Ракетно-артиллерийский «Палаш». Ао 18


«Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел

Звук корабельных автоматов производит большое впечатление. 170 выстрелов в секунду — дикий вой, непереносимый для человеческого уха. Из-за этого наши морские офицеры предпочитают установки АК-306 с меньшим темпом стрельбы, чем у АК-630 и «Палаша».

Первый советский зенитный автомат АК-230. Темп стрельбы 1000 выстрелов в минуту был недостаточным для надежного поражения противокорабельных ракет

Установка АК-306 — упрощенный вариант АК-630

30-мм артустановка АК-630, выпускающая 5000 выстрелов в минуту, до сих пор остается основным средством самообороны флота

Для охлаждения стволов пытались использовать патроны с охлаждающей жидкостью, которая при выстреле испарялась, не доходя до дульного среза

Морской автоматизированный зенитно-ракетный комплекс «Пальма», он же «Палаш» годится для размещения на кораблях малого водоизмещения и катерах. Два шестиствольных автомата АО-18КД выпускают 10 000 снарядов в минуту с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с

Современные системы скорострельных пушек практически подошли к своему пределу — 5000 выстрелов в минуту. Дальнейшее увеличение темпа стрельбы достигается увеличением количества артиллерийских модулей

Основное средство борьбы американского флота против противокорабельных ракет — 20-мм установка «Вулкан-Фаланкс» МК.15 (США) имеет блок из шести стволов, темп стрельбы 4500 выстр./мин. Вес установки 6,18 т

30-мм установка «Голкипер» (Нидерланды, 1984) имеет семь стволов, темп стрельбы 4200 выстр./мин. Вес установки 5,9 т

Основные преимущества западных конкурентов перед отечественными системами — лучшая система наведения, более скоростные приводы наведения, а также использование подкалиберных снарядов, способных пробить бронированную боевую часть крылатой ракеты и вызвать детонацию взрывчатого вещества

В октябре 1943-го около Ялты германские бомбардировщики Ю-87 потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Их зенитные орудия оказались бесполезны против низколетящих самолетов, а автоматы 70К имели малую скорострельность и после 80−100 выстрелов раскалялись до 350−4000С. После этого боя Сталин запретил выход больших кораблей «без достаточного авиационного прикрытия». Адмиралы перестраховались, и до конца войны ни один корабль от эсминца и выше не вышел из портов в Черное море.

Лес стволов

Американские 40-мм автоматы «Бофорс» оказались не лучше наших 70К, и янки решили взять числом. На своих кораблях они везде, где можно, натыкали зенитные автоматы. На линкорах их стало свыше ста, а на крейсерах — до 60, причем половина была 40-мм калибра, а половина — 20-мм. Лес стволов создавал море огня. Тем не менее камикадзе прорывались сквозь него и поражали палубы и надстройки кораблей. Им удалось потопить сравнительно немного кораблей, зато десятки были превращены в огромные костры, которые хотя оставались на плаву, но затем годились лишь на лом.

С появлением реактивных самолетов и крылатых противокорабельных ракет (ПКР), действовавших на низких и сверхнизких высотах, роль классических зенитных автоматов практически свелась к нулю. Мне врезался в память фотоснимок 1967 года: над израильскими зенитчиками пролетает египетский МиГ-17, а они даже не реагируют на него. По лицам видно, что они ничего не видят и не слышат.

Барабанщики

Для эффективной защиты кораблей потребовались полностью автоматизированные установки с темпом стрельбы в несколько тысяч выстрелов в минуту. В них огонь открывается и ведется без всякого участия расчета. Система управления огнем сама обнаруживает цель, срабатывает автозапросчик «свой-чужой», выбирается наиболее опасная для корабля цель, рассчитывается ее траектория и упреждение пушки, автоматически производится наведение стволов и открывается огонь.

Дальнейшее увеличение темпа стрельбы связано с почти непреодолимыми технологическими и конструктивными трудностями. Поэтому конструкторы решили уйти от классической схемы автомата «один ствол — один казенник» и перейти к другим схемам: револьверной (барабанной) и с вращающимся блоком стволов. В таких схемах происходит совмещение операций, невозможных для классической схемы.

По барабанной схеме была создана советская двуствольная установка АК-230. Но и у нее предельная скорострельность оказалась лишь 1000 выстр./мин. на ствол, чего было недостаточно для гарантированного поражения малоразмерной цели, летящей с околозвуковой скоростью. А между тем в 1982 году одной сравнительно небольшой аргентинской ракеты «Экзозет» хватило для потопления новейшего британского фрегата «Шеффилд» водоизмещением 4200 т.

Шестистволки

В результате все ведущие морские державы приступили к созданию систем ближней самообороны с вращающимся блоком стволов.

В 1963 году в СССР началось проектирование шестиствольного автомата АО-18 (ГШ-6−30К). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерная особенность этого оружия — непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов. Питание — непрерывное ленточное.

Серьезной проблемой при темпе стрельбы 5000 выстр./мин. становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки воды или антифриза между кожухом и стволами.

Установка АК-630 полностью автоматизирована. Ведение стрельбы определяет система «Вымпел». Вот, к примеру, один из вариантов стрельбы. «Вымпел» просчитывает время, когда цель и снаряды, выпущенные из АК-630, окажутся в точке, удаленной на 4000−3800 м от корабля (предельная дальность действия установки в автоматическом режиме). В момент, когда открывается огонь, цель может находиться на дистанции 5−6 км. Первоначально стрельба ведется короткими очередями по 40 выстрелов с перерывами в 3−5 секунд, а затем, если цель не сбита, установка переходит на непрерывный огонь до поражения цели. После этого она автоматически начинает обстреливать следующую цель.

Первоначально 30-мм автоматы комплектовались выстрелами с осколочно-фугасными снарядами весом 390 г и осколочно-трассирующими снарядами весом 386 г. Шестиствольная 30-мм отечественная артустановка АК-630 была принята на вооружение в 1980 году. АК-630 и ее упрощенный вариант АК-306 до сих пор остаются основным средством самообороны нашего флота.

Бронебойным — огонь!

Однако стрельбы по крылатым противокорабельным ракетам на полигонах и в ходе локальных войн показали, что ракету, подлетевшую к кораблю-цели на несколько сотен или даже десятков метров, недостаточно сильно повредить — необходимо уничтожить ее боевую часть. Но боевые части многих ПКР бронированы. Поэтому за рубежом в боекомплект ряда корабельных автоматических малокалиберных установок включены выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами. Среди них 20-мм американская шестиствольная артустановка «Вулкан-Фаланкс», 30-мм англо-голландский семиствольный «Голкипер» и другие.

В ГНПП «Прибор» были созданы бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубец», предназначенные для 30-мм армейских автоматов 2А38, 2А42 и 2А72. Эти снаряды способны пробить 25-мм броню под углом 60 градусов с дистанции 1000−1500 м. С учетом стандартизации 30-мм выстрелов этим подкалиберным снарядом можно легко комплектовать и выстрелы для морских 30-мм автоматов типа ГШ-6−30К.

Умножаем на два

В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 — 5000 выстр./мин. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во‑первых, применить новые конструктивные схемы автомата — например, сочетать многоствольную схему с револьверной, а во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

Смерть имитаторов

С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.

Под псевдонимом

В конце 1970-х в КБП под руководством генерального конструктора А.Г. Шипунова начались работы по созданию ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» 3М87, получившего впоследствии «псевдоним» «Каштан». Кто завел моду придумывать «псевдонимы» — осталось неизвестным. Замечу лишь, что такого не было даже при Сталине.

Комплекс «Кортик» предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 1,5 км до 8 км, а затем дострела уцелевших целей 30-мм автоматами на дистанции от 500 до 1500 м. «Кортик» включает один командный модуль и от одного до шести боевых станций. Командный модуль состоит из радиолокационной станции обнаружения целей и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания. Боевые ракетно-артиллерийские установки снабжены собственной системой управления, состоящей из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.

Артиллерийская часть комплекса состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов 6К30ГШ с суммарным темпом стрельбы около 10 000 выстр./мин., созданных на базе ГШ-6−30К и использующих те же выстрелы. Боекомплект находится не в подбашенном помещении, как на ранних установках, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Ленточное питание автоматов заменено на шнековое (беззвеньевое).

На вращающейся части комплекса смонтированы два блока по четыре ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры. Ракета 9М311 унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22М «Тунгуска». Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи.

9М311 — единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Малые размеры позволяют размещать комплекс на любых кораблях, от ракетных катеров до авианосцев, а также на наземных объектах.

Адмирал с восемью кортиками

На вооружение «Кортик» поступил в 1989 году. Восемь модулей 3М87 были установлены на авианосце «Адмирал Кузнецов», шесть модулей на атомном крейсере проекта 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля было установлено на двух СКР проекта 1154 типа «Неустрашимый». К концу 1994 года производство «Кортика» прекратилось. Первоначально предполагалось большую часть артустановок АК-630 заменить «Кортиком» как на строящихся, так и на состоящих в строю кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и 3М87. Однако на кораблях ряда проектов «Кортик» не проходит по высоте (2250 мм по сравнению с 1070 мм у АК-630).

Точное машиностроение

В начале 1990-х появились сведения о разработке ЦНИИ «Точмаш» — ракетно-артиллерийском комплексе «Палаш», фигурировавшем также под именем «Пальма». «Палаш» выгодно отличается от «Кортика» вдвое меньшей массой и габаритами, что позволяет разместить его на кораблях малого водоизмещения и катерах. Темп стрельбы тот же, что и у АК-630М1−2 и «Кортика», — 10 000 выстр./мин. с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с. В «Палаше» использованы два разработанных КБП шестиствольных автомата АО-18КД.

Оптико-электронные системы наведения автоматов находятся в шаре над установкой. Система имеет телевизионный и инфракрасный каналы, лазерный дальномер. В стрельбовом модуле комплекса «Палаш» предусмотрена возможность установки восьми легких гиперзвуковых ракет «Сосна Р», наводимых по лазерному лучу с помощью лазерно-лучевого канала. В этом случае боевые возможности стрельбового модуля удваиваются, дальность действия увеличивается до 8 км по самолету и до 4 км по противокорабельным ракетам.

В ноябре 2005 года опытный образец комплекса «Палаш» в чисто артиллерийском варианте (без ракет) был доставлен в Севастополь, где к февралю 2006 года его установили на ракетном катере Р-60. Весну этого года Р-60 провел за мысом Херсонес, где состоялись первые стрельбы: шесть очередей по 480 осколочно-фугасных снарядов. Дальнейшие испытания, по предположению украинских специалистов, будут проходить на Феодосийском полигоне, если, конечно, это допустит правительство Украины. Главная интрига — сумеет ли «Палаш» эффективно использовать подкалиберные снаряды и насколько эффективна его система управления.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2007).

www.popmech.ru

Ракетно-артиллерийский «Палаш» » Военное обозрение

Вскоре после принятия на вооружение зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик», разработанного в тульском КБП и предназначенного для самообороны кораблей, работы по теме комбинированных зенитных установок были продолжены. В КБ Приборостроения пошли по пути модернизации уже созданного комплекса («Кортик-М» и «Кортик-МО»), а в московском КБ Точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана стали работать над собственным проектом ЗРАК, названным «Палаш».

Первые сообщения о разработке «Палаша» появились в 1994 году, далее в течение некоторого времени информация появлялась в крайне скудных количествах. Однако уже в 97-м стал известен примерный облик будущего зенитного комплекса, а точнее его орудийная часть – восемь управляемых ракет и два 30-мм шестиствольных автомата. В середине 2000-х годов опытный образец «Палаша» отправился на полигонные испытания, проводившиеся на «объекте 30» в Крыму. Осенью 2005, по завершении полигонных стрельб, боевой модуль зенитного комплекса (индекс 3Р89) отправили в Севастополь, где на СРЗ №13 его установили на ракетный катер Р-60. Корабельные испытания ЗРАК «Палаш» продлились до 2007 года. Следует отметить тот факт, что в полигонных и корабельных испытаниях проводились стрельбы только из автоматов – ракеты «Сосна-Р» к тому моменту еще не были готовы. В декабре того же года комплекс был принят на вооружение, а именно в опытную эксплуатацию. Кроме того, планировалось установить «Палаш» на второй катер – Р-239 – однако по ряду причин, в основном финансового характера, Р-60 так и остался в одиночестве.

Своей компоновкой ЗРАК «Палаш» в некотором роде напоминает своей предшественник «Кортик». То же массивное основание и расположенные по бокам автоматы АО-18 и транспортно-пусковые контейнеры ракет. Однако «Палаш» имеет другую систему наведения, что тоже определенным образом сказалось на внешнем виде. В верхней части боевого модуля 3Р89 размещена оптиколокационная станция управления «Шар», закрытая сферическим кожухом. Из-за этой детали весь боевой модуль имеет некоторое сходство с роботами военного назначения из некоторых художественных фильмов, что сразу же отметили многие любители военной техники. Станция «Шар» имеет в своем составе телевизионно-оптическую станцию с теле- и тепловизионным каналом, лазерные дальномер и систему управления зенитными ракетами. Также, еще в самом начале работ по «Палашу», планировалось дополнить комплекс радиолокационной станцией, размещаемой в отдельном корпусе. Но до сих пор РЛС не доведена, в испытаниях не участвовала и о принятии ее на вооружение не может быть и речи. Таким образом, для обнаружения и наведения используется только станция «Шар», но в некоторых источниках утверждается, что автоматика «Палаша» может получать данные с собственных РЛС корабля-носителя. Без использования данных радиолокатора ОЛСУ «Шар» способна обнаруживать и выводить ракету на цель, находящуюся в пределах ±178° по азимуту и от -20°до +82 по углу места. При этом удержание цели на сопровождении обеспечивается при ее угловой скорости до 50 град/с. Максимальная дальность, определяемая лазерным дальномером – 20 км, при этом взятие цели на автосопровождение может происходить на меньших расстояниях: от 16 км для самолета, 10 для вертолета и около 8-10 для крылатой ракеты. Однако в большинстве случаев уверенное обнаружение и сопровождение цели возможно лишь на дальности от 6 км.

Артиллерия ЗРАК «Палаш» состоит из двух автоматических пушек калибра 30 мм АО-18КД. От предыдущих модификаций они отличаются более длинным стволом (80 калибров) и, как следствие, лучшей баллистикой снаряда. Прицельная дальность пушек – от 200 до 4000 метров, а скорострельность – до 5000 выстрелов в минуту на автомат (суммарно – до 10 тыс.). Артиллерия «Палаша» может эффективно поражать цели, летящие со скоростью до 300 м/с на высотах до 3 км. Время реакции артиллерийской установки, по данным КБ Точмаш, составляет 5-7 секунд. Боекомплект автоматов – до 1500 снарядов. Механизм подачи боеприпасов – беззвеньевой шнековый. АО-18КД могут использовать следующие типы снарядов:- БПТС. Бронебойный подкалиберный снаряд с твердосплавным сердечником (сплав ВНЖ). Имеется трассер. Предназначены, в первую очередь, для подрыва боевой части обстреливаемой крылатой ракеты;- ОФЗС. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд;- ОТС. Осколочный снаряд, оснащенный трассером.

Как уже говорилось, к моменту испытаний комплекса ракета «Сосна-Р» (индекс ГРАУ 9М337), разрабатываемая КБ Точмаш, еще не была доведена до соответствующей кондиции. Поэтому на имеющихся фотографиях «Палаша» с ТПК ракет последние являются либо макетами, либо результатом фотомонтажа. По этой причине ниже будут приведены заявленные конструкторским бюро характеристики ракеты. При длине и массе ТПК в 2390 мм и 36-39 кг (в разных источниках данные разнятся) соответственно ракета может поражать аэродинамические цели на дальностях от 1300 метров. Максимальная дальность поражения цели «Сосной-Р» составляет 8 км в случае с самолетами или 4 км при работе по противокорабельным ракетам. Наведение ракеты на цель осуществляется лазером при помощи соответствующего узла станции «Шар». Заявленная точность наведения составляет до 15 угловых секунд. Во время полета до цели «Сосна-Р» может маневрировать с поперечной перегрузкой до 52 и продольной до 40 единиц. Максимальные скорость и высота полета цели, при которых ракета может эффективно поражать ее, составляет 700 м/с и 2-3500 м соответственно. Боевая часть ракеты осколочно-фугасная с 12-канальным лазерным бесконтактным взрывателем. Общая ее масса – 5 килограмм.

Модуль ОЭСУ "Шар" ЗРАК "Палаш"

Кроме варианта «Палаш» разработана экспортная версия зенитного комплекса под названием «Пальма». От оригинальной модификации она отличается составом оборудования и вариантами исполнения. По желанию заказчика «Пальма» может изготовляться в нескольких версиях:- полный комплект: боевой модуль (до четырех на одном корабле), РЛС и станция «Шар»;- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с ракетным и артиллерийским вооружением;- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с ракетным вооружением;- только боевой модуль (может комплектоваться ОЛСУ «Шар») с артиллерийским вооружением;- контейнерная модификация. Предназначается для использования на неподготовленных кораблях, например, на переоборудованных для военного использования гражданских судах.

В российском Военно-Морском Флоте ЗРАК «Палаш» на данный момент имеется всего в одном экземпляре – на ракетном катере Р-60. Относительно оснащения «Палашом» других кораблей ничего не известно, однако в свете затянувшейся разработки ракеты для комплекса вряд ли стоит строить оптимистические планы о судьбе всего комплекса.

topwar.ru

30 мм установка АК-306 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

АК-306 (установка А-219, автомат АО-18Л)

АК-306М 

 

Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". Проектирование установки А-219 с электроприводом автомата АО-18 (вместо газового) и без радиолокационной системы управления начаты на базе АК-630 на основании ТТЗ Главкома ВМФ от 3 июля 1970 г. по решению ВПК при СМ СССР №54 от 15 марта 1971 г. в ЦКИБ СОО (главный конструктор - М.С.Кнебельман). Готовность первого опытного образца - 16 июля 1973 г. Заводские испытания - 1973 г. (7027 выстрелов). Государственные полигонные испытания - с 24 июня 1974 г. по 22 февраля 1978 г. (доработкам подверглись стволы, казенники. люльки, приводы и др.элементы конструкции). Сопряжение со станцией "Лазурь" в ходе испытаний начато в конце 1977 г.  Серийное производство начато на заводе №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1978 г. Государственные корабельные испытания установки А-219 с оптической станцией "Лазурь" проходили на большом артиллерийском катере пр.1248 с 3 по 28 октября 1979 г. Установка принята на вооружение приказом МО №0125 от 23 июня 1980 г. Установка АК-306М упоминается в прессе, но пока не идентифицирована.

 

 

Наведение - установка управляется дистанционно от ПУС с оптическим прицелом ОПУ-1 со станцией "Лазурь" (отсутствует измерение дальности до цели, баллистический вычислитель, стабилизатор линии прицеливания).

 

Установка аналогична по большинству параметров установке АК-630. Используется автомат АО-18Л с электроприводом вместо газового двухпоршневого двигателя (как на АО-18). Есть вариант установки без кожуха на блоке стволов. Жидкостное охлаждение отсутствует. Установка выполнена в маломагнитном исполнении - используются маломагнитные материалы - алюминий, пластик и маломагнитная сталь. Система электроприводов и управления установкой - Д-217. Электропитание - 220 вольт 400 Гц или 380 вольт 50 Гц, мощность - 10 кВт.

Боезапас - 500 патронов (лента, 455 выстр. с ОФЗ-снарядом и 45 выстр с осколочно-трассирующим)

 

Расчет - 2 чел (комендор и артиллерист-электрик, на 1-2 установки)

 

Высота установки над палубой - 1090 мм

Высота линии огня от шарового погона - 218 мм

Высота линии огня от палубы - 698 мм

Диаметр шарового погона - 1240 мм

Диаметр основания по центрам крепежных болтов - 1850 мм

Диаметр подбашенного помещения - 2200 мм

Высота подбашенного помещения в надпалубном варианте - 920 мм

Высота подбашенного помещения в подпалубном варианте - ок.2000 мм

Число шаров - 191

Диаметр шаров - 15.9 мм

Радиус обметания по стволам - 1660 мм

Радиус обметания по казенной части - 663 мм

Углы вертикального наведения - от -12 до +85 град.

Углы горизонтального наведения - +-180 град.

Скорость верикального наведения - 50 град/с

Скорость горизонтального наведения - 70 град/с

Масса установки без боезапаса и ЗИП - 1100 кг

Масса боезапаса с лентой - 480 кг

Масса устройств системы управления Д-217 вне установки - 52 кг

 

Число нарезов - 16

Длина автомата АО-18Л - 2166 мм

Ширина автомата АО-18Л - 270 мм

Высота автомата АО-18Л - 305 мм

Масса автомата без электропривода - 155 кг

Масса автомата с электроприводом - 190 кг

Масса электропривода - 35 кг

Масса патрона - 832-834 грамм

Масса гильзы - ок.30 грамм

Мощность электропривода - 3,5 кВт

 

Скорость начальная - 880-900 м/с Дальность действия:

- 8100 м (баллистическая)

- 5000 м (прицельная с прицелом ОПУ-1)

Скорострельность - 600-1000 выстр/мин

 

Время реакции из походного положения - 1-1,5 мин

Время реакции из состояния боевой готовности №1 - 1-2 сек

Ресурс установки (с учетом ЗИП) - 18000 выстр.

Ресурс привода установки - 750 часов

 

Режимы стрельбы:

- максимальная очередь 500 выстрелов (официальные данные). В ходе испытаний ни разу не удалось выстрелить одной очередью весь боезапас (500 патр.) - происходил перегрев и разрушение стволов. При стрельбе очередью более 200 выстрелов температура взрывателя А-498К в стволе превышала допустимые 120 градусов Цельсия.

 

- длинные очереди по 60-90 выстрелов с перерывами 25-30 сек.

 

- короткие очереди по 4-6 выстр. с перерывами 2-5 сек.

 

Боеприпасы: аналогичны АО-18 (АК-630)

ОФ-84 - осколочно-фугансо-зажигательный снаряд, масса 39о грамм, масса ВВ - 48,5 грамм, взрыватель А-498К.

 

ОФЗ - модификация ОФ-84, вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 0.25 (АК "Голкипер" NATO - 1.0).

 

ОР-84 - осколочно-трассирующий снаряд, без взрывателя, масса - 390 грамм, масса ВВ - 11,7 грамм.

 

 

Носители:

Артиллерийский катер пр.1238

Большой артиллерийский катер пр.1248 - участвовал в испытаниях АК-306 в 1979 г., выпускался серийно, состоял на вооружении.

Артиллерийский катер пр.1249

Малый артиллерийский корабль пр.21630 - головной "Астрахань" вошел в строй в 2006 г. - 2 установки.

Катера типа "Мираж" - 1 установка.

Рейдовый тральщик пр.10750

Траспорт пр.1595

 

 

Статус:

СССР (Россия)

- 1986 г. 1 января - по состоянию на эту дату ВМФ принял от промышленности 125 установок АК-306.

- 2009 г. - есть на вооружении.

 

Экспорт: наверняка

 

АК-306, АК-306 без кожуха и автомат АО-18Л (Широкорад А.Б.,

Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.)

 

Источники:

Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

militaryrussia.ru

Шестиствольная пушка ГШ - 6

В ходе создания истребителя-бомбардировщика МиГ-27 пушка штатная для МиГ-23 была заменена более мощной. Мощности и поражающего действия 23-мм снарядов пушки ГШ-23Л, много лет служившей на большинстве боевых самолетов оказалось недостаточно для уверенного поражения многих наземных целей и, особенно бронетехники. На вооружение стран НАТО поступали новые бронемашины, для борьбы с которыми бронепробиваемость снарядов калибра 23-мм была уже слабой. Проблема обострялась также тревожной тенденцией отставания отечественных авиационных артсистем от западных, новейшие образцы которых превосходили их и по скорострельности, и по мощности снаряда.

Военных интересовала возможность вооружения самолета оружием, способным поражать не только новые БТР и БМП потенциального противника, но и перспективный американский основной танк M1 Abrams. Для этого требовался переход на больший калибр и более мощные боеприпасы, для чего было выдано задание на разработку авиационной пушки калибра 45 мм, использовавшей активно-реактивный снаряд повышенной бронепробиваемости. Однако создание нового орудия и боеприпасов к нему требовали времени. В связи с этим было принято решение об установке на самолет новой многоствольной пушки 30 мм калибра, обеспечивающей высокую скорострельность и большой вес секундного залпа. Инициатором перехода на пушечное вооружение калибра 30 мм выступал заместитель Министра Обороны по вооружению генерал армии В.Я. Шабанов, отстаивавший унификацию оружия и боеприпасов для ВВС, ВМФ и Сухопутных войск на основе стандартного снаряда повышенной мощности. Переход с калибра 23 мм на 30 мм обеспечивал двукратное повышение массы снаряда (со 175-185 г до 400 г), причем содержание взрывчатого вещества в нем возрастало почти в три раза, а улучшенная баллистика обеспечивала не только мощную бронепробиваемость и могущество воздействия по различным целям, но и значительно улучшала точность огня и позволяла разработать боеприпасы новых, более эффективных типов.

Новая многоствольная схема позволяла существенно, в 3-4 раза, повысить скорострельность, в относительно короткое время атаки укладывая в цель мощный залп. Каждый из стволов, собранных в единый вращающийся пакет, имел свой затвор, механизмы которого совершали непрерывное движение в ходе работы и производили выстрел с приходом в "боевое" положение.

В СССР конструктор И.И. Слостин в 1954 г. выполнил проект авиационной многоствольной пушки под индексом КБП-810 Первоначально был изготовлен макетный образец калибра 12,7 мм, а затем – опытный образец 23-мм пушки под патрон ВЯ. Однако 23-мм пушка имела ряд принципиальных недостатков – раскпинение досылаемого патрона с экстрагируемой гильзой, неперехват патрона досылателем и т. д Поэтому работы над этой пушкой были вскоре прекращены.

В конце 1955 – начале 1956 г. Слостин создал еще один проект 23-мм пушки с четырьмя стволами в едином блоке. Стрельба велась укороченным патроном от пушки ВЯ. Однако по неясным мотивам работы по ней были прекращены в начале 1958 г.

Новый этап работ над созданием пушки с вращающимся блоком стволов начался в КБП после выхода в свет Постановления Совмина СССР от 15 июня 1963 г. Под руководством Грязева и Шипунова был создан 30-мм шестиствольный автомат АО-18, первоначально предназначенный для корабельной установки АК-630.

Заводские испытания автомата были проведены в 1964-1966 гг. В серию он пошел в 1974 г., а официально установка АК-630 с этим автоматом была принята на вооружение приказом министра обороны от 6 января 1976 г. На базе АО-18 была создана авиационная пушка ГШ-6-30 (9-А-621), автомат которой (АО-18А) был значительно облегчен за счет отказа от громоздкой жидкостной системы принудительного охлаждения стволов и замены ее воздушным охлаждением. Технический проект АО-18А был рассмотрен и одобрен в Министерстве обороны СССР в марте 1971 г. Первоначально пушка имела заводской индекс ТКБ-635.

Работа автоматики пушки ГШ-6-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов. отводимых поочередно из каждого ствола. Предварительный разгон блока стволов в начале каждой очереди осуществляется сжатым воздухом (пневмостартер).

Попытка увеличить темп с 5000 выстрелов, как в АК-630, до 6000 выстрелов успехом не увенчалась, и у серийной пушки темп стрельбы остался прежним.

По техническому заданию заказанная пушка ГШ-6-30 должна была выпускать весь боекомплект в 300 патронов одной очередью без выхода из строя пушки. Пушки первых серий могли делать лишь 150 выстрелов, а дострел остальных производился лишь после охлаждения пушки до температуры окружающей среды, т. е. не менее чем через 15 мин. Лишь после модернизации газового двигателя длину непрерывной очереди удалось довести до 300 выстрелов.

Пушки первых серий имели и ряд других дефектов, например заклинивание или утыкание патрона в казенник. После отпускания кнопки «огонь» вместо положенных по техническим условиям 8-11 выстрелов происходило 22-23 выстрела, и вдобавок пушка оставалась заряженной.

</cut>

В процессе серийного производства ГШ-6-30 на Тульском машиностроительном заводе его инженерам удалось со временем устранить большую часть конструктивных недоработок автомата. На вооружение пушка ГШ-6-30 принята в 1974 г. и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 вооружены самолеты Су-24МК (одна, боекомплект 500 патронов), МиГ-27.

Артсистема ГШ-6-30А обладала внушительными характеристиками, демонстрируя абсолютное превосходство над большинством западных образцов. Американские боевые самолеты использовали пушки калибра 20 мм со стограммовыми снарядами, а принятые на вооружение самолетов НАТО пушки ADEN и DEFA 552/553 калибра 30 мм вели огонь снарядами массой 270 г при начальной скорости 600-650 м/с (что дало известному конструктору авиационного вооружения A.Э. Нудельману охарактеризовать их как "пушки с пониженными характеристиками"). Только со временем в ВВС западных стран появились более мощные орудия: 27-мм пушка Bk27 западногерманской фирмы Mauser, созданная для самолета Tornado, и американская 30-мм GAU-8A, специально разработанная для штурмовика А-10.

Основные конструктивные проблемы "шестистволки" были решены еще при отработке корабельного варианта, однако ее установка на самолете имела свою специфику. Новое изделие потребовало ряда доработок: автоматы первых серий не могли выпускать требуемую по техническому заданию одну непрерывную очередь с расходом полного боекомплекта. После первых 150 выстрелов из-за перегрева требовалось охлаждение блока стволов и лишь затем можно было продолжать стрельбу. Был ряд и других серьезных дефектов, связанных с надежностью системы в целом (работы кинематики, подачи патронов и прочности узлов).

В ходе серийного производства на Тульском машиностроительном заводе удалось со временем устранить большую часть конструктивных недоработок и обеспечить приемлемую надежность изделия. Доработанная пушка позволяла выпускать одной очередью до 300 снарядов. Серьезной задачей оказалось крепление пушки на самолете: в авиационном варианте с пониженной баллистикой ГШ-6-30А имела отдачу в 5500 кгс. Ударные нагрузки при стрельбе были очень мощными для конструкции самолета (все же его планер являлся переделкой довольно легкого истребителя). Установка отрабатывалась на деревянном макете, на котором увязывались узлы и агрегаты. При первой же пробной стрельбе из "шестистволки" макет попросту развалился.

В первое время с отладкой орудия на самолете возникло множество проблем. В результате первых испытаний в воздухе выяснилось, что ударные и частотные характеристики, полученные при стрельбе из ГШ-6-30А на земле, не соответствуют тому, что имеет место в воздухе. Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что после очереди из 25 снарядов все приборы в кабине отказали. В дальнейших испытательных полетах бывали случаи деформации и даже срыва щитков передней опоры шасси, из-за сильных вибраций буквально рассыпался патронный рукав и отказывало РЭО в закабинном отсеке.

Чтобы уменьшить влияние пушечной трассы на конструкцию, ось пушки наклонили вниз на 1╟13'. Доводкой артсистемы занималось Тульское ЦКБ и группа вооружения "Зенита" с привлечением специалистов НИИ авиационных систем, ведавшее "огневыми" вопросами и проводившего на полигоне в подмосковном Фаустово контрольные отстрелы и эксперименты. На вооружение артсистема была принята в 1975 году.

Возможности орудия и сила огня мало кого оставляли равнодушными. Даже при наземных отработках "шестистволки" при стрельбе у присутствующих ощущалось желание присесть и закрыть уши руками, настолько впечатляющим было ее действие. Стрельба из нее даже на слух не была похожа на обычную очередь - ощущался лишь один оглушающий раскатистый удар, за пару секунд выбрасывавший в цель стокилограммовый залп.

Летчик-испытатель В.Н.Кондауров так вспоминал свою первую стрельбу из ГШ-6-30А: "Стоило мне, наложив центральную марку на воздушную цель, нажать гашеткой на кнопку стрельбы, как раздалось такое "ТР-Р-Р-Р-ЫК", что я невольно отдернул руку. От стрельбы самолет весь затрясся и чуть ли не остановился от сильной отдачи пушечной установки. Беспилотная мишень, только что выполнявшая впереди меня вираж, буквально разлетелась на куски. Я едва пришел в себя от неожиданности и восхищения: "Вот это калибр! Хороша зверюга! Коль попадешь - мало не будет".

В сочетании с прицельной системой ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и хорошо видную белую майку и даже сснести положенную сверху фуражку. Сделав пару заходов, он уложил в цель очередь. Определить, кто победил в споре, не удалось очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось даже обрывков.

В строевых частях стрельбы из пушки были достаточно частыми в упражнениях КБП, но всегда впечатляющими для самих летчиков - раскатистый громовой удар очереди, в секунду выбрасывающей сотню снарядов и пронизывающая машину дрожь отдачи вызывали ни с чем не сравнимое чувство находящейся в руках мощи и силы. Не меньше впечатлял и вид работы "шестистволки" со стороны: ведущий огонь самолет на несколько мгновений окутывался облаком пламени, из которого к земле тянулся огненный ливень. Обычно в лентах чередовались по два снаряда ОФЗ через один БР, но на показательных стрельбах каждый четвертый-пятый снаряд шел с трассером. Огонь можно было вести в ручном режиме, с прицеливанием по неподвижной сетке прицела "на глаз" (такая стрельба носила название "сопроводительно-заградительной"). В автоматическом режиме использовался прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. Он выдавал на прицел необходимые поправки и упреждения, а прицеливание осуществлялось наложением на цель подвижной прицельной марки С-17ВГ, на которой высвечивалась текущая дальность до объекта атаки и сектор эффективной дальности (начала и окончания) стрельбы. В отличие от других машин, на ручке управления МиГ-27 была смонтирована вторая боевая кнопка, специально для пушки. Самими летчиками стрельба из пушки считалась более привлекательной, чем бомбометание или пуск НАР, разрывы которых ложились уже за самолетом, на выходе из атаки, и сверху затем наблюдались, в лучшем случае, как пыльные облачка. Пушка давала результат ощутимый и зримый: сразу за "всплыванием" прицельной марки снаряды ложились практически туда, куда была наложена метка. Благодаря мощной баллистике и высокой скорострельности можно было видеть, как первые снаряды очереди впиваются в мишень. Затем приходилось брать ручку на себя, и основная масса залпа ложилась в цель, на долю секунды отставая от выходящего из пикирования самолета. Вывод обычно выполнялся с отворотом в сторону, уходя от осколков и рикошета собственных снарядов. Осколки от них поднимались до высоты 200 м и представляли серьезную опасность для самолета.

Короткой 40-патронной очередью пушка в десятые доли секунды посылала в цель 16 килограммовый залп. Внизу оставались взрытые очередями в земле траншеи, иссеченные доски построек и смятые "коробочки" зияющих дырами мишеней - БТР и БМП, броню которых снаряды прошивали насквозь. Списанные грузовики и самолеты служили мишенями реже - мощные снаряды просто рвали их в клочья, и тех хватало едва на несколько атак.

При подготовке ГШ-6-30А отмечали удобство заряжания: если на МиГ-21 и МиГ-23 техникам приходилось лебедкой опускать лафет с пушкой и патронным ящиком и, стоя под самолетом на коленях, втискивать туда ленту, а на Су-7 и Су-17 протаскивать ее через опоясывающие фюзеляж рукава, то на МиГ-27 патронную ленту достаточно было подать в загрузочное окно наверху и через "трещотку" направлять ее в патронный отсек. Впрочем, затащить на самолет ленту весом в четверть тонны само по себе было задачей не из легких и для этого требовался специальный погрузочный лоток с лебедкой. Чаще обходились куском ленты на 30-40 патронов, достаточных для отработки навыков стрельбы, подавая ее вручную. Массивную "играющую" ленту проволакивали прямо по борту и центроплану, из-за чего эти места обычно выделялись ободранной краской.

Следствием высочайшего темпа стрельбы была чрезмерная скорость подачи и рывки ленты: случались ее порывы, "вело" звеньеотвод и патронный рукав, а сами звенья, прошедшие "мясорубку" пушки, к повторному использованию не годились. В 911-м апиб в апреле 1988 года, менее чем за месяц, произошли подряд несколько отказов стрельбы из-за лопнувших звеньев. Узлы пушки, особенно газопороховой двигатель и блок кинематики, подвергались интенсивным термическим и механическим нагрузкам, работая практически на пределе. Коррозия при этом становилась особенно грозной и развивалась мгновенно, требуя чистить орудие немедленно после стрельбы, всякого полета и даже каждые 15-20 дней стоянки.

Постоянно давала себя знать отдача, удары которой, при всей секундности воздействия, ломали планер и "выбивали" оборудование. Ощущались также акустические нагрузки от дульных газов и высокочастотные вибрации, буквально расшатывавший конструкцию, добавляя усталостных трещин баку отсеку ╧2 и задней стенке бака ╧1А, к которой крепилась пушка. Случилось коробление створок передней стойки шасси, грозившее ее заклиниванием. Из-за обрывов цепи питания отказывал топливный насос. Много неприятностеи доставляли случаи разрушения звеньеотвода, направлявшего отстрелянные звенья обратно в патронный отсек; его направляющие служили частью конструкции фюзеляжа и повреждения требовали сложного ремонта силами заводской бригады. В качестве одной из мер была проведена доработка по снижению скорострельности, ограниченной 4000 выст/мин.

Несмотря на доработки и усиления конструкции, влияние пушки как "фактора риска" приходилось учитывать в эксплуатации. В полках утвердилось мнение: если "легкий" залп в 30-40 снарядов переносится машиной без особых последствий, то затяжная очередь в 2,5-3 сек чревата "хрустом и треском". Помимо прочего, стрельба короткими очередями экономила ресурс орудия, ограниченный 6000 выстрелов. Если же в спешке "пропуск" в ленте делать забывали и стрельба шла до полного израсходования боезапаса, то это вело не только к интенсивному "расстрелу" стволов (260-300 выстрелов подряд для пушки были предельными и требовали охлаждения оружия), но и могло сказаться на самолетных системах, особенно чувствительным к сотрясениям и вибрациям оборудовании и электронике.

Для техников это нередко оборачивалось ремонтом той или иной сложности, для летчика - предпосылкой, а то и настоящими неприятностями. В августе 1980 года при командировке одной из эскадрилий 722-го апиб в НИИ ВВС на возвращавшемся с полигона самолете штурмана полка майора Швырева после стрельбы из пушки деформировались створки передней стойки шасси и выпустить ее не удавалось. Летчику, впервые в ходе эксплуатации МиГ-27, пришлось сажать машину на два основных колеса. Самолет после посадки остался практически цел, нивелировка показала, что обошлось без деформаций планера и вскоре он снова летал.

8 августа 1988 года в 19-м гв. апиб в ГСВГ после стрельбы на МиГ-27Д лейтенанта М.В.Полуэктова не выпустилась передняя стойка из-за того, что "повело" фюзеляж и заклинило створки. Как отмечалось в донесении, "летчик обладал высокой морально-политической подготовкой" и смог посадить самолет на основные колеса, погасил скорость и коснулся носовой частью бетонки с минимальными повреждениями. В 599-м апиб 15 мая 1990 года произошел сходный случай с более тяжелыми последствиями: очередью сорвало локализатор с пушки, в него уперлись створки, стойка не вышла и МиГ-27К пропахал носом ВПП, после чего машину пришлось списать. Случались "выбивания" АЗС, отключавшие оборудование, отказывала связь и системы. Некоторые из случаев, при всей серьезности положения, граничили с курьезом. В 24-й авиадивизии 18 апреля 1988 года МиГ-27 пришел на аэродром, не только "оглохнув", но и оставшись без ПрНК - пушечная очередь разом "вырубила" все радиооборудование и гироскопы. В ГСВГ 2 сентября 1989 года залп пушки МиГ-27 привел к полной потере радиосвязи - у радиостанции отлетели контакты и потрескались печатные платы. В 23-й ВА в январе 1989 года пушечные стрельбы привели сразу к двум происшествиям: в 58-м апиб разлетевшийся предохранитель вызвал почти полное обесточивание "борта" с отказом управления стабилизатором, закрылками, шасси и МРК, а неделей раньше в соседнем 266-м апиб МиГ-27К вернулся из полета без крышки фонаря, сорванной при стрельбе (сами раскрылись аварийные замки, отпустив фонарь в "свободный полет").

Даже на этом фоне уникальным выглядел случай, произошедший в 24-й дивизии 29 марта 1989 года: на выходе из пикирования после стрельбы на ноги летчику свалилась панель приборной доски, крепление которой перебило отдачей. Придерживая рукой висящую на жгутах панель, летчик долетел до аэродрома. Не раз бывало, что от ударов очереди лопался и рассыпался отражатель прицела. Посадочные фары раскалывались настолько часто, что перед вылетом на стрельбу их снимали и заменяли заглушками. Введение защитных щитков-дефлекторов не спасло полностью положение, что потребовало внести уточнения в Инструкцию летчику: после ночной стрельбы посадка разрешалась только на освещенную прожекторами ВПП.

Длина, мм  2040
Калибр, мм    30
Скорострельность, выст/мин  4600-5100
Вес, кг  149-160
Начальная скорость, м/с  876-900
Охлаждение  воздушное

Продолжительная очередь была рискованной по перегреву орудия, что грозило взрывом капсюлей и патронов, а то и разрывом снарядов. Каждый такой случай рассматривался как чрезвычайный и брался на контроль как ОКБ, так и тульским ЦКБ. В 16-й ВА такое происшествие 22 января 1990 года привело к потере МиГ-27К: разрыв снаряда в стволе ГШ-6-30А разнес пушку, осколками повредило топливный бак, электрожгуты и гидросистему, а взрыв кислородного баллона мгновенно "раздул" пожар. Недотянув до аэродрома, летчик катапультировался из горящего и теряющего управление самолета. Подобный случай произошел тремя месяцами спустя на полигоне в Лунинце с МиГ-27К из 39-й дивизии. Несколько снарядов разорвались под носом, но самолет с пробоинами, сорванными люками, разбитым остеклением "Кайры" и забоинами на лопатках компрессора дотянул до аэродрома.

"Самострелы" случались даже на земле, обычно по оплошности техников. Защитной мерой служила блокировка "земля-воздух", концевой выключатель которой при обжатом шасси размыкал цепь управления огнем и не допускал стрельбы при рулении и на стоянке. При подготовке блокировку иногда отключали или забывали о ней, вывешивая самолет на подъемниках, когда амортизаторы разжимались и пушка была "готова к бою". Достаточно было недосмотре

masterok.livejournal.com

MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)Комплекс 3М89 "Палаш", боевой модуль 3Р89 / А-289, ракета 9М337 "Сосна-Р"Комплекс 3М89Э "Пальма"

 

Зенитный ракетно-артиллерийский  комплекс.  Разрабатывался как минимум начиная с 1994 г. ЦНИИ "Точмаш" (КБ точного машиностроения им. Нудельмана). Комплекс разрабатывался в качестве более легкой модульной замены ЗРАК "Кортик". Конкурирующий проект - ЗРАК "Кортик-М" / "Кортик-МО" разработки КБП. Комплекс представляет из себя аналог ЗРАК "Кортик" с двумя шестиствольными автоматами АО-18 и должен нести 2 пакета по 4 ЗУР в ТПК. По данным 1997 г. НИОКР перспективного ЗРАК "Пальма" КБ "Точмаш" ведет совместно с КБ "Аметист". Производство предполагается разместить на АО "Туламашзавод". Полигонные испытания ЗРАК "Палаш" проводились до осени 2005 г. на Феодосийском полигоне, объект 30 (Феодосия, Крым). По их завершении боевой модуль А-289 ЗРАК перевезен на СРЗ №13 в Севастополь, где установлен для проведения испытаний на ракетном катере Р-60. Испытания продолжались до 2007 г. В декабре 2007 г. ЗРАК "Палаш" принят на вооружение ВМФ России для опытной эксплуатации. В связи с невыполнением разработчиком части требований ТТЗ с большой вероятностью на вооружение будет принят комплекс "Кортик-М".

В состав установки 3С89 боевого модуля 3Р89 входят 2 шестиствольных 30 мм автомата АО-18КД с увеличенной начальной скоростью снаряда (вероятно, за счет снижения массы снаряда) и 2 блока по 4 ТПК ракет "Сосна-Р" 9М337. В состав максимальной комплектации комплекса "Пальма" (экспортный вариант) по проекту входит 4 боевых модуля, РЛС кругового обзора и целеуказания, система гиростабилизации. По данным 2010 г., ЗУР 9М337 в составе ЗРАК "Палаш" не испытывались - доработка ЗРАК под ЗУР предполагалась в рамках работ по ЗРАК "Пальма" под инозаказчика. ЗУР на фотографиях - либо фотомонтаж либо макеты. ЗРАК "Пальма" - экспортное название ЗРАК "Палаш". По умолчанию данные ЗРАК "Палаш".

Особая благодарность "Warman" (http://tsushima.su/forums/) за помощь в работе над материалом и Allocer за графические работы.

 

 

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)

 

2 х 37-мм артиллерийская установка. Тактико-техническое задание на проектирование спаренной установки выдано Артиллерийским Научно-Исследовательским Морским Институтом (АНИМИ) 7 февраля 1940 г. Установка проектируется на базе базе автомата 70К, который, в свою очередь является морской версией автомата 61К - знаменитой 37-мм автоматической зенитной пушки обр.1939 г. Технический проект установки разработан в 1940 г. КБ завода №4 (г.Коломна). Договор на изготовление опытного образца заключен с заводом №4 30 мая 1941 г. Рабочие чертежи завершены в 1942 г. Опытный образец изготовлен и отгружен заводом 2 марта 1944 г.

Полигонные испытания опытной установки В-11 проводились на полигоне НИМАП с 15 апреля по 18 мая 1944 г. В ходе полигонных испытания выполнено 1193 выстрела, после непрерывной очереди в 83 выстрела вода в кожухе охлаждения закипела, после 166 выстрелов полностью превратилась в пар.  Государственные испытания установки В-11 проходили на большом охотнике "Штурман" на Северном флоте с 16 июля по 12 августа 1944 г.

Установка В-11 принята на вооружение ВМФ СССР Приказом Главкома ВМФ №0155 от 25 июля 1946 г. Серийное производство модернизированной установки В-11М начато в 1956 г. и прекращено в начале 1980-х годов. По 1953 г. производство установок велось на заводе №4 в Коломне, а с 1952 г. на заводе №614. По умолчанию данные установки В-11.

 Артиллерийская установка В-11 на макете корабля. Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г.Москва, 15.09.2008 г. (автор фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

Артиллерийские установки В-11М на макете корабля. Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г.Москва, 15.09.2008 г. (автор фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АК-630М1-2 "Рой" (установка)

АК-630М1-2 "Ласка" (комплекс с СУО "Ласка")АК-630М-2 "Дуэт" (установка)

 

Двухавтоматная артиллерийская установка с автоматами типа АК-630 6 х 30 мм каждый. Разработка установки начата по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. по ТТЗ утвержденному заместителем Главкома ВМФ СССР 9 декабря 1983 г. Проектирование велось в ЦКИБ СОО, главный конструктор В.И.Бакалев. Установка АК-630М1-2  оснащена двумя вертикально расположенными автоматами ГШ-6-30К / АО-18 повышенной надежности (разработаны по тому же по решению ВПК, успешно прошли заводские испытания в 1986 г.). предполагалось после разработки системы АК-630М1-2 заменить ею установки АК-630 на кораблях ВМФ.

Заводские испытания опытного образца установки производства завода №535 (Тульский машиностроительный завод) прошли с 19 марта по 30 ноября 1984 г. Корабельные испытания опытного образца велись на ракетном катере Р-44 пр.2066 (заводской №242) летом 1989 г. на Черном море. Оснащение катера опытной установкой проведено по месту базирования катера, работы начаты в 1987 г. Поражались мишени Ла-17К и ПТУР "Фаланга-2" (имитировала ПКР "Гарпун", сбивались на высоте ок.10 м очередями в 200 снар.). В серийное производство установка не пошла и на вооружение не принята. Предлагается на экспорт с 1993 г.

 

АК-630М1-2 в музее "Тульского машиностроительного завода", 2003 г. (фото - Саид Аминов, http://pvo.guns.ru).

Установка АК-630М-2 "Дуэт" на морском салоне МВМС-2009  в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://militaryrussia.ru/forum/).

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)Комплекс 3М87 "Кортик" / "Каштан", ракета 9М311 - CADS-N-1A (комплекс) SA-N-11 GRISON (ракеты)

Комплекс 3М87-1 "Кортик-М" / "Каштан-М", ракета 9М311М, 9М311-1 - CADS-N-1B / SA-N-11 GRISON

 

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) ВМФ. НИОКР ЗРАК "Кортик" начаты в конце 1970-х годов в КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова. Прототип "Кортика" установлен на МРК пр.1241.7 "Молния" (борт. № 952) в 1983 г. Испытывался на Черном море. Принят на вооружение в 1989 г. Первое упоминание в западной прессе относится к 1990-91 г.г. Производство велось на Тульском машиностроительном заводе №535. Основная задача - защита от низколетящих КР,  УАБ и других воздушных целей кораблей с водоизмещением от 400-500 тонн. В состав комплекса входит модуль управления (РЛС обнаружения и цифровая система управления) и от одного до шести боевых модуля 3С87. В состав боевого модуля  входят 2 шестиствольных 30 мм автоматических пушки (тип автомата АО-18 / 6К30ГШ / ГШ-6-30К повышенной надежности, патрон - АО-18) и 2 х 4 пакеты ЗУР 9М311 в ТПК. По ЗУР аналог наземного комплекса "Тунгуска" и/или "Панцирь". ЗРАК "Каштан" по сообщениям СМИ является экспортным вариантом ЗРАК "Кортик". По умолчанию данные ЗРАК "Кортик".

 

Боевой модуль 3С87 ЗРАК 3М87 "Кортик" (Kashtan - air defence gun/missile system (буклет). Рособоронэкспорт. 2000-е годы).

Боевой модуль 3С87-1 (?) ЗРАК 3М87-1 "Кортик-М" на СКР "Стерегущий" пр. 20380, г.Санкт-Петербург, День ВМФ, 23.07.2009 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

Пара боевых модулей 3С87 ЗРАК 3М87 "Кортик" на ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435, фото вероятно 2010 г. (http://china-defense.blogspot.com).

 

4м-120

 

4 х 25 мм артиллерийская установка. Принята на вооружение в 1951 г.

Применение:Эсминец пр.41

Статус:

Россия - 1994 г.- возможно еще есть на вооружении...

ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)

25 мм установка 2М8

 

2 х 25 мм артиллерийская установка для подводных лодок.  С  1950  г. устанавливалась на ПЛ пр.613 WHISKEY (всего построено 215 шт.,  по одной установке), на ПЛ пр.611 типа ZULU (26 ПЛ, демонтированы в 1957 г.), на ПЛ пр.615 и А615 и др.

 

 

СМ-20-ЗИФ

СМ-20-ЗИФ1

 

4 х 45 мм артиллерийская установка. НИОКР начаты МАЦКБ (ЦКБ-34) в 1946-1947 г.г. Технический проект установки СМ-20 с использованием автомата СМ-7 представлен 24 октября 1949 г. техпроект утвержден 11 апреля 1950 г., но по результатам испытаний опытного образца автомата СМ-7 было решено заменить его на автомат ЗИФ-21. Доработка проекта затянулась и была передана в КБ завода №7 (Завод Имени Фрунзе, ПО "Арсенал"), где установка была переименована в СМ-20-ЗИФ. Серийное производство на заводе №7 начато в 1953 г. После проведени корабельных испытаний на эсминце "Спокойный" пр.56 установка была принята на вооружение Приказом МО СССР №0086 от 9 октября 1957 г. По умолчанию данные установки СМ-20-ЗИФ.

АК-306 (установка А-219, автомат АО-18Л)

АК-306М 

 

Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". Проектирование установки А-219 с электроприводом автомата АО-18 (вместо газового) и без радиолокационной системы управления начаты на базе АК-630 на основании ТТЗ Главкома ВМФ от 3 июля 1970 г. по решению ВПК при СМ СССР №54 от 15 марта 1971 г. в ЦКИБ СОО (главный конструктор - М.С.Кнебельман). Готовность первого опытного образца - 16 июля 1973 г. Заводские испытания - 1973 г. (7027 выстрелов). Государственные полигонные испытания - с 24 июня 1974 г. по 22 февраля 1978 г. (доработкам подверглись стволы, казенники. люльки, приводы и др.элементы конструкции). Сопряжение со станцией "Лазурь" в ходе испытаний начато в конце 1977 г.  Серийное производство начато на заводе №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1978 г. Государственные корабельные испытания установки А-219 с оптической станцией "Лазурь" проходили на большом артиллерийском катере пр.1248 с 3 по 28 октября 1979 г. Установка принята на вооружение приказом МО №0125 от 23 июня 1980 г. Установка АК-306М упоминается в прессе, но пока не идентифицирована.

 

 

АК-230  (код  по системе NATO - L/65AA), КЛ-302 (прототип)

АК-230-МР-104 (комплекс) АК-230М

 

2 х 30 мм артиллерийская установка. НИОКР начаты по постановлению СМ СССР №144-85 от 02.02.1956 г. ТТЗ на установку утверждено 20.03.1956 г. Проектирование установки КЛ-302  - ОКБ-43 (гл.конструктор С.А.Харыкин), орудий-автоматов револьверного типа НН-30 (заводской индекс 291П) - ОКБ-16 (гл.конструкторы А.Э.Нудельман и В.Я.Неменов). Эскизно-технический проект принят 31.08.1956 г. Рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. Готовность опытного образца установки - декабрь 1957 г. Доработка автоматов 291П производилась ОКБ-16 до марта 1958 г. Заводские испытания после доработки установки под новые автоматы с 24 мая по 12 декабря 1958 г. велись на полигоне №55. Полигнные испытания велись там же с 11 февраля по 17 августа 1959 г. Государственные испытания велись на головном ракетном катере пр.205 (заводской №401) совместно с системой управления "Рысь" в период с 24 сентября 1960 г. по 31 октября 1961 г. в Рижском заливе и в районе г.Балтийск. Установка производилась на Тульском машиностроительном заводе (завод №535) в серии с 1959 г., приводы СУ - завод №710 (г.Москва). Система принята на вооружение постановлением СМ СССР № 882-378 от 24.08.1962 г. и приказом МО СССР № 0240 от 18.09.1962 г.

 

Установка АК-230 в Музее Войска Польского в Варшаве (Фото: remont1969, http://www.fortification.ru/)

СМ-16

2 х 45 мм артиллерийская установка. Принята на вооружение в 1951 г.

 

РЛС - "Фут-Б"

 

Применение: Эсминец пр.41

45 мм установка АК (условное название)

 

1 х 45 мм артиллерийский комплекс. Не идентифицирован (по состоянию на 1997 г.). Принят на вооружение в 1957 г.

 

Применение:

Тральщик пр.254-а

 

Статус:

Россия - 1994 г.- не идентифицирован, данных нет.

70-к

 

1 х 37 мм артиллерийская установка образца 1943 г.

 

Расчет - 6 чел РЛС - "Вымпел-2"

Масса установки - 1750 кг

Каталог военной техники:

Наши партнеры:

Последние комментарии

Хай-рез

МиГ-17 в хай-рез.

МиГ-17 D&S обложка.JPGIn Detail & Scale series III - 01 - MiG-17.pdfМиГ-17 Топшотс...

Гордон МиГ-17 обложка.JPGAerofax - Mikoyan-Gurevich MiG-17.pdfМиГ-17 эн Экшн.JPG1125...

КР 4_1987 МиГ-17 (разворот1).JPGКР 4_1987 МиГ-17 (разворот2).JPGКР 4_1987 МиГ-17...

6 Day War - 1967El Arish Sinai - MiG-17 of 5th sqn[ img ][ img ][ img ]Yom Kippur...

landed in error at Bezet Airfield/Northern Israel on 12-Aug-68[ img ]

Nice fotos.... :beer: Only one - LIM - not ViG-17 really

[ img ][ img ][ img ][ img ][ img ]

Great foto....

militaryrussia.ru

ГШ-6-30

Разработка шестиствольной 30-мм пушку АО-18 для корабельной установки АК-630 началась в Тульском КБ приборостроения в соответсвии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 июня 1963 года. Работы возглавил В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Одновременно с пушкой разрабатывался и новый патрон с повышенной баллистикой и увеличенным зарядом пороха. Заводские испытания состоялись в 1964-1966 годах. Серийное производство организовано в 1974 году на Тульском машиностроительном заводе. Принята на вооружение Приказом МО СССР от 6 января 1976 года.

На базе АО-18 была разработана авиационная пушка АО-18А (ТКБ-635), отличавшаяся отсутствием громозкой жидкостной системы принудительного охлаждения стволов, за счёт чего удалось значительно снизить массу (на 60 кг). Темп стрельбы предполагалось увеличить до 6000 выст./мин., но из-за технических трудностей его было решено оставить как у корабельного варианта. Технический проект был утверждён в марте 1971 года. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-30 (индекс ГРАУ 9А621).

Пушка ГШ-6-30 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пневмостартером. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель.

Пушки первых серий обладали рядом дефектов, но в ходе доработок они постепенно устранялись. Модернизация газового двигателя позволила увеличить длину непрерывной очереди со 150 до 300 выстрелов. В настоящее время это самая скорострельная 30-мм пушка в мире.

Модификации:

  • ГШ-6-30 (АО-18А, ТКБ-635, 9А621) - авиационная пушка. Принята на вооружение в 1974 году. Устанавливалась на самолётах МиГ-27, Су-24МК (с боекомплектом 500 патронов), Су-25.
  • ГШ-6-30К (АО-18) - корабельный зенитный автомат. Отличается жидкостной системой охлаждения стволов, приводом вращения блока стволов от электромотора. Входит в состав артиллерийской установки АК-630. Принят на вооружение 6 янваяря 1976 года.

Технические характеристики

Калибр, мм 30
Габаритные размеры, мм:

длина ширина высота

2040 - -
Масса, кг 149-160
Темп стрельбы, выст./мин. 4600-5100
Начальная скорость снаряда, м/с 875-900
Боекомплект, патронов 300
Живучесть, выстрелов 6000

Источники

  1. Витюк А., Марковский В. Последний аргумент // История авиации. - 2003. - №2. - С. 50-54.
  2. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 184-185.

aviaros.narod.ru

АО — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

АО — сокращение, которое может означать:

Фирменное обозначение некоторой продукции ЦНИИточмаш, г. Климовск

  • АО-7 — 23-мм опытная авиационная пушка сист. Грязева-Шипунова (ТКБ-513)
  • АО-9 — 23-мм двухствольная авиационная пушка ГШ-23 (9-А-472)
  • АО-10 — 30-мм опытная двухствольная авиационная пушка сист. Кузнецова
  • АО-16 — 57-мм опытная двухствольная автоматическая пушка
  • АО-17 — 30-мм двухствольная автоматическая пушка 2А38
  • АО-17А — 30-мм двухствольная авиационная пушка ГШ-30 (ТКБ-645, 9-А-623)
  • АО-18 — 30-мм шестиствольная автоматическая пушка ГШ-6-30К для АУ А-213, А-213М
  • АО-18А — 30-мм шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-30 (ТКБ-635, 9-А-621)
  • АО-18К — 30-мм шестиствольная автоматическая пушка 6К30ГШ для ЗРАК 3К-86
  • АО-18КД — 30-мм шестиствольная автоматическая пушка для ЗРАК "Палаш"
  • АО-18Л — 30-мм шестиствольная автоматическая пушка ГШ-6-30КЛ для АУ А-219
  • АО-18Н — снаряжательная машинка для АО-18Л
  • АО-18П — приспособление для АО-18Л
  • АО-19 — 23-мм шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-23 (ТКБ-613, 9-А-620)
  • АО-22 — 7,62-мм опытный единый пулемет сист. Грязева
  • АО-22М — 7,62-мм опытный единый пулемет сист. Грязева
  • АО-23 — 23-мм опытная авиационная пушка
  • АО-27 — 7,62-мм опытный автомат сист. Ширяева с оперенной подкалиберной пулей
  • АО-29 — 7,62-мм опытный единый пулемёт сист. Шилина
  • АО-31 — 7,62-мм опытный автомат сист. Симонова с безгильзовым патроном
  • АО-34 — 5,45-мм опытный автомат сист. Петропавлова
  • АО-35 — 5,45-мм опытный автомат сист. Шилина
  • АО-38 — 5,45-мм опытный автомат сист. Березкина-Ткачева
  • АО-38М — 5,45-мм опытный автомат сист. Якушева-Ткачева
  • АО-44 — 9-мм автоматический бесшумный пистолет АПБ (6П13)
  • АО-45 — 4,5-мм специальный подводный пистолет СПП-1
  • АО-46 — 5,45-мм опытный малогабаритный автомат сист. Ткачева
  • АО-47 — 7,62-мм опытная снайперская самозарядная винтовка сист. Симонова
  • АО-62 — 5,45-мм опытный автомат сист. Ткачева
  • АО-63 — 5,45-мм опытный двухствольный автомат
  • АО-65 — опытный автомат сист. Ткачева

См. также

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "АО"

Отрывок, характеризующий АО

– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления. После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей. Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд. В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери. Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление. Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле. Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны. Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить. «Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».

wiki-org.ru