Аварии и катастрофы самолетов Ан-2 в России в 2005-2012 годах. Ан 2 крушение


Очевидец рассказал о крушении Ан-2 в Подмосковье

16:2302.09.2017

(обновлено: 21:48 02.09.2017)

318771058

МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Пилот разбившегося во время показательных выступлений Ан-2 до последнего пытался увести неисправную машину от толпы зрителей, сообщил РИА Новости оператор программы Flight TV, очевидец происшествия Игнат Соловей.

Источник рассказал о ситуации в Балашихе после падения Ан-2

"Самолет шел курсом на зрителей. Не исключено, что что-то случилось во время маневра. Вероятно, чтобы не упасть на толпу зрителей, пилот уводил самолет левым креном под 90 градусов, но высоты не хватило. Машина сильно задела законцовкой левого крыла взлетно-посадочную полосу. В результате касания произошло скольжение по земле, переворот, возгорание, затем взрыв", — рассказал он.

"На земле пострадавших нет"

Крушение Ан-2 произошло в первой половине дня в субботу в Балашихинском районе Подмосковья. Как сообщил РИА Новости источник в экстренных службах, воздушное судно разбилось во время захода на посадку после окончания показательного выступления. "На земле пострадавших и разрушений нет", — уточнил собеседник. Возгорание на месте инцидента ликвидировано отрядом пожарных.

Представитель авиашоу, на котором выступал экипаж машины, заявил, что самолет был полностью исправен и допущен к полету. Он также сообщил о гибели двух летчиков. По предварительным данным, речь идет о пилоте Дмитрии Сухареве и его помощнике Борисе Тылечиве.

 

 

В сети появился ролик, на котором запечатлен момент падения Ан-2. На нем видно, как самолет касается земли, после чего загорается.

Череда катастроф

Легкий транспортный самолет Ан-2 регулярно попадает в сводки происшествий. В июне один из "Кукурузников" разбился в Саратовской области при обработке сельскохозяйственных угодий. Два члена экипажа погибли. Следствие назвало основной версией инцидента отказ техники.

На МАКС представят цельнокомпозитный самолет, призванный заменить Ан-2

Летом 2016 года еще один Ан-2, следовавший по рейсу Бердск-Красноярск, врезался в гору Абатово в Кемеровской области. Жертвами катастрофы стали три человека. Причиной крушения, по заключению СК, стали неблагоприятные метеоусловия.

Осенью 2016 года Ан-2 совершил жесткую посадку под Ульяновском, члены экипажа покинули поврежденный самолет. Воздушное судно обнаружили местные жители. Следствие выяснило, что пилотами "Кукурузника" были граждане Белоруссии, которые занимались обработкой полей по договоренности с крупным агрохолдингом.

Наследник Ан-2

Первые серийные Ан-2 сошли с конвейера в 1948 году, всего было выпущено порядка 18 тысяч машин, их производство по лицензии велось в Польше и Китае. Самолет оснащен одним двигателем и способен брать на борт до 12 пассажиров или 1,5 тонн груза.

В связи с тем, что многие машины уже израсходовали летный ресурс, к выпуску готовится новая модель дешевого и надежного транспортного самолета. Над ней работают инженеры Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Очевидец снял на видео падение самолета на авиашоу в Балашихе

ria.ru

«Мертвая петля»: главное о крушении Ан-2 на авиашоу в Балашихе

Следующая новость

Авиационный праздник в подмосковной Балашихе закончился крушением во время показательных выступлений. Легкомоторный самолет Ан-2 разбился на глазах зрителей. Погибли два человека – все, кто был на борту. Сайт «360» рассказывает, что известно о причинах крушения и личностях погибших.

РИА "Новости" / Игнат Соловей / FlightTV.ru

Что известно о крушении

Авиашоу проходило в деревне Федурлово в субботу, 2 сентября. В 12:30 во время выполнения трюка пилот задел крылом самолета полосу. Воздушное судно упало на летное поле. Ан-2 столкнулся с землей на низкой высоте. После падения транспорт разлетелся на части и загорелся.

Пожар локализовали за пять минут, а в 12:45 спасатели уже потушили открытое горение. МЧС привлекло 36 человек и 10 единиц техники. Экипаж Ан-2 состоял из двух человек – командира и второго пилота. Оба погибли на месте.

Момент падения сняли на видео. На кадрах виден густой черный дым, а рядом с местом ЧП собрались люди.

Очевидец крушения рассказал, что ему не понравилось, как взлетал самолет. У Ан-2 шел дым из выхлопной трубы. «Может, у него и неполадка какая была – он из мертвой петли выходил, начал разворачиваться близко к земле и зацепил крылом. Разлетелся к чертям. Взрыва не было, но загорелся», - отметил он.

Как пояснил сайту RT руководитель информационно-аналитического отдела «Общество друзей воздушного флота» Валерий Смирнов, упавший самолет был исправен и получил допуск к полету.

По данным «Газеты.ru», пилот выполнял фигуру высшего пилотажа под названием «мертвая петля». Выходя из горки, он не справился с управлением. Летчик набирал высоту с постоянным углом наклона траектории. Машина взяла слишком большой крен и рухнула.

Важная деталь заключается в том, что летчик, по всей видимости, во время пике (углом падающим вниз) смог увести самолет подальше от территории, где находились зрители. «Самолет шел курсом на зрителей. Не исключено, что что-то случилось во время маневра. Вероятно, чтобы не упасть на толпу зрителей, пилот уводил самолет левым креном под 90 градусов, но высоты не хватило», - рассказал РИА «Новости» оператор Flight TV Игнат Соловей, находившийся на летном поле.

Самолет превратился в груду металлолома, от него остался только остов. Причины крушение предстоит выяснить следствию.

Пресс-служба МЧС по Московской области

Что известно о пилотах

Самолет принадлежал Московскому авиационно-ремонтному заводу ДОСААФ. В первые минуты аварии РЕН ТВ сообщил, что за штурвалами самолета находились Дмитрий Сухарев и Борис Тылевич. По утверждению сайта, оба входили в пилотажную группу «Русь». В руководстве пилотажной группы «360» опровергли данную информацию. «Не наши», - подчеркнул представитель организации.

Личности пилотов официально не подтверждены. Но Борис Тылевич действительно участвовал в шоу и находился на поле в составе группы МАРЗ. За четыре часа до крушения он выложил в Facebook видео с предполетным инструктажем. «Летчик должен быть не только хитрым, но и умным. Видишь, что не долетаешь — добавь газу», - инструктируют на кадрах.

Как выяснилось после публикации статьи, Тылевич - фотокорреспондент-любитель. Это подтвердил глава пресс-службы ДОСААФ России Игорь Филимонов.

Юбилей Ан-2

Авиашоу Ан-2 проводилось на аэродроме Черное ДОСААФ. Ровно 70 лет назад прошли первые испытания знаменитого самолета. «Кукурузник» попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире, который выпускали более 60 лет. За это время его полюбили в СССР, Польше и Китае. Он до сих пор летает по всей России - преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Ан-2 уже практически не перевозит пассажиров, за исключением случаев с профессиональными парашютистами в рамках тренировок. Самолет в основном доставляет грузы. И в этом деле у него, как и у вертолета Ми-8, нет конкурентов.

«Кукурузник» всегда отличался своей простотой и надежностью. Он способен брать на борт до полутора тонн груза и может без дозаправки долететь, например, из Москвы в Самару.

В последнее время самолет проходит модернизацию. Продолжается программа ремоторизации Ан-2 — замена старых поршневых двигателей на турбовинтовые. Однако серийное производство «Кукурузника», несмотря на любовь авиаторов, уже никогда не воскреснет.

В рамках праздника были запланированы показательные полеты авиационной техники. Для посетителей предусмотрели и наземную экспозицию. На мероприятие должен был приехать известный российский путешественник Федор Конюхов.

После падения самолета Ан-2 авиашоу в Балашихе закрыли.

360tv.ru

Аварии и катастрофы самолетов Ан-2 в России в 2005-2012 годах

12:2325.11.2012

(обновлено: 15:04 26.11.2012)

1048810

Самолет Ан-2 совершил жесткую посадку и загорелся в ХМАО-Югре 25 ноября. На борту находились 10 человек. Трое были доставлены в больницу, при этом один потом отказался от госпитализации. Еще двоим помощь была оказана на месте.

2012

25 ноября самолет Ан-2 совершил жесткую посадку и загорелся на бывшей взлетно-посадочной полосе в городском поселении Югорск-2 в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Авария произошла, когда самолет взлетал. На борту находилось 10 человек, в том числе один пилот. Трое были доставлены в больницу, при этом один потом отказался от госпитализации. Еще двоим помощь была оказана на месте.

29 сентября в Свердловской области на аэродроме города Ивдель совершил жесткую посадку самолет Ан-2. Самолет при посадке перевернулся и получил повреждения. Госпитализация находившимся на борту людям не потребовалась. На земле жертв и разрушений не было. Причиной вынужденной жесткой посадки, по предварительным данным, стало то, что во время полета у Ан-2 закончилось топливо.

22 марта самолет Ан-2 разбился в Белокалитвинском районе Ростовской области, пилоты выжили. Возгорание не произошло.

2011

9 октября самолет Ан-2 потерпел крушение в Лабинском районе Краснодарского края. На борту был один пилот, после аварии он был госпитализирован. Причиной падения стало нарушение установленной безопасной высоты пролета препятствий при выполнении авиационно-химических работ. Способствующим фактором явилось выполнение полета в неполном составе экипажа. Согласно руководству по летной эксплуатации самолета Ан-2, минимальный состав экипажа для выполнения авиационно-химических работ: командир самолета, второй пилот.

31 августа учебный самолет Ан-2 упал в 200 километрах от поселка Маган в Якутии, происшествие обошлось без жертв. На борту находились три члена экипажа, которых эвакуировал поисково-спасательный вертолет Ми-8.

28 августа в Славянском районе Краснодарского края в 50 км от Краснодара при выполнении несанкционированного полета при заходе на посадку потерпел крушение самолет Ан-2. В катастрофе погиб командир воздушного судна, находившийся на борту сотрудник агрофирмы получил ранения.

22 августа в Тоджинском районе Тувы при взлете упал самолет Ан-2. В результате происшествия погиб пилот — владелец самолета председатель Клуба федерации любителей авиации Красноярского края Борис Чеботарев. Пострадали три человека. Было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть человека. Следствие в качестве основных причин крушения рассматривало неисправность воздушного судна и ошибку пилотирования. В феврале 2012 года следствие закрыло дело в связи с отсутствием состава преступления.

2010

13 июля в Староминском районе Краснодарского края разбился самолет Ан-2. По неофициальным данным, самолет производил обработку полей. В результате происшествия погиб пилот.

6 мая в районе города Горячий Ключ Краснодарского края потерпел крушение самолет Ан-2, экипаж которого обрабатывал лес биологическим препаратом против непарного шелкопряда. На борту воздушного судна находились два человека, никто не пострадал.

2009

30 апреля на территории Хангаласского улуса Якутии разбился самолет Ан-2. Во время посадки самолет зацепился крылом за линии электропередачи, загорелся и рухнул на землю. Причиной аварии могли стать плохие погодные условия. Все три человека, находившиеся на борту воздушного судна, погибли.

13 июня в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края потерпел крушение самолет Ан-2, проводивший опрыскивание сельскохозяйственных полей. Самолет зацепился за опору ЛЭП, упал и загорелся. Причиной падения самолета, вероятно, стал отказ двигателя. В результате аварии никто не пострадал.

2008

28 июня в районе станицы Дмитровская в Краснодарском крае потерпел аварию самолет Ан-2. Пилот самолета получил травмы. Кроме него, на борту никого не было. Самолет упал на кукурузное поле при выполнении сельхозработ, пожара на месте крушения не было.

27 июня в Серпуховском районе Московской области потерпел крушение учебно-тренировочный самолет Ан-2. Воздушное судно упало в лесной массив вблизи города Пущино в нескольких километрах от аэродрома "Большое Грызлово", откуда он взлетел для ведения аэрофотосъемки местности. При падении Ан-2 загорелся. В результате авиакатастрофы погибли два члена экипажа и съемочная группа аэрофотосъемки в составе трех человек. Причиной происшествия стал отказ двигателя.

7 июня в Труновском районе Ставропольского края потерпел крушение самолет Ан-2. "Кукурузник" упал недалеко от поселка Новотерновский. После падения произошел взрыв, и машина затем полностью сгорела. Погибли два человека — командир экипажа и пилот. Причиной аварии стал туман.

2006

23 апреля в Буденновском районе Ставропольского края упал самолет Ан-2. Самолет принадлежал авиакомпании ЮГ-Авиа и осуществлял работы по обработке полей сельхозпредприятия ЗАО Терский ядохимикатами. В результате крушения самолета погибли 4 человека, один получил ранения. Падение самолета произошло из-за недостатка топлива.

2005

4 сентября в Амурской области потерпел крушение самолет Ан-2, вылетевший из поселка Экимчан Селемджинского района. "Кукурузник" пролетел около 20 км и попал в слой низкой облачности. В этих условиях пилоты потеряли ориентировку, и самолет врезался в склон горы Брюс. В результате катастрофы погибли все три человека, находившиеся на борту.

13 января в Эвенкии в результате катастрофы пассажирского самолета Ан-2 погибли 9 человек, в том числе заместитель губернатора Эвенкийского автономного округа Иван Сафронов. Самолет был обнаружен в районе устья ручья Баженов, примерно в 10 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта, который расположен в поселке Тура.

ria.ru

Катастрофа самолета Ан-2 СССР-02185

В тот день 14 января 1966 г. экипаж самолета Ан-2 борт СССР-02185 из 163-го объединенного авиаотряда Узбекского управления Гражданской авиации СССР выполнял регулярный рейс №329-330 по маршруту Самарканд – совхоз «Коммунизм» – совхоз «Кзылча» – поселок Нурата и обратно. Это была уже вторая его «ходка» за день.

В 12:14 лайнер местных авиалиний вылетел со своего базового аэропорта Самарканд и в 12:55 произвел посадку на гражданском аэродроме поселка Коммунизм, в 13:08 он был Кзылче, а в 13:29 – в Нурате.

Обломки самолета Ан-2 борт 02185, потерпевшего катастрофу у кишлака Шамурат 14 января 1966 г.Фото из архива Е.З. Буцкого

Там экипаж получил указание диспетчера аэропорта Самарканд возвращаться не тем же маршрутом, а через поселок Канимех. Командир воздушного судна этим был крайне недоволен – обходной путь был длиннее, а у него жена находилась в больнице, а дети были одни дома. Взлетев в 13:48 из Нураты, он связался с Самаркандом и начал выяснять, почему его «погнали крюком». Ему сообщили, что на трассе появились низкие облака.

 

В 14:17 борт сел на площадке совхоза «Коммунизм», высадил четверых пассажиров и взял пятерых новых. Все девять пассажиров на борту Ан-2 борту летели до Самарканда и командир в 14:20 поспешил на взлет, не озаботившись получить прогноз погоды на обходной трассе.

 

До Нураты погода была хорошая. Самолет летел на высоте 1500 м, значительно выше верхних точек рельефа. В 14:48 экипаж доложил, что прошел Нурату и ожидает дойти до Канимеха в 15:03. Но на связь борт СССР-02185 больше не вышел.

 

Обломки самолета были найдены на склоне горы на абсолютной высоте 930 м в 3,4 км от кишлака Шамурат. Фюзеляж был разрушен по 18-й шпангоут, двигатель и основные опоры шасси были буквально смешаны с его обломками, консоли крыльев развернуло вдоль оставшейся сравнительно неповрежденной хвостовой части самолета. Из двух членов экипажа и девяти пассажиров не выжил никто.

 

Расследование показало, что погода на подходе к Канимеху резко ухудшилась. Командир воздушного судна этого не ожидал, потому что на месте вылета прогноз не прослушал. Видимо он считал, что перед ним холодный фронт, который он успеет «проскочить» до того, как самолет достигнет горного хребта Каратау, верхняя точка которого находится на высоте 1100 м над уровнем моря, хотя по инструкции он должен был вернуться – погода была ниже метеоминимума, при котором экипаж имел право продолжать полет по маршруту.

 

Войдя во фронт, Ан-2 попал в сильнейший ливень, перемежавшийся со снегом. Поскольку местность там была сильнопересеченная, а фронт был холодным, экипаж не смог противостоять нисходящим воздушным потокам и потерял более 500 метров высоты. К тому же началось обледенение. Поскольку видимость также быстро ухудшилась, не факт, что летчик хотя бы увидел в последний момент гору, в которую врезался…

 

В материалах расследования катастрофы сказано:

«Установлено: руководство полетом со стороны службы движения а/п Самарканд было неудовлетворительным. РП направил самолет по обходной трассе, не зная фактической погоды на ней, ограничившись устной неудовлетворительной консультацией со ст. синоптиком, которая лишь сказала ему по телефону, что погода на обходной трассе «лучше», чем на основной. Составления прогноза погоды по обходной трассе РП не потребовал, хотя знал, что к району обходной трассы приближается холодный фронт. Руководя полетом всего одного самолета, он не обеспечил контроль за работой своей смены и не интересовался у экипажа, в каких условиях следует самолет.Диспетчер КДП-РРА не выяснил состояние метеообеспечения полета и даже, получив штормовое предупреждение из Нураты о закрытии гор, не информировал РП, а борт об условиях полета не запрашивал.Диспетчер АДП, передав распоряжение РП о направлении самолета по обходной трассе, не потребовал от АМСГ составления прогноза погоды, считая, что это сделал РП. Получив штормовое оповещение из Нураты, он также не поинтересовался состоянием метеообеспечения полета и возможностью его продолжения.Синоптик АМСГ не составила прогноза погоды по обходному маршруту, совершенно не проявила инициативу в разрешении всех вопросов, связанных с метеообеспечением данного полета, ограничившись только ответом РП, что погода «лучше», по существу, дезинформировав РП. Она даже не сказала ему, что горы в районе Нураты закрыты – получив в 14:37 штормовое предупреждение, с РП не связалась.Эти факты свидетельствуют о преступно-халатном отношении вышеназванных лиц к выполнению своих прямых должностных обязанностей.Обращает на себя внимание факт, что экипаж не выдерживал установленное время стоянки в аэропортах, самовольно их сокращая».

Подробности катастрофы и цитата приведены по данным сайта AirDisaster.ru , а основные факты и это фото сохранил в свое время Е.З. Буцкий. Будучи пилотом «Аэрофлота», он участвовал в расследовании ряда тяжелых летных происшествий, собирал и систематизировал материалы по аварийности и безопасности полетов воздушны судов  гражданской авиации. На основании их анализа этих материалов Евгений Захарович написал ряд книг и статей, посвященных этой теме, одна из которых публиковалась в том числе и в журнале «Наука и Техника», и на нашем сайте.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

Ан-2 идеален, но это другая планета

В Нарьян-Маре уже назвали предварительную причину крушения самолета Ан-2, который сегодня упал и разбился при взлете. Три человека погибли, еще девять человек находятся в больнице, среди них есть дети. Сразу погибли 30-летняя женщина и четырехлетний ребенок. Позже в больнице скончался еще один пострадавший.

Фото: СУ СКР по Архангельской области и НАО

В оперативном штабе рассказали, что причиной катастрофы стал отказ двигателя, из-за которого Ан-2 потерял скорость и столкнулся с землей.

На самом деле разбившийся "кукурузник" представлял собой ремоторизированный Ан-2 — легкий самолет ТВС-2МС. Аббревиатура расшифровывается как "турбовинтовой самолет — 2 члена экипажа модернизиция СибНИА". В названии машины пришлось отказаться от сокращения "Ан", так как оно зарегистрировано на украинское ГП "Антонов".

К онцептуально планер Ан-2 — "рабочий ишачок" малой советской авиации — появился в далеком 1946-м. В 2011 году рождается ТВС-2МС с принципиально новой электроникой не ниже уровня Cessna и двигателем Honeywell, разработанным еще в 1960 годы. При модернизации Ан-2 отдали предпочтение американскому турбовинтовому двигателю из-за отсутствия в России современного экономичного и легкого двигателя.

Первый полет новая машина совершила в апреле 2014 года в Амурской области. Нарьян-Марский авиаотряд закупил в лизинг два самолета ТВС-2МС в конце 2015 года. Авиаинженерам хорошо известно, что любой новый самолет какое-то время только "учиться" летать, а пилоты не всегда до конца отдают себе отчет, что машина-то совершенно другая, недели та, к которой они так привыкли.

По сути ТВС-2МС — это не улучшенное и дополненное переиздание Ан-2, а совсем свежая машина. Тут возможны и сбои бортовой электроники, и неожиданные проблемы с механизацией, а также банальный отказ двигателя. 

С этим согласен и авиаэксперт Сергей Ерыкалов, который более четверти века проработал в "Аэрофлоте", а также в ряде других авиакомпаний. Он пояснил "Правде.Ру", что в условиях Заполярья отказ техники — самая явная причина катастрофы.

— По какой причине могла произойти катастрофа в Нарьян-Маре с Ан-2?

— Это район Крайнего Севера. Когда у вас ветер 33 м/с, за иллюминатором — минус 45°С, то произойти может что угодно (например, обледенение). Вопрос о конкретных метеоусловиях, в которых оказался самолет. И тут даже, может быть, дело не в самолете, а просто в обстоятельствах. С учетом этой широты, где погода меняется в течение пяти минут.

Очень специфический вопрос про Ан-2 за Полярным кругом. Я был несколько недель в Якутии в свое время, и каждый день что-то происходило: задержали вертолет, самолет, пурга, закрыли аэропорт — и кто не успел долететь, тот терпел аварию.

Ан-2 — это два пилота, у которых мозоли на руках. И там ребята работают профессиональные — других там просто нет. Это однозначно. А техника вещь такая, что один движок может замкнуться.

— Нет ли каких-то конструктивных особенностей у этого самолета?

— Физически он летает уже более 30 лет. То есть он идеален, и человек пытается его сохранить либо ищет возможность повторить производство. Это машина, которая может планировать без двигателя.

Там могло быть все что угодно. Те, кто был в этих условиях при минус 53°С, например, знают, что самолет бывает никак не завести в течение часа. Это другая планета с точки зрения эксплуатации.

Украинский «Антонов» пытается «обрезать крылья» российским самолетам

www.pravda.ru

Ан-2, пропавший на Урале, спрятали за доли секунды

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

06.05.2013 в 15:28, просмотров: 16135

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности — о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

 

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту — для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров — предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91—й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик—наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

- Самолет найден в 22-23 квартале (квартал — разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

- Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину — около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

- По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

- Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому — то и летают вдвоем : КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

- Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв — загорелось топливо в баках. Часть самолета — фюзеляж и мотор — находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан — 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из—под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

 

 

 

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек — их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

— В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, — рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

— Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, — рассказал источник.

— Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, — сообщили «МК» в МЧС. — Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, — пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы — и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

 

www.mk.ru

Катастрофа Ан-2 под Серовом — WiKi

Самолёт Ан-2Р (1986 г.в., польского производства, бортовой номер RA-40312[1]), эксплуатировавшийся авиакомпанией «Авиа-Зов» из Челябинска, был временно перебазирован на аэродром города Серов Свердловской области для противопожарного наблюдения лесных массивов с воздуха. На момент происшествия был перерыв в полётах. Вечером 11 июня на аэродроме собралась группа из 12 человек, которую командир воздушного судна 50-летний Хатип Талгатович Кашапов, после застолья, взялся покатать за деньги. Среди пассажиров был начальник местного ГИБДД с тремя подчинёнными, несколькими родственниками и знакомыми. Второго пилота в этот момент на аэродроме не было.[уточнить] Около 22:00 местного времени (20:00 MSK) был произведён несанкционированный взлёт по курсу 210°, маршрут неизвестен. Самолёт на аэродром не вернулся. Об исчезнувшем самолёте директор авиакомпании сообщил только на следующие сутки в 7:55 местного времени. В момент вылета на поле был техник, впоследствии давший показания комиссии МАК. Утверждается, что это был не первый несанкционированный вылет за деньги: накануне Кашапов в одиночку катал группу из четырёх человек.[1]

В ходе поисково-спасательной операции с воздуха было обследовано 284 350 квадратных километров, наземными бригадами прочёсано 3339 км². Ежедневно в поисках пропавшего самолёта участвовало до 1455 сотрудников службы спасения Свердловской области, МЧС России, ОМОН, МВД, правительства области и добровольцев, было задействовано 13 воздушных судов и более 330 единиц техники[4]. Общий налёт самолётов и вертолётов во время поисковой операции более чем в четыре раза превысил годовой налёт воздушных судов спасательного управления Росавиации в 2011 году[5]. В ходе поисков был обнаружен другой Ан-2, пропавший в 1980-е годы, и обломки разбившегося вертолёта Ми-8.[6]

Поиски самолёта и людей шли почти беспрерывно на протяжении пяти месяцев и закончились только с сезонным ухудшением погодных условий на Урале, так как продолжение поисков в зимний период могло угрожать безопасности поисковых групп. 13 ноября 2012 года премьер-министр правительства Свердловской области Денис Паслер подписал распоряжение о прекращении поисково-спасательной операции пропавшего самолёта Ан-2.

5 мая 2013 года обгоревшие обломки самолёта были случайно обнаружены местными охотниками в лесисто-болотистой местности в 8 (по другим данным — в 10) км от Серова. Останки всех 13 погибших были там же.[7] Катасьминские болота, площадью около 450 км2, где обнаружен самолёт, в самую первую неделю поисков были отмечены на картах как проверенные. Однако выяснилось, что тогда поисковики всего лишь обошли болота вокруг. Прочесать сами болота у них не получилось из-за опасных трясин.[8] Установлено, что самолёт, падая, вошёл в болотистый грунт, частично разрушился и сгорел. Пилот и пассажиры, всего 13 человек, погибли.[9] Неудачу поисково-спасательной операции местное ГУВД объясняет непроходимостью болота[8] и тем, что разбитый самолёт был закрыт сверху кронами деревьев.[10] Охотники с трудом вышли к обломкам во второй раз, даже имея точные координаты.[6] Так как ошибка с картой повлекла за собой огромные и бесполезные затраты, транспортная прокуратура начала проверку. Со слов поисковиков - полицейских, они неоднократно докладывали, что по тем болотам с имеющейся у них экипировкой им не пройти, и местность не обследована до конца. Охотники смогли пройти, так как в начале мая топь ещё не вполне оттаяла после зимы.[8]

24 сентября 2013 года был опубликован окончательный отчёт МАК о расследовании данного авиационного происшествия. Причиной катастрофы самолёта Ан-2 RA-40312 названо выполнение полёта командиром воздушного судна на высоте значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему падению самолёта. Самолёт был исправен, двигатель работал до момента столкновения с земной поверхностью.[1]

Предполагается, что пилот находился в нетрезвом состоянии, а целью полёта было катание пассажиров за деньги.[11] Предположение о нетрезвом состоянии пилота сделано на основе показаний авиатехника, находившегося на аэродроме в момент вылета самолёта[1].

ru-wiki.org