Настоящий человек. Подлинная история летчика Алексея Маресьева. Александр маресьев


Подвиг Маресьева, летчика и настоящего человека. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев?

Подвиг Алексея Маресьева – легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, - сегодня известен всем. Сила воли и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева – надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей – Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком – ни мать, ни соседи не были исключением - однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

подвиг маресьева

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу – на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко – командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах – владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

алексей маресьев

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке". В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

маресьев алексей петрович

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё – ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

алексей маресьев фото

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу ЦК КПСС, а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

В 1960 году свет увидела книга "На Курской дуге", автором которой стал Алексей Маресьев (фото ниже).

подвиг алексея маресьева

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в Верховный Совет СССР, кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Алексей Петрович Маресьев был женат. Галина Викторовна Маресьева (Третьякова), его супруга, была сотрудницей Главного штаба ВВС. У них родились два сына. Старший, Виктор (1946), в настоящее время руководит Фондом Маресьева. Младший, Алексей (1958), бывший инвалидом детства, скончался в 2001 году.

Смерть

За два дня до официального дня рождения великого лётчика, 18 мая 2001 года, в Театре Российской армии должен был состояться концерт по случаю восьмидесятипятилетнего юбилея Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича произошёл инфаркт, после которого его не стало.

Похоронен Алексей Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве.

подвиг лётчика маресьева

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из воинских частей, почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.

fb.ru

Легенда русского неба – Алексей Маресьев » Военное обозрение

Трое братьев у меня. Так вот они умныеА я, младший, в летчики пошел!А. Маресьев

1916 год подарил Советскому Союзу будущего человека-легенду – Алексея Маресьева. Родился мальчик в многодетной семье, последним и имел слабое здоровье. Алексей часто болел малярией и по его собственному выражению был похож более на китайца, чем на русского мальчишку. Его мать воспитывала сыновей одна, так как отец, вернувшись с войны, скоропостижно скончался от ран. Он был окопным солдатам во время Первой мировой войны. Скромный доход матери и ее волевой характер, заставил мальчиков рано изучить и понять главные законы честной жизни. Заработок уборщицы деревообрабатывающего завода не позволял жить роскошно и мальчики с детства приучались к труду. В конце своей жизни Маресьев назовет добросовестное отношение к труду главным положительным качества человека. У Алексея Петровича в юности были серьезные проблемы с суставами, что доставляло ему немалые страдания. Боли были настолько сильными, что ребенок порой просто не мог ходить. Страдал мальчик и от мигреней. Точный диагноз Маресьеву так и не был установлен, однако, после переезда на Дальний восток болезни прошли сами собой. По словам самого Алексея Петровича, ему помог климат. Следует упомянуть, что ехать по заданию партии на строительство Комсомольска-на-Амуре Маресьев не хотел и едва не потерял свой комсомольский билет, но спасли уговоры матери и родственников. Одна из знакомых сказала ему о возможности благотворного влияния природных условий этого края и юный Алексей согласился. Поправив здоровье, Алексей Петрович прилагал все усилия, чтобы стать профессиональным летчиком. Первые уроки он проходил на Амуре, затем, после вступления в военные ряды, был зачислен в авиационные погранотряд на Сахалине. Однако реальных полетов еще не было, они оставались лишь в мечтах молодого Алексея Петровича.

Первый опыт полетов пришел к Маресьеву лишь в 1940 году в городе Батайске, во время пребывания в военной школе. Удача в настоящем бою нашла его позже в 1942. Упорное стремление стать отличным летчиком не прошло даром, Алексей Петрович был отличным учеником и усвоил все, о чем говорили ему преподаватели. Сбитые неприятельские истребители следовали один за другим. И уже к концу марта первого года боевых полетов на счету талантливого летчика было 4 неприятельских машины.

В апреле с молодым пилотом случилось несчастье. Его самолет подбили, и он, планируя до земли, намеревался сесть на занесенное снегом лесное болотце. Однако мощности машины не хватило, и она со всей силы рухнула на могучие стволы деревьев. Маресьев остался жив, но был серьезно ранен. По его собственным словам, лишь неукротимое желание жить позволило ползком добираться до своих в течение восемнадцати дней. Каким образом выжил Алексей Петрович никому не известно. Сам он не любил вспоминать об этом событии, и мало что рассказывал. Летчик дополз до деревни, где местные жители не сразу его подняли. Своим спасением Алексей Петрович обязан деревенским мальчишкам Малину и Вихрову, которые притащили его в дом. Селяне оказывали летчику посильную помощь, однако в деревне не было профессионального врача, и обмороженные ноги сильно воспалились. После его транспортировки в ближайший госпиталь, их пришлось ампутировать, так как развилась опасная для жизни гангрена.

Молодой мужчина был страшно подавлен, но железная воля не дала ему отказаться от дальнейшей военной деятельности. Маресьевым двигало совсем не стремление стать знаменитым или сделать карьеру. Этот удивительный человек сожалел о своей навязчивой и обременительной для него известности во многих интервью. Алексей Петрович был воспитан так своей благородной матерью, что не мог в тяжелую минуту для страны сделаться инвалидом и стать обузой. Он чувствовал себя полным сил и способным защищать свое отечество. Кроме того, Маресьев безумно любил небо, и диагноз врачей о непригодности становился приговором.

Алексей Петрович обязан своей дальнейшей службой в летных войсках исключительно своей силе воли и упорству. Старший лейтенант смог убедить не только себя в том, что он может летать и воевать, но и врачей. Наконец, в 1943 году его вновь отправили фронт. Человек, лишившийся обеих ног, оказался годным к службе и полетам. Эта была самая большая победа Маресьева и самый великий его подвиг.

На Брянском фронте командиры опасались выпускать в небо инвалида. Алексей Петрович очень переживал и, наконец, сам попросил дать ему шанс. Позволил вновь подняться Маресьеву в небо Александр Числов, став таким образом «крестным отцом» великого советского летчика. В кровавом сражении на Курской дуге Алексей Петрович подтвердил свое право на звание одного из лучших летчиков истребителей. На его счету после потери ног оказалось еще 7 вражеских самолетов, а по данным М.В. Быкова 8.

Слава о безногом летчике герое быстро распространялась по военным частям и среди населения. В пятнадцатую Воздушную армию стали прибывать корреспонденты. В это время Маресьев познакомился с автором «Повести о настоящем человеке». Борис Полевой не решился дать своему герою истинное имя, так как всерьез опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь идеологический проступок, и повесть не будет допущена к печати. Так и появился всем известный Мересьев. Однако события, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романа с девушкой. Образ которой, тем не менее, понравился прототипу. Жена Маресьева также имеет непосредственное отношение к ВВС, поэтому выбора между небом и девушками Алексею Петровичу делать не пришлось. К слову, сам Маресьев не читал повести о себе, как он говорил: «Не довелось», хотя книга у него все же была.

Человек-легенда был не единственным прототипом Мересьева. На фронте воевали также Белоусов, Грисенко, Кисилев, Кузьмин, Сорокин, Белецкий, Маликов. Все они были лишены одной или двух конечностей и многие впоследствии отмечены званиями и орденами, поэтому Мересьев все же образ собирательный. Конечно, главный вклад внес в творчество Полевого именно подвиг Алексея Петровича.

1946 году Маресьева уволили со службы, хотя сам он об этом не ходатайствовал. Алексею Петровичу уже приходилось тяжело, так как начали сказываться старые раны, и он занялся деятельностью по обучению молодых летчиков. Последние его полеты состоялись уже в 50-х годах, это было завершение блистательной небесной истории героя.

Мы знаем Маресьева лишь как великого летчика, однако он также имел кандидатскую степень по истории, состоял в общественных организациях. До самой смерти этот человек не поддавался недугам и удивлял окружающих своей жизнерадостностью. Жил он небогато, но никогда не жаловался на судьбу, а, находясь на фронте, даже не замечал своих физических недостатков. Правда мечтал он управлять Аэрокоброй, но не мог, так как конструкция этих машин предполагает ножной тормоз, а с протезами это был слишком большой риск.

Алексей Петрович - пример мужества, воли и жизнелюбия. Его не заставила отступить даже такое серьезное препятствие как потеря ног. Он шел к своей мечте, любил небо и жизнь, никогда не гордился своими победами и даже не считал их подвигами. Маресьев просто не представлял, что жить можно как-то иначе.

Скончался этот удивительный человек в 2001 году накануне встречи, посвященной его 85-летию.

Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека

Великая Отечественная война закончилась, но стране по-прежнему были нужны герои. Цена нашей победы оказалась очень высока: миллионы раненых, инвалидов, отчаявшихся и потерявших близких людей. Конечно, все они нуждались в живом примере мужества и воли, которым и стал Алексей Маресьев, летчик-истребитель, потерявший обе ноги, но вернувшийся в авиацию.

Это имя знал практически каждый. О его подвиге писатель Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Позже повесть была переведена почти на все языки мира, по ней был снят художественный фильм, а в Большом театре была поставлена одноименная опера.

Но каким был в реальной жизни «настоящий человек»? После начала «перестройки» многие мифы советской эпохи были развенчаны, то же самое попытались сделать и с именем Маресьева. Но его военные подвиги, равно как и вся послевоенная деятельность, оказались действительно настоящими...

Однако мало кто знает, что были и другие летчики, летавшие без ног. Авторы документального фильма рассказывают о другом русском летчике — Северском, а также об англичанине Дугласе Бадере, о немце Гансе Ульрихе Руделе.

В фильме принимают участие люди, знавшие Алексея Маресьева лично: жители маленькой деревни, которые подобрали раненого летчика, однополчане, режиссер-постановщик оперы «Повесть о настоящем человеке». Они рассказывают неизвестные ранее детали известной всем истории.

topwar.ru

Настоящий человек. Подлинная история летчика Алексея Маресьева | История | Общество

За немцами не подъедал

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев. - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся:  «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня». 

Говорили, якобы отец у нем­цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости/ Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало, который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни». 

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации. 

Михаил Левицкий. Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию. 

 

Юрий Гильшер. Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

 

 

Александр Прокофьев-Северский. Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

 

 

Захар Сорокин. Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию. 

www.aif.ru

настоящая история о настоящем человеке

20 мая отметил бы день рождения Алексей Петрович Маресьев, выдающийся советский летчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Алексей родился под Саратовом, в маленьком городке Камышине, в простой трудовой семье. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей — Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе...

Алеша Маресьев в детстве

Алексей с детства мечтал стать летчиком. В годы становления советской авиации, когда в каждом райкоме висел плакат «Комсомолец, на самолет!», а с уст радиокомментаторов не сходили сообщения об очередном рекорде, такая мечта, в принципе, не удивительна и вполне осуществима. Но Алеша еще ребенком тяжело переболел малярией и ревматизмом, а это влияет на сердце. Поэтому в летное училище его долго не брали — разрешения не давала медкомиссия. Пришлось закончить «фабричку» и поработать токарем на том же деревообрабатывающем производстве. Тогда молодой рабочий по комсомольской путевке уехал на стройку — в Комсомольск-на-Амуре. На новом месте парень пошел на хитрость: «потерял» ненавистную медицинскую справку и после полугода интенсивной спортивной подготовки прошел комиссию заново. В Комсомольске его взяли в местный аэроклуб...

Срочную службу Алёша проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом ВВС, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение комсомольцев обращению с истребителями, освоил Р-5, И-16, И-153.

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета.

Маресьев в кабине самолета

Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь...

4 апреля 1942 года Алексей Маресьев под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, и в бою со звеном «мессершмиттов» был подбит. Совершил вынужденную посадку на лесной просеке — как выяснилось, в глубоком немецком тылу. И в момент удара самолета о землю не успел вынуть ноги из ременных «стремян», фиксировавших сапоги летчика к педалям в кабине. В результате получил переломы и вывихи плюсневых костей на обеих стопах.

Если пилот получает при посадке такую травму, в медицинских инструкциях черным по белому написано: «при оказании первой помощи вынимать из кабины осторожно, наложить на стопы фиксирующие повязки с шинами и транспортировать пострадавшего в госпиталь в лежачем положении, приподняв ножной конец носилок во избежание отеков и усиления боли». В густом лесу в тылу врага помощь Маресьеву было оказывать просто некому. И он был вынужден самостоятельно вылезать из кабины самолета, разрезать на опухших ногах сапоги и как-то двигаться...

Как-то — это пешком. А потом, когда ноги отказали окончательно — ползком по мокрому снегу и стылым весенним болотам. В течение 18 дней, ориентируясь на звуки фронтовой канонады.

Заметим, что боевой вылет истребителя во фронтовой операции рассчитан на 2-3 часа в воздухе. Поэтому какой-либо паек с собой у летчика не предусматривается. Чисто психологически никто не рассчитывает быть сбитым и пешком выбираться с занятой неприятелем территории. Разве что, у самых запасливых по карманам реглана найдется несколько сухарей...

Маресьев 18 суток питался в лесу прошлогодними ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле. Серьезным подспорьем оказалась банка тушенки, найденная в вещмешке убитого солдата. Но хватило ее ненадолго

— Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» написал, будто бы я в лесу ежа пробовал, — вспоминал летчик, — но это — писательское преувеличение... Весна в том году была поздняя, в апреле в лесах под Новгородом еще снег лежал, ёжики были в спячке. Вообще, из живности я видел только птиц, но мне не с чем было на них охотиться, а еще однажды добыл оттаявшую ящерицу. Никакая она на вкус! Вы спросите, а как же медведь-шатун, который на меня напал после вынужденной посадки? В книге все мои злоключения в лесу начинаются с этого медведя. Был медведь, правда это. Я в него в упор всю обойму выпустил, остался без патронов... Уже потом, оголодав, вспомнил о медведе, я ведь, когда служил на Сахалине, общался с охотниками, они медвежатину хвалили, вполне съедобное мясо. Но ведь я не знал тогда, сколько мне идти, думал, фронт близко, и разделывать убитого медведя не стал. Потом жалел об этом — нож-то у меня был...

Только на 19 день обессиленного от голода и боли летчика нашли мальчишки из сожженной деревни Плав — Серёжа Малин и Саша Вихров. Малыши не рискнули приближаться к незнакомому человеку сами — позвали взрослых. Мужики на санях перевезли Маресьева в земляной поселок, живший в немецком тылу, фактически, в партизанском режиме. Врачей в землянках не было, Алексея осмотрел только старый партизан — семидесятилетний деревенский староста, человек опытный, прошедший Первую Мировую войну. Нашел и повреждение костей обеих стоп, и обморожения, и заражение крови.

— Городской доктор нужен! — гласил вердикт старого солдата, — иначе «антонов огонь» — и смерть...

Колхозники пытались лечить летчика народными средствами: парили в бане, отпаивали настоями целебных трав, но очень скоро стало ясно, что сепсис прогрессирует, и одним знахарством, без хирургии, парня не спасти. Тогда старик ночью вышел в путь через линию фронта, чтобы привести врачей.

Через несколько дней за Алексеем к партизанам вылетел санитарный У-2. Летчик был перевезен в московский госпиталь, где в приемном покое решили, что помощь опоздала: раненый уже находился в бессознательном состоянии, с симптомами «полиорганной недостаточности» — это когда при тяжелом заражении крови начинают одна за другой отказывать системы жизнеобеспечения организма. Маресьева сочли безнадежным, укололи ему сильного обезболивающего, сняли с носилок и уложили на «резервную» койку в коридоре — по соседству с госпитальной мертвецкой. Умирать...

— Славно, что не сразу в морг повезли, я ведь был очень близок к тому, чтобы оказаться на том свете, — вспоминал впоследствии сам Алексей Петрович.

На счастье Алексея, профессорский обход в то утро делал известный хирург Николай Наумович Теребинский. В ответ на медсестринское смущенное «А у нас тут летчик умирает...» профессор откинул с койки простыни...

— Еще не умирает. Всего-то навсего — гангрена ног... С некоторыми осложнениями, конечно, но мы еще за тебя поборемся, солдатик! Если оперировать сегодня — жить будешь. И даже ходить будешь, правда, на протезах и, наверное, с палкой. Но ноги — это ведь еще не повод списывать мужика на кладбище, не так ли, родной?

Теребинский блестяще провел костнопластическую ампутацию голеней, сформировав парню вместо ног две пригодные для протезирования культи. Еще месяц ушел на борьбу с заражением. По воспоминаниям хирурга, операцию пришлось делать под так называемым «регионарным наркозом» — отключать медикаментами только чувствительность в ногах. Общего усыпления хлороформом или эфиром врачи делать не рискнули — у Маресьева был слишком высок риск просто не проснуться.

Алексей на побывке в родных местах

В современных условиях человек, лишившийся ног, может получить модульные высокотехнологичные протезы. С ними человек не чувствует себя инвалидом — ходит без костылей, водит автомобили, ставит рекорды на параолимпийских соревнованиях.

В годы войны всех этих чудес современной медтехники не было, в ходу были так называемые шинно-гильзовые протезы. Жесткая гильза из блокованной (вываренной и проклеенной особым образом) конской кожи толщиной в полсантиметра плотно охватывает то, что осталось от живой ноги. К этой гильзе на железной шинке с шарниром крепится деревянная ступня, в каблук которой вделан резиновый клин для амортизации. Если надеть ботинок — похоже на ногу, конечно... Но шаг на такой кожано-деревянной ноге — жесткий, бежать или прыгнуть почти невозможно, можно только медленно гулять вразвалочку. Многие инвалиды до конца жизни не расставались с тростью. Так что госпитальный мастер-протезист, пообещавший, что Маресьев вскоре сможет «на велосипеде кататься, с барышнями польку-бабочку плясать» был и сам уверен, что преувеличивает...

Но Алексей поставил себе цель — научиться ходить без трости и вернуться на фронт. В знаменитой книге Бориса Полевого газетную вырезку с историей летчика Карповича, вернувшегося в строй без ноги в Первую Мировую войну, Маресьеву показывает контуженный сосед по палате — полковой комиссар. В госпитале Маресьев действительно был знаком с комиссаром, умиравшим от контузии. Но вот Карпович — персонаж вымышленный. Его реальными прототипами могли быть авиаторы Первой Мировой Александр Прокофьев-Северский или Юрий Гильшер. Оба летчика в результате боевых ранений пережили ампутацию и вернулись в авиацию на протезах.

— А комиссар для меня сделал даже нечто большее, чем рассказал о других безногих летчиках, — вспоминал Маресьев, — После операции врачи мне давали сильнодействующие обезболивающие. Да, да, опиум, что ж еще... И комиссар сказал: «Алексей, учись терпеть без капелек. От такой поддержки надо отвыкать, а то погибнешь».

В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя. К этому времени Алексей еще пользовался тростью, но вполне уверенно ходил, самостоятельно разработав для себя программу ежедневных многочасовых тренировок. Занятия продолжил в санатории, к концу пребывания в котором Алексею предстояло пройти медкомиссию. И эта медкомиссия просто «по определению» должна была его комиссовать подчистую.

Алексей решил произвести на консилиум военных хирургов особое впечатление — такое, чтобы у светил медицины не осталось сомнений в том, что он сможет управлять самолетом. Для начала освоил велосипед. Затем задался целью научиться танцевать. Правда, история с танцами началась, по признанию Маресьева, с конфуза: первым делом Алексей наступил партнерше на ногу. После этого девушки с ним танцевать отказывались, и учиться пришлось в паре с соседом по палате.

— Только когда я уже умел кое-что, медсестры соглашались выйти со мной в круг, — вспоминал Алексей, — Начал с вальсов, с мазурки. Потом освоил польку. Более всего возни вышло, когда начали с сестричкой разучивать русскую — я даже ходил вприсядку, как полагается, а потом наутро не смог протезы надеть: обе культи были сбиты до кровавых мозолей. Решил усовершенствовать протезы, для чего выпросил у соседей остатки от ремней. Ребята худые были, ремни им были длинноваты, приходилось укорачивать амуницию, ну, я и забрал все остатки от ремней, потом этими кусочками сам отремонтировал протезы.

Перед медкомиссией Алексей с места запрыгнул на стул. Впоследствии этот эпизод режиссеры захотели включить в фильм «Повесть о настоящем человеке». И актер Кадочников, игравший Алексея, должен был повторить этот прыжок. Так вот, человеку с неплохой физической подготовкой, на совершенно здоровых ногах, удалось убедительно вскочить на стул и удержать равновесие только с третьего дубля...

Окончательно убедили врачей вечерние танцы в санаторном клубе, во время которых Алексей со знакомой медсестрой солировали почти час. Медкомиссия признала летчика «условно пригодным» к дальнейшей службе — с условием повторного прохождения летной практики в учебном отряде. Причем, «учебку» выбрали подальше от фронта: в Чувашии. Там опытного летчика попытались после учебного курса оставить в инструкторах. Только летом 1943 года, дойдя до высшего авиационного начальства, Маресьев смог добиться отправки на фронт. И был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Алексей с учебным самолетом По-2

Впрочем, и в полку ему поначалу летать не давали. Сперва командир ссылался на отсутствие свободных истребителей. Потом в глаза сказал:

— А если ты со своими деревянными ногами пропадешь в первом же полете — что со мной будет?..

Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов, лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза. Именно Числов, когда у него угодил в госпиталь раненый ведомый, согласился передать его самолет Алексею. И в дальнейшем Маресьев летал как ведомый Числова.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев в паре с Числовым сбил в бою два вражеских истребителя Fw-190. А над Курской дугой летчик едва не пропал без вести: увлекся боем и не заметил, как у истребителя подошел к концу запас горючего. Машина Маресьева дотянула до аэродрома, планируя с заглохшим мотором — когда Алексея уже собирались искать.

А вскоре в полк приехали журналисты в поисках героев для газетного очерка... Тогда-то и произошла встреча Алексея с Борисом Полевым. Корреспондента «Правды» определили на постой в землянку, где жил с товарищами Маресьев. Пилоты перед отбоем делились боевыми впечатлениями, Полевой только и успевал записывать.

Потом журналисту отвели место на двухъярусных нарах, тот забрался на них и уже вознамерился до утра отойти ко сну. И вдруг услышал, как внизу что-то глухо грохнуло... Полевой обернулся на звук. Из-под нижнего «этажа» нар виднелся правый сапог. Обыкновенный офицерский юфтевый сапог, до блеска надраенный, как полагается по уставу. Только из голенища торчала протезная гильза...

Летчик, разувавшийся на нижних нарах, тем временем отстегнул и левый протез и поставил рядом второй сапог. Тот самый летчик, с которым вместе они полдня провели на аэродроме, который упоенно рассказывал о воздушных боях, который поведал о недавно сбитом «фоккере»...

Перехватив взгляд Полевого, сосед улыбнулся.

— Ну да, это мои ноги. Деревянные. А вы правда ничего раньше не заметили?..

По воспоминаниям Алексея Борис Полевой написал очерк в «Правду». Но тогда, в сорок четвертом, редактор материал в печать не пустил:

— Представляете, какой шум поднимут наши враги? Калека на самолете... Скажут, что у нас уже и здоровых летчиков не хватает. Так что не будем кормить сенсациями геббельсову пропаганду!

Только в 1946 году, во время Нюрнбергского процесса, Борис Полевой доработал материал до полноценной книги. Когда Алексея Маресьева спросили, все ли в «Повести о настоящем человеке» — правда, он ответил:

— Правда. На 99 и 9 десятых процента.

— А прочему тогда писатель изменил одну букву в фамилии? Лётчик у него — Мересьев, а не Маресьев.

— Ну, может, боялся, что я сопьюсь после войны, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка — вообще не про меня.

До конца войны Алексей Маресьев сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором военных ВУЗов — и продолжал летать на учебных самолетах.

Алексей - Герой Советского Союза

Интересен ответ летчика на традиционный вопрос ветерану:

— Где вы встретили День Победы?

— В госпитале. На койке с «крапивной лихорадкой». Накануне позавтракал американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь — аллергия!

К своей послевоенной славе Алексей относился скептически:

— Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых свой Борис Полевой не нашёлся!

Когда по «Повести о настоящем человеке» была поставлена опера, Маресьева пригласили на премьеру. Он честно просмотрел весь спектакль, но на вопрос, понравилась ли опера, ответил:

— Хорошо имитированы звуки авиационных моторов...

В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Окончательно перешел на наземную работу, когда в воинских частях «расплодились» реактивные самолеты — к управлению сверхскоростной техникой его все-таки не допустили.

Ему суждено было еще возглавить Центральный Совет ветеранов войны, пережить крах Советского Союза. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Но в то утро прославленный летчик скончался от сердечного приступа. В итоге вместо праздника состоялся вечер его памяти...

Алексей Маресьев - председатель Совета Ветеранов

polkrf.ru

Мересьев - это... Что такое Мересьев?

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева — героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Биография

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году (в возрасте 21 года) призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы ("Ты немец?"), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия "Карпович") по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Алексей Маресьев в конце войны

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

После войны

Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Памятник в Камышине

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев. [4]
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [5]

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев "На Курской дуге" (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.

Фильмы об А. П. Маресьеве

Примечания

  1. ↑ Электронная версия книги «100 опер» — Л.:"Музыка", 1970 г.
  2. ↑ Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
  3. ↑ Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
  4. ↑ Описание памятной общественной медали «За верность авиации»
  5. ↑ Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru

См. также

Ссылки

 Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Алексей Маресьев. История о настоящем человеке

20 мая 1916 года родился выдающийся советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Человек с большой буквы

В наше время редко найдется человек, который бы не знал героической истории этого солдата. Благодаря автору книги Алексей Маресьев навсегда вошел в историю как эталон «настоящего человека», истинного защитника отечества.

Алексей Маресьев остался в памяти народа как образец невероятной выдержки, силе духа и любви к родине. Его не остановило ни крушение самолета, ни 18-днейвное возвращение к своим ползком зимой без пищи, ни обморожение и ампутация обеих ног. Он словно обладал сверхчеловеческой волей к жизни.

Ему удалось сделать невероятное: мало было просто выжить, нужно было продолжать жить. Именно жить, а не существовать на правах инвалида. Он доказал, что способен летать. Он вернулся в истребительную часть и продолжил защищать свою родину.

Он и после славы, нахлынувшей на него после выпуска книги и фильма, остался настоящим человеком. Он не любил воспоминаний о войне, ему не нравилось повышенное внимание к себе. Алексей говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая — «Сколько у нас Маресьевых». Маресьев знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и всё!»

Сколько у нас Маресьевых

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий.

Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер.

Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский.

Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин.

Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

«Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», — часто спрашивали прославленного летчика. А он в ответ шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня».

Краткая биография

Алексей Петрович Маресьев появился на свет в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года.

В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.

Война

Начало войны Маресьев встретил на Юго-Западном фронте, где он числился в составе 296-го истребительного полка. Для советской армии первые месяцы войны были очень непростым временем. Фашистские летчики превосходили их и в уровне владения техникой, и в накопленном опыте. Маресьев к тому времени уже был опытным летчиком. Это его и спасло.

Александр Игоревич Покрышкин, выдающийся советский летчик, говорил : «Тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны».

Свой первый самолет он сбил в начале 1942 года. Это был транспортник Ju-52. В марте 1942 года Алексея Маресьев перевели на Северо-Западный фронт. К этому моменту на его счету было уже 4 сбитых самолета. Именно здесь произойдет воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.

Между озерами Селигер и Ильмень весной 1942 года около города Демьянска советскими войсками была окружена 100-тысячная группировка фашистских войск. Они не собирались сдаваться. Напротив, оказывали очень сильное и организованное наступление. Это место до сих пор называют «Демьянский котел».

4 апреля 1942 года Як-1 Маресьева осуществлял прикрытие бомбардировщиков в бою с вражескими истребителями. Во время этого вылета самолет Алексея был подбит. Он хотел сделать вынужденную посадку в лесу, но шасси самолета зацепилось за верхушки сосен, и машина перевернулась.

Мересьева спасло то, что в тех местах был глубокий снег, который смягчил падение. Летчик получил тяжелые ранения ног, но выжил.

18 дней он ползком без еды и с больными ногами добирался до линии фронта.

«Говорили, якобы отец у немцев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…», — вспоминает об Алексее Маресьеве его сын Виктор Маресьев.

Ситуация была невероятно страшная: один в глухом лесу, с больными ногами, голодный летчик даже не знал, в какую сторону ему нужно двигаться. Как признавался сам герой, его спасла лишь огромное желание жить.

Смерть не смогла его победить. Он выбрался к своим в районе Плав Кисловского сельсовета. Его заметили местные жители — отец и сын. Вначале они боялись к нему подойти, потому что сначала подумали, что это немец. К тому времени Алексей уже не был в состоянии произнести что-либо внятное.  Лишь позднее его обнаружили дети из этой же деревни. Они определили, что это советский пилот, позвали отца и отвезли раненого летчика к себе домой.

Целую неделю жители деревни пытались выходить Алексея, но ему требовалась серьезная медицинская помощь. И в первых числах мая за Маресьевым прилетел самолет и увез его в госпиталь в Москву.

Врачи диагностировали гангрену обоих ног. К тому моменту Алексей был в крайне тяжелом состоянии. Была нужна срочная ампутация. Жизнь ему спас профессор Теребинский, который во время операции боролся за его жизнь.

Жизнь после «смерти»

Ампутация должна была поставить точку в карьере летчика. Однако Алексей не для того вернулся с того света, чтобы просидеть остаток жизни в инвалидной коляске. Он принял для себе решение вернуться с строй любой ценой.

За 6 месяцев ежедневных интенсивных тренировок Алексей снова научился не просто ходить на протезах, но и танцевать.

Исполнитель главной роли лётчика Маресьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился.

Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?»

И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.

www.vdovgan.ru

Маресьев Алексей Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП.

К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.

После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника.

25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, Красной Звезды, "Знак Почёта", "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени; медалями. Почётный солдат воинской части.

*     *     *

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, солдат - окопник Первой Мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего 3 года. Мать, Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу с детства приучала к труду, честности и справедливости.

Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился на далёкий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться лётному делу.

В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный отряд (на острове Сахалин). Но там, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. "Взлетел" Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. Маресьев в составе звена истребителей вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиационного полка, лейтенант А. П. Маресьев выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Именно здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолёт противника, им стал трёхмоторный транспортный Ju-52.

Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг "Юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались осколки...

Военно - транспортный самолёт Junkers Ju-52.  Основная "рабочая лошадка" Люфтваффе.

К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счёт сбитых вражеских самолётов до 4-х (некоторые источники указывают на 6 побед, возможно с учётом групповых), а 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...

Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.

Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Брянский фронт. Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут лётчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой лётчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал поднимаясь с ним в небо.

Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников".

Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск капитан Александр Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием Гвардии майора А. А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил 2 истребителя FW-190.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием Гвардии капитана И. М. Березуцкого провели воздушный бой с 25 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6 истребителя FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один "Юнкерс", другой поджёг Алексей Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К. И. Короткова атаковала пара FW-190. Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему "Юнкерсу" и поспешил на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточённые схватки с врагом в небе Прибалтики...

Боевая слава о нём стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда - то и встретился с Маресьевым корреспондент "Правды" Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала - "Огонёк" появился крупным планом портрет героя.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляя героя к награде, командир полка H. П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

Однако, нагрузки всё время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 побед лётчика.]

[Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Мересьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками - истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.

Г. П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.]

В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2 ) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда.

- Я так хотел полетать на "Аэрокобрах" ! - признался он однажды. - Но у них тормоза ногами управляются - мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то что чувствовал, я знал! Я все движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял всё расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали - чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...

Со свойственной ему неукротимой волей Маресьев взялся за учёбу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.

Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с "Золотой Звездой" Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почётный солдат одной из воинских частей, Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" и других.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания...

Список всех известных побед Гвардии капитана А. П. Маресьева:( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )

airaces.narod.ru