

До конца марта 1937 года А.В. Чапаев, выпускник летной школы, значился младшим лётчиком 89-й тяжелобомбардировочной эскадрильи. Через год стал командиром тяжёлого бомбардировщика в 90-й эскадрилье.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступает в Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского, где вплотную занимается лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь он знакомится со многими выдающимися пилотами того времени.

Очень теплые отношения он поддерживал с Валерием Чкаловым. Они не только дружили, но и жили в одном доме в Москве, на Земляном валу. Вместе они учавствовали в разработке новых схем испытательных полётов. Кстати, Чапаев-младший первым сообщил семье Чкалова о гибели Валерия Павловича – это случилось 15 декабря 1938 года. Гибель друга оставила в душе самого Аркадия тяжёлый след.

Чапаев часто ездил по стране, встречался с пионерами в "Артеке", с солдатами и офицерами в воинских частях, выступал в трудовых коллективах. Рассказывал о своем героическом отце. Аркадия Чапаева нисколько не тяготила слава отца, о котором к тому времени были написаны десятки книг и снят знаменитый кинофильм. Аркадий, конечно же, гордился этим. Но всякий раз подчеркивал: фильм - это искусство, реальность была совсем иной, может, даже более героической и драматической.

Мог бы и Аркадий стать героем своего времени, если бы не трагедия…

В ту пору Чапаев-младший находился в Борисоглебске. Как слушатель Военно-воздушной академии имени Жуковского проходил лётную практику в авиационной школе, которую в своё время окончил и его покойный друг Валерий Чкалов, и которая уже тогда была удостоена права называться именем советского аса. Чапаев оканчивал первый курс, и для перевода на второй ему предстояло, после тренировочных полётов, показать экзаменационной комиссии свой зачётный полёт.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе И-16.

История в деталях. Аркадий Васильевич Чапаев

Этот самолёт считался надежной машиной, проверенной в боевой обстановке: в небе Испании, охваченной гражданской войной, советские летчики-добровольцы на И-16 творили чудеса, на их счету было немало сбитых немецких и итальянских самолетов. Полёт Аркадия Чапаева проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор.

Гибель друга видел однокашник Леонид Горегляд.

"Прыгай, прыгай!" - кричали мы, - записал в своих воспоминаниях Леонид Иванович. - "Но Аркадий пытался вывести самолет из штопора. Казалось, он был близок к цели. Истребитель даже вышел из левого штопора, но тут же вошел в правый… Так, пытаясь спасти машину, погиб Аркадий Чапаев».

Спустя некоторое время поступила информация - И-16 упал в озеро Ильмень (сегодня - Поворинский район Воронежской области).

История в деталях. Аркадий Васильевич Чапаев

Озеро неглубокое, и скорость, с которой падал самолет, была такова, что всей своей массой и вместе с летчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолет вытащили тросами и веревками, а тело Аркадия из сплющенной кабины вырезали с помощью автогена.

Обстоятельства гибели Аркадия Чапаева изучала специальная комиссия, однако к настоящему времени так и не удалось разыскать ее материалы. Пока известно, что есть аварийный акт, где Аркадий Чапаев характеризуется как: «Летчик примерной дисциплины, организованный в работе… Всегда опрятен, подтянут. Женат. Летная успеваемость хорошая и отличная. Перед полетом жалоб на здоровье не представлял. Был весел».

Через три дня после его гибели нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание «капитан».

Так в небе над Борисоглебском, где учился летать Валерий Чкалов, оборвалась жизнь его товарища Аркадия Чапаева.

Похоронили А.В.Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище. На могиле сооружен памятник, по проекту архитектора Владимира Тучина.

 

 

История в деталях. Аркадий Васильевич Чапаев

На памятнике - надпись: "вылетел 07.07.1939 года на истребители Ил-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта. Сам погиб, а людей спас".

maxpark.com

Чапаев Аркадий Васильевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чапаев.

Арка́дий Васи́льевич Чапа́ев (12 августа 1914, Мелекесс — 7 июля 1939, Борисоглебск Воронежская область)[1] — советский военный лётчик, командир звена 90-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС РККА, капитан (1939, посмертно), член Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья. Младший сын легендарного героя Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Биография

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе[2] (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1914 года отец ушёл на фронт, а 5 сентября 1919 года погиб. Вслед за отцом умерла и мать.

Аркадия, его брата и сестру взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт на планере в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики Немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того, Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий Чапаев (справа) на торжественном обеде рядом с В. П. Чкаловым

Аркадий много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, до конца марта 1937 года А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступил слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимался лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий познакомился со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов[3]. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки, в частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия неизгладимые впечатления, Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам для перевода на второй курс предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолёт, была такова, что всей своей массой и вместе с лётчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолёт вытащили тросами и верёвками.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживалось большинство свидетелей произошедшего, в частности, однокурсник Аркадия Леонид Иванович Горегляд, впоследствии Герой Советского Союза;
  • Версия потери сознания пилотом — версия, высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак[источник не указан 58 дней];
  • Версия самоубийства пилота — версия, высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт, пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан»[4].

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте, кроме прочего, надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Аркадий Васильевич Чапаев Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чапаев.

Арка́дий Васи́льевич Чапа́ев (12 августа 1914, Мелекесс — 7 июля 1939, Борисоглебск Воронежская область)[1] — советский военный лётчик, командир звена 90-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС РККА, капитан (1939, посмертно), член Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья. Младший сын легендарного героя Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Биография

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе[2] (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1914 года отец ушёл на фронт, а 5 сентября 1919 года погиб. Вслед за отцом умерла и мать.

Аркадия, его брата и сестру взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт на планере в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики Немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того, Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР Немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий Чапаев (справа) на торжественном обеде рядом с В. П. Чкаловым

Аркадий много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, до конца марта 1937 года А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступил слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимался лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий познакомился со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов[3]. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки, в частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия неизгладимые впечатления, Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам для перевода на второй курс предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолёт, была такова, что всей своей массой и вместе с лётчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолёт вытащили тросами и верёвками.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживалось большинство свидетелей произошедшего, в частности, однокурсник Аркадия Леонид Иванович Горегляд, впоследствии Герой Советского Союза;
  • Версия потери сознания пилотом — версия, высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак[источник не указан 58 дней];
  • Версия самоубийства пилота — версия, высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт, пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан»[4].

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте, кроме прочего, надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru