5 злых преподавателей. Анатолий васильевич вестяк


5 злых преподавателей — Учёба.ру

 

Ирина Мельник

Кто такая Преподаватель французского языка на факультете экономики и права МГЛУ.
Чем опасна Заставляет зубрить французский до посинения, отправляет на пересдачи.
Причина строгости Верит в то, что студент должен бояться преподавателя.
Противоядие Избавиться от страха провала и выполнять все задания. Мельник стремится вывести всех отстающих на средний уровень, рано или поздно у вас получится.

«Вот ты поступаешь в МГЛУ с английским языком в качестве первого иностранного. И тут слышишь вздохи и удрученный шепот одногруппников: „Нам Ирину Кузьминичну на французский поставили!“ Что это значит? Известно что — приплыли, все, крышка», — рассказал один из студентов МГЛУ.

Чтобы получить у Ирины Мельник положительную оценку на уроке, нужно выучить как минимум десять печатных листов современной французской публицистики наизусть, проделать с десяток упражнений, без ошибок законспектировать предвыборную речь Франсуа Олланда и за три минуты выявить фонетические отличия бельгийского и эльзаского акцентов. Схитрить и сделать одну часть задания не получится — Ирина Кузьминична успевает проверить все части домашней работы у каждого члена группы.

«Каждый день готовлюсь к следующему занятию как к последнему: сквозь панику, слезы. — говорит студент, обучающийся в группе Мельник. — Я хожу кругами по комнате, листая шестую за три месяца учебы тетрадь, полную новых слов, учу и еще раз учу. Иногда мне кажется, что это абсурдное наваждение: до трех ночи в YouTube я снова и снова прокручиваю интервью с Жераром Депардье, который бормочет что-то непонятное. Прихожу на семинар, сажусь рядом с трепещущими друзьями и встречаю пронзительный взгляд Ирины Кузьминичны. Иногда, я не шучу, хочется перекреститься».

 

Ирина Улицкая

Кто такая преподаватель организации, нормирования и оплаты труда на транспорте, профессор кафедры экономики автомобильного транспорта экономического факультета МАДИ.
Чем опасна валит на экзамене за плохую работу в течение семестра.
Причина строгости особое положение на факультете.
Противоядие постоянно быть в контакте с преподавателем, выполнять всё, что она говорит. И не подходите к ней, если она в черном!

Говорят, что на первой лекции Ирина Улицкая предупреждает студентов: «Да, признаюсь, вам не повезло. Первая серьезная исследовательская работа и такой жесткий преподаватель, как я. Мужайтесь». Первый курсовой проект третьекурсники экономического факультета сдают именно Ирине Михайловне, и это является для многих проверкой на прочность. Профессор Улицкая разбивает свои лекции по блокам, в конце каждого из которых просит принести те части проекта, в которых используются расчеты пройденной части курса. Обычно это 5-6 листов в неделю. Пропускать лекции категорически нельзя — именно на них она объясняет правильную методику выполнения работ. Также необходимо сдавать все части проекта в срок.

«Ирина Михайловна — необычайно скрупулезный преподаватель, — продолжает Александр Котов, — Я сам видел, как она проверяет каждый расчет, пересчитывает, с линейкой проверяет отступ от левого края листа. Если она обнаруживает малейшую неточность, перечеркивает всю часть работы и просит переделать. Не сдал вовремя — тебя просто будут игнорировать и предупредят о больших проблемах на экзамене».

Если студент болел, пропускал консультации или сдал проект только к началу сессии, недопуск к зачету, автоматическая пересдача, грозящая отчислением, гарантирована. Улицкая — не последний человек на факультете, и не любит иметь дело с отстающими. К тому же, по замечаниям учащихся, Ирина Михайловна — человек настроения. Если вы заметили ее, одетую во все черное, лучше не подходите, иначе будет худо. И наоборот, разговор завяжется, если она в яркой одежде.

 

Александр Волков

Кто такой заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ, преподает введение в языкознание
Чем опасен задает на экзаменах вопросы за пределами программы
Причина строгости считает свой предмет обязательным для всех
Противоядие научиться мыслить как лингвист — Волков ценит не только знания, но научную смекалку, умение быстро разобраться в незнакомом материале.

Представьте себе, что вам предстоит сдавать экзамен Льву Толстому — старцу с прозорливым взором и непоколебимыми принципами. И вопрос по «Войне и миру», причем с максимальной детализацией эпизодов и точным воспроизведением французских фрагментов — в каждом билете. Примерно с таким настроением студенты первого курса филфака МГУ приходят сдаваться Александру Александровичу Волкову. На первой же лекции Александр Александрович заявляет аудитории: «Кто меня спросит, зачем нужно языкознание, я его сразу выгоню. Наука вообще никому не нужна, кроме тех, кто ею занимается».

Надо сказать, языкознание — вообще предмет «вырвиглаз», а сдавать экзамены авторам учебников и десятков монографий всегда непросто. Но в случае с профессором Волковым знание текста учебника, им же написанного, и даже прочитанные монографии его авторства не гарантируют положительной оценки. На экзамене он любит спросить, каково происхождение того или иного языка. Этот вопрос, как правило, затруднений не вызывает. Но затем он разворачивает на столе карту и просит по ней рассказывать о распространении и развитии языка, в каком ареале зародилась его письменность и так далее.

«Сдавать языкознание Волкову восемь раз — обычное дело, — рассказала выпускница филфака Элина Челинцева. — Я свою тройку получила после шестого, при том, что готовиться начала за месяц. После того, как я ему пересказала весь учебник, Александр Александрович мне сказал: «Конечно, филологом вы не станете, но базу уловили, так что в сельской школе преподавать сможете».

 

Евгения Альбац

Кто такой профессор факультета прикладной политологии Высшей школы экономики
Чем опасна непоследовательна в решениях, может быть высокомерной по отношению к студентам
Причина строгости Неизвестна. Столь же эмоционально общается с коллегами-журналистами и радиослушателями.
Противоядие рецепта нет.

История рассудит, насколько удачен был эксперимент по внедрению в Высшую школу экономики журналиста со степенью PhD по политологии, полученной не где-нибудь, а в Гарварде. В журналистских кругах Евгения Марковна Альбац пользуется неоднозначной репутацией — одни коллеги ревнуют ее к успеху, другие обвиняют в непрофессионализме. Гостям эфира в ее авторских программах на радио «Эхо Москвы» приходится отвечать на провокационные, иногда бестактные вопросы и оправдываться за то, что было и чего не было. Оппозиционно настроенная Евгения Марковна бесстрашно жжет глаголом и припечатывает междометиями современные нам ужасы российской действительности.

Будучи дамой эмоциональной, иногда до экзальтации, свои лекции перед студентами факультета прикладной политологии она так же обставляет элементами театрализации. По отзывам людей, которым довелось слушать и, главное, сдавать политологию Евгении Марковне, никогда невозможно угадать наперед, какие ответы будут встречены благосклонно, а какие вызовут ее праведный гнев с последующей отправкой на пересдачу.

Студенты «Вышки» жалуются на субъективизм, нелогичную программу, не учитывающую всего спектра актуальных политологических теорий, и непредсказуемую реакцию профессора, которая может быть разной в зависимости от времени года, розы ветров и результатов выборов в Венесуэле. К Альбац можно найти подход и даже стать ее любимым студентом — прецеденты есть. Но «формула любви» лежит в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце... В общем, каждый ищет и находит этот хрустальный ларец с секретом сам. Или не находит.

 

Анатолий Вестяк

Кто такой профессор МАИ, преподает ряд математических дисциплин
Чем опасен Бульдожьей хваткой. Не отпустит, пока студент не сдаст. Никогда.
Причина строгости Считает себя ответственным за базовую математическую подготовку студентов, хочет научить каждого.
Противоядие Творческое освоение математической литературы. Сам Вестяк утверждает, что у него пятерки получают те, кто умеет самостоятельно доказывать теоремы.

Профессор Анатолий Васильевич Вестяк уже давно вошел в студенческий фольклор, стал героем анекдотов, песен и сатирических куплетов. Вестяк — это стихийное бедствие и редкое природное явление в одном лице. Лучше один раз попасть к нему на экзамен, чем сто раз услышать, как это делали другие. Его имя как-то даже промелькнуло в телерепортаже из Чечни: в кадр въехал танк, на броне которого красовалась неприличная надпись про Вестяка. Возможно, один из отчисленных студентов хотел таким образом выразить свое отношение к преподавателю-извергу. Как-то студенты якобы подкараулили его в темном переулке, но Вестяк, будучи мастером спорта по боксу, дал достойный отбор. На другой день один из нападавших пришел на экзамен с подбитым глазом. Анатолий Васильевич оценил смелость и отпустил с «тройкой».

Зачем Вестяк терзает студентов? С какой целью на экзамене гоняет по всему курсу, позволяя себе на сдаче линейной алгебры задавать вопросы по курсу матана? Явно не из садистских наклонностей, как это может показаться. У него железобетонные принципы, о которых он оповещает всех, кто приходит к нему на первую лекцию: «Студент должен уметь мыслить. Матан надо знать».

Материал подготовлен на основе публикации в журнале «Куда пойти учиться» №11 за 2012 год.

www.ucheba.ru

Анатолий Вестяк, профессор МАИ — Учёба.ру

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

ИГУМО — современный вуз

Российский технологический университет

Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Классная экипировка

Полезные и забавные предметы для школьников.

Московский социально-экономический институт

Профессии для общества

Кузница кадров

Самые перспективные профессии в колледжах.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Новая педагогика

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Онлайн-образование

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

Федеральные университеты

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

Ужасный и заботливый. Легендарный преподаватель МАИ Анатолий Вестяк

Завтра будет поздно

В начале обучения, особенно в первом и втором семестре все студенты считают, что я садист. Посмотрите в Интернете — там всё написано. Такая у людей фантазия, что просто приходится удивляться. Конечно, многого из этого не было в реальности, но что-то, может, и имело место. Вот, например, про надпись на танке в Чечне — это было.

Они приходят, и я всем им сразу говорю: «Дети, не слушайте старшекурсников. У вас у всех, у 100 процентов есть возможность сдать, если вы начинаете готовиться со вчерашнего дня. Завтра будет поздно. Дружба у нас с вами возникнет после того, как вы все сдадите. Я буду беспощаден, если увижу, что вы лентяи».

С двойками я отправляю на пересдачу до пяти раз. Тут я уже более-менее и вижу: надо его дальше еще мучить или случай безнадежный.Как-то мой покойный коллега Беляков Иван Тимофеевич вызывает меня и говорит: «У тебя есть два студента, брат с сестрой — это дети нашего подрядчика». Я говорю: «Иван Тимофеевич, вы как хотите — этих детей нести в авоське до диплома?» «А что делать? Его отец корпус института сейчас строит». Говорю: «Передайте отцу, чтобы не беспокоился — мы их научим. Дайте этих детей мне». У меня было два потока, 17 групп. Я наказал этому мальчику и его сестре каждый день приходить на экзамен. Они садились и слушали. 17 раз! А теперь давайте — вот вопросы, сдавайте. Вы видели, как отвечают? Получают двойки, да. Однако поймите:

Студент без двойки — как солдат без винтовки. Должна быть винтовка у солдата, но только одна.

Я смотрю и вижу, что одному студенту — что два, что десять раз — он никогда не будет знать. Но вижу и того, который может разобраться, но его нужно заставить. Тогда я делаю маленькое нарушение: в документах у меня написано, что он сдал, а в «зачетку» не ставлю. И я его до тех пор гоняю и спрашиваю и даю решать, пока он не начнет понимать.

Про Юлю

— Юль, иди сюда!

Входит молодая длинноволосая блондинка в облегающих джинсах.

— Вот моя ученица! Скажи, разве я жестоко обучаю студентов?

Юля: Нет, справедливо! Если студент знает, Анатолий Васильевич никогда не будет заваливать. У него никогда не бывает предвзятого отношения, учебу никогда не переносит на личное. Постоянно проводит и дополнительные занятия, всё бесплатно — только бы люди понимали. Программа ведь сокращается, часы матанализа в бакалавриате сокращены, все скомкано, но он хочет дать этим ребятам ту базу, которая была у нас, у тех, кто учился на специалитете. Это дорогого стоит. Мало кто из преподавателей относится к своим студентам с таким вниманием.

Анатолий Вестяк: Юля сейчас на5-м курсе учится, круглая отличница. Но был у нее конфликт с одной преподавательницей. То ли она опоздала на занятие, то ли сфотографировала какой-то там плакат, который преподавательница показывала студентам. Слушайте! Я свои лекции раздаю всем студентам, преподавателям — пользуйтесь! Она же за то, что она хотела сфотографировать, стала ее гнобить. Дошло до заведующего кафедры. Причем преподаватель — не кандидат наук, она вообще никто. «Вы не получите у меня зачет!» Нет зачета — не допускают к экзамену. И из студента с отличными оценками делаем двоечника и козла отпущения. Я уже был готов пойти разбираться. Нельзя так преподавателю вести себя со студентами! Студента можно поругать, но это не значит, что если он тебе встретится, ты ему голову оторвешь. Студент беззащитный. Ты ему объясни, помоги!

Как помогать студентам

Случай был года три назад. Подъезжаю на машине к общежитию. Смотрю — студент яблоки с дерева сбивает и ест. А яблоки-то какие-то зеленые, никакие. Говорю: «Пошли со мной». Прихожу в деканат. Говорю: «Послушайте! Мальчик не из богатой семьи, дайте ему профилакторий, что ли — надо ему помочь, подкормить, может, материальную помощь выписать». Голодного студента как учить? Да, мы знаем. А почему вы, Анатолий Васильевич, об этом студенте так беспокоитесь? Ну, как можно проходить мимо! Он же ребенок! Представьте, что это ваш сын. Как вы будете на это смотреть. Не будьте такими черствыми людьми. Поговорите с ними, помогите. Им некуда деться. Мы должны беспокоиться о них, воспитывать их, вкладывать свою душу, чтобы из них что-то получилось. Своим примером сворачивать их на правильный путь.

Метод Вестяка vs метод Физтеха

Я знаю про метод Физтеха — там отстающие сразу отсеиваются, и из всего потока остаются только студенты с творческим подходом к обучению, которые и без преподавателя могут учиться. Такому достаточно дать программу — и он будет ее осваивать. Но я считаю, что нагружать до отказа еще неподготовленного человека неправильно. Сначала он перестает понимать задания, затем начинается апатия, потом начинает сомневаться, а туда ли он попал. И в итоге меняет профессию и уходит. Постепенно надо нагружать.

Да, я нагружаю. Но уже прошел первый семестр, я дал материал на лето. Кто не сдал — я им не проставляю. Они не отчислены, они студенты, но подходит время сдачи экзаменов, а их не допускают. Я им не ставлю, потому что они со мной не рассчитались. Вон — вы видели, пришли двоечники мои? (перед дверью аудитории собралась стайка студентов с обреченными лицами). Даже если они списывали, после списывания такого количества данных у них знание останется на пальцах.

Я читаю 40 лет — я иду и эти формулы уже под ногами у меня скрипят. О том, как надо читать, все знаю. Оглядываю аудиторию, и вижу, что они смотрят на меня глазами замороженного судака. Значит, нужно срочно перестроиться, рассказать какой-то анекдот, чтобы отвлечь их и начинать снова говорить.

Все нужно разобрать, изучить. И надо заставлять детей разговаривать. Они же не могут ни объяснять, ни говорить! Это бич. Вы его спрашиваете — он облизывается, а ничего сказать не может. Потому что педагоги с ним не разговаривают. Когда я веду практические занятия, двое студентов у меня на доске пишут, а все остальные участвуют, я их заставляю теоремы по10-20раз проговаривать. Эти базовые теоремы — я уже не говорю «теорема такая-то». Я говорю: «Пароль — номер один». Они уже знают: теорема Роля. «Два» — теорема Лагранжа. Когда за одно занятие раз десять услышал, у них уже в мозгах, в сознании начинает оставаться.

Не сдавшие зачет студенты договариваются с Вестяком о пересдаче

Слава без взяток

К сложившемуся культу своей личности отношусь отрицательно. Как-то у нас на стене большой аудитории написали «Фан-клуб имени Вестяка». Подходит экзамен. Я этих двоечников всех собрал и говорю: «Весь этот коридор и везде до шестого этажа все коридоры отмыть — вот вам деньги, покупайте скипидар и все стирайте. Тогда только я буду проводить консультацию с вами». Вот они пару раз аудитории помыли, перестали писать про фан-клубы.

Единственная фраза про меня в Интернете, которая мне нравится: «Сволочь, но взятки не берет». Я студентам говорю: «Если хотите дать мне взятку, то меньше миллиона долларов не возьму. Потому что если вы мне это дадите, то я завтра на работу не приду, а уеду из этой страны куда-нибудь, чтобы никто не мог показать пальцем, что я это дело себе позволил». Поверьте, даже если студент вам дает и при этом улыбается, и вроде бы уважение выказывает, он отворачивается и говорит: «Сволочь! Пьет, ест за мой счет!»

Тут приходит один: «Я от заведующего военной кафедры такого-то». Говорю: «А я его не знаю». Хотя я его, конечно же, хорошо знаю. Удивляется: «Как не знаете? Он просил, чтобы вы поставили». Я говорю: «Садитесь, отвечайте — два вопроса». Пошел, позвонил. Приходит называет заведующего кафедрой: «Вы его знаете?» «Нет, не знаю». «Ну, как же, он сказал, чтобы я его фамилию сказал, и вы поставите». «Cадитесь, вот вопросы». Да, вообще-то уже давно никто с такими просьбами не звонит и не приходит.

У нас на других кафедрах, когда дипломники защищаются, столы накрыты, коньячок, виноград. У меня так:

«Какие хотите традиции, но в другом месте. Подойдите ко мне, я дам денег, купите сколько хотите винограда, яблок».

Студенты раньше с цветами ходили, конфетами. Я говорил: «Конфеты родителям, цветы девочкам раздайте, а у меня есть билеты — больше мне ничего не нужно».

 

На час раньше

Я начинаю свои занятия в восемь утра. Меня за это ругают. Но дело в том, что я увеличиваю материал — разжевываю им то, что по программе дано без доказательств, нелогично. Мне это время не оплачивают, я делаю это просто для того, чтобы студенты могли понять предмет.

Кроме того, много времени теряется зря. Вот устроили в субботу посвящение в студенты, а у меня лекции. Забрали четыре моих часа. Да, посвящение молодых ребят в студенты — это святое. Но сделайте это в воскресенье, не в ущерб занятий. Нужно это сделать так, чтобы не пропадали часы. Мало того — попадают потом праздники, потом какие-то медицинские дела — им надо явиться туда, сюда — никто не думает об учебном плане. Поэтому я обязательно у них украду пять минут от перерыва. Сделаю так, чтобы когда прозвенел звонок, каждый сидел с ручкой и был готов писать. 18 раз по пять минут — почти полтора часа выгадал. Я никогда не опаздываю — это святой принцип. Всех пугаю, что если я вошел, то самолет уже взлетел, ждите следующего. Но на самом деле, всегда пускаю. С одним условием: садитесь на первый-второй ряд.

Они приезжают — чем раньше, чем лучше, а то в девять им потом будут мять бока в метро. Я им говорю: в субботу пришли домой — спите. В воскресенье отсыпайтесь. В остальное время ваша теперь такая жизнь — нужно трудиться. Вы не мои родственники. Я делаю только одно: если студенты хотят, я готов их учить.

Пятерка

Пятерка — это тяжелая оценка. Чтобы ее получить доказательство должно быть — разговор по материалу со студентом. Вот приходят ко мне на экзамен со шпаргалками из Интернета — но там ведь ошибки. Я сам им все доказываю, даю оригинальные доказательства. Особенно по линейной алгебре. По этой дисциплине у нас книга-двухтомник написана. Я читаю так, чтобы прослушав лекции, студент мог легко читать эту книгу. Всегда спрашиваю: «Читаете?» — «Да» — «Ну, как?» — «После того, как прослушали лекции, все понятно». Нужно читать так, чтобы потом студент мог пользоваться литературой. Если он сможет самостоятельно с ней работать, то неприятных ситуаций на экзамене будет меньше, и шансы на пятерку повысятся.

Безнадежные студенты

Мягче с годами я не стал. Как спрашивал, так и спрашиваю. Если не знает, приходится отчислять — а что делать? В деканате говорю: «Не просите — все равно вы его как студента не сможете сберечь, вы от него откажетесь. Сами же и отчислите на другом предмете. Он не приспособлен к учебе».

А если я дал одно выучить, другое, и он сделал? Ну, дружочек! Значит, вы просто лентяй! Увеличиваются вопросы, теперь вы готовите вот это, вот эти теоремы должны доказать. Студент видит, что дело плохо. Идет, учится. Приходит и сдает — вижу что поработал. А теперь, дорогой товарищ — теперь возвращаемся ко всем вопросам. Возмущается: «Ну, вы же мне только это сказали выучить!» Отвечаю: «А просто посмотрел, что вы можете больше, вы можете разобраться. И вы можете быть нормальным студентом и нормальным специалистом, быть востребованным в жизни, будете делать добро другим людям и государству. Можете — делайте!» Когда вижу, что нет результата, бесполезно его мучить и самому мучиться — я ему и говорю: «Не ваше это, идите в другое место поучитесь». И есть такие, с кем я потом встречаюсь после отчисления, а они меня благодарят.

Вот одного встретил, а он говорит:

«вы правильно меня отчислили. Я теперь работаю барменом в Жуковке. Знаете, сколько денег зарабатываю?»

Но я же тебя не толкал на деньги, я тебя толкал на учебу и просил, чтобы ты учился. «Знаете, я правильно сделал, что я ушел». Может, и правильно. Он при «мерседесе», при делах. Но инженера из него не вышло.

Легкая двойка

Я романтик и идеалист — считаю, что преподаватель должен сеять доброе. Если не может этого делать, ему надо поменять работу. Мы же работаем с человеческой душой, которую нужно беречь как хрустальную вазу. Когда ты видишь, что он готов что-то делать — развивай это в нем. Относись к нему бережно и старайся всячески помочь. Вот есть ребята-тугодумы. На лету не схватывают, мгновенно не отвечают. Но стараются. И это надо увидеть. Надо помогать, объяснять. Нельзя унизить, оскорбить, сказать: «Да ты дурак». Такому преподавателю нужно отрезать язык.

Я им говорю: «Ну, подумаешь — получил „двойку“! Попробовал, почувствовал тяжесть этой двойки — а дальше все будет в порядке». Если вы начинаете его загонять, говорите, что он уже не может выкрутиться, вы этого студента потеряете, и останется он с мыслью, что преподаватель был сволочью, и всю жизнь ему испортил. А я двойку поставил — а он с улыбкой уходит. Нет, потом, конечно, начинает перед друзьями меня костерить, нужно же ему как-то оправдаться. Ну, что поделать, это дети — так на них и нужно смотреть.

Преподаватель должен относиться к своим студентам с любовью. Он может их ругать, зажимать, но жесткость должна быть справедливой. Жесткость заставляет находиться в тех рамках, которые нужны нормальному студенту, чтобы он стал достойным инженером.

Записала Катерина Смирнова

publizist.ru

Вестяк Анатолий Васильевич (Матан)

Поиск Лекций

Легенда нашего ВУЗа. Знает оч много, но как человек достаточно неприятен.В зависимости от настроения может шутить и рассказывать байки или промывать мозги и выгонять с пар и экзамена.

Экзамен:

Принимает Линал, Матан и Диффуры(2 семестр). Экзамен проходит в 2 этапа: сдача рандомномупреподу из шайки вестяка и защита своей оценки перед самим Вестяком. Возможна поддержка сос стороны семинариста, если он вас запомнит с хорошей стороны, но на эту поддержку расчитывать не нужно, так же как и расстраиваться чо не сдали. Не сдать – нормальная практика. Есть маленький хинт по сдаче – усвойте его и никому не говорите: если получили оценку у препода – не нужно сразу идти к вестяку, лучше сидите тихо и делайте вид что что то пишите (если будут подходить преподы и говорить что вам нужно идти к нему, старайтесь отмазатьсятипо «дада,щас пойду»). Обычно когда очтается человек 10 – Вестяк либо уходит и асперантки всем проставляют в зачетку тройки (если 4, то вам надо ждать Вестяка) и вы благополучно сваливаете с закрытым экзаменом, что довольно классно.Про Вестяка можно много рассказывать, перед сессией расскажу мой личный лайфхак, который помог мне сдать не зная 99% вопросов.

Младший Вестякна практике не принимает экзамены, но пару раз такое было, если есть возможность бегите сразу к нему, он не такой страшный)

/*Адекватный преподаватель, единственный, кто хоть как-то может поспорить с Вестяком старшим. Может принимать экзамены, лекции по которым ведет. Если принимает экзамены, то ставит тройку, даже если знаешь самый минимум. Четыре получить очень даже реально. */

Кан Игорь Давыдович– один из лучших преподовматана. Объясняет внятно и структурно. На экзамене бывает довольно суров, но справедлив. Хотя практика показывает что суров он в основном на линале и дифурах (так как их реально выучить в отличии от матана), а вот на матане часто помогает и вытаскивает (мне подсказал решение интеграла на первом экзамене). Так же может вступиться за вас перед Вестяком и даже вытянуть на 4. Чтобы повысить шансы на это – желательно ходить на его допы, задавать вопросы и вызываться к доске если шарите.

/*Действительно добрый преподаватель и он всячески пытается вытянуть на экзамене. Единственный, кто смеется над шутками Вестяка.*/

Максимов Николай Анатольевич (Информационные технологии) – умный и адекватный препод. К обучению относится со здоровым пофигизмом. Не наказывает за пропуск лекций. Экзамен сдается достаточно просто, но учить нужно ( хотябы для того, чтобы потом понимать дальнейшие предметы и их связь)

/*Ведет вводный курс по всем дисциплинам, относящимся к ИТ, из-за чего весь курс довольно познавательный и интересный, хоть и устаревший. На экзамене может выйти из аудитории и просто дать вам списать. Хотя, если и не выйдет, то списать легко.*/

Чокпарова Галина Александровна(Физика)

Сложная личность… Хорошо объясняет предмет, не смотря наеезашквары со стульями и чиханьями. Имеет хорошую память, которая может сыграть на руку вам или наоборот. Своих любимчиков она тянет за уши. А вот тех, кто не вовремя чихнул или опоздал может долго чморить. Я долго был любимчиком т.к. хорошо шарил в физике, а потом у нее как то было херовое настроение и она поставила мне пару за то что я быстрее всех решил задачу и сидел залипал в окно. На этом наши пути разошлись.Имеет своеобразность давать вам выбор оценки на экзамене, если уверены что знаете билет на 4 -5(или хотите степуху) – можете смело просить эти оценки. А если не шарите (или у вас уже стоит 3 или долг у вестяка и вам похуй на оченки, так как со степухи вы уже слетели) то смело просите 3 и не парьтесь. Лучше уж уйти с 3 чем потом ебаться с пересдачей.

/*Если до сих пор существует такая вещь, как доп курсы по физике, которые ведет она же, то ооооочень просто сдать, заплатив всего n-ю сумму денег(тысяч 5-7). На самом экзамене просила сказать, какую оценку хочешь. Пока не ответищь на эту оценку, не отстанет. Но по факту она давала выучить билет на дом и потом его ответить. Для сдачи нужно сдать РГР в виде 100 задач. */

Куприянов Андрей Дмитриевич (АРКТ)Тут тоже два разных мнения.Я сдал с первого раза, так как повезло с билетом, да и готовился нормально, хоть и за пару дней.Но были и те, кто сдавал раз 6.На лекции ему похер, их в конце сема и так будут шарить по всем группам.Тут как повезет.

/*Ведет очень интересный предмет, поэтому советую всем его посещать, хотя бы для того, чтоб знать, почему самолеты летают, хоть и не машут крыльями. Сдать будет просто тем, кто сидел на первой парте и внимал, ибо он хорошо запоминает лица. */

Малик Анатолий Махтеевич (Инженерное творчество)

Тоже нормальный старик. На лекциях любит травить байки про выезд на Байконур. Экзамен сдается с первого раза, если готовиться (хотя тоже есть люди, которые сдавали раза 3). Держите с ним хорошие отношения и все будет норм.

/*За хорошей дикцией скрывается хороший преподаватель, хоть и со своими заморочками. Может, что-то забыть или что-то не так вспомнить. Сдать его предмет легко, так как списать прям раз плюнуть. Не на передних партах, конечно.*/

poisk-ru.ru

Ужасный и заботливый. Легендарный преподаватель МАИ Анатолий Вестяк

Завтра будет поздно

В начале обучения, особенно в первом и втором семестре все студенты считают, что я садист. Посмотрите в Интернете — там всё написано. Такая у людей фантазия, что просто приходится удивляться. Конечно, многого из этого не было в реальности, но что-то, может, и имело место. Вот, например, про надпись на танке в Чечне — это было.

Они приходят, и я всем им сразу говорю: «Дети, не слушайте старшекурсников. У вас у всех, у 100 процентов есть возможность сдать, если вы начинаете готовиться со вчерашнего дня. Завтра будет поздно. Дружба у нас с вами возникнет после того, как вы все сдадите. Я буду беспощаден, если увижу, что вы лентяи».

С двойками я отправляю на пересдачу до пяти раз. Тут я уже более-менее и вижу: надо его дальше еще мучить или случай безнадежный.Как-то мой покойный коллега Беляков Иван Тимофеевич вызывает меня и говорит: «У тебя есть два студента, брат с сестрой — это дети нашего подрядчика». Я говорю: «Иван Тимофеевич, вы как хотите — этих детей нести в авоське до диплома?» «А что делать? Его отец корпус института сейчас строит». Говорю: «Передайте отцу, чтобы не беспокоился — мы их научим. Дайте этих детей мне». У меня было два потока, 17 групп. Я наказал этому мальчику и его сестре каждый день приходить на экзамен. Они садились и слушали. 17 раз! А теперь давайте — вот вопросы, сдавайте. Вы видели, как отвечают? Получают двойки, да. Однако поймите:

Студент без двойки — как солдат без винтовки. Должна быть винтовка у солдата, но только одна.

Я смотрю и вижу, что одному студенту — что два, что десять раз — он никогда не будет знать. Но вижу и того, который может разобраться, но его нужно заставить. Тогда я делаю маленькое нарушение: в документах у меня написано, что он сдал, а в «зачетку» не ставлю. И я его до тех пор гоняю и спрашиваю и даю решать, пока он не начнет понимать.

Про Юлю

— Юль, иди сюда!

Входит молодая длинноволосая блондинка в облегающих джинсах.

— Вот моя ученица! Скажи, разве я жестоко обучаю студентов?

Юля: Нет, справедливо! Если студент знает, Анатолий Васильевич никогда не будет заваливать. У него никогда не бывает предвзятого отношения, учебу никогда не переносит на личное. Постоянно проводит и дополнительные занятия, всё бесплатно — только бы люди понимали. Программа ведь сокращается, часы матанализа в бакалавриате сокращены, все скомкано, но он хочет дать этим ребятам ту базу, которая была у нас, у тех, кто учился на специалитете. Это дорогого стоит. Мало кто из преподавателей относится к своим студентам с таким вниманием.

Анатолий Вестяк: Юля сейчас на5-м курсе учится, круглая отличница. Но был у нее конфликт с одной преподавательницей. То ли она опоздала на занятие, то ли сфотографировала какой-то там плакат, который преподавательница показывала студентам. Слушайте! Я свои лекции раздаю всем студентам, преподавателям — пользуйтесь! Она же за то, что она хотела сфотографировать, стала ее гнобить. Дошло до заведующего кафедры. Причем преподаватель — не кандидат наук, она вообще никто. «Вы не получите у меня зачет!» Нет зачета — не допускают к экзамену. И из студента с отличными оценками делаем двоечника и козла отпущения. Я уже был готов пойти разбираться. Нельзя так преподавателю вести себя со студентами! Студента можно поругать, но это не значит, что если он тебе встретится, ты ему голову оторвешь. Студент беззащитный. Ты ему объясни, помоги!

Как помогать студентам

Случай был года три назад. Подъезжаю на машине к общежитию. Смотрю — студент яблоки с дерева сбивает и ест. А яблоки-то какие-то зеленые, никакие. Говорю: «Пошли со мной». Прихожу в деканат. Говорю: «Послушайте! Мальчик не из богатой семьи, дайте ему профилакторий, что ли — надо ему помочь, подкормить, может, материальную помощь выписать». Голодного студента как учить? Да, мы знаем. А почему вы, Анатолий Васильевич, об этом студенте так беспокоитесь? Ну, как можно проходить мимо! Он же ребенок! Представьте, что это ваш сын. Как вы будете на это смотреть. Не будьте такими черствыми людьми. Поговорите с ними, помогите. Им некуда деться. Мы должны беспокоиться о них, воспитывать их, вкладывать свою душу, чтобы из них что-то получилось. Своим примером сворачивать их на правильный путь.

Метод Вестяка vs метод Физтеха

Я знаю про метод Физтеха — там отстающие сразу отсеиваются, и из всего потока остаются только студенты с творческим подходом к обучению, которые и без преподавателя могут учиться. Такому достаточно дать программу — и он будет ее осваивать. Но я считаю, что нагружать до отказа еще неподготовленного человека неправильно. Сначала он перестает понимать задания, затем начинается апатия, потом начинает сомневаться, а туда ли он попал. И в итоге меняет профессию и уходит. Постепенно надо нагружать.

Да, я нагружаю. Но уже прошел первый семестр, я дал материал на лето. Кто не сдал — я им не проставляю. Они не отчислены, они студенты, но подходит время сдачи экзаменов, а их не допускают. Я им не ставлю, потому что они со мной не рассчитались. Вон — вы видели, пришли двоечники мои? (перед дверью аудитории собралась стайка студентов с обреченными лицами). Даже если они списывали, после списывания такого количества данных у них знание останется на пальцах.

Я читаю 40 лет — я иду и эти формулы уже под ногами у меня скрипят. О том, как надо читать, все знаю. Оглядываю аудиторию, и вижу, что они смотрят на меня глазами замороженного судака. Значит, нужно срочно перестроиться, рассказать какой-то анекдот, чтобы отвлечь их и начинать снова говорить.

Все нужно разобрать, изучить. И надо заставлять детей разговаривать. Они же не могут ни объяснять, ни говорить! Это бич. Вы его спрашиваете — он облизывается, а ничего сказать не может. Потому что педагоги с ним не разговаривают. Когда я веду практические занятия, двое студентов у меня на доске пишут, а все остальные участвуют, я их заставляю теоремы по10-20раз проговаривать. Эти базовые теоремы — я уже не говорю «теорема такая-то». Я говорю: «Пароль — номер один». Они уже знают: теорема Роля. «Два» — теорема Лагранжа. Когда за одно занятие раз десять услышал, у них уже в мозгах, в сознании начинает оставаться.

Не сдавшие зачет студенты договариваются с Вестяком о пересдаче

Слава без взяток

К сложившемуся культу своей личности отношусь отрицательно. Как-то у нас на стене большой аудитории написали «Фан-клуб имени Вестяка». Подходит экзамен. Я этих двоечников всех собрал и говорю: «Весь этот коридор и везде до шестого этажа все коридоры отмыть — вот вам деньги, покупайте скипидар и все стирайте. Тогда только я буду проводить консультацию с вами». Вот они пару раз аудитории помыли, перестали писать про фан-клубы.

Единственная фраза про меня в Интернете, которая мне нравится: «Сволочь, но взятки не берет». Я студентам говорю: «Если хотите дать мне взятку, то меньше миллиона долларов не возьму. Потому что если вы мне это дадите, то я завтра на работу не приду, а уеду из этой страны куда-нибудь, чтобы никто не мог показать пальцем, что я это дело себе позволил». Поверьте, даже если студент вам дает и при этом улыбается, и вроде бы уважение выказывает, он отворачивается и говорит: «Сволочь! Пьет, ест за мой счет!»

Тут приходит один: «Я от заведующего военной кафедры такого-то». Говорю: «А я его не знаю». Хотя я его, конечно же, хорошо знаю. Удивляется: «Как не знаете? Он просил, чтобы вы поставили». Я говорю: «Садитесь, отвечайте — два вопроса». Пошел, позвонил. Приходит называет заведующего кафедрой: «Вы его знаете?» «Нет, не знаю». «Ну, как же, он сказал, чтобы я его фамилию сказал, и вы поставите». «Cадитесь, вот вопросы». Да, вообще-то уже давно никто с такими просьбами не звонит и не приходит.

У нас на других кафедрах, когда дипломники защищаются, столы накрыты, коньячок, виноград. У меня так:

«Какие хотите традиции, но в другом месте. Подойдите ко мне, я дам денег, купите сколько хотите винограда, яблок».

Студенты раньше с цветами ходили, конфетами. Я говорил: «Конфеты родителям, цветы девочкам раздайте, а у меня есть билеты — больше мне ничего не нужно».

 

На час раньше

Я начинаю свои занятия в восемь утра. Меня за это ругают. Но дело в том, что я увеличиваю материал — разжевываю им то, что по программе дано без доказательств, нелогично. Мне это время не оплачивают, я делаю это просто для того, чтобы студенты могли понять предмет.

Кроме того, много времени теряется зря. Вот устроили в субботу посвящение в студенты, а у меня лекции. Забрали четыре моих часа. Да, посвящение молодых ребят в студенты — это святое. Но сделайте это в воскресенье, не в ущерб занятий. Нужно это сделать так, чтобы не пропадали часы. Мало того — попадают потом праздники, потом какие-то медицинские дела — им надо явиться туда, сюда — никто не думает об учебном плане. Поэтому я обязательно у них украду пять минут от перерыва. Сделаю так, чтобы когда прозвенел звонок, каждый сидел с ручкой и был готов писать. 18 раз по пять минут — почти полтора часа выгадал. Я никогда не опаздываю — это святой принцип. Всех пугаю, что если я вошел, то самолет уже взлетел, ждите следующего. Но на самом деле, всегда пускаю. С одним условием: садитесь на первый-второй ряд.

Они приезжают — чем раньше, чем лучше, а то в девять им потом будут мять бока в метро. Я им говорю: в субботу пришли домой — спите. В воскресенье отсыпайтесь. В остальное время ваша теперь такая жизнь — нужно трудиться. Вы не мои родственники. Я делаю только одно: если студенты хотят, я готов их учить.

Пятерка

Пятерка — это тяжелая оценка. Чтобы ее получить доказательство должно быть — разговор по материалу со студентом. Вот приходят ко мне на экзамен со шпаргалками из Интернета — но там ведь ошибки. Я сам им все доказываю, даю оригинальные доказательства. Особенно по линейной алгебре. По этой дисциплине у нас книга-двухтомник написана. Я читаю так, чтобы прослушав лекции, студент мог легко читать эту книгу. Всегда спрашиваю: «Читаете?» — «Да» — «Ну, как?» — «После того, как прослушали лекции, все понятно». Нужно читать так, чтобы потом студент мог пользоваться литературой. Если он сможет самостоятельно с ней работать, то неприятных ситуаций на экзамене будет меньше, и шансы на пятерку повысятся.

Безнадежные студенты

Мягче с годами я не стал. Как спрашивал, так и спрашиваю. Если не знает, приходится отчислять — а что делать? В деканате говорю: «Не просите — все равно вы его как студента не сможете сберечь, вы от него откажетесь. Сами же и отчислите на другом предмете. Он не приспособлен к учебе».

А если я дал одно выучить, другое, и он сделал? Ну, дружочек! Значит, вы просто лентяй! Увеличиваются вопросы, теперь вы готовите вот это, вот эти теоремы должны доказать. Студент видит, что дело плохо. Идет, учится. Приходит и сдает — вижу что поработал. А теперь, дорогой товарищ — теперь возвращаемся ко всем вопросам. Возмущается: «Ну, вы же мне только это сказали выучить!» Отвечаю: «А просто посмотрел, что вы можете больше, вы можете разобраться. И вы можете быть нормальным студентом и нормальным специалистом, быть востребованным в жизни, будете делать добро другим людям и государству. Можете — делайте!» Когда вижу, что нет результата, бесполезно его мучить и самому мучиться — я ему и говорю: «Не ваше это, идите в другое место поучитесь». И есть такие, с кем я потом встречаюсь после отчисления, а они меня благодарят.

Вот одного встретил, а он говорит:

«вы правильно меня отчислили. Я теперь работаю барменом в Жуковке. Знаете, сколько денег зарабатываю?»

Но я же тебя не толкал на деньги, я тебя толкал на учебу и просил, чтобы ты учился. «Знаете, я правильно сделал, что я ушел». Может, и правильно. Он при «мерседесе», при делах. Но инженера из него не вышло.

Легкая двойка

Я романтик и идеалист — считаю, что преподаватель должен сеять доброе. Если не может этого делать, ему надо поменять работу. Мы же работаем с человеческой душой, которую нужно беречь как хрустальную вазу. Когда ты видишь, что он готов что-то делать — развивай это в нем. Относись к нему бережно и старайся всячески помочь. Вот есть ребята-тугодумы. На лету не схватывают, мгновенно не отвечают. Но стараются. И это надо увидеть. Надо помогать, объяснять. Нельзя унизить, оскорбить, сказать: «Да ты дурак». Такому преподавателю нужно отрезать язык.

Я им говорю: «Ну, подумаешь — получил „двойку“! Попробовал, почувствовал тяжесть этой двойки — а дальше все будет в порядке». Если вы начинаете его загонять, говорите, что он уже не может выкрутиться, вы этого студента потеряете, и останется он с мыслью, что преподаватель был сволочью, и всю жизнь ему испортил. А я двойку поставил — а он с улыбкой уходит. Нет, потом, конечно, начинает перед друзьями меня костерить, нужно же ему как-то оправдаться. Ну, что поделать, это дети — так на них и нужно смотреть.

Преподаватель должен относиться к своим студентам с любовью. Он может их ругать, зажимать, но жесткость должна быть справедливой. Жесткость заставляет находиться в тех рамках, которые нужны нормальному студенту, чтобы он стал достойным инженером.

Записала Катерина Смирнова

publizist.ru

Вестяк, Анатолий Васильевич - Алгебра и аналитическая геометрия : Учеб.пособие для студентов вузов. обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов "Прикладная математика"

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Вестяк, Анатолий Васильевич - Элементы вариационного исчисления и основы теории оптимального управления [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 231300 "Прикладная математика"

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru