Олег Антонов, авиаконструктор: биография с фото. Антонов авиаконструктор


Авиаконструктор Антонов Олег Константинович: биография

Не секрет, что советская промышленность во все времена славилась наличием высококвалифицированных кадров, которые иметь в своих рядах хотели даже развитие западные капиталистические страны. Многие инженеры тогда работали не ради денег, а лишь потому, что деятельность, которой они себя посвящали, была смыслом их жизни и огромной любовью. Одним из таких исторических персонажей, сумевшим в своё время сделать колоссальный прорыв в авиастроении, является Антонов Олег. Об этом человеке с удивительной судьбой и пойдёт речь в данной статье.антонов олег

Биография

Будущий «отец» многих самолётов родился 7 февраля 1906 года в Московской губернии (село Троицы). Его прадед свою жизнь провёл на Урале и занимал высокий пост – управлял местными металлургическими предприятиями. Дед же будущего авиаконструктора по образованию был инженером. Весь свой рабочий век посвятил возведению различных мостов. Именно он переехал в село Троицы и женился на дочке отставного генерала Болотникова. Супругу звали Анной Александровной. В их семье родилось три сына: Саша, Дима и Костя. Последний в итоге стал отцом нашего героя. Константин Константинович женился на Бикорюкиной Анне Ефимовне, которая родила ему дочь Ирину и сына, чьё имя знает сегодня весь мир. Конечно, это Антонов Олег.

Я буду летать!

Именно такие мысли были в голове шестилетнего Олега, когда по вечерам он слушал рассказы своего двоюродного брата Владислава об авиации. В то время кузен учился в Москве. По словам самого Антонова, именно тогда он и решил, что свяжет свою жизнь с самолётами.антонов олег константинович

Но родители не разделяли его увлечения. Мать считала, что людям летать вообще не следует, поскольку это противоестественно. А отец утверждал, что мужчина в жизни должен заниматься более серьёзным делом, нежели мечтать о небе. Единственным членом семьи, который поддержал парня, была бабушка. Именно она подарила ему модель аэроплана, оборудованную резиномотором. После такого презента Антонов Олег начал собирать в коллекцию всё, что только имело отношение к авиации: фотографии, различные рисунки, вырезки из газет, литературу, маленькие модели. Именно такой подход к делу впоследствии помог ему хорошо изучить историю самолётостроения.

Семейная трагедия

Для изучения точных наук Антонов Олег поступил в Саратовское реальное училище. Однако он был далеко не первым учеником. Зато ему удалось прекрасно освоить французский язык, что через несколько лет принесло плоды, поскольку полученные знания помогали ему без проблем общаться с заграничными коллегами. Вскоре грянула Первая мировая война, и его мать, как подобает представителям русской интеллигенции, пошла работать сестрой милосердия. К сожалению, её деятельность закончилась трагически. Выполняя в госпитале перевязки раненым, она получила инфекцию через царапину на руке и умерла от заражения крови в самом расцвете сил. Произошло это в 1915 году. С этого момента Олега стала воспитывать бабушка.биография олега антонова

Первая самостоятельная работа

В тринадцатилетнем возрасте Антонов Олег Константинович вместе с друзьями основал «Клуб любителей авиации». Через некоторое время кружок стал выпускать собственный журнал, главным редактором, художником, журналистом и издателем которого стал именно Антонов. В этом издании была вся необходимая информация для людей, интересующихся самолётами. Печатались даже стихи про лётчиков.

В 14 лет юноша оказался вне стен учебного заведения. Его училище закрылось. Поскольку в единую школу ребят брали только с 16 лет, то дорога туда ему была закрыта. Но он нашёл выход. Его сестра Ирина уже училась в этом вузе. Поэтому он стал вместе с ней ходить на занятия, садясь за заднюю парту и впитывая всю даваемую ученикам информацию. Так он провёл два года. И в итоге получил свидетельство. Юноша попытался поступить в лётную школу, но не прошёл по здоровью. Впрочем, это не смутило парня. Далее он подаёт документы в Саратовский университет, но через некоторое время вновь остаётся ни с чем, так как его факультет расформировали. На строительное отделение Антонов поступать категорически отказался.

олег антонов фото

Работа в «Обществе друзей Воздушного флота»

Начиная с 1923 года Антонов Олег Константинович полностью посвящает себя этому клубу. Руководителем общества был товарищ Голубев, который очень радушно принял молодых энтузиастов. Даже помог им с расходными материалами и помещением, выделив для занятий маленький зал в индустриальном техникуме. Именно в его стенах Антонов и создал своё первое детище – планер ОКА-1 «Голубь». Такой оптимистический старт в совокупности с прекрасной памятью и знаниями помогли Олегу (на тот момент студенту Ленинградского политехнического института) сотворить планеры ОКА-3, «Стандарт-1», «Стандарт-2», ОКА-7, ОКА-8.

Первое падение

Испытания «Голубя» в Крыму не принесли Антонову желаемого результата – машина так и не взлетела. Но пилот, который получил назначение ею управлять, вселил в молодого конструктора оптимизм. И не дал впасть в уныние. Хотя Олег не решил поставленной перед собой задачи, он всё же получил то, чего не купишь ни за какие деньги: знакомство с присутствовавшими на слёте ребятами с фамилиями Пышнов, Ильюшин, Тихонравов, которые сегодня уже являются историческими личностями современной авиации.

Назначение на пост

Биография Олега Антонова гласит, что в 1930-м он окончил институт. И уже через три года стал главным конструктором КБ планерного завода, расположенного в столице. Руководство поставило перед ним задачу: разрабатывать различные легкокрылые машины и ставить их в массовое производство на заводе в Тушино. Но пока предприятие строилось, специалисты расквартировались в подвальном помещении вместе с группой реактивщиков, которой руководил Сергей Королёв.антонов олег константинович семья

Работа в период Великой Отечественной войны

Олег Антонов, фото которого приведено в этой статье, с началом боевых действий получил задание от правительства – выпускать многоместный десантно-транспортный планер А-7, разработанный им же в 1940 году. Через некоторое время завод эвакуируют в Сибирь. Там конструктор создаёт эксклюзивную модель планера для транспортировки лёгких танков. Но его практическое применение показало, что совместная работа с бомбардировщиком ТБ-3 была нецелесообразной и непродуктивной. В 1943 году Олег возвращается в подчинение к Яковлеву и становится его заместителем. Но при этом Антонов продолжает мечтать о создании воздушного судна уже для мирного неба.

Жизнь после войны

Во второй половине 1945 года инженер Антонов Олег Константинович становится руководителем филиала КБ Яковлева в Новосибирске на заводе имени Чкалова. Здесь началась работа по созданию самолётов сельскохозяйственной направленности. Государству были остро необходимы машины, способные взлетать как с аэродрома, так и с поля. Для совместной работы Антонов взял к себе выпускников местного авиатехникума. И они не подвели своего мастера. Летом 1947 года первый Ан-2 уже был в сборочном цехе. Машина прекрасно себя зарекомендовала. Поэтому было принято решение строить её на Украине.

Переезд в Киев

Город каштанов понравился авиаконструктору сразу. Антонов Олег Константинович, семья которого к тому моменту уже также очень устала от бесконечных переездов по стране, даже физически чувствовал себя в Киеве лучше. Но возникли и трудности: пришлось заново формировать коллектив и материальную базу КБ. Уже через год (в 1953-м) бюро получает заказ на создание самолёта-транспортника, оснащённого двумя турбовинтовыми двигателями. Задача была выполнена за два года. А в 1958-м он был поставлен на массовое производство и получил название Ан-8.антонов олег константинович жена

Новый проект

После визита в КБ Хрущёва в 1955 году началось создание новой машины. Антонов Олег Константинович, фото которого тогда печатали все газетные издания, предложил генеральному секретарю создать четырехдвигательный самолёт. Судно, согласно его задумке, могло быть в двух вариантах: грузовом и пассажирском. В итоге был создан Ан-10, способный быстро летать, садиться и взлетать с заснеженной полосы. В 1962 году Антонов защищает диссертацию в Московском авиационном институте и получает звание доктора технических наук. В этот же период он становится членом-корреспондентом Академии наук Украины.

Создание «Пчёлки»

Хорошим специалистом был инженер Антонов Олег. Фото конструктора, представленные в статье, демонстрируют его огромные достижения в области авиаперевозок. Как профессионал, он всегда осознавал, что такая огромная страна, как Советский Союз, остро нуждается в небольшом самолёте, который может подниматься в небо при условии отсутствия взлётно-посадочной полосы. Такая мысль породила в конечном счёте создание машины под названием «Пчёлка». Она впоследствии имела модификации: Ан-14 и Ан-28. Самолёт имел всего 11 мест.

Новый шаг в самолётостроении

Очередным детищем КБ Антонова был хорошо известный ныне Ан-22 «Антей». Именно этот самолёт стал на тот момент первым в мире широкофюзеляжным воздушным судном. По своим габаритам он значительно превосходил всё, что было сотворено на планете в то время. Поэтому для его создания потребовалось внедрение инновационных технологически и конструкторских решений, а также выполнение громадного количества экспериментов.антонов олег константинович фото

Работу советской команды по достоинству оценили на международной выставке в Париже и назвали её сенсацией в мировом самолётостроении. Первые полёты новинки подтвердили её эксклюзивность. Судно неоднократно доказало свою особенность, без труда доставляя на Крайний Север различное оборудование для нефтегазовой промышленности. Довольны были и военные: они получили мощнейший самолёт, помогающий решать многие их проблемы и вопросы. Последней прижизненной разработкой антонова был Ан-124 «Руслан». На этой машине было установлено более 30 мировых рекордов. Всего же КБ било мировые достижения в авиастроении более 500 раз.

Личная жизнь

Антонов Олег Константинович, жена для которого была надеждой и опорой, всегда нравился женщинам. Авиаконструктор никогда не позволял себе выглядеть неопрятно, был подчёркнуто интеллигентен и обходителен с представительницами противоположного пола, вёл здоровый образ жизни и был молод душой. Во многом из-за этого за его плечами было три брака. Ото всех них остались дети. Удивительно, но он смог без проблем сохранить дружеские, тёплые отношения со всеми своими супругами, а его наследники никогда между собой не выясняли отношения. Кстати, примечательный факт: его третья жена – Эльвира Павловна – была моложе его на 31 год.

Умер легендарный инженер 4 апреля 1984 года. Похороны же состоялись 6 числа. Провести в последний путь легендарного человека пришло огромное количество простых людей. Предали земле Антонова на Байковом кладбище.

fb.ru

Олег Антонов, авиаконструктор: биография с фото

Авиаконструктор Олег Антонов был создателем множества моделей самолетов самого разного предназначения. После Великой Отечественной войны он стал руководить конструкторским бюро в Киеве, где и было реализовано большинство его проектов.

Семья

7 февраля 1904 года в семье инженера-строителя Константина Антонова родился Олег Антонов. Авиаконструктор появился на свет в небольшом селе Троицы Подольского уезда Московской губернии. Когда мальчику было 8 лет, его родители переехали в Саратов.

К Антоновым часто приезжал брат отца Владислав. Дядя рассказывал племяннику удивительные истории об авиации. Она еще только-только зародилась, и именно поэтому особенно сильно поражала воображение современников. Был среди этой восторженной публики и Олег Антонов. Авиаконструктор позже вспоминал, как истории дяди сильно повлияли на его детские мечты о будущем. Именно тогда мальчуган понял, что ему суждено летать, а любая другая карьера станет для него пустой тратой времени.

антонов авиаконструктор

Увлечение всей жизни

Увлечение Олега в семье разделяла только бабушка. Однажды она подарила внуку игрушечную модель аэроплана. В то же время отец и мать не обращали внимания на страсть сына, считая, что в будущем ему стоит заняться чем-то более обстоятельным и привычным для того времени. Но, несмотря на это, в доме стали появляться фотографии и книги о самолетах, которые коллекционировал юный Олег Антонов. Авиаконструктор сохранял эти материалы до конца своих дней. Из подручной литературы и газетных вырезок мальчик составил свой собственный справочник, который крайне помог ему в недалеком будущем. Олег в совсем малом возрасте прекрасно знал историю авиастроения и готов был часами обсуждать биографии любимых летчиков.

В Саратове мальчик отправился учиться в местное реальное училище. Он сделал такой выбор ради точных наук. Но, помимо них, ученик увлекался и другими предметами. Например, Олег прекрасно освоил французский язык. Позже этот навык стал его незаменимым помощником при встречах с иностранными делегациями западных специалистов.

Детство будущего авиаконструктора омрачилось страшной утратой. В 1914 году началась Первая мировая война. Мать Олега записалась в сестры милосердия и стала помогать раненым в местном госпитале. Во время одной из перевязок Анна Ефимовна оказалась под ударом смертоносной инфекцией, попавшей в ее организм через небольшую царапину. Летом 1915 года она умерла от заражения крови. Ее единственного сына стала воспитывать бабушка.

"Клуб любителей авиации"

После окончания начального образования Олег решил поступить в летную школу. Однако его не приняли из-за несоответствия физическим требованиям. На здоровье юноши сказались пережитый в детстве сыпной тиф и голод военных лет. Наступил тот определявший момент, когда биография авиаконструктора Антонова могла сложиться совершенно иначе.

Оказавшись на распутье, молодой человек решил поступить на путейское отделение Саратовского университета. В этом городе оно было максимально близко к авиационной тематике. Однако уже через год университет реорганизовали, а факультет Антонова упразднили. Ему предложили пойти на строительное отделение, но он отказался.

Парня спас его «Клуб любителей авиации». Этот кружок он создал вместе с друзьями детства, разделявшими увлечение самолетами. Товарищи занимались самодеятельностью – в условиях информационного голода собирали тематические материалы и копили деньги на то, чтобы собрать свой собственный планер. Тем временем в Саратове появилось Общество друзей Воздушного Флота. Организация выделила «Клубу» небольшое помещение в стенах индустриального техникума. Благодаря этой помощи в 1924 году биография авиаконструктора Антонова ознаменовалась важным событием. Он создал первый свой летательный аппарат – планер «Голубь».

антонов авиаконструктор биография

Из Коктебеля в Ленинград

Скоро Олега с товарищами пригласили в Коктебель. В этом крымском местечке проходил второй всесоюзный слет планеристов. Антонов вместе со своим другом Женей Браварским чудом смогли доставить свой «Голубь» на другой конец страны. Для этого им пришлось погрузить машину на платформу поезда.

В Коктебеле прошел генеральный смотр аппаратов, собранных такими же энтузиастами, как Антонов. Авиаконструктор позже вспоминал о своих смешанных чувствах, когда его «Голубь», пилотируемый профессиональным летчиком, так и не взлетел, а только сделал несколько робких прыжков. Конечно, это была неудача, но именно поездка в Коктебель смогла вдохнуть в юношу новые силы. В Крыму он познакомился с многочисленными соратниками, которые,как и он, мечтали только о покорении неба.

Участие Антонова в слете планеристов не прошло даром. Его кандидатуру рекомендовали для поступления в Ленинградский политехнический институт. Юношу действительно зачислили на корабельный факультет, на отделение гидроавиации. Это место было едва ли не лучшим в стране, что уж там говорить о сравнении с прежним саратовским университетом, в котором поначалу оказался Олег Антонов. Авиаконструктор получил там тот необходимый опыт и умения, которые сделали его первоклассным экспертом в своем деле. В Ленинграде не было проблем с профильной литературой. Привычка вырезать фото из пожелтевших газетных хроник осталась в прошлом. Студент быстро освоился в новом городе. Он стал активным участником разных кружков и секций.

Конструктор планеров

Учеба в вузе закончилась в 1930 году. В 1933-м 27-летний конструктор был назначен руководителем конструкторского бюро одного из планерных заводов Москвы. Для такого возраста это был небывалый успех. Чем же заслужил его Олег Антонов? Авиаконструктор был не только профи, он отличался лидерскими качествами и не боялся быть инициативным там, где его коллеги могли стушеваться. Все свои выдающиеся навыки и черты характера Антонов проявил уже на первом «настоящем» месте работы.

Это были годы «большого скачка», когда новые виды промышленности только создавались. Конструкторское бюро Антонова было приписано к заводу в Тушино. Загвоздка была только в том, что это предприятие еще не было построено. Конструкторам приходилось работать в мастерской, выделенной Осавиахимом. Она находилась не где-нибудь, а в подвале на Садовом кольце. Раньше его использовали в качестве винного погреба. Теперь там работали две команды – планеристов и реактивщиков. Руководителем первой группы был Олег Антонов, руководителем второй – не менее легендарный Сергей Королев. Жил тогда знаменитый конструктор в таких же тесных условиях, в каких и творил будущее отечественной авиации.

Коллективу, работавшему над созданием новых моделей самолетов, была поставлена четкая цель – дать стране судно, которое могло бы стать доступным для самых разных слоев советского населения. По сути, руководство отрасли хотело лишить авиацию своей элитарности. Антонов своей цели добился. Его предприятие стало выпускать по две тысячи новых судов в год, что было неслыханно для молодой советской экономики.

олег константинович антонов личная жизнь

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года советский авиаконструктор О. К. Антонов встретил в литовском Каунасе. Этот город находился совсем недалеко от государственной границы СССР. Поэтому именно его в числе первых атаковали немцы. Антонову удалось эвакуироваться из города всего за несколько часов до прихода сил вермахта. Несмотря на бомбежки, он все-таки вернулся в Москву.

В столице все началось с нуля. Был подобран новый коллектив, который возглавил Олег Константинович Антонов. Биография талантливого конструктора уже была хорошо известна государственному руководству. Поэтому он получил несколько стратегически важных заданий. Антонову было поручено разработать судно, которое стало бы отличным инструментом для транспортировки десанта. Всего через несколько месяцев кропотливой работы появился А-7. Судно было рассчитано на семь пассажиров. Его стали использовать для обеспечения питанием и боеприпасами партизанских групп, засевших в тылу противника.

В 1943 году конструкторское бюро Яковлева получило нового важного сотрудника. Им стал Олег Антонов. Авиаконструктор, биография которого уже была полна разными реализованными проектами, принял участие в создании и модификации таких моделей, как ЯК-3 и ЯК-9. Это были истребители, ставшие грозным оружием в руках советской армии. Антонов и Яковлев были знакомы еще с юношеских лет. Впервые они встретились на уже упомянутом слете в Коктебеле, где тогда волею судьбы оказалось множество будущих корифеев авиастроительного дела.

выдающиеся авиаконструкторы олег антонов

Переезд в Киев

В конце войны, когда страна уже ждала новость о долгожданной победе, Антонов получил предложение подготовить проект нового многоцелевого самолета. Конструктор еще не брался за подобные машины. Будущий Ан-2 предназначался в том числе и для сельскохозяйственных целей. Он должен был быть универсальным и уметь садиться как на аэродроме, так и на неподготовленном поле.

Для проекта было создано специальное отделение конструкторского бюро Яковлева в Новосибирске. Антонов переехал на восток страны. Там он собрал новый коллектив, который состоял в основном из вчерашних студентов – свежих выпускников местного авиатехникума. Это был большой риск, но авторитет специалиста и его небывалая энергичность сделали свое дело. Ан-2 начали производить уже в 1947 году. Правда, для дальнейшего выпуска этой модели коллектив переехал в Киев.

В этом городе до конца жизни и осел Антонов. Авиаконструктор, биография которого была полна переездами и командировками в самые разные концы страны, наконец, нашел свое место. Киевское бюро стало его заслуженной вотчиной. Однако профессиональный авторитет Антонова часто ничего не значил для советской бюрократии, которая «зарубала» проекты и инициативы, зная наверняка, как будет «лучше» для индустрии. Поэтому конструктору приходилось буквально отбивать свои самолеты. Борьба с номенклатурным чиновничеством не могла не отразиться на том, как себя чувствовал Олег Константинович Антонов. Личная жизнь этого человека с трудом представлялась без спорта. Но даже он не спасал конструктора от стрессов и осложнений. Еще находясь на учебе в Ленинграде, Антонов заработал туберкулез. Эта болезнь периодически напоминала о себе и чаще всего именно в моменты наиболее напряженной борьбы с партийными функционерами.

олег константинович антонов биография

Серия Ан

В 50-е годы появилось множество новых моделей, создателем которых был Антонов. Авиаконструктор, фото которого стали попадать во все советские газеты, каждый день работал по строгому графику. Он выкладывался больше чем на 100%, благодаря чему его КБ становилось площадкой для испытаний все новых и новых самолетов. В конце 50-х появились пассажирские судна Ан (Ан-10 и Ан-24). Правда, Олег Константинович прекратил подобные проекты, когда разбилась одна из его моделей с пассажирами на борту.

Каждый новый самолет, созданный в недрах антоновского конструкторского бюро, переживал еще несколько модификаций. В этом характерном отношении к машине проявлялся профессиональный почерк Олега Константиновича. Для него любой проект серии Ан был весомой частью его собственной жизни. Кроме того, Антонов прекрасно осознавал собственную ответственность перед советским народом и цену даже малейшей ошибки.

Гораздо больше появилось транспортных «Анов». Апогеем этой линейки стал Ан-124, который также известен как «Руслан». Этот самолет, появившийся в 1982 году, был самым крупным в мире серийным грузовым авиационным судном. Как оказалось, данный проект стал лебединой песней великого конструктора. В этой машине ему удалось реализовать все те идеи, которые сопровождали его профессиональный путь. Тогда же главу Киевского КБ избрали академиком Академии Наук СССР. Это было еще одно подтверждение его заслуг и рубеж, через который проходили все выдающиеся авиаконструкторы. Олег Антонов, кроме своей основной деятельности, занимался и преподаванием. В Харьковском авиаинституте имени Жуковского он был главой кафедры конструкции самолетов.

антонов олег константинович авиаконструктор

Характер и вкусы авиаконструктора

Олег Антонов выделялся на фоне своих коллег не только благодаря своему уникальному профессионализму. Этот человек успевал тратить свое время максимально эффективно. Конструктор был всесторонне развитым человеком, чья жизнь состояла не только из самолетов и многочисленных деталей этих сложных машин. Олег Константинович любил искусство и даже организовывал художественные выставки в Киеве и Москве.

Антонов (авиаконструктор, семья которого состояла из многочисленных родственников) любил дружеские застолья, хотя сам всегда старался остаться вне центра внимания. Все близкие в воспоминаниях подчеркивали его искреннюю скромность. Если речь не заходила о деле, то Антонов любил завязать разговор о литературе или музыке. Его любимыми писателями были Гоголь и Сент-Экзюпери. Впрочем, всегда активный и инициативный авиаконструктор уделял внимание не только искусству. В 80-е годы Олег Константинович возглавил кампанию в защиту озера Байкал, которому грозило промышленное загрязнение. Всю молодость проживший в цеху, Антонов с годами все больше ценил природу. У себя дома он завел сад, за которым сам внимательно ухаживал.

биография авиаконструктора антонова

Идеал профессионала

В профессиональной среде ходило множество слухов о тех уникальных чертах, которыми обладал Антонов Олег Константинович. Авиаконструктор отличался удивительной для своего ранга демократичностью. Все споры и вопросы, касавшиеся будущего самолетов, в его КБ обсуждались всем коллективом в гласном режиме. Известны случаи, когда Антонов (авиаконструктор, «дети» которого летали над всем Советским Союзом) признавал собственные ошибки и вносил в проект изменения, предлагаемые его подчиненными.

Олег Константинович оставался активным и деятельным до последних своих дней. Он продолжал работать, как ни в чем не бывало, несмотря на неуклонно стареющий возраст. Однако даже на восьмом десятке колосс авиапромышленности оставался бодр и свеж. Он выглядел моложе своих лет и вел себя также моложаво.

Великий авиаконструктор скончался 4 апреля 1984 года в Киеве – городе, которому он посвятил почти 40 лет своей жизни. Именно с этим местом связана большая часть профессиональной биографии покойного. После его смерти конструкторское бюро Киева закономерно было переименовано в КБ Антонова. Заслуги специалиста были подчеркнуты при жизни многочисленными наградами. Олег Антонов был лауреатом Ленинской премии, он получил сразу три ордена Ленина, звание Героя Социалистического Труда и т. д.

fb.ru

Авиаконструктор Антонов

 

7 февраля по новому стилю исполняется 107 лет со дня рождения Олега Константиновича Антонова - выдающегося авиаконструктора, имя которого занимает почетное место в истории авиации. Доктора наук, академика Академии наук УССР и СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и Государственной премий СССР, творца легендарного АН-2 («кукурузника»), а также создателя 74-х (!) моделей разноплановых летательных аппаратов (52 типа планеров и 22 вида самолетов), основателя и руководителя прославленного советского опытно-конструкторского бюро.

Труды конструктора сделали его фамилию одной из самых известных в мире. В период Великой Отечественной войны он участвовал в создании и разработке истребителя «Як», одного из массовых и востребованных самолетов того периода. Вместе со своим КБ Антонов потряс мир созданием тяжелого турбовинтового транспортного самолета Ан-22 «Антей» с максимальной взлетной массой 250 тонн и Ан-124 «Руслан», имевший взлетную массу 402 тонны.

О. Антонов был личностью многогранной и всесторонне развитой - активно занимался спортом и живописью («если бы я не стал конструктором, то стал бы художником»), писал труды по авиапланеризму («На крыльях из дерева и полотна», «Десять раз сначала», «Для всех и для себя» и другие), стихи и даже рассказы для детей. Д. С. Кива, генеральный конструктор и президент государственного предприятия «Антонов» с 2005 г., говорил о выдающемся предшественнике: «Все восхищались его знаниями, огромным опытом, удивительной интуицией с редким сочетанием чисто человеческих качеств - умением притягивать к себе сердца людей, увлечь их, сплотить, вдохнуть уверенность, что им по плечу любые сложные задачи».

Родился Олег Антонов 7 февраля 1906 г. в селе Троицы Подольского уезда Московской области в семье потомственных дворян - Константина Константиновича и Анны Ефимовны Антоновых. Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебралась в Саратов.

Семья Антоновых в начале ХХ века

«Об авиации я начал мечтать рано, - вспоминал Антонов, - мне шел четвертый год, когда к нам из Москвы приехал мой двоюродный брат и стал рассказывать о фантастическом перелете через Ла-Манш, совершенном Луи Блерио. На меня все это произвело очень сильное впечатление. Шестьдесят четыре года прошло, а помню тот вечер и рассказ брата поныне! Решил, что буду летать, как Блерио (...) И планеры-то начал строить, чтобы летать. Иного пути в небо у меня тогда не было. Так и стал авиаконструктором. Всю жизнь строил, строил... Правда, немного летал и сам. На всех своих машинах. Нам, конструкторам, это необходимо: ни один испытатель, ни один самый подробный отчет, записи приборов не расскажут о самолете того, что почувствуешь сам, взяв в руки штурвал. (...) Небо - это прекрасно. Начни все сначала, я стал бы пилотом!».

Моноплан «Блерио ХI», на котором француз Луи Блерио перелетел через Ла-Манш

Родители не поддержали детскую тягу к полетам. Отец работал инженером-строителем и прочил сыну будущее электротехника, мать считала, что человеку нечего делать в небе. И только бабушка поддерживала детские мечты, подарив модель аэроплана с резиномотором.

В Саратове сведений об авиации фактически не было. Информацию Олегу пришлось добывать из газет и журналов. Что, по его словам, сослужило хорошую службу - удавалось рассматривать разнообразные летательные аппараты под углом зрения их развития. Увлеченный мальчишка даже выпускал рукописный журнал «Клуб любителей авиации», распространял его среди сверстников, с которыми конструировал воздушные змеи и авиамодели.

После окончания трудовой школы пятнадцатилетний целеустремленный юноша подал заявку в авиационную школу Красного Воздушного Флота, но получил отказ. Тогда можно было учиться только на летчика и только с командирским стажем. Антонов не растерялся, организовал «Кружок любителей авиации», где конструировал уже более серьезные модели. Вскоре - принял участие в первом в СССР планерском конструкторском конкурсе, куда выслал свои любительские чертежи. «Иду я однажды по Саратову, и вдруг вижу: в витрине киоска 8-й номер журнала «Смена» за 1924 год с рисункам моего планера! Я тогда правила черчения знал еще слабо, и многие узлы рисовал в перспективе и даже раскрашивал их акварелью. На обложке журнала юный авиатор несся с лихим креном над Облаками. Его большой шарф трепетал на ветру и придавал всему рисунку романтическую приподнятость».

Обложка журнала «Смена» за 1924 г.

В Саратове тогда был открыт филиал московского общества «Парящий полет», имевший собственную планерную секцию и конструкторское бюро, которое возглавил О. Антонов. В этом КБ юноши разработали планер ОКА-1 «Голубь», предоставленный на всеобщее обозрение на Втором Всесоюзном съезде планеристов в Коктебеле в 1924 г. ОКА-1 и ее создатели получили почетные грамоты за оригинальность идеи - конструкция была крайне сложной, но в производстве использовались исключительно подручные материалы. В том же году вышли две книги 18-летнего конструктора с иллюстрациями автора: «Простейшие модели планеров из бумаги» и «Зачем нам нужны планеры».

В 1925 г. О. Антонов поступил в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации корабельного факультета. За время учебы создал шесть видов планеров. Некоторые из них были выпущены небольшими сериями. Рекордным стал выпуск планера «Город Ленина», получившим одобрение известного конструктора С. В. Ильюшина.

После окончания института Антонов был направлен на работу в Москву для создания планерного конструкторского бюро. Вскоре, когда строительство завода в Тушино было окончено, Антонова назначили в нем главным конструктором. За время работы он для разных задач собрал более 30 безмоторных летательных аппаратов. Некоторые модели установили мировые рекорды. Например, «Рот-Фронт 7» установил рекорд по дальности полета, пролетев 749,2  км. Рекорд продержался 30 (!) лет.

Планер «Рот-Фронт 7»

В 1938 г. О. Антонов занял должность ведущего инженера по учебно-тренировочным самолетам в КБ имени А. С. Яковлева, по личному приглашению главного конструктора. За год Антонов разработал малогабаритный самолет «Аист», который был запущен в серийное производство в Каунасе.

Во время Великой Отечественной войны Антонов получил задание запустить в серийное производство разработанный им в 1940 г. десантный транспортный планер А-7. В военных операциях были использованы более 500 таких планеров. За это конструктор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». В 1942 г. Антонов разработал А-40 - для транспортировки легких бронированных машин или легкого танка. Однако большую часть времени потратил на доработку и совершенствование истребителя «Як», который повсеместно использовался в боевых действиях.

После войны Антонов уехал в Новосибирск - руководить конструкторским бюро при авиазаводе. Результат не заставил себя ждать. 31 августа 1947 г. экспериментальный образец сельскохозяйственного самолета, через год получившего название АН-2, осуществил первый испытательный полет. 6 сентября 1949 г. самолет пошел в серийное производство. «Русские - отличные пилоты, - писал канадский летчик Э. Броун, - АН-2 - удивительный аэроплан. Он может сесть даже на крышу сарая, а взлететь с колокольни».

Легендарный АН-2

Отечественные пилоты прозвали этот самолет «Аннушкой», а гражданские - «кукурузником». Аппарат мог выполнять различные задачи - от орошения полей до тушения пожаров, от подготовки парашютистов до участия в арктических исследованиях. Было выпущено несколько тысяч разнообразных модификаций АН-2.

С 1952 г. жизнь О. Антонова оказалась тесно связанной с Украиной. Он с группой ведущих специалистов переехал в Киев, основал КБ самолетостроения (сейчас это Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова). Большую часть нового коллектива составляли выпускники Харьковского авиационного института (где с 1977 г. О. Антонов работал заведующим кафедрой).

Первым проектом нового КБ был транспортный самолет АН-8, с двумя турбовинтовыми двигателями,  запущенный в серию в 1958 г. в Ташкенте.

Разработка самолетов Ан-10 и Ан-12 началась в 1955 г. после посещения КБ Н. С. Хрущевым. В беседе с руководителем государства Антонов предложил создать единый 4-х двигательный самолет в пассажирском и грузовом вариантах.

Специалисты считают, что Ан-10 обладал редким для пассажирского лайнера сочетанием свойств: большой скоростью полета, относительно малой потребной длиной взлетно-посадочной полосы и способностью совершать взлет и посадку на грунтовых и заснеженных аэродромах. Учитывая эти особенности, Аэрофлот эксплуатировал Ан-10 на коротких межобластных трассах с плохо подготовленными и грунтовыми полосами. Нерасчетные режимы эксплуатации, частые взлеты и посадки привели к быстрому расходованию его ресурса. Это стало причиной образования усталостных трещин в силовых элементах конструкции Ан-10. Антонов тяжело переживал катастрофу 1972 г. и делился со своим киевским другом знаменитым хирургом Н. Амосовым: «Нет, не буду я строить больших пассажирских самолетов. Я не переживу одновременную гибель многих людей. После катастрофы с «десяткой» я не раз просыпался от ночного звонка в холодном поту и дрожащей рукой снимал трубку - неужели опять авария с моим самолетом?»

Осенью 1960 г. О. Антонов получил заказ на разработку самолета-гиганта для перевозки больших грузов. Огромная невиданная летающая машина получила название АН-22 «Антей». Конструктивное решение сверхгрузоподъемного самолета пришло конструктору во сне. Первый полет гиганта состоялся в феврале 1965 г.

АН-22 «Антей»

В июне того же года «Антей» был выставлен в Париже на международном авиасалоне. Французский журналист Жерар Фавар так отзывался о самом гигантском самолете, в то время существовавшем на планете: «Когда над аэродромом Ле-Бурже вихрем пронеслась громадная тень «Антея», даже у самых ярых пессимистов вырвался крик восхищения. Это фантастика! Летающий танкер! Поезд в воздухе! Какие только эпитеты ни придумывали в эти дни! Но ни один из них не мог выразить те впечатления, которые произвел советский супергигант даже на опытных участников салона. Это, безусловно, сенсация номер один, перед которой остальные экспонаты бледнеют. И я возьму на себя смелость заявить от имени всех посетителей салона, что ни один из них не прошел безразлично мимо советского «Антея» - "главной сенсации салона"».

«Антей» установил 41 мировой авиационный рекорд.

Самой мощной разработкой Антонова стал самолет-супергигант АН-124 «Руслан», при создании которого были найдены весьма смелые для того времени технические решения. В частности, на самолете такого класса стреловидное крыло суперкритического профиля было применено впервые в мире. На «Руслане» было установлено 30 мировых рекордов.

«Руслан»

«Руслан» стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством О. К. Антонова, скончавшегося 4 апреля 1984 г. Выдающийся авиаконструктор современности был похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Его имя носит Киевский механический завод и конструкторское бюро, которым он руководил.

Дальнейшее руководство проектом осуществлял Генеральный конструктор П. В. Балабуев, ученик и преемник О.К. Антонова. Мировая премьера «Руслана» состоялась в Ле Бурже в мае 1985 г., где он, как и прежде «Антей», вызвал огромный интерес. Серийно «Руслан» производился на авиазаводах в Киеве (17 экз.) и Ульяновске (34 экз.). В настоящее время «Русланы» эксплуатируются в российских ВВС, в авиакомпаниях «Волга-Днепр», «Полет» и «Авиалинии «Антонова».

АН-124 «Руслан» над куполами Кремля

Сегодня создатели «Руслана» стараются повысить коммерческую и потребительскую привлекательность «Руслана», все более актуализуется проблема совместного украинско-российского производства лайнера.  В последние годы сертифицированы новые гражданские версии Ан-124-100: Ан-124-100М, Ан-124-100-150 и Ан-124-100М-150.

В интересах военно-транспортной авиации предлагается возобновить серийное производство «Руслана» в варианте Ан-124-200. Говорят о возможности эксплуатации этого лайнера еще в течение полувека.

За весь период существования КБ Антонова на его самолётах (к концу 2005 г.) было установлено 483 мировых рекорда, 378 из которых не побиты до сих пор.

В 1999 г. за достижения в авиации имя Антонова внесено в Международный зал аэрокосмической Славы в г. Сан-Диего, Калифорния.

Могила О. Антонова

Как говорил Олег Константинович в одном из своих последних выступлений: «Дальше идти можно только революционным путем, осваивая новые идеи. А пределов новой технике, как известно, не существует».

И правда, не существует. В КБ Антонова разработали еще более огромный самолет АН-225 «Мрия». Если «Руслан» поднимал 150 тонн полезного груза, то «Мрия» - 250. «Мрия» осуществила первый полет в 1988 г., а в мае 1989 г. выполнила полеты с «Бураном» на Байконуре.

АН-225 «Мрия» несет космический челнок «Буран»

Сейчас АН-225 находится в летном состоянии и используется  авиатранспортным подразделением АНТК им. О. К. Антонова - авиакомпанией «Авиалинии Антонова» (Antonov Airlines).

С 2009 г. знаменитое объединение, в которое входят несколько крупных предприятий в разных городах, носит название «Государственный авиастроительный концерн «Антонов».

В 2011 г. сертифицирован украинский ближнемагистральный пассажирский самолет Ан-158 (Ан-148-200), рассчитанный на перевозку от 86 до 99 пассажиров. В 2012 г. российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» подписала контракт на продажу 15-ти Ан-148 и Ан-158 с панамской лизинговой компанией South American Aircraft Leasing S.A.

И. Вайсберг, побывавший в августе 2012 г. на авиазаводе в Ульяновске, в своей статье «Для "Руслана" 30 лет - не возраст!» отмечает: «Огромные полупустые ангары словно замерли в ожидании самолетов-гигантов, для производства которых они были сооружены. На заводе еще работают специалисты, которые осваивали серийное производство «Руслана». Новые модификации «Руслана», с учетом установки самого современного оборудования, - это лайнеры XXI века. Главное - не «заболтать» вопрос и не упустить время для реализации всех принятых решений по модернизации и возобновлению серийного производства уникального самолета».

Добавим: это было бы прекрасным продолжением главного дела выдающегося отечественного авиаконструктора О. К. Антонова.

ruskline.ru

Олег Константинович Антонов | Государственное управление в России в портретах

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов (1906—1984) — советский авиаконструктор, создатель Авиационного научно-технического комплекса, академик АН СССР (1981), Генеральный конструктор (1967). В 1933—1938 гг. — главный конструктор планерного завода в Тушине. В 1938—1941 гг. — ведущий инженер в ОКБ А. С. Яковлева и на заводе «Красный летчик». В 1943—1946 гг. — первый заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева, работал над усовершенствованием истребителей «Як». В 1940—1950-х гг. занимался созданием специализированных транспортных самолетов (серии «Ан») для военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок, а также пассажирских самолетов, обладающих высокой экономичностью перевозок. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1952) премий.

Генеральный конструктор Опытного завода № 473 Министерства авиационной промышленности. Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в том числе Ан-124 («Руслан»). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Родился 7 февраля 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне — в составе Троицкого административного округа Москвы). Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Отец Олега Константиновича Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега.

С 1912 года Олег Антонов жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище, в котором окончил два класса и средней школе (ныне — СШ № 23). С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации. Опасаясь препятствий при поступлении в институт, Олгег вынужден был скрыть свое дворянское происхождение.

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

С 1923 года работал ответственным секретарем планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-1. В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленингрдаского политехтического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт».

В 1930 году после окончания Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина Антонов работал инженером, а с января 1931 года — главным конструктором Московского планерного завода, где им были созданы планеры «Упар», «Рот фронт», «Стандарт».

Тамби В. А. Планер

Тамби В. А. Планер

В 1933 двадцатисемилетний конструктор получил назначение на пост «главного» в конструкторское бюро планерного завода в Москве. Ему вменялось в обязанности разрабатывать легкокрылые машины, которые новый завод в Тушино должен был выпускать в массовом количестве. К тому времени у молодого авиаконструктора уже имелся огромный опыт строительства планеров. Создав в 1924 году своего «Голубя» ОКА-1, Антонов за последующие шесть лет смастерил ОКА-2 и ОКА-3, «Стандарт-1» и «Стандарт-2», а также мощный планер-паритель «Город Ленина», снискавший кучу восторженных отзывов на очередном коктебельском слете. Товарищи Олега нисколько не удивлялись его высокому назначению. Однако в этой жизни ничего не дается легко и за все нужно платить…. Покидая крохотную комнатку на улице Чайковского в Ленинграде, Антонов бросил друзьям: «По-моему, здесь я и получил свой ТБЦ». В дальнейшем Олег Константинович неоднократно лечился от туберкулеза, однако болезнь постоянно возвращалась к нему.

ОКА-38 «Аист» - самолет связи... в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

ОКА-38 «Аист» — самолет связи… в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

Пока тушинский завод не был достроен, планерное КБ было вынуждено воспользоваться мастерской, предложенной Осоавиахимом и расположенной на Садовом кольце в подвале многоэтажного дома. Эти подвалы раньше использовались для хранения вин, а теперь были отданы двум объединившимся организациям – реактивщикам и планеристам. Планеростроителей возглавлял Олег Антонов, а группу, изучающую реактивное движение, – Сергей Королев.

В 1932-1938 годах — главный конструктор Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал: планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7; учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6; экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1; «6 условий» и ДИП; экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.

Упадок планерного спорта начался уже в 1936, в последующие годы все окончательно рухнуло. Антонова сняли с должности, а планерный завод закрыли. Талантливые конструкторы разбрелись кто куда. Олег Константинович первым делом обратился к своему старому товарищу по коктебельским слетам – выдающемуся авиаконструктору Александру Яковлеву. Тот, прекрасно зная таланты Антонова, дал ему работу ведущего инженера в своем ОКБ. На дворе шел 1938 год.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3. ..

С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. Здесь под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Як-19. Сегодня это АНТК — научно-технический комплекс, начальные буквы которого начертаны на десятках тысяч машин, ныне летающих на всех континентах.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-6М.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-6М.

Весной 1940 года Антонов был назначен главным конструктором небольшого КБ при авиационном заводе в Ленинграде, а в 1941 его перевели в Каунас (Литовская ССР). В одно воскресное утро 22 июня 1941 года авиаконструктор проснулся от сильного грохота. Вскоре в его комнату вбежал один из сотрудников с широко раскрытыми глазами: «Война…». Каунас находился рядом с границей, сверху поступило срочное указание: «Немедленно готовиться к эвакуации».

Репродукторы встревоженно рассказывали о бомбежке Севастополя, Киева, Вильнюса, Риги, Житомира, Бреста…. Город Антонов покинул вечером. Вместе с последними работниками конструкторского бюро на захваченной пожарной машине он отправился на восток по дороге, забитой беженцами. А спустя час в Каунас вошли немцы. Два дня под непрекращающимся обстрелом с воздуха ехала машина по разбитым грунтовкам. Часто приходилось съезжать в кювет и прятаться в лесах и кустарниках. Ночевали люди в стогах сена рядом с дорогой. До Москвы Антонов добрался лишь к концу второго дня.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-8.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-8.

В 1940-1941 годах — Олег Константинович был главным конструктором авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (в Литве), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

В начале Великой Отечественной войны конструктор разработал ряд десантных планеров.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

И опять ему все пришлось начинать с нуля. Наскоро собранный коллектив отправили на старый планерный завод. «Снова будем создавать планеры: транспортные и грузовые», – объявил людям через несколько дней Антонов. Спустя пару месяцев Олег Константинович разработал уникальный транспортно-десантный планер А-7. Аппарат был рассчитан на семь пассажиров и был необходим для обеспечения людьми, боеприпасами и питанием партизанских групп, сражающихся в глубоком тылу врага. «Антонов-7» мог садиться на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля, даже на замерзшие, заснеженные реки. Как правило, посадки проходили ночью при свете костров, в которых обычно после разгрузки недорогой планер и сжигался. Трудно представить себе, какую огромную помощь оказали эти летательные аппараты партизанскому движению в годы войны.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

Руденко Валерий. Советский истребитель Як-9К. ..

В июне-июле 1941 — главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 — главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К.Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2. ..

В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60.

В январе 1943 — мае 1946 — заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск). Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Осенью 1945 Олегу Константиновичу предложили возглавить филиал КБ Яковлева при авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске. Он, не раздумывая, согласился, ведь ему предстояло начать работу над созданием самолетов нового типа, причем не военной, а сельскохозяйственной направленности. Стране требовались машины с большой грузоподъемностью, способные взлетать как с хорошего аэродрома, так и с любого относительно ровного поля.

В Новосибирск с Антоновым отправились его ближайшие соратники. Кроме того Олег Константинович забрал с собою целый курс выпускников Новосибирского авиатехникума. Это был большой риск. Двадцатилетние молодые ребята, без опыта, голодные, полураздетые и неухоженные, должны были стать основой коллектива, перед которым были поставлены ответственнейшие задачи.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Однако Антонов обладал поразительной способностью сплотить сотрудников вокруг какой-либо идеи. Он говорил: «Не приказы создают коллектив, хотя они нужны. Не создается он перестановкой или собиранием людей. Не здание объединяет коллектив. Главное – это единство цели. Если люди понимают и принимают ее, их не нужно «подстегивать». И «детский сад» не подвел. В августе 1947 первый экземпляр АН-2 уже стоял у ворот сборочного цеха.

Однако до серийного выпуска самолета было еще далеко. Антонову пришлось провести не только многочисленные испытания и проверки АН-2, ему также довелось пережить столкновения с бюрократизмом руководящего аппарата.

С мая 1946 — главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Первенец и любимец Олега Константиновича одномоторный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только прозвища ему ни придумывали: «Аннушка», «Воздушный хлебороб», «Крылатый санитар», «Старик Антонов».

Ан-12

Ан-12

Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах — Опытный завод №473, с апреля 1966 года — Киевский механический завод, в настоящее время — АНТК имени О.К. Антонова). В 1962 году Олег Константинович был назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:

транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32;пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24;реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»;многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28;планеры А-11, А-13 и А-15.

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26 ..

Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). Конечно, иногда случались и трагедии. Под Харьковом упал АН-10 с пассажирами, буквально на глазах у Антонова разбился АН-8. Олег Константинович тяжело переживал случившееся. Друзьям он говорил: «Больше не буду строить пассажирские самолеты. Не переживу одновременную смерть многих людей. После аварии с «десяткой» я не единожды просыпался ночью в холодном поту…».

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К. Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.

В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Затем Антонов разработал самолеты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 грузоподъемностью до 80 тонн. В 1964 году создан воздушный гигант конструкции Антонова — Ан-22, известный также под названием «Антей». На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы — транспортировщик боевой техники «Руслан» (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем «Мрия» (Ан-225).

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б  ..

В 1952 году Олег Константинович Антонов стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1962 году — Ленинской премии. Награжден двумя орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1968 году доктора технических наук, академика АН УССР.

Одновременно с конструкторской работой с 1977 года Антонов был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.

Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П  ..

15 марта 1984 года в Москве, в Президиуме АН СССР в торжественной обстановке Олег Константинович принял Золотую медаль им. А.Н. Туполева, присуждаемую за работы в авиакосмической науке и технике.

За 60 лет непрерывного труда Олег Антонов написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей.

Выдающийся российский авиаконструктор был известен не только как создатель серии самолетов «АН», но и как большой любитель спорта, особенно тенниса. По инициативе Олега Антонова в конструкторском бюро построен специализированный теннисный комплекс «Антей», создана школа юных теннисистов. В свое время для международных теннисных турниров, которые проводились в Советском Союзе, конструктор учредил традиционный приз «Джентльмен корта».

Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Ан-124

Ан-124

7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска. (А.А.Симонов, и по материалам РИА «Новости»)

Разработки Олега АнтоноваПод руководством Олега Константиновича Антонова были созданы самолеты:

Планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;Транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74;Многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;Пассажирские самолёты — Ан-10 и Ан-24.

0207

Олег Константинович Антонов

antonov

Олег Константинович Антонов

0.Antonov-Oleg-Konstantinovich

О.К. Антонов у модели самолета Ан-22 «Антей».

Безымянный

О.К. Антонов

yak_ant

Яковлев и Антонов

Лит.: Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 20.Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов. Военное обозрение. 4 апреля 2014Олег Константинович Антонов — биография // http://to-name.ru/biography/oleg-antonov.htm

deduhova.ru

Антонов Олег Константинович - биография. Российский Авиаконструктор

Олег Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троице Московской области. С юных лет увлекался авиацией, вместе со сверстниками создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал. После школы активно работал в «Обществе друзей Воздушного флота», создавая планеры собственной конструкции.

     В 1930 году, после окончания Санкт-Петербургского политехнического института имени Калинина, Олега направили в город Москва для организации конструкторского бюро по планерам. Когда завершилось строительство планерного завода в Тушино, Антонова назначили его главным конструктором. Здесь создал более 30 типов планеров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды.

     В годы Великой Отечественной войны разработал и наладил производство десантных планеров для снабжения партизан, и много времени посвятил совершенствованию истребителя «Як», одного из самых массовых самолетов войны. При этом не терял мечты о создании своего самолета для мирного неба, и в октябре 1945 года уехал в город Новосибирск руководить созданным конструкторским бюро на авиационном заводе.

     Первенец Антонова самолет Ан-2 поднялся в небо в августе 1947 года, а через три года внедрен в производство, причем в нескольких модификациях. Самолет стал единственным в мире, находившимся в серийном производстве более 50 лет, завоевав славу исключительно надежной машины и побывав практически во всех уголках земли.

     В 1952 году Олег Константинович и ведущие специалисты бюро переехали в украинский город Киев, где создали новую производственную базу. В последующие годы под его руководством сконструировали целый ряд самолетов самого разного назначения. Это специальные транспортные самолеты: Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, как для военной, так и гражданской авиации; многоцелевые:Ан-14, Ан-28; пассажирские Ан-10, Ан-24; планеры Ан-11, Ан-13, Ан-15 и дельтапланы.

     Генеральным конструктором стал в 1962 году, а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством разработали систему автоматизированного проектирования самолетов, внедрили новейшие материалы, развили методы авиастроительной экономики.

     С 1977 года Антонов заведовал кафедрой Харьковского авиационного института, воспитывая достойных продолжателей своего дела. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Академик Академии наук СССР и Украины. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Всю свою жизнь занимался спортом, особенно любил теннис. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения. Также стал прекрасным художником и в тонкостях знал живопись.

     Олег Константинович Антонов скончался 4 апреля 1984 года в городе Киев, Украина. Похоронен на Байковом кладбище.

     За заслуги перед Отечеством удостоен звания Герой Социалистического Труда. Являлся лауреатом Ленинской и Государственной премий. Трижды кавалер ордена Ленина. Награжден многими орденами и медалями. В его честь учредили диплом Международной авиационной федерации. Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу.

ruspekh.ru

Антонов Олег Константинович (1906—1984). / Авиация / magSpace.ru

Антонов Олег Константинович — выдающийся советский авиаконструктор. 7 февраля 1906 года родился в селе Троицы ныне Подольского района Московской области. Мальчика с детства привлекала авиация. В детстве он сам строил модели самолетов, рисовал их, проектировал чертежи. В начале 1920-х гг. Олег Антонов учился в Саратове. Он сам смог организовать планерный кружок, участники которого строили модели планеров. В 1924 г. планер, который спроектировал сам Антонов, назвали ОКА-1 «Голубь». Через некоторое время Антонов поступил на авиационное отделение Ленинградского политехнического института. Во время учебы он продолжал строить планеры. Один из планеров участвовал в соревнованиях в 1930 г., в тот же год Олег Константинович окончил институт. Но и после окончания института Антонов не оставил планеризма. Его очень увлекало это занятие. Хотя в дальнейшем у него появилось много серьезных дел. Олег Константинович в течение долгого времени был главным конструктором Московского планерного завода. Он спроектировал планеры «Упар», «Рот Фронт» и др. Но в 1938 г. завод оказался закрыт. Авиаконструктор стал работать в конструкторском бюро А. С. Яковлева. Через два года он сменил место работы, поступил на Ленинградский завод № 23. Здесь Антонов получил задание на базе немецкого самолета «Шторьх» изготовить проект укороченного взлета и посадки. В 1940 г. работа над самолетом № 2 (ОКА-38 или СС-2) была завершена. Когда началась Великая Отечественная война, Антонов занимался работой над десантными планерами. Они использовались для партизанской войны, были легки и удобны в использовании. Помимо того, Антонов руководил коллективом; все вместе они занимались изготовлением грузовых, транспортных и десантных планеров. Некоторые планеры были разработаны лично Олегом Константиновичем. Среди них был планер А-7, который доставлял грузы партизанам. В 1943 г. Антонов стал первым заместителем в КБ. У него появилась возможность вести самостоятельную работу. Весной 1946 г. министр авиационной промышленности распорядился выделить новосибирский филиала ОКБ-115 в самостоятельное ОКБ-153. Предполагалось, что там будут вестись работы под руководством О. К. Антонова. Вновь образованное ОКБ должно было сконструировать в самые короткие сроки транспортный самолет. Уникальность его была в том, что он должен был развивать скорость 270 км/ч, с нагрузкой 1000 кг — 1300 км, а 2000 кг — 900 км. Вскоре было принято решение изготовить такой же самолет для сельскохозяйственных целей. Самолет получил название Ан-2. Таких моделей было сделано около 15 000. Изготавливались самолеты разной модификации. В начале 1950-х гг. Антонова перевели на небольшой авиазавод в Киеве. В дальнейшем Антонов и другие специалисты благодаря своей работе прославили завод на весь мир. В начале 1950-х гг. авиаконструкторы приступили к созданию военно-транспортного самолета. В 1955 г. был создан Ан-8. Уникальность и своеобразие этого самолета были в том, что у него был большой фюзеляж и два турбовинтовых двигателя. На самолете можно было перевозить технику крупных габаритов. В других странах таких самолетов пока не было, они появились намного позже. Ан-8 стал первым российским военно-транспортным самолетом. На его базе был спроектирован пассажирский лайнер Ан-10 «Украина» и Ан-12 (десантно-транспортный самолет). Ан-12 позже изготавливался в самых разных модификациях. Новый самолет Ан-14 отличался коротким взлетом и посадкой. В 1956 г. Совет Министров принял решение, чтобы эту машину изготавливали в разных модификациях: пассажирской, санитарной и сельскохозяйственной. В марте 1958 г. первый Ан-14 поднялся в воздух. В конце 1960-х гг. появился Ан-26. У самолета был большой грузовой люк, а также перестраиваемая рампа. Это давало возможность осуществлять погрузку и десантирование. Самолет мог подниматься на высоту 6000 м. Многие страны мира закупили самолет. В 1970-х гг. был создан разведчик Ан-30. Этот самолет мог использоваться не только для разведки в местах боевых действий, но и для инспекторских полетов. В 1976 г. был изготовлен самолет для высокогорных аэродромов Ан-32. Более всего Антонова прославили крупные самолеты. Достаточно давно, в 1950-е гг. авиаконструктор предлагал самолеты Ан-20, Ан-20А и ВТ-12МВ для перевозки по воздуху грузов массой до 50 т. В 1960 г. Антонов получил заказ создать самолет, который мог бы перевозить груз 40 т на 3500 км, а 10 т —до 9500—10 000 км с крейсерской скоростью 600—650 км/ч. Было очень важно, чтобы самолет мог взлетать с грунтовых аэродромов. Макет самолета был готов осенью 1961 г. Через четыре года самолет поднялся в небо. Через несколько месяцев на борту Ан-22 было поднято 88 103 кг груза на высоту 6600 м. Это был мировой рекорд. В 1967 г. на авиационном празднике самолеты Ан-22 демонстрировали, как может осуществляться десантирование военной техники. Но проект пассажирского варианта не был изготовлен. Антонов приступил к строительству гигантского самолета, который предполагалось назвать «Антей». Этот самолет должен был быть изготовлен из новых материалов, необходимо было задействовать новые технологии. Было важно, чтобы конструкция была максимально легкой и максимально прочной. Технические характеристики «Антея» были весьма впечатляющими. Самолет имел размах крыла 64,4 м, взлетный вес — 205—225 т. Он мог поддерживать скорость 580 км/ч и дальность 5000 км с нагрузкой 60 т. Разбег составлял 1460 м, пробег после посадки — 1040 м. Создание такого самолета представляло немалую трудность. Но в 1967 г. уже начались испытания. Один самолет смог пролететь расстояние от Чкаловской до Воздвиженки на Дальнем Востоке за 12 ч 9 мин. В конце 1960-х гг. самолеты стали интенсивно использоваться, а в 1970-е гг. они вышли на международные линии. Самолеты были удобны, но, к сожалению, в 1972 г. случилось несколько катастроф. Это заставило авиаконструктора усовершенствовать модель самолета, в результате появился Ан-22А. Этот самолет был более надежным. Он активно использовался долгое время. И по сей день «Антей» — это единственный самолет, который может с большим грузом взлететь с грунтовых, покрытых снегом и льдом взлетно-посадочных полос. Авиаконструкторы специально предусмотрели такую возможность, снабдив машину широкими шинами с подвеской. Это дало самолету возможность плавно двигаться по неровному фунту. Самолет «Антей» был удобен и практичен. Он активно использовался до 1990-х гг. XX в. Крупные самолеты, спроектированные Антоновым, выпускались серийно. В начале 1970-х гг. Антонов и его сотрудники решили приступить кразработке тяжелых самолетов («122», «124» и «126»). Для военного ведомства наиболее подходящим показался Ан-124. Отличительной особенностью этого самолета было то, что он мог перевозить различную военную технику разных габаритов. Уникальность самолета была в том, что носовая часть откидывалась, благодаря чему появлялся второй люк для загрузки. К тому же шасси могла наклонять фюзеляж. Это тоже было удобно для погрузки. Колеса шасси были таковы, что самолет мог летать на аэродромах, которые были покрыты снегом или льдом. Разумеется, такой самолет был находкой для военных. В декабре 1982 г. самолет первый раз поднялся в воздух. А через три года в Париже самолет продемонстрировали широкой общественности. На этом самолете был установлен мировой рекорд. На огромную высоту 10 750 м подняли груз в 17,219 т. Самолет получил название «Руслан», Его стали выпускать в 1985 г. Но было готово только 26 военных машин. В 1990-х гг. производство прекратилось. Работы по выпуску самолетов шли на Ульяновском авиационном производственном комплексе. Самолеты, которые были выпущены, использовались для доставки грузов не только в военных, но и в мирных целях. Помимо конструкторской работы, Олег Константинович Антонов занимался преподавательской деятельностью в Харьковском авиационном институте и Киевском институте гражданской авиации. Страна высоко ценила заслуги этого талантливейшего человека. Он был удостоен множества наград. За заслуги в 1952 г. Антонов Олег Константинович был удостоен Государственной премией СССР, в 1962 г. — Ленинской премией, в 1966 г. — званием Героя Социалистического Труда. В 1981 г. Олег Константинович был избран академиком АН СССР. Кроме того, Антонов был награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. Талантливый авиаконструктор умер 4 апреля 1984 г.

magspace.ru

Антонов, Олег Константинович — WiKi

Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне — в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский[2].

С 1912 года жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище (окончил два класса) и средней школе (ныне — СШ № 23).

С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации; в 1921 году подал заявление в Красный Воздушный Флот с просьбой принять его в авиационную школу, однако получил отказ по причине возраста и приёма только командиров РККА.

В 1924 году во время обучения на путейском факультете Саратовского университета, в который он поступил, чтобы быть ближе к авиации, построил свой первый планёр, организовав местный Кружок любителей авиации. В том же году учебное заведение было закрыто, и Антонову пришлось искать новое место учёбы.

В 1924 году принял участие во вторых Всесоюзных Планёрных испытаниях в Коктебеле, на горе Узын-Сырт.

В 1925 году поступил на машиностроительный факультет ЛПИ имени М. И. Калинина, который окончил в 1930 году.

В 1931 году возглавлял техническую часть Высшей лётно-планерной школы и Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима, занимаясь постройкой планёров (серия ОКА, серия УС / «Учебно-серийный», учебный паритель «Упар»). С 1933 года — главный конструктор планерного завода в Тушине. С 1938 года — ведущий инженер КБ Яковлева. В 1940—1941 годах — главный конструктор завода в Ленинграде.

В 1941 году получил задание по организации производства планёров в Каунасе на базе бывшего трамвайного завода, однако вскоре начавшаяся война разрушила начинания; Антонов был назначен главным инженером планёрного управления Наркомата авиационной промышленности.С 1943 года — первый заместитель главного конструктора Яковлева.C 1946 года руководил филиалом ОКБ в Новосибирске, позднее — своим ОКБ-153.С 1952 года руководил киевским ГСОКБ-473 (c 1952 года — киевское ГСОКБ-473, с 1966 года — Киевский механический завод, с 1984 года — ОКБ имени О. К. Антонова, с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс «Антонов»).

В 1962 году присвоено звание Генерального конструктора ОКБ.

Член ВКП(б) с 1945 года. Член ЦК КП УССР. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 5-11 созывов (1958—1984) от Киевской области[3][4][5][6][7][8][9]. В Верховный Совет 9 созыва избран от Киево-Святошинского избирательного округа № 494 Киевской области, член Комиссии по транспорту и связи Совета Союза[7].

По воспоминаниям современников Олег Антонов оказывал помощь семье осужденного украинского поэта, диссидента и политзаключенного Василия Стуса (помог с трудоустройством его супруги), писал письма в защиту поэтессы Лины Костенко. В ноябре 1965 года Олег Антонов подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.[10]

Олег Антонов увлекался живописью, писал стихи.

Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

ru-wiki.org