Автоматическая корабельная установка АК-630М. Ака 630


Автоматическая корабельная установка АК-630М | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

История создания и внутреннее устройство установки АК-630М

АК-630М — шестиствольная автоматическая корабельная установка самообороны, калибром 30-мм. Основное назначение АК-630М — борьба с воздушными и легкими надводными целями. Обладая громадной скорострельностью, установка способна создать вокруг себя буквально создать облако снарядов направленное на цель. Её нормативный режим стрельбы составляет до 5 оче­редей по 20-25 выстрелов на предельной дальности и оче­реди по 400 выстрелов на более близких дистанциях с 3-5 секундными интервалами, тем стрельбы в минуту, таким образом, составляет до 5000 выстрелов.

Комплекс АК-630М принят на вооружение Приказом ГК ВМФ № 0189 от 26 августа 1980 года. Се­рийное производство велось на заводе № 535 в Туле.

Установка АК-630М имеет ленточный магазин на 2000 патронов в ленте, в барбете, под установкой размещается дополнительная лента на 1000 патронов. Её шифр «АК» означает (артиллерийская корабельная), цифры «6» — показывает число стволов, «30» — калибр. Блок вращающихся стволов это автомат АО-18 с общей авто­матикой, что позволяет максимально совместить по вре­мени операции перезаряжания и получить высокий темп стрельбы. Охлаждение стволов происходит путем прогон­ки антифриза между кожухом и стволами. Над вращаю­щейся частью установки расположен обтекатель из стек­лопластика, защищающий её механизмы от морской воды и осадков.

К установ­ке АК-630М имеются два вида боеприпасов: ОФЗ — осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 390 г. и  осколочно-­трассирующий снаряд ОР-84 весом 390 г.

Хотя баллистическая  даль­ность стрельбы установки достигает 8,1 км, снаряды самоликвидируются на дистанции в 5 км. Система управления стрельбой МР-123 «Вымпел-А» обеспечивает наклонную дальность стрельбы в 4000 метров.

Интересный факт: Облегчённый вариант АО-18, под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на некоторых истребителях-бомбардировщиках России.

Автоматическая корабельная установка АК-630М

Применение АК-630М во флоте

Автоматическая шестиствольная установка АК-630М в разное время состояла на вооружение следующих кораблей СССР/России:

  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
  • ТАРК «Адмирал Лазарев»
  • ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
  • ТАКР проекта 1143 «Кречет»
  • ЭМ проекта 956 «Сарыч»
  • Крейсера проекта 1164
  • Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
  • Сторожевые корабли проекта 1135
  • Сторожевые корабли проекта 11356
  • Малые ракетные корабли проекта 1239
  • Малые противолодочные корабли проекта 1124
  • Малые ракетные корабли проекта 1234
  • Ракетные катера проекта 1241
  • Сторожевые катера проекта 10410
  • Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
  • Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081

armedman.ru

30-мм корабельная артустановка АК-630 — Global wiki. Wargaming.net

Классификация

Зенитное орудие Тип

История производства

СССР Страна производства
В. П. Грязев и А. Г. Шипунов. Разработчик
1964 г. Разработано
Туламашзавод Производитель

История эксплуатации

Состояло на вооружении

Характеристики орудия

30 мм. Калибр
1620 мм. Длина орудия
54 калибров Длина ствола
4 (эффективная) км. Максимальная дальность стрельбы
4000-5000 выстр./мин. Скорострельность

Характеристики снарядов

1030 м/с Начальная скорость снаряда

АК-630 — 30 мм 6-ти ствольная автоматическая корабельная арт-установка типа «Гатлинг», спроектированная под руководством Грязева В. П. и Шипунова А. Г.. Является средством самообороны кораблей от воздушных целей на дистанции 4000 м. и лёгких надводных объектов на дистанции до 5000 м.

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое - это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

История создания

Грязев В.П.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60о.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.

При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.

Тактико-технические характеристики орудия

ТТХ Значение
Скорострельность 4000-5000 выстр./мин
Начальная скорость снаряда 1030 м/с
Дальность стрельбы 4000 м.
Углы ВН от −12 до +88 град
Скорость вертикального наведения 50 град/сек
Углы ГН от +180 до −180 град
Скорость горизонтального наведения 70 град/сек
Масса установки 3800 кг.
Боевой расчет 1 чел.
Ресурс установки 8000 выстрелов

Орудийная установка

Система управления огнем

Схема установки АК-630

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей напряжением 220 В, 400 Гц, и Д-213-50 для корабельных сетей напряжением 380 В, 50 Гц.

Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3—4 точек дальномера

Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от механических повреждений и природных катаклизмов.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на дистанциях до 4000 м и легких надводных сил противника на расстоянии до 5000 м.

РЛС «Вымпел»

Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя арт-установками 30-мм или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) арт-установками.

Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях). Дальность обнаружения цели ТВ-визиром: - 75 км (морская цель типа катера пр.205) - 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Арт-установка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем арт-установки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Система подачи боеприпасов

Питание автомата — непрерывное, ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином — А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

Боеприпасы

Макет снаряда к АК-630

В боекомплект арт-установок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

  1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг.
  2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг.

Ссылки

Галерея

  • Установка АК 630

  • Чертеж установки АК 630

wiki.wargaming.net

артиллерийские комплексы АК-630М1-2 и АК-630М2 » Военное обозрение

В начале 1976 года на вооружение был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра 30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному оружию в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.

В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов. Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой». Разработку его поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки. На испытания Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов. Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом. Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов – 320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу. Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальный радиус действия по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым АК-630. Это:- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла, а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию. Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

topwar.ru

30 мм установка АК-630М1-2 / АК-630М-2

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АК-630М1-2 "Рой" (установка)

АК-630М1-2 "Ласка" (комплекс с СУО "Ласка")АК-630М-2 "Дуэт" (установка)

 

Двухавтоматная артиллерийская установка с автоматами типа АК-630 6 х 30 мм каждый. Разработка установки начата по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. по ТТЗ утвержденному заместителем Главкома ВМФ СССР 9 декабря 1983 г. Проектирование велось в ЦКИБ СОО, главный конструктор В.И.Бакалев. Установка АК-630М1-2  оснащена двумя вертикально расположенными автоматами ГШ-6-30К / АО-18 повышенной надежности (разработаны по тому же по решению ВПК, успешно прошли заводские испытания в 1986 г.). предполагалось после разработки системы АК-630М1-2 заменить ею установки АК-630 на кораблях ВМФ.

Заводские испытания опытного образца установки производства завода №535 (Тульский машиностроительный завод) прошли с 19 марта по 30 ноября 1984 г. Корабельные испытания опытного образца велись на ракетном катере Р-44 пр.2066 (заводской №242) летом 1989 г. на Черном море. Оснащение катера опытной установкой проведено по месту базирования катера, работы начаты в 1987 г. Поражались мишени Ла-17К и ПТУР "Фаланга-2" (имитировала ПКР "Гарпун", сбивались на высоте ок.10 м очередями в 200 снар.). В серийное производство установка не пошла и на вооружение не принята. Предлагается на экспорт с 1993 г.

 

АК-630М1-2 в музее "Тульского машиностроительного завода", 2003 г. (фото - Саид Аминов, http://pvo.guns.ru).

Установка АК-630М-2 "Дуэт" на морском салоне МВМС-2009  в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://militaryrussia.ru/forum/).

Начиная как минимум с 2007 г. на вооружение и на экспорт предлагается установка АК-630М-2 "Дуэт" производства ПО "Туламашзавод" (г.Тула) с измененным корпусом. Установка "Дуэт" неоднократно демонстрировалась на выставках военной техники начиная с салона МВМС-2007 в Санкт-Петербурге. Типы автоматов установки - АО-18.

По умолчанию данные установки АК-630М1-2. 

Наведение:

- РЛСУ "Вымпел-АМ2" с РЛС МР-123АМ2 / МР-123/176М2, может работать вместе с оптической прицельной системой "ФОТ".  В режимы работы РЛСУ введен новый режим ПР - "противоракетный". Система дополнена лазерными целеуказателем КМ-11-1 и дальномером ЛДМ-1 "Крейсер".

 

- РЛСУ "Ласка" (первое исполнение изделия 5П-10Э) - одновременно с опровождает 4 цели,  дальность обнаружения - 21 км, сектор обзора по азимуту - 180 град.,  сектор обзора по углу места - 40 град., время реакции - 2-3 с, боевой расчет - 1 чел,  одновременно управляет двумя АК (30 и/или 76 мм), потребляет 10 кВт электроэнергии, масса - 1000 кг, масса антенного поста - 500 кг. На установке возможно размещение ПУ ПЗРК "Игла-С"; может работать с оптикоэлектронной системой СП-521 "Ракурс".

 

- АК-630М1-2 может работать под управлением РЛСУ МР-123-02 (опытовый катер Р-44) и МР-123-03.

- АК-630М-2 "Дуэт" - дистанционное управление от РЛСУ или оптико-электронного поста наблюдения. 

Установка аналогична по корабельным конструкциям установке АК-630М, использовано 70% узлов и деталей от АК-630М и те же размерности. Боезапас увеличен в 2 раза по сравнению с АК-630М. Установка наводится следящим электрогидравлическим приводом Д-219 (статическая ошибка наведения - до 2 точек дальномера). Жидкостная система охлаждения (вода или антифриз). Питание боеприпасами - непрерывное ленточное.

Устройство установки АК-630М1-2 (цифрами обозначено: 1 - маска, 2 - автоматы АО-18, 3 - газовый компенсатор, 4 - станок, 5 - погон, 6 - барбет, 7 - люлька, 8 - гильзоотвод, 9 - патронная лента). Иллюстрация создана с использованием материалов с сайта http://pvo.guns.ru. Боезапас - 4000 выстр. (масса магазинов - 241 кг и 242 кг).

Высота установки от посадочной плоскости - 1285 мм

Высота линии огня над шаровым основанием:

- 813 мм (верхний автомат)

- 493 мм (нижний автомат)

Расстояние между осями автоматов - 320 мм

Радиус обметания по стволам - 1725 мм

Радиус обметания по обтекателю - 890 мм

Число шаров - 191

Диаметр шаров - 15.9 мм

Угол наведения по вертикали - от -25  до +90 град.Угол наведения по горизонтали - +-180 -5 град.

Скорость верикального наведения - 50 град/с

Скорость горизонтального наведения - 70 град/с

Масса установки без боекомплекта и ЗИП - 2500 кг (в т.ч. АК-630М-2)

Масса установки с боекомплектом 1000 выстр., без ЗИП - 3307 кг

Масса установки с полным боекомплектом (4000 вытр.) - 6519 кг

Масса установки с полным боекомплектом (4000 вытр.) с РЛСУ - 11819 кг

Длина автомата - 1620 мм (54 калибра)

Число нарезов - 16

ТТХ установки:Скорость начальная - 880-900 м/с (в т.ч. АК-630М-2)Дальность действия:

- 8100 м (баллистическая)

- 4000 м (по воздушным целям, наклонная обеспечиваемая РЛС МР-123, в т.ч. АК-630М-2)

- 5000 м (по самоликвидатору и по надводным целям, обеспечиваемая наведением через визирную колонку, в т.ч. АК-630М-2) - 500-600 м (эффективная) Высота полета воздушной цели с ЭПР 0,01 кв.м (минимальная) -  3-5  м (АК-630М / М1-2) Скорострельность:- 10000 выстр./мин (АК-630М1-2)- 4000-5000 выстр/мин (один автомат, АК-630М-2)- 8000-10000 выстр/мин (два автомата, АК-630М-2)

Временной интервал обстрела цели - 4-5 с (АК-630М1-2)

Вероятность поражения цели - 70-80 % (АК-630М1-2)

Ресурс автомата ГШ-6-30К - 12000 выстрелов (АК-630М1, после чего начальная скорость снарядов снижается на 6%)

 

Режимы стрельбы:

- шесть очередей по 400 выстр. с перерывами по 5-6 сек. на 1 автомат;

- шесть очередей по 200 выстр. с перерывами по 1-1.5 сек на 1 автомат;

 

Боеприпасы аналогичны боеприпасам автоматов типа АО-18 (АК-630).

 

ОФ-84 - осколочно-фугансо-зажигательный снаряд, масса 39о грамм, масса ВВ - 48,5 грамм, взрыватель А-498К.

 

ОФЗ - модификация ОФ-84, вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 0.25 (АК "Голкипер" NATO - 1.0).

 

ОР-84 - осколочно-трассирующий снаряд, без взрывателя, масса - 390 грамм, масса ВВ - 11,7 грамм.

Модификации:- АК-630М1-2 "Рой" (установка) - проходила испытания и преджлагалась на экспорт.

 

АК-630М1-2 в музее "Тульского машиностроительного завода", 2003 г.

- АК-630М1-2 "Ласка" (комплекс с СУО "Ласка") - комплекс установки АК-630М1-2 и РЛССУ "Ласка. Предлагался на экспорт в конце 1990-х годов.

- АК-630М-2 "Дуэт" (установка) - обновленная модель установки АК-630М1-2, на выставках в Санкт-Петербурге представлен опытный образец.

 

Носители:

- Ракетный катер Р-44 пр.2066 (заводской №242) - испытания опытной установки АК-630М1-2 (лето 1989 г.). Установка смонтирована на катере в 1987 г. - МРК пр.21631 "Буян-М" - предположительно 1 установка АК-630М-2 "Дуэт" в корме. Всего планируется построить не менее 6 кораблей для Черноморского флота и Каспийской флотилии. Головной корабль "Град Свияжск" заложен на Зеленодольском ССЗ 27.08.2010 г.

Статус:

Россия

1989 г. - 1 катер Р-44 с установкой АК-630М1-2;

1995 г. - 1 катер Р-44 с установкой АК-630М1-2 базируется в г.Севастополь;2008 г. 5 октября - катер Р-44 списан.

Данных по экспорту по состоянию на 2001 г. нет.

 

Источники:

Вестник ПВО: авторский проект Саида Аминова. Сайт http://pvo.guns.ru/, 2007 г.Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.Russian-Ships.info. Сайт http://russian-ships.info, 2011 г.

militaryrussia.ru

Корабельная арт. установка АК-630

АК-630

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18, спроектированная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть применена для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Производство освоено на Тульском машиностроительном заводе.

Применение

-Большие противолодочные корабли проекта 1134-А-Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б-ТАРКР «Адмирал Лазарев»-ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"-ТАКР проекта 1143 "Кречет"-ЭМ проекта 956 «Сарыч»-Крейсера проекта 1164

-Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»-Сторожевые корабли проекта 1135-Сторожевые корабли проекта 11356-Малые ракетные корабли проекта 1239-Малые противолодочные корабли проекта 1124-Малые ракетные корабли проекта 1234-Ракетные катера проекта 1241

-Сторожевые катера проекта 10410-Облегчённый вариант пушки под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на истребителе-бомбардировщике МиГ-27-Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322-Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081

ТТХ

Огневые характеристики:

-Калибр: 30 мм-Патрон: 30х165 мм-Длина ствола: 54 калибра-Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин-Длина очереди:-6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с-6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с-Масса патрона: 0,83 кг-Начальная скорость снаряда: 1030 м/с-Дальность стрельбы: 4000 м-Вертикальная плоскость: от -12 до +88 град-Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек-Горизонтальная плоскость: от +180 до -180 град-Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

-Масса: 3800 кг-Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное-Боевой расчёт: 1 чел.-Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Боекомплект

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832—834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

Калибр30 мм
Максимальная дальность стрельбы4000 м
Скорострельность4000-5000 выстр/мин

wartools.ru

АК — 630 «корабельная стража»

Проектирование 30-мм шестистволь-юй установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г.Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

 

Конструкторами КБП Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

 

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы. Питание автомата — непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином — А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

 

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

 

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3—4 т. д.(т.д. — тысячная дистанции) Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков. Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

 

Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий). На случай выхода из строя РАС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта. Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

 

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.

 

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4—5 очередей по 20—25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3—5 секунд. По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года. Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213. Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

 

Устройство пушки АК-630М: 1 — кабели, 2 — блок управления, 3 — магазин со створками, 4 — шланги охлаждения, 5 — штыри для крепления лебедки, 6 — рукав питания, 7 — барбет, 8 — станок, 9 — механизм управления цепями стрельбы и торможения, 10 — блок стволов, 11 — маска, 12 — гильзо-звеньеотвод, 13 — обтекатель, 14 — цилиндр подъема люка, 15 — стопор “по-походному”, 16—буфер горизонтальный, 17—гидронасос привода ВН, 18—гидронасос привода ГН, 19—пневмоподтяг, 20— крышка горловины, 21 — рукав подачи звеньев, 22 — ресивер, 23 — масло-влагоотделители, 24 — бак охлаждения, 25 — насос системы охлаждения, 26 — электродвигатель, 27 — рычаг ручной подачи. С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176( Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).

 

Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году — 12, в 1971 году — 14, в 1972 году — 37 и т. д. Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.  

 

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka Спасибо, до скорых встреч…

Статьи на тему:

  • Летающая ПЛ В середине 1930-х годов в Советском союзе приступили к созданию мощного военно-морского флота, что предусматривало строительство линкоров, авианосцев и кораблей других классов. Это стимулировало поя...
  • Убийцы авианосцевУ МОРЯКОВ вражеский авианосец считается целью № 1. Чтобы потопить его, в случае военных действий придется проводить военно-морскую операцию в масштабах флота. В ней могут участвовать десятки надводных...
  • Авианосец «Адмирал Кузнецов» Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 11435, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс...
  • Второй флот США перестанет существовать О как! Американцы поняли, что воевать с Канадой и Мексикой не будут и решили сократить ВМС.  Церемония расформирования 2-го флота США состоится 30 сентября на военно-морской базе Норфолк,...
  • Ту-22. Заключение В июле 1961 г., после демонстрации Ту-22 на воздушном празднике в Тушине, зарубежные специалисты окрестили машину "Бьюти" — "Прелесть". Но уже в 1962 г. эксперты НАТО присв...
  • Ту-22. Часть первая В начале 1954 г. в Министерстве авиационной промышленности обсуждался вопрос о строительстве стратегических бомбардировщиков. Катастрофа опытного Ту-95 и задержка с доводкой турбовинтового двигателя...
  • Галерея Общество. День Военно-морского флота России 2009 год Новые фотографии в разделе «Общество» Альбом:  День Военно-морского флота России 2009 год   Смотреть фотографии в Галереи-Нечто ...
  • Простые механизмы которые были загадкой 1. механизм за счёт которого обеспечивается прерывистое движение секундной стрелки   02. радиальный двигатель  03. возвратно-поступательные движения прощ...
  • Чёрный дрозд разведчик SR-71A Знаменитый советский авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». "Пожалуй, нет в мировой истории такого самолета, котор...
  • О паровой машине и лошадиной силе УАТТ, ДЖЕЙМС (Watt, James, 1736-1819), шотландский инженер и изобретатель. Родился 19 января 1736 г. в Гриноке, близ Глазго (Шотландия), в семье купца. Из-за слабого здоровья Уатт формально мало учи...

на Ваш сайт.

nechtoportal.ru

От А до Я - АК-630

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (в настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Это позволило получить компактную и легкую АУ. Достаточно сказать, что при штатном боезапасе 2000 выстрелов вся масса АУ меньше массы боезапаса. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темп стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистиллированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т.д. (т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725. В качестве мишеней применялись Ла-17М и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213. Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176 (модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской № 401). Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. Модернизированная система МР-123/176 способна управлять огнем двух артустановок АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176. В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий). На случай выхода из строя РЛС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213 на десантных кораблях по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов. Первым является осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ. Второй - осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

При начальной скорости снаряда 900 м/с дальность стрельбы баллистическая - 8100 м, по самоликвидатору - 5000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая системой МР-123, - 4000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая визирной колонкой, - 5000 м.

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д. Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров. В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис «Жданов», БПК пр.61М и другие.

Страна СССР
Разработчик ОКБ-43
Год принятия на вооружение 1976/1980
Артиллерийская установка А-213 (Автомат АО-18)
Калибр 30 мм
Количество стволов Блок из 6
Длина автомата с патронником 1629 мм / 54.3 клб
Длина канала ствола 54 клб
Длина нарезной части 1460 мм
Крутизна нарезов (постоянная) 23.8 клб
Число нарезов 16
Глубина нарезов 0.3 + 0.1 мм
Ширина нарезов 3.5 + 0.4 мм
Ширина поля 2.4 мм
Длина отката максимальная 13 мм
Длина / ширина / высота автомата 2176 / 295 / 336 мм
Диаметр шарового погона 1240 мм
Число шаров 191
Диаметр шаров 15.87 мм
Высота линии огня от шарового погона 218 мм
Высота установки над палубой 1070 мм
Радиус обметания по стволам 1660 мм
Радиус обметания по казенной части 663 мм
Диаметр подбашенного помещения 2500 мм
Высота подбашенного помещения 2050 мм
Предельный угол верт. наведения От -12º до +88º
Предельный угол гор. наведения ±180°
Скорость наведения верт./гор. 50/70 град/с
Масса автомата Не более 205 кг
Масса АУ без БК, ЗИП и узлов вне установки Не более 1000 кг
Масса узлов вне установки 800 кг
Масса АУ без БК и ЗИП 1850 кг
Масса полного БК с лентой 1918 кг
Масса АУ с БК 3814 кг
Масса АУ с системой управления 9114 кг
Темп стрельбы (длина очереди) 4000-5000 (400) выстр./мин
Время охлаждения 15 с
Готовый к стрельбе БЗ 2000/3000 выстр.
Ресурс АО-18 с учетом профилактики 8000 выстр
СУ при стрельбе на самоуправление ВК
СУАО (РЛС СУАО) «Вымпел/-А» (МР-123/-01) / «Барс» (МР-103)
Оптико-электронные системы ТВ
Тип снаряда Осколочно-фугасно-зажигательный Осколочно-трассирующий
Индекс снаряда ОФ-84 (ОФЗ) ОР-84
Тип взрывателя А-498К -
Масса снаряда (ВВ) 0.39 (0.0485) кг 0.39 (0.0117) кг
Масса выстрела 0.832-0.834 кг
Длина выстрела 293 мм
Масса гильзы 30 г
Марка пороха 6/7ФЛ
Дальность баллистическая 8100 м
Дальность по самоликвидатору 5000 м
Начальная скорость снаряда 900 м/с

ot-a-do-ya.org